Сам, являясь выходцем из партийной номенклатуры, Ельцин, выступил против нее в конце 80-х. В эпоху его правления в 90-х сформировалась основа современной структуры чиновничества России.
В отличие от разгрома старого чиновничества в 1917 году, политические изменения в России, произошедшие в начале 90-х годов, не сопровождались гонениями на членов номенклатуры. Напротив, многие из них оказались в удобном положении для занятия ключевых позиций в новой структуре власти. Некоторые исследователи (например, Андрей Бунич) полагают, что советская номенклатура не исчезла, а лишь трансформировалась, мало изменив состав своих членов (с поправкой на старение и приток новых кадров). Существует также мнение, что современная российская бюрократия остается не менее закрытой кастой, чем номенклатура в СССР.
В процессе перестройки не удалось избавиться от огромного бюрократического аппарата. Это связывается как с падением ограничений для чиновников, «падением оков», ограничивающих их свободу, так и собственно с гигантским чиновничьим аппаратом — наследством «реального социализма». В настоящее время власть в России представлена бюрократическим аппаратом, жестко сращенным с олигархическими структурами.
Наблюдается неуклонный рост численности чиновников в России, несмотря на то, что численность населения падает. Эта тенденция началась при Ельцине, и с тех пор ежегодный прирост чиновников постоянно увеличивался от 50 до 150 тысяч. По данным Росстата, в 2005 году армия чиновников выросла на 10,9%, а количество служащих в органах власти составило 1,462 миллиона человек. Для сравнения, при Брежневе во всем СССР было 1,755 миллионов чиновников. Численность населения СССР превышала современную численность населения России в два раза.
Федеральные чиновники зачастую дублируют функции чиновников местных. Так, в Липецкой области (население 1,2 миллиона) работают 12 тысяч федеральных чиновников, большинство из которых дублируют работу областной бюрократии.