Экономическое обоснование реконструкции картонирующей машины «IC 150C»
К недостаткам простого метода окупаемости следует отнести то, что он игнорирует период освоения проекта (период проектирования и строительства), отдачу от вложенного капитала, т. е. не оценивает его прибыльность, а также не учитывает различий цены денег во времени и денежные поступления после окончания возврата инвестиций. Иными словами этот показатель не учитывает весь период функционирования… Читать ещё >
Экономическое обоснование реконструкции картонирующей машины «IC 150C» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Экономическое обоснование реконструкции картонирующей машины «IC 150C»
капитальный затраты картонирующий экономический В ходе экономического обоснования необходимо определить экономическую эффективность реконструкции картонирующей машины «IC 150 C». Экономическая эффективность этого решения определяется уровнем рентабельности капитальных затрат или сроком окупаемости. Для решения задачи курсового проекта необходимо рассчитать:
— размер капитальных затрат на реконструкцию;
— эксплуатационные расходы;
— показатели экономической эффективности.
В условиях изменения цен для обеспечения сравнения показателей целесообразно рассчитывать и эксплуатационные расходы до реконструкции и после. В связи с увеличением спроса на лекарственные препараты, витамины и профилактическую продукцию появилась потребность в увеличении производительности используемого на предприятии оборудования, с этой целью проводится модернизации автоклава, после чего производительность лекарственных препаратов увеличивается.
1. Общая характеристика предприятия
1.1 Краткая информация о предприятии
Республиканское унитарное предприятие «Белмедпрепараты» — старейшее и крупнейшее фармацевтическое предприятие, родоначальник фармацевтической промышленности Беларуси.
Сегодня РУП «Белмедпрепараты» крупнейшее лидирующее фармацевтическое предприятие страны, которое следует неизменной миссии — обеспечить население страны эффективными, безопасными и качественными лекарственными средствами для профилактики и лечения широкого спектра заболеваний. Значительное количество выпускаемых препаратов относится к числу жизненно необходимых.
В целом предприятие представляет собой многостадийное производство на основе наукоемких технологий, осуществляющее изготовление и выпуск широкого спектра лекарственных средств различных фармако-теравпевтических групп. Предприятие выпускает свыше 300 наименований лекарственных средств 24 фармакотерапевтических групп: антибиотики, детоксирующие средства, метаболики, нейротропные средства, препараты для лечения патологии глаз, опорно-двигательного аппарата.
РУП «Белмедпрепараты» обладает рядом уникальных производств в Беларуси:
— инсулиновых препаратов;
— препаратов для лечения онкологических заболеваний;
— лекарственных средств для лечения туберкулеза;
— наркотических и психотропных веществ и др.
Осуществляется выпуск практически всех видов лекарственных форм:
— таблетки с различным покрытием и без них;
— твердые и мягкие желатиновые капсулы;
— растворы для инъекций и инфузий во флаконах и ампулах;
— лиофильно высушенные и стерильно расфасованные порошки для инъекций и инфузий;
— глазные капли;
— мази, крема и гели.
Созданием новых лекарственных средств и разработкой прогрессивных технологических процессов занимаются отделы и лаборатории Управления инновационного развития РУП «Белмедпрепапаты». Высокая лечебная эффективность вновь разработанных препаратов обеспечивает им конкурентоспособность на отечественном рынке и за рубежом.
В настоящее время получено 88 патентов на объекты интеллектуальной собственности и 248 свидетельств на товарные знаки. Получены сертификаты Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) о регистрации товарного знака Photolon (Фотолон — средство для фотодинамической терапии злокачественных опухолей) в странах международной патентной кооперации: Болгарии, Франции, Германии, Венгрии, Польше, Швейцарии, Украине.
Для обеспечения качества выпускаемой продукции на предприятии внедрена система менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001−2009, ТКП 030−2013 «Надлежащая производственная практика» (GMP), получен экологический сертификат.
Численность работающих составляет 2800 человек, из них 68.8% -женщины.
Основными массовыми профессиями на предприятии являются: аппаратчики всех наименований, дозировщики медпрепаратов, укладчики-упаковщики, слесари-ремонтники, машинисты расфасовочно-упаковочных машин.
На РУП «Белмедпрепараты» уделяется большое внимание закреплению кадров. Для этих целей установлены надбавки рабочим и служащим за стаж непрерывной работы на предприятии.
Постоянно осуществляется повышение квалификации руководителей и специалистов, на предприятии действует стандарт по непрерывному профессиональному обучению рабочих.
С целью мотивации эффективного труда и активизации кадрового потенциала работников на предприятии учреждена Доска Почёта. В соответствии с Положением на Доску почёта заносятся работники по итогам экономического соревнования к профессиональному празднику — Дню работников фармацевтической и микробиологической промышленности.
На предприятии созданы необходимые условия для решения социально-бытовых вопросов:
— организована работа столовых, буфетов и кулинарий на 2-х производствах — медпрепаратов и эндокринных препаратов;
— при здравпунктах функционируют гинекологический, массажный и физиотеравпетичекий кабинеты;
— работники предприятия в соответствии с санитарными нормами обеспечены бытовыми помещениями, оборудованы комнаты приёма пищи;
— ремонтно-механическим и транспортным цехами работникам и неработающим пенсионерам оказываются платные услуги;
— ежегодно проводится круглогодичная заводская спартакиада по многим видам спорта (волейбол, футбол, легкоатлетическое многоборье, плаванье, стрельба, настольный тенис, дартс, бильярд и др.).
Для создания и поддержания в коллективе стабильного морально-психологического климата, мобилизации работников на достижения высоких трудовых результатов, организации отдыха и досуга работающих, членов семьи и неработающих пенсионеров на предприятии созданы общественные организации и формирования: первичная организация профсоюза, первичная организация РОО «Белая Русь», первичная организация БРСМ, первичная организация «Белорусского Союза женщин», совет ветеранов, комиссия содействия семье и школе, комитет физической культуры, первичная организация «Красного креста», добровольная дружина.
Предприятие гордится своими трудовыми династиями: есть семьи, общий стаж работы которых составляет свыше 250 лет!
Лекарственные средства, выпускаемые старейшим фармацевтическим предприятием РУП «Бемедпрепараты» неизменно пользуются доверием практикующих врачей, аптечных работников и, конечно же, потребителей.
Вся история предприятия от небольшой фабрики по выпуску простейших медикаментов до крупнейшего производителя лекарственных средств — яркий пример созидательного труда его работников.
Выпуская лекарства самого широкого ассортимента, заботясь и стараясь удержать умеренные цены на них, коллектив РУП «Белмедпрепараты» постоянно помнит заповедь Гиппократа «Не навреди». Отсюда — высочайшая требовательность к качеству выпускаемой продукции, соответствующая самым высоким мировым стандартам.
1.2 Краткое описание производства
Номенклатура выпускаемой продукции состоит изболее 300 наименований лекарственных средств:
— кровезаменители на основе декстрана;
— инфузионные растворы во флаконах 100мл, 200мл, 300мл, 400мл;
— сиропы;
— настойки и спиртосодержащие препараты;
— субстанции;
— растворы для инъекций во флаконах 5 мл, 10 мл;
— растворы для инъекций в ампулах 2 мл, 5 мл;
— лиофильно высушенные препараты во флаконах 10мл, 20мл, 50мл и 100мл и ампулах;
— таблетки, таблетки покрытые оболочкой, таблетки покрытые оболочкой методом дражирования;
— твердые желатиновые капсулы;
— мягкие желатиновые капсулы;
— стерильно расфасованные антибиотики во флаконах 10мл, 20мл и 100мл;
— мази, гели, гидрогелевые пластины;
— капли глазные во флаконах 5мл, 10мл в тюбик-капельницах;
— порошки в сашет-пакетах;
— дезинфицирующие средства;
— растительные лекарственные средства.
РУП «Белмедпрепараты» обладает рядом уникальных производств и является единственным в Беларуси производителем инсулиновых препаратов; ферментных и биогенных препаратов; препаратов для лечения онкологических заболеваний и туберкулеза; наркотических и психотропных препаратов.
Производство осуществляется в соответствии с требованиями GMP, правилами и нормами безопасности пруда и санитарно-гигиеническими пребываниями к производству фармацевтических препаратов.
Проектные технологические и технические решения, компоновка производственных помещений учитывают современные тенденции развития фармацевтического производства и обеспечивают логический поток материалов, продукции, персонала, и направлены на предотвращение перекрестной контаминации и риска ошибок. Используемое основное и вспомогательное технологическое оборудование произведено ведущими западноевропейскими компаниями.
В 2006 году получен сертификат соответствия требованиям GMP (ТКП 030) «Надлежащая производственная практика» на производство жидких стерильных лекарственных средств во флаконах и ампулах.
В 2009 году сертификат соответствия требованиям ТКП 030 «Надлежащая производственная практика» получен на производство лекарственных средств в таблетках и капсулах.
В 2012 году получен сертификат соответствия требованиям ТКП 030 «Надлежащая производственная практика» на участок производства нестерильных лекарственных средств в форме порошков.
Предприятие постоянно занимается модернизацией производственных мощностей. Так в 2013 году введен в эксплуатацию новый цех по производству противоопухолевых лекарственных средств.
1.3 Краткое описание системы управления качеством
В 2001 году создан Отдел обеспечения качества (ООК) В области управления и обеспечения качества Отделом обеспечения качества (ООК) на предприятии постоянно проводится следующая работа:
* Разработаны и поддерживаются в актуальном состоянии основополагающие документы системы качества (Руководство по качеству, Досье на производственный участок, Стандарты организации). Оказывается методическая помощь подразделениям при разработке рабочей документации в системе качества. Осуществляется управление документацией системы качества.
* Проводится обучение вопросам качества и осуществляется постоянный контроль проведения периодического обучения персонала.
* Проводятся внутренние аудиты (самоинспекции) по выполнению требований стандартов ISO серии 9000 и GMP, ведется работа с отклонениями.
* Проводится работа с поставщиками исходных и упаковочных материалов: их утверждение, мониторинг, аудиты.
* Осуществляется методическая помощь и работа по организации, координации и контролю проведения валидаций и аттестаций помещений, инженерных систем, оборудования, процессов, методик испытаний.
* Осуществляется контроль и работа с изменениями.
* Осуществляется контроль, анализ и оценка досье на серию препаратов.
* Осуществляется анализ и управление рисками для качества.
* Постоянно поддерживается связь с потребителем, рассматриваются все претензии к качеству лекарственных средств, включая устные.
* Проводится обзор качества продукции.
21.05.03 г.: впервые принят основной документ системы менеджмента качества (СМК) — Политика высшего руководства РУП «Белмедпрепараты» в области качества. Ежегодно руководством РУП «Белмедпрепараты» проводится оценка реализации Политики и, при необходимости, её актуализация В Политике высшего руководства РУП «Белмедпрепараты» в области качества определены цели и задачи по повышению удовлетворенности потребителя продукцией РУП «Белмедпрепараты» .
В феврале 2004 года по результатам сертификационного аудита, проведенного комиссией БелГИМ — государственного органа по сертификации систем качества, выдан Сертификат соответствия, зарегистрированный 25 февраля 2004 г. в Реестре Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь под № BY/112 05.01. 003 0298.
В январе 2013 года комиссией РУП «БелГИМ» проведен повторный сертификационный аудит, подтвердивший соответствие СМК РУП «Белмедпрепараты» требованиям СТБ ISO 9001−2009. Сертификат соответствия действителен до: 23 февраля 2016 г.
2. Расчет капитальных затрат на реконструкцию
Предлагается реконструкция автоклава «Клензфлоу». Целью реконструкции является замена рельс на колёса. В результате этого мероприятия планируется повышение производительности аппарата.
Расчет уровня рентабельности капитальных вложений, и продолжительность их окупаемости определит целесообразность реконструкции.
При проведении расчета экономической целесообразности реконструкции произведем расчет капитальных затрат, которые включают в себя:
— затраты на демонтаж;
— стоимость новых узлов;
— затраты на доставку;
— затраты на монтаж.
2.1 Расчет расходов на демонтаж оборудования
При осуществлении реконструкции автоклава необходимо провести его разборку. Расходы на демонтаж включают: заработную плату монтажников с отчислениями от затрат на оплату труда, стоимость материалов и энергии, которые используются в ходе демонтажа.
Заработная плата монтажных рабочих определяется на основании данных о трудоемкости демонтажных работ (таблица 2.1), часовых тарифных ставок и величин доплат.
Таблица 2.1 — Трудоемкость демонтажных работ
Наименование операции | Трудоемкость, нор. ч. | |
Демонтаж автоклава | ||
Итого | ||
Монтажные работы относятся к работам 4 разряда. Часовая тарифная ставка 4-го разряда рассчитывается путем умножения часовой тарифной ставки 1 разряда (16 800 руб.) на тарифный коэффициент соответствующего разряда (1,57):
16 800 • 1,57 = 26 376 руб.
Тогда сумма тарифного фонда составит:
26 376 • 18 = 474 768 руб.
Доплаты к тарифному фонду рассчитываются в размере 40% от тарифного фонда:
474 768 • 0,4 = 189 907 руб.
Дополнительная зарплата составляет 10% от основной зарплаты:
(474 768 + 189 907) • 0,1 = 66 467,5 руб.
Общий фонд зарплаты составляет:
474 768 + 189 907 + 66 467,5 = 731 142,5 руб.
Отчисления в фонд социальной защиты составляют 35% от общего фонда заработной платы:
731 142,5 • 0,35 = 255 899,875 руб.
Расходы на демонтаж автоклава составляют:
731 142,5 + 255 899,875 = 987 042,375 руб.
2.2 Расчет стоимости новых узлов деталей
Реконструкцией предусматривается установка нового узла. В связи с отсутствием возможности изготовления необходимых деталей на предприятии, данный узел закупается. По данным предприятия стоимость с учетом доставки составляет 18 075 000 руб.
2.3 Расходы на доставку новых деталей и узлов
Сумма этих расходов рассчитывается в процентах от отпускной цены (10%) и составляет:
18 075 000 • 0,1 = 1 807 500 руб.
2.4 Расчет расходов на монтаж установки
Расходы на монтаж включают заработную плату монтажников с отчислениями в бюджет и внебюджетные фонды от этой зарплаты.
Сумма заработной платы монтажников определяется на основании трудоемкости монтажных работ, которая зависит от перечня этих работ и их сложности (при этом необходимо учитывать подготовительные и заключительные работы). Работы по монтажу относятся к 5 разряду. Часовая тарифная ставка монтажников 5-го разряда рассчитывается путем умножения часовой тарифной ставки 1-го разряда (16 800 руб.) на тарифный коэффициент соответствующего разряда (1,73):
16 800 • 1,73 = 29 064 руб.
Сумма тарифного фонда заработной платы определяется путем умножения часовой тарифной ставки на суммарную трудоемкость монтажных работ.
В таблице 2.2 произведен расчет трудоемкости монтажных работ.
Таблица 2.2 — Трудоемкость монтажных работ
Наименование монтажных работ | Трудоемкость, нор. ч. | |
Подготовительные | ||
Демонтаж рельс | ||
Сборочные работы | ||
Регулировочные работы | ||
Заключительные | ||
Итого | ||
Суммы тарифного фонда заработной платы монтажников для установки:
29 064 • 18 = 523 152 руб.
Общий фонд заработной платы определяется путем суммирования тарифного фонда заработной платы, доплат к тарифному фонду (40% от тарифного фонда) и дополнительной зарплаты (10% от основной зарплаты, которая состоит из тарифного фонда и доплат к нему):
523 152 + 523 152 • 0,4 + (523 152 + 523 152 • 0,4) • 0,1 = 805 654,1 руб.
Отчисления в фонд социальной защиты от средств на оплату труда производятся в размере 35% от общего фонда заработной платы и составляют:
805 654,1 • 0,35 = 281 978,935 руб.
Общие затраты на монтаж определяются путем суммирования общего фонда зарплаты монтажников, отчислениями в бюджетные и внебюджетные фонды от средств на оплату труда:
805 654,1 + 281 978,935 = 1 087 633,035 руб.
2.5 Сводная смета капитальных затрат на реконструкцию автоклава «Клензфлоу»
На основании вышеприведенных расчетов составляем сводную смету капитальных затрат на реконструкцию.
Сводная смета капитальных затрат на реконструкцию автоклава представлена в таблице 2.3.
Капитальные затраты включают в себя: демонтаж автоклава, отпускную цену модернизированного рабочего органа, расходы по доставке устройства на место его эксплуатации, расходы на монтаж автоклава и другие неучтенные расходы.
Неучтенные расходы рассчитываем в размере 1% от суммы затрат на демонтаж, отпускной цены новых деталей и узлов, расходов по доставке последних на место эксплуатации, расходов на монтаж.
(987 042,375 + 18 075 000 + 1 807 500 + 1 087 633,035) • 0,01 = 219 571,75 руб.
Таблица 2.3 — Сводная смета капитальных затрат на реконструкцию установки
Наименование затрат | Сумма, руб. | |
Демонтаж установки | 987 042,375 | |
Отпускная цена новых деталей и узлов | ||
Расходы по доставке установки | ||
Расходы на монтаж установки | 1 087 633,035 | |
Другие неучтенные расходы | 219 571,75 | |
Всего | 22 176 747,16 | |
Стоимость установки до реконструкции по данным предприятия 1 205 000 000 руб., а после реконструкции:
1 205 000 000 + 22 176 747,16 = 1 227 176 747,16 руб.
3. Расчет эксплуатационных расходов
Сумма эксплуатационных расходов определяется из расчета работы автоклава за год и его производственной мощности. При этом указывается значение каждого показателя для базового варианта, величина его изменения, причины этого изменения и величина каждого показателя для проектируемой установки.
3.1 Расчет производственной мощности машины
Производственная мощность установки рассчитывается путем умножения его часовой производительности на эффективный фонд рабочего времени в часах:
(3.1)
где М — производственная мощность установки, т;
Q — часовая производительность, т/ч;
Тэф — эффективный фонд рабочего времени, ч.
Для определения эффективного времени работы сушилки составляется баланс рабочего времени оборудования, который представлен в таблице 3.1.
Ресурс работы автоклава до реконструкции между капитальными ремонтами составляет 17 520 часов, между текущими ремонтами — 1460 часов, между техническими обслуживаниями — 730 часов.
Нормативы простоя при капитальном ремонте составляет 248 часов, при текущем — 48 часов, при техническом обслуживании — 8 часов.
Ресурс работы автоклава после реконструкции не изменился. При реконструкции был смонтирован рабочий орган по техническому обслуживанию аналогичный применяемому в данном установке. Поэтому сложность ремонта не увеличилась, а, следовательно, не увеличились нормативы простоя в ремонте.
Количество необходимых ремонтов в год по данным предприятия составляет:
— капитальных ремонтов:
8760/17 520 = 0,5;
— Текущих ремонтов:
8760/1460 = 6;
— технических обслуживаний:
8760/488 = 12.
Время простоя оборудования в ремонте определяется путем умножения количества ремонтов в год на продолжительность одного ремонта. Время простоя в ремонте до реконструкции и после реконструкции будет равным:
— капитальном ремонте:
248 • 0,5 = 124 ч.;
— текущем ремонте:
48 • 6 = 288 ч.;
— технических обслуживаний:
8 • 12 = 96 ч.
Часовая производительность аппарата после реконструкции изменилась и составляет 670 шт/ч, до реконструкции 600 шт/ч.
Таблица 3.1 — Баланс рабочего времени оборудования
Показатели | До реконструкции, ч. | После реконструкции, ч. | |
1. Календарный фонд времени | |||
2. Выходные и праздничные дни | |||
3. Номинальный фонд времени | |||
4. Планируемые простои, в том числе: | |||
а) капитальный ремонт | |||
б) текущий ремонт | |||
в) технологические причины | |||
5. Эффективный фонд времени | |||
Производственная мощность сушилки до реконструкции:
ПМ = 600 • 8624 = 5 174 400 шт/год Тогда производственная мощность сушилки после реконструкции составляет:
ПМ = 670 • 8624 = 5 778 080 шт/год
3.2 Расчет энергетических затрат
При работе барабанной сушилки используется электрическая энергия.
Величина затрат на электроэнергию определяется путем умножения цены единицы электроэнергии (стоимость 1кВт•ч электроэнергии составляет 1300 руб.) на установленную мощность электродвигателя и на эффективный фонд рабочего времени аппарата. Потребление электроэнергии до и после реконструкции не изменилась и составляет 5,5 кВт:
1300 • 5,5 • 8624 = 61 661,6 тыс. руб.
3.3 Расчет численности производственных рабочих и фонда заработной платы
Для расчета численности производственных рабочих и фонда заработной платы составляем баланс рабочего времени одного рабочего (таблица 3.2)
Таблица 3.2 — Баланс рабочего времени одного рабочего
Наименование показателей | Дни (часы) | |
1. Календарный фонд времени, дни | ||
2. Нерабочие дни (выходные и праздничные): | ||
3. Номинальный фонд рабочего времени, дни | ||
4. Планируемые невыходы, дни: | ||
а) отпуск | ||
б) по болезни | ||
в) декретные отпуска | ; | |
г) исполнение государственных обязанностей | ||
Всего невыходов, дни | ||
5. Эффективный фонд рабочего времени, дни | ||
6. Номинальное количество рабочих часов, ч. | ||
7. Эффективный фонд рабочего времени, ч. | ||
8. Средняя продолжительность рабочего дня, ч. | ||
Численность производственных рабочих для обслуживания установки зависит от штатного норматива (количества рабочих, необходимых для обслуживания установки в смену) и режима работы установки (графика сменности).
Явочное количество производственных рабочих получается умножением штатного норматива на число смен в сутки:
К = 1 • 2 = 2 чел.
Списочная численность рабочих определяется путем умножения явочной численности на переходной коэффициент. Переходной коэффициент определяется делением номинального фонда рабочего времени на эффективный (таблица 3.2):
252 / 209 = 1,206
Таким образом, списочная численность рабочих составляет:
2 • 1,206? 3 чел.
Фонд оплаты труда рассчитывается на основе тарифной системы, рассчитанной численности рабочих и фонда их рабочего времени.
Установку обслуживает механики 5-го разряда.
Дневная тарифная ставка рассчитывается умножением часовой тарифной ставки (она составляет 16 800 • 1,73 = 29 064 руб.) на среднюю длительность рабочего смены (8 ч.) и составляет:
29 064 • 8 = 232 512 руб.
Тарифный фонд рассчитывается умножением отработки (252 чел.-дн.) на дневную тарифную ставку и составляет:
252 • 232 512 = 58 593,024 тыс. руб.
Доплаты к тарифному фонду (премии за работу в праздничные дни, вечернее и ночное время, за вредные условия труда, руководство бригадой и т. д.) берутся в размере 70% от тарифного фонда и составляют:
58 593,024 • 0,7 = 41 015,1 тыс. руб.
Фонд основной зарплаты определяется путем суммирования тарифного фонда и доплат к тарифному фонду:
58 593,024 + 41 015,1 = 99 608,124 тыс. руб.
Размер коэффициента дополнительной зарплаты в процентах рассчитывается делением суммы количества дней отпуска (34 дня) и исполнения государственных обязанностей (1 день) на количество дней эффективного фонда (209 дня):
((34 — 1) / 209) • 100% = 15,79%
Дополнительная заработная плата:
99 608,124 • 0,1 = 9960,81 тыс. руб.
Годовой фонд зарплаты определяется путем суммирования фонда основной зарплаты и дополнительной зарплаты:
99 608,124 + 9960,81 = 109 568,934 тыс. руб.
3.4 Расчет отчислений в фонд социальной защиты от средств на оплату труда
Размер отчислений в фонд социальной защиты от средств на оплату труда составляет 35% от фонда на оплату труда:
99 608,124 • 0,35 = 34 862,84 тыс. руб.
3.5 Расчет амортизационных отчислений
Годовая сумма амортизационных отчислений рассчитывается по оборудованию и зданию, занимаемому аппаратом, по установленным нормам от полной стоимости аппарата и здания.
Норма амортизационных отчислений на автоклав составляет 2,14% от ее стоимости. Сумма амортизации составляет:
— до реконструкции:
1 205 000 • 0,0214 = 25 787 тыс. руб.
— после реконструкции:
1 227 176,747 • 0,0214 = 26 261,58 тыс. руб.
Норма амортизационных отчислений на здание по данным предприятия составляет 1,5% от его стоимости. Стоимость части здания, занимаемой аппаратом, составляет 192 800 тыс. руб. Сумма амортизационных отчислений на здание составляет:
192 800 • 0,015 = 2892 тыс. руб.
3.6 Расчет затрат на содержание и ремонт оборудования
По данным предприятия затраты на содержание оборудования составляют 1−2% от его стоимости. Затраты на содержание установки составляют:
— до реконструкции:
1 205 000 • 0,02 = 24 100 тыс. руб.
— после реконструкции:
1 227 176,747 • 0,02 = 24 543,53 тыс. руб.
К расходам по ремонту оборудования относятся стоимость запчастей и материалов, идущих на ремонт, зарплаты ремонтных рабочих с отчислениями на социальное страхование и стоимость услуг РМЦ. Сумма затрат на ремонт оборудования по данным предприятия составляет 7−10% от ее стоимости. Расходы на ремонт машины составляют:
— до реконструкции:
1 205 000 • 0,09 = 108 450 тыс. руб.
— после реконструкции:
1 227 176,747 • 0,09 = 110 445,91 тыс. руб.
3.7 Расчет затрат на содержание и ремонт здания
В расходы на ремонт и содержание здания входят следующие виды затрат: на освещение, отопление, покраску здания, на ремонт фундамента, вентиляционных шахт, штукатурного покрытия, на ремонт облицовки внутри помещения, ремонт дверных проемов и окон.
Расходы на содержание здания составляют 4−8% от стоимости здания:
192 800 • 0,06 = 11 568 тыс. руб.
Расходы на ремонт здания составляют 2−4% от его стоимости:
192 800 • 0,03 = 5784 тыс. руб.
3.8 Расчет других общепроизводственных расходов
Эти расходы составляют 50% от всех общепроизводственных расходов. Это значит, что другие общепроизводственные расходы берутся на уровне выше рассчитанных расходов на амортизацию, содержание оборудования и здания.
Размер общепроизводственных расходов до реконструкции:
(25 787 + 24 100 + 2892 + 108 450 + 11 568 + 5784) • 0,5 = 89 290,5 тыс. руб.
Размер общепроизводственных расходов после реконструкции:
(26 261,58 + 24 543,53 + 2892 + 110 445,91 + 11 568 + 5784) • 0,5 = 90 747,51 тыс. руб.
На основании всех выше рассчитанных затрат составляется сводная смета эксплуатационных расходов, которая представлена в таблице 3.3.
Таблица 3.3 — Сводная смета эксплуатационных расходов
Название затрат | Сумма, тыс. руб. | ||
До Реконструкции | После реконструкции | ||
1. Затраты на электроэнергию | 61 661,6 | 61 661,6 | |
2. Зарплата производственных рабочих | 109 568,934 | 109 568,934 | |
3. Отчисления в фонд социальной защиты | 34 862,84 | 34 862,84 | |
4. Амортизация оборудования | 26 261,58 | ||
5. Содержание оборудования | 24 543,53 | ||
6. Ремонт оборудования | 110 445,91 | ||
7. Амортизация здания | |||
8. Содержание здания | |||
9. Ремонт здания | |||
10. Прочие общепроизводственные расходы | 89 290,5 | 90 747,51 | |
Всего расходов | 473 964,874 | 478 335,904 | |
Себестоимость получения единицы продукции рассчитывается делением общей суммы расходов на производственную мощность аппарата.
Себестоимость единицы продукции:
— до реконструкции: 473 964 874 / 5 174 400 = 91,6 руб./шт.
— после реконструкции: 478 335 904 / 5 778 080 = 82,78 руб./шт.
4. Расчет показателей экономической эффективности
В этом разделе рассчитываются следующие показатели экономической эффективности: годовая сумма прибыли, уровень рентабельности капитальных вложений и срок их окупаемости.
Годовой прирост общей прибыли:
?П = (С1 — С2) • А2, (4.1)
где С1 — себестоимость до реконструкции, руб.: С1 = 91,6 руб./шт.;
С2 — себестоимость по проектному варианту, руб.; С2 = 82,78 руб./шт.
А2 — производственная мощность установки после реконструкции, т.; А2 = 5 778 080 шт.
?П = (91,6 — 82,78) • 5 778 080 = 50 962 665,6 руб.
Годовой прирост чистой прибыли равен приросту общей прибыли, уменьшенной на величину налога на недвижимость и налога на прибыль.
Сумма налога на прибыль равна 18% от налогооблагаемой прибыли:
50 962 665,6 • 0,18 = 9 173 279,81 руб.
Годовой прирост чистой прибыли равен:
50 962 665,6 — 22 176 747,16 — 9 173 279,81 = 19 612 638,63 руб.
Рентабельность капитальных вложений рассчитывается путем деления прироста чистой прибыли на размер капитальных вложений в процентах:
(19 612 638,63 / 22 176 747,16) • 100% = 88,44%
Срок окупаемости капитальных вложений рассчитывается путем деления капитальных вложений на прирост прибыли:
22 176 747,16 / 19 612 638,63 = 1,13 года.
В таблице 4.1 приведены основные технико-экономические показатели эффективности реконструкции.
Таблица 4.1 — Основные технико-экономические показатели
Наименование показателя | Величина показателя | ||
До реконструкции | После реконструкции | ||
Показатели качества оборудования: | |||
1. Часовая производительность установки, шт/ч | |||
2. Производственная мощность машины, шт/г | |||
3. Ремонтопригодность, ч: | |||
Показатели экономической эффективности: | |||
4. Капитальные затраты, руб. | 22 176 747,16 | ||
5. Себестоимость единицы продукции, руб./шт. | 91,6 | 82,78 | |
6. Годовой прирост чистой прибыли, руб. | 19 612 638,63 | ||
7. Рентабельность капитальных вложений,% | 88,44 | ||
8. Срок окупаемости капитальных вложений, год | 1,13 | ||
5. Оценка экономической эффективности инвестиционных вложений
Основными критериями экономической оценки эффективности инвестиционного проекта являются:
— чистая текущая стоимость (ЧТС) — это стоимость, полученная путем дисконтирования отдельно на каждый временной период разности всех оттоков и притоков доходов и расходов, накапливающихся за весь период функционирования объекта инвестирования при фиксированной, заранее определенной процентной ставке (норме процента);
— внутренняя норма рентабельности (ВНР) — это норма доходности, при которой дисконтированная стоимости оттоков, т. е. коэффициент, при котором дисконтированная стоимость чистых поступлений от инвестиционного проекта равна дисконтированной стоимости инвестиций, а величина чистой текущей стоимости (чистого дисконтированного дохода) — нулю;
— индекс рентабельности инвестиций (ИР) — представляет собой отношение приведенных доходов к приведенным на ту же дату инвестиционным расходам;
— срок окупаемости инвестиций (СОИ) — период времени, за который ожидается возврат вложенных средств за счет доходов, полученных от реализации инвестиционного проекта.
Фиксирование инвестиционного проекта является целесообразным при следующих значениях вышеперечисленных критериев: чистая текущая стоимость больше нуля; внутренняя норма рентабельности больше ставки дисконтирования; период возврата капитала меньше срока службы основного оборудования; индекс рентабельности инвестиций больше единицы.
5.1 Расчет чистой текущей стоимости
Поскольку инвестиции представляют собой долгосрочное вложение экономических ресурсов с целью создания и получения чистых выгод в будущем, для их оценки необходимо все требуемые вложения и отдачу по проекту оценить с учетом временной ценности денег, т. е. с учетом того обстоятельства, что сумма денег, находящаяся в распоряжении в настоящее время, обладает большей ценностью, чем такая же сумма в будущем. Поэтому при оценке эффективности проекта целесообразно использовать метод дисконтирования потока реальных денег.
Определим поток наличности по проекту. Он находится как сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений (за вычетом капитальных вложений):
Пнал = ЧП + АО — К (5.1)
где Пнал — поток наличности по проекту, руб.;
АО — амортизационные отчисления, руб.;
К — капитальные вложения, руб.
Пнал = 19 612 638,63 + 11 568 000 = 31 180 638,63 руб.
Расчет потоков наличности представлен в таблице 5.1.
Таблица 5.1 — Расчет потоков наличности, руб.
Год | Капитальные вложения | Чистая прибыль | Амортизация | Поток Наличности | |
22 176 747,16 | — 22 176 747,16 | ||||
19 612 638,63 | 31 180 638,63 | ||||
19 612 638,63 | 31 180 638,63 | ||||
19 612 638,63 | 31 180 638,63 | ||||
19 612 638,63 | 31 180 638,63 | ||||
Чистая текущая стоимость является непосредственным воплощением концепции дисконтированной стоимости. Расчет чистой текущей стоимости начинается с выбора ставки дисконтирования. Предприятие выбирает норму процент (дисконта) в зависимости от альтернативных вариантов использования капитала. Так, вместо инвестирования данного проекта оно может вложить средства в другой объект или купить облигации. В случаях, если бы предприятие не использовало капитал в данный проект, оно могло бы получить прибыль, вложив инвестиции в какие-то другое мероприятие. Следовательно, значение ставки дисконтирования является нормой прибыли, которую предприятие могло бы получить от другого аналогичного (с одинаковым риском) проекта.
Затем рассчитывается текущая стоимость денежных доходов, ожидаемых от проекта, и текущая стоимость требуемых для данного проекта инвестиций. Полученная разность и является чистой текущей стоимостью.
Чистая текущая стоимость показывает, является ли выбранный нами проект «проходным» по заданным параметрам эффективности. Положительное значение ЧТС свидетельствует, что рентабельность инвестиций превышает минимальный коэффициент дисконтирования и целесообразно осуществлять данный инвестиционный проект. При значении ЧТС равна нулю, рентабельность проекта равна той минимальной норме, которая принята в качестве ставки дисконта. С точки зрения инвестора вкладывать финансовый капитал в такой проект не эффективно.
Широкое использование метода чистой текущей стоимости (дисконтированного дохода) обусловлено его преимуществами по сравнению с другими методам оценки эффективности проектов, которые строятся на использовании периода возмещения затрат или годовой нормы поступлений, поскольку он учитывает весь срок функционирования проекта и график потока наличностей. Метод обладает достаточной устойчивостью при разных комбинациях исходных условий, позволяя находить экономически рациональное решение и получать наиболее обобщенную характеристику результата инвестирования (его конечной эффект в абсолютной форме).
Чистая текущая стоимость (ЧТС) характеризует интегральный эффект от реализации проекта и определяется по формуле (5.3):
где Pt — годовой чистый поток реальных денег (поступление денежных средств, денежный поток) в t-ом году;
t — периоды реализации инвестиционного проекта, включая этап строительстве (t = 0, 1,2,…, n);
Е — ставка дисконтирования (желаемая норма прибыли, рентабельности);
Кt — инвестиционные расходы в t-ом году;
Недостатки методы: ставка процента (дисконтная ставка) обычно принимается неизменной для всего инвестиционного периода (период действия проекта), трудность определения коэффициента дисконтирования и невозможность точного расчета рентабельности проекта. Считается, что по этой причине предприниматели не всегда правильно оценивают преимущества этого метода, так как традиционно мыслят категорией нормы окупаемости капитала.
При проведении расчетов, ставка дисконтирования принята на уровне 25%. В пользу правомерности использования данного допущения говорит следующий факт усредненная ставка по долгосрочным депозитам (например, в валюте) без учета инфляции находится на уровне 25% в год.
Использование метода чистой текущей стоимости ответ на вопрос, способствует ли анализируемый вариант инвестирования увеличению финансов фирмы, но не говорит об относительной величине такого увеличения. Для восполнения этого недостатка пользуются методом расчета индекса рентабельности инвестиций.
Расчет чистого дисконтированного дохода по проекту представлен ниже и сведен в таблице 5.3
Таблица 5.3 — Расчет чистого дисконтированного дохода
Год | Поток наличности | Коэффициент дисконтирования | ЧДД | Накопленный ЧДД | |
— 22 176 747,16 | — 22 176 747,16 | — 22 176 747,16 | |||
31 180 638,63 | 0,8 | 24 944 510,9 | 2 767 763,74 | ||
31 180 638,63 | 0,64 | 19 955 608,72 | 202 323 371,74 | ||
31 180 638,63 | 0,51 | 15 902 125,7 | 218 225 497,44 | ||
31 180 638,63 | 0,41 | 12 784 061,84 | 231 009 559,28 | ||
5.2 Расчет внутренней нормы прибыли и индекса рентабельности инвестиций
Метод внутренней нормы прибыли (ВНП), как и метод чистой текущей стоимости, использует концепцию дисконтирования стоимости. Он сводится к нахождению такой ставки дисконтирования, при которой текущая стоимость ожидаемых от проекта доходов будет равна текущей стоимости необходимых инвестиций. Для расчета внутренней нормы рентабельности используют те же методы (формулы), что и для чистой текущей стоимости, но вместо дисконтирования потоков наличности при заданной минимальной норме процента определяют такую ее величину, при которой чистая текущая стоимость равна нулю. Ее расчет можно выполнить по формуле:
где Pt — приток денежных средств в период t, руб.;
ВНП — внутренняя норма прибыли;
n — суммарное число периодов;
Кt — сумма инвестиций (затраты) в t-ом периоде.
Если разность между показателем внутренней нормы и ставкой процента положительна, а внутренняя норма доходности выше ставки процента, то инвестиционная деятельность признается эффективной (доходной), и, наоборот, если внутренняя норма прибыли меньше, чем процентная ставка, под которую получен кредит, то инвестиции считаются убыточными. К реализации принимаются инвестиционные проекты, имеющие значение внутренней нормы прибыли (ВНП) не ниже ставки доходности при предлагаемом альтернативном использовании капитала.
Внутренняя норма рентабельности, рассчитанная по проекту, составила 76,75%. Это превышает ставку банковского процента и свидетельствует об эффективности вложения инвестиций.
Для оценки эффективности проектного решения также применяется показатель индекса рентабельности инвестиций. Экономический смысл этого показателя в то, что он характеризует долю чистого приведенного дохода, приходящуюся на единицу дисконтированных к началу жизненного цикла проекта инвестиционных вложений. Формула для расчета показателя индекса рентабельности инвестиций (ИР) выглядит следующим образом (5.5):
ИР = 231 009 559,28 / 22 176 747,16 = 10,42
Достоинство показателя индекса рентабельности состоит в простоте и доступности его расчета, однако, с его помощью не всегда можно определить средний уровень рентабельности по всему расчетному периоду функционирования предприятия, особенно по проектам с длительным периодом строительства и неравномерным поступлением прибыли по годам.
В нашем случае индекс рентабельности инвестиций, затрачиваемых на реализацию проекта, составляет 10,42.
5.3 Расчет срока окупаемости инвестиций
Одним из традиционных методов оценки экономической эффективности инвестиционных проектов является срок окупаемости инвестиций (СОИ). Он отражает период ожидания инвестором, пока его вложения (инвестиции) полностью не окупятся.
Известны два подхода к расчету периода окупаемости. Первый заключается в том, что сумма первоначальных инвестиций делится на величину годовых (лучше среднегодовых) поступлений показатель получается завышенным. Его применяют в случаях, когда денежные поступления равны по годам.
Второй подход расчета срока окупаемости предполагает нахождение величины денежных поступлений (дохода) от реализации инвестиционного проекта нарастающим итогом, т. е. как кумулятивной величины. Расчет вторым методом (таблица 5.4) наиболее точен, так как позволяет учитывать возможную неравномерность прибыли по годам и, кроме того, включает в период окупаемости годы строительства.
Из таблицы 5.4 видно, что период возврата затрат, рассчитанный методом последовательного вычитания годовой прибыли из общей величины капитальных вложений, произойдет на втором году с начала внедрения проектируемого оборудования.
В то время, как период возврата капитала, рассчитанный путем деления инвестиционных затрат по проекту на величину чистой прибыли в 2014 году составит всего 1,3 года.
Таблица 5.4 — Расчет периода капитала и нормы по проекту
Год | Отток наличности | Приток наличности | Поток наличности | |
22 176 747,16 | — 22 176 747,16 | |||
19 612 638,63 | — 2 564 108,37 | |||
19 612 638,63 | 17 048 530,26 | |||
19 612 638,63 | 36 661 168,89 | |||
19 612 638,63 | 56 273 807,52 | |||
К недостаткам простого метода окупаемости следует отнести то, что он игнорирует период освоения проекта (период проектирования и строительства), отдачу от вложенного капитала, т. е. не оценивает его прибыльность, а также не учитывает различий цены денег во времени и денежные поступления после окончания возврата инвестиций. Иными словами этот показатель не учитывает весь период функционирования проекта. Однако недоучет различий цены денег во время легко устранить. Для этого необходимо лишь рассчитать каждое из слагаемых кумулятивной суммы денежных доходов с использованием коэффициента дисконтирования.
Расчет периода возврата инвестиций по таблице 5.4 (по потоку наличности):
Остаток = 1 — (19 612 638,63 + 19 612 638,63 — 22 176 747,16) / 19 612 638,63 = = 0,13;
Твоз = 1 + 0,13 = 1,13 года.
Показатели оценки эффективности инвестиций, направленных на внедрение нового сепарационного оборудования приведены в таблице 5.5:
Таблица 5.5 — Показатели экономической эффективности проекта
Показатели | Значение | |
Капитальные вложения, руб. | 22 176 747,16 | |
Чистая прибыль, руб. | 19 612 638,63 | |
Чистый дисконтированный доход, руб. | 12 784 061,84 | |
Внутренняя норма рентабельности,% | ||
Индекс рентабельности инвестиций | 10,42 | |
Период возврата, лет | 1,13 | |
Заключение
В связи с тем, что не была коренным образом изменена конструкция, то ресурс между ремонтами не изменился, а так же в простои в ремонтах.
В ходе реконструкции автоклав не был заменен другим, не изменился характер и требования к обслуживанию, поэтому трудоемкость обслуживания осталась без изменений.
Затраты на покупку сырья остались прежними, так как размер затрат рассчитывается умножением нормы расхода на единицу продукции на стоимость единицы сырья, а норма расхода не изменилась.
Капитальные затраты на реконструкцию составили 22 176 747,16 руб., в них включены затраты на покупные изделия, расходы на демонтаж и монтаж рабочего органа, зарплата монтажников и другие расходы.
Годовой прирост чистой прибыли составил 19 612 638,63 руб., который увеличился за счет снижения себестоимости единицы продукции.
Рентабельность капитальных вложений составила 88,44%, то означает что затраты на реконструкцию были оправданы. Рентабельность определяет эффективность проведения реконструкции, так как сумма прибыли не дает представления о целесообразности ее проведения.
Срок окупаемости капитальных вложений реконструкции составляет 1,13 года.
Список использованных источников
1. Система технического обслуживания и ремонта оборудования предприятий химической промышленности — М.:Химия, 1989;
2. Пасюк. М. Ю. Организация производства и управление предприятием. Методические указания к курсовому проекту и экономическое обоснование диплома / М. Ю. Пасюк, Е. И. Сидорова. — Минск: БГТУ, 2008. — 17 с.;
3. Данные конструкторско-технологической практики.