Влияние «кризиса трех лет» на познавательное развитие дошкольников
Диссертация
Апробация и внедрение. Материалы и результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях лаборатории «Психология одаренности» Психологического Института РАО (2002 — 2006 г.), на заседаниях кафедры педагогики и психологии Славянского Университета Молдовы. Результаты работы докладывались на научно-практических конференциях (Кишинев, Тирасполь, 2004, 2005, 2006; Одесса, 2004; Москва, 2005… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретический анализ психологических исследований по проблемам развития ребенка в дошкольном возрасте
- 1. 1. Особенности познавательного развития детей в. I I v ' ' 1 ' ! 1 л л дошкольном возрасте
- 1. 2. Проблема кризиса трех лет в психологии
- 1. 3. Особенности проявления «автономности» и «самостоятельности» в дошкольном возрасте
- 1. 3. 1. Содержание понятия «автономность» в зарубежной психологии
- 1. 3. 2. Проблема самостоятельности дошкольника в российской психологии
- 1. 4. Различные формы отделения от взрослого у ребенка в период кризиса трех лет
- Глава 2. Организация исследования
- 2. 1. Лонгитюдный тип организации исследования и характеристика выборки
- 2. 2. Описание методов и методик, использованных в эксперименте
- 2. 2. 1. Наблюдение, беседа, метод экспертных оценок
- 2. 2. 2. Экспериментальные методы
- 2. 2. 3. Методы математической статистики
- 3. 1. Проявления кризиса и экспертный анализ результатов
- 3. 2. Взаимосвязь основных характеристик кризиса трех лет (автономности и самостоятельности)
- 3. 3. Динамика возрастных характеристик кризиса
- 3. 4. Связь характеристик кризиса с познавательным развитием дошкольника
- 3. 5. Индивидуально-типологический анализ кризиса
- 3. 6. Половые различия в протекании кризиса и познавательном развитии в кризисный и посткризисный период
Список литературы
- Адлер А. Наука жить. К.: Port — Royal, 1997. — 288 с.
- Акимова М.К., Козлова В. Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. -М.: Академия, 2000. 160 с.
- Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4 7лет): Дисс.. .канд. псих.наук. — М., 2000. — 196 с.
- Асмолов А.Г., Ягодин Г .Я. Образование как расширение возможностейличностей (от диагностики отбора к диагностике развития) // Вопросы психологии. 1992. -№ 1−2. — С.6−13.
- Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. Кн.1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. М.: ВЛАДОС, 2000. -240 с.
- Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2005. — 128 с.
- Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. — М.: Московский психолого-социальный институт: «Флинта», 2004. 144 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988. — С. 222−224.
- Бине А., Симон Т. Измерение умственных способностей. СПб.: Союз, 1998.-432 с.
- Блонский П.П. Психология младшего школьника/Под ред. А. И. Липкиной, Т. Д. Марцинковской. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 1997. — 575 с.
- П.Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: изд-во Ростов, ун-та, 1983. — 173 с.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
- Бодунов М.В. Структура формально-динамических особенностей активности личности //Вопросы психологии. 1977. -№ 5. — С. 129−134.
- М.Божович Л. И. Проблемы формирования личности // Избранные психологические труды. — М.: Межд. педаг. академия, 1995. 209 с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе /Под ред. Л.М.' Семенюк. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО"МОДЭК", 1998. — С. 120−131.
- Божович Л.И., Славина Л. С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту /Под ред. Л. М. Семенюк. М.: Московский, психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — С. 242−246.
- Большой толковый психологический словарь. В 2 т. Т.2. / А.Ребер. 2-е изд. -М.: Вече — Аст, 2001. — 559 с.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — 414 с.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. -М.:Мысль, 1979.-230 с.
- Бурменская Г. В. Типологический анализ онтогенеза индивидуальных различий // Вопросы психологии. 2002. — № 2. — С. 5−13.
- Бюллер Ш., Хетцер Г. Диагностика нервно- психического развития детей раннего возраста. М.: Учпедгиз, 1935. — 320 с.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. СПб.: Питер, 2001. — 208 с.
- Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мыслительной деятельности: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1989.
- Венгер А.Л. Соотношение возрастных и индивидуальных закономерностей психического развития ребенка: Дис.док. психол. наук. М., 2002.-294 с.
- Венгер Л.А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. — 1972. № 1. — С. 30−35.
- Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста /Под ред. О. М. Дьяченко. М.: ПЕРСЭ, 2003. -144 с.
- Веракса Н.Е., Булычева А. И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 2003. — № 6. — С. 17−31.
- Винникот Д.В. Семья и развитие ребенка. Мать и дитя. Екатеринбург: Изд — во «ЛИТУР», 2004. — 400 с.
- Вишнякова Н.Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: Дис. .док. психол. наук. М., 1996. — 390с.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
- Выготский JI.C. Мышление и речь. М.: Изд-во «Лабиринт», 2001. — 368 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. — 92 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Высшая школа, 2002.- 336 с.
- Гильбух.Ю. З. Понятие зоны ближайшего развития и его роль в решении актуальных задач педагогической психологии // Вопросы психологии. — 1987.-№ 3.-С. 33−40.
- Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. М.: ИП РАН, 1994.
- Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность дошкольников // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С. 34−40.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2. М.: Мир, 1999. — 376 с.
- Голубева А.Н. Психологические особенности проявления настойчивости у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. псих. наук. М., 1955.14 с.
- Гуськова Т.В. Психологический анализ кризиса трех лет: Дис. .канд. психол. наук. М., 1988. — 167 с.
- Гуськова Т.В. Психологический анализ симптоматики кризиса трех лет // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989 — № 1.-С. 32−37.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.:Академия, 2004. -288 с.
- Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста (от 5-ти до 6-ти лет) / Бардина Р. И., Булычева А. И., Дьяченко О. М., Холмовская В. В. М.: МО и ПК, 1996. — 113 с.
- Диагностика умственного развития дошкольников /Л.А.Венгер, В. В. Холмовская, О. М. Дьяченко и др. -М.: Педагогика, 1978. 248 с.
- Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985. — 190 с.
- Драгунова Т.В. Подросток. М: Знание, 1976. — 96 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 368 с.
- Дружинин В.Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на развитие креативности // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. -№ 4. — С. 83−93.
- Дьяченко О.М. Проблемы индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 138−146.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1996. -197 с.
- Егорова М.С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей // Вопросы психологии. —2000. -№ 1. С.36−40.
- Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. — М.: Московский психолого социальный институт, 2001. — 194 с.
- Жукова Е.С. Исследование становления интеллектуальной активности и креативности у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Одаренность: рабочая концепция. Москва Самара, 2000. — С. 166−171.
- Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность // Хрестоматия по ощущению и восприятию, М.: Издательство МГУ, 1975. С.197−204.
- Ильин Е.П. Психология воли. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 288 с.
- Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи детьми дошкольниками. -М.: МГУ, 1968.-328 с.
- Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного периода развития: Дисс. .док. псих. наук. М., 1996.
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: Издательство «Питер», — 2002. — 992 с.
- Кро О. Интеллектуальное развитие в период созревания / Под ред. И. Аремова. М., Л., 1931.
- Кудрявцев В.Т. Дошкольное и начальное образование — единый развивающийся мир // Дошкольное воспитание. 2001. — № 6. — С.58−72.
- Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. 2003. — № 5. — С.61−68.
- Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 113−120.
- Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г. К. Субъект деятельности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2001. — № 4. — С. 14−30.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология / Развитие ребенка от рождения до 17 лет /. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 176 с.
- Ларин А.П. О сущности и причинах детского упрямства: Дисс. .канд. педагог, наук. М., 1953.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М.: Педагогика, 1971. -279 с.
- Лейтес Н.С., Голубева Э. А., Кадыров Б. Д. Динамическая сторона психической активности и активированность мозга // Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М., 1980. — С. 114−124.
- Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Избр. психол. произв.: в 2-х т.- М.: Педагогика, 1983. Т.1. — С.281−303.
- Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. -М.: ПИР АО, 1995. 144 с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. -2-е изд. М.: Московский психолого — социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.-384 с.
- Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей // Вопросы психологии. 1978. — № 5. — С.73−77.
- Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения / Под ред. Л. М. Семенюк. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», — 1998. — С.247−268.
- Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольника /Под ред. Л. М. Семенюк. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — С.268−280.
- Маслоу А. Мотивация и личность. Спб: Евразия, 1999. — 478 с.
- Маслоу А. По направлению к психологии бытия. — М.: Изд-во ЭКСМО -Пресс, 2002.-272 с.
- Матюшкин A.M. Мышление, обучение, творчество. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. — 720 с.
- Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. — 1982. № 4. — С.5−17.
- Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т. В. Корниловой. М.: Издательская группа «ФОРУМ» — «ИНФРА-М», 1998.-296 с.
- Миллер С. Психология развития: методы исследования. СПб.: Издательство «Питер», 2002. — 464 с.
- Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. -М., 1961.-224 с.
- Мухина B.C. Детская психология. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО — Пресс, 1999. — 352 с.
- Мясоед П.А. Методика непрямой экспресс диагностики уровня психического развития дошкольников // Вопросы психологии. — 1996. — № 2. — С.130−136.
- Небылицын В.Д. К проблеме мозговых механизмов индивидуально-психологических различий у человека // Нейрофизиологические механизмы психической деятельности человека. Д.: Наука, 1974. -С.118−123.
- Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Книга 2: Психология образования. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. — 608 с.
- Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. 8-е междунар. изд. — СПб: «Питер», 2002. — 640 с.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М.: Российскоепедагогическое агенство, 1996. — 374 с.
- Общая психология /Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986. —463 с.
- Олпорт Г. В. Личность в психологии. М.: КСП, 1998. — 345 с.
- Осницкий А.К. Критерии развития самодеятельности человека // Сборникдокладов научной сессии психологического института им. Л. Г. Щукиной. М., 1999.-С.165−177.
- Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. М.: МПСИ, 1997. — 123 с.
- Пантина Н.С. Становление интеллекта в дошкольном детстве. М.: РОС1. СПЭН, 1996.-272 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международнаяпедагогическая академия, 1994. 680 с.
- Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Б.и., 2000. — 266 с.
- Поддьяков А.Н. Противодействие обучению как фактор развития //
- Дошкольное воспитание. 2003. -№ 1. — С.78−83.
- Поддьяков Н.Н. Доминирование процессов интеграции закон развитиядетей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -2000. № 1. — С. 73−77.
- Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. — 200 с.
- Поддьяков Н.Н. Проблемы психического развития ребенка // Дошкольное воспитание. 2001. — № 9. — С.68−75.
- Поддъяков Н.Н. Ребенок дошкольник: проблемы психического развитияи саморазвития // Дошкольное воспитание. 1998. — № 12. — С.68−74.
- Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития
- Вопросы психологии. 1994. — № 1. — С.61−69.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 184 с.
- Пономарев Я.А. Психология творения. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: изд во НПО «МОДЭК», 1999. — 480 с.
- Порембская JI.А. Бытовой труд как средство воспитания самостоятельности детей дошкольного возраста // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1956.-Т.126.-262 с.
- Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 528 с.
- Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. — 264 с.
- Психологическая диагностика / Под ред. К. Н. Гуревича, Е. М. Борисовой. -2-е изд. М.: УРАО, 2000. — 302 с.
- Психологическое обследование детей дошкольного младшего школьного возраста / Под ред. Г. В. Бурменской. — М.: УМК «Психология», 2003. — 252 с.
- Психология личности / Под ред. Д. Я. Райгородского, в 2-х т. Т.1: Зарубежные концепции личности. Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2002.-512 с.
- Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Изд. центр «Академия», 1996. -416 с.
- Разина Н.В. Новообразование кризиса трех лет как показатель готовности детей к игровой деятельности // Культурно-историческая психология развития. Материалы чтений, посвященных памяти Л. С. Выготского. М., 2001.-С.200−202.
- ПО.Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб: Питер, 2001.- 176 с.
- Ш. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: ЭКСМО — Пресс, 2001. — 416 с.
- Салливан Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии. М — СПБ, 1999.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2001.-350 с.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Гринго, 1996.- 192 с.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка: от рождения до семи лет. М.: Школа — Пресс, 1997. — 384 с.
- Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. -М.: Ин-т прак. Психологии, 1998. 256 с.
- Соколов Е.Н. Восприятие и условный рефлекс. М.: Изд-во МГУ, 1958. -331 с.
- Соловьева О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьника // Вопросы психологии. 2003. — № 3. — С.22−34.
- Субботский Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С.68−78.
- Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. 429 с.
- Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 528 с.
- Тихомиров О.М. Психология мышления. М.: Академия, 2002. — 288 с.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. -Ярославль: Академия развития, 1996. 192 с.
- Тэхкэ В. Психика и ее лечение: психоаналитический подход. М.- Академический проект, 2001. — 576 с.
- Фетискин Н.П. Психодиагностика детской одаренности. Москва-Кострома, 2001.- 184 с.
- Фидельман М.И. Динамика развития творческой и интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте: Дис. .канд. психол. наук. -М., 1994.- 136 с.
- Фрейд 3. Избранное. Ростов на Дону: Феникс, 1998. — 352 с.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени.- М.: Прогресс, 1993. -480 с.
- Хъелл JL, Зинглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. — СПб.: Питер, 2004. — 607 с.
- Цукерман Г. А., Елизарова Н. В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С.37−44.
- Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. М.: Знание, 1990−77с.
- Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: Столетие, 1997. — 480 с.
- Шванцар И. Диагностика психического развития. Прага: Медицинское изд. АВИЦЕНУМ, 1978. — 388 с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971. — 352 с.
- Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже, выпуск V. -М.: Прогресс, 1975.-288 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Акад. Пед. наук РСФСР, 1960. -328 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С.39−51.
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: ООО «Речь», 2002. — 416 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: «Прогресс», 1996.-335 с.
- Юнг К. Г. Конфликты детской души. М.: Канон, 1995. — 336 с.
- Юркевич B.C. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность. -М.: Просвещение, 1996. 136 с.
- Юркевич B.C. О «наивной «и «культурной» креативности // Основные современные концепции творчества и одаренности. Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997. — С. 127−142.
- Юркевич B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника // Вопросы психологии. 1980. — № 2. — С.83−92.
- Юркевич B.C. Светлая радость познания. -М.: Знание, 1977. 64 с.
- Яковлева E.JI. Психология развития творческого потенциала личности. М.: «Флинта», 1997.-224 с.
- Abraham К. A. Short study of the development of the libido, viewed in the light of mental disorders in selected papers of psycho-analysis. N.Y.: Basic Books, 1953.-P. 418−501.
- Berlyne D.E. Structure and direction in thinking. -N.Y., 1965. 378 p.
- Boom J. The concept «Developmentel stage». Proefscript nijmegen, 1992.
- Caspi A. et. al. Temperamental origins of child and adolescent behavior problems: From age three to age fifteen // Child Devel. 1995. — V.66. — N. 1. -P.55−68.
- Ferenczi S. Psycho-analysis of sexual habits in further contributions to the theory and technique of psycho-analysis. N.Y.: Basic Books, 1952. — P. 259 297.
- Flavell J.H. Cognitive development. 2nd ed. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1985.
- Freud A. The concept of the rejecting mother. — In the writings of Anna Freud. Vol. 4. N.Y.: Int. Univ. Press, 1968. — P.586−602.
- Greenacre P. Early phisical determinants in the development of the sense of identity. In Emotional growth. — Vol.1. — N.Y.: Int.Univ. Press, 1971. — P.113 -127.
- Hartmann H. Ego psychology and the problem of adaptation. N.Y.: Int. University Press, 1958.
- Havighurst R. Developmental Tasks and Education. N.Y.: D. Mckay Company, 1972.
- Heymans P. Developmental tasks: A cultural Analysis of Human Development / Developmental tasks: Towards a cultural Analysis of Human Development. — Dortreht, Boston, London, 1994.
- Kagan J. The nature of the child. N.Y.: Basic Books, Inc., 1984.
- Kernberg O.F. Self, ego, affects and drives // American Psychoanal. Assn., 1982.-P. 893−917.
- Klein M. On the development of mental functioning. In the writings of • Melanie Klein. Vol.3. L.: Hogarth, 1975.
- Kohlberg L. Stage and sequence: The cognitive developmental approach to socialization // D.A. Goslin (Eds.). — Handbook of socialization theory and research. — Chicago: Rand McNally, 1969.
- Kohut H. Restoration of the self. N.Y.: Int. University Press, 1977.
- Levinson D.A. A conception of adult development // American psychologist. -1986.-N. 41.-P.3−13.
- Mahler M. S. On the first three subphases of the separation-individuation process. — Int. J.Psychoanal., 1972.
- Marcia J. Development and validation of ego-identity status // Journal of personality and social psychology. 1966. -N.3. — P.551−558.
- Mednich S.A. The associative basis of the creative process // Psyhol. Rewiew. -1969. -N.2. -P.220−232.
- Guilford J.P. The nature of human intelligence. N.Y.: McCraw- Hill, 1967.
- Piages J. Inhelder B. The early growth of logic in the child. Classification and seriation. L.: Harper and Row, 1964.
- Renzulli J.S. The three-ring conception of giftedness: A developmental model for creative productivity // R.I. Sternberg, J.E.Davidson (Eds.). Conceptions of Giftedness. — Cambridge, 1986. — P.53−92.
- Sander L.W. Polarity, paradox and the organizing process in development. In Fronties of infant psychiatry //J.D.Call, E. Galenson and R.L.Tyson (Eds.). -N.Y.: Basic Books, 1983.
- Spitz R.A. On the genesis of superego components.-Psychoanal. Study Child.-1958.
- Stem D.N. The first relationship: infant and mother. Cambridge. Mass. Harvard University Press, 1977.
- Stern D.N. The interpersonal world of the infant. N.Y.: Basic Books, 1985.
- Terman L.M. The measurement of intelligence. Boston: Houghton Mifflin, 1916.
- Torrance E.P. Growing in creatively gifted: a 22 year longitudinal study // Creative child and adult guaterly. — 1980 -N. 5. — P.148−170.
- Wechsler D. Wechsler Intelligence Scale for children. N.Y.: Psychological Corporation, 1991.
- Werner H., Kaplan B. The developmental approach to cognition // Amer. Anthropologist. 1959. — V. 58. — N.5. — P.868−880.
- Winnicott D.W. The theory of the parent-infant relationships in the maturational processes and the facilitating environment. N.Y.: Int. University Press, 1965. -P.37−55.