Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Внешняя политика Народной Республики Бангладеш и приоритеты социально-экономического развития страны

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Шейх Муджибур Рахман и его последователи, в числе которых были Мостак Ахмед (первый министр иностранных дел Бангладеш), Абдус Самад Азат (второй министр иностранных дел Бангладеш), Таджуддин Ахмед (первый премьер-министр Бангладеш) имели очень четкое представление о ведении внешней политики. Так, Абдус Самад Азад был политиком социалистского направления, поддерживавшим тесные отношения с СССР… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Появление независимого государства Бангладеш на международной арене: исторические условия, причины, предпосылки
    • 1. Национально-освободительное движение в Индии и проблемы Бенгалии
    • 2. Разделение Индии и политика единого Пакистана.
    • 3. Причины и предпосылки возникновения государства Бангладеш
    • 4. Основные этапы национально-освободительной борьбы народа Восточной Бенгалии: бенгальский национализм- война за независимость- от автономии к суверенитету
  • Глава II. Динамика внешней политики Бангладеш: направления и приоритеты
    • 1. Бангладеш, Индия, Пакистан и Китай: региональные и глобальные аспекты влияния на становление взаимоотношений
    • 2. Отношения между Японией и Бангладеш в свете новых международных реалий Юго-Восточной Азии
    • 3. Бангладеш и Движение неприсоединения. Нейтралитет и безопасность небольших государств
  • Глава III. Внешняя политика Бангладеш на современном этапе: проблема зарубежной помощи и модель выживания страны в XXI в
    • 1. Помощь развитию и ведущие международные инвестиционные учреждения: структура, стратегия, значение для Бангладеш
    • 2. Проблемы политического руководства в Бангладеш и иностранная помощь
    • 3. Предпосылки выбора модели развития Бангладеш: возможности и барьеры в использовании западного опыта

Внешняя политика Народной Республики Бангладеш и приоритеты социально-экономического развития страны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

объясняется, во-первых, особенностями политической реальности, сложившейся в регионе южной Азии. После окончания второй мировой войны внешняя политика стала не только ключевым фактором в жизни всех без исключения государств мира, но и символом их политической культуры. В 1960;70-е гг. на карте мира появились новые государства, бывшие ранее колониями, развитие которых существенно замедлялось отсутствием надёжной политической и экономической системы, способной привести к их дальнейшему процветанию. Для развивающихся стран внешняя политика превратилась в важнейший фактор политического и экономического выживания. Так, экономика большинства стран южной Азии (Пакистан, Шри Ланка, Непал, Бангладеш, Бутан и Мальдивы) находилась в кризисном состоянии. Поэтому важнейшей задачей, стоявшей перед их руководством, было переориентировать внешнюю политику в целях развития международных связей и укрепления престижа на мировой арене.

Во-вторых, злободневность темы исследования обусловлена динамикой и задачами развития независимой Бангладеш. Девятимесячная война за независимость от Пакистана (длившаяся с 26 марта 1971 г. по 16 декабря 1971 г.) привела страну к нищете: была разрушена вся инфраструктура и экономическая база Восточного Пакистана (тогдашнее название Бангладеш). В 1971 г. главным приоритетом в политике первого президента страны Шейха Муджибура Рахмана (Муджиба) было восстановление страны с привлечением зарубежной помощи. Этот процесс оказался сложным и противоречивым.

В целом следует признать готовность Шейха Муджибура работать на восстановление разорённой Бангладеш. Вместе с тем усилилась ее зависимость от помощи стран-доноров. Стоит отметить и случаи их недовольства по поводу неспособности Шейха Муджибура предотвратить разворовывание помощи, направляемой на восстановление страны.

После свержения Шейха Муджибура 15 августа 1975 г. внешняя политика президента генерала Зиаур Рахмана базировалась в основном на привлечении помощи от исламских государств, таких, как Саудовская Аравия, Катар, Кувейт,.

Ирак и др. В 1978;80 гг. Зиаур Рахман активно использовал исламский фактор в своей внешней политике. К сожалению, зарубежную помощь Зиаур Рахман потратил преимущественно на создание собственной Националистической партии Бангладеш, лишь часть средств была направлена на развитие промышленного сектора экономики и сельских районов страны.

В 1982;90 гг. президент генерал Эршад отчасти изменил политику своего предшественника, предприняв ряд действий по созданию нового международного имиджа страны. Несмотря на то, что в 1984;85 гг. Эршад обращался с просьбой об оказании помощи Бангладеш, которой в годы его правления приходилось ежегодно закупать за рубежом да двух миллионов тонн зерна при помощи и посредничестве консорциума стран-доноров1. Однако полученные средства снова не были полностью использованы для улучшения жизни населения. Так, в 1990 г. Эршад присвоил значительную часть помощи, которую предоставила Япония. В результате эта страна отказала генералу в дальнейшей поддержке в условиях развернувшегося против него народного движения.

В 1990 г. Кхаледа Зия стала премьер-министром Бангладеш (в результате демократического движения 1990 г. в Бангладеш сложилась парламентская система). Придя к власти, она продолжила внешнюю политику своего покойного мужа, генерала Зии. В 1992;93 гг. ею были предоставлены выгодные условия для привлечения инвестиций из Японии.

Когда в 1996 г. на посту премьер-министра страны оказалась дочь первого президента Шейх Хасина, главный акцент во внешней политике был сделан на развертывании сотрудничества с Японией, при этом отношениям с арабскими государствами уделялось меньше вынимания. Хасина предпринимала всё возможное для предотвращения коррупции, чтобы максимально использовать возможности внешней политики для улучшения жизни беднейшего и среднего слоев населения страны. Но, несмотря на то, что иностранная помощь постоянно находилась в центре внимания руководства Бангладеш, ее нельзя считать решенной.

1 Дорохин П. Хоссейн Мохаммад Эршад//Азия и Африка сегодня. 1990. № 6. С. 27.

Поэтому, в-третьих, проблема иностранной помощи не снята с повестки дня и сегодня, поскольку в условиях глобализации она обретает новые грани, научное рассмотрение которых необходимо для создания обоснованных политико-экономических программ, нацеленных на то, чтобы Бангладеш смогла достичь устойчивого уровня благосостояния и добиться усиления своего международного авторитета.

Степень изученности темы.

В процессе работы над диссертацией автор обращался к научной литературе по различным проблемам международных отношений. Использованы работы следующих авторов: К. С. Гаджиева, А. С. Васильева, Э. А. Позднякова, А. С. Панарин, А. С. Дзасохов, П. Дорохина, Манируззаман Талукдара, Мучкунда Дюбея и т. д.2.

Цели и задачи работы.

Цель данной работы заключается в выявлении особенностей и основных тенденций становления внешней политики Бангладеш после обретения страной независимости в контексте приоритетов ее социально-экономического развития.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. На основе изучения содержания основных этапов национально-освободительного движения в Индии и Пакистане и рассмотрения деятельности национальных партий в этих странах охарактеризовать условия и предпосылки появления независимого государства Бангладеш.

2. Осуществить сравнительный анализ внешней и внутренней политики, проводимой руководством Бангладеш в период правления страной Шейхом Муджибом, генералами Зией и Эршадом, Кхаледой Зией и Шейх Хазиной, оценить результаты деятельности перечисленных лидеров с точки зрения их вклада в усиление международного престижа страны и укрепления ее внутреннего положения.

2 Гаджиев К. С.

Введение

в геополитику. М., 2000; Васильев А. С. История Востока. В 2-х т. М., 1998; Поздняков Э. А. Геополитика. М., 1995; Панарин А. С. Политология. МГУ., М., 1991; Дзасохов А. С. Становление и эволюция постколониального мира. Вторая половина XX века. М., 1997; Дорохин П., Хоссейн Мохаммад ЭршадTalukdar Maniruzzaman. Politics and Security of Bangladesh. University Press Limited. Dhaka, 1994; Dubey Muchkund //India: Outstanding Achievements and Dismal Failures// Politik Gesselshaft. International Politics and Society. Freidrich Ebert Foundation. 2000. № 1. Germany.

3. Исследовать ведущие направления внешней политики Бангладеш в контексте ее взаимодействия с развертыванием политико-экономических процессов в регионе южной Азии и в современном глобализирующемся мире.

4. Обозначить внешние и внутренние обстоятельства, повлиявшие на усиление исламского фактора в жизни Бангладеш.

5. Проследить динамику возникновения и эволюции проблем оказания Бангладеш зарубежной экономической помощи странами-донорами с точки зрения того, насколько полно реализовался ее потенциал, какими резервами она обладает и какие политико-экономические последствия влечет за собой ее распределение и получение.

6. Установить роль и место зарубежной экономической помощи в построении модели развития Бангладеш в XXI веке.

Методологические основа исследования.

Характер изучаемого материала, цель и задачи диссертации потребовали от ее автора применения ряда исследовательских методов. Сюда входят общенаучные методы — анализ, синтез, индукция, дедукция. В работе представлены сравнительно-исторический, хронологический, синхронный и диахронный методы. Для анализа данных также использовались элементы статистического метода. Поскольку предметом исследования являются внутрии внешнеполитические процессы в их взаимодействии, автор опирается на концептуальные положения политологии и теории международных отношений, содержащиеся в российской и зарубежной научной литературе.

Источники диссертационной работы включают в себя официальные государственные материалы. Автор опирается на тексты Конституции Бангладеш, им используются документы международного ведомства этой страны, особое внимание уделяется Соглашениям, в том числе между Муджибом и Индирой Ганди (1972, между Индией и Бангладеш о разделе вод Ганга и Мирное соглашение по Читтагонгу. В работе представлены официальные документы, характеризующие деятельность международных организаций, например, устав СААРК (1985). Автор привлекает разнообразные партийные материалы (как официальные партийные документы, так и политическую публицистику).

Диссертант обращается и такому источнику, как материалы массмедиа, прежде всего периодической печати. Он изучает статьи из русских, английских, бенгальских газет и журналов. Не менее значительной представляется информация, полученная через сеть Интернет. Важную роль играют статистические данные, почерпнутые из официальных статистических сборников, научных трудов, прессы.

Научная новизна работы состоит в следующем:

1. На основании изучения истории английского колониального господства даётся обобщённая оценка факту и последствиям британского присутствия в Индии, особое внимание при этом уделяется роли и месту Бенгалии в национально-освободительном движении.

2. Проанализирован процесс формирования внешнеполитического курса Бангладеш на первых этапах существования нового независимого государства, а также выявлены внутренние и международные факторы, обусловившие необходимость проведения Шейхом Муджибуром Рахманом, возглавлявшим Бангладеш, политики, направленной на привлечение зарубежной помощи и кредитов.

3. Особое внимание уделено исследованию причин появления «исламского фактора» во внешней политике Бангладеш в ходе смены государственного руководства при генералах Зие и Эршаде, а также в период пребывания у власти Кхаледы Зии.

4. Проанализированы особенности отношения к Бангладеш государств-доноров во время холодной войны и после её окончания, а также осложнения во внешней политике, вызванные этим отношением.

5. Дана развернутая характеристика недавних событий в Бангладеш и их воздействия на новые направления во внешней политике страны. В данном контексте рассмотрены и новые подходы к вопросам зарубежной экономической помощи при Кхаледе Зие и Шейх Хасине.

6. Предпринята попытка создать модель выживания Бангладеш в XXI веке на основе учета экономических и политических условий внутреннего развития страны, а также особенностей воздействия на него глобальных и региональных факторов.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты можно использовать в учебном процессе при прочтении курсов лекций, проведении семинарских занятий по курсам теории и истории международных отношений, политологии, истории и т. д. Кроме того, полученные результаты могут найти применение при анализе проблем зарубежной политики стран, вынужденных решать проблемы преодоления бедности. Выводы, к которым пришел автор, могут оказаться полезными в будущем при выработке решений по внешней политике Бангладеш и других небольших государств Южной Азии.

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях, выходивших в Санкт-Петербургском государственном университете, Санкт-Петербургском Техническом университете, а также в докладах, прочитанных на международных конференциях и семинарах, в ходе доцентской практики на факультете международных отношений СПбГУ. Диссертация обсуждена на кафедре теории и истории международных отношений факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, заключение и библиографический список. Все главы разбиты на параграфы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В 1947 г., когда Восточный Пакистан входил в состав единого Пакистана, внешняя политика страны не была достаточно динамичной и самостоятельной. В 1948 г. представления президента Джинны о национальной идеологии Пакистана привели его к тому, что в его деятельности внешней политике уделялось недостаточно внимания. Внешняя политика всегда является отражением политической культуры страны. Следуя после 1948 г. узкой политике «исламского государства», вплоть до 1962 г. внешняя политика Пакистана была гораздо ограниченнее, чем носившая секулярный характер внешняя политика, проводимая в Индии правительством Неру. Несмотря на то, что в 1960 г. президент Пакистана Айюб Хан присоединился к СЕАТО (Организация стран юго-восточной Азии) и СЕНТО (Организация центрального соглашения, лидером которого являются США), всё это не улучшило положения в Восточном Пакистане, расположенном на расстоянии 1600 км от Западного Пакистана. В 1960;е гг. все президенты Пакистана привлекали зарубежную помощь для сохранения своих режимов. Так, при Айюб Хане и генерале Яхья Хане целью внешней политики страны было получение помощи от США, Великобритании и исламских государств для подержания элит, которые составляли представители всего 22 семей.207 Восточный Пакистан был бедным регионом, и лидеры Пакистана пренебрегали интересами большинства населения (в Восточном Пакистане проживало 56% всего населения страны). Поскольку вплоть до 1965 г. в Восточном Пакистане не было достаточно влиятельных политических лидеров, способных каким-либо образом повлиять на внешнюю политику страны. В 1966 г. молодой восточно-пакистанский политик Шейх Мудждибур Рахман инициировал общественное движение за расширение автономии Восточного Пакистана, в то время Шейх Муджибур был чрезвычайно обеспокоен политической и экономической эксплуатацией со стороны Западного Пакистана, одну из своих первейших задач он видел в отходе от СЕАТО и СЕНТО (альянсов, созданных Соединёнными Штатами во время холодной войны в целях создания оборонительного щита по всему миру).

207 Bangladesh. Contemporary Events and Documents. People’s Republic of Bangladesh. External Public Division, Ministry of Foreign Affairs. Dhaka, 1972. P. 5.

Шейх Муджибур Рахман и его последователи, в числе которых были Мостак Ахмед (первый министр иностранных дел Бангладеш), Абдус Самад Азат (второй министр иностранных дел Бангладеш), Таджуддин Ахмед (первый премьер-министр Бангладеш) имели очень четкое представление о ведении внешней политики. Так, Абдус Самад Азад был политиком социалистского направления, поддерживавшим тесные отношения с СССР и Китаем. Известный юрист Камаль Хуссаин, бывший советником Шейха Муджибура по внешней политике, рекомендовал ему проведение в будущем секулярной и миролюбивой политики. Поэтому в своей речи 1971 г. Шейх Муджибур произнёс ставшую знаменитой фразу «дружба — каждому, вражда — никому».208 Целью внутренней политики Муджиба было накормить 70 миллионов населения послевоенной Бангладеш. Кроме того, 3 миллиона ожидали возвращения на родину из Западного Бенгала, приграничного района Индии. Велики были разрушения, нанесённые армией Пакистана. 14−15 декабря 1971 г. пакистанцы разрушили все крупные мосты в Восточном Пакистане. Всё это принимал во внимание Шейх Муджиб, планировавший в целях восстановления разрушенного применять во внешней политике идеи «мира и безопасности». В отношении мусульманских государств он сохранял молчание, поскольку Пакистаном вместе с такими государствами, как Судан, Саудовская Аравия и др. в мире была развёрнута пропаганда против нового государства Бангладеш. Освобождению Бангладеш значительно способствовала Индия, поэтому дополнительные сложности порождали мнения, высказываемые в ряде арабских государств о том, что Бангладеш превратится в государство-сателлит Индии.

Как бы там ни было, Шейх Муджибур Рахман обращался к Индире Ганди с просьбой о помощи, необходимой для восстановления страны. Выделенная Индией в 1972 г. была первой зарубежной помощью, полученной Бангладеш. Непал также выказывал интерес к поддержанию получившей независимость Бангладеш. В 1972 г. СССР предложил свою помощь по снятию барьеров в портовом городе Читтагонге. Эти шаги Шейх Муджибур Рахмана могут быть.

208 Foreign Policy of Sheikh Mujibur Rahman in Bangladesh. Contemporary Events and Documents. People’s Republic of Bangladesh. External Public Division. Ministry of Foreign Affairs. Dhaka, 1972. P. 66. охарактеризованы как тенденции к созданию «культа личности» во внешней политике страны.

Затем Шейх Муджибур Рахман в своей внешней политике поставил задачу привлечения продовольственной помощи со стороны Индии, СССР и Китая. Куба также оказала Бангладеш продовольственную помощь. Ориентация внешней политики на привлечение продовольственной и экономической помощи была нормальной практикой руководства единого Пакистана вплоть до 1970 г., поэтому Шейх Муджибур Рахман перенёс эту традицию в Бангладеш для привлечения помощи, необходимой подавленному и голодающему народу страны.

В более широком контексте Шейх Муджибур Рахман преследовал в своей внешней политике цели поддержания мира и безопасности. Внешнеполитическое ведомство Бангладеш признало независимость и единство всех существующих государств мира.

Сменивший Шейха Муджибура Рахмана на посту главы государства генерал Зия (1978;80 гг.) продолжил внешнюю политику Муджиба за исключением одного пункта. Придя в политику из армии, поначалу Зия не был политиком в полной мере. Поэтому он начал проводить происламскую политику, направленную на сближение с арабскими государствами и активное участие в Организации исламских государств. Таким образом политика Бангладеш в 197 980 гг. сделала шаг назад, когда в страну стал поступать огромный объём помощи из Саудовской Аравии, Катара, Кувейта и других стран. Вплоть до 1989 г., уже при генерале Эршаде (сменившем Зию после его свержения в 1980 г.), приоритет в отношениях отдавался именно арабским государствам, а также отношениям с Японией.

В эпоху после окончания холодной войны выживание небольших государств, каким является Бангладеш, находится в зависимости от направления их внешней политики. Если согласиться с утверждением Бисмарка о том, что внешняя политика государства является продолжением его внутренней политики, то для развивающихся государств, к числу которых относится Бангладеш, это высказывание оказывается верным вдвойне. Выживание Бангладеш как государства с недостаточно развитой экономикой и бедного ресурсами, невозможно без проведения руководством страны продуманной внешней политики, осуществление которой, в свою очередь, невозможно без развития экономики, достижения политической стабильности и уважения демократии. Ни одна модель развития страны не сможет быть успешной, если принятие внешнеполитических решений принимается не на основе демократического плюрализма. Стабильная и дальновидная внешняя политика позволила Индии сделать серьёзный шаг вперёд. Оставаясь по-прежнему страной, получающей помощь из-за рубежа, Индия намного опережает Бангладеш по возможностям использования этой помощи.

Поскольку Бангладеш до сих пор остаётся аграрной страной, её экономическое и политическое развитие должно быть направлено в сторону постепенной и эффективной индустриализации. Политическое руководство не должно ограничиваться развитием одного лишь аграрного сектора экономики.

Одним из затруднений, возникающих на пути вхождения Бангладеш в международное сообщество, является частая смена правительства.

Нет ничего удивительного в том, что на протяжении многих лет страны-доноры не наблюдали какого-либо заметного улучшения от притока инвестиций в Бангладеш. В 1990 г. стало очевидно, что зарубежная помощь — не самое лучшее средство для выживания улучшения положения внутри страны. Более того, зарубежная помощь порождает зависимость.

В 1991;96 гг. премьер-министр Кхаледа Зия столкнулась с этой проблемой, будучи единственной женщиной-руководителем государства, который вынужден принимать жесткие решения во внешнеполитической сфере. Оппозиция (Лига Авами и другие партии) использовала неудачи политики Кхаледы Зии на внешнеполитической арене, и Кхаледе не удалось предпринять никаких эффективных действий ни во внешней политике, ни внутри страны. С 1996 г. Шейх Хасина постарались во внешней политике отойти от сложившихся приоритетов. Вплоть до 2000 г. Шейх Хасина стремилась наращивать международный авторитет страны и призывать зарубежных инвесторов инвестировать конкретные сферы экономики. Эти действия стали признаком появления эпохи, складывающ ейся после окончания холодной войны, политики XXI в.

В XXI в. политическое и экономическое развитие страны должно быть направлено прежде всего на удовлетворение первоочередных и насущных потребностей населения страны (выживание 145-милионного населения, мобилизация природных ресурсов, надлежащее использование зарубежной помощи, борьба с коррупцией на всех уровнях).

С другой стороны, в XXI в. внешняя политика страны должна быть направлена на сохранение мира и безопасности вот всём мире, что обеспечит стране защиту со стороны ООН и других международных организаций (как, например, организация Международная Амнистия, в которой председательствует Ирин Хан (Irine Khan, представительница Бангладеш). Участие вооружённых сил Бангладеш в миротворческих операциях ООН — пример деятельности страны по укреплению международного мира и стабильности. В 1990 г., во время кризиса в Персидском заливе Бангладеш активно сотрудничала со странами, объединившимися против Ирака под руководством США. В настоящее время Индия и Бангладеш, являются уважаемыми участниками миротворческих операций ООН.209.

Бангладеш поддерживает идею сохранения Южной Азии свободной от ядерного оружия. Предложенная Непалом в 1950 гг. идея по созданию в южной Азии зоны мира была поддержана Шейхом Муджибом и всеми последующими лидерами Бангладеш. В 1985 г. Бангладеш стала одним из основателей СААРК (Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии), 210 что стало поворотным решением для политики генерала Зии, а затем генерала Эршада (в 1985 г.). Будучи мусульманским государством, Бангладеш поддерживает тесные отношения с Индией и «нормальные» отношения с Пакистаном, поддержание хороших отношений с которым представляет порой трудную задачу для Бангладеш.

209 Коммерсант, 26.03.2001.

210 Amin Ruhul Muhammad //SAARC: Challenges and Opportunities// Social Science Review. University of Dhaka. 1995, Vol. XII, №.2, Dhaka, P. 226.

Несмотря на то, что в XXI в. Бангладеш вступила в качестве «бедного» государства, страну не следует рассматривать исключительно в этом ракурсе. Фактор бедности, безусловно, влияет на престиж страны во внешней политике, однако её внешнеполитический статус оказывается выше, чем статус Шри-Ланки, Бутана, Непала и африканских государств.

Внешняя политика — деятельность скорее практическая, нежели теоретическая. Бангладеш обрела независимость только 31 год назад. Это слишком небольшой срок для создания сильной и безукоризненной внешней политики. Ошибкой Шейха Муджиба было то, что вплоть до своего свержения все внешнеполитические решения принимались им лично. Хотя в то время, в 1975 г. в Индии Индира Ганди также сама принимала все решения по внешней политике, поэтому ошибку Муджиба нельзя назвать грубой. Позднее внешнеполитические решения, принимавшиеся президентами Зиёй Эршадом (1990 г.) носили диктаторский характер, от чего внешняя политика Бангладеш серьёзно пострадала.

На укрепление экономики страны потребуется не менее 25 лет. Иногда зарубежные наблюдатели называют Бангладеш страной, выбирающейся из экономического упадка. Сейчас зависимость страны от зарубежной помощи уменьшилась по сравнению с 1980;ми гг. под контролем находится проблема численности населения. При нынешнем премьер-министре Кхаледе Зие увеличился экспорт. Однако Бангладеш не может полностью отказаться от помощи из-за рубежа. До сих пор 45 миллионов человек в стране живут в нищете. В настоящее время при получении зарубежной помощи Бангладеш следует использовать опыт Индии по её наиболее эффективному использованию.

Как бы там ни было, западная модель экономического развития не может быстро заработать в Бангладеш. Существующая внешняя политика с её ограничениями не может способствовать осуществлению западной модели экономического и политического развития. В Бутане попытка повысить уровень жизни в стране путем применения прозападной модели потерпела неудачу. Последние 50 лет Пакистан следовал указаниям Запада, что, однако, не привело к укреплению политики и экономики государства.

В Бангладеш есть свои особенности. Политическая стабильность и проведение конструктивной внешней политики должны привести к сохранению на политической карте мира государства Бангладеш площадью 143,998 кв. километров. Во всяком случае, у руководства страны есть искреннее желание сделать для этого всё возможное.

Показать весь текст

Список литературы

  1. На иностранном языке: Документы:
  2. Article VII. Mutual Agreement between the United States and Great Britain. Policies and Operations- The World Bank Group. September 1974.
  3. Bangladesh Working Paper on Regional Cooperation. 1981. № 1, Dhaka.
  4. Bangladesh Working Paper on Regional Cooperation. 1980. № 2, Dhaka.
  5. Bangladesh: Food Policy Review. IBRD. Document of the World Bank. December 12 1977.
  6. IBRD Project Performance Audit Report. Bangladesh- Irrigation Engineering Project. Document of the IBRD. March 10 1978.
  7. IBRD Program Performance Audit Report: Bangladesh Import Program Credits. Documents of IBRD. February 22 1978.
  8. Bangladesh- Current Trends and Development Issues Document of the World Bank. December 15 1978. Report № 2245-BD. IBRD.1. На русском языке Книги:
  9. А.С. История Востока. В 2-х Т. М., 1998.
  10. К.С. Введение в геополитику. М., 2000.
  11. Ганди Индира. Внешняя политика Индии. М., 1982.
  12. Дж. История XX века : Люди. События. Факты. / Пер. с англ. О. Суворова «Аквариум». М., 1999.
  13. Дал Р. О Демократии. М., 2000
  14. А. С. Становление и эволюция постколониального мира. Вторая половина XX века. М., 1997.
  15. А. С. Движение солидарности народов Азии и Африки. М., 1977.
  16. В. С., Смирнова Л. А. Политология. М., 2001.
  17. История XX века (люди, события и факты). М., 1999. Ю. Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век. М., 1997.
  18. П.Мальгин С. В. Экономика и социальное развитие Индии и Пакистана в период независимости. МГУ., М., 1992.
  19. Народное восстание в Индии 1857−1859 гг, М., 1957.
  20. Дж. Автобиография / Пер. с англ. М., 1953.
  21. А. С. Политология. МГУ., М., 1991.
  22. Э.А. Геополитика. М., 1995.
  23. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.
  24. А. М. Новейшая История зарубежных стран XX век. М., 2001.
  25. Страны мира. Справочник. СПб., 2000.
  26. Н. М. Основы геополитики. СПб., 2001.
  27. Современные международные отношения. Учебник. МГИМО. М., 2001.
  28. Л.Н. Поли. собр. соч. в 91 т. Т.89. М., 1957.
  29. Тьерри де Монбриаль. Память настоящего времени. М., 1997.
  30. Н., Уоллер Ф., Роуэтт Д. Полная хронология XX века. М., 1999. на иностранном языке
  31. Ahmad Е. Foreign Policy of Bangladesh- A small State’s Imperative. University Press1.d. Dhaka, 1984.
  32. Ahmad Kholquzzaman and Hossain Monwar. Development through self help: Lessons from Ulashi. Proceedings of two national seminars. BIDS. Dhaka, April, 1978.
  33. A.Praeger Frederick. I Speak of freedom Kwama N Krumah. New-York, 1961.
  34. Ahmed M. Introducing The Flood Action Plan. Community Development Library. Dhaka, 1989.
  35. Ahmed E. SARC- Seeds of Harmony. Dhaka University press Ltd. Dhaka, 1985.
  36. Ali S. M. After the dark night: Problems of Sheikh Mujibur Rahman. Delhi, Thompson Press. India, 1973.
  37. Anderson Benedict, Imagined Communities: Reflections on the origins and spread of nationalism. London, Verso, 1993.
  38. Ayoob Mohammod (ed.). Conflict and Intervention in the Third World. London, Croom Helm, 1980.
  39. Ayoob Mohammad and Subrahmanyam K. The Liberation War. New Delhi, Chand, 1972.
  40. Bangladesh and Indo-Pak war. India speaks at the U.N. Publication Division. Ministry of Information and Broadcasting. Government of India. January, 1972.
  41. Bangladesh: Recent Economic Development and Priority Reform Agenda for Rapid Growth- Country Economic Memorandum. World Bank. 1995.
  42. Bangladesh. Contemporary Events and Documents. People’s Republic of Bangladesh. External Public Division. Ministry of Foreign Affairs. 1972.
  43. Bhattarcharjee G. P. Renaissance and freedom movement in Bangladesh. Calcutta- Minerva Associates, 1973.
  44. Biswas Jayasree. US-Bangladesh Relations: A Study of the political and Economic Development During 1971−1981. Minerva associates publication Pvt. Ltd. Calcutta, 1984.
  45. Berger L. Peter. Pyramids of Sacrifice. New-York, Anchor Books, 1976.
  46. Benedict Burton (ed.). Problems of Smaller Territories. The Anthlone press. London, 1967.
  47. Bengal: The nationalist Movement 1876−1940. Columbia University Press. New York, 1974.
  48. Chatteqee Basant. Inside Bangladesh Today: an eye-witness account. New Delhi, Chand, 1973.
  49. Chavan R. S. Nationalism in Asia. New Delhi, 1973.
  50. Chatteijee Partha. Nationalist thought and Colonial World- A derivative discourse. Zed United Nations University. London, 1986.
  51. Coombs H. Philip and Ahmed Manzoor. Attacking Rural-poverty: How non-formal Education Can Help. The John Hopkins University Press. Baltimore, 1974.
  52. Crick Bernard. Independence of Politics. Sec. ed. The University of Chicago press. Chicago, 1972.
  53. Dodwell H. H. Cambrige history of India: Vol. VI. The Indian Empire. Rev. Edition. New Delhi, 1987.
  54. Faaland Just and Parkinson J. R. Bangladesh: The Test Case of Development. C. Hurst and со. London, 1976.
  55. Gandhi Mahatma. Young India. S. Gonesan Publishers. Madras, Triplicane, S.E., 1922.
  56. Geopolitics. Encyclopedia Americana. N.Y., Vol. 12.
  57. Gellner Ernest. Nations and Nationalism. Basil Blackwell. Oxford, 1983.
  58. Ghosh Partho. Cooperation and Conflict in South Asia. University Press Limited. Dhaka, 1989.
  59. Gill Stephen M. The Discovery of Bangladesh. Wiltshire, Melksham, Colin Venton, 1975.
  60. Hunter W.W. The Indian Musulmans. 3rd ed. 1875.
  61. Harris Nigel. National Liberation. University of Nevada Press. London, Reno-Las Vegas 1993.
  62. Hassan Shaukat. India-Bangladesh Political Relations During Awami League Government 1971−75. V-M-India Dissertation Information Service. Michigan, Ann-Arbor, 1988.
  63. Hassan Shaukat. Bangladesh’s Non-aligned Postures. The Non-aligned World. Dhaka, May 1983.
  64. Huq Mahbubul. Reflections on Human Development. Oxford University press. New York, 1995.
  65. Islam Nurul. Development Planning in Bangladesh: A Study in Political Economy. London, С Hurst and со. 1977.
  66. India and Soviet Union. A Symposium. New Delhi, January 1969.
  67. Johnstone W.C. Burma’s Foreign policy. Harvard University Press. Cambridge, 1963.
  68. J. Ward Richard. Development Problems for the 1970s. New-York, Dunellen, 1973.
  69. Kay David A. The New Nations in the United Nations. Columbia University Press. New York, 1970.
  70. Khan Azizur Rahman. The economy of Bangladesh. London, Macmillan, 1972.
  71. Lagos Gustav. International Stratification and Underdeveloped Countries. University of North Carolina Press. Chapel Hill, 1963.
  72. Masters Roger D. The Nature of Politics. Yale University press. 1989.
  73. Mohammad Said Hakim, Haq Moin-ul, Mujahid Shariful & Zahid Khan Angar. The Establishment of the British Raj. Road to Pakistan, Pakistan Historical Society Publication. № 78.
  74. Nehru J. Glimpses of World history. N.Y., 1942.
  75. Paranjpe Srikant. India and South Asia Since 1971. Radiant Publishers. New Delhi, 1985.
  76. Prokopczuk Jerzy. Evolution of The Movement of Non-Aligned Countries in Studies of the Developing Countries. Warsaw, 1979.
  77. P. Sewell James. Functionalism and World Politics. Princeton University Press. USA, 1966.
  78. Rashid H. Geography of Bangladesh. University Press Limited. Dhaka, 1991.
  79. Ray James Lee. Global politics. University of New Mexico. USA, 1979.
  80. Singh Kuldeep. India and Bangladesh. Anmoll Publication. Delhi, 1987.
  81. Samiruddin Khan Rumana. Non-military Security of Bangladesh: External Determinants. University Press Limited. Dhaka, 1996.
  82. Sengupta Jyoti. History of freedom movement in Bangladesh 1943−1973. Calcutta, Noya Prokash, 1974.
  83. M. R. (ed.). The Chittagong Hill Tracts of Bangladesh: The Untold Story. Centre for Development Research. Dhaka, 1992.
  84. Sisson Richard and Rose Leo. War and Secession: Pakistan, India and the creation of Bangladesh. University of California press. CA, Berkeley, 1979.
  85. South-east Asia: History, Economy, Policy. Progress publishers. Moscow, 1972.
  86. Srivastaka Prabhat. The discovery of Bangladesh. Sunjay publication, New Delhi, 1972.
  87. S. S. Sethi. The decisive war: emergence of a new nation. Sagar publications, New Delhi, 1972.
  88. Stokwin J.A.A. Modern Government’s Japan: Divided politics in a Growth Economy. 2nd edition, W.W.Norton and со. London, 1975.
  89. Subrahmanyam K. Indian Security Perspective. ABC Publisher House. New Delhi, 1982.
  90. Tagore Rabindranath. Nationalism. Macmillan and Co. Limited. London, St. Martin’s street, 1921.
  91. Talukder Maniruzzaman. Politics and Security of Bangladesh. Dhaka. 1994.
  92. Talukder Maniruzzaman. Security of Small States in Third World. Academic Publishers. Dhaka, 1989.
  93. Talukder Maniruzzaman. The Bangladesh Revolution and its Aftermath. Bangladesh Books International. Dhaka 1980.
  94. Vital David. The Inequality of States: A Study of Smaller Power in International Relations. The Clarendon Press. Oxford, 1967.
  95. Waqif Arif A. A study on South Asian Cooperation, Administrative Staff College. India, Hyderabad, 1995.
  96. Ziegler P. Mountbatten: the official biography. Collins, 1985. На русском языке1. Статьи
  97. Ю. Движение Неприсоединения : Слухи о смерти сильно преувеличены // Азия и Африка сегодня. 1992. № 8.
  98. П. Хоссейн Мохаммад Эршад //Азия и Африка сегодня. 1990. № 6.
  99. JI. М. Демократия в Азии? (Конгрессы, конференции, симпозиумы) //Восток. 1996. № 3.
  100. Э. Колокол российской революции // Азия и Африка сегодня. 1987. № 5.
  101. М. Движение Неприсоединения и идеология империализма // Азия и Африка сегодня. 1983. № 6.
  102. В., Сумский В. Мохаммад Зия-уль-Хак // Азия и Африка сегодня. 1989. № 4.на иностранном языке:
  103. Anisuzzaman //Conflicts On A Cultural Plane// JANATA Republic Day Number On Bangladesh And The World. 1972. Vol. XXVII, Calcutta. № 1−2.
  104. M. N. // Secessionist Movement in the Chittagong Hill Tract// Regional Studies. 1988−89. Vol.1. Pakistan, Islamabad.
  105. Ahmed Emajuddin //Current trends of Islam in Bangladesh// Economic and political weekly. India, Bombey, June 18, 1983.
  106. M. // The SAARC in Progres// BUSS papers. January 1988. № 7. Dhaka.
  107. Bates Gill R. //Curbing Beijing’s Arms Sales// Orbis. Summer 1992, vol. 36, № 3.
  108. Bhuiyan Md. Abdul Wadud //Political Development in Japan During the Occupation and Early Post-war Period (1945−1955)// Social Science Review. 1995.Vol. XII, № 2, Dhaka University. Dhaka.
  109. Bhimaya Kotera M. // Nuclear Deterrence in South Asia// Asian Survey. July 1994.Vol. 34, № 7.
  110. Cross-Border Trade Between India and Bangladesh, A Bangladesh perspective. BIDS. Dhaka, 1995.
  111. Dandavate Madhu //In Perspective// JANATA Republic Day 1972. Bangladesh And The World. 1972.Vol. XXVII, № 1−2. Calcutta.
  112. Dubey Muchkund //India: Outstanding Achievements and Dismal Failures// Politik Gesselschaft. International Politics and Society. Friedrich Ebert Foundation. 2000. № 1.
  113. Development and Change — 1976
  114. Economic Survey of East Pakistan. Government of East Pakistan. 1966−67.
  115. Far Eastern Economic Review — 1978.
  116. Foreign Review of India — 1964.
  117. Finance and Development— 1976 1977
  118. Finance and Development— 1978
  119. Foreign Affairs Report. Indian Council of World Affairs. March 1972.Vol. XXI, No.3. Delhi.
  120. Glaser Bonnie S. //China's Security Perceptions: Interests and Ambitions// Asian Survey. March 1993. Vol. 33, № 3.
  121. Ghosh Shyamali //Political Dynamics in Bangladesh: Relations Between Bangladesh and India// International Studies. July-September 1995. Vol. 32, № 3. India.
  122. S. // Environmental Issues and Security in South Asia// Adelphi papers. Autumn. № 262. London.
  123. Hossain Ishtiaq //Bangladesh-India Relations: Issues and Probleams// Asian Survey. November 1981. Vol. XXI, № 11.
  124. Hussain Akter and Haq Rezaul //Flood Action Plan and NGO Perspective// Social Science Review. 1995.Vol. XXI, № 2, University of Dhaka. Dhaka.
  125. Huda Zeenat //The Process of Modernisation in Japan// Social Science Review. University of Dhaka. Dhaka, 1995.
  126. J. Esman Milton //Landless and Near-Landless in the Developing Countries// Rural Development Committee. Centre for International Studies. Cornell University. New-York, Ithica, September, 1978.
  127. Japan’s economic cooperation. The Developing Countries and Japan. Ministry of Foreign Affairs. Japan, 1979.
  128. Joeck Neil //Maintaining Nuclear Stability in South Asia// Adelphi Paper, IISS. 1997. № 312, London.
  129. Joeck Neil // Nuclear proliferation and Nuclear Reversal in South Asia// Comparative Strategy. September 1997. vol.16, № 3, London.
  130. Lintner Bertil // Myanamar’s Chinese Connection// International Deferense Review. 1994. № 11.
  131. Limaye Madhu //Bangladesh, India and the World Community// JANATA. Calcutta, 1972.
  132. Mathews Jessica Tuchman // Redefining Security// Foreign Affairs. Spring, 1989. Vol.68, № 2.
  133. Mohan Malik J. //China-India Relations in the Post-Soviet Era: The Continuing Rivalry// The China Quarterly. June 1995. № 142. China.
  134. Narain Virendra //Foreign policy of Bangladesh: Evolution and Prospects in S.R. Chakravarty (ed.). Foreign policy of Bangladesh// Har-Anond publication. New Delhi, 1994.
  135. Wortzel Larry M. // China Pursues Traditional Great Power Status// Orbis. Spring 1994.
  136. Myrdal Gunnar //Growth and Inequality// Key-note Speech. Conference on Asian 1970's. Carleton University. Canada, Ottawa, November 13, 1971.
  137. New Internationalist — 1977— 1978
  138. Peace: Chinese People’s Association for Peace and Disarmament. Serial № 46, China, March 1998.
  139. Readings in Development Economics — 1968.
  140. Rahman Anisur //Priorities and Methods for Socialist Development of Bangladesh// EAG Robinson and Keith Griffin. The Economic Development of Bangladesh Within a Socialist Framework. London, Macmillan, 1974.
  141. Streeten Paul //Review of Simon Kuznets// Ceres. 1976. № 49, January-February.
  142. K. //India's Security Problem The New Dimensions// JANATA. Calcutta, 1972.
  143. Talukdar Maniruzzaman. Book review //Non-military Security of Bangladesh: External Determinants// Journal of International Relations. July-June 1996−97. Vol. 4, № 1−2, University of Dhaka. Dhaka.
  144. Talukdar Maniruzzaman //Alternative Strategy of Defense for Bangladesh// Holiday. Dhaka, November 1993.
  145. The Structure of United Nations Economic Aid to Underdeveloped Countries. The Hague, Martinus Nijhoff, 1966.
  146. Third United Nations Conference on the Least Developed Countries. Presentation of the Government of Bangladesh. Action Programme For the Development of Bangladesh 2001−2010. Belgium, Brussels 14−20 May 2001.
  147. World Bank Publication. April 1978.
  148. World Bank: Questions and Answers. March 1976.47. World Development — 1978.
  149. Weaver H. James //Growth and Equity: Can They Be Happy Together// International Development Review. 1978.
  150. На русском языке Периодическая печать: 1. Абдул Хай Мохаммад. Сегодня День независимости Бангладеш. Коммерсантъ — 26.03.2001на иностранном языке: 1. Bangladesh’s transitional democracy. The Daily Independent of Bangladesh — 2002.
  151. Cross Border Smuggling. The Daily New Nation — 1997
  152. Indo-Bangla Treaty. Times of India —1972.
  153. In Commemoration of the National Day of Bangladesh. The Jakarta Post — 26.03.2000.
  154. Japan’s Liberal Democracy. Asahi — 1987
  155. Khaleda Zia Starts Her visit to New York. The Bangladesh Observer — 2002.
  156. The Text of The Venice Economic Summit Meeting. New York Times — 1980.
  157. Tony Blair visits Bangladesh. The Bangladesh Daily Star — 2002. http://www.dailystarnews.com/
  158. РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКАп 2100Z-? ~ОЪ d
Заполнить форму текущей работой