Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Культурологический подход к формированию толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основными критериями сформированное&tradeтолерантности студентов являются: устойчивая личность (сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных социальных общностей), дивергентность мышления (способность необычно решать обычные проблемы, задачи), мобильность поведения (способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТРЯДА
    • 1. 1. Культурологический подход как концептуальная основа исследования проблемы
    • 1. 2. Модель формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда
    • 1. 3. Комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТРЯДА
    • 2. 1. Цель и задачи опытно-экспериментальной работы по формированию толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда
    • 2. 2. Методическое сопровождение эффективности формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда
    • 2. 3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Культурологический подход к формированию толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования обусловлена существенными изменениями социокультурной ситуацией современного Российского общества, характеризующейся кризисом эстетических идеалов, снижением уровня межкультурного общения молодого поколения, что обостряет востребованность обществом личности с возросшим чувством собственного достоинства, высоким уровнем культуры, толерантно относящемся ко взглядам других людей, а значит внедрения в общественное сознание на самых разных уровнях стратегий толерантного мышления и деятельности, позволяющей решать межгосударственные, внутригосударственные и межличностные противоречия.

Необходимость обращения к разработке проблемы формирования толерантности студентов обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, в настоящее время толерантность как важный элемент культуры признается необходимым условием общественного единения людей, так как в мире возрастает уровень экстремизма, конфессиональной, идеологической нетерпимости, развитие толерантности приобретает глубокий смысл. Толерантность рассматривается сегодня как личностное качество, характеризующее высокий уровень социальной зрелости, нравственности и сформированной культуры. Неслучайно, 1995 г. был объявлен Организацией объединенных наций годом толерантности, в том же году была принята специальная «Декларацию принципов терпимости», в которой толерантность была провозглашена в качестве ключевого понятия в человеческих взаимоотношениях и в качестве одного из важнейших путей реализации принципов человеческого единения в современном мирев 2001 году специальным постановлением Правительства РФ была утверждена «Программа формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001 — 2005 г. г.)», одна из подпрограмм которой называлась «Личность» — в её рамках предполагалось разработка и внедрение в систему образования на всех уровнях программ и учебных материалов, направленных на воспитание подрастающего поколения в духе толерантности, выработку норм социального поведения, характерных для гражданского общества. Особое место в формировании толерантности студентов вуза отводиться деятельности студенческих педагогических отрядов. Студенческие педагогические отряды являются одной из форм, объединяющих молодежь на основе их интересов и потребностей, и выполняющих социально-значимую деятельность, которая способствует формированию личности молодого специалиста.

Во-вторых, как показал анализ практики, деятельность студенческих педагогических отрядов возрождается и активно развивается в деятельности вузов. Но прежняя система работы в студенческом объединении должна быть пересмотрена в связи с новой образовательной парадигмой, ориентированной на удовлетворение потребностей личности в социокультурной деятельности. В существующей научной литературе недостаточно отражен аспект формирования толерантности студентов на основе культурологического подхода. Недостаточным остается научно-методическое обеспечение формирования толерантности студентов, особенно вариативная составляющая как деятельность студенческих педагогических отрядов.

В-третьих, формирование личности в студенческом общественном объединении рассматривается лишь в специализированных, чаще педагогических вузах как содействие педагогической или социально-педагогической адаптации (М.В. Поддубная, Е. М. Харланова, и др.), тем не менее, данные объединения получили широкое распространение и в вузах другой (не педагогической) направленности, а значит необходимо исследовать особенности деятельности объединений с учетом их специфики на основе культурологического подхода.

Теоретический анализ современных исследований различных аспектов толерантности на философском, социальном, психологическом и педагогическом уровне указывает на актуальность проблемы и интерес ученых к решению ряда обозначенных задач.

В науке рассмотрены многие аспекты и направления изучения и формирования толерантности:

• довольно глубокие исследования толерантности находятся в области философии (М.М. Бахтин, В. А. Лекторский, А. В. Перцев и др.), социологии (М.П. Мчедлов, И. Г. Солдатов, М. Б. Хомяков и др.) политологии (В.И. Ганжа, С. Г. Ильинская и др.), художественной литературы (Ф.М. Достоевский, JI.H. Толстой и др.);

• рассмотрены общие вопросы психологии и педагогики толерантности (А.Г. Асмолов, М. С. Мириманова, А. А. Погодина, М. И. Рожков, Г. У. Солдатова и др.);

• исследованы аспекты этнической (B.C. Кукушин, Н. М. Лебедев и др.) и коммуникативной (Л.А. Дикая, П. Н. Ермаков и др.) толерантности;

Принципиально важными для нас являются исследования, в которых рассмотрены:

• проблема формирования толерантности в общеобразовательной школе в образовательном процессе (В. А. Лекторский, О. В. Ладыкова, А. В. Никольский и др.) — воспитательном процессе (М.А. Ковальчук, М. И. Рожков, В. А. Фокин и др.).

• проблема воспитания толерантности в общественном объединении (И.В. Крутова, П. В. Степанов, Г. М Шеламова и др.), досуговом объединении (И.А. Панченко и др.);

• вопросы формирования толерантности в вузе в процессе обучения (В.П. Комаров, Е. В. Рыбак и др.), в процессе воспитательной работы (Л.В.Зинина, А. В. Кирьякова, С. В. Сальцева и др.);

• проблемы студенческих педагогических объединений (Р.А. Литвак, М. В. Поддубная, Е. М. Харланова и др.).

В сфере воспитательного потенциала студенческого общественного объединения проблема формирования толерантности не исследовалась полно и всесторонне.

На основании изученного опыта деятельности студенческих педагогических отрядов, анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы и собственного опыта по формированию толерантности у студентов академии культуры в деятельности студенческого педагогического отряда «Пульс» формулируется проблема настоящего исследования, которая определены противоречиями между:

— возрастающим интересом в философских и психолого-педагогических исследованиях к анализу культурологического подхода в воспитательном процессе вуза и его недостаточной разработанностью относительно специфики воспитательного пространства, что не позволяет эффективно формировать толерантность студента вуза в деятельности студенческого педагогического отряда;

— возросшей потребностью общества в толерантной личности, характеризующейся высоким уровнем социальной зрелости, нравственности и сформированной культуры и не достаточной разработанностью теоретических и методических положений обеспечивающих данный процесс;

— между имеющимся педагогическим потенциалом формирования толерантности студентов и недостаточной разработанностью программно-методического обеспечения формирования толерантности в студенческом педагогическом отряде на основе культурологического подхода.

Этим объясняется актуальность настоящего исследования, проблема которого состоит в определении сущности процесса формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда и обеспечении эффективности данного процесса. Это определило выбор темы нашего исследования «Культурологический подход к формировании) толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда».

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда на основе культурологического подхода и комплекс педагогических условий, обеспечивающий ее эффективное функционирование.

Объект исследования: система воспитательной работы высших учебных заведений.

Предмет исследования: процесс формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда.

Гипотеза исследования: процесс формирование толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда будет проходить эффективно, если:

— данный процесс проектируется с учетом современных положений культурологического подхода;

— разработана модель формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда, включающая в себя взаимосвязанные блоки: целевой, организационно-содержательный, функциональный, оценочно-результативный;

— определен комплекс педагогических условий, включающий в себя:

• формирование педагогической направленности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда;

• развитие толерантной личности студентов в непрерывной вариативной деятельности студенческого педагогического отряда;

• диагностика уровня развития толерантности студентов педагогического отряда.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами сформулированы следующие задачи исследования:

1. Проанализировать специфику культурологического подхода к изучению проблемы формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда.

2. Определить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике, раскрыть сущностную характеристику понятия «толерантность личности студента», на этой основе выделить особенности формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда на основе культурологического подхода.

3. Разработать и реализовать модель формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда.

4. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда.

5. Разработать научно-методические обеспечение по формированию толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда на основе культурологического подхода.

В процессе исследования нами исполозовались следующие виды источников: современные нормативные и программно-методические материалы в области образования (Законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений») и по проблемам толерантности (ООН «Декларация принципов терпимости», «Программа формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001 — 2005 г. г.)») — философские работы по проблемам развития личности средствами искусства и культурытеоретические и практико-ориентированные исследования в области психолого-педагогических наук, отражающие системный, личностно-деятельностный, аксиологический, культурологический подходы в системе воспитательной работы вузовматериалы и тезисы научно-практических конференций, семинаров, слетов студенческих объединений, а также публикации научной и научно-популярной периодической печати по проблематике исследованияматериалы, опубликованный на образовательных сайтах сети Интернет.

Методологической основой исследования являются идеи гуманистической направленности личноститеория формирования личности в деятельности и в общениитеория формирования личности в изменяющихся социально-экономических условияхпринципы и концептуальные положения культурологического подхода. В теоретическом плане использовались:

— гуманистические философские положения о человеке и личности и её предназначении как важнейшей ценности (М.М. Бахтин, Н. А. Бердяев, С. И. Гессен, А. В. Кирьякова и др.);

— обоснования культурологического подхода (В.А, Бенин, B.C. Библер, Е. Б. Бондаревская, М. Е. Дуранов, М. С. Каган, А. Ф. Лосев, В. А. Разумный и др.);

— идеи целостного подхода к изучению личности (B.C. Ильин, В. В. Зайцев, В. В. Краевский, A.M. Саранов и др.);

— исследования о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (Б.Г.Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. П. Буева, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, В. А. Петровский и др.);

— психолого-педагогический анализ, затрагивающий разные аспекты толерантности как сложного социально-психологического феномена (Б.Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Я. Л. Коломинский, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Н. Н. Обозов,.

A.В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Уманский, Д. Б. Эльконин и др.) — анализ развития проблемы толерантности в обществе (А.Перцев,.

B.C. Агиев, П. Ф. Каптеев, Н. М. Лебедева и др.);

— идеи толерантной педагогики в учениях отечественных мыслителей (Л.Н. Толстой, В. В. Зеньковский, К. Н. Вентцель, С. И. Гессен, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили и д.р.);

— исследования относительно молодежных общественных объединений (И.П. Иванов, А. З. Иоголевич, А. Н. Лутошкин, А. Г. Кирпичник, Р. А. Литвак и др.).

Особо значимыми для нашего исследования являются диссертационные работы по проблемам деятельности студенческих педагогических отрядов, по формированию социальной активности студентов в социально-значимой деятельности, по подготовки студентов к деятельности в студенческих педагогических отрядов, по проблемам формирования толерантности (Н.В. Капура, П. Ф. Комогоров, И. А. Панченко, М. В. Поддубная, Е. В. Рыбак, Е. М. Харланова и т. д.).

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись студенческий педагогический отряд «Пульс» Челябинской государственной академии культуры и искусств, студенческий педагогический отряд «Улыбка» Челябинского агроинженерного университета, студенческий педагогический отряд «Удача» Троицкой ветеринарномедицинской академии, студенческий педагогический отряд «Луч» Челябинского государственного педагогического университетаотдельные положения проверялись на студентах, состоящих в студенческом педагогическом движении Челябинска и Челябинской области, состоящих в Областном штабе студенческих отрядов и педагогических отрядах республики Казахстан. Всего в эксперименте на констатирующем этапе приняло участие 1200 студентов, участников студенческих педагогических отрядов, на формирующем этапе 105 студентов, также 20 руководителей студенческих педагогических объединений.

Избранная теоретико-методологическая основа и поставленная задача определили ход теоретико-экспериментального исследования проблемы, которое проводилось в три этапа (2003;2006гг.).

Первый этап (2003;2004гг.) Проводился ретроспективный и теоретический анализ проблемы формирования толерантной личностиизучалась философская, социологическая, психологическая, педагогическая литература по исследуемой проблемепроводились пилотажные исследования по проблеме деятельности студентов в педагогических объединенияхизучалась система психолого-педагогической подготовки студентов к социально-педагогической деятельности в студенческих педагогических объединенияхособенности воспитательной работы вуза культуры. На данном этапе исследования использовались общенаучные методы: теоретический и ретроспективный анализ философской и психолого-педагогической литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, изучение и анализ материалов деятельности студентов в педагогических объединениях.

Это позволило сформулировать рабочую гипотезуопределить пути решения проблемыразработать и обосновать модель формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда, а также педагогические условия её эффективного функционирования.

На втором этапе (2004;2006гг.) осуществлялся поиск авторских подходов к решению проблемы. Был проведен формирующий эксперимент, выделен и проверен комплекс педагогических условий эффективности формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда. На данном этапе были использованы следующие методы: формирующий эксперимент, прогнозирование, наблюдение, анкетирование, тестирование, первичная математическая обработка полученных данных.

На третьем этапе (2005;2006 гг.) продолжался формирующий этап эксперимента, обрабатывались и систематизировались полученные результаты, уточнялись выводы, завершалось оформление диссертационного исследования, внедрялись результаты исследования в практику студенческих педагогических отрядов на основе разработанных научно-методических рекомендаций. Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные подвергались качественному и количественному анализу с применением методов математической статистики. Использовались следующие методы: формирующий эксперимент, метод экспериментальных оценок, самооценка, методы диагностики, анкетирование, тестирование, методы математической статистики.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— выявлено, что культурологический подход в деятельности студенческого педагогического отряда выступает методологической стратегией, направленной на формирование толерантности студентов;

— уточнены сущностные характеристики понятия «толерантность личности студента», которое мы рассматриваем с позиции культурологического подхода как интегративное качество личности, включающее в себя такие компоненты как: когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационно-деятельностностный, определяющее систему мотивов, установок, направленности личности и признающий личность другого человека как гуманистическую ценность;

— разработана структурно-функциональная модель формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда, включающая в себя взаимосвязанные блоки: целевой, организационно-содержательный, функциональный, оценочно-результативный отражающая в совокупности цель, принципы, содержание, критерии, технологии, этапы, и выступающая теоретико-технологическим основанием проектирования и прогнозирования предполагаемого результата;

— теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, способствующий эффективному функционированию модели формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда, включающий в себя: формирование педагогической направленности студентов в деятельности студенческого педагогического отрядаразвитие толерантной личности студентов в непрерывной вариативной деятельности студенческого педагогического отрядадиагностику уровня развития толерантности студентов педагогического отряда;

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе: выявленные возможности культурологического подхода в формировании толерантности студентов предопределяют методологическую базу дальнейших исследований в области студенческого движения. определенные этапы формирования толерантности: этап стимулирования самопознания и стремления к самосовершенствованию через активное взаимодействиеэтап аккумуляции толерантной компетентностиэтап рефлексии собственной педагогической практики, позволяют моделировать формирование толерантной личности на основе последовательно усложняющихся целей и действийобоснованные основополагающие принципы формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда на основе культурологического подхода: принцип направленности на педагогическую деятельности, принцип личностной самореализации, принцип рефлексивной позиции, принцип создания толерантной среды, вносят существенный вклад в теорию воспитания в русле концепции культурологического подхода;

— выявленные содержательные характеристики факторов (объективные и субъективные) и уровней сформированное&tradeтолерантности (адаптирующий, интерпретирующий, креативный), позволяют исследовать динамику и оказывать корректирующее воздействие на результативность процесса, расширяя теоретические представления об основных параметрах педагогического сопровождения взаимодействия субъектов в процессе формирования толерантности.

В целом, полученные результаты заметно дополняют имеющиеся в педагогической науке представления об особенностях формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда и могут служить основой для дальнейших теоретических и практико-ориентированных исследований в данной области.

Практическая значимость связана с возможностью использования в практике формирования толерантности студентов следующих результатов исследования:

— обоснован оценочно-критериальный инструментарий диагностики уровней сформированности толерантности студентов вуза культуры в деятельности студенческого педагогического отряда (критерии: сформированная устойчивость личности, дивергентность мышления, мобильность поведения, эмпатия, социальная активность, инициативность), позволяющий определить исходные возможности и перспективы развития каждого студента в процессе деятельности студенческого педагогического отряда и отразить динамику исследуемого процесса;

— разработана модель формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда и условия её эффективного функционирования, которые позволяют модернизировать деятельность студенческих педагогических отрядов и повысить эффективность воспитательной системы вуза.

Материалы исследования могут быть использованы в любых педагогических отрядах, а также при разработке концепций, моделей и структуры воспитательной работы вузов, руководителями студенческих общественных объединений, в том числе руководителями студенческих педагогических отрядов.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обусловлена культурологическим подходом к решению поставленной проблемы, опорой на современные достижения философской, психологической и педагогической наукприменением совокупности методов, адекватных предмету и задачам исследованиярепрезентативностью экспериментальных данныхличным участием автора в опытно-экспериментальной работе и в качестве руководителя студенческого педагогического отряда Челябинской государственной академии культуры и искусств «Пульс" — внедрением результатов исследования в воспитательную практику вуза.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культурологический подход к формированию толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда проявляется в целенаправленном и систематическом утверждении общечеловеческих ценностей в образовательно-воспитательном пространстве каждого и применении при построении программы деятельности современных педагогических технологий, основанных на достижениях мировой культуры,.

2. Толерантность личности студента — рассматривается нами на основе культурологического подхода как интегративное качество личности, включающее в себя такие компоненты как: когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационно-деятельностностный, определяющее систему мотивов, установок, направленности личности и признающий личность другого человека как гуманистическую ценность;

3. Структурно-функциональная модель формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда, отражает целостный педагогический процесс, интегрирующий цель (формирование толерантности студентов) — содержание (концептеальные идеи деятельности студенческого педагогического отряда, программу деятельности и план работы студенческого педагогического отряда) — технологию (тренинги, ситуативные игры, практикумы, обмен опытом и т. д.) — критерии (сформированная устойчивость личности, дивергентность мышления, мобильность поведения, эмпатия, социальная активность, инициативность).

4. Комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда включающий в себя: формирование педагогической направленности студентов в деятельности студенческого педагогического отрядаразвитие толерантной личности студентов в непрерывной вариативной деятельности студенческого педагогического отрядадиагностику уровня развития толерантности студентов педагогического отряда.

5. Научно-методическое обеспечение процесса формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда, включающее: комплекс технологий, методов, средств и систему культуротворческих ситуаций, направленных на формирование толерантной личности студентаметодические рекомендации по формированию толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда, включающие разработку серии огоньков по проблемам толерантной компетентности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования отражены в статьях, а также докладывались и обсуждались на международных, региональных научно-практических конференциях (Тула 2006; Челябинск, 2005; Магнитогорск, 2005; Екатеринбург, 2003) — а также в научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов ЧГАКИ, ЧГПУ, выступлений на методологических семинарах вузов, загородных оздоровительных лагерей, отчетов на заседаниях кафедр педагогики и психологии ЧГАКИ. Основные результаты исследования используются в деятельности студенческих педагогических отрядов г. Челябинска и Челябинской области, в практической деятельности автора исследования.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной и цитируемой литературы (250 наименований, в т. ч. 5 на иностранном языке), содержит 23 таблиц, 26 рисунков.

Выводы по второй главе.

В результате проведенного эксперимента были решены поставленные задачи и сделаны следующие выводы.

Констатирующий эксперимент показал, что формирование толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда в воспитательной системе вуза осуществляется недостаточно эффективно, что обусловило необходимость разработки модели данного процесса и педагогических условий ее эффективного функционирования.

Экспериментальное исследование уровня сформированности толерантности студентов осуществлялось посредством методов системно-структурного и уровневого анализа, интеграция которых основана на выявлении уровня сформированное&tradeисследуемого личностного качества по основным его компонентам.

В основу разработки оценочно-критериального инструментария положены следующие методологические принципы: адекватности и репрезентативности, обеспечивающие получение надежной и достоверной информации об уровне сформированное&tradeтолерантности студентов вуза культуры в деятельности студенческого педагогического отряда.

Основными критериями сформированное&tradeтолерантности студентов являются: устойчивая личность (сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных социальных общностей), дивергентность мышления (способность необычно решать обычные проблемы, задачи), мобильность поведения (способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств), эмпатия (адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека), социальная активность (готовность к взаимодействию в различных социальных ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе). Различная степень их проявления характеризует уровни сформированности толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда: низкий (адаптарующий), средний (интерпретирующий), высокий (креативный).

В основу организации и проведения экспериментальной работы положены принципы целостности, объективности и эффективности, которые в своей совокупности позволили получить объективные данные о процессе формирования толерантности студентов в деятельности СПО.

Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы показали, что от 50% имеют адаптирующий (низкий) уровень толерантности, менее 42% интерпретирующий (средний) уровень и менее 8% креативный (высокий) уровень в целом низкий уровень сформированности толерантности студентов, что обусловлено недостаточным вниманием к проблеме толерантности в процессе деятельности.

В ходе эксперимента по результатам диагностики сформированности толерантности динамика уровней толерантности студентов вуза культуры в экспериментальных и контрольной группах показывает, что в ЭГ-3, где проверялся комплекс педагогических условий, прирост креативного (высокого) уровня сформированности толерантности составил 53%. В ЭГ-2, где были внедрены первое и второе педагогические условия, прирост высокого уровня составил 23%. В ЭГ-1 при внедрении первого прирост высокого уровня составил 17%. В КГ прирост высокого уровня не произошел. Одновременно снизилось количество студентов на низком уровне в ЭГ-1 до 28%, в ЭГ-2 до 22%, в ЭГ-3 — до 2%, в КГ до 36%. В контрольной группе, ЭГ-1 и ЭГ-2, по результатам контрольного среза большинство студентов находятся на интерпретирующем (среднем) уровне сформированности толерантности, в ЭГ-3 -на среднем 35 -% и 63% на высоком.

Проведенный эксперимент показал, что модель формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда эффективно функционирует при выделении комплекса педагогических условий.

Комплекс педагогических условий: формирование педагогической направленности студентов в деятельности студенческого педагогического отрядаразвитие толерантной личности студентов в непрерывной вариативной деятельности студенческого педагогического отрядадиагностика уровня развития толерантности студентов педагогического отряда является необходимым и достаточным. Комплексная реализация педагогических условий повышает степень воздействия, оказываемого каждым из них в отдельности на исследуемое явление.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На данном этапе развития обществом востребована личность с возросшим чувством собственного достоинства, высоким уровнем культуры, толерантно относящемся ко взглядам других людей, стремящейся к самореализации, принимающий личность другого человека как гуманистическую ценность. Исключительно важной задачей современной высшей школы, параллельно с воспитанием высокообразованных выпускников, является формирование личности молодого специалиста. Высшая школа помогает формировать нравственные качества личности, его взгляды, убеждения, культуру, через активное участие студентов в социально-значимой деятельности. Одной из таких форм деятельности является студенческий педагогический отряд, однако прежняя система работы в студенческом объединении должна быть пересмотрена в связи с новой образовательной парадигмой, ориентированной на удовлетворение потребностей гуманистической личности в решении проблем саморазвития, самообразования, самореализации.

На основе теоретического анализа поставленной проблемы нами были сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования. Для доказательства гипотезы мы: уточнили структуру, содержание и выявили сущностную характеристику понятия толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отрядаобосновали и экспериментально проверили комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отрядаразработали научно-методическое обеспечение данного процесса.

На основе культурологического подхода мы уточнили понятие «толерантность личности студента» относительно нашей проблемы и рассматриваем ее как интегративное качество личности, включающее в себя такие компоненты как: когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационно-деятельностностный, определяющее систему мотивов, установок, направленности личности и признающий личность другого человека как гуманистическую ценность.

Выбор культурологического подхода как концептуальной основы исследования был обусловлен тем, что он позволяет выявить сущностную характеристику толерантности, выделить структуру, определить содержание и уровни функционированияон явился основой для разработки модели формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда и определения комплекса педагогических условий её эффективного функционирования.

Для отражения представления о формировании толерантной личности студента в деятельности студенческого педагогического отряда нами разработана и представлена модель, которая построена на принципе обеспечения процесса интеграции инвариантных и вариативных составляющих воспитательного процесса в добровольном студенческом объединении, комплексного сочетания содержания, форм и методов деятельностиинтеграции целей, задач и функции каждого структурного компонента толерантностисвязей между всеми блоками (целевой, организационно-содержательный, функциональный, оценочно-результативный) системы формирования толерантной личности с учетом поэтапного перехода исследуемого процесса на более высокий уровень.

При разработке комплекса педагогических условий, по которыми мы понимаем взаимосвязанную совокупность мер в процессе деятельности студентов в студенческом педагогическом объединении, ориентированного на достижение конкретной педагогической цели, учитывалась система факторов, оказывающих влияние на уровень толерантности студентов вуза включенных в деятельность студенческого педагогического отряда, к которой относятся объективные (социальные, социально-педагогические и педагогические) и субъективные (познавательный фактор, эмоционально-оценочный, поведенческий, возрастные особенности) факторы.

Нами были выделены и внедрены следующие педагогические условия: формирование педагогической направленности студентов в деятельности студенческого педагогического отрядаразвитие толерантной личности студентов в непрерывной вариативной деятельности студенческого педагогического отрядадиагностика уровня развития толерантности студентов педагогического отряда.

Основными технологиями реализации педагогических условий были: стимулирование личностных достижений студентов, развитие у студентов рефлексивных умений, инициирование саморазвития. Практически были реализованы диалоговые технологии, игровые, проектные, тренинговые, способствующие совершенствованию воспитательного процесса через позитивное формирование свойств толерантной личности студентов.

Процесс формирования толерантности студентов вуза культуры проходил поэтапно, согласно программе деятельности СПО: стимулирование самопознания и стремления к самосовершенствованию через активное взаимодействиеаккумуляция толерантной компетентностирефлексия собственной педагогической позиции. Последовательное прохождение этапов формирования толерантности студентов вуза культуры в деятельности студенческого педагогического отряда обеспечивало последовательность и осознанность овладения опытом толерантного взаимодействия, развитие толерантной компетентности, организацию педагогической деятельности студентами на основе принципов педагогики толерантности.

Опытно-экспериментальная работа со студентами обеспечила у них достаточный уровень сформированности толерантности. В ходе эксперимента по результатам диагностики сформированности толерантности динамика уровней толерантности студентов вуза культуры в экспериментальных и контрольной группах показывает, что в ЭГ-3, где проверялся комплекс педагогических условий, прирост креативного (высокого) уровня сформированности толерантности составил 53%. В ЭГ-2, где были внедрены первое и второе педагогические условия, прирост креативного (высокого) уровня составил 23%. В ЭГ-1 при внедрении первого прирост креативного (высокого) уровня составил 17%. В КГ прирост креативного (высокого) уровня не произошел.

В результате были сделаны следующие выводы:

1. В процессе исследования определены структура, содержание и методика формирования толерантности студентов. Установлено, что толерантность как интегративное личностное образование имеет сложную содержательную структуру, включающую когнитивный, эмоционально-ценностный и мотивационно-деятельностный компоненты, многоуровневое проявление и динамический характер становления и развития.

2. Решение проблемы формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда наиболее успешно осуществляется с позиций культурологического подхода, который предполагает: утверждение общечеловеческих ценностейсоблюдение этических и правовых норм общения и взаимодействия представителей различных культурных, национальных, конфессиональных, социальных группутверждение основ гуманистического воспитаниясопряжение прогрессивных отечественных педагогических технологий с образцами гуманистического образования, основанного на достижениях мировой культуры ит.д.

3. Обоснована и представлена модель формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда, которая строится на принципах интеграции, проблемности, индивидуализации, выбора, осознанной перспективы и представляет единство подсистем целевой, организационно-содержательный, функциональной, оценочно-результативной.

4. Выявлен, обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда:

— формирование педагогической направленности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда предполагает развитие у студентов стремления к педагогической деятельности и проявлений интереса к педагогикепозитивное эмоциональное принятие ценностей педагогической профессииформирование адекватного отношения к трудностям и проблемам в педагогической деятельности, толерантного отношения к индивидуальным и возрастным особенностям субъектов педагогического процесса, наличия опыта педагогического поведения студентов и положительного опыта творческой педагогической деятельности;

— развитие толерантной личности студентов в непрерывной вариативной деятельности студенческого педагогического отряда предполагает развитие в процессе самоуправления педагогическим отрядом, постоянной вариативности рабочего состава (групп) участников объединения, многовариантности и свободы выбора программ деятельности способности личности мобилизовать знания о взаимодействии, навыков толерантного мышления в конкретной ситуации, формирование умения конструктивно вести диалог;

— диагностика уровня развития толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда предполагает выявление диагностическими методами на различных этапах деятельности ведущих компонентов толерантностистадий сформированности толерантностиоптимальных дидактических условий, стимулирующих становление толерантности у студентов в деятельности СПО.

5. Обоснована, представлена и апробирована методика формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда, включающая методы социального проектирования, самодиагностики, коллективно-творческой деятельности и др.

6. Разработано и апробировано научно-методическое обеспечение процесса формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда (методические материалы, оценочно-критериальный инструментарий, диагностическая программа и программы деятельности СПО).

Проведенное нами исследование показало многоаспектность проблемы формирования толерантности студентов в деятельности студенческого педагогического отряда, разрешило обнаруженное нами противоречие, подтвердило основные положения, выдвинутые в гипотезе. Среди разработанных направлений исследования как перспективные могут быть определены следующие: разработка вариативных программ деятельности СПОпоиск, определение и внедрение новых методов и условий формирования толерантности студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В., Ермаков П. Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. — 2003, — № 3.- С.78−82.
  2. Г. Г. Об опыте работы по формированию у детей этнической толерантности // Дополнительное образование.- 2002. -№ 2, — С. 49−54.
  3. Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998, — 544 с.
  4. .Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева.- М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996, — 384 с.
  5. .Г. Человек как предмет познания М.:Изд-во МГУ, 1980. — 336 с.
  6. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  7. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань: Изд-во КГУ, 1996. — 567с.
  8. Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т.1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция / Нац. обществ.-науч. фонд. Акад. политич. науки- руководитель проекта Г. Ю. Семигин и др. М., Мысль, 1997.-832,(1) с.
  9. Ю.Анисимов С. Ф. Ценности реальные и мнимые. М.: Мысль, 1970. 183 с.
  10. П.Афанасьев В. Г. Общество: Системность, познание и управление.- М.: Политиздат, 1988.-432с.
  11. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 342с.
  12. Антология исследований культуры. Интерпретация культуры. Т.1. — СПб.: Универсальная книга, 1997. — 728 с.
  13. М.Анцыферова Jl. И. Системный подход к изучению и формированию личности / Проблемы психологии личности. М., 1982. С.140−147.
  14. АрхангельскийЛ.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М., 1987.
  15. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., Мысль, 1976.- 160 с.
  16. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984.-104с.
  17. А.Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа.- 2001.- № 11−12,-С. 32−35.
  18. А.Г. Образование в России: от культуры полезности к культуре достоинства // Воспитание школьника. -1995. № 5. — С. 23−25.
  19. А. Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности // Вопросы психологии. — 2003. — № 4. — С.3−13.
  20. А. Г. Толерантность от утопии к реальности. // На пути к толерантному сознанию. М., 2000. с. 5−7.
  21. А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа// Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.- 223 с.
  22. В.А. Интеллигентность категория нравственная. — М.: Знание, 1985.-64с.
  23. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.
  24. В.П. Летняя деревня: концептуальный подход к организации летнего отдыха детей. //Становление личностно ориентированной позиции педагога: монография. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 256 с.
  25. В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности.-Челябинск: ЧГПУ, 1995.- 141с.
  26. Н.А. Философия свободного духа. Я и мир объектов М.: Прогресс, 1986.-420 с.
  27. М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика, — 1994. № 5.- С. 21−25.
  28. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: НРПОМОРФ, 1995,-336 с.
  29. B.C. Школа диалога культур. Кемерово., 1992.
  30. B.C. Культура. Диалог культур (опыт определения)// Вопросы философии, — 1989.-№ 6.- С.31−42.
  31. П.П. Избранные педагогические произведения,— М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1961, — 695с.
  32. А.А. Проецирование и взаимодействие в общении // Педагогика.-1994, — № 1.-С.11−14.
  33. Большой энциклопедический словарь. М.: «Большая Российская энциклопедия" — СПб.: «Норинт», 1997. — 1456 с.
  34. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / Главн. науч. ред. и сост. С. Ю. Солодовников. -М.: МФЦП, 2002. 1008с.
  35. Г. Формирование толерантной личности школьника // История: Приложение к газ. «Первое сентября»: 2002. — май (№ 20).- С. 13−14.
  36. Н.А. Технология этнокультурного воспитания // Школа. 2001.-№ 5. — С.38−41.
  37. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного образования // Педагогика.- 1995. № 4. — С. 29−36.
  38. В.В. Энергия эмоции в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.
  39. C.JI. Педагогика развития: ключевые компетенции и их становление. Красноярск, 1990.
  40. СЛ. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1997.- С. 201−222.
  41. М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. — 462 с.
  42. М. Я и Ты: Пер. с нем. М.: Высш. Шк., 1993. — 175 с.
  43. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978, — 216с.
  44. Л.П. Культура, культурология и образование // Вопросы философии. -1994.-№ 2.
  45. БЭС / гл. Ред. Прохоров М.-м: российская энциклопедия., 1997.
  46. Г. Н. Постановка проблемы педагогического исследования // Педагогика.-2001.-№ 4 .- С. 19−23.
  47. P.P. Толерантность как этическая проблема. Дисс. Канд. Философ. Наук. М., 1997.- 160 с.
  48. В.А. К вопросу о толерантности в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 3.- С. 231 — 262.
  49. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие М: Изд-во «Ось-89», 2000. — 224с.
  50. Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М., 2001.-264 с.
  51. Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для. студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений, 2-е изд. испр. и доп.- М.: Изд. центр «Академия», 2000.- 176 с.
  52. .З. Воспитание толерантной личности: сущность и средства // Внешкольник. 2002. — № 6. — С. 12−16.
  53. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова, — М.: Педагогика, 1991, — 480 с.
  54. Л.С. Психология искусства. — М, 1987. 180 с.
  55. Н.В., Лаврова В. А. Проблема психологической толерантности в системе школьного образования // Журнал прикладной психологии. 2003. -№ 2.-С. 57−62.
  56. Враги или предшественники?// Вожатый.- 1990.- № 5, — С.28−33.
  57. А.В. Педагогическая поддержка развития культурной толерантности старшеклассников // История: Еженед. прилож. к газете «Первое сентября». 2002. — февр. (№ 7).- С. 11−13.
  58. О.С. Педагогика в пионерском лагере: из опыта работы Всероссийского пионер, лагеря «Орленок» / О. С. Газман, В. Ф. Матвеев, — М.: Педагогика, 1982.
  59. А.А., Красин Ю. А. Культура толерантности перед вызовами глобализации // Социологические исследования. 2003. — № 8.- С.64−75.
  60. В.И. Толерантность и религиозная нетерпимость // Философские науки. 2004. — № 3. — С. 18−31.
  61. P.O. Психолого-педагогические основы руководства самовоспитанием студентов. Казань, 1978. — 181 с.
  62. З.Т. Морально-этические и религиозные основы воспитания патриотизма и веротерпимости // Педагогика. 2003. — № 5.- С. 14 -18.
  63. .С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. 2002.- № 7. — С. 3−12.
  64. . Вечный огонек.- ВДЦ «Орленок», 1998.
  65. Гиргинов Гирин. Диалог. Философско-политический анализ / пер. с болгарского. М: Знание., 1989. — 64 с.
  66. В.В. Толерантность и проблема толерантного сознания как атрибут HOMO INTELLEGENS \ На пути к толерантному сознанию. М., 2000. -С.9−20.
  67. Л.И. Культура мира и толерантность в экологическом образовании // Экология. Культура. Образование, — 2002. № 2, — С.3−10.
  68. А.А. Толерантность мудрости не вредит // Вопросы философии -2003,-№ 3, — С.23−28.
  69. И.О. Культура общения и её воспитание. Ленинград., 1989.-260с.
  70. И. Культура мира и ненасилия в России. М.: Права человека, 1999. -11с.
  71. Декларация принципов толерантности. // Век толерантности. 2001. № 1. с. 6268.
  72. Декларация принципов толерантности принята ЮНЕСКО в 1995 г. всемирный призыв к толерантности. «Вестник» УрМИОН 08.08.02г
  73. Демократия: конфликтность и толерантность / Под ред. B.C. Рахманина. -Воронеж: Воронежский госуниверситет, 2002, — 402 с.
  74. М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней: Монография.- Челябинск ЧГАКИ, 2002.-276с.
  75. В.В. Занимательная философия. М.: Издательский центр «A3», 1995. — 194с.
  76. Ежегодник Российского псих. Общества: материалы 3-го Всерорссийского съезда психологов 28 июня 2003 г.: в 8 т.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.
  77. И.А. Педагогическая психология,— М.: Логос, 2002.- 512с.86.3инченко В. П. Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мира как реализация сознания // Мир психологии. 1999. — № 1, — С. 97−104.
  78. Н.Н. О воспитании общественности в школе, — М., 1916.- 86с.
  79. История педагогических технологий: Сборник научных трудов. М.: НИИ ТИИ АПН РСФСР, 1992.- 133 с.
  80. М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. -JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. -384 с.
  81. А. Толерантность в контексте концепции «Культура мира» // Безопасность Евразии. 2001. — № 1 — С. 175 — 181.
  82. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: Новая школа, 1993. -80с.
  83. С. В. Карпушин В. История мировой культуры. М: Просвещение., 1998.-231 с.
  84. О.О. Формирование толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования. Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук. МАГУ: Магнитогорск, 2004.
  85. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. -Оренбург, 1996.- 188с.
  86. Т.Е. Педагогическая диагностика: Учеб. пособие. Магнитогорск: Лаборатория проблем непрерывного образования, 2000. — 126 с.
  87. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2000, — 176 с.
  88. Е.Ю., Е.Е. Таратута. Измерение толерантности // Журнал социологии и социальной антропологии.-2003. № 4. — С. 113−129.
  89. Коллективно-творческие дела коммуны имени А. С. Макаренко (из опыта воспитательной работы) Л.: 1670.
  90. В.П., Исаева О. В., Гайсина Л. Ф., Гамова Н. А. Толерантность в общении студенческой молодежи: Монография.- Самара: Из-во СамГПУ, 2003.-216 с.
  91. П.Ф. Философско-психологические основы толерантности как педагогического феномена // Образование и наука. -2000. № 1 (3).- С. 32−38.
  92. П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов вуза. Автореф.. канд. пед. наук. Курган. 2000.
  93. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года// Народное образование, — 2002.-№ 1.- С.34−40.
  94. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.: Новая школа, 1993.- 140 с.
  95. Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе. Учебное пособие. Челябинск: ЧГПИ, 1986. — 135 с.
  96. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.- 436 с.
  97. А.И. На первых ступенях: участие комсомола в дореволюционном преобразовании высшей школы подготовке и воспитании молодой интеллегенции 1918−1932 гг.-М.: Молодая гвардия, 1988, — 173с.
  98. А.В. Толерантность в контексте педагогической культуры преподавателя вуза / А. В. Коржуев. Н. Ю. Кудзиева. В. А. Попков. // Педагогика.-2003.-№ 5.- с.44−49.
  99. B.C. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме: Пособие для учителя. Ростов-нД: ГиНГО, 2002, — 405 с.
  100. B.C., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов- на Дону: Феникс, 2000. — 448 с.
  101. В.А., Лейкин А. Я. Юная Россия. Истотрия детского и молодежного движения в России XX веке.- СПб.: Инст. соц. пед. и псих., 2000.- 131 с.
  102. С.В. Педагогика личности от концепций до технологии: Учеб.-прак. пособие для учит, и кл. рук., студ. магистр, и аспирантов пед. уч.завед., слушат. ИПК.- Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. 160 с.
  103. Культура и мироотношения. Петрозаводск, 1980. 164с.
  104. Культурология 20 в. Словарь СПб: Ун. Книга, 1997. 640с.
  105. С.Ю. Ребёнок и взрослые в учебном диалоге. М. Педагогика., 1989.-354 с.
  106. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллин: Валгус, 1980. 334с.
  107. Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. -М: Ключ-С, 1999.-224 с.
  108. В.А. О толерантности // Философские науки. 1997. — № 3−4. -С. 14−19.
  109. В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. -№ 11. — С. 46−54.
  110. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. -304 с.
  111. Э. О. Петренко В.В. Толерантность и коммуникация. Монография, — Томск: «Дельтаплан», 2002.
  112. М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия. // Вопросы философии 1995. № 2. с. 110−121.
  113. Е.Н. О методологических особенностях педагогического исследования // Акмеология 2000, — СПб.- 2000. — вып. 5, — С. 197−212.
  114. Р.А. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях: дис.. докт. пед. наук./ ЧГПУ,-Екатеринбург, 1997,-389с.
  115. Е.Г. Неопределенность и толерантность к неопределенности -психологическое определение. Новгород, 1996. — С. 16.
  116. А.Н. Как вести за собой,— М.: Просвещение, 1989.
  117. А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива.- М., 1988.
  118. А.С. Воспитание гражданина / Сост. Бескина P.M., Виноградова М.Д.-М.: Просвещение, 1988.-365 с.
  119. Л.К. Формы активного обучения: Учеб. пос. Свердловск, 1991.-76с.
  120. Л.И. Развитие культуры диалога в процессе подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности: Автореф. диссерт.канд.пед.наук.-Хабаровск, 1999 г.-21 с.
  121. Э.И. Принципы системности исследования// вестник Моск. Унта. Сер. 6, Экономика. 2000. № 6. — С.31−46.
  122. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. — 172 с.
  123. М. С. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности,-2002.-№ 2,-С. 104−116.
  124. М.С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. -320 с.
  125. М.С., Обухов А. С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие // Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. М.: Народное образование, 2001,-С. 88−99.
  126. B.C. Педотряды эффективное средство подготовки будущих учителей к воспитательной работе с детьми // подговка будущих учителей к воспитательной работе.- Грордно, 1987.-е. 158.
  127. М.Т. Проблемы толерантности в постсоветской России // Философские науки. 2002. — № 4. — С. 64 — 71.
  128. К. Терпение это алмаз: метод, приемы воспитания толерантности у детей разного возраста // Школьный психолог: Еженед. прилож. к газете «Первое сентября».- 2002.-00 апр. (№ 16).- С. 6 -7.
  129. А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. -1996.- № 5.- С.9−14.
  130. На пути к толерантному сознанию / Под ред. А. Г. Асмолова. М., 2000.- 456 с.
  131. В.Я. Социология образования. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 198с.
  132. Нетерпимость в России: старые и новые фобии / Под ред. Г. Витковской и А.Малашенко. М.: Московский Центр Карнеги, 1999. -158 с.
  133. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. -1995,-№ 5.-С. 44−49.
  134. А.В. Историко-обществоведческое образование как фактор формирования толерантности // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002.-№ 5,-С.25 -31.
  135. Никольсон П., Толерантность как моральный идеал «Вестник» УрМИОН 2002г-
  136. Новая философская энциклопедия в 4-х томах / ин-т философии РАН., М: Мысль., 2000.
  137. Н.В. Педагогнический анализ процесса становления психолого-педагогической компетентности (на материале вузовской подготовки специалистов дошкольного образования): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1999. 22 с.
  138. Г. В. Этнотолерантность в мультикультурном регионе // Школьные технологии. 2003. — № 3. — С. 216 — 221.
  139. И.А. Развития толерантного взаимодействия подростков во Всероссийском детском центре «Орленок». Автореф. дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005. — 22 с.
  140. В.И. Формирование ценностных ориентаций в процессе межличностного общения // Социологические исследования. 1984. № 3.- С. 67−77.
  141. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. А. Шиянов и др., под ред. С. А. Смирнова. 3-е изд. испр. и доп.- М.: Изд. центр «Академия», 1999, — 512 с.
  142. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. 3-е изд., доп. и перераб, — М.: Пед. о-во России, 1998, — 640 с.
  143. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина.- Серия «Педагогическое образование».- Москва: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.-336 с.
  144. И. Взаимная толерантность эстонцев и неэстонцев// Интеграция эстонского общества. Мониторинг 2000. Таллинн, 2000, — с.6−10.
  145. А.В. Личность. Деятельностьт. Коллектив, — М.: Политиздат, 1982.-255с.
  146. А.В. Личность в психологии: парадигма субьективности. -Ростов-на дону: Феникс, 1996. 512с.
  147. В. Ф. Митина О.В. и др. Психосемантический анализ стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. М.: Смысл, 2000.-215 с.
  148. А.В. Жизненная стратегия толерантности проблема становления России и Запада. Екатеринбург. Изд-во Урал, ун-та, 2002. — 254 с.
  149. П.И., Фридман A.M., Гарунов М. Г. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы,— М.: Пед. общество России, 1999.- 354с.
  150. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986, — 255 с.
  151. А.А. Толерантность: Термин. Позиция. Смысл. Программа // История: прил. к газ. «Первое сентября»: 2002. — март (№ 11).- С. 4−7.
  152. М.В. Развитие социализации молодежи в молодежном общественном объединении. Метод, рекомендации, — Челябинск: РГПИ, 2003, — 33с.
  153. М.В. Педагогические условия социализации молодежи в деятельности молодежного общественного объединения. Автореферат. канд. пед. наук. ЧГПУ: Магнитотгорск, 2003.
  154. Н.В. педагогические условия формирования культурологической компетенции учащихся в системе интегрированного обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Шуя, 2002. — 22 с.
  155. М. Лавина с гор, или На пути к толерантному сознанию // Народное образование.- 2001.- № 6. С. 45−49.
  156. Д.Ж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. Пер. с англ. — М., 2002. — 396 с.
  157. Н.К. Восток- Запад. М., 1994.
  158. Н.К. Культура и цивилизация. Москва., 1964.-98с.
  159. .Э. Толерантность дорога к миру. М., 2001, — 237 с.
  160. М.И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников: Учебно методическое пособие — Ярославль: Академия развития: Академия холдинг: 2003. — 192 с.
  161. Л.М. Лики российской толерантности // Полис- 2002. № 6 .С. 175−181.
  162. Российская социологическая энциклопедия / под общей ред. Г. В. Осипова. -М: Норма., 1998.-672 с.
  163. Российская педагогическая энциклопедия: В.2 т. Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: Большая российская энцикл., 1998. Т.1. — 608 с.
  164. А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. Киев, 1987, — 156с.
  165. Е.В. Формирование толерантности студентов ВУЗа. Автореф. .канд. пед. наук. Москва. 2004.
  166. И.И. Основы педагогики общения. Мн: Беларусская навука., 1998.-319 с.
  167. Л.И. Библиотека психологии и педагогики толерантности. // Вопросы психологии. 2002, № 2.
  168. В.Н. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. — М., 1989.-С. 584−585.
  169. В.Н. Основы общей теории систем. Логико-методологический аспект.- М.: Наука, 1974, — 311с.
  170. Г. И. Цель, предмет, объект педагогического исследования // Педагогика.-2001.- № 7.-С. 13−18.
  171. П.В. Формирорвание педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов. Автореферат.канд. пед. наук. ЧГАКИ: Магнитогорск. 2005.
  172. О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Кострома, 2000.
  173. В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие. М.: Школа- пресс, 1997.-512 с.
  174. Смысл жизни в русской философии. Конец XIX начало XX века / Отв. ред. А. Ф. Замалеев. — Санкт-Петербург: «Наука». 1995, — 379 с.
  175. В. М. Толерантность: состояние и тенденции // Социологические исследования. Наука. -2003, — № 8, — С.54−64.
  176. Э.Л. Образование путь к культуре мира и толерантности // Народное образование. — 2002. — № 2. — С. 111 -.118.
  177. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.176 с.
  178. Э.Г. Новый мировой порядок: толерантный мир или апофеоз конфронтационности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. -2002.- № 3, — С. 3−24.
  179. Социологический словарь/ Под ред. Д. М. Гвишиани.- М.: Мысль, — 1993.-167с.
  180. П.В. Как воспитать толерантность? // Народное образование. -2001,-№ 9.-№ 1,-С 48−60.
  181. П.В. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование.-2001.- № 6, — С.59−70.
  182. Студенческий педагогический отряд «Луч». 1971 2001. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. — 73 е.: 8 ил.
  183. Стратегия социального развития России и молодежь: Сборник материалов Российской научно-практической конференции (22−23 марта 2001 г.).- Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2001, — 281с.
  184. Е.А. Диалоговая интерпретация знания как средство воспитания толерантности студентов. Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. М.: ПроСофт, 2003.
  185. Е.Л. Проблематика толерантности в курсах философии, этики, политологии // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77−6567, публ. 10 812, 13.11.2003.
  186. П.С. 120 философов: Жизнь. Судьба. Учение. Мысли: Универсальный аналитический справочник по истории философии: В 2 т. -Симферополь: «Реноме», 2002. 704 е.: ил. — Т. 1. и Т.2.
  187. Теория и практика педагогического эксперимента / под ред. А. И Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
  188. В.А. Очерки истории и политики этничности в России. -М, 1997. 360с. (о педагогике толерантности)
  189. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. научно-методических ст.- М.: Изд-во московского психологического института, 2002, — 368с.
  190. Толерантность как условие защиты прав ребенка в деятельности детских общественных объединений в школе: Метод, пособие в помощьорганизаторам детского движения/ Отв. Ред. В. А. Фокин, — Тула: изд-во ТГПУ им. JT.H. Толстого, 2002, — 235с.
  191. Толерантность в общественном сознании России. М., 1998, — 235 с.
  192. Толерантность и права ребенка: Пособие для учителей средних школ. М., 2002, — 98 с.
  193. Толерантность и согласие / Под ред. В. А. Тишкова. М., 1997, — 301 с.
  194. Толерантность и проблема идентичности. М.- Ижевск. 2002. 327 с.
  195. Толерантность: сборник научных статей. Ред. М. Б. Хомяков. Екатеринбург. 2000. 112 с.
  196. Толерантность: сборник статей. Ред. Н. С. Ладыжец. Ижевск. 2002. 254 с.
  197. Толерантность. В 2 ч.: Материалы Летней школы молодых ученых «Россия Запад»: философские основания социокультурной толерантности. Екатеринбург. 2001.
  198. Толерантность и проблема идентичности. М.- Ижевск. 2002. 327 с.
  199. Л. Толерантность и Интолерантная личность// Воспитание школьника.- 2003, — 33.- С.33−35.
  200. В.П. Избранные философские труды.- Л.: ЛГУ, 1988.- 344с.
  201. Г. Л. Наука и культура толерантности // Философская и правовая мысль. Вып.З. Саратов СПб., 2002. — 189 с.
  202. Уолцер Майкл. О терпимости. М., 2000. С. 108.
  203. Федеральная целевая программа и формирование установок толерантности сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001−2005г.) Постановление Правительства Рос. Федирации// Народное образование. 2002. — № 1. — с.255−261.
  204. Философский словарь / Под. ред. И. Т. Фролова. М., 1981.-560 с.
  205. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2002.- 576 с.
  206. Формирование учебной деятельности студентов / В. Я. Ляудис, Х. Варнеке, И. И. Ильясов и др.- Под ред.В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 239 с.
  207. Л.И. Обратные связи в управлении педагогическими системами: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1994. — 364 с.
  208. Э. анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.-447 с.
  209. Н. Толерантность современной молодежи: исследование томских студентов // Вестник Евразии.- 2002.- № 3(18).- С.28−49.
  210. Фрейд 3. Анализ человеческого «Я». М.: «Московский рабочий», 1990. -160 с.
  211. Е.М. Развитие социальной активности студентов педагогического вуза в деятельности СПО. Автореферат. Канд.. дис. Челябинск: ЧГПУ, 2002.-22с.
  212. .И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск, 1996.
  213. .И., Сергоманов П. А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Красноярск-Москва, 2001.
  214. М.Б. Толерантность: парадоксальная ценность // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. — № 4. — С. 98 — 113.
  215. Чиж А. Н. Внеучебная деятельность студентов в теории и истории высшего педагогического образования (1960 1980 гг.) Дис.. докт. пед. наук. Луганск, 1998.-258с.
  216. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. -М., 1986.-80 с.
  217. А.Д., Дамениа О. Н. Толерантность в ценностной системе трансформации России // Социально гуманитарные знания. — 2003. — № 3.-С. 228−243.
  218. В. Образование и формирование культуры толерантности // История: прил. к газ. «Первое сентября»: 2002. — март (№ 11).- С. 8−10.
  219. С.М. Что такое общечеловеческие ценности // Человек, его ценности и жизненный путь. Барнаул: изд-во Барнаульского ВВАУЛ, 1997. -С. 46−64.
  220. С.Т. Избранные педагогические сочинения / Сост. М. П. Малышев. Д.С. Бершадская- под. ред. А. Н. Волковского, Л. Н. Скаткина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. -М.: Госучпедгиз, 1958.-431 с.
  221. Г. М. Педагогические условия формирования толерантности учащихся проф. Лицея: Автореферат. канд. пед. наук. М, 2003.
  222. П.Э. Развитие исследовательской компетенции студентов технических вузов в системе спецкурсов по единой проблеме: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саратов, 2002. — 20 с.
  223. Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1991. -33с.
  224. З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 43−50.
  225. В.А. Проблемы методологии научного познания. М.: Высшая школа, 1978.-269 с.
  226. М.В. Игра смыслового признания и стратегии толерантности // Игровое пространство культуры. СПб., 2002.
  227. С.Д. Тренинг толерантности.- М.: «Ось 892,2004.- 80с.
  228. А.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.- М., 1997.-78с.
  229. Н.С. О педагогической методике обучения миролюбию М. Липмана // Вопросы философии. 1996. — № 5, — С.106−109.
  230. Н.С. О педагогической методике обучения миролюбию М. Липмана. // Философия для детей. М., 1996. с. 213--219.
  231. Ю.А. Формирование культурных умений у студентов пед. вузов: Автореферат. канд. пед. наук. М, 2003.
  232. .Д. Психология игры,— М.: Педагогика, 1999, — 157с.
  233. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  234. Bugental J.F. The Art of the Psychotherapist. New York, 1987.
  235. Kluckhon F.R., Strodtbek F.L. Variatiors in valk Orientiations II.-1961, — P 113.
  236. Nicholson, P. Toleration as a moral ideall / P. Nicholson // Aspects of toleration.- 1985.-P. 160.
  237. Yovel Y. Tolerance As Grace And As Right // UNESCO. Paris. 1993. pp.113 125.250. www.cuIture.of.peace.ru/tolerance
Заполнить форму текущей работой