Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Методические основы управления развитием организаций по стадиям их жизненного цикла

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе осуществлена систематизация уточненных показателей, используемых при анализе системы управления и развития управления организацией. Проанализированы пути роста экономической эффективности управления организацией как системы, состоящей из таких подсистем как организационная, техническая и социальная. Исследованы система управления по разным этапам организационного развития, а также… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЭВОЛЮЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
    • 1. 1. Понятие организации, развития организации, культуры организации, системы управления. Взаимосвязь понятий
    • 1. 2. Показатели развития управления организацией и подходы к их определению
    • 1. 3. Анализ применяемых методов и техник управления, анализ моделей функционирования организаций
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫДЕЛЕНИЯ СТАДИЙ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
    • 2. 1. Анализ существующих подходов к выделению фаз развития организации
    • 2. 2. Формулировка предлагаемого подхода. Моделирование фаз развития организации
    • 2. 3. Методика определения фазы развития организации
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ВЫБОР УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО СТАДИЯМ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
    • 3. 1. Разработка структуры организационной культуры и методов ее развития
    • 3. 2. Классификация инструментария менеджмента по фазам развития организации
  • Выводы по третьей главе

Методические основы управления развитием организаций по стадиям их жизненного цикла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Неоднородный и сложный характер российских рыночных реформ изменил акценты в современном подходе к управлению организациями. Эффективные в прошлом инструменты управления оказались по большей части недейственными. Сегодняшний руководитель должен пользоваться разнообразными современными инструментами управления, современными бизнес-технологиями и информационными ресурсами. Важным фактором, влияющим на управление современными организациями, является переход от их планомерного и поступательного к ускоренному циклическому развитию. Это происходит по следующим причинам: ускоряются бизнес-процессыразвиваются потребности потребителяусложняются взаимоотношения организации с другими субъектами рынкавозрастает турбулентность внешней средывозрастает объем и сложность управленческой работыусложняются системы управления и технологии использования всех видов капитала. Основные возможности современной организации связаны с интенсификацией ее внутренней среды. На сегодняшний день известны различные подходы, целенаправленно исследующие трансформацию отдельных составляющих внутренней среды организации с течением времени. Это такие как модель Г. Минцберга, посвященная организационным структурам, модель эволюции организационных способностей К. Кристенсена, концепция эволюции культуры и лидерства Э. Шейна, исследования Ф. Глазла, Б. Ливехуда, концепция «организационной рутины» Р. Нильсена и С.Уинтера.

Решению проблем развития организации посвящены работы и многих отечественных ученых: Б. М. Генкина, Л. И. Евенко, В. И. Кнорринг, А. И. Кочеткова, Ю. Д. Красовского, Б. З. Мильнера, A.M. Немчина, А. И. Пригожина, B.C. Рапопорта, В. Д. Шопенко и др.

Каждая организация имеет свой жизненный цикл с определенными ограниченными ресурсами и возможностями, составляющими некоторый потенциал развития. Разделяемую многими на сегодняшний день концепцию жизненного цикла организации, заимствованную из изучения эволюции 4 г товара, при всей ее привлекательности, трудно считать адекватной процессам развития организации. Привлекательность этой концепции также снижается из-за недостаточной реализации принципа системности. Несовершенство эволюционных воззрений на развитие организации проявляется в отсутствии четких критериев и объективных параметров, позволяющих отнести организацию к той или иной стадии развития.

Можно сделать вывод о том, что теория жизненного цикла организации .ф нуждается сегодня в серьезном пересмотре с новых системноинтеграционных позиций, объясняющих причины и направления развития организации.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке методических основ управления развитием организаций по стадиям их жизненного цикла.

Указанной целью обусловлена необходимость решения следующих задач:

• анализ и уточнение сущности и содержания понятий: «организация», «развитие организации" — г • исследование закономерностей и основных направлений эволюции концепции управления в контексте стадий развития организации;

• развитие наиболее предпочтительного подхода к развитию организации с точки зрения системности;

• разработка алгоритма определения стадии развития организации;

• разработка концепции управления в зависимости от стадии развития организации;

• уточнение сущности понятия культура организации и разработка ее структуры.

Предметом исследования является совокупность методов управления развитием организации.

Объектом исследования является организация как социально-экономическая система.

Теоретической и методической основой исследования явились труды зарубежных и российских экономистов и специалистов по управлению организациями, основные положения современной экономической теории, законы Российской Федерации по организации деятельности, справочные и нормативные материалы по исследуемой проблеме.

Для обоснования выдвинутых в диссертации положений применялись методы логического и экономического анализа, использованы элементы системного подхода и экономико-математического моделирования.

Структура работы определяется целью, логикой исследования и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Выводы по третьей главе.

1. Организационная культура понимается как система взаимосвязанных представлений, которые лежат в основе образа поведения сотрудников организации, которые (представления) ими признаются обязательными и естественными. Изменения организационной культуры осуществляются последовательно от идеологем к правилам и нормам. Предлагается динамика культуры в зависимости от той или иной фазы развития организации.

2. Структура культуры состоит из парадигм, основных установок, средств доведения до объекта, типов культуры, а также инструментов внедрения.

3. Наличие кризисной ситуации, которая сопровождает переходный период от одной фазы к другой сопряжено с более или менее бурной борьбой культур. Это, в свою очередь, выявляет группы работников организации, признающих или не признающих необходимость нового мышления. Для анализа реакции работников на развивающие процедуры, предложена матрица восприимчивости к изменениям (в том числе культурным) в организации.

4. Концепцию управления организацией можно представить в виде совокупности таких инструментов как философия управления, стиль управления и техника управления. Предлагается методика использования инструментов управления по фазам развития организации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования стадий развития организации позволяют сделать следующие выводы.

Очевидное несовершенство эволюционных воззрений на развитие организации проявляется в отсутствии четких критериев, позволяющих отнести ее к той или иной категории развития. Исходя из этого, теория жизненного цикла организации нуждается сегодня в серьезном пересмотре с новых системно-интеграционных позиций, объясняющих причины и направления эволюционирования организации.

Изучение и развитие теории организации способно качественно изменить подход к организациям, к пониманию и регулированию протекающих в них процессов, и в конечном счете — к их адаптации к условиям рыночных отношений. В работе автором осуществлен анализ понятия организация с целью исследовать жизненный цикл организаций. Под организацией в работе понимается средство достижения каких-либо общих целей через достижение индивидуальных целей, или, наоборот, средство достижения индивидуальных целей через достижение общих.

Организация как объект представляет собой социально-экономическую систему, целостный комплекс взаимосвязанных элементов (свойство организационной сложности) и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития. Организация — это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла.

Осуществленный в работе анализ тенденций развития теории организации и теории управления, таких направлений как: классические, психо-социально ориентированные, принятия решений, кибернетические, контингенций, системно-эволюционные, дает возможность сделать вывод о том, что наиболее предпочтительным с точки зрения комплексности является системно-эволюционный подход.

Развитие форм организации социально-экономических систем можно представить как движение от простого целого к дифференцированному сложному с доминированием на каждой стадии развития то или иной подсистемы. Цикличность развития и продолжительность цикла зависят от модальности внутренних и внешних благоприятных или неблагоприятных факторов.

В работе осуществлена систематизация уточненных показателей, используемых при анализе системы управления и развития управления организацией. Проанализированы пути роста экономической эффективности управления организацией как системы, состоящей из таких подсистем как организационная, техническая и социальная. Исследованы система управления по разным этапам организационного развития, а также применяемые методы и техники управления, моделей функционирования, в том числе развития предприятия. Представлена классификация методов управления.

Проведен анализ наиболее часто используемых методов определения жизненного цикла организации, таких как метод И. Эдайзеса, исследования Г. Минцберга, посвященные организационным структураммодель эволюции организационных способностей К. Кристенсенаконцепция эволюции культуры и лидерства Э. Шейна, Нельсона Р. и Уинтера С. В результате анализа существующих теорий жизненных циклов социально-экономических систем наиболее приемлемым подходом для дальнейшего исследования принят системно-эволюционный подход, предложенный Б. Ливехудом, и развитый Ф. Глазлом, который позволяет сделать вывод о том, что развитие следует рассматривать как дискретный процесс, где эволюции противостоит регрессия. Вследствие этого всякое развитие видится стоящим в поле напряженности прогрессивных и регрессивных сил, провоцирующих прохождение через стадии: глобализация — дифференциация, интеграция (как новая глобализация) — новая дифференциация.

Основываясь на системно-эволюционном подходе, развитие организации осуществляется последовательно через такие фазы как креативная, фаза декомпозиции, социальная и фаза диффузии. Предлагается методика определения фазы развития организации.

Основу всех организационных изменений автор видит в организационной культуре, которая понимается как система взаимосвязанных руководящих представлений, лежащих в основе образа поведения сотрудников организации, которые признаются обязательными и естественными. Изменения организационной культуры осуществляется последовательно от идеологем к правилам и нормам. Предлагается динамика культуры в зависимости от той или иной фазы развития организации. Уточнены сущности понятия культура организации и разработка ее структуры, состоящая из парадигм, основных установок, средств доведения до объекта, типов культуры, а также инструментов внедрения.

Кризисная ситуация, сопровождающая переходный период от одной фазы к другой сопряжена с более или менее бурной борьбой культур, которая выявляет группы работников организации, признающих или не признающих необходимость нового мышления. Для анализа реакции работников на развивающие процедуры, предложена матрица восприимчивости к изменениям (в том числе культурным) в организации.

Предложенная автором концепция управления организацией представлена в виде совокупности таких инструментов как философия, стиль и техника управления. Предлагается методика использования инструментов управления по фазам развития организации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р., Сасиени М. Основы исследования операций. М.: Мир, 1971.
  2. В.А., Уваров Г. В. Экономический советник менеджера. Уч.-пр. пособие: Мн. «Финансы, учет, аудит», 1996. 320 с.
  3. С.Е. Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития. М.: Финансы и статистика, 1984.
  4. Р., Задэ JI. Принятие решений в расплывчатых условиях // Вопросы анализа и процедуры принятия решений. М.: Мир, 1976.
  5. Л. фон. История и статус общей теории систем // Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1978.
  6. И. Я экономист. — М.: Время, 2001. — 576 с.
  7. Бриллюэн J1. Наука и теория информации. М.: Физматиз, 1960.
  8. С.А., Волкова В. Н. и др. Системный анализ в экономике и организации производства: Учебник для студентов, обучающихся по специальности «Экономическая информатика и АСУ». Д.: Политехника, 1991.
  9. В.М., Панибратов Ю. П., Резник С. Д., Хитров В. А. Управление в строительстве. Учебник для вузов. М.: АСВ, 1994.
  10. X. Менеджмент в подразделениях фирмы: Пер. англ.- М.: Инфра-М, 1996.
  11. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М., 1995.
  12. В. В. Системный подход в принятии управленческих решений. Киев: Будивельник, 1980.
  13. В.Н., Денисов A.A. Основы теории систем и системного анализа СПб.: Изд. СПбГТУ, 1997.
  14. В.Н., Темников Ф. Е. Методы формализованного представления (отображения) систем. М.: ИПКИР, 1974.
  15. Т.П. Социология управления: от группы к команде. М., 1994.
  16. Глазл Ф, Ливехуд Б. Динамическое развитие предприятия, Калуга, «Духовное познание», 2000
  17. Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учебное пособие. М. Дело, 1999.
  18. В.В., Медников М. Д. Коробко С.Б. Математические методы и модели для менеджеров.- СПб.: Изд-во «Лань», 2000. 480 с.
  19. В.В., Корнеев И. К. Управление информационными ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 17.-М.: ИНФА-М, 2000.-192 с.
  20. А.Ю., Жданов С. А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. — 416 с.
  21. Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / пер. с англ. В. Лукашевича и др.- Под общ. Ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. СПб., 1994. 488 с.
  22. П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М., 2000.
  23. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / пер. с англ. М. Котельниковой.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.-288 с.
  24. . Э. Анализ сложных систем. М.: Сов. радио, 1969.
  25. П. Вступая в двадцать первый век: Пер. с англ. М.: Издательство «Весь мир», 1997.-480 с.
  26. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М.: Сов. радио, 1979.
  27. Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс / Пер. с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Питер, 2001. — 496 с.
  28. А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учеб. пособие. -М.: Дело, 2003.
  29. К., Овердорф М. Разрушительные перемены // Искусство управления. 2001. — № 5. С.46−60.30.
Заполнить форму текущей работой