Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Представления об идеальном руководителе как основание психологической типологии подчиненных

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное исследование дало возможность выделить эмпирическую структуру представлений об идеальном руководителе, представленную в виде основных критериев оценки идеального руководителя: влияние (общая способность к руководству), дружелюбие (социальная близость), деловой настрой (отношение к делу), сотрудничество с коллективом и профессионализм. Отмечено, что в представлениях подчиненных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-эмпирические основы исследования представлений об идеальном руководителе как основания психологической типологии подчиненных
    • 1. 1. Теоретический анализ понятия «представления об идеальном руководителе»
      • 1. 1. 1. Социальные представления как предмет психологического исследования
      • 1. 1. 2. Психологическая характеристика понятия «идеал»
      • 1. 1. 3. Психологические исследования личности руководителя как субъекта управления
      • 1. 1. 4. Изучение субъективных эталонов оценивания руководителя в социальной психологии управления
    • 1. 2. Основные подходы к исследованию личности подчиненного как объекта управления
    • 1. 3. Концептуальный подход к изучению представлений об идеальном руководителе как основания типологии подчиненных
  • ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование представлений подчиненных об идеальном руководителе
    • 2. 1. Программа эмпирического исследования
    • 2. 2. Исследование представлений подчиненных о качествах идеального руководителя
      • 2. 2. 1. Субъективная значимость деловых и личностных качеств идеального руководителя для подчиненных
      • 2. 2. 2. Сравнительный анализ представлений подчиненных об идеальном и реальном руководителях
      • 2. 2. 3. Взаимосвязь степени рассогласования оценок идеального и реального руководителя с удовлетворенностью подчиненных трудовой деятельностью
      • 2. 2. 4. Изучение структуры представлений подчиненных об идеальном руководителе
    • 2. 3. Взаимосвязь представлений об идеальном руководителе с личностными характеристиками подчиненных и опытом их реального управленческого взаимодействия
    • 2. 4. Социально-психологическая характеристика типов подчиненных
  • ВЫВОДЫ

Представления об идеальном руководителе как основание психологической типологии подчиненных (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-экономические изменения в нашей стране, существование предприятий разных форм собственности, функционирование организаций в условиях рыночной экономики актуализируют проблемы повышения эффективности управления организационными процессами. В этой связи на передний план выступают психологические аспекты оптимизации процессов руководства и подчинения, обеспечения эффективного управления современным предприятием с учетом особенностей менталитета российского менеджмента.

Новые социально-экономические и организационные реалии в российской экономике (к числу наиболее значимых необходимо отнести смену форм и отношений собственности) обусловили существенную динамику социально-психологических феноменов в организации. Выявление изменений, связанных с этой динамикой, актуальная задача психологической науки. Новые социально-экономические условия наиболее существенно влияют не только на психологию современного руководителя (прежде всего его экономическое мышление), безусловно, играющего особую роль в организации, но и на психологию подчиненного, который, обладая своими личностными характеристиками и представлениями, в свою очередь воздействует на эффективность деятельности. При этом особую теоретическую и практическую значимость приобретает анализ когнитивных процессов, в частности содержания представлений об идеальном руководителе, отражающих систему требований к методам и стилю управления руководителя, а также приоритеты и критерии его оценивания. Соответствие качеств реального руководителя и требований, предъявляемых к нему подчиненными, становится одним из ведущих факторов формирования его авторитета, успешности взаимодействия в системе «руководство-подчинение». Данное обстоятельство определяет теоретическую и практическую актуальность исследования важнейшей составляющей психологических отношений в подсистемах управлениясоциальных представлений подчиненных об идеальном руководителе в условиях реальных социально-экономических и организационных изменений в микрои макросреде.

Особое значение данная постановка проблемы приобретает в контексте теоретических задач современной социальной психологии, прежде всего, исследования влияния культурно-исторического фактора как на социальные представления людей об управлении, управленческих процессах в организации и его субъектах, так и на психологические явления реального управленческого взаимодействия, а также психологических закономерностей взаимодействия социально-психологических и социально-экономических (включая организационные) переменных в изменяющемся обществе.

В отечественной и зарубежной психологии управления накоплен достаточно большой объем знаний, связанных с изучением личности и деятельности руководителя, его стиля и методов руководства, их влияния на эффективность управленческого взаимодействия (Р.Стогдилл, Э. Мейо, Р. Лайкерт, Е. С. Кузьмин, А. Л. Свенцицкий, А. Л. Журавлев, Р. Л. Кричевский, А. И. Китов, А. В. Филлиппов, А. Г. Ковалев, В. Ф. Рубахин и др.). Особенно интенсивно эти вопросы изучались в 70−80-е годы XX века. Наибольший интерес, применительно к теме нашего исследования, представляют отечественные и зарубежные работы, которые посвящены проблемам субъективных эталонов и ролевых ожиданий в системе «руководство-подчинение». Было отмечено, что содержание представлений о личности руководителя составляют эталонные требования, которые формируются под влиянием социальных процессов, происходящих в обществе, личного опыта и идеальных представлений о множестве качеств личности (Г.М.Андреева, А. А. Бодалев, Е. Е. Вендров, И. П. Волков, Ю. Н. Емельянов, А. И. Донцов, А. Л. Журавлев, Р. Б. Гительмахер, А. И. Китов, А. Г. Ковалев, Р. Л. Кричевский,.

Е.С.Кузьмин, Н. Н. Обозов, Л. И. Уманский, Э. С. Чугунова, А. Л. Свенцицкий и ДР-).

Однако следует отметить, что исследования проблематики психологии * управления в большей степени связывались с изучением вопросов руководства и подчинения при главенствующей роли руководителя в системах управления организацией. Психологии же подчиненного (исполнителя) уделялось, несмотря на ее важность и значимость в становлении эффективного управленческого взаимодействия, значительно меньше внимания. Традиционно исследователей привлекали аспекты межличностного восприятия в системе «руководство-подчинение» Ш (Т.Ю.Базаров, Н. В. Бахарева, Н. В. Волкова, Р. Б. Гительмахер,.

Н.А.Никифорова, А. Л. Свенцицкий и др.), характеристики (свойства) исполнения и исполнительской деятельности (А.Л.Журавлев, В. Е. Резников, В. В. Скворцов, В. А. Хащенко, В.А.Ядов), а также проблемы формирования авторитета руководителя *" (А.И.Китов, Г. Велтруска, Динь Ле Хао, Е. П. Шевелева, Е. А. Самков, Ю. П. Степкин, Р. Л. Кричевский и др.). Значительно меньше в теоретическом и особенно в эмпирическом плане 4 изучены социально-психологические проблемы типологии подчиненных, когнитивные аспекты психологического отношения подчиненных к руководителю, а также влияние на него организационных, деятельностных и прежде всего личностных (индивидуально-психологических и социально-психологических) особенностей.

— v.

Полагаем, что исследование представлений подчиненных об идеальном руководителе как основания типологии подчиненных будет содействовать изучению психологии исполнителя, проблем взаимодействия руководителя и подчиненного, расширению теоретических представлений о социально-психологической типологии подчиненных.

Особый интерес в контексте изучения психологических закономерностей формирования требований к личности современного руководителя представляет феномен «социальных представлений». Социальные представления определяют как особую форму обыденного познания, свойство социального мышления, направленного на освоение и осмысление социального, материального и идеального окружения человека (К.А.Абульханова, Г. М.Андреева). Социальные представления формируют систему предпочтений личности конкретных социально-экономических и организационно-управленческих условий трудовой деятельности работника. Являясь отрефлексированными и интегрированными личностью знаниями и индивидуальным опытом прошлого организационного поведения, социальные представления оказывают влияние на реальное поведение работника в организации, на его реальные управленческие отношения в системе «руководства-подчинения». Отметим высокую опосредованность социальных представлений человека индивидуально-психологическими особенностями его личности. Вместе с тем, роль и значение такого феномена обыденного сознания, как социальные представления, повышается именно в ситуациях социальных, экономических и организационных изменений.

Несмотря на то, что в последнее время внимание отечественных исследователей привлекают такие объекты социальных представлений как сам человек (включая его отдельные качества: интеллект, нравственность, счастье, ответственность), а также политические, правовые и экономические явления, тендер, труд, и др. (Г.Э.Белицкая, М. И. Воловикова, Л. И. Дементий, И.А.ДжидарьянВ.В.ЗнаковА.Л.Журавлев, Н. А. Журавлева, Е.В.ЖуравлеваА.Б.Купрейченко, Т. А. Каркулько, М. В. Муконина, Л. Е. Семенова,.

Н.Л.Смирнова, Н. Е. Харламенкова, В. А. Хащенко, Е. Н. Шибанова и др.), изучение социальных представлений в организационном контексте является недостаточно разработанным, но активно развивающимся научным направлением (А.Л.Журавлев, Е. Н. Сиващенко, Т. В. Герасимова, Е. Д. Дорофеев, Динь Ле Хао, Т. П. Емельянова, Я. А. Маташкова и др.). Актуальным научным вопросом в этой связи становится изучение взаимосвязи личности подчиненных и их представлений о психологических качествах современного руководителя, что позволяет сформулировать новые социально-психологические основания типологии подчиненных. Данная постановка проблемы дает возможность исследовать вопрос о содержании и механизмах формирования психологических оснований оценки руководителя со стороны подчиненного, расширить проблематику изучения социальных представлений о человеке как субъекте конкретной профессиональной деятельности, прежде всего, управленческой, а в более широком теоретическом контексте, изучать влияние социальных представлений на управленческие процессы в организации.

Исходя из вышесказанного, актуальным в теоретическом и практическом аспекте является изучение представлений подчиненных об идеальном руководителе с учетом их личностных (индивидуально-психологических и социально-психологических) особенностей.

Теоретические и методологические основы исследования базируются на положениях системного и субъектно-деятельностного подходов в психологии (С.Л.Рубинштейн, А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова, В. Г. Ассев, В. А. Барабанщиков, А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова и др.) — психологической теории отношений (А.Ф.Лазурский, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, Б.Ф.Ломов) — концепции зонального взаимодействия социально-психологических и экономических факторов (А.Л.Журавлев) — теории социальных представлений (С.Московичи) — концепции социального мышления (К.А.Абульханова).

Принципиально важным для нашей работы является понимание сущности социальных представлений, которое сформулировано К. А. Абульхановой. Согласно ему, социальные представления — это достояние их носителей, т. е. отражаясь в сознании человека, они как бы преломляются его личностью, становятся его важнейшей характеристикой. Посредством социальных представлений субъект фиксирует свою жизненную позицию по отношению к самому себе и к окружающей его социальной действительности. Данное понимание позволяет ставить вопрос не только о социальных (групповых), но и о личностных механизмах детерминации социальных представлений.

Понятие «идеальный руководитель» раскрывается нами как наилучший для субъекта, как члена группы, руководитель в конкретном виде деятельности. Представления об идеальном руководителе — это представления о совершенном, с точки зрения субъекта оценки, руководителе, содержание которых составляет совокупность значимых характеристик его личности. Это осмысленный образ, конструирующий личные предпочтения и ожидания подчиненного относительно качеств руководителя, отражающий позицию работника в системе «руководитель-подчиненный». Таким образом, представления об идеальном руководителе, являясь социальными по своей природе, в тоже время выступают потребностно-мотивационной характеристикой их субъекта.

Цель исследования — изучение представлений об идеальном руководителе как основания психологической типологии подчиненных.

Объектом исследования послужили рядовые служащие подразделений информационных технологий ряда предприятий г. Москвы. Объем выборки -131 человек, мужчины в возрасте от 20 до 27 лет, с высшим или неполным высшим техническим образованием и опытом работы свыше трех лет.

Предмет исследования составили представления подчиненных об идеальном руководителе.

Основная гипотеза исследования. Представления об идеальном руководителе являются потребностно-мотивационной характеристикой личности подчиненного, отражают его личные предпочтения, а также позицию в системе управленческого взаимодействия «руководитель-подчиненный». Содержание представлений об идеальном руководителе может выступать в качестве социально-психологического основания типологии подчиненных.

В развитие основной были сформулированы дополнительные гипотезы:

1. Существует взаимосвязь психологического содержания представлений об идеальном руководителе с личностными характеристиками подчиненного и опытом его реального управленческого взаимодействия.

2. Наиболее значимыми компонентами личностной детерминации представлений об идеальном руководителе выступают ценностные ориентации подчиненного и его представления о себе как субъекте организационного поведения.

3. Степень рассогласования оценок в представлениях подчиненных об идеальном и реальном руководителе выступает эмпирическим критерием состояния удовлетворенности подчиненных отношениями с руководителем, а также его деятельностью.

В ходе исследования решались следующие задачи:

— разработать концептуальный подход к исследованию представлений об идеальном руководителе как основания типологии подчиненных;

— проанализировать психологическое содержание представлений подчиненных о качествах идеального руководителя;

— изучить взаимосвязь степени рассогласования представлений подчиненных о качествах идеального и реального руководителей с удовлетворенностью подчиненных различными аспектами совместной деятельности в организации;

— выделить и описать структуру представлений подчиненных об идеальном руководителе;

— исследовать взаимосвязь базовых компонентов структуры представлений об идеальном руководителе с личностными характеристиками подчиненных и опытом их реального управленческого взаимодействия;

— построить эмпирическую типологию подчиненных на основе анализа их представлений о качествах идеального руководителя.

Методический аппарат исследования. Для сбора эмпирических данных применялись количественно-качественные методы: анкетирование, интервьюирование, а также комплекс методик для выявления индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей личности подчиненного. В процессе обработки использовались методы математической статистики — корреляционный, однофакторный дисперсионный, факторный, регрессионный и кластерный анализ (при помощи программы Statistika 5.5 для Windows) .

Положения, выносимые на защиту:

1. Представления об идеальном руководителе есть отрефлексированный в сознании подчиненного образ совершенного руководителя, интегрирующий в себе знания и индивидуальный опыт управленческого взаимодействия. Представления об идеальном руководителе выступают потребностно-мотивационной характеристикой личности подчиненного, отражают его личные предпочтения, ожидания, а также позицию в системе управленческого взаимодействия «руководитель-подчиненный».

2. Базовыми структурными компонентами представлений подчиненных об идеальном руководителе, которые отражают систему требований к качествам его личности и выступают как ведущие психологические основания (критерии) оценки реального руководителя, являются: «влияние» — вектор оценки общей способности руководителя к управленческой деятельности (отношение к нему как к организатору) — «дружелюбие» (социальная близость) — вектор оценки руководителя как человека (отношение к другим людям) — «деловой настрой» — вектор оценки руководителя как работника, исполнителя (отношение к работе) — «сотрудничество с коллективом» — вектор оценки руководителя как партнера коллеги) — «профессионализм» — вектор оценки руководителя как специалиста, т. е. человека, обладающего специальными знаниями и умеющего их реализовывать в профессиональной деятельности. В структуре представлений подчиненных об идеальном руководителе отражается организационный контекст социальных представлений, который составляют базовые подсистемы организации.

3. Существуют различия в выраженности базовых компонентов представлений подчиненных о качествах идеального руководителя, которые детерминированы их личностными (индивидуальнои социально-психологическими) свойствами и опытом реального управленческого взаимодействия с руководителем. Степень детерминации ведущих компонентов представлений с личностными особенностями подчиненного также различна. В силу этого представления об идеальном руководителе в большей степени индивидуальны (в них проявляется большая личностная заинтересованность, избирательность) или более социально типичны. Ведущую роль в личностной детерминации представлений играют ценностные ориентации подчиненного и его представления о себе как субъекте организационного поведения.

4. Социально-психологические типы подчиненных определяются сочетанием и выраженностью ведущих психологических оснований (критериев) оценки реального руководителя, которые проявляются в содержании представлений об идеальном руководителе. Тип «Формально ориентированных» подчиненных отличают представления об идеальном руководителе как о влиятельном организаторе и дружелюбном человеке. Тип «Ориентированных на дело» подчиненных как ведущие критерии оценки руководителя выделяет качества, характеризующие его отношение к работе. Тип «Ориентированных на сотрудничество» подчиненных отличают требования к деловым и личностным качествам руководителя, обеспечивающим его сотрудничество с коллективом, коллегиальный стиль руководства. Тип «Ориентированных на профессионализм» подчиненных приоритетной считает оценку идеального руководителя как специалиста.

Научная новизна работы исследования состоит в:

— разработке подхода к изучению управленческого взаимодействия в системе «руководство-подчинение» посредством анализа социальных представлений подчиненных об идеальном руководителе;

— определении психологического содержания понятия «представления об идеальном руководителе»;

— выявлении базовых структурных компонентов представлений и влияния на них личностных особенностей и опыта реального управленческого взаимодействия подчиненногои •.

— построении типологии подчиненных на основе выраженности базовых компонентов их представлений об идеальном руководителе.

Практическая значимость диссертации. Результаты исследования могут быть использованы в практике управленческого консультирования, в профориентационной, психодиагностической и профилактической работе, с целью отбора руководителей и оптимизации процессов адаптации персонала организации, а также повышения эффективности управленческого взаимодействия в системе «руководство-подчинение». Анализ индивидуальных представлений об идеальном руководителе позволяет наметить возможные направления практической деятельности по подготовке и обучению будущих руководителей.

Достоверность результатов обеспечивалась адекватностью методов сбора эмпирических данных, их анализом и проверкой с помощью математико-статистических процедур, сравнением полученных результатов и тех, что были установлены другими исследователями.

Апробация работы. Теоретические и эмпирические результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН (1997;2002), на научно-практических конференциях: «Человек и общество: тенденции социальных изменений» (г. Санкт-Петербург, 1997), в Ярославле (2000 г.), «Ананьевские чтения — 99» (г. Санкт-Петербург. 1999), «Личность и бытие» (г. Краснодар, 2002).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ.

1. В диссертации сформулирован концептуальный взгляд на понятие «представления об идеальном руководителе», которые понимаются как отрефлексированный в сознании подчиненного образ совершенного руководителя, характеризующий его наиболее значимые качества. Представления об идеальном руководителе — это интегрированные личностью знания и индивидуальный опыт прошлого организационного поведения, отражающие требования к идеальному руководителю, личные предпочтения, ожидания, а также позицию в системе управленческого взаимодействия «руководитель-подчиненный».

2. Выделена структура представлений об идеальном руководителе, которая включает пять основных компонентов, выступающих в качестве ведущих критериев оценки руководителя подчиненными: «влияние» (общая способность к руководству), «дружелюбие» (социальная близость), «деловой настрой» (отношение к делу), «сотрудничество с коллективом» и «профессионализм».

3. Установлено, что существует взаимосвязь психологического содержания представлений об идеальном руководителе с личностными характеристиками подчиненного и опытом его реального управленческого взаимодействия. Наиболее значимыми компонентами личностной детерминации представлений об идеальном руководителе выступают ценностные ориентации подчиненного и его представления о себе как субъекте организационного поведения.

4. В качестве ведущего психологического механизма формирования представлений подчиненного об идеальном руководителе выступает механизм персонификации личности в управленческом взаимодействии, под которым подразумевается способ поддержания личностью своей идентичности.

5. Показано, что представления об идеальном руководителе выступают потребностно-мотивационной характеристикой личности подчиненных и психологическим основанием их типологии. Выделены и описаны эмпирические типы подчиненных, отличающихся разным содержанием требований, фиксированных в их представлениях об идеальном руководителе. Каждый тип подчиненных характеризуется ориентацией на доминирующие критерии оценки руководителя: «ориентированные на сотрудничество» (отношение к руководителю как к партнеру, коллеге) — «ориентированные на дело» (отношение к руководителю как к работнику), «формально-ориентированные» (отношение к руководителю как к организатору и человеку), «ориентированные на профессионализм» (отношение к руководителю как к специалисту).

6. Установлено, что степень рассогласования оценок выступает референтом состояния деловых и эмоциональных отношений подчиненного с руководителем, эмпирическим критерием их удовлетворенности отношениями с непосредственным руководителем.

7. Выявлена взаимосвязь общего уровня требований к идеальному руководителю и значимостью для подчиненного ценности «материально обеспеченная жизнь». Это означает, что к числу личностных детерминант представлений об идеальном руководителе следует отнести ее экономические ценности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Новые социально-политические, социально-экономические и хозяйственные условия, которые сложились в ходе преобразований нашего общества за последние 15 лет, обусловили особую актуальность проблемы повышения эффективности управления организационными процессами. Одним из необходимых условий ее решения является оптимизация процессов руководства и подчинения в организации, создание условий эффективного управленческого взаимодействия. Важным и наименее изученным направлением исследований в этой области выступает изучение психологии подчиненного и, в частности, вопросов содержания представлений подчиненных об идеальном руководителе, отражающих систему требований (ожиданий) к методам и стилю управления руководителя в условиях реформирования экономики.

В настоящем исследовании разработан и применен социально-психологический подход к типологизации подчиненных посредством анализа их представлений об идеальном руководителе. Мы основывались на положениях системного и субъектно-деятельностного подходов в психологии, которые нашли свое отражение в трудах С. Л. Рубинштейна, А. В. Брушлинского, К. А. Абульхановой, В. Г. Ассеева, В. А. Барабанщикова, А. Л. Журавлева, Е. В. Шороховой и др., психологической теории отношений (А.Ф.Лазурский, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, Б.Ф.Ломов), концепции зонального взаимодействия социально-психологических и. экономических факторов А. Л. Журавлева, а также теории социальных представлений С. Московичи и концепции социального мышления, развитой в трудах К. А. Абульхановой и ее коллег.

Теоретический анализ исследований управленческого взаимодействия в системе «руководитель-подчиненный», а также работ, посвященных изучению социальных представлений, позволил сформулировать концептуальные положения для исследования представлений подчиненных об идеальном руководителе как основания их типологии, разработать специальную исследовательскую программу по изучению содержания представлений об идеальном руководителе, их взаимосвязи с личностными характеристиками подчиненных и фактором их опыта реального управленческого взаимодействия. Было проанализировано и описано понятие «представления об идеальном руководителе, дана общая характеристика нового для социальной психологии объекта исследования — работники подразделений информационных технологий, получившего свою широкую распространенность в 90-е годы XX столетия.

Проведенное исследование дало возможность выделить эмпирическую структуру представлений об идеальном руководителе, представленную в виде основных критериев оценки идеального руководителя: влияние (общая способность к руководству), дружелюбие (социальная близость), деловой настрой (отношение к делу), сотрудничество с коллективом и профессионализм. Отмечено, что в представлениях подчиненных об идеальном руководителе отражается основа лидерства и авторитета руководителя, неформальная основа его влияния, фиксируются наиболее типичные и важные с точки зрения подчиненных качества руководителя в аспекте взаимодействия с ним, что подчеркивает избирательный характер природы формирования образа идеального руководителя. В работе определены личностные факторы подчиненных и фактор их опыта реального управленческого взаимодействия с руководителем, детерминирующие представления об идеальном руководителе. На основе выраженности структурных компонентов представления об идеальном руководителе были выделены их типы и на их основе построена эмпирическая типология подчиненных.

В процессе диссертационного исследования были подтверждены все гипотезы исследования и положения, выносимые на защиту.

Представляется, что дальнейшее изучение социальных представлений участников управленческого взаимодействия о различных аспектах их совместной деятельности позволит расширить и обогатить базу знаний о факторах, детерминирующих эффективность организационной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Социальная психология в трудах отечественных психологов. Санкт-Петербург, 2000. — С.289−314
  2. К.А., Воловикова М. И. Исследование личностных особенностей и детерминант социальных представлений // Современная психология: состояние и перспективы исследований, 4.2. М., 2002. С.71−84
  3. Г. М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии. -Вопросы психологии, 1979, № 6. С.26−38
  4. Г. М. Психология социального познания. М., 2000. 288 с.
  5. В.Г. Научное управление обществом: опыт системного исследования. М.: Политиздат, 1973. 392 с.
  6. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. 382 с.
  7. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981.
  8. Т.Ю. Опыт исследования социально-психологической позиции непосредственного руководителя производственного коллектива. Вестник Московского университета. Психология. 1980, № 4Ю — С.36−46
  9. Т.Ю. Социально-психологическая ориентировка непосредственного руководителя трудового коллектива. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. М. 1980. 171 с.
  10. Ю.Базаров Т. Ю. Особенности межличностного восприятия в системе «руководство-подчинение» в условиях производственного коллектива // Межличностное восприятие в группе. М.: изд-во МГУ, 1981. С. 191−210
  11. А.В. Социальная психология в России и теория Сержа Московичи // Предисловие к кн. С. Московичи «Век толп». М., 1998. с.
  12. Н.В. Мастер в оценках рабочих и управленцев // Теоретическая и прикладная психология в Ленинградском университете. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. -С.105−107
  13. Н.В. Оптимизация взаимоотношений руководителей подчиненных // Социальная психология и социальное планирование. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. -С.79−84
  14. Г. Э. Личностная модель ценностных ориентации // Проблема субъекта в психологической науке. М.: «Академичсекий проект», 2000. С.227−234
  15. Т.Е. Уровень организованности групп и проблем лидерства (на примере студенческих групп): Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1981. 21 с.
  16. Н.Н. Доктрина «человеческих отношений» идеологическое оружие монополий. — М.: Мысль, 1970. — 175 с.
  17. А.А. Восприятие человека человеком. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. 124 с.
  18. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. — 133с.
  19. Велтруска Гана. Авторитет руководителя: социально-психологический анализ. Дисс. .кандидата социологич. наук.М., 1991. 142 с.
  20. Е.Н. Привлекательность труда //Современные проблемы психологии управления. Сборник научных трудов / ред. Емельянова Т. П., Журавлев А. Л., Телятников Г. В. М.: Изд-во Институт Психологии РАН, 2002. -С. 100−121
  21. О.С., Наумов А. И. Психология менеджмента. М., 2001. 425 с.
  22. Н.В. Влияние экономических факторов на особенности восприятия руководителя организации подчиненными. Дисс.. канд.психол. наук. Ярославль, 1996. 240 с.
  23. И.П., Захаров А. И., Ерицян О. П., Тимофеев Ю. Т. Влияние лидерства и руководства на групповую динамику в условиях стресса // Руководство и лидерство. Л., 1973. C. I30−142
  24. И.П., Емельянов Ю. Н. К критике «теории черт» лидерства // Человек и общество. Вып. Х1. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. — С.225−230
  25. М.И., Гренкова Л. Л. Современные представления о порядочном человеке // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. С.313−322
  26. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991. 320с.
  27. А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. М.: Экономика, 1966. — 472 с.
  28. Ф. Психология управления. М.: Прогресс, 1982. 422 с.
  29. Ф. Психология бригады. М.: Прогресс, 1987. 272 с.
  30. Р.Б. Восприятие мастера рабочими: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1978. 19 с.
  31. Р.Б. Рабочий и мастер (социально-психологический аспект). М.: Высш. шк., 1989.-35 с.
  32. Р.Б. Восприятие руководителя подчиненными. Иваново, 1994. с.
  33. Р.Б. Социально-перцептивные процессы в управлении: Учеб. пособие. Иваново: ИвГУ, 1992. — 144 с.
  34. МЛ. К вопросу о мотивационном значении социальных ожиданий: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Тбилиси, 1967. 25 с.
  35. Е.В. Представления личности об отношении к ней других людей. Дисс.кнд.психол.наук. М., 2000. 216 с.
  36. О.В. Соответствие психолого-профессиональных качеств менеджера ожиданиям трудового коллектива. Автореф. дис.канд. психол. наук. Тверь, 1993.-19 с.
  37. Г.А., А.Г. Шмелев. Диагностика менеджерского стиля с помощью компьютерной игры и тест опросника // Вестн. Моск. ун-та.Сер. 14. 1994. № 2. -С.59−66
  38. И.А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб.: «Алетейя», 2001. с.
  39. Динь Jle Хао, Динамика требований к авторитету руководителя в условиях экономической реформы: На примере Вьетнама. Дис. Канд.психол.наук. М., 1993.- 120 с.
  40. Н.В. Особенности профессионально-ролевых представлений госслужащих. Дис.канд. психол. наук. М., 2000. 178 с.
  41. А.И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987. 127 с.
  42. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. с.
  43. Т.П. Социальное представление понятие и концепция // Психологический журнал. Том 22, № 6, 2001. — С.39−47
  44. Ю.Н. Руководство коллективом как проблема социальной психологии (по материалам зарубежных исследований). Л.: Судостроение, 1971. -68 с.
  45. С.И., Кузьмин E.G. Изучение руководителя на производстве (опыт исследования ролевого конфликта в деятельности руководителя первичного коллектива): Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1984. 68 с.
  46. Е.С. Психологические проблемы организации труда хозяйственного руководителя: Учебное пособие. М.: Изд-во АНХ, 1983. -95 с.
  47. Ю.М. Точность и дифференцированность межличностного восприятия. Автореф дис.канд. психол. наук. М., 1982. -22 с.
  48. А.Л., Рубахин В. Ф. Проблемы «человеческого фактора» в управлении. В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М.: Наука, 1976,-С.41−63
  49. А.Л. Функциональная организация деятельности руководителя производственного коллектива. В кн.: Психологические аспекты человеческой деятельности. Часть I. — М.: 1978. — С.51−62
  50. A.JI. Типы исполнения указаний руководителя и культура управленческого труда // Культура труда как резерв повышения эффективности производства. Уфа: Уфим. авиац. ин-т, 1982. С. 108−110
  51. А.Л. Факторы формирования стиля руководства производственным коллективом // Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М.: Наука, 1983. С.101−115.
  52. А.Л. Социально-психологические проблемы управления // Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983. С.173−189
  53. А.Л. Социально-психологические особенности совместной деятельности бригады // Социально-психологические проблемы бригадной формы организации труда. М.: Наука, 1987. С.47−55
  54. А.Л., Ширяев С. А. Рассогласование управленческого взаимодействия при индивидуальной и бригадной форме организации труда // Социально-психологические проблемы бригадной формы организации труда. М.: Наука, 1987. C. I5I-I63
  55. А.Л., Сиващенко Е. Н. Предпочтение личностных качеств руководителя работниками предприятий с разными формами собственности // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. М., 1998. С.142−160.
  56. А.Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений. Дисс. в виде научного доклада. докт. психол. наук. М., 1999.- 132 с.
  57. А.Л. Социально-психологический анализ исполнительской деятельности // тезисы научно-практической конференции. С. 131−134
  58. Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в условиях социально-экономических изменений. Автореф. дисс. канд психол. наук. М., 2002. 28 с.бО.Зигерт В, Ланг Л. Руководить без конфликтов. Сокращенный перевод с нем. М.: Экономика, 1990. 335 с.
  59. Т.С. Психология управления. М.: Российское педагогическое агентство, 1997 г. 323 с.
  60. Т.С. Методика «Ценностные регуляторы организационного поведения» персонала // Современная психология: состояние и перспективы исследований, 4.2. М., 2002. С.280−299
  61. Д.П., Суименко Е. И. Психология единоначалия и коллегиальности. М.: Мысль, 1979.-254 с.
  62. Калькова B. JL Исследование социальных представлений в европейской социальной психологии // Социология: Реферативный журнал. М.: ИНИОН РАН, 1992. № 4. С.28−29
  63. П.М. Принципы организации. Избранные произведения. М.: Экономика, 1968. 464 с.
  64. А.И. Социально-психологическая концепция руководства. // Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами. М.: 1974. -С.20−22
  65. А.И. Современное состояние и перспективы психологии управления. // Вопросы психологии, 1977, № 4. С. 15−26
  66. А.И. Психология управления. Учебник для слушателей Академии МВД СССР. М.: Изд-во Академии МВД СССР, 1979. — 521 с.
  67. Е.А. Психология профессионала. М.: «Институт практической психологии», 1996. 382 с.
  68. Е.А. Введение в психологию труда: Учеб. пособие. М.: МГУ, 1988. -197 с.
  69. А.Г. Психология личности. М., 1970. 391 с.
  70. А.Г. Курс лекций по социальной психологии. М.: Высш. школа, 1972. -176 с.
  71. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. -М.: Политиздат, 1978. 279 с.
  72. С. Руководитель и подчиненный. М.: Прогресс, 1973. 191 с.
  73. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Минск: Высшая школа, 1976. 350 с.
  74. .Б. Профессиональная психодиагностика и методы исследования личности руководителя // Психологический журнал, 1981. Т.2., № 2. С.42−50
  75. Ю.К. Мышление руководителя и методы его изучения. Ярославль: Верх.-Волж. изд-во, 1982. 77 с.
  76. Ю.Д. Если я руководитель. — М.: Моск. рабочий, 1993.- 191с.
  77. . Психология в современном спорте. М., 1978. 325 с.
  78. P.JI. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии // Вопросы психологии, 1977, № 6. -С.119−129
  79. P.JI. Если Вы руководитель.Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М., 1996. 384 с.
  80. P.JI., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М. 1985. 224 с.
  81. P.JI., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. М.:
  82. Аспект пресс, 2001. 318 с.
  83. Е.С. Вопросы социальной психологии руководства // Психология -производству и воспитанию. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. С.3−12
  84. Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Л.: Лениздат, 1974. 167 с.
  85. О.Г. Профессия и познание людей. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1981.- 157 с.
  86. В.Н. Прикладное исследование социально-психологического воздействия // Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983. С.138−171
  87. С.М., Чикер В. А. Количественная оценка личности как фактор управления инженерным коллективом // Психология и управление: Экспериментальная и прикладная психология: Межвуз. сб. /Отв. ред. Е. С. Кузьмин. Л.: ЛГУ, 1979. — Вып. 9. — С.31−37
  88. А.Б., Каркулько Т. А. Социальные представления избирателей о качествах личности кандидата на основании факторов его биографии // Современные проблемы психологии управления. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2002. С.400−415
  89. А.Н. Социально-психологические проблемы формирования коллектива производственно-коммерческой фирмы // Психологический журнал. -1994. Т.1, № 5. С.22−29
  90. А.Н. Методика прогнозирования межличностных конфликтов в условиях совместной деятельности // Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. М.: Институт психологии РАН, 1995. -С.73−90
  91. А.А. Психология общения. Тарту, 1974.
  92. .Ф. Проблемы психологии личности, индивидуальных различий между людьми и психологические аспекты подбора, подготовки и расстановки кадров. В кн.: Правовые и социально-психологические аспекты управления. — М.: Знание, 1972, с. 188−210.
  93. .Ф., Китов А. И., Рубахин В. Ф., Филиппов А. В. Актуальные проблемы психологии управления // Психологические проблемы эффективности и качества труда: Доклад У Всес. съезду психологов СССР. М., 1977. 19 с.
  94. А.С. Педагогическая поэма. Собр.соч. в 7-ми томах. T.I. М, 1957.783 с.
  95. И.С., Уманский Л. И. Организатор и организаторская деятельность. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. 312 с.
  96. А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982. с.
  97. И.С. О соотношении особенностей личности людей, имеющих высокий социометрический статус, с некоторыми ценностными ориентациями группы // II Междунар. колоквиум по социальной психологии. Тбилиси, 1971. С.231−232
  98. A.M. Направленность личности как фактор эффективности трудовой деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1985. -17 с.
  99. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1993. с.
  100. Методы социальной психологии. Под ред.Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. 175 с.
  101. Г. А. Коллективная установка в совместной деятельности при бригадной организации труда: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1985. -17 с.
  102. С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал, 2000. Т.21. № 3. С. 20−33
  103. К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983. 240с.
  104. М.В. Типы профессионально ответственного отношения работников опасного производства в разных организационных-экономических условиях. Автореферат дисс.канд. психол.наук. М., 2000. 26 с.
  105. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР: В 2-х т. М.: Изд-во акад. Пед. Наук РСФСР. Т.2, 1960. 426с.
  106. Н.В. Взаимосвязь между профессиональными социально-перцептивными эталонами и личностно-профессиональными качествами гос. служащих. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М. 2001. 22 с.
  107. НА. Формальный статус руководителя как детерминанта восприятия его подчиненными. Дисс. .канд психол. наук. Иваново, 1998. -168 с.
  108. Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 150 с.
  109. В.Б. Проблемы психологии коллектива // Социальная психология. М.: Политиздат, 1975. С.244−273.
  110. О’Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой. М.:Прогресс, 1979.-420 с.
  111. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. -348 с.
  112. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. М., 1986 г.-423 с.
  113. С.Е. Индивидуально-психологические факторы совместимости личности и малой группы. Автореферат дисс. .кандидата психологических наук. М., 2001.-29 с.
  114. С.Е., Смирнова Н. П., Хащенко В. А. Влияние индивидуально-психологических характеристик подчиненных на представления об идеальном руководителе // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. М., 1999. С. 190−202
  115. Психология и управление: Экспериментальная и прикладная психология: Межвуз. сб. /Отв. ред. Е. С. Кузьмин. Л.: ЛГУ, 1979. Вып. 9. С. 31−37
  116. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -2-е изд. М., 1990 с.
  117. В.Е. Отношение к руководителю как фактор эффективности управленческого взаимодействия молодежного коллектива. Автореф. Дис.. канд. психол. наук. М. 1989 24 с.
  118. И. Как объять необъятное? // Молодой коммунист, 1985. № I. -С.43−48
  119. Э., Агарвала Роджерс Р. Коммуникация в организациях. М., 1980 г.
  120. В.Ф., Филиппов А. В. Психологические аспекты управления. М.: Знание, 1973.-64 с.
  121. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. 382 с.
  122. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. — 688 с.
  123. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. с.
  124. А.А. Исследование взаимоотношений в производственной группе // Теоретическая и прикладная психология в Ленинградском университете. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. С.99−100
  125. А.А. Некоторые вопросы формирования взаимоотношений в производственных группах // Человек и общество. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. Вып. 10. С.94−101
  126. А.А. Совершенствование системы взаимоотношений в первичном коллективе // Промышленная социальная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. -С.26−36
  127. Г. А., Смитбург Д. У., Томпсон В. А. Менеджмент в организациях. М., 1995 г. 428 с. 131 132 133 134 135 139 290 484 572 160,141142143144145146
  128. Е.А. Роль авторитета руководителя производственного коллектива. Дис.. канд. философских наук. М., 1989. 182 с.'
  129. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. 264 с.
  130. Свенцицкий А, Л. Совершенствование взаимоотношений между рабочими и мастером // Теоретическая и прикладная психология в Ленинградском университете. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. С.101−102
  131. А.Л., Гительмахер Р. Б. Оценочные суждения о мастере в производственном коллективе // В кн.: Экспериментальная и прикладная психология (Психология и управление). Вып.9. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979.-С.11−18
  132. А.Л. Социальная психология управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. -176 с.
  133. Г. Стресс без дистресса. М., 1979. 135 с.
  134. Ю.П. Некоторые факторы социально-психологической совместимости руководителя и коллектива // Учен. зап. ЛГУ. 1971. № 365. -С.3−17
  135. Ю.П. О социально-психологической совместимости руководителя и коллектива (мастер и рабочие производственной бригады). Вестник Ленинградского университета, 1969, № II. с.76−83
  136. И.Г., Калмакан Н. А. Производственная бригада основа трудового коллектива. М.: Экономика, 1973. — 119 с.
  137. Е.В. Соотношение психологических процессов принятия и отвержения альтернатив в ходе социального выбора. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М. 1995. 24 с.
  138. Г. В. Социально-психологическая типология деловой активности женщин. Дис. .канд психол. наук. М., 1999. 196 с.
  139. Л.И. Психология организаторских способностей. Авто-реф. дис. д-ра психол. наук. М., 1968. — 31 с.
  140. Л.И., Лутошкин А. Н. Психология работы комсорга. -М.: Молодая, гвардия, 1972. 160 с.
  141. Н.Н. Влияние особенностей управления на социально-психологический климат коллектива // Вопросы психологии, 1986. № I. -С.102−108
  142. Н.П. исследование управленческого взаимодействия в бригадах // Психологические проблемы совершенствования кадровой службы в энергетике: Тез. докладов Всес. науч.-техн. совещания. М., 1984. С.72−73
  143. Н.П. Управленческое взаимодействие в бригадах с разным типом совместной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1985. 17 с.
  144. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. Издание пятое. М., 1986.
  145. Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1980. -208 с.
  146. В. А. Влияние социально-психологических свойств совета бригады на эффективность управления производственным коллективом: Дис.. канд. психол. наук. М., 1986. 176 с.
  147. В.А. Ценностные ориентации различных социальных групп в условиях разных форм собственности // Социальная психология экономического поведения. М.: Наука, 1999. С.56−67
  148. А.С. Организационные свойства коллектива как субъекта совместной деятельности // Актуальные проблемы социальной психологии: Тез. науч. сообщений Всес. симпозиума. Кострома, 1986. 4.1. С.86−87.
  149. Э.С. Социально-психологические особенности творческой активности инженеров. Л., 1986. 83 с.
  150. Э.С., Чикер В. А. Опыт социально-психологического изучения личности инженеров различного должностного статуса. Вильнюс: ЛитНИИНТИ, 1977. 63 с.
  151. Р.Х. Исследование социально-психологических механизмов руководства педагогическим коллективом. Автореф. дис. д-р, а психол.наук. -Л., 1978.-38 с.
  152. Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: Педагогика, 1982. 208 с.
  153. Е.С., Хащенко В. А. Представления о богатом и бедном человеке в различных социально-экономических группа // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 2. М.: Изд-во «Институт психологи РАН», 2002 г. С. 332−345
  154. С. А. Методы руководства при рассогласовании управленческого взаимодействия в условиях индивидуальной и бригадной форм организации труда: Дисс. канд. психол. наук. М., 1985. 163 с.
  155. П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. С.278−295
  156. П.Н. Общественный идеал как объект социально-психологического исследования // Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. Сборник научных трудов. М., 1988. С.30−36
  157. П.Н. Современная социальная психология. М., 2000. 447 с.
  158. Е.В. Актуальные проблемы социальной психологии в свете решений ХХУП съезда КПСС // Психол. журн. 1987. Т.8. № 3. С.3−20.
  159. В.Н., Кочетов Г. М. Руководитель, коллега, подчиненный (Опыт использования количественных оценок в социально-психологическом исследовании научного коллектива) // Социальные исследования. Вып.2. М.: Наука, 1968. — С.143−155
  160. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. -С.89−105
  161. В.А. Социологическое исследование (Методология, программа, методы). М.: Наука, 1972. 239 с.
  162. В.А. Социально-психологический портрет инженера. М.: Мысль, 1977.
  163. В.А. О стимулах и мотивах трудовой деятельности //Научные основы политической работы в массах /Ред. коллег.: Ю. Я. Баскин и др. Л.: Лениздат, 1972. С. 60 — 69
  164. Е.В. Теория социальных представлений в социальной психологии: дискуссии 80−90 годов. М.: ИНИОН РАН, 1996. с.
  165. Abric J.-Cl. Central system, peripheral system: their functions and role in the dynamics of social representations // Papers of social representations. 1993. V. 2. № 2. P.75−78
  166. Bandura A. Principles of behavior modification. N.Y.: Holt, finehart & Winston, 1969.-364 p.
  167. Bandura A. Social learning theory. Englewood Cliffs (N.J.): Prentice-Hall, 1977.490 p.
  168. Barrett R.S. Performance suitability and role agreement: two factors related to attitudes. Personnel Psychology, 1963, vol.16. — P.345−357
  169. Bass B.M. Leadership, psychology and organizational behavior. N.Y., Harper, 1960. 548 p.
  170. DabinR. The world of work. № 4, 1958. p.
  171. Doise W., Spini D., Clemence A. Human rights studied as social representations in a cross-national context // European journal of social psychology. 1999. V. 29. № 1. P. 1−29
  172. H. (ed.). Human relations in administration. (2d ed.). Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1961. — 635 p.
  173. Fiedler P.E. Leadership and leadership effectiveness traits: a reconceptualization of the leadership trait problem. -In: L. Petrullo and B.M.Bass (Eds.). Leadership and interpersonal behavior. N.Y.: Holt, Rinehart, and Winston, 1961 — P. 179−186
  174. Fiedler P.E. Contingency model of effectiveness leadership.-In: Advances in experimental social psychology. L. Berko-witz (ed.). Vol.1. N.Y.: Academic Press-P. 149−190
  175. Fleishman E.A., Harris E.P. and Burtt H.E. Leadership and supervision in industry: An evaluation of a supervisory training programm. Columbus: Ohio State Univ. Press, 1955. — 110 p.
  176. Gibb C.A. Leadership. In: The Handbook of Social Psychology. (2d ed.). Lindzey G. and Aronson E. (Eds.), vol.4, Cal.-L. -Ontario- Addison-Wesley Publ.Co., 1969 — P.205−282
  177. Harris 0. Jeff. jr. Managing people at work. Concepts and cases in interpersonal behavior. Santa Barbara et al.: Wiley, 1976. — 581 p.
  178. Hersey P., Blanchard K. Management of Organizational Behavior: Utilizing Human Resourches. 6th ed. Prentice Hall, Inc., 1993. p.
  179. House R.J., Mitchell T.R. Path Goal theory of Leadership // Journal of Countemporary Business, 1974, № 3. — P.
  180. Hollander E.P. Emergent leadership and social influence. In: L. Petrullo and B.M.Bass (Eds.), Leadership and interpersonal behavior. N.Y.: Holt, Rinehart, and Winston.-P.31−47
  181. Katz D., Kahn R.L. The social psychology of Organizations. (2d ed.).- N.Y., 1978. -838 p.
  182. Likert R. Effective supervision: an adaptive and relative process // Personal psychol.-I958.- Vol. II, — P. 31−58
  183. Luthans R., Kreitner E. Organizational behavior modification.-Glenview (III.): ocott, Eoresman, 1975.-254p.
  184. Markova I. Towards an epistemology of social representations // Journal for the theory of social behavior. 1996 V. 26. № 2. P. 177−196
  185. Maslow A. Motivation and personality. N.Y., 1954. p.
  186. Meichenbaum D.H. Cognitive behavior modification, — Morris-town (N.J.): General Leaning Press, 1974. 237 p.
  187. Miller B.C. Using behavioral science to solve organizational problems. Personnel Administration, 1968, vol.31 P.21−29
  188. Mitchell T.R. People in organizations: Understanding their behavior. fl.Y. etc.: McGraw-Hill, 1978. -474 p.
  189. Moscovici S. The origin of social representations: a response to Michael // New ideas in psychology. 1990. V.8. № 3. P. 383−388
  190. McClelland D.C. The achieving society. Princeton. N.Y., 1961.
  191. McCregor D. The human side of enterprise, — H.Y.: McGraw Hill, I960.- 314- p.
  192. Rickhof H.-Chr.Grenzen der mitarbeiterfuhrund // Harvard-manager, — № 3, 1985.-P.101−104
  193. Sales S.M. Supervisory style and productivity: Review and theory // Readings in organizations. Structure. process, behavior. Ed. by J.L.Gibson e.a. Dallas (Tex.), Bus.publ., 1973 — P.303−312
  194. Sayles Z.R. Behaviour of Industrial Work Groups. — N.Y.: Willey, 1958.-182 p
  195. Sedwick R.C. Interaction: interpersonal relationships in organizations. Englewood Cliffs (N.Y.)i Prentice-Hall, 1974. 248 p.
  196. Schormerhorn Jz. S.R., Hunt S.G., Osborn R.N. Managing organizational Behavior. 5th ed. South Wiley & Sons, Inc., 1994. P.
  197. Stogdill R.M. Personal factors associated with leadership: A survey of the literature. Journal of Psychology, 1948, vol.25. — P.35−71
  198. Stogdill R.M. Handbook of leadership. A survey of theory and research. N.Y.: Free Press- L.: Collier Macmillan, 1974. — 613 p.
  199. Studies in organizational psychology, /.by B.M.Bass, S.D.Deep. Boston (Mass.), 1972.- 595 p.
  200. Turner W.W. Dimensions of foreman performance: A factor analysis of criterion measures. Journal of Applied Psychology, 1960, vol.44 — P.216−223
  201. Wagner W. Introduction to special issue // Journal for the theory of social behavior. 1996 V.26.№ 2.-P. 93−94
  202. Wagner W. Queries about social representation and construction // Journal for the theory of social behavior. 1996 V.26. № 2. P. 95−120
  203. Bales R.F. Interaction process analysis: A method for study of small groups. Cambridge, Mass- Addison-Wesley. 1950. p.
  204. Cottle T.J. Perceiving time: a psychological study with men and women. N.Y. 1976.
Заполнить форму текущей работой