Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Феномен зависимости как фактор риска развития человека

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В. Д. Менделевич считал, что базисная характеристика аддиктивной личности — зависимость. Вместе с этим ключевая особенность поведения аддиктивной личности — стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, скучной жизнью, со своими обязательствами и регламентом. Уход от реальности совершается в виде своеобразного «бегства», когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами… Читать ещё >

Феномен зависимости как фактор риска развития человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Феномен зависимости как фактор риска развития человека

ВВЕДЕНИЕ

Проблема соблюдения здорового образа жизни на сегодняшний день обрела особую актуальность среди молодежи. Помимо этого, чрезвычайно острой в последнее время также стала проблема зависимого или аддиктивного поведения молодых людей, которая связанна с употреблением различных психоактивных препаратов или веществ, которые зачастую приводят к психической и/или физической зависимости от них.

Взрослая часть населения — родители, педагоги — неспособны оказать психологическую поддержку юношам и девушкам, а также оказать на них результативное действие в воспитательном плане из-за элементарного отсутствия необходимых знаний о ЗОЖ и наличия действенных стратегий по поведению с аддиктивной личностью.

Стремительно продолжающийся рост процента детей и подростков с признаками аддиктивного поведения и высокая социальная значимость проблемы дает право характеризовать изучение данного вопроса как одного из главных среди современной психолого-педагогической литературы.

Наша молодежь — это наше будущее, будущее нашей великой страны, поэтому, тема данной курсовой работы имеет особую актуальность. И поэтому в данной работе феномен зависимости как фактор риска развития человека будет рассматриваться именно с точки зрения той социальной группы, в рамках которой человек наиболее подвержен аддикции, а его дальнейшее благополучное развитие находится под угрозой. Важно между тем уточнить возрастную категорию молодых людей, которые будут являться объектом данного исследования. Нас прежде всего должен интересовать период ранней юности, который В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев связывают со становлением авторства в собственной жизни (17—21 год), с обретением готовности вести самостоятельную жизнь. «Юность — завершающая стадия ступени персонализации. Главные новообразования юношеского возраста — саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни». Данная социальная группа сегодня составляет примерно треть всего населения не только России, но и всей земли, и от ее развития зависит и дальнейшее развитие главных сфер общества, таких как политика, экономика, культура, социум. По изложенным ранее фактам можно смело говорить о чрезвычайной актуальности проблемы зависимости, поскольку от ее разрешения зависит дальнейшее благополучие нашего общества.

Проблема предупреждения и дальнейшего преодоления употребления психоактивных веществ на сегодняшний день привлекла большое количество специалистов ряда наук. Под их руководством разрабатываются теоретические предпосылки для дальнейшей выработки проектов по профилактике зависимого (аддиктивного) поведения, особенно среди молодых людей возраста ранней юности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе исследования данные, могут стать основой для дальнейшего изучения аддиктивного поведения.

Цель: выявить склонность к разного рода зависимости у представителей периода развития ранней юности (17−21 год), провести анализ исследования.

Объектом нашего исследования является зависимое поведение человека в возрасте ранней юности.

Предметом исследования является особенности зависимого поведения у молодежи в образовательной среде.

В соответствии с целью, объектом и предметом перед исследованием ставятся следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу, освещающую проблему зависимого поведения.

2. Определить психологическое содержание понятия «зависимость», установить связь с понятием «аддиктивность».

3. Провести исследование на выявление склонности к зависимому (аддиктивному) поведению.

4. Составить описание и интерпретацию результатов эмпирического иссследования.

Методы исследования: анализ литературы по данной теме педагогического, психологического и социологического характера; метод опроса («Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков» (А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай) (опросник RAFFT) [14]); тестирование (тест на аддикцию «Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей по Лозовой Г. В» (Приложение № 1)), а также методы статистической обработки данных эмпирических исследований.

Структура работы: введение, теоретическая и практическая части, заключение, список литературы, приложение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ЗАВИСИМОСТИ

1.1. Характеристика феномена зависимости. Понятие аддикции Перед тем, как дать полную характеристику феномену зависимости, следует выявить связь понятий «зависимость» и «аддикция», выяснить, являются ли они синонимами, и как с ними соотносится аддиктивное поведение.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля слово «пристрастие» определяется как сильная склонность, влечение к чему-либо. В современной психологической литературе термин «пристрастие» используется как синоним зависимости. При этом на Западе людей с пристрастием к чему-либо называют «аддиктами» (англ. Addict — заядлый любитель, зависимый, наркоман). Однако термин «аддиктивное поведение» ввели В. Миллер и M. Ландри, которые понимали под ним период злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние до того, как от них сформируется зависимость. Таким образом, авторы данного термина рассматривали аддиктивное поведение как начальную стадию формирования зависимости, но не отождествляли ее с самой зависимостью. Аддиктивное поведение, по их мнению, является предвестником зависимости.

Большинство же зарубежных исследователей считают аддикцию синонимом зависимости, а аддиктивное поведение синонимом зависимого поведения. При этом понимание аддикции В. Миллером и M. Ландри близко к пониманию аддикции отечественного исследователя С. А. Кулакова, который объясняет аддиктивное поведение как некое нарушение поведения в отсутствии физической и индивидуальной психологической зависимости. Вместе с этим другой отечественный исследователь В. Д. Менделевич в структуре аддикции выделяет два компонента: привычку и эмоциональную зависимость. Первый компонент — привычка — обозначает стереотипную деятельность по реализации зависимого поведения. Она обеспечивает техническую сторону зависимости. Это ритуал, определенная последовательность действий, для осуществления взаимодействия с объектом зависимости. Второй компонент — эмоциональная привязанность, она проявляется в одушевлении объекта зависимости. Эмоциональный компонент обеспечивает субъект-субъектные отношения, придает им личностный характер.

Таким образом, проводя анализ работ отечественных и зарубежных исследователей, мы заметим, что понятия «зависимость» и «аддикция» у западных психологов синонимичны, в то время как определенная доля советских и российских психологов выступает за разграничение этих понятий. В данной курсовой работе мы примем мнение большинства, и в дальнейшем будем рассматривать характеристику феномена зависимости, соотнося зависимость и аддикцию как понятия, близкие друг другу по значению. Объясняя свою точку зрения, схожую, подчеркиваем, с большинством исследователей данного вопроса, мы оттолкнемся от мнения авторов монографии Ахмадеевой и Галяутдиновой, которые, выступая за разграничение двух понятий, требуют обратить внимание на значение слова addiction в англо-русском словаре, после чего делают вывод на основе первых значений слова, что аддикция — это лишь пагубная привычка, сильное пристрастие, не связанное с психической и физической зависимостью. Вместе с тем авторы монографии считают более близким синонимом зависимости другое английское слово dependence, первое значение которого в словаре как раз дублирует отечественное понятие. Однако, с точки зрения лингвистики, это не совсем корректное утверждение. Зависимое поведение соотносится с такими терминами, как алкоголизм, наркомания, психотропные вещества, игромания. Но в английском языке существует четкое разграничение употребления слов dependence и addiction. Выражение depend on (зависеть от) используется для образования таких более абстрактных значений, таких как «зависеть от погоды, обстоятельств, денег, размера», в то время как обозначение человека, страдающего любовной зависимостью или наркозависимостью, англичане используют выражение addicted to (зависим от): addicted to love, addicted to drugs. Выражение зависеть от чего-либо в данном случае также приписывает поведению человека психическую и даже физическую зависимость. Вместе тем, даже если рассматривать аддиктивное поведение как форму поведения, предшествующую зависимости, нам следует изучать феномен зависимости последовательно, с момента его зарождения, а именно с понятий аддикции, аддиктивной личности и ее критериев.

Понятие аддиктивности истолковывается в нескольких значениях, а именно в рамках химической зависимости или в контексте дивиантного поведения. В первом варианте зависимое аддиктивное поведение будет деструктивным, связанным с употреблением различных химических веществ для достижения изменения состояния психики человека. Такая модель деструктивного поведения переживается человеком как непреодолимое влечение к объекту своей зависимости. В рамках этого поведения происходит постепенное изменение в психике, которое приводит к разруению личность человека и его организма.

В контексте дивиантного поведения аддиктивность имеет связь со злоупотреблением различных веществ, а также других предметов аддикции для адаптации или саморегуляции. В качестве вида дивиантного поведения зависимое поведение имеет ряд подвидов, которые классифицируются по объекту аддикции. В теории любые формы активности, такие как трудовая деятельность, физические упражнения, секс, или такие объекты как химические вещества, деньги, еда будут являться подвидами аддиктивного поведения.

Но перед перечислением различных подвидов аддикции в рамках дивиантного поведения важно выделить основные критерии зависимого поведения:

• Выбор агента зависимости является произвольным и зависит от ситуации. Агентом может стать любой источник, способный вытеснить из сознания человека неудовлетворенность жизнью, чувство одиночества, постоянные неудачи и др.

• Аддиктивное поведение это прежде всего попытка уйти от реальных проблем, избежать стресса, и оно имеет социально-психологическую обусловленность, то есть человек использует опыт своего окружения и советы близких в решении своих.

• Сознание зачастую ограничивается на одном агенте зависимости.

• Зависимое поведение способствует снижению мотивации и личностного потенциала в личностном и проффесональном развитии.

• Сила воли и самостоятельность в принятии решений и оценке проблем снижается.

• В соответствии в социальными и/или этническими ценностями определяется нормативность-ненормативность агентов аддикции.

• Аддиктивность проявляется в форме устойчивых стереотипов, трудно корректируемых пагубных привычек, пристрастий, требующих психотерапевтического вмешательства.

• Зависимость преимущественно формируется на основе переживания отрицательных эмоций, которые зачастую приводят к депрессии — эмоциональная боль, беспомощность, одиночество и др.

• Аддикция часто подавляет естественные потребности человека в еде, сне, движении и др.

• Зависимое поведение циклично.

• Зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию или смерти, но оно закономерно приводит к личностным изменениям и к социальной дезаптации.

• Степень тяжести аддикции разная — от практически нормального поведения до психической и физической зависимости.

• Объект зависимости обычно выбирается человеком в соответствии со специфическим действием объекта на организм человека.

Теперь можно выделить виды зависимостей, среди которых:

1. Химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная, алкогольная зависимости).

2. Нарушение пищевого поведения (булимия, анорексия).

3. Гэмблинг — игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры).

4. Сексуальная зависимость (фетишизм, трансвестизм, эксбиционизм, садомазохизм и др.)

Как уже было сказано выше, аддиктивное поведение — это один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления человека к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций (Короленко, Донских, 1988) [8; 289]. Далее, по указанным ранее критериям, мы можем привести типичные признаки личности, имеющей зависимость, а также пронаблюдать механизм формирования этой зависимости.

Так, аддиктивной личности претит традиционная жизнь с ее устоями, размеренностью и прогнозируемостью. Предсказуемость собственной судьбы становится раздражающим моментом для такой личности. Кризисные же ситуации с их непредсказуемостью, риском и выраженными аффектами являются для них той почвой, на которой они обретают уверенность в себе, самоуважение и чувство превосходства над другими. У аддиктивной личности отмечается феномен «жажды острых ощущений» (Петровский, 1992), характеризующийся побуждением к риску, обусловленным опытом преодоления опасности [6; 35].

По мнению Э. Берна (Bern, 1988), у человека существует шесть видов «голода»: I) голод по сенсорной стимуляции; 2) голод по признанию; 3) голод по контакту и физическому поглаживанию; 4) сексуальный голод; 5) структурный голод, или голод по структурированию времени;6) голод по инцидентам.

В рамках аддиктивного типа поведения каждый из перечисленных видов голода обостряется. Человек не находит удовлетворения чувства «голода» в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью стимуляцией тех или иных видов деятельности. При этом объективно и субъективно плохая переносимость трудностей повседневной жизни, постоянные упреки в неприспособленности со стороны близких и окружающих формируют у зависимых личностей скрытый «комплекс неполноценности». Они страдают от того, что отличаются от других, от того, что не способны «жить как люди». Однако такой временно возникающий «комплекс неполноценности» оборачивается гиперкомпенсаторной реакцией. От заниженной самооценки, навеваемой окружающими, индивиды переходят сразу к завышенной, минуя адекватную. Появление чувства превосходства над окружающими выполняет защитную психологическую функцию, способствуя поддержанию самоуважения в неблагоприятных микросоциальных условиях — условиях конфронтации личности с семьей или коллективом. Учитывая, что давление на таких людей со стороны социума достаточно интенсивно, аддиктивным личностям приходится подстраиваться под нормы общества, играть роль «своего среди чужих». Вследствие этого они научаются формально исполнять социальные роли, навязанные им обществом (примерного сына, учтивого собеседника, добропорядочного коллеги). Внешняя социабельность, легкость налаживания контактов сопровождается манипулятивным поведением и поверхностностью эмоциональных связей. Такой человек страшится стойких и длительных эмоциональных контактов вследствие быстрой потери интереса к одному и тому же человеку или виду деятельности и опасения ответственности за какое-либо дело. Кроме того, стремление обманывать окружающих вытекает из желания аддикта скрыть свой «комплекс неполноценности».

В. Д. Менделевич считал, что базисная характеристика аддиктивной личности — зависимость [6; 36]. Вместе с этим ключевая особенность поведения аддиктивной личности — стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, скучной жизнью, со своими обязательствами и регламентом. Уход от реальности совершается в виде своеобразного «бегства», когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-либо одном направлении. При этом человек фокусируется на узкой сфере деятельности, игнорируя все остальные. Выделяют четыре вида «бегства» от реальности: «бегство в тело», «бегство в работу», «бегство в контакты или одиночество» и «бегство в фантазии». «Бегство в тело» предполагает замещение привычной обыденной жизни, направленной на семью, карьеру или досуг, изменение иерархии ценностей. При этом гиперкомпенсаторным становится увлечение оздоровительными мероприятиями, сексуальными взаимодействиями, собственной внешностью, качеством отдыха и способами расслабления. «Бегство в работу» характеризуется дисгармоничной фиксацией на служебных делах, при котором человек превращается в трудоголика, уделяя работе непомерно большое количество времени и сил.

Изменение ценности коммуникации формируется в случае выбора поведения в виде «бегства в контакты или одиночество». В этом случае общение становится либо единственным способом удовлетворения потребностей, либо это же общение сводится к минимуму. В рамках такого ухода от реальности как «бегство в фантазии». появляется интерес к псевдофилософским исканиям, религиозному фанатизму, жизни в мире иллюзий и фантазий. Употребление алкоголя и злоупотребление им, а также табаком или наркотическими веществами можно рассматривать как сочетанное бегство — «в тело» (поиск новых ощущений), «в контакты» и «в фантазии» [6; 36−37].

Рассмотрев понятие аддикции, его связь с понятием «зависимости», выявив критерии аддиктивного поведения, мы можем говорить о нем как о форме девиантного поведения, способного к деструкции личности, а также об уязвимости перед этим явлением многих групп населения, а особенно молодежи.

Мы также рассмотрели понятие аддиктивной личности и виды зависимостей, которые на сегодняшний день выделяют исследователи данной проблемы. На основе этого материала можно сделать вывод о том, что проблема борьбы с зависимым поведением, особенно среди юношей и девушек в возрасте 17−21 года, является чрезвычайно серьезной и требует обращения к профилактическим мерам.

1.2 Профилактика зависимого поведения Профилактика — это направленная на предупреждение наркомании, алкоголизма и табакокурения работа (по воспитанию и просвещению) с населением (детьми, родителями, педагогами), включающая действия со стороны местной власти, прессы и всего общества, необходимые для того, чтобы дети, подростки и молодёжь не начали принимать наркотики, употреблять алкоголь и курить, чтобы их ближайшее окружение (родители, близкие и педагоги) не провоцировали на это.

Всемирная организация здравоохранения классифицирует профилактику по трём этапам:

1. Первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ организовывается прежде всего с целью предупреждения употребления этих веществ лицами, прежде их не употреблявшими. Этот этап носит преимущественно социальный и наиболее массовый характер. Первичная профилактика стремится к уменьшению числа лиц, которые могут подвергнуться заболеванию, ее усилия также направлены на формирование способности сохранить либо укрепить здоровье.

2. Вторичная профилактика зависимости носит уже избирательный характер. Она ориентируется на лица, имеющие в своей жизни случаи употребления психоактивных веществ или на лица, имеющие признаки формирования начальной стадии зависимости. Вторичное профилактическое воздействие требуется в том случае, если есть вероятность возникновения заболевания, или когда оно уже возникло, но не достигло высокого развития

3. Третичная профилактика зависимости от психоактивных веществ индивидуальна и носит медицинский характер, она ориентируется на категорию больных, зависимых от ПАВ. Третичная профилактика типа «А» направлена на предупреждение дальнейшего употребления ПАВ больными либо на уменьшение будущего вреда от их применения, на оказание помощи больным в преодолении зависимости. Третичная профилактика типа «Б» (так же называется четверичной) направлена на предупреждение рецидива заболевания у больных, прекративших употреблять ПАВ.

В области профилактики зависимости уже замечен значительный прогресс в разработке методик и подходов к решению данной проблемы, с учетом личностных, психологических и социальных факторов.

Н. Сирота и В. Ялтонский выделяют следующие профилактические подходы:

Информативный подход, который может подразумевать предоставление частичной информации о влиянии употребления психоактивных веществ на организм, поведение, а также данные статистики о распространении зависимости; стратегия запугивания, цель которой — предоставить устрашающую информацию, описывающую неприглядные и опасные стороны употребления психоактивных веществ; предоставление информации об изменениях личности людей, употребляющих психоактивные вещества, и о проблемах, с этим связанных. Ествественно предполагать строгую дифференцацию в использовании данного подхода в зависимости от возраста, гендерной принадлежности, экономических и социальных условий, характерных для той или иной группы населения, на которую направлена деятельность. При этом важно ориентироваться как на индивида, так и на отдельные конкретные слои, общество в целом.

Подход, основанный на (эмоциональном) обучении. Этот подход сосредоточен на эмоциях и личных переживаниях человека, его навыках управлять ими. В рамках этого подхода важным является: поднятие уровня самооценки; выявление значимых жизненных ценностей личности; развитие навыков распознавания и выражения эмоций; развитие навыков принятия решений; выработка способности самостоятельно справляться со стрессовыми ситуациями.

Подход, основанный на влиянии социальных факторов, на признании большой роли влияния близких людей и сверстников в рамках этого процесса, а данное влияние может как способствовать так и предотвращать употребление ПАВ. Данный подход строится на теории социального научения А. Бандуры, которая утверждает, что «поведение индивида постепенно формируется в результате позитивных и негативных последствий его собственного поведения и воздействия примеров соответствующего и несоответствующего поведения окружающих (родителей, других родственников или значимых лиц из окружения) и его последствий» [13; 616].

Исследователями отмечается относительная успешность использования данного подхода, они подчеркивают влияние этого подхода на прекращение употребления значительной долей молодых людей химических веществ, в том числе алкоголя и сигарет. При этом значительное влияние оказывают позитивные лидеры-сверстники.

Подход, основанный на формировании жизненных навыков также формируется на основе теории социального научения А. Бандуры и теории проблемного поведения Р. Джессора. Таким образом, это, во-первых, позволяя, дает больше возможностей для понимания причин возникновения различных форм зависимости, а во-вторых, это дает шанс на создание эффективной стратегии по проведению профилактики зависимости. Первая теория связывает данный подход с ролью социальных влияний, вторая — с социально-психологическим направлением, учитывающим проблемы, имеющие актуальность среди молодежи. В России практика данного подхода привела к образованию на основе базовых программ Life Skills International пособия по первичной профилактике зависимости для общеобразовательной школы.

Тем не менее, особенности культурного и социально-психологического характера в нашей стране требуют поиска более углубленного подхода.

Подход, основанный на деятельности, альтернативной злоупотреблению наркотиков. На основе этого подхода на сегодняшний день существует несколько вариантов альтернативной деятельности, такие как предложение специфической активности позитивного характера, помимо получения сильных положительных эмоций способна помочь в преодолении жизненных препятствий; совмещение специфических личностных потребностей со специфической позитивной активностью; поощрение участия во всех видах такой такого рода активности; формирование группы поддержки для молодежи, которые проявляют заботу о своем будущем в выборе жизненной позиции.

По результатам использования данного метода не было выявлено громких успехов или неудач, при этом отмечается высокая эффективность данных программ альтернативной деятельности среди групп высокого риска зависимого поведения.

Подход, основанный на укреплении здоровья, на стремлении сделать жизненный выбор в пользу здоровья максимально доступным для каждого.

Идея об укреплении здоровья объединяет школьную среду и связанные с ней группы взрослых. Действия на основе этой идеи подразумевают долгосрочный положительный эффект на длительный позитивный эффект благодаря увеличению личностных ресурсов и готовности людей применять их.

Также Н. Сирота и В. Ялтонский выделяют интегративный подход, который рассчитывает получить наилучший эффект благодаря сочетанию нескольких профилактических программ, которые были описаны выше.

Таким образом, анализирую современные подходы к профилактике зависимости от ПАВ, мы можем выявить неэффективность большинства из них. А это, в свою очередь, говорит о необходимости разрабатывать новые подходы. Решение этой проблемы не станет возможным без понимания того, какие именно качества личности, условия окружающей среды могут помочь в сохранении и укреплении здоровья, а также в преодолении употребления химических веществ. Также важно, чтобы технологии профилактики разрабатывались в разных науках, таких как медицина, психология, социологи, педагогика. Мировой опыт, которые не перестает накапливаться в рамках программ для работы с детьми школьного возраста, а также в учреждениях дополнительного образования и в системе социально-поддерживающих учреждений также важен.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ

2.1 Организация и ход исследования Проанализировав психолого-педагогическую литературу по профилактике аддиктивного поведения, программы по работе с данной проблемой, мы переходим к выявлению данного поведения у молодежи.

Целью данного эмпирического исследования является: выявить склонность к аддиктивному поведению у молодежи (а именно к алкогольной и наркотической зависимостям), выявить эффективность или неэффективность нынешних программ по профилактике зависимостей в образовательных учреждениях.

Также были поставлены следующие задачи:

1. подбор методов и методик исследования;

2. формирование исследовательской группы;

3. обработка полученных данных.

Для достижения поставленной цели и задач был использован следующий метод исследования — опрос (тестирование).

Методы опытно-эмпирического исследования стандартизированы.

В ходе эмпирического исследования были использованы следующие методики (Приложение № 1):

1. Методика «Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков» (А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай) (опросник RAFFT).

2. Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей, Лозовая Г. В.

При исследовании была использована выборка малого объема (17 человек): студентов института иностранных языков ВГСПУ г. Волгограда в возрасте 17−20 лет, среди которых 6 юношей и 11 девушек.

1) Тест «Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков» (опросник RAFFT) используется для диагностики употребления алкоголя и ПАВ среди молодых людей.

Оценка результатов теста (опросник RAFFT): положительные ответы на 1-й, 2-й и 5-й вопросы оцениваются в 1 балл каждый, а на 3-й, 4-й — в 0,5 балла. Хотя бы один положительный ответ указывает на склонность к зависимому поведению. Если в сумме набирается 2 и более баллов, то имеется серьезное подозрение на наличие у человека химической зависимости.

Уровни склонности к химической зависимости:

А) Не высокий (0−1 балл; не выявлено) — риск зависимого поведения/склонность не выражена;

Б) Вероятность склонности (1,5 балла) — умеренно выраженный риск зависимого поведения;

В) Высокая вероятность (2−2,5 балла) — высокая вероятность предрасположенности к зависимому поведению;

Г) Высокая вероятность, подозрение на наличие химической зависимости (2,5−4 балла) — человек находится в группе риска и предрасположен к зависимому поведению.

Перед исследованием было проведено информирование исследовательской группы, т. е. представлена информация, характеризующая аддиктивное поведение.

Наше исследование проходило в 2 этапа.

Перед началом опроса респондентам были объяснены цели и задачи опроса.

На первом этапе была использована методика «Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков», направленность которой связана на выявление химической зависимости. В ходе опроса некоторым респондентам также была дана информация о понятии химической зависимости.

На втором этапе исследования был проведен опрос по методике диагностики склонности к 13 видам зависимостей, Лозовая Г. В, которая направлена на выявления склонности как зависимости в общем, так и в частности различным видам зависимости. По окончанию опроса можно было приступить к описанию и интерпретации полученных данных.

2.2 Описание и интерпретация результатов эмпирического исследования Проанализировав ответы респондентов по первой методике «Экспресс-диагностика химической зависимости», мы можем отметить, что более чем у половины опрашиваемых (Таблица № 1) (9 респондентов из 17) уровень склонности к зависимости невысокий, т. е. по результатам эта склонность не выявлена. У трех респондентов выявлена вероятность склонности к зависимому поведению, т. е. этих опрашиваемых мы можем описать как имеющих умеренно выраженный риск зависимого поведения. В данном случае вероятность начала употребления ПАВ может быть связана с искушением попробовать, а также с отсутствием правильного влияния ближайшего окружения.

Еще три респондента отметились наличием высокого уровня склонности к зависимому поведению, что демонстрирует высокую вероятность предрасположенности этих людей к употреблению психоактивных веществ.

У двух респондентов, с высоким риском к зависимому поведению, помимо склонности, выявлено подозрение на наличие химической зависимости, что говорит уже о вероятности присутствия самой зависимости и постановке на особый учет данных опрашиваемых.

Таблица 1

Уровень склонности к зависимому поведению

Количество респондентов

Низкий уровень (не выявлено)

9 — 52%

Вероятность склонности

3 — 18%

Высокий уровень

3 — 17%

Высокий уровень, подозрение в наличии зависимости

2 — 12%

Важно отметить, что большинство опрашиваемых (10 человек) дало положительный ответ относительно вопроса употребления самим респондентом либо его близким родственником алкоголя и наркотиков, т. е. опасность для отвечающих исходит от ближайшего окружения.

Помимо этого, три респондента отметили, что в их семьях есть проблемы, связанные с употреблением алкоголя, что говорит о возрастающем для него риске начала употребления ПАВ, т. е. вырастает склонность к зависимостям.

6 респондентов отметили, что употребляли наркотики или выпивали алкоголь, находясь в одиночестве, т. е. в данном случае при проведении профилактики зависимости ключевым этапом должна быть работа с навыками преодолевающего поведения употребления ПАВ.

Проанализировав результаты данного опроса, можно сделать вывод, что выявленные показатели свидетельствуют о склонностях к химической зависимости в данной группе респондентов.

Т.е. мы можем сделать вывод о склонности учащейся молодежи к зависимому поведению, характеризующейся равной предрасположенностью как в отношении алкогольной, так и наркотической зависимостей.

Для подтверждения результатов данного исследования, мы переходим к анализу ответов респондентов следующей методики — «Диагностика склонности к 13 видам зависимостей, Лозовая Г. В» (Приложение № 1).

В приведенной ниже таблице указано число респондентов, имеющих тот или иной уровень склонности к определенному виду зависимости:

Таблица 2

Виды склонностей к зависимости

Степень склонности к зависимостям

Низкая

Средняя

Высокая

Алкогольная зависимость

Телевизионная зависимость

;

Любовная зависимость

Игровая зависимость

;

Сексуальная зависимость

Пищевая зависимость

Трудовая зависимость

;

Лекарственная зависимость

Интернет-зависимость

;

Зависимость от здорового образа жизни

Наркотическая зависимость

Общая склонность к зависимостям

В процентном соотношении картина выглядит следующим образом:

Таблица 3

Виды склонностей к зависимости

Количество респондентов с высокой степенью склонности к зависимостям в %

Алкогольная зависимость

Телевизионная зависимость

;

Любовная зависимость

Игровая зависимость

;

Сексуальная зависимость

Пищевая зависимость

Трудовая зависимость

;

Лекарственная зависимость

Интернет-зависимость

;

Зависимость от здорового образа жизни

Наркотическая зависимость

Общая склонность к зависимостям

Итак, мы выявили следующее (склонность к алкогольной зависимости):

? у 6 респондентов не было выявлено признаков склонности к зависимому поведению;

? у 7-х присутствуют признаки тенденции употребления ПАВ, т. е. ответы опрашиваемых демонстрируют вероятность развития зависимого поведения. В данном случае мы можем говорить о вероятности периодического употреблении алкоголя, увеличивающей риск возникновения зависимости;

? 4 человека показали признаки повышенной склонности к зависимому поведению, т. е. эта группа респондентов характеризуется более высокой вероятностью, чем предыдущие опрашиваемые, к возникновению зависимости от ПАВ. С выделенной группой необходимо не только информирование, но и более детальная работа над формирование навыков противостояния данному явлению. В целом, почти у ј респондентов выявлена высокая степень склонности к алкогольной зависимости.

Интересны результаты по выявлению любовной зависимости:

— у 7 респондентов (40% опрашиваемых) был выявлен высокий уровень склонности к зависимости, что свидетельствует о начале формирования зависимого поведения. Из семи опрашиваемых человек 3 юноши и 4 девушки.

На данном этапе развития человека, который исследователи называют периодом юности (17−21 год), у молодых людей в естественном порядке могут иметься потребности сексуального характера:

— большая часть респондентов (10 из 17ти) показала низкий уровень склонности к сексуальной зависимости, при этом у 6 респондентов были выявлены признаки тенденции развития данного вида зависимости, а у одного из опрашиваемых был выявлен высокий уровень склонности к развитию сексуальной зависимости.

Следует обратить внимание на процент респондентов, у которых наблюдается высокая степень склонности к зависимости от здорового образа жизни — это примерно ј часть всех респондентов. Парадоксально, что процент респондентов со склонностью к алкогольной зависимости одинаков. Хотя ЗОЖ — понятие положительное, в отличие от алкогольной зависимости, тем не менее, и в стремлении к здоровому образу жизни можно проявлять зависимость.

Характеризуя склонность к наркотической зависимости, выделим следующее (данная шкала характеризует также склонность к зависимому поведению — в общем):

— большая часть опрошенных не показала признаков склонности к зависимости и употреблению наркотических веществ;

— 6 человек из группы проявили признаки повышенной склонности к употреблению наркотических веществ;

— 2 респондента находятся в группе риска, так как вероятность возникновения наркотической болезни высока. В целом. Высокую степень склонности к наркотической зависимости проявили 6% опрашиваемых.

Говоря о выявлении общей склонности к зависимостям, следует отметить:

— почти половина опрошенных (8 человек) имеют склонности к аддиктивному поведению, а 4 респондента находятся в группе риска в связи с вероятностью развития зависимого поведения.

В связи с проведенным анализом эмпирических исследований актуальным является пересмотр программ профилактических работ среди учащейся образовательных учреждений в связи с их неспособностью к результативности и полезности, поскольку треть опрашиваемой группы проявила высокий уровень склонности к возникновению зависимости к алкоголю, наркотическим (в том числе и к лекарствам) веществам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы рассмотрели феномен зависимого поведения в возрасте ранней юности, а также саму проблему приобщения человека к психоактивным веществам в данный период развития.

Мы раскрыли психологическое содержание понятия «зависимость», а также выявили связь данного понятия с понятием аддикции. Были представлены критерии аддиктивного поведения, также мы определили виды зависимостей, к которым относятся не только освещенные нами химические зависимости: алкоголизм, наркомания, табакокурение и токсикомания, но и нехимические, такие как: переедание, Интернет-зависимость, любовная аддикция, игромания и т. д.

Были рассмотрены некоторые методы профилактики зависимого поведения, а также диагностические методики, с помощью которых можно предупредить или выявить аддикцию у человека.

Профилактика аддиктивного поведения в образовательной среде имеет большую значимость, поскольку именно в образовательных учреждениях благодаря совместным усилиям ряда специалистов (педагогов, психологов, медиков, социальных работников) можно организовать на комплексной основе качественную профилактическую деятельность. Именно учебные заведения располагают возможностью привить детям, подросткам или (в нашем случае) юношам и девушкам периода ранней юности навыки здорового образа жизни, оказать влияние на уровень притязаний и самооценку учащегося.

В эмпирическом исследовании была выдвинута гипотеза о том, что для современных студентов свойственна склонность к зависимому поведению, которая может характеризоваться тем или иным видом зависимости Для проверки данной гипотезы было проведено опытно-эмпирическое исследование среди студентов ИИЯ ВГСПУ в количестве 17 человек (6 юношей и 11 девушек) в возрасте 17−20 лет.

Практически половина респондентов имеет склонность к зависимому поведению, что требует соответствующей профилактики аддиктивного поведения.

Также был выявлен риск формирования зависимости от алкоголя и наркотических веществ и трети опрашиваемых. Таким образом, гипотеза, выдвинутая ранее, была подтверждена, а задачи исследования решены.

Данная работа на тему феномена зависимости как факта риска развития человека, анализ литературы по данной теме и проведение соответствующего исследования приводит нас к выводу: в современном обществе проблема зависимости в подростковом и раннем юношеском возрастах не является решенной, напротив, вместе с многочисленными исследованиями, она возрастает в масштабах.

Библиографический список

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Астрель, 2001.

2. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. Элиста: Джангар. 2010.

3. Даулинг С. Психология и лечение зависимого поведения. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. 240 с.

4. Ахмадеева Е. В., Галяутдинова С. И. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями. М.: Вестник Башкирского университета, 2013.

5. Кулаков С. А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков. М.: СПб.: Гардарика, 2003.

6. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. М.: МЕДпресс, 2001.

7. Фетискин Н. П. Психология аддиктивного поведения: научно-методическое изд., 2005.

8. Крутецкий В. А., Лукин Н. С. Психология подростка. М.: Просвещение, 1965.

9. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. М.: Институт позитивной психотерапии, 2006.

10. Майтова В. М. Как решать проблему наркомании: Проект: Информация к размышлению и действиям / В. М. Майтова. М.: 2002.

11. УНП ООН. Профилактика зависимости от психоактивных веществ. Руководство по разработке и внедрению программ формирования жизненных навыков у подростков группы риска. М.: 2008.

12. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. М.: 2004.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой