Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование системы индикативного планирования социально-экономического развития муниципальных образований: На примере г. Вологды

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна работы представлена в следующих результатах теоретического и прикладного характера: уточнена сущность индикативного планирования социально-экономического развития муниципальных образований, которая состоит определении стратегических целей, задач и приоритетов, формировании системы ориентиров развития муниципальных образований и разработке мер по их достижениюразработан… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Основы регулирования социально-экономического развития муниципальных образований в рыночных условиях
    • 1. 1. Место и роль муниципальных образований в рыночной экономике
    • 1. 2. Подходы к управлению развитием территориальных образований в России
    • 1. 3. Теория и практика управления муниципалитетами за рубежом
  • 2. Эволюция управления развитием городских муниципалитетов в период рыночных преобразований
    • 2. 1. Переход от оперативного к стратегическому управлению муниципалитетами
    • 2. 2. Цели и приоритеты стратегии социально-экономического развития города Вологды
    • 2. 3. Индикативное планирование — важнейший инструмент реализации стратегий городского развития
  • 3. Организация индикативного планирования социально-экономического развития муниципальных образований
    • 3. 1. Непрерывность и многоуровневость индикативного планирования развития городского сообщества
    • 3. 2. Организация разработки планов развития муниципального образования
    • 3. 3. Формирование системы мониторинга муниципального развития
    • 3. 4. Реализация плана социально-экономического развития города Вологды

Формирование системы индикативного планирования социально-экономического развития муниципальных образований: На примере г. Вологды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях реформирования российской экономики одним из факторов успешного проведения начатых преобразований является совершенствование управления развитием муниципальных образований* и четкое определение места планирования.

Трансформационные процессы в экономике России в 1990;х годах показали объективную потребность определения целевых приоритетов развития экономики и социальной сферы муниципальных образований, позволяющих ориентировать предпринимательские структуры на долгосрочные цели территориального развития. Однако в условиях радикальных реформ прежняя система планирования развития страны и ее отдельных территорий была разрушена: упразднены плановые структуры, практически полностью прекращены работы по комплексному анализу, прогнозированию и планированию развития социально-экономических процессов.

Результаты реформирования доказали, что переход к рыночному хозяйствованию требовал не полной ликвидации планирования, а изменения его формы. В условиях рынка планирование развития страны и отдельных территорий носит индикативный характер, о чем свидетельствует мировой опыт развития. Учитывая, что копирование зарубежного опыта является не приемлемым ввиду специфики российских условий, формирование адекватной современным условиям системы планирования социально-экономического развития муниципальных образований является особенно актуальным.

Проблемы планирования и управления социально-экономическим развитием муниципальных образований активно разрабатываются как российскими, так и зарубежными учеными. Под муниципальным образованием понимается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления [135].

В последние годы отечественные ученые-экономисты уделяют достаточно много внимания проблеме индикативного планирования. Исследованию теоретических аспектов индикативного планирования на общенациональном уровне посвящены работы видных российских ученых Л. И. Абалкина, JI.E. Басовского, С. Ю. Глазьева, С. С. Дзарасова,.

B.Е. Дудкина, Б. З. Мильнера, А. Д. Некипелова, А. Н. Петрова.

Обоснование необходимости определения приоритетов развития регионов, отраслей экономики и хозяйствующих субъектов представлено в трудах, проведенных А.ГТ. Дороговцевым, В. А. Ильиным,.

C.Ю. Козьменко, В. Н. Лексиным, С. С. Пчелинцевым, B.C. Селиным, П. М. Советовым, А. И. Татаркиным, А. Н. Швецовым.

Вопросы создания системы индикативного планирования развития городов наиболее полно рассмотрены в исследованиях B.C. Боголюбова, А. Г. Воронина, Б. М. Гринчеля, Б. С. Жихаревича, А. Е. Когута, М. Н. Межевича, В. Е. Рохчина, И. И. Сигова, Д. Г. Черника, А. Н. Широкова.

Большой вклад в теорию управления развитием городов внесли такие зарубежные исследователи, как К. Дэвис, К. Линч, Л. Мамфорд, П. Мерлен, Дж. Форрестер.

Вместе с тем, многие теоретико-методологические и методические положения формирования системы индикативного планирования муниципальном на уровне носят дискуссионный характер, требуют практической апробации. В них не всегда учитываются современные тенденции и специфика функционирования муниципалитетов. Недостаточный уровень методического обеспечения вынуждает практиков муниципального управления двигаться методом проб и ошибок. Эти обстоятельства и определили выбор темы диссертационного исследования, а также круг задач, которые были поставлены при его проведении.

Основная цель исследования состоит в разработке методологических подходов и методического инструментария формирования системы индикативного планирования социально-экономического развития муниципальных образований как важнейшего фактора реализации стратегических целей и приоритетов.

На достижение указанной цели направлены следующие задачи:

1) исследование теории и практики управления развитием территориальных образований в нашей стране и соответствующего зарубежного опыта на предмет его использования в российской действительности;

2) выявление и анализ факторов, влияющих на функционирование муниципальных образований;

3) исследование роли планирования в достижении стратегических целей и приоритетов муниципального развития;

4) обоснование концептуальных подходов и разработка методики создания системы индикативного планирования развития муниципальных образований в условиях рыночного хозяйствования;

5) разработка методического инструментария формирования плана социально-экономического развития крупного города, базирующегося на долгосрочной стратегии развития.

Объектом исследования выступают муниципальные образования.

Предметом исследования является система планирования социально-экономического развития г. Вологды — крупного муниципального образования на Европейском Севере РФ.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по государственному регулированию экономики в условиях рыночных отношений, по региональной экономике и экономике городского хозяйства, управлению социально-экономическим развитием городов, действующие законодательные и другие нормативно-правовые акты.

Методологическая основа исследования базируется на положениях системного подхода к изучению сложных социально-экономических систем. В качестве основных методов автором использовались экономико-статистический, абстрактно-логический и другие научные методы (анализа и синтеза, индукции и дедукции, классификации, наблюдения, сравнения, обобщения, аналогии).

Информационной базой исследования послужили данные Вологодского областного комитета государственной статистики и Госкомстата России, аналитические материалы и отчеты управлений, отделов и других подразделений администрации города Вологды.

Научная новизна работы представлена в следующих результатах теоретического и прикладного характера: уточнена сущность индикативного планирования социально-экономического развития муниципальных образований, которая состоит определении стратегических целей, задач и приоритетов, формировании системы ориентиров развития муниципальных образований и разработке мер по их достижениюразработан методический инструментарий создания многоуровневой системы индикативного планирования, обеспечивающей переход к стратегическому управлению социально-экономическим развитием муниципальных образованийпредложена схема непрерывного планирования в системе муниципального управления, сочетающая элементы тактического и оперативного планирования, способная обеспечить реализацию долгосрочных стратегий и приоритетов развития муниципалитетаразработана методика формирования плана развития муниципального образования (в рамках системы непрерывного планирования), содержащего систему индикативных показателей, обеспечивающую контроль достижения намеченных целей и задач развития и активизацию муниципальных служащих в процессе разработки и реализации плановых мероприятий.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его основные положения применяются исполнительными ветвями власти г. Вологды, Сокольского и Грязовецкого районов Вологодской области при организации системы планирования социально-экономического развития муниципальных образований. Методические рекомендации, изложенные в работе, учтены администрацией г. Вологды при разработке (при непосредственном участии автора) Программы социально-экономического развития города на 2001;2004 гг. (утвержденной Вологодской городской Думой 26.12.2000 г., № 231). Она стала исходным пунктом внедрения в городе системы непрерывного индикативного планирования. С 2001 г. администрация города организует разработку программ по предложенной методике самостоятельно. Методологические положения формирования системы индикативного планирования используются в учебном курсе «Планирование в условиях рынка» и «Социально-экономическое прогнозирование» в филиале Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета в городе Вологда. Результаты внедрения подтверждены соответствующими справками.

Апробация полученных результатов. Материалы исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях различного уровня, в том числе: III и IV российских научно-практических конференциях «Стратегия и тактика реализации социально-экономических реформ: региональный аспект» (г. Вологда, январь 2001 г., апрель 2003 г.) — региональной секции Третьей Российской научно-практической конференции «Местное самоуправление — важнейший путь развития реального федерализма» (г. Вологда, ноябрь 2001 г.) — научно-практическом семинаре «Принципы и механизмы регулирования в территориальных экономических системах», организованном Вологодским научно-координационным центром ЦЭМИ РАН и Институтом проблем региональной экономики РАН (г. Вологда, октябрь 2000 г.) — научно-практической конференции «Региональная экономика и банки: проблемы и перспективы» (г. Вологда, май 2002 г.) — Урало-Сибирской научно-практической конференции «Стратегия развития городов. Города как центры развития» (г. Екатеринбург, июнь, 2003 г.).

В 1999;2000 и 2002 гг. исследования проблемы формирования системы управления и индикативного планирования социально-экономического развития муниципальных образований получили финансовую поддержку Российского гуманитарного научного фонда (проекты № 99−02−0013 2а, № 02−02−116а).

Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в 14 публикациях (в том числе двух монографиях) общим объемом 23,6 п.л. (в том числе авторских — 16,7 п. л).

Структура диссертации. Диссертационная работа изложена на 147 страницах машинописного текста, состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы (143 источника), содержит 27 таблиц, 22 рисунка и 16 приложений.

Выводы конференции ООН особенно актуальны для России, ставшей на новый путь развития. Проводимые реформы обострили проблемы эффективности и структурной перестройки российской экономики, а ее негативное воздействие на окружающую среду оказалось значительно выше, чем в технологически передовых странах. Эти факты послужили основанием для принятия «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996 г.), в основу которой положена идея сбалансированного решения социально-экономических проблем, сохранения окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущих поколений [67]. В качестве принципиальных задач названы: обеспечение стабилизации экологической ситуацииэкологизация экономической деятельностимассовое внедрение энергои ресурсосберегающих технологий.

По мнению ряда российских исследователей [12, 35, 85, 115], переход к устойчивому развитию страны возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие ее регионов, и в том числе муниципальных образований. Задачи, решаемые территориальными образованиями в процессе перехода к устойчивому развитию должны не только учитывать местные особенности, но и не противоречить региональным и федеральным задачам.

Переход муниципальных образований на модель устойчивого развития — долговременный и сложный процесс. На начальном этапе основной целью является стабилизация социально-экономической обстановки. В связи с этим перед муниципальными образованиями стоят задачи:

1) создания организационных, финансово-экономических условий для стабилизации отраслей материального производства;

2) обеспечения социальной стабильности;

3) разработки комплекса мер по нормализации обстановки на экологически неблагополучных территориях;

4) приостановления роста реальной безработицы;

5) прекращения снижения реальных доходов населения.

На следующем этапе деятельность муниципальных образований направлена на проведение структурных преобразований экономики, обеспечивающих:

1) формирование рациональной структуры экономики муниципального образования;

2) технологическое обновление промышленного производства;

3) использование эффективных механизмов хозяйствования;

4) рациональное использование природных ресурсов.

На заключительном этапе решается проблема гармоничного развития социально-экономического комплекса муниципального образования, населения и окружающей природной среды. Этот этап характеризуется завершением формирования перспективной производственной структуры, повышением уровня жизни населения, устойчивым расширенным воспроизводством, поддержанием равновесного состояния окружающей среды.

Реализация концепции устойчивого развития города осуществляется на основе выработки соответствующей стратегии, оформленной в виде долгосрочного плана или концепции, включающих раздел, посвященный изменениям окружающей среды.

Для оценки эффективности используемых средств и устойчивости развития предусматриваются целевые ориентиры [35]:

1. Способность города к саморазвитию и прогрессу: обеспечение устойчивого роста производствасоздание надежных условий и гарантий для предпринимательской деятельностисоздание благоприятного климата для инвестиций и инновацийпостоянная модернизация производства.

2. Полноценное потребление элементов биосферы без нарушения ее способности к самовосстановлению.

3. Рост уровня реального потребления материальных благ при безусловном росте качества жизни населения.

4. Общественное партнерство.

Следовательно, концепция устойчивого развития, исходя из глобальных проблем и взаимосвязей между экологическими и социальными процессами, с учетом критической оценки существующих угроз и будущих потребностей населения, в конечном итоге, направлена на решение социально-экономического проблем с целью повышения качества его жизни.

Экономика развития или управление развитием — еще одно новое направление, интегрирующее экономические и социальные аспекты жизни общества и концентрирующее внимание на экономических, политических и институциональных механизмах управления, способствующих существенному улучшению жизни населения в короткие сроки. При рассмотрении этого направления под «развитием» понимается «многоплановый процесс, ведущий к радикальным изменениям в социальных структурах, поведении людей, общественных институтах, а также к ускорению экономического роста, сокращению неравенства и искоренению безработицы» [131],.

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА обеспечивающий основные потребности людей (пища, жилье, здоровье и безопасность), удовлетворенность жизнью, свободу личности.

Управление развитием является обязательным элементом или подсистемой государственного управления и регулирования экономики в западных странах. В зависимости от национальных особенностей, традиций и содержания системы государственного регулирования экономики форма и структура подсистемы развития имеют существенные различия. Во Франции и Японии подсистемы развития представлены наиболее полно. Они включают в себя законодательно оформленные процедуры индикативного планирования и выбора приоритетов социально-экономического развития, механизмы их реализации посредством целевых программ, государственных закупок, институтов развития, специально создаваемых организаций, планирования бюджета и государственного сектора. Аналогичные системы действуют в большинстве развивающихся стран Юго-Восточной Азии, Индии, государствах Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока. Довольно сложная, но весьма эффективная комплексная система развития действует в Китае. В США, Великобритании, Канаде и других странах, где преобладает монетаристская парадигма регулирования, в рамках подсистемы развития используется определенный набор элементов планирования.

Российские ученые-экономисты, активно поддерживающие необходимость управления развитием и выбора стратегии экономического роста (С.Ю. Глазьев и А.Н. Петров), считают, что в современных условиях политика развития должна включать следующие основные элементы: определение и выбор приоритетов долгосрочного социальнои технико-экономического развития странысохранение и активизацию научно-производственного потенциаластимулирование инвестиционной и инновационной активности.

Рассмотрим теоретические положения стратегии экономического роста. В любом обществе, независимо от его устройства, действуют три основных фактора, стимулирующих экономический рост, — это накопление капитала, рост населения и следующее за ним увеличение численности трудовых ресурсов, технический прогресс. Остановимся коротко на каждом из перечисленных факторов.

Итак, первый — это накопление капитала. Оно имеет место, когда часть текущих доходов сберегается с целью увеличения будущих. Действия органов власти должны быть направлены на создание благоприятного инвестиционного климата с целью реформирования производственного сектора, что позволит восстановить экономический потенциал.

Вторым фактором экономического развития является рост населения и, как следствие, увеличение численности рабочей силы. Имеется в виду, что чем больше рабочих рук, тем больше производственные возможности и тем шире внутренний рынок. Подобный эффект зависит от способности экономической системы создавать рабочие места для новых работников, что определяется возможностями рассмотренного выше фактора, стимулирующего экономическое развитие.

Третьим, основополагающим фактором экономического роста, который многие экономисты считают особенно важным, признается научно-технический прогресс, применение ресурсосберегающих технологий. Ведущая роль научно-технического прогресса в обеспечении экономического роста способствует возрастанию роли подсистем развития в управлении и регулировании экономики практически во всех странах.

Для определения эффективности развития учеными-экономистами предложены характеристики роста. Так, лауреат Нобелевской премии в области исследования экономического роста Саймон Кузнец выделяет шесть таких характеристик современного экономического роста [131]:

1. Темпы роста подушевого дохода и населения.

2. Темпы роста производительности факторов производства, и особенно производительности труда.

3. Темпы структурной трансформации экономики.

4. Темпы социальной, политической и идеологической трансформации. Данная характеристика рассматривается в нескольких разрезах. Это: рационализм поведения и управленияэкономическое планирование как основа создания и развития системы мер рациональной экономической политикиравенство, рассматриваемое как обеспечение равных возможностейинституциональные перемены и изменение сознания.

Последние два положения подтверждены теорией новой институциональной экономики, обретающей в последние годы все большее признание и представленной в работах лауреата Нобелевской премии Дугласа Норта [118].

5. Распространение результатов экономического роста, вовлечение в процесс преобразований населения.

6. Масштабы экономического роста — способность находить внешние рынки сбыта, источники сырья и дешевой рабочей силы.

Хотя рассмотренные подходы к управлению развитием, факторы экономического роста и его характеристики относятся к социально-экономической деятельности государства, однако они могут использоваться в управлении муниципальными образованиями.

Таким образом, анализ теории и практики управления в западных странах (как на уровне государств, так и муниципалитетов) позволяет утверждать, что для развития современной мировой экономики характерна тенденция усиления ее организованности и планомерности. Планирование имеет различный уровень развития — от достаточно законченных целостных систем и моделей до наличия лишь отдельных элементов планирования. Использование передовых методов и технологий, таких, как муниципальный маркетинг, концепция устойчивого развития, управление развитием, широко применяемых за рубежом, является актуальным и для российских муниципальных образований.

2. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ГОРОДСКИХ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ РОССИИ В ПЕРИОД РЫНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ.

2.1. Переход от оперативного к стратегическому управлению муниципалитетами.

Состояние экономической и социальной жизни муниципальных образований в значительной степени обусловливается общегосударственными процессами. Не является исключением и муниципальное образование город Вологда — одни из крупных городов России.

Рассмотрим основные тенденции в состояние муниципальных образований на основе анализа различных сторон хозяйственного комплекса г. Вологды. Некоторые аспекты социально-экономического развития г. Вологды будем рассматривать в сравнении региональными центрами и г. Череповцом — сопоставимым по численности населения, динамично развивающимся городом, возможным конкурентом на территории области.

Вологда — административный, промышленный, транспортный и культурный центр на Европейском Севере РФ. Численность населения города на 1 января 2002 г. составила 305 тысяч человек. Выгодное географическое положение исторически способствовало становлению г. Вологды как крупного торгово-промышленного и транспортного центра. Более двухсот лет назад Вологда стала губернским, а с 1937 г. — административным центром Вологодской области, входящим в состав СевероЗападного Федерального округа.

К началу реформ по социально-экономическому развитию город не уступал административным центрам соседних с Вологодской областью регионов (табл. 2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итог исследованию, можно констатировать:

1. Переход российской экономики к рыночным механизмам саморегулирования и, соответственно, отказ от целенаправленного управления и планирования развития социально-экономических процессов привел к спаду деловой активности, крупномасштабному сокращению материального производства и, как следствие, резкому снижению уровня и качества жизни населения. Так, в 2001 г. индекс физического объема промышленного производства в Российской Федерации составил лишь 60% от уровня 1991 г., в Вологодской области — 94%, в г. Вологде — 88%. Уменьшение инвестиций было еще более значительным: например, в г. Вологде индекс физического объема инвестиций в основной капитал снизился почти на 70%. Кризисные явления в производственном секторе экономике привели к тому, что около 40% населения имеют доходы ниже прожиточного минимума. Демографические процессы приобрели нарастающие негативные тенденции: превышение смертности над рождаемостью стало иметь устойчивый характер, и в 2001 г. в областном центре смертность превысила рождаемость в 1,54 раза.

2. Анализ социально-экономических процессов в муниципальном образовании показывает, что рыночные механизмы саморегулирования не обеспечивают эффективного решения проблем развития муниципалитета и роль местных органов власти и управления остается очень высокой. Стало очевидным, что переход к рыночному хозяйствованию требовал не полного устранения планирования из практики управления, а изменения его формы и содержания применительно к новым условиям.

3. Исследованием установлено, что наиболее адекватным инструментом целенаправленного управления социально-экономическим развитием муниципальных образований является индикативное планирование, суть которого заключается в обосновании стратегических целей и выборе приоритетов развития и формировании условий и стимулов их достижения. Однако использование индикативного планирования на местном уровне требует разработки методологических аспектов и методического инструментария, учитывающих современные тенденции и специфику муниципалитетов.

4. Предлагаемая система индикативного планирования позволит: а) обосновать и выбрать стратегию, приоритеты и ориентиры социально-экономического развития муниципальных образований на долгосрочный периодб) определить среднесрочные перспективы муниципального развития и важнейшие механизмы их реализациив) организовать выполнение краткосрочных задач развития в рамках долгосрочной стратегии путем конкретного набора инструментовг) обеспечить контроль достижения намеченных целей и своевременную корректировку действий на основе регулярно проводимого мониторинга.

5. Современное состояние и основные тенденции социально-экономических процессов позволяют определить стратегические направления развития г. Вологды, обеспечивающие повышение благосостояния населения на основе экономического роста, развития и реализации имеющегося потенциала.

6. Важнейшими инструментами реализации стратегических целей и приоритетов является разработка среднеи краткосрочных планов (комплексных программ) социально-экономического развития муниципального образования и целевых программ их осуществления.

7. Предлагаемая система планирования охватывает все экономические и социальные процессы, протекающие на территории муниципального образования, и предусматривает непрерывный характер планирования. При этом план (комплексная программа) муниципального образования содержит промежуточные цели и задачи, решение которых необходимо для реализации выбранной стратегиипрогноз основных индикативных показателей и комплекс мероприятий, направленных на их достижение, с указанием ресурсов и источников финансирования.

8. Многоуровневая система индикаторов социально-экономического развития муниципальных образований позволяет обеспечить действенный контроль степени достижения выбранных целей и своевременную корректировку намеченных задач, а также оценку эффективности деятельности аппарата управления.

9. Повышение благосостояния населения — основного критерия эффективности муниципального управления — свидетельствует о положительном эффекте использования системы индикативного планирования в практической деятельности муниципалитета г. Вологды. В 1999;2002 гг. темпы роста промышленного производства города опережали соответствующие среднеобластные показатели. Прогнозируемая эффективность от применения предлагаемых методических положений по организации системы индикативного планирования социально-экономического развития города, по экспертным оценкам, обеспечит дальнейший рост объемов промышленного производства, инвестиций в промышленный капитал, прибыли предприятий производственного сектора.

Несомненно, индикативное планирование, мониторинг, использование других механизмов целенаправленного управления смогут обеспечить российским муниципальным образованиям переход к стратегическим формам управления, достижение важнейших рубежей их развития и конкурентоспособность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Выбор за Россией. М.: Институт экономики РАН, 1998. — 212 с.
  2. Л.И. Поиск самоопределения. Отечественная школа экономической мысли на рубеже веков. // Независимая газета от 05.11.2000 г.
  3. Л.И. Спасти Россию. М.: Институт экономики РАН, 1999. — 254 с.
  4. Т.Н. Методика и инструментарий для мониторинга экономической безопасности региона // Вопросы статистики. 2001. — № 2. — С. 44−48.
  5. Р.Л. Планирование в больших экономических системах. — М.: Советское радио, 1972. 224 с.
  6. И.Х. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. М: Экономика, 1989. — 519 с.
  7. Г. В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учебное пособие. М.: НПО «Экономика», 2000. — 303 с.
  8. В.Я. Стратегический менеджмент в рыночной экономике: Учебное пособие. М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1996. — 68 с.
  9. Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. М.:ИНФРА-М, 1999. — 260 с.
  10. Ю.Батьковский А., Попов С. Приемы мотивации к труду и профессиональному росту (на примере инновационных организаций) // Проблемы теории и практики управления. 1999.-№ 1.-С. 104−109.
  11. П.Бачило И. Л., Нисневич Ю. А. Информационное обеспечение и информационные ресурсы в системе органов государственной власти Российской Федерации // Проблемы информатизации. 1995. — № 1. — С. 42−50.
  12. B.C. Актуальные проблемы крупных городов. СПб.: СпбГИЭА, 1997.- 194 с.
  13. З.Боголюбов B.C., Стеняев В. М. Управление городским хозяйством. — Л.: Стройиздат. Ленингр. отделение, 1989. 168 с.
  14. Большая советская энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. М.: «Советская энциклопедия», 1972.
  15. В.И., Кандаурова Г. А., Кандаурова Н. Н. и др. Прогнозирование и планирование экономики. Учебное пособие. Минск: индикативное планирование «Экоперспектива». — 432 с.
  16. A.M. Россия — Город Власть: (Москва: факты, поиск, проблемы, становление). — М.: СП АОЗТ «Контакт PJT», 1995. — 280с., ил.
  17. П. К 80-летию НЭПа и Госплана. // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 4. — С. 117−121.
  18. JI.A. Основы городского хозяйства. Обнинск, 1995.
  19. Г. Ю. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований. М.: Фонд «Институт экономики города», 2001. — 68 с.
  20. А.Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. Учебное пособие. М.: Дело, 1998. — 128 с.
  21. Глазьев С. Ю. Состоится ли в 1999-м переход к политике роста? // Российский экономический журнал. 1999.-№ 1.-С. 22−39- № 2.-С. 14−32.
  22. Е.В. Система основных социально-экономических индикаторов уровня жизни в регионе // Вопросы статистики. 1999. — № 4. — С. 47−55.
  23. Государство в меняющемся мире // Вопросы экономики. 1997. — № 7. -С. 4−34.
  24. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. — М.: Институт экономики РАН, 1997. 277 с.
  25. А.С., Рюмин В. П. Город, управление, проблемы. JL: Наука, 1977. — 139 с.
  26. Город Вологда в цифрах. Статистический сборник. — Вологда: Вологодский областной комитет государственной статистики, Август 2000. — 35 с.
  27. Города Вологодской области. Статистический сборник. — Вологда: Вологодский областной комитет государственной статистики, Октябрь 1999. — 224 с.
  28. Город Череповец в цифрах. Статистический сборник. Вологда: Вологодский областной комитет государственной статистики, Август 2000. — 35 с.
  29. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения), утвержденная Указом Президента РФ № 608 от 29 апреля 1996 г.
  30. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов. — М.: ОАО «НПО Экономика», 2000. 735 с.
  31. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие. — М.: Дело, 2001.-280 с.
  32. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды в РФ в 1995 г.» М.: Центр международных проектов, 1996. — 458 с.
  33. Н.С. Формирование адаптивной системы управления развития муниципального образования. Автореф. дис. докт. экон. наук. — Ижевск, 2000. — 25 с.
  34. С.С. Российский путь: либерализм или социал-демократизм. М.: РГУ, 1994.
  35. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2000 год / Под общей ред. проф. С. Н. Бобылева. М: Права человека, 2001. — 196 с.
  36. Н. Обоснование выбора экономической стратегии региона // Проблемы теории и практики управления. — 1997. — № 1. — С. 80−85.
  37. А.П., Маклахов А. В., Бурова Е. А. Региональные продовольственные рынки Европейского Севера. Вологда: ВоГТУ, 2001. — 152 с.
  38. А.П., Щепелин В. П. Антимонопольное регулирование агропромышленного комплекса. Вологда: ВоГТУ, 2000. — 140 с.
  39. Э., Мизла М. Управленческие информационные системы. // Проблемы теории и практики управления. — 1996. — № 2. С. 114—120.
  40. А. Из практики французского индикативного планирования. // Российский экономический журнал. -1997. № 2. — С. 84−87.
  41. В.М., Ермаков Н. А. Уровень жизни населения как он понимается сегодня // Вопросы статистики. — 2000. — № 8. — С. 3—11.
  42. .С. Основы стратегического планирования экономического развития городов // Евроград. — 1996. — № 7. С. 31−37.
  43. В.Г., Батурин JI.А., Бутов В. И., Уварова Г. Г., Ходарев С. В., Эллан-ский Ю.Г. Экономика социальной сферы: Уч. пособие. — Ростов н/Д: Изд. Центр «МарТ», 2001. 406 с.
  44. В.А. Малое предпринимательство в Вологодской области. — СПб.: ИСЭП РАН, 1998.-39 с.
  45. В.А. Модернизация промышленного сектора региона. Монография. -Вологда: ВНКЦЦЭМИ РАН, 1998.- 180 с.
  46. В.А. Потребительские настроения как индикатор социально-экономических перемен. Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 1999. — 40 с.
  47. В.А. Теория и практика социально-экономических преобразований в России: региональный аспект. СПб.: ИСЭП РАН, 1998. — 82 с.
  48. В.А., Пашко А. А., Сычев М. А. Вологодская область: движение к рынку. Вологда: ВНКЦ РАН, 1995.- 132 с.
  49. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования / Монография. СПб.: Знание, 2000. — 96 с.
  50. Итоги выполнения программы социально-экономического развития города Вологды за 2000 г. / Отдел экономики, промышленности и муниципальных программ администрации г. Вологды. — Вологда: Администрация г. Вологды, 2001.-53 с.
  51. Итоги выполнения программы социально-экономического развития города Вологды на 2001−2004 годы. Вологда: Администрация г. Вологды, 2002. -103 с.
  52. В.П. Программирование социально-экономического развития города в условиях перехода к местному самоуправлению. Автореф. дис. канд. экон. наук. СПб., 1994. — 16 с.
  53. Качество населения / Отв. ред. ак. Н. М. Римашевская, к.э.н. В. Г. Колнина. — М.: Институт социально-экономических проблем народонаселения, 1993. — 185 с.
  54. Кислицина J1. Об основных подходах в территориальном планировании. // Экономист. -1992.-№ 5. С. 56−72.
  55. А.Е., Рохчин B.C. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга СПб.: ИСЭП РАН, 1995. — 143 с.
  56. В.А. Механизмы реализации стратегии города // Евроград. —2001. — № 14.-С. 8−13.
  57. В. Формы и методы государственного управления // Проблемы теории и практики управления. — 2000. — № 2. — С. 46−48.
  58. Т. Индикативный план и прогноз социально-экономического развития //Общество и экономика. 1999. — № 7−8 — С. 57−67.
  59. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации России. — М.: Известия, 1993. — 127 с.
  60. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Утверждена Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440.
  61. Е.А. Городской маркетинг: методические подход // Евроград. 2001.-№ 14.-С. 37−40.
  62. В. Государственно-корпоративное направление развития экономики // Экономист. 2000. № 5. — С. 74−77.
  63. В.Н., Селиверстов В. Е., Швецов А. Н. О формировании государственной системы мониторинга социально-экономической, национально-этнической и политической ситуации в регионах Российской Федерации //http://www.ieie.nsc.ru.
  64. В.Н., Швецов А. Н. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 9. Городская Россия проблемное воплощение реформ. // Российский экономический журнал. -2002. -.№ 1. — С. 8−30.
  65. Д.С. Развитие экономики России и задачи экономической науки / Отделение экономики РАН. М.: Экономика, 1999. — 79 с.
  66. Д.С. Экономики развития. — М.: Экзамен, 2002. 512 с.
  67. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М: Издательство «Дело», 1998.-800 с.
  68. Местное самоуправление в современной России: Основы муниципальной экономики. Под общ. ред. М. Б. Горного М.: «Весь Мир», 2000. — 240 с.
  69. Местные власти и рыночная экономика. Уроки западноевропейского опыта / Под общ. ред. д.э.н. Б. М. Гринчеля. СПб.: Институт Евроград, 1996. -296 с.
  70. .З. Реформы управления и управление реформами. — М.: Институт экономики РАН, 1994.
  71. Мониторинг перемен: основные тенденции // Экономические и социальные перемены в регионе. Мониторинг общественного мнения: Информационный бюллетень. Вып. 17. Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2002. — С.3−7.
  72. Мониторинг общественного мнения. Информационный выпуск 10 (297). -Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2001. 14 с.
  73. Муниципальные ГИС: обеспечение решения экологических проблем / B.C. Поливанов, М. М. Поляков, Т. А. Воробьева и др. — 2-е изд., доп. и перераб. — Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2001.- 162 с.
  74. Муниципальные образования Вологодской области в 1999—2000 годах. Официальное статистическое издание. Вологда: Вологодский областной комитет государственной статистики, Сентябрь 2001 г. — 411 с.
  75. Муниципальные образования Вологодской области в 1995—2001 годах. Официальный статистический сборник. Вологда: Вологодский областной комитет государственной статистики, 2001 г. — 414 с.
  76. Население и кризисы: последствия депопуляции, старения населения в России и варианты выхода из демографического кризиса. Вып. 6 / Под ред. Б. С. Хорева и JI.B. Иванковой. М: МАКС Пресс, 2000. — 108 с.
  77. М., Махотаева М. Обобщение опыта планирования социально-экономического развития в субъектах РФ // Вопросы статистики. — 2002. — № 5.-С. 126−136.
  78. Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г№ 1370.
  79. Основы местного самоуправления в городах России / Под ред. А. Е. Когута. -С-Пб.: ИСЭП РАН, 1995. 258 с.
  80. Особенности стратегического планирования развития городов в постсоветских странах. Сборник статей. СПб: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2000. — 123 с.
  81. А.П. Муниципальное управление: маркетинг территорий //http://www.koisrn.rags.ru/publ/download.php.
  82. Н.А., Носок С. П. Организация управления строительным комплексом региона (на материалах Вологодской области). — Вологда: ВоГТУ, 2002. -213 с.
  83. Н.А., Сычев М. Ф. Инвестиции в экономике региона: Учебн. пособие. Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2000. — 44 с.
  84. Е.В. Моделирование социально-экономического развития малых и средних городов России. Автореф. дис. докт. экон. наук. СПб., 1994. — 39 с.
  85. Ю. «Тринадцатая пятилетка» российской экономики (о ее итогах и о необходимости смены экономической политики) // Российский экономический журнал. -1995. № 8. — С. 3−19.
  86. В. Судьба у каждого своя, ответственность за Россию общая // Федерализм. — 1997. — Специальный выпуск. С. 17−40.
  87. Г. Х. Проблемы теории управления. М.: Экономика, 1974. — 317с.
  88. Г. Х. Эффективное управление. 2-е изд., перераб и доп. — М.: Экономика, 1985.-336 с.
  89. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). Стенограмма выступления. — М: ФГУП Издательство «Известия», 2002. 48 с.
  90. Приоритеты социально-экономического развития регионов: вопросы теории, методологии, практики /под ред. чл.-корр. РАН А. И. Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2000. 503 с.
  91. Прогнозирование и планирование: Учебное пособие / Е. А. Черныш, Н. П. Молчанова, А. А. Новикова, Т. А. Салтанова. М.: Издательство ПРИОР, 1999.- 176 с.
  92. Программа социально-экономического развития города Вологды на 2001— 2004 годы / Отдел экономики, промышленности и муниципальных программ администрации г. Вологды. Вологда: Администрация г. Вологды, 2000. — 78 с.
  93. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики /Рук. авт. колл. Д. С. Львов. М.: Экономика, 1999. — 793 с.
  94. О.С. Проблемы социально-экономического обоснования региональной политики // Проблемы прогнозирования. 2002. — № 1. — С. 3−16.
  95. Развитие местного самоуправления в России (Научный доклад). Науч. рук. д.э.н., профессор А. Е. Когут. СПб.: ИСЭП РАН, 1996. 92 с.
  96. Развитие жилищного строительства и ЖКХ: Отчет о НИР ВТК ОЭ РАН. — М.: Отделение экономики РАН, 1999. 339 с.
  97. Развитие предпринимательства в системе местного самоуправления: Учебное пособие. М.: Редакционно-издательский центр «Муниципальная власть», 2000. — 608 с.
  98. А. Планирование в системе государственного регулирования экономики // Экономист. 2001. — № 8. — С. 17−21.
  99. Регионы России: Стат. сб. в 2-х т. / Госкомстат России. М., 2001.
  100. Рекомендации по разработке комплексной программы маркетинга города и привлечения инвестиций / Под ред. д.э.н. Б. М. Гринчеля. — СПб.: Институт Евроград, 1996.- 158 с.
  101. Регион: ресурсы местного развития: Спецкурс, вып. восьмой / Под науч. ред. Ю. П. Алексеева, Б. Е. Шпилева. М.: Изд. БСТ, 1999. — 220 с.
  102. Н.М. Качественный потенциал населения России: взгляд в XXI век // Проблемы прогнозирования. 2001. — № 3. — С. 34−48.
  103. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Российский экономический журнал. —1997. № 4. — С. 3−15.
  104. Российский статистический ежегодник. 2001: Стат. сб. /Госкомстат России.-М., 2001.-679 с.
  105. В.Е., Жилкин С. Ф. Стратегический выбор города: научный подход. СПб.: ИСЭП РАН, 1998.-91 с.
  106. B.C., Козьменко С. Ю., Селин И. В. Методические подходы к формированию управленческих решений на промышленном предприятии. — Апатиты: изд. Кольского научного центра РАН, 2003. — 115 с.
  107. И.И., Межевич М. Н., Иванов Е. А. и др. Управление развитием крупных городов / Под ред. И. И. Сигова. — JT.: Наука. Ленингр. отделение. — 1985. —223 с.
  108. Э. Информационная открытость государственных органов как фактор влияния на экономический рост // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 3. — С. 55−59.
  109. В.П. Плановое регулирование социально-экономического развития малых и средних городов Российской Федерации в системе местного самоуправления. Дис. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук. — СПб., 1998. — 165 с.
  110. П.М. Аграрная реформа на Европейском Севере России: проблемы переходной экономики. Апатиты: КНЦ РАН, 1998, — 195 с.
  111. Современный философский словарь / Под общ. ред. В. Е. Кемерова. — М., Бишкек, Екатеринбург: Одиссей, 1996. — 608 с.
  112. Социально ориентированное местное управление: Опыт городов Германии для России. Под ред. д.э.н. Гринчеля Б. М., к.э.н. Костылевой Н. Е. — СПб.: Наука, 1999.-388 с.
  113. Социально-экономический потенциал региона: проблемы оценки, использования и управления / Под ред. чл.-корр. РАН А. И. Татаркина. Екатеринбург: УрО РАН, 1997. — 380 с.
  114. Специальный выпуск журнала «Городское управление» //http://reIs.obninsk.com/RELS/Limited/Nsub/Me.
  115. Ю.А. Управление социально-экономическим развитием региона. М.: Наука, 2001. — 352 с.
  116. Стратегическое планирование / Под ред. Э. А. Уткина. М.: ЭКМОС, 1999.- 440 с.
  117. Стратегическое планирование в российских муниципалитетах. Муниципальное управление, вып. 5. — М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2000.-164 с.
  118. Стратегия социально-экономического развития регионов: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции (Уфа, 4−5 июня 2001 г.). Уфа: Гилем, 2001.- 456 с.
  119. В. Роль государства в реализации приоритетов социально-экономического развития США // Проблемы теории и практики управления.- 2000. № 5.-С. 52−56.
  120. А.И., Романова О. А., Данилов Н. И. Перевалов Ю.В., Ченено-ва Р.И., Ченчевич С. Г. Социально-экономические проблемы формирования рыночных отношений в крупном промышленном городе. Екатеринбург: Наука, 1997.-208 с.
  121. М.П. Экономическое развитие: Учебник / Перевод с англ. под ред. С. М. Яковлева, JI.3. Зевина. М.: Экономический факультет МГУ: ЮНИТИ, 1997.-671 с.
  122. Указ Президента Российская Федерация от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российская Федерация (Основных положениях)».
  123. В. Государство и экономика в контексте реформационного процесса.//Российский экономический журнал. — 1995. —№ 10.-С. 3−12.
  124. Федеральный Закон от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
  125. Федеральный Закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  126. Федеральный Закон от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».
  127. Федеральный Закон от 7 мая 1998 года № 73-Ф3 «Градостроительный, кодекс Российской Федерации».
  128. Ю.В., Авдеева Т. Т. Основы развития местного хозяйства: Учебник. М.: Дело, 2000. — 264 с.
  129. . Роль государственного регулирования в экономике Китая // Вопросы экономики. -1997. № 7. — С. 156−159.
  130. А. Место и роль государства в экономическом развитии. Опыт развивающихся стран и России. // Общество и экономика. — 1999. — № 12. — С. 148−174.
  131. Экономические стратегии активных городов. СПб: Наука, 2002. — 499 с.
  132. Эффективность государственного управления: Перевод с англ. / Под общ. ред. С. А. Батчикова, С. Ю. Глазьева. М: Издательство АО «Консалт-банкир», 1998.-847 с.
  133. Всего доходов 386 812 117 100 1 175 538 100 1 555 236 132 100 1 788 986 115
  134. Выполнение плана по доходам, % 22 122 103 131
  135. Налоговые доходы 291 976 101 87 1 028 198 89 1 386 038 135 78 1 388 528 100
  136. Налог на доходы физических лиц 174 790 132 30 353 422 36 554 479 157 41 740 496 134
  137. Налог на имущество 23 020 179 5 56 188 10 152 106 271 10 186 961 123
  138. Налог на прибыль 34 226 48 13 155 942 25 391 225 251 9 163 380 42
  139. Акцизы на алкогольную продукцию 39 378 102 10 120 646 7 116 032 96 8 140 335 121
  140. Неналоговые доходы 32 682 184 4 43 681 3 46 228 106 5 94 940 205
  141. Доходы бюджета на душу населения 3827 5096 5898
  142. Всего расходов 395 140 112 100 1 122 901 100 1 544 304 138 100 1 798 991 116
  143. Выполнение плана по расходам, % 21 106 115 120
  144. Жилищно-коммунальное хозяйство и транспорт 129 426 93 43 484 012 41 626 262 129 35 637 743 102
  145. Образование 130 872 119 26 288 503 24 373 150 129 28 496 743 133
  146. Культура и искусство 6060 104 2 18 712 2 25 198 135 2 37 861 150
  147. Здравоохранение 60 430 121 14 159 667 13 205 681 129 14 256 984 125
  148. Социальное обеспечение 3397 117 1 12 375 1 10 462 85 1 14 165 135
  149. Физкультура и спорт 2784 130 1 7580 1 10 798 142 1 13 561 126
  150. Расходы городского бюджета на душу населения 3655 5060 5931
  151. Дефицит бюджета 253 672 121 170 611 100 942 59
Заполнить форму текущей работой