Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Амортизация основных средств и управление ею

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-первых, введены новые нормы амортизации, которые по многим видам основных фондов существенно отличаются от первых. Во-вторых, амортизационные отчисления на капитальный ремонт, теперь предприятия все виды ремонтов осуществляют за счет себестоимости продукции и при необходимости могут создавать резервный фонд затрат на ремонт. В-третьих, по машинам, оборудованию, транспортным средствам… Читать ещё >

Амортизация основных средств и управление ею (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По всем основным средствам предприятие производит амортизационные отчисления. Амортизация как способ возмещения капитала, использованного ранее для формирования внеоборотных активов, — важная часть финансовой работы на предприятии. Обеспечение в необходимых размерах средств для воспроизводства основного капитала свидетельствует об эффективности финансового управления, стабильности его финансового состояния по стадиям жизненного цикла. Для более точного и достоверного определения себестоимости продукции, а также финансовых результатов организации необходимо регулярно осуществлять контроль за правильностью начисления и учета амортизационных отчислений [1, с. 340].

Актуальность данной темы очевидна, т.к. изучение данных вопросов необходимо для всех фирм и предприятий, перед которыми стоит проблема ведения учетной политики амортизации. Выбор правильной и оптимальной учетной политики начисления амортизации во многом помогает предприятию минимизировать налоги и ускорить процесс обновления парка оборудования.

Начисление амортизации оказывает влияние на финансовый результат и на величину собственного капитала организации. Для постоянно действующих организаций, которые стремятся поддерживать свой уровень производственного потенциала в обозримом будущем, одним из эффективных инструментов контроля за сохранностью и преумножением собственного капитала должна стать амортизационная политика. В этой связи встает вопрос о разработке амортизационной политики, которая максимально обеспечит сохранность собственного капитала и наличие контроля за реинвестированием средств, источником которых являются накопленные амортизационные отчисления. Потребность в эффективной амортизационной и инвестиционной политике хозяйствующего субъекта определяет направления формирования и использования собственных финансовых источников, к которым относится и амортизация.

Предметом исследования является амортизация основных средств: отражение в учетной политики организации и методы начисления, вопросы по учету которой рассматриваются на примере объекта курсовой. Объект исследования — организация ГУП «Аэропорт Благовещенск».

Исходя из всего вышесказанного, цель данной работы: изучить сущность амортизации основных средств фирмы, а также конкретные методы и способы начисления амортизации и условия их применения.

В соответствии с целью, были определен следующий круг задач:

1. Дать определение понятия амортизации основных средств фирмы.

2. Проанализировать основные методы и способы определения (начисления) норм амортизации, выявить их характерные особенности.

3. Изучить амортизацию основных средств и методов начисления в ГУП «Аэропорт Благовещенск»

4. Предложить пути совершенствования амортизационной политики в ГУП «Аэропорт Благовещенск».

1. Теоретические основы амортизации основных средств

1.1 Понятие, значение и задачи амортизации основных средств

амортизация политика управление Покупая основное средство, организация тратит деньги на его приобретение. После этого начинает его использовать: выпускать продукцию или оказывать услуги, зарабатывая при этом прибыль. Получается, что основное средство — главный источник прибыли предприятия.

Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств признается активом, и прекращается, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем погашения стоимости этого объекта, либо его списания в связи с прекращением права собственности. На период реконструкции, модернизации, дооборудования (достройки) и консервации (на срок более трёх месяцев) начисление амортизации основных средств приостанавливается.

Часть стоимости основного средства ежемесячно включается в стоимость произведенной продукции. Это происходит до тех пор, пока вся стоимость основного средства не вернется на предприятие в виде денег, полученных от продажи продукции. Такой процесс возмещения затрат на приобретение основного средства, который продолжается на протяжении нескольких лет, в бухучете принято называть амортизацией, а суммы, которые ежемесячно возмещаются, принято называть амортизационными отчислениями.

При отражении операции начисления амортизации основные средства будут переносить свою стоимость (в бухучете) на 20-й счет по проводке: Кт 02 — Дт 20 или Кт 01 — Дт 20.

Во всех случаях первичным документом будет являться расчет бухгалтерии, составленный в произвольной форме [8, с. 500].

В соответствии с п. 17 ПБУ 6/01 амортизация не начисляется по:

— объектам жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и т. п.);

— объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесное, дорожное хозяйство, специализированные сооружения судоходной обстановки и т. п.);

— продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплутационного возраста;

— объектам основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования).

Стоимость остальных объектов основных средств переносится на затраты по производству и реализации товаров или продукции, выполнению работ либо оказанию услуг в течение установленного срока полезного их использования через начисление амортизации.

Согласно п. 23 ПБУ 6/01 начисление амортизации по объекту основных средств не прекращается во все время его использования, кроме периода его восстановления (ремонта) продолжительностью более 12 месяцев или перевода на консервацию продолжительностью более 3 месяцев.

Согласно п. 18 ПБУ 6/01 начисление амортизации объектов основных средств может производиться одним из следующих способов:

— линейный способ;

— способ уменьшаемого остатка;

— способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

— способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов входящих в эту группу.

Согласно п. 18 ПБУ 6/01 объекты основных средств стоимостью не более 40 000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, разрешается списывать на затраты производства по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.

Таким образом, предприятие может сразу списывать стоимость таких основных средств на себестоимость продукции по проводке Кт 01 — Дт 20.

Выбор способа списания обязательно нужно зафиксировать в учетной политике организации.

Амортизация на основные средства начинает начисляться в следующем месяце после принятия их к учету [4, с. 300].

Согласно п. 3 ст. 257 НК РФ из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства:

— переданные по договорам в безвозмездное пользование;

— переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше 3 месяцев;

— находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модификации продолжительностью свыше 12 месяцев.

В соответствии с п. 2 ст. 256 НК РФ не начисляется амортизация по:

— земельным участкам и иным объектам природопользования (воде, недрам и др. природным ресурсам);

— имуществу бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности;

— имуществу некоммерческих организаций, полученному в качестве целевых поступлений или приобретенному за счет средств целевых поступлений и используемому для осуществления некоммерческой деятельности;

— имуществу, приобретенному (созданному) с использованием бюджетных средств целевого финансирования (кроме полученного при приватизации);

— объектам внешнего благоустройства и других аналогичных объектов;

— продуктивному скоту, буйволам, волам, якам, оленям, другим одомашненным диким животным (за исключением рабочего скота);

— ряду других объектов основных средств, перечень которых приведен в п. 2 ст. 256 НК РФ.

В налоговом учете в соответствии с п. 1 ст. 259 НК РФ предусмотрено два метода начисления амортизации основных средств:

— линейный метод;

— нелинейный метод.

В налоговом учете выбранный метод амортизации применяется к объекту амортизируемого имущества, а не к группам однородных объектов основных средств, как это предусмотрено ПБУ 6/01.

Под амортизируемым имуществом в налоговом кодексе понимается все имущество (основные средства и нематериальные активы), которые находятся в собственности предприятия (все исключения были изложены выше), со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей [2, с. 525].

Для начисления амортизации используются разработанные таблицы формы «Расчет амортизации основных средств» (для промышленных предприятий), «Расчет амортизации основных средств» (для строительных организаций), «Расчет амортизации по автотранспорту».

Данные указанных расчетов служат обоснованием для отражения в учете суммы начисленной амортизации и износа основных средств.

Для учёта амортизации используют пассивный счёт 02 «Амортизация основных средств. К этому счёту могут быть открыты два субсчёта:

02−1 «Амортизация собственных основных средств»;

02−2 «Амортизация имущества сданного в лизинг».

На первом субсчёте учитывают движение амортизации основных средств принадлежащих организации на правах собственности. На втором — движение амортизации по лизингу основных средств.

Начисленную сумму по собственным основным средствам производственного назначения отражают проводкой Д20,23 К02. По основным средствам сданным в текущую аренду сумма отражается как Д99 К02, а по основным средствам непроизводственного назначения соответственно как Д29,84 К02.

При выбытии основных средств сумму амортизации по ним списывают как Д02 К91.

Аналитический учёт по счёту 02 ведут по видам и отдельным инвентарным объектам основных средств и оформляют разработочной таблицей «Расчёт амортизации основных средств» [9, с. 268].

Затраты на приобретение основных средств и в налоговом, и в бухгалтерском учете списываются в расходы через амортизацию. В налоговом учете метод амортизации влияет на величину налогооблагаемой прибыли. От способа начисления амортизации в бухгалтерском учете зависит скорость уменьшения остаточной стоимости ОС и себестоимость выпускаемой продукции. Это может иметь значение при уплате налога на имущество и при управлении себестоимостью.

Конечно, с учетом того, что «движимые» ОС, принятые к учету начиная с 01.01.2013, объектом налогообложения по налогу на имущество не являются, выбор способа амортизации в бухгалтерском учете с позиции минимизации налогового бремени для многих организаций не актуален. Но он может быть актуален для тех, кто хочет ускорить снижение остаточной стоимости ОС для перехода со следующего года на упрощенную систему налогообложения.

Но прежде чем мы рассмотрим возможные методы (способы) амортизации, разберемся, как амортизация в бухгалтерском учете влияет на ключевые показатели отчетности. [21, с. 2].

1.2 Методы начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете

При линейном способе годовую сумму начисления амортизации определяют исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования.

Допустим приобретен объект стоимостью 120 000 руб. со сроком полезного использования 5 лет. Годовая норма амортизационных отчислений — 20%. Годовая сумма амортизационных отчислений составит 24 000 руб. (120 000 * 20/100).

Преимуществом метода прямолинейного списания является простота расчета и равномерность распределения суммы амортизации между учетными периодами, что обеспечивает сопоставимость себестоимости продукции с доходами от ее реализации.

Недостатком данного метода является то, что он не учитывает моральный износ основных средств, различие их производственной мощности в разные годы эксплуатации и необходимость увеличения затрат на ремонт в последние годы использования. Поэтому предприятия могут применять метод ускоренной амортизации основных средств, при котором в первые годы эксплуатации основных средств списывается большая (основная) часть их стоимости с ежегодным снижением сумм и амортизационных отчислений [5, с, 400].

Размер повышающего коэффициента организация устанавливает в учетной политике пункт 19 ПБУ 6/01.

При применении этого способа в учетной политике следует предусмотреть порядок начисления амортизации в последний год срока полезного использования ОС:

(или) в последний год срока полезного использования ОС списать остаточную стоимость равными долями;

(или) рассчитать ежемесячный платеж в обычном порядке, а оставшуюся сумму остаточной стоимости списать в последнем месяце срока полезного использования ОС.

При применении этого способа, в отличие от линейного, затраты на приобретение ОС учитываются в себестоимости продукции (работ, услуг) неравномерно. В первые годы эксплуатации ОС, пока его остаточная стоимость высокая, сумма начисленной амортизации больше, чем при линейном способе. Но по мере уменьшения остаточной стоимости ОС сумма годовой амортизации снижается. Однако остаточная стоимость из-за значительного снижения в начале использования ОС всегда будет меньше при этом способе, чем при линейном.

Способ уменьшаемого остатка стоит выбрать, если:

(или) вам известно, что оборудование проработает 10 лет, но основная нагрузка придется на первые несколько лет его эксплуатации, так как со временем оно начнет ломаться и простаивать;

(или) вы планируете выпускать новый вид продукции и приобретаете для этого производственную линию. Известно, что выручка от продаж в первые годы будет выше, чем в следующие. Так как, по информации маркетологов, продукция будет пользоваться высоким спросом в первые 2 года, а затем продажи значительно упадут. Именно в этих случаях способ уменьшаемого остатка даст наиболее достоверную информацию в отчетности, так как именно на те периоды, когда оборудование принесет большую выручку, придутся основные суммы амортизации.

Допустим что организация приобрела объект основных средств стоимостью 100 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет. Годовая норма амортизации составляет 40. Норма амортизации, исчисленная исходя из срока полезного использования, составляющая 20%, увеличивается на коэффициент ускорения 2 (100 тыс. руб. / 5 = 20 тыс. руб.) (100 * 20 тыс. руб. / 100 тыс. руб. * 2) = 40.

При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений определяется с учетом первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе — число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе — сумма числа лет срока службы объекта.

Последствия начисления амортизации этим способом очень похожи на те, которые возникают при способе уменьшаемого остатка. В первые годы эксплуатации ОС списывается значительная доля затрат на его приобретение и очень быстро снижается остаточная стоимость. Кстати, в проекте нового ПБУ «Учет основных средств» этого способа амортизации нет. Но пока его еще можно применять.

В проекте нового ПБУ «Учет основных средств» предусматривается возможность менять способ амортизации по объекту ОС в течение срока его полезного использования.

Рассмотрим на примере данный метод: Приобретен объект основных средств стоимостью 150 тыс. руб. Срок полезного использования установлен на 5 лет. Сумма чисел лет срока службы составляет 15 лет (1 + 2 + 3 + 4 + 5). В первый год эксплуатации указанного объекта может быть начислено амортизации в размере 5/15, или 33,3%, что составит 49,95 тыс. руб., во второй год — 4/15, что составит 39,9 тыс. руб., в третий год — 3/15, что составит 30 тыс. руб. и т. д.

При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производят исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

Применять этот способ можно только к ОС, на которых производится продукция (с помощью которых выполняются работы).

При этом сумма амортизации и размер остаточной стоимости зависят от интенсивности использования ОС при изготовлении продукции (выполнении работ). Очевидно, если выпуск продукции ограничен по каким-то причинам (например, нет спроса), сумма амортизации будет меньше. Если объем выпускаемой продукции будет расти, то будут расти и расходы. Поскольку доходы зависят от выпуска продукции, то такой способ амортизации лучше, чем другие, соотносит расходы с полученными доходами. То есть уменьшаются шансы получить бухгалтерский убыток.

В проекте нового ПБУ «Учет основных средств» предусматривается возможность менять способ амортизации по объекту ОС в течение срока его полезного использования.

Допустим что организация приобрела автомобиль грузоподъемностью более 2 т, с предполагаемым пробегом до 400 тыс. км, стоимостью 80 тыс. руб. В отчетном периоде пробег составляет 5 тыс. км, следовательно, сумма амортизационных отчислений с учетом соотношения первоначальной стоимости и предполагаемого объема продукции составит 1 тыс. руб. (5 * 80 / 400).

Единственная сложность этого способа — достоверно определить предполагаемый объем выпуска продукции (выполнения работ) на конкретном оборудовании. По-хорошему, конечно, это должен делать не бухгалтер, а соответствующие технические службы. Поскольку любой срок полезного использования, в том числе выраженный в предполагаемом объеме продукции, является оценочным значением, его надо регулярно пересматривать и в случае необходимости корректировать.

В соответствии с пунктом 4 статьи 259 НК РФ линейный метод представляет собой равномерное списание стоимости амортизируемого имущества в течение срока его полезного использования, установленного организацией при принятии объекта к учету.

При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации, в отношении объекта амортизируемого имущества, определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

Только этот метод позволяет избежать различий между налоговой и бухгалтерской амортизацией, и то лишь в случае, если не применять амортизационную премию и установить одинаковый СПИ.

При нелинейном методе амортизация начисляется не по отдельному объекту ОС, а по всей амортизационной группе (подгруппе). Имущество распределяется по амортизационным группам (подгруппам) в соответствии со сроками полезного использования, определяемыми на дату ввода в эксплуатацию, с учетом классификации основных средств.

Амортизационные группы перечислены в п. 3 ст. 258 НК РФ, а норма амортизации для каждой группы установлена в п. 5 ст. 259.2 НК РФ. Суммарный баланс рассчитывается на 1-е число года, с начала которого применяется нелинейный метод, как суммарная остаточная стоимость всех объектов амортизируемого имущества, отнесенных к данной амортизационной группе (подгруппе). Ежемесячно суммарный баланс амортизационной группы уменьшается на сумму начисленной за месяц амортизации.

1.3 Амортизационная политика как элемент учетной политики организации

Амортизационная политика является составной учетной политики организации. Устанавливая норму амортизации, порядок ее начисления и использования, государство регулирует темпы и характер воспроизводства в отраслях, а именно через норму амортизации задается скорость обесценивания, а через ее — скорость обновления производственных фондов.

Амортизационная политика на предприятии осуществляется по двум направлениям: бухгалтерского и налогового учета. Эти два вида абсолютно не идентичны применительно к процессу амортизации основных средств.

Норма амортизации представляет собой установленный государством годовой процент погашения стоимости основных фондов и определяет сумму ежегодных амортизационных отчислений.

Иначе говоря, норма амортизации — это отношение суммы годовых амортизационных отчислений к стоимости основных производственных фондов, выраженная в процентах [12, с. 392]

Нормы амортизации устанавливаются и периодически пересматриваются государством, они едины для всех предприятий и организаций независимо от их форм собственности и форм хозяйствования. Нормы амортизационных отчислений устанавливаются налоговыми властями и являются предельными, т. е. их не разрешается превышать ни в каких случаях. Предполагается, что эти нормы должны обеспечить полную замену капитальных активов по истечению срока их жизни, рассчитываемого с учетом физического и морального износа. На деле же применение разрешенных налоговыми властями различного рода способов ускоренной амортизации позволяет компаниям возмещать свои затраты еще задолго до конца службы активов и, таким образом, фактически под видом амортизации укрывать от обложения и значительную часть прибыли.

Амортизационная политика компании в основном заключается в выборе оптимального соотношения между ростом затрат на производство, сопровождающимся снижением его рентабельности и инвестиционной привлекательности, и возможностью быстрее сформировать источник средств, а следовательно, быстрее обновить свой технический парк.

Выбор метода амортизации может оказать существенное влияние и на величину себестоимости продукции (а, следовательно, и на размер прибыли организации), и на величину налогов (поскольку начисление налога на имущество, например, производится исходя из остаточной стоимости основных средств, то есть с учетом начисленной амортизации).

В России уже заложены основы для активизации предприятий в части проведения ими амортизационной политики: предприятие вправе само выбирать один из двух способов начисления амортизации — линейный (равномерный) или нелинейный (ускоренный). На первый взгляд, такая система выглядит вполне прогрессивной. Сама по себе возможность осуществления ускоренной амортизации не может не приветствоваться в условиях катастрофического устаревания производственных фондов страны и необходимости их ускоренного обновления. Однако, в данной области остается ряд вопросов, которые нуждаются в прояснении, а может быть и в пересмотре.

С 1991 года существенно изменены порядок и нормы амортизационных отчислений в соответствии с постановление СМ СССР от 22 октября 1990 года «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление производственных фондов народного хозяйства».

Во-первых, введены новые нормы амортизации, которые по многим видам основных фондов существенно отличаются от первых. Во-вторых, амортизационные отчисления на капитальный ремонт, теперь предприятия все виды ремонтов осуществляют за счет себестоимости продукции и при необходимости могут создавать резервный фонд затрат на ремонт. В-третьих, по машинам, оборудованию, транспортным средствам по истечении нормируемого срока службы прекращается начисление амортизации. Раньше начисление производилось в течение всего периода эксплуатации основных фондов независимо от того, на какой срок службы они были рассчитаны. По остальным производственным фондам (здания, сооружения и т. д.) порядок начисления амортизации пока остался прежним, т. е. амортизация начисляется до тех пор, пока они находятся в эксплуатации. (за весь фактический срок их службы). В-четвертых, в целях повышения заинтересованности предприятий в обновлении основных фондов впервые в нашей хозяйственной практике допускается применение ускоренной амортизации, т. е. полное перенесение балансовой стоимости этих фондов на издержки производства и обращения в более короткие сроки. В-пятых, амортизационные отчисления предприятия полностью остаются в его распоряжении [14, с. 78−80].

2. Амортизация основных средств, отражение в учетной политике ГУП «Аэропорт Благовещенск» и методы начисления

2.1 Отражение амортизации основных средств в учетной политике в ГУП «Аэропорт Благовещенск»

Основными элементами амортизационной политики предприятия являются, как известно:

— оценка и переоценка амортизируемого имущества;

— определение сроков полезного использования основных средств и нематериальных активов;

— выбор и обоснование методов начисления амортизации;

— обеспечение целевого использования амортизационных отчислений;

— предотвращение чрезмерного морального и физического износа амортизируемого имущества;

— определение необходимого объема обновления внеоборотных активов;

— выбор наиболее эффективных форм воспроизводства основных средств;

— совершенствование видовой, технологической и возрастной структуры основных фондов;

— оптимизация налоговых платежей.

Согласно российскому ПБУ 6/01 основные средства в ГУП «Аэропорт Благовещенск» принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Для того, чтобы суммы начисленных амортизационных отчислений покрывали затраты на воспроизводство основных фондов в организации ежегодно проводится переоценка основных фондов с целью определения реальной рыночной стоимости имущества предприятия.

Переоценка имущества в ГУП «Аэропорт Благовещенск» проводится на основе Федерального закона РФ от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013), «Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности», которые были утверждены 06.07.01 г. Постановлением Правительства РФ № 519, а также на основе стандартов Российского общества оценщиков (РОО) (Кударь, Г. В., 2002).

В Таблице представлены основные задачи оценки машин и оборудования, дата проведения последней оценки в рассматриваемом периоде, а также вид оцениваемой стоимости и определение объектов оценки. (см. таблицу 1)

Таблица 1 — Основные задачи оценки машин и оборудования

Предмет

Характеристика

Задачи

1) переоценка основных фондов;

2) расчет стоимости основных фондов для определения рыночной стоимости всего предприятия

Вид оцениваемой стоимости

Восстановительная

Дата оценки

10 — 17 апреля 2012 года

Дата составления отчета

17 — 22 апреля 2012 года

Источники информации

Данные бухгалтерского учета предприятия (карточки учета основных средств, инвентарная книга учета основных средств, технические характеристики), данные анализа рынка машин и оборудования г. Новосибирска

Объект оценки

1) машины и оборудование (машины и оборудование — устройства, преобразующие энергию, материалы и информацию);

2) транспортные средства (транспортные средства — устройства, предназначенные для перемещения людей и грузов);

3) информационное оборудование (информационное оборудование — предназначено для преобразования, передачи и хранения информации)

В таблице 2 представлены основные подходы и методы оценки имущества, которые используются в ГУП «Аэропорт Благовещенск». (см. таблицу 2).

Таблица 2 — Подходы и методы оценки имущества в «Аэропорт Благовещенск»

Объект оценки

Подход

Метод

Активная часть основных фондов

1) затратный;

2) сравнительный (рыночный)

1) метод расчета по цене однородного объекта;

2) индексный метод

Недвижимость

1) затратный;

2) сравнительный (рыночный);

3) доходный.

Метод парного анализа продаж, метод мультипликативных процентных отклонений, метод сравнительной стоимости единицы, метод прямой капитализации

Для определения сроков полезного использования основных средств и нематериальных активов в ГУП «Аэропорт Благовещенск» используется Классификация, утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Поэтому при принятии к учету объектов основных средств сроки их полезного использования устанавливаются без экономического обоснования с ссылкой на соответствующую группу классификатора. По тем основным средствам, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается организацией в соответствии с техническими условиями и рекомендациями предприятий-изготовителей.

Первая группа: все недолговечное имущество со сроком использования от 1 года до 2 лет включительно.

Вторая группа: имущество со сроком полезного использования от 2 до 3 лет включительно. В этой группе числятся две подгруппы: машины и оборудование и многолетние насаждения.

Третья группа: имущество со сроком полезного использования от 3 до 5 лет включительно. В нее входят следующие подгруппы: сооружения и передаточные устройства, машины и оборудование, средства транспорта, а также основные средства, не включенные в другие группировки.

Четвертая группа: имущество со сроком полезного использования от 5 до 7 лет включительно. В качестве подгрупп в этой группе выступают здания (кроме жилых), сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, инвентарь производственный и хозяйственный, скот рабочий, насаждения многолетние.

Пятая группа: имущество со сроком полезного использования от 7 до 10 лет включительно. В этой группе выделяют: здания и сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, многолетние насаждения.

Шестая группа: имущество со сроком полезного использования от 10 до 15 лет включительно.

Седьмая группа: имущество со сроком полезного использования от 15 до 20 лет включительно.

Восьмая группа: имущество со сроком полезного использования от 20 до 25 лет включительно.

Девятая группа: имущество со сроком полезного использования от 25 до 30 лет включительно.

Десятая группа: имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет [3, с. 280].

Таким образом, восстановительная стоимость рабочих машин и оборудования, транспортных средств и информационного оборудования ГУП «Аэропорт Благовещенск» на 01.01.12 г. составляет 3754,57 тыс. руб.; сравнительная (рыночная) стоимость составляет 3721,89 тыс. руб. Стоимость недвижимости на 01.01.12 г. составляет 3521 тыс. руб.

Нематериальные активы в составе внеоборотных активов ГУП «Аэропорт Благовещенск»

2.2 Методы начисления амортизации основных средств в ГУП «Аэропорт Благовещенск»

Для начисления амортизации на предприятии используют несколько методов, некоторые из которых относятся к ускоренным методам:

Ш линейный метод;

Ш способ уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения;

Ш способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

В таблице представлена характеристика и обоснование применяемых в ГУП «Аэропорт Благовещенск» методов начисления амортизационных отчислений. (см. таблицу 3)

Таблица 3 — Обоснование выбора методов начисления амортизационных отчислений и их применения к объектам основных средств

Метод

Характеристика

Объекты основных средств

Обоснование выбора

Линейный

Традиционный

Недвижимое имущество

Это пассивная часть основных фондов. Их использование не связано с действием каких-либо факторов переменного характера. Поэтому используется метод равномерного списания стоимости недвижимости

Уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения

Ускоренный

Машины, оборудование, транспортные средства

Это активная часть основных фондов. Ускоренный метод позволяет проводить ускоренную реновацию данных объектов в соответствии с требованиями научно-технического прогресса

По сумме чисел лет срока полезного использования

Ускоренный

Электронно-вычислительная техника, оргтехника

Эта активная часть основных фондов имеет наиболее значительные темпы морального износа. Применение этого метода позволяет заменять данную технику в соответствии с темпами развития электронной промышленности

Применение этих способов начисления амортизации по соответствующей группе однородных активов (недвижимое имущество; машины, оборудование и транспортные средства; электронно-вычислительная техника, оргтехника) ведется в течение всего срока их полезного использования.

Амортизационные отчисления по объектам основных средств в ГУП «Аэропорт Благовещенск» отражаются в соответствии с Учетной политикой предприятия в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете. Учет основных средств ведется в разрезе отдельных объектов.

Для начисления амортизации основных средств в ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск» мы взяли один из методов «Способ уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения. (см. табл. 4)

Таблица 4 — Расчет амортизационных отчислений на списание стоимости многопильного станка Bull-250 с автоматической подачей заготовки способом уменьшаемого остатка с использованием коэффициента ускорения 2

Год

Первоначальная стоимость на начало года, руб.

Норма амортизации с учетом коэффициента ускорения

Годовая норма амортизации, руб.

Остаточная стоимость на конец года, руб.

16,66

16,66

16 661,3

83 346,7

83 346,7

16,66

13 885,6

69 461,1

69 461,1

16,66

11 572,2

57 888,9

57 888,9

16,66

9644,3

48 244,6

40 207,0

16,66

6698,5

33 508,5

33 508,5

16,66

5582,5

27 926,0

27 926,0

16,66

4652,5

23 273,5

23 273,5

16,66

3877,4

19 396,1

19 396,1

16,66

3231,4

16 164,7

16 164,7

16,66

2693,0

13 471,7

40 207,0

16,66

6698,5

33 508,5

57 904,1

16,66

9646,8

48 257,3

52 327,8

16,66

8717.8

43 610,0

73 641,4

16,66

12 268,7

61 372,7

Итого

;

;

137 161,5

;

Многопильный станок Bull-250 с автоматической подачей заготовки первоначальной стоимостью 120 тыс. руб., был введен в действие 5.01.1998 г. Срок полезного использования установлен в 12 лет, он относятся к 6-ой амортизационной группе.

Решения:

1) Годовая норма амортизации = 100/12 = 8,33%

2) Годовая норма амортизации с учетом коэффициента ускорения = 8,33*2 = 16,66%

3) Годовая сумма амортизации = 120 000*16,66 = 19 992 руб.

4) Сумма амортизации за месяц 19 992/12 = 1666 руб.

5) Остаточная стоимость основного средства = 120 000 — 19 992 = =100 008 руб.

За счет того, что при использовании ускоренных методов амортизации большая часть стоимости основных средств списывается в первые годы эксплуатации, доля амортизационных отчислений выше, соответственно, доля других экономических элементов затрат ниже. Далее, в течение следующих лет доля амортизационных отчислений снизится.

Таким образом, при использовании ускоренных методов большая часть стоимости активной части основных фондов списывается в первые годы эксплуатации, соответственно в этот период заметно возрастает доля амортизационных отчислений в структуре затрат предприятия наряду с уменьшением доли других элементов затрат. Возрастает и себестоимость продукции предприятия в целом.

2.3 Пути совершенствования амортизационной политики ГУП «Аэропорт Благовещенск»

Разработка амортизационной политики предприятия должна представлять собой комплексный процесс моделирования, при котором проводится анализ денежных потоков от начисления амортизации различными методами, динамика ввода-выбытия основных фондов, налогообложение и моделируются различные варианты состояния предприятия в зависимости применения тех или иных мер [17, с. 34−40].

В качестве критерия может использоваться несколько показателей: снижение себестоимости и, соответственно, рост рентабельности или снижение налогообложения, увеличение амортизационного фонда. Могут также использоваться и другие показатели, например «доля увеличения текущей стоимости суммарного денежного потока по отношению к текущей стоимости денежного потока неускоренной амортизации имущества».

Амортизационные отчисления относятся на себестоимость и для предприятия составляют неналогооблагаемый денежный приток средств. Соответственно, при уменьшении доли амортизационных отчислений происходит увеличение налогооблагаемой прибыли предприятия.

Разумеется, в таком моделировании есть и ограничения. Нельзя рассматривать экономические выгоды предприятия, связанные с максимально возможным ускорением амортизационных процессов. Экономические условия хозяйствования имеют свои ограничения для такой максимизации, и главное такое ограничение — это величина прибыли.

Таким образом, оптимальная амортизационная и учетная политика должны определяться на основе комплексного подхода исходя из конкретных экономических условий деятельности конкретного предприятия.

Выбор методов начисления амортизации в ГУП «Аэропорт Благовещенск» можно считать оптимальным, так как при начислении амортизации используется не один метод, а для каждой однородной группы применяется свой, наиболее рациональный метод начисления амортизационных отчислений:

— для активной части основных фондов (машин, оборудования, транспортных средств) применяется метод ускоренной амортизации с коэффициентом ускорения 2;

— для пассивной части основных фондов (производственного здания и здания склада) линейный способ начисления амортизации;

— для особой группы основных фондов — информационного оборудования применяется способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования с фиксированным сроком эксплуатации.

Для усиления дифференцированного подхода к начислению амортизации и повышению эффективности амортизационной политики следует порекомендовать ГУП «Аэропорт Благовещенск» использование метода начисления амортизационных отчислений в зависимости от объема выполняемых работ применительно к группе транспортных средств. Транспортные средства подвержены не такому быстрому моральному износу, как машины и оборудование основного производства, поэтому применение ускоренного метода здесь не совсем целесообразно. Активная политика ускоренной амортизации ведет к завышению себестоимости и, следовательно, к завышению цены реализации произведенной продукции. Поэтому использование метода начисления амортизационных отчислений применительно к транспортным средствам может смягчить рост себестоимости продукции (Аудитор…, 2005).

В качестве общих рекомендаций по совершенствованию амортизационной политики ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск» можно рекомендовать следующие:

1. Повышать качество оценки стоимости основных средств, ориентируясь на рыночный (сравнительный) подход, в целях определения величины амортизационных отчислений, формирующих необходимый и достаточный амортизационный фонд для их обновления.

Для экономически обоснованного определения величины амортизационных отчислений первостепенное значение имеет стоимостная оценка основных средств. Периодически возникает потребность в переоценке основных средств с целью определения восстановительной стоимости и приведения в соответствие с реальными экономическими условиями.

2. Усилить контроль за целевым использованием амортизационных сумм.

Известно, что степень износа производственных мощностей обусловлена их сроком службы, поэтому потребность в финансировании инвестиционного процесса на предприятиях не совпадает по времени: начисленные амортизационные суммы в первой половине срока службы средства труда еще недостаточны для финансирования проекта. Поэтому временно свободные амортизационные отчисления могут быть сконцентрированы в рамках финансово-промышленных групп, в пределах ряда других предприятий, считающих возможным абсолютно добровольно объединять свои финансовые ресурсы для решения крупных инвестиционных проектов.

3. Важным направлением совершенствования амортизационной политики является расширение методов начисления амортизационных отчислений. Применение разнообразных методов начисления амортизации позволяет предприятиям регулировать в пределах сроков службы средств труда объем амортизационных сумм, относимых на себестоимость продукции, и тем самым целенаправленно влиять на финансовые результаты производства, хозяйственную устойчивость предприятия (Сергеев, И.В., 2006).

В нашем примере было рекомендовано наряду с теми методами начисления амортизационных отчислений, которые используются в организации, применять и метод начисления амортизации транспортных средств в зависимости от объемов производства.

Данные рекомендации будут способствовать оптимизации амортизационной политики предприятия, заключающейся в сбалансированном бюджете амортизации.

Заключение

Изучив сущность амортизации, ее основные характеристики, методы и способы начисления, специфические вопросы, касающиеся учета основных средств в бухгалтерском и налоговом учете, а так же рассмотреть вышесказанное на примере ГУП «Аэропорт Благовещенск», можно сделать следующие выводы.

Основные средства претерпевают физический и моральный износ. Износ основных средств погашается амортизационными отчислениями, которые формируют амортизационный фонд. Начисленные суммы по амортизируемым основным средствам предприятие включает в издержки производства [20, с. 23].

Мы выяснили что для начисления амортизации на предприятии ГУП «Аэропорт Благовещенск» используют несколько методов, некоторые из которых относятся к ускоренным методам:

Ш линейный метод;

Ш способ уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения;

Ш способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Таким образом, при использовании ускоренных методов большая часть стоимости активной части основных фондов списывается в первые годы эксплуатации, соответственно в этот период заметно возрастает доля амортизационных отчислений в структуре затрат предприятия наряду с уменьшением доли других элементов затрат. Возрастает и себестоимость продукции предприятия в целом.

Подводя итог анализа различных способов начисления амортизации, можно сделать следующий вывод. В условиях рынка наиболее оптимальными являются ускоренные методы начисления амортизации, поскольку они позволяют списывать большую часть стоимости объекта основных средств в первые годы эксплуатации, что уменьшает налогооблагаемую сумму, позволяет наибыстрейшем путем восстанавливать средства, потраченные на приобретение основных средств и приобретать новые, более современные и высокопроизводительные основные средства. Также они позволяют избежать перекосов в стоимости продукции из-за неритмичной работы предприятия.

Исходя из данных таблицы 4 можно сделать следующий вывод, что в организации ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск» при способе уменьшаемого остатка годовая сумма амортизации на протяжении срока эксплуатации каждый год будет меняться, но внутри года ежемесячная сумма амортизации будет одинаковой с учетом повышающего коэффициента, который установлен в учетной политике организации в соответствии с ПБУ 6/01 п. 19.) Для определения сроков полезного использования основных средств в ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск» используется Классификация, утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Шестая группа: имущество со сроком полезного использования от 10 до 15 лет включительно.

Таким образом следует что по данным таблицы сумма амортизационных отчислений за 15 лет (1998;2012 гг.) в организации ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск» составила 137 161,5 тыс. руб.

Исходя из анализа этих методов нельзя выбрать самый наилучший и удобный способ начисления амортизации в ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск», так как начисление амортизации зависит от стоимости основных средств.

Так же показатель амортизация влияет на отчетность организации, когда организация приобретает ОС, предполагается, что оно принесет ей как минимум столько же экономических выгод, сколько составляют затраты на его приобретение (строительство). Поэтому при первоначальном признании ОС актив отражается в балансе по стоимости затрат на его приобретение. По мере истечения срока полезного использования (СПИ) объект ОС «зарабатывает» для организации некий доход, но одновременно количество выгод, заключенных в нем, уменьшается. Накопленная амортизация (кредитовое сальдо счета 02 «Амортизация основных средств») — это та часть стоимости актива, которая уже потреблена. Когда организация формирует в балансе показатель группы статей «Основные средства» (для этого дебетовое сальдо счета 01 «Основные средства» уменьшается на кредитовое сальдо счета 02 «Амортизация основных средств»), она информирует пользователя отчетности о том, сколько потенциальных выгод осталось в ОС на отчетную дату.

Следует что, показатель амортизации не менее важен так же для отчета о финансовых результатах. Именно благодаря амортизации выполняется правило соответствия доходов и расходов, о котором говорится в «расходном» ПБУ 10/99. Такой же принцип есть в Концепции составления и представления финансовой отчетности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements, далее — Концепция МСФО). Кстати, в Концепции МСФО, в отличие от ПБУ 10/99, прямо говорится, что соответствие доходов и расходов достигается именно за счет механизма амортизации активов. Тем самым полученная выручка уменьшается на часть стоимости ОС, которое ее «заработало».

Таким образом, при выборе способа начисления амортизации в бухучете нужно принимать во внимание влияние амортизации на отчетность. Чем лучше способ начисления амортизации отражает процесс «воплощения» ОС в доходы организации, тем достовернее будет и стоимость ОС в балансе, и себестоимость продаж (а значит, и прибыль) в отчете о финансовых результатах. [21, с. 2].

Список использованных источников

1. Астахов, В. П. Бухгалтерский учет и налогообложение основных средств [Текст]/ В. П. Астахов. — Ростов-на-Дону: «МарТ», 2009 — 340 с.

2. Безруких, П. С. Бухгалтерский учет [Текст]/ П. С. Безруких. — М.: Бухгалтерский учет, 2004 — 525 с.

3. Булатов, А. С. Экономика: [Текст] Учебник / А. С. Булатов. — М.: Юристъ, 2002. — 280 с.

4. Василевский, А. И. Экономика. Современная экономическая наука в понятиях и терминах [Текст]/ А. И. Василевский. — Ярославль: «Академия развития», 2007. — 300 с.

5. Волков, О. И. Экономика фирмы: [Текст] Учебное пособие / О. И. Волков. — М.: «ИНФРА-М», 2008. — 400 с.

6. Гаврилова, О. П. Учет амортизационных отчислений в бухгалтерском учете и для целей налогообложения [Текст] // О. П. Гаврилова, Н.П. Коновалова/ Налоговый вестник. — 2004. — № 5. — С. 53−58.

7. Дьяков, А. Н. Аудит достоверности расчета сумм амортизации по основным средствам [Текст] // А. Н. Дьяков / Аудиторские ведомости. — 2005. — № 6. — С. 20−26.

8. Зайцев, Н. А. Экономика, организация и управление предприятием: [Текст] Учебное пособие / Н. А. Зайцев. — М.: «ИНФРА-М», 2004. — 500 с.

9. Каморжданова, Н. А. Бухгалтерский финансовый учет [Текст]/ Н. А. Каморжданова. — СПб.: Питер, 2002 — 268 с.

10. Кондраков, H.Л. Бухгалтерский учет [Текст]/ Н. Л. Кондраков. — М.: Инфра — М, 2008 — 369 с.

11. Кударь, Г. В. Амортизация: бухгалтерский и налоговый учет [Текст]/ Г. В. Кударь. — М.: «Бератор-Пресс», 2002. — 300 с.

12. Ларионов, А. Д. Бухгалтерский учет [Текст]/ А. Д. Ларионов. — М.: ПРОСПЕКТ, 2007 -392 с.

13. Макаров, М. А. Основные средства [Текст] // М.А. Макаров/ Казанский бухгалтер. — 2005. — № 17. — С. 45 — 56.

14. Мещирякова. Е. И. Амортизируем основные средства по новым правилам [Текст] // Е.И. Мещирякова/ Главбух. — 2005. — № 10. — С. 78 — 80.

15. Моляков, Д. С. Теория финансов предприятий: [Текст] Учебное пособие / Д. С. Моляков. — М.: «Финансы и статистика», 2000. — 200 с.

16. Полякова, М. С. Важные изменения в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» [Текст] // М.С. Полякова/ Юрист вуза. — 2006. — № 3. — С. 103 — 105.

17. Попова, Л. В. Сравнительный анализ методов начисления амортизации [Текст] // Л. В. Попова / Управленческий учет. — 2006. — № 4. — С. 34 — 40.

18. Сергеев, И. В. Экономика организации (предприятия): [Текст] Учебное пособие / И. В. Сергеев. — М.: «Финансы и статистика», 2006. — 410 с.

19. Славинская, О. А. Расчет амортизации по новым правилам [Текст] // О.А. Славинская/ Главбух. — 2006. — № 2. — С. 56−60.

20. Трунина, Т. Н. Операции с амортизируемым имуществом: бухгалтерский и налоговый учет [Текст] // Т. Н. Трунина / Аудитор. — 2005. — № 10. — С. 23.

21. Материалы журналов «Главная книга» и «Главная книга. Конференц-зал»

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой