Интеллектуальная собственность: ее сущность и роль в современном экономическом развитии
В то же момент можно увидеть немало различий между ними. Физическому капиталу присуща материальная природа, к нему можно прикоснуться, увидеть. Интеллектуальный же капитал не имеет материальной природы, поэтому его даже называют невидимым активом. Главное отличие интеллектуального капитала от физического — отсутствие каких-либо потерь в своей величине в процессе использования (отсутствие… Читать ещё >
Интеллектуальная собственность: ее сущность и роль в современном экономическом развитии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финансовый университет) Кафедра «Экономическая теория»
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Интеллектуальная собственность: ее сущность и роль в современном экономическом развитии»
- Введение
- I. Интеллектуальная собственность: теоретическое представление
- 1.1 Обзорная историческая часть и категории интеллектуальной собственности
- 1.2 Характеристика главных объектов интеллектуальной собственности
- 1.3 Экономическое обоснование интеллектуального капитала
- II. Методы оценки объектов интеллектуальной собственности
- 2.1 Стоимостные показатели объектов интеллектуальной собственности. Система показателей
- 2.2 Проблемы развития интеллектуальной собственности
- Заключение
- Список использованных источников
Введение
Современное общество с трудом способно представить экономический оборот без объектов интеллектуальной собственности. Огромная часть среди исследователей считает, что современная экономика куда больше внемлет росту роли инноваций, чем роли производства, а информация, проявленная в интеллектуальной собственности, становится важнейшим фактором производства — наряду с землей трудом и капиталом Близнец И. А. Интеллектуальная собственность и закон. Теоретические вопросы и материалы по проблемам авторского права и смежных прав. Биржа интеллектуальной собственности. 2008.№ 11.с. 26.
Сегодня область распространения интеллектуальной собственности — не только и не столько личное потребление, а, прежде всего, общественное производство. Любое предприятие как имущественный комплекс, включает в себя две группы элементов — материальные и нематериальные активы. По некоторым данным, доля нематериальных активов в стоимости активов крупнейших компаний мира составляет от 30 до 60%, и эта величина имеет устойчивую тенденцию к росту Бовин А. А., Чередникова Л. Е. Интеллектуальная собственность. Экономический аспект: Учебное пособие М.:Инфра-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2006 — с. 25.
Результаты интеллектуальной деятельности компилируют важнейший компонент национального богатства России. После перехода к рыночной экономике огромнейшая доля этих результатов появляется на рынке, чаще всего без объективной стоимостной оценки и достаточной правовой защиты. Сегодняшний день утверждает, что у нас нет научных приёмов и методик оценки интеллектуального продукта.
В ходе развития внешнеэкономических отношений и отсутствия монополии на их воплощение, иностранные партнеры приобретают обширный доступ к новейшим идеям, приёмам, методикам и другим результатам интеллектуальной деятельности. Из-за отсутствия отечественного рынка интеллектуальной продукции и хотя бы минимальной правовой защиты наша страна несет колоссальный ущерб, вследствие обнародования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических трудов становятся доступны иностранным партнерам, как «щедрые подарки» от нашей Родины.
Вышесказанное раскрывает ужасающую актуальность и научную значимость политико-экономического исследования интеллектуальной собственности, общественных свойств результатов интеллектуальной деятельности и особенностей их экономического формулирования.
Цель работы — выявить экономическое значение результатов интеллектуальной деятельности в современных условиях развития конкуренции и глобальной интеграции ведущих государств.
Задачей работы является исторический обзор интеллектуальной собственности, характеристика объектов интеллектуальной собственности, рассмотрение экономического аспекта интеллектуального капитала, выявление методов оценки, как интеллектуальной собственности, так и её проблемы.
Объект исследования — результаты интеллектуальной деятельности как базовый характерный параметр современных экономических отношений.
Предмет исследования — экономические отношения, связанные с инновационной деятельностью, для которых интеллектуальные результаты деятельности являются основной движущей силой в конкурентной борьбе.
Интеллектуальная собственность действует как объект в совершенно различных сделках — начиная с классической купли-продажи и обыденных авторских или лицензионных договоров, продолжая вкладами в уставный капитал и коммерческим договором. В сегодняшнее время стоит рассматривать интеллектуальную собственность не иначе как серьезное оружие в конкурентной борьбе, а не второстепенный продукт, получаемый при разработке изделия иного вида. Важен положительный отклик при решении задачи по привлечению инновационной технологии для повышения конкурентоспособности производимой на ее основе продукции.
В ходе данного исследования применялись следующие методы: аналитический, статистический, логический, исторический.
Теоретико-методологической основой и информационной базой исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные вопросам разделов интеллектуальная собственность и интеллектуальные права. При написании курсовой работы были использованы: ГК РФ, журнальные статьи из журналов: ОНС: общественные науки и современность, Биржа интеллектуальной собственности, Бизнес и банки и Вопросы экономики; учебные пособия Бовина А. А., Чередниковой Л. Е., Брукинга Э.Н.
Структура и объём работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка используемой литературы. Во введении обоснована актуальность курсовой работы, указаны цели и задачи. Первая глава содержит теоретическую основу и состоит из трех параграфов. Вторая глава, больше составляет анализ журнальных статей и содержит два параграфа. В заключении сформулированы основные выводы.
I. Интеллектуальная собственность: теоретическое представление
1.1 Обзорная историческая часть и категории интеллектуальной собственности В соответствии с мировой практикой и материалами Стокгольмской конференции 1967 г., учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВИОС), под интеллектуальной собственностью понимаются права, относящиеся к литературным, художественным, научным произведениям, исполнительской деятельности, изобретениям, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям.
Образованию института интеллектуальной собственности присуща своя история. Первый патент был выдан в 1421 году во Флоренции, так же первый закон по выдаче патентов на изобретение рассматривается как «Статус о монополиях», принятый в 1623 году в Англии. Уже к середине XIX века патентные законы принимаются в большинстве европейских государств. А в России первый закон о привилегиях на изобретения, художества и ремесла утверждается в 1812 году, к 1774 году относится первый указ об обязательном клеймении всех русских товаров. После 1918 года устанавливается государственная монополия на объекты интеллектуальной собственности, исключается монополия правообладателя, вводится система авторского свидетельства. В 1990;х годах в России запустилось восстановление института интеллектуальной собственности. И были приняты последующие нормативно-правовые акты: Патентный Закон РФ 1992 года; Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» 1992 года; Закон РФ «О правовой охране технологии интегральных микросхем» 1992 года; Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и базы данных"1992 года; Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» 1993 года. Интеллектуальная собственность (исключительные права) Учебное пособие. Под редакцией Н. М. Коршунова. М.:ЭКСМО, 2006. — с. 14.
Интеллектуальная собственность тесно связана с результатами творческой деятельности людей. Лица, чей труд воплощен в охраняемом результате, осознают, что интеллектуальная собственность — это привилегия, исключительное право, предоставляющее им возможность получить некоторую совокупность материальных и нематериальных благ при помощи продукта собственного труда. Предприниматели же видят интеллектуальную собственность, как часть своего имущества, свои нематериальные активы, которые он использует в предпринимательской деятельности с целями извлечения прибыли. Потребитель (физическое лицо, использующее охраняемый результат интеллектуальной деятельности в целях личного потребления) видит интеллектуальную собственность как некоторое нематериальное представление в виде блага (продукта чужого труда), которое он использует для удовлетворения своих потребностей Варьяш И. Ю. Интеллектуальная собственность: горе от ума. И. Ю. Варьяш. Бизнес и банки. 2007. № 20 (май).С. 14.
Интеллектуальная собственность удобно разделяется на три уровня:
К первому относятся: объекты авторского права и смежные права — произведения науки, музыки, литературы, живописи и других видов искусства, исполнения, фонограммы, сообщения в эфире произведений.
Ко второму уровню можно отнести промышленную собственность — изобретения, промышленные образцы, полезные модели, селекционные достижения, товарные знаки, знаки обслуживания, коммерческие обозначении, секретные продукты производства (ноу-хау), фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров.
К третьему относятся утилиты и программы для ЭВМ, базы данных и внутренняя типология интегральных микросхем.
Особенно ценны объекты интеллектуальной собственности, которые могут быть широко представлены в предпринимательском коммерческом обороте. К ним можно отнести: товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели, секретные продукты производства, программы для ЭВМ.
1.2 Характеристика главных объектов интеллектуальной собственности К одной из форм интеллектуальной собственности относятся компьютерные программы. Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. с. 24, статья 1261.
В настоящее время алгоритмизация и программирование на ЭВМ приобрели значение программной продукции. Такая продукция объединяет в себе результат интеллектуального творческого процесса и индустриального труда машинной сложности. Очевидно, что расходы на создание программных средств во много раз превышают расходы на производство самих же ЭВМ. В законодательстве РФ программы для ЭВМ и базы данных уравниваются с произведениями науки, искусства и литературы, но не равняются изобретениям.
Иной формой являются промышленные образцы, полезные модели. К полезным моделям относятся нововведенные и промышленно применимые решения. Понятие «полезная модель» по большей части описывают такие технические новшества, которые по внешним признакам напоминают изобретения, но по уровню своего вклада в технике являются менее значительными. Полезная модель всегда является итогом изобретательского творчества и должна обладать новизной и быть запущенной в промышленности. Промышленный образец — объект интеллектуальных прав, употребимый в отношении внешнего вида, дизайна и эргономических свойств изделия кустарно-ремесленного производства или промышленного. В патентном праве США употребляется более подходящее название данного вида промышленной собственности — дизайн, а патент на промышленный образец называют design patent. Основные запросы патентоспособности промышленного образца это неформат, оригинальность и новизна.
Отдельно выделяют такую форму интеллектуальной собственности как товарные знаки. Товарный знак является неким определяющим обозначением, которое предоставляет возможность различить идентичные товары различных юридических и физических лиц. Под товарным знаком принято понимать условное обозначение, своего рода символику, выпускаемой продукции, ее упаковки или сопроводительной документации, что отлично заменяет собой длинное, сложное название (наименование) изготовителя товара, бренда, или марки.
Форма выражения товарного знака совершенно различная, различают словесную, изобразительную, объемную, комбинированную и другие формы. Рассмотрим эти формы.
Словесная форма товарных знаков крайне разнообразна. В настоящее время можно часто встретить товарные знаки, созданные на основе искусственно образованных слов. Часто словесные товарные знаки тесно связаны с фирменным наименованием предприятия, могут быть использованы имена известных людей, национальных героев, героев художественных произведений, мифологических персонажей, названий животных, птиц, растений, драгоценных камней, небесных тел, производные из иностранных, а то и вовсе древних языков.
К изобразительным товарным знакам относятся обозначения в виде различных значков, рисунков, символов. И их эффективность по сравнению со словесными товарными знаками оценивается ниже, в России на эту долю приходится около 70% всех регистрируемых отечественных товарных знаков.
Объемные товарные знаки олицетворяют изображение товарного знака в нескольких измерениях, как правило, трёх. Предметом объемного товарного знака может служить форма-оригинал изделия, например форма мыла, таблетки и т. д., либо его упаковка, например форма бутылки для напитка или флакона для духов. Товарные знаки, которые сочетают в себе элементы названных выше знаков называются комбинированными и одними из самых распространенных являются ярлыки, бирки, наклейки, этикетки, метки, в них сочетаются словесные и изобразительные элементы в определенном цветовом исполнении Товарные знаки. Библиотека менеджмента.
Отдельной формой интеллектуальной собственности отмечается ноу-хау. Ноу-хау (от англ. know how — знаю как) — оригинальные технологии, знания, умения, которые пока что не стали широко известны и являются предметом купли-продажи или могут быть использованы для достижения конкурентного преимущества. Под ноу-хау обычно подразумевают нововведения, имеющие коммерческую ценность в силу недоступности для общественности, в отношении которой действует режим коммерческой тайны. Ноу-хау является составляющей ключевой частью активов компании в высокотехнологичной экономике. Ноу-хау.
Ноу-хау включают в себя:
· экономическую, юридическую, конструкторскую, проектную технологическую документацию, которая предназначается для использования в производстве и для реализации продуктов и услуг;
· еще незапатентованные изобретения, рецепты, формулы, расчёты, составы, опытные образцы, результаты испытаний и опытов;
· организационные системы маркетинга, производства, управления качеством товаров и услуг, системы управления кадрами, финансами, политикой капиталовложения;
· другие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-технологических, инновационных и производственных работ.
Иными словами, это в полной мере или частично конфиденциальные знания, дающие как несомненные преимущества, так и знания технологии, практический опыт, они составляют коммерческую ценность, применяются в профессиональной практике и производстве, причём не обеспечены каким-либо видом патентной защиты. Ноу-хау обычно фиксируются в материальной форме, в виде схемы, документа, чертежа, фотографии и т. д.) и поэтому в свободной форме могут быть переданы или получены, даже без согласия их владельца. Так же присутствует и фиксация в нематериальной форме, в виде опыта или производственного секрета, и поэтому уже являются неотделимыми от обладателя и передаются обязательно с его ведения и согласия, по средствам демонстрации способа производства, консультирования и прочих моментов.
1.3 Экономическое обоснование интеллектуального капитала Основой богатства для современного общества становится интеллектуальный капитал, так как является главной определяющей частью конкурентоспособности экономических систем, и является основным капитальным ресурсом развития таких систем. Экономика имеет уникальную способность создавать и эффективно применять интеллектуальный капитал, именно это свойство и определяет благоприятное состояние нации, её экономическую силу.
Общество полностью открыто для импорта разнообразных знаний, творчества, идей и информации, а экономика может продуктивно их перерабатывать — это является ключевыми моментами, от которых зависит успешное социально-экономическое развитие любой страны.
Важно понимать правильно значение фразы «современная фирма" — прежде всего это производитель знаний, а не товаров как неверно иногда думают. Всё в большем числе организаций часть полученного эффекта переходит в результат применения особых знаний, универсального обучения персонала и пространственного взаимодействия с партнерами и контрагентами.
Интеллектуальный капитал в большей мере, чем физические активы или финансовый капитал становится устойчивым конкурентным преимуществом Клейнер Г. Знания об управлении знаниями. Вопросы экономики. 2004. № 1. С. 153. Интеллектуальный капитал условно можно разделить на три составляющие из человеческого, организационного и потребительского капитала. Человеческий, организационный и потребительский капитал непрерывно ведут взаимодействие друг с другом. Слишком малым будет инвестировать какой-то из них, в отдельности. Они обязаны поддерживать друг друга, работая по законам синергии, только тогда мы сможем наблюдать перекрестное влияние разных видов нематериальных активов.
Следует немного сказать о недобросовестности конкуренции, о действиях которые подлежат запрету и о мерах применимых для охраны своего промышленного предприятия. В принципе можно выделить всего три основных момента, связанных с этими рассуждениями. К первому массиву действий, можно отнести действия, которые могут любым образом, могут вызвать перемешение касаемо предприятия, какого-либо продукта, или каких-то промышленно-торговых действий конкурирующей стороны.
Ко второму моменту, связанному с конкуренцией, можно отнести все ложно утвержденные действия, при работе коммерческой деятельности, потому что может возникнуть дискредитация предприятия, продукта, промышленной деятельности конкурирующей стороны.
Наконец третий массив — это своего рода указания, утверждения, которые при условии их внедрение в рабочем состоянии, могут изменить общественное сознание и породить заблуждение касаемо моментов изготовления, свойств, пригодных качеств использования или количественной характеристики товара.
Неспроста термин «капитал» имеется в словосочетании «интеллектуальный капитал», а именно, интеллектуальный капитал вместе с физическим капиталом существует в форме запаса, который индуцирует ценностный поток, влияющий на экономику. Сергеев А. Л. Категории в теории интеллектуального капитала // Экономический вестник РГУ. 2005. № 1. С. 55 Оба капитала порождаются в виде результата вложений ресурсной базы (знаний, денег, материальных средств, проф. квалификации) для товаропроизводства и создания услуг. Оба капитала являются источником дохода для своего обладателя. Важно отметить, что так же подвергаются моральному износу, причем интеллектуальный капитал в большей степени (обесценивается и программное обеспечение, и любые знания). Оба нуждаются в обновлении и требуют определённых затрат на поддержание своего рабочего состояния.
В то же момент можно увидеть немало различий между ними. Физическому капиталу присуща материальная природа, к нему можно прикоснуться, увидеть. Интеллектуальный же капитал не имеет материальной природы, поэтому его даже называют невидимым активом. Главное отличие интеллектуального капитала от физического — отсутствие каких-либо потерь в своей величине в процессе использования (отсутствие амортизации). Можно сделать вывод — потеря стоимости от отсутствия использования. Физический капитал наоборот является результатом определенных действий прошлого. Интеллектуальный капитал также представляет собой результат прошлых инвестиций, но в большей мере ориентируется на будущее. Оценка физического капитала вычисляется по средству затрат, которые уже сделаны. Основа оценки интеллектуального капитала — будущая стоимость, созданная в процессе использования.
Оценка физического капитала происходит с помощью преимущественно стоимостных показателей, интеллектуальный же капитал совмещает как стоимостные, так и нестоимостные показатели. Компаниям и организациям сложно владеть интеллектуальным капиталом полностью. Это совместная власть с наемными кадрами (речь идет о человеческом капитале), и с потребителями и другими контрагентами (если речь идет о капитале потребительском).
Специфика элементов интеллектуального капитала заключена в следующих позициях. Интеллектуальный капитал, концентрирован в умении и квалификации кадров и обычно имеет место прирост во времени. Совершенно иначе дела обстоят с патентами, быстро теряют ценность, если вовремя не залицензированы или не материализованы в какой-либо продукт. Потребительскому капиталу также близка тенденция быстро терять себестоимость. Потребитель не ограничен в причинах для быстрого переключения на конкурента.
Традиционные методы экономических оценок и измерений основываются на принципах бухгалтерского учета и уже вовсе не соответствуют адекватности сегодняшнего дня. Такое устаревание имело место быть в связи с давностью разработки, еще в эпоху Возрождения, тогда даже гении своего времени были лишены знаний о постиндустриальных тенденциях.
Существует определённая дилемма, когда хочется чтобы в руках была достоверная информация о делах предприятия, но совершенно не оставляет в покое чувство озабоченности, о неполноте сбора информации. Причем чем более резок рост предприятия, количество кадровых единиц, тем большей становится проблема. Стоит задуматься о различиях между бухгалтерскими и управленческими учётами, сразу как только в вашу схему будет подключена методика налогового планирования и минимума, уже будет невозможным что-либо восстановить.
Современное время требует новых подходов и соответствующих методик оценки экономических факторов производства. Старые методы экономической оценки противоречат с современной практикой. Как пример можно рассмотреть традиционную бухгалтерскую практику, которая диктует торговую марку в виде нематериального актива, который, в аналогии с материальным активом, в процессе своего использования будет терять стоимость и частично стоимость перенесётся на производимый готовый продукт. В связи с этими действиями принято нематериальные активы учитывать по тем же правилам, что и материальные. Применять нормы амортизации и производить своевременное списание.
С другой же стороны с ходом времени торговая марка или бренд в процессе их эксплуатации не только не теряют своей стоимости, но наоборот, часто увеличивают её. Практика утверждает, что такие элементы интеллектуального капитала, как патенты, лицензии и пр., учитываются в бухгалтерских документах не в соответствии с их реальной стоимостью. Упор делается лишь на соответствие с затратами на регистрацию.
Разделение на инвестиции и текущие затраты точно также не соответствует реальному положению вещей. Примером служат затраты на обучение персонала, тренинги, рекламную кампанию, и чаще всего это интерпретируется в виде текущих затрат, в то время как они все в большей мере по своей природе становятся долгосрочными инвестициями.
Многие элементы совокупного капитала организаций вообще не находят отражения в бухгалтерских балансах, в том числе такие составляющие, как связи с потребителями, квалификация персонала, базы знаний, сетевые формы работы Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. СПб: Питер, 2001. 155 с.
Более того, сейчас некоторые из явлений новой экономики в принципе не поддаются учету с помощью традиционных методов бухгалтерского учета, который основан на презумпции аддитивности всех величин. Предполагается, что затраты должны складываться и, что общий результат разных затрат можно измерить суммой частностей. В то же время как отдельные элементы интеллектуального капитала не аддитивны, и к ним невозможно применить стандартные методы бухгалтерского учета. Здесь и заключаются многократные тщетные попытки при замерах всех составляющих интеллектуального капитала.
II. Методы оценки объектов интеллектуальной собственности
2.1 Стоимостные показатели объектов интеллектуальной собственности. Система показателей Для оценки рыночной стоимости интеллектуальной собственности используется несколько методов, перечислим их:
· Доходный метод, оценивает общий доход, который ожидается в будущем.
· Затратный метод, стоимость объекта подразумевает сумму затрат на его создание и дальнейшее продвижение на рынке.
· Метод сравнения продаж, при котором рыночная стоимость объекта определяется как соответствующим образом усредненная и скорректированная цена сделок купли-продажи, заключенных на рынке с объектами.
Основные принципы ценообразования, лежащими в основе определения стоимостных показателей объектов интеллектуальной собственности, являются:
· Поддержание равенства цен на продукцию одинакового качества (одинаковой полезности), цены для потребителя должны быть идентичны;
· В ценах полностью возмещены все экономически обоснованные затраты создателя объекта интеллектуальной собственности, касающиеся разработки, изготовления и внедрения. Так же должно быть обеспечено привлечение дополнительной прибыли;
· Цена на объект интеллектуальной собственности должна обеспечить снижение затрат на единицу эффекта, полученного потребителем от внедрения объекта интеллектуальной собственности;
· Цена должна обеспечить постоянство стимулирования на всех стадиях жизненного цикла объекта интеллектуальной собственности Оценка интеллектуальной собственности: учеб. пособие по курсу «Оценка стоимости параметров объектов интеллектуальной собственности"/под ред. С. А. Смирнова. — М.: Финансы и статистика, 2003. с. 68.
Формирование цены любого товара, в том числе и объекта интеллектуальной собственности, начинается с соблюдения чёткого баланса интересов связки потребитель-изготовитель. Взаимодействие с интересами заинтересованных сторон тоже не проходит бесследно и находит отражение в так называемых ценах верхнего и нижнего пределов.
Условия равновыгодности использования старого и нового изделий для потребителя определяют цену верхнего предела.
Цена нижнего предела аналогично определяется исходя из условия равновыгодности, но уже для разработчика.
Стоимостные показатели интеллектуальной собственности находятся в системе, которая включает следующие показатели: цены, стоимость разработки, стоимость изготовления, стоимость капитального строительства, стоимость эксплуатации, стоимость утилизации, стоимость реализации:
Цены. Наиболее характерными являются цены научно-технической и серийной продукции с точки зрения методов и особенностей расчета, для которых могут определяться:
· Цены верхнего предела;
· Цены нижнего предела Стоимость (себестоимость) разработки объекта интеллектуальной собственности, в том числе:
· Стоимость (себестоимость) выполнения научно-исследовательских и экспериментальных работ;
· Стоимость (себестоимость) выполнения опытно-конструкторских работ:
разработки эскизного и технического проектов;
изготовление опытного образца (опытной партии);
разработка технической документации;
испытаний опытного образца;
корректировка технической документации по результатам испытаний.
Стоимость (себестоимость) изготовления объектов интеллектуальной собственности, в том числе:
· Стоимость (себестоимость) подготовки производства;
· Стоимость (себестоимость) объекта для условий освоения производства и выпуска установочной партии;
· Стоимость (себестоимость) объекта для условий установившегося производства.
Стоимость капитального строительства под монтаж объекта интеллектуальной собственности.
Стоимость эксплуатации объекта интеллектуальной собственности в расчете на установленный промежуток времени.
Стоимость утилизации объекта интеллектуальной собственности.
Стоимость распространения (реализации) объекта интеллектуальной собственности на правах копирайта.
В последнее время оценка интеллектуальной собственности затрудняется так, как появляется целый ряд вопросов и проблем в развитии интеллектуальной собственности. В следующей главе подробнее будут рассмотрены проблемы развития интеллектуальной собственности.
2.2 Проблемы развития интеллектуальной собственности Одна из главенствующих проблем на данный момент считается «размывание среднего класса». Эта категория имеет длинную предысторию в качестве понятия ненаучного интеллектуального сознания.
Аристотель, например, поднимая вопрос о социальном неравенстве, писал, что во всех государствах есть три элемента: один класс — очень богат; другой — очень беден; третий же — средний. Этот третий — наилучший, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу. Именно из бедняков и богачей одни вырастут преступниками, а другие мошенниками Аристотель. Политика. Перевод с греческого С. Роговин — М.: 2010. 376 с.
Размышляя на тему стабильности государства, он отмечал, там, где нет среднего класса и бедных — огромное большинство, возникают осложнения, и государство обречено на гибель. Аристотель выступал как против власти бедняков, лишенных собственности, так и против эгоистического направления богатой плутократии («олигархии»). Лучшее общество формируется из среднего класса, и государство, где этот класс многочисленнее и сильнее, чем оба других, вместе взятых, управляется лучше всего, ибо обеспечено общественное развитие. Шкаратан О. И. Новый средний класс на Западе. О. И. Шкаратан, С. А. Инясевский. ОНС: общественные науки и современность. 2007. № 4. с. 50
М. Вебер выделил две категории: «нижние средние классы» (крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы); «профессионалы» (специалисты, чиновники, интеллектуалы). Не дав обстоятельного описания для среднего класса, выделил его решающие черты — владение собственностью и/или профессиональным капиталом.
В годы, пред Великой депрессией, волнения и активность исследования проблематики среднего класса резко увеличилась.
В начале XX века произошло развитие индустриализма и это положило отрицательную тенденцию спада численности рабочего и среднего класса. Ч. Р. Миллс, занимавшийся изучением социальной структуры США, считал новый средний класс, состоящий из так называемых «белых воротничков», определяющим для капиталистического общества.
Миллс полагал, что при переходе от старого к новому трансформация среднего класса во многом определялась переходом в рассмотрении стратификации от собственности к новой оси — роду занятий, профессии. Естество старого среднего класса практически полностью определялось предпринимательской способностью, когда новый средний класс можно было рассматривать только в терминологии социологии и экономики профессий.
Этому классу были присущи иные от других слоёв социальные черты, как тяга к получению престижного образования и инвестированию в образование детей, чуткий интерес к СМИ, особенно к пропаганде устойчивости социальной структуры, основанной на ценностях нового среднего класса.
Жизнеспособность нового среднего класса, по Миллсу, определялась возможностями продажи собственных услуг на рынке труда, предпочтительнее выгодной покупке или продаже собственности.
Восток и Запад в 1950;1980;е года был силен технократическими иллюзиями интеллектуалов. Непреодолимая вера в возможности научной реорганизации общества, в уничтожение неквалифицированного физического труда действительно, резко подкосили долю традиционных отрядов рабочего класса во всех индустриальных странах. Моментально возрос спрос на занятость в сфере услуг, служащих и работников интеллектуального труда.
Уорнер и его соавтор П. С. Лант воплотили в реальность одно из первых единосущных описаний среднего класса. Попытку дать совокупную характеристику основных черт можно охарактеризовать в 4 подпунктах:
1) значительный уровень дохода и объем имущества;
2) относительная личная автономия, инициативность и высокая экономическая активность;
3) наследуемый культурный капитал, связанный с получением хорошего образования;
4) высокая оценка семьи как ценности.
Различия в пропорциях между неквалифицированными и квалифицированными рабочими, физическим и умственным трудом, трудом в условиях перехода к массовому производству большинство исследователей всех идеологических направлений характеризуют как доминантный рост квалифицированного труда, как отток доли занятых физически изнурительным и малооплачиваемым трудом.
Был отмечен резкий рост численности и удельного веса работников нефизического труда, в особенности квалифицированного труда, что требовал образования выше среднего специального.
В момент перехода к постиндустриальному обществу социологи начали выражать своё сомнение в благоразумности отнесения к среднему классу по внешним материально-бытовым признакам обеспеченных квалифицированных рабочих. По глубоким, перворожденным характеристикам они — не средний класс.
Появилась проблема в выявлении среднего класса по функциональным характеристикам раскрывающих принятие определенной системы социальных ценностей и норм, а так же вытекающих от сюда бихевиористских характеристик во всех сферах жизнедеятельности. Аврамова Е. М. Средний класс эпохи Путина. ОНС: общественные науки и современность. 2007.№ 1.-с. 30
В России же многочисленный средний класс начал складываться в 1990;х годах. Анализируя массовые стихийные направленные действия представителей этого весьма значительной части российского общества, можно уверенно сказать о формировании важнейшего признака — классового самосознания. Класс включал в себя значительные группы интеллигенции и высококвалифицированных рабочих. Поражал их интеллектуальный и творческий потенциал в масштабах социума, бывший не меньше, чем в социалистических странах Балтии Восточной и Центральной Европы. Благодаря этим масштабным качественным сдвигам социальной структуры в советском обществе, были рождены предпочтительные условия для болезненного ухода административно-командной системы в 1991 году.
Тридцать тысяч граждан стояли августовскими ночами у Белого дома, во всей реальности своего нравственного выбора представляли именно этот класс.
В последние годы большую популярность получило такое понятие, как нетократия. Нетократия (англ. netocracy) — это новая форма управления обществом, в рамках которой основной ценностью является информация, а не материальные предметы. Полноценный доступ к достоверной информации и манипуляции с ней обеспечивают власть над остальными участниками того или иного социума (общества, страны, государства). Иными словами, Нетократия — нарождающийся новый элитный класс ближайшего будущего. Именно этот класс будет являться источником управляющих воздействий на старые элиты, в том числе и на мировую.
Итог, на наших глазах разворачиваются серьезные трансформационные процессы, кардинально меняющие системы социальных отношений, а так же позиции и облик социальных групп. Средний класс, состоящий из интеллектуальной «элиты» (врачей, профессоров, преподавателей ВУЗов и т. д.) не может занять какое-то определенное место в обществе.
интеллектуальный собственность капитал
Заключение
В сфере интеллектуальной деятельности и собственности сегодня мы с большим отставанием включаемся в мировое интеллектуальное сообщество и многим рискуем, упуская время для динамичного превращения России в подлинное правовое, информационное, интеллектуальное общество, в развитую в технико-технологическом отношении державу, в стабильное, социальное и безопасное государство.
Становится новым явлением в нашей жизни коммерциализация продуктов интеллектуальной деятельности; она является эффективной формой реализации достижений науки и техники в условиях рыночной экономики.
В наши дни на рынке, помимо традиционной материальной продукции, все более видное место занимает интеллектуальная продукция. Это дает возможность специалистам говорить о формировании отдельных рынков по купле-продаже интеллектуальной собственности. Коммерческий интерес к интеллектуальной собственности связан, прежде всего, с возможностью извлечения дохода от монопольного использования новых технических решений или продажи патентов и лицензий. Такие существенные черты творческих произведений, как прогрессивность, новизна и способность оказывать стимулирующее воздействие на научно-технической прогресс, дают им право быть оцененными на товарном рынке в зависимости от конъюнктуры.
Однако, восприятие интеллектуальной собственности в качестве одной из наиболее значительных социально-экономических и правовых категорий пока еще наталкивается в России на определенные трудности. Процесс утверждения интеллектуальной собственности в российском правовом поле и на рынке — весьма сложен и противоречив. Во многом, это объясняется тем, что интеллектуальная собственность, как новое явление современности, требует качественно иных взглядов и подходов, чем те, которые сложились в предыдущий период. Возможно, что мало знакомое инновационное мышление пока еще не укладывается в привычные, ставшие традиционными понятия и схемы. Можно уверенно говорить, что столкновение старых подходов с новыми, приоритет демократических ценностей, их превалирование над догматикой давних времен сегодня формируют новую концепцию права интеллектуальной собственности.
Список использованных источников
1. Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая. М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.-176с.
2. Аврамова Е. М. Средний класс эпохи Путина. ОНС: общественные науки и современность.2007.№ 1.С. 28−36
3. Аристотель. Политика. Перевод с греческого С. РоговинМ.: 2010. 644 с.
4. Близнец И. А. Интеллектуальная собственность и закон. Теоретические вопросы и материалы по проблемам авторского права и смежных прав. Биржа интеллектуальной собственности. 2008.№ 11.С. 25−27.
5. Бовин А. А., Чередникова Л. Е. Интеллектуальная собственность. Экономический аспект: Учебное пособие М.:Инфра-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2006 — 216 с.
6. Брукинг Э. Н. Интеллектуальный капитал. СПб: Питер, 2001. 288 с.
7. Варьяш И. Ю. Интеллектуальная собственность: горе от ума. И. Ю. Варьяш. Бизнес и банки. — 2007. — № 20 (май). — С. 13−16.
8. Интеллектуальная собственность (исключительные права) Учебное пособие. Под редакцией Н. М. Коршунова. М.:ЭКСМО, 2006. — 576 с.
9. Клейнер Г. Знания об управлении знаниями. Вопросы экономики. 2004. № 1. С. 151−155.
10. Ноу-хау.
11. Оценка интеллектуальной собственности: учеб. пособие по курсу «Оценка стоимости параметров объектов интеллектуальной собственности» под ред. С. Смирнова. М.: Финансы и статистика, 2003. 352 с.
12. Сергеев А. Л. Категории в теории интеллектуального капитала. Экономический вестник РГУ. 2005. № 1. С. 53−58.
13. Товарные знаки. Библиотека менеджмента
14. Шкаратан О. И. Новый средний класс на Западе. О. И. Шкаратан, С. А. Инясевский. ОНС: общественные науки и современность. 2007.№ 4. С. 49−66