Метаиндивидуальное проявление агрессивности у военнослужащих: На материале исследования курсантов военного института МВД
Диссертация
Политические и социально-экономические преобразования, происходящие в последние годы в стране, нередко приводят к возникновению кризисных ситуаций в обществе. Именно они, прежде всего, являются первопричиной различных изменений в отношениях между людьми, появления агрессии и агрессивности в их различных формах. Налицо усиление недопустимых в цивилизованном обществе проявлений озлобленности… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Агрессивность как предмет интегрального исследования индивидуальности человека
- 1. 1. Основные направления в исследовании агрессивности в отечественной и зарубежной психологии
- 1. 2. Проблемы метаиндивидуальности в отечественной психологии
- 1. 3. Специфические особенности деятельности младших командиров внутренних войск (ВВ МВД РФ)
- 1. 4. Постановка проблемы и задачи исследования
- Глава II. Организация и методики исследования
- 2. 1. Методики исследования агрессивности
- 2. 2. Методики исследования свойств различных уровней интегральной индивидуальности
- Глава III. Результаты исследования и их обсуждение
- 3. 1. Результаты исследования агрессивности командиров и их обсуждение
- 3. 2. Результаты исследования агрессивности подчиненных в зависимости от агрессивности командиров и их обсуждение
- 3. 3. Результаты исследования влияния агрессивности командиров на индивидуальность подчиненных и их обсуждение
Список литературы
- Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.335с.
- Агрессия и насилие (обзор)// Актуальные проблемы буржуазной криминологии / Под ред. А. В. Ратинова. М., 1983. Вып.З.
- Адлер А. Индивидуальная психология/ Хрестоматия по истории зарубежной психологии. М., 1986.
- Алемаскин М.А. Психологические факторы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних// Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. Тюмень, 1985.С.5−11.
- М.В.Алфимова, В. И. Трубников. Психогенетика агрессивности// Вопр.психол.2000.№ 6.С.112−123.
- Амбрумова А.Г., Ратинов А. Р. Мультидисциплинарное исследование агрессивного и аутоагрессивного типа личности/ В кн.: Комплексные исследования в суицидологии.М., 1996.С.26−44.
- Амбрумова А. Г. Трайнина Б.Г. К вопросу о саморазрушающем поведении подростков/ В кн.: Саморазрушающее поведение у подростков. Л., 1991.С.29−36.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.:ЛГУ, 1968. 339с.
- Анастази А. Дифференциальная психология// Психология индивидуальных различий. М., 1982. 497с.
- Андреев Н.В. Проблемы профессионального отбора кадров и работы с личным составом отряда милиции особого назначения// Проблемы организации работы с личным составом органов внутренних дел. Труды Академии. М., 1993.
- Андросенко М.Э. Психологические особенности развития военно-управленческих качеств будущих командиров общевойскового подразделения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1990. 21с.
- Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1979.142с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. 105с.
- Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: Изд-воМГУ, 1986.96с.
- Бажин Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля// Психол. журн. 1984. Т.5.№ 3. С. 152 162.
- Байберт М. И. Вербина Г. Г., Маслова В. И. Фрустрация и агрессия во внутригрупповых отношениях// Ежегодник Рос. психол. об-ва: Ростов-на-Дону, 1997. Т. З. Вып.2.
- Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Изд-во ЭКСМО-пресс, 1999. 512с.
- Барабанщиков A.B., Муцынов С. С. Педагогическая культура офицера. М.: Воениздат, 1985. 159с.
- Баташев A.B. Многофакторный опросник Р.Кэттелла: Практическое руководство. М.: ТЦ Сфера, 2002. 96с.
- Башлакова JI.H. Роль педагогического общения в становлении взаимоотношений старших дошкольников // Формирование личности дошкольника в различных видах деятельности: Минск НИИП МП БССР, 1987. С. 5−17
- Белоус В.В. Опыт построения психологии полиморфной индивидуальности// Психол. журн. 2002. Т.23. № 5. С.100−107.
- Берковиц JI. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: ЕВРОЗНАК, 2001.512с.
- Бодалев A.A. Восприятие человека человеком. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. 123с.
- Бодалев A.A. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 272с.
- Борисова Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991.80с.
- Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в развитии личности// Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анциферовой. М.: ЛГУ, 1981. 174с.
- Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1998.21с.
- Боровиков В.П., Боровиков И.П. Statistika. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. М.: Филинь, 1997. 592с.
- Бубнова С.С. Эффективность деятельности в зависимости от структуры профессионально-важных качеств. // Проблемы системо-генеза деятельности. Ярославль: Изд-во Ярослав, ун-та, 1980. С. 6783.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. Н. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев.: Наукова думка, 1989. 528с.
- Бутовская M.JI. Агрессия и примирение как проявление социальности у приматов и человека// Общественные науки и современность. 1998.№ 6. С.149−160.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997. 336с.
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Просвещение, 1991. 141с.
- Вагенас Э. Динамика агрессивности у дошкольников в условиях разных стилей воспитателя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1995. 21с.
- Варваров A.B. Командир и подчиненные. М.: Воениздат, 1988. 98с.
- Васильева Г. С. Взаимосвязь агрессивного отношения к людям, социального статуса в межличностных отношениях и свойств темперамента у старших дошкольников// Темперамент (системное исследование)/Перм. пед. ин-т. Пермь, 1976. С. 65−79.
- Васильева О.С., Гальченко Т. А. Взаимосвязь самопринятия агрессивности и уровня здоровья старшеклассников// Ежегодник Рос. психол. об-ва: Ростов-на Дону, 1997. Т. З. Вып.2.
- Васкэ Е.В. Типология субъектов девиантного поведения: Автореф. дис. канд. филос.наук. Нижний Новгород, 2000. 27с.
- Вельдер Р.К. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности// Общественные науки и современность. 1993.№ 3−4. С. 183−190.
- Военная психология: Учеб. пособие./ Под. ред. Н. Ф. Феденко. М.:ВПА. 1984.155с.
- Волковицкий Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования. М.: ВПА, 1994. 73с.
- Волошина Л.А. Генезис агрессивно-насильственных преступлений// Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. М., 1990. С.15−40.
- Вяткин Б.А. Метаиндивидуальность и ее проявления у учителей начальных классов// Вопр. психол. 2001.№ 3. С.70−78.
- Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь, 2000. 179с.
- Вяткин Б.А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности// Психол. журн.1993.Т.14. № 2.С.73−83.
- Вяткин Б.А., Щукин М. Р. Развитие учения об интегральной индивидуальности: проблемы, итоги, перспективы// Психол. журн. 1997.Т.18.№З.С.126−141.
- Выготский JI.С. Собр. соч.: в 6 Т. М.: Педагогика, 1983.T.3: Проблемы развития психики.368с.
- Гаддини Е. По ту сторону инстинкта смерти: проблемы психоаналитического исследования агрессии: Пер. с англ. // Психоанализ в развитии: Сб. переводов. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. С. 108 127
- Гобечия Ф.В. Влияние психологических особенностей подросткового возраста на отклоняющееся поведение несовершеннолетних// Психолого-педагогические проблемы предупреждения педагогической запущенности школьников. М.: Пед. общество РСФСР, 1978. С.17−27.
- Годфруа Ж. Что такое психология. М.: Мир, 1992. Т.1.С.289−293.
- Гончаров А.И. Стиль общения военного руководителя: его развитие и формирование у курсанта: Автореф. дис.. канд. психол. на-ук.М., 1991.26с.
- Гордин А.Ю. Формирование отношений педагогов и учащихся в советской школе. М., 1997. 151с.
- Горянина В.А. Психология общения. М.: Академия, 2002. 416с.
- Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. СПб.: Академический проект, 2000. 218с.
- Давыдов В.А. Профессиональная предрасположенность и ее формирование у курсантов военных училищ. М.: ВПА, 1976. 39с.
- Денисенко С.М. Педагогические основы повышения эффективности деятельности старшин и сержантов ВМФ по укреплению военной дисциплины в подразделении: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1991.22с.
- Деструктивность человека: феноменология, динамика, коррекция / Под. ред. С. Ф. Сироткина, Т. Н. Шикаловой, M. J1. Мельниковой. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2002. 210с.
- Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир. М.: Смысл, 1993.456с.
- Дорфман Л.Я. От метаиндивидуальности к метаиндивидуальному миру// Психол. журн. 1995. Т.16.№ 2. С.94−102.
- Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка// Возрастная и педагогическая психология / Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1979. С.98−141.
- Дубинко H.A. Влияние негативных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте// Вопр. психол. 2000.№ 1. С.53−57.
- Дубинко H.A. Генезис агрессивного поведения и пути его коррекции в младшем школьном возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Мн., 2000.21с.
- Дубов И.Г. Влияние личности учителя на личностные проявления учащихся: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1985. 19с.
- Дубяга В.Ф. Формирование психологической готовности воина оперативных частей внутренних войск МВД России к деятельности по охране общественного порядка: Автореф дис.. канд. психол. наук. М., 1998. 21с.
- Дьяченко М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. М.: ВПА, 1974. 22с.
- Егоров Ю.В. Влияние личностных свойств на успешность правоохранительной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 1998. 21с.
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб: Изд-во Питер, 2000. 560с.
- Ениколопов С.Н. Некоторые результаты исследования агрессии// Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.С.100−110.
- Ениколопов С.Н. Агрессивность как специфическая форма активности и возможности исследования на контингенте преступников //
- Психологическое изучение личности преступника. М., 1976. С.83−115.
- Знаков В.В. Понимание асоциальными подростками ситуации насилия и унижения человеческого достоинства// Вопр. психол. 1990.№ 1. С.20−21.
- Зюбин JI.M. О природе асоциального поведения несовершеннолетних//Вопр. психол. 1973. № 4.С.59−63.
- Иваницкий А.Т. Совершенствование психологической подготовки курсантов в ВВУЗов МВД СССР к службе во внутренних войсках: Дис.. канд. пед. наук. М., 1987. 235с.
- Изард К.Е. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. 440с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. С.238−243.
- Интегральная индивидуальность человека и ее развитие /Под ред. Б. А. Вяткина. М.: Изд-во Института психологии РАН, 1999. 328с.
- Исмагилова А.Г. Психология стиля педагогического общения: Полисистемное исследование/ Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2003. 272с.
- Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения как метаинди-видуальная характеристика воспитателя и как фактор развития ребенка// Мир психологии. 2002. № 1(29). С.85−201.
- Капустина А.Н. Социально-психологическая диагностика профессиональных качеств личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1985.21с.
- Киевский A.B. Воспитание лидерских качеств у сержантов курсантских подразделений вузов внутренних войск МВД России: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2002. 27с.
- Ковалевский И. Я. Военная профессиология: проблемы теории и практики. М.: Изд-во МО СССР, 1983. 211с.
- Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. дис. .канд. психол. наук. СПб., 1996. 18с.
- Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск.: Изд-во Белорус, ун-та, 1976.350с.
- Колчина Л. П. Связь поведенческого, вербального показателей социальной агрессивности и агрессивности при фрустрации // Темперамент (системное исследование) Перм. пед. ин-т. Пермь, 1976.С.45−46.
- Комиссаренко Т.И. Влияние общения детей со взрослыми наформирование типов взаимоотношений со сверстниками // Новые исследования в психологии. 1977. № 1 (16). С. 45−48.
- Кондратьева C.B. Учитель ученик. М.: Педагогика, 1984. 80с.
- Кондратьева C.B. Психолого-педагогические аспекты понимания людьми друг друга// Психология межличностного познания. М., 1981.С.158−174.
- Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск, 1988. 200с.
- Копышева Л.П. Личность и ситуация как детерминанты агрессивно-насильственных преступлений//Насилие, агрессия, жестокость. М., 1990.С.112−141.
- Короленко Ц. П. Галин А.Л. Акцентуации характера и девиантные формы поведения/ В кн.: Вопросы формирования отклоняющихся форм поведения. М., 1978. С.28−31.
- Корытченкова Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. 23с.
- Корчемный П.А. О морально-психологической подготовки личного состава// Учеб. пособие для войсковых психологов. М.: ЦВСП и ПИВС, 1992.
- Котенев И.О. Психологические последствия воздействия чрезвычайных обстоятельств на личный состав ОВД. М.: Академия МВД России, 1994.
- Коупленд Н. Психология и солдат. М. Воениздат, 1991. 96с.
- Краев Ю.В. Влияние особенностей вида спорта на проявление агрессии и агрессивности у спортсменов: Автореф. дис. .канд. психол. наук. СПб., 1999. 22с.
- Краткий психологический словарь/ Под ред. А. В. Петровского, Н. Г. Ярошевского, М.: Политиздат, 1985. 431с.
- Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Нравственность, агрессия, справедливость// Элементы психологии. М., 1992.
- Кудрин И.Д. К вопросу о профессионально-психологическом отборе военнослужащих// Военно-медицинский журн. М., 1983. № 5. С.46−47.
- Кудрявцев Л.А., Ратинова H.A. Криминальная агрессия (экспертная типология и судебно-психологическая оценка). М.: Изд-во МГУ, 2000. 192с.
- Кудрявцев И.А., Семенова О. Ф. Смысловая сфера несовершеннолетних с психическими расстройствами, совершивших насильственные правонарушения// Психол. журн.2002. Т.23.№ 3. С.54−62.
- Кудрявцев В.Н. Социальное и биологическое в антисоциальном поведении// Биологическое и социальное в развитии человека. М.: Наука, 1977.С.152−158.
- Кузьмин Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. И. Руководитель и коллектив. J1., 1974.167с.
- Куликов J1.B. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. СПб.: Речь, 2001. 184с.
- Купер К. Индивидуальные различия/ Под ред. И. В. Равич -Щербо. М., 2000. 104с.
- Курбатова Т.Н., Муляр О. И. Проективная методика исследования личности «Hand-тест». Методическое руководство. СПб.: Иматон, 2000. 50с.
- Курбатова Т.Н. Структурный анализ агрессии // Б. Г. Ананьев и Ленинградская школа в развитии современной психологии. СПб., 1995. С.27−28.
- Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. М.: Знание, 1989. 62с.
- Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги// Вопр. психол. 1969. № 1.С. 131−137.
- Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии// Вопр. психол. 1972.№ 6.С. 168−171.
- Левитов Н.Д. Фрустрация один из видов психических состояний//Вопр. психол. 1967.№ 7.С.118−129.
- Леонгард К. Акцентуирование личности. Киев, 1981. 439с.
- Леонов Н.И. Индивидуальный стиль поведения в конфликтных ситуациях: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Пермь, 1996. 18с.
- Леонтьев A.A. Проблемы развития психики. М., 1972. 78с.
- Леонтьев A.A. Психология общения. Тарту, 1974. 34с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознания. Личность. М., 1977. 304с.
- Либин A.B. Стилевые и темпераментальные свойства в структуреиндивидуальности: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М. 1993. 25с.
- Линденфилд Г. Как справиться с гневом. М., 1997. 282с.
- Литвинов И.А. Педагогический анализ причин правонарушений несовершеннолетних и пути их предупреждения: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Киев, 1973. 23с.
- Личко А.Е. Основные типы нарушений поведения у подростков// Патологические нарушения поведения у подростков/ Под ред. А. Е. Личко. Л., 1973. С.5−16.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков// Психология индивидуальных различий/ Тексты. М., 1982. 290с.
- Личко А.Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. Л., 1983. 126с.
- Личко А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при различных типах акцентуации характера у подростков / В кн.: Саморазрушающее поведение у подростков. Л., 1991. С.9−14.
- Лозоцева В.Н. Особенности отношения подростка к сверстнику как к образцу: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1978. 24с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444с.
- Лоренц К. Агрессия. М., 1994. 272с.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. С.483−502.
- Марголина Т.И. Конфликтность как метаиндивидуальная характеристика учителя: Дис.. канд. психол. наук. Пермь, 1996. 157с.
- Мерлин B.C. Лекции по психологиии мотивов человека: Учеб. пособие для спецкурса. Пермь, 1971 .С. 100−109.
- Масагутов P.M. Ениколопов С. Н. Показатели агрессивности у заключенных юношей с различным статусом в неформальной иерархии воспитательной колонии // Психол. журн. 2004. Т.25. № 3. С. 119−124.
- Масагутов P.M. Соотношение уровней тестостерона и картизола с показателями агрессивности подростков // Российский психиатрический журн. 2001. № 5. с. 36−40.
- Мельникова М.Л. Граница тела и агрессивность: исследование детей 6−7 лет / Под. ред. С. Ф. Сироткина. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2003. 126с.
- Мерлин B.C. Проблемы интегрального исследования индивидуальности человека//Психол. журн.1980. № 1. С.58−71.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256с.
- Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. СПб.: Изд-во Лань- СПб ун-т МВД России, 1999. 128с.
- Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. Под ред. А. Р. Ратинова (отв. ред.), С. Б. Климова, М. М. Коченова и др. М., 1990.
- Натаров C.B. Психологический анализ условий развития у курсантов командных училищ качеств руководителя военного коллектива: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1988. 21с.
- Ольшанская Е.В. Агрессия под контролем// Семья и школа.1999. № 7−8.С.14−16.
- Ольшанская Е.В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2000. 18с.
- Организация профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел: Учеб. пособие. М., ГУК МВД России, 2003. 154с.
- Осницкий А.К. Психоанализ агрессивных проявлений учащихся// Вопр. психол.1994. № 3. С.61−68.
- Очерк теории темперамента/ Под ред. B.C. Мерлина: Перм. пед. ин-т. Пермь, 1973. 291с.
- Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997.
- Петров В.Г. Модель диагностического пакета методик для исследования агрессии// Актуальные проблемы обучения и воспитания. Иркутск, 1998. С.223−233.
- Петров В.Г. Психологические особенности агрессивного поведения и пути его коррекции: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Иркутск, 1999. 23с.
- Петров В.Д., Дьяконов И. В. Профессиональный отбор в военные училища// Военный вестник. 1996. № 7.С.35−37.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 225с.
- Пискунова Е.Ю. Совершенствование деятельности педагога по предупреждению жестокости в подростковой среде: Автореф.дис.. канд. психол. наук. М., 2000. 25с.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. 312с.
- Подоляк A.B. Личность и коллектив: психология военного управления. М.: Воениздат, 1989. 359с.
- Положий Б.С. Психологическое здоровье и социальное состояние общества// Социокультурные проблемы современной психиатрии. М., 1994.С.88−93.
- Попова Т.А. Влияние новой профессиональной деятельности на развитие интегральной индивидуальности (на материалах лонгитюдно-го исследования практических психологов образования): Автореф. дис.. канд. психол. наук. Пермь, 1997. 21с.
- Практическая психодиагностика/ Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Бахрах, 1998. 672с.
- Проблемы военной психологии: Хрестоматия / Под общ. ред. А. Е. Тараса. Мн.: Харвест, 2003. 640с.
- Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов. М.: Воениздат, 1988. 228с.
- Психологические проблемы деятельности в особых условиях/ Под ред. Б. Ф. Ломова, Ю. М. Забродина. М., 1985. 248с.
- Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: Учеб. пособие/ Под ред. А. Ф. Дунаева и A.C. Батышева. М., 1992. 4.1,2. 174с.
- Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. 4.2. М., 1998.С.198−214.
- Психология человеческой агрессивности/ Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1999. 656с.
- Психология межличностного познания/ Под ред. A.A. Бодалева. М., 1981. 171с.
- Рабочая книга войскового психолога: модель, алгоритм, технологии эффективной профессинальной деятельности. Учеб. пособие/ Под ред. Л. Н. Уварова М.: МО РФ, 1995.330с.
- Рабочая книга психолога внутренних войск/Под общ. ред. С. Ф. Кавуна. М., 1997.
- Ратинова H.A. Саморегуляция поведения при совершении агрессивно-насильственных преступлений: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1998. 12с.
- Ратинова H.A. Тест Руки Вагнера// Практикум по психодиагностике. М., 1989. С.83−90.
- Реан A.A. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией// Вопр. психол. 1988.№ 1. С.83−88.
- Реан A.A. Агрессия и агрессивность личности//Психол. журн. 1996. Т. 17. № 5. С.3−18.
- Реан A.A. Характерологические особенности подростков-делинквентов// Вопр. психол. 1991.№ 4.С.139−143.
- Реан A.A. Локус контроля деликвентной личности// Психол. журн. 1994.№ 2. С.52−56.
- Реан A.A., Лукин С. Е. Методическое руководство по исследованию типов акцентуации. СПб., 1993.
- Реан A.A. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессии//Вопр. психол. 1988. № 1. С.83−88.
- Ребер А. Большой толковый психологический словарь. В 2 Т. М.: Вече, ACT, 2000. Т.1. 592с.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С.325−328.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 1995. 529с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. 423с.
- Рукавишников A.A., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Р.Кеттелла. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998. 96с.
- Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии//Вопр.психол. 1991. № 1. С.82−86.
- Румянцева Т.Г. Критический анализ концепции «человеческой агрессивности». Минск, 1982. 79с.
- Румянцева Т.Г. Философский анализ методологических и концептуальных теорий человеческой агрессии. Дис.. .д-ра филос. наук. М., 1991.
- Русалов В.M. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Пси-хол. журн. 1991. Т. 12. № 5. С.67−78.
- Русалов М.В. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. 352с.
- Салтрукович Н.Е. Психологическая подготовка курсантов военно-учебных заведений внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в особых условиях. Пермь: ПВИ, 2001. 84с.
- Сафуанов Ф.С. Психологическая типология криминальной агрессии // Психол. журн. 1999. № 6. С.24−36.
- Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявление у детей подросткового возраста // Метод. рекомендации в помощь педагогам практикам. М., 1991. 16с.
- Семенюк JI.M. Психологические особенности агрессивности поведения подростков и условия его коррекции. М.: Флинта, 1998.
- Сироткин С.Ф. Агрессивность детей как объект педагогической оценки: Дис.. канд. пед. наук. Ижевск, 1996. 245с.
- Ситковская О.Д. Мотивация агрессивного поведения несовершеннолетних преступников// Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. М., 1990. С.88−98.
- Скрипюк И.И. Влияние особенностей личности учителя на адекватность отражения им взаимоотношений в коллективе учащихся:
- Автореф. дис. .канд. психол. наук. JL, 1986. 17с.
- Славина JI.C. Дети с эффективным поведением. М.: Просвещение, 1969. 150с.
- Слепов В .Я., Феденко Н. Ф. Психология воинского коллектива. Л.: Петродворец, 1984. 31 с.
- Смирнова Е.О., Хузеева Г. Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности// Вопр. психол. 2002. № 1. С. 17−26.
- Современная военная психология: Хрестоматия / Сост. A.A. Урбано-вич. Мн.: Харвест, 2003. 576с.
- Соловьев И.В. Психологическая адаптация военнослужащих внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. М.: Прогресс, 1982.232с.
- Столяренко A.M. Психологическая подготовка сотрудников ОВД. М.: Академия МВД, 1991.
- Субботин C.B. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Пермь, 1992.11с.
- Сушанко В.В. Психологические проблемы совершенствования специальной подготовки сержантов: Автореф. дис. .канд. пед наук. М., 1977. 16с.
- Сьедин С.И. Психолого-педагогические основы обучения слушателей принятию решения на бой. М.: Изд-во ВПА, 1977. 142с.
- Тарасов К.А. Дескриптивная модель восприятия политической агрессии современным российским студенчеством: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1997.20с.
- Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1985. Т.2. 360с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Учпедгиз, 1961.535с.
- Улыбина Е.В. Проблемы агрессии учителя-профессионала // Становление личности учителя-профессионала: проблемы и перспективы. Ставрополь, 1993. Разд.2. С. 75−76.
- Урлин Н.Б., Подоляк Я. В. О профессионально-психологическом отборе кандидатов в ВУЗ // Военная мысль. 1987. № 6. С. 24−40.
- Устинова В.В. Особенности формирования личности несовершеннолетних преступников. // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. М., 1990. С.40−56.
- Феденко Н.Ф. Некоторые проблемы психологической подготовки курсантов // Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы: М., 1980.
- Фелинская Н.И. О роли биологических и социальных факторов в формировании патологии личности несовершеннолетнего правонарушителя// Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении/ Отв. ред. И. А. Невский. М., 1968. С.107−108.
- Фрейд 3. Я и оно. Труды разных лет. Тбилиси, 1991. Т.1 375с.
- Фромм Э.А. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.447с.
- Фурманов И.А. Детская агрессивность / психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В. П., 1996. 192с.
- Хвелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применения). СПб.: Питер, 1997. 608с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986а. Т. 1. 408с.
- Холличер В. Человек и агрессия. М., 1975. 129с.
- Чижова С.Ю., Калинина О. В. Детская агрессивность. Ярославль: Академия Холдинга, 2001. 160с.
- Шеремета Ю.В. Развитие мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов ВВУЗов (психологическое исследование): Автореф.дис. канд. психол. наук. М., 1990. 21с.
- Шмыков В.И. Индивидуальный стиль коммуникативной активности в структуре интегральной индивидуальности осужденных: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Пермь, 1994. 17с.
- Щеглов А. Профессионал в экстремальных условиях: психология выживания и тактика действий // Войсковой вестник. 2002. № 1. С.62−80.
- Щукин М.Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность: проблемы и подходы // Психол. журн. 1995. Т. 16. № 2. С. 103−113.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969.315с.
- Dollard J., Doob L., Miller N., Mowrer O., Sears S. Frustration and aggression. New Haven, JaleUnivers, Press, 1932.
- Feshbach S. The function of aggression and the regulation of aggressive drive//Psyhol. Review 1964, V. 71.
- McDougau W. An introduction to social psychology. Boston. Lace, 1926.
- Murray H. Explorations in Personalty. N.Y., Oxford press, 1938.
- Piotrowski Z. Hand Test indices of violent distinctive behavior for institutional mental degradaters.// Journal of projective tecnigues and personality assesment, vol. 43,1979, № 4.
- Rosenzweig S. The Picture-Association Method and its Application in a Study of Reactions to Frustration// Personaliy. 1945.V.14.P.3.
- Violence and its causes. Unts, 1981. P. 56.
- Wetsel H., Prediction of Recidivism among delinquents with the Hand Test.// Journal of projective tecniques and personality assesment, vol. 31, 1967, № 4.
- Zillmann D. Trasfer of excitation in emotional behavior. In J.T. Cacioppo & R.E.Petty (Eds.), Social psychophysiologu. New York: Guildford Press. 1983.P.215−240.