Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Понятие рынка и рыночного механизма

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Данная модель позволяет идентифицировать такие понятия, как ценность, качество и полезность и установить четкие границы между ними. Основываясь на результатах исследований точек зрения представителей различных направлений изучения понятия полезности, подчеркиваем: в отличие от существующих утверждений мы считаем, что удовлетворение иррациональных потребностей не может быть полезным. Поэтому… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретические основы рынка
    • 1. 1. Сущность рынка
    • 1. 2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие
  • 2. Ценообразование на рынке
    • 2. 1. Ценообразование как функция спроса и предложения
    • 2. 2. Сущность полезности, ценности и ее связь с ценой
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Понятие рынка и рыночного механизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Поскольку рыночная цена возмещает предпринимателю издержки производства, то в реализации товара по рыночной цене практически подтверждается теория издержек производства.

Следовательно, рыночная цена всегда является результатом торга, достигнутого соглашения между продавцом и покупателем. Продавец стремится продать товар дороже, хочет повысить цену, исходя из потребности возместить издержки производства и желание получить приемлемую прибыль, по возможности — максимизировать его размер. Его цена — это цена предложения. У покупателя намерения противоположны: хочет купить товар можно лучшего качества и дешевле, то есть за «своей» цене, которую можно назвать желаемой цене покупки.

Договоренность между контрагентами процесса ценообразования возможна тогда, когда ни один из них неполной степени достигает своей цели. Продавец и покупатель останавливаются на третьем, компромиссном, варианте. Цена предложения и цена спроса приближаются друг к другу, создавая рыночную цену, по которой товар реализуется. Уступчивость одного субъекта рынка и наступательные действия другого зависят от соотношения спроса и предложения на данный товар. Потребителю в его стремлениях способствует конкуренция между производителями и продавцами товара, а производителю и продавцу — конкуренция между потребителями и непрерывным повышением их потребностей. В этой логике скрытая объективная природа рыночной цены, выражение ее общественно необходимого размера, возможного только при механизме конкурентного рынка.

Однако и здесь цена продавца должен учитывать платежеспособность покупателя, а цена покупателя — необходимость возместить продавцу расходы производства и получения им нормальной прибыли. Без соблюдения этих условиях покупатель не сможет купить товар вообще, а продавец — осуществлять его дальнейшее производство.

В современных теориях проблема стоимости уже не занимает такого места, как в конце XIX в. На первый план вышла теория цены, комплексно изучающая влияние разнообразных факторов на уровень цен в системе спроса и предложения на рынках. Здесь принимаются во внимание следующие факторы: динамика производительности труда и эффективности производства, денежного обращения, платежного баланса и государственных финансов, государственное регулирования и тому подобное.

Поэтому теперь типично третий подход к ценообразованию — интегральный, согласно которому цена определяется многими факторами: как производства, так и рынка, что означает разнообразие факторов ценообразования.

Каждое предприятие должно умело управлять поступлением средств за реализованную продукцию.

В условиях рынка необходимо предусмотреть величину затрат на производство продукции и ту часть прибыли, которая будет осуществлять его воспроизведения. Ответ на то, будет ли это простое, или расширенное воспроизведения, дает конкурентный рынок. В то же время заметим, стремление к максимальной прибыли — это только один из главных факторов, который стимулирует эффективность производства. В связи с этим К. Маркс писал, что «стремление к максимуму дополнительной стоимости выражает тенденцию к минимизации производственных расходов, то есть рост эффективности общественного производства «[1, с. 608]. Поэтому, образно говоря, каждому товаропроизводителю «даже чтобы стоять на месте, надо бежать». И это касается всех хозяйственных объектов.

В условиях конкуренции на рынке не всегда возможно равняться на повышение рентабельности, главным становится задача увеличения объемов продаж. В конечном счете успех на рынке будет тот производитель, который привлекает внимание покупателя к своему товару установкой на него более низкой цены, чем у конкурентов.

Однако снижать цены на продукцию в целом возможно только до определенного уровня. Как известно, минимальная цену продажи товара составляют издержки его производства. Поэтому цена необходима для сохранения простого воспроизведения. Но каждый производитель пытается получить прибыль, расширить производство.

Целесообразно было бы ввести гарантированные (защитные) цены на большинство видов сельскохозяйственной продукции.

Такие цены нужны для закупки продукции сельского хозяйства и для определения объемов доплат в ситуации, когда рыночные цены ниже по гарантированы. Уровень цен может увеличиваться за счет средств местных бюджетов. Поддержку сельских товаропроизводителей путем применения гарантированных (Защитных) цен целесообразно осуществлять в рамках определенных квот. Их размеры необходимо устанавливать ежегодно, дифференцируя по видам продукции.

На первом этапе для ввода гарантированных (защитных) цен потребовалось бы выделение кредитов заготовительным организациям. Но эти средства не нужно считать прямыми бюджетными расходами, поскольку по мере реализации закупленной по этим ценам продукции они вернутся в бюджет.

Товаропроизводителей нужно заранее информировать об уровне гарантированных цен. В сочетании с обеспечением сбыта всей товарной продукции гарантия цен, а значит и доходов, создает условия для стабилизации сельскохозяйственного производства и продовольственного рынка. В связи с этим состояние АПК во многом зависит от продуманной аграрной политики государства, ключевым звеном которой является ценовые регуляторы.

Система ценообразования должна носить в основном региональный характер, определяться в значительной степени организационной структурой интеграции сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий (кооперация, акционерные общества, контрактная система и т. д.).

Одним из направлений преодоления монополизма перерабатывающих предприятий, поддерживающих неоправданно низкие закупочные цены на сельскохозяйственное сырье, является формирование конкурентной среды путем создания собственной базы переработки на кооперативных принципах или интегрированных структур (Агрофирм, союзов, ассоциаций и т. д.).

2.

2.Сущность полезности, ценности и ее связь с ценой

В ходе исследования понятия потребительской ценности мы систематизировали научные подходы и теории, что позволило определить особенности изучаемого понятия на каждом этапе его развития и установить направления изменений его сущности и роли. В результате были выделены две точки зрения относительно его квалификации.

Сторонники первой рассматривали потребительскую ценность в контексте классической экономической теории. В частности, Крюкова Ю. отметила, что экономическая сущность потребительской ценности связана с категорией экономического богатства и обоснованием важности определенных активов для экономического развития. Экономическую ценность имеют результаты экономической и институциональной деятельности. Генетику ценности как экономической категории рассматривали, с одной стороны, в истории экономической мысли, а с другой, — в современной науке — как следствие возвращения к научным экономическим традициям.

Репина А., основываясь на утверждениях зарубежных (П. Дойля, Г. Эшуорта, П. Джеймса и др.) И российских (Г. В. Плеханова, Т. П. Данько, Д. Л. Волкова и др.) Ученых утверждает, что понятие ценности имеет два значения: 1) как значимость товара, продукта и актива для потребителя; 2) как единство экономической полезности блага и экономических затрат на его изготовление [5].

Такие утверждения доказывают экономическую природу понятия «потребительская ценность товара» (СЦТ), свойственность ему экономических и общественных признаков, а следовательно, и целесообразность его рассмотрения как экономической категории.

Вторая точка зрения базируется на тезисе, что на сегодня взгляды ученых о понятий ценности, стоимости и цены отличаются в зависимости от того, представителями которой науки они есть: политической экономии, психологии или маркетинга.

Некоторые представители политической экономии потребительскую ценность рассматривают еще исключительно как эквивалент в процессе обмена одного товара на другой. В психологии — как интеллектуальное воплощение глубинных потребностей отдельного человека и общества в целом. Маркетологи — как добавленную ценность потребителя и Дополнительные выгоды производителя, то есть с позиции взаимодействия предприятия со своими потребителями.

Данная модель позволяет идентифицировать такие понятия, как ценность, качество и полезность и установить четкие границы между ними. Основываясь на результатах исследований точек зрения представителей различных направлений изучения понятия полезности, подчеркиваем: в отличие от существующих утверждений мы считаем, что удовлетворение иррациональных потребностей не может быть полезным. Поэтому в определении полезности акцентируем именно на части рациональных потребностей индивида и предлагаем изложить его в следующей редакции: полезность — это субъективная степень удовлетворения, что его получает индивид от потребления блага или набора благ, удовлетворяют его рациональные потребности.

Иначе говоря, полезность определяет, в какой мере индивид удовлетворил свои базовые потребности, употребив определенные блага. Качество продукции — это совокупность всех свойств продукции, включая те, которые формируют полезность и определяют степень пригодности ее для использования по назначению [6].

Исследуя и определяя понятие объективного и субъективного качества, отметим, что в философском смысле под объективным качеством понимают независимые от восприятие субъекта характеристики объекта [7]. Согласно субъективное качество — это восприняты субъектом характеристики объекта. Однако, с позиции экономической мысли, поскольку возникает вопрос измерения качества, условно выделяют объективную качество как оценку с позиции производителя продукта, поскольку именно он имеет доступ к наиболее полной информации о продукте и имеет возможность предоставить ему более адекватную оценку. В то же время под субъективным качеством понимают оценку продукта с позиции потребителя, который хотя и не имеет полной информации о продукт, однако руководствуется коммуникационными сообщениями предприятия, собственным и чужим опытом и т. п. [8].

Все только что описанные понятия являются базовыми для понимания сущности механизма формирования СЦТ. По нашему мнению, наиболее точными определениями механизма с точки зрения экономических процессов является дефиниции ученых — основоположников исследуемого нами понятия — Ш. Роста и Л. Гурвица, а также украинских ученых И. А. Ильяшенко, А. А.

Малицкого и С. А. Тульчинского.

Основываясь на изложенных определениях, предложена авторская дефиницию: «механизм формирования потребительской ценности товара» — это система целостной совокупности управленческих, маркетинговых и экономических инструментов влияния на процессы создания совместной ценности товара, что способствует развитию отношений предприятия-изготовителя с потребителями, росту их лояльности и взаимной выгоды, ведет к улучшению экономической результативности их деятельности.

Заключение

Подытоживая изложенное, отметим, что определено понятие «потребительская ценность товара», которое было предметом изучения практически в течение всего времени исследования экономических отношений между субъектами деятельности. Основываясь на предложенном определении, на результатах его изучения учеными, на понимании определений «категория» и «экономическая категория», доказано, что потребительская ценность является экономической категорией, которой присущ ряд экономических и общественных признаков.

Кроме того, во избежание неточностей понимания, определены сущности таких понятий, как полезность (характеристики, удовлетворяющие только рациональные потребности) и качество (Совокупность всех характеристик продукции). Определение этих понятий является теоретической базой изучения механизма формирование потребительской ценности продукции, который, предвидя внедрения управленческих и экономических принципов в деятельность производителей товаров, ведет к повышению уровня лояльности их потребителей, а, соответственно, и к улучшению результативности работы предприятий.

Поэтому дальнейшие исследования потребительской ценности будут направлены на изучение условий и последствий внедрения предложенного механизма в работу предприятий, в т. ч. и реакции на него потребителей товара.

1.Амбразумцов А., Стерликов Ф., Экономическая теория ECONOMICS в вопросах и ответах. — М.: ИНФРА, 2011

2.Долан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. — Спб., 2013

3. Камаев В. Д. Учебник по основам теории (экономика). — М.: ВЛАДОС, 2013

4.Куликов Л. М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2011

5. Лебедев О. Т. Основы экономики. — СПб.: ИД «МиМ». — 2010

6. Липсиц И. В. Закономерности формирования спроса и предложенияМ.:Тригон., 2011

7.Любимов Л. Л., Раннева Н. А. Основы экономических знаний. — М.: Издательство «Вита-Пресс», 2012

8.Максимова В. Ф. Рыночная экономика. М.: Статут.- 2010

9. Нуриев Р., Авдашева С. Базовые экономические понятия. Вопросы экономики № 11, 2009

10. Пашкус Ю. В.

Введение

в бизнес. М.: «Северо-Запад». — 2010

11.Рыночная экономика. Учебник. Ч.

2. /Под ред. Максимовой В. Ф. М., 2010

12.Сажина М. Рынки ресурсов (материалы к лекции). Российский экономический журнал № 4, 2009

13. Сакс Д. Д. Ларрен В.Б. Микроэкономика, глобальный подход.

М.: «Дело», 2010

14.Современная экономика. Материалы к семинарским занятиям. Пособие для студентов по курсу Основы экономической теории. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2009

15. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. со 2-го изд. — М.: «Дело ЛТД», 2008

16. Хайман Д. Н. Современная макроэкономика: анализ и применение.

М., 2011.

17.Чапурина М. Н., Киселева Е. А., «Курс экономической теории" — М.: Инфра., 2009

18. Чапурина, М. Н. Курс экономической теории. М.: Инфра., 2010

19. Эдвин Дж. Долан. Микро — экономика. Издательство АО Санкт-Петербург оркестр, 2009

Показать весь текст

Список литературы

  1. А., Стерликов Ф., Экономическая теория ECONOMICS в вопросах и ответах. — М.: ИНФРА, 2011
  2. Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. — Спб., 2013
  3. В. Д. Учебник по основам теории (экономика). — М.: ВЛАДОС, 2013
  4. Л. М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2011
  5. О. Т. Основы экономики. — СПб.: ИД «МиМ». — 2010
  6. И.В. Закономерности формирования спроса и предложения— М.:Тригон., 2011
  7. Л.Л., Раннева Н. А. Основы экономических знаний. — М.: Издательство «Вита-Пресс», 2012
  8. В.Ф. Рыночная экономика. М.: Статут.- 2010
  9. Р., Авдашева С. Базовые экономические понятия. Вопросы экономики № 11, 2009
  10. Ю. В. Введение в бизнес. М.: «Северо-Запад». — 2010
  11. Рыночная экономика. Учебник. Ч.2. /Под ред. Максимовой В. Ф. М., 2010
  12. М. Рынки ресурсов (материалы к лекции). Российский экономический журнал № 4, 2009
  13. Д. Д. Ларрен В.Б. Микроэкономика, глобальный подход.-М.: «Дело», 2010
  14. Современная экономика. Материалы к семинарским занятиям. Пособие для студентов по курсу Основы экономической теории. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2009
  15. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. со 2-го изд. — М.: «Дело ЛТД», 2008
  16. Д.Н. Современная макроэкономика: анализ и применение.- М., 2011.
  17. М.Н., Киселева Е. А., «Курс экономической теории»— М.: Инфра., 2009
  18. , М.Н. Курс экономической теории. М.: Инфра., 2010
  19. Дж. Долан. Микро — экономика. Издательство АО Санкт-Петербург оркестр, 2009
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ