Экономическая сущность потребностей и предложения
Человеческие потребности весьма многообразны. В частности, по субъектам (носителям потребностей) различаются индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются потребности… Читать ещё >
Экономическая сущность потребностей и предложения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ЧитГУ) КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ Контрольная работа по дисциплине: «Экономическая теория»
Выполнила: ст. гр. АУС-08−2
Филимонова Н.А.
Проверила: преподаватель Жернова Н. М.
Чита 2009
1 Чем является суть закона возвышения потребностей?
2. Что такое предложение, суть закона предложения, факторы, влияющие на предложение
3. Задача
4. Тест Список использованных источников
1. В чем проявляется суть закона возвышения потребностей?
Потребление непосредственно связано с производством. На предприятиях расходуются жизненные силы и способности работников. Используется также сырье, топливо, машины и другие вещественные условия выпуска продукции, то есть совершается производительные потребление.
Вместе с тем потребление составляет особый — заключительный этап движения продукта, когда он идет на удовлетворение личных нужд людей. В это время полезные вещи известным образом исчезают в процессе непроизводительную потребления, после чего их требуется заново создавать.
Потребность — это особое психологическое состояние человека, ощущаемое или осознаваемое им как «неудовлетворенность», несоответствие между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности. Поэтому потребность становится побудителем активности, направленной на устранение возникшего несоответствия.
Человеческие потребности весьма многообразны. В частности, по субъектам (носителям потребностей) различаются индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и экономические.
Экономические потребности — это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. Именно они участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворенными запросами людей. Каково же это взаимодействие?
Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям.
Во-первых, оно создает конкретные блага и тем самым способствует удовлетворению определенных человеческих запросов. Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая полезная вещь, в свою очередь, ведут к появлению новых запросов.
Во-вторых, ускорение научно — технического прогресса коренным образом обновляет предметный мир и уклад жизни, порождает качественно новые потребности.
В-третьих, производство во многом влияет на способы применения полезных вещей, а тем самым формирует определенную бытовую культуру.
Экономические потребности оказывают обратное воздействие на производство.
Во-первых, потребности являются внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.
Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. В силу этого экономические потребности часто обгоняют производство.
В-третьих, ведущая роль потребностей ярко проявляется в том, что они вызывают движение хозяйственной деятельности — от низшей ступени ко все более высоким.
Современная цивилизации (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает несколько уровней потребностей:
— физиологические нужды (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода);
— потребности в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);
— необходимость в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы, в дружбе и любви);
— потребности в уважении (признании со стороны других людей, самоуважении, в потреблении определенного общественного положения);
— потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и способностей человека).
Потребность в саморазвитии потребность в уважении потребность в социальных контактах потребность в безопасности физиологические нужды Рис. 1. Пирамида потребностей современного человека.
Прогресс общества ярко проявляется в действии закона возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную (независимую от воли и желания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих нужд с развитием производства и культуры.
Некоторые ученые утверждают без всяких оговорок, что потребности людей все время растут безгранично. Однако на деле повышение потребностей не состоит в простом пропорциональном росте всех их видов. Быстрее всего насыщаются и имеют определенный предел увеличения нужды низшего порядка — социальные и интеллектуальные.
Вполне очевидно, что для правильной ориентации в практической хозяйственной деятельности важно знать, какие сдвиги происходят в структуре покупок населения каждой страны за определенной период. Зная это, руководители предприятий смогут определить, когда наступает предел насыщения потребностей населения в отношении определенных благ. Тогда можно своевременно переключиться на выпуск новых и более высококачественных продуктов, искать пути их продвижения на внутреннем и международном рынках.
И с теоретической, и с практической точек зрения несомненный интерес представляет вопрос, каковы варианты соотношения между потребностями, потреблением и производством в сегодняшней мировой экономике.
2. Что такое предложение, суть закона предложения, факторы, влияющие на предложение Предложение можно определить как совокупность товаров и услуг, которые находятся в данный момент на рынке и которые продавцы (производители) готовы продать при существующих ценах.
Величина предложения, или количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж, имеющим место на рынке.
С одной стороны, если рыночная цена оценивается продавцами как недостаточно высокая для покрытия их издержек, величина предложения будет существенно меньше, чем объемы реального производства (особенно по товарам подлежащим хранению). С другой стороны, назначение государством высоких цен на какую — либо продукцию может вызвать значительный интерес среди фирм — производительниц и рост величины предложения, однако объем продаж, определяемый как поведением продавцов, так и поведением покупателей, может быть при этом достаточно слабым.
При анализе рыночной конъектуры различают рыночное и индивидуальное предложение.
Рыночной объем предложения является агрегированной величиной и может быть получен путем суммирования объемов предложения отдельных производителей при всех возможных ценах. При этом предполагается неизменность всех прочих факторов, в том числе цен на ресурсы, которыми пользуются производители.
Величина предложения находится в тесной зависимости не только от цен, но и от других параметров рыночной конъюнктуры. Данную зависимость называют функцией предложения и в наиболее общем виде записывают по аналогии с функцией спроса:
Qs = Qs (C, P1,…, Pi,…, Pj,…, Tx,…),
Где Qsвеличина предложения на товар I;
С — уровень издержек фирмы;
P1,…, Pj — цены на все товары и услуги, в том числе и на рассматриваемый товар;
Tx — налоги и т. д.
Если допустить, что все неценовое факторы для рассматриваемого периода являются неизменными, то можно перейти к функции предложения от ценны:
Qs = Qs (Pi),
А также дать ее графическое изображение в виде кривой предложения.
Для большинства конкретных рынков кривая предложения имеет возрастающий характер, поскольку чем выше рыночная цена, тем больше количество фирм захотят производить и продавать данный товар. Так, более высокая цена может позволить существующим фирмам расширить свое производство путем привлечения дополнительной рабочей силы или увеличения масштабов производства.
Прямую зависимость между ценой и величиной предложения называют законом предложения.
Для большинства конкретных рынков кривая предложения имеет возрастающий характер, поскольку чем выше рыночная цена, тем больше количество фирм захотят производить и продавать данный товар. Так, более высокая цена может позволить существующим фирмам расширить свое производство путем привлечения дополнительной рабочей силы и увеличения масштабов производства.
Прямую зависимость между ценой и величиной предложения называют законом предложения.
Оценка рыночного предложения | |||||||
Предположим, что на местном рынке действуют шесть фирм, реализующих стройматериалы по ценам не ниже указанных в таблице: | |||||||
Фирма | А | Б | В | Г | Д | Е | |
Цена, у. е/шт. | |||||||
Объем продаж, тыс.шт. | |||||||
Определим рыночное предложение на данном рынке. Если цена меньше минимально допустимого уровня P<240 у.е., то ни одна фирма не предложит товар на рынок, Qs=0. Если 240 | |||||||
Цена (P) | P240 | 240P250 | 250P260 | 260P280 | 280P290 | P290 | |
Величина предложения (Qs) | |||||||
Построим для рассматриваемого рынка кривую рыночного предложения. Как и для кривой спроса, по вертикальной оси отложим цены, а по горизонтальной — качество предлагаемых на рынок товаров. | |||||||
Таблица 1 — Действия закона предложения на примере На графике наглядно видна прямая зависимость между ростом цен и динамикой рыночного предложения. Вместе с тем в отличие от закона спроса, практически не имеющего исключений, закон предложения не носит универсального характера. В дальнейшем мы будем рассматривать возрастающий характер кривой предложения лишь как наиболее часто встречающийся случай наряду с другими возможными вариантами.
Цена (P)
280 S
0 1000 1200 1600 2600 3600 Количество (Q)
Рисунок 1 — Кривая предложения Как и при рассмотрении спроса, следует различить изменения предложения и изменения величины предложения.
Так, например, снижение стоимость сырья может повысить прибыльность производства, создать стимулы к его дальнейшему развитию и предоставить новым фирмам возможность выхода на рынок со своей продукцией. Поэтому, даже если цена сохраняется на прежнем уровне, можно ожидать увеличения выпуска продукции.
280 S
260 S'
0 1000 1200 1600 2600 3600 Количество (Q)
Рисунок 2 — предложения К наиболее значимым неценовым факторам предложения относятся:
1) издержки производства.
Величина издержек определяется ценой на ресурсы, используемые фирмой в производственной деятельности, включая заработную плату, процент за кредит, стоимость сырья и другие показатели. Чем ниже производственные затраты, тем выше прибыльность производства и значительнее рыночное предложение товаров;
2) уровень налогообложения.
Сокращение величины налогов с компаний, как правило, является положительным фактором развития и также ведет при прочих разных условиях к росту предложения;
3) технология производства.
Усовершенствование технологии ведет в конечном счете к сокращению производственных затрат, повышению эффективности производства, росту производительности труда и также увеличивает предложение;
4) экономические ожидания производителей.
В большинстве случаев благоприятные ожидания экономических субъектов создают дополнительные стимулы для развития производства и, как следует, ведут к росту предложение.
5) количество производителей.
Чем больше число фирм действует на рынке данного вида продукции, тем больше его совокупное рыночное предложение. Например, монополизация отрасли даже при неизменности общего объема производственных мощностей может привести к сокращению рыночного предложения.
6) цены на сопряженных рынках:
Цены на товары — конкуренты в производстве (рост цен на экологически чистую продукцию может стимулировать фермера сократить предложение продуктов, выращенных при помощи «химии»;
Цены на товары, производимые «совместно» с рассматриваемым товаром (рост цены на нефть может вызвать рост предложения нефтепродуктов).
3. Задача Для окраски летнего дачного домика Вам требуется 50 банок краски. У Вас же имеется всего 49 банок. Можно ли утверждать, что 50-я банка, без которой домик останется недокрашенным, обладает для Вас наибольшей полезностью и что подобная ситуация опровергает закон убывающей предельной полезности?
Решение:
50 — л банка, без которой должен останется не докрашенным обладает наибольшей полезностью и поэтому подобная ситуация опровергает закон убывающей предельной полезности.
4. Тест
«Экономическими» благами являются:
а) выпеченный хлеб;
б) деревья в лесу;
в) уголь в недрах земли;
г) книги в магазинах.
Ответ: а, г.
Список использованных источников
1. Николаева, И. П. Экономическая теория: Учебник для вузов /Под ред. проф. И. П. Николаевой. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2007. — 510 с.
2. Муталимов, М. Г. Основы экономической теории: Учеб. — метод. пособие. — МН.: Интерпрессервис, Экоперспектива 2007. — 464 с.
3. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. — М.: Юристъ, 2007. — 568 с.
4. Елецкий, Н. Д. Экономическая теория: Учебное пособие для студентов вузов. Серия «Учебный курс». — Ростов-н /Д: Издательский центр «МарТ», 2006. — 400 с.