Градостроительный анализ г. Алма-Ата
В 1909 г. в сборнике «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» (под. ред. В.П.Семенова-Тянь-Шанского. Спб., 1913 г.) было дано такое описание Верного: «В Верном сосредоточены все областные учреждения Семиречья во главе с военным губернатором, и имеет местопребывание епископа туркестанского и ташкентского. Население города достигает 37 000 (26 000 — русские, остальные таранчи… Читать ещё >
Градостроительный анализ г. Алма-Ата (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ»
(ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ) Кафедра «Градостроительства»
Реферат по предмету Теория градостроительства и основы районной планировки Тема
«Градостроительный анализ г. Алма-Ата»
Выполнила: студентка IVкурса 7 группы Сорокина К. А Проверил: преподаватель кафедры
«Градостроительства»
Благовидова Н. А г. Москва 2014 г.
Введение
Алма-Ата, называющийся до 1921 года — Верный — крупнейший город Казахстана, известный как «Южная Столица». Алма-Ата была крупнейшим городом Казахской ССР, затем стала крупнейшим городом Республики Казахстан. Несмотря на утрату статуса политико-административной столицы, она является культурным и финансово-экономическим центром республики и остаётся единственным городом-миллионером страны. Город расположен у подножия гор Заилийского Алатау на крайнем юго-востоке республики и имеет своеобразный, довольно мягкий климат.
Алма-Ата характеризуется довольно сложной экологической ситуацией из-за своего расположения в предгорной котловине. Как и имеющие подобные характеристики рельефа Афины и Лос-Анджелес, Алма-Ата страдает из-за сильной загазованности воздуха, дефицита строительных площадок в городской черте, стремлением населения жить ближе к центру города, а не на его окраинах, некоторой перенаселённости, массовой миграции сельского населения в город и др. Город изначально был рассчитан проектировщиками на 400 тыс. жителей, однако в настоящий момент только официально зарегистрированное население города составляет 1,26 миллиона, а включая временных и незарегистрированных мигрантов из области и других регионов Казахстана, составляет 1,5 миллиона.
Задача этой работы — исследовать развитие планировочной структуры города, проследить его развитие в исторической ретроспективе, оценить современное состояние города и перспективы его будущего развития.
1. Историческая ретроспектива развития города В 10−9 веках до н. э. в эпоху бронзы на территории современного города появились первые поселения ранних земледельцев и скотоводов. Об этом свидетельствуют следы древних поселений Теренкара и Бутакты, располагающиеся на территории города. Найдены керамика, каменные орудия, изделия из кости и металла.
7 в. до н. э. — рубеж н.э. В эпоху саков район Алматы стал местом обитания сакских и позднее усуньских племен. От этого времени остались многочисленные курганные могильники и поселения; среди них выделяются огромные курганы знати «сакских царей». Наиболее известными находками являются «Золотой человек» из Иссыкского кургана, Жалаулинский клад, Каргалинская диадема, семиреченская «художественная бронза" — светильники, жертвенники, котлы. В эпоху саков и усуней территория Алма-Аты становится центром раннегосударственного образования на территории Казахстана.
8−10 вв. н.э. Следующий этап жизни на территории Алма-Аты связан с эпохой средних веков, временем развития городской культуры, переходом к оседлости, развитием земледелия и ремесла, появлением на территории Семиречья многочисленных городских поселений, раскопки которых выявили многочисленные находки керамики, изделий из металла и кости.
В 10−14 вв. города, находящиеся на территории «Большого Алматы», втягиваются в орбиту торговых связей, функционировавших на трассе Великого Шелкового пути. Алма-Ата становится одним из торговых, ремесленных и сельскохозяйственных центров на Великом Шелковом пути, имеющих монетный двор. Об этом свидетельствует находка на территории нынешнего погранучилища, датируемых 13 веком двух серебряных дирхемов, где впервые упоминается название города Алмату.
15 в. — 18 В. В связи с угасанием Великого Шелкового пути на данной территории происходит деградация городской жизни. Тем не менее, этот период был насыщен важными политическими событиями, оказавшими большое влияние на историю района Алматы и Казахстана в целом. Здесь проходят важные этнополитические процессы, формирование самобытной культуры Жетысу. Именно здесь, в местах, тяготеющих к району Алматы, проходило образование казахского государства и формирование казахской народности.
На этой территории развернулись трагические события, связанные с джунгарским нашествием и героической борьбой казахского народа за свою независимость. В 1730 году в 70 км к северо-западу от Алма-Аты в Аныракайских горах казахские войны одержали историческую победу, явившуюся переломным моментом в Отечественной войне казахского народа против джунгар.
4 февраля 1854 года. Новая история города связана с основанием в предгорьях Заилийского Алатау, в междуречье двух Алматинок военного укрепления Российской империи «Верный».
К осени 1854 года военное укрепление Верного в основном было готово и представляло собой в плане неправильный, обнесенный частоколом пятиугольник, одна сторона которого располагалась вдоль Малой Алматинки. Впоследствии деревянный частокол был заменен стеной из сырцового кирпича с бойницами. Основные строения возводились вокруг большого плаца для военных смотров и учений.
1 июля 1855 года в Верный прибыла первая партия переселенцев-казаков. В 1856 году начинают прибывать русские крестьяне-переселенцы, они положили основание Большой Алматинской станице, выросшей рядом с крепостью. По мере пребывания переселенцев вскоре по соседству возникли Малая Алматинская станица и Татарская (Ташкентская) слобода, в которой селились татарские купцы и ремесленники. В мае 1859 года поселение уже насчитывало 5 тыс. жителей. Строительными работами руководил инженер Л. Александровский, начальником строительства был военный инженер Ц. Гумницкий.
11 апреля 1867 года военное укрепление Верное было преобразовано в город с переименованием его в Алматинск, однако название не закрепилось и в этом же году по докладу правительственной «Степной комиссии» город был назван Верным. Преобразование Верного из военного укрепления в город связано с реформой 1867−1868 гг. Верный становится центром Верненского уезда и Семиреченской области. Первым губернатором Семиреченской области назначен Г. А. Колпаковский.
Автором первого плана города является Н.Криштановский. По его плану город имел размеры: к югу вдоль реки Алматинки 2 км, к западу 3 км. Предусмотрены сенной, конный и зеленый базары, четыре площади под парки. Территория, отведенная под новый город, была разбита на кварталы, а кварталы на участки. Установлено три категории домов города. Дома I и II категорий должны быть двухэтажными, в крайнем случае, одноэтажные на высоком полуподвале, ими застроен город, домами III категории — окраины. Земельные участки под застройку продавались.
Композиционным узлом города была выбрана Гостинодворская площадь (ныне торговый центр «Алматы»). Основные административные и общественные здания располагались в кварталах, примыкающих к городскому парку (ныне Парк им. 28-ми панфиловцев).
Первым городским архитектором был Г. Н. Серебряников (1839−1883 гг.).
28 мая 1887 г. в Верном произошло разрушительное землетрясение. В 4 часа утра толчки, продолжавшиеся 11−12 минут, разрушили почти весь город. Особенно пострадали большие кирпичные дома.
1 июня 1887 г. военный губернатор Семиреченской области издал приказ: «Вследствие выяснившейся ненадежности в случаях сотрясения почвы кирпичных построек впредь предлагается возводить лишь деревянные дома» («Семиреченские Ведомости», № 91, 1 июня 1887 г.).
Для изучения последствий землетрясения и выработки отдельных мероприятий в случае его повторения в Семиречье работала комиссия во главе с профессором И. В. Мушкетовым.
Землетрясение и его последствия изменили вид города к худшему. Впоследствии в основном, строились одноэтажные дома из дерева или самана. Большой вклад в восстановление города и изменения его облика в лучшую сторону внес А. П. Зенков — военный инженер, архитектор, первый в Семиречье разработавший и воплотивший принципы сейсмического строительства (Кафедральный собор).
Землетрясение 1910 г. подтвердило правильность его разработок. Большим достижением в этот период явилось озеленение города. В этом была заслуга администрации города и лично братьев Эдуарда и Отто Баумов. Старший брат О. Баум — ученый лесовод с 1883 г. — заведующий Казенным садом (парк Горького), в 1880 г. заложил рощу, носящую его имя.
В 1909 г. в сборнике «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» (под. ред. В.П.Семенова-Тянь-Шанского. Спб., 1913 г.) было дано такое описание Верного: «В Верном сосредоточены все областные учреждения Семиречья во главе с военным губернатором, и имеет местопребывание епископа туркестанского и ташкентского. Население города достигает 37 000 (26 000 — русские, остальные таранчи, дунгане, сарты, татары, киргизы); в нем имеется 2 100 домов, 9 церквей, 4 мечети, 18 учебных заведений, небольшой областной музей, 66 фабрик и заводов с 313 рабочими. Городские доходы составляют — 119.515 руб., расходы 119.113 р. (т.19, стр. 770).
Вторым и последним в предреволюционные годы главным архитектором города был француз Поль Гурдэ (1846−1914), ставший автором первого герба города.
Революция 1917 г. не изменила облика города. На старых зданиях появились новые вывески и лозунги.
В марте 1917 г. смещены со своих постов военный губернатор, верненский городской голова, воинский начальник. Временное правительство назначило своих комиссаров Шкапского и Тынышпаева.
2 марта 1918 г. в городе установилась Советская власть, был избран областной исполнительный комитет во главе с П. М. Виноградовым.
5 февраля 1921 г. на объединенном торжественном заседании обкома, облвоенревкома, представителей советских учреждений, профессиональных и пролетарских организаций, мусульманской бедноты было принято решение переименовать г. Верный в г. Алма-Ату. По этому решению Семиреченский Военно-революционный комитет издал приказ: «Прежнее название административного центра Семиречья, данное в знак верности колониальному произволу… не может быть терпимо, когда город приобрел значение революционного центра… Отныне Верный будет называться Алма-Атой» (Архив Алма-Атинской области, ф.349, оп.1, д. 155, л.17).
3 декабря 1926 г. Совет труда и Обороны принял постановление о строительстве Туркестано-Сибирской железной дороги, без которой невозможно было успешное осуществление реконструкции народного хозяйства обширнейшего района востока и юго-востока республики.
Строительство Турксиба явилось решающим экономическим фактором для избрания Алма-Аты столицей Казахстана.
2 марта 1927 г. ЦИК и СНК Каз. АССР принял постановление о переносе столицы республики из Кзыл-Орды в Алма-Ату (ЦГА РК, ф.585, оп.10, д.45). VI Всеказахстанский съезд Советов утвердил это постановление (Материалы VI съезда Советов. г. Кзыл-Орда, 1927 г.). В свою очередь СНК РСФСР на заседании 29 апреля 1927 г. постановил: «Перенести столицу Казахской Автономной Советской Социалистической Республики из Кзыл-Орды в Алма-Ату». Фактически переезд правительственных учреждений приурочивался к началу регулярного движения поездов по Турксибу. Переезд состоялся в мае 1929 года на пробном поезде строящегося Турксиба (Архив г. Алматы «Документы о переносе столицы Казахстана в г. Алма-Ату).
28 апреля 1930 года на станции «Айна-Булак» был забит последний костыль, соединивших два огромных экономических районов — Сибирь и Казахстан. 1 мая открылось сквозное движение по Турксибу, и в Алма-Ату пришел первый поезд из Москвы. В этом же году были закончены сооружения городской железнодорожной ветки (в народе называлась «гор. ветка») и шоссе от города до станции «Алма-Ата».
В 1930 году был открыт Алма-Атинский аэропорт, и столица Казахстана получила воздушную связь с Москвой. Алма-Ата стала воздушными воротами Казахстана. Превращение небольшого провинциального городка в столицу республики потребовало строительства ряда правительственных и административных зданий, а также большого жилищного строительства.
Осенью 1929 года население города достигло уже 100 тысяч человек против 45 тысяч в 1926 году.
Совнарком республики утвердил план и контрольные цифры строительства города на 1929;1930 гг. В жилищное строительство вкладывалось почти 6,5 млн руб., на строительство административных зданий — 2,9 млн руб., и в коммунальное хозяйство — 2,2 млн. рублей. Жилищное и школьное строительство, а также строительство учреждений здравоохранения выдавались первоочередные.
В связи с переездом столицы Казахстана в Алма-Ату, в 1936 году был разработан Генеральный план в архитектурно-планировочной мастерской № 1 Наркомпроса РСФСР. Основной задачей генплана было превращение Алма-Аты в культурную благоустроенную столицу. В основу планировки легла исторически сложившаяся прямоугольная система кварталов с ее одновременным укрупнением и реконструкцией.
1941;1945 гг. В годы Великой Отечественной войны городская территория претерпела большие изменения. Для организации всесоюзного тыла и концентрации производственный и материальных ресурсов было высвобождено 45 тыс. кв. метров площадей, уплотнен жилой фонд для размещения 26 тысяч эвакуированных. В Алма-Ату было переброшено из прифронтовой полосы более 30 промышленных объектов, развернуто 8 эвакогоспиталей, размещено 15 вузов и техникумов, около 20 научно-исследовательских институтов, свыше 20 культурно-просветительских учреждений. В Алма-Ате были объединены ведущие киностудии Ленинграда, Киева, Москвы.
город строительство типизация унификация
2. Проекты развития города. Основные идеи проектов Новый проект планировки Алма-Аты, выполненный в 1949;1950 гг. Ленинградским отделением Гипрогора, был обусловлен пятилетним планом восстановления и развития народного хозяйства Каз. ССР, предусматривающий расширение территории в юго-западном направлении, застройку центральной части 3−4-х этажными домами: особое внимание уделяется совершенствованию транспортных магистралей и связей; впервые предлагается противоселевая защита города.
Разработанный «Ленгипрогором» в 1962;1963 гг. генплан г. Алма-Аты с перспективой до 1980 года выделил четыре планировочные зоны и наметил реконструкцию существующих селитебных зон.
Только за период 1966;1971 гг. в городе введено в эксплуатацию 1400 тыс. кв.м. государственного и кооперативного жилого фонда; ежегодно строится около 300 тыс. кв.м. жилой площади. В этот же период в строительство активно внедряется опыт возведения сейсмостойких зданий повышенной этажности.
Исторически сложившиеся традиции планировочной системы города Верного нашли отражение в новом генплане Алма-Аты 1968 года, в который была заложена концепция «динамического центра», что предусматривало перемещение городского центра в направлении развития города.
Использование в строительстве типизации и унификации конструкций позволило разнообразить архитектурные формы. Активно ведется строительство школ, больниц, культурно-зрелищных сооружений, среди которых Дворец им. Ленина, гостиница «Казахстан», спортивный комплекс «Медео» и др. проекты.
Проектируются и создаются зоны отдыха, большое внимание уделяется проблемам экологии, получает развитие городской транспорт. С 1981 года проводятся работы по проектированию метрополитена.
Новый генплан Алматы, разработанный в 1998 году с перспективой до 2020 года, основной целью ставит формирование «экологически благоприятной, безопасной и социально удобной жизненной среды. Основная архитектурно-градостроительная идея: сохранить и развивать облик города Алматы как «город-сад» (Проект генплана Алматы. С. Баймагамбетов). Генпланом разработаны проекты застройки территорий под многоэтажное и индивидуальное строительство, проведена реорганизация промышленных зон, совершенствование дорожно-транспортной сети, ввод метрополитена.
Алматы была уготована особая миссия — стать «золотой колыбелью независимости». В 1991 году был провозглашен Закон о государственной независимости Республики Казахстан. Под руководством первого Президента страны Нурсултана Абишевича Назарбаева и по воле народа были заложены основы государственности, выработаны принципы демократии, рыночной экономики, определены приоритеты нашей внутренней и внешней политики.
В 1993 году было восстановлено историческое название города — решением правительства город Алма-Ата был переименован в Алматы.
В 1997 году Указом Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева столица была перенесена из Алматы в Астану.
1 июля 1998 года был принят Закон об особом статусе города Алматы, определяющий его как научный, культурный, исторический, финансовый и производственный центр.
3. Современное состояние города Начало третьего тысячелетия ознаменовалось для Алматы определением глобальных задач и целей, а также реализацией широкомасштабных проектов. Одним из них стал запуск метро в 2011 году, строительство которого до этого затянулось на целых 20 лет. В результате оценить преимущество и комфорт Алматинской подземки успели не только горожане, в 2012 году метрополитен дважды был удостоен высоких наград Европейского общества исследования качества (ESQR) за качество. Тогда же большие изменения затронули, в целом, всю систему пассажирских перевозок мегаполиса. Так, в 2011 году в городе было инициировано создание собственного муниципального общественного транспорта с постепенным увеличением доли в данной сфере.
Спорт стал еще одним из ключевых направлений, заслуживших международного признания Алматы. Проведение первенств высокого уровня как Азиада 2011, чемпионат мира по боксу, этап кубка мира по дзюдо, по прыжкам на лыжах с трамплина, этап Мирового «Гран-при-2013» по волейболу, прочно закрепило за городом статус одного из мировых центров спорта. 6 октября 2013 года по инициативе Ахметжана Есимова и Олимпийского чемпиона Александра Винокурова, акиматом Алматы была успешно организована и проведена первая в истории Казахстана профессиональная велогонка «Тур Алматы» под эгидой UCI по категории 1,2. Разумеется, невозможно волевым решением превратить город, который в сравнении с мировыми финансовыми столицами выглядит все же глубоко провинциальным, в средоточие финансов Азии.
Раньше предполагали, что Алматы будет расти на север и на запад. Но по генплану город развивается только в нынешних своих границах. Существуют резервные территории, то есть свободные от застройки. Кроме того, город будущего поглотит ветхие, несейсмостойкие, 2−3-этажные каркасно-камышитовые дома. Такого жилья в южной столице, по данным департамента архитектуры и градостроительства, не менее 60 процентов.
Предполагается реконструировать и район от аэропорта до центра города. Хотя уже сегодня проспект Суюнбая выглядит достаточно импозантно благодаря современным фасадам автосалонов, этого все же недостаточно. Одноэтажные частные дома будут снесены от Суюнбая до улиц Майлина и Хмельницкого. На их месте вырастут новые здания — жилые дома и офисы.
Главной в Алматы станет центральная городская эспланада. Ее осевая линия идет от вокзала Алматы II по улице Байсеитовой. Именно на этой оси расположены, если можно так выразиться, культовые сооружения южной столицы: Старая площадь и бывший Дом правительства, театр оперы и балета, площадь Республики, монумент Независимости, здание городского акимата. Выше улицы Сатпаева на по обеим сторонам центральной эспланады в будущем раскинется новый многофункциональный комплекс Нурлы Тау— первый шаг на пути преобразования Алматы в финансовый центр.
Заключение
Согласно монгольской «Секретной истории», Чингисхан два раза неудачно пытался взять Алматы и в течение десяти лет безуспешно воевал с найманами. Лишь с третьей попытки ему удалось взять город и только после этого он отправился в сторону Отрара.
Алматы — это первая столица Республики Казахстан. В течение почти 70-и лет он достойно держал высокий статус главного города страны. Но и сегодня, с переносом столицы в Астану, Алматы остается научным, культурным, историческим, производственным и финансовым центром страны.
Солнечный, уютный, утопающий в зелени город с широкими улицами, красивыми зданиями, многочисленными парками, скверами и фонтанами неслучайно называют «городом-садом».
Библиография
1. Газета «Новое поколение», 19 ноября 2004 г.
2. Алма-Ата. Энциклопедия / Гл. ред. Козыбаев М. К. — Алма-Ата: Гл. ред. Казахской советской энциклопедии, 1983.
.ur