Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Правовые проблемы преодоления коррупции в государственном аппарате

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апреля 1992 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», в котором подчеркивалось, что коррупция в органах власти и управления ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принцип законности, препятствует… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРРУПЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ
    • 1. Тенденции распространения коррупции в условиях реформирования государственного аппарата и перехода к рыночным отношениям
    • 2. Понятие коррупции и история развития борьбы с коррупционными правонарушениями в России
    • 3. Социально-экономический и политический аспекты распространения коррупционных правонарушений в современной России
  • Глава 2. ЮРИДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ АППАРАТЕ
    • 1. Коррупционные правонарушения и ответственность за них
    • 2. Совершенствование форм юридической ответственности за взяточничество как безусловную составляющую коррупции
    • 3. Общесоциальные и специальные меры предупреждения и преодоления коррупции в государственном аппарате

Правовые проблемы преодоления коррупции в государственном аппарате (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Распространение коррупции в Российской Федерации достигло таких масштабов, что эта проблема должна называться в числе первоочередных, как требующая целого комплекса мер государственного и общественного противодействия. Ныне борьба с коррупцией стала одной из первоочередных задач Совета Европы, который на протяжении уже ряда лет (с 1989 года) активно выступает против коррупции, указав в своем меморандуме, что усугубление коррупции и всех связанных с ней общественно-опасных последствий присуще не каким-либо отдельным странам и частям Европы, а как эпидемия охватила весь континент и представляет серьезную опасность для всех стран.1.

4 апреля 1992 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», в котором подчеркивалось, что коррупция в органах власти и управления ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принцип законности, препятствует проведению экономических реформ.

8 октября 1992 года Указом Президента РФ «О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью» была образована «Межведомственная комиссия по борьбе с преступностью и коррупцией» при Совете Безопасности РФ, основным направлением деятельности которой является разработка и координация федеральных программ по предупреждению и пресечению коррупционных правонарушений. И уже на VII съезде народных депутатов России.

1 Меморандум Правового Комитета Совета Европы «О борьбе с коррупцией» // Коррупция и бюрократизм: истоки и пути преодоления. Тематический сборник. — М.: РАГС, 1998.-С.5.

Изучение поставленных в диссертации проблем показало, что борьба с коррупцией в системе государственной службы имеет важней шее значение в становлении государственности России. Поражая, прежде всего, бюрократический властный аппарат, коррупция имеет высочай шую приспособляемость, непрерывно мимикрирует, видоизменяется и совершенствуется, профессионально использует недостатки и проблемы социально-правового контроля и юридической ответственности. Изучение поставленной проблемы показало, что коррупция, как яв ление, посягая на конституционно-правовые и административно правовые формы реализации государственной власти в Российской Фе дерации, порождает целый ряд негативных последствий, разрушая тем самым правовые формы и порядок реализации компетенции государст венных органов в законных общенациональных интересах Российской Федерации, и выступает в форме присвоения власти, принадлежащей, согласно Конституции, многонациональному народу России. Таким образом коррупция — это нарушение конституционно правовых и административно-правовых форм в виде присвоения власти должностными лицами государственных органов, осуществляемое по средством использования ими своих должностных полномочий и связан ных с ними возможностей реализации противоправного сговора с физи ческими и юридическими лицами, заключенного в целях удовлетворения взаимного преступного интереса и поддерживаемого возникающей при этом преступно-правовой зависимостью. В ходе исследования показано отличие коррупции как устойчивого систематического и многоаспектного и явления от коррупционного пра вонарушения, как отдельного, самостоятельного элемента коррупции. Предложено следующее определение коррупционного правонарушения: противоправное деяние (действие-бездействие) должностного лица государственного органа по использованию им своего служебного положения и связанных с ним полномочий в реализации противоправного сговора с физическим и/или юридическим лицом, а также противоправное предос тавление ему состоящим в сговоре физическим или юридическим лицом материальных и иных благ и преимуществ. В ходе исследования обоснованы категории: «преступно-правовая зависимость» и «коллективный преступный интерес» .Обоснован вывод, что предложенное понятие коррупционного пра вонарущения представляет собой комплексный институт, охватывающий два самостоятельных состава коррупционных правонарушений, направ ленных против публичных интересов в форме: а) противоправного полу чения должностным лицом государственного органа материальных, лю бых иных благ и преимуществб) противоправное предоставление физи ческим и/или юридическим лицом материальных, любых иных благ и преимуществ. Каждое из названных посягательств на указанные интере сы не может быть совершено само по себе, вне связи с другим правона';

рушением, и, следовательно, они находятся относительно друг друга в положении так называемого в юридической науке необходимого соуча стия, при котором отсутствие факта «предоставления» означает отсутст вие факта «получения». При этом, в данной фактической взаимосвязи, «получение», по мнению автора, является значительно более обществен, но опасным коррупционным правонарушением, так как субъектом здесь выступает должностное лицо государственного органа. Исследование показало, что на основе вышеизложенного вывода возможно определить: а) состав коррупционного правонарушения, со вершаемого должностным лицом государственного органаб) состав коррупционного правонарушения совершаемого физическим или юриди ческим лицом. Также обобщены и рассмотрены правонарушения, извест ные действующему российскому законодательству, являющиеся, по сути, коррупционными, в их числе: самоуправство, злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской дея тельности, служебный подлог, дача взятки и получение взятки. Сущест венно говорить в широком смысле о правонарушениях, поскольку долж ностное лицо, совершившее административный проступок квалифициро ванный по ст. 166 КоАП «Самоуправство», может находиться в отноше ^ ниях преступно-правовой зависимости с субъектом, совершающим уго ловно-наказуемое деяние — преступление, и, тем самым, указывать пра во-преступный субъект. Аргументировано, что вымогательство взяток со стороны должно стных лиц государственных органов, или иначе называемое в юридиче ской науке «должностное вымогательство» по своей сути, является осо бым видом коррупционного правонарушения, обладающим большей сте пенью общественной опасности по сравнению с обычным взяточничест вом, когда дача и получение предмета взятки характеризуется добро м у вольностью субъектов, вступающих в коррупционные отношенияв связи с этим внесено предложение вьщелить из состава «Получения взятки» (ст. 290 УК РФ) самостоятельную уголовно-правовую норму (статью УК) • «Вымогательство взятки» .Обоснован вывод об укрепившейся тенденции умышленного кор румпирования государственных служащих физическими и юридически ми лицами, (в том числе представителями организованной преступности) ' с целью систематического использования их должностных полномочий и связанных с ними возможностей в осуществлении противоправной дея ** тельности. В связи с этим, внесено предложение ввести в статью 291 УК «Дача взятки» следующие особо квалифицированные (отягчающие нака зание) виды: 1) с целью коррумпирования должностного лица государст венного органа и последующего систематического использования его должностных полномочий в осуществлении преступной деятельности- 2) с целью обеспечения интересов организованной группы или преступного сообщества. Внесено также предположение ввести в состав статьи 292 УК «Служебный подлог» такой квалифицированный (отягчающий нака зание) вид, как «совершение служебного подлога в интересах организо ванной группы или преступного сообщества», что сыграло бы, по мне нию автора, большую роль в предупреждении и пресечении подобных коррупционных правонарушений. Одной из главных причин коррумпированности государственных служащих является их недостаточная социальная обеспеченность и пра вовая защищенность. Изучение такого параметра социальной защищен ности государственных служащих, как заработная плата, приводит к вы воду о ее явной недостаточности, что не соответствует уровню их ответ ственности и общественной значимости, объемам и интенсивности их труда. Необходимо обеспечить социально-правовую защищенность госу дарственных служащих с тем, чтобы они, как во всем мире, дорожили своей принадлежностью к государственной службе и добросовестно ис полняли свои полномочия, а увольнение с госслужбы (прежде всего по обвинению в коррупционных отношениях) являлось бы позорящим их в глазах общественности фактом. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что эффективным способом ограничения разрастания коррупции был бы пе реход к карьерной системе по примеру европейских стран, где чиновники работают на основе пожизненного найма, так как при наблюдающейся сегодня неуверенности государственных служащих в стабильности сво его положения, отсутствии у многих из них возможности сделать карьеру правомерным путем — без использования клиентарных связей, возникает соблазн улучшить свое неслужебное, но личное (семейное) положение путем приема от различных физических и юридических лиц незаконного вознаграждения за использование в их интересах своего как бы беспер спективного в других отношениях служебного положения и связанных с ним возможностей. Кроме того, по мнению автора, нельзя отрицать верог ятность того, что при отсутствии возможности сделать карьеру право мерным путем — развивая и применяя профессиональные качества, госу дарственный служащий более подвержен соблазну вступить в коррупци онные отношения с коллегами, вышестоящим руководством, и путем предоставления им подарков, услуг имущественного и неимущественно го характера, либо иным образом попытаться продвинуться по «служебной лестнице» .Представляется необходимым законодательно установить админи стративный процесс и порядок исполнения государственными служащи ми своих должностных полномочий как правовой институт функциони рующий независимо от руководящих указаний избранных или назначен ных политиков, наличие которого является основным противокоррупци онным механизмом государственной службы в развитых странах. Подоб ная процессуализация форм деятельности государственного аппарата, как показывает мировой опыт, не только будет способствовать повышению социальной эффективности его деятельности, но и выступит фактором общей превенции административного произвола и профилактики кор рупционных правонарушений. Нормативное регулирование порядка ис полнения административных должностей, и, таким образом, урегулиро ванность всех стадий административного процесса должно минимизиро вать возможность непосредственного и неправомерного вмешательства вышестоящих инстанций в процессы рассмотрения и разрешения кон кретных административных дел, что явилось бы эффективной мерой про тиводействия разрастанию коррупции в российском государственном ап парате. Исследование показало наличие серьезных проблем, имеющих не посредственное отношение к государственно-правовой практике проти водействия коррупции. Автор выражает надежду, что полученные в результате исследова ния выводы, положения и рекомендации могут быть использованы при совершенствовании действующего законодательства, а также при разра ботке новых нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере государственной службы и способствующих предупреждению и пресечению коррупционных правонарушений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Кодекс об административных правонарушениях РСФСР.
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации.
  4. Уголовный Кодекс Российской Федерации (введен в действие с 1 января 1997).
  5. Кодекс законов о труде Российской Федерации.
  6. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 // Собрание законодательства РФ. -1995.-№ 31.-Ст.2990.
  7. Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 22 февраля 1995 // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 21. — Ст. 12 870.
  8. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ „Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан“ от 14 декабря 1995.// Собрание законодательства РФ.-№ 51.-Ст.4970.
  9. Федеральный закон „О статусе судей в Российской Федерации“ от 26 июня 1992 года // Собрание законодательства РФ. — 1992. — № 50. -Ст.3402.
  10. Федеральный закон „О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам“ // Собрание законодательства РФ. — 1998. -№ 3 0 — Ст.3612- 1999.-Хо 7.
  11. Закон РФ „О милиции“ // Закон РФ „О милиции“. — М.: Изд-во „Ось — 89″. — 2000. р“ р 1994−1995 гг. // Собрание законодательства РФ.-1994. — № 5. — Ст.403.
  12. Закон РФ „О борьбе с коррупцией“ (Законопроект) // Российская газета. — 1993. — 16 апреля.
  13. Указ Президента Российской Федерации „О борьбе с коррупцией в системе государственной службы“ от 4 апреля 1992 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1992. — № 40. — Ст.4089.
  14. Указ Президента Российской Федерации „О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы“ от 30 января 1996 года // Российская газета. — 1996. -3 февраля.
  15. Указ Президента Российской Федерации „О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы“ от 6 июня 1996. // Собрание законодательства РФ. — № 24. — Ст.2668.
  16. Указ Президента Российской Федерации „О государственных наградах Российской Федерации“ от 2 марта 1994 года // Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1994. — № 10. — Ст.775- Собрание законодательства РФ. — 1995. — Х» 23. — Ст.2207.
  17. Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о взяточничестве» // Бюллетень Верховного Суда СССР. -1977. -№ 1.
  18. Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О cyдeб^^oй практике по делам о взяточничестве» от 30 марта 1990 // Бюллетень Верховного Суда СССР. — 1990. — № 3.
  19. Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил Российской Федерации от 14 декабря 1993 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. -1993.-№ 51.-Ст.4931.
  20. Положение о прохождении службы в органа налоговой полиции РФ. от 20 мая 1993. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1993. — № 29. — Ст.ст.1114- 1995. — № 51. -Ст.4973.
  21. Меморандум Правового Комитета Совета Европы «О борьбе с коррупцией» // Коррупция и бюрократизм: истоки и пути преодоления. Тематический сборник. — М.: РАГС, 1998.
  22. Г. В. Государственная служба Российской Федерации // Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы. — М., РАГС, 1997.
  23. А.К. Взяточничество в истории русского законодательства. // Журнал гражданского и уголовного права. Кн.2. СПБ. 1884.
  24. М.Н. Правящие элиты и государственность посттоталитарной России. — М.- Воронеж, 1996.
  25. М.А. Коррупция. — О. Макиавелли — Развитие государственности. // Вопросы философии. — М.: Правда, 1990. — № 12.
  26. В.В. Нужны ли правила для чиновника // Материалы международной научно-практической конференции «Становление» государственной службы в России и подготовка высшего административно-управленческого персонала". — М.: РАГС, 1998. — 41−45.
  27. Д.Н. Административное право. — М., 1997. Зб. Белая книга российских спецслужб. — М., 1996.
  28. Библия. Ветхий Завет. Книга премудрости Иисуса, Сына Сирахова 20.29.
  29. Библия. Ветхий завет. Книга премудрости Исайи. 1, 23- 5, 23.
  30. Г. Н. Уголовно — правовые проблемы борьбы с коррупцией. // Вестник Московского ун-та. Серия II. Право. — 1993. — № 1.
  31. М. Коррупция — дочь протекции // Служба кадров. — 1990. — № 10.
  32. Валенса играет законом. // Российская газета, — 1995. — 8 февр.
  33. .В. Коррупция и уголовный закон. // Правоведение. — 1991.-№ 6.
  34. .В. Корыстные злоупотребления по службе (хищения, взяточничество, злоупотребление служебным положением): уголовно — правовая характеристика и проблемы квалификации. — М., 1991.
  35. М.М. Номенклатура. — М., 1991.
  36. . Суверенизация как способ приватизации территорий // Российская газета. — 1995. — 5 янв. 46."Вопросы борьбы с коррупцией и другими преступлениям^ в сфере экономики" -Указ Президента Украины // Щит и меч. -1994. -№ 35.-С.З.
  37. Временник Демидовского юридического лицея. Кн. 54. — Ярославль, 1891. B t 48. Глотов А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы ^ ^ взаимодействия. — Краснодар, 1998.
  38. А.И. Красная мафия. — М., 1995.
  39. Единым фронтом против преступности. Отчет МВД РФ перед гражданами России. // Щит и меч. — 1994. — № 11.
  40. Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы. -М.: РАГС, 1999.
  41. Н.О. О борьбе со взяточничеством // Социалистическая законность. — 1990. — № 7.
  42. Комментарий к УК РФ. Изд. 2-е, изм. и доп. Под общ. ред. Генерального прокурора РФ Скуратова Ю. И. и Председателя Верховного Суда РФ Лебедева В. М. — М., 1997.
  43. Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях / Под ред. И. И. Веремеенко. — М., 1997.
  44. В.О. Терминология русской истории. Т. 6. — М., 1989. бб. Коррупция: хроника региональной борьбы. // СПБ: Фонд поддержки правоохранительных органов. Сост. сб. Г. С. Водолеев. — Санкт-Петербург, 1995.
  45. Ю.А. Субъективная сторона преступления // Уголовное право. Общая часть. Курс лекций. -М., 1996.
  46. Д. Ни правого, ни виноватого не убивайте // Российская газета. — 1999. — 31 марта.
  47. Е.А. Мотивы и поведение человека в правовой сфере // Советское государство и право. — 1972. — № 8,
  48. В.В. Преступность XX века. Мировой криминологический анализ. -М.: Норма, 1997.
  49. Г. В. Конституционные основы государственной службы РФ. // Государственная служба РФ: первые шаги и перспективы / Под общ. ред. Д.Ю.Н., проф., Г. В. Атаманчука. — М.: РАГС, 1997.
  50. А.С. Ганстеризм в США: сущность и эволюция. — М., 1999. Ь^
  51. Организованная преступность — 2. Проблемы, дискуссии, предложения. Круглый стол Криминологической Ассоциации. — М., 1993.
  52. М. Миллиарды премьер министра // Российская газета. — 1994. — 1 5 декабря.
  53. В. Правовая реформа. Тернистый путь к истине // Российская газета. — 1999. — 23 марта.
  54. Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Россия на рубеже веков».-М., 1999.
  55. Преступность и правонарушения. Статистический сборник. — М., 1992.
  56. И.О. О наказуемости взяточничества и лихоимства // Право. — 1916.-№ И.
  57. Развитие русского права в XV- первой половине XVII вв. — М., 1986.
  58. И.И. Экономика и преступность. — Алма-Ата, 1991.
  59. В.М. Коррупция: социально-экономический аспект. — М., РАУ, 1995.
  60. В.Л. Коррупция: жесткие условия преодоления // Служба кадров.-№ 1.-м., 1999.
  61. Российское законодательство Х-ХХвв. Т.З. — М.: Юрид. лит-ра., 1985.
  62. Российское законодательство Х-ХХ веков Т.2. — М.: Юрид. лит-ра. 1985.
  63. Россия не часы или связка ключей, чтобы ее терять, (из заявления М. Олбрайт) // Российская газета. — 1999. — 18 сентября.
  64. Г. К. Куда идешь Россия? (Процессы демократизации и проблема возрождения России). — М.: РАУ, 1993.
  65. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1982.
  66. Советское административное право / Под ред. Ю. М. Козлова. — М., 1973.
  67. СМ. История России с древнейших времен. Т.Н. кн.7.
  68. Стимулирование служебной деятельности работника милиции: Учебное пособие. — М., 1991.
  69. Состояние преступности в России за 1993 г. — М.: ГИЦ МВД РФ, 1994.
  70. В. Мифология взятки: блат и взятка глазами современного российского общества // Психологическая газета «Мы и Мир». -1998.-№ 3.
  71. Толковый словарь В. Даля Т. З. — М.: Мысль, 1980.
  72. Уголовное право. Общая часть / Под общ. ред. Здравомыслова Б. В. — М.: Юрист, 1996.
  73. Уголовное право. Особенная часть // Отв. ред. Козаченко И. Я. — М., 1988.
  74. Д.Н. Психологические исследования. — М., 1966.
  75. А.О. О подкупе // Журнал гражданского и уголовного права. Кн. 6. — СПб, 1884.
  76. И.Г. Социально-психологическое отношение субъекта к преступлению. — Л., 1970.
  77. . Считаю до пяти, сказал Миттеран // Российская газета. — 1994.-14 дек.
  78. Философский словарь. — М., 1991. НО. Фридмэн Л. Введение в американское право / Перевод с англ. Под ред. М.Калантаровой. — М.: Прогресс, 1993. к"
  79. А. В. Бакушев В.В. Коррупция: тенденции в мире и России. — М.: Информэлектро, 2 0 0 0. — С П .
  80. Чугаев Пока российский чиновник будет получать мизерную зарплату, коррупцию в нашей стране не победить // Мир за неделю. -1999.-№ 2.
  81. Чиновник — звание ответственное // Служба кадров. 1999, № 8.
  82. Ф.А. О соотношении советской государственной службы и военной службы // Правоведение. — 1977.
  83. В.А. Политика и преступность // Государство и право. — 1994.-№ 4.
  84. А.С. Роль управления в деятельности государственного аппарата США // Власть. — 1998. — № 1.
  85. В.Ф. Приватизация и ее криминальные последствия // Юрист.-М., 1998.-№ 7. щ
Заполнить форму текущей работой