Экономический анализ предприятия
Производственные затраты подразделяются на три основные категории: прямые затраты на материалы, прямые затраты на рабочую силу и заводские накладные расходы. К прямым затратам на материалы относятся все затраты на те материалы, которые входят в состав конечного продукта. Прямой труд есть труд производственных рабочих, непосредственно вовлеченных в производство продукции. Заводские накладные… Читать ещё >
Экономический анализ предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
затрата ликвидность финансирование Постоянно возрастающие масштабы деятельности предприятий, их интеграция и специализация, осложнение и увеличение числа связей между ними в сочетании со сложным положением отечественной экономики в значительной степени обостряют проблему эффективности и качества управления. Управление представляет собой сложный социально-экономический процесс, который в широком смысле обозначает воздействие на предмет, объект, систему для сохранения их устойчивости или перевода из одного состояния в другое в соответствии с заданными целями.
Основным условием увеличения прибыли предприятия является снижение издержек производства и сбыта продукции, в частности себестоимости выпускаемой продукции. Поэтому вопросы управления затратами являются весьма актуальными для предприятий.
По мнению специалистов, эффективное управление затратами подразумевает:
· знание того, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы предприятия;
· знание закономерностей поведения различных видов затрат предприятия;
· умение обеспечить максимально высокий уровень отдачи от использования ресурсов предприятия;
· организацию системы управления производством, ориентированной на постоянные контроль затрат и поиск резервов их эффективного снижения;
· сосредоточение на предупреждении затрат, а не на их учете;
· вовлечение в систему управления затратами всех видов затрат;
· оперативность получения информации о затратах и ее анализа и др.
Кроме того, современная экономическая практика требует от предприятия установления четкой взаимосвязи между избранной предприятием стратегией конкурентной борьбы и существующей на предприятии системой управления затратами. Это требование обусловлено тем, что та или иная информация о затратах может быть важной или, наоборот, не особенно важной в зависимости от стратегии, которой следует предприятие.
Целью курсовой работы является раскрытие теоретических основ «анализа и управления затратами», а также проведение анализа финансового состояния ОАО «Центральный телеграф».
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
· Изучить понятия «затраты», «управление затратами»; рассмотреть классификацию затрат и методы управления затратами;
· Провести оценку финансового состояния ОАО «Центральный телеграф»;
· Рассмотреть оценку вероятности банкротства.
1.Анализ и управление затратами
1.1 Понятие затрат и их классификация В экономической литературе и на практике на ряду с термином «затраты» используются и такие, как «расходы», «издержки», «себестоимость». Причем многие авторы трактуют их как синонимы и не делают различий между этими тремя понятиями. Между тем фактически эти понятия имеют разное экономическое содержание.
Представление о затратах предприятия основывается на трех важных положениях [3]:
1.Затраты определяются использованием ресурсов, отражая, сколько и каких ресурсов израсходовано при производстве и реализации продукции за определенный период;
2.Объем использованных ресурсов может быть представлен в натуральных и денежных единицах, однако в экономических расчетах прибегают к денежному выражению;
3.Определение затрат всегда соотносится с конкретными целями, задачами.
Затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов за определенный период, использованных на производство и сбыт продукции, и трансформируются в себестоимость продукции, работ и услуг.
Расходы отражают уменьшение платежных средств или иного имущества предприятия и отражаются в учете на момент платежа. Затраты, в отличии от расходов, отражаются в учете предприятия на момент потребления в производственном процессе. В конечном итоге все расходы по обычным видам деятельности за определенный период обязательно должны трансформироваться в затраты. Расходы, не отнесенные к затратам по каким-то причинам, характеризуют ошибки учета затрат на производство и сбыт продукции.
Затраты — важный качественный показатель хозяйственной деятельности предприятия, они находятся в тесной взаимосвязи с другими стоимостными показателями. С одной стороны, их можно рассматривать как результат деятельности, а с другой — как фактор, определяющий конечные финансовые результаты. Взаимосвязь показателей хозяйственной деятельности предприятия и место затрат в этой системе представлены на рисунке1.1.
Рисунок 1 — Показатели хозяйственной деятельности предприятия Издержки — это реальные или предположительные затраты финансовых ресурсов предприятия. Они оказывают влияние на конечный финансовый результат работы предприятия — прибыль.
Сущность себестоимости состоит в том, что она показывает выраженные в денежной форме совокупные затраты конкретного предприятия на производство и реализацию продукции, возмещение которых необходимо для осуществления простого воспроизводства.
М.И. Баканов, С. М. Капелюш, П. П. Новиченко, П. С. Безруких определяют себестоимость как стоимостную категорию, в денежной форме выражающую издержки предприятия на производство и реализацию продукции; А. Ф. Аксененко, В. Б. Ивашкевич, К. А. Раицкий рассматривают ее в качестве критерия или показателя эффективности деятельности предприятия. Существуют и другие определения себестоимости, которые трудно сравнить, так как они отражают различные ее стороны.
При решении различных вопросов учитываются разные виды затрат. Одни затраты учитываются для оценки запасов и определения доходов, другие — для планирования, составления бюджета и контроля, учет третьих необходим для принятия решений на ближайшую и дальнейшую перспективы. Большое значение для правильной организации учета производственных затрат имеет их научно-обоснованная классификация.
Затраты делятся на две основные категории:
1.Производственные затраты (связанные с производственной деятельностью предприятия);
2.Непроизводственные затраты (эксплуатационные расходы).
Производственные затраты подразделяются на три основные категории: прямые затраты на материалы, прямые затраты на рабочую силу и заводские накладные расходы. К прямым затратам на материалы относятся все затраты на те материалы, которые входят в состав конечного продукта. Прямой труд есть труд производственных рабочих, непосредственно вовлеченных в производство продукции. Заводские накладные расходы определяются как все затраты, идущие на производство за вычетом прямых затрат на материалы и рабочую силу. К их числу, помимо всего прочего, относятся амортизационные отчисления, арендная плата, налоги, страховые взносы, дополнительные выплаты по заработной плате, расходы вследствие простоя. Многие виды затрат частично взаимоперекрываются в пределах своих категорий.
Непроизводственные затраты подразделяются на торговые, общие и административные расходы. Торговые расходы связаны с осуществлением продаж и поставок продукции (затраты на рекламу и выплату комиссионных). Общие и административные расходы применяются в целях осуществления общехозяйственных и административные функций (оклады руководителей и специалистов, судебные издержки).
Классификация затрат для целей управления должна отвечать главному требованию — базироваться на признаках, позволяющих дифференцировать затраты в различных аспектах. Она создает предпосылки для определения уровня затрат по объектам управления ими, организации планирования, учета, контроля и анализа. Классификация затрат по основным признакам дана в таблице 1.1.
Таблица 1.1. — Классификация затрат по основным признакам
Признак классификации | Элементы классификации | |
Вид экономической деятельности | Промышленная, транспортная, коммерческая и т. д. | |
Экономический элемент | Материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты | |
Калькуляционная статья | Сырье и материалы; возвратные отходы; покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций; топливо и энергия на технологические цели; заработная плата основных производственных рабочих; отчисления на социальные нужды; расходы на подготовку и освоение производства; общепроизводственные расходы; общехозяйственные расходы; потери от брака; прочие производственные расходы; расходы на продажу | |
Зависимость от объема производства | Переменные (зависящие от объема производства и подразделяемые на пропорциональные, прогрессивные, дегрессивные); условно-постоянные (не зависящие или мало зависящие от объема производства) | |
Способ отнесения на себестоимость единицы продукции, работ, услуг | Прямые, непосредственно относимые на себестоимость изделия; косвенные, относимые на себестоимость изделий пропорционально базе | |
Сложность затрат | Простые (одноэлементные), состоящие из одного элемента затрат; комплексные (сложные), состоящие из нескольких элементов затрат | |
Отношение к технологическому процессу | Основные; накладные (расходы на организацию производства и управление) | |
Отношение к процессу производства | Затраты предметов труда; затраты средств труда; затраты живого труда | |
Участие в процессе производства | Затраты производственные; затраты на продажу (коммерческие) | |
Периодичность возникновения | Единовременные; текущие; периодические | |
Охват планированием | Планируемые; непланируемые | |
Степень готовности продукции | Затраты на готовую продукцию; затраты в незавершенном производстве | |
Объект управления | Затраты по операционным и географическим сегментам; затраты в местах их возникновения; затраты в центрах затрат; затраты в центрах ответственности | |
Отнесение к периоду | Расходы будущих периодов (отложенные затраты); зарезервированные затраты | |
Функции управления | Маркетинг; материально — техническое обеспечение; сбыт и др. | |
В целях анализа различают затраты прошлого, текущего и будущего периодов, а также разграничивают их по носителям, обособляя затраты на конкретное изделие от затрат на отдельные группы изделий (работ, услуг) и затрат, относящихся ко всем изделиям (работам, услугам). В целях совершенствования учета и контроля практикуют выделение контролируемых и неконтролируемых, нормируемых и ненормируемых затрат. Возможны и другие группировки в зависимости от потребностей конкретного предприятия.
1.2 Понятие управления затратами Управление затратами на предприятии предполагает выполнение всех функций, присущих управлению любым объектом, т. е. разработку (принятие) и реализацию решений, а также контроль за их выполнением. Функции управления затратами реализуются через элементы управленческого цикла: прогнозирование и планирование, организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование выполнения, учет и анализ.
Управление затратами — это средство достижения предприятием высокого экономического результата. Оно не сводится только к снижению затрат, так как распространяется на все элементы управления. Практически на каждом предприятии существуют резервы для снижения затрат до рационального уровня, что позволяет добиться роста экономической эффективности деятельности и повышения конкурентоспособности.
Управление затратами — это выполнение всего комплекса функций управленческого цикла, направленных на повышение эффективности использования производственных ресурсов на предприятии.
Субъектами управления затратами выступают руководители и специалисты предприятия и производственных подразделений. Отдельные функции и элементы управления затратами выполняются служащими предприятия непосредственно или при их активном участии.
Объектами управления являются затраты на разработку, производство, реализацию, эксплуатацию (использование) и утилизацию продукции (работ, услуг).
Основная цель управления состоит в получении наибольшего результата от хозяйственной деятельности при наименьших совокупных затрат живого и овеществленного труда.
К задачам управления затратами на предприятии относятся:
· выявление его роли как фактора повышения экономических результатов деятельности;
· определение затрат по основным функциям управления;
· расчет затрат по отдельным подразделениям предприятия;
· исчисление необходимых затрат на единицу продукции;
· подготовка информационной базы, позволяющей оценить затраты при выборе и принятии хозяйственных решений;
· поиск резервов снижения затрат на всех этапах хозяйственного процесса и во всех подразделениях предприятия;
· выбор системы управления затратами, соответствующей условиям работы предприятия.
Задачи управления затратами должны решаться в комплексе. Только такой подход способствует повышению экономической эффективности работы предприятия в целом.
Принципы управления затратами — это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которые должны учитываться в практической деятельности на всех уровнях управления. Основные принципы управления затратами выработаны практикой и сводятся к следующему [5]:
· системный подход к управлению затратами;
· единство методов, практикуемых на разных уровнях управления затратами;
· управление затратами на всех стадиях экономического жизненного цикла изделия — от создания до утилизации;
· органическое сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции (работ, услуг);
· недопущение излишних затрат;
· широкое внедрение эффективных методов снижения затрат;
· совершенствование информационного обеспечения об уровне затрат;
· повышение заинтересованности производственных подразделений предприятия в снижении затрат.
Соблюдение всех принципов управления затратами создает базу экономической конкурентоспособности предприятия, завоевания им передовых позиций на рынке.
Таким образом, управление затратами — это динамичный процесс, включающий управленческие действия прямой и обратной связи, целью которых является достижение высокого экономического результата деятельности предприятия.
1.3 Методы управления затратами Решение поставленных перед предприятием задач требует конкретизации и систематизации существующих подходов к управлению затратами и результатами.
Современные методы управления затратами:
1. Стандарт-кост;
2. Директ-костинг;
3. Метод управления производством по системе JIT;
4. Функционально-стоимостной анализ (ФСА);
5. Стратегический анализ затрат (SCA);
6. Учет затрат по работам (ABC);
7. Концепция управления затратами жизненного цикла (LCC);
Стандарт-кост. В основе данного метода лежит принцип учета и контроля затрат в пределах установленных норм и нормативов и по отклонениям от них. Термин стандарт-кост состоит из двух слов: «стандарт», который означает количество необходимых производственных затрат (материальных и трудовых) для выпуска единицы продукции или заранее исчисленные затраты на производство единицы продукции или оказания услуг, а слово «кост» — это затраты, приходящиеся на единицу продукции. Таким образом, стандарт-кост в полном смысле слова означает стандартные затраты. Эта система направлена прежде всего на контроль за использованием прямых издержек производства, а смежные калькуляции — для контроля накладных расходов.
Система стандарт-кост удовлетворяет запросы предпринимателя и служит мощным инструментом для контроля производственных затрат. На основе установленных стандартов можно заранее определить сумму ожидаемых затрат на производство и реализацию изделий, исчислить себестоимость единицы изделия для определения цен, а также составить отчет об ожидаемых доходах будущего года. При этой системе информация об имеющихся отклонениях используется руководством для принятия им оперативных управленческих решений.
Директ-костинг. В условиях развивающихся рыночных отношений эффективное управление коммерческой деятельностью организации все больше зависит от уровня ее информационного обеспечения. Весь мировой опыт свидетельствует об эффективности использования маржинального метода системы учета «Директ-костинг», в основе которой лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода. С помощью маржинального дохода определяется порог рентабельности производства, устанавливается цена безубыточной реализации продукции, строится ассортиментная политика предприятия и т. д.
В отечественную учетную теорию термин «директ-костинг» вошел сравнительно недавно и сразу приобрел широкую популярность. Современный директ-костинг имеет два варианта:
А) Простой директ-костинг, основанный на использовании в учете данных только о переменных (оперативных) затратах;
Б) Развитый директ-костинг, при котором в себестоимость наряду с переменными затратами включаются и прямые постоянные затраты по производству и реализации продукции.
Обобщенно сущность системы директ-костинг состоит в подразделении затрат на постоянные и переменные их составляющие в зависимости от изменения объема производства. В этих условиях себестоимость продукции планируется и учитывается только в части переменных затрат. Разница между выручкой от продажи продукции и переменными затратами представляет собой маржинальный доход. При этой системе постоянные расходы в расчет себестоимости продукции не включают и списывают непосредственно на уменьшение прибыли предприятия.
Метод управления производством по системе JIT («just-in-time», т. е. «точно в срок»). Суть системы JIT сводится к отказу от производства продукции крупными партиями. Взамен этого создается непрерывно-поточное предметное производство. При этом снабжение производственных цехов и участков осуществляется столь малыми партиями, что по существу превращается в поштучное. Требуя значительных затрат на содержание, большие материальные запасы отрицательно сказываются на нехватке финансовых ресурсов, маневренности и конкурентоспособности предприятия. С практической точки зрения главной целью системы JIT является уничтожение любых лишних расходов и эффективное использование производственного потенциала предприятия.
Функционально-стоимостной анализ (ФСА). В рыночных условиях хозяйствования повышение качества и роста конкурентоспособности выпускаемой продукции при одновременном снижении затрат на ее изготовление является одной из актуальных задач экономического развития. В решении этой задачи важная роль отводится функционально-стоимостному анализу (ФСА), позволяющему охватить все факторы движения продукции с момента ее зарождения до момента потребления и утилизации.
Функционально-стоимостной анализ — это метод системного исследования функций объекта (изделия, процесса, структуры), направленный на минимизацию затрат в сферах проектирования, производства и эксплуатации объекта при сохранении (повышении) его качества и полезности. ФСА относится к перспективным методам экономического анализа. В нем успешно используются передовые приемы и элементы инженерно-логического и экономического анализа. Отличительной особенностью этого метода является его высокая эффективность. Как показывает практика, при правильном применении ФСА снижение издержек производства обеспечивается в среднем на 20−25%.
Стратегический анализ затрат (SCA). Для обеспечения эффективного управления предприятием необходим интегрированный метод анализа и оптимизации затрат по всем статьям его деятельности. Такой метод получил в экономической литературе название Cost Management (СМ), при котором акцент был перенесен с подсчета затрат на планирование и использование систем их учета. Изменение взглядов на учет в управлении был вполне естественной реакцией на глобальные изменения экономической системы, такие, как бурное развитие информационных технологий, изменение характера производства, транснациональная конкуренция.
Стратегический анализ затрат — важнейшая часть СМ, базирующегося на термине value chain (цепь образования потребительной стоимости), который стал центральным объектом стратегического кост-менеджмента. Согласно методу SCA деятельность фирмы трактуется как цепь образования потребительной стоимости (последовательность операций по созданию стоимости изделия). Каждое звено цепи рассматривается как с позиции ее необходимости в производственном процессе, так и с позиции потребляемых ею ресурсов.
Затем определяется cost driver (кост-драйвер) — управляющий фактор, т. е. параметр, который характеризует стоимость выполнения конкретной операции. Путем контроля кост-драйверов и перестройки цепи образования стоимости предполагается достичь устойчивого преимущества над конкурентами.
Учет затрат по работам (ABC) (метод «Activity Based Costing») в буквальном смысле означает учет затрат по работам. Согласно метода АВС предприятие рассматривается как набор рабочих операций, определяющих его специфику. В процессе работы потребляются ресурсы (материалы, информация, оборудование), возникает какой-либо результат. Соответственно начальной стадией применения АВС является определение перечня и последовательности работ на предприятии путем разложения сложных рабочих операций на простейшие составляющие параллельно с расчетом потребления ресурсов. Такая классификация основывается на изучении зависимости между затратами и различными производственными процессами: выпуск единицы продукции, выпуск заказа (пакета), производство продукта как такового. При этом не учитывается еще одна важная категория затрат, которая не зависит от производственных событий, — затраты, обеспечивающие функционирование предприятия в целом. Первые три категории работ, а точнее затраты по ним, могут быть прямо отнесены на конкретный продукт. Результаты общехозяйственных работ нельзя точно присвоить тому или иному продукту, поэтому для их распределения приходится предлагать различные алгоритмы.
Концепция управления затратами жизненного цикла (LCC). Большой эффект в оптимизации затрат организации можно достичь, применяя метод Life Cycle Costing (LCC) — концепцию управления затратами жизненного цикла. Новые технологии производства спровоцировали перемещение методов LCC в сектор частной экономики. Основными причинами этого перехода являются: резкое сокращение жизненного цикла изделий; увеличение стоимости подготовки и запуска в производство; практически полное определение финансовых показателей (затрат и доходов) на стадии проектирования.
2.Практическая часть
2.1 Анализ имущества ОАО «Центральный телеграф» и источников его финансирования Анализ имущества организации и источников его формирования проводится по балансу с использованием одного из следующих способов [3]:
· анализ непосредственно по балансу без предварительного изменения состава статей;
· формирование уплотненного сравнительного аналитического баланса путем агрегирования некоторых однородных по составу элементов балансовых статей;
· дополнительной корректировки баланса на индекс инфляции с последующим агрегированием статей в необходимых аналитических разрезах.
Анализ имущества организации осуществляется на основе информации, содержащейся в активе баланса. Для характеристики имущества изучают его состав, структуру и произошедшие в них изменения.
Актив — это имущество организации на праве собственности и приносящее (способно приносить) экономические выгоды (доход).
Для полной оценки характера произошедших структурных изменений, необходимо классифицировать все статьи актива по различным признакам [3]:
1. По форме функционирования выделяют активы:
А) материальные;
Б) нематериальные;
В) финансовые;
2. По характеру участия в производственном цикле выделяют:
А) оборотные (текущие) активы;
Б) внеоборотные активы;
3. По степени ликвидности:
А) абсолютно ликвидные (денежные активы);
Б) высоколиквидные (краткосрочные финансовые вложения, краткосрочная дебиторская задолженность);
В) среднеликвидные (запасы готовой продукции, дебиторская задолженность и др.);
Г) низколиквидные (внеоборотные активы, долгосрочные финансовые вложения);
Д) неликвидные (безнадежная дебиторская задолженность);
4. По степени принадлежности:
А) внутренние активы;
Б) внешние активы.
Для оценки активов применяются традиционные методы анализа (вертикальный анализ, горизонтальный анализ). В ходе анализа используются ретроспективный и при необходимости перспективный анализ.
В пассиве баланса отражаются источники формирования имущества организации. Руководство должно иметь четкое представление, за счет каких источников ресурсов оно будет осуществлять свою деятельность и в какие сферы деятельности будет вкладывать свой капитал.
При анализе источников формирования имущества их подразделяют на две группы:
1. Собственные источники (собственный капитал);
2. Заемные источники (заемный капитал):
А) долгосрочные;
Б) краткосрочные.
В пассиве баланса также отражена группировка источников финансирования не только по принадлежности капитала, но и по времени использования:
1. Перманентный;
2. Переменный (краткосрочный).
Для оценки капитала применяют метод группировки, горизонтальный и вертикальный анализ, и при необходимости трендовый анализ.
Таблица 2.1. — Динамика и структура имущества ОАО «Центральный телеграф» за 2012 г.
Показатели | 31.12.2011г. | 31.12.2012г. | Изменения | Темп роста | ||||
Сумма, т.р. | Уд.вес, % | Сумма, т.р. | Уд.вес, % | Сумма, т.р. | Уд.вес, % | |||
I.Внеоборотные активы: | ||||||||
Нематериальные активы | 0,02 | 0,02 | — 260 | — 0,01 | 71,74 | |||
Основные средства | 81,10 | 79,07 | — 140 063 | — 2,03 | 96,12 | |||
Финансовые вложения | 1,03 | 1,04 | — 89 | 0,01 | 99,81 | |||
Отложенные налоговые активы | 0,15 | 0,16 | 0,01 | 103,84 | ||||
Прочие внеоборотные активы | 2,08 | 1,79 | — 13 846 | — 0,29 | 85,01 | |||
Итог по разделу I | 84,37 | 82,07 | — 154 003 | — 2,30 | 95,90 | |||
II.Оборотные активы | ||||||||
Запасы | 2,35 | 1,87 | — 22 621 | — 0,48 | 78,40 | |||
НДС по приобретенным ценностям | 0,16 | 0,13 | — 1518 | — 0,03 | 79,17 | |||
Дебиторская задолженность | 12,08 | 14,37 | 2,29 | 117,32 | ||||
Денежные средства и денежные эквиваленты | 0,62 | 1,09 | 0,47 | 173,64 | ||||
Прочие оборотные активы | 0,41 | 0,46 | 0,05 | 110,61 | ||||
Итог по разделу II | 15,63 | 17,93 | 2,30 | 113,11 | ||||
Баланс | — 62 863 | 0,00 | 98,59 | |||||
Внешние активы | 13,11 | 15,41 | 2,3 | 115,94 | ||||
Внутренние активы | 86,89 | 84,59 | — 155 841 | — 2,3 | 95,97 | |||
Проведя анализ динамики и структуры имущества ОАО «Центральный телеграф», мы видим, что темп изменения имущества снизился на 1,41%, следовательно, в организации наблюдается ухудшение финансового положения, т. е. рост цен в стране опережает скорость увеличения имущества.
Внеоборотные активы в 2012 году уменьшились на 4,1%, доля их также уменьшилась на 2,30%, это произошло за счет уменьшения нематериальных активов, основных средств, финансовых вложений и прочих внеоборотных активов. Оборотные активы, наоборот увеличились на 13,11%, их доля увеличилась на 2,30%, это произошло за счет увеличения дебиторской задолженности, денежных средств и денежных эквивалентов, а также прочих оборотных активов. Таким образом, в данной организации внеоборотных активов больше чем оборотых активов, что свидетельствует деятельности организации.
Внешние активы в 2012 году увеличились на 15,94%, а внутренние активы сократились на 4,03%. Доля внутренних активов занимает большую часть по сравнению с внешними, следовательно, руководитель данной организации может распоряжаться собственным имуществом.
Существенные изменения наблюдаются в таких показателях как: основные средства (уменьшение на 3,88%), дебиторская задолженность (увеличение на 17,32%). Для того чтобы увидеть за счет чего это произошло, необходимо посмотреть полный отчет организации.
Таблица 2.2. — Динамика и структура источников финансирования имущества ОАО «Центральный телеграф» за 2012 г.
Показатели | 31.12.2011г. | 31.12.2012г. | Изменения | Темп роста | ||||
Сумма, т.р. | Уд.вес, % | Сумма, т.р. | Уд.вес, % | Сумма, т.р. | Уд.вес, % | |||
III.Капитал и резервы | ||||||||
Уставный капитал | 4,98 | 5,05 | 0,07 | |||||
Переоценка внеоборотных активов | 1,74 | 1,71 | — 2330 | — 0,03 | 96,99 | |||
Добавочный капитал | 0,02 | 0,02 | 0,00 | |||||
Резервный капитал | 0,29 | 0,29 | 0,00 | |||||
Нераспределенная прибыль | 26,01 | 27,01 | 1,00 | 102,36 | ||||
Итого по разделу III | 33,04 | 34,08 | 1,04 | 101,70 | ||||
IV.Долгосрочные обязательства | ||||||||
Заемные средства | 24,27 | 27,35 | 3,08 | 111,11 | ||||
Отложенные налоговые обязательства | 3,32 | 3,62 | 0,30 | 107,42 | ||||
Итог по разделу IV | 27,59 | 30,97 | 3,38 | 110,67 | ||||
V.Краткосрочные обязательства | ||||||||
Заемные средства | 21,27 | 16,91 | — 204 387 | — 4,35 | 78,41 | |||
Кредиторская задолженность | 17,04 | 17,11 | — 7613 | 0,07 | 99,00 | |||
Доходы будущих периодов | 0,30 | 0,19 | — 5349 | — 0,12 | 60,36 | |||
Оценочные обязательства | 0,77 | 0,75 | — 1458 | — 0,02 | 95,74 | |||
Итог по разделу V | 39,38 | 34,95 | — 218 807 | — 4,42 | 87,51 | |||
Баланс | — 62 863 | 0,00 | 98,59 | |||||
Переменный капитал | ||||||||
Перманентный капитал | 60,93 | 65,23 | 4,3 | 105,55 | ||||
Проведя анализ динамики и структуры источников финансирования имущества за 2012 год, мы видим, что в ОАО «Центральный телеграф» большую долю в капитале занимают привлеченные средства, это говорит о том, что организация приобретает имущество за счет заемных средств. Заемный капитал представлен долгосрочными заемными средствами и кредиторской задолженностью. Кредиторская задолженность у данной организации уменьшается в 2012 году — это хорошо.
Также у данной организации имеется нераспределенная прибыль, она имеет значительную долю и ее изменения в 2012 году происходят в лучшую сторону — это можно отметить как положительный момент.
Значительные изменения наблюдаются в таких показателях как: долгосрочные заемные средства (увеличились на 11,11%), доходы будущих периодов (уменьшились на 39,64%).
2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности ОАО «Центральный телеграф»
Внешним проявлением финансовой устойчивости выступает платежеспособность. Платежеспособность — это способность организации своевременно и полностью выполнять свои платежные обязательства перед внутренними и внешними партнерами, а также перед государством.
Организация считается платежеспособной, если имеющиеся у нее денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и активные расчеты (с дебиторами) покрывают ее краткосрочные обязательства.
Различают текущую платежеспособность, которая сложилась на текущий момент времени, и перспективную платежеспособность, которая ожидается в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Текущая платежеспособность означает наличие в достаточном объеме денежных средств и их эквивалентов для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Основными индикаторами являются наличие достаточной суммы денежных средств и отсутствие у организации просроченных долговых обязательств.
Перспективная платежеспособность обеспечивается согласованностью обязательств и платежных средств в течение прогнозного периода, которая в свою очередь, зависит от состава, объемов и степени ликвидности текущих активов, а также от объемов, состава и скорости созревания текущих обязательств к погашению.
Платежеспособность в самом общем виде характеризуется степенью ликвидности активов организации. Понятия «платежеспособность» и «ликвидность» очень близки. Говоря о ликвидности компании, имеют в виду наличие у нее оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств.
В экономической литературе принято различать ликвидность активов, ликвидность баланса и ликвидность организации.
Ликвидность активов — это способность активов трансформироваться в денежные средства без потери балансовой стоимости, а степень ликвидности определяется промежутком времени, необходимым для их превращения в денежную форму.
Ликвидность баланса — возможность организации обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, т. е. это степень покрытия долговых обязательств организаций ее активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств.
Ликвидность организации — более общее понятие, чем ликвидность баланса. Оценивая ликвидность организации, надо учитывать ее финансовую гибкость, т. е способность занимать средства из разных источников, увеличивать акционерный капитал, продавать активы, быстро реагировать на конъюнктуру рынка и т. д.
Управление ликвидностью сводится к поддержанию оптимального уровня и структуры оборотных активов, с одной стороны, и соизмеримого уровня текущих обязательств, с другой.
В ходе анализа ликвидности дается оценка достаточности средств для покрытия обязательств, сроки которых истекают в соответствующие периоды. Ликвидность и платежеспособность могут оцениваться с помощью следующих показателей:
Коэффициент общей ликвидности. Показывает предположительную ликвидность организации в краткосрочной и среднесрочной и долгосрочной перспективе. Рекомендуемое значение больше 1.
Коэффициент текущей ликвидности. Дает общую оценку ликвидности организации. Показывает сколько рублей оборотных средств приходится на один рубль текущей краткосрочной задолженности. Рекомендуемое значение больше 1.
Коэффициент критической (быстрой) ликвидности. При расчете не учитывается наименее ликвидная их часть — производственные запасы. Рекомендуемое значение 0,7−1.
Коэффициент абсолютной ликвидности. Показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств. Рекомендуемое значение для этого коэффициента от 0,05 до 0,1.
Коэффициент ликвидности при мобилизации средств. Показывает какую часть краткосрочной задолженности организации может покрыть за счет средств, закрепленных в запасах. Рекомендуемое значение от 0,5−0,7.
Таблица 2.3. — Оценка ликвидности баланса ОАО «Центральный телеграф» за 2012 г.
Группа | Сумма, т.р. | Группа | Сумма, т.р. | Излишек или недостаток | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |||
А1 | П1 | — 684 833 | — 657 051 | |||||
А2 | П2 | — 4 248 865 | — 123 999 | |||||
А3 | П3 | — 1 115 737 | — 1 270 846 | |||||
А4 | П4 | — 2 271 269 | — 2 097 641 | |||||
Баланс | Баланс | |||||||
Баланс организации считается абсолютно ликвидным, а организация платежеспособной, если одновременно выполняются 4 неравенства:
А1> П1, А2 > П2, А3 > П3, А4 < П4
В ОАО «Центральный телеграф», как в 2011 году, так и в 2012 году не выполняются данные условия, следовательно, организация не может вовремя рассчитываться по своим обязательствам.
Таким образом, баланс ОАО «Центральный телеграф» считается не ликвидным, а организация неплатежеспособной.
Таблица 2.4. — Оценка ликвидности ОАО «Центральный телеграф» за 2012 г.
Показатели | Нормативное значение | 2011год | 2012год | Изменения | |
Текущая ликвидность | >0 | — 1 109 698 | — 781 050 | ||
Перспективная ликвидность | >0 | — 1 115 737 | — 1 270 846 | — 155 109 | |
Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,05−1 | 0,02 | 0,03 | 0,01 | |
Коэффициент критической ликвидности | 0,7−1 | 0,30 | 0,50 | 0,20 | |
Коэффициент текущей ликвидности | >1 | 0,40 | 0,52 | 0,12 | |
Коэффициент общей ликвидности | >1 | 0,24 | 0,29 | 0,05 | |
Коэффициент ликвидности при мобилизации средств | 0,5−0,7 | 0,10 | 0,10 | 0,00 | |
Коэффициент платежеспособности | >1 | — 1,01 | — 1,01 | 0,00 | |
Рабочий капитал | >0 | — 1 043 524 | — 738 926 | ||
Коэффициент обеспеченности собственными источниками | >0,1 | — 1,50 | — 0,94 | 0,56 | |
Общая степень платежеспособности | <3 мес. | 9,81 | 9,04 | — 0,77 | |
Коэффициент задолженности | <3 | 7,19 | 6,58 | — 0,61 | |
Степень платежеспособности по текущим обязательствам | <3 | 5,75 | 4,78 | — 0,97 | |
Проведя анализ ликвидности ОАО «Центральный телеграф», можно сказать, что организация неплатежеспособна (1категория), так как все показатели не соответствуют рекомендуемым значениям. Следовательно, организация не может рассчитываться по своим обязательствам в срок, более того у организации нет оборотых средств свободных от обязательств. Организация получит доход, достаточный для расчета по своим обязательствам за 9 месяцев (долго), это видно из показателя общей платежеспособности, а рассчитаться перед банками за 7 месяцев (долго), это видно из коэффициента задолженности по кредитам. Степень платежеспособности по текущим обязательствам также превышает 3 месяцев.
Таким образом, риск утраты ликвидности в данной организации повышенный, а степень ликвидности — низкая. Организации необходимо составить платежный календарь, пролонгировать краткосрочную задолженность, модернизировать оборудование, а также провести факторный анализ для оценки степени влияния абсолютноликвидных, быстро и медленно реализуемых активов.
2.3 Оценка финансовой устойчивости ОАО «Центральный телеграф»
Финансовое состояние предприятия зависит от множества факторов. Результат их воздействия — изменение параметров его функционирования. Одним из подобных параметров выступает финансовая устойчивость — такое предприятие, которое позволяет ему эффективно функционировать и развиваться в рамках поставленных целей и задач. Финансовая устойчивость может быть измерена. Необходимость ее измерения связана с задачами, которые позволяет решить ее оценка. Финансовая устойчивость определяется как абсолютным, так и относительными показателями.
К абсолютным показателям финансовой устойчивости относят обеспеченность запасов и затрат источниками формирования. Для определения этого коэффициента вычисляются следующие показатели:
— общая величина запасов и затрат, рассчитываемая как сумма запасов предприятия с учетом НДС;
— собственные оборотные средства, которые рассчитываются как разность общей суммы средств предприятия и суммы внеоборотных активов;
— собственные и долгосрочные источники формирования запасов и затрат (рассчитываются как суммы собственных оборотных средств предприятия и его долгосрочных обязательств);
— общая величина основных источников формирования запасов и затрат (рассчитывается как сумма собственных и долгосрочных источников формирования запасов и затрат и краткосрочных займов). Чтобы определить финансовую устойчивость предприятия на основе данных показателей, рассчитываются:
— излишек или недостаток собственных оборотных средств как разница величины собственных оборотных средств и запасов;
— излишек или недостаток долгосрочных источников финансирования запасов и затрат как разница величины основных источников формирования запасов и величины запасов;
— излишек или недостаток общей величины основных источников формирования запасов.
С помощью абсолютных показателей определяется тип устойчивости финансового состояния:
— абсолютная устойчивость (излишек собственных оборотных средств или равенство величин последних запасов);
— нормальная устойчивость (недостаток собственных оборотных средств, излишек долгосрочных источников формирования запасов или равенство величин долгосрочных источников и запасов);
— неустойчивое финансовое состояние (недостаток собственных оборотных средств, недостаток долгосрочных источников формирования запасов, излишек общей величины основных источников формирования запасов или равенство величин основных источников и запасов);
— кризисное финансовое состояние (недостаток собственных оборотных средств, долгосрочных источников формирования запасов, общей величины основных источников формирования запасов).
Для оценки финансовой устойчивости предприятия используется также ряд относительных показателей:
Коэффициент маневренности собственного капитала. Характеризует какая доля источников собственных средств находится в мобильной форме и равен отношению разности между суммой всех источников собственных средств и стоимостью внеоборотных активов к сумме всех источников собственных средств и долгосрочных кредитов и займов. Рекомендуемое значение 0,2- 0,5.
Коэффициент автономии (финансовой независимости). Характеризует возможность организации обеспечивать внешние обязательства за счет использования собственных средств. Чем больше значение коэффициента, тем лучшим будет считаться финансовое состояние Коэффициент плечо финансового рычага. Показывает сколько заемных средств было привлечено на каждый рубль собственного капитала, характеризует зависимость от заемного капитала. Рекомендуемое значение? 1.
Коэффициент финансовой устойчивости. Показывает какая часть источников финансирования сформулирована на постоянной основе, чем выше значение, тем лучше устойчивость. Рекомендуемое значение? 0,7.
Коэффициент долгосрочного привлечения капитала. Показывает какая часть устойчивых источников финансирования сформулирована на временной основе.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами. Показывает какую часть оборотных активов финансируется собственными источникам. Рекомендуемое значение? 0,1.
Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами. Показывает какая часть запасов финансируется и обеспечивается собственными источниками. Рекомендуемое значение > 0,7.
Коэффициент риска. Показывает способность организации покрывать заемные средства собственным капиталом если значение соответствует рекомендуемому, то риск потери низкий. Рекомендуемое значение? 1
Коэффициент прогноза банкротства. Показывает долю чистых оборотных активов в стоимости всех средств организация. При снижении показателя, организация испытывает финансовые затруднения Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных активов. Показывает сколько внеоборотных активов приходится на каждый рубль оборотных активов.
Коэффициент омертвления. Рекомендуемое значение <0,7.
Таблица 2.5. — Оценка типа финансовой устойчивости ОАО «Центральный телеграф» за 2012 г.
Показатели | Начало года | Конец года | Изменения | |
Наличие собственных оборотных средств (СОС) | — 2 271 269 | — 2 097 641 | ||
Наличие собственных и долгосрочных заемных средств | — 1 043 524 | — 738 926 | ||
Наличие общих источников финансирования | — 2962 | |||
Запасы и затраты | — 24 139 | |||
Излишек или недостаток СОС | — 2 383 277 | — 2 185 510 | ||
Излишек или недостаток собственных и долгосрочных источников финансирования | — 1 155 532 | — 826 795 | ||
Излишек или недостаток общей величины источников | ||||
Тип финансовой устойчивости | Неустойчивое финансовое состояние | |||
Проведя оценку типа финансовой устойчивости, можно сказать, что финансовое состояние ОАО «Центральный телеграф» и в 2011 году и в 2012 году неустойчивое (Sc?0, St?0, So?0).
Таблица 2.6. — Оценка финансовой устойчивости ОАО «Центральный телеграф» за 2012 г.
Показатель | Рекомендуемое значение | Начало года | Конец года | Изменения | |
Коэффициент финансовой независимости (автономности) | ?0,5 | 0,33 | 0,34 | +0,01 | |
Коэффициент финансовой устойчивости | ?0,7 | 0,61 | 0,65 | 0,04 | |
Коэффициент долгосрочного привлечения капитала | ; | 0,45 | 0,48 | 0,03 | |
Коэффициент финансового рычага | ?1 | 2,02 | 1,93 | — 0,09 | |
Коэффициент финансирования (риска) | ?1 | 0,50 | 0,52 | 0,02 | |
Коэффициент маневренности | 0,2−0,5 | — 1,53 | — 1,40 | 0,13 | |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами | ?0,1 | — 3,27 | — 2,67 | 0,6 | |
Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами | ?0,7 | ||||
Индекс постоянного актива | <1 | 0,99 | 1,0 | 0,01 | |
Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных средств | ; | 0,19 | 0,22 | 0,03 | |
Коэффициент омертвления (закрепления средств в запасах и дебиторской задолженности) | <0,7 | 0,92 | 0,91 | — 0,01 | |
Коэффициент прогноза банкротства | ; | — 0,24 | — 0,17 | 0,07 | |
Оценив финансовую устойчивость ОАО «Центральный телеграф» за 2012 год, можно сказать, что организация не является устойчивой, так как все показатели не соответствуют рекомендуемым значениям. При этом значительных изменений для достижения рекомендуемых значений не наблюдается. Организации необходимо пролонгировать кредиты, реализовать непрофильное имущество, а также можно получить государственную помощь.
2.4 Оценка финансовых результатов и эффективности деятельности ОАО «Центральный телеграф»
Прибыль — экономическая категория, демонстрирующая чистый доход организация, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющийся основным источником самофинансирования и дальнейшего развития.
Валовая прибыль — ??? разность между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (выручкой от реализации без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и косвенных налогов и сборов) и себестоимостью проданных товаров, работ и услуг. [6]
Прибыль (убыток) от продаж — ??? валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов, т. е. ??? финансовый результат от основной деятельности организация.
Прибыль (убыток) до налогообложения — прибыль от продаж, увеличенная на суммы прочих доходов за вычетом соответствующих расходов.
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода — конечный финансовый результат организации, выявленный за отчетный период, за вычетом причитающихся за счет бухгалтерской прибыли. Это та часть прибыли, предназначенная исключительно для использования на цели, определяемые самой организацией.
Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организация в целом, доходность различных видов деятельности. Все показатели рентабельности классифицируются по трем направлениям:
1. Показатели эффективности деятельности:
Рентабельность продаж. Показывает сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции.
Рентабельность затрат. Показывает сколько организация имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.
Рентабельность основной деятельности. Показывает какую прибыль приносит организация основная деятельность.
2. Оценка рентабельности имущества:
Рентабельность активов. Отражает эффективность использования активов компании для генерации выручки.
Рентабельность производственных фондов. Показывает сколько продукции производит предприятие на каждую вложенную единицу стоимости основных фондов. Чем выше фондоотдача основных фондов, тем ниже затраты на 1 рубль продукции. Показатель фондоотдачи зависит от отрасли, структуры и особенностей производства.
Рентабельность основных средств. Отражает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов.
3.Показатели эффективности использования капитала Рентабельность собственного капитала организация. Показывает какую прибыль получает организация от средств инвестируемых собственниками или вложенных в деятельности самой организации.
Рентабельность полученных кредитов. Показывает степень эффективности использования средств используемых в кредит.
Рентабельность заемного капитала. Характеризует эффективность использования организацией ее заемного капитала.
Деловая активность, в широком смысле, означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала.
Таблица 2.7. — Оценка выполнения золотого правила экономики ОАО «Центральный телеграф» за 2012 г.
Показатели | Отчетный год | |
Темп роста прибыли | 90,93 | |
Темп роста выручки | 105,52 | |
Темп роста активов | 98,59 | |
" Золотое" правило экономики | ТpТа<100% | |
Оценив выполнение золотого правила экономики, можно сказать, что в ОАО «Центральный телеграф» не происходит развития (Та<100%), происходит повышение эффективности использования имущества (Tn>Та), не происходит снижение затрат (Тp
Таблица 2.8. — Оценка деловой активности ОАО «Центральный телеграф» за 2012 г.
Показатели | Прошлый год | Отчетный год | Изменения | |
Коэффициент оборачиваемости активов (капитала), оборотов | 0,82 | 0,87 | 0,05 | |
Коэффициент оборачиваемости мобильных средств (оборотных активов), оборотов | 3,04 | 5,17 | 2,13 | |
Коэффициент оборачиваемости материальных средств (запасов), оборотов | 42,16 | 41,00 | — 1,16 | |
Срок оборачиваемости запасов, дни | 8,66 | 8,90 | 0,24 | |
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, оборотов | 4,06 | 6, 56 | 2,5 | |
Средний срок погашения дебиторской задолженности, дни | 89,90 | 55,64 | — 34,26 | |
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, оборотов | 5,13 | 5,08 | — 0,05 | |
Средний срок погашения кредиторской задолженности, дни | 71,15 | 71,85 | 0,7 | |
Фондоотдача руб./руб. | 1,17 | 1,08 | — 0,09 | |
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала, оборотов | 2,44 | 2,56 | 0,12 | |
Деловая активность ОАО «Центральный телеграф» не на высоком уровне, это видно из коэффициента оборачиваемости капитала, который составил 0,87, следовательно, за год не совершается один оборот. Средства, вложенные в запасы совершили 41 оборот. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности составил 6,56, что означает, что организация получает средства на расчетный счет от дебиторов почти 7 раз в год.
Таблица 2.9. — Оценка финансовых результатов деятельности ОАО «Центральный телеграф» за 2012 г.
Показатели | Прошлый год | Отчетный год | Изменения | Темп роста | ||||
Тыс. руб. | Уд.вес, % | Тыс. руб. | Уд.вес, % | Тыс. руб. | Уд.вес, % | |||
Выручка | ; | 105,52 | ||||||
Себестоимость продаж | 91,72 | 90,20 | — 1,52 | 103,77 | ||||
Валовая прибыль (убыток) | 8,28 | 9,80 | 1,52 | 124,90 | ||||
Прибыль (убыток) от продаж | 8,28 | 9,80 | 1,52 | 124,90 | ||||
Доходы от участия в других организациях | ; | ; | 0,00 | 0,00 | ; | |||
Проценты к получению | 0,31 | 0,05 | — 9133 | — 0,25 | 17,89 | |||
Проценты к уплате | 3,46 | 3,00 | — 10 794 | — 0,46 | 91,40 | |||
Прочие доходы | 25,05 | 14,61 | — 349 551 | — 10,44 | 61,55 | |||
Прочие расходы | 27,82 | 19,41 | — 266 387 | — 8,41 | 73,61 | |||
Прибыль (убыток) до налогообложения | 2,36 | 2,06 | — 6658 | — 0,30 | 92,23 | |||
Текущий налог на прибыль | 0,54 | 0,41 | — 4029 | — 0,13 | 79,49 | |||
Чистая прибыль (убыток) | 1,60 | 1,38 | — 5252 | — 0,22 | 90,93 | |||
Деятельность ОАО «Центральный телеграф» приносит положительный результат, прибыль от продаж в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 24,90%. Валовая прибыль так же увеличилась на 24,90%. Прибыль до налогообложения уменьшилась на 7,77%. Чистая прибыль организации уменьшилась в 2012 году на 9,07%.
Нераспределенная прибыль возросла на 2,36%, это значит организация сможет направить прибыль на собственное развитие.
Таблица 2.10. — Оценка рентабельности деятельности ОАО «Центральный телеграф» за 2012 г., %
Показатели | Прошлый год | Отчетный год | Изменения | |
Рентабельность продаж | 8,28 | 9,80 | 1,52 | |
Рентабельность затрат | 9,03 | 10,87 | 1,84 | |
Рентабельность основной деятельности | 9,03 | 10,87 | 1,84 | |
Рентабельность активов (экономическая рентабельность) | 1,93 | 1,79 | — 0,14 | |
Рентабельность производственных фондов | 2,00 | 1,85 | — 0,15 | |
Рентабельность собственного капитала (финансовая рентабельность) | 3,89 | 3,53 | — 0,36 | |
Рентабельность заемного капитала | 1,96 | 1,80 | — 0,16 | |
Рентабельность полученных кредитов | 2,81 | 2,65 | — 0,16 | |
ОАО «Центральный телеграф» ведет свою деятельность нерентабельно. Так как рентабельность продаж в 2012 году составляет 9,80%, значит каждый рубль приносит 10 копеек прибыли, каждый рубль затраченный на производство нефти приносит примерно 11 копеек, так же 11 копеек приносит каждый рубль потраченный на основную деятельность. За год организация от того, что сформировано имущество получило только 2 копейки, и только 2 копейки приносят организации средства, инвестированные в производственные фонды. От средств, инвестированных собственниками или вложенных в деятельность самой организации организация получит только 4 копейки. Также мы видим, что степень эффективности использования средств, используемых в кредит составляет 3 копейки.
Таблица 2.11. — Факторный анализ изменения рентабельности собственного капитала ОАО «Центральный телеграф» за 2012 г.
Показатели | Условное обозначение | Прошлый год | Отчетный год | Подстановка | |||
Рентабельность продаж | R (n)=P/N | 0,016 | 0,014 | 0,014 | 0,014 | 0,014 | |
Коэффициент оборачиваемости Активов | К об.а.=N/A | 0,815 | 0,873 | 0,815 | 0,873 | 0,873 | |
Коэффициент финансовой зависимости | К ф.з.=A/CК | 2,999 | 2,918 | 2,999 | 2,999 | 2,918 | |
Рентабельность собственного капитала | R (ck)=R (n)*Коб.а.*Кф.з. | 0,039 | 0,036 | 0,034 | 0,037 | 0,036 | |
R (ck)=R (n)*Коб.а.*Кф.з.
Оценим изменение рентабельности продаж с применением способа цепных подстановок:
В отчетном году рентабельность собственного капитала уменьшилась на 0,003
R1-R0 = 0,036−0,039 = -0,003
В том числе за счет влияния факторов:
1) Снижение рентабельности продаж привело к снижению рентабельности собственного капитала на 0,005
R1 -R0 = 0,034−0,039 = -0,005
2) Снижение рентабельности собственного капитала за счет ускорения оборачиваемости на 0,003
R2-R1 = 0,037−0,034 = 0,003
3) Снижение коэффициента финансовой зависимости привело к снижению рентабельность собственного капитала на 0,001
R3-R2 =0,036−0,037 = -0,001
Совокупное влияние факторов: -0,005+0,003−0,001=-0,003
Результаты факторного анализа выявили отрицательное влияния двух факторов: снижение рентабельности продаж и коэффициента финансовой зависимости.
3. Оценка вероятности банкротства Банкротство — это признанное арбитражным судом или объявленная организацией неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнять обязанности по уплате обязательных платежей.
Под термином «банкротство» понимается процедура, применяемая по отношению к должнику, направленная на оценку его финансового состояния, выработку мер по улучшению финансового состояния должника, а в случае, если применение таких мер будет признано нецелесообразным или невозможным, — на наиболее равное и справедливое удовлетворение интересов кредиторов несостоятельного должника. Банкротство, инициированное самим должником, часто именуется как самобанкротство, или плановое банкротство.
В Российской Федерации решение о признании должника банкротом уполномочен принимать арбитражный суд. В российской правовой науке институт несостоятельности (банкротства) относят к отрасли предпринимательского права.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ в Российской Федерации признак банкротства — юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
В Законе N 127-ФЗ появилось много новых процессуальных сроков, которые существенно ограничивают время выполнения отдельных процессуальных действий [17]:
1. срок обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом — по истечение 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику (пункт 2 статьи 7 Закона N 127-ФЗ);
2. срок направления в арбитражный суд протокола собрания кредиторов — 5 дней с даты проведения собрания кредиторов (пункт 7 статьи 12 Закона N 127-ФЗ);
3. срок представления арбитражным управляющим в арбитражный суд информации о реестродержателе — 5 дней с даты заключения договора с реестродержателем (пункт 3 статьи 16 Закона N 127-ФЗ);
4. срок страхования ответственности арбитражного управляющего — 10 дней с даты его утверждения арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего (пункт 8 статьи 20 Закона N 127-ФЗ);
5. иные сроки, предусмотренные действующим законодательством.
Виды банкротства [6]:
Реальное банкротство — неспособность организации восстановить свою платежеспособность при проведении мероприятий по ее восстановлению.
Условное банкротство — такое состояние, которое было вызвано существенной просрочкой кредиторской задолженности, однако, величина активов достаточна для ее погашения.
Преднамеренное — это намеренное создание неплатежеспособной ситуации в организации.
Фиктивное — (иначе ложное) осознанное введение в заблуждение кредиторов для получения отсрочки платежей по обязательствам, либо для получения скидок.
Последствия банкротства [6]:
1. Безработица;
2. Рост задолженности по заработной плате;
3. Потеря кредиторами части капитала;
4. Снижение потребительского рынка;
5. Рост криминала и др.
Положительные стороны банкротства:
1. Возможность начала нового бизнеса, за счет более эффективного использования средств;
2. Устранение с рынка ненадежных контрактов и др.
Заключение
В данной работе я рассмотрела такой важный элемент производства как затраты предприятия. Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своего коллектива и др. Предприятие в целом должно работать рентабельно, а это зависит от уровня затрат. Совокупность затрат показывает, во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции.
Также был проведен анализ ОАО «Центральный телеграф» за 2012 год, из которого видно, что данная организация не ликвидна; деловая активность данной организации не на высоком уровне; деятельность АО не рентабельна.
Для улучшения финансовой деятельности организации предлагаются следующие стабилизирующие меры: необходимо составить платежный баланс, пролонгировать краткосрочные заемные средства, можно дополнительно выпустить акции, воспользоваться государственной помощью.
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 28.06.2013) «О несостоятельности (банкротства).
2.Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 5-е изд., перераб. и доп./Под ред. Савицкой Г. В., — Мн.: ИП «Экоперспектива», 2009 г. -536 с.
3.Гомонко Э. А. Управление затратами на предприятии: Учебник. Э. А. Гомонко, Т. Ф. Тарасова. — М.: КНОРУС, 2009. -320 с.
4.Диагностика финансово-экономического состояния организации: Учебное пособие / Е. В. Бережная и др. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 304 с.
5.Казакова Н. А. Управленческий анализ: комплексный анализ и диагностика предпринимательской деятельности: Учебник. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 261 с.
6.Лекции по экономическому анализу. Брежнева Ю. П. 2014.
7.Трубочкина М. И. Управление затратами предприятия: Учеб.пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2013.-319 с.
8.Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. пособие для вузов.- 2-е изд., перераб. и доп. -М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 639 с.
9.Шеремет А. Д., Негашев Е. В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 208 с.
10.Экономический анализ. Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник для вузов/ Под ред. Н. В. Войтоловского и др. — 4 — е изд. — М.: Юрайт, 2013. — 548 с.
11.Экономический анализ: Учебник для вузов / Гиляровской Л.Т.- 2-е изд. М.: Юнити-Дана, 2014 г. — 616 с.
12.Экономический анализ: учебник для вузов/ Под ред. И. В. Косоруковой. — М.: МФПА, 2012. — 432 с.
13.Экономический анализ: учебное пособие / Когденко В. Г. — 2-е изд. М.: ЮНИТИДАНА, 2012;392 с.
14.Экономический анализ: учебник для студентов обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Финансы и кредит» / Любушин Н.П.- 3 -е изд. — М.: ЮНИТИДАНА, 2010;575 с.
15. Эрхардт М. Бригхэм Ю., Анализ финансовой отчётности.-10-е изд. — СПб.: Питер, 20 011. — С. 131. — 960 с
16.Анализ показателей рентабельности. Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/rentabelnost-predpriyatiya.html
17. Федеральный закон Российской Федерации от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Режим доступа: http://www.rg.ru/2002/11/02/bankrotstvo-dok.html