Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Экономические циклы: понятие, фазы, механизм развития

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При реализации монетарной политики рельефно проявляется некая циклическая асимметрия. В отношении политики «дорогих» денег следует признать ее достаточную результативность: гарантируя уменьшение денежного предложения в стране, она в значительной степени обеспечивает преодоление инфляции (во всяком случае, инфляции спроса, вызванной к жизни действием комплекса ее монетарных факторов). Зато… Читать ещё >

Экономические циклы: понятие, фазы, механизм развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему

«Экономические циклы: понятие, фазы, механизм развития»

Содержание Введение Глава 1. Экономический цикл и его фазы

1.1 Понятие цикличности, характеристика экономических циклов

1.2 Причины цикличности

1.3 Цикличность как форма экономической динамики Глава 2. Теории цикла

2.1 Основные теории циклического развития экономики

2.2 Меры государственной антициклической политики Глава 3. Современность и экономические циклы

3.1 Особенности современных экономических циклов

3.2 Политика краткосрочной стабилизации Заключение Список литературы Приложения

Введение

Рыночная экономика обладает склонностью к повторению экономических явлений, что позволяет выявить «циклический» характер её развития.

Cо времен экономических кризисов первой половины XIX столетия ученые-экономисты пытаются найти причины и объяснить, почему это происходит через определенные промежутки времени с упорным постоянством. Проблема имеет столь огромное значение, что ее не обошел практически ни один экономист XIX и XX веков. Данная тема является актуальной, так как преобладающее место заняла идея взгляда на цикл как на единый процесс, последовательно проходящий через фазы кризисов и подъёмов, а не просто как на случайную последовательность кризисов, прерывающих время от времени ход воспроизводства.

На изменение характера цикла большое влияние оказывает государственная антициклическая политика. Реализация её должна сочетать в себе достижение противоположных целей: с одной стороны, предотвращение спада производства и роста безработицы, а с другой — предотвращение развития инфляции.

Цель данной курсовой работы состоит в раскрытии и изучении сущности экономических циклов и их роли в экономическом развитии.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть сущность экономического цикла и его видов;

1. Рассмотреть характер и закономерности развития различных видов циклов;

3. Рассмотреть основные фазы цикла;

4. Изучить основные подходы к классификации циклов;

5. Проанализировать возможности антициклического регулирования.

Объектом исследования является экономический цикл.

Предметом исследования являются механизмы развития и государственного регулирования циклического развития экономики.

При написании курсовой работы была использована научная литература различных авторов, периодические издания, данные статистики.

Структура работы выстроена в соответствии с целью, задачами и логикой исследования; состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели и задачи, определён объект и предмет исследования. В первой главе «Экономический цикл и его фазы» раскрываются понятия цикличности, цикла и его характеристика. Во второй главе «Теории цикла» раскрываются основные теории циклического развития экономики, меры государственной антициклической политики; третья глава «Современность и экономические циклы» посвящена особенностям современных экономических циклов, политике краткосрочной стабилизации.

В заключении сформулированы основные выводы по исследованию экономических циклов и государственного регулирования.

Глава 1. Экономический цикл и его фазы

1.1 Понятие цикличности, характеристика экономического цикла Цикличность — это форма движения национальной экономики и мирового хозяйства в целом, предполагающая смену революционных и эволюционных стадий развития экономики, экономического прогресса.

Циклическое развитие экономики характеризуется высоким уровнем экономической активности в течение длительного времени, а затем спадом этой активности до уровня ниже допустимого.

Цикличность предполагает отклонение экономики от состояния равновесия.

Цикл — совокупность факторов, определяющих состояние экономики, устойчиво и случайно реализуемых в процессе перехода от одной фазы к другой. [3, с. 250] Экономический цикл является общей чертой почти во всех областях хозяйственной жизни и для всех стран с рыночной экономикой.

Цикличность весьма чувствительна к государственному воздействию на социально-экономические процессы. Циклический характер экономического развития в основном обусловлен нарастанием, обострением и разрешением внутренних противоречий экономической системы. К настоящему времени экономическая наука различает несколько десятков типов циклов, которые подробнее будут рассмотрены ниже.

Экономический (деловой) цикл — колебание уровня экономической активности фактического ВВП, когда периоды подъема сменяются периодами спада экономики; процесс прохождения рыночной экономики от одной фазы до следующей такой же. [3,с. 251]

В классическом смысле экономический цикл включает в себя четыре фазы: кризис, депрессия, оживление, подъём. (см. Приложение А).

Кризис (спад, рецессия) характеризуется резким ухудшением всех параметров экономического развития: резким сокращением объёмов производства, размеров доходов, занятости, инвестиций, падением цен, затовариванием и частичным разрушением производительных сил.

Депрессия (стагнация) — низшая точка спада характеризуется тем, что производство и не растёт, и не падает, а также массовой безработицей, низким уровнем заработной платы, ссудного процента, сокращением товарных запасов, приостановкой падения цен.

Оживление (экспансия), или фаза восстановления, характеризуется: массовым обновлением основного капитала, сокращением безработицы, ростом заработной платы, цен, процентных ставок и повышением спроса на предметы потребления.

Подъем (бум, пик) характеризуется: значительным превышением предкризисного уровня производства, ростом инвестиций, курсов ценных бумаг, процентных ставок, цен, заработной платы, прибыли и сокращением безработицы.

Современная западная экономическая теория использует агрегированное деление, вычленяя две фазы: рецессию и подъем. Под рецессией понимаются кризис и депрессия, под подъёмом — оживление и бум.

В зависимости от того, как колеблется значение экономических показателей в процессе экономического цикла, эти показатели подразделяются на:

а) проциклические (совокупный объем производства, денежные агрегаты, общий уровень цен, прибыли корпораций и т. п.). Эти параметры возрастают в фазе подъема и сокращаются в фазе спада;

б) контрциклические (уровень безработицы, число банкротств, размеры производственных запасов готовой продукции). Данные параметры во время подъёма сокращаются, а во время спада увеличиваются;

в) ациклические (объем экспорта). Их динамика не связана с какими-либо фазами экономического цикла.

1.2 Причины цикличности Причины циклического развития экономики отдельными теориями объясняются по-разному. С момента возникновения кризиса многие исследователи придерживались мнения о том, что они вызываются внешними по отношению к экономике потрясениями (шоками) и не являются внутренне присущей ей родовой чертой. Для современных теорий характерны меньшая категоричность и однозначность. Признавая наличие внешних факторов, влияющих на экономическую динамику, экономисты объясняют существование циклов и внутренними причинами.

Итак, экстернальные теории объясняют экономический цикл внешними причинами: возникновением пятен на Солнце, которые ведут к неурожаю и общему экономическому спаду (У. Джевонс, В. Вернадский); войнами, революциями и другими политическими потрясениями; освоением новых территорий и связанной с этим миграцией населения, колебаниями численности населения земного шара; мощными прорывами в технологии, позволяющими коренным образом изменить структуру общественного производства. Интернальные теории рассматривают экономический цикл как порождение внутренних причин: соотношение оптимизма и пессимизма в экономической деятельности людей (В. Парето, А. Пигу); избыток сбережений и недостаток инвестиций (Дж. М. Кейнс); противоречие между общественным характером производства и частным присвоением (К. Маркс); нарушение в области денежного спроса и предложения (И. Фишер, Р. Хоутри); перенакопление капитала (М. Туган-Барановский, Г. Кассель, А. Шпитхоф); недопотребление и бедность населения (Т. Мальтус) и др. Такое обилие взглядов объясняется сложностью и важностью данного экономического процесса. Можно с уверенностью утверждать, что причины циклических колебаний многофакторны. Если в марксизме к ним относят антагонистические противоречия капитализма, то в кейнсианстве колебания макроэкономических факторов рассматриваются как неизбежность. Авторы убеждены, что причиной циклических колебаний являются возникающие в экономической системе критически неравновесные отклонения. Многообразие исходных состояний системы и данных отклонений от равновесного соотношения совокупного спроса и совокупного предложения определяет различия в формах реакции на отклонения, а значит и на направления экономического развития и реализацию циклов.

Причиной современного текущего процесса (с августа 2008) многие исследователи называют отрыв результатов развития виртуальной (финансовой) экономики от реальной. [22, с. 514]

1.3 Цикличность как форма экономической динамики В рыночной системе цикличность в неразрывной совокупности с механизмами экономического роста является формой прогрессивного экономического развития, формой экономической динамики. Как известно, экономическое развитие промышленно развитых стран отнюдь не является равномерным. На протяжении двух веков на макроэкономическом уровне наблюдались выраженные циклические колебания, когда на смену состояниям спада приходили подъёмы. Причём эти состояния не повторяют друг друга. Их начальные точки были отмечены на различных уровнях развития и характеризовались, в общем, разной глубиной, продолжительностью и формами реализации.

По сравнению с периодами подъёма или сокращения, для которых характерны динамичная смена состояний и значительное изменение значений большинства макрои микроэкономических показателей, фаза спада гораздо более статична. На определённое время уровень экономического развития остаётся постоянным, когда не наблюдается сколько-нибудь значительных, статистически значимых изменений. Но в это время происходят многие из тех глубинных сдвигов и принципиальных изменений, которые являются основой последующего экономического развития и роста. Если во время бума формируются предпосылки сокращения производства, то в жёстких условиях спада закладываются основы будущей эффективности и повышательной динамики. В этот период жестко контролируются все виды расходов, издержки, заработная плата. Предприятия и инвесторы активно ищут новые высокоэффективные проекты, которые позволят им выйти из кризиса. В то же время они заинтересованы в применении не исчерпавших себя достижений НТП, внедрении новых форм производства, технологий и ориентируются на функционирование и получение прибыли в сложных условиях. На момент завершения периода спада уровни инфляции и банковского процента, как правило, велики, что открывает возможность инвестирования денег в производство за счёт накоплений и кредитов.

Под воздействием всех перечисленных факторов и преодолевается кризисное состояние экономики. И если стадия сокращения является, скорее, немедленной реакцией, устраняющей поверхностные нарушения и диспропорции (несоответствия спроса и предложения, товарной и денежной массы и т. д.), то в фазе спада разворачивается глубинная структурная перестройка экономики.

Если в первом приближении теория циклов воспринимается как нечто единое, то в действительности она представляет собой многообразие экономических концепций и трактовок. Теория циклов — это исторический и персонифицированный процесс поиска истины. Отклонения и негативные изменения могут возникать внутри самой системы либо привносятся в неё извне. Если основы системы остаются неизменными, то существующие внутри нее механизмы позволяют преодолевать отрицательные воздействия. Но в некоторых случаях естественный ход экономического развития прерывается историческими катаклизмами, ценовыми шоками широкомасштабным вмешательством в экономическую сферу, затрагивающими основания рыночной системы, её принципы и параметры.

Независимо от того, как трактуется понятие циклических колебаний в экономике, они чаще всего рассматриваются как периодические отклонения от равновесного положения, порождающие силы, направленные на возвращение системы к прежнему состоянию. Чем равновесие восстановилось, требуется некоторое время, за которое могут возникнуть новые отклонения. Кроме того, во время инерционного движения система может просто «проскочить» желаемое состояние и наступает период депрессии.

На товарном и фондовом рынках, рынке услуг изменения цен и использование резервов позволяют достаточно быстро восстановить равновесие между спросом и предложением. Реальный сектор приспосабливается к новому равновесию посредством изменения загрузки мощностей, реконструкции предприятий и привлечения дополнительных трудовых ресурсов. Более длительная форма реакции связана со строительством новых предприятий и перепрофилированием старых, что связано с колебаниями спроса и предложения оборудования и заказов на новое строительство.

Если речь идёт о нормальной экономической динамике, то мы не имеем оснований рассматривать спады исключительно как периоды, прерывающие поступательное развитие. Спады со всеми их негативными последствиями являются частью процесса развития не в большей, но и не в меньшей степени, чем оживления, бумы или сокращения. В своей совокупности они представляют собой процесс своеобразного обновления экономической системы, образуют механизм её экономического роста. [22, с. 513]

Таким образом, можно отметить несколько современных особенностей циклического развития.

1. С усилением международной взаимозависимости кризисы из национальных превращаются в мировые.

2. Сокращается промежуток времени между кризисами, т. е. уменьшается период циклических колебаний.

3. К закономерностям циклического развития экономики добавляется фактор случайности.

4. Границы между фазами цикла стали нечеткими, плавно переходящими одна в другую. Из цикла стали выпадать целые фазы, например, после кризиса может сразу наступить оживление. Все чаще на смену кризису приходит более мягкая форма спада — рецессия.

5. Возрастающая интеграция национальных экономик обусловила «экспорт кризиса», т. е. наступление кризиса в одной стране может спровоцировать его наступление в другой.

6. Уменьшается глубина кризисного падения производства.

фаза цикл экономика краткосрочный

Глава 2. Теории цикла

2.1 Основные теории циклического развития экономики Современной общественной науке известны более тысячи типов цикличности, но экономическая наука оперирует преимущественно следующими типами циклов.

Циклы Дж. Китчина (циклы запасов) — краткосрочные колебания продолжительностью 2−4 года, обусловленные жизненным циклом товара. Этот вид циклов Китчин связывал с изменениями мировых запасов золота. Циклы К. Жюглара — среднесрочные колебания продолжительностью 7−11 лет, связаны с периодичностью обновления основного капитала, с взаимодействием денежно-кредитных факторов, вызванных деятельностью банков.

Циклы С. Кузнеца, или строительные циклы, продолжительностью 15−20 лет, связанные с периодичностью обновления жилищ и некоторых видов производственных сооружений. Позднее эти циклы стали называть «длинные колебания».

Циклы Н. Кондратьева (теория «длинных волн») — циклы большой конъюнктуры продолжительностью 48−55 лет.

Н.Д. Кондратьев выявил четыре закономерности больших циклов:

1) В течение 10−20 лет перед повышательной волной совершается оживление в сфере технических изобретений и открытий, а их промышленное использование совпадает с началом этой волны.

2) Периоды повышательных волн характеризуются более крупными социальными потрясениями и переворотами в обществе (революции, войны), нежели периоды понижательных волн.

3) Понижательные волны больших циклов сопровождаются длительной депрессией в сельском хозяйстве.

4) Повышательная волна длинных циклов способствует сокращению длительности периодов депрессий средних циклов и нарастанию напряженности их подъема; при понижательной волне периоды депрессии возрастают, а напряжённость подъёмов понижается. [6, с. 138]

2.2 Меры государственной антициклической политики Циклическое развитие экономики вызывает колебания основных макроэкономических показателей — национального дохода, занятости, инфляции и т. д. Для того, чтобы смягчить негативные последствия и сгладить циклические колебания, государство проводит стабилизационную политику.

Стабилизационная политика государства — это политика, направленная на смягчение колебаний экономического цикла и восстановление равновесного объема производства и занятости на прежнем уровне.

Целью этой политики является поддержание общего экономического равновесия при полной занятости, устойчивого роста экономики, стабильного уровня цен и сбалансированного платежного баланса.

Рецептов государственного вмешательства в экономику в условиях макроэкономической нестабильности достаточно много, в целом можно выделить два направления регулирования: неокейнсианство и неоконсерватизм. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе — на регулирование совокупного предложения.

В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которое можно использовать для этих целей.

Например, сторонники кейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Главным образом это вопрос объёма денежной массы и его регулирования.

По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах — в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.

Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний.

В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счёте — и производства.

Что же происходит в обратном случае, то есть в период подъёма экономической конъюктуры? Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики кейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к сглаживанию покупательской способности, а значит, и спроса, что ведёт в конечном счёте к некоторому спаду экономической активности.

В общем и целом о политике, которую должно проводить государство в целях сглаживания циклических колебаний, можно сказать, что в период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период «перегрева» экономики стремится сдерживать деловую активность.

Несмотря на все сложности стабилизационной политики, она осуществляется во всех странах рыночной экономики, имея при этом, естественно, свои отличия, связанные с тем, что принято называть «национальной моделью экономики». Американский капитализм отличается от японского, а японский — от переходной экономики России. Поэтому не может быть абсолютно универсальных рецептов в проведении стабилизационной политики. Однако знание основных закономерностей циклического развития экономики — совершенно необходимая предпосылка эффективной макроэкономической политики правительства в любой стране.

Глава 3. Современность и экономические циклы

3.1 Особенности современных экономических циклов После Второй мировой войны в механизме циклических колебаний в мире проявилась некая асинхронность циклов. В то время как одни страны, экономику которых война затронула мало, закономерно втягивались в кризисную фазу, другие — нуждавшиеся в восстановлении разрушенного хозяйства — вошли в период многолетнего экономического подъема. Это заметно по хронологии послевоенного кризиса, который случился в США в 1948;1949 гг., в Англии и Франции — в 1951;1952 гг., в Японии — в 1953;1954 гг., в ФРГ — в 1957;1958 гг. Такая асинхронность позволяла в течение примерно двух десятилетий крупным частным фирмам маневрировать своими производственными ресурсами между странами (постепенно «размывая» искусственно возведенные политиками межгосударственные перегородки), что в свою очередь способствовало постепенному сглаживанию циклических спадов и подъемов в рамках всемирного хозяйства. В период мирового кризиса 1973;1975 гг. синхронность колебаний конъюнктуры начала восстанавливаться, чему в немалой степени способствовала деятельность созданной в 1995 г. Всемирной торговой организации, которая, объединяя свыше 150 стран, преследует цель либерализации международной торговли и обеспечения справедливых условий конкуренции на мировом рынке.

В последние же десятилетия происходило общее сокращение амплитуды колебаний объема ВВП, причем средняя высота подъемов сокращалась в значительно меньшей степени, нежели глубина спадов. Так, недавнему общемировому спаду предшествовал один из самых масштабных и длительных подъемов в истории: только за 2003;2008 гг. мировой ВВП повысился на треть, в то время как даже в благоприятные 1990;е гг. для этого потребовалось 8 лет. К тому же продолжительность фазы спада постепенно стала намного меньше временной протяженности фазы подъема. Снижение национального продукта, подобное тому, которое случилось в США в 1929;1933 гг., когда ВВП уменьшился на 30%, а безработица достигла уровня 24,9%, сегодня маловероятно. Так, наивысший уровень безработицы в послевоенный период был достигнут в этой стране в 1982 г., когда она приблизилась к отметке 11%. Однако опасность кризисов перепроизводства сохраняется и в настоящее время.

Изменение характера циклических колебаний конъюнктуры проявились и в меньшей определенности фаз цикла, когда несравненно сложнее стало четко отделять их друг от друга. «Размывание» фаз циклического развития конъюнктуры связано с развернувшейся в мире научно-технической революцией, которая побуждает предпринимателей обновлять капитал не только при выходе национальной экономики из состояния депрессии, но и на других фазах цикла, включая (конечно, в значительно меньшей степени) и «дно» спада. Такое «размывание» нередко проявляется и в утрате некоторых фаз в механизме цикличности — либо к резкому переходу от кризиса сразу к оживлению, либо к неперерастанию оживления в подъем.

Особенность современных циклических кризисов состоит и в переплетении их с целым рядом не менее тяжелых структурных кризисов, связанных с углублением диспропорций между различными отраслями национальной экономики, когда наблюдается однобокое и уродливое развитие одних из них в ущерб другим. В последние годы кризисы оказываются все менее связанными с обновлением основного капитала и переходом к новым технологическим укладам и все более — с потрясениями в системе финансовых отношений. Участились финансовые кризисы как отражение хронического дефицита бюджета и неспособности правительств или частного сектора оплачивать свои долги (кризис 1929;1933 гг., когда прекратили платежи по внешним займам Германия, Италия, Франция, Великобритания, кризис 1997 г. в Юго-Восточной Азии, российский дефолт августа 1998 г., ипотечный кризис в США в 2007 г., мировой финансовый кризис 2008 г. и др.).

Валютный кризис находит проявление в острой нехватке в той или иной стране иностранных «твердых» валют, обычно приводящей к падению курсов национальной валюты. Важнейшим индикатором аграрного кризиса является резкое ухудшение условий сбыта сельскохозяйственной продукции, приводящее к стремительному падению цен на нее.

Структурные потрясения выходят по своей длительности за рамки одного цикла (в этом смысле они продолжительнее циклических кризисов). Так, аграрные кризисы из-за стремления фермеров расширением (а не сужением) объёма производства продовольственных товаров компенсировать сокращение цен на него тянутся в мире десятилетиями. С другой стороны, структурные диспропорции хотя и поражают ряд ведущих отраслей, но не выливаются во всеобщее перепроизводство (и в этом смысле они уже циклических). Например, нефтяной кризис не затронул страны, имеющие значительные собственные источники энергоресурсов (Саудовскую Аравию, Кувейт и др.). Они, напротив, ускорили в тот период свое развитие.

Взаимосвязь циклических и структурных кризисов выражается, в частности, в том, что циклический подъем в условиях обострения экологического кризиса серьезно замедляется: правительству приходится выделять немалые средства на обеспечение экологической безопасности страны. Выход из структурных кризисов сопряжен с проведением структурной перестройки экономики в направлении использования энергосберегающих и других прогрессивных технологий, качественным улучшением состояния общегосударственных финансов, нахождением способов выхода из долговой «петли», нахождением новых источников сырьевой подпитки экономики и т. п.

3.2 Политика краткосрочной стабилизации Антициклическое регулирование, нередко обозначаемое в экономической науке как политика краткосрочной стабилизации, или дискреционная экономическая политика, или политика тонкой настройки, есть комплекс государственных мероприятий, которые проводятся в направлении, противоположном проявившимся в данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. Главной целью такого регулирования является достижение стабильного, сбалансированного, равномерно распределенного по волне цикла.

Рассмотрим инструменты, которые применяются в фазах спада и депрессии.

1. Сокращение налогов (или отдаление во времени момента их уплаты), которое приводит к наращиванию склонности к потреблению, стимулированию потребительского и инвестиционного спроса домохозяйств и компаний.

В настоящее время в мире реализуется сотни программ так называемых налоговых расходов бюджета, обычно расширяющихся в условиях экономического спада (глобальный кризис 2008;2009 гг. не явился исключением) и с трудом сокращающихся при наступлении подъема. При этом важнейшими инструментами стимулирования депрессивной национальной экономики в рамках экспансионистского варианта осуществления дискреционной фискальной политики являются следующие налоговые льготы:

а) Налоговые изъятия и скидки, которые предполагают полное или частичное освобождение от налогообложения (как прямого, так и косвенного) тех предприятий, которые участвуют в реализации целей государства и функционируют в приоритетных сферах деятельности. Например, в Великобритании льготы в свое время получили компании, осваивающие нефтяные месторождения в Северном море, во Франции — предприятия аэрокосмического комплекса.

Если же правительство желает стимулировать экспорт, что крайне важно, например, в условиях кризисного перепроизводства, то оно, учитывая опыт Германии и Японии, предоставляет налоговые скидки на доход предприятий, выходящих со своей продукцией на мировой рынок. Недавно в КНР налоговые льготы получили экспортеры высокотехнологичной продукции.

б) Налоговые кредиты, означающие предоставление на возвратной основе отсрочки налоговых платежей под определенные цели. Наибольшее распространение в мировой практике получил инвестиционный налоговый кредит. Его основная разновидность — регулярный налоговый кредит, т. е. вычет из налоговых обязательств корпораций, осуществляющих инвестиции в новое оборудование, в процентном отношении к сумме данных вложений.

в) Политика ускоренной амортизации, которая впервые была введена в 1942 г. в США. Ее антикризисный эффект состоит в следующем: в фазе экономического спада государство в законодательном порядке увеличивает нормы списания основного капитала в размерах, значительно превышающих его действительный износ. Как следствие, возрастает спрос на современное оборудование, расширяется емкость рынка продукции машиностроения, происходит развитие всех связанных с ним отраслей экономики.

2. Увеличение государственных расходов как инвестиционной, так и социальной направленности, порождающих мультипликативный эффект. В результате проведения бюджетно-налоговых мероприятий в условиях неблагоприятной конъюнктуры происходит увеличение бюджетного дефицита. Это, в свою очередь, неизбежно приводит либо к наращиванию государственного долга (при задействовании долгового способа финансирования дефицита бюджета), либо к ускорению инфляции (при использовании денежного способа). Тем не менее вызванное подобными экспансионистскими действиями стимулирование совокупного спроса, затем рост ВВП, а также занятости населения способны в дальнейшем заметно ослабить остроту не только экономических, но и финансовых проблем.

Основными вариантами бюджетной экспансии выступают государственные инвестиции, государственные закупки, государственные трансферты, погашение внутреннего государственного долга, т. е. комплекс правительственных мер по «провоцированию положительных тенденций», нацеленных на компенсацию сократившегося частного потребительского и инвестиционного спроса расширением спроса со стороны государства.

3. Денежно-кредитная экспансия. Оживление конъюнктуры достигается путем притока в экономику дополнительной денежной массы. При этом в антикризисных целях используются следующие инструменты:

а) Регулирование учетной ставки. Учетно-процентная политика состоит в регулировании размеров процентной ставки, по которой кредитные учреждения могут заимствовать средства у Центробанка.

В условиях намечающегося экономического спада или депрессии учетная ставка сокращается, тем самым коммерческие банки поощряются государством к приобретению дополнительных кредитов, наращиванию денежного предложения в стране и, таким образом, стимулированию совокупных расходов. В начале ХХI в. в США и Западной Европе на фоне заметного торможения экономического роста ставка рефинансирования изменялась несколько раз, достигнув рекордно низкого уровня, а в Японии в 2006 г. она и вовсе опустилась до отметки в 0,25%. Это было связано с необходимостью выведения японской экономики из стагнационно-дефляционной спирали, при которой стагнация влечет за собой снижение цен, а расчет на их неуклонное снижение побуждает население воздерживаться от покупок, что в свою очередь через сжатие совокупного спроса делает кризисное сокращение объема выпуска еще более вероятным.

б) Регулирование норматива резервных требований. Соответствующую данной норме денежную сумму коммерческий банк не имеет права давать взаймы и обязан держать на своем депозите в Центральном банке. Если национальные банки ЕС платят сегодня своим коммерческим банкам некий процент на их средства, находящиеся на резервных счетах, то Банк России забирает их бесплатно, в немалой степени подрывая конкурентоспособность отечественных коммерческих банков по сравнению с иностранными, хотя и использует аккумулируемые в фонде обязательного резервирования ресурсы для проведения своих активных операций (например, для предоставления кредитов, приобретения государственных ценных бумаг), приносящих ему немалый доход. Эти активы коммерческих банков выступают немаловажным инструментом регулирования параметров денежной массы в стране. Так, в условиях дефляции, когда необходимо увеличить количество денег в обращении, минимальная норма сокращается. При этом коммерческие банки размораживают часть своих средств и предоставляют их в кредит.

в) Регулирование операций на открытом рынке. Важнейшим инструментом денежно-кредитной политики являются интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке (преимущественно на рынке ценных бумаг). Политика открытого рынка выражается здесь в купле-продаже Центральным банком долговых обязательств федерального правительства и местных органов власти в целях регулирования параметров денежной массы.

г) Регулирование обменного курса национальной валюты. Аналогичные по замыслу операции проводятся Центральным банком и на валютном рынке посредством регулирования обменного курса национальной валюты, т. е. пропорций, в которых она обменивается на валюту других стран. Если интересы преодоления спада диктуют необходимость некоторого ослабления национальной валюты (для поощрения экспорта и торможения конкурирующего импорта), тогда Центробанк производит скупку иностранной валюты (в том числе и у отечественных экспортеров), выпуская взамен нее в обращение дополнительную порцию отечественной наличности. Именно подобную политику ЦБ РФ проводил в течение целого ряда лет — вплоть до наступления глобального финансово-экономического кризиса.

Реализуемая государством политика «дешевых» денег оказывает, по меньшей мере, троякое позитивное воздействие на экономику. Во-первых, увеличение денежной массы в обращении означает открытую инфляцию (в определенных, строго очерченных границах). У потребителей через некоторое время срабатывает рефлекс инфляционных ожиданий, они тратят свои сбережения и наращивают предельную склонность к потреблению. В результате совокупный спрос догоняет совокупное предложение, что, собственно, и требуется государству для преодоления кризиса перепроизводства. Во-вторых, происходит кратковременное снижение процентных ставок. Предприниматели, получая дешевый кредит, расширяют свой спрос на инвестиционные товары. В-третьих, в связи с уменьшением процентной ставки сбережения домохозяйств и компаний направляются не в банки, а на покупку растущих в цене акций, что ведет к росту деловой активности и уменьшению безработицы.

Во время затяжного и бурного подъема, когда назревает опасность резкого сокращения товарных запасов (а значит, расширения импорта и ухудшения торгового баланса), повышения заработной платы, издержек производства и общего уровня цен, правительство, наоборот, сознательно повышает налоги и параллельно сокращает государственные расходы. Безусловно, подобная фискальная рестрикция оказывается далеко не безболезненной, она заметно тормозит экономический рост, ее реализация сопровождается неминуемым расширением теневой экономики, утратой значительного количества рабочих мест и др.

Однако, сдерживая дальнейшее нарастание совокупного спроса, инвестиций, производства и занятости, подобные действия государства в рамках его рестриктивной бюджетно-налоговой политики приводят к уменьшению дефицита бюджета, а в ряде случаев даже к его положительному сальдо. Возникающий в этих условиях бюджетный излишек власти направляют на погашение ранее накопленных внешних долгов или на формирование резервного фонда. В результате указанных стабилизирующих действий предотвращается чрезмерный инфляционный перегрев экономики, а значит, грядущий спад производства в стране становится менее заметным, да и сама проблема накопленного в депрессивный период государственного долга перестает быть столь острой. Например, в последние годы президентства Б. Клинтона, когда был ликвидирован структурный бюджетный дефицит, в США за счет накопления профицитов федерального бюджета обозначился процесс активного погашения государственного долга, который, впрочем, довольно быстро был прерван Дж. Бушем-младшим.

Еще более значимой при восходящей конъюнктуре (особенно в случае инфляции спроса) является денежно-кредитная рестрикция. Если на гребне подъема ускоряются темпы инфляции, Центральный банк поднимает размер процента, как это сделал, например, Банк России, доведя в октябре 1993 г. ставку рефинансирования до рекордного уровня в 210%. В 1998 г. в преддефолтный период вновь случился резкий скачок ставки: если в 1997 г. она находилась на отметке в 21%, то с 27 мая по 4 июня поднялась с 50% до 150%.

Если сразу после террористической атаки на США, приведшей к торможению национальной экономики, монетарные власти этой страны в 2001;2004 гг. использовали политику дешевых денег, то начиная с июня 2004 г., вектор антициклической политики был развернут в сторону рестрикции, и в июне 2006 г. ставка рефинансирования достигла отметки в 5,25%.

Подобные действия монетарных властей обычно порождают следующие эффекты:

— некоторым банкам столь дорогой кредит становится недоступным, что тормозит нарастание денежной массы в обращении или даже приводит к ее абсолютному уменьшению;

— коммерческие банки, все же взявшие подорожавший кредит, вынуждены повышать эффективность своих активных операций по предоставлению ссуд, выборочно кредитовать только наиболее привлекательные проекты;

— коммерческие банки для компенсации своих потерь стремятся перекладывать возросшую стоимость кредита на плечи своих заемщиков, что неминуемо приводит к сокращению совокупных расходов.

В результате установления ставки рефинансирования на запретительном (заметно превышающем темпы инфляции) уровне волна удорожания денег и кредитного сжатия прокатывается по всей банковской системе, что оказывает тормозящее воздействие на темпы роста цен.

В условиях инфляции Центральный банк увеличивает также норму отчислений в фонд обязательного резервирования — тем самым ограничиваются возможности коммерческих банков предоставлять ссуды своим клиентам. Монетарные власти переходят, наоборот, к активной продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке. Резкое расширение предложения правительственных облигаций ведет к снижению их рыночной цены, что тождественно повышению процентной ставки, доходности ценных бумаг, привлекающей их потенциальных покупателей. Население начинает активно скупать эти ценные бумаги, в результате чего денежная масса в обращении сокращается. Если в рамках антиинфляционного курса ставится задача удержать отечественную валюту от падения (девальвации) или нарастает угроза (при таргетировании обменного курса как режима монетарной политики) ее выхода за рамки установленного коридора, Центральный банк изымает из своих золотовалютных резервов определенную сумму и приобретает на нее в ходе валютной интервенции национальную валюту. Так, чтобы не допустить резкого падения рубля, Банк России только в октябре 2008 г. выделил на поддержание его обменного курса 72 млрд долл. из своих резервов.

Проводимая Центральным банком политика «дорогих» денег означает сжатие чрезмерно разросшейся денежной массы, влечёт за собой повышение процентных ставок и, как результат, спад потребительской и инвестиционной активности в стране. Однако в монетарной (как, впрочем, и в любой другой) политике необходима осторожность. Если при реализации политики «дешевых» денег нарастает угроза инфляции, то при проведении политики «дорогих» денег усиливается опасность спада производства, занятости и реальных доходов населения, т. е. социальная цена за торможение инфляционных процессов может оказаться слишком высокой. Чем выше процентная ставка, тем ниже склонность к инвестированию (поскольку получаемая предпринимателями норма прибыли может оказаться меньше цены кредита), тем медленнее развивается народное хозяйство. Так, в 1981 г. нарастающая инфляция вынудила ФРС поднять учетную ставку до 21%, что нанесло серьезный урон сельскому хозяйству и станкостроению США. В результате доля импортируемых станков превышает там сегодня 60%, что серьезно ухудшает состояние торгового баланса. Финансовая дистрофия и масштабное деинвестирование несырьевого сектора российской экономики тоже явились прямым результатом ужасающего взлета ставки рефинансирования в 90-е гг. ХХ в. Повышение же Банком России данной ставки в предкризисные годы и, как результат, адекватное удорожание инвестиционных кредитов коммерческими банками подвигли многие отечественные компании к получению займов за границей, что вывело внешний частный долг нашей страны на новые рекордные высоты. Как видим, рестриктивные возможности Центрального банка явно не безграничны. Для того чтобы его борьба с инфляцией не приводила к подавлению экономического роста, правительству необходимо заранее предусмотреть способы компенсации подобных антипроизводственных эффектов, своевременно включить соответствующие фискальные амортизаторы — сократить ставки налога на капитализируемую часть прибыли, предоставить инвестиционные налоговые кредиты и т. п. Однако эти меры не в состоянии противодействовать неуклонному нарастанию государственной задолженности по мере взвинчивания плавающих процентных ставок, что особо опасно для развивающих стран и стран с развивающимися рынками, и без того уже обремененных огромными внешними долгами.

Как видим, в монетарной политике крайне важна правильная дозировка непопулярных стабилизационных мер, просчет оптимальных параметров которой в практике социально-экономического прогнозирования с разбивкой во времени противодействует чрезмерно «жесткой посадке» национальной экономики. Но еще более разрушительные последствия порождает игнорирование сложившегося алгоритма чередования политики дорогих и дешевых денег. Так, искусственное подстегивание экономики США в начале ХХI в. (когда учетная ставка ФРС последовательно опускалась с 6% в 2001 г. до 1% в 2008 г.), нарушив логику антициклического регулирования и спровоцировав перегрев национального хозяйства, привело затем к его стагнации, которая оказалась вдвое более продолжительной сравнительно с ожиданиями.

Эффективность различных инструментов антициклической политики далеко не одинакова. Одни лучше приспособлены для регулирования уровня и динамики цен, другие рациональнее использовать при антикризисном регулировании экономики. Монетарная политика оказывается потенциально более результативной в условиях инфляционного перегрева экономики, ее приближения к пику делового цикла, когда действия Центробанка по сдерживанию роста, а иногда и по сокращению денежной массы (для противодействия инфляции спроса) обычно результативнее по сравнению с мероприятиями по антиинфляционному урезанию государственных расходов. Но если главным приоритетом выступает обеспечение экономического роста страны, более действенным является бюджетная политика. Иначе говоря, в кризисный период наращивание государственных инвестиционных и социальных расходов вызывает больший позитивный эффект по сравнению с мерами центрального банка по расширению денежного предложения. При этом конечный результат антикризисной политики в немалой степени определяется самой комбинацией стабилизационных мероприятий властей. Так, эффективность использования фискальных инструментов обусловлена структурой правительственных расходов — являются ли они преимущественно трансформационными или трансфертными. Например, нацеленность российского антикризисного пакета более на помощь неэффективным предприятиям или банкам-банкротам в ущерб государственным закупкам, автономным инвестициям и поддержке покупательной способности малоимущих граждан предопределила существенно большую глубину падения ВВП в нашей стране по сравнению с другими крупными странами в обстановке глобальной рецессии.

При реализации монетарной политики рельефно проявляется некая циклическая асимметрия. В отношении политики «дорогих» денег следует признать ее достаточную результативность: гарантируя уменьшение денежного предложения в стране, она в значительной степени обеспечивает преодоление инфляции (во всяком случае, инфляции спроса, вызванной к жизни действием комплекса ее монетарных факторов). Зато политика «дешевых» денег сталкивается с проблемой, которую вполне можно выразить пословицей «Можно подвести коня к воде, но нельзя заставить его напиться». Коммерческие банки в результате понижения Центральным банком ставки рефинансирования получают реальную возможность выдавать больше дешевых кредитов и тем самым через наращивание предложения денег положительно воздействовать на инвестиционную активность компаний. Но приказать частным коммерческим банкам снижать рыночные процентные ставки и соответственно уменьшать размеры их потенциальной прибыли Центральный банк не может. Особо слабой связь между учетной ставкой Центрального банка и рыночными ставками коммерческих банков является в период перехода к рыночной экономике. Здесь повышается вероятность формирования банковских монополий, согласованно не допускающих удешевления кредитов в стране. И даже если Центральному банку удается административными методами решить эту задачу, далеко не факт, что компании, получившие такие кредиты, непременно вложат заемные средства в развитие своего производства (особенно в условиях экономического спада, когда инвестиционные риски запредельно высоки). Эти кредиты вполне могут быть направлены не на приобретение инвестиционных благ, а на погашение уже имеющейся задолженности банкам, налоговых обязательств перед бюджетом, на выплату задержанной зарплаты, наконец, просто произвольно растрачены менеджерами компаний. И домохозяйства, выгодно продавшие свои облигации, вовсе не обязаны сразу же направлять полученные денежные средства на рост своего потребительского спроса. Этому вполне может воспрепятствовать, например, накопленная ими задолженность по потребительскому кредиту. Процентные ставки не являются определяющим фактором при принятии хозяйственных решений в депрессивный период, поскольку удельный вес банковских кредитов в финансировании деятельности субъектов экономики в это время явно невысок. Таким образом, против глубокого кризиса политика денежно-кредитной экспансии мало что дает: способная лечить экономику во время неглубоких спадов, она часто оказывается бесполезной при массовой недозагрузке производственных мощностей и высоком уровне безработицы. По мнению кейнсианцев, Великая депрессия доказала невозможность вернуться к процветанию при помощи монетарного регулирования: политика «дешевых» денег, проводимая в те годы ФРС, не привела к увеличению банковских ссуд и расходов частного сектора. Конечно, для экономики индустриально-развитых государств связь между процентными ставками и динамикой экономического роста явно немаловажна. Российская же экономика демонстрирует чрезвычайно слабую реакцию инвестиций (а значит и расширения национального хозяйства) на изменение процентной ставки: эластичность зависимости капиталовложений от цены заемного капитала на кредитном рынке составляет сегодня всего минус 0,03. Иначе говоря, для наращивания инвестиционной активности на 1% требуется удешевление кредита более чем на 30% (например, с 20 до 14%). Столь слабая зависимость экономического роста от дешевизны кредита обусловлена прежде всего существенной оторванностью финансового сектора от потребностей сектора реального, неиспользованием многими предприятиями заемных средств на инвестиционные цели. А раз так, то для инвесторов малозначимо — дороже стал кредит, или заметно подешевел.

Поэтому в современных условиях посткризисного развития, когда безусловно главной задачей российского государства является обеспечение быстрого, устойчивого и высококачественного роста ВВП, бюджетно-налоговое регулирование отечественной экономики объективно выходит на центральное место в арсенале инструментов экономической политики. И присутствие в верхних эшелонах российской власти левых партий социал-демократической направленности, т. е. рыночно мыслящих государственников, опирающихся в своих рекомендациях на положения кейнсианской доктрины (в том числе о решающем вкладе фискальной политики в посткризисное восстановление национальной экономики), было бы несравненно более полезным, чем господство либералов различного толка, отстаивающих монетаристские ценности и выдвигающих Центральный банк на роль решающего субъекта экономической политики.

Заключение

Условием устойчивости и стабильного экономического развития является равновесие, сбалансированность между общественным производством и потреблением, совокупным спросом и совокупным предложением. Однако в рыночной экономике состояние равновесия периодически нарушается. Наблюдается определенная цикличность, повторяемость в функционировании национального хозяйства, когда периоды подъема экономики сменяются периодами спада и застоя.

Таким образом, цикличность — это всеобщая форма движения национальных хозяйств и мирового хозяйства как единого целого. Она выражает неравномерность функционирования различных элементов национального хозяйства, смену революционных и эволюционных стадий его развития, экономического прогресса. Наконец, цикличность — важнейший фактор экономической динамики, один из детерминантов макроэкономического равновесия. Из-за сложных, взаимопересекающихся трендов различных компонентов цикличности зачастую крайне трудно выделить отдельные циклы. Наиболее характерная черта цикличности — движение — происходит не по кругу, а по спирали. Поэтому цикличность — форма прогрессивного развития. Каждый цикл имеет свои фазы, свою длительность. Характеристики фаз неповторимы в своих конкретных показателях. У конкретного цикла, фазы нет двойников. Они оригинальны как в историческом, так и в региональном аспектах.

Cовременное государство располагает целым набором экономических инструментов, способных сдержать «перегрев» экономики или придать ускоряющие импульсы на фазе депрессии. В этих целях гибко используется налоговая система: повышая или понижая ставки налога на прибыль (на добавленную стоимость), государство стимулирует (или, наоборот, сдерживает) деловую активность в определенных сферах деятельности. А используя систему льгот, можно осуществлять целенаправленное воздействие на конкретные группы предприятий.

В тех же целях используется кредитная политика — понижая или повышая учетную ставку процента, можно повышать интерес к дополнительным вложениям капитала или сводить их на нет.

Таким образом, государство должно проводить в целях сглаживания циклических колебаний, в период спада политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период «перегрева» экономики стремится сдерживать деловую активность при помощи как бюджетно-налоговой, так и денежно-кредитной политики.

Государственное регулирование народнохозяйственного организма является значимой составляющей рыночной системы экономических отношений. Оно нацелено на сглаживание циклических колебаний, своевременное замедление темпов инфляционного роста цен и (или) смягчение кризисных явлений. И увы, наша страна представлена в числе аутсайдеров по степени успешности предпринятых дискреционных мер фискального и монетарного порядка, темпы восстановления после кризиса которой не являются высокими. Прежде всего, из-за чрезмерной зависимости от сырьевого экспорта при сохраняющемся неблагоприятном инвестиционном климате в сегменте обрабатывающих отраслей, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Поэтому необходимо детально изучать закономерности циклического развития и российской, и мировой экономики, максимально критично рассматривать результаты государственной стабилизационной политики, что будет способствовать успешности хозяйственной динамики российского общества.

1. Абель, Э. Макроэкономика / Э. Абель, Б. Бернанке. — СПб.: Питер, 2010. — 768 с.

2. Анисимов, А. А. Макроэкономика. Теория, практика, безопасность: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Е. Н. Барикаева М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 599 с.

3. Артамонов, В. С. Экономическая теория: учебник для вузов / В. С. Артамонов, А. И. Попов, С. А. Иванов и др. — СПб.: Питер, 2010. — 528 с.

4. Вечканов, Г. С. Макроэкономика: учебник для вузов / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. — СПб.: Питер, 2011. — 448 с.

5. Капканщиков, С. Г. Кризисы в механизме циклического развития экономики и роль российского государства в их преодолении: учебное пособие / С. Г. Капканщиков. — Ульяновск: УлГТУ, 2011. — 93 с.

6. Киселева, Е. А. Макроэкономика: Курс лекций / Е. А. Киселева. — М.: Эксмо, 2007. — 352 с.

7. Кондратьев, Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды / Н. Д. Кондратьев, Ю. В. Яковец, Л. И. Абалкин. — М.: Экономика, 2002. — 766 с.

8. Чепурин, М. Н. Курс экономической теории: учебник / М. Н. Чепурин, Е. А. Киселева. — Киров: АСА, 2011. — 880 с.

9. Мировые финансово-экономические кризисы и глобальное латентное управление миром. Материалы научного семинара. — М.: Научный эксперт, 2011. — 168 с.

10. Экономический цикл: Анализ австрийской школы: Пер. с англ. / сост. А. В. Куряев. — Челябинск: Социум, 2005. — 220 с.

11. Бауэр Б. В. Экономика большого кондратьевского цикла // Вопросы экономики. — 2011. — № 3. — с. 148−157.

12. Григорьев, Л. Теория цикла под ударом / Л. Григорьев, А. Иващенко // Вопросы экономики. — 2010. — № 10. — с. 31−55.

13. Замараев, Б. Экономические итоги 2008 года: конец «тучных лет» / Б. Замараев, А. Киюцевская, А. Назарова, Е. Суханов // Вопросы экономики. — 2009. — № 3. — с. 4−25.

14. Кейнс, Дж.М. Экономические возможности наших внуков // Вопросы экономики. — 2009. — № 6. — с. 60−69.

15. Коротаев, А. В. Кондратьевские волны в мировой экономической динамике / А. В. Коротаев, С. В. Цирель // Системный мониторинг. Глобальное и региональное развитие. — 2009. — с. 189−229.

16. Кудрин, А. Л. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики. — 2009. — № 1. — с. 9−27.

17. Кудрин, А. Л. Последствия кризиса и перспективы социально-экономического развития России / А. Л. Кудрин, О. А. Сергиенко // Вопросы экономики. — 2011. — № 3. — с. 4−25.

18. Мау, В. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису // Вопросы экономики. — 2009. — № 2. — с. 4−23.

19. Раквиашвили, А. Современная банковская система как источник циклического развития рыночной экономики // Вопросы экономики. — 2011. — № 6. — с. 71−81.

20. Ребело, С. Модели реальных деловых циклов: прошлое, настоящее и будущее // Вопросы экономики. — 2010. — № 10. — с. 56−67.

21. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. — 3-е изд., перераб. И доп. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011. — с. 353−395.

22. Экономическая теория: Учебник. — Изд. 2-е. / Под общ.ред. засл. Деятеля науки РФ А. И. Добрынина и засл. Деятеля науки РФ Г. П. Журавлёвой. — М.: ИНФРА-М, 2011. — с.508−527.

23. Столбов, М. Эволюция монетарных теорий деловых циклов / М. Столбов Вопросы экономики. — 2009. — № 7. — с. 119−131.

24. Шипович, Л. Ю. Особенности циклического развития экономики России // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 2. — с. 27

Приложение

.ur

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой