Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Права и свободы человека и гражданина в Республике Абхазия: особенности конституционно-правового регулирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для восстановления историко-культурных и этнических связей разобщенной в результате трагических событий прошлых столетий единой национальной лингвистической общности особое значение как регулятор правового статуса человека и гражданина в Республике Абхазия имеет институт репатриации. В соответствии с принятым в Республике Абхазия Конституционным законом «О репатриантах», в понятийный аппарат… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Понятие и источники регулирования основных прав и свобод человека и гражданина в Республике Абхазия
    • 1. 1. Понятие, основных прав и свобод человека и гражданина, их соотношение с правами народа
    • 1. 2. Развитие системы источников регулирования прав и свобод в политико-правовой теории и практике государственного строительства в Республике Абхазия
    • 1. 3. Обычное право народа Абхазии как специфический источник регулирования прав и свобод в Республике Абхазия
  • Глава II. Основные институты государственной идентичности в контексте характеристик правового статуса личности в Республике Абхазия на начало XXI века
    • 2. 1. Конституционные права и свободы — основа правового статуса личности — как средство обеспечения (показатель специфики состояния) государственной идентичности в Республике Абхазия
    • 2. 2. Гражданство — основополагающий институт государственной идентичности в Республике Абхазия
    • 2. 3. Правовой институт репатриантов в Абхазии и его значение для государственной идентификации
    • 2. 4. Правовое положение иностранцев в Абхазии как разновидность конституционно-правового института государственной идентичности
  • Глава III. Конституционно — правовое обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина в Республике Абхазия
    • 3. 1. Механизм конституционно-правового обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина в Республике Абхазия
    • 3. 2. Обязанности, запреты и ограничения прав и свобод человека и гражданина в Республике Абхазия

Права и свободы человека и гражданина в Республике Абхазия: особенности конституционно-правового регулирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В августе 2008 г., вследствие трагических событий, связанных с вторжением вооруженных сил Грузии на территорию Южной Осетии, сопровождавшихся массовыми человеческими жертвами и глобальными разрушениями социально-экономической инфраструктуры, соответствующих угроз в отношении Абхазииа также с учетом того, что Абхазия и Южная Осетия провозгласили свою независимость в 1992;1993 гг., в результате всенародных волеизъявлений через референдумы, и за истекшие годы построили демократические государства со всеми атрибутами государственности — Российская Федерация признала независимость этих двух ранее de-facto независимых республик. В частности, относительно Абхазии принят Указ Президента Российской Федерации от 26 августа 2008 г., где сказано: «Учитывая волеизъявление абхазского народа, признать Республику Абхазия в качестве суверенного и независимого государства» (п. 1 Указа). В сентябре 2008 г. подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия.

Признание Республики Абхазия независимым государством закладывает основу для нового этапа в строительстве ее государственности, формирования новых правозащитных институтов в системе государственной власти, урегулировании прав и свобод в направлении максимального приближения к международным стандартам, повышении эффективности законодательства о гражданстве и др. Таким образом настоящее диссертационное исследование посвящено одному из ключевых институтов конституционного права зарубежного государства — Республики Абхазия — делающего свои первые шаги в качестве независимого субъекта международно-правовых отношений.

Актуальность темы

исследования обусловлена также интернационализацией основных прав и свобод. Они являются специфической глобальной идеей, особым образом отражают и синтезируют все глобальные проблемы как их своеобразная духовная, политико-правовая и моральная основа, они выступают нравственным и юридическим ориентиром для национального конституционного права. Вот почему теоретико-конституционные исследования основных прав и свобод и их конституционных свойств, приобретает повышенную актуальность.

Без решения этих задач затруднительным представляется раскрытие гуманистической ценности конституционного строя, а также утверждение основ правовой государственности и гражданского общества.

Прогресс практики конституционного института основных прав и свобод за счет развития концепции основных прав и свобод и их защитыэто реальность, очень существенный момент с точки зрения, оценки перспектив решения этой проблемы. Ведь в конституционном праве интерпретация, трактовки, теоретические аргументы и аксиомы имеют исключительное значение. Отсюда вытекает важность и актуальность научной разработки как теоретико-конституционных основ, так и практических способов и путей обеспечения реализации основных прав и свобод в конституционном законодательстве, международном праве и в правоприменительной деятельности международных и государственных органов и общественных объединений.

Научная комплексная разработка вопросов развития конституционного института основных прав и свобод человека и гражданина в переходный период, в период становления суверенного правового государства в Абхазии, создает основу и для научного осмысления глобальных преобразований в обществе, государстве и праве в целом. Этим также обусловлена высокая актуальность темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы необходимо оценивать с учетом того обстоятельства, что, в основном, тема прав и свобод в Абхазии рассматривается в объеме статей научных сообщений и иных работ юристов и политологов. До сих пор отсутствуют работы, в которых комплексно на монографическом уровне были бы исследованы вопросы посвященные анализу юридической природы и содержанию основных прав и свобод в Республике Абхазия.

Данная диссертационная работа выполнена на базе изучения и использования обширного круга научных источников, близких по проблематике исследований ученых Российской Федераций и других стран, а также ряда публикаций, созданных абхазскими авторами.

Теоретической основой диссертационного исследования явились труды таких известных российских ученых, как: М. М. Агарков, А. В. Аграновская, М. В. Баглай, В. П. Басик, Н. С. Бондарь, Н. А. Боброва, JI.B. Бойцова, Н. В. Витрук, Л. Д. Воеводин, Г. А. Гаджиев, К. К. Гасанов, М. С. Гринберг, И. И. Горелик, Д. Л. Златопольский, Т. Д. Зражевская, В. А. Карташкин,.

A.Н.Кокотов, С. А. Комаров, Г. Н. Комкова, И. А. Конюхава, В. А. Кучинский, И. А. Ледях, Ю. И. Лейбо, Е. А. Лукошева, И. И. Лукашук, Г. В. Мальцев, Н. И. Матузов, А. С. Мордовец, Р. А. Мюллерсон, Б. Л. Назаров,.

B.В. Невинский, B.C. Нерсесянц, Ж. И. Овсепян, Л. А. Окуньков, П. А. Олейник, В. А. Патюлин, Л. П. Рассказов, И. В. Ростовщиков, Ф. М. Рудинский, А. Х. Саидов, М. С. Строгович, Б. Н. Топорнин, В. А. Туманов, Г. И. Тункин, И. Е. Фарбер, Т. Я. Хабриева, Б. С. Эбзеев и др.

При освещении вопросов обеспечения основных прав и свобод в Абхазии учитывались суждения и выводы, сделанные применительно к соответствующим конституционно-правовым институтам в Российской Федераций российскими исследователями, такими как: Л. И. Антонова, В. Г. Бессарабов, В. В. Бородин, В. В. Бойцова, A.M. Кононов, В. О. Лучин, Л. Х. Мингазов, Т. Н. Радько, И. С. Самощенко, М. С. Строгович, К. Б. Толкачев, А. Г. Хабибулин, Г. Н. Чеботарев, Г. Г. Черемных, Г. А. Щербаков и др.

Блок вопросов, связанный с исследованием государственно-правовых институтов в Республике Абхазия, представлен абхазскими учеными (Т.Ачугба, А.Ш. Инал-ипа, Т. И. Кецба, С. Лакоба, И. Марыхуба, В. М. Микадзе, А. А. Отырба, Б. Е. Сагариа, С. М. Смыр, В. Чирикба, Т. М. Шамба и др.).

Теоретическую основу данного научного исследования составили также классические и новейшие труды зарубежных правоведов, историков и философов: Э. Бредли, М. Дженниса, В. М. Гессена, JJ. Зваака, Дж. Локка, Б. Спинозы, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, регулируемые нормами конституционного и обычного права в Республике Абхазия, складывающиеся в сфере взаимоотношений государства (Республики Абхазия) и человека (гражданина) по поводу государственной идентификации лица, определения сферы признания, реализации и защиты его индивидуальной и коллективной свободы.

Предметом диссертационного исследования явились: конституционно-правовые и международно-правовые нормы, регулирующие права и свободы в Республике Абхазия, соответствующие конституционно-правовые нормы в Российской Федераций и зарубежных стран.

Цель исследования. Целью выступает всесторонний научный анализ конституционного института основных прав и свобод, разработка конституционной концепции основных прав и свобод человека и гражданина в Республике Абхазия на основе комплексного исследования вопросов их социальной сущности, юридической природы, правовой регламентации, реализации и обеспечения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

— обосновать комплексный характер регулирования субъективных прав и свобод индивида, в единстве с правами народа Абхазии и показать ведущую роль конституционных и международных норм в регулировании соответствующей сферы отношений;

— раскрыть и теоретически осмыслить содержание обычного права народа Абхазии и определить его роль и значение как регулятора общественных отношении данного народа;

— исследовать понятие гражданства, его содержание, основные особенности и значение;

— раскрыть содержание и особенности основных институтов абхазского гражданства и двойного (российского) гражданства, выявить пробелы и недостатки конституционно-правового воздействия;

— исследовать понятие репатриант, раскрыть содержание и особенности института репатриации в Республике Абхазия. Определить его роль и особую значимость в силу высокой масштабности миграционных и обратных (ремиграционных) процессов в Абхазии;

— определение понятия и характеристика основных видов правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, предусмотренных законодательством Республики Абхазия;

— анализ действующего законодательства о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в Абхазии с точки зрения соответствия его норм, во-первых, задачам социально-экономического и политического развития государства, а во-вторых, общепризнанным международным нормам в области прав человека;

— выявить конституционно-правовую природу основных прав и свобод и осуществить исследование возможных вариантов их классификации;

— проанализировать развитие содержания основных прав и свобод в Республике Абхазия в процессе интеграции международно-правовых стандартов в области регулирования прав и свобод в законодательство Абхазии;

— охарактеризовать конституционно-правовые средства обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина;

— разработать конкретные научно-практические рекомендации по совершенствованию конституционно-правового регулирования соответствующего правового института.

Методологическая основа обусловлена предметом исследования и предопределена общеметодологическими позициями современной юриспруденции.

Был применен диалектический подход к рассмотрению поставленных проблем с использованием общенаучных и частно-научных методов научного познания: сравнительно-правового, формально-юридического, логического, системного анализа, правового моделирования.

Применение различных методов и научных достижений позволило осмыслить и раскрыть предмет исследования в обобщающих закономерностях и разнообразных ракурсах, деталях и, в конечном счете, решить поставленные автором задачи, достичь обозначенной цели.

Нормативной и эмпирической базой диссертации послужили международные декларации, конвенции и пакты, Конституция Республики Абхазия и конституции зарубежных государств, Конституция и законодательство Российской Федераций, внутригосударственные законы, указы Президента Республики Абхазия, иные нормативные и правовые акты органов государственной власти РА. К анализу привлекались нормы. обычного права народа Абхазии (почерпнутые автором из материалов и документов, введенных в научный оборот различными исследователями обычного права) имеющие значение для развития правовых основ института прав и свобод в Республике Абхазия.

Научная новизна исследования обусловлена постановкой актуальных проблем развития важнейшего конституционного института — института основных прав и свобод человека и гражданина-народа в Республике Абхазия.

Диссертационная работа представляет собой первое комплексное монографическое (опирающееся на новейшее законодательство Абхазии и международно-правовой опыт) исследование современных основ института основных прав и — свобод в Республике Абхазия, с учетом обобщения и анализа норм обычного права народа Абхазии.

Впервые проведен правовой анализ абсолютно неисследованной проблемы современного состояния института гражданства и двойного гражданства Республики Абхазия, а также на основе правового анализа выявлены отдельные проблемы приобретения и прекращения гражданства РА.

В процессе диссертационного исследования впервые на конституционно-правовом уровне проведен анализ института репатриации в Республике Абхазия. Охарактеризованы сущность и содержание данного института, обоснованы и предложены некоторые подходы его регулирования.

В диссертации формулируется ряд теоретических выводов и практических рекомендаций, отличающихся определенной научной новизной и направленных на совершенствование правотворчества и практики правоприменения в регулировании института прав и свобод в современной Абхазии.

На защиту выносятся следующие положения.

1.Состояние конституционно-правового регулирования прав и свобод в Республике Абхазия является одним из основных показателей, индикатором возможностей осуществления народом Абхазии своего права на независимость и самоопределение. Совершенствование системы, содержания и гарантий конституционных (основных) прав и свобод стоит в ряду первоочередных мер достижения полной самодостаточности Республики как суверенного правового государства, самостоятельного субъекта международного права и международных отношений.

2. Одним из важнейших методов исследования конституционных прав и свобод является проведение их соотношения с коллективными правами и свободами, и прежде всего, с правом народов на самоопределениепоскольку субъективное право является базовым, первичным понятием, на основе которого формируются коллективные права народов в целом, прежде всего, право народов на самоопределение.

3. Важным, специфическим источником права в Республике Абхазия является обычное право. Нормы обычного права народа Абхазии представляют собой преемственно сложившиеся, конкретизированные требования, регламентирующие поведение субъектов права в их взаимоотношениях. Эти нормы признаются общеобязательными, действуют постоянно при всех однородных условиях, отличаются устойчивостью своего содержания. Во многом это объясняется менталитетом данного народа, а также тем, что именно национальная самоидентичность позволила им сплотиться и достичь своей независимости. Признание в рамках единой правовой системы, наряду с позитивным правом, обычного права народа Абхазского государства значительно обогатит единую национальную правовую систему и поднимет авторитет законодательства в сознании народа.

4. Новый Закон о гражданстве РА устанавливает определенные преимущества этнических абхазов — граждан Абхазии в вопросах двойного гражданства, в сравнении с другими гражданами Абхазии. Суть их в том, что гражданин РА, за исключением этнических абхазов, не выходя из гражданства РА, вправе приобрести только гражданство РФ. Неравноправие в вопросах двойного гражданства — этнических абхазов и иных граждан Абхазии не преследует цель дискриминации какой — то категории граждан, установления преимуществ в вопросах, вытекающих из принадлежности к коренной нации. Цель этой новеллы — консолидация абхазской нации, стимулирование этнических абхазов, проживающих за пределами территории, к этнической корпоративности (воссоединению).

На основании Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия от 17 сентября 2008 г., целесообразно принятие Договора о двойном гражданстве.

5. Для восстановления историко-культурных и этнических связей разобщенной в результате трагических событий прошлых столетий единой национальной лингвистической общности особое значение как регулятор правового статуса человека и гражданина в Республике Абхазия имеет институт репатриации. В соответствии с принятым в Республике Абхазия Конституционным законом «О репатриантах», в понятийный аппарат юриспруденции в Абхазии введена новая юридическая категория «репатриант». Репатриантами (соотечественниками) признаются — этнические абхазы (абаза), прямые потомки беженцев, покинувших историческую территорию проживания абхазов (абаза) в результате русско-кавказской и русско-турецкой войн и других событий XIX века, получившие право на возвращение в Республику Абхазия. Принятие данного закона в Абхазии имеет особую значимость в силу высокой масштабности здесь миграционных и обратных (ремиграционных) процессов. Поэтому при определении приоритета законодательства, устанавливающего состояние государственной идентичности, вслед за Законом о гражданстве РА, можно поставить не Закон о статусе иностранных граждан в РА, а именно Закон о репатриантах РА.

6. Исходя из принципа предоставления иностранцам «национального режима», правовой статус иностранных граждан в Республике Абхазия основывается в основном на тех же нормах и правилах (за исключением политических прав), что и правовое положение абхазских граждан. Прежде всего, это относится к тем иностранным гражданам, которые получили вид на жительство и относятся к категории постоянно проживающих на территории Абхазии.

7. Международно-правовые стандарты и конституционное регулирование личных прав и свобод в ряде зарубежных стран «превышают» планку Конституции РА в части закрепления содержания таких основополагающих личных прав как право на жизнь. Из Конституции РА вытекает не запрет, а лишь ограничение применения смертной казни, в связи с чем она должна быть приведена в соответствие со ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах 1996 г. В некоторых конституциях зарубежных стран принцип достоинства человека закрепляется в совокупности с народным суверенитетом и основными обязанностями государства, либо провозглашается высшей ценностью общества и государства. Соответствующие подходы могут быть заимствованы и Республикой Абхазия.

8. Фундаментальным правом, объединяющим в себе все политические права и свободы, является право народов (в т.ч. этносов) на самоопределение. Право народа на самоопределение отражено в преамбуле Конституции РА и последовательно воплощается во внутренней и внешней политике Республики Абхазия. Свобода установления народом своего политического статуса и обеспечения своего экономического, социального и культурного развития отражена, в частности, в ст. 1 Конституции РА:

Республика Абхазия (Апсны) — суверенное, демократическое, правовое государство, исторически утвердившееся по праву народа на свободное самоопределение". Представляется необходимым сформулировать право народа Абхазии на самоопределение не только среди норм о формах народовластия, но и в главе о субъективных правах и свободах Республики Абхазия — как разновидности коллективного права.

9. Нормативно-правовые акты Республики Абхазия в области социально-экономических прав и свобод еще не в полной мере отражают весь спектр получивших закрепление в международных нормативно-правовых актах социально-экономических прав и свобод. Так, Европейская социальная Хартия 1961 г., до сих пор ратифицирована не всеми государствами (в том числе и Россией). Ее ратификация — дело будущего и для Республики Абхазия.

10. Специфика конституционных (основных) обязанностей в Республике Абхазия заключается в том, что они имеют высокий удельный вес нравственно-этических начал, то есть их правовое содержание (а оно обязательно присутствует!) сочетается с нравственным отношением общества к соответствующим проблемам. Данная группа обязанностей получает высшее правовое закрепление на уровне Конституции Абхазии как основного закона государства, и тем самым основные обязанности приобретают высшую юридическую силу.

11. Президент Республики Абхазия, занимая главенствующее место в системе государственного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, выступая системным координатором социальной деятельности всего государственного механизма в Абхазии, является персонифицированным представителем государства, несущим ответственность за сбои в его работе. Сильная президентская власть и широкие полномочия во всех сферах государственной жизни должны являться залогом стабильного развития народа Абхазского государства, в котором Президент Абхазии выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина, обеспечивая независимость, целостность и суверенитет государства.

Представляется целесообразным принятие в РА Закона «Об Уполномоченном по правам человека» взамен «Положения об Уполномоченном по правам человека при Президенте РА», с целью повышения статуса этого важнейшего правозащитного учреждения.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что диссертационное сочинение представляет собой первый шаг в исследовании конституционно-правовых и международно-правовых основ регулирования института прав и свобод в Республике Абхазия.

Материалы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания конституционного права Абхазии и зарубежных стран, международного права, а также специальных курсов по гражданству и правам и свободам.

Практическая значимость исследования в широком плане видится в том, что ее положения и выводы направлены на решение важнейших задач развития прав и свобод человека и народа в условиях формирования в Абхазии суверенной правовой государственности.

Результаты исследования могут быть полезны в деле совершенствования правовых норм, регламентирующих основные права и свободы, в упрочении гарантий прав и свобод, а также будут способствовать повышению правовой культуры и правосознания граждан и иных лиц в вопросах реализации и обеспечения прав и свобод.

Апробация результатов исследования осуществлялась по различным направлениям. Основные теоретические разработки и положения, содержащиеся в диссертации, нашли отражение в опубликованных статьях и тезисах по исследуемой проблематике. Выводы и предложения обсуждались на научно-практических конференциях, состоявшихся в МГУ и в Российском Университете Дружбы Народовна Всероссийской научной конференции «Модернизация российской государственности» в РГУ и других научных собраниях в 2004;2008 гг., а также в докладах на заседаниях кафедры государственного (конституционного) права Южного Федерального Университета. Апробация результатов исследования осуществлялась автором в ходе преподавания курса по конституционному праву и спец. курса по гражданству РФ и зарубежных стран (в Южном Федеральном Университете).

Заключение

.

1. Пятнадцать лет, прошедшие с момента провозглашения Абхазии суверенным государством, характеризовались бурным развитием правовой системы независимого демократического государства. За это время удалось обновить основной массив законодательных актов, привести их в соответствие с конституционными принципами. Основным приоритетом и ценностью в Республике Абхазия установлены права и свободы человека и гражданина, вследствие чего главной государственной функцией является их обеспечение путем признания, соблюдения и защиты. Это — главный ориентир, которым руководствуется государство в своей политике и который реализует в деятельности своих органов.

2. Институт основных прав и свобод человека и гражданина рассматриваются в качестве самостоятельного института конституционного права. При этом основным правам и свободам присущи особые юридические свойства и специфика их реализации и обеспечения, которые определяют сложившиеся в международном и конституционном праве минимальные стандарты основных прав и свобод: а) внутреннее конституционное законодательство должно включать тот объем прав и свобод, который соответствует международным стандартам и принятым на себя государством международным обязательствамб) внутреннее законодательство страны не может противоречить зафиксированным в международных актах правам и свободам и принятых международным сообществом общечеловеческим ценностямв) основные права и свободы могут быть ограничены, но только на основании закона, в пределах, допускаемых конституцией страны, в соответствии с требованиями международного права и в точно определенных целях, указанных в международных актахг) запрещается злоупотребление правами, т. е. использование их с целью нанесения ущерба правам и свободам человека — обществагосударствад) права и свободы должны быть обеспечены соответствующими гарантиями (принятие государством в соответствии с его конституционными процедурами законодательных, административных и иных мер в целях закрепления, обеспечения и защиты прав и свобод — международная обязанность государств).

3. В контексте обсуждаемой проблемы сохраняют свое значение нормы обычного права народа Абхазии, они представляют собой преемственно сложившиеся, конкретизированные требования, регламентирующие поведение субъектов права в их взаимоотношениях. Эти нормы признаются общеобязательными, причем эта обязательность основывается как на внутренних факторах (грех), так и на внешних (авторитет рода, общины, семьи), имеют общий характер, т. е. действуют постоянно при всех однородных условиях, отличаются устойчивостью своего содержания.

4. Законодательство не всегда способно в полной мере преодолеть традиционное для абхазского народа обычно-правовое регулирование отдельных видов общественных отношений, которое к тому же оказывается нередко и более эффективным, чем государственное воздействие. Признание в рамках единой правовой системы, наряду с позитивным правом, обычного права народа абхазского государства значительно обогатит единую национальную правовую систему и поднимет авторитет законодательства в сознании народа.

5. Исследование правового развития абхазского гражданства позволяет сделать два обобщения: а) правовое регулирование вопросов гражданства отражает господствующую на определенном этапе государственно-правового развития политико-правовую идеологию, о чем свидетельствуют основные правовые этапы развития гражданства в современной Абхазииб) институт гражданства (подданства) является важнейшим инструментом государства по формированию социальной и политической структуры общества с учетом политических, экономических, региональных и демографических интересов.

6. Система принципов абхазского гражданства отражает не только демократическую, правовую и социальную сущность современной абхазской государственности, но и господствующую государственно-правовую идеологию, основные направления экономической, миграционной и демографической политики государства.

7. В целом действующее в настоящее время в Республике Абхазия законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства отвечает общепризнанным принципам и нормам международного права как с точки зрения предоставляемых иностранцам прав и свобод, так и с точки зрения возлагаемых на них обязанностей. Исходя из принципа предоставления иностранцам «национального режима», правовой статус граждан других государств в Республике Абхазия основывается в основном на тех же нормах и правилах (за исключением политических прав), что и правовое положение абхазских граждан. Прежде всего, это относится к тем иностранным гражданам, которые получили вид на жительство и относятся к категории постоянно проживающих на территории Абхазии.

8. Конституционная система основных прав и свобод человека и гражданина едина в материальном и юридическом отношениях. Аналогом системного изложения и примером зрелой системы основных прав и свобод человека и гражданина является Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966). Система основных прав и свобод человека и гражданина предполагает различные способы классификации основных прав и свобод, в качестве важнейших оснований которых могут рассматриваться сферы деятельности человека.

9. Классификация прав и свобод человека и гражданина по видам лежащих в их основе благ не должна произвольно упрощаться или усложняться. Она предполагает учет и известную подчиненность международной стандартизированной систематизации, объективно сложившейся и отражаемой в универсальных международных актах. Речь идет о делении прав и свобод на гражданские (личные), политические, социально-экономические и культурные. Каждая группа, будучи по-своему для личности важной, требует присущих гарантий со стороны государства, исполнения им конкретных корреспондирующих обязательств.

10. В содержании личных прав и свобод присутствуют и индивидуальные, и коллективные начала. Соотношение индивидуального и коллективного начал в личных правах во многом определяют взаимоотношения личности и государства. В соответствии с индивидуалистической концепцией человек в собственных поступках свободен, но в пределах закона. Закрепление в Конституции Республики Абхазия личные права и свободы кроме своей основной функции выполняют задачу ограничения власти от чрезмерного вмешательства государства в сферу личной свободы индивида, которая могла бы подавить его самостоятельность.

11. По мнению автора, личные права и свободы, урегулированные нормами конституционного права, обладают рядом отличительных признаков. К признакам личных прав можно отнести: во-первых, их естественный характерво-вторых, их неотчуждаемостьв-третьих, состояние постоянного пользования имив-четвертых, их непосредственную реализацию.

12. Политические права и свободы отделяют от иных прав и свобод ограничением числа носителей (субъектов) этих прав. По преимуществу они принадлежат только гражданам — народу определенного государства. Сущность политических прав и свобод во многом зависит от специфики указанных взаимоотношений. Политические права и свободы включают две основные системы связей между государством и его гражданами: во-первых, право на участие, представляющие гражданину возможность формировать не только государственные органы, но и волю государстваво-вторых, права на свободу, сущность которых определяется существованием «сферы государственного невмешательства», а следовательно, и возможность для гражданина воздействовать на общественные отношения (конечно, в законных пределах), находясь в этой сфере под защитой государства.

13. Конституционные социально-экономические права и свободы — это, закрепленный в Конституции и международных правовых актах, комплекс прав и свобод, которым должен обладать каждый человек, обеспечивающий достаточный и достойный уровень жизни человека, его свободное развитие, а также позволяющий распоряжаться основными факторами хозяйственной деятельности.

14. Конституционно-правовые средства обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина выступают как основной элемент общего механизма обеспечения. Это неотъемлемый компонент демократического правового государства. Для конституционно-правовых средств обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина характерно: а) особая форма признанияб) особое предназначениев) особые основания примененияг) особые правовые последствия их применения.

15. Проведенное исследование показало, что Президент Республики Абхазия занимая главенствующее место в системе государственного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, выступая системным координатором деятельности всего государственного механизма, Президент Абхазии является персонифицированным представителем государства, несущим ответственность за сбои в его работе. Сильная президентская власть и широкие полномочия во всех сферах государственной жизни являются залогом стабильного развития народа Абхазского государства, в котором Президент Абхазии выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина, обеспечивая независимость, целостность и суверенитет государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные акты и официальные документы 1.1. Меяедународно-правовые акты
  2. Устав Организации объединённых наций от 26 июня 1945 г.
  3. Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. / Составители: В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М.: Норма, 2000 г.
  4. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. / Составители: В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. — М.: Норма, 2002 г.
  5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
  6. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах от 19.12. 1966 г. // Международные акты о правах человека: Сб. докум. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999.
  7. Воззвание Тегеранской конференции: Принято 13 мая 1968 г. Международной конференцией по правам человека в Тегеране // Международные акты о правах человека: сб. докум. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999.
  8. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 г. // Международные акты о правах человека: сб. докум. М.: НОРМА-ИНФРА, 2002.
  9. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18.12.1992 г. — М.: Юриспруденция, 2001.
  10. Декларация о праве на развитие от 4 декабря 1986 г. // Международные акты о правах человека: сб. докум. М.: НОРМА-ИНФРА, 2002.
  11. Декларация о праве народов на мир от 12 ноября 1984 г. // Международные акты о правах человека: сб. докум. М., 2002.
  12. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25.11.1981 г. // Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты.- М.: Юриспруденция, 2001.
  13. Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимы странах от 7 июня 1989 г. // Международные акты о правах человека: сб. докум. М., 2002.
  14. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 г. // Ведомости ВС СССР. 1954. № 12.
  15. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26.05.1995 г. // СЗ РФ. 1999. № 13.
  16. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // М.: Издат. Дом ИНФРА-М, 2001.
  17. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств от 01.02.1995 г. // СЗ РФ. 1999. № 11.
  18. Резолюция 1803 (XVII) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1962 г. «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами» // Международные акты о правах человека: сб. докум. М.: НОРМА-ИНФРА, 2002.
  19. Верховный Комиссар по правам человека: Резол. ГА ООН 48/141 от 20 декабря 1993 г. // Международные акты о правах человека: Сб. докум. М. 1999.
  20. Итоговый документ Венской встречи представителей государств — участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 15 января 1989 г. М.: Политиздат, 1989.
  21. Нормативно-правовые акты Республики Абхазия
  22. Конституция Республики Абхазия. Принята на сессии Верховного Совета Республики Абхазия 12-го созыва 26 ноября 1994 г., одобрена всенародным голосованием 3 октября 1999 г. — Сухум, 2001.
  23. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Республики Абхазия. Конституционный закон Республики Абхазия от 5 февраля 2004 г.// СЗ РА. 2004, Т.24 С. З
  24. О выборах Президента Республики Абхазия. Конституционный закон Республики Абхазия от 7 июня 2004 г.// СЗ РА. 2004, Т.22 С.39
  25. О Президенте Республики Абхазия. Закон Республики Абхазия от 12 марта 1999 г.// СЗ РА. 1999, Т.23 С.60
  26. О выборах депутатов Народного Собрания Парламента Республики Абхазия. Конституционный закон Республики Абхазия от 31 марта 2004 г.// СЗ РА. 2004, Т.30 С.70
  27. О статусе депутатов Народного Собрания Парламента Республики Абхазия. Закон Республики Абхазия от 23 августа 2006 г. // СЗ РА. 2006, Т.28С.118
  28. О выборах в органы местного самоуправления. Закон Республики Абхазия от 29 декабря 2006 г.// СЗ РА. 2006, Т.30 С.43
  29. О всенародном голосовании (референдуме). Закон Республики Абхазия от 9 марта 1996 г.// СЗ РА. 1996, Т.5 С.30
  30. О гражданстве Республики Абхазия. Закон Республики Абхазия от 8 ноября 2005 г.// СЗ РА. 2005, Т.25 С. З
  31. О репатриантах. Закон Республики Абхазия от 5 июня 1998 г., с изменениями и дополнениями от 8 ноября 2005 г.// СЗ РА 2005, Т.9 С. 65 300 всенародном голосовании (референдуме). Закон Республики Абхазия от 9 марта 1996 г.// СЗ РА. 1996, Т.5 С.30
  32. Средствах Массовой Информации. Закон Республики Абхазия от 12 августа 2004 г.// СЗ РА. 2004, Т.23 С.4
  33. О структуре органов государственного управления Республики Абхазия. Закон Республики Абхазия от 15 апреля 1994 г.//
  34. О Кабинете Министров (Правительстве) Республики Абхазия. Конституционный закон Республики Абхазия от 13 августа 1996 г.// СЗ РА.1996, Т.6 С.88
  35. О правовом режиме чрезвычайного положения. Закон Республики Абхазия от 15 января 1996 г.// СЗ РА. 1996, Т.5 С.24
  36. О Всеобщей воинской обязанности и военной службе. Закон Республики Абхазия от 5 октября 1995 г.// СЗ РА. 1995, Т.4 С.84
  37. О Военном положении. Закон Республики Абхазия от 19 мая 2006 г.// СЗ РА. 2006, Т.27 С.30
  38. О Военном Суде. Закон Республики Абхазия от 1 июня 1998 г.// СЗ РА. 1998, Т.9 С.59
  39. О Верховном Суде. Закон Республики Абхазия от 3 июня 1997 г.// СЗ РА.1997, Т.6 С.114
  40. О Прокуратуре Республики Абхазия. Закон Республики Абхазия от 6 июня 1996 г.// СЗ РА. 1996, Т.27 С. 143
  41. Об Арбитражном суде. Закон Республики Абхазия от 3 июня 1997 г.// СЗ РА. 1997, Т.7С.20
  42. Об общественной палате РА. Закон Республики Абхазия от 28 ноября 2006 г.// СЗ РА. 2006, Т.30 С.5
  43. Об Общественных объединениях, политических партиях и движениях. Закон Республики Абхазия от 27 августа 1991 г.// СЗ РА. 1997, Т.7 С. 10
  44. Об Управлении в административно-территориальных единицах Р. А. Закон Республики Абхазия от 23 октября 1997 г.// СЗ РА. 1997, Т.8 С. З
  45. Положение об Уполномоченном по правам человека при Президенте Республики Абхазия. Утверждено Указом Президента Республики Абхазия от 15 мая 2007 г. УП-84
  46. Нормативно-правовые акты РФ
  47. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. Лит., 1993.
  48. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. // Собрание Законодательства РФ.- 1995, № 29
  49. О выборах Президента РФ. ФЗ от Ю.01.03г.//С3 РФ. 2003. № 2. Ст. 171- 2005. № 30. Ст. 3104.
  50. О Правительстве РФ. ФКЗ от 17 дек. 1997 г, с измен и доп.// С 3 РФ 1997, № 51 ст.5712- 1998 № 1 ст.- 2004 № 45, ст.4376- № 25 ст.2478- 2007, № 6, ст. 680, ст. 1147.
  51. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федераций: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. // СЗ РФ. -1997, № 9- Ст.1011
  52. О гражданстве РФ. ФЗ от 31.04.02, с изм. и доп. от 11.11.2003 г.//СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031- 2003. № 46. Ст. 4447- 2006. № 2. Ст. 170.
  53. О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом. ФЗ от 24 мая 1999 г.//СЗ РФ. № 22. Ст. 2670
  54. О вынужденных переселенцах. Закон РФ от 19 февраля. 1993 г. в ред. ФЗ от 20 декабря 1995 г.//1995. № 52. Ст. 5110.
  55. О порядке выезда из РФ и въезда в РФ граждан РФ. Закон РФ от 18 июля 1996 г. с изм. и доп. от 18.07.98 г., 24.06.99 г. и от 10.01.03//C3 РФ. 1996. № 34. Ст. 4029- 1998. № 30. Ст. 3606- 1999. № 26. Ст. 3175- 2003. № 2. Ст. 159.
  56. О Правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации:
  57. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. Ростов-н/Д: «Феникс», 2003.
  58. О предоставлении временного убежища на территории РФ. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2001 г.//СЗ РФ. № 6. Ст. 1603−1604.
  59. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 23.
  60. Об альтернативной гражданской службе: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. М.: «ТК Велби», 2003.
  61. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г., с изм. и доп.: по состоянию на 02.11.2004 г. М.: ИНФРА-М, 2004.
  62. Положение об Уполномоченном РФ при Европейском Суде по правам человека. Утверждено Указом Президента РФ от 29 марта 1998 г.//СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1540.
  63. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ в 2007 г.//Рос. газ. 2008.
  64. Декларация прав народов России от 15 (2) ноября 1917 г. // Собрание Узаконений. -1917, № 2.
  65. Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа от 25 (12) января 1918 г. // Собрание Узаконений. 1918, № 15.
  66. Р. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства. М., 1996.
  67. С.А. Гражданство Российской Федерации. М., 1994.
  68. С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997.
  69. С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. Спб., 2003.
  70. А.Я. Права человека. Новое знание. —М., 1995.
  71. JI.B. Государство, подконтрольное народу (политико-правовая ретроспекция). Ростов-на-Дону: Полиграф, 1994.
  72. И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебн. Пособие. М.: Юрист, 2001.
  73. С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Изд-во НОРМА, 2001.
  74. С.С. Общая теория права: В 2 т., Т. 1.- М., 1981.
  75. И.А. Право на свободу передвижения: историко-правовая ретроспектива // Конституционное и муниципальное право. 2006 № 4.
  76. М.А. Дипломатическая защита государством своего гражданина // Государство и право. 2008. № 3.
  77. Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. — М., 1996.
  78. С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. М., 1997.
  79. М.В. Дорога к свободе. -М., 1994.
  80. М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. — М., 1997.
  81. Г. М. Права личности: исторические и теоретические аспекты обоснования и признания // Государство и право 2006 № 8.
  82. И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. -М.: «Формула права», 2008.
  83. М. Выход из конфликта в традиционном правосознании абхазов. -Сочи, 1999.
  84. В. Правовые режимы граждан и иностранцев в России и мире // Право и жизнь. 2003 № 57
  85. С.В. О классификации прав человека провозглашённых в международных соглашениях//Правоведение. 1991.
  86. Дж. Конгресс абхазов и убыхов в Гече // Юридическая газета № 4, 1997.
  87. А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М.: МГУ, 1991.
  88. П.Н. Международное право: Учебное пособие. М.: Юристь, 2001.
  89. М.М., Рубанов А. А. Правовое положение иностранцев в СССР.-М., 1962.
  90. Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. — Ростов-на-Дону, 1996.
  91. Н.С. Гражданин и Российское государство: конституционные основы взаимоотношений: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1996.
  92. Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия -защита прав человека. М., 2005.
  93. М.М. Государственные языки республик и их правовой статус // Регионалогия. 2005 № 2.
  94. В.В., Корчагина С. В. Законодательная инициатива и правовой статус Президента России // Конституционное право и муниципальное право. 1999.
  95. Борьба с дискриминацией в России: основные направления деятельности для юристов и активистов правозащитного движения / Под ред. А. К. Соболевой. М., 2004.
  96. В.В. Народный правозащитник: статус и функционирование. Ч. 1. Тверь., 1994.
  97. Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М. Д986.
  98. В.Н. Государственно-правовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан. — М., 2001.
  99. Н.В. Юрисдикция государства как основание ответственности за обеспечение прав и свобод человека // Государство и право. 2007. № 11
  100. Н.В. Правовой статус личности в СССР. М.: Юрид. Лит., 1985.
  101. Н. Права национальных меньшинств в Российской Федерации // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2001 № 2
  102. Н.В. Общая тория правового положения личности. М., 2008.
  103. Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М.: Изд-во МГУ, 1972.
  104. Л.Д. Юридический статус личности в России.-М., 1997.
  105. Г. Конституция: основные экономические права // Закон. 2002 № 11.
  106. Л.П. Право убежища (международно-правовые вопросы). М., 1968.
  107. З.Ш. Социально-правовое государство и право человека на достойное существование // Государство и право. 2008. № 5
  108. А.Н. О языке убыхов // Известия АН СССР. Отделение гуманитарных наук. Л., 1928.
  109. В.М. Основы конституционного права. П., 1918.
  110. Л.И. Методологические аспекты развития теории прав человека // Государство и право 2006. № 3
  111. С.И. Права человека в России. М., 2006.
  112. П.П. Социально-правовая защита конституционных прав свобод граждан (теория и практика). СПб., 1997.
  113. Т. Основы философии. Ч. 3. О гражданине // Соч. в 2-х т. T.l. М.: Мысль, 1989.
  114. Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. — М., 1998.
  115. Я. Трагедия взаимной бескомпромиссности // Terra incognita Ежемесячный правозащитный журнал. 2002 № 2
  116. Л.А. Социально-экономические права человека// Общественные науки и современность. 1997.
  117. Государственное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. О. Е. Кутафина. М., 1996.
  118. Гражданство: Сб. документов / Сост. А. В. Мазуров М., 2003.
  119. Л.Ю. Частная собственность и гражданское общество в России // Государство и право. 2008. № 6
  120. Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются общественное право и право народов, а так же принципы публичного права // Пер. с лат. А. Л. Саккети: Репринт с изд. 1956 г. М., 1994.
  121. К.Г. Свобода совести как правовая категория // Право и политика. 2004 № 7.
  122. Г. Б. Историческое обозрение нравов и обычаев всех народов. -СПб, 1936.
  123. М., Кей Р., Бредли Э. Европейское право в области прав человека (практика и комментарии) / Пер. с англ. М.: «Права человека», 1997.
  124. Т. Автобиография. Заметки о штате Виргинии. Л., 1990.
  125. Ю. А. Златопольский А.А. Гражданин и власть.-М., 1994.
  126. И.Я. Гражданин и закон. О защите прав и законных интересов граждан.-М., 1989.
  127. С.А. Политическая юриспруденция в США. М., 1989.
  128. Г. Конституции, их история и значение в современном праве. — СПб., 1906.
  129. Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908.
  130. В.М. Права человека и власть закона. М.: Рос. Правовая акад.- МЮРФ, 1995.
  131. Ф. Абхазия и Цебельда // Газета «Кавказ», № 60, 1967.
  132. Защита прав человека в современном мире. М.: ИГП РАН, 1993.
  133. .Л. Решение Европейского Суда по правам человека и правовая система Российской Федераций // Государство и право. 2008 № 7
  134. С.А., Бондарь Н. С. Собственность свобода — право. — Ростов-на-Дону, 1995.
  135. Р. Борьба за право. М., 1991.
  136. И.П. Закон о гражданстве: Научно-практичечкий комментарий. М., 1992.
  137. Инал-ипа Ш. Д. Традиции и современность. (По материалам этнографии абхазов) Сухум, 1973.
  138. Институт прав человека в России / Под ред. Г. Н. Комковой. -Саратов, 1998.
  139. Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М., 1995.
  140. В.Г. Билль о правах в конституционной истории США. М.: Юрид. Лит., 1983.
  141. Б. А. Камкия Ф.Г. Особенности правового статуса субъектов обычного права. — Сочи, 2001.
  142. В.А. Международная защита прав человека: (Основные проблемы сотрудничества государств) М.: Междун. отнош., 1976.
  143. В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995.
  144. .А. Государственное право (Общее и русское). М., 1909.
  145. А.Ф. Собрание и разработка обычного права. — Киев, 1976.
  146. Е. И. Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. -М., 1995.
  147. С. А., Ростовщиков И. В. Личность. Права и свободы. Политическая система. СПб.: Издательство Юрид. ин-та (Санкт-Петербург), 2002.
  148. С.А. Советское общенародное государство и личность: политико-правовые аспекты. — Красноярск, 1986.
  149. Г. Н. Реализация принципа равноправия в национальнойполитике Российского государства // Правовая политика и правовая жизнь. 2001 № 3.
  150. Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике их применения. М.: Изд-во НОРМА, 2002.
  151. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2002.
  152. . О свободе у древних в её сравнении со свободой у современных людей // Политическое исследование № 2, 1993.
  153. Конституции республик в составе Российской Федерации: Сб. документов.-М., 1995.
  154. Конституционное право / Под ред. Козлова.- М., 1996.
  155. Конституционное право зарубежных стран: Учебн. для вузов / Под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. М., 2001.
  156. Конституционное право. Словарь справочник. / Под ред. В. Н. Трофимова. — М., 1997.
  157. Конституционное право. Энциклопедический словарь. / Отв. ред. С. А. Авакьян.-М., 2001.
  158. Конституционный строй России. Вып. 2. М., 1995.
  159. Конституция и закон: стабильность и динамизм. М., 1998.
  160. Конституция США- История и современность / Под ред. А. А. Мишина, Е. А. Языкова.- М., 1988.
  161. М.Н. Русское государственное право. СПб., 1901. Т. 1. Отд.З.
  162. А.С. Проблемы формирования понятия «не граждане» // Конституционное и муниципальное право. 2005 № 1.
  163. В.И. К теории пользования конституционными правами // Государство и право. 2004 № 6.
  164. .С., Михалёва Н. А. Конституция суверенной России. М.: Общество «Знание» РФ, 1994.
  165. Т.Ш., Сластунина О. А. Нормативное регулирование института гражданства в правовой системе СНГ // Журнал российского права. 2004 № 4.
  166. А.Э. Из истории абхазской традиционной культуры. Народные сходы. КнЛ-М., 1998.
  167. О.Е. Российское право. М., 2003.
  168. О. Без гражданства нет государства // Российская Федерация сегодня. 2001 № 12.
  169. В.А. Личность. Свобода. Право. М.: Юрид. лит., 1978.
  170. A.M. Очерки социальной эмбриологии. Внутриродовое и международное право кавказских горцев // Этнографическое обозрение, № 4 1995.
  171. В.В. Теория государства и права (актуальные проблемы).- М., 1992.
  172. В.В. Критерии ограничения прав человека с позиций либертарной концепции правопонимания // Журнал российского права. 2006 № 4.
  173. Ф. И. Адаты Кавказских горцев. Вып. 2. Одесса, 1983.
  174. Ю.И., Толстопятенко Г. П., Экштаин К. А. Права и свободы человека и гражданина. М., 2000.
  175. А.И. Курс советского государственного права. Т.1. — М., 1961.
  176. А.М. Право на самобытность / Под ред. Н. Ф. Гуцула.- Брянск, 1993.
  177. Д. Избранные философские произведения. Т. 2. М.: Мысль, 1960.
  178. Д. Два трактата о правлении // Соч.: В 3-х т. М.: Мысль, 1998. Т. 3.
  179. Е.А. Право, мораль, личность / Отв. ред. В. М. Чхиквадзе. М., 1986.
  180. И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М.: Спарк, 2000.
  181. В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997.
  182. В.О. Теоретические проблемы реализации конституционных норм. М.: 1993.
  183. Ф. Конституционная зашита прав и свобод личности. М., 1993.
  184. А.А. Конституционная защита прав и свобод человека: подходы к пониманию // Конституционное и муниципальное право. 2006 № 5
  185. А.В. Права и свободы человека: ограничение или стимул? // Правоведение. 2002 № 5
  186. А.В. Стимулы и ограничения в праве. Саратов.: Изд-во Саратовского ун-та, 1994.
  187. Г. В. Советское государство и личность. — М., 1969.
  188. Г. В. Социальная справедливость и право. М., 1977.
  189. Л.С. Народ в правовом государстве. М., 1999.
  190. Л.С. Основания политических прав // Политические права и свободные выборы: сб. докл. М., 2005.
  191. .Г. ООН и содействие осуществлению соглашений о правах человека. М.: Междун. отнош., 1986.
  192. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. 1. СПб., 1895.
  193. М.В. Конституционно-правовые вопросы защиты российских граждан, находящихся за границей. Ростов-на-Дону, 1997.
  194. С.В. Народное представительство и права граждан в РФ. М., 2001.
  195. Н.И. Личность. Права. Демократия. Саратов: Изд-во Сарат. унта, 1972.
  196. Н.П. Национальная политика России. От унитаризма к федерализму. — М., 1993.
  197. Международная правосубъектность (некоторые вопросы теории). М.: Междун. отношения, 1971.
  198. Международное право: Учебн./ Под ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. М., 2000.
  199. Международное публичное право: Учебн. / Под ред. К. А. Бекяшева. М.: Проспект, 1998.
  200. Международные акты о правах человека: Сб. докум. М.: НОРМА-ИНФРА* М, 2002.
  201. Л.Х. Эффективность норм международного права. Казань. 1990.
  202. А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебн. 9-е изд. М.: ЗАО «Юридический Дом» Юстицинформ, 2002.
  203. Р. Личность и общество / Пер. с нем. -М., 1965.
  204. А.П. Права человека и международные отношения. М.: Наука, 1982.
  205. Д.З. Права и свободы человека М. 2006.
  206. Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М.: Юрид. лит., 1991.
  207. О.В. Правовая природа права граждан на медицинскую помощь// Политика и общество. 2004 № 3.
  208. B.C. История идей правовой государственности. М.: ИГП РАН, 1993.
  209. С. Свобода: обещание и угроза. Критика культа свободы / Пер. с анг.-М., 1966.
  210. Новые Конституции стран СНГ и Балтии: Сборник документов. Вып.2 / Сост. Ю. А. Дмитриев, Н. А. Михалева. М., 1997.
  211. А.Ф. Гражданин и государство: взаимоотношения в XXI веке // Журнал российского права. 2005 № 9.
  212. Общая теория государства и права: Академический курс: В 2-х томах / Отв. ред. М. Н. Марченко. Том. 1. Теория государства.- М.1998.
  213. Общая теория прав человека / Под ред. Е. А. Лукашевой — М. 1996.
  214. Е.С. Совершенствование законодательства Российской Федераций в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод // Государство и право. 2008: № 2
  215. .И. Правовая защита конституций. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах. Ростов-на-Дону, 1992.
  216. .И. К вопросу о государственной концепции гражданства // Конституционное и муниципальное право. 2006 № 13.
  217. JI.A. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996.
  218. М.Ф. Личность и право. М., 1975.
  219. О.В. Права и свободы личности как субъекта политической жизни // Государство и право. 2007 № 7.
  220. М.А. Социально-философские и этические основания права человека на честь и достоинство // Юридический аналитический журнал. 2005 № 1−2 (13-Г4).
  221. В.А. Государство и личность в СССР. М.: Наука, 1974.
  222. С.В. Проблема национально-культурной идентичности в сфере взаимодействия правовых систем современности // Государство и право 2007. № 1
  223. Политология: Учебник / Отв. ред. В. Д. Перевалов. М., 1999.
  224. В.Л. Конституционное право советских граждан на свободу слова. Саратов., 1977.
  225. Права человека: Основные международные документы // Сб. док.-М., 1989.
  226. Права человека: Учебн. для вузов / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1999.
  227. Права человека и вооружённые конфликты: Учебн. для вузов / Отв. ред. В. А. Карташкин. М.: Воениздат, 2001.
  228. Права человека: Изложение фактов. № 1: Механизм в области прав человека. Женева: Центр по правам человека при отделении ООН в Женеве, 1990.
  229. Права человека и межнациональные отношения. М.: ИГПРАН. 1994.
  230. Права человека: учебное пособие / Под общей редакцией А. Д. Гусева Минск., 2002.
  231. Президент Правительство — исполнительная власть: российская модель / Под ред. И. Шаблинского. — М., 1997.
  232. Проблемы преподавания конституционного и муниципального права. -М., 1999.
  233. С.В. Концептуальные подходы к формированию теории ограничения прав и свобод граждан на современном этапе // Конституционное и муниципальное право. 2006 № 5.
  234. В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. Саратов, 2000.
  235. Л.П., Упоров И. В. Естественные права человека: Уч. пособие. СПб.: Лексикон, 2001.
  236. Р.А. Конституционное государство (история, современность, перспективы развития). Красноярский гос. ун-т, 1997.
  237. Ф.М. Демократия и достоинство личности. М.: Наука, 1983.
  238. .Ж. Об общественном договоре. М., 1938.
  239. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.: Мысль, 1969.
  240. А.Х. Международное право прав человека: Уч. пос./ Отв. ред. Б. Н. Топорнин. М.: Академический правовой ун-т, 2002.
  241. Н.А. Институт Президента в современном мире.-М., 1994.
  242. Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву Российской Федерации / Сост. Ж. И. Овсепян. Ростов-на-Дону., 1997.
  243. Р.Х. Проблема не гражданства в странах Балтии: истоки возникновения и перспективы решения // Государство и право 2006 № 1.
  244. Е.С. Проблемы правового статуса иностранцев в условиях глобализации. М., 2003.
  245. А. Институт чрезвычайного положения как инструмент защиты демократии и стабильности // Право и жизнь. 2001 № 35.
  246. . Политический трактат // Избранные произведения в 2-х т. Т.2. М.: Госполитиздат, 1957.
  247. JI.А. Многонациональная Россия: государственно-правовое развитие X XXI вв. М., 2002.
  248. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько.- М., 1997.
  249. О.И. Международное гуманитарное право. Учебник для вузов. -М., 2000.
  250. Е. Политическая свобода и политические права в современных национальных государствах: органическая модель // Политические права и свободные выборы: Сб. докл. М., 2005.
  251. Г. И. Теория международного права. М.: Междунар. отношения, 1974.
  252. В. Договорная Федерация и эксклюзивная этничность // Федерализм. 2002 № 4
  253. Т.Я. Правовые и организационные основы национально-культурной автономии в Российской Федерации // Журнал российского права. 2003 № 7
  254. P.O. Общее учение о правоотношениях. М.: Юрид. лит., 1974.
  255. B.C. Реализация международных обязательств России в области прав человека в свете проблемы соотношения международного и внутригосударственного права // Государство и право. 2007. № 8
  256. В.Н. Теория государства и права / Под ред. В. Г. Стрекозова. М.: ИПП «Отечество», 1993.
  257. А.Г. Социальная защита инвалидов боевых действии в Российской Федераций как юридический институт: взаимодействие международно-правовых и внутригосударственных факторов // Государство и право 2006 № 4.
  258. Г. Г. Свобода совести в Российской Федерации.-М., 1996.
  259. В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998.
  260. В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997.
  261. В.Е. Индивид и общество: коллективные конституционные права //Право и политика. 2001 № 4.
  262. .Н. Политические мыслители древнего мира. М., 1897.
  263. .Н. Собственность и государство: В 2-х ч. 4.1. 1883.
  264. М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебн. пос. М.: Новое знание, 2001.
  265. Г. Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Сухум, 1956.
  266. B.C. Обеспечение прав личности при расследовании преступлении. М., 2000.
  267. Н.А. Правовое обеспечение интересов личности. -Свердловск., 1990.
  268. А. Самоограничение власти (краткий курс конституционного права). Пер. с венгерского. М., 2001.
  269. Д.Ю. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, 1993.
  270. .С. Конституция. Демократия. Права человека. Москва-Черкесск, 1992.
  271. .С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. -М., 1997.
  272. .С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М. 2007.
  273. Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М., 1995.
  274. Эффективность правовых норм. М., 1980.
Заполнить форму текущей работой