Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Управление инновационной деятельностью на предприятиях региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках структурной реорганизации предприятий, вызванной необходимостью адаптации их инновационной деятельности к перманентным изменениям внешней среды региона, руководство ряда инновационно-активных машиностроительных предприятий РМ концентрируют внимание на рассмотрении опыта зарубежных стран в плане интеграции новых организационных форм управления инновационной деятельностью в существующие… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
    • 1. 1. Категориальный аппарат инновационной деятельности
  • Г2. Классификация инноваций и инновационных предприятий на современном этапе развития
    • 1. 3. Государственное регулирование инновационных процессов в условиях рынка
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В
  • РЕГИОНЕ
    • 2. 1. Сравнительный анализ основных показателей инновационной деятельности в Республике Мордовия с другими регионами
    • 2. 2. Состояние организационного и экономического механизмов управления инновационной деятельностью в регионе
    • 2. 3. Исследование инновационной деятельности машиностроительных предприятий региона по стадиям инновационного процесса
  • ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
    • 3. 1. Совершенствование организационно — экономического механизма управления инновационной деятельностью в Республике Мордовия
    • 3. 2. Возможности использования зарубежного опыта управления инновациями на предприятиях региона
    • 3. 3. Моделирование организационно — экономического механизма управления инновационной деятельностью предприятий отрасли машиностроения Республики Мордовия

Управление инновационной деятельностью на предприятиях региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Процесс реформирования экономики России, осуществляемый в соответствии с новыми насущными потребностями развития экономики и общества продолжается, вступая в наиболее сложную стадию трансформации институциональных структур и методов регулирования. На современном этапе особое место в этом процессе занимают те сферы деятельности, результативность которых зависит от состояния научно-технического и инновационного потенциала. Решение проблемы перехода к условиям цивилизованного рынка, требует поиска путей активизации инновационной деятельности и средств ускоренного выхода из сложившегося критического положения в области инноватики. Большой груз устаревших производственных мощностей, отсутствие принципиально новых технологических процессов и разработок, углубление структурных диспропорций производства, нарастающая неэффективность использования ресурсов, инфляционная ситуация в стране, кризисное состояние финансово-кредитной системы неизбежно вызывает деградацию технологической структу ры промышленного производства, тем самым затрудняя интеграцию России в мировую экономику, обуславливая замедление экономического роста на фоне технико-экономического подъема развитых стран и приводя к значительному снижению инновационной активности во всех сферах экономики.

Инновационная активность промышленности резко упала с началом экономических реформ в стране. В 1992 — 1999 гг. инновационную деятельность осуществляли менее 25% предприятий, в то время как в конце 80-х годов этот показатель колебался в пределах 6070%. В начале 90-х годов резко снизился технический уровень отечественной продукции, уменьшилось количество образцов новой техники, рационализаторских предложений и изобретений. Так доля разработок, превышающих мировой уровень сократилась в 2,2 раза, а соответствующих этому уровню — в 1,5 разаудельный вес разработок содержащих изобретения не превышал 40%, общее количество последних уменьшилось в 1,8 раза, а используемой их части в 1.3 раза [93, С.49]. Не удивительно, что за период с 1992 г. по 1998 г. выпуск наукоемкой продукции в ведущих отраслях народного хозяйства сократился втрое.

Одним из основных средств, позволяющих сгладить остроту указанных проблем, является ориентация российской экономики на возрождение инновационной сферы. Складывающийся в России рыночный механизм не носит инновационной направленности и не способен революционизировать производство и обеспечить конкурентоспособность продукции отечественных производителей. Это порождает чрезвычайно низкую эффективность инновационной деятельности на современных предприятиях, снижение технического уровня производимой ими продукции. Однако, именно, повышение эффективности инновационной деятельности является одним из решающих факторов при выходе государства из глубокого экономического, технологического и интеллектуального кризиса, а также играет определяющую роль в решении проблем достижения устойчивого экономического роста и созданию реальных условий для повышения благосостояния нации. Безусловно, все вышесказанное объективно обуславливают необходимость рассмотрения и теоретического обоснования важнейших аспектов инновационной деятельности.

Ситуация усложняется в результате недостаточного бюджетного финансирования в базис инноваций — научно-техническую сферу. Если общие расходы на науку в бывшем СССР составляли 4% ВВП, что было самым высоким показателем в мире, то в 1992 г. в России удельный вес ассигнований на НИОКР сократился до 0,94% (27 место в мире), а в 1997 г. до 0,86% (33 место в мире). По абсолютным расходам на НИОКР в 1997 г. (2560 млн долл.) Россия занимала 17-е место в мире, уступая не только развитым, но и некоторым развивающимся странам [75, С. 554 — 558]. В 1997 г. доля расходов на науку в федеральном бюджете сократилась до 0,44%. В 1998 г. количество научных, организаций уменьшилось почти в 1.5 раза по сравнению с 1992 г., потенциал и объем научно-исследовательских и технологических разработок сократился на 75−85% [21, С. 142−143].

На первом этапе реформирования российской экономики, государственное управление инновационными процессами иногда оказывалось малоэффективным, а инновационное предпринимательство, даже в настоящее время, поддерживается государственными структурами эпизодически. В данной ситуации можно утверждать, что без тщательно научно обоснованного резкого усиления регулирующей роли государства в области инноваций и выработки новых форм регулирования инновационных процессов, Россия не только не имеет шансов ответить на глобальный вызов времени, но и способна полностью утратить весь свой накопленный научно-технический потенциал.

Однако, как не парадоксально, но именно ситуация, сложившаяся в экономике нашей страны, наилучшим образом предоставляет новые возможности для реализации в сферах инновационной деятельности. Начало нового столетия вносит новые тенденции в процесс взаимодействия экономической среды и инновационной деятельности конкурирующих самостоятельных хозяйствующих субъектов, вынужденных во многом сменить стереотиггы своего поведения в этой области. Многие предприятия уже сегодня проводят научные исследования и разработки новой продукции с целью диверсификации производства, модернизации, создания высоких технологий и современного производственного потенциала путем замены машин и оборудования. Под влиянием возрастающей внешней и внутренней конкуренции инновации становятся важнейшим элементом управления. Новые идеи и продукты, прогрессивные технологии все в большей степени определяют успех предпринимательской деятельности, обеспечивают выживание и финансовую стабилизацию предприятий. В свою очередь, инновационная направленность развития предприятий вызывает необходимость решения проблем поиска и внедрения в практику новых подходов к организации и методике управления инновационньши деятельностью, предъявляя новые требования к формированию и совершенствованию специфических форм управления ею.

С формированием рынка инноваций, приоритетной задачей ускорения развития современной экономики становится необходимость формирования и функционирования инфраструктуры инновационной деятельности, т. е. создания организационных структур финансирования и кредитования научных исследований и разработок, повышение роли государственной поддержки предпринимательства, усиление роли инновационной политики, направленной на развитие промышленных предприятий, а также малых форм предпринимательства.

Принимая во внимание передовой опыт зарубежных стран, следует отметить, что рыночные отношения и повышение эффективности инновационной деятельности во многом определяют необходимость решения проблемы организационного и экономического обеспечения процессов управления инновационной деятельностью на различных иерархических уровнях. Следствием этого должно стать становление и развитие нового организационно-экономического механизма управления указанной деятельностью предприятий региона. Рассматриваемая проблема является частью комплексной проблемы совершенствования организационно-экономического механизма управления развитием НТП региона в условиях рынка и инновационной деятельности страны в целом.

В связи с децентрализацией всей системы государственного управления и повышения самостоятельности регионов, особенно актуальна задача разработки системы государственного регулирования инновационной деятельности. Это задача не только экономическая, но и важная политическая. Данное исследование, на основе анализа в указанном направлении, ориентировано на определение приоритетов системы государственной поддержки инновационной деятельности в Республике Мордовия (РМ), а также проведение анализа действующих организационно-экономических структур в регионе и разраоотку направлений дальнейшей работы по их совершенствованию.

Таким образом, своевременное решение отмеченных теоретических и практических проблем в научно-технической и инновационной областях экономики, представляется нам основой для эффективного управления инновационной деятельностью в современных условиях регулирования и стимулирования инноваций на всех иерархических уровнях, а также сохранения и развития созданного в стране и исследуемом регионе производственного и инновационного потенциала. Это обусловило актуальность выбранной темы диссертационного исследования и круг рассматриваемых вопросов.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования состоит в изучении процессов управления инновационной деятельностью и разработке комплекса предложений по повышению эффективности управления ею в Республике Мордовия.

Достижение данной цели потребовано решение ряда задач, важнейшими из которых были следующие:

— раскрыть содержание основных категорий и понятий в сфере инновационной деятельности и изучить теоретические основы управления ею;

— исследовать существующие подходы к классификации инноваций и инновационных предприятий;

— провести сравнительный анализ основных показателей инновационной деятельности в РМ с другими регионами Волго-Вятского экономического района;

— дать оценку современного состояния организационного и экономического механизмов управления инновационной деятельностью в РМ;

— выявить особенности инновационной деятельности машиностроительных предприятий региона по стадиям инновационного процесса;

— проанализировать возможности применения зарубежного опыта управления инновациями на предприятиях региона;

— определить направления совершенствования организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью в регионе;

— сформировать организационно-экономический механизм управления инновационной деятельностью предприятий отрасли машиностроения РМ.

Объектом исследования являются предприятия отрасли машиностроения Республики Мордовия.

Предмет исследования составили процессы организационного и экономического обеспечения управления инновационной деятельностью в регионе.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования послужили научные труды классиков теории управления и организации производстваразличные методические материалы по данной проблемефундаментальные исследования российских и зарубежных ученых и специалистов, таких как Й. Шумпетер, Б. Санто, Б. Твисс, Ю. В. Яковец, Д. С. Львов, С. Ю. Глазьев, JIM. Гохберг, А. И. Пригожин, В. А. Устинов, Е. Т. Гребнев, П. Н. Завлин, А. Г. Порпшев, Г. А. Краюхин и др., посвященные вопросам управления инновационной сферой, организации инновационных процессов, проблемам государственного регулирования инновационной деятельности. Исследование проведено с использованием действующих Законов и Постановлений Правительства РФ и РМ, норма-тивно-гтравовых актов и нормативных документов, регулирующих научную и инновационную деятельность в стране и регионе.

Информационную базу исследования составляют данные Российского статистического агентства, Государственного комитета по статистике РМ, материалы Министерств РМ, статистические данные по научно-техническому развитию зарубежных стран и экономические периодические издания. Аналитическая часть работы выполнена на основе обработки информации ряда ведущих промышленных предприятий отрасли машиностроения РМ.

Для решения поставленных задач были использованы: диалектический метод познания экономических процессов и явлений, методы комплексного экономического анализа, абстрактно-логического анализа и синтеза, методы наблюдения, сопоставления, экспертных оценок. В работе нашли применение общенаучные и конкретные методы, в том числе экономико-статистические и экономико-математические методы исследования.

Научная новизна исследования заключается в разработке методических рекомендаций и практических предложений по повышению эффективности управления инновационной деятельностью в РМ и состоит в следующем:

— конкретизированы основные понятия в области инновационной деятельности: «инновация», «нововведение», «новшество», «инновационная деятельность», что позволило раскрыть сущность инновационной деятельности в процессе адаптации субъектов управления к рыночным условиям;

— предложена классификация предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, позволяющая наиболее полно учитывать масштаб и новизну осуществляемых ими инноваций;

— выявлены возможности адаптации зарубежного опыта управления инновациями с учетом особенностей деятельности предприятий исследуемой отрасли;

— определены направления совершенствования организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью региона как многофункционального комплекса, заключающиеся в создании ряда инновационных структур и определении экономических форм и методов их воздействия на инновационную деятельность производителей продукции машиностроения;

— разработан организационно-экономический механизм управления инновационной деятельностью предприятий, позволяющий реализовать комплексный подход к решению проблем управления инновационной деятельностью и обеспечивающий координацию деятельности всех функциональных подразделений, участвующих в реализации конкретныхинновационных проектов.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в доведении теоретических положений и выводов до уровня практических рекомендаций по повышению эффективности управления инновационной деятельностью в не только в РМ, но и других регионах РФ с аналогичными условиями осуществления хозяйственной деятельности.

Апробация работы. Основные положения и результаты проведенного диссертационного исследования докладывались автором на XXVII и XXVIII Огаревских чтениях (Саранск, 1998;1999 гг.), Всероссийских научно-практических конференциях «Проблемы социально-экономического развития региона» и «Экономический федерализм: государственно-правовое регулирование экономики» (Саранск, 1999;2000 гг.). Отдельные выводы и предложения работы нашли отражение в сборниках научных трудов молодых ученых МГУ им. Н. П. Огарева (Саранск, 1998;1999 гг.). Основное содержание диссертации отражено в 11 опубликованных работах.

Структу ра диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, содержащего 175 наименований источников. Работа содержит 16 таблиц 32 рисунка, 25 приложений.

В заключение выполненного диссертационного исследования теоретических и практических вопросов управления инновационной деятельностью в регионе и на примере предприятий отрасли машиностроения РМ, сделаем некоторые выводы.

1. В современных условиях хозяйствования ориентация на активизацию мероприятий в сфере инновационной деятельности является одним из решающих факторов при выходе российской экономики из глубокого экономического, научно-технологического и интеллектуального кризиса, а также играет определяющую роль в решении проблем возобновления экономического роста и созданию реальных условий для повышения благосостояния нации. Важная роль в этом процессе принадлежит государству, которое принимает на себя большую часть функций регулирования инновационных процессов и способствует стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.

2. .Анализ инновационного потенциала исследуемого региона свидетельствует о довольно низких показателях инновационной активности, несмотря на пристальное внимание со стороны региональных органов управления к вопросам вывода РМ из инновационного кризиса. Причины проблем развития инновационной деятельности, в значительной мере, обусловлены неразвитостью механизмов организационно-экономического воздействия на хозяйственную среду региона с целью повышения ее инновационной активности и восприимчивости Разработке указанного механизма должны предшествовать формулировка концепции и разработка механизма управления инновационной деятельностью в регионе, ориентированного на выработку и реализацию РИП, а также формирование соответствующих организационных структур, функционирующих в рамках системы регионального регулирования инновационной деятельностью и занимающихся решением конкретных региональных научно-технических и инновационных проблем.

3. Практика функционирования инновационно-активных машиностроительных предприятий региона доказывает, что эффективность протекания инновационных процессов во многом зависит от использования принципиально новых подходов к решению проблем управления инновационной деятельностью. Это обстоятельство вызывает необходимость изучения и по возможности заимствования предприятиями РМ передового опыта организации управления инновациями ряда крупных зарубежных компаний, с учетом национальной специфики и особенностей развития предприятий региона. В процессе структурной реорганизации машиностроительных предприятий региона возникает объективная необходимость построения ОЭМУИДП, с целью перехода к более динамичному и гибкому управлению инновациями, что и обеспечит эффективность функционирования инновационно-активного предприятия в условиях рыночных отношений.

Таким образом, на решение проблем повышения эффективности управления инновационной деятельностью в РМ, состоящих в разработке основных направлений совершенствования организационного и экономического обеспечения процессов управления инновационной деятельности на региональном уровне и проектировании ОЭМУИДП отрасли машиностроения направлено данное исследование, основные предложения и рекомендации которого, можно сформулировать следующим образом.

1. Уточнение сложившегося терминологического аппарата в области инноватики и конкретизация ее основных понятий необходимы не только для оценки содержательных аспектов рассмотренных категорий, но и для раскрытия сложного взаимодействия элементов механизма осуществления инновационной деятельности и рациональной организации инновационных процессов на предприятиях.

2. Существующие научные подходы к классификации инноваций обеспечили возможность построения классификации, которая направлена на практическое решение ряда проблем инновационной деятельности предприятия. Выделенные в классификации груп-пировочные признаки имеют значение для экономической оценки последствий инноваций и обоснования управленческих решений. Разработка классификации инновационных предприятий обусловлена недостаточными исследованиями в этой области. Предложенные группировки инновационных предприятий (вид специализации и характер инновационной деятельности), позволят наиболее полно учитывать масштаб и новизну осуществляемых ими инноваций.

3. С целью выработки направлений совершенствования организационного и экономического механизмов управления инновационной деятельностью в регионе, представляется целесообразным образование при Минэкономики РМ Инновационного комитета, который будет формировать и осуществлять инновационную политику в регионе. В интересах Инновационного комитета должен действовать РИФ, который призван осуществлять мобилизацию финансовых средств в регионе с целью реализации РИП. Эта структура является хозяйственно самостоятельной в разработке механизмов реализации инновационных целей и обеспечивает объединение государственных и частных капиталов с целью развития в РМ конкурентоспособных производств, решения проблем инновационной деятельности. Для обеспечения контроля за качественным теоретическим обоснованием региональных программ НТП и своевременного получения и использования практических результатов от предусмотренных в них мероприятий, наряду с РИФ должны функционировать Экспертный Совет и Фонд научно-технического задела республики.

4. В плане создания новых организационных форм для решения конкретных проблем инновационной деятельности в РМ, наиболее эффективным является создание системы центров, осуществляющих разработку конкретных мероприятий для реализации РИП, а также разработку целевых научно-технических и инновационных программ, соответствующих профилю деятельности центров.

5. Одним из немногих возможных способов решения задач организационного и экономического обеспечения управленческих процессов в регионе является построение ОЭМУИД, который отражает специфику конкретных условий деятельности и обладает способностью к быстрой адаптации к изменению этих условий с учетом нарастания слол<-ности региональных инновационных проблем. Предложенная модель организационного механизма управления инновационной деятельностью региона с соответствующим экономическим обеспечением, позволит активизировать инновационный процесс в регионе, ориентировать науку на решение региональных инновационных проблем, стимулировать инициативу научно-исследовательских организаций в их приближении к практическим целям, а также эффективно воздействовать на хозяйственную среду региона, повышая ее инновационную активность и восприимчивость.

6. Исследование современного состояния и особенностей протекания инновационных процессов машиностроительных предприятий региона позволило выявить не только негативные моменты на каждой стадии инновационного цикла, сдерживающие инновационную деятельность и указать возможные меры по их устранению, но и раскрыть причину появления этих отрицательных моментов, которая заключается в отсутствии ориентиров предприятий РМ на использование новых эффективных подходов к организации управления инновационной деятельностью. С целью совершенствования традиционных организационных структур машиностроительных предприятий, наиболее рациональным является выделение в составе их оргструктур Управления по инновационной продукции, обеспечивающего руководство и управление перспективными инновационными исследованиями и разработками научного и технологического характера. Кроме того, рекоменду ется создание НТЦ, главной задачей которого выступает проведение исследовательских программ и проектов согласно стратегическим нуждам предприятия.

7. В рамках структурной реорганизации предприятий, вызванной необходимостью адаптации их инновационной деятельности к перманентным изменениям внешней среды региона, руководство ряда инновационно-активных машиностроительных предприятий РМ концентрируют внимание на рассмотрении опыта зарубежных стран в плане интеграции новых организационных форм управления инновационной деятельностью в существующие на предприятиях оргструктуры. Повышению эффективности управления инновациями способствует организация работ по реализации инновационных решений, принимаемых руководством исследуемых предприятий региона, с использованием матричной формы организации работ, обеспечивающей предприятию такие преимущества как сокращение времени внедрения инновационных проектов, снижение числа конструкторских изменений, повышение качества выполнения решений создание творческой инновационной атмосферы в коллективе, сокращение затрат на разработку, производство, эксплуатацию и обслуживание инновационной продукции предприятия.

8. Вопросы совершенствования действующих организационных структур управления инновациями многих машиностроительных предприятий РМ, обусловили необходимость формулировки ряда требований к разрабатываемой рациональной организационной структуре и выработки основных этапов организации работ по совершенствованию оргструктур инновационными предприятиями региона.

9. В настоящее время успешное функционирование предприятий региона в рыночной среде, во многом определяется стремлением управленческого персонала предприятий обеспечивать эффективный выбор и внедрение новых форм и методов управления для осуществления инновационной деятельности. Предложенный ОЭМУИДП машиностроения РМ, содержит в себе новые подходы, с точки зрения создания эффективной системы устойчивых и оптимальных межфункциональных связей и способствует обеспечению комплексного подхода к решению проблем управления инновационной деятельностью, ее динамичному и гибкому управлению и координации.

Принятие во внимание сформулированных в настоящем диссертационном исследовании выводов и практических рекомендаций, в ближайшем будущем, обеспечит способность к повышению эффективности управления инновационной деятельностью в рамках рассматриваемых предприятий отрасли машиностроения и будет иметь первостепенное значение для перспектив развития инновационной деятельности в экономике РМ. стимулируя дальнейшую ее адаптацию к новым экономическим реалиям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный Закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г., № 127 ФЗ (с изм. и доп. от 19 июля 1998 г.).
  2. Федеральный Закон РФ «О федеральном бюджете на 2000 г.» от 31 декабря 1999 г., № 227 ФЗ.
  3. Указ Президента РФ «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала РФ» от 27 апреля 1992 г., № 426.
  4. Указ Президента РФ «О государственной политике по вовлечению в хозяйственныйоборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий» от 22 июля 1998 г., № 863.
  5. Указ Президента РФ «О государственных научных центрах РФ» от 22 июня 1993 г., № 939.
  6. Постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по усилению государственной поддержки науки в РФ» от 7 мая 1997 г., № 543.
  7. Постановление Правительства РФ «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» от 31 марта 1998 г., № 374.
  8. Постановление Правительства РФ «О Федеральном фонде производственных инноваций» от 26 августа 1995 г., № 827 (с изм. и доп. от 2 ноября 1995 г., 31 марта 1998 г.).
  9. Постановление Правительства РФ «О Федеральной программе экономического и социального развития РМ на 1996 2000 гг.» от 26 декабря 1995 г., № 1257.
  10. Постановление Госкомстата РФ «Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за наукой и инновациями на 1999 г.» от 3 августа 1998 г. № 80.
  11. Указ Главы РМ «Положение о Консультативном Совете по науке и образованию при Главе РМ» от 7 октября 1998 г., № 119.
  12. Указ Главы РМ «Об использовании научного и научно-технического потенциала для решения проблем республики» от 20 мая 1996 г., № 75.
  13. Постановление Правительства РМ «Положение о Научно-техническом Совете при Правительстве РМ» от 15 октября 1996 г., № 500.
  14. Постановление Правительства РМ «О разработке программы научно-технического прогресса РМ на 1997 2000 гг.» от 15 апреля 1996 г., № 199.
  15. Постановление Правительства РМ «Положение о системе региональной экспертизы в сфере научно-технической и инновационной деятельности в РМ» от 5 сентября 1996 г., № 431.
  16. Постановление Президиума Верховного Совета Мордовской ССР «О фонде поддержки предпринимательства и развития конкуренции Мордовской ССР» от 3 сентября 1993 г., № 1031 -XII.
  17. Постановление Государственного собрания РМ «О Фонде финансовой поддержки отраслей народного хозяйства республики» от 20 июня 1995 г., № 201 -1.
  18. А.Н. Наука и производство: век интеграции (США, Западная Европа, Япония). -М.: Наука, 1992.- 167 с.
  19. Г. Организация и экономика инноваций (машиностроительный комплекс
  20. России). М.: Рекламно-издательское агентство Триада, 1996. — 132 с.
  21. В. Экономический потенциал России // Вопросы экономики. 1997. — № 3. -С. 128−144.
  22. Г. А. Стимулирование инновационной деятельности в зарубежной практике //
  23. Вопросы изобретательства. 1989. — № 12. — С.52.
  24. Ю., Лисовцева Л. Освоение новой продукции: Организационно-экономические проблемы. Воронеж: Изд-во ВГУ. 1990. — 192 с.
  25. Ю. Организация и управление нововведениями: Учебное пособие. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1993.-89 с.
  26. М. Малый инновационный бизнес в странах Восточной Европы // Проблемы теории и практики управления. 1993. -№ 2.-С. 120−124.
  27. И.Т. Инновационный менеджмент. СПб: Питер, 2000. — 208 с.
  28. Г. Без инновационной активности подъем экономики невозможен // Экономист.- 1995. -№ 11. -С.32−35.
  29. Ф.Ф., Смирнова Г. А. Нечаева О.Д. Сущность понятия инновации и его классификация // Инновации. 1998. — № 2. № 3. — С. 96−100.
  30. М. Инновационный аспект экономического развития // Вопросы экономики.- 1997. -№ 3. -С.58−66.
  31. Л. Инновационная деятельность: тенденции развития и меры государственного регулирования // Экономист. 1996. — № 3. — С.23−33.
  32. М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ. М.: «Дело Лтд», 1994. -720 с.
  33. Л. Экономика, организация управления и планирование НТП. М.: Высшая школа, 1991.-286 с.
  34. Большой Экономический Словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 3-е изд. стереотип. — М.: Институт новой экономики, 1998. — 864 с.
  35. В.А. Стратегия управления инновационной фирмой. Новосибирск: ЭКО, 1996.-341 с.
  36. Н.А. Государственная инновационная политика ФРГ: Сб. науч. тр./ ВНИИСИ. -М.: ВНИИСИ, 1990. -Вып.З. С.44−57.
  37. Т.П. Организационно-экономический механизм управления инновационной деятельностью предприятий: Дис. канд. экон. наук. М. 1996. — 167 с.
  38. В.П., Галь В. В., Казаков А. П. Бизнес-план инновационного проекта. Методика составления: Методич. пособие. -М.: ЦИПКК АП, 1997. 106 с.
  39. С. В. Оценка бизнеса и инновации. М.: Филинъ, 1997. — 235 с.
  40. В., Миндели Л. Научно-техническая политика России на современном этапе: основные задачи и методы реализации. М.: ЦИСН, 1995. — 181 с.
  41. Ф. Управление инновациями. М.: Прогресс, 1985. — 137 с.
  42. А., Румянцев А. Стратегия инновационного развития региона // Экономист.1998. -№ 6.-С.59−63.
  43. Виханский О С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд. учебник. М. «Фирма Гардарика». 1996. -416 с.
  44. А. А. Экономические аспекты инновационного процесса в развитых капиталистических странах // Вопросы изобретательства. 1989. — № 8. — С.53−59.
  45. Я., Гебхард П., Кирсанов К. Инновационный менеджмент// РЭЖ. 1993. — № 2.-С.72−79.
  46. Л. Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии: Пер. со словац. М.: Экономика, 1989. — 190 с.
  47. А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития // Вопросы экономики. 1999. — № 1. — С.4−12.
  48. А.А. Государственное регулирование нау чных исследований в США (70-е годы). М.: Наука, 1981, — 186 с.
  49. Н. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку // Вопросы экономики. 1997. — № 9. — С.84−87.
  50. Н., Иванов Н. Инновационная стадия развития: новая модель использования «человеческих ресурсов» // Проблемы теории и практики управления. 1994. — № 1. — -С.71−76.
  51. Д.М., Громека В. И. Теоретические аспекты исследований инновационного процесса и формирования инновационной политики: Инновационная политика развитых капиталистических государств. -М.: Знание, 1990. 83 с.
  52. И.Н. Менеджмент: Учебник /2-изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.-480 с.
  53. С.Ю. Долгосрочный аспект инновационной политики // Нововведения как фактор развития: Сб. науч. тр. ВНИИСИ. 1987. — Вып. 16. — С.4−25.
  54. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: Владар, 1993.-310 с.
  55. С.Ю. Экономическая теория технического развития / Отв. ред. Д. С. Львов. М.: Наука, 1990. -230 с.
  56. Л.Г., Краюхин Г. А. Регулирование инновационных процессов в регионе. СПб: СПбГИЭА, 1997.-239 с.
  57. Л.Е. Инновационные процессы и роль государства в их регулировании. -М.: ВНИИСИ, 1990. Вып. 3. — С. 14−25.
  58. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. М.: Инфра-М, 1996. -560 с.
  59. М.В. Инновационная деятельность в промышленности: теория и практика в странах рыночной экономики и инновационные опросы российских предприятий. М.: РАН ИМЭМО, 1994. — 56 с.
  60. Е.Т. Управленческие нововведения. М.: Экономика, 1985. — 159 с.
  61. Е.Т., Нестеров Н. А. Нововведения в процессе управления хозяйственными системами: Соц. экон. аспект. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1988. — 144 с.
  62. Е.Ф. Инновационный процесс в условиях рыночной экономики. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов. 1993. — 59 с.
  63. Г. Поддержка инновационного предпринимательства // Экономист. 1996. — № 5. — С.74−81.
  64. П.Н., Васильев А. В. Оценка эффективности инноваций. СПб, Бизнес-пресса, 1998.-215 с.
  65. П.Н., Ипатов А. А., Кулагин А. С. Инновационная деятельность в условиях рынка. -СПб.: Наука, 1994. 190с.
  66. М.М., Колупаева С. Р., Кочетков Г. В. США: управление наукой и нововведениями. VI.: Наука, 1990.-214 с.
  67. Н. Концепция технологической безопасности и задачи научно-технической политики России// Проблемы теории и практики управления. 1994, — № 5. — С. 104−109.
  68. Н. Наука и инновации // Экономист. 1998. — № 7. — С.72−80.
  69. Н. Приоритеты научно-технической политики: опыт развитых стран // Проблемы теории и практики управления. 1993. — № 6. — С.24−27.
  70. Н. Финансовые механизмы научно-технической политики (опыт стран Запада) // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 5. — С.78−83.
  71. В. Структурно-технологическое и инновационное обновление производства // Экономист. 1994. -№ 11, — С.79−87.
  72. С. В. Управление нововведениями в промышленности / Под общ. ред. Вой-толовского В.Н., Лайкова A.M.-Л.: Изд-во Ленингр. фин.- экон. ин-та, 1991. 160 с.
  73. Инновационная деятельность зарубежных фирм: Реф. сб./ РАН ИНИОН. М.: 1993.179 с.
  74. Инновационные и инвестиционные процессы в переходный период / Под ред. Б.Н. Руд-зицкого. М.: РАН Ин-т экономики, 1993. — 192 с.
  75. Инновационный менеджмент: Курс лекций: В 2 х ч./ Кушлин В. И., Чернегов Ю. А. Фоломъев А.Н. и др. — М.: РАГС. 1997. — 340 с.
  76. Инновационный менеджмент: Справ, пособие / Под ред. П. Н. Завлина А.К. Казанцева Л. Э. Миндели. Изд. 2-е. перераб. и доп. М.: ЦИСН, 1998. — 568 с.
  77. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С. Д. Ильенкова Л.М. Гохберг. С. Ю. Ягудин и др.- Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1997. — 327 с.
  78. Инновационный процесс в странах развитого капитализма (методы, формы, механизм)/ Под ред. И. Е Рудаковой. М.: МГУ, 1991. — 144 с.
  79. М. Инновационная сфера: состояние и перспектива II Экономист. 1993. — № 10. — С.62−67.
  80. М. Инновация как средство экономического развития. М.: Наука 1990. — 276 с.
  81. Л.В., Кузнецова С. А. Управление нововведениями. Новосибирск: ИЭ и ОПП, 1994,-37 с.
  82. К., Сиверин Д. Инновационный менеджмент в формировании научно-технической политики // РЭЖ. 1995. — № 1. — С.47−54.
  83. Р., Дедова И. Государственная инновационная политика и ее финансовое обеспечение // Вопросы экономики. 1998. — № 12. — С.87−94.
  84. Контуры инновационного развития мировой экономики: Прогноз на 2000 2015 гг. / Под ред. д.э.н. А. А. Дынкина. -М.: Наука, 2000. — 143 с.
  85. М. Российская государственная политика в области инвестиций и инноваций // Маркетинг. 1995. — № 4. — С.3−10.
  86. Н.Ю. Инновационный менеджмент / Под науч. ред. Д. С. Львова. М.: «Ступень», 1996.-435 с.
  87. А., Курнышева И. Национальное богатство России и инновационный потенциал// Вопросы экономики. 1993. -№ 5. — С.88−93.
  88. И., Сулейманов Д. Инвестирование инновационного развития // Экономист. 1994.-№ 10. -С.61−68.
  89. А.А. Технологические нововведения в экономике США. М.: Наука, 1990. -210с.
  90. Н. Перестройка управления инновационными процессами в СССР // Проблемы теории и практики управления. 1990. — № 5. — С.40−45.
  91. В. Социальные аспекты управления нововведениями / Проблемы управленческих нововведений и хозрасчетного экспериментирования. Всесоюзная научно-практическая конференция. Таллинн: Эстонский НИИ НТИ, 1981. — 254 с.
  92. В., Кулагин А. Инновационная политика: меры по активизации // Экономист1994. -№ 9.-С.24−32.
  93. И. Развитие идей Н.Д. Кондратьева в теории длинных волн нововведений IJ
  94. Вопросы экономики. 1992. — № 3. — С.46−50.
  95. Н., Еременко В. К созданию системы правового регулирования инноваций //
  96. РЭЖ. 1993. -№ 2. -С.48−58.
  97. Н. П. Шаборкина Л.В. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та 1997. — 80 с.
  98. Маусов Н&bdquo- Ненадышин В. Персонал в обеспечении инновационной стратегии предприятия // Проблемы теории и практики управления. 1994. — № 5. — С. 110−114.
  99. Менеджмент и организация изобретательской деятельности / Под ред. Ю. П. Конова.
  100. М.: НПО «Поиск», 1992. 71 с.
  101. Менеджмент организации: Учебное пособие / З. П. Румянцева, Н. А. Соломатин, Р.З. Ак-бердин и др. М.: Инфра-М, 1997. — 432 с.
  102. У1олодцова Р. Г. Инвестиции и инновации в концепции экономического роста: Научное издание. М.: Изд-во РЭА, 1997. — 328 с.
  103. Мордовия: Стат. ежегодник, 1998 / Гос. ком. Респ. Мордовия по статистике. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 1999. — 212 с.
  104. Ю.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1997.-352 с.
  105. ЮГНазаревский В. Н. Управление НТП в промышленности США. М.: Наука, 1988. — 121с.
  106. Наука в Мордовии: Стат. сб. / Госкомстат РМ, Саранск: 1999. 20 с. 103. Наука России в цифрах: 1999. Краткий стат. сб. — М.: ЦИСН, 1999.
  107. Научно-техническая политика региона: теория, методология, практика / П. А. Латкин, С. В. Осипов, Н. И. Бабаев. М.: Наука, 1991.-288 с.
  108. Научно-технический прогресс: Словарь / Сост.: В. Г. Горохов, В. Ф. Халипов. М.: Политиздат, 1987. — 490 с.
  109. А. Пути преодоления кризиса научно-технического комплекса России // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 1. — С.93−97.
  110. Новая технология и организационные структуры: Пер. с англ./ Под ред. И. Пиннингса, А. Бьюитандама. -М.: Экономика, 1990. -405 с.
  111. Нововведения в процессе производства. Киев: Техника. 1990. — 234 с.
  112. Норберт Том. Роль профессионального организатора в инновациях // Проблемы теории и практики управления. 1993. — № 5. — С.57−61.
  113. Ю.Перлаки И. Нововведения в организациях: Пер со словац./ Под науч. ред. Н. И. Лапина.-М.: Экономика, 1981. 144 с.
  114. ГПоршнев А. Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. М.: РИЦЛО
  115. Мегаполис-Контакт", 1993, — 136 с.
  116. А.И. Инноватика зачем она? // Проблемы теории и практики управления. -1988.-№ 2.-С.81−84.
  117. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы иннова-тики). М. Политиздат, 1989. -271 с.
  118. Л.И. Инновационная деятельность в современных условиях. Владимир: 1998.- 16с.
  119. Регионы России: Стат. сб. В 2 т. Т. 2. М.: Госкомстат России, 1999. — 797 с, J16. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. — М.: Госкомстат России, 1999. — 813 с.
  120. . Инновация как средство экономического развития: Пер. с венг. М.: Прогресс, 1990. — 255 с.
  121. О. Технологический облик России на рубеже XXI в. // Экономист. 1998. — № 4. — С.3−9.
  122. Д.В., Титов А. Б., Шабанова М. М. Предпосылки анализа и формирование инновационной политики. СПб.: ГУЭФ. 1997. — 247 с.
  123. А.К. Инновации и стратегия перестройки науки // Вопросы изобретательства.- 1990. № 7. — С.З.
  124. Социально-экономическое положение Республики Мордовия. Статистический бюллетень. / Госкомстат Республики Мордовия. Саранск, 1999- 2000. — 110с.- 116 с.
  125. Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь. / Под ред. JI.M. Гохберга. М.: Центр исследований и статистики науки, 1996. — 526 с.
  126. Твисс Брайтон. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989.-271 с.
  127. А.В. Инновационные процессы как объект управления экономическим развитием. -М.: НИИ управления, 1993. 121 с.
  128. А.В. Основы управления инновационной деятельностью в организации. Учеб. пособие. -М.: Российская академия естеств. наук, 1999. 156 с.
  129. У правление исследованиями и инновациями. М.: Наука, 1993. — 144 с.
  130. Управление организацией. Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева З.П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 998. — 669 с.
  131. Управление производством новых изделий. Новосибирск: Наука, 1980. — 214 с.
  132. У правление развитием науки и техники / Под ред. В. А. Трапезникова. М.: Экономика, 1980.-232 с.
  133. Управленческие нововведения в США. проблема внедрения / Под ред. Ю. А. Ушакова. -М.: Наука 1986, — 191 с.
  134. В.А. Управление инновационной деятельностью в процессе создания новой техники, освоения производства новой продукции. М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1995. -80 с.
  135. В.А. Управление научно-техническим прогрессом на предприятии. М.: ГАУим. С. Орджоникидзе, 1991. -63 с.
  136. Э.А. Курс менеджмента Учебник для вузов. М.: «Зерцало», 1998, — 448 с.
  137. Э.А., Морозова Н. И., Морозова Г. И. Инновационный менеджмент. М.: АКАЛИС, 1996. -310 с.
  138. Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. — 600 с.
  139. В., Цыгичко А., Бойко С. Необходим благоприятный инновационный климат // Экономист. 1997. — -№ 7. — С.23−28.
  140. В., Марушкина М. Интеграция инновационной сферы // Экономист. 1997. -№ 2.-С. 18−27.
  141. В.П. Развитие инновационной сферы в условиях перехода к рыночной экономике: Дис. канд. экон. наук. М., 1997. — 142 с.
  142. П. Экономический образ мышления: Пер. с англ. М.: Дело, 1993. — 704 с.
  143. Г. Инновации и конкурентоспособность техники // Экономист. 1998. — № 2. — С. 17−23.
  144. Г. Инновационная деятельность в машиностроении // Экономист. 1995. -№ 7. — С.32−40.
  145. Г. Научно-техническая и инновационная деятельность в машиностроении // Экономист. 1999 -№ 11. — С. 24−29.
  146. Хотц-Харт Беат. Инновации в швейцарской промышленности // Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 2. — С.80−84.
  147. О. Организационные формы управления инновационной деятельностью американских компаний // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 6, — С.58−63.
  148. М. Инновации на предприятиях и их внедрение, М.: Луч, 1992. — 240 с.
  149. Л.Я., Запольская Н. З. Управление инновационной деятельностью в про-мышленно-развитых капиталистических странах. Киев: УкрНИИНТИ. 1985. -44 с.
  150. Л. Выбор инновационной стратегии предприятия // РЭЖ. 1996. — № 7. -С.86−89.
  151. Л. Управление проектами как элемент инновационного менеджмента // РЭЖ. 1996. -№ 1. -С.56−59.
  152. Л. Ф. Лебедев Ю.А. Инновационный процесс в регионе: Организационно-экономический аспект. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та 1995. -206 с.
  153. JT. Региональное регулирование инновационных процессов // Экономист. -1996. № 9. — С.59−64.
  154. Л.Ф., Краюхин Г. А. Инновации, инновационные процессы и методы их регулирования: сущность и содержание. СПб: СПбГИЭА, 1995. — 59 с.
  155. Л.Ф., Краюхин Г. А. Инновационные процессы: субъекты и мотивы их деятельности. СПб: СПбГИЭА, 1996. — 94 с.
  156. В.Д. Управление проектами. СПб.: Два Три, 1996. — 170 с.
  157. П. Управление созданием жизнеспособных нововведений // Проблемы теории и практики управления. 1996. -№ 1. — С. 103−109.
  158. А.В. Научно-техническая политика Великобритании. М.: Наука, 1990. -125 с.
  159. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. -455 с.
  160. Экономические методы управления инновационными процессами / А. В. Савченко. К.: Выщашк, 1990. — 111 с.
  161. Эффективность научных исследований и разработок: Сокр. пер. с англ./Под ред. Г. Фасфельда, Р. Ланглуа. М.: Экономика, 1986. — 283 с.
  162. А.Ю. Теория конкуренции: прикладные аспекты // МЭиМО. 1997. — № 6. -С.21−24.
  163. Ю. Научно-техническое прогнозирование // Экономист- 1992. № 5. — С.30−35.16ГЯковец Ю. Закономерности НТП и их планомерное использование. М.: Экономика1984. 239 с.
  164. Ю. Инновационное инвестирование: новые подходы // Экономист. 1995. — № 1. — С.74−80.
  165. Ю. Предпосылки преодоления инновационного кризиса // Экономист. 1998. -№ 1.-С. 32−3 7.
  166. Ю. Проект федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ». М.: Изд. Российской академии госслужбы при Президенте РФ, 1997.
  167. Ю.В. Рынок, изобретения и инновации //Вопросы изобретательства. 1991. — № 1.-С. 19−22.
  168. Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса: теория и экономический механизм. -1.: Экономика 1988. -335 с.
  169. Япония: смена модели экономического роста. М.: Наука, 1990. — 320 с.
  170. Drucker P.F. Technology, Management and Society. L.: Pan Books, 1970. -320 p.
  171. Hartmann L., Houstein H. Leitung Industrieller Forschung und Entwicklung. Berlin: 1979.322 s.
  172. Hippel E. User’s role in industrial innovation // Management of Research and innovation. -Amsterdam: 1980.-P. 56.
  173. Mendell S., Ennis D. Looking at innovation strategies // Research Management. 1985. — Vol. 28. -№ 3.-P. 33.
  174. Modem management techniques in engineering and RD. -N.Y.: 1984. 223 p.
  175. Riggs H. E. Managing high-technology companies. Belmont: 1983. — 180 p. 174. Schumpeter I. Business Cycles. A Theoretical, Historical and Statistical Analysis of the Capitalist Process. N.-Y.-L.: 1939. — 155 p.
  176. The New Engineering Research Centers: Purposes, Goals and Expectations. Wash.: 1986. -140 p.
Заполнить форму текущей работой