Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Расчет основных экономических показателей предприятия

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Товариществом на вере признается объединение, в котором в соответствии с учредительным договором о создании товарищества один или несколько его действительных членов несут полную неограниченную ответственность по обязательствам товарищества всем принадлежащим им имуществом, а остальные члены-вкладчики несут ответственность, связанную с деятельностью товарищества, в пределах принадлежащей им доли… Читать ещё >

Расчет основных экономических показателей предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

УШШЕРСНГЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика и управление производством»

на тему: «Расчет основных экономических показателей предприятия»

Выполнила: студент ФФиТД гр.031

Мирошниченко Е.В.

Руководитель: Доцент Шориков А.Ю.

Санкт-Петербург

1.

Введение

Основной целью курсовой работы является закрепление студентами знаний лекционного курса, развитие экономического мышления путем принятия самостоятельных решений в процессе выполнения работы.

Задача работы — формирование в условиях рынка основных экономических показателей, характеризующих деятельность предприятия.

В курсовой работе на сформированную производственную программу рассчитываются необходимые производственные ресурсы, в том числе и начальный капитал предприятия, производится выбор организационно-правовой формы, определяются основные экономические показатели и финансовые результаты деятельности предприятия.

Создаваемое предприятие выходит на рынок с продукцией, аналогичной продукции других фирм — конкурентов. Работа носит учебный характер и основана на ряде допущений. В частности, полагается, что маркетинговый анализ рынка проведен, выявлен характер спроса на продукцию, определены возможный объем продаж, конкуренты и рыночные цены на аналогичную продукцию. Эта информация выступает в работе в виде исходных данных.

Создаваемое предприятие специализируется на тиражировании dvd-дисков.

Произведенный анализ рыночных возможностей показал достаточно высокий уровень спроса на некоторые виды dvd-дисков, на основании которого было принято решение о выпуске следующих изделий:

Изделие, А — отечественные и зарубежные художественные фильмы со средней продолжительностью dvd-диска 2 часа.

Изделие В — сборники мультфильмов и музыкальных коллекций со средней продолжительностью dvd-диска 1,33 часа.

Технология тиражирования dvd-дисков сводится к следующему: изначальный диск (эталонный) загружается в дисковод основного компьютера, соединенного через разветвитель с несколькими другими компьютерами (записывающими), на которых осуществляется запись на dvd-диски, и монитором. Этот комплект оборудования называется технологической стойкой.

Один оператор обслуживает несколько таких технологических стоек, функции его сводятся к загрузке и разгрузке дисков на компьютеры, слежению за качеством записи по монитору. Пока идет запись, оператор укладывает dvd-диски в полиграфическую упаковку, а также подбирает эталонный диск и чистые dvd-диски для следующей загрузки стойки.

Записанные dvd-диски отправляются на целофанирование и упаковку в футляры, после чего готовая продукция отправляется на склад.

Для поддержания постоянной температуры в помещении записи (большое количество аппаратуры выделяет тепло) устанавливается кондиционер.

Объем выпуска в курсовой работе принимается равным объему продаж.

Создаваемое предприятие относится к разряду малых предприятий. Малые предприятия имеют ряд преимуществ, которые и определяют тот факт, что более половины предприятий в развитых рыночных странах составляют малые предприятия.

Основные экономические преимущества малого предпринимательства:

— большая гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка;

— мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новой техники, изобретений;

— более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;

— снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих (непроизводственных) структур;

— повышенная скорость оборота капитала.

Эти преимущества наиболее полно реализуются в социально-культурной сфере, так как большое количество предприятий, предлагающих свои услуги на рынке, позволяет наиболее полно удовлетворять духовные потребности населения.

2. Исходные данные В приложении 2.1.:вариант № 10;

В приложении 2.2.: вариант № 10;

Таблица 2.1

Объем продаж, шт.

Цена видеокассеты, руб.

Продолжительность записи видеокассет, мин.

Изделие А

Изделие В

Изделие А

Изделие В

Изделие А

Изделие В

Таблица 2.2

Таблица нормативно-справочных данных (по состоянию на 01.01.10 г.)

Наименование показателя

Обозначения

Значение показателя

1. Коэффициент, определяющий долю транспортно-заготовительных расходов.

kт-з

0,06−0,10

2. Коэффициент, определяющий долю затрат на наладку и монтаж оборудования.

0,05−0,15

3. Коэффициент, учитывающий невыходы на работу.

kнв

1.15

4. Тарифная ставка 1-го разряда, руб./час.

s

20,25

5. Тарифный коэффициент 3-го разряда

4-го разряда

1,59 1,73

6. Норматив дополнительной заработной платы основных рабочих, %

Н доп.

10,0

7. Норматив отчислений на социальные нужды, %

Нсн.

8. Коэффициент, учитывающий доплаты административно-управленческому персоналу за отработанное время

kупр

1,4

9. Ставка процента по аренде, %

— по оборудованию

— по помещениям

б ар о б ар п

15,0 6,0

10. Банковский процент за кредит, %

б ар

17,0

11. Ставка налога на прибыль, %

б нал

20,0

Таблица 2.3

Показатели

Вариант

Предпроизводственные затраты, тыс. руб.

260,0

Собственные средства предприятия в % от потребного начального капитала

Расходы будущих периодов, тыс.руб.

240,0

Смета коммерческих расходов, тыс.руб.

1400, 0

Удельный вес производственной себестоимости в цене продукции

0,64

Рентабельность продукции, %

Удельный вес прочих накладных расходов в общей смете накладных расходов

0,25

Таблица 2.4

Наименование оборудования

Количество на 1 стойку, шт.

Цена единицы оборудования, тыс.р.

Норма площади на единицу оборудования, кв. м

Норма амортизационных отчислений,

% или кв. м

1. Оборудование технологической стойки

— Основной компьютер

75,0

1,05

— Монитор

6,6

1,05

— Разветвитель на 20 каналов

12,0

0.70

— Записывающий компьютер

5,4

0.21

2. Станок для упаковки dvd-дисков

150,0

6.0

3. Кондиционер LG

45,0

— Количество стоек, обслуживаемых одним упаковочным станком — 6 шт.

Таблица 2.5

Показатели

Значение

1. Цена 1кв. м производственной площади, руб.

2. Норма складских помещений для хранения готовой продукции и чистых dvd-дисков для одной стойки, кв. м

3. Коэффициент, учитывающий норму вспомогательной площади на 1кв. м основной производственной площади

0,6

4. Норма амортизационных отчислений для производственных помещений, %

4,0

Таблица 2.6

Наименование материалов и полуфабрикатов

Расход на 1 изделие

Цена единицы материала, руб.

Изделие А

Изделие В

1. Чистый dvd-диск, шт.

2. Изначальный (эталонный) диск, шт.

00,1

3. Полиграфия, шт.

4. Целлофан, кг.

0,25

— Период времени между двумя поставками материальных ценностей — 10 дней.

— Период времени на оформление документов и отгрузку продукции — 2 дня.

3. Расчет начального капитала и выбор организационно-правовой формы предприятия Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационно-правовой формы предприятия. Выбор формы зависит частично от личных интересов и профессии предпринимателя, но в основном определяется объективными условиями:

сферой деятельности;

размером необходимого начального капитала;

наличием денежных средств (собственных);

достоинством тех или иных форм предприятий;

состоянием рынка.

3.1 Расчет начального капитала Размер начального капитала определяется теми вложениями, которые необходимы для создания предприятия и организации производства продукции:

Кн = Кппр + Косн + Коб, где Кн — начальный капитал, руб;

Кппр — предпроизводственные расходы, руб;

Косн — капитальные вложения в основные производственные фонды, руб;

Коб — капитальные вложения в оборотные средства, руб.

3.2 Предпроизводственные расходы Предпроизводственные расходы включают в себя расходы, необходимые для проведения маркетингового анализа, научных исследований, опытно-конструкторских, технологических, проектных и других видов работ по созданию предприятия и организации производства нового изделия. А также в предпроизводственные расходы входит стоимость лицензии на данный вид деятельности. Величина предпроизводственных затрат дается в задании (приложение 2.2 в методическом пособии).

3.3 Основные производственные фонды К основным производственным фондам относятся средства труда, которые функционируют в сфере производства в течение длительного времени и, постепенно изнашиваясь, по частям переносят свою стоимость на себестоимость изготовленной продукции. Основные производственные фонды включают в себя: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, необходимые для выпуска продукции.

Для упрощения в курсовой работе детально производится расчет стоимости оборудования и производственной площади, а стоимость остальных групп основных фондов определяется укрупнённо.

Капитальные вложения в оборудование определяются по формуле Ко =? Nj * Цj * (l + kт-з + kм),

где Njколичество единиц j-го оборудования, шт.;

Цj — цена единицы jго оборудования, руб.;

kт-з — коэффициент, определяющий долю транспортно-заготовительных расходов;

kм — коэффициент, определяющий долю затрат на наладку и монтаж оборудования.

Величины kт-з и kм даны в прил. 1, а Ц — в прил. 2.3.

Расчет количества оборудования (Nj) производится в курсовой работе в 2 этапа: на первом рассчитывается количество технологических стоек, а на втором — количество оборудования по видам.

Расчет количества стоек (Nct):

Nст=? Ni/(Дг Wcm Ncмi),

где N — годовая программа выпуска i-ro изделия, шт.;

Дг — количество рабочих дней в году, дн. (252 дня);

Wсм — количество рабочих смен, см.;

Ncмi — количество производимых дисков iго вида в смену, шт.

Расчет количества оборудования по видам определяется по формуле

Nj =Nct Pj,

где Nctколичество стоек, шт.;

Pj — количество j-го оборудования для одной стойки (см. прил. 2.3).

Выбран режим работы предприятия в две рабочие смены.

Расчет сменной выработки дисков производится по формуле:

Ncмi=(tcм/Tцi) M,

где tcм — длительность рабочей смены, час;

Тцi — длительность записи диска i-гo наименования, час;

М — количество одновременно записываемых дисков на одной технологической стойке (в курсовой работе оно равно 20), шт.

Технологический процесс тиражирования dvd-дисков предполагает упаковку готовых изделий на специальном упаковочном станке. Количество этих станков определяется из расчета, что один станок упаковывает продукцию «т» технологических стоек. В курсовой работе «т» равняется 6 технологическим стойкам.

Тогда Nyп= Nct/6.

Расчет сменной выработки дисков:

Nсм (А)=(8/2)*20=80 шт.

Nсм (В)=(8/1.33)*20=120 шт.

Расчет количества стоек:

Nст (А)=545 000/(252*2*80)=545 000/40320=13

Nст (В)=670 000/(252*2*120)=700 000/60480=11

Nст=24шт.

Кондиционер для поддержания постоянного температурного режима устанавливается один на помещение записи с количеством стоек не менее шести. Расчет количества и стоимости оборудования приведен в таблице 3.1.

Nуп=Nст/6

Nуп=24/6=4 шт.

Капитальные вложения в производственные и административные помещения определяются по формуле:

Kп=(Fo+Fb) Цf,

Kп = (432+259,2)*3000=2 073 600 руб.

где Fo — площадь основных производственных помещений, кв. м;

Fв — площадь вспомогательных помещений, кв. м;

Цf — цена 1 кв. м, руб.

Таблица 3.1

Расчет количества и стоимости оборудования

Виды оборудования

Количество оборудования в стойке, шт.

Количество стоек, шт.

Количество оборудования, шт.

Цена оборудования, руб.

Стоимость всего оборудования, руб.

Коэффициент транспортно-загото-витель-ных расходов

Коэффициент на наладку и монтаж

Балансовая стоимость оборудования, руб.

1 .Оборудование технологической стойки 1.1. Основной компьютер

1.2. Монитор

1.3. Разветвитель

1.4. Записывающие компьютеры

ИТОГО

2. Упаковочный станок 3. Кондиционер

ВСЕГО

Fo=(Fпp+Fcкл),

где Fпp — площадь производственных помещений, кв. м;

Fcкл — площадь складских помещений, кв.м.

Расчет необходимой площади производственных помещений определяется по формуле:

Fпp=?Nj fj,

где Nj — количество единиц j-гo вида оборудования, шт.;

fj — норма площади на единицу jго оборудования, кв.м.

Расчет площади складских помещений производится по формуле:

Fcкл =Nct fскл,

Fскл=24*10=240 м2

где Nct — количество стоек, стойки;

fскл — норма площади складских помещений, необходимых для хранения продукции с одной стойки, кв.м.

Площадь вспомогательных и складских помещений определяется укрупнённо, с учетом нормы вспомогательных помещений на 1 кв. м основных производственных площадей:

Fв= Fo k всп ,

где квсп — коэффициент, учитывающий норму вспомогательных площадей на 1 кв. м основных.

Значения fj, f скл, k всп даны в прил. 2.3 и 2.4.

Fпp=(24*1,05)+(24*1,05)+(24*0,7)+(480*0,21)+(4*6,0)=192 м2

Fo = 192+240 = 432 м²

Fв=432*0,6=259,2 м²

Косн = Ко + Кп, Ко = 6 236 420 руб.

Косн = 6 236 420 + 2 073 600 = 8 310 020 руб.

3.4 Оборотный капитал Наряду с основными производственными фондами, для обеспечения непрерывности процессов производства и реализации продукции (услуг) необходимы оборотные средства.

Оборотные средства представляют собой совокупность оборотных производственных фондов и фондов обращения в денежном выражении.

Оборотные производственные фонды — это предметы труда, находящиеся в сфере производства (сырье, материалы, комплектующие, полуфабрикаты). В отличие от основных производственных фондов, они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость за один производственный цикл на изготавливаемую продукцию.

Оборотные производственные фонды подразделяются на три группы:

производственные запасы;

запасы незавершенного производства;

расходы будущих периодов.

Производственные запасы — это запасы сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и т. д. на складе снабжения.

Незавершенное производство — это предметы труда, которые находятся непосредственно в производстве и подвергаются обработке.

Расходы будущих периодов — расходы, осуществляемые в данном периоде, а возмещаться будут в последующих периодах. К ним в первую очередь относятся затраты опытно-конструкторских и технологических работ по созданию технической документации на новую продукцию, проведение других работ по созданию предприятия и организации производственного процесса.

Запасы готовой продукции на складе и в пути, а также денежные средства в кассе, на расчетном счете и средства в расчетах составляют фонды обращения. Фонды обращения обеспечивают непрерывность процесса реализации продукции на предприятии.

Капитальные вложения в оборотные средства определяются по формуле:

Коб=Кпз +Кнп+Кгн+Крбп,

где Коб — оборотный капитал, руб.;

Кпз — величина оборотных средств в производственных запасах, руб.;

Кнп — величина оборотных средств в запасах незавершенного производства, руб.;

Кгн — величина оборотных средств в запасах готовых изделий на складе, руб.;

Крбп — расходы будущих периодов, руб.

Величина оборотных средств в производственных запасах рассчитывается по формуле:

Knз=(tn/2) mg,

где mg — среднедневная норма расхода материалов, руб.;

tn — период времени между двумя смежными поставками материалов, дни.

mg =? Pmi Ni/ D,

где Рmi — затраты на материалы на единицу i-гo изделия, руб.;

Ni — годовая программа выпуска i-гo изделия, шт.;

D — количество календарных дней в году, (360 дн.).

Расчет затрат на материалы и полуфабрикаты на единицу i-гo изделия осуществляется по формуле

Pmi=? hri Цr (1+ кт-з),

где hriнорма расхода r-го вида материала на единицу i-гo вида изделия, кг;

Цr — цена единицы r-го вида материала, руб.

Изделие А:

Pm (чист. Dvd) = 1*18*(1+0,06) = 19,08 руб.

Pm (эталон) = 0,01*50*(1+0,06) = 0,53 руб.

Pm (полиграфия) = 1*10*(1+0,06) = 10,6 руб.

Pm (целофан) = 0,25*400*(1+0,06) = 0,106 руб.

Pm (общ) = 19,08+0,53+10,6+0,106=30,46 руб.

Изделие В:

Расчет аналогичен расчету изделия А

Pm (общ) = 27,083 руб.

Mg=34 667 830/360=96 299,5 руб.

Кпз = 10/2*96 299,5=481 497,5 руб.

Эти величины даны в приложении 2.5. методического пособия Расчет затрат на материалы рекомендуется осуществлять в табличной форме (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Затраты на материалы и полуфабрикаты Изделие А

Наименование материалов

Норма расхода на единицу изделия, кг (шт). hri

Цена за единицу материалов, руб. Цr

Затраты на изделия, руб.

На 1 шт.

На годовую программу

Чистый dvd диск Эталон.

Полиграфия.

Целлофан.

0,01

0,25

19,08

0,53

10,6

0,106

ИТОГО

28,6

Транспортно-заготовительные расходы

2.86

Итого с учетом кт-з

31.46

Изделие — В

Наименование материалов

Норма расхода на единицу изделия, кг (шт). hri

Цена за единицу материалов, руб. Цr

Затраты на изделия, руб.

На 1 шт.

На годовую программу

Чистый dvd диск Эталон.

Полиграфия.

Целлофан.

0,01

0,25

0,45

0,1

ИТОГО

25,55

Транспортно-заготовительные расходы

2.5

Итого с учетом кт-з

Норма запасов незавершенного производства определяется по формуле:

Кнп=? Vднi •Тцi •&,

где Vднi — среднедневная величина выпуска i-гo вида продукции, исчисленная по производственной себестоимости, руб.;

Тцi — длительность записи диска i-гo вида, дни (для перевода продолжительности записи диска в дни, продолжительность записи диска в часах делится на 24);

&- коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве (в курсовой работе & - 0,5).

Vднi= Cпpi• Ni/360,

где Cпpi — производственная себестоимость единицы i-гo вида изделия, руб.

Производственная себестоимость диска может быть исчислена на данном этапе укрупнённо исходя из рыночной цены и среднего удельного веса производственной себестоимости в цене dvd-диска (л):

Cпpi= Цi • л.

Рыночные цены dvd-дисков и доля производственной себестоимости в цене диска заданы в исходных данных (приложение 2.1. и 2.2 методического пособия).

СПР (А)=50*0,64=32 руб.

СПР (В)=45*0,64=28,8 руб

Vдн (А)=(32*545 000)/360=48 444 руб.

Vдн (B)=(28,8*670 000)/360=536 600 руб.

Кнп (А)=48 444*(2/24)*0,5=2018,5 руб.

Кнп (В)=53 600*(2/24)*0,5=2233,33 руб.

Норма расходов будущих периодов задается в курсовой работе в исходных данных (прил. 2.2).

Норма запасов готовой продукции на складе рассчитывается по формуле:

Кги=?V'днi•tпод =? Ni Цi (1-R/100) tпод, где V’днi — среднедневной выпуск i-ro вида продукции, исчисленная по полной себестоимости, руб.;

tпод — время на оформление документов и отгрузку продукции потребителю, дни;

Цi — рыночная цена i-ro вида продукции, руб.;

Rрентабельность изделий, %.

Кги (А)=(545 000*50*(1−34/100)*2)/252=142 738,23 руб.

Кги (В)=(670 000*45*(1−34/100)*2)/252=157 928,57 руб.

Кги=157 928,57+142 738,23=300 666,80 руб.

Величины tпод, R даны в прил. 2.5 и 2.2 методического пособия.

Таблица 3.3

Результаты расчета потребности в начальном капитале

Наименование показателя

Величина, руб.

Предпроизводственные расходы

Капитальные вложения в основные средства, всего

В том числе:

— оборудование

— помещения

Капитальные вложения в оборотные средства, всего

В том числе:

— производственные запасы

— незавершенное производство

— расходы будущих периодов

— готовая продукция на складе

Потребность в начальном капитале, всего

Начальный капитал образуется за счет средств учредителей предприятия, а также привлечения заемных средств в форме банковского кредита.

Выбор источников формирования начального капитала производится студентами самостоятельно с учетом размера необходимого начального капитала, собственных средств учредителей (уставного капитала) и специфики формирования их в различных организационно-правовых формах.

Величина собственных средств учредителей определяется заданием на курсовую работу прил.2.2.

Важнейший источник финансирования капитальных вложенийкредит банка, особое значение имеет долгосрочный кредит. Долгосрочный банковский кредит является тем гибким и эластичным инструментом, с помощью которого создается возможность обеспечить осуществление мероприятий по дальнейшему развитию предприятия.

Банки предоставляют кредиты строго целевым назначением под процент на определенный срок под залог имущества и гарантии предприятий — гарантов на условиях кредитного договора.

Для получения кредита необходимо предоставить экономическое обоснование возвратности кредита и процента по нему. Сумма процентов за взятый кредит (Бкр) является общехозяйственными расходами предприятия и полностью включается в себестоимость.

Бкр=(Кр*бкр.)/100,

где Кр — сумма кредита, руб.;

б кр. — годовой процент за кредит, %.

При выполнении курсовой работы приняты следующие ограничения на возможность получения заёмных средств:

использоваться может только краткосрочный кредит, получаемый на срок не более одного года по ставке кредита, указанной в задании (приложение 1);

размер кредита не может превышать половины собственного капитала создаваемого предприятия.

В экономические расчеты необходимо при использовании кредита включить соответствующие расходы предприятия по обслуживанию кредита.

В состав затрат по обслуживанию банковского кредита включаются:

— выплата (возврат) кредита, производимая из чистой прибыли предприятия;

— выплаты процентов по кредиту, которые включаются в себестоимость продукции.

При недостаточности собственных и кредитных средств для покупки производственных фондов или из соображения экономической выгоды, предприятие может частично или полностью арендовать необходимые оборудование и помещения, тем самым уменьшая потребность в начальном капитале. На основании расчетов требуемых размеров начального капитала и анализа источников его формирования студент самостоятельно принимает решение о целесообразности приобретения в собственность оборудования и помещений, их полной или частичной аренде, а также о привлечении кредитных средств.

По результатам анализа студент принимает решение о выборе способов удовлетворения потребности в начальном капитале, руководствуясь при этом следующим соображением: общая сумма собственных и заемных средств должна покрывать потребность в начальном капитале за исключением стоимости арендуемых основных средств, то есть:

К н = Кс о б. + Кр. = Кп р. +(Кос. +Ко.ар. — К п. ар.) + Ко б.,

где Кн — размер начального капитала, необходимого для организации предприятия, с учетом избранного варианта покупки и/или аренды оборудования и площадей, тыс. руб.;

К соб — размер собственных средств предприятия, тыс. руб.;

Кр — размер заемного капитала, в форме банковского кредита, тыс. руб.;

Ко.ар., Кп ар. — стоимость арендуемых соответственно оборудования и площадей, тыс. руб. Результаты принятых решений сводятся в таблицу 3.4.

Таблица 3.4 Способы удовлетворения потребности в начальном капитале

Показатели

Величина, тыс. руб.

1. Расчетная потребность в начальном капитале

табл. 3.3

2. Способы удовлетворения потребности в начальном капитале,

2.1. Приобретение в собственность, всего В том числе за счет:

— собственных средств

— заемных средств

Из них приобретается в собственность:

— оборудование

— площади

2.2. Аренда основных средств, всего В том числе:

— оборудование

— площади

Выбор организационно-правовой формы При выборе организационно-правовой формы создаваемого предприятия необходимо исходить из законодательно установленных форм коммерческих организаций.

Согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации коммерческие организации могут создаваться в следующих формах:

хозяйственные товарищества и общества, в которых начальный капитал создается в форме долей (вкладов) участников организации;

производственные кооперативы как форма объединения участников для совместной деятельности, основанной на личном трудовом участии и имущественно-паевых взносах;

— государственные и муниципальные унитарные предприятия, не обладающие правом собственности на закрепленное за ними имущество.

Хозяйственные товарищества и общества.

Хозяйственными товариществами являются организации, в которых участники связаны между собой объединенными капиталами, а также непосредственным участием в совместной деятельности.

Хозяйственные товарищества создаются в форме: полного товарищества, товарищества на вере.

Полным товариществом признается объединение двух предпринимателей (предприятий) и более. Создаваемое ими предприятие путем заключения договора предусматривает осуществление совместной предпринимательской деятельности и полную (неограниченную) ответственность принадлежащим имуществом по обязательствам товарищества. Управление деятельностью товарищества производится по общему согласию всех участников.

Товариществом на вере признается объединение, в котором в соответствии с учредительным договором о создании товарищества один или несколько его действительных членов несут полную неограниченную ответственность по обязательствам товарищества всем принадлежащим им имуществом, а остальные члены-вкладчики несут ответственность, связанную с деятельностью товарищества, в пределах принадлежащей им доли капитала товарищества, включая неоплаченную ими часть своего вклада. Для образования достаточно двух учредителей, для регистрации товарищества нужны протокол учредительного собрания и учредительный договор.

Подобная форма может быть рекомендована для создаваемого предприятия. Причем в качестве полных товарищей могут выступать физические (юридические) лица, располагающие значительными средствами и заинтересованные в создании такого предприятия, а вкладчиками могут являться все или часть членов трудового коллектива предприятия, что повышает их материальную заинтересованность в эффективной работе предприятия, так как они приобретают право на получение части прибыли предприятия, обычно пропорциональной их доле в складочном капитале.

Общество с ограниченной ответственностью.

Таким признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах размеров (стоимости) внесенных ими вкладов. Уставной капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Данная правовая форма наиболее распространена среди мелких и средних предприятий.

Общество с дополнительной ответственностью.

В таком обществе дополнительно возрастает ответственность его участников, которые несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества всем принадлежащим им имуществом пропорционально стоимости вкладов. Рост имущественной ответственности участников общества повышает доверие к обществу со стороны его потенциальных клиентов, партнеров, инвесторов и кредиторов.

Акционерное общество (АО) — форма предприятия, средства которого образуются за счет объединения капитала, выпуска и размещения акций. Участники общества несут ответственность за результаты деятельности, ограниченную своими вкладами.

Акционерное общество, будучи юридическим лицом, вправе заключать любые предусмотренные законодательством сделки, самостоятельно решать вопросы организации и управления, установления цен на производимую продукцию, оплаты труда, распределения чистой прибыли.

Акционерные общества создаются двух типов — закрытые и открытые.

Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признаются открытыми. Такое акционерное общество вправе проводить подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом. Уставной капитал открытого акционерного общества не должен быть менее 1000 МРОТ (МРОТ — устанавливаемый законодательно минимальный размер оплаты труда на дату регистрации общества). Максимальное число акционеров ОАО не ограничено.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым.

Минимальный размер уставного капитала ЗАО составляет 100 МРОТ, а число акционеров не должно превышать 50.

Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров. В курсовой работе необходимо определить количество акций, эмитированных обществом при его создании для формирования установленного уставного капитала общества:

где УК — размер уставного капитала, принимаемый равным величине собственного капитала предприятия на момент его создания;

Np — количество акций, приобретаемых каждым членом (акционером) общества;

Цном — номинальная стоимость одной акции, руб.;

z — количество участников общества.

Производственные кооперативы — это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении имущественных паевых взносов.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия создаются государственными (местными) органами власти и не могут быть рекомендованы как форма создаваемого предприятия.

При выборе для создаваемого предприятия одной из организационно-правовых форм, в курсовой работе необходимо привести обоснование этого выбора, указав планируемый размер уставного капитала общества, а также круг потенциальных его участников (учредителей) и их возможный коммерческий (или иной) интерес в деятельности создаваемого предприятия.

4. Выбор состава и численности персонала предприятия Трудовой коллектив любого промышленного предприятия состоит из основных и вспомогательных рабочих, специалистов, служащих и управленческого персонала.

Основные рабочие предприятия выполняют операции основного технологического процесса.

Расчет численности основных рабочих может производиться либо по трудоемкости, либо по нормам обслуживания. При тиражировании dvd-дисков используется многостаночное обслуживание, один оператор обслуживает «n» технологических стоек. Явочная численность оператора может быть определена по норме обслуживания по формуле Чя=Nст • Wсм/n,

где Чя — явочная численность операторов, чел.;

Nстколичество стоек, шт.;

Wcm — количество рабочих смен, смен.

В курсовой работе норма обслуживания оператора (n) принята равной 3 стойкам.

С учетом возможных невыходов на работу по болезни и отпуска, списочная численность составит:

Чс (оп)=Чя (оп)kнв, где Чя — явочная численность операторов, чел.;

kнв — коэффициент, учитывающий невыходы на работу по болезни, отпуска и др.

Расчет численности упаковывающего персонала может быть произведен по формуле:

Чсу=Чяу •kнв=(Ncт/m) •Wcm •kнв, где Чяу — явочная численность упаковщиков, чел;

kнв — коэффициент, учитывающий невыходы на работу по болезни, отпуска;

Nст — количество технологических стоек, стойки;

Wcm — количество рабочих смен, смены;

m — количество стоек, продукция с которых упаковывается на одном станке.

В курсовой работе kнв принимается 1,15, а m=6.

Вспомогательные рабочие способствуют поддержанию нормальной работы основного производства на предприятии, обеспечивая рабочие места необходимым инструментом, осуществляя ремонт оборудования, выполняя транспортные и складские операции. При выборе состава и численности вспомогательных рабочих необходимо учитывать следующее:

— состав вспомогательных рабочих должен, с одной стороны, обеспечивать выполнение всех возможных работ по обслуживанию основного производства, с другой — быть небольшим по численности (5−6 человек);

— для выполнения вспомогательных работ целесообразно привлекать работников, владеющих смежными профессиями (например, электромонтера, имеющего навыки сантехнических работ), что позволит сократить потребность в рабочих;

учитывая малочисленность вспомогательных рабочих, следует предусмотреть их взаимозаменяемость;

Управленческий персонал и специалисты осуществляют управление производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.

При небольшой численности управленческого персонала, специалистов и служащих необходимо обеспечить четкую их взаимозаменяемость на период отпусков, болезней или командировок. Целесообразно предусмотреть в составе управленческого персонала должности директора, бухгалтера-экономиста, секретаря-делопроизводителя, мастера.

5. Расчет фонда заработной платы Заработная плата есть выраженная в денежной форме часть национального дохода, поступающая в личное потребление трудящихся в соответствии с количеством и качеством затраченного ими труда. Организация заработной платы рабочих на предприятиях осуществляется на основе тарифной системы, с ее помощью осуществляется дифференциация и регулирование уровня заработной платы разных групп рабочих в зависимости от квалификации, условий, тяжести, интенсивности выполняемых ими работ.

При расчете фонда заработной платы рабочих различают прямой (тарифный) фонд, а также фонды основной и дополнительной заработной платы.

Прямой фонд заработной платы (тарифный фонд) рабочих включает выплаты рабочим в соответствии с тарифной системой и количеством выработанной продукции (при сдельной форме оплаты) или количеством отработанного времени (при повременной форме оплаты). Прямой фонд заработной платы операторов при сдельной форме оплаты рассчитывается по формуле:

где ФОТТ — прямой тарифный фонд заработной платы операторов, руб.;

Sti — прямая (тарифная) заработная плата оператора за единицу i-гo изделия, руб.;

Ni — годовая программа i-гo изделия, шт.;

Tцiдлительность записи dvd-диска i-гo вида, час.;

Тцi / М•n — нормативная трудоемкость записи единицы i-гo вида dvd-диска, час.;

М — количество одновременно записываемых dvd-дисков на одной технологической стойке, шт.;

s — часовая тарифная ставка первого разряда, руб./ч.;

kт — тарифный коэффициент, соответствующий квалификации работы оператора.

Значения s и kт даны в прил. 1.

Прямой фонд заработной платы упаковщиков определяется с учетом того, что один упаковщик обслуживает «m» технологических стоек (в курсовой работе m=6).

где m — количество технологических стоек, обслуживаемых одним оператором, стойки;

kт — тарифный коэффициент, соответствующий квалификации упаковочных работ;

— трудоемкость упаковки одного i-ого dvd-диска, час.

Фонд основной заработной платы основных рабочих включает прямой фонд и доплаты за отработанное время по действующему законодательству (премии за качество, работу в ночное время, неосвобожденным бригадиром и т. п.).

ФОТосн. = ФОТт+Фпр.,

где Фпр. — доплаты за отработанное время.

В курсовой работе доплаты за отработанное время устанавливаются в размере 50% от прямой заработной платы.

Фонд дополнительной заработной платы основных рабочих определяется исходя из норматива дополнительной заработной платы.

Фдоп=ФОТоснНдоп/100.

Норматив дополнительной заработной платы определяется заданием на курсовую работу (прил.1).

Фонд оплаты труда основных рабочих определяется по формуле:

ФОТо р=ФОТосн+Фдоп.

Расчет фонда заработной платы основных рабочих рекомендуется вести в табличной форме (табл.5.1).

При установлении условий оплаты труда квалифицированных вспомогательных рабочих (инструментальщиков, ремонтников) следует учитывать, что средняя заработная плата их должна быть в 1,5 — 2 раза выше заработной платы основных производственных рабочих, а заработная плата комплектовщика и уборщика может составлять 0,7 — 0,8 зарплаты основных рабочих.

Среднемесячная зарплата ?-ой категории вспомогательных рабочих определяется по формуле

3?мес. =[ФОТо р/12*(Чя+Чяу)]*k?,

где ФОТо р — фонд оплаты труда основных рабочих, руб.;

Чя, Чяу — явочная численность соответственно операторов и упаковщиков, чел.;

k? — коэффициент, учитывающий соотношение заработной платы ?-ой категории вспомогательных рабочих и средней заработной платы основных рабочих.

Конкретное значение k? устанавливается студентом на основе вышеизложенных рекомендаций.

Годовой фонд оплаты труда вспомогательных рабочих определяется с учетом среднемесячной зарплаты основных и принятого студентом соотношения среднемесячных зарплат вспомогательных и основных рабочих.

Таблица 5.1 Фонд оплаты труда основных производственных рабочих

Показатели

Изделие А

Изделие В

Всего на производственную программу

На 1 изд.

На годовую программу

На 1 изд.

На годовую программу

Трудоемкость одного изделия, ч.

— оператором

0,03

0,02

упаковщиком

0,02

0,01

Тарифная ставка, руб/ч.

20,25

20,25

Тарифный коэффициент.

— оператора

1,73

1,73

— упаковщика

1,59

1,59

Прямая заработная плата, руб.

— оператора

0,65

658 496,2

0,42

538 335,9

— упаковщика

0,3

329 248,2

0.19

404 763,8

Итого прямая заработная плата, руб.

0,95

0.61

Доплаты за отработанное время, руб.

0,475

0,35

Итого основная заработная плата, руб.

1,425

0,96

Дополнительная заработная плата, руб.

0,1425

0,096

289 626,6

Итого фонд оплаты труда основных рабочих, руб.

1,5675

1,056

Годовой фонд заработной платы вспомогательных рабочих определяется по формуле:

ФОТв=?3?меc.•12•Ч? ,

где Ч?- численность ?-й категории вспомогательных рабочих.

Фонд оплаты труда остальных категорий работников определяется исходя из установленных должностных окладов.

ФОТупр=? 3yпрf •12• Чyпрf •k пр. упр. ,

где 3yпрf — месячная заработная плата f-й категории работающих, руб.;

Чyпрf — численность f-й категории работающих, чел.;

k пр. упр. — коэффициент, учитывающий доплаты за отработанное время. Величины k пр. упр дана в прил. 1.

При установлении месячных окладов управленческому персоналу, специалистам и служащим предприятия следует исходить из того, что оклады директора, бухгалтера-экономиста могут превышать заработную плату основных рабочих в 3−5 раз, а заработная плата остальных категорий специалистов должна быть на уровне заработной платы основных производственных рабочих.

Суммарный фонд оплаты труда предприятия определяется по формуле:

ФОТ=ФОТор+ФОТв+ФОТупр.

Конкретные решения об установлении условий оплаты труда студент принимает самостоятельно и приводит свои обоснования в тексте курсовой работы.

Принятые и обоснованные решения о составе и структуре персонала предприятия в курсовой работе представляются в табличной форме (табл.5.2).

Таблица 5.2 Численность и фонд оплаты труда работников предприятия

Наименование должности

Количество работников

Месячная заработная плата

Месячный фонд зарплаты

Годовой фонд оплаты труда

Директор Бухгалтер и т. д.

Итого фонд оплаты труда управленческого персонала, специалистов

Ремонтник Кладовщик и т. д.

Итого фонд оплаты труда вспомогательных рабочих

Оператор

Упаковщик

Фонд оплаты труда основных рабочих

6. Расчет себестоимости продукции Себестоимость продукции — это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на ее производство и реализацию. В нее включаются как перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных производственных фондов, стоимость сырья, материалов и других материальных ресурсов), так и расходы на оплату труда всех категорий работающих на предприятии и другие текущие расходы предприятия, связанные с осуществлением производственно-хозяйственной деятельности.

Расчет себестоимости продукции производится по калькуляционным статьям затрат, которые отражают группировку затрат в зависимости от назначения и места их возникновения. Состав калькуляционных статей затрат определяется в значительной степени отраслевой спецификой и размером предприятия. В условиях малого предприятия калькуляция себестоимости продукции осуществляется по укрупненной группировке затрат:

сырье, материалы, покупные изделия и полуфабрикаты;

основная заработная плата основных производственных рабочих;

дополнительная заработная плата основных производственных рабочих;

— отчисления на социальные нужды от заработной платы основных производственных рабочих;

общепроизводственные расходы;

общехозяйственные расходы;

коммерческие (внепроизводственные) расходы.

По способу отнесения на себестоимость единицы изделия затраты делятся на прямые и косвенные. Прямые связаны с производством конкретного вида продукции и относятся непосредственно (прямо) на этот вид продукции (сырье, материалы, заработная плата основных рабочих).

Косвенные затраты связаны с работой цехов и предприятия в целом и должны быть отнесены на все выпускаемые в данном цехе или предприятии изделия (общепроизводственные, общехозяйственные и коммерческие расходы). Распределяются косвенные затраты между отдельными видами продукции пропорционально заранее установленной базе.

Расчет прямых затрат.

Исходными данными для определения прямых затрат при составлении калькуляции себестоимости продукции в курсовой работе являются результаты, полученные в предыдущих разделах. Затраты на материалы и полуфабрикаты на единицу i-гo изделия (Рмi) определены в разделе 3 (таблица 3.2), а заработная плата (основная и дополнительная) основных рабочих на единицу продукции — в разд.5 (табл. 5.1).

Отчисления на социальные нужды от заработной платы основных рабочих определяются формуле Рснi=(Роснi +Рдопi /100)• Нснi ,

где Нснi — норматив отчислений на социальные нужды от заработной платы основных рабочих, % ;

Роснi — основная заработная плата основных рабочих на единицу i-гo изделия, руб.;

Рдопi — дополнительная заработная плата основных рабочих на единицу i-гo изделия, руб.

Норматив отчисления на социальные нужды (в фонды обязательного социального и медицинского страхования, в пенсионный фонд) устанавливается в плановом порядке действующим законодательством и дан в прил.1.

Расчет косвенных затрат.

Расчет общепроизводственных, общехозяйственных и коммерческих расходов на единицу i-гo изделия осуществляется косвенным методом.

Общепроизводственные расходы включают следующие виды затрат:

расходы на эксплуатацию и содержание оборудования;

заработная плата вспомогательных рабочих;

заработная плата управленческого персонала цеха;

содержание и эксплуатация внутрицехового транспорта;

оплата коммунальных услуг цеха;

расходы по охране труда и технике безопасности и пр.

Общехозяйственные расходы включают следующие виды затрат:

— заработная плата административно-управленческого персонала с отчислениями;

командировочные расходы;

расходы на подготовку кадров;

почтовые, телефонные, телеграфные и канцелярские расходы;

оплата услуг банка, в том числе процент за кредит;

информационные, консультационные и аудиторские услуги;

плата за выбросы в окружающую среду в пределах допустимых норм;

— представительские расходы (расходы на проведение совещаний, конференций, прием иностранных партнеров, проведение совета директоров и ревизионной комиссии);

— налоги, уплачиваемые согласно законодательству и пр.

Внепроизводственные (коммерческие) расходы — расходы, связанные с реализацией продукции (упаковка, дизайн, реклама, хранение, доставка, погрузка).

Малые предприятия, как правило, ведут упрощенный учет затрат и объединяют общепроизводственные и общехозяйственные расчеты в одну калькуляционную статью — «накладные расходы» .

В курсовой работе может быть принята упрощенная схема расчета себестоимости.

Расчет накладных расходов на единицу каждого вида продукции осуществляется в несколько этапов:

этап — рассчитывается годовая смета накладных расходов;

этап — определяется норма распределения накладных расходов;

3 этап — определяется величина накладных расходов на каждый вид изделия.

Годовая смета накладных расходов составляется по видам затрат по форме табл. 6.1, исходя из специфики курсовой работы.

Таблица 6.1

Смета накладных расходов

Виды затрат

Обоз.

Формула расчета

Сумма затрат, руб.

1. Амортизация оборудования

А об

Табл. 6.2

2. Амортизация производственных помещений

А пл

Табл. 6.2

3. Заработная плата вспомогательных рабочих

ФОТ

Табл. 5.2

1 792 064,6

4. Заработная плата административно-управленческого персонала

ФОТ

Табл. 5.2

1 486 749,5

5. Отчисления от заработной платы вспом. рабочих и адм.-упр. персонала

S ch

(ФОТв+ФОТупр) Нсн/100

983 644,1

6. Арендная плата за арендуемые основные средства

АР

Ко ар •боар/100 + Kn ap• бnap/100

7. Проценты за банковский кредит

Бкр

Кр• бкр/100

42 823,9

ИТОГО

S

4 953 293,1

8. Прочие накладные расходы

НРпр

[S/(l-Упp)] • Упр

1 651 097,7

Итого накладные расходы при односменном режиме

6 604 390,8

9. Коэффициент увеличения накладных расходов при 2- или Зсменном режиме работы

1,2 при 2-сменном режиме;

1,3 при 3-сменном режиме

10. Всего на накладные расходы

Shp

7 925 268,96

Используемые обозначения в табл. 6.1.

Нсн — норма отчислений на социальные нужды, %;

боар, бnар — ставка процента по аренде оборудования и площадей, % (прил.1);

бкр — банковский процент за кредит, 5 (прил.1);

Кр — сумма кредита, руб. (табл. 3.4);

Упр — удельный вес прочих накладных расходов в общей смете (прил. 2.2).

Амортизационные отчисления рассчитываются только по оборудованию (Ао) и производственным площадям (Аn), находящимся в собственности предприятия, по методу равномерного списания.

Ао =(Ко cоб * Но)/100,

Ап=(Кn соб.*Нn)/100,

где Ко соб, Кn соб — стоимость оборудования и помещений, приобретаемых в собственность (табл. 3.4);

Но, Нn — нормы амортизации оборудования и помещений, % (прил.2.3).

Состав и количество оборудования и производственных помещений, а также их балансовая стоимость определены в разделе 3.1.

Расчет амортизационных отчислений производится по видам основных средств, его рекомендуется осуществлять по форме табл. 6.2.

Таблица 6.2

Расчет амортизационных отчислений

Вид основных фондов

Балансовая стоимость

Норма амортизации

Сумма амортизацион. отчислений

1. Оборудование

1.1. Основной компьютер

1.2. Монитор

35 164,8

1.3. Разветвитель

1.4. Записывающие компьютеры

2. Упаковочный станок

3. Кондиционер

ИТОГО

4. Здания

ВСЕГО

Базой распределения накладных расходов на продукцию является основная заработная плата основных рабочих. Поэтому норма распределения накладных расходов определяется в процентах от фонда основной заработной платы основных рабочих:

Hнp=(Sнp/ФOTосн) •100%,

где ФОТосн — фонд основной заработной платы основных рабочих, руб.

Hнp =(7 925 268,96/3 185 891,7)*100=248,76 руб Накладные расходы на единицу i-гo изделия определяются по формуле:

Рнрi=Ннр • Роснi /100,

Величины Роснi и ФОТосн рассчитаны ранее в курсовой в разделе 5 (табл.5.1).

Коммерческие (внепроизводственные) расходы распределяются на продукцию пропорционально производственной себестоимости. Норма распределения коммерческих расходов рассчитывается по формуле:

Hк=(Sк/Vпp) •100=[Sк/?Cпpi •Ni] • 100,

где Sк — годовая смета коммерческих (внепроизводственных) расходов, руб.;

Vпp — производственная себестоимость годового объема выпуска продукции, руб.;

Cпрiпроизводственная себестоимость единицы i-гo вида продукции, руб.;

Ni — годовой объем выпуска i-гo вида продукции, шт.

Hк = (1 400 000/((36,05*545 000)+(30,75*670 000))/*100=0,65 руб.

Величина Sк дана в задании (см. прил.2.2), a Cпpi берется из табл. 6.3.

Коммерческие расходы на единицу i-гo вида продукции определяются по формуле:

Pкi=Hк Cпpi/100.

P (A)=0,65*36,05/100=0,23 руб.

Р (Б)= 0,65*30,75/100= 0,2 руб.

Результаты расчета себестоимости изделий сводятся в табл. 6.3.

Таблица 6.3

Калькуляция себестоимости изделий

Статьи калькуляции

На единицу изделия, руб.

На годовой объем производства, руб.

изделие А

изделие В

изделие А

изделие В

1. Материалы, полуфабрикаты

30,46

2. Основная заработная плата основных рабочих

1,43

0,95

3. Дополнительная заработная плата основных рабочих.

0,143

0,095

4. Отчисления на социальные нужды

0,4719

0,3135

257 185,5

5. Накладные расходы

3,54

2,39

Итого производственная себестоимость

36,05

30,75

19 643 470,5

6. Коммерческие расходы

0,23

0,2

Полная себестоимость

36,28

30,95

19 768 820,5

7. Расчет прибыли предприятия Прибыль — часть выручки от реализации, которая остается после возмещения затрат на ее производство и реализацию. Прибыль является обобщающим экономическим показателем, характеризующим конечные результаты текущей деятельности предприятия.

Расчет прибыли осуществляется по формуле:

Пр=?(Цi-Спi)Ni,

где Цi — цена i-гo изделия, руб.;

Cпi — полная себестоимость i-гo изделия, руб.;

Ni — объем реализации i-гo изделия за год, шт.

Пр (А)=(50−36,28)*545 000= 7 477 400 руб.

Пр (Б)=(45−30,95)*670 000= 9 413 500 руб.

Пр= 9 413 500+7477400=16 890 900 руб.

Валовая (балансовая) прибыль — это общая прибыль, полученная предприятием от всей его деятельности.

Пв= Пр ± Д (у),

где Д (у) — доходы (убытки) от других направлений деятельности.

В курсовой работе величина Д (у) равна 0.

Из прибыли уплачиваются налоги, осуществляются мероприятия по расширению и техническому перевооружению производства, а также могут производиться любые другие выплаты, не противоречащие действующему законодательству.

Налогооблагаемая прибыль — это прибыль, облагаемая налогом на прибыль. В курсовой работе налогооблагаемая прибыль принимается равной валовой:

Пн.об. = Пв Таблица 7.1

Расчет прибыли предприятия

Показатели

Формула расчета

Значение

1.

Количество реализованной продукции, шт.

545 000+670000

2.

Объем реализации, руб.

?Ni Цi = Vp

3.

Полная себестоимость реализованной продукции, руб.

табл.6.3

40 505 320,5

4.

Прибыль от реализации, руб.

п. 2 — п. З

16 894 679,5

5.

Доходы и убытки от других направлений деятельности, руб.

задание

6.

Валовая прибыль

п.4+п.5

16 894 679,5

7.

Налог на прибыль, руб.

Пн.об. • бнал./100

3 378 935,9

8.

Прибыль после налогообложения, руб.

П.6-п.7

13 515 743,6

9.

Сумма возврата кредита, руб.

табл.3.4

251 905,33

10.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, руб.

п.8-п.9

13 263 838,27

8. Расчет показателей эффективности использования производственных ресурсов капитал себестоимость заработный Производственные ресурсы предприятия — это его капитал (основной и оборотный), а также трудовые ресурсы.

Показатели, характеризующие эффективность использования производственных ресурсов, и формулы их расчета приведены в табл. 8.1.

Таблица 8.1 Показатели эффективности использования ресурсов

Ресурсы

Наименование показателя

Формула расчета

Значение показателя

Капитал

Рентабельность капитала, %

Rк=Пв•100/(Косн+ Коб)

707,57

Основные средства

Фондоотдача Фондоемкость

foт=Vp/Kocн feм=Kocн/Vp

42,17

0,024

Оборотные средства

Коэффициент оборачиваемости

ko6=Vp/Ko6

55,92

Трудовые ресурсы

Выработка на одного работающего

ПТ=Vр/Чработающих

844 117,65

Rk=16 894 679,5/(1 361 304+1026416,13)*100=707,57

fот=57 400 000/1361304=42,17

fем=1 361 304/57400000=0,024

Коб=57 400 000/1026416,13=55,92

ПТ=57 400 000/68=844 117,65

Данные для расчета показателей (табл.8.1) являются результатами расчета предыдущих разделов курсовой работы. При расчете рентабельности капитала в качестве Коcн. принимаются только основные средства, приобретенные в собственность.

9. Сводный раздел экономических показателей В этом разделе отражаются основные экономические показатели деятельности предприятия, рассчитанные в предыдущих разделах.

Таблица 9.1 Основные показатели деятельности предприятия

Наименование показателя

Величина показателя

Начальный капитал, руб. в т. ч.

— основной

— оборотный

3 130 836,13

1 026 416,13

2. Объем продаж, руб.

3.Себестоимость реализованной продукции, руб.

40 505 320,5

4. Прибыль от реализации, руб.

16 894 679,5

5. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, руб.

13 515 743,6

6. Численность работающих, чел.

7. Фонд оплаты труда, руб.

6 464 705,76

8. Фондоотдача

42,17

9. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

55,92

10. Выработка на одного рабочего, руб/чел.

844 117,65

11. Рентабельность капитала, %

707,57

На основании данных табл. 9.1 студент делает выводы об эффективности функционирования предприятия.

Предприятие работает эффективно. Такой вывод можно сделать на основе основных показателей деятельности предприятия. Ниже приведены значения основных показателей, которые дают мне право делать заключение об удовлетворительной работе предприятия.

Коэффициент оборачиваемости — характеризует число кругооборотов, совершенных оборотными средствами предприятия за определенный период и показывает объем реализованной продукции, приходящейся на 1 рубль оборотных средств 55,92.

Фондоотдача — значение, показывающее, сколько продукции в денежном выражении приходится на 1 рубль основных производственных фондов, равна — 42,17.

Фондоемкость — показывает долю стоимости основных фондов, приходящуюся на каждый рубль выпускаемой продукции — 0,024.

Выработка на одного человека составила 844 117,65 руб.

Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия 13 515 743,6 руб., означает, что предприятие может и дальше заниматься своей деятельностью. Полученная прибыль может быть использована для приобретения в собственность некоторой части арендованных основных средств, для создания резервного фонда, для расширения предприятия и т. п.

Рентабельность капитала составила 707,57%. Рентабельность определяет, насколько хороша окупаемость. Данный отличный показатель достигнут благодаря возможности аренды помещений и оборудования.

1. Горфинкель В. Я., Купряков Е. М. и др. Экономика предприятия. М.: Банки и биржи, 2006.

2. Основы предпринимательской деятельности в кинематографии: Учебное пособие / Под ред. В. И. Кошкина.- М.: ВГИК, 2003.

Кейлер В. А. Экономика предприятия. -М.: ИНФРА, 2004.

Муравьев А.И., Игнатьев A.M., Кружик А. В. Малый бизнес: экономика, организация, финансы.- СПб.: ГУЭиФ, 2005.

Приложение 1

Таблица нормативно-справочных данных (по состоянию на 01.01.10 г.)

Наименование показателя

Обозначения

Значение показателя

1. Коэффициент, определяющий долю транспортно-заготовительных расходов.

kт-з

0,06−0,10

2. Коэффициент, определяющий долю затрат на наладку и монтаж оборудования.

0,05−0,15

3. Коэффициент, учитывающий невыходы на работу.

kнв

1.15

4. Тарифная ставка 1-го разряда, руб./час.

s

20,25

5. Тарифный коэффициент 3-го разряда

4-го разряда

1,59 1,73

6. Норматив дополнительной заработной платы основных рабочих, %

Н доп.

10,0

7. Норматив отчислений на социальные нужды, %

Нсн.

8. Коэффициент, учитывающий доплаты административно-управленческому персоналу за отработанное время

kупр

1,4

9. Ставка процента по аренде, %

— по оборудованию

— по помещениям

б ар о б ар п

15,0 6,0

10. Банковский процент за кредит, %

б ар

17,0

11. Ставка налога на прибыль, %

б нал

20,0

Приложение 2 Исходные данные для выполнения курсовой работы Приложение 2.1

Вариант задания

Объем продаж, шт.

Цена dvd-диска, руб.

Продолжительность записи dvd-дисков, мин.

изделие, А изделие Б

изделие, А изделие Б

изделие А

изделие Б

Приложение 2.2

Показатели

Варианты задания

Предпроизводственные затраты, тыс. руб.

250,0

240,0

220,0

230,0

220,0

260,0

270,0

240,0

250,0

260,0

Собственные средства предприятия в % от потребного начального капитала

Расходы будущих периодов, тыс.руб.

200.0

250,0

350,0

300,0

180,0

190,0

260,0

230,0

220,0

240,0

Смета коммерческих расходов, тыс.руб.

1100, 0

1200, 0

1150, 0

1300, 0

1400, 0

1250, 0

1500, 0

1350, 0

1450, 0

1400, 0

Удельный вес производственной себестоимости в цене продукции

0,65

0,62

0,63

0,64

0.65

0.64

0,63

0,62

0,63

0,64

Рентабельность продукции, %

Удельный вес прочих накладных расходов в общей смете накладных расходов

0,4

0,3

0,2

0,25

0.35

0,2

0,3

0,4

0,2

0,25

Приложение 2.3

Наименование оборудования

Количество на 1 стойку, шт.

Цена единицы оборудования, тыс.р.

Норма площади на единицу оборудования, кв. м

Норма амортизационных отчислений,

% или кв. м

1. Оборудование технологической стойки

— Основной компьютер

75,0

1,05

— Монитор

6,6

1,05

— Разветвитель на 20 каналов

12,0

0.70

— Записывающий компьютер

5,4

0.21

2. Станок для упаковки dvd-дисков

150,0

6.0

3. Кондиционер LG

45,0

Приложение 2.4

Показатели

Значение

1. Цена 1кв. м производственной площади, руб.

2. Норма складских помещений для хранения готовой продукции и чистых dvd-дисков для одной стойки, кв. м

3. Коэффициент, учитывающий норму вспомогательной площади на 1кв. м основной производственной площади

0,6

4. Норма амортизационных отчислений для производственных помещений, %

4,0

Приложение 2.5

Наименование материалов и полуфабрикатов

Расход на 1 изделие

Цена единицы материала, руб.

Изделие А

Изделие В

1. Чистый dvd-диск, шт.

2. Изначальный (эталонный) диск, шт.

00,1

3. Полиграфия, шт.

4. Целлофан, кг.

0,25

— Период времени между двумя поставками материальных ценностей — 10 дней.

— Период времени на оформление документов и отгрузку продукции — 2 дня.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой