Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Стратегическое управление в потребительской кооперации: теория, методология, практика

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, благодаря приоритетному национальному проекту на практике может быть осуществлена идея консолидации различных видов кооперативов, формирования единого кооперативного пространства. До настоящего времени развитие всех форм кооперации осуществлялось по большей части параллельными путями, несмотря на декларативный характер заявлений руководителей различных союзов и ассоциаций… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические особенности исследования ^ социально-экономических систем
    • 1. 1. Теоретические аспекты исследования
    • 1. 2. Управление социально-экономическими системами: эволюция, направления развития
    • 1. 3. Стратегическое управление социально-экономическими системами
  • Глава 2. Управление потребительской кооперацией в современных 'Ф условиях
    • 2. 1. Особенности управления в современной экономике
    • 2. 2. Роль и значение потребительской кооперации в условиях переходной экономики
    • 2. 3. Состояние управления потребительской кооперацией на современном этапе
  • Глава 3. Методология стратегического анализа развития потребительской кооперации
    • 3. 1. Стратегический анализ как методологический инструмент
    • I. исследования сложных систем
      • 3. 2. Стратегический анализ деятельности потребительской кооперации Республики Бурятия
      • 3. 3. Концептуальный подход к совершенствованию аналитической деятельности в потребительской кооперации
  • Глава 4. Стратегическое планирование как основа стратегического управления в потребительской кооперации
    • 4. 1. Методология стратегического планирования
    • 4. 2. Практические аспекты формирования стратегических планов потребительской кооперации Республики Бурятия
    • 4. 3. Оценка выполнения стратегических планов
  • Глава 5. Совершенствование механизмов реализации стратегических планов
    • 5. 1. Механизмы реализации стратегических планов: проблемы, направления совершенствования
    • 5. 2. Совершенствование организационной структуры
    • 5. 3. Стратегические коррективы долгосрочных планов потребительской кооперации Республики Бурятия
      • 5. 3. 1. Стратегия развития с учетом реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК»
      • 5. 3. 2. Коррективы прогнозных показателей стратегических планов

Стратегическое управление в потребительской кооперации: теория, методология, практика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Кардинальные преобразования в российском обществе требуют от субъектов хозяйствования повышения эффективности управленческих технологий.

Потребительская кооперация России к началу рыночных реформ имела более чем достаточные конкурентные преимущества, однако в силу ряда причин реализовать их не смогла. В настоящее время кооперативная система, играющая важную роль в развитии сельских территорий, слишком медленно адаптируется к новым условиям. Один из дестабилизирующих факторов — неадекватный менеджмент, существенно ограничивающий возможности развития потребительской кооперации. В связи с этим стратегическое управление, доказавшее свою эффективность в условиях рыночной экономики, приобретает ключевую роль в реформировании потребительской кооперации, повышении ее конкурентоспособности.

В кооперативном менеджменте отдельные приемы и методы стратегического управления начали использоваться с конца 90-х годов XX века. Вместе с тем целостного и последовательного характера применение принципов стратегического управления не имело, особенно на уровне регионов и хозяйствующих субъектов. Основная причина заключается в недостаточно эффективной системе действующих механизмов реализации выбранных стратегий: неумении преобразовывать стратегические цели в тактические планынесвоевременных изменениях в бизнес-процессах в ответ на изменения внешней среды, наличии организационной структуры и организационной культуры, не соответствующих вызовам современной экономики. Все это и создает научную проблему исследования, состоящую в разрешении противоречий между потребностями кооперативных организаций в современных технологиях управления, с одной стороны, и неадекватным методологическим аппаратом, несовершенством механизмов реализации стратегических планов, с другой.

Актуальность разработки теоретических и методологических основ, практических аспектов стратегического управления в потребительской кооперации предопределяется также народнохозяйственной значимостью кооперативной системы в стабильном развитии сельских территорий и реализации государственных интересов в сфере АПК.

Степень разработанности проблемы. Основы теоретических подходов в сфере управления разработаны классиками экономической науки: К. Марксом, М.И. Туган-Барановским, Дж. М. Кейнсом, Э. Ханеном, У. Митчеллом и др. Проблемы динамического равновесия сложных социально-экономических систем присутствуют в фундаментальных работах в области системного анализа С. Вира, С. Оптнера, Д. Клиланда, Б. А. Райзберга, Г. С. Поспелова, Ю. Н. Черняка и др.

Идеи и теории стратегического управления обоснованы в работах Ф. Аналоуи, И. Ансоффа, М. Ковени, М. X. Мескона, П. Милгрома, Г. Минц-берга, М. Портера, А. Дж. Скрикленда, А. Смита, А. А. Томпсона и др. Однако их опыт не учитывает специфических условий реформирования российской экономики, что накладывает определенные ограничения на прямое заимствование в разработке методологических подходов.

В отечественной науке идеи и теории стратегического управления обоснованы в фундаментальных работах и прикладных исследованиях Л. И. Абалкина, А. Н. Аганбегяна, О. С. Виханского, С. Ю. Глазьева, К.Т. Джу-рабаева, A.B. Евсеенко, А. И. Наумова, Э. А. Уткина, P.A. Фатхутдинова, А. П. Черникова, Ю. В. Яременко. В трудах этих ученых раскрываются пути и методы совершенствования стратегического управления экономикой на мак-ро-и микроуровнях.

В числе научных работ, посвященных проблемам управления и развития потребительской кооперации России, — труды А. Р. Бернвальда, А. П. Балашова, Г. М. Ефремовой, О. П. Зайцевой, Е. В. Исаенко, З. А. Капелюк, JI.M. Корчагина, В. А. Курбетьева, М. П. Лебедко, Л. П. Наговициной, Ю. А. Новоселова, В. П. Прижигалинского, Л. А. Сипко, Е. Е. Тарасовой,.

М.В. Хайруллиной, Т. Г. Храмцовой, Н. В. Шаланова и др. В трудах названных авторов исследованы методы совершенствования систем управления экономикой потребительской кооперации, направления реформирования менеджмента кооперативных организаций.

Однако при наличии значительного числа работ по стратегическому управлению недостаточно исследований, посвященных механизму реализации стратегических планов. Применительно к потребительской кооперации требуется научная проработка методологических основ стратегического анализа и планирования для различных субъектов системы, своевременной корректировки стратегических планов в соответствии с изменениями внешней средыприведения в соответствие с выбранной стратегией организационной структуры и культуры кооперативных организаций.

Указанные обстоятельства обусловливают актуальность выбранной темы диссертационной работы, определяют ее цель и задачи.

Цель исследования состоит в разработке теоретических и методологических основ стратегического управления для выработки практических рекомендаций по формированию стратегических планов кооперативных организаций и механизма их реализации.

Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:

— систематизировать научные концепции и теории стратегического управления, исследовать развитие управления в потребительской кооперации;

— выявить основные проблемы внедрения стратегического управления в потребительской кооперацииобосновать направления его совершенствования;

— предложить методологию и методику стратегического анализа и стратегического планирования применительно к потребительским обществам и их союзам;

— разработать программу стратегического развития потребительской кооперации на региональном уровне;

— обосновать предложения по совершенствованию системы механизмов реализации стратегических планов;

— сформулировать новые подходы к механизму координации экономических отношений между потребительскими обществами и их союзами;

— предложить направления совершенствования организационной структуры потребительской кооперации;

— разработать методику внесения стратегических корректив в долгосрочные планы кооперативных организаций;

— исследовать возможности потребительской кооперации в реализации приоритетных национальных проектов.

Данные задачи реализованы в процессе исследования.

Предмет исследования: организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления кооперативными организациями в условиях рыночной экономики.

Объект исследования: многоуровневая система управления потребительской кооперации на примере кооперативных организаций Республики Бурятия.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Общей методологической основой исследования является диалектический метод познания, позволяющий оценить диалектику общего и частного, формы и содержания, экономического и социального, общенационального, регионального и отраслевого.

В исследовании использованы общенаучные методы теоретического и эмпирического познания: индукция и дедукция, анализ и синтез, институционально-эволюционный подход, принципы логического и системного анализа.

Исследование базировалось также на прикладных экономико-статистических методах: сводке и группировке данных, изучении динамики и взаимосвязей и др., что позволило обеспечить необходимую глубину, достоверность результатов исследования и обоснованность выводов. Для обработки исходной информации и графического представления результатов исследования использована программа обработки электронных таблиц «Microsoft Excel».

Информационной основой исследования послужили данные официальной государственной и ведомственной статистики, информация финансово-экономического управления Центросоюза РФ, статистическая и бухгалтерская отчетность республиканских, областных и краевых потребсоюзов, а также результаты выборочных статистических обследований кооперативных организаций, выполненных автором в процессе проведения исследования.

Научная новизна исследования заключается в комплексном исследовании процесса стратегического управления в потребительской кооперации, позволяющем определить совокупность теоретических положений и рекомендаций методологического, методического и прикладного характера.

Предмет защиты составляют следующие положения и результаты, полученные лично соискателем и содержащие элементы научной новизны:

— обоснованы основные направления повышения эффективности стратегического управления в потребительской кооперации, заключающиеся в совершенствовании механизмов реализации стратегии;

— предложена авторская методология стратегического планирования, обеспечивающая вертикальную интеграцию стратегических планов субъектов региональной кооперативной системы;

— сформулированы направления изменения организационной структуры потребительской кооперации, рекомендовано формирование проектно-матричных структур, в рамках которых определены процессы стратегического планирования;

— обоснована методика перевода стратегических планов потребительских обществ в оперативные планы, заключающаяся в поэтапной декомпозиции стратегии (стратегии — цели — задачи);

— предложены качественно новые механизмы координации деятельности между потребительскими обществами и их союзами, основанные на стандартизации квалификации и организационной культуры;

— рекомендована система рационального разделения полномочий между советом и правлением потребительских обществ, направленная на устранение дублирования функций, превышения полномочий представительных органов управления;

— предложена модель стратегического партнерства потребительских обществ и сельскохозяйственных кооперативов, позволяющая кооперативам совместно участвовать в реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК»;

— разработана методика корректировки стратегии и прогнозных показателей стратегических планов кооперативных организаций на основе сценарного подхода с учетом оценки изменений внешней среды и внутреннего потенциала системы.

Отмеченные результаты соответствуют области исследованияп. 15.103 «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка» Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки).

Теоретическая значимость работы. Положения работы представляют собой вклад в теорию стратегического управления в части развития теории и методологии стратегического планирования на основе вертикальной и горизонтальной интеграции стратегических планов, формирования комплекса механизмов реализации стратегии. Проблемы стратегического управления в процессе исследования рассмотрены одновременно с позиций менеджмента и прикладной экономики, что позволило сформулировать теоретические подходы к изменению организационной структуры потребительской кооперации, разделению полномочий между субъектами управления кооперативных организаций, предложить новую модель стратегического партнерства кооперативов различных видов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения, выводы и рекомендации, ориентированные на широкое использование, позволяют организациям потребительской кооперации повысить эффективность деятельности.

Самостоятельное практическое значение имеют методика стратегического планирования, обеспечивающая интеграцию планов многоотраслевых организацийпредложения по совершенствованию механизмов реализации стратегических планов, включающие развертывание стратегических целей в тактические планы, своевременное внесение стратегических корректив, приведение организационной структуры и организационной культуры в соответствие с выбранной стратегией.

Отдельные положения могут быть использованы в учебном процессе кооперативных вузов.

Апробация результатов исследования. Основные выводы и практические результаты исследования докладывались и получили одобрительную оценку на международных, российских и региональных научных конференциях в г. Улан-Удэ (1999 — 2005 гг.), г. Чите (1999 — 2004 гг.), г. Иркутске (2001 г.), г. Владивостоке (2000 г.), г. Якутске (2000 г.), г. Новосибирске (2001 -2004 гг.).

Под непосредственным руководством автора разработаны стратегические программы: «Программа стабилизации и развития потребительской кооперации Республики Бурятия на период с 2000 по 2005 годы», «Программа развития потребительской кооперации Республики Бурятия до 2010 года», «Основные направления кадровой политики потребительской кооперации Республики Бурятия до 2010 года», программа «Стратегия развития потребительской кооперации Республики Бурятия до 2015 года» (акт о внедрении от 21 октября 2005 г. № 01−120-С).

Основные результаты исследования внедрены в практическую деятельность Союза потребительских обществ «Холбос» Республики Саха (Якутия) (акт о внедрении от 23 декабря 2003 г. № 03−285), Читинского облпотребсоюза (акт о внедрении от 11 января 2006 г. № 05 ПР-01), Иркутского облпотреб-союза (акт о внедрении от 03 мая 2006 г. № 3-С).

Теоретические подходы к проблемам стратегического управления, методика стратегического анализа и планирования деятельности кооперативных организаций в условиях рынка используются в учебном процессе Сибирского университета потребительской кооперации (акт о внедрении от 22 сентября 2005 г. № 16−1188), Забайкальского института предпринимательства СибУПК (акт о внедрении от 19 апреля 2006 г. № 138), Бурятского филиала СибУПК (акт о внедрении от 11 мая 2003 г. № 539) по дисциплинам «Менеджмент в потребительской кооперации», «Актуальные проблемы потребительской кооперации.

По теме исследования в 1998 г. автором получен грант международного фонда «Евразия» (США) (V98−0544) для реализации образовательной программы по стратегическому менеджменту для специалистов кооперативных организаций Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Читинской области с проведением в течение 1999;2000 гг. научно-практических конференций и издания учебного пособия «Стратегическое управление в потребительской кооперации».

Публикации. Автор опубликовал 72 работы общим объемом 116,6 п.л. (авторские 96,9 п.л.), в том числе по теме диссертации — 56 работ общим объемом 85,2 п.л. (авторские 74,9 п.л.). Из них две авторские монографии общим объемом 23,1 п.л.- восемь брошюр общим объемом 10,6 п.л. (авторские 6,7 п.л.), четыре учебных пособия общим объемом 34,5 п.л. (авторские 30,5 п.л.), 21 научная статья общим объемом 12,7 п.л. (авторские 11,1 п.л.), в том числе пять статей в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка. Содержит 334 страницы текста, 75 таблиц, 46 рисунков, 5 приложений. Библиографический список включает 237 источников.

Основные результаты внутреннего анализа производственной деятельности по хлебопечению можно распространить и на кооперативное производство колбасных изделий.

В основе анализа внешней среды — анализ потребительского рынка хлебобулочных и колбасных изделий Республики Бурятия.

Производство хлеба и хлебобулочных изделий в республике в 2004 г. увеличилось по сравнению с 2003 г. на 22, 4% и составило 37,2 тыс. т. Насыщение потребительского рынка хлебом и хлебобулочными изделиями в республике происходит на 99,9% за счет собственного производства. Доля потребительской кооперации в республиканском объеме производства хлебобулочных изделий в 2004 г. по сравнению с 2003 г. снизилась на 1,44% и составила 7,01% (табл. 5.10).

Заключение

.

Данное исследование позволило осуществить разработку теоретических основ и методологических положений концепции стратегического управления в потребительской кооперации Российской Федерации, что является решением актуальной научной проблемы, имеющей важное народнохозяйственное значение для реализации социальной политики государства и осуществление его интересов в сфере агропромышленного комплекса.

В исследовании установлено, что потребительская кооперация востребована обществом, прежде всего, как социально-ориентированная система. Однако существующая в ней система управления не способствует формированию долгосрочных конкурентных преимуществ, восстановлению рыночных позиций. В связи с этим реформирование потребительской кооперации требует повышения эффективности действующих управленческих технологий и внедрения новых.

Отдельные приемы и методы стратегического управления начали использоваться в потребительской кооперации с конца 90-х годов XX века.

Основными факторами, обусловившими активное внедрение стратегического управления в деятельность потребительской кооперации в период реформирования экономики, явились:

— сохранение организационной целостности кооперативной системы;

— опыт долгосрочного планирования деятельности хозяйствующих субъектов в условиях централизованной экономики;

— научные разработки в сфере управленческих технологий, осуществляемые кооперативными образовательными учреждениями.

Исследование показало, что внедрение основных принципов стратегического планирования в пореформенный период позволило восстановить управляемость системы, выработать стратегические ориентиры ее развития, начать процесс адаптации к новым условиям хозяйствования.

Однако практика стратегического управления, наряду с преимуществами, выявила определенные проблемы, снижающие эффективность управления. К основным относятся: отсутствие должной поддержки высшего руководства региональных потребсоюзов в последовательной реализации стратегических планов;

— недостаточная координация стратегических планов по вертикали в региональной кооперативной системе;

— неумение преобразовывать стратегические цели в оперативные планы;

— несвоевременные изменения в бизнес-процессах в ответ на изменения внешней среды;

— наличие организационной структуры и культуры, не соответствующих требованиям современной экономики.

Актуальным для потребительской кооперации становится дальнейшее развитие стратегического менеджмента как управленческой технологии, способствующей формированию конкурентных преимуществ системы. В работе охарактеризованы основные направления повышения эффективности стратегического управления. Кратко они сводятся к следующему.

1. Перенос центра стратегического управления на уровень потребительских обществ — основных субъектов кооперативной системы. Возможность районных кооперативных организаций самостоятельно осуществлять стратегическое управление обеспечит повышение обоснованности принятых планов, своевременное внесение корректив, использование действенных механизмов реализации стратегий.

2. Вертикальная интеграция стратегических планов. Организационная целостность региональной системы потребительской кооперации, многоуровневый характер управления обусловливают необходимость координации стратегических планов по вертикали, создание «стратегической пирамиды» сбалансированных и взаимоувязанных стратегий развития потребительских обществ и их союзов.

3. Горизонтальная интеграция планирования — предполагает участие в процессе планирования и реализации планов нескольких функциональных подразделений кооперативных организаций, что обеспечивает комплексный, инновационный характер решения сложных проблем, повышение ответственности за реализацию принятых решений.

Данные направления развития стратегического управления обусловливают необходимость совершенствования методического обеспечения стратегического анализа и планирования на уровне потребительских обществ и их союзов, развития системы механизмов ф реализации стратегических планов.

Одна из основных проблем в стратегическом управлении потребительской кооперации — недостаточная координация стратегических планов по вертикали: стратегии союза (концепции, целевые программы) не находят дальнейшего развертывания в стратегических и далее оперативных • планах потребительских обществ. В исследовании обоснована методология вертикальной интеграция стратегических планов.

В настоящее время разработка стратегических планов в большинстве региональных систем потребительской кооперации производится «сверху Э вниз». Однако в данном случае возникают основания для дихотомииразделения процесса стратегического планирования на формулирование стратегии и ее осуществление. Первое — прерогатива союза, второеобязанность потребительских обществ.

В условиях стабильной и несложной среды такое разделение не представляется значительной преградой в реализации стратегии. Однако усложнение внешней среды приводит к необходимости постоянной ^ корректировки стратегии. Для внесения своевременных и правильных корректив нужна как можно более полная и корректная информация. Высшее руководство сложных многоуровневых структур не обладает всей необходимой информацией, позволяющей сформулировать разумную стратегию подразделений.

Автором предложено вертикальную интеграцию стратегических планов потребительских обществ и их союзов производить на следующих этапах. Разработка стратегии осуществляется в районных кооперативных организациях, там, где она реализуется. Потребительские общества самостоятельно с привлечением по мере необходимости специалистов союза, научных и образовательных учреждений потребительской кооперации определяют концепцию своего развития. Полная, насколько это возможно, информация позволяет кооперативным организациям выбрать оптимальные стратегические альтернативы развития, своевременно внести соответствующие коррективы.

На основе концепций районных кооперативных организаций формируется концепция развития региональной системы потребительской кооперации, утверждаемая представителями потребительских обществ. В ней, помимо качественных стратегий, определяются и конкретные показатели развития. Данные индикаторы учитываются потребительскими обществами при формировании целевых стратегических программ, направления которых (отраслевые, функциональные) определяются конкретными условиями деятельности.

Если возникает необходимость создания соответствующих региональных программ, например, республиканской программы развития кооперативного производства, то в их основе — соответствующие программы развития районных кооперативных организаций. Утвержденные концепции и стратегические программы потребительских обществ — основа для разработки стратегических проектов и далее текущих планов кооперативных организаций.

Предложенный процесс выстраивания и гармонизации стратегических планов в целом по региональной системе потребительской кооперации может оказаться длительным по времени, требующим многочисленных согласований, постоянных пересмотров различных видов стратегических документов. Тем не менее, только тогда можно говорить о полноте предпринятых усилий по формированию эффективной стратегии.

Многоотраслевой характер деятельности, необходимость формулирования нескольких взаимосвязанных стратегических направлений развития делают необходимым участие в процессе планирования не только экономистов, но и специалистов других функциональных подразделений организации, от которых зависит реализация планов. Такая горизонтальная интеграция планирования возможно в рамках органических, адаптивных (не механистических) структур. В работе обоснована необходимость изменения действующей линейно-функциональной структуры потребительских обществ на проектно-матричную.

На уровне союза потребительских обществ дивизиональная структура также будет трансформироваться в дивизиональную адхократию, когда для выработки стратегических планов объединяются не только специалисты правления союза, но и районных потребительских обществ, кооперативных учебных заведений и других субъектов внешней среды.

В настоящее время традиционный процесс планирования изменяется в сторону более частых корректировок планов, что не позволяет, по мнению представителей новой экономической теории, говорить о планировании как традиционном инструменте управления. Действительно, процесс планирования будет больше походить на адаптацию. Тем не менее, основные этапы планирования: целеполагание, установление приоритетов, оценка возможных альтернатив развития, выбор оптимальной стратегии, прогнозирование ключевых показателей деятельности, анализ выполнения, корректировка — сохранятся.

Сформулированные стратегии в каждый последующий момент времени могут изменяться под воздействием новых внешних и внутренних факторов, когда проектная группа, работающая в данном направлении, примет новое решение как адекватный ответ на изменение условий хозяйствования. Планирование оказывается динамическим, итерационным процессом.

Автором предложена схема планирования товарооборота розничной торговли с участием проектных групп. Данная логика планирования апробирована при формировании стратегических программ развития потребительских обществ Республики Бурятия до 2010 г.

Проведенное автором комплексное исследование внутренней и внешней среды потребительской кооперации Республики Бурятия позволило сделать следующие выводы. Региональная система потребительской кооперации имеет достаточный внутренний потенциал, обеспечивающий возможности ее дальнейшего развития: сохранение единой организационной системыналичие материально-технической базыналичие гарантированного рынка сбыта, постоянных покупателей-пайщиковналичие квалифицированных кадровстатус потребительской кооперации как некоммерческой организациимногоотраслевой характер деятельности.

Результаты стратегического анализа использованы при определении стратегических альтернатив развития потребительской кооперации Республики Бурятия.

Процесс внедрения стратегического управления в деятельность системы потребительской кооперации Республики Бурятия начат в 2000 г., когда автором работы был получен грант международного фонда «Евразия"на реализацию «Образовательной программы по стратегическому менеджменту для специалистов кооперативных организаций Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия) и Читинской области».

Образовательная программа позволила всем руководителям, специалистам и работникам системы не только получить определенные знания и вызвать интерес к новой для кооперативной системы управленческой теории, но и сформулировать теоретические подходы к методологии стратегического анализа и планирования, начать процесс стратегического управления.

При непосредственном участии автора исследования разработаны и реализованы следующие стратегические программы развития потребительской кооперации Республики Бурятия.

1. 2001 год: стратегии развития отдельных потребительских обществ системы.

2. 2002 год: программа «Развитие потребительской кооперации Республики Бурятия до 2010 года».

3. 2003 год: программы развития потребительских обществ республики до 2010 года.

4. 2005 год: программа развития кооперативного производства.

5. 2005 год: программа развития закупок мяса в личных домашних хозяйствах населения.

6. 2006 год: программа «Основные направления кадровой политики потребительской кооперации Республики Бурятия до 2010 года».

7. 2006 год «Стратегия развития потребительской кооперации до 2015 года».

Основополагающим стратегическим документом, определяющим стратегические направления развития региональной кооперативной системы является, на наш взгляд, программа «Развитие потребительской кооперации республики Бурятия до 2010 года». Автор исследования попытался на практике реализовать предложенную им технологию стратегического планирования.

Результаты проведенного стратегического анализа позволили сформулировать общую стратегию развития системы потребительской кооперации Республики Бурятия «Усиление вертикальной и горизонтальной интеграции системы, интенсивное развитие всего многоотраслевого хозяйства потребительской кооперации с выделением ключевой отрасли «Закупки сельхозпродукции». Программа, помимо качественных направлений развития, содержит количественные ориентиры, которых должна достигнуть система потребительской кооперации Республики Бурятия к 2010 г.

По истечении трех лет с момента принятия «Программы развития потребительской кооперации Республики Бурятия до 2010 года» актуальной становится задача оценки выполнения и корректировка стратегических планов. Проведенный анализ выполнения программных заданий свидетельствуют о том, что по большинству заданий имеет место невыполнение планов. Автором сделан вывод что, основные причины стратегического разрыва носят преимущественно внутренний характер. На взгляд автора, основная причина, не позволяющая достигнуть запланированных ориентиров развития — недостаточная отработанность механизмов реализации стратегии. Из общей системы административных и экономических механизмов выделены механизмы, имеющие наиболее важные значение для кооперативной системы:

Соответствие организационной структуры выбранной стратегии. По нашему мнению, в современных условиях сложной и динамичной внешней среды, требующей выработки стратегических планов субъектами, непосредственно их реализующими, существующая организационная структура потребительской кооперации препятствует эффективной реализации стратегических планов. В качестве основного направления совершенствования организационной структуры системы потребительской кооперации Республики Бурятия в рамках союза предложен переход от чисто дивизиональной конфигурации к дивизиональной адхократии. Организационные аспекты формирования адаптивных структур в потребительских обществах заключаются в формировании проектно-матричных структур, работающих как на временной, так и долгосрочной основе.

Проведенный автором анализ мотивационных характеристик участников проектных групп, функционирующих в системе потребительской кооперации Республики Бурятия, выявил наличие высокого уровня мотивации, связанного с такими характеристиками как разнообразие, законченность, значимость работы, кооперация с другими людьми и др.

Координация организационных единиц. В современных условиях необходимо качественное изменение данных механизмов, поскольку потребительские общества работают в новых условиях, самостоятельно формируют хозяйственные связи с поставщиками товаров (работ, услуг), муниципальными образованиями, финансовыми и другими институтами, принимая на себя всю ответственность за результаты работы. Союз потребительских обществ в настоящее время не имеет практически никаких материальных и финансовых ресурсов, которые могли бы повлиять на деятельность районных кооперативных организаций. В этих условиях такие механизмы координации как прямое указание и контроль уже не работают.

Считаем, что в современных условиях наиболее приемлемыми механизмами координации являются:

— согласование со стороны всех элементов структуры по отношению к потребительским обществам;

— контроль со стороны потребительских обществ за деятельностью союза;

— стандартизация квалификации как необходимое условие эффективной деятельности субъектов;

— стандартизация организационной культуры как условие, не позволяющее союзу распасться на ряд абсолютно автономных хозяйственных единиц.

Совершенствование нормативно-правовой базы. Анализ системы управления потребительской кооперации в качестве основной проблемы, связанной с нормативно-правовым механизмом управления выделил проблему разделения полномочий между советом и правлением потребительского общества. По нашему мнению, для решения проблемы эффективного разделения полномочий между советом и правлением требуются поправки к закону о потребительской кооперации и изменения примерных уставов потребительских обществ.

Развертывание стратегических планов. В практической деятельности потребительских обществ часто существует разрыв между верно выбранными, правильно сформулированными стратегиями и оперативными планами, подготовленными по традиционной технологии планирования. Методика перевода стратегических планов потребительских обществ в оперативные планы определена с учетом основных положений теории ИозЫп-планирования.

Принятие приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» требует уточнения стратегии развития потребительской кооперации.

Помимо благоприятных возможностей, связанных с реализацией национального проекта, имеются и угрозы: система потребительской кооперации не включена в список хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации проекта. Кроме того, одно из основных направлений проектастимулирование создания новых сельскохозяйственных кооперативовпотенциальных конкурентов потребительской кооперации в сфере закупок.

Для системы потребительской кооперации нежелательно ограничиваться только пассивным участием в реализации основных направлений проекта. В исследовании обоснован механизм интеграции потребительских обществ и сельскохозяйственных кооперативов в различных ее формах для обеспечения эффективной совместной работы по реализации национального проекта.

Жесткая" интеграция имеет место, когда потребительские общества становятся участниками сельскохозяйственных потребительских кооперативов. «Мягкая» интеграция может сводиться к двум видам стратегических альянсов: «связывающие» альянсы, когда каждый из кооперативов выполняет взаимодополняющие функции, и «масштабные» -когда кооперативы выполняют совместную деятельность.

Таким образом, благодаря приоритетному национальному проекту на практике может быть осуществлена идея консолидации различных видов кооперативов, формирования единого кооперативного пространства. До настоящего времени развитие всех форм кооперации осуществлялось по большей части параллельными путями, несмотря на декларативный характер заявлений руководителей различных союзов и ассоциаций кооперативов о необходимости создания единого кооперативного движения. Объединение кооперативов само себе не является самоцелью — кооперативы создаются там, где они необходимы, и в том виде, который позволяет его членампайщикам наиболее полно реализовать имеющиеся потребности. Взаимодействие между кооперативами определяется не субъективными, а объективными факторами, прежде всего практической целесообразностью.

Вместе с тем, на взгляд автора, для потребительской кооперации в связи с реализацией приоритетного национального проекта проблема формирования концептуальной модели партнерства с сельскохозяйственными кооперативами становится особенно актуальной.

Результаты анализа практической деятельности кооперативных организаций по созданию альянсов позволили автору выделить основные характеристики взаимодействия потребительских обществ с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в реализации мероприятий приоритетного национального проекта. Одно из возможных направлений дальнейшего развития интеграции кооперативной системы заключается, на взгляд автора, в трансформации союзов потребительских обществ в союзы потребительских кооперативов различных видов: потребительских, сельскохозяйственных, кредитных, снабженческо-сбытовых и др. Такая интеграция повысит роль и значение кооперации в жизнедеятельности сельских территорий, а также усилит внутренний потенциал кооперативной системы.

Внесение стратегических корректив — неотъемлемый элемент стратегического управления, поскольку в стратегических планах, носящих долгосрочный характер, невозможно учесть все возможные изменения внешней и внутренней среды. Корректировка стратегии связана с действием механизма обратной связи, в основе которого — интегрированная система мониторинга и внесения корректив, позволяющая принимать обоснованные решения в оперативном режиме.

В исследовании предложена последовательность действий по мониторингу и внесению стратегических корректив в стратегические планы кооперативных организаций. Апробация данной методики проведена на основе оценки выполнения стратегических целей программы «Стратегия развития потребительской кооперации Республики Бурятия до 2010 года». В процессе выполнения программы, принятой в 2003 г. произошло изменение основных стратегических допущений, на которых строился план, прежде всего это — принятие национального приоритетного проекта # «Развитие АПК» (внешний фактор), а также недостаточная отработанность механизмов реализации стратегии (внутренний фактор). Потребовались коррективы стратегии и прогнозных показателей.

Количественный и качественный анализ конкурентной среды с использованием «Модели пяти сил Портера», определения коэффициентов Щ рыночной концентрации, индексов Герфиндаля — Гиршмана, позволили сделать вывод о сохранении стратегической важности отрасли «Закупки сельхозпродукции». Условия реализации национального проекта потребовали внесения уточнений в формулировку стратегии в виде & необходимости взаимодействия потребительских обществ, их союзов и сельскохозяйственной потребительской кооперации: «Активное участие потребительских обществ, их союзов в становлении единого социально-экономического кооперативного пространства, интенсивное развитие экономики кооперативной системы на основе приоритета сельскохозяйственного производства и закупочно-сбытовой деятельности».

Необходимость формирования видения долгосрочной перспективы ^ развития кооперативной системы обусловила увеличение горизонта планирования до 2015 г. Планируемые результаты реализации национального проекта в виде увеличения производства сельскохозяйственной продукции, становления конкурентов в сфере закупок сельскохозяйственной продукции потребовали внесения изменений в прогнозные показатели развития потребительской кооперации. В рамках долгосрочного прогноза развития отраслей кооперативной системы республики на 2005 — 2015 гг. рассчитаны три варианта: инерционный, инновационный и реалистический.

Инерционный вариант характеризуется внутренним импульсом развития потребительской кооперации, сложившейся динамикой роста при неизменности ключевых параметров и приоритетов развития.

Инновационный вариант базируется на целевых установках, предполагающих существенное ускорение внутреннего импульса. Подобный качественный прорыв системы возможен, прежде всего, на основе реализации инновационных проектов.

Вследствие очевидной сложности достижения плановых показателей инновационного варианта и необходимости преодоления недостаточных темпов роста инерционного варианта рассчитан еще один вариант прогноза (реалистический), позволяющий учесть изменение всех основных факторов и обеспечить приемлемый темп роста деятельности потребительской кооперации. Данный вариант взят за основу для определения прогнозных показателей развития кооперативной системы республики до 2015 г.

Таким образом, проведенное исследование выявило возможности повышения эффективности применяемого в потребительской кооперации стратегического управления, заключающиеся в совершенствовании механизмов реализации стратегии: перевода стратегических целей в текущие планы, изменения организационной структуры и культуры в соответствии с выбранной стратегией, внесения своевременных корректив в стратегические планы.

Автор понимает, что в данной работе раскрыты не все направления исследований в области стратегического управления. Более широкого раскрытия, например, требуют вопросы мотивации труда в проектных группах. В самостоятельные и углубленные исследования должны быть выделены проблемы совершенствования методик развертывания стратегических планов, внесения корректировок в долгосрочные планы, обоснования эффективности работы проектно-матричных структур, совершенствования организационной культуры кооперативных организаций.

В целом автор считает, что стратегическое управление — это управление, наиболее востребованное практикой деятельности потребительской кооперации. В условиях глобализации эффективное стратегическое управление будет способствовать формированию нового типа организаций потребительской кооперации, обеспечивающего системе долгосрочные конкурентные преимущества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  2. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. -№ 3. — Ст. 145.
  3. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЭ «О сельскохозяйственной кооперации» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1995.-№ 50.-Ст. 4870.
  4. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 20.-Ст. 2321.
  5. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года. М.: Центросоюз Российской Федерации, 2001. -116с.
  6. Т.Е. Новое законодательство о кооперативах. Проблемы применения // Производственные кооперативы в России на пороге XXI века: В 2 т. / Под ред. C.B. Смолянского. М.: ЛИКОП, Институт государства и права РАН, 1996.-С. 3−10.
  7. Г. А. Стратегирование как новый элемент в системе управления развитием города / Стратегия развития города Улан-Удэ: Материалы научно-практической конференции. Улан-Удэ: Изд-во ИМБИТ СО РАН, 2005. — С. 3−11.
  8. Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: Учеб.: Пер. с англ. / Ф. Аналоуи, А. Карами. М.: ЮНИТИ — Дана, 2005. -396 с.
  9. И. Стратегическое управление: Пер. с англ. / Под ред. Е. И. Евенко. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
  10. И. Новая корпоративная стратегия: Пер. с англ. СПб: Издательство «Питер», 1999. — 416 с.
  11. А.П. Антикризисное управление: Учеб. пособие. Новосибирск: СибУПК, 2004. — 173 с.
  12. А.П. Организация и механизм функционирования акционерных обществ. Новосибирск: Рос. акад. сельхоз. наук. Сиб. отд., 1994. — 238 с.
  13. О.В. Совершенствование планирования в потребительской кооперации // Фундаментальные и прикладные исследования. МУПК: Наука и кооперативное образование. — 2004. — № 6. — С. 15 — 20.
  14. А.И., Зенкова T.B. Динамика экономического потенциала отраслей товарного обращения в России в условиях перехода к рыночным отношениям // Проблемы прогнозирования. № 4. — 1999. — С. 42 — 58.
  15. С. Выдвижение «приоритетных национальных проектов»: шаг к долгожданной переориентации реформационного курса? // Рос. экон. журн. -2005.-№ 9−10.-С. 3−25.
  16. Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ /Австрийская школа в политической экономии. М.: Экономика, 1992. — 426 с.
  17. А.Р., Наговицына Л. П. Потребительская кооперация в эпоху глобализации // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. Выпуск 1. Новосибирск: Филиал «Гео» издательства СО РАН, Издательский дом «Манускрипт», 2002. — С. 63 — 68.
  18. ТВ. Эффективность интеграции торговых отраслей потребительской кооперации, работающих в режиме торговых сетей. Новосибирск: СибУПК, 2004.- 110 с.
  19. Д.Ж. Международное кооперативное движение / Пер. с англ. O.A. Витохиной, Н. П. Гламазды, Н. В. Тихоновича. Белгород: БУПК, 1998. -292 с.
  20. И.А. Торговый менеджмент. 2-е изд., перераб. и доп. — Киев: Ника — Центр: Эльга, 2004. — 779 с.
  21. БлэкДж. Экономика: Толковый словарь. М.: ИНФРА-М, Изд-во «Весь мир», 2000. — 547 с.
  22. В.И. Новый менеджмент: Управление предприятием на уровне высших стандартов: Теория и практика эффективного управления. М.: Экономика, 1997. — 366 с.
  23. Ю.В., Швандар В. А. Экономическое управление бизнесом: Учеб. пос. для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 391 с.
  24. КБ. Формирование ресурсов продовольственного рынка российского Севера. Новосибирск: Наука, 2003. — 316 с.
  25. A.A. Тектология. Всеобщая организационная наука. В 2-х книгах / A.A. Богданов. М.: Экономика, 1989. — 368 с.
  26. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. — 1536 с.
  27. Л.Г. Организационный дизайн: Современные концепции управления: Учеб. пособие. М.: Дело, 2003. — 400 с.
  28. У. Менеджмент в организации: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997.-267 с.
  29. Брю Г. Шесть сигм для менеджеров / Пер. с англ. В. Н. Егорова. М.:1. ФАИР-ПРЕСС, 2004. 272 с.
  30. A.B. Переходная экономика. М.: Таурус, 1994. — 347 с.
  31. A.B. Эволюция отношений собственности (становление смешанной экономики) // Экономика переходного периода / Под ред. В.В. Радае-ва, A.B. Бузгалина. -М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 97 — 146.
  32. Бурятия: концептуальные основы стратегии устойчивого развития. М.: Изд. дом «Круглый год», 2000. — 187 с.
  33. A.B. Предпринимательство: Основной курс: Учеб. М.: ИНФРА-М, 1998.-608 с.
  34. Дж. М. Границы свободы. Между анархией и Левиафаном // ^ Бьюкенен Дж. М. Соч. Серия «Нобелевские лауреаты по экономике». Т.1.
  35. М.: Таурус-Альфа, 1997. С. 207 — 444.
  36. Д. Альтернативы экономического развития России XXI века // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 6. — С. 44 — 47.
  37. К. И. История потребительской кооперации России. М.: ЦУМК Центросоюза РФ, 1998. — 224 с.
  38. Т.С. и др. Краткая экономическая энциклопедия / Т. С. Вечканов, Г. В. Вечканова, В. Т. Пуляев. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 509 с.
  39. С.Н. Коммерческая деятельность: Учеб. пос. Минск: Высш. шк., 1998.-176 с.
  40. С.Н. Организация и технология торговли: Учеб. Минск: Высш. шк., 1998.-224 с.
  41. В.А. Организация стратегического управления на предприятии. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 160 с.
  42. Ю. Становление отечественного корпоративного управления: теория, практика, подходы к решению ключевых проблем // Рос. экон. журн. -2001.-№ 2.-С. 15−28.
  43. Ю. Управление сбытом: Пер. с нем. М.: Инфра-М, 1997. — 112 с.
  44. О.С. Стратегическое управление: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 1999. — 296 с.
  45. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учеб. 2-е изд. — М.: Гардарика, 1996. — 416 с.
  46. Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. -М.: «Дашков и К», 2001.-387 с.
  47. Вместе ради будущего: 170 лет потребительской кооперации России / В. Ф. Ермаков, Г. В. Киселева, А. И. Белашов и др. М.: Издательский дом Центросоюза при участии «Литвин и К0», 2001. — 348 с.
  48. Всемирная торговая организация и национальные экономические интересы / Институт мировой экономики и международных отношений. М.: Наука, 2003.-328 с.
  49. Д.М. Организация и управление. 3-е изд., перераб. — М.: МГТУ, 1998.-329 с.
  50. А. Создание и реализация стратегии предприятия на базе системы взаимосвязанных показателей // Финансовая газета. 2002. — № 50. — С. 14.
  51. А., Горский М. Технологии сбалансированного управления. М: Олимп-бизнес, 2005. — 416 с.
  52. С.Ю. Экономическая теория технического развития. М.: Наука, 1990.-345 с.
  53. В.А., Нестерова Н. В. Стратегия развития предприятия: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. — 594 с.
  54. Т.В. Формирование хозяйственного механизма в переходной экономике России. Новосибирск: СибУПК, 1999. — 304 с.
  55. Р., Рубинштейн А. Социальная экономика: введение в новую аксиоматику // Рос. экон. журн. 1997. — № 1. — С. 77 — 89.
  56. Р. Фантом российской аграрной политики // Рос. экон. журн. -2005.-№ 4.-С. 15−31.
  57. Р. О превращении развития агропромышленного комплекса в приоритет народнохозяйственного роста // Рос. экон. журн. 2005. — № 9 -10.-С. 33−40.
  58. P.A. История экономики России: Учеб. пособие. Новосибирск: ООО «Издательство ЭКЭА», 1998. — 352 с.
  59. Л.И. Сохранение имущественного комплекса потребительской кооперации: проблемы и решения // Сибирская финансовая школа. 2005. -№ 2.-С. 46−50.
  60. И. Возможности возрождения кооперативного сектора экономики i // Экономист. 2000. — № 1. — С. 92 — 96.
  61. Р. Л. Менеджмент: Пер. с англ. 6-е изд. СПб: Питер, 2004. — 864 с.
  62. П.Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения: Пер. с англ. Фаир-Пресс, 1998. — 450 с.
  63. Дж. У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: Пер. с англ. М.: Дело, 1996.-221 с.
  64. К.Т., Гришин А. Т. Проблемы современной организации промышленных предприятий / Новосиб. гос. техн. ун-т (НГТУ). Новосибирск:1.Изд-во НГТУ, 2002. 379 с.
  65. К.Т., Щербаков В. А., Нестеров A.B. Экономика. Организация производства. Менеджмент (опыт, проблемы, перспективы). Новосибирск: НГТУ, 2002.-315 с.
  66. С.Д. Кооперативный идеал в России начала XX века. Кооперация. Страницы истории. Вып. 4. — М., 1994. — 230 с.
  67. П. Специфика кооперативного управления: Обзор современной практики менеджмента применительно к кооперативам. М.: Изд. бюро МОТ, 2001.-58 с.
  68. A.B., Зверев B.C., Унтура Г. А. Интеграционные процессы в экономике региона. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1996. — 194 с.
  69. Г. М. Потребительская кооперация XXI века. Новосибирск: СибУПК, 1999.-240 с.
  70. Л.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие по разработке и реализации стратегии. Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. — 268 с.
  71. О.Н. Совершенствование механизма управления предприятием на основе стратегического управления // Высш. шк. БДЭУ. -1998. № 3. -С. 81−86.
  72. Я. В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1997. — 195 с.
  73. О.П., Усачева О. В. Учет и анализ финансовых результатов в организациях потребительской кооперации. Новосибирск: СибУПК, 2001. -104 с.
  74. О.П., Жукова Т. В. Аудит и анализ основных средств в потребительской кооперации. Новосибирск: СибУПК, 2001. — 116 с.
  75. А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера. 2-е изд., испр. — СПб.: Союз, 1997. — 228 с.
  76. A.M., Петров В. В. Логистика производственных и товарных запасов: Учеб. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. — 320 с.
  77. В., Федорова Н. Методика оценки эффективности организационных структур управления // Консультант директора. 1998. — № 2. — С. 2 -8.
  78. A.B., Максимцов М. М. Исследование систем управления: Учеб. пос. для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 157 с.
  79. Е.В. Стратегия устойчивого развития розничной торговли потребительской кооперации. Белгород: Кооперативное образование, 2002. -283 с.
  80. Е.В. Теоретические аспекты устойчивого развития розничной торговли потребительской кооперации. Белгород: Кооперативное образование, 2002.-246 с.
  81. Ш. М. Теоретические проблемы правового регулирования сельскохозяйственной кооперации. Душанбе, 1990. — С. 32.
  82. Исследование операций: Методологические основы и математические методы: Пер. с англ. / Под ред. Дж. Моудера, С. Элмаграби. М.: Мир, 1981.1.-712с.
  83. О.О. Оценка синергетического эффекта при управлении развитием торговой организации // Сибирская финансовая школа. 2005. — № 2. -С. 43−46.
  84. Г. В. Конкурентоспособность кооперации в переходной экономике: институциональный подход: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2004. -160 с.
  85. А. А. Системный, ситуационный и динамический подходы в экономике и финансах. -М.: Финстатинформ, 1998. 101 с.
  86. Л. В. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов. М.: Изд-во АН СССР, 1960. — 347 с.
  87. З.А., Хайруллина М. В. Повышение эффективности деятельности кооперативных магазинов на основе внутрихозяйственного расчета и материального стимулирования работников: Учеб. пособие для вузов / Центросоюз РФ. Новосибирск: СибУПК, 2001. — 43 с.
  88. З.А. Оплата труда работников торговли. Новосибирск: СибУПК, 1998.-80 с.
  89. P.C. Сбалансированная система показателей: От стратегии к действию: Пер. с англ. / Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Олимп-бизнес, 2003. — 294 с.
  90. . Е. Ковровая балансировка // Секрет фирмы. 2004. — № 6. — С. 9.-16.
  91. Карданская H. J1. Основы принятия управленческих решений. М.: Рус. дел. лит-ра, 1998.-288 с.
  92. . Деловая стратегия: Пер. с англ. / Науч. ред. и авт. послесл. В. А. Приписнов. -М.: Экономика, 1991.-239 с.
  93. Е. К характеристике современных международных стратегических альянсов // Рос. экон. журн. 2004. — № 7 — С. 88−93.
  94. Е. О принципах формирования и необходимости правообес-печения эффективных стратегических альянсов с участием российских предприятий // Рос. экон. журн. 2005. -№ 8. — С. 102 — 105.
  95. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ / Под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
  96. Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития / Под ред. Т. Конти, Ё. Кондо, Г. Ватсона / Пер. с англ. А. Раскина. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. 280 с.
  97. М.В. Коммерческая логистика. М.: ООО Фирма «Благовест-В», 2003.-256 с.
  98. H.A. Практика антикризисного управления предприятиями потребительской кооперации: Учеб. пособие. Воронеж, 2001. — 440 с.
  99. В. И. Теория, практика и искусство управления. М.: НОРМА -ИНФРА-М, 1999.-528 с.
  100. М. и др. Стратегический разрыв: Технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь: Пер. с англ. / М. Ковени, Гэнстер, Б. Хартлен, Д. Кинг. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 232 с.
  101. A.A. Системный, ситуационный и динамический подходы в экономике и финансах. М.: Финстатинформ, 1998. — 101 с.
  102. В.И., Петкевич Ф. П. Особенности организационной структуры и стратегии управления в рыночных условиях хозяйствования: Теория, опыт, практика. Тюмень: Софт Дизайн, 1995. — 28 с.
  103. В.К. Проблемы развития экономики предприятия в рыночных условиях: Автореф. дисс.. д-ра экон. наук / Моск. гос. ун-т печати. -М, 2000. 42 с.
  104. Э.М. Концепция менеджмента. М.: ДеКА, 1997. — 303 с.
  105. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. статья Е. М. Пеньковой. Новосибирск: Наука, 2001. — 736 с.
  106. А.И. Классики социологии менеджмента: Ф. Тейлор, А. Гас-тев. СПб: РХГИ, 1998. — 319 с.
  107. А., Жале Ж. Внутренняя торговля: пер. с франц. М.: Прогресс- Универс, 2003.- 192 с.
  108. В. И. О потребительской и промысловой кооперации // Поли, собр. соч.-Т. 43.-С. 250.
  109. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг: Европейская перспектива: Пер. с франц. СПб.: Наука, 1996. — 589 с.
  110. А.И. Вопросы теории кооперации: экономическая и социокультурная функция потребительских кооперативов // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. БУПК: Кооперативное образование. — 2004. — № 2. — С. 142 — 146.
  111. М.П., Корчагин Л. М. Менеджмент в потребительской кооперации: Учеб. пособие. Новосибирск: СибУПК, 2001. — 240 с.
  112. H.H., Лисоволик Я. Д. Актуальные проблемы присоединения • России к ВТО. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. — 383 с.
  113. А.П. Теория и история кооперативного движения. М.: ИВЦ Маркетинг, 1999. 257 с.
  114. Н. Основные вопросы кооперативной идеологии // Вестник МОСПО. 1919.-№ 1.
  115. Мак-Дональд М. Стратегическое маркетинговое планирование: Теория, Ь практика и вопросы для изучения // Экономика XXI века. 2001. — № 5. С. 15−21.
  116. K.P., Ерю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2 т- Т. 1 / Пер. с англ. М.: Республика, 1992. — 399 с.
  117. Я. Принципы кооперации для XXI века / Пер. с англ. Н. В. Тихоновича. Белгород: Изд-во БУГТК, 1997. — 86 с.
  118. В.А. Методологические проблемы антикризисного управления неравновесными экономическими системами: Автореф. дис.. д-ра экон. наук / НГАСУ. Новосибирск, 2005. — 38 с.
  119. A.B. Коммерция: Учеб. пос. -М.: Финансы и статистика, 2002. -| 256 с.
  120. Р. Управление розничной торговлей / Пер. с англ. Б.А. Гольд-берга. М.: Экономика, 1980. — 272 с.
  121. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. -М.: ИНФРА-М- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. 288 с.
  122. В.Д., Кузнецова С. А. Разработка стратегии торгового предпри-• ятия требование времени // ЭКО. — 1998. -№ 11. — С. 13−18.
  123. А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс — универс, 1999.-Т.1.-415 с.
  124. A.C., Новоселов A.C. Основы теории регионального воспроизводства. М.: Экономика, 1998. — 218 с.
  125. Н. Разработка структуры управления, обладающей потенциалом для изменений // Проблемы теории и практики управления. -2002.-№ 4.-С. 121−127.
  126. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: Дело, 1992. 703 с.
  127. Г. Стратегический процесс: Концепции, проблемы, решения: Пер. с англ. / Г. Минцберг, Дж. Б. Куинн, С. Гошал- Под общ. ред. Ю.Н. Кап-туревскрого. СПб.: Питер, 2001. — 684 с.
  128. Г. Структура в кулаке: Создание эффективной организации: Пер. с англ. / Под общ. ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Питер, 2001. — 512 с.
  129. Г. и др. Школы стратегий: Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегий менеджмента / Г. Минцберг, Б. Альстренд, Дж. Лемпел: ф Пер. с англ. Д. Раевской. СПб.: Питер, 2000. — 331 с.
  130. Г. Е. Научные основы реструктуризации потребительской ко-орерации (на примере потребительской кооперации Томской области): Дис.. канд. экон. наук. Новосибирск, 2005. — 18 с.
  131. А.Г. Особенности правового регулирования труда и предпринимательской деятельности потребительских обществ и их союзов.
  132. Новосибирск: СибУПК, 2005. — 60 с.
  133. Л.П. Социальная работа потребительской кооперации на селе. Новосибирск: СибУПК, 2004. — 56 с.
  134. M.B. Стратегическое управление в потребительской кооперации: Учеб. пособие. Новосибирск: СибУГПС, 2000. — 320 с.
  135. В. Стратегическое бюджетирование на основе BSC // Консультант. 2005. — № 7. — С. 20 — 27.
  136. А. А. Теория и практика кооперации. Предисловия М.: 1908. -С. 74.
  137. Ю.А. Социально-экономическое прогнозирование: Учеб. пособие. Новосибирск, 2000. — 132 с.
  138. С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова- РАН, Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 2003. 943 с.
  139. С.Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. М: Сов. радио, 1969. — 216 с.
  140. О. Формирование институтов корпоративной сферы: российский опыт // Рос. экон. журн. 2004. — № 7 — 8. — С. 72 — 90.
  141. Основы социального управления: Под ред. В. Н. Иванова. М.: Высшая школа, 2001.-289 с.
  142. М., Старчер Дж. Корпоративная социальная ответственность и успех в бизнесе // Менеджмент: Век XX век XXI: Сборник статей / Под ред. О. С. Виханского, А.И. Наумова- Сост. И. А. Петровская. — М.: Экономиста, 2004. — 290 с.
  143. П., Холп JJ. Что такое Шесть сигм? Революционный метод управления качеством. М.: Изд-во «Альпина Бизнес Букс». — 2004. — 160 с.
  144. А., Солодов В. Проекции ССП для девелопмента недвижимости: от стратегии к показателям // Экономические стратегии. 2005. — № 1. -С. 24 — 29.
  145. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Основы системного анализа. Томск: Изд-во НТЛ, 1997.-396 с.
  146. П. М. АПК Сибири: Тактика и стратегия экономических реформ / РАСХН. Сиб. отд-ние СибНИИЭСХ. Новосибирск, 2001. — 420 с.
  147. A.B. Главное дать ответы на вызовы времени // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2005. — № 9. — С. 5−10.
  148. A.B. Динамическое равновесие природы и организация общества устойчивого развития // Закономерности социального развития: ориентиры и критерии моделей будущего: Сборник: В 2-х ч. Новосибирск: СО РАН, 1994. -Ч. 1.-С. 22−29.
  149. Д., Дорохин Г., Туржевский С. Внедрение бюджетирования: опыт производственного предприятия // Финансовый директор. 2004. — № 12. -С. 23−30.
  150. С. Эволюция организационных структур // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 6. — С. 54 — 58.
  151. М. Конкуренция: Пер. с англ.: Учеб. пособие. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. — 495 с.
  152. В.П. Кооперация в переходной экономике. Ставрополь: Пресса, 2000. — 248 с.
  153. В.В. Содержание переходной экономики: общее и особенное //• Экономика переходного периода / Под ред. В. В. Радаева, A.B. Бузгалина. -М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 37−51.
  154. В.В. Содержание современной переходной российской экономики // Экономика переходного периода / Под ред. В. В. Радаева, A.B. Бузгалина. М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 74 — 95.
  155. Региональные проблемы переходной экономики: вопросы теории и практики. М.: Экономика, 2002. — 646 с.
  156. С.П., Коултер М. Менеджмент: пер. с англ. 6-е изд. М.: Изд. дом «Вильяме», 2002. — 880 с.
  157. В.М. Социальная сфера: проблема планирования. М.: Экономика, 2002. — 67 с.
  158. Г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении // Теория фирмы / Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономиче• екая школа, 1995. С. 54−72.
  159. В.В. Стратегия рыночной конкуренции: образовательный курс авторизованного изложения. Новосибирск: СКА ПК, 1997. — 62 с.
  160. В.В., Бакаева В. В. Искусство продажи: практикум. М.: Изд. дом «Дашков и К», 2000. — 164 с.
  161. В.Н. Гибкое развитие предприятия: Анализ и планирование. -I М.: Дело, 2000.-376 с.
  162. А.К. Идеология кооперативного менеджмента в XXI веке // Деловой вестник «Российской кооперации». 2001. — № 5. — С. 24 — 27.
  163. JI.A. Научно-организационные основы совершенствования экономических отношений потребительской кооперации в условиях формирования рыночной экономики села. Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 1999. -248 с.
  164. JI.A. Место и роль потребительской кооперации в экономике России // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. Выпуск 1. Новосибирск: Филиал «Гео» издательства СО РАН: Издательский1. дом «Манускрипт», 2002. С. 69 — 71.
  165. JI.A., Наговицина Л. П. Актуальные проблемы потребительской кооперации. Новосибирск: СибУПК, 1999. — 72 с.
  166. Системный анализ в экономике и организации производства / С. А. Валуев, В. Н. Волкова, А. П. Градов и др.: Под. общ. ред. С. А. Валуева, В. Н. Волковой. -JL: Политехника, 1991.-398 с.
  167. Н. Ситуативность и системность в менеджменте // Проблемы теории и практики управления.-2001.-№ 5.-С. 88−91.
  168. B.C. Теория социальных систем: В 3 т. Том 1. Теория организации социальных систем. Новосибирск: СибАГС, 2005. — 480 с.
  169. М.В. Менеджмент торгового предприятия. СПб.: Питер, 2003.-528 с.
  170. Социальная инициатива и ответственность // Фундаментальные и прикладные исследования. МУПК: Наука и кооперативное образование. -2004. -№ 2−3.-С. 14.
  171. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации (2004 год). М.: Центросоюз РФ. 2005. — 219 с.
  172. Социальное управление: Словарь- справочник / Под ред. В.И. Добрень-кова, И. М. Слепенкова. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 208 с.
  173. Социальный менеджмент: Учеб. / Под ред. Д. В. Валового М.: ЗАО «Бизнес-школа», 1999. 384 с.
  174. В. А. Корпоративная культура: теория, практика. СПб.: Питер, 2001.-342 с.
  175. А., Тулин И. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США: опыт развития и новые явления. М.: Наука, 1990. — 3651.с.
  176. Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под общ. ред. Л. И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. — 606 с.
  177. Д. Ваймерских А. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях (TQM): Пер. с англ. СПб.: Виктория, 2002. — 256 с.
  178. Стратегическое планирование: Учеб. пос. / Под ред. А. Н. Петрова. -СПб.: Знание: ГУЭФ, 2003. 200 с.
  179. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года // Коммерсантъ. 2000. — № 83. — С. 7.
  180. Стратегия социально-экономического развития России инновационный путь // Рос. экон. журн. — 2000. — № 8. — С. 26 — 36,
  181. Стратегия экономического развития России: По материалам общероссийской дискуссии // Рос. экон. журн. 2000.-№ 7 — С. 3 — 48.
  182. С.А. Методические проблемы прогнозирования приоритетов и последствий государственной региональной политики // Рос. экон. журн.2000. № 2. — С.57 -71.
  183. C.B. Модель управления предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. — № 6. — С. 7 — 11.
  184. А. О., Торгаева O.A. Правовые основы кооперации. 2-е изд. перераб. и доп. — Новосибирск: СибУПК, 2002. — 189 с.
  185. Е.Е. Исследование коммерческой деятельности потребительской кооперации. Белгород: Кооперативное образование, 2004. — 295 с.
  186. Е.Е., Прушковский JI. В. Оценка экономической эффективности коммерческой деятельности. Белгород: Кооперативное образование.2001.-365 с.
  187. Э.Н. Торговля: формы и методы в условиях глобализации. -Новосибирск: Сибирское соглашение, 2003. 168 с.
  188. Теория фирмы / Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экон. шк., 1995. -534 с.
  189. В.И. Управление социально-экономическим развитием системы потребительской кооперации. Белгород: Изд-во БУПК, 1999. — 295 с.
  190. JI.E. Самоуправление и организационная культура потребительской кооперации: теоретико-методологические проблемы. Белгород: Коо
  191. Щ перативное образование, 2003. 230 с.
  192. A.A., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент, концепции и ситуации: Учеб. / Пер. с англ. 9-е изд. М.: ИНФРА-М. — 2000. — 412 с.
  193. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. М.: Экономика. 1989.- 197 с.
  194. C.B. Развитие законодательства о потребительской коопера-I ции: Учеб. пос. Белгород: Кооперативное образование, 2002. — 240 с.
  195. Е.В. Маркетинговые коммуникации. Новосибирск: СибУПК, 2001.-347 с.
  196. М. 50 методик менеджмента: пер. с англ. / Науч. ред., авт. ком-мент. А. П. Колесник. М.: Финансы и статистика, 2003. — 200 с.
  197. Управление это наука и искусство: Пер. с англ. / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. / Сост. Г. Л. Подвойский. — М.: Республика, 1992. -351 с.
  198. Управление и организация в сфере услуг: Теория и практика: Пер. с англ. / К. Хаксевер, Б. Рендер, Р. Рассел, Р. Мердик- Под ред. В.В. Кулибано-вой. 2-е междунар. изд. — СПб.: Питер, 2002. — 751 с.
  199. Управление розничным маркетингом: пер. с англ. / Под ред. Д. Гилбрета. • М.: Инфра-М, 2005. — 570 с.
  200. A.A. Экономический рост и интеграция // Экономика XXI века. -2003.-№ 1.-С. 69−80.
  201. И.Г. Конечно же, я «ЗА» вступление в ВТО, но.// Российская кооперация. 2005. — № 34. — С. 5.
  202. JI.E. Перспективы возрождения российской кооперации // Производственные кооперативы в России на пороге XXI века: В 2 т. / Под ред. C.B. Смолянского. М.: ЛИКОП, Институт государства и права РАН, 1996. Т.2. С. 16−27.
  203. А. Общее и промышленное управление / Пер. с фр. Б.В. Бабина* Корена. М.: Контроллинг, 1992. — 112 с.
  204. P.A. Инвестиционный менеджмент. М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2000. — 276 с.
  205. P.A. Система менеджмента. М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 1997. — 350 с.
  206. П. Теория полезности для принятия решений. М.: Наука, 1978.-352 с.9 218. Фридман A.M. Проблемы повышения эффективности кооперативной торговли. М.: Экономика, 1987. — 115 с.
  207. М.В. Потребительская кооперация Республики Бурятия: проблемы и перспективы развития // Регион: экономика и социология. -2003.-№ 1.-С. 36−44.
  208. М. В. Управление предприятием: новые аспекты теории и Ш практики // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства.2003.-№ 2.-С. 111−122.
  209. М. В. Управление социально-экономической системой: Методологические аспекты (на примере потребительском кооперации). Новосибирск: Наука, 2002. — 248 с.
  210. М.В., Францишко Н. В. Система BSC в управлении организациями потребительской кооперации. Новосибирск: СибУГГК, 2005. — 112 с.
  211. П.Ж. Методологические подходы в разработке индикативного плана развития региона / Стратегия развития города Улан-Удэ: Материалы научно-практической конференции. Улан-Удэ: Изд-во ИМБИТ СО РАН, 1.2005.-С. 266−269.
  212. П.Ж., Думнова Т. Г. Трансформация структуры хозяйства региона (управленческий аспект). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004. — 384 с.
  213. Г. Методы прогнозирования в социалистической экономике. -М.: Прогресс, 1971.- 189 с.
  214. P.P. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2001.-376 с.
  215. О.О. Статистическое изучение роли потребительской кооперации в сельской экономике. Новосибирск: СибУГПС, 2003. — 36 с.
  216. Т.Г. Роль потребительской кооперации в социализации экономики: Учеб. пособие. Новосибирск: СибУПК, 2002. — 104 с.
  217. М., Шредер Р. 6 SIGMA: Концепция идеального менеджмента: Безошибочное управление бизнес-процессами компании / Пер. с англ. В. Егорова. М.: Эксмо, 2003. — 464 с.
  218. В.В. Внутрифирменное планирование: Учеб. СПб.: Питер, 2002.- 493 с.
  219. Цзе К. К. Методы эффективной торговли: Опыт «Лучшей торговой фирмы года»: Пер. с англ. / Предисл. Ф. А. Крутикова. М.: Экономика, 1988. -236 с.
  220. A.B. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. -М.: Наука, 1991.-455 с.
  221. А.П. Стратегия развития региона: структурный аспект. Новосибирск: Наука, 1980. — 250 с.
  222. Н.В. Исследование развития региональной системы торговли.- Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995. 83 с.
  223. Д. Организационное поведение: Пер. с англ. / Д. Шерме-рорн, Д. Хант., Р. Осборн- Под общ. ред. Е. Г. Молл. 8-е изд. СПб.: Питер, 2004.-636 с.
  224. Р.И. Региональные экономические методы управления. Новосибирск: Наука, 1980. — 256 с.
  225. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: Учеб. / Под ред. Л. А. Брагина. М.: Инфра- М, 2004.-313 с.
  226. Характеристика деятельности органов управления Потребительское общество Сельскохозяйственный кооператив
  227. Представительные органы Совет. Наблюдательный совет.
  228. Порядок избрания представительных органов Избрание председателя и членов совета общим собранием пайщиков. Избрание членов наблюдательного совета общим собранием членов кооператива.
  229. Порядок исполнения обязанностей Члены совета исполняют свои полномочия на общественных началах, председатель совета, как правило, на общественных началах. Наблюдательный совет исполняет свои полномочия на общественных началах.
  230. Исполнительные органы Правление. Председатель кооператива, правление.
  231. Порядок избрания (назначения) исполнительных органов Назначение, увольнение, освобождение относится к исключительной компетенции совета. Председатель кооператива, правление избираются общим собранием членов кооператива.
  232. Председатель совета, исполняющий свои обязанности на платной основе, может быть уволен досрочно на основании решения общего собрания.
  233. Члены правления кооператива не возмещают кооперативу убытки, если их действия основываются на решении общего собрания.
  234. Члены правления кооператива не освобождаются от обязанности возместить убытки, если их действия были совершены с одобрения наблюдательного совета кооператива.
  235. Ответственность членов наблюдательного совета соответствует ответственности членов правления.
Заполнить форму текущей работой