Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Типология государства и права

ШпаргалкаПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Признаки авторитарного политического режима: 1) происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти; 2) государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны; 3) происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства… Читать ещё >

Типология государства и права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Предмет ТГП, её понятийный аппарат и структура Предметов ТГП является возникновение, функционирование и развитие государства и права. Данная наука изучает причины происхождения государства и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы права, их функциональное воздействия на общественную жизнь. Предмет ТГПэто право и государство как явление общественной жизни. Объектом является право и государство, а предметомсвойства объекта.

2. Методы ТГП.

1). Всеобщие методыэто философские, мировоззренческие выражающие универсальные принципы мышления. Выделяют метафизику и диалектику.

2). Общенаучные методыэто приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К общенаучным методам относят: анализ, синтез, системный подход.

3). Частонаучные методыэто приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений, технических, естественных и гуманитарных наук.

3. ТГП в системе общественных и юридических наук Общественные науки исследуют процессы общественной жизнедеятельности, т. е изучают развития и функционирование общества, отдельных социальных явлений, процессов и институтов. Юридические науки подразделяются на следующие виды: -ТГП; -историко-правовые науки; -отраслевые юридические науки; -прикладные науки.

4. Основные черты организации первобытнообщинного строя. Общие закономерности происхождения государства и права Общество долгое время существовало в догосударсвнном состоянии. Позже образовалась общественная власть, участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так и женщины. Власть вообще понимается как управление отдельными лицами, их коллективами и обществом в целом, осуществляемое для достижения социально полезных результатах. Социальная власть существует на трех уровнях: семьи, отдельного коллектива и общества в целом. Структуру органов власти родовой организации можно представить следующим образом: -общее собрание рода; -совет старейшин; -вождь. Также можно выделить несколько закономерностей возникновения государства: 1. Экономическое развитие общества (появляется частная собственность) 2. Социальное имущественное расслоение общества (то есть деление общества на классы) 3. Возникновение потребностей в особой силе.

5. Особенности возникновения государства у различных народов Возникновение государства, это длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. На территории Европы (европейский путь) главным фактором образования государства было классовое расслоение общества, главной функцией является экономическое регулирование и защита частной собственности. В результате распада общин возникли либо частные собственности (Афины, Рим), либо частное землевладение (Спарта). Наиболее классическими считаются три формы возникновения государства (Фридрих Энгельс): афинская, римская, германская. Афинская форма считается формой возникновения рабовладельческого государства. Римская форма заключается в том, что прогресс образования государства в Древнем Риме был почти таким же, как и в Афинах, за исключением того, что он сопровождался борьбой плебеев. Древнегерманская форма, это процесс образования государства у древних германцев, ускоренный завоеванием варварами значительных территорий Римской империи.

6. Теория происхождения государства Существует несколько теорий происхождений государства: 1. Естественно-правовая (естественная) представителем этой теории был Руссо, он говорил, что государство возникло в результате общественного договора. 2. Материалистическая (классовая) представители этой теории были Маркс, Энгельс и Ленин, они считали, что государство есть продукт и проявление классовых противоречий. 3. Ограническая представитель Спенсер, он считал, что общество и государство представляют собой общественный организм, состоящий из людей, подобно тому, как живой человеческий организм состоит из клеток. 4. Психологическая представитель Петражицкий, он считал, что государство возникло в результате психологических потребностей людей, жить в коллективном обществе. 5. Теория насилия представитель Дюринг, Гумплович, Каутский, они считали, что государство возникло в результате насилия, внутреннего (экономического и политического) и внешнего (завоевание одним народом другого) 6. Патриархальная представитель Аристотель, Михайловский и др. Они считали, что государство результат исторического развития семьи. 7. Теологическая представитель Аквинский, он считал, что право и государство созданы Богом.

мораль марксистский первобытный государственный.

7. Понятие и признаки государства, отличающие его от органов власти первобытного общества Государство — это организация единой политической власти в обществе, которая распространяется на всю территорию страны и ее население, имеет специальный аппарат управления и принуждения, издает обязательные для всех законы и обладает суверенитетом.

Итак, к признакам, отличающим государство от родовой организации общества, относят:

1. Территориальный принцип организации власти в обществе. Это означает, что власть государства распространяется на определенную территорию (территорию данного государства) и под действие власти подпадают все, кто находится на данной территории. В родовой организации власть распространялась на членов рода (т. е. строилась по кровнородственному принципу).

2. Наличие особой публичной власти в виде аппарата управления и принуждения (в родовой организации особой власти, отделившийся от общества, не было, власть исходила от общества в целом). Для государства характерно наличие особой группы людей, которые занимаются только управлением и освобождаются на этом основании от производительного труда.

3. Наличие налогов и займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения.

8. Сущность государства. Соотношение общечеловеческих и классовых начал в государстве Сущность государства — это совокупность наиболее важных характеристик, устойчивых связей и внутренних закономерностей, присущих такому социальному явлению как государство. Существуют два основных подхода к трактовке сущности государства: 1. Классовый подход (интересы господствующего класса) Классовый подход раскрывает сущность государства как выражение интересов господствующего класса, который навязывает собственную волю остальному населению государства. Классовый подход характерен для марксистского понимания государства, трактовавшее государство как орудие подавления пролетариата. 2. Общесоциальный подход (интересы всего общества).Общесоциальный подход раскрывает сущность государства как выражение интересов всех социальных слоев. Основывается на способности государства выступать арбитром общественных отношений, создать возможность компромисса между различными социальными классами и группами. Общесоциальный подход характерен для большинства современных демократических правовых государств.

Кроме того, существуют второстепенные подходы к трактовке сущности государства: 1. Национальный подход (интересы титульной нации). Национальный подход раскрывает сущность государства как выражение интересов только лишь одной нации. Основывается на предоставлении преимуществ и привилегий титульной нации. Национальный подход был характерен для многих империй. 2. Расовый подход (интересы одной расы) Расовый подход раскрывает сущность государства как выражение интересов только лишь одной расы. Основывает на предоставлении преимущества и привилегий так называемой высшей расы и грубое пренебрежение интересами других расовых групп. Расовый подход был характерен для фашистской Германии. 3. Религиозный подход (интересы определенной религии) Религиозный подход раскрывает сущность государства как выражение интересов наиболее религиозных слоев общества в рамках одной религии. Основывается на неукоснительном следовании религиозным нормам и догматам. Религиозный подход характерен для современного Ирана или Саудовской Аравии.

9. Государство в политической системе общества. Признаки государства, отличающие его от других элементов политической системы общества Государство — это организация единой политической власти в обществе, которая распространяется на всю территорию страны и ее население, имеет специальный аппарат управления и принуждения, издает обязательные для всех законы и обладает суверенитетом.

Признаки: 1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения); 2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью); 3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт — подданство или гражданство); 4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. п.); 5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения); 6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти); 7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство); 8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т. п.); 9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну); 10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). 11) наличие государственных символов — герба, флага, гимна Итак, взятые в совокупности указанные признаки государства объясняют его особенное место и ведущую роль в политической системе общества.

10. Понятие и значение типологии права и государства Типология государства — специфическая классификация, подразделяющая различные государства на определенные типы. Подходы к типологии государств: Формационный; Цивилизационный; Формационный, при котором под типом государства понимается система сущностных признаков, характерных для государств определенной общественно-экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения. Формационный подход к классификации государств был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Типы государств по формационному подходу: Рабовладельческий; Феодальный; Буржуазный; Социалистический; Недостатки формационного подхода — это односторонность, формализм и недооценка духовных факторов. Цивилизационный подход к классификации государств и обществ был предложен западными мыслителями В. Гумбольдтом, О. Шпенглером, А. Тойнби, М. Вебером, С. Хантингтоном. В настоящее время распространено несколько понятий «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация — это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях современных и древних, западных, восточных, православных. В цивилизационном подходе различают хронологический, производственный, генетический, пространственный, религиозные и иные принципы типологии цивилизаций. В рамках цивилизационного подхода выделяют теорию «стадий экономического роста» (У.Ростоу), теорию «менеджеризма», теорию «единого индустриального общества», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» (А. Д. Сахаров).Достоинства цивилизационного подхода в выделение духовных, культурных факторов и наличии более четкой типологии государств. Недостатки цивилизационного подхода в недооценке социально — экономических факторов и преобладании типологии общества, а не государства.

— Рабовладельческое государство: возникло на рубеже 3−4вв. до н.э. основа рабовладельческого государства характеризуется тем, что частной собственность рабовладельца были не только орудие производства, но и рабы, которых продавали, покупали, убивали. Важнейшая функция рабовладельческого государства, это защита рабовладельце. -Феодальное государство: является вторым типом государства, который показывает качественный скачек в развитии государства. Обеспечение права господствующего класса на землю. -Буржуазное государство: возникает в ходе разложения феодального строя, связано с победой новых капиталистических общественных отношений. -Социалистическое государство: обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.

11. Правовые системы (семьи) современности Англосаксонская правовая семья — система общего права, которая объединяет национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии. Структура англосаксонской правовой семьи: Общее право; Право справедливости; Статутное право; Основной источник системы общего права — правовой прецедент, а вспомогательные и дополнительные источники права — статутное право и юридические обычаи, основатель права в англосаксонской правовой семье — суд. Романо — германская правовая семья — система континентального права, которая объединяет правовые системы Германии, Италии, Франции, Испании, Австрии, Швейцарии.

Основной источник системы континентального права — писаное право, которое выражается в юридических нормах, сформулированных в законодательных актах государства, появляются конституции, которые обладают высшей юридической силой и возглавляют правовые системы.

Традиционная правовая семья — система обычного права, которая объединяет национально-правовые системы некоторых стран Дальнего Востока (Японии, Китая) и Африки. Основной источник системы обычного права — обычай, содержащий семейно-бытовые, религиозные, моральные и юридические требования, которые признаются государством и отличаются спецификой конкретного региона. Религиозная правовая семья — система права, которая объединяет религиозные системы мусульманского права (в Иране, Ираке и т. д.) и индусского права (в Индии, Малайзии). Системы мусульманского права и индусского права относительно самостоятельны и непосредственно связаны с религиозными вероучениями (ислам и индуизм). Основные источники мусульманского права: Коран — священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Магомета; Сунна — мусульманское священное предание о высказываниях и жизни пророка; Иджма — соглашение мусульманского сообщества о толковании норм ислама; Кияс — современный комментарий к исламу, который восполняет пробелы в религиозных нормах; Основные источники индусского права: Дхармашастры религиозные правила поведения и древние законы; Веды — священные тексты брахманизма; Законы Ману — собрание правил, которые регламентируют поведение в частной и общественной жизни; Творец права в религиозной правовой семье — Божественная сила и обычай, которые требуют неукоснительного соблюдения провозглашенных правил поведения.

12. Понятие формы государства. Соотношение типа и формы государства Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Элементами формы государства выступают: 1) форма правления: Монархияверховная государственная власть, переходит по наследству. Существует органическая и абсолютная. 2) форма гос. устройства: Унитарныеединое цельное государственное образование, состоящие из административнотерриториальных единиц, которые подчиняются центральным органам власть. Федеративные — добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Конфедерация — временный юридический союз, созданный для обеспечения общих интересов. 3) форма гос. режима: Демократическиегосударственная власть обеспечивающее свободное развития личности, гарантирование и защита прав и свобод. Антидемократические (фашистская и тоталитарная) — контроль государства над всеми сферами общественной жизни. Соотношение формы и типа государства применительно к конкретным типам государства выглядит следующим образом. Рабовладельческий тип государства: 1) монархия существовала в форме восточной деспотии, при которой ничем не ограниченная государственная власть принадлежала монарху-деспоту. Правитель осуществлял единоличное управление страной, используя насильственный военно-бюрократический аппарат. Такие тип и форма государства сложились, например, в древнем Египте, Ассирии и т. д.; 2) республика существовала в рабовладельческих городах-государствах Древней Греции в двух видах:

аристократическая республика, например Спарта, где большая часть населения была отстранена от участия в выборах в высшие государственные органы;

демократическая республика, например Афины, в которых для формирования высших органов власти привлекались широкие слои населения.

Феодальный тип государства: 1) монархия в феодальном государстве имела три формы: раннефеодальная — сформировалась в процессе завоевания территорий. Глава государства, монарх, в это время являлся лишь первым среди равных, поэтому его власть носила только номинальный характер; сословно-представительная — формируется в более поздний период. При этой форме монархии власть главы государства, хотя уже и была формально полноправной, но при реализации управления он опирался на собрание представителей аристократии, господствующего класса; абсолютная — сложилась в эпоху абсолютизма, в ней уже отсутствовали органы, которые ограничивали безраздельную власть монарха; 2) республика. В феодальном государстве существовала в форме независимых, экономически развитых торговых городов-республик, господство которых установилось над прилегающими к ним территориями. Такими городами-республиками были, в частности, Венеция, Новгород. Буржуазный тип государства: монархия — конституционная, ограниченная статьями основного закона государства. К ним относится, в частности, Англия; республика существует в двух формах: парламентская и президентская. Социалистический тип государства — к нему, в частности, можно отнести социалистические республики: СССР, КНР и др. В современной юридической литературе бытует мнение, что достаточно четкого соотношения между формой и типом государства не существует, потому что у государств одного типа можно встретить разные формы государства, и наоборот.

13. Форма правления: понятие, виды. Форма правления в Российской Федерации Форма государственного правления — это структура высших органов гос. власти, порядок их образования, взаимодействия и распределения и компенсации между ними. Если в качестве критерия взять положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики. Монархия — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора и т. д.). Виды монархий: 1. Ограническая 2. Абсолютная (самодержавие). Верховная власть в государстве всецело ограничений принадлежит монарху Республика — форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми прямо или косвенно населением на определенный срок. Виды республик: 1. Президентская. Характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. США, Мексика, Бразилия, Аргентина. 2. Парламентарная. Президент — глава государства с представительскими функциями и формальными полномочиями. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром. Австрия, ФРГ, Швейцария, 3. Смешанная. Характеризуется сочетанием различных элементов. Франция, Россия, Югославия.

14. Форма государственно-территориального устройства: понятие, виды Форма государственно-территориального устройства Российской Федерации. Форма государственного устройства — это внутренняя структура гос-ва, раскрывающая его деление на составные части, взаимоотношения между гос-вом в целом и его отдельными частями. Различают следующие формы государственного устройства: 1) унитарную простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства. Унитарные государства бывают централизованными (на местах — представители из центра) — Швеция, Дания, и децентрализованными, в которых избираются органы местного самоуправления — Испания, Франция;

2) федеративную — объединение нескольких ранее самостоятельных государств в одно государство. Виды: — административно—территориальная; национально—государственная; - смешанная;- договорная; - конституционная; 3) конфедерацию (союз суверенных гос-в, созданный для достижения опр. целей — полит., эконом.). СНГ (Содружество Независимых Государств). 4) империя — государство, созданное в результате завоевания чужих земель и обладающее различной зависимостью ее составных частей от верховной власти.

Форма государственного устройства: понятие и виды Форма государственного устройства (ФГУ) — национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти. Различают: простые (унитарное государство) и сложные (федеративное и конфедеративное). Унитарное государство — единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают. (Англия, Китай). Признаки унитарного государства:

1. Характерен единый властный центр, т. е. единая система государственных органов;

2. На территории действует одна Конституция и единая законодательная система, единая денежная единица, единое гражданство;

3. Административно-территориальные единицы признаками государственности не обладают;

4. На международной арене страну представляют высшие органы государственной власти;

5. Единые вооруженные силы. Унитарными обычно являются небольшие по территории государства с компактно проживающим однородным населением (Дания, Норвегия, Швеция).

Федерация — добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Признаки федерации:

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (штатов, республик, земель);

2. Компетенция между федерацией и ее субъектом разграничивается Конституцией;

3. Субъекты обладают правом принятия собственной Конституции;

4. Субъекты имеют свои исполнительные, законодательные, судебные органы параллельно федеральным, но им подчиняющиеся;

5. В большинстве федераций существует союзное гражданство и гражданство федеративных единиц;

6. Двухпалатное строение парламента и двухканальная (и более) система налогов;

7. После вхождения в федерацию ее субъекты в суверенитете ограничиваются;

8. На международной арене страну представляют федеральные органы государственной власти.

Форма государственного устройства Российской Федерации — это способ политико-территориального устройства государства. Способ взаимосвязи государства со своими частями, используемый в Российской Федерации.

Основные характеристики Российской Федерации как федеративного государства:

— Субъекты РФ обладают равноправностью (часть 4 статьи 5 Конституции РФ).

— Территория РФ — совокупность территорий ее субъектов (часть 1 статьи 67 Конституции РФ). — Республики в составе РФ могут иметь собственное гражданство, государственный язык (статья 68 Конституции РФ). — Субъекты РФ обладают правом принятия собственной Конституции, уставов и законов (часть 2 статьи 5, статья 6 Конституции РФ). — Субъекты РФ имеют свои исполнительные, законодательные и судебные органы (статья 77 Конституции РФ). — Представители Субъектов РФ формируют Совет Федерации Федерального Собрания РФ (статья 95 Конституции РФ).

15. Политический режим: понятие, виды Политический режим Российской Федерации. Политический (государственно-правовой) режим — это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание. Существуют следующие виды политического режима: 1. Демократический: -равноправие всех граждан; -свобода личности и прав человека; - существование политических партий. 2. Антидемократический а) авторитарный (характеризуется значительным ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещение политических партий и других организаций.) б) фашистский (характеризуется полной ликвидацией прав и свобод, уничтожением всех оппозиционных учреждений) в) тоталитарная (характеризуется полным контролем государства над всеми сферами жизни общества.

Признаки авторитарного политического режима: 1) происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти; 2) государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны; 3) происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом; 4) реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно-полицейского аппарата; 5) доминирование противоправных решений. Выделяют следующие виды авторитарного политического режима: 1) деспотический — режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер; 2) тиранический — режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны; 3) тоталитарный — политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни; 4) конституционно-авторитарный политический режим — при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.

Признаки демократического политического режима: 1) осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов; 2) реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная); 3) полное подчинение государства праву; 4) провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы. Выделяют также следующие виды демократического политического режима: 1) демократия участия (участие в управлении страной всего населения); 2) демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы; 3) демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность.

Политический режим Российской Федерации — это совокупность приемов, способов и методов реализации политической власти в Российской Федерации.

Политический режим РФ:

— Единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (статья 3 Конституции РФ).

— Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10 Конституции РФ).

— В РФ признается и гарантируется местное самоуправление (статья 12 Конституции РФ).

— В РФ признается политическое многообразие, многопартийность (статья 13 Конституции РФ).

— В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (статья 17 Конституции РФ).

— В Российской Федерации гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19 Конституции РФ).

16. Понятие и классификация функций государства Функции государства — это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Функции государства обладают следующими признаками: 1) основные, главные направления государственной деятельности 2) функции государства осуществляются в особых формах и особыми методами 3) функции государства имеют свой предмет и свое содержание. Предмет функции государства составляет определенная сфера общественных отношений, подвергающаяся государственному регулированию. Содержание функции показывает, что делает государство в данной сфере, как оно регулирует данные общественные отношения.

Функции государства можно разделить на следующие виды:

1. внутренние и внешние. Внутренние осуществляются внутри страны. К ним можно отнести: -обеспечение народовластия; -экономическую функцию; -финансовый контроль; -социально-культурную функцию; -охрану прав и свобод граждан; -обеспечение правопорядка и общественной безопасности граждан; -экологическую функцию, функцию борьбы с различными стихийными бедствиями (эпидемиями и др.) катастрофами; -функцию налогообложения и взимания налогов и др.

Внешние — на международной арене. К ним можно отнести:

— обеспечение обороны и безопасности;

— внешнеэкономическое партнерство и государственную поддержку иностранных инвестиций, поддержание мирового порядка;

— борьбу с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией;

— сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.);

— участие в охране окружающей природной среды и др.

2. постоянные и временные.

Постоянные — это функции, которые государство осуществляет неопределенно долго (всегда).

Временные — это функции, носящие краткосрочный характер.

3. основные и неосновные. Основные — это функции, с помощью которых решаются главные задачи, стоящие перед государством. Не основные — это функции, с помощью которых решаются не основные задачи государства. Неосновные являются структурными частями основных.

17. Основные внутренние функции Российского государства Внутренние функции Российского государства — это основные направления его деятельности по управлению внутренней жизнью общества. Каждая функция реализуется посредством решения государством ряда конкретных задач.

К ним относятся следующие. 1) Экономическая функция в качестве основных направлений предусматривает структурную перестройку российской экономики; поддержку стратегических и социально значимых производств; централизованную инвестиционную политику; приватизацию; управление государственной собственностью; создание условий для иностранных инвестиций; создание правовых основ организации (управления) экономики путем принятия соответствующих законов и иных актов и др. 2) Социальная функция включает в себя установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (зарплаты, пенсии, прожиточного минимума и др.); поддержку тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться; обеспечение занятости; развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т. д. 3) Функция финансового контроля (фискальная) предусматривает установление и сбор всех видов налогов; формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью; проведение финансовой политики (займы, кредиты, ценные бумаги и т. д.); контроль за денежным обращением в стране и т. д. 4) Функция охраны правопорядка состоит из ряда направлений: охрана прав и свобод граждан; защита всех форм собственности; обеспечение режима законности; борьба с преступностью; охрана общественного порядка; исполнение наказаний; профилактика правонарушений и т. д. 5) Экологическая функция предполагает разработку экологической программы страны; принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды; установление правового режима природопользования; установление экологических стандартов; контроль за соблюдением природоохранного законодательства. 6) Функция развития культуры, науки и образования включает в себя государственную поддержку науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев и т. д.; признание идеологического многообразия, обеспечение свободы всех видов творчества; охрану интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования и т. д. 7) Функция регулирования межнациональных отношений — особая функция, свойственная Российскому государству как федеративному образованию.

18. Основные внешние функции Российского государства Внешние функции Российского государства — это основные направления его деятельности на международной арене.

К ним относятся следующие. 1) Функция обороны страны основывается на законах «Об обороне», «О статусе военнослужащих», Военной доктрине и других актах и осуществляется государством по следующим направлениям: укрепление и модернизация вооруженных сил; развитие оборонной промышленности; охрана государственных границ; организация гражданской обороны; ведение разведки и контрразведки; подготовка мобилизационных резервов; военное сотрудничество с другими государствами и т. д. 2) Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка предполагает политическое сотрудничество со всеми государствами; 3) Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ включает укрепление сотрудничества со странами СНГ в экономической, политической, культурной и иных областях; создание системы коллективной безопасности; совместную охрану границ; создание единого информационного пространства. 4) Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем складывается из ряда направлений: участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники; участие в деятельности международных экономических организаций; предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т. д.

19. Формы осуществления функций государства Формы осуществления функций государства — это упорядоченная по своим внешним свойствам деятельность государственных органов, через которые реализуются функции государства. Функции — то, чем конкретно занимается государство. В них проявляется социальное назначение, сущность государства.

Различают следующие формы осуществления функций государства:

1)правовая деятельность — деятельность государственных органов по изданию и реализации юридических актов, которая носит однородный юридический характер;

В свою очередь, правовую деятельность подразделяют:

1.на правотворческую, связанную с изданием, изменением, а также отменой нормативных правовых актов; 2. правоприменительную, которая направлена на осуществление, исполнение нормативных правовых документов через издание актов применения права; 3. оперативно-исполнительную деятельность государственных органов, направленную на разрешение оперативных вопросов по изданию актов применения права; 4. правоохранительную деятельность государственных органов, которая призвана обеспечивать охрану правовых норм от нарушений, а также защищать гражданские права и обеспечивать выполнение обязанностей.

2)организационная — однородная по своим внешним характеристикам и не приводящая к юридическим последствиям деятельность государства.

Вместе с тем организационная деятельность включает в себя:

1.организационно-регламентирующую деятельность. Данная форма деятельности направлена на решение конкретных политических задач, а также на функционирование государственного механизма на технически организованном уровне; 2. организационно-хозяйственную деятельность, связанную с материальным обеспечением осуществления государственных функций; 3. организационно-идеологическую деятельность — это повседневная деятельность, при которой используются воспитательные и разъяснительные методы.

Существует также иная точка зрения, в соответствии с которой формы осуществления функций государства являются деятельностью главных, ключевых звеньев государственного механизма. По характеру своей деятельности они отличаются от негосударственных организаций и обществ. В соответствии с этим принято также выделять следующие основные формы осуществления функций государства:

1.законодательная — деятельность законодательных (представительных) государственных органов, которая состоит в издании обязательных для исполнения всеми нормативно-правовых документов;

2.исполнительная — деятельность органов исполнительной власти, которая направлена на реализацию государственных функций в разных областях общественной жизни;

3.судебная — деятельность судебных органов, направленная на осуществление правосудия;

4.контрольно-надзорная — деятельность государственных органов по реализации государственного контроля и надзора над осуществлением законов на всей территории государства.

Методами осуществления функций государства считают такие средства, с помощью которых решаются важные задачи государства (в частности, принуждение, убеждение, планирование и т. д.).

20. Государственный механизм: понятие, признаки. Факторы, влияющие на его структуру Механизм государства — это система государственных органов, призванных выполнять задачи и функции государства.

Структура механизма государства включает в себя: 1) гос. органы — находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осущ-нии своих непосред. властных функций. 2) гос. организации —призваны осуществлять охранительную деятельность данного гос-ва (вооруженные силы); 3) гос. учреждения — осущ-ют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства; 4) гос. предприятия — осущ-ют хоз.-экон. деят-ть, производят продукцию либо обеспечивают произ-во, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли; 5) гос. служащих (чиновников), специально занимающихся управлением; 6) организационные и финансовые средства.

21. Орган государства: понятие, признаки и виды Орган государства — это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Признаки органа государства:

1) наличие юридически организационного и экономически обусловленного характера; 2) наличие собственной структуры; 3) наделение государственно—властными полномочиями; 4) предоставление возможности государственным гражданским служащим выступать от имени государства в целом;т 5) наделение законодательно определенной компетенцией для управления конкретной сферой общественной жизни с учетом назначения и места в государственном механизме; 6) выполнение строго определенных государственных функций и задач; 7) наличие права на издание юридических актов; 8) наличие необходимых материальных средств; 9) образование и осуществление деятельности на основе нормативных правовых актов; 10) тесное взаимодействие с другими частями механизма государства и между собой.

Виды государственных органов:

1) в зависимости от порядка формирования: а) первичные — органы, которые формируются в установленном законом порядке и непосредственно населением (парламент, президент); б) производные — органы, которые создаются первичными органами государства (правительство);

2) в зависимости от объема полномочий: а) высшие — правительство, парламент и др.; б) центральные — министерства; в) местные — государственные органы субъектов Федерации и т. п.;

3) в зависимости от широты компетенции: а) органы общей компетенции — президент, правительство и др.; б) органы специальной компетенции — министерства, службы, агентства;

4) в зависимости от числа государственных гражданских служащих: а) коллегиальные — правительство; б) единоличные — президент;

5) в зависимости от организационно—правовых форм деятельности: а) законодательные; б) исполнительные; в) судебные; г) контрольно—надзорные органы;

6) в зависимости от действия в пространстве: а) федеральные государственные органы; б) органы государственной власти субъектов федерации;

7) в зависимости от длительности действия: а) постоянные; б) временные;

8) в зависимости от правовых форм деятельности: а) правотворческие; б) правоприменительные; в) правоохранительные.

22. Структура государственного механизма РФ В структуру государственного механизма входят:

* государственные органы;

* государственные учреждения;

* государственные предприятия.

Государственные органы — отдельные звенья механизма государства, имеющие внутреннюю структуру и наделенные государством властными полномочиями в целях осуществления функций государства.

Государственные учреждения организации, для которых осуществление власти не является основным видом деятельности, но посредством которых государство практически осуществляет свои функции (чаще всего в социальной сфере, науке, образовании, культуре, здравоохранении: школы, больницы, вузы и т. д.).

Государственные предприятия предназначены для осуществления государством своих функций в сфере производства продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Основным элементом механизма государства является государственный орган.

Государственный орган:

* наделен государством властными полномочиями для реализации функции входит в единую систему государственных органов имеет внутреннюю структуру;

* устанавливает внутриорганизационные нормы.

* имеет собственную компетенцию;

* осуществляет свою деятельность на определенной территории.

* образуется в установленном законом порядке;

23. Принципы организации и деятельности государственного механизма РФ Принципы организации и деятельности механизма государства — те положения, идеи, в соответствии с которыми образуется и функционирует механизм государства. Всякий принцип представляет собой идею о том, как должен работать механизм государства, каким он должен быть. Принципы — это только такие положения, идеи, которые нашли отражение в законодательстве, которые реализуются в практике, в деятельности государства.

В отношении современного государства можно назвать следующие принципы организации и деятельности механизма государства:

* принцип разделения властей; * принцип разграничения функций между органами государства; * принцип верховенства права и Конституции. В соответствии с ним право выступает ограничителем для деятельности механизма государства. В праве определяется порядок деятельности органов государства, их полномочия, компетенция; * принцип законности — означает обязанность для органов государства строгого соблюдения и исполнения законов, а также то, что органы создаются в строгом соответствии с требованиями закона; * принцип демократизма (демократизм — участие народа в формировании и деятельности органов государства, возможность народа влиять на власть); * принцип научности. В организации деятельности механизма государства должны использоваться достижения науки (управления, административное право, психология, экономика); * принцип компетентности и профессионализма (лица, работающие в государственных структурах, должны быть профессионально подготовлены к выполняемой работе, иметь соответствующее образование, пройти инструктаж).

Законность как принцип деятельности органов государства означает, что:

* органы государства вправе принимать лишь те решения, которые законом отнесены к их компетенции (например, только Дума может издавать законы, только суд осуществляет правосудие и т. д.), т. е. органы могут действовать только в пределах своей компетенции; * органы вправе издавать лишь те правовые акты, которые предписаны им законом (например, Президент может издавать акты, называющиеся указы и распоряжения; Государственная Дума может издавать законы и постановления; судебные органы — приговоры, решения, определения; т. е. суд не может издать закон, а президент не может вынести приговор — эти акты находятся не в их компетенции); * все решения органы государства принимают при строжайшем соблюдении процедуры, предписанной законодательством, иначе эти решения будут недействительны. Например, Конституция и Регламент Государственной Думы РФ определяют процедуру принятия закона, малейшее отклонение от которой приведет к тому, что принятый акт не будет являться законом. Решения и приговоры суда выносятся опять-таки в результате соблюдения ряда процедур: следственных действий, вынесения обвинительного заключения, судебного разбирательства, состоящего из нескольких стадий…

24. Понятие и принципы правового государства Правовое государство можно определить, как государство, деятельность которого подчинена праву и в котором признаются, уважаются и защищаются права и свободы человека и гражданина.

Признаки правового государства:

1. приоритет права 2. правовая защищенность человека и гражданина 3. взаимная ответственность государства и личности 4. высокая правовая культура граждан 5. ограниченность деятельности государственных органов правом. 6. наличие развитого гражданского общества 7. провозглашение и действие принципа разделения властей.

Принципы правового государства:

1) Наиболее полное обеспечения прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона). Данный принцип нашел свое конституционное закрепление в ст. 2 Конституции РФ, где сказано, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Правовое государство должно гарантировать каждому возможность всестороннего развития личности. Права человека первичны, возможность осуществления функций государственной власти вторичны.

2) Последовательное связывание посредством права политической власти, формирования для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона.).

25. Понятие, структура и принципы гражданского общества Гражданское общество — совокупности нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Структура гражданского общества охватывает:

* негос. социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство); * совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т. п.); * общественные объединения и организации; политические партии и движения; * сферу воспитания и негосударственного образования; * систему негосударственных средств массовой информации; семью;церковь и др.

К признакам гражданского общества относятся:

* наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; * самоуправляемость; * конкуренция образующих его структур и различных групп людей; * свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм; * всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию; * многоукладность экономики; легитимность и демократический характер власти; * правовое государство; сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей Принципы гражданского общества: 1) духовная свобода; 2) экономическая независимость; 3) самоуправление своими делами; 4) самореализация своих целей; 5) самозащита своих прав.

26. Государство и гражданское общество: их соотношение Гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично — с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом. Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма.

1. Понятие «гражданское общество» и «государство» характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны (элементы) глобального общества, общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского.

2. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни — с другой.

3. Гражданское общество — первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт — эта система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества.

4. Гражданское общество не есть некая совокупность автономных индивидов, законом жизни которых является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их потребностей и интересов. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество — сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же — сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества.

5. Чем больше развито гражданское общество в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности.

Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством.

27. Верховенство закона как принцип правового государства Принцип верховенства закона в правовом государстве. Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в системе правовых ценностей является закон. Если вдуматься в словосочетание «правовое государство», то можно понять, что на первом месте в таком государстве — право. Это и означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Нерушимость его закрепляется в Конституции (основном законе) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный Суд и вся система судов правового государства. поэтому правовое государство это и конституционное государство. Верховенство права (закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц. Верховенство закона как один из признаков правового государства означает, что главные общественные отношения в экономике, политике, социально-культурной сфере регулируются законом не вообще юридически, а именно высшими юридическими документами страны, принятыми высшими органами.

28. Разделение властей как принцип правового государства Правовое государство — это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, и наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Можно назвать два основных принципа (два аспекта) правового государства:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальный, содержательный аспект);

2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридический аспект). Кроме того, можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права. Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Дж. Локком и Ш. Л. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на: законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных).

29. Взаимная ответственность личности и государства Отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

В первую очередь, взаимная ответственность личности и государстваэто своеобразный способ ограничения политической власти. Он проявляется в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности, в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан, в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью. В свою очередь, свобода личности не может быть абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. От каждого человека требуется соблюдение всех правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом.

В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его обязанности. В правовом же государстве, напротив, акцент делается на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность приобретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативных актов, в которых закрепляется процедура привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и устанавливаются санкции за это.

Ответственность государства перед гражданами обеспечивается системой гарантий, к которым относятся:

1) ответственность правительства перед представительными органами власти;

2) дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;

3) процедура импичмента и др.

Формами контроля за выполнением обязательств государственных структур являются референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т. д.

На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

30. Возникновение права. Признаки права, отличающие его от социальных норм первобытного общества Основной ячейкой первобытного общества был род, отношения между членами которого регулировались обычаями. Силу обычаев и их общеобязательность обеспечивала система религиозных запретов — табу. От возникших позднее религиозных, моральных и правовых запретов табу отличались иррациональностью и отсутствием всякого обоснования. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась. Возникли запреты, связанные с земледелием и астрологией, в частности с соблюдением так называемых агрокалендарей, нарушение предписаний которых считалось оскорблением богов. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления — такой организацией становится государство — и появление нового вида социального регулятора — права. Формирование права шло несколькими путями. Во — первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе. Оно записывало и доводило их до всеобщего сведения. Правда, нужно заметить, что отношение государства к родовым обычаям не всегда было одинаковым: на некоторые обычаи оно не обращало внимания, предоставляя населению право самому решать, соблюдать их или нет (например, сельскохозяйственные обычаи), другие, наоборот, стремились изжить (например, обычай кровной мести). Были и такие обычаи, в соблюдении которых государство было заинтересовано настолько, что принуждало население к исполнению. Большую роль в санкционировании обычаев играли жрецы. Во — вторых, государство создавало специальные органы, которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение их реализации.

Итак, в отличие от социальных норм родовой организации, для права характерны:

1. Общеобязательность: оно распространяется на всех, находящихся на территории данного государства.

2. Формальность, формальная определенность. Для права очень важны формы внешней объективации, определенные источники, которые признаются официальными (указы, законы и др.) и, следовательно, содержащиеся в них нормы расцениваются как правовые. При этом само содержание правовой нормы приобретает четкость, определенность, что помогает избежать разночтений. Этот признак связан зачастую с появлением письменных источников права, в которых по возможности определенно формулируются правовые предписания. Для обычаев, социальных норм родовой организации формальная определенность, письменные формы закрепления нехарактерны, они существуют в устной форме.

3. В праве четко разграничиваются права и обязанности субъектов. Нормам родовой организации это не присуще, они выступают в качестве императива, обязательного варианта поведения, в котором права являются одновременно и обязанностями, они слиты воедино. Вообще право, как уже говорилось, существует в обществе формально равных, свободных индивидов, которые могут предъявлять друг к другу какие-либо требования. Эта возможность и появляется у них в результате наличия принадлежащих им определенных прав и обязанностей. 4. Право поддерживается силой государственного принуждения. Создается специальный аппарат принуждения, который следит за выполнением правовых предписаний и принимает меры к их нарушителям. Все это, естественно, не существовало в родовой организации с ее общественной властью.

31. Правовой статус личности: понятие, структура, виды Правовой статус личности — юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Правовой статус личности представляет собой часть общественного статуса и относится к качеству человека и гражданина.

Виды правового статуса 1) общий или конституционный статус человека и гражданина РФ 2) специальный или родовой статус определенной категории граждан 3) индивидуальный статус, который характеризует пол, возраст, семейное положение 4) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством 5) статус физического лица Структура конституционного статуса личности.

— гражданствоправосубъектность — способность иметь и осуществлять своими действиями гражданские права и обязанности. Составляющими элементами правосубъектности являются правоспособность и дееспособностьосновные права, свободы, законные интересы и обязанностиправовые принципыгарантии правового статуса, в числе которых особое значение имеет юридическая ответственность Понятие, структура и виды правового статуса личности.

Личность — это человек, обладающий набором социальных связей. (Человек-это биологическая харак-ка индивида). Положение человека в обществе называется социальным статусом. Часть социального статуса — правовой статус личности.

Правовой статус личности — это положение человека в обществе, закрепленное правовыми нормами.

Структура правового статуса личности: (можно на примере статуса студента).

— правовая норма, устанавливающая данный статус (ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);

— правосубъектность (достижение опред. возраста, наличие опред. образования, гражданства и т. д.);

— основные права и обязанности;

— законные интересы (получение образования);

— юридическая ответственность (отчисление как ответственность за невыполнение учебн. плана);

— правовые принципы (доступность, равенство и т. д.);

— правоотношения статусного типа (институт-студент; преподаватель-студент).

Виды статуса:

— общий (конституционный) — гражданин, лицо без гражданства, беженец, мигрант, лицо с двойным гражданством и т. д.

— специальный (родовой) — в рамках определенной отрасли (напр., в рамках гражд. права — физич. или юридич. лица);

— индивидуальный — набор специальных статусов у каждого: пассажир, пешеход, собственник имущества, родитель, сын и т. д.).

32. Гарантии прав личности: понятие, классификация Под гарантиями понимается все то, что способствует обеспечению, реализации прав и законных интересов личности (средства, условия, правовой статус, деятельность и др.) Существует общепринятое деление гарантий прав личности на общие и специальные. К общим относятся социально-экономические, политические, идеологические условия жизни общества. К специальным — собственно юридические (правовые) гарантии.

Юридические (правовые) гарантии — это совокупность правовых норм, определяющих объем прав, свобод и обязанностей граждан, а также устанавливающих способы их охраны от различных нарушений и средства реализации. Юридические гарантии в свою очередь подразделяются на конституционные и отраслевые — т. е. гарантии, существующие в конкретных отраслях права (уголовно-правовые, гражданско-правовые, гражданско-процессуальные и др.).

Все виды гарантий, являясь вполне самостоятельными категориями, тесно взаимодействуют между собой и во многом взаимообусловлены друг другом. Поэтому, хотя и предметом нашего дальнейшего рассмотрения будут в основном уголовно-процессуальные гарантии (являющиеся составной частью юридических) и специфика их проявления в стадии возбуждения уголовного дела, не следует забывать, что на этом этапе судопроизводства действуют и иные гарантии, как юридические, так и общие. Обеспечение юридического статуса личности в обществе определяется всей системой гарантий. Гарантии уголовного процесса существуют как система, т. е. нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей, что, в тоже время, не препятствует вычленению из этой системы той или иной ее части для проведения более детального рассмотрения или исследования. При осуществлении судопроизводства, в какой-то конкретной ситуации внешне может проявляться действие всего лишь одной гарантии, например, права субъекта уголовного процесса на обжалование решения должностного лица. Но ее реализация невозможна без взаимосвязи с другими гарантиями процесса (принципами, обязанностями должностных лиц и др.). Поэтому отдельные гарантии могут рассматриваться только в статике. В динамике они существуют лишь как система и только система гарантий может обеспечить соблюдение прав и законных интересов личности и достижение целей уголовного судопроизводства.

Гарантии представляют собой объемное социально-политическое и юридическое явление, которое характеризует, по меньшей мере, три момента: 1) позволяющий раскрыть предметные теоретические знания об объекте их воздействия, получить практические сведения о социальной и правовой политике государства; 2) идеологический, используемый политической властью как средство пропаганды демократических идей внутри страны и за ее пределами. При этом истинное состояние нрав человека и гражданина может существенно отличаться от официально декларируемых властями лозунгов и «обслуживать» национальные, классовые, партийные, групповые и даже личные интересы; 3) практический, признаваемый в качестве инструментария юриспруденции, предпосылки удовлетворения социальных благ личности. Гарантии — это система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.

33. Понятие, основные признаки права Право — это система общеобязательных, охраняемых государством нормативно-правовых предписаний, регулирующая поведение людей, их коллективов и организаций.

Основные признаки права следующие:

1. Содержание права составляют определенные нормативно-правовые предписания, т. е. правила поведения, распоряжения, веления, требования. Например, в ст. 57 Конституции РФ записано: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» .

2. Данные веления внешне выражены в нормативных актах и иных формах права. Так, приведенное выше положение записано в Основном Законе государства.

3. Нормативно-правовые предписания и закрепляющие их юридические источники (формы) права тесно взаимосвязаны между собой, образуют единую систему. Например, право собственности закрепляется (охраняется и т. п.) конституционным (ст. 8, 35 и др.), гражданским, семейным (гл. 7 СК РФ), уголовным (гл. 21 УК РФ) и другими отраслями права.

4. Право носит общий характер. Это означает, что оно, во-первых, адресуется персонально-неопределенным субъектам (lex uno ore omnes alloguiturзакон говорит со всеми одинаково); во-вторых, отражает (закрепляет, охраняет и т. п.) наиболее типичные социальные ситуации, рассчитано на конкретно-неопределенное число жизненных случаев. Например, «по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой» (ст. 567 ГК РФ).

5. Право обязательно для всех членов общества. «Obedientia est legis essentia» -«послушание есть сущность права».

6. Обязательность права обеспечивается разнообразными материальными и духовными, поощрительными и принудительными, организационными и иными мерами, в том числе и средствами государственного воздействия. Еще римские юристы говорили о том, что «где право, там и средства его защиты» (ibi jus, ibi remedium).

Можно выделить и другие черты права, позволяющие обстоятельнее и глубже исследовать его природу и определенные качества. Однако и отмеченные уже признаки дают соответствующее представление об отличии права от иных социальных регуляторов (норм) поведения, возможность показать относительно самостоятельное его место в правовой системе общества.

34. Общая характеристика научных подходов к пониманию права Естественно-правовая система.

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII—XVIII вв. Представители: Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Н. Радищев и др. Основные идеи: в рамках данной доктрины разделяется право и закон; отождествляется право и мораль; источник прав человека находится не в законодательстве, они приобретаются от рождения либо от бога.

Достоинства: * это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй; * она провозглашает источником прав человека природу либо бога и тем самым «выбивает» теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур. Слабые стороны: * такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) «уменьшает» его формально-юридические свойства, в результате чего размывается критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма непросто; * подобное толкование связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

Историческая школа права Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в конце XVIII — начале XIX вв. Представители: Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.

Основные идеи:

право — историческое явление, которое возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно; право — это прежде всего правовые обычаи; отрицание прав человека. Достоинства:

· впервые так основательно рассмотрены культурно-исторические и национальные особенности права, обращено внимание на необходимость их учета в правотворческом процессе;

· подчеркивается естественность развития права, т. е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

· верно подмечены преимущества правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения. Слабые стороны: данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя; переоценка роли правовых обычаев в ущерб законодательству: между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.

Нормативистская теория права Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Р. Штаммлер, П. И. Новгородцев, Г. Кельзен и др. Основные идеи:

1) представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы; 2) бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего; 3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной норме.

Достоинства:

— верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность;

— нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права;

— признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие.

Марксистская теория права Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XIX—XX вв. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и др. Основные идеи:

1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т. е. как классовое явление;

2)содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках гос. власть;

3)право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.

Достоинства:

— в связи с пониманием права как закона выделены четкие критерии правомерного и противоправного;

— показана зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;

— обращено внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.

Слабые стороны: преувеличена роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничена жизнь права историческими рамками классового общества; слишком жесткая связь права с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.

Психологическая теория права Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Л. И. Петражицкий, А. Росс, М. Рейснер и др. Основные идеи:

1) психика людей — фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности — правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер;

3) все правовые переживания делятся на два вида — переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Достоинства: обращено внимание на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими; повышена роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества; источник прав человека «выводится» не из законодательства, а из психики самого человека.

Слабые стороны: слишком сильный крен в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т. п.), от которых так же зависит природа права: отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

Социологическая теория права Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Е. Эрлих, Ф. Жени, С. А. Муромцев и др. Основные идеи:

1)разделение права и закона;

2)под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т. п. Право — это реальное поведение субъектов правоотношений — физических и юридических лиц. Достоинства:

— такое понимание ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление;

— обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой;

— эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику Слабые стороны:

— если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть, как законной, так и противозаконной;

— в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

35. Функции права: понятие, виды Функции права — обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения.

Выделяют две группы функции права.

1. К общесоциальным относят, в частности:

а) экономическую функцию — например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;

б) политическую функцию — право регулирует деятельность субъектов политической системы;

в) воспитательную функцию — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;

г) коммутативную функцию — посредством права обеспечивается связь между объектами управления;

д) экологическую функцию.

2. Специально юридические функции:

а) регулятивная выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;

б) охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;

в) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

В зависимости от сферы общественных отношений, попадающих под функциональное воздействие права, и внутреннего строения права выделяют:

· общеправовые функции, относящиеся ко всей внутригосударственной системе права, которая объединяет на согласованных началах норм, институты, отрасли права;

· межотраслевые функции, действующие в отношении таких отраслевых семей, как публичное или частное право, материальное или процессуальное право;

· отраслевые, связанные, в частности, с конституционным правом (функция закрепления прав и свобод человека и гражданина), уголовным правом (функция определения деяний, признаваемых преступлениями, и установления наказаний за них совершение);

· функции отдельных норм права, имеющие специфическую направленность, связанную, например, с действием запрещающих норм в уголовном праве; поощрительных норм в трудовом праве, обязывающих — в административном и др.

36. Принципы права: понятие, классификация. Значение принципов права для правотворческой и правоприменительной деятельности Принципы права — это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

К общеправовым относят такие принципы, как:

— справедливость (означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовом положением);

— юридическое равенство граждан перед законом и судом;

— единство прав и обязанностей;

— федерализм (он присущ только для тех правовых систем, которые существуют в федеративных государствах и означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства).

— законность (означает систему требований общества и государства, состоящую в точной реализации норм права всеми и повсеместно);

— сочетание убеждения и принуждения К межотраслевым относятся: принцип неотвратимости ответственности, принципы состязательности и гласности судопроизводства.

К отраслевым: в гражданском праве — принцип равенства сторон в имущественных отношениях, в уголовном процессе — презумпция невиновности.

37. Понятие, признаки и виды социальных норм Социальные нормы — правила поведения людей в обществе, распространяющиеся на всех членов общества и имеющие обязательный характер. С помощью социальных норм осуществляется регулирование поведения членов общества, без чего его существование невозможно.

Основные виды социальных норм в сфере регулирования общественных отношений являются:

— Нормы права — установленные государством, формально определенные и подкрепленные возможностью государственного принуждения общеобязательные правила поведения людей в обществе.

— Нормы морали — правила поведения, установленные самим обществом на основе выработавшихся представлений о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости и несправедливости.

— Нормы обычаев — устойчивые правила поведения, которые сохранялись длительное время благодаря их частому повторению и эффективности и вошли в привычку.

— Нормы традиций — правила поведения, передаваемые из поколения в поколение в семье, местности, народе и служащие целям поддержания жизнеспособности и самобытности общества.

— Политические нормы — правила, регулирующие отношения между политическими группами, слоями, классами в процессе осуществления государственной власти.

— Экономические нормы — правила, регулирующие общественные отношения в сфере материального производства, распределения, обмена и потребления.

— Нормы общественных организаций — внутренние правила, регулирующие поведение и взаимоотношение членов общественных организаций.

38. Социальные и технические нормы Социальные нормы — это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий.

Выделяют следующие виды социальных норм: 1) обычаи — это устойчивые правила поведения людей, которые складываются исторически в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общественного мнения; 2) религиозные нормы — это совокупность таких правил поведения, которые выражают определенное мироощущение и мировоззрение, базирующаяся на вере в сверхъестественные силы и существование Бога; 3) корпоративные нормы — это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо корпоративная организация для регулирования отношений между своими членами. Корпоративные нормы должны действовать в пределах установленных государством полномочий; 4) политические нормы — это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической системы для формирования и использования государственной власти; 5) организационные нормы — это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными задачами.

Другая классификация делит социальные нормы на следующие виды:

1) нормы морали; 2) семейные нормы; 3) этические нормы; 4) нормы традиций и привычек;

5) деловые обыкновения; 6) правила этикета.

Социальные нормы, кроме того, характеризуют следующие особенности:

1) предметом регулирования являются общественные отношения;

2) субъекты социальных норм — люди, которые являются представителями социальной сферы.

Второй вид норм, действующих в обществе, — технические нормы, которые представляют собой правила поведения, регулирующие отношение людей к природе и технике. Они возникают при решении вопросов об их наиболее целесообразном использовании.

Технические нормы, таким образом, призваны обеспечивать целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, развития техники и орудий труда, так как устанавливают оптимальные способы, приемы и средства использования людьми технических объектов.

Особенности технических норм:

1) предметами регулирования являются не социальные отношения, а технические;

2) субъектами технических норм являются люди, природа, а также техника.

Социальные и технические нормы осуществляются в тесном взаимодействии, так как определенные технические нормы касаются существенных интересов некоторых социальных общностей, они в результате становятся технико-социальными.

Технико-социальные нормы — это общеобязательные нормы, которые поддерживаются силой природы, а также правом и государством, поэтому их невыполнение приводит к юридическим последствиям.

39. Соотношение норм права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия Мораль — это совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т. п. Право же — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Единство между правом и моралью обусловлено тем, что они:

* в системе социальных норм выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество; * имеют единый объект регулирования — общественные отношения; * имеют общую цель — регулировать поведение людей, формировать гражданское общество, правовое государство; * определяют границы свободы личности; * являются достижением цивилизации и культуры; * базируются на единых социально-экономических и духовных отношениях; *исходят в конечном счете от общества.

Различия между правом и моралью: по происхождению; по форме выражения; по сфере действия; по времени введения в действие; по способу обеспечения; по критериям оценки; по характеру однородности.

Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных («не убий», «не укради» и т. п.).Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов).

40. Нормы права: понятие, признаки Норма права — общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.

Признаки правовой нормы: -Регулируют наиболее важные общественные отношения, носящие типовой характер (например, отношений по поводу наследования имущества); -Имеет определенную форму (письменную, документальную) и содержание (представительно-обязывающее — предоставляя права какому-либо субъекту, одновременно возлагает на него соответствующие обязанности); -Содержит общеобязательное правило поведения и распространяется на всех, кто вступает в сферу е действия; -Реализация нормы права обеспечена государственным принуждением; -Носит общий характер, то есть отличается нормативностью; -Имеет государственно-властный характер — положения нормы являются властным предписанием; государство устанавливает, что является правомерным, а что не правомерным.

41. Структура нормы права Структура юридической нормы — это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Она показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны.

Таких частей три:

1) гипотеза (предположение) — элемент, указывающий на условия действия нормы (время, место, субъектный состав и т. п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов;

2) диспозиция (юридическое расположение сторон) — элемент, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром;

3) санкция — элемент, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными — меры наказания, так и позитивными — меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником).

42. Классификация норм права Выделяют следующие основные виды правовых норм:

1) в зависимости от степени нормативности они подразделяются на:

* исходные, которые определяют его цели, задачи, пределы, направления;

* общие, которые присущи общей части той или иной отрасли права;

*специальные, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права;

2) в зависимости от предмета правового регулирования — на конституционные, гражданские, администр., земельные;

3) в зависимости от их характера — на матер. (уголов., аграрные, эколог.) и процесс. (угол.-процесс., гражд.-процесс.);

4) в зависимости от методов правового регулирования — на императивные (содержащие властные предписания); диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия — на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (в указе Президента.).

6) в зависимости от функций — на регулятивные (содержащие предписания) и охранительные (направленные на защиту наружных субъективных прав);

7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм — на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан) и специальные (действуют в отношении опр. категории лиц— пенсионеров);

8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы — на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов Действия);

9) в зависимости от сферы действия — на общефедеральные (действуют на территории всей страны), региональные (действуют на территории субъектов РФ) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия);

10) в зависимости от юридической силы — на правовые нормы законов и подзаконных актов;

11) в зависимости от способа правового регулирования — на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия);

12) в зависимости от субъектов правотворчества — на нормы, принятые государственными органами и негосударственными структурами.

.ur.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой