Разработка технологического процесса на ремонт корпуса водяного насоса
Гальваническое наращивание (хромирование) б) Гальваническое наращивание (осталивание) в) механическая обработка (накатка) г) вибродуговая наплавка под слоем флюса д) постановка дополнительной ремонтной детали Заключение: Рациональным способом устранения данного дефекта принять постановку дополнительной ремонтной детали. Гальваническое наращивание (хромирование) б) Гальваническое наращивание… Читать ещё >
Разработка технологического процесса на ремонт корпуса водяного насоса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
Автомобильный транспорт является одной из составных частей народного хозяйства России, связующим звеном между производителями промышленной продукции, источниками сырья, технологии сельскохозяйственного производства, железной дорогой, речными, морскими и авиационными сообщениями, осуществляет большую часть городских и междугородних перевозок грузов и пассажиров. Автомобильная промышленность нашей страны совершенствует конструкцию выпускаемых автомобилей с целью снижения расхода топлива, уменьшения загрязнения окружающей среды, повышения безопасности на дорогах.
В отличие от других стран Россия имеет неблагополучные условия для эксплуатации автомобилей. Это объясняется многими причинами; одна из них — обширность территории и большое различие климатических условий, в которых эксплуатируется подвижной состав. Россия делится на две климатические зоны: умеренную и холодную, к последней относится 80% территории страны. Понятно, что для эксплуатации в данных условиях к автомобилям предъявляются повышенные требования. Необходимо отметить, что отечественный автомобиль изначально конструируется с учетом условий эксплуатации.
В процессе эксплуатации автомобили изнашиваются и стареют, для увеличения срока службы автомобилям проводят техническое обслуживание, но это не решает проблемы износа деталей и их приходится ремонтировать.
Ремонт автомобилей является объективной необходимостью, которая обусловлена техническими и экономическими причинами.
Во-первых, потребности народного хозяйства в автомобилях частично удовлетворяются путем эксплуатации вновь отремонтированных автомобилей.
Во-вторых, ремонт обеспечивает дальнейшее использование тех элементов автомобиля, которые не полностью изношены. В результате сохраняется значительный объем предыдущих работ.
В-третьих, ремонт способствует экономии материалов, идущих на изготовление новых деталей.
АРП, получив значительное развитие, еще не в полной мере реализует свои потенциальные возможности. По своей эффективности, организационному и техническому уровню оно все еще отстает от основного автопроизводства, качество ремонта остается низким, стоимость высокой, уровень механизации достигает лишь 25−40%, вследствие чего производительность труда ниже в два раза, чем в автомобилестроение.
Наряду с поиском путей и методов повышения надежности, которые закладываются в конструкцию автомобиля при проектировании и внедряются в сфере производства, необходимо изыскивать пути и методы для решения той же задачи в сфере эксплуатации и ремонта.
Повышение технической готовности автомобиля можно достичь за счет усовершенствования технологии ремонта подвижного состава, улучшения организации работы технической службы, отдельных зон, участков, повышение дисциплины работников, организации выпуска и реставрации запасных частей автомобиля. Необходимо усилить контроль над качеством выполняемых работ.
Большая часть восстанавливаемых деталей приходится на слесарно-механический участок. Он является одним из основных участков, входящих в техническую службу АРП. На данном участке в большей степени ремонтируются главные детали основных агрегатов и узлов автомобилей, таких как балки передних мостов, задние мосты, карданные валы и т. д. От точности оборудования и качества ремонта деталей зависят сроки эксплуатации автомобилей после ремонта, что оказывает большое влияние на себестоимость эксплуатации подвижного состава.
В ходе эксплуатации автомобиля, часто происходит перегрев двигателя это связано с плохой работоспособностью водяного насоса.
Задачи курсового проекта:
— Изучить техническую документацию
— Разработка маршрутов ремонта корпуса водяного насоса
— Выбор способов устранения дефектов
— Изучить схемы технологического процесса
— Разработка технологического процесса на ремонт корпуса водяного насоса
— Расчет операций технологического процесса
— Разработка приспособления для ремонта корпуса водяного насоса
1. Технологический раздел
1.1 Технологическая документация Таблица 1 — Технологические данные на корпус водяного насоса
Деталь: корпус водяного насоса | |||||||
№ детали: 130−1 307 013 | |||||||
Материал: Чугун серый СЧ 15−32 ГОСТ 1412–54 Твердость НВ 163−229 | |||||||
№ | Наименование дефектов | Способ установления дефектов и измерительные инструменты | Размеры, мм | Заключение | |||
номина; льный | допуст. без рем. | допуст. для рем. | |||||
Обломы на корпусе, кроме указанных в пункте 2 | Осмотр. | ; | -; | -; | Браковать | ||
Обломы буртика канавки под замочную пружину шарикового подшипника, подводящего патрубка или захватывающее отверстие под болты. | Осмотр. | -; | —; | -; | Ремонтировать. Наплавка. При значительных обломах подводящего патрубка постановка насадки. | ||
Трещины на корпусе. | Осмотр. Испытание водой под давлением 3 кг/см2 | -; | -; | —; | Ремонтировать. Заварка. Заделка эпоксидными смолами. | ||
Риски, задиры или износ торца под упорную шайбу крыльчатки водяного насоса. | Шаблон 27,2 мм. Штангенглубомер. Контролировать расстояние от плоскости корпуса под упорную шайбу. | 26,2 — 0,24 | Не более 27,2 при отсутствии рисок и задиров. | Более 27,2 или наличии рисок и задиров. | Ремонтировать. Шлифование торца «как чисто» до размера 27,2 мм. | ||
Износ отверстия под передний шариковый подшипник. | Пробка 47,05 мм или нутрометр индикаторный 35−50 мм. | —; | —; | —; | Ремонтировать. Постановка втулки. | ||
Износ отверстия под задний шариковый подшипник | Пробка 62,05 или нутрометр индикаторный 50−100мм. | 62,05 | Более 62,05 | Ремонтировать. Постановка втулки. | |||
1.2 Разработка маршрутов ремонта корпуса водяного насоса двигателя ЗИЛ Маршрут № 1
1 Трещина на корпусе
2 Износ отверстия под передний шариковый подшипник
3 Износ отверстия под задний шариковый подшипник Маршрут № 2
1 Обломы буртика канавки под замочную пружину шарикового подшипника, подводящего патрубка или захватывающее отверстие под болты
2 Риски задиры или износ торца под упорную шайбу крыльчатки водяного насоса
3 Трещина на корпусе Маршрут № 3
1 Трещина на корпусе
2 Износ отверстия под задний шариковый подшипник
3 Риски задиры или износ торца под упорную шайбу крыльчатки водяного насоса Заключение: для разработки технологического процесса принять маршрут № 1, т.к. данный маршрут включены дефекты часто встречающиеся в процессе эксплуатации двигателя ЗИЛ.
1.3 Выбор рациональных способов устранения дефектов по принятому маршруту№ 1
Трещина на корпусе:
а) электродуговая сварка переменным током б) электродуговая сварка постоянным током в) газовая сварка г) заделка эпоксидной пастой д) слесарно-механическая обработка (штифтование) е) постановка дополнительной ремонтной детали Заключение: Рациональным способом устранения данного дефекта принять электродуговая сварка постоянным током.
Преимущество этого способа перед остальными заключается в простоте технологического процесса и применяемого оборудования, невысокой квалификации ремонтных рабочих, простоте и относительно высокой скорости выполнения операции. Недостатки: низкий КПД, зависимость качества работы от уровня квалификации сварщика. Другой недостаток электродуговой сварки — слабые гигиенические характеристики.
Износ отверстия под передний шариковый подшипник:
а) Гальваническое наращивание (хромирование) б) Гальваническое наращивание (осталивание) в) механическая обработка (накатка) г) вибродуговая наплавка под слоем флюса д) постановка дополнительной ремонтной детали Заключение: Рациональным способом устранения данного дефекта принять постановку дополнительной ремонтной детали.
Преимущество этого способа перед остальными заключается в простоте технологического процесса и применяемого оборудования, невысокой квалификации ремонтных рабочих, простоте и относительно высокой скорости выполнения операции.
Недостатки: большие затраты.
Износ отверстия под задний шариковый подшипник:
а) Гальваническое наращивание (хромирование) б) Гальваническое наращивание (осталивание) в) механическая обработка (накатка) г) вибродуговая наплавка под слоем флюса д) постановка дополнительной ремонтной детали Заключение: Рациональным способом устранения данного дефекта принять постановку дополнительной ремонтной детали.
Преимущество этого способа перед остальными заключается в простоте технологического процесса и применяемого оборудования, невысокой квалификации ремонтных рабочих, простоте и относительно высокой скорости выполнения операции. Недостатки: большие затраты.
1.4 Разработка схем технологического процесса на ремонт корпуса водяного насоса двигателя ЗИЛ Таблица 2
Дефект | Способ устранения | Шифр | Номер операции | Наименование и содержание операции | Установочная база | |
Трещина на корпусе. | Электродуговая сварка (постоянным током) | Сварочная: Заварить трещину на корпусе водяного насоса | Торцевые поверхности водяного насоса. | |||
Слесарная: Зачистить трещину на корпусе водяного насоса. | Торцевые поверхности водяного насоса. | |||||
Износ отверстия под передний шариковый подшипник. | Постановка втулки. | Токарная: Расточить отверстие под больший размер втулки корпуса водяного насоса. | Торцевые поверхности водяного насоса. | |||
Прессовая: Запрессовать втулку в рассверленное отверстие корпуса водяного насоса. | Торцевые поверхности водяного насоса. | |||||
Токарная: Расточить отверстие под номинальный размер втулки корпуса водяного насоса. | Торцевые поверхности водяного насоса. | |||||
Износ отверстия под задний шариковый подшипник. | Постановка втулки. | Токарная: Расточить отверстие под больший размер втулки корпуса водяного насоса. | Торцевые поверхности водяного насоса. | |||
Прессовая: Запрессовать втулку в рассверленное отверстие корпуса водяного насоса. | Торцевые поверхности водяного насоса. | |||||
Токарная: Расточить отверстие под номинальный размер втулки корпуса водяного насоса. | Торцевые поверхности водяного насоса. | |||||
Контрольная Произвести контроль качества ремонта цапфы поворотной в соответствии с требованиями технических условий на капитальный ремонт автомобиля ЗИЛ 431 410 | Торцевые поверхности водяного насоса. | |||||
1.5 Разработка технологического процесса на ремонт корпуса водяного насоса двигателя ЗИЛ Таблица 3
шифр | Наименование и содержание операции | Оборудование | Приспособления | Инструменты | ||
Рабочий | Измерительный | |||||
Сварочная: Переход 1: заварить трещину на корпусе водяного насоса L=25мм. | .Сварочный агрегат ПСО-300.Макс.напряжение 300 А | Держатель электродов, тиски. | Электрод ?2мм ЦЧ-4 ГОСТ 9466–75 | Штангенциркуль ЩЦ-1−125−0,1 ГОСТ 166–89 | ||
Слесарная: Переход 1: зачистить трещину на корпусе водяного насоса L=25мм | Верстак слесарный | Тиски слесарные | Шлифовальный круг ?32 Э 80 СМ 2К ГОСТ 10 543–75 | Штангенциркуль ЩЦ-1−125−0,1 ГОСТ 166–89 | ||
Токарная: Переход1:расточить отверстие под передний шариковый подшипник ?47,1 до ?54мм и h=25мм Переход2: расточить отверстие под задний шариковый подшипник ?62,1до ?70мм и h=25мм | Токарно-винторезный станок 1М63, N=23 кВТ nmin=180об/мин nmах=1600об/мин | Тиски слесарные, патрон 3х кулачковый | Резец расточной р1р89, ГОСТ 20 872–80 | Штангенциркуль ЩЦ-1−125−0,1 ГОСТ 166–89 | ||
Прессовая: Переход1:запрессовать втулку в отверстие под передний шариковый подшипник водяного насоса, внутренний ?54мм, наружный ?54,01 мм h=25мм. Переход2:запрессовать втулку в отверстие под задний шариковый подшипник водяного насоса, внутренний ?70мм, наружный ?70,01 мм h=25мм | Пресс гидравлический, Р-10 тонн | Подставка | 1.1 Оправка | Штангенциркуль ЩЦ-1−125−0,1 ГОСТ 166–89 | ||
Токарная: Переход1: расточить отверстие во втулке переднего шарикового подшипника водяного насоса под номинальный размер ?46,5 мм. h=25мм. Переход2: расточить отверстие во втулке заднего шарикового подшипника водяного насоса под номинальный размер ?61,5 мм h=25мм. | Токарно-винторезный станок модели 1М63, станок N=23 кВТ nmin=180об/мин nmах=1600об/мин | Тиски слесарные, патрон 3х кулачковый | Резец расточной р1р89, ГОСТ 20 872–80 | Штангенциркуль ЩЦ-1−125−0,1 ГОСТ 166–89 | ||
Контрольная: Произвести контроль качества ремонта корпуса водяного насоса в соответствии с требованиями технических условий на капитальный ремонт двигателя ЗИЛ 431 410 | Стол ОТК | Штангенциркуль ШЦ- 1−125−0,1 ГОСТ 166–89 Нутрометр индикаторный ГОСТ 150–55 | ||||
1.6 Расчет норм времени технологического процесса на ремонт корпуса водяного насоса двигателя ЗИЛ ремонт насос двигатель водяной
020 прессовая:
Переход1:запрессовать втулку в отверстие под передний шариковый подшипник водяного насоса, внутренний ?54мм, наружный ?54,01 мм h=25мм.
[Таблица 16. МУ]
(1)
где норма неполного оперативного времени на обработку единицы детали
— коэфицент результирующий
(2)
К=0,8*1,5*1,8=2,16
2,16=0,92(мин)
1 Расчет штучного времени где ТШ-штучное время ТШ=(Тву+Тноп*К)*(L+)(мин), (3)
где ТВУ-норма времени связанное с установкой и снятием детали Х-величина процентного отношения [Таблица 22 МУ]
ТШ=(14+0,92*2,16)*(3+)=48,6(мин)
2 Определение величины продолжительно заключительного времени (Тпз)
[Таблица 23. МУ]
3. Нв= (шт) (4)
где Тсмпродолжительность рабочей смены при пятидневной недели Тсм=492(мин) Нв==29(шт) Расчет технически обоснованной (штучно-калькуляционной) нормы времени.
Тн=Тш+(мин), (5)
Тн=16,8+
015 токарная
1этап Переход 1: расточить отверстие под передний шариковый подшипник ?47,1 до ?54мм и h=25мм.
Переход 2: расточить отверстие под задний шариковый подшипник ?62,1до ?70мм и h=25мм.
Выбор и расчет режима резания.
Переход 1:
1 Расчет припуска на обработку
(1)
2 Определить глубину резания
t=3,4(мм) (2)
3 Расчитать число проходов.
(3)
=1
4 определить теоретическую подачу. [Таблица 9 МУ]
Sт = 0.10 — 0.15 (мм/об) (4)
5 Определить фактическую подачу по паспорту станка. Таблица 10МУ]
Sф = 0.10 — 0.15 (мм/об) (5)
6 Определить теоретическую скорость резанья
Vт = 199 (об/мин) (6)
7 Рассчитать теоретическое число оборотов
=, (7)
Vф=(об/мин) (8)
Переход 2:
1 Расчет припуска на обработку
(1)
2 Определить глубину резания [таблица 2]
t=4(мм) (2)
3 Расчитать число проходов
(3)
4 Определить теоретическую подачу.
[Таблица 9МУ]
Sт = 0.10 — 0.15 (мм/об) (4)
5 Определить фактическую подачу по паспорту токарно-винторезного станка 1М63
[Таблицa 10МУ]
Sф = 0.10 — 0.15 (мм/об) (5)
6 Определить теоретическую скорость резанья
Vт = 199 (об/мин) (6)
7 Рассчитать теоретическое число оборотов
=, (7)
Пф=1600об/мин. По паспорту токарно-винторезного станка 1М63.
Vф=(об/мин) (8)
2этап.
Расчет норм времени.
Переход 1:
1 Расчет основного времени
(1)
2 Определить вспомогательное время связанное с переходом Твп=1,2 мин [Таблица№ 13МУ]
3 Рассчитать вспомогательное время с установкой и снятием детали [Таблицa14МУ]
Тву=0,7 (мин)
4 Рассчитать вспомогательное время.
(2)
Переход 2:
1 Расчет основного времени
(1)
2 Определить вспомогательное время связанное с переходом Твп=1,2(мин) [Таблица№ 13МУ]
3 Рассчитать вспомогательное время с установкой и снятием детали.
Тву=0,7 (мин) [Таблица № 14МУ]
4 Рассчитать вспомогательное время.
(2)
Тв= (3)
5 Рассчитать оперативное время.
То= То1+То2, (4)
То=0,1+0,1=0,2(мин) Топ=То+Тв, (5)
Топ= 0,2+3,8=4(мин)
6 Рассчитать дополнительное время
Тдоп=
Тдоп (6)
7 Рассчитать штучное время Тш=Топ+Тдоп, Тш= 4+0,32=4,32(мин) (7)
8 определение подготовительно — заключительное время Тп-з=11(мин) Таблица 16 МУ
9 Рассчитать сменную норму выработки.
[ Таблица№ 11МУ]
(8)
12 Рассчитать штучно-калькуляционное время
(9)
(10)
2. Конструкторский раздел Приспособление для ремонта корпуса водяного насоса двигателя ЗИЛ.
2.1 Назначение, устройство и работа Назначение:
Предназначено для ремонта корпуса водяного насоса двигателя ЗИЛ.
Устройство Состоит: из вала, цапфы и трех шпилек.
Рисунок 1 cхема приспособления Работа: корпус водяного насоса устанавливается на трех шпильках в приспособлении и затягивается тремя гайками.
2.2 Инструкции По правилам эксплуатации Устройство является специальным и может применяться только для ремонта корпуса водяного насоса. При ремонте других агрегатов надежность конструкции не может быть обеспечена.
По технике безопасности Перед началом работ необходимо проверить исправность резьбовых соединений. При эксплуатации необходимо иметь первоначальные навыки владения приспособлением.
Рабочий, эксплуатирующий данное приспособление, должен быть обеспечен специальной одеждой.
Рабочее место должно быть оборудовано в соответствии с требованиями по организации рабочих мест.
Заключение
На основании проведения курсового проекта были выявлены следующие недостатки в процессе эксплуатации корпуса водяного насоса двигателя ЗИЛ:
— преимущественное применение ручного труда при проведении ремонтных работ;
— отсутствие необходимых средств диагностики;
— отсутствие необходимого технологического оборудования и инструмента для проведения ТР (необходимый измерительный инструмент и т. д.);
— отсутствие оборудования для проверки качества произведённых работ;
— нерациональное использование рабочего времени; - несовершенство применяемых методик ремонта;
Вследствие того что подвижной состав разнообразен и состоит из множества разноимённых марок. Для совершенствования технологического процесса ремонта рекомендуется внедрить следующее оборудование и инструмент:
— приспособление для ремонта корпуса водяного насоса Данное оборудование можно приобрести у фирм производящих подобное оборудование. Даже внедрение только этого оборудования позволит повысить степень механизации.
В ходе проведения курсового проекта были выполнены четко поставленные задачи:
— Изучить техническую документацию
— Разработка маршрутов ремонта корпуса водяного насоса
— Выбор способов устранения дефектов
— Изучить схемы технологического процесс
— Разработка технологического процесса на ремонт корпуса водяного насоса
— Расчет операций технологического процесса
— Разработка приспособления для ремонта корпуса водяного насоса Список литературы
1. Библиографическое описание документов. Общие требования и правила составления
2. Боднев А. Г., Шаверин А. Г. Лабораторный практикум по ремонту автомобилей. М.: Транспорт, 2009. — 117с
3. Вергазов М. К. Техническое обслуживание автомобилей и двигателей. Пособие по курсовому проектированию Омск: ОАТК, 2009 г. — 78с.
4. Карагодин В. И. Мелков.Н.Н Ремонт автомобилей и двигателей 2009г
5. Кузнецов Ю. М. Охрана труда
6. Клейнер Б. С., Тарасов В. В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Транспорт, 2011 г. — 237с.
7. Колесник П. А. Шейнин В. А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник для ВУЗов. М.: Транспорт, 2009 г. — 325с.
8. Методическое указание к выполнению курсовой работы по дисциплине «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Составитель Демиденко О. В. Омск.: СибАДИ, 2009 г. — 48с.
9. Методическое пособие по выполнению курсового проектирования.
10. Методические указания по техническому нормированию прессовых работ, Омск 2008г
11. Методические указания по техническому нормированию шлифовальных работ, Омск 2009 г.
12. Нормы затрат на ТО и ТР автомобилей.
13. Общие правила выполнения чертежей. ЕСКД: сборник. — М.: Издательство стандартов, 2010 г. — 226с
14. Правила по охране труда на автомобильном транспорте — М.: Транспорт, 2012г
15. Технические условия на капитальный ремонт автомобиля ЗИЛ