Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Государственное регулирование хозяйственной деятельности

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Очевидно, что реализация товара от покупателя третьим лицам лежит в сфере волеизъявления последнего, а также воли этих третьих лиц. Понуждение покупателя со стороны поставщика в рассматриваемом договоре поставки к заключению договоров с третьими лицами невозможно ни с точки зрения здравого смысла (таких покупателей может просто не быть), ни с точки зрения основных начал гражданского… Читать ещё >

Государственное регулирование хозяйственной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопрос 1. Государственное регулирование хозяйственной деятельности: понятие, значение, способы Хозяйственная деятельность — это деятельность свободных субъектов, которые самостоятельно принимают решения об осуществлении (прекращении) хозяйственной деятельности, сферах приложения своих способностей и ресурсов. Данная деятельность основана на собственных интересах и побуждениях субъектов хозяйствования, в то же время она затрагивает интересы третьих людей.

Экономические (хозяйственные) отношения, как и экономика в целом, не могут не испытывать воздействия со стороны государства. Это касается также рыночной экономики и рыночных отношений, которые обладают безусловными преимуществами, но и недостатками, которые обусловливают необходимость государственного вмешательства.

Решение этих проблем невозможно без ограничения свободы хозяйственной деятельности, ее социально направленного государственного регулирования. В государственном управлении отражается преимущественно публичный интерес. Частный интерес должен защищаться в рамках правосудия.

Государственное регулирование хозяйственной деятельности — это целенаправленная деятельность государства в лице его органов (должностных лиц), направленная на формирование определенных (несвободных) экономических решений субъектов хозяйствования для реализации экономической, научно-технической, социальной политики.

Государственное регулирование экономических (хозяйственных) отношений облекается в правовую форму и находит выражение в законах и других актах законодательства. С другой стороны, конкретные действия по государственному регулированию экономических отношений выражаются в индивидуальных правовых актах. В результате государственное регулирование экономических отношений — это одновременно и государственно-правовое регулирование.

Сочетание частноправовых и публично-правовых начал в регулировании хозяйственной деятельности обусловлено характером отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Хозяйственные отношения выражаются как в отношениях по осуществлению хозяйственной деятельности ее субъектами, так и в отношениях по ее организации и воздействию на хозяйственную деятельность со стороны государства. Поэтому они регулируются нормами и частного (гражданского), и публичного (административного, финансового и др.) права, а нормативные акты в сфере хозяйственной деятельности носят, как правило, комплексный характер.

Оптимальное сочетание частноправовых и публично-правовых начал — одно из основных условий эффективного правового регулирования хозяйственной деятельности.

Частноправовые и публично-правовые начала в регулировании хозяйственной деятельности выражаются в определенных правовых средствах. Последние используются в рамках соответствующих видов (форм) государственного регулирования хозяйственной деятельности, составляющих содержание этого регулирования, а также субъектами хозяйствования при саморегулировании своих отношений.

Правовые средства представляют собой инструменты правового регулирования, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально-полезных целей. Такие средства могут быть: по отраслевой принадлежности — конституционными, гражданскими, административными и т. д.; по характеру — материальными и процессуальными; по функциональной роли — регулятивными и охранительными; по предпочтению интересов — стимулирующими (поощрения, льготы, дозволения) и ограничивающими (наказания, запреты, обязанности). Правовые средства составляют механизм правового регулирования или, наоборот, механизм правового регулирования включает определенные правовые средства. Соответственно механизму правового регулирования общественных, в том числе экономических (хозяйственных), отношений в качестве правовых средств, помимо собственно норм права, выступают правоприменительные акты, договоры, меры поощрения, меры ответственности и др.

Используемые кроме норм права иные правовые средства регулирования общественных отношений закрепляются в действующем законодательстве, т. е. в самих же нормах права. Применительно к хозяйственным отношениям они определяются в Гражданском кодексе Республики Беларусь и других актах законодательства.

На наш взгляд, государственное регулирование хозяйственной деятельности включает следующие виды (формы): регулирование условий хозяйственной деятельности; прямое управление хозяйственной деятельностью; контроль за хозяйственной деятельностью.

Государственное регулирование условий хозяйственной деятельности осуществляется Национальным собранием Республики Беларусь, Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, другими государственными органами, органами местного управления и самоуправления. Оно призвано обеспечить создание для субъектов хозяйственной деятельности стабильных и благоприятных условий хозяйствования. Для государственного регулирования условий хозяйственной деятельности используются, в частности, следующие пути (направления).

К формам государственного регулирования хозяйственной деятельности следует отнести:

определение бюджетно-финансовой политики, денежно-кредитной политики, системы налогов;

проведение амортизационной политики,

проведение инвестиционной политики,

предоставление финансовой помощи,

недопущение (запрещение) определенных видов хозяйственной деятельности или установление определенных ограничений на ее осуществление,

установление исключительного права (монополии) государства на осуществление отдельных видов деятельности,

лицензирование соответствующих видов хозяйственной деятельности,

установление государственных норм и стандартов, антимонопольные меры и развитие конкуренции,

приватизация государственной собственности,

политика ценообразования,

содействие развитию рынка ценных бумаг,

проведение внешнеэкономической и валютной политики,

установление условий пользования землей и другими природными ресурсами;

прямое или косвенное управление хозяйственной деятельностью, определяя условия хозяйственной деятельности, государство осуществляет и контроль за их соблюдением.

Виды (формы) государственного регулирования хозяйственной деятельности закрепляются в законодательных актах и другом действующем законодательстве, как правило, применительно к соответствующей хозяйственной деятельности. Общие нормы о государственном регулировании хозяйственной (предпринимательской) деятельности могут быть предусмотрены в специальном законе об этом или в Хозяйственном кодексе в случае его принятия в дополнение к Гражданскому кодексу Республики Беларусь.

Вопрос 2. Ответственность в хозяйственных правоотношениях: понятие, виды, функции, основания применения. Понятие и виды санкций Имущественный характер отношений в хозяйственной сфере предполагает, что за нарушение установленной обязанности применяются имущественные меры ответственности.

Некоторые ученые определяют ответственностью в хозяйственных отношениях как санкцию, «состоящую в лишении субъекта, нарушившего акт законодательства или условия договора, права и интересы других субъектов, имущества без какой-либо компенсации, применяемую в установленном порядке на основании осуждения поведения нарушителя, как не представившего чрезвычайных оснований, оправдывающих такое поведение».

Но с этой точкой зрения не совсем можно согласиться. Я считаю более верной позицию В. К. Сидорчука, который указывает, что «предусмотренные хозяйственным законодательством последствия, наступающие для субъектов предпринимательства вследствие нарушения ими хозяйственно-правовых норм и хозяйственных договоров, именуются хозяйственно-правовой ответственностью, а меры, применяемые к нарушителю при наличии условий данной ответственности, — хозяйственно-правовыми санкциями».

Таким образом, санкции следует определять как меры, применяемые к нарушителю при наличии условий ответственности.

Ученые в основном сходятся во мнении о функциях хозяйственных санкций. Например С. С. Вабищевич выделяет 4 основных функции:

охранительную. Она заключается в превентивной охране общественных отношений в сфере предпринимательства, предотвращении нарушений норм хозяйственного законодательства;

компенсационную. Эта функция выражается в возмещении субъекту предпринимательской деятельности ущерба, причиненного неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства;

штрафную (карательную). Она состоит в наказании субъекта за нарушение установленных законодательством либо договором обязанностей в сфере хозяйственных отношений. Наказание, в свою очередь, выражается в причинении субъекту имущественных и организационных обременении Оно реализуется путем ограничения, лишения прав либо возложения дополнительных обязанностей;

восстановительную, состоящую в приведении субъекта предпринимательской деятельности в прежнее состояние, которое было нарушено неправомерными действиями других субъектов. Она реализуется, например, посредством отмены акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, не соответствующего законодательству (ст. 15 ГК).

Есть 3 вида ответственности в хозяйственных отношениях: гражданско-правовая, административная и уголовная.

Задача № 2. Управляющий организации, находящейся в процедуре санации, при формировании реестра требований кредиторов не уведомил кредитора о включении его требования в реестр требований кредиторов.

1)Правомерны ли действия управляющего?

хозяйственный правовой санкция Ответ:

Нет, в данном случае управляющий допустил нарушение требований законодательства. Часть четвертая статьи 57 Закона Республики Беларусь от 18.07.2000 г. N 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) обязывает управляющего по требованию кредитора или его полномочного представителя в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования направить данному кредитору или по заявлению кредитора его полномочному представителю выписку из реестра требований кредиторов, содержащую информацию об очередности удовлетворения требований этого кредитора. То есть предоставить кредитору по его запросу дополнительное подтверждение факта включения его требований в реестр. Что касается рассматриваемого случая, то он регламентируется частью второй статьи 93 указанного Закона, которая обязывает управляющего не позднее семи дней после получения требований кредитора и по результатам их рассмотрения, во-первых, внести соответствующие записи в реестр требований кредиторов, во-вторых, уведомить кредитора в срок, не превышающий семи дней со дня получения данного требования.

Более того, даже в случае если требование кредитора не оформлено надлежащим образом, или не представлены все необходимые документы, или не заверены в установленном порядке их копии, то для устранения выявленных погрешностей управляющий предоставляет кредитору срок не менее семи рабочих дней со дня получения кредитором сообщения управляющего о необходимости устранения выявленных погрешностей.

2)Какие существуют процедуры банкротства?

Ответ:

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» существуют следующие процедуры: санация, ликвидационное производство и мировое соглашение Задача № 3. Между двумя коммерческими организациями заключен договор поставки. Условиями договора определено, что покупатель производит оплату за товар по мере его реализации третьим лицам.

Соответствует ли такое условие договора действующему законодательству? Обоснуйте свою точку зрения.

Ответ:

Условие о порядке оплаты поставляемого товара не является существенным условием договора поставки. Это следует из положений статей 424, 456, 476, 486 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК).

В то же время в данном случае представляется возможным вести речь об оплате товара в рассрочку. Так, в соответствии со статьей 459 ГК договором о продаже товара в кредит может быть предусмотрена оплата товара в рассрочку. Договор о продаже товара в кредит с условием о рассрочке платежа считается заключенным, если в нем наряду с другими существенными условиями договора купли-продажи указаны цена товара, порядок, сроки и размеры платежей.

Когда покупатель не производит в установленный договором срок очередной платеж за проданный в рассрочку и переданный ему товар, продавец вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата проданного товара, за исключением случаев, когда сумма платежей, полученных от покупателя, превышает половину цены товара.

Однако согласованная сторонами формулировка договора об оплате за товар по мере его реализации покупателем третьим лицам не устанавливает срока платежа. Согласно статье 191 ГК установленный законодательством, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, то есть событие, которое должно наступить неизбежно и независимо от воли субъектов.

Очевидно, что реализация товара от покупателя третьим лицам лежит в сфере волеизъявления последнего, а также воли этих третьих лиц. Понуждение покупателя со стороны поставщика в рассматриваемом договоре поставки к заключению договоров с третьими лицами невозможно ни с точки зрения здравого смысла (таких покупателей может просто не быть), ни с точки зрения основных начал гражданского законодательства Республики Беларусь, предусматривающих в соответствии с абзацем седьмым части второй статьи 2 ГК, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством (принцип свободы договора).

В связи с этим представляется возможным говорить о том, что реализация товара третьим лицам не является неизбежным событием, что, в свою очередь, дает основания утверждать, что сторонами не согласованы сроки платежей, что является существенным условием договора о продаже товара в кредит с условием о рассрочке платежа в силу указаний закона, приведенных нами выше. По сути в данном случае можно вести речь о том, что стороны поставили совершение сделки под условие, как это предусматривается статьей 158 ГК. Согласно пунктам первому и второму указанной статьи сделка считается совершенной под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит; сделка считается совершенной под отменительным условием, если стороны поставили прекращение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.

Учитывая императивные предписания законодательства о необходимости согласования четкого срока платежа, в данных договорных отношениях, нельзя говорить и о возможности применения понятия неопределенного срока исполнения обязательства, поскольку в рассматриваемой ситуации неопределенность срока означает его несогласованность, что влечет отсутствие у продавца права требовать от покупателя исполнения договора поставки в части оплаты.

Таким образом, предложенная формулировка об оплате за товар по мере его реализации третьим лицам, не предусматривающая установления периода, сроков и размеров платежей за поставляемый товар, делает такой договор поставки незаключенным в силу положений части первой пункта первого статьи 402 ГК, предусматривающих, что договор считается заключенным, только если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. В соответствии со статьей 169 ГК сделка, не соответствующая требованиям законодательства, ничтожна, если законодательный акт не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Однако если из содержания сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) — возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены ГК либо иными законодательными актами.

Список использованных источников

хозяйственный правовой регулирование санкция Нормативные:

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь, 7 дек. 1998 г, № 218−3: с изм. и доп., внес. Законом Респ. Беларусь от 3.07.2011// Консультант Плюс — Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. — Минск, 2014.

2. Об экономической несостоятельности (банкротстве): Закон Республики Беларусь от Закон Республики Беларусь от 18.07.2000 N 423-З (ред. от 31.12.2009) // Консультант Плюс — Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. — Минск, 2014.

Специальная

1. Жандаров В. В. Санкции и ответственность в хозяйственных отношениях // Консультант Плюс — Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. — Минск, 2012.

2. Сидорчук В. К. Пособие «Хозяйственное право» // Консультант Плюс — Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. — Минск, 2012.

3. Вабищевич С. С. Предпринимательское (хозяйственное) право Республики Беларусь: монография / С. С. Вабищевич. — Минск: Молодежное научное общество, 2005. — 447 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой