Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Метаиндивидуальное проявление агрессивности у военнослужащих: На материале исследования курсантов военного института МВД

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Политические и социально-экономические преобразования, происходящие в последние годы в стране, нередко приводят к возникновению кризисных ситуаций в обществе. Именно они, прежде всего, являются первопричиной различных изменений в отношениях между людьми, появления агрессии и агрессивности в их различных формах. Налицо усиление недопустимых в цивилизованном обществе проявлений озлобленности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Агрессивность как предмет интегрального исследования индивидуальности человека
    • 1. 1. Основные направления в исследовании агрессивности в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 2. Проблемы метаиндивидуальности в отечественной психологии
    • 1. 3. Специфические особенности деятельности младших командиров внутренних войск (ВВ МВД РФ)
    • 1. 4. Постановка проблемы и задачи исследования
  • Глава II. Организация и методики исследования
    • 2. 1. Методики исследования агрессивности
    • 2. 2. Методики исследования свойств различных уровней интегральной индивидуальности
  • Глава III. Результаты исследования и их обсуждение
    • 3. 1. Результаты исследования агрессивности командиров и их обсуждение
    • 3. 2. Результаты исследования агрессивности подчиненных в зависимости от агрессивности командиров и их обсуждение
    • 3. 3. Результаты исследования влияния агрессивности командиров на индивидуальность подчиненных и их обсуждение

Метаиндивидуальное проявление агрессивности у военнослужащих: На материале исследования курсантов военного института МВД (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Политические и социально-экономические преобразования, происходящие в последние годы в стране, нередко приводят к возникновению кризисных ситуаций в обществе. Именно они, прежде всего, являются первопричиной различных изменений в отношениях между людьми, появления агрессии и агрессивности в их различных формах. Налицо усиление недопустимых в цивилизованном обществе проявлений озлобленности, эгоизма, пренебрежения к интересам окружающих, вседозволенность в выборе средств достижения цели, потеря уважения к другим людям и т. д. Особенно нежелательны эти явления, если они имеют место среди представителей правоохранительных органов.

Специфика деятельности военнослужащих внутренних войск заключается в том, что часто она связана с ситуациями с непредсказуемым исходом, сопряжена с повышенной ответственностью, необходимостью общаться с разнообразным контингентом граждан, психическими и физическими нагрузками, требует решительных действий, способности пойти на риск и т. д. При этом агрессивность, неизбежно возникающая у личного состава в этих условиях, может проявляться как в форме настойчивости, упрямства (недеструктивная), так и в форме враждебности и ненависти (деструктивная), влияя на эмоциональное развитие, формирование личности и поведение военнослужащих.

Анализ научных публикаций по военной психологии показывает, что в основном внимание обращается на отдельные стороны профессиональной деятельности офицера, хотя в связи с известными фактами не комплекта ротного звена офицерским составом основная нагрузка на обучение, воспитание, поддержание дисциплины ложится на младших командиров. В связи с этим возникают вопросы, какими профессиональными и личными качествами должен обладать сержантский состав, сумеет ли он предупредить негативное проявление агрессивности и направить ее в просоциальное русло.

Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, тем, что проблема агрессивности в армейских условиях до сих пор остается недостаточно изученной и разработанной. Анализ подходов к данной проблеме обычно сводится к изучению неуставных взаимоотношений, практике разрешения конфликтных ситуаций и превышению служебных полномочий. Это явно недостаточно для познания природы, роли и места агрессивности в развитии личности военнослужащего и умения конструктивного ее использования по отношению к другим людям. В связи с этим изучение агрессивности у военнослужащих МВД, ее источников и форм влияния на окружающих является важной научно-исследовательской задачей.

Цель исследования — теоретическое и эмпирическое изучение агрессивности и ее метаиндивидуальное проявление с позиций теории интегрального исследования индивидуальности человека.

Объект исследования — младшие командиры Пермского военного института МВД РФ и их подчиненные с различной степенью выраженности агрессивности.

Предмет исследования — влияние агрессивности младших командиров внутренних войск МВД РФ на личность и поведение их подчиненных.

Гипотеза исследования. Агрессивность, выступает как метаиндиви-дуальная характеристика младших командиров и в зависимости от степени ее выраженности оказывает влияние на особенности личности и поведение их подчиненных.

Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

1. На основе анализа литературы выявить основные направления исследования агрессии и агрессивности в психологии.

2. Экспериментально выявить две группы младших командиров военного института МВД с полярными проявлениями агрессивности (более агрессивных и менее агрессивных).

3. Экспериментально выявить особенности влияния различной степени выраженности агрессивности младших командиров на личность и поведение их подчиненных.

4. Экспериментально выявить особенности интегральной индивидуальности курсантов в зависимости от степени агрессивности их командиров.

5. Разработать практические рекомендации по профессиональному отбору кандидатов на должность младших командиров с учетом их агрессивности.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые изучается агрессивность и ее метаиндивидуальные проявления у военнослужащих.

Теоретическое значение работы заключается в том, что полученные результаты расширяют существующие представления об агрессивности и ее влияния на других людей, вносят определенный вклад в развитие теории интегральной индивидуальности.

Практическое значение работы состоит в том, что результаты исследования позволяют дополнить систему психологического сопровождения обучения и воспитания будущих офицеров внутренних войск.

Методологической и теоретической основой исследования являются основные принципы отечественной психологии: принцип детерминизма (А.Н.Леонтьев, C. J1. Рубинштейн) — принцип единства сознания и деятельности (С. JI. Рубинштейн) — принцип системного подхода к изучению психических явлений (Б.Ф. Ломов) — принцип развития (Л.С. Выгодский). Специальной теоретической основой работы явились основные положения учения теории интегральной индивидуальности (B.C. Мерлин, Б.А. Вяткин).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Агрессивность младших командиров внутренних войск МВД РФ как устойчивая характеристика личности определяет у сержантов особенности их поведения и выражается в двух формах: а) «деструктивная» — в тенденции к агрессии проявляющая себя независимо от ситуации, действий других лиц, как в повседневной служебной деятельности, так и в ходе выполнения боевых задачб) «конструктивная» — в тенденции к подавлению агрессии, то есть в оценке собственных агрессивных действий как нежелательных, и использовании ее как фактора социальной адаптации, а также в ходе соприкосновения с противником и правонарушителем.

2. Агрессивность младших командиров является их метаиндивиду-альной характеристикой, т. е. оказывает влияние на сознание, личность, поведение подчиненных. Влияние агрессивности командиров на курсантов проявляется в том, что она определяет степень развития у них агрессивности, особенности личности, поведения и структуры интегральной индивидуальности.

3. Агрессивность младших командиров влияет на особенности личности и поведение их подчиненных, сказывается на характере взаимоотношений между разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности последних, т. е. выполняет роль опосредующего звена.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на научно-практических конференциях: «XVIII Мерлинские чтения (Пермь, 2003), всероссийской конференции» Третьи Кузбасские философские чтения: Социальная агрессивность «(Кемерово, 2004). Материалы диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры военной психологии и педагогики Пермского военного института ВВ МВД РФ, на расширенном заседании кафедры теоретической и прикладной психологии ГОУ ВПО Пермского государственного педагогического университета, Санкт-Петербургского института практической психологии «ИМАТОН» и редакционной коллегии «Войскового вестника», приложения к военно-публицистическому журналу «На боевом посту», внутренних войск МВД.

России. По проблемам диссертационного исследования автором опублико вано три печатные работы.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

На основании анализа теоретического и экспериментального материала можно сделать следующие выводы:

1. Под метаэффектом индивидуальности младшего командира ВВ МВД следует понимать реальные изменения в структуре личностных свойств и поведенческих характеристиках его подчиненных вызванные непосредственным влиянием данного сержанта.

2. Агрессивность является устойчивым свойством личности, которая проявляется в поведении младших командиров в двух формах: а) «деструктивная» — в тенденции к агрессии, проявляющая себя независимо от ситуации, действий других лиц, как в повседневной служебной деятельности, так и в ходе выполнения боевых задачб) «конструктивная» — в тенденции к подавлению агрессии, то есть в оценке собственных агрессивных действий как нежелательных, и использовании ее как фактора социальной адаптации, а также в ходе взаимодействия с другими людьми. Агрессивность младших командиров определяет особенности их поведения и взаимоотношения с окружающими.

3. Агрессивность командиров оказывает влияние на агрессивность подчиненных. Чем выше агрессивность командиров, тем выше агрессивность их подчиненных.

4. Личностными особенностями курсантов, подчиненных более агрессивным командирам, являются эмоциональная неустойчивость, недисциплинированность, тревожность, беспокойство, подозрительность. Стремление к лидерству и занятию высокого положения в коллективе приводит к обращению с сослуживцами непочтительно, грубо, что способствует возникновению конфликтных ситуаций и к тенденции отреагировать на них собственными агрессивными действиями, что отрицательно скажется на морально-психологической подготовке подразделения и в ходе выполнению служебно-боевых задач.

Для курсантов, подчиненных менее агрессивным командирам, характерны такие личностные особенности, как эмоциональная устойчивость, спокойствие, хладнокровие, контроль над своим поведением, легкость общения и открытость, дружелюбие, высокий уровень субъективного контроля над происходящими событиями. Собственные агрессивные действия оценивают как нежелательные, им характерна тенденция к подавлению агрессии.

5. Структура интегральной индивидуальности курсантов подчиненных менее агрессивным командирам отличается большим количеством разноуровневых связей, что указывает на большую целостность и гармоничность структуры.

6. Поскольку агрессивность младших командиров определяет некоторые свойства личности и особенности поведения их подчиненных, она может рассматриваться как метаиндивидуальная характеристика младших командиров.

7. Поскольку имеет место отрицательное влияние высокой агрессивности на особенности личности и поведения подчиненных, это необходимо учитывать при подборе и назначении кандидатов на должности сержантского состава.

8. Положительное конструктивное проявление агрессивности в деятельности младших командиров внутренних войск должно возникать в ситуациях направленных на выполнение учебно-воспитательных задач, в процессе непосредственного соприкосновения с преступником и правонарушителем. В коррекционной работе речь должна идти не об избавлении от агрессивности, а о выяснении и устранении причин способствующих и вызывающих ее проявления.

На основании результатов данного исследования сформулированы ряд практических рекомендаций по диагностике, отбору, обучению, сержантского состава ВВ МВД РФ и конструктивному использованию энергии агрессии в период выполнения служебно-боевых задач.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

1.Внедрить систему подбора кандидатов на должность младших командиров после психологического обследования с использованием методик определения уровня и склонности к агрессивному поведению и только на контрактной основе, имеющих жизненный и профессиональный опыт. Исключить выдвижения на должности сержантского состава агрессивных кандидатов.

2.Включить в систему учебно-воспитательного процесса ВВУЗов, учебных частей по подготовке сержантского состава, командирской подготовке офицерского состава специальной темы занятий по формированию знаний и умений, методик исследования агрессивности, понятия агрессивности, как свойство личности, а также конструктивному использованию энергии агрессии в правоохранительной деятельности внутренних войск. Работа с более агрессивными младшими командирами должна строиться на основе выявленных особенностей их индивидуальности, на развитие у них механизмов саморегуляции, коммуникативных навыков, различных стратегий поведения во фрустрирующей ситуации, на то, что может вести к снижению агрессивности и оказывать компенсирующее влияние на эмоциональную нестабильность.

3.Необходимо искоренять сложившуюся практику, когда командиры подразделений направляют кандидатов в учебные части, выбирая будущих сержантов в основном по внешним признакам (рост, физические данные), меньше обращая внимание на положительные личностные качества. В учебных частях по подготовке сержантского состава в выпускной служебной характеристике отражать их индивидуальные особенности и склонности к агрессивному поведению в повседневной жизни.

4.Принимать меры, используя формы и методы, индивидуально-воспитательной работы по повышению общего уровня культуры младших командиров. 3. Фрейд очень правильно заметил: культура — это тормоза, которые сдерживают в человеке варварство, агрессию, которая постоянно возникает и накапливается в ходе жизненных неудач каждого человека. Потому, как человек преодолевает эти жизненные неудачи, не наступая на ноги другим, мы и определяем культурного человека.

5.Внести изменения в норму статьи устава гарнизонной и караульной службы, устава боевой службы внутренних войск, запрещающую использование на службе с оружием военнослужащих склонных к агрессивным действиям.

6.Рассмотреть вопрос на законодательном уровне об увеличении возрастного ценза призыва в армию с 21 года.

7.Рекомендовать оборудовать в комнатах психологической разгрузки наглядно материалы по данной проблеме и иметь специальную литературу.

8.Рассмотреть вопрос о выделении дополнительных средств на совершенствование материальной базы, предусматривающий более широкий инструментарий в использовании командирами, психологами подразделений, офицерами по работе с личным составом, медицинскими работниками на организацию мероприятий по психологической реабилитации и коррекции отклоняющего поведения военнослужащих внутренних войск после выполнения служебно-боевых задач.

9.Увеличить продолжительность служебного времени на занятия спортом, в том числе выходные и праздничные дни. Активизировать работу по оборудованию соответствующим инвентарем спортивные секции. В исследовании Ю. В. Краева [95] о влиянии особенностей вида спорта на проявление агрессии и агрессивности отмечалось, что регулярное занятие спортом формирует навыки конструктивного использования агрессии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.335с.
  2. Агрессия и насилие (обзор)// Актуальные проблемы буржуазной криминологии / Под ред. А. В. Ратинова. М., 1983. Вып.З.
  3. А. Индивидуальная психология/ Хрестоматия по истории зарубежной психологии. М., 1986.
  4. М.А. Психологические факторы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних// Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. Тюмень, 1985.С.5−11.
  5. М.В.Алфимова, В. И. Трубников. Психогенетика агрессивности// Вопр.психол.2000.№ 6.С.112−123.
  6. А.Г., Ратинов А. Р. Мультидисциплинарное исследование агрессивного и аутоагрессивного типа личности/ В кн.: Комплексные исследования в суицидологии.М., 1996.С.26−44.
  7. А. Г. Трайнина Б.Г. К вопросу о саморазрушающем поведении подростков/ В кн.: Саморазрушающее поведение у подростков. Л., 1991.С.29−36.
  8. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980.
  9. .Г. Человек как предмет познания. Л.:ЛГУ, 1968. 339с.
  10. А. Дифференциальная психология// Психология индивидуальных различий. М., 1982. 497с.
  11. Н.В. Проблемы профессионального отбора кадров и работы с личным составом отряда милиции особого назначения// Проблемы организации работы с личным составом органов внутренних дел. Труды Академии. М., 1993.
  12. М.Э. Психологические особенности развития военно-управленческих качеств будущих командиров общевойскового подразделения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1990. 21с.
  13. С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1979.142с.
  14. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. 105с.
  15. А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: Изд-воМГУ, 1986.96с.
  16. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля// Психол. журн. 1984. Т.5.№ 3. С. 152 162.
  17. М. И. Вербина Г. Г., Маслова В. И. Фрустрация и агрессия во внутригрупповых отношениях// Ежегодник Рос. психол. об-ва: Ростов-на-Дону, 1997. Т. З. Вып.2.
  18. А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Изд-во ЭКСМО-пресс, 1999. 512с.
  19. A.B., Муцынов С. С. Педагогическая культура офицера. М.: Воениздат, 1985. 159с.
  20. A.B. Многофакторный опросник Р.Кэттелла: Практическое руководство. М.: ТЦ Сфера, 2002. 96с.
  21. JI.H. Роль педагогического общения в становлении взаимоотношений старших дошкольников // Формирование личности дошкольника в различных видах деятельности: Минск НИИП МП БССР, 1987. С. 5−17
  22. В.В. Опыт построения психологии полиморфной индивидуальности// Психол. журн. 2002. Т.23. № 5. С.100−107.
  23. JI. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: ЕВРОЗНАК, 2001.512с.
  24. A.A. Восприятие человека человеком. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. 123с.
  25. A.A. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 272с.
  26. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991.80с.
  27. Е.М. О роли профессиональной деятельности в развитии личности// Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анциферовой. М.: ЛГУ, 1981. 174с.
  28. С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1998.21с.
  29. В.П., Боровиков И.П. Statistika. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. М.: Филинь, 1997. 592с.
  30. С.С. Эффективность деятельности в зависимости от структуры профессионально-важных качеств. // Проблемы системо-генеза деятельности. Ярославль: Изд-во Ярослав, ун-та, 1980. С. 6783.
  31. Л.Ф., Морозов С. Н. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев.: Наукова думка, 1989. 528с.
  32. M.JI. Агрессия и примирение как проявление социальности у приматов и человека// Общественные науки и современность. 1998.№ 6. С.149−160.
  33. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997. 336с.
  34. К. Жить с агрессивными детьми. М.: Просвещение, 1991. 141с.
  35. Э. Динамика агрессивности у дошкольников в условиях разных стилей воспитателя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1995. 21с.
  36. A.B. Командир и подчиненные. М.: Воениздат, 1988. 98с.
  37. Г. С. Взаимосвязь агрессивного отношения к людям, социального статуса в межличностных отношениях и свойств темперамента у старших дошкольников// Темперамент (системное исследование)/Перм. пед. ин-т. Пермь, 1976. С. 65−79.
  38. О.С., Гальченко Т. А. Взаимосвязь самопринятия агрессивности и уровня здоровья старшеклассников// Ежегодник Рос. психол. об-ва: Ростов-на Дону, 1997. Т. З. Вып.2.
  39. Е.В. Типология субъектов девиантного поведения: Автореф. дис. канд. филос.наук. Нижний Новгород, 2000. 27с.
  40. Р.К. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности// Общественные науки и современность. 1993.№ 3−4. С. 183−190.
  41. Военная психология: Учеб. пособие./ Под. ред. Н. Ф. Феденко. М.:ВПА. 1984.155с.
  42. Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования. М.: ВПА, 1994. 73с.
  43. Л.А. Генезис агрессивно-насильственных преступлений// Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. М., 1990. С.15−40.
  44. .А. Метаиндивидуальность и ее проявления у учителей начальных классов// Вопр. психол. 2001.№ 3. С.70−78.
  45. .А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь, 2000. 179с.
  46. .А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности// Психол. журн.1993.Т.14. № 2.С.73−83.
  47. .А., Щукин М. Р. Развитие учения об интегральной индивидуальности: проблемы, итоги, перспективы// Психол. журн. 1997.Т.18.№З.С.126−141.
  48. JI.С. Собр. соч.: в 6 Т. М.: Педагогика, 1983.T.3: Проблемы развития психики.368с.
  49. Е. По ту сторону инстинкта смерти: проблемы психоаналитического исследования агрессии: Пер. с англ. // Психоанализ в развитии: Сб. переводов. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. С. 108 127
  50. Ф.В. Влияние психологических особенностей подросткового возраста на отклоняющееся поведение несовершеннолетних// Психолого-педагогические проблемы предупреждения педагогической запущенности школьников. М.: Пед. общество РСФСР, 1978. С.17−27.
  51. . Что такое психология. М.: Мир, 1992. Т.1.С.289−293.
  52. А.И. Стиль общения военного руководителя: его развитие и формирование у курсанта: Автореф. дис.. канд. психол. на-ук.М., 1991.26с.
  53. А.Ю. Формирование отношений педагогов и учащихся в советской школе. М., 1997. 151с.
  54. В.А. Психология общения. М.: Академия, 2002. 416с.
  55. А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. СПб.: Академический проект, 2000. 218с.
  56. В.А. Профессиональная предрасположенность и ее формирование у курсантов военных училищ. М.: ВПА, 1976. 39с.
  57. С.М. Педагогические основы повышения эффективности деятельности старшин и сержантов ВМФ по укреплению военной дисциплины в подразделении: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1991.22с.
  58. Деструктивность человека: феноменология, динамика, коррекция / Под. ред. С. Ф. Сироткина, Т. Н. Шикаловой, M. J1. Мельниковой. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2002. 210с.
  59. Л.Я. Метаиндивидуальный мир. М.: Смысл, 1993.456с.
  60. Л.Я. От метаиндивидуальности к метаиндивидуальному миру// Психол. журн. 1995. Т.16.№ 2. С.94−102.
  61. Т.В. Психологические особенности подростка// Возрастная и педагогическая психология / Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1979. С.98−141.
  62. H.A. Влияние негативных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте// Вопр. психол. 2000.№ 1. С.53−57.
  63. H.A. Генезис агрессивного поведения и пути его коррекции в младшем школьном возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Мн., 2000.21с.
  64. И.Г. Влияние личности учителя на личностные проявления учащихся: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1985. 19с.
  65. В.Ф. Формирование психологической готовности воина оперативных частей внутренних войск МВД России к деятельности по охране общественного порядка: Автореф дис.. канд. психол. наук. М., 1998. 21с.
  66. М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. М.: ВПА, 1974. 22с.
  67. Ю.В. Влияние личностных свойств на успешность правоохранительной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 1998. 21с.
  68. О.П. Практикум по психологии личности. СПб: Изд-во Питер, 2000. 560с.
  69. С.Н. Некоторые результаты исследования агрессии// Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.С.100−110.
  70. С.Н. Агрессивность как специфическая форма активности и возможности исследования на контингенте преступников //
  71. Психологическое изучение личности преступника. М., 1976. С.83−115.
  72. В.В. Понимание асоциальными подростками ситуации насилия и унижения человеческого достоинства// Вопр. психол. 1990.№ 1. С.20−21.
  73. JI.M. О природе асоциального поведения несовершеннолетних//Вопр. психол. 1973. № 4.С.59−63.
  74. А.Т. Совершенствование психологической подготовки курсантов в ВВУЗов МВД СССР к службе во внутренних войсках: Дис.. канд. пед. наук. М., 1987. 235с.
  75. К.Е. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. 440с.
  76. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. С.238−243.
  77. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие /Под ред. Б. А. Вяткина. М.: Изд-во Института психологии РАН, 1999. 328с.
  78. А.Г. Психология стиля педагогического общения: Полисистемное исследование/ Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2003. 272с.
  79. А.Г. Стиль педагогического общения как метаинди-видуальная характеристика воспитателя и как фактор развития ребенка// Мир психологии. 2002. № 1(29). С.85−201.
  80. А.Н. Социально-психологическая диагностика профессиональных качеств личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1985.21с.
  81. A.B. Воспитание лидерских качеств у сержантов курсантских подразделений вузов внутренних войск МВД России: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2002. 27с.
  82. Ковалевский И. Я. Военная профессиология: проблемы теории и практики. М.: Изд-во МО СССР, 1983. 211с.
  83. П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. дис. .канд. психол. наук. СПб., 1996. 18с.
  84. Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск.: Изд-во Белорус, ун-та, 1976.350с.
  85. Колчина Л. П. Связь поведенческого, вербального показателей социальной агрессивности и агрессивности при фрустрации // Темперамент (системное исследование) Перм. пед. ин-т. Пермь, 1976.С.45−46.
  86. Т.И. Влияние общения детей со взрослыми наформирование типов взаимоотношений со сверстниками // Новые исследования в психологии. 1977. № 1 (16). С. 45−48.
  87. C.B. Учитель ученик. М.: Педагогика, 1984. 80с.
  88. C.B. Психолого-педагогические аспекты понимания людьми друг друга// Психология межличностного познания. М., 1981.С.158−174.
  89. В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск, 1988. 200с.
  90. Л.П. Личность и ситуация как детерминанты агрессивно-насильственных преступлений//Насилие, агрессия, жестокость. М., 1990.С.112−141.
  91. Ц. П. Галин А.Л. Акцентуации характера и девиантные формы поведения/ В кн.: Вопросы формирования отклоняющихся форм поведения. М., 1978. С.28−31.
  92. Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. 23с.
  93. П.А. О морально-психологической подготовки личного состава// Учеб. пособие для войсковых психологов. М.: ЦВСП и ПИВС, 1992.
  94. И.О. Психологические последствия воздействия чрезвычайных обстоятельств на личный состав ОВД. М.: Академия МВД России, 1994.
  95. Н. Психология и солдат. М. Воениздат, 1991. 96с.
  96. Ю.В. Влияние особенностей вида спорта на проявление агрессии и агрессивности у спортсменов: Автореф. дис. .канд. психол. наук. СПб., 1999. 22с.
  97. Краткий психологический словарь/ Под ред. А. В. Петровского, Н. Г. Ярошевского, М.: Политиздат, 1985. 431с.
  98. Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Нравственность, агрессия, справедливость// Элементы психологии. М., 1992.
  99. И.Д. К вопросу о профессионально-психологическом отборе военнослужащих// Военно-медицинский журн. М., 1983. № 5. С.46−47.
  100. Л.А., Ратинова H.A. Криминальная агрессия (экспертная типология и судебно-психологическая оценка). М.: Изд-во МГУ, 2000. 192с.
  101. И.А., Семенова О. Ф. Смысловая сфера несовершеннолетних с психическими расстройствами, совершивших насильственные правонарушения// Психол. журн.2002. Т.23.№ 3. С.54−62.
  102. В.Н. Социальное и биологическое в антисоциальном поведении// Биологическое и социальное в развитии человека. М.: Наука, 1977.С.152−158.
  103. Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. И. Руководитель и коллектив. J1., 1974.167с.
  104. Куликов J1.B. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. СПб.: Речь, 2001. 184с.
  105. К. Индивидуальные различия/ Под ред. И. В. Равич -Щербо. М., 2000. 104с.
  106. Т.Н., Муляр О. И. Проективная методика исследования личности «Hand-тест». Методическое руководство. СПб.: Иматон, 2000. 50с.
  107. Т.Н. Структурный анализ агрессии // Б. Г. Ананьев и Ленинградская школа в развитии современной психологии. СПб., 1995. С.27−28.
  108. В.А. Психология экспрессивного поведения. М.: Знание, 1989. 62с.
  109. Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги// Вопр. психол. 1969. № 1.С. 131−137.
  110. Н.Д. Психическое состояние агрессии// Вопр. психол. 1972.№ 6.С. 168−171.
  111. Н.Д. Фрустрация один из видов психических состояний//Вопр. психол. 1967.№ 7.С.118−129.
  112. К. Акцентуирование личности. Киев, 1981. 439с.
  113. Н.И. Индивидуальный стиль поведения в конфликтных ситуациях: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Пермь, 1996. 18с.
  114. A.A. Проблемы развития психики. М., 1972. 78с.
  115. A.A. Психология общения. Тарту, 1974. 34с.
  116. А.Н. Деятельность.Сознания. Личность. М., 1977. 304с.
  117. A.B. Стилевые и темпераментальные свойства в структуреиндивидуальности: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М. 1993. 25с.
  118. Г. Как справиться с гневом. М., 1997. 282с.
  119. И.А. Педагогический анализ причин правонарушений несовершеннолетних и пути их предупреждения: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Киев, 1973. 23с.
  120. А.Е. Основные типы нарушений поведения у подростков// Патологические нарушения поведения у подростков/ Под ред. А. Е. Личко. Л., 1973. С.5−16.
  121. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков// Психология индивидуальных различий/ Тексты. М., 1982. 290с.
  122. А.Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. Л., 1983. 126с.
  123. А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при различных типах акцентуации характера у подростков / В кн.: Саморазрушающее поведение у подростков. Л., 1991. С.9−14.
  124. В.Н. Особенности отношения подростка к сверстнику как к образцу: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1978. 24с.
  125. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444с.
  126. К. Агрессия. М., 1994. 272с.
  127. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. С.483−502.
  128. Т.И. Конфликтность как метаиндивидуальная характеристика учителя: Дис.. канд. психол. наук. Пермь, 1996. 157с.
  129. B.C. Лекции по психологиии мотивов человека: Учеб. пособие для спецкурса. Пермь, 1971 .С. 100−109.
  130. P.M. Ениколопов С. Н. Показатели агрессивности у заключенных юношей с различным статусом в неформальной иерархии воспитательной колонии // Психол. журн. 2004. Т.25. № 3. С. 119−124.
  131. P.M. Соотношение уровней тестостерона и картизола с показателями агрессивности подростков // Российский психиатрический журн. 2001. № 5. с. 36−40.
  132. М.Л. Граница тела и агрессивность: исследование детей 6−7 лет / Под. ред. С. Ф. Сироткина. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2003. 126с.
  133. B.C. Проблемы интегрального исследования индивидуальности человека//Психол. журн.1980. № 1. С.58−71.
  134. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256с.
  135. Ю.Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. СПб.: Изд-во Лань- СПб ун-т МВД России, 1999. 128с.
  136. Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. Под ред. А. Р. Ратинова (отв. ред.), С. Б. Климова, М. М. Коченова и др. М., 1990.
  137. C.B. Психологический анализ условий развития у курсантов командных училищ качеств руководителя военного коллектива: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1988. 21с.
  138. Е.В. Агрессия под контролем// Семья и школа.1999. № 7−8.С.14−16.
  139. Е.В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2000. 18с.
  140. Организация профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел: Учеб. пособие. М., ГУК МВД России, 2003. 154с.
  141. А.К. Психоанализ агрессивных проявлений учащихся// Вопр. психол.1994. № 3. С.61−68.
  142. Очерк теории темперамента/ Под ред. B.C. Мерлина: Перм. пед. ин-т. Пермь, 1973. 291с.
  143. Г. Агрессия наших детей. М., 1997.
  144. В.Г. Модель диагностического пакета методик для исследования агрессии// Актуальные проблемы обучения и воспитания. Иркутск, 1998. С.223−233.
  145. В.Г. Психологические особенности агрессивного поведения и пути его коррекции: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Иркутск, 1999. 23с.
  146. В.Д., Дьяконов И. В. Профессиональный отбор в военные училища// Военный вестник. 1996. № 7.С.35−37.
  147. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 225с.
  148. Е.Ю. Совершенствование деятельности педагога по предупреждению жестокости в подростковой среде: Автореф.дис.. канд. психол. наук. М., 2000. 25с.
  149. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. 312с.
  150. A.B. Личность и коллектив: психология военного управления. М.: Воениздат, 1989. 359с.
  151. .С. Психологическое здоровье и социальное состояние общества// Социокультурные проблемы современной психиатрии. М., 1994.С.88−93.
  152. Т.А. Влияние новой профессиональной деятельности на развитие интегральной индивидуальности (на материалах лонгитюдно-го исследования практических психологов образования): Автореф. дис.. канд. психол. наук. Пермь, 1997. 21с.
  153. Практическая психодиагностика/ Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Бахрах, 1998. 672с.
  154. Проблемы военной психологии: Хрестоматия / Под общ. ред. А. Е. Тараса. Мн.: Харвест, 2003. 640с.
  155. Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов. М.: Воениздат, 1988. 228с.
  156. Психологические проблемы деятельности в особых условиях/ Под ред. Б. Ф. Ломова, Ю. М. Забродина. М., 1985. 248с.
  157. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: Учеб. пособие/ Под ред. А. Ф. Дунаева и A.C. Батышева. М., 1992. 4.1,2. 174с.
  158. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. 4.2. М., 1998.С.198−214.
  159. Психология человеческой агрессивности/ Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1999. 656с.
  160. Психология межличностного познания/ Под ред. A.A. Бодалева. М., 1981. 171с.
  161. Рабочая книга войскового психолога: модель, алгоритм, технологии эффективной профессинальной деятельности. Учеб. пособие/ Под ред. Л. Н. Уварова М.: МО РФ, 1995.330с.
  162. Рабочая книга психолога внутренних войск/Под общ. ред. С. Ф. Кавуна. М., 1997.
  163. H.A. Саморегуляция поведения при совершении агрессивно-насильственных преступлений: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1998. 12с.
  164. H.A. Тест Руки Вагнера// Практикум по психодиагностике. М., 1989. С.83−90.
  165. A.A. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией// Вопр. психол. 1988.№ 1. С.83−88.
  166. A.A. Агрессия и агрессивность личности//Психол. журн. 1996. Т. 17. № 5. С.3−18.
  167. A.A. Характерологические особенности подростков-делинквентов// Вопр. психол. 1991.№ 4.С.139−143.
  168. A.A. Локус контроля деликвентной личности// Психол. журн. 1994.№ 2. С.52−56.
  169. A.A., Лукин С. Е. Методическое руководство по исследованию типов акцентуации. СПб., 1993.
  170. A.A. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессии//Вопр. психол. 1988. № 1. С.83−88.
  171. А. Большой толковый психологический словарь. В 2 Т. М.: Вече, ACT, 2000. Т.1. 592с.
  172. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С.325−328.
  173. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 1995. 529с.
  174. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. 423с.
  175. A.A., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Р.Кеттелла. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998. 96с.
  176. Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии//Вопр.психол. 1991. № 1. С.82−86.
  177. Т.Г. Критический анализ концепции «человеческой агрессивности». Минск, 1982. 79с.
  178. Т.Г. Философский анализ методологических и концептуальных теорий человеческой агрессии. Дис.. .д-ра филос. наук. М., 1991.
  179. В.M. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Пси-хол. журн. 1991. Т. 12. № 5. С.67−78.
  180. М.В. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. 352с.
  181. Н.Е. Психологическая подготовка курсантов военно-учебных заведений внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в особых условиях. Пермь: ПВИ, 2001. 84с.
  182. Ф.С. Психологическая типология криминальной агрессии // Психол. журн. 1999. № 6. С.24−36.
  183. Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявление у детей подросткового возраста // Метод. рекомендации в помощь педагогам практикам. М., 1991. 16с.
  184. JI.M. Психологические особенности агрессивности поведения подростков и условия его коррекции. М.: Флинта, 1998.
  185. С.Ф. Агрессивность детей как объект педагогической оценки: Дис.. канд. пед. наук. Ижевск, 1996. 245с.
  186. О.Д. Мотивация агрессивного поведения несовершеннолетних преступников// Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. М., 1990. С.88−98.
  187. И.И. Влияние особенностей личности учителя на адекватность отражения им взаимоотношений в коллективе учащихся:
  188. Автореф. дис. .канд. психол. наук. JL, 1986. 17с.
  189. JI.C. Дети с эффективным поведением. М.: Просвещение, 1969. 150с.
  190. В .Я., Феденко Н. Ф. Психология воинского коллектива. Л.: Петродворец, 1984. 31 с.
  191. Е.О., Хузеева Г. Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности// Вопр. психол. 2002. № 1. С. 17−26.
  192. Современная военная психология: Хрестоматия / Сост. A.A. Урбано-вич. Мн.: Харвест, 2003. 576с.
  193. И.В. Психологическая адаптация военнослужащих внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999.
  194. Я. Роль темперамента в психологическом развитии. М.: Прогресс, 1982.232с.
  195. A.M. Психологическая подготовка сотрудников ОВД. М.: Академия МВД, 1991.
  196. C.B. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Пермь, 1992.11с.
  197. В.В. Психологические проблемы совершенствования специальной подготовки сержантов: Автореф. дис. .канд. пед наук. М., 1977. 16с.
  198. С.И. Психолого-педагогические основы обучения слушателей принятию решения на бой. М.: Изд-во ВПА, 1977. 142с.
  199. К.А. Дескриптивная модель восприятия политической агрессии современным российским студенчеством: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1997.20с.
  200. .М. Избранные труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1985. Т.2. 360с.
  201. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Учпедгиз, 1961.535с.
  202. Е.В. Проблемы агрессии учителя-профессионала // Становление личности учителя-профессионала: проблемы и перспективы. Ставрополь, 1993. Разд.2. С. 75−76.
  203. Н.Б., Подоляк Я. В. О профессионально-психологическом отборе кандидатов в ВУЗ // Военная мысль. 1987. № 6. С. 24−40.
  204. В.В. Особенности формирования личности несовершеннолетних преступников. // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. М., 1990. С.40−56.
  205. Н.Ф. Некоторые проблемы психологической подготовки курсантов // Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы: М., 1980.
  206. Н.И. О роли биологических и социальных факторов в формировании патологии личности несовершеннолетнего правонарушителя// Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении/ Отв. ред. И. А. Невский. М., 1968. С.107−108.
  207. Фрейд 3. Я и оно. Труды разных лет. Тбилиси, 1991. Т.1 375с.
  208. Э.А. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.447с.
  209. И.А. Детская агрессивность / психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В. П., 1996. 192с.
  210. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применения). СПб.: Питер, 1997. 608с.
  211. X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986а. Т. 1. 408с.
  212. В. Человек и агрессия. М., 1975. 129с.
  213. С.Ю., Калинина О. В. Детская агрессивность. Ярославль: Академия Холдинга, 2001. 160с.
  214. Ю.В. Развитие мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов ВВУЗов (психологическое исследование): Автореф.дис. канд. психол. наук. М., 1990. 21с.
  215. В.И. Индивидуальный стиль коммуникативной активности в структуре интегральной индивидуальности осужденных: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Пермь, 1994. 17с.
  216. А. Профессионал в экстремальных условиях: психология выживания и тактика действий // Войсковой вестник. 2002. № 1. С.62−80.
  217. М.Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность: проблемы и подходы // Психол. журн. 1995. Т. 16. № 2. С. 103−113.
  218. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969.315с.
  219. Dollard J., Doob L., Miller N., Mowrer O., Sears S. Frustration and aggression. New Haven, JaleUnivers, Press, 1932.
  220. Feshbach S. The function of aggression and the regulation of aggressive drive//Psyhol. Review 1964, V. 71.
  221. McDougau W. An introduction to social psychology. Boston. Lace, 1926.
  222. Murray H. Explorations in Personalty. N.Y., Oxford press, 1938.
  223. Piotrowski Z. Hand Test indices of violent distinctive behavior for institutional mental degradaters.// Journal of projective tecnigues and personality assesment, vol. 43,1979, № 4.
  224. Rosenzweig S. The Picture-Association Method and its Application in a Study of Reactions to Frustration// Personaliy. 1945.V.14.P.3.
  225. Violence and its causes. Unts, 1981. P. 56.
  226. Wetsel H., Prediction of Recidivism among delinquents with the Hand Test.// Journal of projective tecniques and personality assesment, vol. 31, 1967, № 4.
  227. Zillmann D. Trasfer of excitation in emotional behavior. In J.T. Cacioppo & R.E.Petty (Eds.), Social psychophysiologu. New York: Guildford Press. 1983.P.215−240.
Заполнить форму текущей работой