Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Российская и европейская правозащитные системы: Соотношение и проблемы согласования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В выступлении заместителя министра иностранных дел России Е. П. Гусарова на международной конференции «Европа в глобальном мире — вызовы XXI века» (Греция, 11 июля 2001 года) было справедливо отмечено: «Поражает та настойчивость, с которой на протяжении веков Россия пыталась определиться именно с западным цивилизационным выбором, и тот, мягко говоря, холодный душ, который она встречала в ответ… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СООТНОШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ПРАВОЗАЩИТНЫХ СИСТЕМ
    • 1. Понятия «российская» и «европейская» правозащитные системы
    • 2. Подсистема СБСЕ/ОБСЕ и ее соотношение с правозащитной системой России
    • 3. Подсистема Совета Европы и ее соотношение с правозащитной системой России
    • 4. Подсистема Европейского Союза и ее соотношение с правозащитной системой России
  • ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СОГЛАСОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ПРАВОЗАЩИТНЫХ СИСТЕМ
    • 1. Исторические предпосылки согласования российской и европейской правозащитных систем
    • 2. Проблемы согласования российской правозащитной системы с подсистемой СБСЕ/ОБСЕ
    • 3. Проблемы согласования правозащитной системы России с подсистемами Совета Европы и Европейского Союза

Российская и европейская правозащитные системы: Соотношение и проблемы согласования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Тема диссертационного исследования — часть актуальной темы — взаимодействия России и Европы.

В геополитическом аспекте, будучи евразийским государством, Россия заинтересована в партнерстве как на западном, так и на восточном направлениях своей внешней политики. Для Западной Европы сотрудничество с Россией — это возможности и прямого выхода в Азию, и формирования благоприятной геополитической обстановки.

Тем не менее, исторически взаимодействие России и Европы осуществлялось весьма противоречиво, а порой и драматично1.

В выступлении заместителя министра иностранных дел России Е. П. Гусарова на международной конференции «Европа в глобальном мире — вызовы XXI века» (Греция, 11 июля 2001 года) было справедливо отмечено: «Поражает та настойчивость, с которой на протяжении веков Россия пыталась определиться именно с западным цивилизационным выбором, и тот, мягко говоря, холодный душ, который она встречала в ответ. Тысячу лет назад князь Владимир сделал Россию христианской страной — выбор, используя современную терминологию, геополитического порядка. Ответ — ливонские войны и тевтонское вторжение. Выстоять России удалось лишь задействовав «азиатский ресурс». Триста лет назад Петр I решительно берет курс на европеизацию России. Ответ — борьба за пространство «от Балтики до Черного моря». Этот термин, кстати, не изобретен в этом году. Это лозунг шведского короля Карла XII в войне с Россией. А в следующем веке следует наполеоновское вторжение. И вновь Россию спасает «восточный ресурс»: «Потерять Москву — не значит потерять Россию», — сказал Кутузов, когда французские войска входили в город. В начале XX века Россия реализует на своей территории рожденную в Западной Европе концепцию общества коммунизма. Реакция — вторжение 19 го.

1 См., например: Швиммер В. Россия — часть европейской семьи (http://alyona.nns.ru/interv/ int3680. html). сударств и последующий «санитарный кордон». В этих условиях образование Советского Союза оказалось единственно возможным геополитическим вариантом сохранения государства.

Середина XX века — разгром фашизма. О вкладе СССР в освобождение Европы от этой глобальной угрозы говорить нет необходимости. Создается ООН, начинает складываться подлинное мировое сообщество. Но затем следует Фултонская речь. Ее смысл не в заботе о демократии, а в том, чтобы «железным занавесом» разделить Западную Европу и Россию.

Казалось бы, пора извлечь уроки из истории. Но нет, в конце XX века — новая попытка Москвы сближения с Западом под флагом «общечеловеческих ценностей». Ответ — первая волна расширения НАТО.".

Несмотря на то, что в последнее время у России и Европы сохраняется и даже возрастает взаимная заинтересованность в сотрудничестве, остается нерешенным множество проблем. Эта противоречивая тенденция особенно хорошо различима при сравнении разнонаправленных событий.

С одной стороны, в России на двусторонней3 и многосторонней основах4 осуществляются разнообразные образовательные, научные и информационно.

2 Информационный бюллетень департамента информации и печати МИД России. — 2001. — 12 июля (www.ln.mid.ru/website/ns).

3 См., например: Программа в области гражданского образования и прав человека в Казахстане и России: совместный проект НПО «Конфликтологический центр» и Московской школы прав человека в партнерстве с Центром по правам человека Эссекского университета Великобритании на 1988—1999 годы (www.hrinstitute.rvi/info.html) — Информационное сообщение о проведении 18—19 мая 2001 года в Москве в помещении Дипломатической академии МИД России Международной конференции «Россия и Совет Европы: перспективы взаимодействия» — завершающего мероприятия, проводимого в рамках проекта «Россия и Совет Европы» Институтом права и публичной политики при поддержке Фонда правозащитных проектов Министерства иностранных дел Великобритании (www.ilpp.ru/activity/rt/icl8−05−01.html) — Грант Британского правительства для национального института прессы (http:WecolLne.ru/news/JUN98/98 062 509.txt).

4 Так, 18—25 июля 1997 года в Москве состоялся организованный Верховным Судом РФ и Советом Европы «круглый стол» по вопросам создания Судебного департамента при Верховном Суде РФ, ставший важным мероприятием в рамках Совместной программы сотрудничества России и Совета Европы «КЕС Россия—СЕ». В работе «круглого стола» приняли участие видные зарубежные юристы, судьи Верховного Суда РФ, представители Российской правовой академии (www.supcourt.ru/bullettin/98/06−98/50l.html). В ноябре 1998 года в Москве с участием высших должностных лиц СБСЕ, Совета Европы и ООН состоялась научно-практическая конференция «Всеобщая декларация прав человека и Россия» (www.mshr.ru/ docs/hrc-reO 1 .htm) — 16 мая 2000 года в Москве проведена региональная встреча руководитетехнические проекты, направленные на приближение отечественной правовой системы к стандартам Западной Европы. Российская Федерация присоединилась к Частичному соглашению 1990 года, учредившему Европейскую комиссию за демократию через право5. Уже в 1994 году между Россией и Европейскими сообществами заключено соглашение о партнерстве и сотрудничестве6. Россия на уровне договора признала дипломатические привилегии и иммунитеты Совета Европы7. Совет Европы реализует ряд программ содействия развилей образовательных учреждений полиции стран-участниц Совета Европы. На ней обсуждалась проблема профессиональной подготовки полицейских. Встреча состоялась в Московской академии МВД России в рамках трехсторонней программы сотрудничества Комиссии Европейских сообществ, Совета Европы и Российской Федерации по укреплению федеральных структур, механизмов защиты прав человека и реформе правовой системы в РФ. В ней приняли участие представители руководства российского МВД и полицейских образовательных учреждений государств—членов Совета Европы (www.rambler.ru/db/news/msg.html). В ноябре 2000 года в Воронеже проведен международный семинар «Совершенствование законодательства в области местного самоуправления». Этот форум был организован в рамках межправительственной программы России и Совета Европы на 2000 год (www.asdg.ru/news/ 2000/12/4 203 253.htm). В марте 2001 года в рамках Программы сотрудничества Совета Европы и России в Российской академии государственной службы при Президенте РФ состоялся международный «круглый стол» по проблемам российских цыган (www.rkomi.ru/ 40. htm). В рамках программы сотрудничества России и Совета Европы совместно с аппаратом Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе и Конгрессом муниципальных образований РФ 16 октября 2001 года в Нижнем Новгороде проведена международная конференция «Распределение полномочий и финансовых средств между субъектами федерации и органами местного самоуправления» (www.rambler.ru/db/ news/msg.html). 15—17 мая 2001 года в Москве в Гербовом зале Государственной Думы РФ прошла международная конференция «Россия и Совет Европы: 5 лет вместе» (www. hrinsti-tute.ru/5t.html). 7 июня 2001 года Институт европейского права МГИМО МИД России и Фонд европейского права провел международную научную конференцию «Правовые аспекты европейской интеграции: современные проблемы», в которой приняли участие ведущие российские и зарубежные специалисты по европейскому праву и сотрудничеству между Россией и Европейским Союзом, а также некоторые официальные лица, представляющие Россию и Западную Европу: Председатель Конституционного Суда РФ В. М. Баглай, первый заместитель Председателя Правительства В. Б. Христенко, генеральный директор Правового Департамента Совета Европы Ги Де Вель, Чрезвычайный и Полномочный Посол Австрийской Республики в России Франц Цеде и др. (www.hrinstitute.ru/5t.html).

5 См.: Постановление Правительства Российской Федерации № 748 от 27 октября 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 45. — Ст. 4274.

6 Соглашение ратифицировано Федеральным законом № 135-Ф3 от 25 ноября 1996 г. (см.: Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. —№ 16. — Ст. 1802) и вступило в силу для Российской Федерации 1 декабря 1997 года.

7 См.: Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему» от 23 февраля 1996 г. № 20-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 9. — Ст. 775. тию России8. В России создана система информационных центров Совета Европы9 и Европейского Союза10. Поддерживаются контакты между официальными представителями России и представителями институционных структур Совета Европы и Европейского Союза" .

Интенсивность отношений России и Европы может быть проиллюстрирована и тем, что за очень короткий период (с ноября по конец декабря 2001 года) произошел ряд событий, характеризующих взаимную заинтересованность указанных субъектов международных отношений: 5 декабря 2001 года в Россию посетил член Европейской Комиссии, ответственный за торговлю, Паскаль Лами, а 6 декабря — член Европейской Комиссии, ответственный за внешние связи, Крис Паттен, 11 декабря 2001 года в Москве состоялась международная конференция «Роль евро в Европейской интеграции и его влияние на отношения ЕС и России" — 14—15 ноября 2001 года в Москве проведена итоговая конференция, организованная Институтом Востока—Запада (проект Тасис «Евро.

I 9 пейская Экспертная Служба") на тему «Пенсионная реформа в России». о.

См.: Совет Европы в Центральной и Восточной Европе: Программы содействия развитию и укреплению стабильности в условиях демократии (www.coe.ru/15zagl.htm).

См.: Информационное сообщение об открытии регионального информационного Центра Совета Европы по Северо-Западному региону России (www.coe.ru/01zagl.htm).

10 См., например: Центры документации Европейского Союза // Вестник Ассоциации европейских исследований. —1998. — № 1(2) (www.laes.org.ru/rus/vestnik2.htm).

11 См.: Сообщение Министерства иностранных дел Российской Федерации о беседе Министра иностранных дел И. С. Иванова с Председателем Европейского Суда по правам человека J1. Вильдхабером // Информационный бюллетень МИД России. — 2000. — 27 сентябряВыступление главы делегации Российской Федерации на Европейской конференции, посвященной 50-летию Европейской конвенции по правам человека, Министра юстиции Российской Федерации Ю. Я. Чайки // Информационный бюллетень МИД России. — 2000. — 8 ноябряВыступление заместителя министра иностранных дел Е. П. Гусарова на европейской конференции «Европа в глобальном мире — вызовы XXI века» (Греция, 11 июля 2001 года) // Информационный бюллетень департамента информации и печати МИД России. — 2001. — 12 июля (www.ln.mid.ru/website/ns) — Выступление Президента России В. В. Путина на встрече с участниками 24-й конференции европейских министров юстиции 4 октября 2001 года // Информационный бюллетень МИД России. — 2001. — 5 октябряСообщение Министерства иностранных дел Российской Федерации о встрече Министра иностранных дел России И. С. Иванова с Верховным Комиссаром Совета Европы по правам человека А. Хиль-Роблесом // Информационный бюллетень МИД России. — 2001. — 5 марта.

12 См.: Представительство Европейской комиссии в России: События в России (www.eur.ru/ neweur/user.php).

В России сформирован организационный механизм сотрудничества с Европой13. В частности, учреждена Межведомственная комиссия Российской Федерации по делам Совета Европы14, создан институт Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека15, учрежден институт представительства РФ в Конгрессе местных и региональных властей Европы16, назначен Постоянный представитель Российской Федерации при Европейских сообществах17, создан специальный исследовательский центр по изу.

18 чению российско-европейского сотрудничества — Институт Европы, в структуре некоторых федеральных органов государственного управления созданы специальные органы сотрудничества с европейскими организациями19.

Заинтересованность России в интеграции в общеевропейское культурное, политическое и правовое пространства проявилось, помимо прочего, в завершении работы Оргкомитета по подготовке к встрече третьего тысячелетия и.

13 См., например: Сообщение Министерства иностранных дел Российской Федерации об очередном заседании Межведомственной комиссии Российской Федерации по делам Совета Европы // Информационный бюллетень МИД России. — 2001. — 6 марта.

14 См.: Указ Президента РФ «О Межведомственной комиссии Российской Федерации по делам Совета Европы» от 25 октября 1999 г. № 1429 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 44. — Ст. 5297 (Указом Президента РФ № 70 от 24 января 2001 г. в настоящий Указ внесены изменения).

15 См.: Указ Президента РФ «Об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском суде по правам человека» от 29 марта 1998 г. № 310 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 14. — Ст. 1540 (Указом Президента РФ № 1678 от 22 декабря 1999 г. в настоящий Указ внесены изменения).

16 См.: Распоряжение Президента РФ «Об утверждении Положения о делегации Российской Федерации в Конгрессе местных и региональных властей Европы» от 8 апреля 2000 г. № 108-рп // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. — № 16. — Ст. 1697.

См.: Постоянный представитель Российской Федерации при Европейских сообществах в Брюсселе, Королевство Бельгия Лихачев Василий Николаевич (www.tatar.ru/likhachevbio.html).

1 См., например: Кузнецова J1.И. С позиций осторожного оптимизма. Интеграционные и де-зинтеграционные факторы многовекторных процессов на европейском и постсоветском пространствах / Л. И. Кузнецова, В. П. Кузьменко // Полянка i час. — 1998. — № 9. — С. 17—22- Володин. Европа и Россия: современность и перспективы (Научно-аналитический обзор публикаций Института Европы, 1993—1997 гг.) / Володин, И. А. Захарова // Доклады Института Европы, — 1998. —№ 43, —С. 3.

19 См., например: Приказ МВД «О Комиссии МВД России по вопросам сотрудничества с Советом Европы и Европейским Союзом» от 22 февраля 1999 г. № 130 // Справочно-правовая система «Гарант-максимум с региональным законодательством». — 2001. — 23 июля. празднования 2000;летия христианства над уникальным изданием — книгой.

20 атласом «Россия и Европа. Иллюстрированная хроника» .

Наконец, и это весьма важное обстоятельство, значимость отношений.

России и Европы получила официальное закрепление в Концепции внешней политики Российской Федерации, в которой подчеркнуто, что «отношения с европейскими государствами — традиционное приоритетное направление внешней политики России. Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание стабильной и демократической.

21 системы общеевропейской безопасности и сотрудничества" .

С другой стороны, продолжают возникать социально-правовые и политические конфликты, омрачающие и усложняющие сотрудничество России и Европы22. Указанное обстоятельство проявилось в самой динамике вхождения России в Совет Европы.

По нашему мнению, сложность взаимоотношений России и Европы наиболее точно характеризуется словами известного правозащитника С. А. Ковалева, который в интервью «Радио России» 11 апреля 2000 года заметил: «Принимать Россию в Совет Европы следовало бы при отчетливом понимании, что последний принимает на себя тяжкую крестную ношу и что он не имеет нравственного права эту ношу отвергнуть. Это обязательная для Европы и для Запада ноша в виде России со сложившимися в ней проблемами и правоотношениями.

20 См.: Сообщение пресс-службы Правительства Российской Федерации № 0532 // Информационный бюллетень МИД России. — 2001. — 26 апреля.

21 См.: Российская газета. — 2000. — 11 июля.

22 См., например: Шахназаров Г. Х. Грехопадение Европы: демократический Запад не вполне усвоил уроки коммунистического Востока // Независимая газета. — 1999. — 21 июняСвобода, демократия, права человека // Эфир «Радио России». — 2000. — 11 апреля (www.humanrights. ru/radio/41 l. htm) — Фокина К. Последнее предупреждение. На исключение России из Совета Европы депутаты ПАСЕ не решились // Независимая газета. — 2000. — 7 апреляСавин М. С. Россия и Совет Европы: актуальные проблемы взаимодействия (www.hrinstitute.ru/51et.htrnl) — Владыченко А. И. Россия — Совет Европы. Опыт двух лет сотрудничества (www.coe.ru/ 05zagl. htm) — Россия обвиняет ПАСЕ в ведении переговоров с чеченскими сепаратистами (www.rambler.ru/db/news/msg.html) — Россия может оказаться вне ПАСЕ, если не отменит смертную казнь (http://cyborg.liga.kiev.ua/lenta/get.html) — Для ПАСЕ Россия — вопрос второстепенный. // Эфир ТВ-6. — 2001. — 25 января (www.rambler.ru/db/news/msg.html) — России грозят международным трибуналом (www.smi.ru/2000/03/29/954 344 260.html) — Адамишин A.JI. Кисло-сладкие результаты сотрудничества // Известия. — 2001. — 18 мая.

И поскольку Россия, естественно, член Европы, и русская культура — естественная часть европейской христианской культуры, поскольку Россия так важна для глобальных проблем, ее нужно брать для того, чтобы иметь возможность (как говорил мой друг и учитель Андрей Дмитриевич Сахаров) оказывать России поддержку и оказывать на нее давление. В этом давлении Россия нуж.

23 дается очень остро" .

Думается, изложенное в достаточной степени доказывает актуальность нового аспекта изучения взаимодействия России и Европы — соотношения российской и европейской правозащитных систем и проблем их согласования.

Состояние научной разработанности. Как было отмечено вначале, диссертационное исследование посвящено части более общей проблемы — взаимодействия24 России и Европы, различные аспекты которой к настоящему времени достаточно хорошо изучены. Результаты их познания отражены в десятках статей и монографий, материалов конференций и симпозиумов.

Так, попытка комплексного осмысления опыта Западной Европы и его значения для России была предпринята на симпозиуме, проведенном в 1992 году. Различным аспектам безопасности России и Европы посвящена монография, опубликованная издательством «Наука» в 1993 году. Вопросы геополитических перемен в Европе в контексте общеевропейского взаимодействия неоднократно становились объектом изучения различных авторских коллекти.

27 вов. Опыт экономических преобразований в Европе и его значение для России также изучены рядом авторов28.

23 www.memo.ru/hr/radio/41 l.htm.

24 В академическом четырехтомном издании Словаря русского языка слово «соотношение» трактуется как «взаимное отношение, взаимная связь, зависимость различных величин, предметов, явлений» (Словарь русского языка: В 4 т. — М., 1988. — Т. 4. — С. 197).

25 См.: Опыт Европейских сообществ и возможности его использования Россией и Содружеством Независимых Государств: Материалы симпозиума 17 марта 1992 года. — М., 1993.

26 См.: Безопасность будущей Европы. — М., 1993.

27 См.: Новая геополитическая ситуация в Европе, позиции Запада и интересы безопасности России. — М., 1994; Геополитические перемены в Европе, политика Запада и альтернативы для России. — М., 1996; Разуваев В. В. Геополитика постсоветского пространства. — М., 1993; Сорокин К. Э. Геополитика современного мира и геостратегия России. — М., 1996.

28 См.: Европа и Россия: Опыт экономических преобразований. — М., 1996; От единого рынка к Европейскому Союзу. — М., 1995; Пичугин Б. М. Импорт капитала: Опыт мира и Европы.

История европейской интеграции в контексте ее значения для России ос.

29 вещена в монографии, вышедшей под редакцией А. С. Намазовой и В. Эмерсон .

Попытки политологического осмысления взаимодействия России и Европы предприняты В.М. Кудровым30 и О.В. Лабезниковой31. Конституционно-правовые.

32 проблемы сотрудничества России и Совета Европы изучены С. А. Глотовым .

Большое значение для осмысления проблем взаимодействия России и Европы имеют переводы работ ряда авторов из Западной Европы: коллективная мо.

33 нография ученых Лейденского университета (Нидерланды) — монографии Э. Ан-дерса (Швеция)34- М. Джениса, 3. Кэя и Э. Брэдли (Великобритания)35- Ф. Фабри.

36 37 циуса (Великобритания) — В. Фишера (Германия) .

Что же касается темы настоящего диссертационного исследования, то таким образом проблема взаимодействия России и Европы ставится впервые.

Объект исследования — российская и европейская правозащитные системы.

Предмет исследования — соотношение данных систем в контексте поиска возможностей согласования. и практика России. — М., 1997; Он же. Расширение Европейского Союза «на Восток» и экономические интересы России. — М., 1996.

29 См.: История европейской интеграции (1945—1994) / Под ред. А. С. Намазовой и Б. Эмерсон. — М., 1995.

30 См.: Кудров В. М. Место новой России в мире: попытки оценки настоящего и будущего. — М., 1994.

31 См.: Лабезникова О. В. Запад и борьба в политических и научных кругах России по вопросам ее внешней политики в Европе (1991—1994). — М., 1995.

32 См.: Глотов С. А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. — Саратов, 1999.

33 От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния. — М., 1998. Данная публикация представляет собой перевод второго издания учебного пособия для студентов отделения социально-экономической истории Лейденского университета (Нидерланды), вышедшего в 1993 года. Она охватывает проблемы демографического, социально-экономического развития, а также изменения общественных отношений и менталитета в Западной Европе, начиная с XV века и заканчивая серединой 80-х годов двадцатого столетия. Все авторы являются сотрудниками отделения истории Лейденского Университета.

34 См.: Андерс Э. История европейского права. — 2-е изд. — М., 1996.

35 См.: Дженис М. Европейское право в области прав человека (Практика и комментарии) / М. Дженис, 3. Кей, Э. БрэдлиПер. с англ. — М., 1997.

36 См.: Фабрициус Ф. Права человека и европейская политика / Пер. с англ. — М., 1995.

37 См.: Фишер В. Европа: экономика, общество и государство. 1914—1980 / Пер. с нем. — М&bdquo- 1999.

Цель диссертационного исследования — познание проблем взаимодействия России и Европы в правозащитной сфере.

Поставленная цель достигается посредством решения следующих основных задач: сформулировать авторские дефиниции «правозащитная система», «российская правозащитная система», «европейская правозащитная система" — проанализировать исторические особенности формирования российской и европейской правозащитных системпознать конструктивные и функциональные особенности этих системвыявить основные аспекты их соотношенияисследовать процесс и итоги согласования российской и европейской правозащитных системоценить качество согласования данных систем на нынешнем этапе взаимодействия России и Европынайти дополнительные возможности согласования.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет диалектический метод познания, основанный на учете взаимозависимости и взаимообусловленности явлений объективного мира, на их непрерывного движения, изменения, обновления и развития. Использованы такие общенаучные методы, как анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, формально-логический метод, метод теоретического моделирования.

Кроме того, использовались следующие частнонаучные методы: исторический (для уяснения концептуальных основ построения правозащитного сектора правовых систем России и Европы) — сравнительного правоведения (для оценки качества норм и институтов российской и европейской правозащитных систем) — технико-юридическийфилологический, использование которого обусловлено, в частности, необходимостью прочтения и перевода большого массива литературы и документов, опубликованных на иностранных языках.

Теоретическую основу диссертации составили труды российских авторов по проблемам теории права и государства (В.К. Бабаева, М. И. Байтина, В. М. Баранова, В. Н. Карташова, Н. И. Матузова, В. В. Оксамытного, В. П. Сальникова, И. Н. Сенякина, В. Н. Синюкова и др.), международного и европейского права (В.А. Карташкина, П. А. Лаптева, А. В. Мелешникова, Ю. А. Решетова, О. И. Тиунова, Б. Н. Топорнина, С. В. Черниченко, M. J1. Энтина и др.), а также иностранных специалистов в области европейского права (Э. Брэдли, Б. Генсеке, Г. А. Дидерикса, М. Джениса, 3. Кэя, Д. Ливена, И. Т. Линдблад, Д.И. Ноор-дама, Ф. Фабрициуса, В. Фишера, К. Шнайдер и др.).

Эмпирическая база диссертационного исследования — это обширный нормативный материал, являющийся правозащитной составляющей российской и европейской правовых системдоклады и отчеты российских правозащитных организаций, Комиссии по правам человека при Администрации Президента РФ, Уполномоченного по правам человека в РФинформация, характеризующая деятельность Уполномоченного России в Европейском Суде по правам человекадокументы международных организаций, СБСЕ/ОБСЕ, Совета Европы, Европейского Союза.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в отечественной и зарубежной литературе, в действующем российском законодательстве отсутствует само понятие «правозащитная система» и, соответственно, полностью неизученным остается аспект соотношения отечественной и европейской правозащитных систем.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Правозащитная система — совокупность способов и средств защиты прав и свобод человека, существующая в виде комплекса взаимосвязанных правозащитных отраслей, норм и институтовподсистемы гуманитарного законодательства и правозащитных учрежденийподсистем гуманитарного информирования, образования, накопления, хранения, воспроизводства и развития гуманитарной идеологии.

2. В России существуют правозащитное законодательство и правозащитное право. Внутри каждой отрасли отечественного права созданы комплексы норм, образующие институты правонаделения, принуждения к соблюдению прав человека, гражданской самозащиты, ответственности за нарушение соответствующих прав. Созданы развитая инфраструктура органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение прав человека и гражданина, а также подсистема накопления, воспроизводства и распространения гуманитарной идеологии.

3. Европейская правозащитная система — это теоретико-юридическая конструкция, под которой для целей настоящего диссертационного исследования понимается комплекс взаимосвязанных правозащитных отраслей, норм и институтовсистем гуманитарного законодательства и правозащитных учрежденийподсистем гуманитарного информирования, образования, накопления, хранения, воспроизводства и развития гуманитарной идеологии, который создан в результате международного европейского сотрудничества.

4. Европейская правозащитная система состоит из трех взаимодействующих подсистем: СБСЕ/ОБСЕ, Европейского Союза и Совета Европы. Ее компоненты по-разному как в историческом, гносеологическом, политико-правовом, практическом, так и в технико-юридическом плане соотносятся с правозащитной системой России.

5. Подсистема СБСЕ/ОБСЕ является для правозащитной системы России гибким инструментом согласования взаимодействующих нормативных систем. Будучи исходным элементом взаимодействия российской и европейской правозащитных систем, она оказалась важнейшим и наиболее эффективным способом переадресации процесса их согласования в механизмы Совета Европы и Европейского Союза.

6. Соотношение правозащитной подсистемы Совета Европы и правозащитной системы России заключается в юридически обязательном значении для России гуманитарных норм Совета Европы.

7. Хотя Россия не является членом Европейского Союза, ее национальная правозащитная система соотносима с подсистемой названного объединения посредством двух основных правовых инструментов: а) Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего порядок взаимодействия между Российской Федерацией и Европейскими сообществами и их государствами-членами (заключено на о. Корфу 24 июня 1994 года) и б) Коллективной стратегии Европейского Союза по отношению к России (утверждена Европейским Советом 4 июня 1999 года).

8. Отечественная история и история Европы в целом убедительно продемонстрировали, с одной стороны, бесперспективность построения правозащитной системы на принципах насильственно введенного социализма, а с другой — разрушительные последствия некритичного заимствования одним государством политико-правовых идей иных стран.

9. Главным итогом согласования российской и европейской правозащитных систем на уровне подсистемы СБСЕ/ОБСЕ стал отказ от так называемой «социалистической концепции прав человека» и восприятие основных прав и свобод с позиции теоретических подходов, сформулированных в гуманитарной доктрине Западной Европы. Это позволило продолжить процесс интеграции России в гуманитарное пространство Европы посредством механизмов Совета Европы и Европейского Союза.

10. В рамках механизмов сотрудничества России с Советом Европы и Европейским Союзом удалось достичь определенного уровня согласованности российской и европейской правозащитных систем за счет создания в законодательстве нашего государства значительного массива гуманитарных норм, соответствующих европейским стандартам. Главной проблемой, которую не удалось решить за почти десять лет сотрудничества, является крайне низкое качество функционирования отечественной правозащитной системы, которая в состоянии реально обеспечить осуществление только основных гражданско-политических и некоторых из социально-экономических прав. Более того, в результате происшедших за последние годы опасных деформаций в политической и экономической системах России, даже обеспечение упомянутых прав в настоящее время может оказаться под угрозой.

11. Дальнейшее развитие отечественной правозащитной системы посредством только рецепции европейских гуманитарных норм уже невозможно. Целесообразно приостановить процесс принятия Россией международных обязательств, расширяющих перечень прав, подлежащих защите. Необходимо сосредоточить внимание на совершенствовании внутригосударственных механизмов, позволяющих реально осуществить уже признанные Россией права. Этому будет способствовать решение двуединой задачи: а) создания с учетом мирового опыта и в соответствии с европейскими стандартами системы антикоррупционного законодательства и б) улучшения материального обеспечения деятельности правоохранительной системы.

В частности, необходимо внести изменения в Федеральную программу борьбы с преступностью, в проект Федеральной программы обеспечения и защиты прав и свобод человека, в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», а также ускорить принятие федерального закона «О противодействии коррупции».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в общеправовой оборот впервые введено понятие «правозащитная система», результаты обоснования которого могут быть использованы для развития таких фундаментальных общеправовых категорий, как «система права» и «правовая система», «система и систематизация законодательства». Определены другие новые правовые понятия — «российская правозащитная система», «европейская правозащитная система», «правозащитное право», «правозащитное законодательство». Выявлены различные аспекты соотношения этих систем, их элементный состав, особенности структурных характеристик.

Исследованы исторические основы, динамика, основные этапы, результаты согласования вышеуказанных систем, концептуальные особенности их формирования.

Практическая значимость проведенного исследования в том, что его результаты, с методологически новых позиций подтверждая неизбежность сотрудничества России и Европы, доказывают наличие потребности во взаимном отказе от сложившихся стереотипов, выявляют необходимость конструктивного диалога, нацеленного на оптимальное решение существующих идеологических и технико-юридических проблем.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы: при доработке проектов Федеральной программы обеспечения и защиты прав и свобод человека, принятии решений об участии России в договорах Совета Европы, совершенствовании механизма имплиментации норм европейского права в правовую систему Российской Федерациидля определения приоритетов в законотворческой деятельности и оптимизации переговорного процесса между представителями России и Европыдля корректировки Федеральной программы борьбы с преступностью, Концепции внешней политики Российской Федерации, Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», проекта федерального закона «О противодействии коррупции».

Кроме того, материалы диссертационного исследования могут быть использованы в процессе преподавания учебных курсов теории права и государства, истории государства и права, конституционного права, международного права, европейского права, а также специальных учебных курсов по правам человека.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и итоговые выводы диссертации: отражены в пяти научных публикациях автора объемом более 4 п. л.- докладывались на Всероссийском научно-практическом семинаре преподавателей правовых вузов России «Юридическая техника» (Нижний Новгород, 13—18 сентября 1999 года) — Всероссийском научно-методическом семинаре «Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование» (Нижний Новгород, 11—16 сентября 2000 года) — международном семинаре «Судебная власть в России. Судебная практика как источник права» (Нижний Новгород, 31 мая — 1 июня 2001 года) — Всероссийском научно-методическом семинаре «Нормотворчество муниципальных образований.

России: содержание, техника, эффективность" (Нижний Новгород, 11—12 сентября 2001 года) — обсуждались и получили одобрение на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД Россиииспользовались при составлении программы Всероссийского научно-практического семинара «Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации» (состоится 10—14 сентября 2002 года), получившей на конкурсной основе грант Института «Открытое общество» фонда Сороса.

Результаты исследования, изложенные в главе II диссертации, позволяют судить о том, что основные проблемы согласования российской и европейской правозащитных систем на уровне подсистемы СБСЕ/ОБСЕ к настоящему времени решены, что и позволило вывести процесс согласования на уровень подсистем Совета Европы и Европейского Союза.

В рамках механизма сотрудничества в Совете Европы и Европейском Союзе удалось достигнуть определенного уровня согласованности российской и европейской правозащитных систем за счет создания значительного массива гуманитарных норм, соответствующих европейским стандартам. Главной проблемой, которую не удалось решить за почти десять лет сотрудничества с Советом Европы и Европейским Союзом, является крайне низкое качество функционирования отечественной правозащитной системы, которая в состоянии реально обеспечить осуществление только основных гражданских и политических прав. Более того, в результате произошедших в последние годы опасных деформаций в политической и экономической системах России, даже обеспечение упомянутых прав может оказаться под угрозой.

Дальнейшее развитие отечественной правозащитной системы посредством только рецепции европейских гуманитарных норм уже невозможно. Целесообразно приостановить процесс принятия Россией новых международных обязательств, расширяющих перечень прав, подлежащих защите. Напротив, необходимо сосредоточить внимание на совершенствовании внутригосударственных механизмов, позволяющих реально осуществить уже признанные Россией права. Путь к этому — решение двуединой задачи: а) создания с учетом мирового опыта и в соответствии с европейскими стандартами системы антикоррупционного законодательства и б) материального обеспечения деятельности правоохранительной системы.

С учетом этих выводов должен быть доработан проект Федеральной программы обеспечения и защиты прав и свобод человека270, внесены коррективы.

271 в Федеральную программу борьбы с преступностью, Концепцию внешней.

272 политики Российской Федерации .

Проведенное исследование позволяет определить перспективу дальнейших исследований специальных аспектов диссертационной темы.

Так, ждут своих исследователей проблемы соотношения «объективного» и «правозащитного» права, правоохранительной и правозащитной функцийвнедрение прецедентного права Европейского суда по правам человека в правовую систему Россиииспользования опыта деятельности Европейского омбудсмана для развития правозащитной системы Россиисоотношения Европейского кодекса «хорошей» административной практики и правозащитной системы России, и др.

Результаты, полученные диссертантом в ходе исследования исторических основ согласования европейской и российской правозащитных систем, позволяют критически и с новых методологических позиций оценить опыт Совета.

270 Проект Федеральной программы обеспечения и защиты прав и свобод человека // Справочно-правовая система «Гарант-максимум с региональным законодательством». — 2001. — 23 июля.

271 5 января 2000 года принято Распоряжение Правительства РФ «О межведомственной рабочей группе по разработке проекта федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 2001—2003 годы» № 24-р (Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. — № 4. — Ст. 428), однако сама Программа до сих пор официально не опубликована.

ОТ).

См.: Российская газета. — 2000. — 11 июля.

Европы и Европейского Союза по решению наиболее актуальных гуманитарных проблем.

Так, по мнению диссертанта, европейская концепция отмены смертной казни в части, касающейся убийств при отягчающих обстоятельствах, противоречит одной из фундаментальных правозащитных идей, в соответствии с которой каждый человек имеет право на жизнь. Сохранение жизни лицам, совершившим подобные преступления, означает признание права на жизнь у убийц и отказ в признании этого права у всех их реальных и потенциальных жертв.

С учетом печального опыта некритического заимствования западных идей необходимо пойти по пути тщательного сопоставления аргументов сотрудничающих сторон. Как представляется, лучший способ для этого — специальная публичная дискуссия в Парламентской ассамблее Совета Европы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Думается, результаты диссертационного исследования подтверждают реальность существования, с одной стороны, российской правозащитной системы в виде совокупности взаимосвязанных элементов (правозащитного права, правозащитного законодательства, правозащитных институтов, разнообразных форм накопления, воспроизводства и распространения гуманитарной идеологии), а с другой — европейской правозащитной системы, состоящей из подсистем СБСЕ/ОБСЕ, Совета Европы и Европейского Союза.

Соотношение российской и европейской правозащитных систем — частный аспект соотношения национальной (внутригосударственной) и международной правовых систем. Элементы европейской системы по-разному как в технико-юридическом, так и в историческом и функциональном планах соотносятся с правозащитной системой России. При этом такая взаимозависимость содействует интеграции России в общееевропейское гуманитарное пространство.

Первичный элемент соотношения — подсистема СБСЕ/ОБСЕ, которая политическим путем обеспечила создание предпосылок согласования российской и европейской правозащитных систем на более высоких уровнях — в рамках Совета Европы и Европейского Союза. Хельсинкский процесс решил жизненно важную проблему в отношениях России и современной Европы, обеспечив признание идеологии всеобщих прав человека, и одновременно играл решающую роль в самоликвидации репрессивной системы в СССР269.

Сейчас главный элемент соотношения — подсистема Совета Европы, которая содержит не только юридически обязательные для России гуманитарные нормы, но и располагает развитым механизмом контроля за выполнением Россией международных обязательств.

Поскольку Россия не является членом Европейского Союза, то соответствующая подсистема, в аспекте соотношения с европейской системой в целом,.

О значимости Хельсинкского процесса для истории России см., например: Бауринг Б. Указ. соч. — С. 164—165- Решетов Ю. Черное и белое. — М&bdquo- 1998. — С. 8—9.

156 является субсидиарной. Однако, будучи созданной на основе подсистемы Совета Европы, подсистема Европейского Союза содержит наиболее высокие стандарты в области прав человека.

Правозащитная система России соотносится с подсистемой Европейского Союза пока только в политическом плане посредством таких правовых инструментов, как а) Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией и Европейскими сообществами и их государствами-членами и б) Коллективная стратегия Европейского Союза по отношению к России, утвержденная Европейским Советом 4 июня 1999 года. Однако данное соотношение будет иметь юридически обязательный характер для обеих сторон лишь при условии вступления России в Европейский Союз.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Документы и акты российского и иностранного права
  2. Агентство Международного развития США. Бюро Европы и Евразии. Стратегия борьбы с коррупцией: Проект // Офис Демократии и Управления. Антикоррупционная группа Бюро Европы и Евразии. — Вашингтон, 2001. — 35 с.
  3. Великая хартия вольностей // Конституции буржуазных стран.— М., 1955,—Т. 1. —С. 47—48.
  4. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской в 1998 году (http://www.ombudsman.gov.ru/docum/year — 00. htm).
  5. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской в 1999 году (http://www.ombudsman.gov.ru/docum/year — 99. htm).
  6. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской в 2000 году (http://www.ombudsman.gov.ru/docum/year — 00. htm).
  7. Закон СССР «Об общественных объединениях» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. — 1990. — № 42. — Ст. 839.
  8. Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» от 12 июля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1991. — № 30. — Ст. 1017.
  9. Закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1991. — № 44. — Ст. 1428.
  10. Закон РФ от 18 февраля 1993 г. № 4510−1 «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 16. — Ст. 503.
  11. Заключение Комитета конституционного надзора СССР от 3 апреля1991 г. № 19 «Об обеспечении в законодательстве СССР права обвиняемого на защиту» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. — 1991. —№ 17. —Ст. 500.
  12. Конституция Российской Федерации // Российская газета. — 1993.25 декабря.17 .Концепция внешней политики Российской Федерации // Российская газета. -2000. — 11 июля.
  13. Постановление Правительства РФ от 7 августа 1998 г. № 905 «Об утверждении Положения о Правительственной комиссии Российской Федерации по сотрудничеству с Европейским союзом» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. —№ 33. —Ст. 4017.
  14. Распоряжение Президента РФ № 66-рп от 13 февраля 1996 г. «О первоочередных мероприятиях, связанных с вступлением Российской Федерации в Совет Европы» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 8. — Ст. 743.
  15. Руководство по борьбе с коррупцией. — Вашингтон: Центр демократии и управления: Бюро глобальных программ, поддержки и исследований на местах: Агенство международного развития США. 1999. — 34 с.
  16. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  17. Указ Президента РСФСР «Об имуществе КПСС и коммунистической партии РСФСР» от 25 августа 1991 г. № 90 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 35. — Ст. 1164.
  18. Указ Президента РФ «Об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском суде по правам человека» от 29 марта 1998 г. № 310 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. —№ 14. — Ст. 1540
  19. Указ Президента РФ «О Межведомственной комиссии Российской Федерации по делам Совета Европы» от 25 октября 1999 г. № 1429 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 44. — Ст. 5297.
  20. Указ Президиума ВС РСФСР «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР» от 30 января 1984 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. — 1984. — № 5. — Ст. 168.
  21. Указ Президента РФ «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 10 января 2000 г. № 24 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. — № 2. — Ст. 170.
  22. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1866 года с дополнениями по 1-е декабря 1881 г., составленное Н. С. Таганцевым. — СПб., 1882, —460 с.
  23. Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1996—1997 годы // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. —№ 22. —Ст. 2696.
  24. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994, —№ 13. —Ст.1447.
  25. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 9. — Ст. 1011.
  26. Федеральный закон «О присоединении России к Уставу Совета Европы» № 19-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 9. — Ст. 744.
  27. Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему» от 23 февраля 1996 г. № 20-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 9. — Ст. 775.
  28. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „О прокуратуре Российской Федерации“» от 17 ноября1995 г. № 168-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 47. — Ст. 4472.
  29. Troubling trends: human rights in Russia. Hearing before the Commission on security and cooperation in Europe. One hundred seventh Congress first session. June 5, 2001. — Washington, 2001. — 18 p.
  30. Документы и акты международного и европейского права
  31. Будапештский документ СБСЕ 1994 г. «На пути к подлинному партнерству в новую эпоху». — Б.м.: СБСЕ. — 1995. — 60 с.
  32. Всеобщая декларация прав человека // Действующее международное право в трех томах. — М., 1997. — Т. 2. — С. 5—10.
  33. Декларация о главных европейских приоритетах (http://eulaw.edu.ru/documents/legislatiorL/deklzaiav/evroprior.htm).
  34. Декларация основных прав и свобод (http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/pravchel/dekprchel.htm).
  35. Доклад экспертов Совета Европы от 7 октября 1994 г. «О соответствии правового порядка в Российской Федерации нормам Совета Европы» (http://www.memo.ru/prawo/euro/rep-eu94.htm).
  36. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г. // Справочно-правовая система «Гарант-Максимум с региональным законодательством». — 2001. — 23 июля.
  37. Ежегодный доклад за 2000 г. о деятельности ОБСЕ Генерального секретаря Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе: Док. Sec. doc/5/ОО. — Вена, 2000. — 168 с.
  38. Заключение № 193 от 25 января 1996 г. Парламентской Ассамблеи Совета Европы по заявке России // Справочно-информационная система «Гарант-максимум с региональным законодательством». — 2000. — 10 октября.
  39. Заключительные рекомендации консультаций в Хельсинки представителей государств от 8 июня 1973. — Б. м.: СБСЕ, 1990. — 16 с.
  40. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. // Действующее международное право в трех томах.
  41. Информационный доклад Комитета по соблюдению обязательств государств—членов Совета Европы от 2 июня 1998 года // Бюллетень по правам человека. — 1999. — № 10. — С. 25—37.
  42. Итоговый документ от 6 сентября 1983 г. Мадридской встречи 1980 г. представителей государств—участников СБСЕ // Действующее международное право в трех томах. — М., 1996. — Т. 1. — С. 79—83.
  43. Итоговый документ Венской встречи государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. — Вена, 1989. — 8 с.
  44. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. — М., 1989.1. С. 499—504.
  45. Лундские рекомендации об эффективном участии национальных меньшинств в общественно-политической жизни (сентябрь, 1999 г.) (http://www.assamblea.kg/normadocosce5.htm).
  46. ОБСЕ. Генеральный секретарь. Ежегодный доклад за 2000 г.: Doc. SEC. DOC/5/OO. — 2000. — 176 с.
  47. ОБСЕ. Генеральный секретарь. Ежегодный доклад за 1993 г. — Вена: аппарат Генерального секретаря, 1993. — 19 с.
  48. ОБСЕ. Генеральный секретарь. Ежегодный доклад за 1994 г. — Вена: аппарат Генерального секретаря. — 1994. — 25 с.
  49. ОБСЕ. Генеральный секретарь. Ежегодный доклад за 1995 г. DOC/SEC/1/95. —Вена.— 1995. —28 с.
  50. ОБСЕ. Генеральный секретарь. Ежегодный доклад за 1996 г. о деятельности СБСЕ. DOC/SEC/1/96. — 1996. — 40 с.
  51. ОБСЕ. Генеральный секретарь. Ежегодный доклад за 1997 г. о деятельности СБСЕ. DOC/SEC/1/97. — 1997. — 63 с.
  52. ОБСЕ. Генеральный секретарь. Ежегодный доклад за 1998 г. о деятельности СБСЕ. DOC/SEC/2/98. — Вена. — 1998. — 101с.
  53. ОБСЕ. Генеральный секретарь. Ежегодный доклад за 1999 г. о деятельности СБСЕ. DOC/SEC/2/99. — Вена. — 1999. — 119 с.
  54. ОБСЕ. Генеральный Секретарь. Ежегодный доклад за 2000 г. о взаимодействии между организациями и институтами в регионе ОБСЕ (ноябрь 1999 года — 31 октября 2000 года). Док. ОБСЕ SEC. DOC/4/OO. — 2000. — 107 с.
  55. ОБСЕ. Генеральный секретарь. Ежегодный доклад за 2000 г. о деятельности СБСЕ. DOC/SEC/5/OO. — Вена. — 2000. — 176 с.
  56. ООН. ЭКОСОС. Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Существующие международно-правовые документы, рекомендации и другие документы, касающиеся коррупции. Доклад Генерального Секретаря. Док. E/CN. 15/2001/3. —49 с.
  57. Ословские рекомендации по языковым правам национальных меньшинств (http://www.assamblea.kg/em32.htm#2).
  58. Парижская хартия для новой Европы от 21 ноября 1990 г. // Парижская хартия для новой Европы. — Paris, 1990. — С. 60—79.
  59. Парламентская Ассамблея Совета Европы. Конфликт в Чеченской Республике: Выполнение Россией рекомендации 1444 (2000). — 4 с.
  60. Протокол № 12 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Treaty Office on http://conventions.coe.int).
  61. Протокол № 13 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (http://conventions.coe.int/Treaty/EN/cadreprojets.htm).
  62. Резолюция Комитета Министров Совета Европы (96)2 от 8 февраля 1996 г. «Приглашение Российской Федерации стать членом Совета Европы» // Справочно-правовая система «Гарант-максимум с региональным законодательством». — 2000. — 10 октября.
  63. Устав Совета Европы // Международные акты о правах человека: Сб. документов. — М., 1998. — 537 с. 3 5. Хартия основных прав граждан Европейского Союза (http://www.europa.eu.int/comm/justicehome/unit/charte/en/charter-dignity.html).
  64. Хартия основных социальных прав работников Европейского Совета от 9 декабря 1989 г. (http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/pravchel/hartsoob.htm).
  65. A decision taken by the heads of state and government (http://europa.eu.int/comm/justicehome/unit/charte/en/charter01a.html).
  66. Decision of the European Parliament on the regulations and general conditions governing the performance of the Ombudsman’s duties (http://www.europarl.eu.int/ombudsman/lbasis/en/statute.htm).
  67. Draft first mutual evaluation report on the Russian Federation/ Memorandum prepared by the Secretariat Directorate General I (Legal Affairs) // Strasbourg. 3 October 2000. Public FoldersCDPCPC-R-EVDocsOO21E.OO. — 101 p.
  68. Draft recommendation on «The European Code of Police Ethics» and explanatory memorandum: Doc. 8923. — 2001. — 15 January. — 37 p.
  69. A.Europaische Grundrechtezeit.schrifl. —2000. —524 s.
  70. The Atlantic Charter. August 14.1941 (http://www.americana.ru/atlanticcharter text. htm).
  71. The European Code of Good Administrative Behaviour. — European Ombudsman, 2001. — 9 p.
  72. The European Commission’s European initiative for democracy and human rights. — Belgium, 2000. — 162 p.
  73. AS.The European Ombudsman. Report for the year 1995. — Б. м. — 17 p.
  74. Ав.ТИе European Ombudsman. Annual Report 2000. — Б. м. — 245 p.
  75. AT.Public statement by the CPT concerning the Chechen Republic of Russian Federation // Human rigts information bulletin. — 2001. — № 54. — P. 53—54.
  76. AZ.Joutsen M. Crime Trends in central and eastern Europe // Council of Europe Doc. PC — TR (94)13. —P. 10.
  77. Report to the OSCE Permanent Council by Ambassador G6rard Stoud-mann, Director of the OSCE Office for Democratic Institutions and Human Rights. Doc. OSCE/ODIHR — 2002. — 31 January. — 5 p.
  78. Russia and the death penalty: declaration by the Parliamentary Assembly President. Strasbourg, 31.05.2001 (http://stars.coe.fr/indexe.htm).
  79. Russia’s requst for membership of the Council of Europe. Report 1: Doc. Council of Europe 7443 2 January 1996.
  80. Wohlwend R. Honouring of commitment entered into by Russia upon accession to the Council of Europe to put into place a moratorium on executions of death penalty. Report: Doc.7746 28 January 1997. 8 p.
  81. Книги, журналы, диссертации, авторефераты диссертаций
  82. А. Защита прав человека: Российские и международные механизмы / А. Азаров, В. Ройтер, К. Хюфнер. — М., 2000. — 392 с.
  83. В.М. Краткая политическая история стран Центральной и Юго-Восточной Европы (1944—1990 гг.): Курс лекций / Науч. ред. Ю.М. Чер-нецовский. — СПб., 2001. — 182 с.
  84. Н.Н. Русский народ и государство. — М., 1998. — 640 с.
  85. Н.М. История юридической мысли России: Курс лекций. — М., 1999, —528 с.
  86. Э. История европейского права. — М., 1996. — 393 с.
  87. Антология мировой политической мысли в пяти томах. — М., 1997. — Т. 3: Политическая мысль в России X—первая половина XIX в. — 831 с.
  88. Антология мировой политической мысли в пяти томах. — М., 1997. — Т. 5: Политические документы. — 766 с.
  89. В.М. Система права, система законодательства и правовая система: Учебное пособие / В. М. Баранов, С. В. Поленина. — Н. Новгород, 2000. — 63 с.
  90. В.М. Теневое право. — Н. Новгород, 2002. — 165 с.
  91. Безопасность будущей Европы. — М., 1993. — 240 с. 11 .Беляев И. Д. История русского законодательства. — СПб., 1999. — 640 с.
  92. М.Бирюков П. Н. Нормы международного уголовно-процессуального права в правовой системе Российской Федерации. — Воронеж, 2000. — 228 с.
  93. В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. — М., 1996. — 408 с.
  94. Ю.А. Отношения России с Европейским Союзом и их перспективы. — М., 2001. — 101 с.
  95. А.П. Практика Европейского суда по правам человека. — М., 2001. — Вып. 1: Статья 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. — 215 с.
  96. Геополитические перемены в Европе, политика Запада и альтернативы для России. — М., 1996.— 91 с.
  97. М.Глотов С. А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. — Саратов, 1999. — 44 с.
  98. С.А. Современная концепция прав человека в принципах и нормах Совета Европы: Путеводитель по специальному лекционному курсу для студентов / С. А. Глотов, В. Д. Мазаев. — М., 2001. — 560 с.
  99. С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. — М., 2001. — 352 с.
  100. Ю.И. Очерки теории и социологии права. — СПб, 1996. — 264 с. 21,Дворник Ф. Славяне в европейской истории / Пер. И. Соколовой. — М., 2001. —800 с.
  101. Действующее международное право в трех томах. — М., 1997. — Т. 2.832 с.
  102. М. Европейское право в области прав человека (Практика и комментарии) / Пер. с английского / М. Дженис, Р. Кэй, Э. Брэдли. — М., 1997.640 с.
  103. Г. А. От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния / Г. А. Дидерикс, И. Т. Линдблад, Ноордом и др. — М, 1998. — 432 с.
  104. Европейский Суд по правам человека. Избранные решения: В 2 т. / Председатель ред. коллегии В. А. Туманов. — М., 2000.
  105. Европейский Суд по правам человека: Методические материалы / Под общ. ред. Л. В. Тумановой. — Тверь., 2001. — 167 с.
  106. Европейское право: Учебник для вузов / Под ред. Л. М. Энтина. — М., 2000. — 720 с. 31.3а новое политическое мышление в международных отношениях: Документы и материалы. — М., 1987. — 575 с.
  107. И.А. Собрание сочинений в десяти томах. — М., 1993. — Т. 2.496 с.
  108. ЮД. Лекции по истории и праву Европейского Союза. — М., 2002, — 115 с.
  109. ЪА.История дипломатии / Под ред. В. П. Потемкина. — М., 1941. — Т. 1.566 с.
  110. История европейской интеграции (1945—1994) / Под ред. А. С. Намазовой и Б. Эмерсон. — М., 1995. — 307 с.
  111. История в документах // Карта (http://www.hro.org/editions/karta/nr21/ index. htm).
  112. История России. Теории изучения: Учебное пособие / Под. ред. Б. В. Личмана. — Екатеринбург, 2001. — Книга вторая: Двадцатый век. — 304 с.3^.Капустин А. Я. Европейский Союз: интеграция и право. — М., 2000. —436 с.
  113. Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. — М., 1991. — 38 с.
  114. В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества: Текст лекций. — Ярославль, 1995. — Ч. 1. — 139 с.
  115. АХ.Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. — М., 1995. — 333 с.
  116. В.А. Как подать жалобу в Европейский Суд по правам человека. — М., 2000. — 108 с.
  117. Конвенции Совета Европы и Российская Федерация: Сборник документов / Сост. Ю. Ю. Берестнев, Е. К. Глушко, Е. Е. Исаева. — М., 2000. — 400 с.
  118. Конституции буржуазных стран. — М., 1955. — Т. 1. — 336 с.
  119. Конституционный контроль в России до 1989 года // Конституционный Суд России (http://www.panorama.org:8101/ks/iz0089.shtml).
  120. ЛЬ.Конституции государств Европы: В 3 т. / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М., 2001. —Т. 3.
  121. Ю.В. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с легализацией (отмыванием) незаконных доходов: Дис. канд. юрид. наук. — М., 1998. — 183 с.
  122. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы / Под ред. В. В. Лунеева. — М., 2001. — 24 с.
  123. В.М. Место новой России в мире: попытки оценки настоящего и будущего. — М., 1994. — 35 с.
  124. В.В. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем: Дис. канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2000. — 277 с.
  125. Ю.И. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина» / Под ред. К. А. Экштайна / Ю. И. Лейбо, Г. П. Толстопятенко, К. А. Экштайн. — М., 2000. — 448 с.
  126. Г. Е. Европейские стандарты в области прав человека: Теория и практика функционирования Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. — М., 2000 (http://www.memo.ru/library/ books/lukjanc/Chapt3−2.htm).
  127. Н.Н. Дипломатия Петра Первого. — М., 1986. — 446 с.
  128. ЪЪ.Марочкин С. Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. — Тюмень, 1998. — 200 с.
  129. Н.И. Правовая система и личность. — Саратов, 1987. — 265 с.
  130. Новая геополитическая ситуация в Европе, позиции Запада и интересы безопасности России. — М., 1994. — 72 с.
  131. Общая теория прав человека / Под ред. Е. А. Лукашевой. — М., 1996.520 с.
  132. Опыт Европейских сообществ и возможности его использования Россией и Содружеством Независимых Государств: Материалы симпозиума 17 марта 1992 г. / Под ред. Ю. А. Борко. — М., 1993. — 111 с.
  133. Основы права Европейского Союза: Учебное пособие / Под ред. С. Ю. Кашкина. — М., 1997. — 368 с.6б.От единого рынка к Европейскому Союзу. — М., 1995. — 55 с.
  134. .М. Расширение Европейского Союза «на Восток» и экономические интересы России. — М., 1996. — 43 с.
  135. .М. Импорт капитала: Опыт мира и Европы и практика России. — М., 1997.— 81 с.
  136. Г. В. Собр. соч. — М., 1925. — Т. 5. — 360 с. 70./70 пути, проложенному в Хельсинки. Советский Союз и осуществление Заключительного акта общеевропейского совещания: Документы и материалы. — М., 1980.— 511 с.
  137. Права человека в России: прошлое и настоящее: Сборник докладов и материалов научно-практической конференции. — Пермь, 1999. — 256 с.
  138. И.Развитие русского права во второй половине XIX начале XX века / Под ред. Е. А. Скрипилева. — М., 1997. — 368 с.1Ъ.Разуваев В. В. Геополитика постсоветского пространства. — М., 1993.73 с.
  139. В.М. Европейское «чудо» (рождение новой Европы в XVI—XVIII вв.). — Пермь, 1999. — 254 с.
  140. А.Х. Введение в основные правовые системы современности.1. Ташкент, 1988. — 225 с.
  141. SO.Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью / Сост. Т. Н. Москалькова и др. — М., 1998. — 388 с. 81 .Синюков В. Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. — Саратов. — 496 с.
  142. В.Н. Правовая система. Вопросы правореализации: Учебное пособие / В. Н. Синюков, Ф. А. Григорьев. — Саратов, 1995. — 156 с.
  143. Н.А. Механизмы судебной защиты прав человека: опыт Совета Европы и Европейского Союза: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — М., 2000. — 26 с.
  144. Словарь русского языка: В 4 т. — М., 1988. — Т. 4. — 796 с.
  145. Советская программа мира для 80-х годов в действии. Материалы и документы. — М., 1982. — 353 с.
  146. К.Э. Геополитика современного мира и геостратегия России.1. М., 1996. — 167 с.
  147. Социалистическая концепция прав человека / Под ред. В. М. Чхиквадзе, Е. А. Лукашевой. — М., 1980. — 221 с.
  148. Стратегия для России: повестка дня для Президента—2000. Глава V «Коррупция в системе государственного управления России: значение, причины и механизмы искоренения»: Совет по внешней и оборонной политике (http://www.svop.ru/spravka.htm).
  149. СССР и международное сотрудничество в области прав человека. — М., 1989. —253 с.
  150. Судебная реформа: проблемы и перспективы. — М., 2001. — 207 с.
  151. Теневая экономика и экономическая преступность / Под рук. А. К. Бекряшева (http://newasp.omskreg.ru/bekryash/authors.htm).
  152. ВВ. Применение норм международного права в судебной системе Российской Федерации: Дисс. канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 1998. — 250 с.
  153. Л.Б. Системные связи правовой действительности: Методология и теория. — СПб., 1991. — 136 с.
  154. .И. Европейские Сообщества: право и институты. — М., 1992. — 183 с.
  155. .Н. Европейское право: Учебник. — М., 1999. — 456 с.
  156. Л.Д. История русской революции. — Том 2 (http://www. magister.msk.ru/library/trotsky/st00).
  157. Ф. Права человека и европейская политика / Пер. с англ. — М., 1995. — 176 с.
  158. Е. Европа: экономика, общество и государство. 1914—1980 / Пер. с нем. — М., 1999. — 368 с.
  159. Т. Что такое права человека / Пер. с нем. Г. Люхтерхандт. — М., 1997. — 136 с.
  160. Центрально-Восточная Европа во второй половине XX века: В 3 т.— М., 2000. — Т. 1: Становление «реального социализма» (1945—1965 гг.). — 488 с.
  161. П.Я. Статьи и письма / Сост., вступ. статья и коммент. Б. Н. Тарасова. —М., 1989. — 623 с.
  162. A.M. Обращение в Европейский Суд. — М., 1999. — 158 с.
  163. М.Л. Международные гарантии прав человека. Практика Совета Европы. — М., 1992. — 240 с.
  164. Democracy and corruption in Europe. — London- Washington, 1997. —190 p.
  165. Frequently Asked Questions. Everything you want to know about the Charter (http ://europa. eu. int/comm/justicehome/un it/charte/en/ faq .html).
  166. Protection of Human Rights in the 21st Century. Speech by the Rt. Hon Christopher Patten Member of the European Commission, responsible for External Relations. Council of Europe Conference Dublin, 4 March 2000. — SPEECH/00/66.25 p.
  167. Human rights information bulletin November 1998. — 1999. — № 45. —74 p.
  168. The European Commission’s European initiative for democracy and human rights. — Belgium, 2000. — 162 p.
  169. Reuter P. Traites et Documents Diplomatiques / P. Reuter, A. Gros. — Paris, 1982. — 189 p.
  170. Report to the OSCE Permanent Council by Ambassador Gerard Stoud-mann, Director of the OSCE Office for Democratic Institutions and Human Rights: Doc. OSCE/ODIHR. — 2002. — 31 January. — 5 p.
  171. Vasak V. The Council of Europe. The International dimensions of Human Right. — Paris, 1982. — Vol. 2. — 720 p.
  172. Vitorino F. The Charter of Fundamental Rights as Foundation for the Area of Freedom, Security and Justice. — Lisbon, 2000. — 17 p.
  173. Статьи, тексты выступлений, интервью
  174. A.JI. Кисло-сладкие результаты сотрудничества // Известия.2001. — 18 мая.
  175. И. Правосудие. Конституционный суд: становление и деятельность. 1995 (http://ks.rfiiet.ru/Texts/pl.htm).
  176. В. М. О гражданской самозащите // Правовые средства и методы защиты законопослушного гражданина: Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского / Под ред. В. Т. Томина и И. А. Склярова. — Н. Новгород, 1996. — С. 7—15.
  177. . Международные обязательства России в области защиты прав человека: политика и практика // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. — 2001. — № 2. — С. 159—169.
  178. Владимир Буковский свидетельствует. Фрагмент пресс — конференции В. Буковского в Варшаве. Презентация книги «Московский процесс» (март 1998) (http://www.hro.org/editions/karta/nr21/index.htm).
  179. Выступление сопредседателя советской делегации на Московской конференции по человеческому измерению СБСЕ 3 октября 1991 г. (http://www.hrights.ni/text/b 1 /bul 1 .htm).
  180. А. Речь на пленарном заседании 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН //Правда. — 1948. — 10 декабря.
  181. А.А. Порядок подачи и рассмотрения жалоб в Европейском Суде по правам человека // Справочно-правовая система «Гарант-максимум с региональным законодательством». — 2001. — 23 июля.
  182. Е.А. Современные критерии вступления стран в европейские организации // Белорусский журнал международного права и международных отношений. — 1999. — № 2. — С. 20—32.
  183. ЮДубанаев Т. Шанс выживания // Рынок Капиталов. — 2000. — № 5. — С. 10—20.
  184. Л. Право жалобы в Европейском Суде // Российская юстиция. — 1996. — № 6. — С. 5—17.12 .Интервью С. А. Ковалева «Радио России» 11 апреля 2000 г. (http://www.memo.ru/hr/radio/411 .htm).
  185. С. Права человека как национальная идея (http://www.hro.org/editions/karta/nr21/index.htm).
  186. И. А. Хартия основных прав Европейского Союза // Государство и право. — 2002. — № 1. — С. 51—58.
  187. Ъ.Лепрехт П. Европейская система защиты прав человека. Совместимо ли ее укрепление с раширением Совета Европы? (http ://www.hrights.ru/text/b 11 /Chapter3 .htm).
  188. А.В. Права человека и международное гуманитарное пра-во//Распространение знаний о международном гуманитарном праве: Материалы международной конференции. — Казань, 1997. — С. 139—144.
  189. А.В. Без срока давности // Российская газета. — 1991. — 30 июня.2Л.Мозяков В. Зарплата следователя 3—4 тысячи // Известия. — 2002. — 5 апреля.
  190. Р. Функции репрессий в тоталитарном политическом режиме (http://www.hro.org/editions/karta/nr21/index.htm).
  191. В. «Ты — это я» (Интервью с Еленой Боннэр) // Вестник. — 1998. —29 сентября.21 .Павлова JI.B. Современная концепция прав и свобод человека и ее трактовка Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. (http://kazgua.co.kz/stat/istok/pavlova.shtml).
  192. А. Европейское конституционное право: некоторые размышления о концепции, возникшей во второй половине двадцатого века // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. — 2001. — № 4 (37). — С. 107—114.
  193. М.С. Россия и Совет Европы: актуальные проблемы взаимодействия (http://www.hrinstitute.ru/51et.html).
  194. Ю. Копенгагенское соглашение // Международная жизнь. — 1990. — № 9. — С. 10—17.
  195. Ю.А. Из опыта Европейского суда по правам человека // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. — 2001. — № 2. — С. 113—117.
  196. Ъ2.Сальникова Е. Пьянство победить не удалось: 17 мая 1985 года был дан старт антиалкогольной кампании // Независимая газета. — 2000. — 18 мая.
  197. А.Д. Нобелевская лекция: Мир. Прогресс. Права человека. — Осло, 1975. — 18 с.
  198. И.Н. Права человека и правовая безопасность // Защита субъективных прав: история и современные проблемы: Материалы II Межвузовской научно-практической конференции (г. Волжский, 11 апреля 2000 года). — Волгоград. — С. 114—122.
  199. ЪЪ.Топорнин Н. Европейский Суд на пороге XX века// Российская юстиция. 1999.— № 8. —С. 15—24.
  200. К. Последнее предупреждение. На исключение России из Совета Европы депутаты ПАСЕ не решились // Независимая газета. — 2000. — 7 апреля.
  201. ЪЪ.Шайо А. Нестерпимая правота прав // Российский бюллетень по правам человека. — 1995. — № 6. — С. 10—25.
  202. Г. Х. Грехопадение Европы: демократический Запад не вполне усвоил уроки коммунистического Востока // Независимая газета. — 1999. —21 июня.40 .Швиммер В. Россия — часть европейской семьи (http://alyona.nns.ru/interv/int3680.html).
  203. К. Способы толкования в практике Страсбургского Суда // Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод: проблемы реализации в России. Материалы международного семинара 17—18 марта 1999 г. — Н. Новгород, 1999. — Т. 1. — С. 38-^7.
  204. И. Влияние прав человека на экономическое развитие (http: //www. hri ghts. ru/t ext/b4/Chapter9. htm).
  205. ЛЪ.Ямшанов Б. Судебной реформе быть? (http://www.rambler.ru/ db/law/vp.html?s=260 000 688).
  206. Statement by E. Primakov, Russia’s Foreign Minister at Ceremony on Occasion of Russia’s Accession on the Council of Europe (http://stars.coe.fr/indexe.htm).
  207. Информационные сообщения, аналитические материалы
  208. Аналитический материал Представительства Европейской комиссии в России «События в России. 2001 г.» (http://www.em-.m/neweur/user.php?func==calru).
  209. А.И. Россия — Совет Европы. Опыт двух лет сотрудничества (http://www.coe.ru/05zagl.htm).
  210. И.А. Европа и Россия: современность и перспективы: Научно — аналитический обзор публикаций Института Европы, 1993—1997 гг. / И. А. Володин, Н. Т. Захарова // Доклады Института Европы. — М., 1998. — № 43. —35 с.
  211. Выступление сопредседателя советской делегации 3 октября 1991 г. (http://www.hri ghts.ru/text/b 1 /bul 1 .htm).
  212. Вызов времени перемен (http://internews.ras.rU/ngo/charity/7.00/8.html).
  213. Выступление главы делегации Российской Федерации на Европейской конференции, посвященной 50-летию Европейской конвенции по правам человека, Министра юстиции Российской Федерации Ю. Я. Чайки // Информационный бюллетень МИД РФ. — 2000. — 8 ноября.
  214. Выступление заместителя Министра Иностранных дел Е. П. Гусарова на европейской конференции «Европа в глобальном мире — вызовы 21 века» (Греция, 11 июля 2001 г.) (http://www.ln.mid.ru/website/ns).
  215. Выступление Президента России В. В. Путина на встрече с участниками 24-й конференции европейских министров юстиции 4 октября 2001 г. // Информационный бюллетень МИД РФ. — 2001. — 5 октября.
  216. И Для ПАСЕ Россия — вопрос второстепенный 25.01.2001 21:19 // ТВ-6 (http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?mid=1 453 165).
  217. Информационное сообщение о деятельности Миссия ОБСЕ в Боснии и Герцеговине (с января 1996 г.) (http://eurasia.org.ru/inform/aboutosce.html).
  218. Информационное сообщение «Грант Британского правительства для национального института прессы» (http:ecoline.ru/news/JUN98/98 062 509.TXT).
  219. Информационное сообщение о проведении в ноябре 1998 г. в Москве с участием высших должностных лиц СБСЕ, Совета Европы и ООН научно-практической конференции «Всеобщая декларация прав человека и Россия» (http://www.mshr.ru/docs/hrc — reOl .htm).
  220. Информационное сообщение о проведении 16.05.2000 в Москве региональной встречи руководителей образовательных учреждений полиции стран— участниц Совета Европы (http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?mid=l 131 010).
  221. Новости 1 июля — 20 августа 2001 года. Россия и ПАСЕ. Доклад о выполнении обязательств (http://www.hrights.ru/newsnews.htm).
  222. Ъ2.России грозят международным трибуналом (http://www.smi.ru/ 2000/03/29/954 344 260.html).
  223. ЪЪ.Россия может оказаться вне ПАСЕ, если не отменит смертную казнь. 01.06.2001 (http://cyborg.liga.kiev.ua/lenta/get.html?id= 15 690).
  224. Россия обвиняет ПАСЕ в ведении переговоров с чеченскими сепаратистами 22.05.2000 19:52// РИА Ореанда. (http://www.rambler.ru/ db/news/msg.html?mid= 1 136 890).
  225. Свобода, демократия, права человека // Эфир «Радио России». — 2000. — 11 апр. (http://www.humanrights.ru/radio/411.htm).
  226. Совет Европы: Правовая реформа в России проводится «весьма активно» // Странами. 4.10.2001 12:52 (http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?mid= 1 952 402).
  227. Сообщение Министерства иностранных дел Российской Федерации о беседе Министра иностранных дел И. С. Иванова с Председателем Европейского Суда по правам человека JI. Вильдхабером // Информационный бюллетень МИД РФ. — 2000. — 27 сентября.
  228. Сообщение Министерства иностранных дел Российской Федерации о встрече Министра иностранных дел России И. С. Иванова с Верховным Комиссаром Совета Европы по правам человека А. Хиль-Роблесом // Информационный бюллетень МИД РФ. — 2001. — 5 марта.
  229. А А. Хронология расширения Сообщества (http://www.eur.ru/neweur/ user. php?func=eushorthistory).
  230. ФСБ: доклад лорда Джадца в ПАСЕ готовил Удугов — Lenta.Ru, 23.01.2000 (http://allnews.ru/vojna/2001/01/24/pase/).
  231. A decision taken by the heads of state and government (http://europa.eu.int/ comm/justicehome/unit/charte/en/charterO 1 a. html).
  232. Complete list of the Council of Europe’s treaties Source: Treaty Office on (http://conventions.coe.int).
  233. From the Single Act to the Treaty of Maastricht (1986—92) (http://europa.eu. int/scadplus/leg/en/lvb/al 1000. htm).
  234. The Amsterdam Treaty: a Comprehensive Guide (http://europa.eu.int/scadplus/ leg/en/lvd/al 0000. htm).
  235. The Human Rights Situation in the Russian Federation, 1999: Annual Report. — 2000. — September (bttp://ww.fsumonitor.com/MHG99/MHGintro.shtml).51 .Russia. Treaties signed and ratified on 07/04/02 (Treaty Office on http://conventions.coe.int).
  236. Protection of fundamental rights within the union (http://europa.eu.int/scadplus/ leg/en/lvb/133 021 .htm).
Заполнить форму текущей работой