Понятие таможенной процедуры.
Виды и назначение таможенных процедур
Ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры Ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры в соответствии со ст. 207 ТК несет декларант в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза. Однако несвоевременное внесение изменений в законодательные акты не позволяло реализовать положения ст. 207 ТК на практике… Читать ещё >
Понятие таможенной процедуры. Виды и назначение таможенных процедур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ Юридический факультет Кафедра таможенно-правовых дисциплин Курсовая работа на тему: «Понятие таможенной процедуры. Виды и назначение таможенных процедур»
Выполнила Л. Н. Антушева Проверил В. А. Бабайлов Киров, 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР
1.1 Понятие таможенной процедуры
1.2 Сущность и условия применения таможенных процедур
1.3 Назначение и особенности таможенных процедур
2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР
2.1 Основные таможенные процедуры
2.2 Экономические процедуры
2.3 Завершающие таможенные процедуры
2.4 Специальная таможенная процедура
3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ ПОД ТАМОЖЕННУЮ ПРОЦЕДУРУ И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ИХ УСЛОВИЙ
3.1 Помещение под таможенную процедуру
3.2 Таможенный контроль за соблюдением условий таможенных процедур
3.3 Ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Рассматривая данную тему стоит отметить, что понятие таможенная процедура является одним из главнейших понятий таможенного права.
С вступлением в силу ТК ТС в практику таможенных органов Российской Федерации были внедрены новые понятия, по-новому стали регулироваться ряд правоотношений, для привычных таможенных процессов была изменена их правовая природа и смысловое наполнение. Соблюдение таможенного законодательства обеспечивает стабильность товарооборота между государствами и субъектами хозяйствования. Сфера таможенных режимов (процедур) претерпела некоторые изменения в связи с принятием Таможенного кодекса Таможенного союза, так ТК ТС заменил понятие таможенные режимы таможенными процедурами. С принятием нового кодекса понятийный аппарат стал более точным и универсальным, поскольку переименование института таможенных режимов позволяет избежать определения таможенного режима через понятие таможенной процедуры. Указанные изменения в правовой базе таможенного регулирования обуславливают актуальность курсовой работы.
Также необходимо подчеркнуть, что знание особенностей применения таможенной процедуры со стороны таможенного органа позволяют способствовать развитию разнообразных форм экономической деятельности, наполнению федерального бюджета, пресекать нарушения в таможенной сфере и т. п. Ориентация на мировые стандарты осуществления таможенных процедур изменила концепцию таможенного регулирования в сторону способствования осуществления внешнеэкономических операций с учетом государственных интересов. Таможенная политика является важнейшим компонентом внутренней и внешней политики Российского государства и направлена на наиболее эффективное использование инструментов таможенного права, таможенного регулирования и контроля за товарообменом на конкретной территории, а также на участие в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка и стимулирование развития экономики в целом.
Объект исследования — сущность категории «таможенная процедура».
Предмет исследования — таможенная процедура, как средство таможенного регулирования.
Целью работы является рассмотрение понятия таможенных процедур, а также условия, виды и порядок применения таможенных процедур для таможенных целей. Для выполнения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие таможенной процедуры;
2. Рассмотреть применение и назначение таможенных процедур;
3. Изучить виды таможенных процедур;
4. Рассмотреть правовое регулирование помещения под таможенную процедуру и контроль за соблюдением их условий.
Теоретической и методологической основой исследования послужили такие методы как анализ литературы и изучение нормативных документов, сравнительно-описательный и сравнительно-сопоставительный методы, метод формализации, а также анализ отдельных понятий и явлений.
Информационную базу исследования составили законодательные акты, нормативно-справочные материалы, публикации в средствах массовой информации, материалы Интернет-источников.
Структуру курсовой работы составляет введение (во введении указывается актуальность исследования, определяются основные цель и задачи исследования, предмет и объект), основная часть (трех глав), заключение, список использованных источников литературы и приложения.
1. ОСНОВЫ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР
1.1 Понятие таможенной процедуры Таможенная процедура — это понятие в российском законодательстве, введено в оборот вместе с принятием Россией Таможенного Кодекса Таможенного союза. В соответствии со ст. ст. 224 и 225 Закона о таможенном регулировании, товары, ввозимые в Российскую Федерацию или вывозимые из Российской Федерации, подлежат помещению под одну из таможенных процедур, установленных ст. 202 ТК ТС.
Таможенная процедура представляет собой совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на территории Таможенного союза или за ее пределами. Перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза на их владельцев обязанность поместить такие товары под одну из таможенных процедур, предусмотренных действующим законодательством, и соблюдать условия конкретных таможенных процедур. Лицо вправе в любое время выбрать любую таможенную процедуру или изменить ее на другую в соответствии с Таможенным кодексом.
Отдельные таможенные процедуры определяют порядок исчисления таможенных пошлин и налогов, особенности их уплаты и устанавливают льготы по уплате таможенных пошлин и налогов, их виды, условия и порядок представления.
Вывод об определенной самостоятельности норм ТК ТС, регулирующих правоотношения, возникающие при применении таможенных процедур, основанный на практике их применения, позволяет сделать их анализ. У специалистов есть основания выделить их в качестве взаимосвязанных норм, которые регулируют самостоятельную совокупность общественных отношений, то есть являются правовым институтом таможенного законодательства Союза. Правоотношения, возникающие при применении таможенных процедур, подробно регламентированы, поэтому их участники могут действовать только в рамках норм, установленных в таможенном законодательстве ТС.
Таможенная процедура — это порядок пользования и распоряжения товарами на таможенной территории или за её пределами, зависящий от целей перемещения через таможенную границу и устанавливающий режим уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров. Данное определение, отражающее суть таможенной процедуры.
Правовая категория «таможенная процедура» определяет принципиальную возможность для лица быть участником таможенных правоотношений, а правовой статус товаров, к которым применена таможенная процедура, установленная Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), определяет границы прав и обязанностей хозяйствующего субъекта. Таможенные процедуры представляют собой совокупность условий (правил), определяющих статус товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС.
Правовые нормы, установленные таможенным законодательством ТС, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе выполнения действий, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ТС являются предметом правового института «таможенная процедура». Основной принцип, который должен быть в данном случае соблюден, — это установление в отношении перемещаемых товаров при их очистке одной из процедур, предусмотренных таможенным законодательством ТС.
Отталкиваясь от такого понимания слова «процедура», таможенную процедуру можно определить, как порядок пользования и распоряжения товарами на таможенной территории или за ее пределами, зависящий от целей перемещения через таможенную границу и устанавливающий режим уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров. Иными словами, таможенная процедура определяет порядок использования товаров или транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ТС, т. е. пределы пользования товарами.
1.2 Сущность и особенности применения таможенных процедур Сущность таможенных процедур состоит в том, что в них отражены условия и формальности, которые должны соблюдаться в отношении товаров, помещенных под соответствующую процедуру.
С помощью таможенных процедур определяются:
— конкретный порядок перемещения товаров через таможенную границу РФ в зависимости от их предназначения (цели перемещения);
— условия нахождения и использования товаров на (вне) таможенной территории РФ; - права и обязанности лица (в том числе участника ВЭД), выбравшего ту или иную таможенную процедуру;
— в некоторых случаях требования к товарам и правовому статусу лица, перемещающего их через таможенную границу РФ.
Каждая из предусмотренных ТК ТС таможенных процедур перемещения товаров, а также отдельно взятая специальная таможенная процедура представляют собой совокупность требований, обусловленных: порядком таможенного оформления товаров; производством таможенного контроля товаров; особенностями уплаты таможенных пошлин, налогов. Независимо от вида отдельной таможенной процедуры в ТК ТС содержатся условия применения таможенной процедуры, которые должны соблюдаться во всех случаях выбора любой из существующих процедур. К таким условиям отнесены:
1) обязательность заявления таможенной процедуры. Любое перемещение товаров через таможенную границу возможно только в соответствии с одной из предусмотренных ТК ТС таможенных процедур. Конкретная таможенная процедура фиксируется при декларировании;
2) право выбора любой таможенной процедуры. Каждый участник ВЭД самостоятельно выбирает таможенную процедуру при условии соблюдения всех её требований;
3) обязательность соблюдения запретов и ограничений при помещении товаров под таможенную процедуру. Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, а также требования, установленные в целях валютного контроля, обязаны соблюдаться лицами вне зависимости от заявленной таможенной процедуры;
4) обязательность соблюдения разрешительного порядка выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Для получения разрешения на помещение товара под таможенную процедуру таможенному органу представляются только те документы и сведения, которые подтверждают соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру, предусмотренную ТК ТС. Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товаров таможенным органом. Выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой возможен только после того, как таможенный орган проверит соблюдение декларантом всех условий, предусмотренных ТК ТС для помещения товара под избранную таможенную процедуру, а в отдельных случаях и требований таможенного органа о принятии мер по обеспечению уплаты таможенных платежей;
5) обязательность соблюдения условий и требований избранной таможенной процедуры, в соответствии с которой товар был выпущен;
6) право изменения выбранной таможенной процедуры на иную в соответствии с ТК ТС. Каждый участник ВЭД вправе в любое время изменить избранную таможенную процедуру на иную при условии соблюдения требований изменяемой и избираемой таможенных процедур;
7) обязательность приостановления действия таможенной процедуры при изменении статуса товара. В случае изъятия товара по делу о нарушении таможенных правил, например, в качестве вещественного доказательства, действие таможенной процедуры в отношении этого товара приостанавливается.
Содержание таможенных процедур включает:
— направление перемещения через таможенную границу;
— цель перемещения;
— статус товаров;
— условия помещения товаров под таможенную процедуру;
— порядок применения ограничений, установленных законодательством о регулировании Внешней Экономической Деятельности (далее-ВЭД)
— порядок применения таможенных пошлин и налогов;
— другие требования и условия, предусмотренные Таможенным кодексом таможенного союза.
Действие таможенной процедуры также приостанавливается при помещении иностранного товара под таможенную процедуру таможенного склада, например, процедура временного ввоза приостанавливается при помещении временно ввезенных товаров на таможенный склад.
Начало действия таможенной процедуры при ввозе товаров — момент пересечения таможенной границы РФ. При вывозе товаров таможенная процедура начинает действовать с начала таможенного оформления, с момента их размещения в зоне таможенного контроля.
Выбор и изменение таможенной процедуры — по выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру, в порядке и на условиях, которые предусмотрены таможенным кодексом таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза. Лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую в соответствии с ТК ТС.
1.3 Назначение и особенности таможенных процедур Институт таможенных процедур является базовым, системообразующим в таможенном праве. Таможенные процедуры представляют собой разновидность публично-правовых, а законодатель определяет их в качестве особого вида юридической процедуры — таможенной. Наряду с иными процедурами действие таможенных процедур во времени образуют стадии таможенного процесса, последовательное прохождение которых позволяет декларанту достичь основной цели перемещения груза, а государству обеспечить законность такого перемещения и пополнить бюджет за счет таможенного обложения и применения нетарифных мер экономического характера.
Назначение таможенных процедур состоит в их упрощении и гармонизации.
Особенности таможенных процедур заключаются в следующем:
— перечень таможенных процедур установлен ТК ТС;
— таможенная процедура отражает алгоритм законного вариативного поведения;
— процедурные нормы ТК ТС имеют императивный характер;
— применение таможенной процедуры служит задачам достижения конкретного, разрешенного законом результата;
— обязательным участником процедурных отношений является таможенный орган и лицо, ответственное за совершение действий с товарами и транспортными средствами;
— таможенная процедура позволяет избрать наиболее приемлемый статус товаров и транспортных средств с точки зрения цели их перемещения через таможенную границу, нахождения его на таможенной территории России или за ее пределами; - вариативность поведения заинтересованных в перемещении товаров лиц в рамках таможенной процедуры ограничивается необходимостью получения разрешения таможенного органа на ее использование; - завершение в установленном ТК порядке действия таможенной процедуры является предпосылкой для наступления следующего этапа таможенного процесса либо стадии производств, иных таможенных процедур, его образующих;
— во время процедурных отношений, а также в результате достижения определенной цели уполномоченный орган принимает правовой акт управления (промежуточный или окончательный);
— охрана от нарушений положений таможенных процедур обеспечивается принудительными мерами.
Поскольку таможенные процедуры являются специфической разновидностью процедур, названные признаки характерны и для них. В отличие от процедур специального характера, таможенные процедуры призваны обслуживать законность перемещения товаров для коммерческих целей. Таможенная процедура избирается декларантом самостоятельно, тогда как процессы оформления и контроля являются обязательными при любом характере перемещения грузов.
Наряду с необходимостью таможенного контроля, уплаты таможенных платежей, совершение таможенных операций служат «спусковым крючком» для действия режимных правил, предусматривающих больший объем тарифных и нетарифных льгот, с одной стороны, и наличие дополнительных обременений для декларанта, с другой.
На заинтересованное в использовании таможенной процедуры лицо распространяются не только общие требования по соблюдению запретов и ограничений, не имеющих экономического характера, но и специальные обязанности, сопряженные с действием избранного таможенной процедуры.
В системе таможенной процедуры условно можно выделить три составляющие части — подсистемы:
1. Нормативно — регулятивная подсистема состоит из основных принципов правового регулирования, нормативных правовых актов, устанавливающих порядок применения таможенных процедур, а также устанавливающих ответственность за нарушение «процедурных» мероприятий.
2. Организационная подсистема представляет собой совокупность «процедурных» органов и органов, с которыми взаимодействуют «процедурные» органы (Минэкономразвития России, Минфин России, ФНС России, и др.).
3. Материально — техническая подсистема включает соответствующую таможенную инфраструктуру (складские помещения, транспорт, охранные и сигнализационные системы, помещения магазинов беспошлинной торговли, таможенные лаборатории и т. д.).
2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР В ТК ТС отсутствует разделение таможенных процедур на группы, как это было Таможенном кодексе РФ. И всё же разделим виды таможенных процедур по целям на четыре группы.
2.1 Основные таможенные процедуры К первой группе относятся, так называемые основные таможенные процедуры, для которых характерен общий, без каких-либо изъятий и ограничений порядок применения таможенных средств и методов регулирования. С экономической точки зрения основные таможенные процедуры выступают как относительно самостоятельные и завершенные коммерческие операции. К основным таможенным процедурам относятся:
1. Выпуск для внутреннего потребления. Основной характеристикой данной таможенной процедуры является возможность пользоваться и (или) распоряжаться товарами после их выпуска без каких-либо ограничений, в том числе временного характера, т. е. товары приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории ТС.
Согласно ст. 210 ТК ТС, условиями помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления являются:
— уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;
— соблюдения запретов и ограничений;
— представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Следует учитывать, что несоблюдение таких мер влечет условный выпуск товаров, что, в свою очередь, предопределяет статус таких товаров как иностранных и налагает ряд ограничений, связанных с пользованием и (или) распоряжением указанными товарами (запрет на передачу товаров третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом). Например, в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, на использование (эксплуатацию, потребление) таких товаров налагается запрет (статьи 200 ТК ТС. Также будут считаться условно выпущенными товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов либо если на счета таможенных органов не поступили суммы подлежащих уплате таможенных платежей.
Одной из особенностей таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления является совпадение моментов помещения товаров под таможенную процедуру (момент начала действия таможенной процедуры) и окончания действия таможенной процедуры. Таким моментом является выпуск товаров.
Момент окончания действия рассматриваемой таможенной процедуры сопряжен с изменением статуса товаров как находящихся под таможенным контролем иностранных товаров на товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории ТС.
Осуществление таможенным органом выпуска в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления приводит к изменению статуса товара для таможенных целей — товар считается находящимся в свободном обращении.
2. Экспорт — это таможенная процедура, при которой товары ТС вывозятся за пределы таможенной территории ТС и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами. Под таможенную процедуру экспорта допускается помещение товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры временного вывоза или переработки вне таможенной территории, без их фактического предъявления таможенным органам.
Исходя из содержания рассматриваемой таможенной процедуры лицу предоставляется полная свобода пользования и распоряжения товарами после их вывоза с таможенной территории ТС, но при этом в отношении товаров должны быть уплачены таможенная пошлина и сбор за таможенное оформление, а также соблюдены все ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и выполнены все иные условия, установленные ТК ТС, и постановлениями Комиссии таможенного союза.
Основной особенностью данной таможенной процедуры является то, что под него могут быть помещены только товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории ТС.
Согласно ст. 4 ТК ТС категорию товаров, имеющих для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории ТС (товары таможенного союза) составляют:
— товары, полностью произведенные на территории ТС и не вывезенные ранее за пределы таможенной территории ТС;
— товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории ТС;
— товары, изготовленные в ТС из полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения товаров.
3. Таможенный транзит — это таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории ТС, в том числе через территорию государства, не являющегося членом ТС, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования. Таможенный транзит применяется при перевозке:
— иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;
— иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;
— иностранных товаров, а также товаров таможенного союза от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;
— иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа;
— товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза.
2.2 Экономические процедуры Вторую группу составляют так называемые экономические таможенные процедуры, которые имеют своей целью решение определенных экономических задач и прямо или косвенно связаны с коммерческой деятельностью.
Экономические таможенные процедуры предоставляя определенные экономические выгоды, допускают использование товара только в строго определенных целях. Они предоставляют их пользователям заранее определенные экономические выгоды и преимущества в форме полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов (либо возврата ранее уплаченных таможенных платежей), неприменения мер экономической политики (количественных ограничений, лицензирования и других средств нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности).
Разрешение на применение экономических таможенных процедур выдается только при наличии экономического обоснования проведения предполагаемых операций. Таким образом, предоставление экономических таможенных процедур носит целевой и индивидуализированный характер. К экономическим таможенным процедурам относятся:
1. Переработка на таможенной территории — это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории ТС в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории ТС.
В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС и помещаемых под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, применяются все запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Под рассматриваемую таможенную процедуру могут помещаться как товары, ввозимые на таможенную территорию ТС для проведения операций по переработке, так и товары, ранее помещенные под иные таможенные процедуры.
2. Переработка для внутреннего потребления — это таможенная процедура, при которой товары ТС вывозятся с таможенной территории ТС с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории ТС в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию ТС.
При последующем выпуске продуктов переработки для свободного обращения подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к продуктам переработки. Под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления могут помещаться иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные процедуры, при соблюдении требований и условий, предусмотренных ТК ТС.
Особенностью рассматриваемой таможенной процедуры является круг операций при переработке товаров при таможенной процедуре переработки для внутреннего потребления. К таким операциям относятся (ст. 266 ТК ТС): — переработку или обработку товаров, при которой иностранные товары теряют свои индивидуальные характеристики;
— изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку.
Проведение иных операций при использовании рассматриваемой таможенной процедуры не допускается.
3. Переработка вне таможенной территории — это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории ТС в установленные сроки без уплаты ввозных таможенных пошлин, с применением запретов и ограничений, а также ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при условии последующего помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.
При помещении товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории предоставляется полное условное освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин. К вывозимым товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
При вывозе товаров в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории освобождение от уплаты, возврат либо возмещение внутренних налогов не производятся.
4. Временный ввоз (допуск) — это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта. В ряде случаев при необходимости использования иностранных товаров на таможенной территории ТС временно, например, при организации выставок, ввозе товаров для пользования представительствами иностранных юридических лиц на территории ТС и так далее целесообразно использовать таможенную процедуру временного ввоза, предполагающий применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в течение срока временного ввоза.
5. Таможенный склад — это таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин.
В ряде случаев импортеру товаров на территорию ТС ввиду отсутствия на момент декларирования ряда разрешительных документов, денежных средств, необходимых для уплаты таможенных пошлин, налогов при выпуске товаров для внутреннего потребления, для решения вопроса о целесообразности оставления товаров для внутреннего потребления на таможенной территории ТС, в целях приостановления действия таможенных процедур в отношении иностранных товаров, не предусматривающих выпуска для свободного обращения, а также исходя из иных соображений, когда целесообразно использовать таможенную процедуру таможенного склада. В отдельных случаях таможенная процедура таможенного склада используется также и экспортером товаров.
6. Свободная таможенная зона — это процедура представляет собой особую модель взаимовыгодного сотрудничества государства и участников внешнеэкономической деятельности. Это сотрудничество заключается в предоставлении участнику внешнеэкономической деятельности таможенных льгот и льгот по внутреннему налогообложению, возможности осуществлять свою производственную и иную деятельность на территории свободной зоны, а также продавать свою продукцию на национальном или внешнем рынке.
На территориях указанных зон применяется льготный, по сравнению с действующим на остальной части таможенной территории Российской Федерации, режим налогообложения, в том числе при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, а также в связи с таким перемещением.
Основной особенностью указанных зон является то, что при ввозе товаров на их территории допускается заявление любой таможенной процедуры, в зависимости от целей такого перемещения. То есть они представляют собой территориальные образования, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации, при ввозе на которые, наряду с общим порядком перемещения, применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны (свободного склада).
7. Свободный склад — это таможенная процедура, при которой товары размещаются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничении в отношении товаров ТС. Принципы и характер функционирования свободных складов позволяют судить о том, что свободный склад представляет собой узкоспециализированную малую свободную зону. В настоящее время указанный институт имеет применение только в сфере автомобильной промышленности, однако, как представляется, в будущем будет использован и для целей реализации крупномасштабных инвестиционных проектов в различных сферах экономики.
Свободный склад учреждается по решению Правительства Российской Федерации при условии наличия соответствующего соглашения на реализацию крупномасштабного инвестиционного проекта, продолжительность которого не может превышать семи лет и, как представляется, не может быть менее пяти.
Таможенные процедуры, указанные в подпунктах 6 и 7, устанавливаются международными договорами государств — членов Таможенного союза.
2.3 Завершающие таможенные процедуры таможенный процедура правовой ответственность Третья группа таможенных процедур — завершающие таможенные процедуры, характеризующиеся окончанием предшествующих таможенных процедур и завершением таможенного контроля по завершению действия любой из них.
1. Реимпорт — это процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию ТС в течении трех лет без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
Товары, помещенные под таможенную процедуру реимпорта, приобретают статус товаров, выпущенных для свободного обращения. Таможенная процедура реимпорта отнесен законодателем к группе завершающих таможенную процедуру и предполагает завершение нахождение товаров, ранее вывезенных с таможенной территории ТС за ее пределами путем их обратного ввоза на эту территорию.
2. Реэкспорт — это процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию ТС, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
Таможенная процедура реэкспорта применяется для осуществления вывоза иностранных товаров с таможенной территории ТС, в том числе товаров, ввезенных на таможенную территорию с нарушением установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов на ввоз и подлежащих в соответствии с п. 2 ст. 152 ТК ТС немедленному вывозу с таможенной территории ТС, если иное не предусмотрено ТК ТС или иными нормативами. Таможенная процедура реэкспорта завершается действие таможенной процедуры временного ввоза при вывозе иностранных товаров с таможенной территории ТС. Под таможенную процедуру реэкспорта могут помещаться товары:
— иностранные товары, находящиеся на таможенной территории таможенного союза, в том числе ввезенные с нарушением мер нетарифного регулирования, и продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;
— товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если эти товары возвращаются по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке, при соблюдении следующих условий:
— товары помещаются под таможенную процедуру реэкспорта в течение одного года со дня, следующего за днем выпуска для внутреннего потребления; таможенному органу представлены документы, в соответствии со статьей 299 ТК ТС;
— товары не использовались и не ремонтировались на таможенной территории таможенного союза, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров;
— товары могут быть идентифицированы таможенным органом.
При реэкспорте товаров, ранее выпущенных для свободного обращения, производится возврат уплаченных при таком выпуске сумм таможенных пошлин, налогов. Такие товары для целей возврата уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 301 ТК ТС должны вывозиться в течение шести месяцев со дня их выпуска для свободного обращения.
3. Уничтожение — это процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Под уничтожением товаров понимаются обезвреживание или приведение товаров в состояние, при котором они частично или полностью утрачивают свои потребительские и (или) иные свойства и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.
В соответствии со статьей 308 ТК ТС уничтожение допускается, если товары, подвергнутые уничтожению, не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом (при применении критерия экономической выгодности, как представляется, следует исходить из сопоставления стоимости восстановления товаров в первоначальное состояние и средней рыночной стоимости аналогичных товаров на день помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения).
Под таможенную процедуру уничтожения не могут помещаться товары (ст. 308 ТК ТС):
— культурные, археологические, исторические ценности;
— животные и растения, относящиеся к видам, охраняемым в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза и (или) международными договорами их частей и дериватов, за исключением случаев, когда требуется их уничтожение в целях пресечения эпидемий и эпизоотий и распространения карантинных объектов;
— товары, принятые таможенными органами в качестве предмета залога, до прекращения отношений залога;
— изъятые товары или товары, на которые наложен арест, в том числе являющиеся вещественными доказательствами, в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза;
— иные товары, перечень которых определяется решением Комиссии таможенного союза. Уничтожение товаров не допускается, если такое уничтожение: -может причинить вред окружающей среде или представляет опасность для жизни и здоровья людей;
— производится путем потребления товаров в соответствии с их обычным предназначением;
— может повлечь расходы для государственных органов государствчленов таможенного союза.
4. Отказ в пользу государства — таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства — члена ТС без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.
Как альтернативный вариант таможенной процедуре уничтожения в отношении товаров, использование которых на таможенной территории ТС, а также вывоз с этой территории, нецелесообразны или коммерчески невыгодны, по желанию декларанта может быть применен таможенная процедура отказа в пользу государства. Как и в случае уничтожения, декларант, помещая товары под таможенную процедуру отказа в пользу государства, утрачивает права собственности на такие товары, передавая в последнем случае такие права государству.
Под таможенную процедуру отказа в пользу государства, в отличие от таможенной процедуры уничтожения, могут быть помещены только иностранные товары (п. 1 ст. 311 ТК ТС).
Ответственность перед третьими лицами за отказ от товаров в пользу государства несет декларант. Таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.
2.4 Специальная таможенная процедура Четвертая группа таможенных процедур, так называемые специальные таможенные процедуры предусматривает в основном узконаправленное (конкретно определенное) использование товаров, полностью освобожденных от уплаты таможенных платежей.
Специальная таможенная процедура — это процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории ТС или за ее пределами.
1. Временный вывоз — это процедура, при которой товары ТС вывозятся и используются в течение установленного срока за пределами таможенной территории ТС с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реимпорта.
Содержание данной таможенной процедуры предполагает его использование в большинстве случаев для организации выставочных, спортивных и иных зрелищных мероприятий. Согласно ст. 286 ТК ТС, условием помещения товаров под таможенную процедуру временного вывоза является возможность идентификации временно вывозимых товаров таможенным органом при их обратном ввозе (реимпорте), за исключением случаев, когда в соответствии с международными договорами Российской Федерации допускается замена временно вывезенных товаров товарами того же типа.
Не допускается помещение под таможенную процедуру временного вывоза (п. 2 ст. 286 ТК ТС):
— пищевых продуктов, напитков, включая алкогольные, табака и табачных изделий, сырья и полуфабрикатов, расходуемых материалов и образцов, за исключением случаев их вывоза в единичных экземплярах в рекламных и (или) демонстрационных целях или в качестве выставочных экспонатов либо промышленных образцов;
— отходов, в том числе промышленных;
— товаров, запрещенных к вывозу за пределы таможенной территории таможенного союза.
2. Беспошлинная торговля — это процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
Согласно ст. 303 ТК ТС, под таможенную процедуру беспошлинной торговли могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, вывозу за пределы таможенной территории таможенного союза, а также товаров, запрещенных к обороту на территориях государств — членов таможенного союза.
3. Иные специальные таможенные процедуры.
Специальная таможенная процедура устанавливается законодательством государства — члена таможенного союза в соответствии с условиями и в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии таможенного союза.
Сроки нахождения товаров под специальной таможенной процедурой, случаи возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также наступления срока их уплаты при применении специальной таможенной процедуры, порядок завершения, приостановления и возобновления действия специальной таможенной процедуры, ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза. В отношении отдельных категорий товаров Правительство Российской Федерации устанавливает условия помещения товаров под специальную таможенную процедуру в случаях, определенных таможенным законодательством Таможенного союза.
3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ ПОД ТАМОЖЕННУЮ ПРОЦЕДУРУ И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ИХ УСЛОВИЙ
3.1 Помещение под таможенную процедуру Товары, ввозимые в Российскую Федерацию, подлежат помещению под одну из таможенных процедур в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза и настоящим Федеральным законом, за исключением товаров:
1) происходящих с таможенной территории Таможенного союза (территории государства — члена Таможенного союза);
2) выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Таможенного союза. Для целей применения настоящего Федерального закона товарами, выпущенными для свободного обращения на таможенной территории Таможенного союза, считаются товары, в отношении которых уплачены ввозные таможенные пошлины по тем же ставкам, что и в Российской Федерации, и в отношении которых соблюдены те же запреты и ограничения, что и в Российской Федерации;
3) изготовленных из товаров, происходящих с территории Таможенного союза или выпущенных для свободного обращения на территориях государств — членов Таможенного союза.
Товары, вывозимые из Российской Федерации, подлежат помещению под одну из таможенных процедур, если товары предназначены к вывозу за пределы таможенной территории Таможенного союза. В иных случаях товары, вывозимые из Российской Федерации, подлежат помещению под таможенную процедуру, если это предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза или актами Правительства Российской Федерации. Помещение товаров под таможенную процедуру осуществляется в порядке и на условиях, которые определены Таможенным кодексом Таможенного союза и настоящим Федеральным законом. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле определяет порядок осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешений на помещение товаров под таможенные процедуры, формы таких разрешений, а также устанавливает порядок и технологии совершения таможенных операций в зависимости от категорий товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, видов транспорта, а также категорий лиц, перемещающих товары.
3.2 Таможенный контроль за соблюдением условий таможенных процедур Таможенный контроль за соблюдением условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров таможенного союза, проводится таможенными органами того государства-члена таможенного союза, на территории которого товары выпущены в соответствии с такой таможенной процедурой, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Таможенный контроль в отношении товаров, указанных в пункте 1ст. 206 ТК ТС, находящихся на территории иного государства-члена таможенного союза, чем-то государство, таможенным органом которого выпущены товары, проводится в соответствии с главой 17 ТК ТС.
Для проверки соблюдения условий помещения товаров под заявленную декларантом таможенную процедуру, должностное лицо таможенного органа изучает представленные документы и, если необходимо, может запрашивать дополнительные. Обязанность представления подтверждающих документов, пояснений возлагается на декларанта. При этом перечень необходимых документов закреплен в статье 183 ТК ТС. К таким документам относятся:
1) документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;
2) документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;
3) транспортные (перевозочные) документы;
4) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;
5) документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
6) документы, подтверждающие страну происхождения товаров;
7) документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
8) документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;
9) документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов;
10) документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;
11) документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;
12) документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля и др.
Если в документах не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация. Перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц, может быть сокращен в соответствии с таможенным законодательством ТС или законодательством государств — членов ТС. Если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров и в некоторых случаях после выпуска товаров. При таможенном декларировании товаров представляются оригиналы документов либо их копии. Таможенный орган вправе проверить соответствие копий представленных документов их оригиналам. Если при таможенном декларировании товаров в таможенный орган ранее представлялись документы, которые используются при таможенном декларировании, достаточно представления копий таких документов либо указания сведений о представлении таможенному органу таких документов. При таможенном декларировании товаров документы могут представляться в виде электронных документов.
Таможенные органы могут принимать и использовать при таможенном декларировании документы и сведения, составленные на государственных языках государств — членов таможенного союза и на иностранных языках. Таможенный орган вправе потребовать перевод сведений, содержащихся в документах, составленных на языке, не являющемся государственным языком государства — члена ТС.
Так как товары могут перемещаться через таможенную границу с разными целями, и зачастую они ввозятся только на определенное время или следуют транзитом, на эти случаи предусмотрены соответствующие таможенные процедуры. Таможенный контроль за соблюдением условий таких процедур (при помещении под которые товары не приобретают статус товаров ТС) проводится таможенными органами того государства — члена ТС, на территории которого товары выпущены. Если лицо, перемещающее товары через таможенную границу, не соблюдает условия или требования таможенной процедуры, то это лицо несет административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством. Причем применяются правовые нормы той страны — участницы ТС, на территории которой обнаружено нарушение.
Если привлечение лица к административной или уголовной ответственности связано с несоблюдением им таможенной процедуры, которое влечет за собой невозможность дальнейшего ее применения, действие процедуры должно быть завершено в течение 15 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения о привлечении лица к ответственности. Если действие процедуры не завершается, то такие товары задерживаются таможенными органами.
3.3 Ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры Ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры в соответствии со ст. 207 ТК несет декларант в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза. Однако несвоевременное внесение изменений в законодательные акты не позволяло реализовать положения ст. 207 ТК на практике. Например, ст. 16.9 КоАП РФ (в ред. 30 декабря 2011 года) было установлено наказание в виде административного штрафа с конфискацией товаров или без таковой за недоставку товаров в место доставки, перевозимых в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита. Однако применить данное наказание не представлялось возможным, т.к. на тот момент не существовало процедуры внутреннего таможенного транзита, упоминаемой в ст. 16.9 КоАП РФ. Указанную процедуру заменила таможенная процедура таможенного транзита. Отсутствие терминологического единства между законодательством Российской Федерации и ТК привело к невозможности привлечения к административной ответственности за несоблюдение условий таможенной процедуры. В ст. 16.19 КоАП РФ наказания предусмотрены только за несоблюдение таможенного режима, но термин «таможенный режим» в ТК не применяется и заменен термином «таможенная процедура». Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно прийти к следующим выводам, исходя из цели, которую мы ставили при написании данной курсовой работы:
Статья 4 ТК ТС определяет таможенную процедуру как совокупность норм, определяющие для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.
В ТК ТС таможенная процедура выступает как требования, предъявляемые товарам и на основании, которых устанавливается режим пользования и распоряжения имуществом на таможенной территории.
Суть таможенной процедуры заключается в порядке пользования и распоряжения товарами на таможенной территории или за её пределами, зависящий от целей перемещения через таможенную границу, подробно изучена ст. 202 ТК ТС, закрепляющая виды таможенных процедур.
Таможенная процедура является разновидностью административного режима. К видам таможенных процедур относятся:
1) Таможенные процедуры, урегулированные нормами ТК ТС:
1) выпуск для внутреннего потребления;
2) экспорт;
3) таможенный транзит;
4) таможенный склад;
5) переработка на таможенной территории;
6) переработка вне таможенной территории;
7) переработка для внутреннего потребления;
8) временный ввоз (допуск);
9) временный вывоз;
10) реимпорт;
11) реэкспорт;
12) беспошлинная торговля;
13) уничтожение;
14) отказ в пользу государства;
2) Таможенные процедуры, урегулированные иными нормативно-правовыми актами:
4. свободная таможенная зона;
5. свободный склад
6. специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами).
Товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с их таможенными процедурами. Правила, регламентирующие таможенные процедуры, обязательны как для таможенных органов, так и для организаций и лиц, перевозящих товары. Таможенная процедура выбирается лицом, перемещающим товары, и может быть по его желанию заменен другим. Однако выбор этот, как правило, обусловлен рядом обстоятельств: учитываются назначение и характер товара, цели ввоза или перспективы дальнейшего использования, условия, на которых он закупается, и др.
Вопросы, связанные с Применением таможенных процедур, регулируются не только Кодексом, но и рядом дополнительны актов, в том числе ведомственных. Таможенный кодекс Таможенного Союза определяет наиболее общие и принципиальные положения.
В Таможенном кодексе Таможенного союза не урегулированы вопросы ответственности за нарушение требований, ограничений и условий таможенной процедур, а КоАП РФ и УК РФ не соответствуют новому таможенному кодексу, в связи с чем возникает множество проблем при привлечении лиц к ответственности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. «Таможенный кодекс Таможенного союза» (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)
2. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
3. Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об экспортном контроле»
4. Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 329 «О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура и условиях помещение товаров под такую таможенную процедуру».
5. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 375 (ред. от 15.09.2015) «О некоторых вопросах применения таможенных процедур»
6. Басарева К. В. Таможенные процедуры в Таможенном союзе ЕврАзЭС: учеб. пособие/Басарева К.В. — СПб.: ИЦ Интермедия, 2015. — 188 с.
7. Бекяшев К. А., Моисеев Е. Г. Таможенное право. Учебник — 3 изд., — М.: Изд-во Проспект, 2015. — 328 с.
8. Гокинаева И. А. Основы таможенного дела. Часть I. Таможенные процедуры. Учебное пособие. — СПб: Университет ИТМО, 2015. — 58 с.
9. Горбухов В. А. Таможенное право России. Учебное пособие — 4-е изд., — М.: Изд-во Омега-Л, 2014. — 200 с.
10. Матвиенко Г. В. Взаимодействие и классификация таможенных процедур // Финансовое право, 2010, № 4.
11. Свинухов В. Г. Таможенное право: учебник — М.: Магистр, 2015. — 368 с.
12. Трунина Е. В. Комментарий к Таможенному кодексу ТС (постатейный). — М.: Наука, 2014.
13. Чермянинов Д. В. Таможенное право: учебник для бакалавров/Д.В. Чермянинов; отв. ред. Д. Н. Бахрах. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 411 с.
14. http://www.customs.ru/ - официальный сайт Федеральной Таможенной Службы
15. http://www.tks.ru — информационный портал «Таможня для всех»
Приложение Схема процедуры прибытия товаров в таможенный орган