Территория в международном праве
Территориальные споры — наиболее частые споры в МО. Если между государствами возникает подобный спор, во внимание суда берется договор о делимитации (карта — хорошая доказательство, но если расхождение с договором, то приоритет отдается договору). Может возникнуть случай, когда одна сторона выпускает карту, граница на которой не сходится с описанной в договоре. Либо другое государство официально… Читать ещё >
Территория в международном праве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Реферат ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
- 1. Понятие территории, виды территорий и их классификация
- 2. Юридический статус государственной территории в МП
- 3. Правовой статус территории со смешанным режимом (на примере архипелага Шпицбергена)
- 4. Вопрос о статусе международных территорий (на примере общего наследия человечества)
- 5. Способы приобретения территории
- Литература
1. Понятие территории, виды территорий и их классификация
Если говорить о территории, то в широком смысле территория - это пространство, т.е. не только сухопутная территория, но и водное, воздушное пространство и т.д.
Следует обратить внимание, какую роль играет территория в международных отношениях. Она играет значительную роль в МП и имеет огромнейшее значение для любого государства.
Территории различаются по географическому положению и по правовому статусу.
Географический критерий: сухопутная, воздушная, водная, дно мировых океанов и морей.
По правовому режиму:
Ш государственные территории (та территория, которая находится под юрисдикцией государства);
Ш территории со смешанным режимом (территория, которая регулируется не только нац. законодательством, но и МП — территориальные воды, континентальный шельф, исключительные экономические зоны);
Ш международные территории (регулируются исключительно МП — открытое море, космическое пространство, общее наследие человечества).
Немного о территориях со смешанным режимом
Территориальные воды (ТВ) — ширина — 12 морских миль. Граница государства по территориальным водам. Следовательно, если ТВ непосредственно входят под юрисдикцию государства — регулирование нац. законодательством (рыболовство, судоходство). Но с другой стороны — Конвенция по морскому праву — любое иностранное судно имеет право мирного прохода через территориальные воды.
Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) — за ТВ — ширина=200 морских миль, но отсчитывается от той же точки, что и ТВ — в любую ИЭЗ входят ТВ государств. Регулируется Конвенцией по морскому праву 1982 г. Не относится к государственной территории, рассматривается как часть открытого моря. Мы ее не можем назвать международной территорией, хотя и есть Конвенция. Почему? Прибрежному государству принадлежат суверенные права в области рыболовства и охраны природных ресурсов (государство именно издает законы).
Континентальный шельф (КШ) — продолжение сухопутной территории, находящееся под водой. Почему КШ — смешанная территория — правовой режим КШ регулируется Конвенцией по морскому праву 1982 г. — признак международной территории. Но он ей не является, т.к. Конвенция устанавливает, что прибрежное государство имеет исключительные права на разработку КШ. Суверенное государство может разрабатывать, но только по соглашению с прибрежным. Все, что за ним — свобода.
2. Юридический статус государственной территории в МП
Государственная территория различается по своему характеру, по своему геологическому составу, по своему местонахождению в пространстве. Т. е. речь идет как о сухопутных территориях (суша и недра), так и о воздушной (воздушный массив над сухопутной территорией, точная граница между воздушным и космическим пространством не установлена, где-то 100−110 км над уровнем моря — воздушное пространство) водной (внутренние воды на территории государства: реки, озера, закрытые моря) и морской территориях.
Для тех стран, у которых имеется выход к морю, морская граница идет по границе территориальных вод (это та часть морского пространства, которая непосредственно прилегает к сухопутной территории, максимальная ширина — 12 морских миль, в пределах этой ширины любое государство по своему усмотрению выбирает ширину территориальных вод).
Как следует из вышесказанного, государства делятся на имеющие выход к морю и внутриконтинентальные (без выхода к морю).
С точки зрения правового режима нужно обратить внимание на то, на каком принципе базируется международно-правовое регулирование государственной территории. В МП лежит принцип территориального верховенства — каждое государство суверенно. С точки зрения внутреннего проявления суверенитета это как раз и означает принцип территориального верховенства.
Термин «юрисдикция» обычно применяется к деятельности судебных и административных органов. Однако это понятие имеет и международно-правовой аспект. Согласно доктрине МП (в основном, западной) каждое государство обладает тремя типами юрисдикций:
1) Законодательная — каждое государство имеет право в рамках соответствующих органов издавать законы, которые являются обязательными для всего населения, находящегося на территории государства. Экстерриториальный аспект законодательной юрисдикции связан с деятельностью дипломатических и консульских учреждений.
2) Судебная — судебные и административные органы соответствующего государства могут привлекать к уголовной, административной ответственности любой тип населения, который проживает на территории данного государства. Также имеет экстерриториальный аспект:
дипломаты и персонал консульских учреждений неподсудны судам;
наряду с территориальной юрисдикцией, есть понятие универсальной юрисдикции, которая появляется в отношении международных преступлений (геноцид апартеид, преступления против человечества). Несмотря на то, что лицо совершало международные преступления на территории определенного государства, привлекать к ответственности его может любое государство.
3) Принудительная — соответствующие государственные органы имеют право осуществлять принудительный действия в отношении лиц, которые находятся на территории данного государства. Не имеет экстерриториального аспекта. Означает, что другое государство не может осуществлять никаких принудительных действий против любого лица, находящегося на территории данного государства. Пример: действия Израиля в отношении немецкого полковника Эйхмана (совершал преступления против евреев во время 2МВ), находящегося в Аргентине — Верховный суд Израиля признал данные действия неправомерными.
Если существует соглашение о выдаче — это дело того государства, на территории которого находится лицо, а не того государства, которое делает запрос о выдаче.
В понятие правового режима государственной территории входит не только территориальный суверенитет. Государство - это собственник территории, следовательно, имеет право распоряжения своей территорией. Все недра, запасы полезных ископаемых — под исключительной юрисдикцией государства.
Государство имеет право по своему усмотрению отдавать часть территории в аренду другому государству. Это абсолютно правомерный правовой акт: временное соглашение, не создает права собственности на территории. В то же время, когда государство сдает в аренду территорию, это может привести к тому, что на арендованной территории могут действовать законы арендатора и компетенция судов арендатора в отношении граждан, которые будут проживать на территории арендатора.
1962 г. — соглашение СССР с Финляндией об аренде части территории Сайменского канала, где арендатором выступает Финляндия (действует по настоящее время, правопреемник — РФ). Для правового статуса данной территории характерно, что тут действуют законы Финляндии, а не РФ. За нарушение финнами права они будут привлекаться финскими судебными органами.
Встает вопрос о юридической природе государственной территории. Концепция, касающаяся юридической природы государственной территории, менялась в зависимости от той общественно-экономической формации, в которой осуществлялись различные юридические ситуации. Феодализм: территория имела частновладельческий характер. После совершения буржуазных революций появились новые концепции:
· Объектная концепция — юридическая природа территории заключается в том, что государство является собственником своей территории, таким образом, государственная территория - это объект властвования государством.
· Пространственная концепция — верховенство государства и понятие государственной власти распространяется на население независимо от того, где это население находится. Правоотношения возникают между людьми, а не людьми и вещами — отсюда и взаимоотношения государства и населения.
· Теория компетенции (основатель — Г. Кельзен) — территориальное верховенство и властные полномочия государства действуют там, где применяется компетенция. Если компетенция одного государства распространяется на территорию другого (дипломатические и консульские учреждения) — принадлежность данной территории непосредственно данному государству. Данную теорию легко опровергнуть: статус данных учреждений — исключение из правил, отсюда и все привилегии и иммунитеты.
Юридическая природа государственной территории все же такова: государство обладает властными полномочиями на своей территории и является собственником на своей территории - принцип абсолютного суверенитета, закрепленный в международных НПА.
3. Правовой статус территории со смешанным режимом (на примере архипелага Шпицбергена)
Это такие территории, где действует одновременно и национальное законодательство, и международное право.
территория международное право государственная Следует обратить внимание, что до 16 в. не было никакого упоминания о Шпицбергене (Баренцево море, ближе к Арктике). Интерес возник тогда, когда в недрах Шпицбергена были найдены полезные ископаемые, в первую очередь, каменный уголь. Сам архипелаг очень труден для освоения в силу очень суровых климатических условий.
Первый международно-правовой документ относительно Ш. появился в 1872 г. — соглашение между Норвегией, Швецией и Россией относительно статуса Шпицбергена (terrus nulus - ничейная земля - до подписания; кондоминиум (совместное владение) — после подписания). Однако и для других государств стала весьма притягательной возможность разработки ресурсов. Потому встал вопрос, что другие государства тоже стали претендовать на Шпицберген.
В 1910, 1912, 1914 гг. проходили международные конференции, которые должны были решить судьбу Шпицбергена. На очередной конференции 1920 г. (уже после Октябрьской революции) большевистская Россия не участвовала, но было принято соглашение о статусе Шпицбергена (действует до настоящего времени).
Ш. провозглашался территорией общего пользования, говорилось о демилитаризованной зоне, все государства-участники имеют право заниматься разведкой ресурсов на Ш. на равных основаниях. Но суверенные права на Ш. приобретаются Норвегией на условиях, закрепленных в договоре. А она обязуется гарантировать равный доступ участников к возможности распоряжения и эксплуатации ресурсов Ш. Россия была не согласна, ссылаясь на то, что Соглашение 1920 г. базируется на Соглашении 1872 г. Была оговорка: Россия ратифицирует данное соглашение, как только ее признают все государства-участники Соглашения. Таким образом, оно было ратифицировано только в 1935 г. На данный момент число участников данного соглашения составляет около 50 государств. Чтобы не было явных противоречий, что Норвегия провозглашается сувереном, в самом Соглашении было записано, что Норвегия должна разработать горный устав, который регулирует вопрос об отводе земель для государств-участников данного соглашения (был разработан в 1925 г.). Горный устав — это НЗ, однако действует как МП (как часть соглашения 1920 г.)
Содержание Горного устава: все те, кто занимались разработкой ресурсов до принятия Соглашения, объявлялись собственниками этих участков. Все, кто стали участником после 1920 г., должны были получать разрешение на пользование участком. Те, кто владели земельными участками раньше, были признаны собственниками только сроком на 10 лет. После истечения 10 лет они становились держателями участков, а не собственниками.
Сейчас представитель другого государства (юр. лицо), получает надел земли площадью не менее 10 гектаров (?). На этом участке данное юридическое лицо имеет право заниматься любым видом хозяйственной деятельности, в том числе и разработкой ресурсов Шпицбергена.
Собственники все же были в привилегированном положении. Горный инспектор Норвегии мог предоставить горный отвод на территории лица — прежнего собственника данного участка. Но новое лицо имело право получить только ј часть данного участка. Кроме того, прежние собственники участка могли на своей территории заниматься любой деятельностью, но добыча и разработка ресурсов осуществлялись только с согласия горного инспектора.
Проблема в отношении пользования Ш. следующая: много неосвоенных земель, следовательно, все неосвоенные земли — собственность Норвегии (т.к. у нее абсолютный авторитет), однако государства-участники не согласны с этим (т.к. все имеют право на эти территории. Принудительная компетенция — за Норвегией.
Показателен случай, когда в районе Шпицбергена потерялся россиянин. Россия пригнала корабли, но люди не могли высадиться из-за того, что данный вопрос не был согласован с Норвегией, а это ее территория.
1947 г. — привилегированное положение России — она имеет право распоряжаться континентальным шельфом наравне с Норвегией. Все остальные участники — в территориальных водах, исключительная экономическая зона — только Норвегия.
4. Вопрос о статусе международных территорий (на примере общего наследия человечества)
Международный режим | Смешанный режим | |
Космич. Пространство (включ луну, небесные тела) Дно океана Открытое море Антарктика | Исключительные экономические зоны — 200 миль. Континентальный шельф Прилегающая зона Арктика Межд. реки Межд. каналы. | |
Регулируются исключительно МП. К международным территориям относятся: речь идет не столько о сухопутных территориях, сколько о морском и космическом пространстве.
Особенностью открытого моря является то, что оно не находится под суверенитетом какого-либо государства или группы государства. Особенностью правового режима открытого моря является то, что географическое положение государства не отражается на тех правах и свободах, которые принадлежат иностранным судам, плавающим под флагами государств. Предоставляется одинаковое пользование правами в открытом море: свобода рыболовства, свобода полетов, свобода создавать искусственные острова, свобода прокладывать кабели и трубопроводы. В отношении экипажа — только юрисдикция государства флага.
Космическое пространство не находится под суверенитетом какого-либо государства. И любое государство имеет право пользоваться космическим пространством.
Среди международных территорий есть особая категория, которая носит название общего наследия человечества. К нему относится Луна, дно мировых океанов и морей за пределами континентального шельфа. Регулируется вопрос о правовом режиме таких территорий только МП (Соглашение о Луне 1979 г., Конвенция по морскому праву 1982 г.).
То, что в пределах сухопутной территории земли государства (ископаемые на глубине) — его собственность. Далее следует КШ — сухопутная часть под водой. То, что находится за пределами КШ — это общее наследие. Конвенция по морскому праву устанавливает определенную глубину (2 500 м) и ширину континентального шельфа, на которой государство может производить разработку ресурсов.
Сходство с открытым морем в том, что дно океанов и морей (как и ресурсы со дна) никому не принадлежит. Должен быть установлен механизм, который выступал бы от имени человечества. Он установлен Конвенцией по морскому праву: создан Орган по морскому дну, который выдает все права на использование дна мировых океанов и морей. Каким образом государство получает право на разведку дна? Подается заявка, которая стоит денег (8 млн долларов за возможность разведки). Затем заключается контракт.
Для слаборазвитых государств создан следующий механизм: Органом по морскому дну создается предприятие, которое получает технологию развитых государств за определенную цену. Предприятие работает непосредственно под контролем Органа по морскому дну. А ресурсы, полученные предприятием, распределяются между слаборазвитыми государствами.
Таким образом, здесь основную роль играет международный орган, выступающий от имени человечества — ему формально принадлежит право собственности на все эти ресурсы.
5. Способы приобретения территории
Когда мы говорим о способах приобретения территории, то мы должны сказать о том, что тех территорий, которые не принадлежат никому, практически не существует. Потому правильнее бы сказать «способ подтверждения права на обладание территорией». Существуют различные способы:
Установление государственной границы — происходит размежевание одного государства от другого. Закон «О государственной границе» в ред. 2013. Государственная граница - это особая линия, которая отделяет территорию одного государства от другого, причем есть определенная процедура установления государственных границ:
1) делимитация — подробное описание происхождения границы (к любому договору может быть приложена и карта с изображением границы);
2) демаркация — проведение границы на местности в соответствии с тем, как она должна проходить.
Соглашения о государственных границах наиболее стабильны (из-за принципов нерушимости границ и территориальной целостности): они не подлежат правопреемству. Это не мешает представителям государств в дальнейшем уточнять границу. Границы бывают разные:
Ш сухопутные;
Ш воздушные;
Ш водные: в судоходных реках — по месту наибольшей глубины, в несудоходных реках — посередине;
Ш морские: по границе, определяющей ширину территориальных вод. Если территориальные воды двух противостоящих государств пересекаются друг с другом — срединная линия по соглашению. То же самое применимо к континентальным шельфам (действует Комиссия ООН по границам континентального шельфа);
Ш горный массив — по верхушкам горного массива.
Территориальные споры — наиболее частые споры в МО. Если между государствами возникает подобный спор, во внимание суда берется договор о делимитации (карта — хорошая доказательство, но если расхождение с договором, то приоритет отдается договору). Может возникнуть случай, когда одна сторона выпускает карту, граница на которой не сходится с описанной в договоре. Либо другое государство официально заявляет, что та линия, которая проведена первым государством, действительно такова, либо молчаливое согласие. Но это касается официальных карт. Частные карты для суда не будут являться доказательством.
Есть и другие способы подтверждения права на обладание территорией: эффективная оккупация и приобретательская давность.
Эффективная оккупация — способ приобретения территории, который используется международными судами. В решениях судов и выработаны те требования, которые предъявляются к тому, чтобы эффективная оккупация признавалась как способ приобретения территории. Они следующие:
1) государство, которое претендует на юр. право на данную территорию, должно было получить ее мирным способом;
2) государство должно осуществлять действительный контроль над данной территорией и верховную власть на данной территории. Дело об острове Пальмы между США и Голландией — Нидерланды победили, т.к. предъявили доказательство, что там есть их население и осуществляется сбор налогов с населения — функции реальной власти. Дело между Малайзией и Сингапуром — относительно островов в морском пространстве между ними. Доказательства Малайзии: построенные форты, расходы по устранению тайфуна, занимается основным промыслом — сбор черепашьих яиц, их экспорт.
Несмотря на то, что право на территории государства получили еще во времена классического МП, в настоящее время судами все это было признано неправомерным.
Приобретательская давность отличается от эффективной оккупации тем, что при последней речь идет о том, кому юридически принадлежит данная территория, кто обладает правом на суверенитет на данной территории. При приобретательской давности известно, кому юридические принадлежит данная территория, но фактически территорией владеет другое государство. В МП неизвестно, каков срок давности (в отличие от ГП). Опенгейм дает такое определение давности — это промежуток времени, который достаточен международному сообществу для того, чтобы признать, что данная ситуация соответствует международному правопорядку. Из решений международных судов можно вывести критерии, которые должны быть, чтобы считать, что владение территории является добросовестным, а владелец de facto получал право на владение de jure:
1) владение должно быть мирным;
2) владение должно быть непрерывным;
3) владение должно быть гласным;
4) государство-владелец осуществляет реальную власть на данной территории.
Роль суда в том, что он устанавливает критическую дату — дату, с которой доказательства, предоставляемые сторонами, будут приняты во внимание (например, в споре Малайзии и Сингапура — 1979 г.). Ее могут устанавливать стороны сами по своему соглашению. Критическую дату может установить сам суд, если стороны не могут определиться.
1996 г.: между Грецией и Турцией возник спор из-за островов в Эгейском море, которые чуть не перерос в вооруженный конфликт. До этого никто на них не претендовал, но туристы зашли на эти острова, Греция выразила протест, т.к. это их территория, и установила свой флаг. Турция подвела несколько кораблей, Греция выдвинула свои. Силы НАТО заставили мирным способом урегулировать конфликт. Спор продолжается.
Есть и другие способы приобретения территорий.
В результате цессии: часть Аляски за определенную цену была уступлена Россией США. Должно соблюдаться одно правило: нельзя передавать другому государству то, что тебе реально не принадлежит. В споре США и Нидерландов: Испания уступила право пользования США, но Нидерланды тогда уже заселили эту территорию (без возражений Испании, хотя она и знала).
На основе решения суда, арбитражного суда, резолюции Совбеза ООН: Израиль против Египта касательно курортного местечка Табу. Израиль там уже обосновался в результате ранее имевшего места захвата территории. Суд обязал Израиль вернуть территорию. На основе резолюции Совбеза ООН: 1991 г. — конфликт между Ираком и Кувейтом, речь шла об уточнении границы, что и было точно отражено в резолюции.
Естественное приращение территории: в результате извержения вулкана в 1958 г. в территориальных водах Великобритании возник остров.
Решение вопроса в рамках права нации на самоопределение: вся территория, где находится определенная нация, становится территорией нового государства. 2010 г. — рассмотрение МС ООН дела Косово (косовские албанцы (национальное меньшинство) в 2008 г. приняли Декларацию о независимости (неправомерно с точки зрения МП)) — хотя это и часть территории Сербии, которая сейчас ради вступления в ЕС уже признает Косово независимым государством.
1. Международное гуманитарное право; Юнити-Дана, Закон и право — Москва, 2009. — 272 c.
2. Международное право; Юнити-Дана, Закон и право — Москва, 2009. — 408 c.
3. Бекяшев К. А., Моисеев Е. Г. Международное публичное право в вопросах и ответах; Проспект — Москва, 2011. — 224 c.
4. Гетьман-Павлова И. В. Международное право. Конспект лекций; Юрайт, Высшее образование — Москва, 2009. — 176 c.
5. Гетьман-Павлова И. В. Международное частное право; Юрайт-Издат — Москва, 2011. — 512 c.
6. Глебов И. Н. Международное право. Словарь; Дрофа — Москва, 2010. — 464 c.
7. Иванов А. А. Римское частное право; Юнити-Дана — Москва, 2009. — 240 c.
8. Ильин Ю. Д. Международное публичное право. Лекции; Юристъ —, 2005. — 208 c.
9. Калашников Г. О. Слияние и поглощение компаний по праву Европейского Союза; Международные отношения — Москва, 2007. — 264 c.
10. Кашанина Т. В. Юридическая техника в сфере частного права; Норма — Москва, 2009. — 288 c.
11. Мантусов В. Б. Посредничество в мирохозяйственных связях; Юнити-Дана — Москва, 2011. — 144 c.
12. Омельченко О. А. Римское право; Эксмо — Москва, 2008. — 224 c.
13. Петрова Г. В. Международное частное право; Юриспруденция — Москва, 2006. — 200 c.
14. Под редакцией Капустина А. Я. Международное гуманитарное право; Юрайт — Москва, 2011. — 640 c.
15. Прокопьев Е. В. Международное частное право. Общая часть; Юстицинформ — Москва, 2008. — 272 c.
16. Тедеев А. А. Валютное право; Питер — Москва, 2009. — 192 c.