Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Взаимодействие механизмов рыночного и государственного регулирования регионального рынка труда как экономической системы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мерой повышения спроса на труд также является организация общественных работ службой занятости. Данный вид работ характеризуется тем, что не требует от безработных предварительной профессиональной подготовки, имеет социально-полезную направленность и организуется специально для обеспечения временной занятости и материальной поддержки безработных. Безработные граждане, направленные на общественные… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕЭ
  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы регулирования региональных рынков труда
    • 1. 1. Региональный рынок труда как экономическая система
    • 12. Факторы, влияющие на функционирование региональных рынков труда
      • 1. 3. Система критериев эффективности функционирования региональных рынков труда
      • 1. 4. Роль региональных рынков труда в системе общественного воспроизводства
  • ГЛАВА 2. Содержание н оптимизация взаимодействия механизмов рыночного и государственного регулирования регионального рынка труда как экономической системы
    • 2. 1. Рыночный механизм регулирования регионального рынка труда
    • 2. 2. Механизм государственного регулирование регионального рынка труда
    • 2. 3. Модель оптимального взаимодействия механизмов рыночного и государственного регулирования регионального рынка труда

Взаимодействие механизмов рыночного и государственного регулирования регионального рынка труда как экономической системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Проблема регулирования регионального рынка труда как экономической системы требует глубоких теоретических исследований, что обуславливается следующими обстоятельствами.

Во-первых, за годы реформ в России так и не сложился эффективный общенациональный рынок труда. Рынки труда являются региональными, поскольку большая часть населения стремится найти работу в местах своего проживания. Именно поэтому проблемы регулирования занятости на региональном уровне являются сферой пристального внимания со стороны государства и многих исследователей.

Во-вторых, рынок труда является составной частью экономической системы. Все изменения и процессы, происходящие на рынке труда, прямо или косвенно влияют на состояние экономики региона и страны в целом.

В-третьих, экономическая система региона в свою очередь влияет на рынок труда (то есть имеет место взаимовлияние экономики региона и рынка труда). Следовательно, возникает необходимость комплексного учета всех факторов и изменений, имеющих место в экономической системе региона для прогнозирования состояния регионального рынка труда.

В-четвертых, через рынок труда перераспределяется такой важный фактор производства, как труд. Следовательно, учитывая взаимосвязь всех ресурсов в системе производства региона, изменения на рынке труда непременно затронут и все другие рынки факторов производства.

Наконец, практика показывает, что без регулирующей роли государственных институтов рынок труда функционирует неэффективно. Системный подход к исследованию региональных рынков труда позволяет оценить роль механизмов рыночного и государственного регулирования в системе рынка труда и построить более эффективную модель регулирования рынка труда региона.

Степень научной разработанности темы.

Отечественные исследования в области рынка труда, посвященные общим вопросам функционирования и развития рынка труда, отражены в трудах следующих ученых-экономистов: Абрамчука Г., Алхасовой И., Дудникова С., Коровкина А., Костина JL, Отставновой Л., Прокопова Ф., Трунина В., Чижовой JI., Утиновой С. *.

В развитие вопросов ценообразования на рабочую силу и установления заработной платы на российском рынке труда внесли свой вклад ученые-экономисты Бачурин А., Белявский М., Ведерникова Н., Гендлер Г., Короткое Р., Ржаницына Л., Роик В., Яременко Г., предложившие ряд практических рекомендаций по совершенствованию оплаты труда в Российской Федерации.

Работы Елыдовой Л., Журавлевой В., Илышева А., Кныша М., Лаврентьевой И., Петрова А., Прокопова Ф., Топилина М., Старовойтовой Л. и других ученых затрагивают вопросы активизации политики на российском рынке труда и содержат методики оценки эффективности управления занятостью в условиях рыночной экономики.

Герций Ю., Дудников С., Капелюшников Р., Лапин А., Скворцова М. занимались анализом причин безработицы в России, в том числе причин скрытой безработицы, и предложили ряд мер по ее снижению в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Что же касается работ, посвященных непосредственно региональному рынку труда, то они стали появляться позже, чем работы, посвященные общим проблемам рынка труда. Региональными рынками труда экономисты в России стали заниматься примерно после 1994 года. Среди экономистов, занимающихся их исследованием, можно назвать Аранович О., Аронову С., Брусовцова В., Былкова В., Жукевич Г., Заславского И., Колесникову О. В своих работах они исследовали специфику рынков труда отдельных регионов, закономерности их формирования, основные пути развития.

Грицай С., Коровкин А., Зайончковская Ж., Моисеенко В., Молодикова И., Осанкин В., Суворов Н., Регент Т., Чудиновских О. рассматривали процессы движения трудовых ресурсов, их влияние на формирование региональных рынков труда и прогнозирование занятости населения в субъектах Российской Федерации.

В научных исследованиях последних лет возрастает внимание к анализу явлений и процессов экономической жизни общества с позиций системного подхода, основы которого были заложены еще в 40-х гг. XX века JI. Фон Берталанфи. Позднее основные идеи общей теории систем были развиты в трудах Акоффа Р., Бира С., Винера Н., Янга С.

Среди российских ученых, занимающихся разработкой общетеоретических положений системного подхода следует выделить Аверьянова А., Афанасьева В., Блауберга И., Садовского В., Уемова А., Юдина Э., в работах которых рассматривается понятие системы, изучаются ее свойства, характеристики, особенности функционирования и развития.

Общие вопросы управления экономическими системами микро, мезо и макроуровня нашли свое отражение в исследованиях Буркова В., Зарнадзе А, Кузьмина С., Клейнера Г.

В трудах Баева Ji, Баранова Ю., Гусарова Ю., Ерохиной Б. многогранно освещается деятельность структур управления динамическими системами на различных фазах их развития, даются практические рекомендации по управлению социально-экономическими системами, находящимися в фазе кризиса, предлагаются меры повышения эффективности управления.

Исследованию функционирования рынка труда с позиций системного подхода были посвящены работы Былкова В., Мишина А., Поварича И., в которых исследуются системные взаимосвязи между основными участниками рынка труда, предлагаются меры по согласованию их интересов.

Изучая опубликованные работы и сопоставляя их выводы и рекомендации с потребностями практики, следует признать, что, несмотря на интенсивное исследование проблемы функционирования рынка труда, многие ее аспекты остаются недостаточно изученными. Кроме того, развитие региональных рынков труда в России постоянно ставит перед исследователями новые вопросы.

Так, в научной отечественной литературе нет единства взглядов на региональный рынок труда как экономическую систему, глубоко не исследованы факторы, влияющие на региональный рынок труда, не разработана система критериев эффективности функционирования региональных рынков труда, требуется более точное определение роли региональных рынков труда в системе общественного воспроизводства, необходим анализ рыночного и государственного регулирования рынка труда, по-прежнему остается нерешенной проблема оптимального взаимодействия механизмов рыночного и государственного регулирования регионального рынка труда как экономической системы.

Актуальность темы

и ее недостаточная разработанность определили выбор темы диссертационного исследования.

Цель ¦ задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических основ и практических рекомендаций по использованию механизмов рыночного и государственного регулирования регионального рынка труда.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Обосновать системность регионального рынка труда.

2. Систематизировать факторы, влияющие на рынок труда региона.

3. Разработать систему критериев оценки эффективности функционирования регионального рынка труда.

4. Показать роль региональных рынков труда в решении задач расширенного воспроизводства.

5. Рассмотреть механизм рыночного регулирования регионального рынка труда.

6. Выявить факторы циклического развития региональных рынков труда.

7. Раскрыть механизм государственного регулирования регионального рынка труда и обосновать его необходимость.

8. Предложить модель оптимального взаимодействия механизмов рыночного и государственного регулирования регионального рынка труда.

Предметом исследования являются экономико-управленческие отношения, возникающие в процессе регулирования регионального рынка труда.

Объектом исследования выступают рынки труда субъектов Российской Федерации.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили труды классиков экономической мысли и менеджмента, научные работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные исследованию проблем занятости, вопросам развития и регулирования рынка труда, исследованию систем различного вида и уровня.

При проведении исследования автором использовались Ежегодное послание Президента Федеральному собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года, законодательные акты Российской Федерации, Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 — 2004 годы), материалы комплексных целевых программ по содействию занятости населения, статистические данные Федеральной службы государственной статистики и Всероссийского центра уровня жизни населения, информация официальных Интернет-сайтов.

В процессе проведении исследования использовались методы логического и системного анализа, методы анализа и синтеза, научной абстракции, индукции и дедукции, экономико-статистический метод, метод моделирования.

Научная новизна исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:

1. Доказано, что региональный рынок труда является открытой вероятностной экономической системой динамического типа.

Региональный рынок труда обладает основными признаками системы: целостностьюиерархичностьюинтегративностью.

Целостность системы регионального рынка труда проявляется в том, что он существует как организационно и функционально целостное образование и изменение любого компонента системы приводит к изменению других компонентов системы.

Иерархичность регионального рынка труда состоит в том, что он является подсистемой общероссийского рынка труда и национальной экономической системы.

Интегративность выражается в обладании системой регионального рынка труда свойствами, отсутствующими у ее элементов, взятых в отдельности (неаддитивность, мультипликативность, адаптивность, изоморфизм).

Экономический характер системы регионального рынка труда выражается во взаимодействии между собой экономических субъектов в процессе воспроизводства рабочей силы.

Открытость регионального рынка труда проявляется через его взаимосвязи с внешней средой и их взаимовлияние друг на друга. Чем больше внешних связей присуще системе регионального рынка труда, тем более открытой она является.

Система регионального рынка труда является вероятностной, поскольку нельзя точно определить, каким будет результат при том или ином воздействии на систему.

Динамичность системы регионального рынка труда связана с постоянным изменением ее состояния, основных свойств и характеристик во времени.

2. Выявлены цели, функции и элементы системы регионального рынка труда.

Главной целью системы регионального рынка труда является достижение равновесного состояния (полной занятости).

Региональный рынок труда выполняет следующие функции: интегрирующую, распределительную, санирующую, мотивирующую, информационную.

Элементами системы регионального рынка труда являются индивиды (продавцы и покупатели рабочей силы) и институты, функционирующие на данном рынке.

3. Предложена классификация факторов, влияющих на функционирование системы регионального рынка труда.

Внутренние факторы регионального рынка труда рассматриваются как явления и процессы, которые определяют состояние регионального рынка труда при абстрагировании от внешних факторов.

Общероссийские внешние факторы регионального рынка труда включают, во-первых, явления и процессы, которые имеют место на уровне всей страны и их влияние прямо или косвенно распространяется на региональные рынки труда всех субъектов Российской Федерации или большей их частиво-вторых, явления и процессы, которые имеют место на уровне одного из субъектов Российской Федерации, но влияние которых распространяется на рынки труда других регионов, то есть их влияние не ограничивается пределами одного региона.

Под региональными внешними факторами понимаются явления и процессы, которые имеют место на уровне соответствующего региона и оказывают влияние на ситуацию на рынке труда только этого региона.

Региональные факторы делятся две группы: демографические факторы, которые являются неценовыми факторами предложения рабочей силы на рынке труда региона и экономические факторы, являющиеся неценовыми факторами спроса на рабочую силу в регионе.

4. На основе характеристик системы регионального рынка труда предложена система критериев оценки эффективности ее функционирования, которую составляют критерии состояния, развития, равновесия и устойчивости.

Данная система критериев позволяет определить состояние регионального рынка труда как статической и динамической системы, его целевую эффективность и степень саморегуляции для выработки более эффективных мер воздействия на него, а также оценки эффективности государственного регулирования системы регионального рынка труда путем сравнения значений указанных критериев до и после государственного вмешательства.

5. Показано влияние сезонности на функционирование рынка труда через вычисленные индексы сезонности и выявлены основные стадии одногодичного цикла на рынке труда (относительно стабильное развитие, рост напряженности, максимальная напряженность, спад напряженности).

Постоянно возобновляющийся характер выделенных стадий способствует выработке таких мер воздействия на систему рынка труда, которые будут актуальны и эффективны на протяжении длительного периода времени для одних и тех же стадий сезонного цикла, что в определенной мере способствует унификации методов регулирования рынка труда.

6. Раскрыто содержание механизма государственного регулирования системы регионального рынка труда как совокупности государственных институтов, функционирующих и взаимодействующих на данном рынке, методов управления, а также правовых норм, с помощью которых институты осуществляют регулирование системы регионального рынка труда.

К числу институтов, осуществляющих регулирование рынка труда, в том числе и регионального, отнесены: Международная организация трудафедеральные и региональные органы государственной властипрофсоюзыкомиссии по трудовым спорамгосударственная служба занятости.

7. Предложена модель оптимального взаимодействия механизмов рыночного и государственного регулирования системы регионального рынка труда на основе теории паутинообразных циклов.

Использование данной модели позволило автору выделить следующие группы региональных рынков труда в зависимости от степени устойчивости их функционирования и необходимости государственного регулирования: а) регионы с достаточно устойчивой системой рынка труда (субъекты Российской Федерации, рынок труда которых способен самостоятельно возвращаться в состояние равновесия, после того, как он был выведен из него под влиянием внутренних и внешних факторов). б) регионы со слабо устойчивой системой рынка труда (субъекты, рынок труда которых требует принятия специальных мер государственного воздействия с целью стабилизации ситуации).

В диссертации даны практические рекомендации по совершенствованию регулирования региональных рынков труда с учетом оптимального взаимодействия механизмов рыночного и государственного регулирования.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретические выводы диссертационной работы могут быть использованы при исследовании рынков труда, занятости населения, рабочей силы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, выводы, конкретные рекомендации могут применяться при подготовке региональных программ социально-экономического развития, целевых программ по содействию занятости населения, при разработке нормативно-правовых документов, в прикладных исследованиях, проводимых государственными и муниципальными органами исполнительной власти, а также органами государственной статистики при разработке системы оценочных показателей по разделу «Труд», а также в учебном процессе при изучении экономических дисциплин.

Апробация основных результатов диссертационного исследования.

Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных научно-практических конференциях «Политика и бизнес в меняющемся мире». (Обнинск, 2004), «Воспроизводственный потенциал региона» (Уфа, 2004), на Всероссийских конференциях «Региональная экономика России» (Москва, 2002), «Антикризисное управление в России в современных условиях» (Москва, 2002, 2003), «Региональная наука» (Москва, 2004), областной конференции «Молодые ученые — Саратовской области» (Саратов, 2003), на ежегодных межвузовских научно-практических конференциях в Поволжской академии государственной службы имени П. А Столыпина «Социально-экономическое и политическое развитие общества: актуальные проблемы» (Саратов, ПАГС, 2001), «Управление общественными институтами и процессами в России: вопросы теории и практики» (Саратов, ПАГС, 2002) — конкурсах научных работ Вольного экономического общества России (2002), Международного фонда экономических исследований академика Н. П. Федоренко (2003), Волгоградского Государственного технического университета (2004).

Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе при преподавании дисциплины «Региональная экономика», «Стратегическое управление» и «Экономика труда».

Основные положения диссертационного исследования отражены в научных статьях, общим объемом 3,1 п.л.

Струюура исследования. Логика и структура работы определена поставленной целью.

Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и приложений.

Содержание настоящего исследования изложено на 163 страницах машинописного текста, содержит 9 рисунков, 5 таблиц и 4 приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов и практических рекомендаций.

Рынок труда — это экономическая сиегсма, представляющая собой совокупность индивидов (продавцов и покупателей рабочей силы), институтов, осуществляющих производство, распределение, обмен и потребление рабочей силы, а также связей между ними, придающих этой совокупности новые свойства, отсутствующие у ее элементов. В качестве таких свойств можно назвать следующие: целостность и обособленность элементов, мультипликативность, адаптивность, интегративность, инерционность, изоморфизм.

Системный подход к региональному рынку труда позволяет рассматривать все явления и процессы в комплексе и взаимосвязи с другими явлениями и системами внешней среды. Регулирование рынка труда должно быть подчинено главной цели данной системы — достижению состояния равновесия (полной занятости).

Элементами системы регионального рынка труда являются индивиды и институты, действующие на этом рынке.

Генеральной целью системы регионального рынка труда является достижение полной (эффективной) занятости, что соответствует равновесному состоянию системы регионального рынка труда. Рынок труда способен находиться только в состоянии динамического равновесия.

Динамическое равновесие имеет место, когда флуктуации в системе выводят ее на новый этап развития, на котором достигается кратковременное равенство спроса и предложения рабочей силы в процессе непрерывных изменений в системе. Способность достигать состояния равновесия характеризует устойчивость системы регионального рынка труда. Свойством устойчивости может обладать только система, находящаяся в состоянии неравновесия.

Методы воздействия на систему регионального рынка труда должны строиться с учетом того, что система это, во-первых, динамическая, поэтому невозможно выработать универсальные методы регулирования, которые были бы применимы в любой ситуации на протяжении длительного периода времениво-вторых, вероятностная, то есть фактические результаты функционирования данной системы могут существенно отличаться от ожидаемых, что требует тщательной проработки возможных вариантов развития системы регионального рынка трудав-третьих, открытой, что усложняет процесс регулирования и требует изучения основных факторов, влияющих на функционирование регионального рынка труда. Подробнее факторы регионального рынка труда будут рассмотрены в параграфе 1.2.

Степень государственного регулирования системы рынка труда в значительной степени зависит от ее устойчивости. Чем более устойчива система, тем больше ее способность к саморегулированию, а следовательно, тем меньше требуется воздействие со стороны государства в лице его уполномоченных органов.

Рынок труда Российской Федерации, так же, как и региональный, является системой, но системой боле высокого уровня сложности. Подсистемами общероссийского рынка труда являются региональные рынки труда.

Общероссийский и региональный рынок труда входят в еще более крупную и сложную систему — экономику страны. Именно эта система задает вектор и темпы развития рынка труда Российской Федерации и ее регионов, поскольку рынок труда, будучи компонентом экономики, не может развиваться быстрее, чем все другие компоненты. Становление рынка труда происходит с такими же темпами и в том же направлении, что и всех других рынков факторов производства.

Будучи открытой системой, региональный рынок труда все время подвержен влиянию различных факторов, которые порождают изменения в системе, приводят к ее развитию.

В зависимости от уровня иерархии можно выделить несколько групп факторов. а) внутренние факторы рынка труда — определяют состояние регионального рынка труда в отсутствие внешних факторов. Например, полнота и доступность информации о состоянии рынка трудагибкость работника и работодателя: психологические и национальные особенности жителей регионовустановившийся уровень оплаты труда в регионеб) внешние факторы, которые подразделяются, во-первых, на общероссийские, то есть те, которые имеют место на уровне всей страны или отдельных регионов, но их влияние прямо или косвенно распространяется на региональные рынки труда всех субъектов Российской Федерации или большей их частии, во-вторых, на региональные, которые имеют место на уровне соответствующего региона и оказывают влияние на ситуацию на рынке труда только этого региона. Например, налоговая и бюджетная политика, общеэкономическое положение в стране являются общероссийскими внешними факторами, а валовой региональный продукт, уровень инфляции, развитие предпринимательства в регионе, естественный и миграционный прирост и т. д. — региональными внешними факторами.

Региональные внешние факторы могут быть поделены еще на две группы: экономические факторы (определяют спрос на рабочую силу в регионе) и демографические факторы (влияют на величину предложения рабочей силы).

При разработке механизма государственного регулирования рынка труда в регионах необходимо изучить влияние выделенных групп факторов. В зависимости о того, какие из факторов в настоящий момент времени в наибольшей степени влияют на рынок труда того или иного региона, необходимо разрабатывать меры государственного воздействия на него.

Для оценки эффективности функционирования регионального рынка труда необходимо использовать систему критериев, поскольку отдельный показатель не дает целостного представления о состоянии, тенденциях развития, равновесности и устойчивости системы рынка труда.

Предложенная в работе система критериев дает возможность органам государственной власти и статистики оценить степень достижения системой своей главной цели — состояния равновесия. Для принятия решения о необходимости государственного вмешательства в функционирование регионального рынка труда необходимо исчислить критерии устойчивости системы. Если система рынка труда не способна самостоятельно вернуться в состояние равновесия, то необходимо вырабатывать меры государственного воздействия на нее с целью стабилизации ситуации.

Рынок труда занимает интегрирующее место в системе общественного воспроизводства, поскольку именно через него распределяется и перераспределяется труд по всем сферам экономики.

Целевой результат функционирования рынка труда (достижение полной занятости) связан с целевым результатом функционирования всей экономической системы (достижение потенциального ВВП). Следовательно, эффективность функционирования экономики региона определяется эффективностью выполнения рынком труда своих функций (интегрирующей, санирующей, мотивирующей, информационной).

Развитие региональных рынков труда можно считать основным механизмом перераспределения рабочей силы на современном этапе.

Недостаток рабочей силы или ее избыток будут негативным образом сказываться на темпах экономического развития территорий. В свою очередь, экономическое положение того или иного субъекта Российской Федерации в системе общественного производства определяет роль рынка труда в этом процессе.

Но не только состояние экономики региона задет вектор развития системе рынка труда. Развитие рынка труда в регионе, в свою очередь, определяет уровень его экономического развития по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, поскольку рабочая сила является фактором экономического роста.

Будучи подсистемой экономики страны и отдельных регионов, рынок труда развивается циклически, как и вся экономическая система.

Цикличность присуща исключительно динамическим системам, так как связана с такой характеристикой системы, как развитие. В статических системах она отсутствует. Поэтому цикличность можно охарактеризовать как одну из форм развития, связанную со спецификой траектории развития. Антиподом цикличности выступает прямолинейное развитие, которое также может иметь место в экономических системах, особенно в условиях командно-административной экономики.

Причины циклического развития регионального рынка труда в Российской Федерации еще недостаточно изучены. Автором в качестве основных факторов цикличности рынка труда выделяются следующие:

1. Внешние факторы:

— циклическое развитие экономической системы страны и региона;

— изменение спроса на готовую продукцию;

— демографические циклы;

— сезонность;

— структурная перестройка экономики.

2. Внутренние факторы:

— изменение уровня средней заработной платы, установившейся на рынке рабочей силы в регионе;

— информационные колебания.

Для выработки более эффективных мер воздействия на систему регионального рынка труда необходимо прогнозирование не только состояния самой системы, но и возможных изменений влияния факторов на рынок труда.

Для скорейшего достижения системой состояния равновесия воздействие со стороны государства должно осуществляться не только на поведение основных участников рынка (работников и работодателей) и отношения, возникающие между ними, но и на факторы, которые на данном этапе развития являются решающими в определении величины спроса и предложения рабочей силы. Воздействие только на один из факторов не приведет к достижению желаемого результата.

Предложенный перечень факторов регионального рынка труда не является исчерпывающим. В процессе развития экономики Российской Федерации и ее субъектов, а также самого рынка труда будут выявляться другие факторы, некоторые из рассмотренных факторов потеряют свою актуальность. К тому же степень и направленность влияния рассмотренных факторов с течением времени может измениться. Например, естественный прирост в отдельных регионах может смениться убылью. Все это потребует новых исследований в области регионального рынка труда.

Внутренние и внешние факторы, в совокупности воздействуя на рынок труда, вызывают колебания спроса и предложения рабочей силы, различные по продолжительности и амплитуде, что и обуславливает цикличность в развитии рынка труда.

Проведение исследований в области циклического развития рынка труда в России затруднено сравнительно небольшим периодом развития рыночных отношений, когда вообще стало возможным говорить о рынке труда.

По мнению автора, учитывая социальную направленность государственной политики занятости, говорить о кризисе системы регионального рынка труда можно только в том случае, если, во-первых, наблюдается избыток рабочей силы на рынке труда и, во-вторых, система не может самостоятельно придти в состояние равновесия.

Таким образом, для определения того, что система находится в кризисном состоянии должно пройти определенное время, чтобы заработал (или не заработал) механизм устойчивости системы, поэтому в краткосрочном периоде (до одного года) нецелесообразно применять меры государственного воздействия на рынок труда. Следовательно, система регионального рынка труда на определенных этапах своего развития требует государственного регулирования.

Регулирование системы является частным случаем управления, осуществляется на протяжении определенного времени и по отдельным параметрам. Государство осуществляет регулирование рынка труда в лице своих уполномоченных органов (институтов).

Основными институтами рынка труда, в том числе и регионального, являются: Международная организация трудафедеральные и региональные органы государственной властипрофсоюзыкомиссии по трудовым спорамгосударственная служба занятости.

Регулирование рынка труда осуществляется институтами через осуществление ими своих функций: планирование, прогнозирование, организация, контроль, анализ, информационная, представительская и защитная.

Несмотря на то, что институты рынка труда выполняют в определенной степени все функции, но в деятельности каждого из них можно выделить первоочередные.

Взаимоувязанность функций институтов и четкий характер связей между ними обеспечивают более эффективное функционирование системы регионального рынка труда. При этом нельзя забывать, что эта система является рыночной, поэтому институты рынка труда должны наделяться необходимым количеством функций, в противном случае регулирование перерастет в управление системой.

Очевидно, что государственное регулирование рынка труда необходимо осуществлять только в том случае, если система находится в состоянии неравновесия.

Меры государственного воздействия на ситуацию на региональных рынках труда должны варьироваться в зависимости от стадии и фазы развития системы. В противном случае необоснованное вмешательство в функционирование системы регионального рынка труда может нарушить действие рыночного механизма регуляции системы.

Система рынка труда до определенного уровня является саморегулирующейся, но, как и любая система, она имеет границы своей саморегуляции, за пределами которых перестает действовать механизм устойчивости, нарушаются связи между участниками рынка труда, и рынок труда перестает функционировать как единое целое.

Учитывая значимость рынка труда в системе общественного воспроизводства, федеральные и региональные органы государственной власти должны отслеживать все изменения на рынке труда и вырабатывать комплекс мер по стабилизации ситуации на нем.

Таким образом, необходимо найти оптимальное соотношение рыночного и государственного регулирования системы регионального рынка труда.

Оптимальным можно считать такое регулирование системы, при котором она достигает своего оптимального состояния. Состояние полной занятости на рынке труда (если представить рынок труда как закрытую систему) в полной мере соответствует оптимуму по Парето, при котором невозможно улучшить положение хотя бы одного индивидуума, не ухудшив при этом положение другого члена общества.

Следовательно, рыночное и государственное регулирование будут оптимальными, если их взаимодействие способствует достижению системой рынка труда состояния равновесия.

Учитывая цикличность развития системы регионального рынка труда, степень ее саморегуляции и необходимость государственного вмешательства, необходимо построить такую модель регулирования системы, которая сочетала бы в себе все указанные моменты.

Традиционные методы исследования, применяемые в экономической теории и основанные на предположении, что цена, предложение и спрос на рынке меняются практически одновременно, не могут быть применимы к рынку труда.

Поскольку изменение заработной платы в текущем году не может вызвать мгновенный рост предложения рабочей силы в силу специфики данного фактора производства. Необходимо время на то, чтобы работники получили информацию об изменении ситуации на рынке труда, прошли курсы обучения или переподготовки, приняли решение о миграции (для жителей других регионов), оформили документы о приеме на работу. За это время ситуация на рынке труда может существенным образом измениться.

В такой ситуации целесообразно воспользоваться паутинообразной моделью, которая дает возможность учитывать временные лаги между изменением цены, спроса и предложения.

Проведенное автором исследование свидетельствует о возможности саморегуляции системы регионального рынка труда в каждом субъекте Российской Федерации.

В зависимости от необходимости государственного регулирования и степени устойчивости системы регионального рынка труда автор выделяет следующие группы региональных рынков труда:

1. Регины со слабо устойчивой системой рынка труда.

2. Регионы с достаточно устойчивой системой рынка труда.

Автором обосновано, что заработная плата для Российской Федерации не является едиь^гвснным и главным фактором циклического развития регионального рынка труда, поэтому при регулировании развития системы регионального рынка труда государственным институтам следует искать методы воздействия не только на заработную плату, но и на величину спроса и предложения рабочей силы и те факторы, которые их определяют.

В зависимости от того, к какой группе относится тот или иной субъект Федерации необходимо вырабатывать меры государственного регулирования рынка труда.

В качестве таких мер, по мнению автора, могут быть рекомендованы следующие:

1. Содействие развитию малого бизнеса. Эта мера направлена на стимулирование спроса на труд в регионе. С одной стороны, малые предприятия, нанимая свободную рабочую силу для производства товаров и услуг, способны тем самым создать новые рабочие места, а с другой, организация собственного дела безработными является формой самозанятости граждан, что также снижает уровень безработицы в регионе.

2. Создание государством новых рабочих мест, особенно в тех сферах и отраслях экономики, где государство является практически единственным работодателем (например, оборона, атомная энергетика, фундаментальная наука и т. д.). Данная мера призвана увеличить спрос на рабочую силу.

3. Мерой повышения спроса на труд также является организация общественных работ службой занятости. Данный вид работ характеризуется тем, что не требует от безработных предварительной профессиональной подготовки, имеет социально-полезную направленность и организуется специально для обеспечения временной занятости и материальной поддержки безработных. Безработные граждане, направленные на общественные работы, считаются занятыми и снимаются с учета в службе занятости как безработные, поскольку на этот период с ними заключается трудовой договор (на срок не менее шести месяцев) и выплачивается вознаграждение за труд (не менее установленного уровня минимальной оплаты труда). Организация общественных работ повышает уровень занятости в регионе.

4. Государственный заказ на подготовку и переподготовку специалистов учебными заведениями по отдельным специальностям, по которым в данном регионе возник дисбаланс на рынке труда. Данная мера направлена на регулирование предложения труда и зависит от специфики конкретного региона. Переподготовка призвана помочь безработным более быстро найти работу по тем специальностям, на которые имеется спрос на рынке труда.

Таким образом, проведенное исследование на основе эмпирического материала свидетельствует о необходимости согласования рыночного и государственного регулирования рынка труда в регионах России с учетом внутренних и внешних факторов, воздействующих на него.

Вместе с тем проблема оптимального взаимодействия механизмов рыночного и государственного регулирования применительно к региональному рынку труда предполагает дальнейшее исследование этого дискуссионного вопроса и рассмотрение тех его аспектов, которые не нашли отражение в данной работе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М. 1993.
  2. Послание Президента Федеральному собранию Российской Федерации «Мы должны расти быстрее, чем остальной мир» // Российская газета. 2004. 27 мая.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации // Российская газета. 2001. 30 дек.
  4. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 дек. 1995 г. // Российская газета. 20 янв. 1996.
  5. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апр. 1991 г. № 1032−1 с изм. от 25 дек. 2002 г. // Российская газета. 2003. 14 янв.
  6. Приказ Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 ноябр. 2000 г. № 274 «Об утверждении Положения о департаменте федеральной государственной службы занятости» // Российская газета. 2000. 5 дек.
  7. Постановление Госкомстата России от 25 мая 1993 года «Основные методологические положения по классификации статистических данных о составе рабочей силы, экономической активности и статусу в занятости» // Экономика и жизнь. 1993. № 22. С. 21 28.
  8. Устав Международной организации труда // http://www.ilo.org/ilolex/ -официальный сайт МОТ.
  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. N 910-р «Об утверждении Программы социально экономического развития российской федерации на среднесрочную перспективу (2002 — 2004 годы)» // Российская газета. 2001. 12 сент.
  10. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 год и основные параметры прогноза до 2005 года (Министерствоэкономического развития и торговли Российской Федерации) // Российская газета. 2002. 25 сент.
  11. Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 г. N 910-р «Об утверждении Программы социально экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 — 2004 годы)» // Российская газета. 2001. 12 июля.
  12. Программа социально-экономического развития Саратовской области на среднесрочную перспективу (2003−2005 годы) // Саратовские вести. 2002. 26 апр.
  13. Авторефераты, монографии, учебные пособия, сборники конференций
  14. Г. А. Рынок труда: современные тенденции и проблемы регулирования: Монография. Красноярск: Сибирский государственный технический университет. 2001.
  15. А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М.: Наука. 1985.
  16. Л.Н. Алексеенко, Г. В. Игнатьева, Е. В. Красильникова. Экономика региона: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., профессора В. В. Герасимовой. Саратов: ПАГС. 2001.
  17. Н.С. Управление трудовыми ресурсами и занятостью в региональных системах: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора наук. Ташкент. 1991.
  18. И.В. Становление и перспективы развития рынка труда в России: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Кострома. 1996.
  19. Антология экономической классики / Под ред. И. А. Столярова. М.: Эконов-Ключ. 1993.
  20. О.Г. Управление занятостью населения на региональном уровне: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Саранск. 2000
  21. И.В. Введение в экономику региона. Учебное пособие. Часть 1. Теоретические основы экономики региона. Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС. 1999.
  22. С.А. Рынок труда: становление и функционирование в регионе. Орел: Орловский государственный университет. 1998.
  23. JI.A. Интенсивная самоорганизация экономических систем: (Концепция, теория, модели). Челябинск: Наука. 1992.
  24. Л.П. Регулирование рынка труда в регионе. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2000
  25. Ю.В. Территориальные социально-экономические системы в Содружестве Независимых Государств: Вопросы теории и практики. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2002.
  26. B.C., Ермакова Е. Е., Похвощев В. А. Занятость населения: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс». 2001.
  27. В.В. Региональные проблемы управления занятостью населения: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. М. 1995.
  28. В.Н., Новиков Д. А. Теория активных систем: состояние и перспективы. М.: ИНФРА-М. 1999.
  29. В.Г. Система регионального рынка труда: социально-экономические методы регулирования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. СПб. 1997.
  30. В.Г. Экономические факторы управления системой регионального рынка труда. Иркутск. 1996.
  31. О.А. Становление инфраструктуры рынка труда в переходной экономике (на примере Санкт-Петербурга): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. СПб. 2001.
  32. Н. Творец и робот: Пер. с англ. М.: Радио и связь. 1966.
  33. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина, РАГС. М.: «Экономика». 2000.
  34. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие. М.: Дело. 2001.
  35. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие / Под ред. д.э.н. А. Н. Петрова, д.э.н. М. И. Кныша. СПб: Любавич. 1999.
  36. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ. 2000.
  37. Ю.В. Управление: адаптация к экономическим циклам. Саратов: СГУ. 1994.
  38. Ю.В. Управление: динамика неравновесности. М.: Экономика. 2004.
  39. С.В. Минимизация скрытой безработицы как фактор экономического роста: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук / РАГС. М. 1997.
  40. Л.Ю. Развитие и повышение эффективности активной политики на российском рынке труда: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук / РАГС. М. 2000.
  41. Е.А. Развитие национальной экономики: системно-самоорганизационный подход: Монография. Томск: Издательство Томского университета. 1999.
  42. Е.А. Стадии развития открытой экономики и циклы Н.Д. Кондратьева: Монография. Томск: Водолей. 2001.
  43. Г. В. Государственное регулирование занятости и безработицы на региональном рынке труда на этапе перехода к устойчивому развитию: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. М. 2001.
  44. В.Н. Методология статистического исследования управления процессами занятости: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. М. 1996.
  45. И.Е. Современные проблемы регулирования рынка труда: федеральный и региональный аспекты. М.: Парнас-Пресс. 2000.
  46. И.Ю. Методология управления рынком труда: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Уфа. 1997.
  47. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс. 1978.
  48. О.А. Региональная система управления занятостью населения. Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета. 1998.
  49. А.Г. Движение трудовых ресурсов: анализ и прогнозирование. М.: Наука. 1990.
  50. А.Г. Макроэкономический анализ и прогнозирование динамики занятости населения и рынка труда в Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора наук М. 2002.
  51. Л.А. Российский рынок труда: вопросы теории, истории, практики. М.: Профсоюзы и экономика. 1998.
  52. Курс экономической теории: Учебник для вузов / Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. Киров: Издательство «АСА». 1998.
  53. О.Т., Каньковская А. Р. Основы менеджмента / Учеб. пособие. СПб.: ИД «МиМ». 1998.
  54. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Экономика. 1997.
  55. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. М.: ИНФРА-М. 2002.
  56. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Арчер Дэниел Мидлент. М.: Дело. 1998.
  57. А.К. Формирование региональной системы управления трудовыми ресурсами: на примере Алтайского края: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Барнаул. 1997.
  58. В.Д. Методология систем: вербальный подход. М.: Издательство «Экономика». 1999.58.0укен В. Основные принципы экономической политики. М.: Дело. 1995.
  59. И.П. Проблема системности в стимулировании труда: вопросы теории, методологии и практики: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора наук. Томск. 1991.
  60. И., Стингере И.Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М.: Прогресс. 1986.
  61. И., Стингере И. Время, хаос, квант. М.: Прогресс. 1994.
  62. Принципы организации социальных систем / Под ред. М. И. Сетрова. Киев: Одесса. 1988.
  63. Проблемы методологии системного исследования / Под ред. И. А. Блауберга, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. М.: Мысль. 1970.
  64. Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России. М.: ТЕИС. 1999.
  65. О.П. Управление занятостью в регионе в условиях кризиса на рынке труда: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук / РАГС. М. 1998.
  66. А.И., Збыко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учеб. пособие / Под ред. проф. А. И. Рофе. М.: Издательство «МИК». 1998.
  67. П. Экономика. В 2 т. М.: МГП «Алгон».1992.
  68. В.А. Структура и организация труда: Учебное пособие. Томск: ТПУ. 1993.
  69. Системный подход к организации управления / Под ред. Мильнера Б. З., Евенко Л. И., Рапопорта B.C. М.: Экономика. 1983.
  70. М.Б. Проблемы труда и занятости в России: социально-экономический аспект. СПб.: ИРЭ РАН. 2001.
  71. Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. Пер. с англ. М.: ИНФРА-М. 1999.
  72. Социальная статистика: Учебник / Под ред. чл.-кор. РАН И. И. Елисеевой. 2-е изд., доп. М.: Финансы и статистика. 1999.
  73. Л.И., Золотарева Т. Ф. Занятость населения и ее регулирование: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Академия». 2001.
  74. С.А. Моделирование и анализ межуровневых отношений в Российской Федерации. Новосибирск.: СО РАН. 1999.
  75. Теория системного менеджмента / Под ред. В. П. Журавлева, Р. С. Седелова, В. Г. Янчевского. М.: Экзамен. 2002.
  76. Теория организаций и организационное проектирование (пособие по неклассической методологии): Учебное пособие / Под ред. Т. П. Фокиной, Ю. А. Корсакова, Н. Н. Слонова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. 1997.
  77. А. Постижение истории: Пер. с англ. М.: Прогресс. 1991.
  78. В.И. Государственное управление занятостью населения на рынке труда России. СПб: «МиМ». 2001.
  79. С.Н. Государственное регулирование регионального рынка труда: Учебное пособие. Краснодар: Кубанский государственный университет. 2000.
  80. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Прогресс. 1978.
  81. С.С. Изоморфный рынок труда в России / С.С. Утинова- Ин-т экономики. М.: Наука. 2003.
  82. Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю Н. Иванова. М.: ИНФРА-М. 1999.
  83. Н.Э. Управление формированием и развитием регионального рынка труда: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. М. 1997.
  84. Ю.В. Теория и методология исследования многоуровневой экономики /' Избранные труды в трех книгах. М.: Наука. 1997.1. Периодические издания
  85. Н. Эволюция систем и организационное проектирование // Теория и практика управления. 1998. № 4. С. 28 32.
  86. Н. Эволюция систем управления предприятием // Теория и практика управления. 1999. № 2. С. 20−25.
  87. Д. Особенности управления социотехническими системами в современных условиях. // Теория и практика управления. 1998. № 5. С. 33 -39.
  88. Е., Конышев В. Воспроизводственные аспекты динамики государственного сектора // Экономист. 2003. № 9. С. 13−20.
  89. А. Повышение роли экономических методов управления // Экономист. 2002. № 4. С. 28 31.
  90. М.О., Коровкин А. Г., Полежаев А. В. Рынок труда в России и динамика изменения номинальной заработной платы // Проблемы прогнозирования. 2000. № 6. С. 91 104.
  91. В. Анализ социально-экономической дифференциации // Экономист. 2003. № 7. С. 10 20.
  92. А., Борисенко Н. Обновление системы государственного управления экономикой // Экономист. 2003. № 9. С. 44 48.
  93. В.Н. Технологическое обеспечение воспроизводственного процесса и реструктуризации производства оборудования // Проблемы прогнозирования. 1998. № 6. С. 31 43.
  94. .Д., Костенко Т. Н., Нананвян А. М. Особенности политики занятости в переходный период // Проблемы прогнозирования. 1998. № 5. С. 52−62.
  95. Н. Законодательство о защите занятости и рынок труда (международный опыт) // Вопросы экономики. 2003. № 4. С. 114 121.
  96. А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе // Вопросы экономики. 2002. № 8. С. 115 -123.
  97. Г., Ведерникова Н. Цена труда и заработная плата // Человек и труд. № 7. 2001. С. 32−38.
  98. Ю. Безработица растет, ее структура изменяется // Человек и труд. № 7. 2002. С. 65 -70.
  99. Е. Занятость сквозная проблема ближайшего десятилетия И Человек и труд. № 1. 2003. С. 18 -22.
  100. А., Зайцева Ю. Темпы роста в национальном экономическом пространстве // Вопросы экономики. 2002. № 9. С. 4 14.
  101. С. Системные противоречия и перспектива их разрешения // Экономист. 2002. № 1. С. 69 79.
  102. С. Производительные силы: переход к технотронной эпохе // Экономист. 2002. № 7. С. 36−47.
  103. С. Конкурентоспособность экономики функция системы воспроизводства // Экономист. 2003. № 4. С. 9−20.
  104. .А. Миграция населения СССР и России в XX веке: эволюция сквозь катаклизмы // Проблемы прогнозирования. 2000. № 4. С. 3−15.
  105. А. Исследование системных свойств в экономике как предпосылка преодоления кризиса // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 1. С. 23 28.
  106. А. Общественная производительность труда // Экономист. 2002. № 6. С. 92 96.
  107. Ю. О показателях экономического благосостояния // Вопросы экономики. 2003. № 2. С. 93 111.
  108. П. Экономические интересы, их противоречия // Экономист. 2002. № 3. С. 28 39.
  109. А., Пивоварова Н. Размеры государства и экономический рост // Вопросы экономики. 2002. № 9. С. 18−27.
  110. А., Лаврентьева И. Эффективность социальной поддержки в сферах занятости и репродукции // Экономист. 2003. № 10. С. 41 -49.
  111. Р.И. Избыточная занятость в российской промышленности: истоки проблемы и пути решения. // Проблемы прогнозирования. 1998. № 6. С. 56 74.
  112. Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации // Проблемы прогнозирования. 2000. № 5. С. 69 93.
  113. Р. Российская модель рынка труда: что впереди? // Вопросы экономики. 2003. № 4. С. 83 92.
  114. О., Кудюкин П. Правовое регулирование на российском рынке труда // Вопросы экономики. 2003. № 9. С. 111−119.
  115. Г. Эффективность мезоэкономических систем переходного периода II Теория и практика управления. 2002. № 6. С. 21 26.
  116. Ф.Н., Кушникова И. А., Чернова Л. С. Макроэкономическая оценка ресурсного потенциала субъектов России // Проблемы прогнозирования. 1999. № 2. С. 49 63.
  117. Ю. Основы политики доходов и заработной платы на перспективу // Человек и труд. 2000. № 12. С. 58 60.
  118. Л. Предпринимательство: от максимизации прибыли к синергии социально-экономических систем // Вопросы экономики. 2001. № 10. С. 40 47.
  119. О. Об оценке эффективности работы службы занятости // Человек и труд. 2002. № 3. С. 10−14.
  120. Л.В., Корель И. И. Межрегиональная миграция в современной России: экономический диагноз // Регион. 2000. № 3. С. 80 98.
  121. Я. Бюрократия и рынок // Вопросы экономики. 1959. № 12. С. 69−74.
  122. Я. Системная парадигма // Вопросы экономики. 2002. № 4. С. 4−10.
  123. А.Г. Согласование динамики вакантных рабочих мест и рабочей силы в России // Проблемы прогнозирования. 1999. № 2. С. 73 84.
  124. Р. Стоимость рабочей силы (теория и оценка) // Экономист. 2003. № 6. С. 70−74.
  125. С. Политика занятости вместо мультипликации безработицы // Человек и труд. 2002. № 3. С. 56 60.
  126. А., Утинова С. Факторы, детерминирующие занятость россиян // Человек и труд. 2003. № 1. С. 58 -62.
  127. Ю. Экономический рост и реформы в России // Вопросы экономики. 2002. № 6. С. 4 9.
  128. Е.В. Индекс человеческого развития и тенденции его изменения в России и зарубежных странах // Вопросы статистики. 1999. № 2. С. 21−24.
  129. Е., Кузнецов С. Процессы дифференциации доходов населения и их государственное регулирование // Экономист. 2002. № 4. С. 46−53.
  130. О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики.2002. № 4. С. 46 52.
  131. С. Защитные механизмы социальной системы и их использование в управлении экономическими процессами // Экономист.2003. № 12. С. 75−82.
  132. Г., Засов О. Факторы экономического роста: оценки и прогноз // Экономист. 2003. № 1. С. 3 14.
  133. В. Движущие силы эролюции национальной экономики // Экономист. 2003. № 8. С. 3 11.
  134. А. Региональные особенности развития социально-трудовой сферы // Экономист. 2001. № 9. С. 78 82.
  135. А. Проблемы региональной экономики: состояние и политика // Экономист. 2002. № 8. С. 52 58.
  136. А. Контуры региональной политики развития человеческих ресурсов // Человек и труд. 2002. № 12. С. 72−75.
  137. С. Законы структурной эволюции экономических систем // Экономист. 2003. № 10. С. 29 40.
  138. В.В. Эволюция концептуальных основ российского регионального развития // Регион. 2000. № 3. С. 151 156.
  139. И., Бараненкова Т. Неформальная занятость в России // Вопросы экономики. 2003. № 9. С. 89−99.
  140. И. Факторы развития «новой экономики» в России // Экономист. 2003. № 2. С. 3 11.
  141. В.М., Чудиновских О. С. Теория человеческого капитала и исследования миграционных процессов в России // Проблемы прогнозирования. 2000. № 4. С. 124 137.
  142. И.Н., Ноздрина Н. Н. Миграционные потоки в России и их влияние на территориальное распределение населения. // Проблемы прогнозирования. 1998. № 6. С. 121 133.
  143. А.Ю. Понятие и классификация функций профсоюзов на современном этапе // Вестник Омского университета. 1998. Вып. 2. С. 103- 105.
  144. Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал // Вопросы экономики. 2003. № 2. С. 103 111.
  145. Т. Принуждение к труду в переходной экономике // Вопросы экономики. 2003. № 9. С. 100 110.
  146. А. Развитие экономики зависит от человеческого фактора // Экономист. 2002. № 12. С. 51 56.
  147. Е. О формировании системы гарантий обеспечения занятости населения // Человек и труд. 2000. № 12. С 50 52.
  148. В., Суворова Н. Миграция как фактор формирования регионального рынка труда // Человек и труд. 2002. № 6. С. 50 -54.
  149. А. Политические и экономические факторы развития российских регионов // Вопросы экономики. 2003. № 5. С. 67 76.
  150. А.А. Измерение бедности. Зарубежный опыт // Проблемы прогнозирования. 1996. № 4, 5.
  151. Т.М. Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации // Проблемы прогнозирования. 1999. № 1. С. 88−93.
  152. JI.C. Основные направления совершенствования onjiaibi труда в России // Проблемы прогнозирования. 2000. № 5. С. 94 103.
  153. О. Воспроизводственный потенциал и устойчивость рубля // Экономист. 2002. № 3. С. 53 57.
  154. В. Самая дешевая бесправная рабочая сила // Человек и труд. 2002. № 3. С. 15−19.
  155. Г. И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. 1995. № 8. С. 58 70.
  156. Т.М. Инфраструктура рынка труда: факторы внешнего и внутреннего влияния // Вестник Омского университета. 1997. Вып. 2. С. 79 82.
  157. А. О макрорегулировании экономики в свете положений теории роста // Экономист. 2002. № 11. С. 3 13.
  158. Н. Ситуативность и системность в менеджменте // Теория и практика управления. 2001. № 5. С. 10−15.
  159. Спинын, А Влияние миграции на демографические процессы и социально-экономическую обстановку в стране // Экономист. 2002. № 3. С. 64−65.
  160. А. Воспроизводство и развитие экономического потенциала // Экономист. 2002. № 5. С. 12 20.
  161. Суспицын С А. Подход к комплексной оценке влияния государственной политики на региональное развитие // Регион. 2000. № 3. С. 42−60.
  162. В.И. Исследование условий потенциального роста в дальневосточном регионе // Проблемы прогнозирования. 1999. № 2. С. 64−72.
  163. В. Об экономическом росте и размерах государства // Вопросы экономики. 2003. № 6. С. 119 129.
  164. М. Ключевые проблемы рынка труда и очередные задачи службы занятости // Человек и труд. 2003. № 1. С. 52 58.
  165. М.Н. Характер экономического роста в РФ в среднесрочной перспективе // Проблемы прогнозирования. 1999. № 1. С. 17−26.
  166. В. Главное в профобразовании качество подготовки специалистов // Вопросы теории и практики управления. 2002. № 2. С. 24−27.
  167. И. Назревающие условия общественно-экономического развития // Экономист. 2002. № 7. С. 48 54.
  168. А. Устойчив ли экономический рост // Экономист. 2003. № 12. С. 25−29.
  169. Т. Российская система защиты от безработицы в контексте мирового опыта // Вопросы экономики. 2002. № 11. С. 59 67.
  170. JI. Реструктуризация экономики усиливает необходимость балансировки спроса и предложения рабочей силы // Человек и труд. 2002. № 9. С. 12 -18.
  171. О.С. Причины миграции в России // Проблемы прогнозирования. 1998.№ 5. С. 121 132.
  172. Г. Социальное управление как система // Теория и практика управления. 1997. № 2. С. 20 25.
  173. У. Приоритеты развития региональной экономики // Экономист. 2002. № 10. С. 60 66.
  174. Г. А. Оплата труда: проблемы преодоления кризиса // Проблемы прогнозирования. 2000. № 4. С. 16 30.
  175. Словари, справочники, статистический материал
  176. И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. В 2 т. Пер. с фр. М.: Международные отношения. 1994.
  177. Богатство нации // Экономика и жизнь. 2000. март. № 9.
  178. Демографический ежегодник России: Стат. сб. / Госкомстат России. М. 2003.
  179. Итоги Всероссийской переписи населения России 2002 года // Российская газета. 2004. 23 апр.
  180. Комплексная оценка социально-экономического развития регионов Российской Федерации в 1998/2002 годах // Экономика и жизнь. 2000. май № 19.
  181. Комплексная оценка уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в 2001/2003 годах // Экономика и жизнь. 2002. дек. № 51.
  182. Основные показатели социально-экономического положения регионов Российской Федерации в 2001 году // Российская газета. 2002. 16 февр.
  183. Основные показатели социально-экономического положения регионов Российской Федерации за 1-ое полугодие 2004 года // Российская газета. 2004. 7 сент.
  184. Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года // Российская газета. 2003. 25 апр.
  185. Работу ищет каждый шестой // Экономика и жизнь. 1999. авг. № 35.
  186. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003.: Стат. сб. / Госкомстат России. М. 2003.
  187. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник / Госкомстат России. М. 2003.
  188. Россия и мир // Экономика и жизнь. 2003. янв. № 1.
  189. Рынок труда в 1998 году // Экономика и жизнь. 1999. янв. № 3.
  190. Рынок труда: прогнозы и реальность // Человек и труд. 2003. № 1. С. 52 57.
  191. Словарь современной экономической теории Макмиллана. М.: ИНФРА-М. 1997.
  192. Статистический ежегодник Саратовской области: Статистический сборник / Саратовский областной комитет госстатистики -Саратов. 2001.
  193. Структура безработных по уровню образования // Экономика и жизнь. 2000. сент. № 35.
  194. Структура занятого населения по отраслям экономики // Экономика и жизнь. 2000. сент.№ 35.
  195. Уровень социально-экономического развития регионов Российской Федерации за 2000 год // Экономика и жизнь. 2001. окт. № 41.
  196. Behrenz L. Who Gets the Job and Why? An Explorative Study of Emmloyers’recruitment Behavior // Journal of Applied Economics. 2001. Vol. 4. № 2.
  197. Ezekiel M. The Cobweb Theorem. // Quarterly Journal of Economics. 1938. № 52.
  198. Hommes С. H. Cobweb Dynamics under Bounded Rationality. CeNDEF Working paper, University of Amsterdam, 1999. September 1999.
  199. Grandmont J. M. Expectations formation and stability in large socioeconomic systems // Econometrica. 1998. № 66.
  200. Grosfeld I., Senik-Leygonie C., Verdier T. Worker’s Heterogeneity and Risk Aversion: a Segmentation Model of the Russian Labour Market. // Journal of Comparative Economics. 2001. Vol. 29. № 2.
  201. Jackman R., Roper S. Structural Unemployment. // Oxford bulletin of Economics and Statistics. 1987. Vol. 49. № 1.
  202. Idson T. Employer Size Effects in Russia // http:// econpapers.hhs.se/paper/nbrnberwo/docs/workpapdav/wp300.pdf
  203. Layard R., Richter A. Labour Market Adjustment the Russian Way // Russian Economics Reform at Risk / Ed. A. Aslund. London: Penter, 1995.
  204. Lipsey R.G., Stewer M.D. The Relation between Profits and Wage Rates // Economica. 1961. № 110.
  205. Muth J. F. Rational expectations and the theory of price movements. // Econometrica. 1961. № 29.
  206. Ruth M., Hannon B. Modeling Dynamic Economic Systems. Springer-Verlag: New York. 1997.
  207. Stillman S. Labor Market Uncertainty and Private Sector Labor Supply in Russia//econpapers.hhs.se/paper/nbrnberwo/359.htm
Заполнить форму текущей работой