Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Метод проектирования форсажных камер для начальных стадий разработки ВРД

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Форсажная камера сгорания, как один из основных узлов воздушно-реактивного двигателя для сверхзвуковых самолетов, играет существенную роль в обеспечении его технических характеристик. Несмотря на кажущуюся простоту устройства (отсутствие вращающихся и подвижных элементов, большого числа деталей), рабочий процесс в форсажной камере весьма сложен. Он представляет собой совокупность… Читать ещё >

Содержание

  • Условные обозначения
  • Условные сокращения
  • 1. Методы используемы при моделировании камер сгорания
    • 1. 1. Математическое моделирование
    • 1. 2. Струйный метод
    • 1. 3. Последовательно-одномерный подход
    • 1. 4. Сетевой метод
    • 1. 5. Методы механики сплошных сред
    • 1. 6. Экспериментальные исследования форсажных камер
    • 1. 7. Цель и основные задачи работы
  • 2. Моделирование форсажных камер с использованием модульного 37 метода
    • 2. 1. Понятия и принципы модульного метода
    • 2. 2. Математические модели элементов
      • 2. 2. 1. Канал смесителя
      • 2. 2. 2. Смеситель лепестковый
      • 2. 2. 3. Диффузор
      • 2. 2. 4. Камера смешения
      • 2. 2. 5. Теплозащитный экран
      • 2. 2. 6. Камера (этап формирования облика)
    • 2. 3. Точность и обоснованность выбора математических моделей
  • 3. Двухуровневая система моделирования форсажных камер ВРД
    • 3. 1. Программный комплекс САМСТО как инструмент для разработки 60 системы Afterburner
    • 3. 2. Двухуровневая много дисциплинарная система моделирования 61 форсажных камер ВРД
    • 3. 3. Система «Afterburner»: Подсистема Формирование облика
    • 3. 4. Система «Afterburner»: Подсистема Детальный расчет
    • 3. 5. Используемый численный метод
    • 3. 6. Информационные модели элементов подсистемы «Формирования 74 облика»
    • 3. 7. Информационные модели элементов подсистемы «Детальный 82 расчет»
    • 3. 8. Законы расчета
    • 3. 9. Процедура решения задач в системе «Afterburner»
      • 3. 9. 1. Формирование расчетной схемы
      • 3. 9. 2. Задание входных данных
      • 3. 9. 3. Выбор и составление закона расчета
      • 3. 9. 4. Расчет
      • 3. 9. 5. Просмотр результатов расчета
    • 3. 10. Проектировочные и поверочные задачи в система «Afterburner»
    • 3. 11. Возможности системы «Afterburner»
  • 4. Использование систем 3-D анализа при проектировании ФК
    • 4. 1. Вычислительная гидрогазодинамика
    • 4. 2. Взаимодействие систем 3-D анализа с системами предварительного 103 и детального расчета
    • 4. 3. Расчет диффузора ФК в системе ANSYS CFX
    • 4. 4. Уточнение одномерных моделей на основе трехмерного расчета
  • 5. Расчет форсажной камеры ВРД в системе «Afterburner»
    • 5. 1. Расчет основной камеры сгорания в системе «Камера 4.00»
    • 5. 2. Формирование облика форсажной камеры
    • 5. 3. Детальный расчет форсажной камеры
    • 5. 4. Использование программного комплекса Afterburner при доводке 136 форсажных камер ВРД
  • 6. Пути развития системы Afterburner 139 Основные
  • выводы и результаты
  • Список литературы

Условные обозначения:

D — наружный диаметр, м-

Е — разность между количеством тепла, подведенным к узлу, и совершенной работой (сетевой метод), Дж- F — площадь, м2-

G, m — расход, расход воздуха, кг/с-

G — отношение расхода воздуха в кольцевом канале к расходу на входе в камеру-

Ни — низшая теплотворность топлива, Дж/кг- J — энтальпия, Дж/кг- L — длина, м-

Lq — стехиометрический коэффициент, кг воздуха/кг топлива- N — количество поясов отверстий- Q — объемный расход, м /с- R — газовая постоянная, Дж/кгК- Re — число Рейнольдса,

Т, Т* — температура статическая и заторможенная, К- U, w~ скорость потока, м/с-

UMo — скорость распространения пламени по молю в начальный момент времени, м/с-

U"6 — скорость нормального распространения пламени, м/с- а — скоростной напор воздуха в диффузоре и кольцевых каналах, Па-

Ъ — относительное статическое давление-

Cf— коэффициент потерь, обусловленных трением- ср — удельная теплоемкость, Дж/кгК- сг — коэффициент потерь при обтекании загромождении- ст — концентрация топлива- d — внутренний диаметр, м-

— площадь отверстий, м2- g — расход через отверстия, кг/с- h — высота сечения, м- i — номер пояса отверстий- к — показатель адиабаты- / — масштаб турбулентности, м- т — коэффициент в уравнении расхода воздуха (газа) — п — степень расширения- р — статическое давление, Па- р* — полное давление, Па- q — скоростной напор, Па- s — относительная площадь загромождений в кольцевом канале- t — время, с- w' — пульсационная скорость, м/с- х — расстояние между поясами отверстий, м- Ар — перепад давления, Па- ох — максимальная неравномерность поля температур на выходе из камеры сгорания- П — периметр, м- а — коэффициент избытка воздуха- у3— угол наклона стенок жаровой трубы, град- у- угол выдува потока из патрубка в газовый тракт, град- (р — угол поворота потока, град-

5— эквивалентная шероховатость стенок кольцевого канала, м- s — интенсивность турбулентности-

77 — полнота сгорания топлива-

X — приведенная скорость- л — коэффициент расхода- v — кинематическая вязкость, м2/с- — коэффициент сопротивления- р— плотность, кг/м3- а — коэффициент сохранения полного давления.

Индексы:

0 — начальное значение-

1 — первый участок диффузора, г — номер пояса отверстий- вн — сечение внезапного расширения- вх — вход- вых — выходное сечение- г — газ (продукты сгорания), гидравлический диаметр- д — диффузор- ж — жаровая труба- к -сечение на входе в камеру сгорания- кс — камера сгорания- р — расчетное значение- т — топливо- фр — фронтовое устройство- ц — центральный канал в разделителе- э — экспериментальное значение.

Условные сокращения

ВРД — воздушно-реактивный двигатель- ГТД — газотурбинный двигатель- ГТУ — газотурбинная установка- ЖТ — жаровая труба-

PC — реактивное сопло-

ТО -тракт охлаждения-

ТРД — турбореактивный двигатель-

ФК — форсажная камера

Метод проектирования форсажных камер для начальных стадий разработки ВРД (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Форсажная камера сгорания, как один из основных узлов воздушно-реактивного двигателя для сверхзвуковых самолетов, играет существенную роль в обеспечении его технических характеристик. Несмотря на кажущуюся простоту устройства (отсутствие вращающихся и подвижных элементов, большого числа деталей), рабочий процесс в форсажной камере весьма сложен. Он представляет собой совокупность физико-химических процессов, протекающих в потоке движущегося реагирующего высокотемпературного газа практически одновременно и влияющих друг на друга: течение газообразной среды, теплообмен, распыливание и испарение топлива, смесеобразование, воспламенение, горение, смешение газа из-затурбины с воздухом второго контура на входе ФК. Экспериментальное исследование этих процессов требует решения ряда системных проблем, связанных с измерениями в высокотемпературном потоке реагирующего газа, что представляет технические сложности иведет к значительным' финансовым затратам. В связи с этим, форсажная камера трудно поддается моделированию с использованием аналитических и численных методов.

Требования, предъявляемые к форсажным камерам:

• обеспечение устойчивого процесса горения (без вибрационного горения и погасания) во всем диапазоне форсированных режимов работы двигателя;

• высокая полнота сгорания форсажного топлива, реализуемая в заданных длинновых габаритах;

• минимальные гидравлические потери на всех режимах работы двигателя, а также минимальные потери полного давления при подводе тепла в форсажной камере;

• надежный запуск без значительных возмущений в газовоздушном тракте, влияющих на режим работы турбокомпрессора;

• минимальное время выхода на режим максимального форсирования;

• высокая надежность конструкции.

Рабочий процесс форсажной камеры [50], по сравнению с основной камерой, отличается следующими особенностями.

1. Высокая температура во всем рабочем объеме камеры,.

2. Более высокая скорость потока, более высокая температура и более низкий уровень давлений на входе в камеру,.

3. Неравномерность параметров потока перед фронтовым устройством, существенно возрастающая в двухконтурных двигателях,.

4. Низкое содержание кислорода в рабочем теле за турбиной.

В этих условиях усложняется решение проблем обеспечения требуемого уровня полноты сгорания и предотвращения вибрационного горения.

Создание, а тем более доводка форсажных камер ВРД, требует проведения большого объема сложных и ресурсоемких экспериментов. Вследствие этого, разработка эффективных методов и средств моделирования ФК для каждого этапа проектирования является актуальной задачей.

Сложная структура рабочего процесса форсажных камер диктует необходимость разработки систем моделирования, позволяющих решать задачи инженерного анализа в области различных дисциплингазодинамики, горения, теплообмена, прочности, надежности и долговечности, то есть многодисциплинарных систем анализа.

Как и для любого сложного изделия, процесс проектирования форсажных камер имеет многоуровневый характер, заключающийся в последовательном усложнении используемых математических моделей с одновременным увеличением их размерности при переходе с одного уровня (этапа) на другой.

Для того чтобы проверить соответствие создаваемого узла — форсажной камеры — всем предъявляемым требованиям, уже на этапе проектирования необходимы апробированные, адекватные модели для интегральных характеристик камеры, основных элементарных процессов, отдельных функциональных элементов, а также соответствующие методы проектирования.

Сложность процессов, широкий спектр разнообразных факторов, определяющих закономерности их протекания, трудности при проведении экспериментальных исследований не позволили к настоящему времени создать комплекс надежных математических моделей, обеспечивающих потребности всех этапов проектирования.

В связи с этимтрудоемкий процесс создания форсажных камер ВРД включает как расчетно-конструкторские работы, так и численное моделирование, экспериментальные исследования на моделях, натурных образцах и, наконец, доводку (самый сложный и длительный этап). Так как все составляющие элементы рабочего процесса протекают в потоке движущегося газа, большое внимание уделяется исследованию и моделированию газодинамики форсажных камер.

Особое место при разработке ФК занимают начальные этапы проектирования (техническое предложение и эскизный проект). Именно на них закладывается облик будущей камеры, выбирается тип и размеры основных элементов (геометрия диффузора, тип и эшелонирование стабилизаторов, длина и максимальный диаметр — ФК), проводятся первые предварительные детальные расчеты (газодинамические, тепловые, прочностные). Чем точнее оценки и результаты, полученные на этих этапах, тем меньше продолжительность и, соответственно, стоимость последующих стадий разработки, особенно доводки.

В связи с вышеизложенным, разработка инженерных методов и средств математического моделирования камер сгорания и их элементов для использования на этапах предварительного проектирования и доводки по-прежнему является актуальной задачей.

Среди методов, используемых для моделирования камер сгорания, необходимо отметить модульный метод, основные принципы которого изложены в статье [19]. Преимущества этого метода — универсальность, гибкость, производительность, умеренные требования к вычислительным ресурсам — позволяют рассматривать его, как перспективный базовый метод для разработки многодисциплинарных многоуровневых систем моделирования камер сгорания.

Цель и задачи работы. Целью диссертационной работы является разработка и реализация метода предварительного проектирования форсажных камер, основанного на использовании многодисциплинарной двухуровневой системы их моделирования и анализа.

Для достижения данной цели решены следующие задачи:

— проведен сравнительный анализ методов, используемых при моделировании форсажных камеробоснована целесообразность применения модульного метода;

— разработана структура подсистемы, формирования облика форсажных камер ВРД, включая библиотеку типовых элементов, информационные потоки, математические модели и алгоритмы, наборы входных и выходных данных;

— разработана структура подсистемы детального (газодинамического и теплового) моделирования форсажных камер ВРД, включая библиотеку типовых элементов, информационные потоки, математические модели и алгоритмы, наборы входных и выходных данных;

— разработана методикарешения задач формирования облика, детального (газодинамического и теплового) анализа форсажных камер различных конструктивных схем;

— произведено тестирование разработанной системы на задачах формирования облика, газодинамического и теплового анализа форсажных камер на соответствующих стадиях процесса разработки авиационного двигателя;

— исследована возможность уточнения используемых математических моделей элементов с помощью программных комплексов трехмерного газодинамического и теплового моделирования. Предложен метод уточнения одномерных моделей на основе данных трехмерного расчета.

Научная новизна.

— для моделирования форсажных камер на начальных стадиях разработки впервые применен модульный метод;

— впервые разработана структура многодисциплинарной двухуровневой системы моделирования форсажных камер ВРД, включающая библиотеки основных модулей для двух уровней, информационные потоки, законы расчета;

— разработаны информационные модели основных модулей;

— предложена новая методика организации взаимодействия одномерного и трехмерного расчетов с целью уточнения математической модели в процессе решения задачи.

На защиту выносятся:

1. Основные принципы формирования многодисциплинарной многоуровневой системы моделирования форсажных камер ВРД на основе модульного метода.

2. Структура многодисциплинарной двухуровневой системы анализа форсажных камер ВРД.

3. Информационные модели основных модулей системы.

4. Результаты анализа форсажной камеры ТРДДФ на разных этапах проектирования, сравнение расчетных и экспериментальных данных.

5. Результаты проверки эффективности использования программного комплекса ANSYS CFX (проведение численного эксперимента) с целью частичной замены натурного эксперимента.

6. Методика уточнения модели одномерного расчета на основе данных трехмерного моделирования на примере диффузора форсажной камеры.

Практическая значимость и внедрение результатов.

Разработана многодисциплинарная двухуровневая система газодинамического и теплового моделирования и анализа форсажных камер ВРД, которая может быть использована на этапах разработки технического предложения, эскизного проектирования, а также доводки форсажных камер ВРД. Практическая ценность работы состоит в следующем:

— на этапе проектирования — в повышении качества и сокращения времени проектирования за счет увеличения количества просматриваемых вариантовболее детального и всестороннего анализа каждого проектного решенияпоявления возможности решать задачи, возникающие при проектировании нового поколения авиационных двигателей, при непрерывном совершенствовании используемых в, системе математических моделей;

— на этапе исследований — в возможности анализа работы форсажной камеры на всех режимах для различных стадий проектирования и замены ряда экспериментов, связанных с натурными испытаниями на дорогостоящих установках, математическим моделированием;

— в учебном процессе — в возможности газодинамического и теплового моделирования форсажных камер ВРД при выполнении лабораторных работ, в курсовом и дипломном проектировании.

Результаты диссертационной работы внедрены в ФГУП «НПП «Мотор» и в учебный процесс ГОУ ВПО УГАТУ.

Апробация результатов работы.

Основные результаты работы докладывались на IX Всероссийской научнотехнической конференции (Н. Новгород, 2003), всероссийской молодежной научно-технической конференции «Проблемы современного машиностроения» (Уфа, 2004), международных конференциях «Информационные технологии в образовании, технике и медицине». (Волгоград, 2004, 2006), Международной НТК в ЦИАМ (Москва, 2005), НТК «Королевские чтения» (Самара, 2006), X, XI и XII Всероссийских НТК Аэрокосмическая техника и высокие технологии (Пермь, 2007, 2008, 2009), НТК молодых специалистов, инженеров и техников, посвященной годовщине образования ОАО «УМПО» (Уфа, 2007), Всероссийских молодежных научных конференциях «Мавлютовские чтения» (Уфа, 2007, 2008), Результаты работы обсуждены в бригаде форсажных камер и выходных устройств «ФГУП «НПП Мотор» и используются там при разработке перспективных авиационных двигателей.

Работа отмечена Дипломом как лучшая исследовательская работа в области информационных технологийна НТК молодых специалистов, инженеров и техников, посвященной годовщине образования ОАО «УМПО» (Уфа, 2007).

Работа выполнена на кафедре авиационных двигателей ГОУ ВПО Уфимского государственного авиационного технического университета.

1 Методы используемые при моделировании камер сгорания.

Основные выводы и результаты.

1. Проведенный анализ методов моделированияфорсажных камер ВРД показал необходимость разработки универсального одномерного метода для использования на этапе предварительного проектирования. Обосновано применение модульного метода для моделирования процессов в форсажных камерах ВРД.

2. Предложен способ декомпозиции форсажных камер на отдельные элементы по функциональным признакам. Разработаны информационные и математические модели этих элементов.

3. Сформулированы основные принципы построения многодисциплинарных систем для проектирования форсажных камер.

4. С использованием этих принципов на основе модульного метода разработана многодисциплинарная двухуровневая система «Afterburner» для моделирования форсажных камер ВРД. Система состоит из подсистем «Формирование облика» и «Детальный расчет», каждая из которых включает библиотеку основных модулей (элементов), информационные потоки, законы расчета.

5. Исследование эффективности использования программного комплекса трехмерного газодинамического моделирования (ANSYS CFX) с целью частичной замены натурного эксперимента численным экспериментом показало, что для диффузоров форсажных камер расхождение опытных и расчетных данных не превышает 7%. Это позволило разработать методику уточнения модели одномерного расчета на основе данных трехмерного моделирования.

6. В разработанной системе «Afterburner» выполнен анализ форсажных камер ТРДДФ на этапах формирования облика и детального расчета, получены геометрические размеры проточной части, параметры рабочего тела по тракту, параметры технического совершенства, температуры экранов и стенок жаровой трубы. Сравнение результатов с экспериментальными данными, показало, что точность расчетов удовлетворяет требованиям этапа предварительного проектирования.

7. Применение системы «Afterburner» позволяет повысить эффективность процесса разработки форсажных камер за счет уменьшения времени проектирования и повышение обоснованности принятых решений путем анализа большого числа вариантов.

8. Система внедрена в процесс разработки форсажных камер на ФГУП «НПП «Мотор» и в учебный процесс ГОУ ВПО УГАТУ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Н. Упрощенная газодинамическая модель камеры сгорания для идеальной жидкости с подводом тепла // Изв. вузов. Авиационная техника. 1995.№ 1. С.37−42.
  2. Авиационный двигатель АЛ-31Ф. Назначение и устройство узлов, агрегатов и систем: Учеб. пособие /В.Ф.Харитонов, Л.Н.Тархов- УГАТУ. Уфа, 1994, 94 с.
  3. Ю. С. Проектирование форсажных камер и реактивных сопел ВРД. Рукопись. Уфа, 2005., 132 с.
  4. A.M., Кожинов Д. Г. Система конструирования среды для математического моделирования сложных технических систем // Изв. вузов. Авиационная техника. 1994. № 1. С.54−58.
  5. Аэродинамическая стабилизация пламени в форсажных камерах ТРДФ -Под ред. Лебедева Б. П. Труды ЦИАМ, № 781, 1977, 32 с.
  6. В.Я. Методика гидравлического расчета камер сгорания ГТД на ЭВМ // Технический отчет ЦИАМ № 6759, 1971. 96 с.
  7. А.И. Газовая динамика двигателей. М.: Оборонгиз, 1962. 468с.
  8. Выбор схемы форсажной камеры ВРД: Учебное пособие / Лукачев В.П.-Куйбышев: Изд-во КуАИ, 1982.-63с.
  9. И. И. Потери полного давления в кольцевом диффузоре за смесителем применительно к форсажной камере ТРДДФ.-М.: ЦИАМ, 1985.- 29 см.-(ЦИАМ.Труды- Вып.1133), 8 с.
  10. А. А. О механизме стабилизации пламени при подаче топлива или топливовоздушной смеси в зону циркуляции за плохо обтекаемым телом.-М.: ЦИАМ, 1983.-7 е.- (ЦИАМ.Труды- Вып.1082).
  11. С.А. Исследование течения и определение потерь полного давления в круглых, плоских, и кольцевых диффузорах. Технический отчет № 116 //Москва, ЦИАМ, 1960
  12. И.Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям. М.: Машиностроение, 1992. 168с.
  13. С.М., Талантов А. В. Теория и расчет прямоточных камер сгорания. М.: Машиностроение, 1964. 306с.
  14. А.А., Нихамкин М. А., Сандрацкий В. Д. Газотурбинные двигатели. Основы конструирования АД и ЭУ. М., Машиностроение, 2007, 396 с.
  15. Д.С. и др. Расчет и проектирование камер сгорания воздушно-реактивных двигателей в САПР. М.: МАИ, 1989. 52с.
  16. Д.Г. Применение метода Ньютона для решения задачи параметрического синтеза при моделировании технических объектов // рукописная работа, 2000. 4с.
  17. А.В., Харитонов В.Ф, Кожинов Д. Г. Система газодинамического анализа камер сгорания ГТД // Изв. вузов. Авиационная техника: 2000, № 4. — С.58−60.
  18. Конструкция и проектирование авиационных ГТД // Под ред. Хронина Д. В. М.: Машиностроение, 1989. 566с.21 .Кривошеее И. А. Формализация процесса проектирования и доводки двигателей с использованием CASE-технологии М: Изд-во МАИ, 2008.- 128с.
  19. . 77. О влиянии смешения на процесс горения топлива в первичной зоне камеры сгорания ГТД. Труды ЦИАМ № 1010, 1982 г. 22с.
  20. . П., Соркин Л. И., Галюн И. И., Брюшков Д. А. Экспериментальное исследование диффузоров форсажных камер ТРД. Труды ЦИАМ 278, Москва, 1958. 28с.
  21. Н.Н. Некоторые способы повышения эффективности кольцевого диффузора с большим углом раскрытия.' Труды ЦИАМ № 1112, Москва, 1984. 14 с.
  22. А. Процессы в камерах сгорания ГТД // Пер. с англ. М.: Мир. 1986. 566с.
  23. Л.Г. Механика жидкости и газа. М.:'Наука, 1987. 840с.
  24. А. И. Методика и результаты расчетов течений в каналах с внезапным расширением.-М.: ЦИАМ, 1980.-32 е.- 29 см.-(ЦИАМ.Труды- Вып.883)
  25. Г. И. Методы вычислительной математики. М.: Наука, 1989. 214с.
  26. .Г. Внутрикамерные процессы и автоматизированная доводка камер сгорания ГТД. Казань: изд. КГТУ, 2000. 168с.
  27. .Г., Явкин В. Б. Моделирование процессов в камерах сгорания ГТД // Известия вузов. Авиационная техника, 1995, № 1. С.47−50.
  28. Основы проектирования и характеристики газотурбинных двигателей. Под ред. Хауторна У. Р. и Олсона У. Т. //Пер. с англ. М.: Машиностроение, 1964. 648с.
  29. С. Численные методы решения задач теплообмена и динамики жидкостей. М.: Энергоатомиздат, 1984. 150с.
  30. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. М.: Высш. шк., 1989. 367с.
  31. Политехнический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 311 с.
  32. В.В., Арефьев К. М., Ахмедов Д. В. и др. Основы практической теории горения. Л.: Энергоатомиздат, 1986. 312с.
  33. Проектирование авиационных газотурбинных двигателей // Учебник под ред. Ахмедзянова A.M. М.: Машиностроение, 2000. 454с.
  34. Проектирование камер сгорания: учеб. пособие / В.Ф.Харитонов- Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. Уфа: УГАТУ, 2008.-138 с.
  35. Проектирование камер сгорания: Лабораторный практикум / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. Сост.: В. Ф. Харитонов, Н. С. Сенюшкин, А. В. Коновалова, А. В. Вишев, С. С. Евремов. Уфа, 2008. — 35 с.
  36. Ю.М. Камеры сгорания газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1984. 279с.
  37. Разработка мероприятий по улучшению экономичности и снижению массы форсажной камеры изд.20 на основе расчетов ее характеристик. Технический отчет по договору № 549−005 с ФГУП «НПП «Мотор» от 25.01.2001 -ЦИАМ, М: 2001.
  38. Результаты пространственного расчета течения применительно к форсажной камере изд.20. Техническая справка по договору № 549−05 с ФГУП
  39. НПП «Мотор» от 25.01.2001 ЦИАМ, М: 2001.
  40. .В., Белый С. Д. Физические основы рабочего процесса в камере сгорания воздушно-реактивного двигателя. М.: Машиностроение, 1964. 526с.
  41. А. Д., И.Ю., Доктор Экспериментальное определение конвективного теплообмена на стенках V-образного стабилизатора пламени. Труды ЦИАМ № 601, Москва, 1973. 5 с.
  42. Руководящий технический материал авиационной техники РТМ-1626−80 «Камеры сгорания ГТД. Метод поверочного гидравлического расчета на ЭВМ», 1980. 32с.
  43. САМСТО 1.17. Система- автоматизированного моделирования сложных технических объектов // Руководство пользователя. Уфа: УГАТУ, 2000. 35с.
  44. Т.К., Костерин В. А. Одномерная динамическая модель процесса горения в камере ВРД // Изв. вузов. Авиационная техника 1999. № 3. -С.59−63.
  45. Н.С., Харитонов В. Ф. Система многодисциплинарного анализа форсажных камер ТРДДФ Afterburner// Проблемы и перспективы авиационного двигателестроения: Научный сборник// УГАТУ — Уфа: УГАТУ, 2007. — 147с.
  46. Н.С., Харитонов В. Ф. Применение модульного метода при моделировании1 и проектировании камер сгорания ВРД / В. Ф. Харитонов, Н. С. Сенюшкин // Вестник УГАТУ, т. 11, № 2(28). -Уфа: изд. УГАТУ, 2008, -С.39−47.
  47. О.С. Прикладная гидрогазодинамика. -М.: Машиностроение, 1981. -374 с.
  48. Серегин А2.Н., Воронов JI.B. Конструкция газотурбинных двигателей. Форсажная камера авиационного ТРДДФ Д-30Ф6. Учебное пособие / Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2006. — 27 с.
  49. Г. С. Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкция и расчет деталей. -.М: Машиностроение, 1981. 550с.
  50. Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. Яз., 1993. -389с.
  51. Д.В., Серег-Элдин М.А. Расчеты трехмерных течений в камере сгорания газовой турбины // Энергетические машины, 1979, т. 101, № 3. -С.28−3 7.
  52. А.В. Горение в потоке. М., Машиностроение, 1978, 160 с.
  53. Технический отчет № 208 212 104. Разработка поверочного расчета на ЭВМ ЕС-1022 системы охлаждения ФК ТРДДФ, 1982. 86 с.
  54. Техническая справка по термометрированию основных конструктивных элементов форсажной камеры и регулируемого сверхзвукового сопла изд. «99». 99.12.73ТС., 1982. 24с.
  55. Трехмерное численное моделирование рабочего процесса в ФК ВРД. Технический отчет о НИР ФГУП «ВОПП «Мотор», Уфа, 2007. 31 е.,
  56. Л.И. Основы численных методов: Учеб. пособие. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987.-320с.
  57. Термодинамические и теплофизические свойства. продуктов сгорания. Т. 1 / Под ред. В. П. Глушко. М.: ВИНИТИ, 1971. 266с.
  58. А.П., Кривошеее И. А., Ахметзянов Д. А. САПР газотурбинных двигателей: Учебное пособие / Уфа: УГАТУ, 2005. 272 с.
  59. К. Вычислительные методы в динамике жидкости. М.: Мир, 1991. ч.1 и 2.
  60. В. Ф. Методы, используемые при моделировании камер сгорания ГТД // Изв. вузов. Авиационная техника: 2001, № 3. — С.23−25.
  61. Численное моделирование нестационарных явлений в газотурбинных двигателях: Научное издание / Августинович В: Г., Шмотин Ю. Н. и др. М.: Машиностроение, 2005. — 536 с.
  62. В. А., Рогожин Б. А., Янковский В. М. Предварительный расчет форсажной камеры сгорания ГТД. Казань: изд. КАИ, 1981. 44с.
  63. Aerothermodynamics of aircraft engine components. Edited by G. O. Oates. Published by AIAA, 1985. 55Ip.
  64. Anderson J. D, Computational Fluid Dynamics. The basics with applications. // McGraw-Hill Intern. Editions. 1995. 548p.
  65. Gay В., Middleton P. The solution of pipe network problems // Chem. Eng. Sci., V.26, 1971.-Pp. 109−123.
  66. Greyvenstein G.P., Laurie D.P. Segregated CFD approach to pipe network analysis // Litem. Journal for Numerical Methods in Engineering vol.37, 1994. — Pp. 3685−3705.
  67. Mongia H.C. Combustion modeling in design process: application and future direction. // AIAA paper, 1994, № 0466, 48p.
  68. RizkN.K., Mongia H.C. Tree-dimensional analysis of gas turbine combustors // Journal of Propulsion and Power, V. 7, 1991. Pp. 445−451.
  69. Stuttaford PJ., Rubini P.A. Assessment of a radiative heat transfer model for gas turbine combustor preliminary design // Journal of Propulsion andPower, V. 14, 1998. Pp. 66−73.
  70. Stuttaford P.J., Rubini P.A. Preliminary gas turbine combustor design using a network approach // Transactions of ASME: Journal of Engineering of Gas Turbines and Power, vol.1 19, July, 1997. Pp.546−552
Заполнить форму текущей работой