Культурологический подход к формированию толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда
Диссертация
Основными критериями сформированное&tradeтолерантности студентов являются: устойчивая личность (сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных социальных общностей), дивергентность мышления (способность необычно решать обычные проблемы, задачи), мобильность поведения (способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТРЯДА
- 1. 1. Культурологический подход как концептуальная основа исследования проблемы
- 1. 2. Модель формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда
- 1. 3. Комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТРЯДА
- 2. 1. Цель и задачи опытно-экспериментальной работы по формированию толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда
- 2. 2. Методическое сопровождение эффективности формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда
- 2. 3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абакумова И.В., Ермаков П. Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. — 2003, — № 3.- С.78−82.
- Абдулкаримов Г. Г. Об опыте работы по формированию у детей этнической толерантности // Дополнительное образование.- 2002. -№ 2, — С. 49−54.
- Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998, — 544 с.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева.- М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996, — 384 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания М.:Изд-во МГУ, 1980. — 336 с.
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань: Изд-во КГУ, 1996. — 567с.
- Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т.1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция / Нац. обществ.-науч. фонд. Акад. политич. науки- руководитель проекта Г. Ю. Семигин и др. М., Мысль, 1997.-832,(1) с.
- Ю.Анисимов С. Ф. Ценности реальные и мнимые. М.: Мысль, 1970. 183 с.
- П.Афанасьев В. Г. Общество: Системность, познание и управление.- М.: Политиздат, 1988.-432с.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 342с.
- Антология исследований культуры. Интерпретация культуры. Т.1. — СПб.: Универсальная книга, 1997. — 728 с.
- М.Анцыферова Jl. И. Системный подход к изучению и формированию личности / Проблемы психологии личности. М., 1982. С.140−147.
- АрхангельскийЛ.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М., 1987.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., Мысль, 1976.- 160 с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984.-104с.
- Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа.- 2001.- № 11−12,-С. 32−35.
- Асмолов А.Г. Образование в России: от культуры полезности к культуре достоинства // Воспитание школьника. -1995. № 5. — С. 23−25.
- Асмолов А. Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности // Вопросы психологии. — 2003. — № 4. — С.3−13.
- Асмолов А. Г. Толерантность от утопии к реальности. // На пути к толерантному сознанию. М., 2000. с. 5−7.
- Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа// Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.- 223 с.
- Багинин В.А. Интеллигентность категория нравственная. — М.: Знание, 1985.-64с.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.
- Бедерханова В.П. Летняя деревня: концептуальный подход к организации летнего отдыха детей. //Становление личностно ориентированной позиции педагога: монография. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 256 с.
- Беликов В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности.-Челябинск: ЧГПУ, 1995.- 141с.
- Бердяев Н.А. Философия свободного духа. Я и мир объектов М.: Прогресс, 1986.-420 с.
- Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика, — 1994. № 5.- С. 21−25.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: НРПОМОРФ, 1995,-336 с.
- Библер B.C. Школа диалога культур. Кемерово., 1992.
- Библер B.C. Культура. Диалог культур (опыт определения)// Вопросы философии, — 1989.-№ 6.- С.31−42.
- Блонский П.П. Избранные педагогические произведения,— М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1961, — 695с.
- Бодалев А.А. Проецирование и взаимодействие в общении // Педагогика.-1994, — № 1.-С.11−14.
- Большой энциклопедический словарь. М.: «Большая Российская энциклопедия" — СПб.: «Норинт», 1997. — 1456 с.
- Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / Главн. науч. ред. и сост. С. Ю. Солодовников. -М.: МФЦП, 2002. 1008с.
- Бондарева Г. Формирование толерантной личности школьника // История: Приложение к газ. «Первое сентября»: 2002. — май (№ 20).- С. 13−14.
- Бондарева Н.А. Технология этнокультурного воспитания // Школа. 2001.-№ 5. — С.38−41.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного образования // Педагогика.- 1995. № 4. — С. 29−36.
- Бойко В.В. Энергия эмоции в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.
- Братченко C.JI. Педагогика развития: ключевые компетенции и их становление. Красноярск, 1990.
- Братченко СЛ. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1997.- С. 201−222.
- Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. — 462 с.
- Бубер М. Я и Ты: Пер. с нем. М.: Высш. Шк., 1993. — 175 с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978, — 216с.
- Буева Л.П. Культура, культурология и образование // Вопросы философии. -1994.-№ 2.
- БЭС / гл. Ред. Прохоров М.-м: российская энциклопедия., 1997.
- Валеев Г. Н. Постановка проблемы педагогического исследования // Педагогика.-2001.-№ 4 .- С. 19−23.
- Валитов P.P. Толерантность как этическая проблема. Дисс. Канд. Философ. Наук. М., 1997.- 160 с.
- Васильев В.А. К вопросу о толерантности в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 3.- С. 231 — 262.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие М: Изд-во «Ось-89», 2000. — 224с.
- Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М., 2001.-264 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для. студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд. испр. и доп.- М.: Изд. центр «Академия», 2000.- 176 с.
- Вульфов Б.З. Воспитание толерантной личности: сущность и средства // Внешкольник. 2002. — № 6. — С. 12−16.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова, — М.: Педагогика, 1991, — 480 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. — М, 1987. 180 с.
- Вязовец Н.В., Лаврова В. А. Проблема психологической толерантности в системе школьного образования // Журнал прикладной психологии. 2003. -№ 2.-С. 57−62.
- Враги или предшественники?// Вожатый.- 1990.- № 5, — С.28−33.
- Гаврилин А.В. Педагогическая поддержка развития культурной толерантности старшеклассников // История: Еженед. прилож. к газете «Первое сентября». 2002. — февр. (№ 7).- С. 11−13.
- Газман О.С. Педагогика в пионерском лагере: из опыта работы Всероссийского пионер, лагеря «Орленок» / О. С. Газман, В. Ф. Матвеев, — М.: Педагогика, 1982.
- Галкин А.А., Красин Ю. А. Культура толерантности перед вызовами глобализации // Социологические исследования. 2003. — № 8.- С.64−75.
- Гараджа В.И. Толерантность и религиозная нетерпимость // Философские науки. 2004. — № 3. — С. 18−31.
- Гарифьянов P.O. Психолого-педагогические основы руководства самовоспитанием студентов. Казань, 1978. — 181 с.
- Гасанов З.Т. Морально-этические и религиозные основы воспитания патриотизма и веротерпимости // Педагогика. 2003. — № 5.- С. 14 -18.
- Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. 2002.- № 7. — С. 3−12.
- Гидис Б. Вечный огонек.- ВДЦ «Орленок», 1998.
- Гиргинов Гирин. Диалог. Философско-политический анализ / пер. с болгарского. М: Знание., 1989. — 64 с.
- Глебкин В.В. Толерантность и проблема толерантного сознания как атрибут HOMO INTELLEGENS \ На пути к толерантному сознанию. М., 2000. -С.9−20.
- Грехова Л.И. Культура мира и толерантность в экологическом образовании // Экология. Культура. Образование, — 2002. № 2, — С.3−10.
- Грищапов А.А. Толерантность мудрости не вредит // Вопросы философии -2003,-№ 3, — С.23−28.
- Данченко И.О. Культура общения и её воспитание. Ленинград., 1989.-260с.
- Данилов И. Культура мира и ненасилия в России. М.: Права человека, 1999. -11с.
- Декларация принципов толерантности. // Век толерантности. 2001. № 1. с. 6268.
- Декларация принципов толерантности принята ЮНЕСКО в 1995 г. всемирный призыв к толерантности. «Вестник» УрМИОН 08.08.02г
- Демократия: конфликтность и толерантность / Под ред. B.C. Рахманина. -Воронеж: Воронежский госуниверситет, 2002, — 402 с.
- Дуранов М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней: Монография.- Челябинск ЧГАКИ, 2002.-276с.
- Дягилев В.В. Занимательная философия. М.: Издательский центр «A3», 1995. — 194с.
- Ежегодник Российского псих. Общества: материалы 3-го Всерорссийского съезда психологов 28 июня 2003 г.: в 8 т.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология,— М.: Логос, 2002.- 512с.86.3инченко В. П. Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мира как реализация сознания // Мир психологии. 1999. — № 1, — С. 97−104.
- Ильин Н.Н. О воспитании общественности в школе, — М., 1916.- 86с.
- История педагогических технологий: Сборник научных трудов. М.: НИИ ТИИ АПН РСФСР, 1992.- 133 с.
- Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. -JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. -384 с.
- Капто А. Толерантность в контексте концепции «Культура мира» // Безопасность Евразии. 2001. — № 1 — С. 175 — 181.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: Новая школа, 1993. -80с.
- Карпушина С. В. Карпушин В. История мировой культуры. М: Просвещение., 1998.-231 с.
- Кащенко О.О. Формирование толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования. Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук. МАГУ: Магнитогорск, 2004.
- Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. -Оренбург, 1996.- 188с.
- Климова Т.Е. Педагогическая диагностика: Учеб. пособие. Магнитогорск: Лаборатория проблем непрерывного образования, 2000. — 126 с.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2000, — 176 с.
- Кольцова Е.Ю., Е.Е. Таратута. Измерение толерантности // Журнал социологии и социальной антропологии.-2003. № 4. — С. 113−129.
- Коллективно-творческие дела коммуны имени А. С. Макаренко (из опыта воспитательной работы) Л.: 1670.
- Комаров В.П., Исаева О. В., Гайсина Л. Ф., Гамова Н. А. Толерантность в общении студенческой молодежи: Монография.- Самара: Из-во СамГПУ, 2003.-216 с.
- Комогоров П.Ф. Философско-психологические основы толерантности как педагогического феномена // Образование и наука. -2000. № 1 (3).- С. 32−38.
- Комогоров П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов вуза. Автореф.. канд. пед. наук. Курган. 2000.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года// Народное образование, — 2002.-№ 1.- С.34−40.
- Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.: Новая школа, 1993.- 140 с.
- Конаржевский Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе. Учебное пособие. Челябинск: ЧГПИ, 1986. — 135 с.
- Краткая философская энциклопедия. М., 1994.- 436 с.
- Кривенький А.И. На первых ступенях: участие комсомола в дореволюционном преобразовании высшей школы подготовке и воспитании молодой интеллегенции 1918−1932 гг.-М.: Молодая гвардия, 1988, — 173с.
- Коржуев А.В. Толерантность в контексте педагогической культуры преподавателя вуза / А. В. Коржуев. Н. Ю. Кудзиева. В. А. Попков. // Педагогика.-2003.-№ 5.- с.44−49.
- Кукушин B.C. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме: Пособие для учителя. Ростов-нД: ГиНГО, 2002, — 405 с.
- Кукушин B.C., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов- на Дону: Феникс, 2000. — 448 с.
- Кудинов В.А., Лейкин А. Я. Юная Россия. Истотрия детского и молодежного движения в России XX веке.- СПб.: Инст. соц. пед. и псих., 2000.- 131 с.
- Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологии: Учеб.-прак. пособие для учит, и кл. рук., студ. магистр, и аспирантов пед. уч.завед., слушат. ИПК.- Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. 160 с.
- Культура и мироотношения. Петрозаводск, 1980. 164с.
- Культурология 20 в. Словарь СПб: Ун. Книга, 1997. 640с.
- Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослые в учебном диалоге. М. Педагогика., 1989.-354 с.
- Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллин: Валгус, 1980. 334с.
- Лебедев Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. -М: Ключ-С, 1999.-224 с.
- Лекторский В.А. О толерантности // Философские науки. 1997. — № 3−4. -С. 14−19.
- Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. -№ 11. — С. 46−54.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. -304 с.
- Леонтьева Э. О. Петренко В.В. Толерантность и коммуникация. Монография, — Томск: «Дельтаплан», 2002.
- Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия. // Вопросы философии 1995. № 2. с. 110−121.
- Липчинская Е.Н. О методологических особенностях педагогического исследования // Акмеология 2000, — СПб.- 2000. — вып. 5, — С. 197−212.
- Литвак Р.А. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях: дис.. докт. пед. наук./ ЧГПУ,-Екатеринбург, 1997,-389с.
- Луковицкая Е.Г. Неопределенность и толерантность к неопределенности -психологическое определение. Новгород, 1996. — С. 16.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой,— М.: Просвещение, 1989.
- Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива.- М., 1988.
- Макаренко А.С. Воспитание гражданина / Сост. Бескина P.M., Виноградова М.Д.-М.: Просвещение, 1988.-365 с.
- Малштейн Л.К. Формы активного обучения: Учеб. пос. Свердловск, 1991.-76с.
- Малыгон Л.И. Развитие культуры диалога в процессе подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности: Автореф. диссерт.канд.пед.наук.-Хабаровск, 1999 г.-21 с.
- Манаева Э.И. Принципы системности исследования// вестник Моск. Унта. Сер. 6, Экономика. 2000. № 6. — С.31−46.
- Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. — 172 с.
- Мириманова М. С. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности,-2002.-№ 2,-С. 104−116.
- Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. -320 с.
- Мириманова М.С., Обухов А. С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие // Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. М.: Народное образование, 2001,-С. 88−99.
- Морозова B.C. Педотряды эффективное средство подготовки будущих учителей к воспитательной работе с детьми // подговка будущих учителей к воспитательной работе.- Грордно, 1987.-е. 158.
- Мчедлов М.Т. Проблемы толерантности в постсоветской России // Философские науки. 2002. — № 4. — С. 64 — 71.
- Назин К. Терпение это алмаз: метод, приемы воспитания толерантности у детей разного возраста // Школьный психолог: Еженед. прилож. к газете «Первое сентября».- 2002.-00 апр. (№ 16).- С. 6 -7.
- Найн А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. -1996.- № 5.- С.9−14.
- На пути к толерантному сознанию / Под ред. А. Г. Асмолова. М., 2000.- 456 с.
- Нечаев В.Я. Социология образования. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 198с.
- Нетерпимость в России: старые и новые фобии / Под ред. Г. Витковской и А.Малашенко. М.: Московский Центр Карнеги, 1999. -158 с.
- Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. -1995,-№ 5.-С. 44−49.
- Никольский А.В. Историко-обществоведческое образование как фактор формирования толерантности // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002.-№ 5,-С.25 -31.
- Никольсон П., Толерантность как моральный идеал «Вестник» УрМИОН 2002г-
- Новая философская энциклопедия в 4-х томах / ин-т философии РАН., М: Мысль., 2000.
- Остапчук Н.В. Педагогнический анализ процесса становления психолого-педагогической компетентности (на материале вузовской подготовки специалистов дошкольного образования): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1999. 22 с.
- Палаткина Г. В. Этнотолерантность в мультикультурном регионе // Школьные технологии. 2003. — № 3. — С. 216 — 221.
- Панченко И.А. Развития толерантного взаимодействия подростков во Всероссийском детском центре «Орленок». Автореф. дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005. — 22 с.
- Паниотто В.И. Формирование ценностных ориентаций в процессе межличностного общения // Социологические исследования. 1984. № 3.- С. 67−77.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. А. Шиянов и др., под ред. С. А. Смирнова. 3-е изд. испр. и доп.- М.: Изд. центр «Академия», 1999, — 512 с.
- Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. 3-е изд., доп. и перераб, — М.: Пед. о-во России, 1998, — 640 с.
- Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина.- Серия «Педагогическое образование».- Москва: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.-336 с.
- Петтай И. Взаимная толерантность эстонцев и неэстонцев// Интеграция эстонского общества. Мониторинг 2000. Таллинн, 2000, — с.6−10.
- Петровский А.В. Личность. Деятельностьт. Коллектив, — М.: Политиздат, 1982.-255с.
- Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субьективности. -Ростов-на дону: Феникс, 1996. 512с.
- Петренко В. Ф. Митина О.В. и др. Психосемантический анализ стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. М.: Смысл, 2000.-215 с.
- Перцев А.В. Жизненная стратегия толерантности проблема становления России и Запада. Екатеринбург. Изд-во Урал, ун-та, 2002. — 254 с.
- Пидкасистый П.И., Фридман A.M., Гарунов М. Г. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы,— М.: Пед. общество России, 1999.- 354с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986, — 255 с.
- Погодина А.А. Толерантность: Термин. Позиция. Смысл. Программа // История: прил. к газ. «Первое сентября»: 2002. — март (№ 11).- С. 4−7.
- Поддубная М.В. Развитие социализации молодежи в молодежном общественном объединении. Метод, рекомендации, — Челябинск: РГПИ, 2003, — 33с.
- Поддубная М.В. Педагогические условия социализации молодежи в деятельности молодежного общественного объединения. Автореферат. канд. пед. наук. ЧГПУ: Магнитотгорск, 2003.
- Поморцева Н.В. педагогические условия формирования культурологической компетенции учащихся в системе интегрированного обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Шуя, 2002. — 22 с.
- Поташник М. Лавина с гор, или На пути к толерантному сознанию // Народное образование.- 2001.- № 6. С. 45−49.
- Равен Д.Ж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. Пер. с англ. — М., 2002. — 396 с.
- Рерих Н.К. Восток- Запад. М., 1994.
- Рерих Н.К. Культура и цивилизация. Москва., 1964.-98с.
- Риэрдон Б.Э. Толерантность дорога к миру. М., 2001, — 237 с.
- Рожков М.И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников: Учебно методическое пособие — Ярославль: Академия развития: Академия холдинг: 2003. — 192 с.
- Романенко Л.М. Лики российской толерантности // Полис- 2002. № 6 .С. 175−181.
- Российская социологическая энциклопедия / под общей ред. Г. В. Осипова. -М: Норма., 1998.-672 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В.2 т. Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: Большая российская энцикл., 1998. Т.1. — 608 с.
- Ручка А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. Киев, 1987, — 156с.
- Рыбак Е.В. Формирование толерантности студентов ВУЗа. Автореф. .канд. пед. наук. Москва. 2004.
- Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Мн: Беларусская навука., 1998.-319 с.
- Рюмшина Л.И. Библиотека психологии и педагогики толерантности. // Вопросы психологии. 2002, № 2.
- Садовский В.Н. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. — М., 1989.-С. 584−585.
- Садовский В.Н. Основы общей теории систем. Логико-методологический аспект.- М.: Наука, 1974, — 311с.
- Саранцев Г. И. Цель, предмет, объект педагогического исследования // Педагогика.-2001.- № 7.-С. 13−18.
- Сеначин П.В. Формирорвание педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов. Автореферат.канд. пед. наук. ЧГАКИ: Магнитогорск. 2005.
- Скрябина О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Кострома, 2000.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие. М.: Школа- пресс, 1997.-512 с.
- Смысл жизни в русской философии. Конец XIX начало XX века / Отв. ред. А. Ф. Замалеев. — Санкт-Петербург: «Наука». 1995, — 379 с.
- Соколов В. М. Толерантность: состояние и тенденции // Социологические исследования. Наука. -2003, — № 8, — С.54−64.
- Соколова Э.Л. Образование путь к культуре мира и толерантности // Народное образование. — 2002. — № 2. — С. 111 -.118.
- Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.176 с.
- Соловьев Э.Г. Новый мировой порядок: толерантный мир или апофеоз конфронтационности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. -2002.- № 3, — С. 3−24.
- Социологический словарь/ Под ред. Д. М. Гвишиани.- М.: Мысль, — 1993.-167с.
- Степанов П.В. Как воспитать толерантность? // Народное образование. -2001,-№ 9.-№ 1,-С 48−60.
- Степанов П.В. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование.-2001.- № 6, — С.59−70.
- Студенческий педагогический отряд «Луч». 1971 2001. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. — 73 е.: 8 ил.
- Стратегия социального развития России и молодежь: Сборник материалов Российской научно-практической конференции (22−23 марта 2001 г.).- Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2001, — 281с.
- Стрельцова Е.А. Диалоговая интерпретация знания как средство воспитания толерантности студентов. Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. М.: ПроСофт, 2003.
- Сытых Е.Л. Проблематика толерантности в курсах философии, этики, политологии // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77−6567, публ. 10 812, 13.11.2003.
- Таранов П.С. 120 философов: Жизнь. Судьба. Учение. Мысли: Универсальный аналитический справочник по истории философии: В 2 т. -Симферополь: «Реноме», 2002. 704 е.: ил. — Т. 1. и Т.2.
- Теория и практика педагогического эксперимента / под ред. А. И Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
- Тишков В.А. Очерки истории и политики этничности в России. -М, 1997. 360с. (о педагогике толерантности)
- Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. научно-методических ст.- М.: Изд-во московского психологического института, 2002, — 368с.
- Толерантность как условие защиты прав ребенка в деятельности детских общественных объединений в школе: Метод, пособие в помощьорганизаторам детского движения/ Отв. Ред. В. А. Фокин, — Тула: изд-во ТГПУ им. JT.H. Толстого, 2002, — 235с.
- Толерантность в общественном сознании России. М., 1998, — 235 с.
- Толерантность и права ребенка: Пособие для учителей средних школ. М., 2002, — 98 с.
- Толерантность и согласие / Под ред. В. А. Тишкова. М., 1997, — 301 с.
- Толерантность и проблема идентичности. М.- Ижевск. 2002. 327 с.
- Толерантность: сборник научных статей. Ред. М. Б. Хомяков. Екатеринбург. 2000. 112 с.
- Толерантность: сборник статей. Ред. Н. С. Ладыжец. Ижевск. 2002. 254 с.
- Толерантность. В 2 ч.: Материалы Летней школы молодых ученых «Россия Запад»: философские основания социокультурной толерантности. Екатеринбург. 2001.
- Толерантность и проблема идентичности. М.- Ижевск. 2002. 327 с.
- Трубина Л. Толерантность и Интолерантная личность// Воспитание школьника.- 2003, — 33.- С.33−35.
- Тугаринов В.П. Избранные философские труды.- Л.: ЛГУ, 1988.- 344с.
- Тульчинский Г. Л. Наука и культура толерантности // Философская и правовая мысль. Вып.З. Саратов СПб., 2002. — 189 с.
- Уолцер Майкл. О терпимости. М., 2000. С. 108.
- Федеральная целевая программа и формирование установок толерантности сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001−2005г.) Постановление Правительства Рос. Федирации// Народное образование. 2002. — № 1. — с.255−261.
- Философский словарь / Под. ред. И. Т. Фролова. М., 1981.-560 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2002.- 576 с.
- Формирование учебной деятельности студентов / В. Я. Ляудис, Х. Варнеке, И. И. Ильясов и др.- Под ред.В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 239 с.
- Фишман Л.И. Обратные связи в управлении педагогическими системами: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1994. — 364 с.
- Фромм Э. анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.-447 с.
- Форрат Н. Толерантность современной молодежи: исследование томских студентов // Вестник Евразии.- 2002.- № 3(18).- С.28−49.
- Фрейд 3. Анализ человеческого «Я». М.: «Московский рабочий», 1990. -160 с.
- Харланова Е.М. Развитие социальной активности студентов педагогического вуза в деятельности СПО. Автореферат. Канд.. дис. Челябинск: ЧГПУ, 2002.-22с.
- Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск, 1996.
- Хасан Б.И., Сергоманов П. А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Красноярск-Москва, 2001.
- Хомяков М.Б. Толерантность: парадоксальная ценность // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. — № 4. — С. 98 — 113.
- Чиж А. Н. Внеучебная деятельность студентов в теории и истории высшего педагогического образования (1960 1980 гг.) Дис.. докт. пед. наук. Луганск, 1998.-258с.
- Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. -М., 1986.-80 с.
- Шадже А.Д., Дамениа О. Н. Толерантность в ценностной системе трансформации России // Социально гуманитарные знания. — 2003. — № 3.-С. 228−243.
- Шалин В. Образование и формирование культуры толерантности // История: прил. к газ. «Первое сентября»: 2002. — март (№ 11).- С. 8−10.
- Шалютин С.М. Что такое общечеловеческие ценности // Человек, его ценности и жизненный путь. Барнаул: изд-во Барнаульского ВВАУЛ, 1997. -С. 46−64.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения / Сост. М. П. Малышев. Д.С. Бершадская- под. ред. А. Н. Волковского, Л. Н. Скаткина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. -М.: Госучпедгиз, 1958.-431 с.
- Шеламова Г. М. Педагогические условия формирования толерантности учащихся проф. Лицея: Автореферат. канд. пед. наук. М, 2003.
- Шендерей П.Э. Развитие исследовательской компетенции студентов технических вузов в системе спецкурсов по единой проблеме: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саратов, 2002. — 20 с.
- Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1991. -33с.
- Шнекендорф З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 43−50.
- Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М.: Высшая школа, 1978.-269 с.
- Шугуров М.В. Игра смыслового признания и стратегии толерантности // Игровое пространство культуры. СПб., 2002.
- Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности.- М.: «Ось 892,2004.- 80с.
- Щурков А.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.- М., 1997.-78с.
- Юлина Н.С. О педагогической методике обучения миролюбию М. Липмана // Вопросы философии. 1996. — № 5, — С.106−109.
- Юлина Н.С. О педагогической методике обучения миролюбию М. Липмана. // Философия для детей. М., 1996. с. 213--219.
- Юрченко Ю.А. Формирование культурных умений у студентов пед. вузов: Автореферат. канд. пед. наук. М, 2003.
- Эльконин Б.Д. Психология игры,— М.: Педагогика, 1999, — 157с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Bugental J.F. The Art of the Psychotherapist. New York, 1987.
- Kluckhon F.R., Strodtbek F.L. Variatiors in valk Orientiations II.-1961, — P 113.
- Nicholson, P. Toleration as a moral ideall / P. Nicholson // Aspects of toleration.- 1985.-P. 160.
- Yovel Y. Tolerance As Grace And As Right // UNESCO. Paris. 1993. pp.113 125.250. www.cuIture.of.peace.ru/tolerance