Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Таможенно — тарифное регулирование в условиях расширения мирохозяйственных связей как средство обеспечения экономической безопасности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Россия стремится занять в международном разделении труда положение, соответствующее ее интеллектуальному, промышленному и научному потенциалам, стать полноправным участником мирохозяйственных процессов, использовать преимущества международного обмена в целях экономического роста и эффективного реформирования структуры национальной экономики. Однако современные процессы интеграции напрямую… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений и обозначений

Глава 1. Теоретические основы таможенно-тарифного регулирования как фактора обеспечения экономической безопасности.

1.1. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности

1.2. Понятие таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности и средств его применения.

1.3. Теоретические основы применения таможенно-тарифного регулирования.

Глава 2. Таможенно-тарифная политика как фактор интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

2.1. Процесс глобализации. Последствия интеграции России в мировое хозяйство.

2.2. Место таможенно-тарифной политики Российской Федерации в обеспечении условий эффективной интеграции в мировую экономику.

Глава 3. Механизм таможенно-тарифного регулирования как фактора обеспечения экономической безопасности в связи с расширением мирохозяйственных связей.

3.1. Уточнение сущности и концепции формирования таможенно-тарифной политики РФ на современном этапе экономического развития мирового хозяйства.

3.2. Принципы формирования и реализации таможенно-тарифного регулирования ВЭД РФ как фактора обеспечения экономической безопасности.

3.3. Методика обоснования решений в области таможенно-тарифного регулирования в условиях глобализации мирохозяйственных связей.

Таможенно — тарифное регулирование в условиях расширения мирохозяйственных связей как средство обеспечения экономической безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется необходимостью усиления роли таможенно-тарифного регулирования в условиях расширения мирохозяйственных связей, а также повышению его значимости в защите экономической безопасности Российской Федерации.

Переход Российской Федерации к рыночным отношениям в экономике сопровождается усилением интеграции в мирохозяйственные связи, которые зачастую играют ключевую роль в определении направлений развития всей экономики страны. Особое значение приобретает внешнеэкономическая деятельность в обеспечении критериев экономической безопасности. Экспорт и особенно импорт товаров определяют насыщенность рынка страны товарами и современными технологиями. Сбалансированность внешнеторговой деятельность в меру экономического развития государства может определяться такими инструментами внешнеэкономического регулирования как тарифное и нетарифное регулирование. Но если нетарифное регулирование представляет собой прямое директивное определение внешнеторговой политики, то тарифно-таможенное регулирование носит характер косвенного воздействия на экономические отношения, регулируя их опосредованно через систему взвешенного определения таможенных тарифов.

Тотальная, законодательно не отрегулированная открытость экономики, незащищенность границ с другими — республиками бывшего Советского Союза привели, особенно в первой половине девяностых годов прошлого столетия к невиданному по масштабам оттоку материальных ресурсов, финансового и человеческого капитала, снижению инвестиционного потенциала России и резкому падению жизненного уровня большей части населения на всем постсоветском пространстве. Российский рынок наводнило огромное количество контрабандной и контрафактной продукции.

Реформирование российской экономики на современном этапе также не может осуществляться без учета влияния глобализации мировой экономики. Этот фактор становится одним из определяющих при формировании экономической политики страны.

Проблема сочетания открытости и закрытости, или защищенности российской экономики может быть решена только при определении роли внутреннего и внешнего рынков, оценки их приоритетности для стабильного функционирования и динамичного развития отечественной экономики.

Россия стремится занять в международном разделении труда положение, соответствующее ее интеллектуальному, промышленному и научному потенциалам, стать полноправным участником мирохозяйственных процессов, использовать преимущества международного обмена в целях экономического роста и эффективного реформирования структуры национальной экономики. Однако современные процессы интеграции напрямую затрагивают сферу экономической безопасности страны. Это приводит к необходимости создания развитой системы институтов международного взаимодействия и формирование комплекса эффективных инструментов таможенно-тарифного регулирования как самим процессом интеграции российской экономики в мировую экономическую систему в условиях глобализации, так и его последствиями, разработку хорошо продуманной стратегии государства в сфере обеспечения экономической безопасности.

Необходимая концепция вхождения России в мировой рынок, требующая проведения оценки конкурентоспособности товарного и фондового отечественных рынков, невозможна без одновременного создания концепции эффективной таможенной политики в первую очередь с целью оптимизации соотношения экспорта и импорта, требующей наличия надежного механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Необходимо создание отлаженной и надежной системы государственного воздействия на экономику, позволяющей осуществлять с наименьшими потерями регулирование важнейших экономических преобразований, а также способной взять на себя функции управления и поддержания экономики страны на безопасном уровне. При этом необходимо четко определить границы, критерии или условия государственного вмешательства во внешнеэкономические отношения (в частности, границы разумного таможенно-тарифного регулирования), а также обеспечить развитие эффективных методов таможенно-тарифной политики государства.

Сущность и стратегия экономической безопасности не исчерпываются только проблемами создания гибкой системы государственного регулирования рыночного типа, но и затрагивает реализацию тарифной политики государства для обеспечения сбалансированной протекционистской политики. Стратегия не станет действенным инструментом политики, если не будут конкретизированы задачи безопасности в отдельных областях экономики: в производстве, научно-технической, социальной и внешнеэкономической.

Продвижение российских товаров на внешние рынки невозможны без использования преимуществ ВТО для защиты от антидемпинговых мер (которые США, например, применяют по отношению к российскому экспорту металлопродукции), осуществления торговой деятельности в едином рыночном пространстве, использования развитой информационной структуры ВТО, участия в разработке правил, по которым живет мировой рынок, достижения еще более высокого уровня конкурентоспособных товаров, улучшения условий доступа на российский рынок высокотехнологичной продукции.

Тенденции мирового развития — глобализация, регионализация, локализация, нарастающая нестационарность мировой экономики — в совокупности с необходимостью решения актуальных задач государственного и социально-экономического развития повышают требования к качеству концептуального и методологического обеспечения региональной экономической политики.

Вместе с тем в большинстве публикаций, оценивающих эффективность современной региональной политики, отмечается ее непоследовательность, несбалансированность, субъективность и неэффективность. Обязательным условием действия глобализационных процессов является развитие регионов в новом качестве — в качестве экономических субъектов мировой экономики, равных (но не одинаковых) по потенциалу, самостоятельных (но не самодостаточных), осознающих собственные интересы и имеющих арсенал средств, позволяющий эти интересы реализовать.

В современных условиях в России объективно возрастает необходимость концептуального осмысления роли государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в части формирования долгосрочной стратегии и методологических подходов к ее реализации на основе опыта зарубежных стран.

Необходимость решения указанных выше проблем в целом, а также недостаточность исследований по теоретическому осмыслению и обобщению научно обоснованных методологических подходов к оценке влияния глобализации на формирование и осуществление региональной экономической политики и предопределили необходимость разработки новых механизмов и инструментов и обусловили актуальность исследования.

Степень разработанности проблемы. Разработка теоретических основ экономической безопасности государства нашла свое отражение в трудах отечественных и зарубежных экономистов, в частности, Л. И. Абалкина, В. В. Бурцева, А. Илларионова, С. А. Иванова, В.А. И. И. Дюмулена, Олейникова, С. Г. Перфилова, А. И. Попова, В. К. Сенчагова, Г. Г. Фетисова, Г. В. Коржова, Г. М. Донской, Д. Кидуэлла, Р. Петерсона, Д. Блэкуэлла, Г. Молла, К. Мюрдоха и др. Данные авторы сформировали комплексную теорию экономической безопасности. В их трудах детально проанализированы исторические, теоретические и практические аспекты этого вопроса.

Экономическая безопасность государства изучается как целостное понятие и емкая структура, содержащая различные элементы. Среди них важное место занимают внешнеэкономические аспекты экономической безопасности, особая роль которых отмечается не только учеными, но и многими специалистами-практиками. В их работах внешнеэкономической безопасности уделяется достаточно много внимания, однако данный вопрос прорабатывается в основном с практической точки зрения, в то время как в теории остаются некоторые пробелы.

На сегодняшний день ощущается острый дефицит научных работ, рассматривающих вопросыкомплексного решения проблем обеспечения экономической безопасности с позиции совершенствования таможенно-тарифного регулирования в условиях расширения мирохозяйственных связей. Сюда можно отнести влияние таможенно-тарифного регулирования на структуру национального производства, динамику экономического роста, дифференциацию положения отдельных отраслей и секторов экономики, процессы криминализации в национальном хозяйстве. Не получили достаточного освещения особенности действия таможенно-тарифных инструментов на состояние экономической системы России в целом.

Объектом исследования является методы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Предметом исследования являются процессы и результаты методов и мер таможенно-тарифного регулирования как средства обеспечения экономической безопасности.

Цель исследования — разработка методов совершенствования и выработки практических рекомендаций по применению мер таможенно-тарифного регулирования, направленных на обеспечения экономической безопасности в условиях расширения мирохозяйственных связей.

Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

— исследование особенностей обеспечения экономической безопасности России в условиях расширения мирохозяйственных связей;

— анализ теоретических и методологических основ таможенно-тарифного регулирования;

— исследование особенностей (обобщение опыта) применения мер таможенно-тарифного регулирования в России в целях обеспечения экономической безопасности в условиях расширения мирохозяйственных связей;

— анализ современного состояния таможенно-тарифного регулирования и особенности его развития в условиях предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию;

— разработка методических рекомендаций по расчету экономически обоснованных ставок таможенных пошлин в целях обеспечения экономической безопасности;

Указанные объект, предмет, цель и задача определили границы диссертационного исследования, проведенного с учетом существующего механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Предложения по совершенствованию мер таможенно-тарифного регулирования сформулированы на ближайшую перспективу с учетом адекватного обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Методологической базой исследования избран общенаучный диалектический метод, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений, отражающий их противоречия в неразрывном единстве. В целях обеспечения достоверности и полноты работы автором также использовались логически-смысловой метод, метод экономико-статистического анализа, системно-функциональный метод, исторический метод и др.

Теоретической основой диссертационного исследования служат труды отечественных ученых, в которых освещены вопросы теории и практики, связанные с государственным регулированием внешнеэкономической деятельности (в том числе средствами таможенно-тарифного регулирования), с целью обеспечения экономической безопасности: А. В. Данильцева, А. А. Киреева, В. В. Наумова, В. Е. Новикова,.

B.Ю. Преснякова, В. Г. Свинухова, Бондарен ко Н.П., Рассол ова М.М., Удовенко С. П., Сутырина С. Ф., JI.H. Абалкина, В. В. Бурцева, Илларионова,.

C.А., Иванова, В.А., Дюмулена И. И. и др.

В работе автор использовал статистические данные, экономические сведения и материалы Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства промышленности и науки РФ, Министерства транспорта РФ, Федеральной таможенной службы РФ. Исследование основывается на международных правовых актах, ратифицированных Российской Федерацией, нормативно-правовых актах Российской Федерации, регулирующие общественные отношения, связанные с обеспечением экономической безопасности и реализацией метода таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

В работе также использовались также материалы Парламентских слушаний, решения Всемирной таможенной организации, данные Государственного комитета статистики публикации периодических изданий по экономике и данные всемирной сети Интернет. Рассмотрена зарубежная практика формирования ставок таможенных пошлин.

Результаты исследования, полученные лично автором и выносимые на защиту.

1. Разработана авторская методика создания механизма формирования таможенных пошлин, направленного на обеспечение экономической безопасности России.

2. Создана методика расчета введения экономически обоснованных таможенных тарифов — одно из важнейших направлений преобразования таможенного регулирования в эффективный инструмент внешнеторговой политики.

3. Сформулированы основные критерии оценки эффективности таможенно-тарифного регулирования с целью обеспечения экономической безопасности государства в условиях расширения мирохозяйственных связей.

4. Разработаны основные направления совершенствования таможенно-тарифного законодательства с целью формирования системы таможенно-тарифного регулирования, адекватной современным условиям развития международной экономики.

Научная новизна заключается в разработке нового подхода к обоснованию уровня и дифференциации ставок таможенных пошлин как инструмента обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях развивающихся внешнеторговых связей, которая в свою очередь невозможна и бесцельна без определения мер совершенствования отечественного механизма таможенно-тарифного регулирования с учетом обеспечения экономической безопасности.

Теоретическая. значимость диссертационного исследования заключается в развитии методологической основы и определения критериев обеспечения экономической безопасности при обосновании размеров таможенных пошлин и совершенствовании иных средств таможенно-тарифного регулирования.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности применения разработанных рекомендаций, направленных на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в процессе совершенствования таможенно-тарифного механизма регулирования внешнеторговой деятельности,.

Материалы диссертации могут использоваться при защите государственных интересов в сфере обеспечения экономической безопасности в области внешнеторговой политики России, в том числе и в переговорном процессе при вступлении России во Всемирную торговую организацию.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения и теоретические выводы диссертационного исследования докладывались на конференциях: Международная научно-практическая конференция «Инновационные проблемы и перспективы развития правоприменительной деятельности» (Гродно, Гродненский ГУ имени Я. Купалы, 27 марта 2009 г.) — II-ая Международная научно-практическая конференции «Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы» (Санкт-Петербург, СПбГУ ГПС МЧС России, 29−30 октября 2009 г.) — Региональная межвузовская научно-практическая конференция «Правовые основы совершенствования таможенного дела России в современных условиях» (Санкт-Петербург, филиал РТА, 13 апреля 2005 г.) — Региональная межвузовская научно-практическая конференция «III Таможенные чтения» (Санкт-Петербург, филиал РТА, 20 декабря 2007 г.) — Региональная межвузовская научно-практическая конференция «IV Таможенные чтения» (Санкт-Петербург, филиал РТА, 28 декабря 2008 г.) и др.

Материалы диссертации использовались в учебном процессе при чтении лекций, проведении семинарских и практических занятий по следующим дисциплинам: «Контракты международной торговли», «Мировая экономика», «Государственное регулирование экономики», «Валютное контроль и таможенное законодательство», «Международные экономический отношения», «Финансы», «Налоги и налогообложение» для студентов, обучающихся по специальностям: «Мировая экономика», «Экономика и управление на предприятии».

Апробация результатов научного исследования нашла свое отражение в публикациях, научных и научно-методических работах, а также в учебном процессе и в практической деятельности, что подтверждается Актами внедрения результатов исследования в учебный процесс НОЧУ ВПО Санкт.

Петербургский институт управления и права, в деятельность таможенных органов Северо-Западного таможенного управления и юридической фирмы «Касто», осуществляющей консультирование в области таможенного права.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, 3 глав, 8 разделов, заключения, библиографического списка из 150 наименований и содержит 241 страницу машинописного текста, 11 таблиц, 25 рисунков, 4 приложения.

Заключение

.

1. В результате исследования решена задача совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования на основе разработки методических основ и практических рекомендаций по применению мер таможенно-тарифного регулирования, направленных на обеспечение экономической безопасности.

2. Разработана методика расчета величины ввозной таможенной пошлины, учитывающая экономический эффект, который основан на оценке экономической конкурентоспособности сравниваемых аналогов товаров с учетом их значимости в системе критериев экономической безопасности.

3. На основе разработанной методики предложена система критериев экономической безопасности, которая может быть изменена с помощью тарифных мер, направленных на изменение внешнеторгового баланса.

4. На основе анализа статистических данных об изменении торгового оборота Российской Федерации и выявленной тенденции к изменению таможенных тарифов в связи с участием в различных международных экономических сообществах предложена методика установление таможенных тарифов, направленная на обеспечение выполнения критериев экономической безопасности.

5. На основе анализа таможенно-тарифного регулирования сформулированы основные критерии оценки эффективности таможенно-тарифного регулирования, учитывающие степень защиты национальных производителей, потребности внутреннего рынка страны, а также степень обеспечения фискальных функций таможенно-тарифного регулирования.

6. Предложен алгоритм определения ставки таможенной пошлины на импортные товары, обеспечивающий заданный уровень реальной защиты экономических интересов государства.

7. Разработаны предложения по внесению в Закон РФ «О таможенном тарифе» изменения по порядку установления и изменения ставок таможенных пошлин, предполагающие утверждение ставок таможенных пошлин на высокотехнологичную продукцию на законодательном уровне.

8. Определены основные направления совершенствования таможенно-тарифного законодательства, для сформирования адекватной системы таможенно-тарифного регулирования которыми в частности являются:

1) необходимость создания федерального закона, дающего четкое и развернутое определение таможенно-тарифного регулирования и системы средств таможенно-тарифного регулирования, внесения соответствующих изменений в таможенно-тарифное законодательство;

2) решение проблемы невозможности определения на практике таможенной стоимости товаров с помощью второго — пятого методов путем создания единой базы данных, содержащую сведения о товарах, пересекающих таможенную территорию РФ, принятия закона о калькулировании расходов по продвижению и реализации готового товара на внутреннем рынке;

3) дальнейшее внедрение в Общую систему тарифных преференций путем подписания новых международных договоров о создании таможенных союзов и зон свободной торговли, обеспечение более благоприятного режима ввоза своей продукции.

Длительный процесс вступления России в ВТО характеризуется целым рядом проблем, особенно обострившимся в последнее время, что в свою очередь отражается на процессе законотворчества, в том числе и в области таможенно-тарифного регулирования. Сюда можно отнести:

1. отсутствие четко обозначенных требований к странам, желающих присоединиться в ВТОугроза неприменения положений соглашений ВТО при несогласии члена ВТО — члена рабочей группы на такое применение;

2. отказ двух бывших республики Советского Союза Грузии и Украины, использующих вступление нашей страны в ВТО в своих политических и экономических целях, от ведения двусторонних переговоров;

3. необходимость определения предельного уровня тарифных ставок импортных пошлин, который при нормальном стечении бизнеса не будет повышаться (связывание импортного таможенного тарифа) и постепенное снижение уровня тарифных ставок;

4. сложность проведения многосторонних переговоров по допустимым объемам внутренней господдержки и уровню экспортных субсидий аграрного сектора при необходимости сохранения относительно высоких импортных пошлин с предоставлением таможенных квот;

5. влияние мировой финансового кризиса, повлекшее за собой увеличение ряда ввозных пошлин с целью спасения отечественного автопрома, снижение годовой тарифной квоты на мясо птицы с одновременным увеличением пошлин на импорт неквотируемого количества мяса птицы и свинины, резкое уменьшение уровня вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты и др.

Основными принципами формирования таможенно-тарифной по литию! являются:

1. Законодательное отстаивание своих внешнеэкономических интересов в рамках международных экономических сообществ и организаций на международном законодательном уровне при принятии тех или иных решений международными экономическими сообществами как полноправный их участник.

2. Борьба всеми возможными способами с дискриминацией нашей страны на международных рынках, распространение принципа наибольшего бл агоприятствован и я.

3. Превращение российских норм внешнеторгового и общеэкономического законодательства в постоянный и предсказуемый механизм, основной целью которого будет являться способствование развитию внешней торговли и конкурентной среды, а также в конечном итоге снижение утечки капитала, повышение добросовестности участников внешнеэкономической деятельности, облегчение деятельности государственных органов по реагированию на запросы отечественных производителей и потребителей.

4. Направленность таможенно-тарифного регулирования на достижение задачи развития производства и повышения конкурентоспособности национальной продукции.

5. Направленность таможенно-тарифного регулирования на снижение уровня инфляции, которая позволит добиться стабильности развития экономики страны и направленного экономического развития.

6. Создание более благоприятных условий доступа на зарубежные рынки (и, соответственно, увеличение экспорта) для российских поставщиков промышленной продукции и ряда видов услуг за счет расширения круга стран, распространяющих на Россию режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.

7. Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности государства за счет упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров.

8. Создание системы таможенно-тарифной защиты национального производителя (разумная протекционистская политика).

9. Создание системы перераспределения финансовых средств от внешнеторговой деятельности за счет которой будет происходить решение задач социального обеспечения в том числе на рынке труда, где происходит высвобождение рабочей силы из-за перераспределения объемов внутреннего рынка на занимаемые национальными и иностранными товарами.

10.Формирование таможенно-тарифной политики, которая позволит в некоторой мере смягчить внутренний рост цен на энергоносители, который вызван «подтягивания» уровня внутренних цен на энергоносители к мировым ценам.

11. Выработка взвешенной тарифно-таможенной политики в области обложения экспорта углеводородов и цветных металлов для обеспечения национальных интересов.

12. Выработка особого таможенного обложения, предприятий малого бизнеса, которые в ходе либерализации внешнеэкономических отношений являются наиболее уязвимыми.

13. Выработка таможенно-тарифного регулирования в целях достижения оптимального соотношения внутреннего производства продовольствия и внешней торговли при формировании национальной политики продовольственной безопасности.

14. Формирование интегрированного экономического пространства с единой таможенно-тарифной политикой в рамках региональных торговых соглашений, в частности СНГ, ЕврАзЭС, которое играет принципиально важную роль для развития российской экономики в долгосрочной перспективе.

Основными направлениями совершенствования таможенно-тарифного законодательства, которых необходимо придерживаться в ближайшем будущем для сформирования адекватной системы таможенно-тарифного регулирования в контексте присоединения России к ВТО:

1) необходимость создания федерального закона, дающего четкое и развернутое определение таможенно-тарифного регулирования и системы средств таможенно-тарифного регулирования, внесения соответствующих изменений в таможенно-тарифное законодательство;

2) дальнейшая оптимизация средств таможенно-тарифного регулирования, совершенствование составляющих таможенного тарифа с целью создания отлаженного механизма вступления России в ВТО, с последующим внесением поправок в соответствующие Постановления Правительства РФ;

3) решение проблемы невозможности определения на практике таможенной стоимости товаров с помощью второго — пятого методов путем создания единой базы данных, содержащую сведения о товарах, пересекающих таможенную территорию РФ, принятия закона о калькулировании расходов по продвижению и реализации готового товара на внутреннем рынке;

4) успешное завершение переговорного процесса с целью вступления России в ВТО, приобретение наиболее выгодных для России условий членства в данной организации.

5) дальнейшее внедрение в Общую систему тарифных преференций путем подписания новых международных договоров о создании таможенных союзов и зон свободной торговли, обеспечение более благоприятного режима ввоза своей продукции.

Таким образом, можно сформировать следующую методику введения или изменения таможенного тарифа:

1. Оценка состояния экономической безопасности страны в новых экономических условиях или проведение мониторинга показателей экономической безопасности в текущем периоде развития страны.

2. Выявление снижения показателя одного или нескольких критериев обеспечения внешнеэкономической безопасности.

3. Оценка потенциального влияния уровня таможенных тарифов на рассматриваемый критерий. Т. е. способно ли изменение таможенного обложения повлиять на показатель. Здесь следует оценивать не только влияние потенциальных изменений в ближайшем будущем, но и произвести среднеи долгосрочное прогнозирование, что требует проведения отдельных дальнейших исследований, которые невозможно провести в рамках данной работы.

4. Проведение анализа соотношения возможностей национального производства товаров подлежащих таможенному обложению и международного производства данного товара.

В рамках данного анализа следует оценить такие факторы как: 1) Значение данного товара для обеспечения безопасности страны в мирных и военных условиях (т.е. с учетом его расходования при внутреннем производстве и импорте из-за рубежа, а также при только внутреннем производстве для полноценного обеспечения внутреннего потребления).

2) Значение данного товара для развития экономики страны и оценка его влияния на развитие отраслей народного хозяйства.

3) Значение товара для удовлетворения спроса населения и соотношение национального и импортируемого продукта в удовлетворении спроса.

4) Возможность производства данного товара на территории страны и проведение анализа издержек производства и соотношения потерь от перехода к импорту.

5) Оценка потерь национальных производителей от импорта товара и потерь государства фискального характера.

6) Определение потенциального изменения критериев обеспечения экономической безопасности.

5. Обоснование необходимости разработки мер государственного регулирования внешней торговли для обеспечения экономической безопасности.

6. Оценка необходимости более глубокой дифференциации кода ТН ВЭД с целью выделения производств, нуждающихся в поддержке.

7. Определение вида таможенной пошлины, а также других таможенных платежей, подлежащих взысканию.

8. Определение размера ставки таможенной пошлины и состава других мер таможенного регулирования внешней торговли с учетом проведенного анализа влияния на обеспечение экономической безопасности.

9. Установление рационального сочетания тарифных мер регулирования с учетом уровня таможенной пошлины, таможенных сборов и внутренних налогов, взимаемых при импорте или экспорте данного товара. При этом следует также учитывать меры нетарифного регулирования, которые будут применяться в отношении данного товара.

10. Передача соответствующих подготовленных материалов на утверждение Правительством РФ разработанного выше комплекса тарифных мер внешнеэкономического регулирования.

11. Проведение организационной работы по обеспечению соблюдения утвержденного комплекса тарифных мер таможенного регулирования внешней торговли.

12. Анализ изменения показателей обеспечения экономической безопасности и внесение в Правительство Российской Федерации предложений о корректировке разработанного комплекса тарифных мер.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // «Российская газета», N 237, 25.12.1993.
  2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 г. № 61-ФЗ // «Российская газета», N 106, 03.06.2003.
  3. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ // «Парламентская газета», N 232, 16.12.2003.
  4. Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ // «Российская газета», N 253, 17.12.2003.
  5. Федеральный Закон РФ от 1 мая 1993 г. № 5003−1 «О таможенном тарифе» // «Российская газета», N 107, 05.06.1993.
  6. Федеральный Закон РФ от 18 июля 1999 г. № 183-Ф3 «Об экспортном контроле» // «Российская газета», N 146, 29.07.1999.
  7. Федеральный Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446 «О Безопасности» // «Российская газета», N 103, 06.05.1992.
  8. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О подписании соглашения о применении в таможенном союзе единых мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран» от 22.12.2007 № 1890-р.
  9. Указ Президента РФ от 17.12.1997 N 1300 «Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации».
  10. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. N 2.
  11. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. N 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» // «Российская газета» от 14 мая 1996 г.
  12. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений) // одобрена Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 608.
  13. Постановление Правительства РФ от 11 марта 2008 г. № 159 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные виды удобрений, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств участников соглашений о Таможенном союзе».
  14. Постановление Правительства РФ от 03.04.1996 № 372 «О присоединений Российской Федерации к Международной Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров» // Российская газета. № 74. 18.04.1996.
  15. Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров в рамках СТО (Брюссель, 14 июня 1983 г.). Вступила в силу 1 января 1988 г.
  16. Регламент Совета европейских сообществ № 265 887 от 23 июля 1987 г. о тарифной и статистической номенклатуре и общем таможенном тарифе (с последующими поправками в I дополнении).
  17. Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. // Международное публичное право: Сборник документов: В 2 томах. Т. 1. М.: БЕК, 1996.
  18. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.).
  19. Российский статистический ежегодник 2007 г. ГКС М.: 2008 г.
  20. Российский статистический ежегодник 2008 г. ГКС М.: 2009 г.
  21. Х.А., Свинухов В. Г., Балакин В. В. Таможенное право: учебник. — М.: Магистр, 2008.
  22. Е. Всемирное торговое откровение. Российскому бизнесу в последний раз вскрыли блага ВТО // Российская бизнес-газета. 2008. 19 февр. № 641.
  23. О. Ю. Матвиенко Г. В. Таможенное право России: Учебник. М.: Юрист. 2004.
  24. Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов на дону: Издательский центр «МарТ».2007.
  25. А.Т. О влиянии таможенно-тарифной политики на развитие экономики и состояние внутреннего рынка России // Внешнеэкономический бюллетень. 2001. — № 6.
  26. Г. С. Экономическая безопасность. Учебник.: СПб., Изд-во «Питер», 2007.
  27. С.Н. Роль таможенной политики в стратегии антикризисного макроуправления. СПб.: Издательство СпбГУЭиФ. 1999.
  28. С.Н. Обеспечение социально-экономической и экологической безопасности России таможенной службой. СПб.: СПб филиал РТА. 1997.
  29. JI.M., Косарев А. Е. /Проблема «бегства капитала» // Экономический журнал ВШЭ. 2000. — № 4. — // ИПС Консультант Плюс.
  30. С.И. Интеграция России в мировое хозяйство и ее экономическая безопасность. М.: Закон и право. Юнити. 2008.
  31. Е. М. Максимов Ю.А. Проблемы вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. СПб.:Астер-Пресс. 2009.
  32. И.П. Мировая экономика. М.: Омега-Л. 2009.
  33. М.Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации.- М., 2003.
  34. Н.И. Международная экономика: Учеб. Пособие. Ростов на Дону.: Феникс, 2007.
  35. С.И. Глобализация экономики. Новое слово или новое явление.-М., экономика, 1998.
  36. И. И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, практика. М.: АЭРгрупп, 2007.
  37. И.А. Гражданское и торговое право зарубежных стран. М.: Высшее образование. 2008.
  38. Г. Ю. Экспорт и импорт. Практические рекомендации. М.: Гарант. 2009.
  39. Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М.: Международное экономическое право. 2002.
  40. Г. А., Миронов B.C. Противодействие криминальным угрозам в сфере налогообложения- национальный интерес России. СПб.: СПб университет МВД. 2004.
  41. Э. Осознание глобального мира // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 5.
  42. Г. Нужна ли Америке внешняя политика? М., 2002.
  43. А.П. Международная экономика. В 2-х частях. Ч. И. Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование. — М.: Международные отношения, 2005.
  44. Т.Е. Экономическая безопасность. Ростов на Дону: Феникс, 2007.
  45. М.А. Безопасность в сфере таможенной деятельности. М.: Закон и право. Юнити. 2005.
  46. Кругман Пол.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика. Питер. 2003.
  47. Дж. Война империй: Восток—Запад. Раздел сфер влияния. М: Эксмо, 2006.
  48. Е.А. Системные проблемы экономической безопасности. Т. 1. Экономическая безопасность: геополитика. М.: НАУЧТЕХЛИТИЗДАТ, 2007.
  49. Ю.А. Аспекты таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условиях вступления России в ВТО. СПб.: Астерион. 2008.
  50. Ю.А. Совершенствование правового регулирования внешнеэкономической деятельности в сфере международного экономического сотрудничества. СПб.: Астерион. 2008.
  51. К.В. Международная многосторонняя торговля. От античности до ВТО. СПб.: Издательство С-Петербургского университета. 2006.
  52. А.И., Шимко П. Д. Международная экономика: теория и практика: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008.
  53. А.К. Методология формирования механизма противодействия криминализации экономики России в условиях глобализации: Дисс. докт. экон. наук. СПб., 2005.
  54. А.К. Криминализация экономики в эпоху глобализации СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2004.
  55. А.К. Правоохранительная деятельность таможенных органов Российской Федерации СПб.: Ред.-изд. центр Ин-та правоведения и предпринимательства, 2000.
  56. А.С. Таможенное право ЕС. Учебное пособие. М. Типография МГИМО, 2004.
  57. Н.С. Национальные интересы и международно-правовые обязательства России. Правовая база «Консультант».
  58. Н.С. Процесс тысячелетия: дело «Глобализация vs. Устойчивого развития?» // Вестник ВСИ МВД РФ. 2006. N 4.
  59. В. Проблемы прогнозирования / Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 4.
  60. Е.А. Экономическая и национальная безопасность. М.: Экзамен, 2005.
  61. В. Г., Федоткин В. В. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности России. М., Финансы и статистика, Инфра-М, 2008.
  62. Е.Н. Формирование механизма таможенного регулирования ввоза обуви в Российскую Федерацию. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М. 2009.
  63. В.В. Мировой рынок: вопросы прогнозирования. М.: Кнорус. 2004.
  64. Ю.М., Гречков В. Ю. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Экономисть. 2007.
  65. А. Вирус либерализма: перманентная война и американизация мира: Пер. с англ. М.: Европа, 2007.
  66. СаксДж. Д., Ларрен Ф. Б. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: Дело, 2006.
  67. В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: учебник. -М.: Экономист, 2005.
  68. Е., Карлова Н. Соглашение по сельскому хозяйству Уругвайского раунда ГАТТ и влияние вступления России в ВТО на агропродовольственный сектор. М.: Весь мир, 2006.
  69. В. Экономическая безопасность. Геополитика, глобализация, самосохранение. М.: Финстатинформ, 2002.
  70. В.И., Смирнов А. А. Теневая экономика: генезис, современные тенденции, стратегия и тактика вытеснения из национального хозяйства России: Учебное пособие.- СПб., 1999.
  71. Е.Е. ВТО: введение в правовую систему/ Под ред. В. М. Шумилова. -М.: Финансы и статистика, 2003.
  72. А.А. Вытеснение управлением теневой экономики из экономики России Дисс . докт. экон. наук. СПб., 2007.
  73. Е.О. Совершенствование научно-методических основ организации контроля таможенной стоимости в Российской Федерации. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М. 2009.
  74. Е.О. Мировая экономика. М.: Юрайт. Высшее образование. 2009.
  75. JI. Е., Цзян Цзин. Китай после вступления в ВТО. Адаптация китайской экономики к условиям мирового хозяйства. М.: ЮНИТИ, 2007.
  76. И. В. Таможенное регулирование ВЭД. М., Бератор-Пресс, 2003.
  77. А. В. Таможенное дело. М., Юрайт-Издат, 2008.
  78. Т.Н. Таможенно-тарифные инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности//Налоги и налогообложение. 2005. № 10.
  79. А. Предстоящее вступление России в ВТО и потенциальные экономические риски // Вопросы экономики. 2005. № 5.
  80. С.В. Таможенные режимы и специальные таможенные процедуры. М.: Таможня-Ру. 2004.
  81. Е.Д., Вавилова Е. В. Всемирная торговая организация и российские интересы. М.: Магистр. 2009.
  82. С.П. Таможенный тариф современной России (1993−2005гг.) СПб.: ООО «Архей», 2006.
  83. П. Победа: роль тайной стратегии администрации США в распаде Советского Союза и социалистического лагеря. Минск: Авест, 1995.
  84. Н. Д. Артемьев Н.В. Теневая экономика. М.: Закон и право. 2008.
  85. Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М.: Экономика, 2003.
  86. Всемирная торговая организация: мифы и реальность / А. Смбатян // Корпоративный юрист. январь 2007. — № 1 // ИПС Гарант.
  87. ВТО: механизм взаимодействия национальных экономик. Угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок/ Под ред. С. Ф. Сутырина. М.: Эксмо, 2008.
  88. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. Булатова А. С, Ливенцева Н. Н. — М.: Магистр, 2008.
  89. Мировая экономика: прогноз до 2020 года. Под ред. А. А. Дынкина. М.: Магистр. 2008.
  90. Мировая экономика и международные экономические отношения: ч. 2. учебник / под. Ред. Хасбулатова Р. И. М.: Гардарики, 2006.
  91. Правовые проблемы вступления России в ВТО / Н. Г. Доронина // Журнал российского права. ноябрь 2006 .-№ 11// ИПС Гарант.
  92. Проблемы интеграции российской экономики во Всемирную торговую организацию /П.А. Царев // Внешнеторговое право. 2008. — № 1 // ИПС Консультант Плюс.
  93. Проблемы и перспективы участия России в ВТО // БИКИ. 2007. 25 окт. № 122.
  94. Правила ВТО и Россия. Стюарт Т., Дуайер Э., Макдонав П., Прадо М., Карпел Э. М.: Международные отношения. 2005.
  95. Теория и практика таможенного дела: Учебное пособие / Под ред. Стариковой О. Г., Чепко И. Б. Ростов-на-Дону.: РИО Ростовского филиала РТА, 2005.
  96. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. — М.: изд. Экономистъ, 2005.
  97. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: учебник / В. Г. Свинухов. М. Экономистъ, 2005.
  98. Таможенное право: учебник. / Под. ред. Рассолова М. М., Эриашвили Н. Д. 4-е изд., перераб. и доп. — М: ЮБИТИ-ДАНА, 2008.
  99. Экономическая безопасность: учебное пособие для вузов / под ред. Богомолова В. А. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2009.
  100. Экономическая и национальная безопасность. Под ред. Олейникова Е. А. М.: Издательство «Экзамен» 2004.
  101. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник. Под ред. В. К. Сенчагова. М.: Дело, 2005.
  102. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник. Под ред. В. К. Сенчагова. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
  103. Что необходимо сделать на пути к ВТО. Проблемы интеграции России и Белоруссии в международные экономические отношения / И. С. Некрестьянова // Кадровик. Кадровый менеджмент. — 2008. № 6 // ИПС Гарант.
  104. А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения. Вопросы экономики, 2005, № 12
  105. И.А. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ // Внешнеэкономический бюллетень. 2006. — № 3. .
  106. Глазьев С. Основа обеспечения экономической безопасности страны, РЭЖ, 2004, № 8
  107. А.В. Таможенная политика России в отношении стран содружества независимых государств // Таможенное регулирование и таможенный контроль. 2006. — № 4. — С. 68−69.
  108. Р. Вопросы безопасности экономики России. Экономист,' 2005 № 10
  109. К. России повезло с географией // Независимая газета. 2000. 7 сентября.
  110. И., Иванов Н. Экономический рост: теории и мировая практика. Экономист, 2005 № 6
  111. С., Пилиев С. Продовольственная безопасность России. Экономист, 2004, № 8
  112. М.Д. Глобализация как источник международных конфликтов и обострение конкуренции // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 6.
  113. А.К. Социологические аспекты криминализации экономики в современной России. Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Психология. Педагогика. Социология. 2005. № 31
  114. С.П. Концептуальные основы методики анализа и оценки таможенных тарифов // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала РТА. 2004. — № 2 (22).
  115. Вступление в ВТО: задержись на пороге // Эксперт. 2007. 12 февр.
  116. Концепция внешней политики РФ // http://www.mid.ru/ nsosndoc. ns#0e9272befa34209743256c630042dlaa/fd86620b371b0cf743256 9fb004872a7? OpenDocument. 11 января 2007 г.
  117. Соотношение экономических и административных методов регулирования внешнеторговой деятельности в России // Таможенное регулирование и таможенный контроль. — 2008. — № 11.
  118. Как отразится на нашем бизнесе вступление России в ВТО? // www.expert.ru. 2007. № 7.
  119. Журнал «Финансовый контроль» № 1 2002 г.
  120. Журнал «Финанс.», № 48 (283) 22.12. 28.12.2008, С. 14.
  121. . Ru. 2005. 4 апреля.
  122. Газета «Коммерсант-Украина» № 224 от 10.12.2008 г.
  123. Экономика и жизнь. 1998. № 48. С. 28.
  124. Неизбежная перспектива // Таможенное регулирование и таможенный контроль. 2008. — № 12.
  125. Независимая газета. 2001. 13 июля. Сб.132. www.gks.ru.133. www.minfm.ru.134. www.wto.ru135. www.rosbalt.ru.136. www.economy.gov.ru
  126. Совершенствование мер таможенно-тарифного регулирования // Интернет-журнал «РИА Новости». 2008. — № 4. URL: http://www.vch.ru/cgi-bin/guide.cgi?tablecode=12&action=show&id=9864 (дата обращения 19.03.2009).
  127. Соотношение экономических и административных методов регулирования внешнеторговой деятельности в России // Таможенное регулирование и таможенный контроль. 2008. — № 11. — С. 46−48.
  128. Зачем России в ВТО? // Таможенное регулирование и таможенный контроль. 2007. — № 3. — С. 23−25.
  129. Совершенствование мер таможенно-тарифного регулирования // Интернет-журнал «РИА Новости». 2008. — № 4. URL: http://www.vch.ru/cgi-bin/guide.cgi?tablecode=12&action=show&id=9864 (дата обращения 19.03.2009).
  130. И.И. Возможные направления использования в России зарубежного опыта таможенно-тарифного развития // Внешнеэкономический бюллетень. 2007. — № 1.
  131. А.В. Таможенно-тарифная политика на современном этапе // Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.rn (дата обращения 14.03.2009).
  132. К заседанию Правительства Российской Федерации 21 февраля 2008 г. // Газета «Пресс-релиз». 2008. — № 2. URL: http://www.minfin.m/ru/official/index.php?pg4:=7&id4=5741 (дата обращения 19.03.2009).
  133. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2004 — 2006 гг. // Официальныйсайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru (дата обращения 14.03.2009).
  134. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2009 2011 гг. // Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru (дата обращения 14.03.2009).
  135. Оценка платежей в федеральный бюджет // Газета «Известия». — 2004. — № 2. URL: http://www.poshlina.ru (дата обращения 14.03.2009).
  136. Правовое обеспечение государственного регулирования экономической деятельности / С. Н. Шишкин // Гражданин и право. -сентябрь 2007. № 9 // ИПС Гарант.
Заполнить форму текущей работой