Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Управление изменениями в экономической системе крупного муниципального лечебного учреждения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Базой исследования явилось МЛПУ «Городская больница № 13» -крупное лечебно-профилактическое учреждение г. Н. Новгорода с коечным фондом 1150 коекчисленность пролеченных больных за 2005 год составила 23,6 тыс. человек. Больница является крупным лечебным учреждением стационарного типа муниципальной системы здравоохранения города Нижнего Новгорода и создана на основании распоряжения главы… Читать ещё >

Управление изменениями в экономической системе крупного муниципального лечебного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

Анализ научных концепций управления изменениями в здравоохранении.

Изменение экономических условий функционирования здравоохранения и необходимость модернизации муниципальных лечебных учреждений в переходной экономике.

Развитие предпринимательства в здравоохранении.

3 15.

ГЛАВА 2.

2.1.

2.2.

2.3.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ 53 ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ В КРУПНОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ЛЕЧЕБНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Особенности управления в крупном лечебном учреж- 53 дении.

Методика оценки финансово-экономической устойчи- 74 вости крупного лечебного учреждения при сочетании различных источников финансирования Использование финансовых ресурсов для мотивации 94 персонала лечебного учреждения на эффективную работу.

ГЛАВА 3.

3.1.

3.2.

3.3.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ 102.

В ЛЕЧЕБНОМ УЧРЕЖДЕНИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Разработка и внедрение автоматизированной инфор- 102 мационной системы управления деятельностью крупного лечебного учреждения.

Экономический мониторинг в крупном лечебном уч- 113 реждении на основе использования современных информационных технологий.

Расчет экономической эффективности от введения ин- 123 новаций в управлении лечебным учреждением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

132 140 156.

Социально-экономические преобразования в России, связанные с переходом к рыночной экономике, существенно отразились на экономических условиях функционирования здравоохранения: дефицит бюджетного финансирования здравоохранительных мероприятий и медицинских учреждений, ограниченные возможности оказания бесплатной медицинской помощи населению, неразвитость системы обязательного и добровольного медицинского страхования влияют на эффективность использования ресурсов отрасли. Это привело к ухудшению здоровья населения, сокращению ожидаемой продолжительности жизни, снижению доступности медицинской помощи для широких слоёв населения.

Становление рыночных отношений в отечественной системе здравоохранения, формирование рынка медицинских услуг, интенсивно развивающийся процесс коммерциализации отрасли происходит одновременно с ухудшением медико-демографических показателей: сокращением численности и средней продолжительности жизни населения, высоким уровнем смертности населения трудоспособного возраста, распространением социально опасных заболеваний и др.

Между тем уровень и качество здоровья населения во многом характеризуют степень цивилизованности страны, влияя на её социально — экономический потенциал. Выступая в качестве интегральной характеристики развития здравоохранения, уровень и качество здоровья населения выражают меру социальной ответственности государства перед своими гражданами.

Для российского здравоохранения в настоящее время особенно актуальной является проблема повышения эффективности медицинской помощи населению. В этой связи необходимо найти решения таких задач, как финансовое обеспечение отрасли, развитие альтернативных источников финансирования, рациональное использование имеющихся ресурсов, создание условий для внедрения современных высокотехнологичных медицинских технологий и т. д.

Первостепенное значение приобретает совершенствование управления, что требует внедрения новых форм, методов и моделей управления всеми звеньями системы здравоохранения и протекающими в ней экономическими изменениями, включая создание моделей управления с использованием современных информационных технологий на основе комплексного системного подхода на уровне лечебно-профилактического учреждения, отрасли, территории.

Существующий организационно-экономический механизм управления системой российского здравоохранения и её структурными составляющими недостаточно адаптирован к реальным рыночным условиям, что снижает эффективность здравоохранения.

Проводящиеся в здравоохранении преобразования подчас приводят к деструктивным изменениям системы, ухудшают условия соблюдения социальных принципов доступности и качества медицинской помощи населению. Практическая реализация этих принципов наталкивается на проблему необходимости обеспечения финансово-экономической устойчивости учреждений здравоохранения и обеспечения их материальными, кадровыми ресурсами с возможностью работы на основе современных медицинских, информационных и организационных технологий.

Вместе с тем, анализ, проведенный специалистами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, показал, что практически во всех регионах страны отмечается дефицит финансовых средств, выделяемых на реализацию территориальных программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению. В среднем по Российской Федерации дефицит финансовых ресурсов достигает от 30,0% до 40% от расчетных данных.

Дефицит финансовых ресурсов в здравоохранении (впрочем, как и в целом в социальной сфере), с одной стороны, вызывает недоумение у некоторых ведущих экономистов страны, с другой стороны, данная ситуация обусловливает необходимость поиска новых источников финансирования, внутренних резервов здравоохранения, принятия нестандартных управленческих решений руководителями органов и учреждений. Поэтому обоснование новых форм и методов совершенствования управления в здравоохранении представляется актуальной проблемой с теоретической и с практической точек зрения.

Большой интерес к исследованию проблем функционирования и управления системой здравоохранения в условиях рынка проявили ученые и организаторы здравоохранения в своих работах: Анохин Л. В., Бояринцева Б. И., Власов В. В., Вялков А. И., Жильцов E.H., Зелькович P.M., Кадыров Ф. Н., Кучеренко В. З., Лисицын Ю. П., Семенов В. Ю., Стародубов В. И., Шамшурина Н. Г., Шейман И. М., Щепин О. П. и др. Они рассматривали проблемы становления рынка медицинских услуг и вопросы соотношения государственного и рыночного механизмов регулирования^ 16, 20, 34, 46, 47, 53, 65, 99,103, 123, 128, 130]. В работах Брагиной З. В., Вялкова А. И., Ермакова С. П., Исаковой Л. Е., Кадырова Ф. Н., Кукушкина В. И., Кудрявцева Ю. Н, Решетникова A.B., Шеймана И. М., Яковлева Е. П. и др. [34, 48, 54, 95, 128, 136] исследуются различные аспекты управления отраслью, лечебно-профилактическими учреждениями. Различные взгляды на эффективность здравоохранения в условиях рынка и подходы к оценке эффективности изложены в трудах Азарова.

A.B., Артюхова И. П., Бушуевой Г. А., Волкова Ю. М., Воронина Ю. А., Введенской И. И., Глухова Г. Н., Доронина Б. М., Кузьмина Н. Б., Кулагиной Э. Н., Ройтмана М. П., Савашинского С. И., Пустового И. В. и других авторов [14, 19,32, 61, 68, 88, 98]. Проблемам экономического анализа и планирования здравоохранения посвящены работы Зельковича P.M., Кораблева В. Н., Крем-лева С.А., Михайловой Ю. В., Приходько Н. Ф., Путина М. Е., Стародубова.

B.И., Хальфина P.A. и др. [47, 59, 75, 89,103,120].

Менее изученными оказались проблемы управления изменениями в территориальных и муниципальных системах здравоохранения и лечебно-профилактических учреждений, а также использование в здравоохранении современных информационных технологий управления, хотя отдельные аспекты проблем рассмотрены в работах Бенедиктова Д. Д., Вялковой Г. М. Кузнецова П.П., Какорина Е. П., Стуколова Т. И., Сунгатова Р. Ш., Чеченина Г. И. и др. [30,49,67,102,109].

Одним из важных нерешенных вопросов в области реорганизации больничной сети является отсутствие методики экономического мониторинга в крупных многопрофильных лечебных учреждениях, как основы для разработки и принятия управленческих решений по обеспечению финансово-хозяйственной устойчивости и повышению эффективности их деятельности.

Остается актуальной проблема исследования изменений в управлении с помощью новых организационных технологий, основанных на сочетании деятельности различных организационно-правовых форм учреждений здравоохранения. Дальнейшее исследование проблемы экономической устойчивости больничных учреждений должно основываться на междисциплинарном подходе, объединяющем научные исследования в области организации и управления здравоохранением, экономики, права.

В настоящее время разрабатывается на федеральном уровне нормативная база для реорганизации государственных и муниципальных учреждений в автономные некоммерческие учреждения. Для практического перевода лечебно-профилактического учреждения в статус автономного некоммерческого учреждения потребуется значительное укрепление финансовой устойчивости и обеспечение финансовой независимости. Это повышает роль проведения экономического анализа в совершенствовании управления учреждением. В частности, возникает необходимость в научной разработке специально для лечебно-профилактического учреждения рекомендаций по финансово-экономическому анализу.

На основании вышеизложенного сформулирована цель и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования — управление изменениями в экономической системе крупного муниципального лечебного учреждения с использованием современных информационных технологий.

В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:

1. Определить основные направления совершенствования управления изменениями в экономической и организационной системе крупного муниципального лечебного учреждения в условиях переходной экономики.

2. Провести финансово-экономический анализ и разработать методику оценки финансовой устойчивости крупного муниципального лечебного учреждения при сочетании различных источников финансирова-ния (бюджетных, средств обязательного медицинского страхования, платных медицинских услуг и др.).

3. Исследовать возможности использования современных информационных технологий в управлении крупным муниципальным лечебным учреждением и разработать рекомендации по экономическому мониторингу.

4. Разработать методику расчета экономической эффективности деятельности лечебного учреждения.

Объект исследования — крупное лечебное учреждение стационарного типа муниципальной системы здравоохранения.

Предмет исследования — управление изменениями в экономической системе крупного муниципального лечебного учреждения с использованием современных информационных технологий.

Базой исследования явилось МЛПУ «Городская больница № 13» -крупное лечебно-профилактическое учреждение г. Н. Новгорода с коечным фондом 1150 коекчисленность пролеченных больных за 2005 год составила 23,6 тыс. человек. Больница является крупным лечебным учреждением стационарного типа муниципальной системы здравоохранения города Нижнего Новгорода и создана на основании распоряжения главы администрации г. Н. Новгорода № 680-р от 02.03.01 г. на базе многопрофильного 1115-коечного стационара реорганизованного лечебно-профилактического учреждения «Медико-санитарная часть «ГАЗ». В марте 2001 г. произведена государственная регистрация больницы в Нижегородской регистрационной палате. Организационно-правовой статус учреждения определен как «некоммерческая организация». Собственность учредителя (администрации г. Н. Новгорода) — здания больничного комплекса с имуществом закреплены за МЛПУ на праве оперативного управления распоряжениями главы администрации города. Установлено, что учреждение находится в ведомственном подчинении департамента здравоохранения администрации г. Н. Новгорода. МЛПУ «Городская больница № 13» зарегистрировано в Комитете Государственной статистики и налоговых органах. Осуществление медицинской и фармацевтической деятельности учреждению разрешено областной комиссией по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности при администрации Нижегородской области. Распоряжением губернатора Нижегородской области МЛПУ «Городская больница № 13» включено в Перечень городских лечебных учреждений, работающих в системе ОМС Нижегородской области. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 2711-Пр/05 от 02.12.2005 г. больница является базой проведения клинических испытаний новых лекарственных средств. Медицинскую и финансово-хозяйственную деятельность учреждение начало осуществлять с 01.10.01 г.

Учреждение функционирует в выстроенном по типовому проекту и введенном в эксплуатацию в 1984 году здании основной площадью более 86 тыс. кв. м.

Коечная мощность стационара в течение 2002 и 2003 гг. не изменялась. В 2004 г. коечный фонд сокращён на 25 коек, а в 2005 г. на 60 коек и на конец 2005 г. составила 1030 без учета сверхсметных коек реанимации и интенсивной терапии. Кроме того, в связи с необходимостью обеспечения деятельности учреждения для привлечения дополнительных финансовых средств из внебюджетных источников, ввиду неполного бюджетного финансирования, и на основании приказов вышестоящих органов управления здравоохранением в составе каждого отделения развернуты сверх сметы койки для оказания платных медицинских услуг общей численностью 120. Общая численность коечного фонда составляет 1150 коек. В Нижегородской области это по коечной мощности второе лечебное учреждение, первое — областная клиническая больница им. Н. А. Семашко (1365 коек).

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005;2008 годы) отмечается, что в системе здравоохранения существуют серьёзные проблемы такие как:

— ограниченность государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, в том числе профилактических мероприятий, а также несбалансированность их с финансовыми ресурсами. В связи с этим увеличивается плата за оказание медицинской помощи в неконтролируемых формах;

— отсутствие существенного влияния сложившейся системы обязательного медицинского страхования на эффективность использования ресурсов здравоохранения;

— неэффективное использование ресурсов в системе здравоохранения.

Система оказания медицинской помощи характеризуется избыточной сетью медицинских учреждений с низким материально-техническим оснащением, доминированием стационарной помощи, недостаточной приоритетностью первичной медико-санитарной помощи, слабым развитием сети специализированных медицинских учреждений профилактической направленности, недостаточной мотивацией медицинского персонала к качественной работе.

Модернизация системы оказания медицинской помощи должна включать:

— укрепление финансовой основы системы обязательного медицинского страхования путем реализации территориальных программ и более жестких обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения. Страховые взносы субъекта Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения должны устанавливаться в размере не меньшем, чем размер, обеспечивающий сбалансированность суммы средств из всех источников, предназначенных для финансирования базовой программы обязательного медицинского страхования, и ее стоимости;

— перемещение части объемов оказания медицинской помощи со стационарного этапа на амбулаторный, сокращение части излишних мощностей больниц, их использование для реабилитационного лечения и оказания медико-социальной помощи;

— преобразование значительной части медицинских учреждений в новые организационно-правовые формы государственных (муниципальных) автономных учреждений, обладающих большей самостоятельностью в использовании ресурсов и получающих эти ресурсы за результаты своей деятельности;

— обеспечение перехода от принципа содержания медицинских учреждений к принципу оплаты конкретных объемов оказания медицинской помощи;

— переход к новым методам оплаты труда медицинских работников.

Анализ отечественного и зарубежного опыта организации здравоохранения и проходящие изменения в экономической системе лечебных учреждений позволил выбрать актуальные направления нашего исследования, обосновать программу и методическое обеспечение работы.

Была поставлена цель — найти оптимальные пути и методы адаптации изменений в экономической системе крупного муниципального лечебного учреждения к новым условиям деятельности в период перехода к рыночной экономике и дефицитности финансирования для обеспечения населения качественной медицинской помощи.

Был проведен финансово-экономический анализ ресурсного обеспечения деятельности муниципального лечебного учреждения, целью которого являлось принятие управленческих решений, направленных на эффективное использование ресурсов для удовлетворения потребностей населения в медицинской помощи. Анализ ресурсного (в том числе финансово-экономического) потенциала показал, что в современных условиях традиционное бюджетное финансирование и система ОМС не могут обеспечить стабильную работу многопрофильного стационара.

Проанализированы в динамике результаты финансово-хозяйственной деятельности учреждения, его медико-социальная и экономическая эффективность, проведен поиск альтернативных вариантов управленческих решений. На практике в настоящее время анализ деятельности лечебно-профилактического учреждения чаще всего проводится на основе использования количественных показателей, характеризующих, прежде всего, экстенсивное развитие учреждения. Однако в этом случае анализ методологически не связан с медицинскими технологиями, стандартизированными результатами медицинской и экономической деятельности. Поэтому нами использована новая методика анализа, учитывающая не только количественные показатели, но и оценку системы качественных показателей, отражающих интенсивный путь развития учреждений здравоохранения.

Была начата разработка новой методики формирования деятельности крупного муниципального учреждения здравоохранения (больницы), с учетом его взаимосвязи с другими автономными некоммерческими и частными медицинскими организациями, работающими на базе данного муниципального лечебно-профилактического учреждения. В результате взаимовыгодной интеграции деятельности больницы и лечебных учреждений, различных организационно-правовых форм сформирован достаточно стабильный поток финансовых ресурсов.

К одному из эффективных способов привлечения финансовых и материальных ресурсов в медицинское учреждение относится сотрудничество с благотворительными организациями (фондами и т. д.). В рамках благотворительной деятельности, осуществляемой этими организациями, бюджетные учреждения могут получать от них в соответствии программами определенное имущество и денежные средства безвозмездно или на льготных условиях. Обычно это оформляется как пожертвование (ст. 582 ГК РФ) либо при этом заключается договор дарения, регулируемый ст. 574 ГК РФ. Кроме того, важнейшим источником инвестиций является создание коммерческих структур при государственных (муниципальных) учреждениях. В больнице с разрешения КУГИ города, создано несколько коммерческих центров: Нижегородский кардиохирургический центр и Центр врачебной косметологии. Инвестиции на их создание были произведены за счет частного сектора. С приходом частного капитала появились дополнительные источники на текущие расходы по содержанию муниципального лечебного учреждения.

Для привлечения инвестиций других коммерческих структур использованы такие виды договоров, как оказание медицинской помощи по направлениям медицинских коммерческих организаций.

Методологической основой исследования являются работы отечественных ученых, экономистов и организаторов здравоохранения в области экономики, планирования и управления социальной сферы. В диссертации использованы методы экономического, статистического, системного анализа, математической статистики, социологические, моделирования и экспертных оценок, сравнения, практического эксперимента, теории экономической эффективности, графический и балансовый методы.

Информационной базой исследования явились статистические материалы Госкомстата, отчетность учреждений здравоохранения г. Н. Новгорода, показатели здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Нижегородской области, материалы по финансовой и экономической отчетности больницы № 13 за 2001;2005гг.

Научная новизна исследования заключается в совершенствовании системы управления крупного муниципального лечебного учреждения, включая управление изменениями в экономической системе учреждения, в том числе с использованием современных информационных технологийэффективной адаптации крупного лечебного учреждения к возникающим изменениям внешней среды.

К числу основных научных результатов, определяющих научную новизну диссертационного исследования, относятся следующие:

1. Комплекс основных направлений совершенствования управления изменениями в экономической системе, которые предполагают использование современных экономических методов управления, изменение организационной структуры, мотивации персонала лечебного учреждения на повышение качества медицинской помощи и материальной заинтересованности в использовании ресурсов на эффективную работу.

2. Методика оценки финансовой устойчивости крупного муниципального лечебного учреждении, в которой предполагается максимальное использование показателей финансово-экономического анализа, как количественных, так и качественныхобеспечение экономической устойчивости при сочетании различных источников финансирования (бюджетных, средств обязательного медицинского страхования, платных медицинских услуг и др.).

3. Рекомендации по экономическому мониторингу в крупном лечебном учреждении с использованием современных информационных технологий как совершенствование системы управления.

4. Методика расчета экономической эффективности деятельности лечебного учреждения, в которой отражено не только превышение доходов над расходами, но и количественные и качественные показатели деятельности учреждения.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования теоретических выводов и практических рекомендаций диссертационной работы при проведении системных изменений в организации экономической работы организации, совершенствовании методов управления крупного лечебно-профилактического учреждения. Материалы диссертации использованы при подготовке методических рекомендаций «Перспективное планирование системы муниципального здравоохранения» для применения в муниципальном здравоохранении крупного города.

Отдельные положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе вузов при преподавании учебных дисциплин «Экономика здравоохранения», «Экономика социальной сферы», «Управление здравоохранением», в системе переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров здравоохранения.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы отражены в 12 публикациях общим объёмом 2,4 п.л., в т. ч. в монография «Негосударственный сектор в системе муниципального здравоохранения».

Положения и выводы докладывались на 7 Всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях, в том числе:

— на III Межрегиональной конференции «Социально-гигиенические и эпидемиологические проблемы сохранения и восстановления здоровья военнослужащих и населения», г. Н. Новгород, 2006 г.;

— на IV Всероссийской научно-практической конференции «Факторы устойчивого развития экономики России на современном этапе (федеральный и региональные аспекты)», Пенза, 2006 г.

Материалы исследования используются в учебном процессе на кафедре экономики Нижегородского института менеджмента и бизнеса, на кафедре «Общественное здоровье и здравоохранение» Нижегородской государственной медицинской академии и кафедре организации медицинского обеспечения Военно-медицинского института при проведении занятий со студентами и на курсах повышения квалификации руководителей лечебно-профилактических учреждений г. Нижнего Новгорода и Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Системные преобразования здравоохранения в последние годы вызвали необходимость новых методических подходов к управлению учреждениями здравоохранения. В диссертации определены основные направления совершенствования управления крупным муниципальным лечебным учреждением, включая управление изменениями в экономической системе учреждения и адаптации к изменениям внешней среды. Даны практические рекомендации по совершенствованию управления с использованием современных экономических технологий, обеспечению финансовой устойчивости лечебного учреждения, оптимизации организационной структуры и совершенствования методов управления, мотивации персонала на повышение качества медицинской помощи и материальную заинтересованность в использовании ресурсов каждого отделения, предоставлении платных услуг, помимо медицинской помощи, предусмотренной Программой государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. Проведено экспериментальное внедрение предложенных рекомендаций в 8-ми лечебных учреждениях.

Новые условия формирования ресурсного обеспечения деятельности отрасли обусловили повышение значения для развития системы здравоохранения анализа финансово-хозяйственной деятельности лечебного учреждения и создания экономического мониторинга. В диссертации нами проведен анализ управления изменениями в экономической системы крупного муниципального учреждения на основе использования системы финансово-экономических показателей. Данный анализ оказался возможным на основе экономического мониторинга показателей ресурсного обеспечения всех структурных подразделений, включая параклинические отделения и консультативную поликлинику. Диссертантом предложена методика финансово-экономического анализа, предусматривающая оперативный учет, контроль и управление финансовыми средствами на уровне крупного лечебного учреждения, его структурных подразделений и каждого врача в отдельности. Эта система финансово-экономического анализа успешно применена в практике работы городской больницы № 13 и рекомендуется диссертантом для практического применения в других крупных лечебных учреждениях.

В современных условиях обострилась проблема обеспечения финансовой устойчивости лечебного учреждения. В связи с недостаточностью финансирования из бюджета и средств ОМС возросло значение платных медицинских услуг. В целях предоставления населению качественной медицинской помощи главной задачей финансовой стратегии является достижение финансовой устойчивости лечебного учреждения. Только при сочетании различных источников финансирования (бюджетные, обязательного медицинского страхования, от оказания платных услуг и др.) обеспечивается достаточная финансовая устойчивость крупного муниципального лечебного учреждения. Руководителю лечебного учреждения следует так организовать предпринимательскую деятельность, чтобы учреждение не только покрывало свои расходы доходами, но и получало прибыль. Общий доход от оказания платных услуг, включая средства добровольного медицинского страхования, в городской больнице № 13 г. Н. Новгорода в 2004 г. был равен сумме бюджетных поступлений, а в 2005 г. превышение доходов по внебюджетной деятельности над бюджетным финансированием составило 13%. Изменение экономических условий функционирования лечебного учреждения требует соответствующих изменений в управлении и повышения роли стратегического планирования. Материалы диссертационного исследования использованы при подготовке методических рекомендаций «Перспективное планирование и управление в здравоохранении» для применения в муниципальном здравоохранении крупного города.

Разработана новая модель формирования деятельности крупного муниципального учреждения здравоохранения, каковым является больница, и других автономных некоммерческих и частных медицинских организаций на базе муниципального лечебного учреждения. В ходе этой деятельности был сформирован достаточно стабильный поток финансовых ресурсов. Данная стратегия развития обеспечивает повышение стабильности финансово-хозяйственной и лечебно-диагностической деятельности учреждения.

Поскольку бюджетного финансирования не хватает на покрытие затрат на приобретение оборудования, текущий и капитальный ремонт и многих других статей, то лечебные учреждения вынуждены делать акцент на оставшиеся два источника, т. е. зарабатывать средства сами. Лечебное учреждение становится заинтересованным в увеличении количества пролеченных больных, застрахованных в системе обязательного медицинского страхования, в увеличении объёма медицинской помощи населению на платной основе. Возрастает значение экономической эффективности предоставления медицинских услуг в лечебных учреждениях. Большую роль в решении этой задачи играет проведение финансово-экономического анализа деятельности учреждения с целью выявления наиболее сильных и слабых сторон в работе учреждения и определения конкретных направлений её улучшения, повышение эффективности.

Величина прибыли, уровень рентабельности зависят от того, как организован процесс оказания медицинской помощи населению, наличия квалифицированного персонала, оснащенностью необходимым и дорогостоящим оборудованием, медикаментами, инструментарием, комфортными палатами и прочими составляющими лечебного процесса, влияющими на качество оказываемых медицинских услуг. Рентабельность комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Экономический анализ важен не только для принятия экономически обоснованных управленческих решений, определения стратегии деятельности самих медицинских организаций, но и контроля со стороны вышестоящих органов, территориального фонда ОМС и страховых организаций за рациональным использованием средств, для оценки эффективности действующего хозяйственного механизма учреждения в целом.

Диссертантом предложена методика финансово-экономического анализа, предусматривающая оперативный учет, контроль и управление финансовыми средствами на уровне крупного лечебного учреждения, его структурных подразделений и каждого врача в отдельности. Проведение системного анализа деятельности больницы осуществлялось путем использования системы качественных показателей, таких как ресурсоёмкость лечебно-диагностического процесса, его трудоёмкость, производительность труда медицинских работников, фондоотдача показателей медико-социальной эффективности. Эта система финансово-экономического анализа успешно применена в практике работы городской больницы № 13 и рекомендуется диссертантом для практического применения в других крупных лечебных учреждениях.

Создана модель финансово-экономической службы крупного лечебного учреждения, показавшая свою эффективность на протяжении 15 лет, решающая задачи увеличения доходной части консолидированного бюджета, рационального использования финансовых ресурсов, стимулирования персонала на качественное лечение больных и улучшение использования оборудования и коечного фонда.

Разработана всесторонняя нормативная база условий и порядка оказания платных медицинских услуг (изданы серия приказов, инструкции). В 2002 г. в больнице были созданы два самостоятельных структурных подразделения, специально предназначенных для ведения организационной работы по оказанию платных услуг — отдел предпринимательства, маркетинга и рекламы и консультативно-диагностическая поликлиника.

Обновление основных фондов является обязательным условием предоставления качественных медицинских услуг и внедрения современных медицинских технологий. В сложившихся условиях недостаточного бюджетного финансирования, крупным лечебным учреждением необходимо самим определять, какое реальное количество средств они должны вкладывать в поддержание своей материальной базы. По нашим расчетам, на покупку нового оборудования и капитальный ремонт всех основных средств необходимо вкладывать около 27 млн руб. в год, тогда как в среднем инвестиции составляют лишь 8−9 млн руб. Одним из основных слагаемых при формировании себестоимости и цены услуги в таких фондоёмких производствах, как оказание медицинских услуг, должна быть амортизация. Это очень важно при формировании эффективной системы ценообразования и создания экономических условий для своевременного обновления основных фондов.

Финансово-экономические показатели хозяйственной деятельности крупного муниципального лечебного учреждения за последние четыре года получили четко выраженное положительное направление. Для повышения эффективности работы лечебного учреждения большое значение имеет использование различных форм мотивации персонала на конечные результаты деятельности и изыскания внутренних ресурсов явился новый подход к организации работы структурных подразделений на основе финансовых планов по заключенным бригадным договорам и материальной заинтересованности персонала при их выполнении. С целью материальной заинтересованности персонала диссертантом разработан и внедрён в городской больнице № 13 г. Н. Новгорода бригадный подряд с коллективами отделений по выполнению финансовых планов внебюджетной деятельности, что способствует более полному использованию внутренних резервов увеличения доходов за счёт совершенствования организации работы структурных подразделений. В договорах предусмотрена как материальная заинтересованность при их выполнении, так и санкции. В 2005 г., дополнительно к квартальному премированию введена система материальной заинтересованности бригады при выполнении годового финансового планапосле выполнения годового плана процент оплаты труда работникам отделения со следующего месяца увеличивался на 50%. В 2006 г. предусмотрена новая система мотивации: от дохода, превышающего сумму в 103% плана, создаются фонд материального поощрения (20%) и фонд развития отделения (накопительный фонд) (50%). За 1 квартал 2006 г. отделения заработали в фонд материального поощрения более 230 т. руб. и в накопительный фонд-546 т. руб.

Большое значение в управлении изменениями в экономической системе крупного лечебного учреждения имеет экономический мониторинг с использованием информационных технологий. Внедрение информационной системы позволило выявить недостатки не только в организации лечебно-диагностического процесса, но и показать слабые и сильные стороны направления деятельности учреждения. Анализируя деятельность различных подразделений учреждения с точки зрения «зарабатывания» ими доходов, опираясь на конкретные цифры финансовых отчетов, стала видна расстановка акцентов на развитие тех или иных отделений и лечебно-диагностических методик. Такое сочетание информационных, организационных и медицинских технологий в системе управления крупным лечебным учреждением способствует повышению качества медицинской помощи населению с сохранением принципа доступности.

Основной целью внедрения экономического мониторинга явилось повышение эффективности работы больницы. Эта цель достигается за счет более результативного управления, основанного на полной, достоверной и актуальной информации о деятельности учреждения. Задачей внедрения было не только обеспечение работоспособности данной информационной системы «ДЖАН» в больнице, но и адаптация данного программного продукта под конкретную модель лечебно-диагностического процесса и управления финансово-материальными потоками учреждения.

Как показала практика введения экономического мониторинга в городской больнице № 13 и ряде других крупных лечебных учреждений, мониторинг позволяет осуществлять постоянный контроль за состоянием финансирования лечебного учреждения, способствует снижению необоснованных финансовых и материальных затрат, высвобождению части ресурсов лечебного учреждения, повышению качества оказания медицинской помощи, материальной заинтересованности сотрудников, вовлечению коллектива в работу по оптимизации затрат, повышению рентабельности подразделений и улучшению финансового состояния учреждения в целом. Следовательно, экономический мониторинг является важным инструментом современной системы управления медицинским учреждением, позволяющим детально анализировать эффективность использования ресурсов, выявлять пути повышения эффективности их использования, осуществлять оперативный контроль качества медицинской помощи.

Опыт трехлетнего ведения в крупном лечебном учреждении централизованного автоматизированного медико-статистического и финансового учета выполняемых услуг с использованием экономического мониторинга подтверждает высокую эффективность последнего — 1,45. Большие возможности по выполнению экономического мониторинга и анализа работы учреждения позволяют использовать данные статистического учета для финансовых операций, дают обширную информацию руководству учреждения для принятия управленческих решений.

Однако эксплуатация информационной аналитической системы требует оснащения параклинических служб компьютерной техникой, оборудования локальной компьютерной сети, наличия в учреждении достаточного количества квалифицированных экономистов и специалистов по использованию компьютерных технологий, что, к сожалению, пока будет сдерживать применение централизованного учета услуг на базе подобных информационных систем во многих учреждениях практического здравоохранения.

Разработана методика расчета экономической эффективности деятельности лечебного учреждения, учитывающая при определении экономического эффекта не только превышение доходов над расходами, но и качество лечения (путём применения коэффициента медицинской эффективности), а также использование коечного фонда, количество пролеченных больных и сроки лечения в больницах (в амбулаторно-поликлинических учреждениях количество посещений). Применение этого комплексного показателя позволяет отразить влияние на экономическую эффективность основных сторон деятельности лечебного учреждения. Управление изменениями в экономической и организационной системе крупного муниципального лечебного учреждения — городской больницы № 13 — способствовало повышению экономической эффективности деятельности учреждения: показатель экономической эффективности, рассчитанный по разработанной нами методике, вырос за 3 года в 5,5 раза (с 2 до 11%). Методика расчета экономической эффективности рекомендуется для применения в государственных и муниципальных лечебных учреждениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон № 51-ФЗ от ЗОЛ 1.1994: принят Гос. Думой ФС РФ 21.10.1994 г. (в ред.03.06.2006 г.).
  2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон № 14-ФЗ от 21.01.1996: принят Гос. Думой ФС РФ 22.12.1995 г. (в ред.02.02.2006 г.).
  3. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон № 145-ФЗ от 31.07.1998: принят Гос. Думой ФС РФ 17.07.1998 г. (в ред.02.02.2006 г.).
  4. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. Закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. 18.07.2006): принят Гос. Думой ФС РФ 16 сентября 2003 г.
  5. Российская Федерация. Законы. О медицинском страховании граждан в РСФСР: федер. закон от 28.06.1991 № 1499−1 с изменениями и дополнениями от 02.04.1993.
  6. Российская Федерация. Законы. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан № 5487−1 // Ведомости РФ-1993. -№ 33. -Ст.318. (ред. 02.12.2000).
  7. Министерство финансов Российской Федерации. Приказ от 30.12.2002 № 139н об утверждении порядка исполнения сводной бюджетной росписи ФБ на.(ред. 17.11.2003) Минюст 16.01.2003 № 4131.
  8. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации // Сборник законодательных и нормативных документов. Т. 6. — М.: Федеральный фонд ОМС. — 1998. — С. 58−74.
  9. Постановление правительства РФ № 27 от 13 января 1996 года «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями».
  10. Постановление Правительства РФ № 1194 от 26.10.1999 г. «О Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью».
  11. Распоряжение правительства РФ № 38-р от 19 января 2006 года «О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006−2008 годы)».
  12. , A.B. Некоторые аспекты экономической эффективности использования коечного фонда лечебно-профилактических учреждений // Экономика здравоохранения. 1999. — № 22(9). — С.44−48.
  13. , H.A. Экономический анализ амбулаторно-поликлинической службы многопрофильной больницы / H.A. Алексеев, Н. П. Батина // Экономика здравоохранения. 2004. — № 8(86). — С.27−30.
  14. , JI.B. Здоровье как конкурентоспособный товар на рынке труда. / J1.B. Анохин, O.E. Коновалов С. Н. Рубцов // Экономика здравоохранения. 2002. -№ 11.- С.29−30.
  15. , A.C. Управление экономикой медико-производственного комплекса./ A.C. Акопян, Р. Г Дергисова, Ю. В. Шиленко // Экономика здравоохранения. 2002. -№ 7(65). — С.9−13.
  16. , И.С. О развитии платных медицинских услуг // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения. -2005.-№ 6.-С. 17−20.
  17. , И.П. Оценка эффективности инвестиций в здравоохранение на примере применения высоких медицинских технологий в хирургии / И. П. Артюхов, Ю. М. Волков // Экономика здравоохранения. -2003.- № 7.- С. 25−30.
  18. , Б.И. Рынок и здравоохранение / Б. И. Бояринцев // Экономика здравоохранения. 1996. — № 2. — С.5−10.
  19. , Ф.И. Экономические проблемы муниципальной многопрофильной больницы / Ф. И. Бадаев, Л. И. Васильцова // Экономика здравоохранения. 2002. — № 11 (68). — С.14−17.
  20. , В.В. Управление процессами реструктуризации на предприятиях автомобилестроения : дис. доктора экон. наук: 08.00.05: защищена 06.07.2002: утв. 24.01.2003 / Басов Владимир Васильевич. Н. Новгород, 2002. — 305 с.
  21. , Е.А. Актуальность создания и внедрения медицинских информационных систем / Е. А. Берсенева, Е. Б. Беркович // Здравоохранение.-2003.-№ 3.-С. 171−174.
  22. , Е.А. Информационное обеспечение автоматизированной информационной системы лечебно профилактического учреждения / Е. А. Берсенева, В. И. Стародубов // Проблемы управления здравоохранением. -2005.- № 6. — С. 11−18.
  23. , A.B. Перспективы использования автоматизированных информационных систем в управлении многопрофильным стационаром /
  24. A.B. Бреусов, P.A. Бреусов // Врач и информационные технологии. 2004.-№ 4.- С.18−20.
  25. , Г. А. Некоторые подходы к оценке эффективности экономической деятельности лечебно-профилактических учреждений / Г. А. Бушуева, Е.В., Ползик и др. // Экономика здравоохранения. 2000. -№ 7.-С. 3<М4.
  26. , Т.П. Использование предельных показателей в финансовом менеджменте ЛПУ/ Т. П. Васильева, Р. Я. Шевченко //Экономика здравоохранения. -2003. -№ 3(72). С.27−30.
  27. , Р. Я. Методология оценки эффективности управления производственными системами: дис.. д-ра экон. наук: 08.00.05: защищена 17.06.2003: утв. 23.01.2004 / Вакуленко Руслан Яковлевич. Н. Новгород, 2003.-272 с.
  28. , Р. Я. Защита бизнеса и стратегия предприятия / Р. Я. Вакуленко, Е. В. Новоселов. М.: ЮРКНИГА, 2005. — 166 с.
  29. , Д.Д. Медицинский информационно-аналитический центр как новая организационная технология управления здравоохранением / ДДВенедиктов, П. П. Кузнецов // Здравоохранение. 2003. — № 6. — С. 175−178.
  30. , Н.И. Роль экономики здравоохранения в системе подготовки современного врача / Н. И. Вишняков, Е. В. Дедков и др. // Экономика здравоохранения. 2003. — № 3 (72). — С.38−40.
  31. , Ю.А. О методических основах реформирования и оценке эффективности системы здравоохранения // Здравоохранение РФ. 1998.-№ 6.-С. 16−18.
  32. , А.И. Финансово-экономические механизмы повышения эффективности системы здравоохранения / А. И. Вялков // Главврач. 2005 .-№ 2.-С. 16−20.
  33. , А.И. Управление и экономика здравоохранения / А. И. Вялков, Б. А. Райсберг, Ю. В. Шиленко. М.: Издательский дом ГЕОТАР -МЕД, 2002.-327 с.
  34. , А.И. Новые технологии управления в системе здравоохранения регионального и муниципального уровней / А. И. Вялков // Проблемы управления здравоохранением. 2002. — № 5(6). — С.5−8.
  35. , А.И. Социальные основы обеспечения эффективности управления здравоохранением/ А. И. Вялков, В. З Кучеренко // Проблемы управления здравоохранением. 2002. — № 6 (7).- С. 5−9.
  36. , Л.А. Экономика ЛПУ: Экономическая эффективность и бизнес-планирование / Л. А. Габуева. -М.: ГРАНТЪ, 2001. 184 с.
  37. , А. И. Управление экономикой: создание механизма управления / А. И. Гаврилов. -Н. Новгород: ВВАГС, 1999. 151 с.
  38. , Г. М. Дифференцированная оплата труда медицинских работников стационаров в зависимости от объёма и качества работы/ Г. М. Гайдаров, С. Н. Смирнов и др. -М.: МЦФЭР, 2000.-160 с.
  39. , Л.А. Анализ организационно-экономических моделей предпринимательской деятельности в здравоохранении и перспективы их развития /Л.А. Голубева, М. А. Татаринова. // Здравоохранение. 2004. -№ 10. -С. 43−51.
  40. , В.И. Экономические регуляторы в деятельности больницы / В. И. Гребенников // Экономика здравоохранения. 2002. -№ 11(68).-С. 11−16.
  41. Гройсман, В. А. Современные технологии управления лечебно-профилактическим учреждением: монография / В. А. Гройсман. Тольятти, 2000.-47 с.
  42. , К.Д. Социально-экономические и медико-организационные факторы, влияющие на здоровье населения России / К. Д. Данишевский: автореф. дисс. канд. мед. наук. Москва, 2002. — 25 с.
  43. , C.B. Финансовый анализ: теория и практика / C.B. Дыбаль. СПб: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2004. — 304 с.
  44. , А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие./ А. П. Егоршин. Н. Новгород: НИМБ, 2003. — 320 с.
  45. , E.H. Ценообразование в медицинских учреждениях / E.H. Жильцов. М.: ВУЗ МГТУ, 2004. — 80 с.
  46. , P.M. Бизнес-планирование в медицинском учреждении / P.M. Зелькович. Кемерово: Сибформ С, 2000. — 230 с.
  47. , JI.E. Оплата медицинской помощи в условиях медицинского страхования. Зарубежный опыт и практические рекомендации / J1.E. Исакова, И. М. Шейман // Реформы в здравоохранении. 1993. -№ 2. -105 с.
  48. , Е.П. Значение системы аналитических медицинских центров для укрепления управленческой вертикали в отрасли и повышения эффективности работы ЛПУ/ Е. П. Какорина, Г. М. Вялкова и др. // Проблемы управления здравоохранения. 2002. — № 2. — С. 34.
  49. , C.B. Экономические и организационные основы функционирования сферы услуг: монография / C.B. Киселев, C.B. Сабитов. -Казань: ТИСБИ, 2004. 220 с.
  50. , C.B. Экономические проблемы реформирования отечественного здравоохранения / C.B. Киселев, Л. Я. Саляхова, В. Е. Клименко // Экономика здравоохранения. М. — 2002. — № 9/10. — С. 8−11.
  51. , C.B. Экономика здравоохранения: учебное пособие. Казань: Идель-Пресс, 2001. — 366 с.
  52. , Ф.Н. Платные медицинские услуги / Ф.Н. Кадыров-М.: Издательский дом «ГРАНТЪ», 2000. 491с.
  53. , Ф.Н. Методы принятия эффективных управленческих решений на уровне медицинских учреждений / Ф. Н. Кадыров // Проблемы управления здравоохранением. 2003. — № 3(10). — С. 66−73.
  54. , Ф.Н. Методы оценки эффективности деятельности медицинских учреждений / Ф. Н. Кадыров. М.: Издат. дом «ГРАНТЪ"-2005.-448 с.
  55. , В. А. Методологические основы стратегического управления экономическими системами (предприятиями): дис.. д-ра экон. наук: 08.00.05: защищена 05.07.2002: утв. 20.12.2002 / Кожин Владимир Александрович. Н. Новгород, 2002. — 330 с.
  56. , Ю.М. Рынок в здравоохранении: что сейчас и что потом? / Ю. М. Комаров // Экономика здравоохранения. 2003. — № 8(76). -С. 13−19.
  57. , В.Н. Методика экономического анализа в учреждениях здравоохранения стационарного типа / В. Н. Кораблев // Экономика здравоохранения. 2002. — № 11. — С. 17−20.
  58. , В.Н. Инновационный подход к управлению ресурсами (на примере Хабаровского края) // Автореф. дисс.. канд. экон. наук. Новосибирск: Изд. отдел Сиб. ин-та финансов и банк, дела, 2006. — 25 с.
  59. , Н.Б. Оценка экономической эффективности здравоохранения / Н. Б. Кузьмина, Г. Н. Глухов, Ю. В. Шиленко // Экономика здравоохранения. 2000. — № 1(42). — С. 23−37.
  60. , В.З. Практикум по экономике здравоохранения и медицинскому страхованию/ В. З. Кучеренко, A.M. Таранов, Н. Г. Шамшурина и др. М.: Федеральный фонд ОМС- Икар, 1999. -156 с.
  61. , В.З. Информационные ресурсы управления качеством медицинской помощи / В. З. Кучеренко, И. Ф. Сергина, В. Ф. Мартыненко // Проблемы управления здравоохранением. 2005. — № 6. -С. 5−10.
  62. , В.З. Особенности финансового планирования в учреждениях здравоохранения г. Москвы: практика сегодняшнего дня и поиск внутренних резервов / В. З. Кучеренко, Н. Г. Шамшурина, Е. Е. Кобяцкая // Здравоохранение. -1999. № 12. — С. 44−54.
  63. , В.З. Стратегическая основа интеграции ведомственных медицинских организаций в рыночную экономику / В. З. Кучеренко, Е. П. Яковлев, A.JI. Подольцев // Проблемы управления здравоохранением. 2004. -№ 4(17).-С. 10−13.
  64. , Г. Г. Интегрированная система управления здравоохранением региона/ Г. Г. Кузнецов // Проблемы управления здравоохранением. 2002. — № 5(6). — С. 8−10.
  65. , Э.Н. Экономика здравоохранения: поиск резервов / Э. Н. Кулагина, И. И. Введенская. Н. Новгород: Изд-во Бланкоиздат, 1998. -214 с.
  66. , Э.Н. Экономика социальной сферы: учебное пособие / Э. Н. Кулагина. Н. Новгород: НИМБ, 2005. — 147 с.
  67. , Э.Н. Система экономических отношений по охране здоровья и её роль в общественном производстве при социализме: дис. д-ра экон. наук: защищена 1986 / Кулагина Эльвина Николаевна. Горький. — 419 с.
  68. Лукашев, А. М. Регулирование и планирование медико-предпринимательской деятельности / A.M. Лукашев, A.C. Акопян, Ю. В. Шиленко // Экономика здравоохранения. 2002. — № 5/6(64). — С. 36- 41.
  69. , A.JI. Экономические тенденции развития российского рынка труда в переходной экономике: дис.. д-ра экон. наук: 08.00.05: защищена 22.10.2004: утв. 20.05.2005 / Мазин Александр Леонидович. -Н. Новгород, 2004. 292 с.
  70. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие. 2-е издание, переработанное / под редакцией А. П. Егоршина, Н. Д. Никандрова. — Н. Новгород: НИМБ, 2004. — 526 с.
  71. Менеджмент в системе ОМС и здравоохранения: учебное пособие / сост. P.M. Зелькович. М.: БИМПА. — 1999. — 351с.
  72. , Ю.В. Научные основы стратегического планирования в здравоохранении / Ю. В. Михайлова // Экономика здравоохранения. -2002.-№ 3(62).-С. 48−53.
  73. , JI.A. Ресурсы здравоохранения и отдельные показатели деятельности ЛПУ Российской Федерации в 2001 году / Л. А. Михайлова // Здравоохранение. 2002. — № 10. — С. 10−11.
  74. , В.П. Формирование новой системы управления финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами в многопрофильной больнице / В. П. Милосердов, Т. Ю. Гроздова // Менеджер здравоохранения. 2005. — № 9. — С. 29−34.
  75. , Е.П. Управление организационно-экономическими изменениями в производственных системах региона // Автореф. дисс. канд. экон. наук. Чебоксары: Изд.отд.Чуваш. госуниверситета, 2006. — 23 с.
  76. , Н.Б. Виды медицинской помощи, типы организаций здравоохранения, источники финансирования в здравоохранении. Разграничение полномочий по уровням власти / Н. Б. Найговзина, H.A. Пудовкина // Менеджер здравоохранения. 2005. — № 9. — С. 4−11.
  77. , Я.А. Практический опыт использования новых подходов к методам управления медицинским учреждением и его подразделениями / Я. А. Накатис, Ф. Н. Кадыров, O.K. Николаева // Проблемы управления здравоохранением. 2003. -№ 3(10). — С. 59−66.
  78. Методические рекомендации «Организация работы травмато-лого-ортопедической службы России в новых экономических условиях хозяйствования» / Максимова М. А. и др.: утв. 17.03.1992 г.- Санкт- Петербург- Самара: изд-во MEDTEC. 28 с.
  79. , А.П. Развитие больничных информационных систем / А. П. Николаев, Р. А. Эльчиян // Кремлевская медицина. Клинический вестник. 2000. -№ 4.-С. 9−11.
  80. , A.M. Экономика в сфере услуг: учебное пособие / A.M. Озина. Н. Новгород: ВВАГС, 2003. — 88 с.
  81. Основные показатели здоровья населения и деятельности учреждения здравоохранения Нижегородской области за 2004 год / МИАЦ МЗ НО. Н. Новгород, 2005. — 228 с.
  82. Основные показатели здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Нижегородской области за 2005 год / МИАЦ ДЗ НО. Н. Новгород, 2006. — 236с.
  83. , Н.Г. О некоторых аспектах организации оказания платных медицинских услуг на базе крупного многопрофильного стационара' / Н. Г. Петрова и др. // Экономика здравоохранения. 2004. — № 9(87). -С. 22−26.
  84. Петрова, Н. Г Организация платных услуг в многопрофильном стационаре / Н. Г. Петрова и др. // Главврач. 2005. — № 2. — С. 12−15.
  85. , И.В. Планирование, финансирование и экономика здравоохранения/ Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения в 2-х томах/ И. В. Пустовой, В.И. Кант/ под ред. Ю. П. Лисицына. -М: Медицина. 1987. — T. l — С. 345 — 409.
  86. , М.Е. О мерах повышения эффективности использования ресурсов в здравоохранении / М. Е. Путин // Здравоохранение. 2002. — № 5-С. 12−18.
  87. , A.JI. Маркетинговое исследование рынка медицинских услуг как основа поиска дополнительных источников финансирования/ A. J1. Подольцев, Е. П. Яковлев // Экономика здравоохранения. 2004. -№ 9(87).-С. 9−12.
  88. Российский ежегодник 2004: статистич. сборник / Росстат-Р76. -М., 2004.-671 с.
  89. , A.B. Критерии и показатели оценки социально-экономической эффективности управления финансовыми ресурсами системы ОМС/ A.B. Решетников // Экономика здравоохранения. 2002. -№ 11(68).-С. 25−29.
  90. , А.Д. Опыт использования экономических методов управления в деятельности ЛПУ / А. Д. Рогозный // Экономика здравоохранения. 2003. — № 2(71). -С. 13−15.
  91. , С.И. Эффективность деятельности лечебно-профилактических учреждений (методические подходы) / С. И. Савашинский // Экономика здравоохранения. 2003. — № 7(75). — С. 5−9.
  92. , С.И. Ведомственные лечебно-профилактические учреждения в новых условиях хозяйствования / С. И. Савашинский, Л. П, Рад-ченко // Проблемы управления здравоохранением. 2002. — № 6(7). — С. 65−70.
  93. , В.Ю. Экономика здравоохранения. Библиотека главного врача. / В. Ю. Семенов. М.: МЦФЭР, 2004. — с. 656.
  94. , В.М. Медицинские информационные технологии -не роскошь, а средство продвижения здравоохранения по пути реформ / В. М. Синявский, В. А. Журавлёв // Проблемы управления здравоохранением. -2004.-№ 5.-С. 42−48.
  95. Современные методы управления и финансовый менеджмент учреждения здравоохранения / под ред. Я. А. Накатиса, Ф. Н. Кадырова. М.: ГРАНТЪ, 2001.-304 с.
  96. , Т.И. Состояние и перспективы развития охраны здоровья трудящихся Российской Федерации / Т. И. Стуколова, Г. П. Сквирская // Здравоохранение. 2001. — № 2. — С. 17−27.
  97. , В.И. Перспективы существования учреждений в здравоохранении / В. И. Стародубов, А. В. Тихомиров // Менеджер здравоохранения. 2004. — № 1. — С. 4 -7.
  98. , В.И. «Здоровье нации и система здравоохранения России» // Медицинский вестник. 2005. — С. 5−12.
  99. , В.И. Информационное обеспечение задач организаций здравоохранения, ОМС и ДМС в единой региональной корпоративной системе/ В. И. Стародубов и др.//Здравоохранение -2004.-№ 10.-С. 179−187.
  100. , С.А. О разграничении понятий «управление» и «менеджмент» в системах управления медицинскими организациями / С. А. Столяров // Проблемы управления здравоохранением. 2004. — № 4(17). — С. 59−62.
  101. , Р.Б. Реформы системы здравоохранения в Европе. Анализ современных стратегий. / Р. Б. Салтман, И.Дж. Фигейрос: пер. с англ. М.: ГЭОТАР медицина, 2000. — 432 с.
  102. , Р.Ш. Современные технологии управления здравоохранением как экономической системой / Р. Ш. Сунгатов. Казань: Изд-во «Идель-Пресс», 2005. — 143 с.
  103. Стратегическое управление регион, город, предприятие / под ред. Д. С. Львова, А. Г. Гранберга, А. П. Егоршина / ООН РАН- НИМБ. — 2-е изд., доп. — М: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2005. — 603 с.
  104. , A.B. Медицинская услуга: правовые аспекты / A.B. Тихомиров. М.: Инф.-издат. дом «ФИЛИНГ», 1996. — 352 с.
  105. Л.В. Моделирование процессов организации и управления здравоохранением в зависимости от финансово-экономических и медико-демографических условий. // Автореф. дисс.канд. мед.наук. -Саратов, 2001 24 с.
  106. , A.A. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов / A.A. Томпсон, А. Дж. Стрикленд / перевод с англ.- под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи- ЮНИТИ, 1998.-576 с.
  107. Финансовое планирование и контроль / под ред. М.А. Поуко-ка, А. Х. Тейлора. М.: Инфра-М, 1996. — 480 с.
  108. , A.A. Анализ медицинской и экономической эффективности работы лечебно-профилактических учреждений областного центра / A.A. Филимонов, Т. В. Чернова и др. // Экономика здравоохранения. 2002. — № 5/6(64). — С. 13−18.
  109. , Л.И. Медико-социальные аспекты косметологиче-ской помощи населению в регионе (на примере Нижегородской области) / Л. И. Филиппова // Автореф. дисс.. канд. мед. наук. Нижний Новгород, 2003.-26 с.
  110. , В.О. Современные подходы к оценке эффективности использования ресурсов в системе здравоохранения / В. О. Флек и др. // Менеджер здравоохранения. 2005. — № 9. — С. 12−21.
  111. , P.A. Принципы стратегического планирования в здравоохранении: сборник докладов / P.A. Хальфин. М.: ГЭОТАР-МЕД.2001.-С. 8−15.
  112. , М.А. Научное обоснование, разработка и практическая реализация системы информационных и технологических ресурсов управления качеством муниципального здравоохранения // Авто реф. дисс. на соиск. уч. степени д-ра мед. наук. М., 2004. — 46 с.
  113. , Т.В. Применение технологий оценки эффективности медицинской и экономической деятельности структурных подразделений в управлении многопрофильной больницей / Т. В. Чернова. // Главврач2002.-№ 12.-С. 22−25.
  114. , Н.Г. Экономика лечебно-профилактических учреждений./ Н. Г. Шамшурина. М.: МЦФЭР, 2001. — 278 с.
  115. , Н.Г. Практическая экономика здравоохранения России. Деятельность учреждений здравоохранения. Документы. Комментарии. Ответы на вопросы / Н. Г. Шамшурина. М.: МЦФЭР. — 2001. — 262 с.
  116. , Н.Г. Автономная некоммерческая организация и развитие экономических отношений в здравоохранении / Н. Г. Шамшурина // Здравоохранение. 2005. — № 3. — С. 37−42.
  117. , Н.Ф. Социально-психологические аспекты управления муниципальными лечебными учреждениями в условиях реформирования отрасли / Н. Ф. Шильникова, О. В. Ходакова // Проблема управления здравоохранением. 2004. -№ 6(19). — С. 4215.
  118. , Т.И. Стратегическое направление охраны здоровья населения Кемеровской области / Т. И. Швец, Г. В. Артамонова // Здравоохранение. 2004. — № 11. — С. 53−59.
  119. , И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. М.: Издатцентр, 1998. — 336 с.
  120. , В.М. Анализ эффективности внедрения медицинской информационной системы в учреждении здравоохранения / В. М. Шевелев и др.//Здравоохранение.-2003, — № 2.- С. 177−186.
  121. , В.О. Анализ финансовой деятельности медицинской организации / В. О. Щепин, JI.A. Габуева, Л. Г. Дейнеко // Здравоохранение. -2004. -№ 11.-С. 47−53.
  122. , В.О. Здравоохранение России: стратегический анализ и перспективные направления развития / В. О. Щепин, В. К. Овчаров // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2005. — № 2. — С. 3−7.
  123. Экономика здравоохранения: учебное пособие / под ред. И. М Шеймана. М.: ТЕИС, 2001. — 324 с.
  124. , А.Е. Природопользование в системе региональной политики и экономики: сб. научных трудов «Экономика, экология, инвестиции: традиции и современность». М.: МГУ, 2003. — С. 119−138.
  125. , Е.П. Деловой план медицинского учреждения как механизм стратегического управления здравоохранением / Е. П. Яковлев, // Экономика здравоохранения. 2002. — № 7(65). — С. 5−9.
  126. , Е.П. Управленческий учет медицинского учреждения (основы организации) / Е. П. Яковлев, Б. Л. Винокуров. М.: Медицина, 2000.- 144 с.
  127. , Е.П. Современные тенденции расширения хозяйственной самостоятельности ведомственных медицинских организаций в условиях рыночной экономики / Е.П., Яковлев, А. Л. Подольцев // Экономика здравоохранения. 2004. -№ 8(86). — С. 15−17.
  128. В.И. Организационные и экономические модели и технологии управления многопрофильной муниципальной больницей скорой помощи // Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1996. — 24 с.
Заполнить форму текущей работой