Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Благотворительность представителей сибирского купечества

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рост переселений привел к организации специальных комитетов для оказания помощи переселенцам. В 1883 г. по инициативе тобольского губернатора В. А. Лысогорского в Тюмени возник первый Временный комитет для оказания помощи переселенцам. Комитет стремился прежде всего обеспечить новоселов помещениями. В 1883 г. пароходовладелец И. И. Игнатов на свои деньги построил казарму для 150 человек и две… Читать ещё >

Благотворительность представителей сибирского купечества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оглавление Введение Глава 1. История благотворительности и меценатств российского государства

1.1 Благотворительная деятельность русского купечества

1.2 Меценатство в России. Религиозные воззрения российского меценатства и благотворительности Глава 2. Благотворительность представителей сибирского купечества

2.1 Благотворительная деятельность купцов в отношении крестьянства

2.2 Благотворительная деятельность сибирских купцов в сфере духовного просвещения Заключение Список использованной литературы

Введение

Актуальность исследования. Благотворительная деятельность является нравственной древнейшей и гуманистической традицией. Она возникла в условиях первобытнообщинного строя, когда шло формирование человеческого общества, становление основных социальных институтов. В нашей стране резкий разрыв с благотворительностью произошёл около 80 лет назад, когда само понятие «благотворительность» практически вышло из официального потребления. Благотворительность является важной составной частью предпринимательской деятельности, направленной на оказание материальной помощи неимущим (добровольная, бескорыстная передача денег, имущества). Традиционными её объектами во всём мире являются люди, страдающие от тяжёлых недугов, инвалиды, имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, а так же дети и взрослые, чьё развитие существенно отличалось от общепринятой нормы.

Общественная благотворительность в России зародилась ещё в домонгольский период. Простейшие виды благотворительности, заключающиеся только в кормлении нищих, оказывались, как свидетельствуют летописи, отдельными «нищелюбцами», среди которых были князья, духовенство и другие виднейшие люди. Благотворительность — явление древнее, как само общество. Ее объектом традиционно принято считать страдающих от тяжелых недугов, больных, увечных, инвалид, сирот, престарелых, нищих.

Сегодня роль купечества в истории России нельзя ограничить теми сторонами его деятельности так характерными для прежних исследований: экономика, торговля, транспорт, городское самоуправление и т. п. В наше время отчетливо просматривается еще одна существенная черта деятельности этого сословия — вклад в его формирование. Весьма значительная часть купечества проявила творческую энергию как особый тип русского человека, характеризующийся высокими морально-психологическими качествами, часто связанные с искренним, чистым отношением не только к своему делу, но и с глубоким, духовным освоением мира культуры, активному творчеству ее.

Такие люди соединяли высокие идеалы христианства с активной позицией в жизни, в профессиональной деятельности, руководствуясь талантом организаторов дела, а в последствии и высшим образованием европейского уровня. Эта деятельность, которой они часто посвящали всю свою жизнь, была связана с традиционными формами поощрения и поддержки искусства и культуры — благотворительностью и меценатством.

В благотворительной деятельности дореволюционной России можно выделить три ее составляющие: частную, общественную и государственную. При этом очевидно, что первые две возникли раньше государственной, еще в догосударственный период.

Благотворительность — творение блага, добра. Это пласт духовнонравственной культуры русского народа, характерная черта его менталитета.

С давних пор, с принятием христианства на Руси, проявлялось милосердие к бедным, нищим, больным, убогим, детям-сиротам. Древнерусские князья, по свидетельству летописцев, отличались «нищелюбием». Самой стародавней и распространенной формой благотворительности русского православного человека является подача милостыни первому встречному с протянутой рукой.

Все же благородные, духовно-нравственные, человеколюбивые мотивы в меценатстве и благотворительности преобладали. Благотворительность всегда являлась престижным делом. Купцы-предприниматели в своих завещаниях предусматривали крупные средства на благотворительные цели.

Объект исследования. Благотворительность, как процесс развития отношений между государством, социальными институтами и гражданами.

Предмет исследования. Сословная благотворительность.

Цель исследования. Раскрыть купеческую благотворительность в Сибири.

Задачи:

— изучить взаимосвязь благотворительности купцов и моральных принципов, норм;

— проанализировать благотворительную деятельность сибирских купцов-предпринимателей.

Методы исследования. Анализ научной литературы и интернет источников; вторичный анализ социологических данных.

Степень научной разработанности. В научной литературе отсутствуют специальные исследования, объектом которых являются природа и сущность благотворительности как социокультурного явления. Вместе с тем, имеются работы, посвященные отдельным проблемам благотворительности, которые осуществляют специалисты из разных областей знания. Так, исследование данного феномена ведется историками, философами и т. д. В соответствии с этим, можно выделить следующие направления изучения благотворительности:

· Благотворительность российского и сибирского купечества (Погребняк А.И.);

· Анализ теоретических основ благотворительности (П. Дерябин, Юлина, Н.С.);

· Анализ конфессиональных направлений развития благотворительности (П. Георгиевский, А. Забелин, B. Юпочевский, М. Мчедлов, И. Петропавловский и др.).

Таким образом, можно заметить, что отсутствуют целостные исследования благотворительности в контексте социологического знания.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части (2 главы по 2 параграфа), заключения, списка использованной литературы и источников.

Глава 1. История благотворительности и меценатств российского государства

1.1 Благотворительная деятельность русского купечества Благотворительность является одной из древнейших русских традиций, которая пришла на Русь вместе с христианством. Аналогичные этому явлению формы существовали также в исламе и других религиях. Частная благотворительность была реакцией сострадательных людей по отношению к тем, кто переживает трудности, несчастья, лишения.

Осуществлять помощь должно было правительство, общественные организации, но у государства никогда не хватало средств на социальные нужды, поэтому никто не должен был мешать частным благотворителям проявлять свое желание помочь попавшим в беду. А такие запрещения все-таки были.

Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием нравственного здоровья. Древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, подаваемую из руки в руку, втайне от постороннего взгляда. В старину говорили: «В рай входят святой милостыней, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается». Благотворителю нужно было воочию видеть людскую нужду, которую он облегчал.

Как в Европе, так и на Руси дело призрения бедных находилось в руках церкви, особенно монастырей. При монастырях возникали богадельни, бесплатные больницы. Великие князья, а потом и цари накануне больших праздников, рано по утрам делали тайные обходы тюрем и богаделен, где из собственных рук раздавали милостыню, посещали убогих людей. Нищенство на Руси считалось одним из средств воспитания народа.

Частная благотворительность на Руси зачастую становилась средством поддержания праздности и превращалась в холодное исполнение церковного приличия: раздачи копеечек просящим, вместо помощи нуждающимся. Со времен царя Федора Алексеевича (1661−1682 гг.) издается ряд указаний против праздного ремесленного нищенства и частной русской милостыни. В тоже время продолжают устраиваться благотворительные учреждения.

Русские купцы и промышленники жертвовали деньги больше на строительство храмов, а нередко и сами строили их. Почти каждый русский предприниматель стремился построить храм.

Петр I был первым, кто попытался запретить частную благотворительность, считая, что она только плодит бездельников. В 1705 г. он приказал рассылать по Москве подьячих с солдатами и приставами, ловить бродячих нищих и наказывать, деньги у них отбирать, милостыню им не подавать, а дающих хватать и подвергать штрафу. Благотворители должны были доставлять свои подаяния в богадельни, существовавшие при церквах и монастырях. Но эта борьба не увенчалась успехом, так как велась насильственными методами и пыталась искоренить следствие, а не причину. Благотворительность снова входит в моду при императрице Елизавете Петровне и Екатерине И. Частная благотворительность развивается в высших слоях общества. На этом поприще приобрел известность И. И. Бецкой. Он получил образование в Париже и всю жизнь посвятил воспитательной работе в России. По его инициативе в г. Петербурге был построен Смольный институт для благородных девиц.

Еще в екатерининские времена в 1776 г. купец первой гильдии, уроженец села Любуши Рязанской губернии Петр Данилович Ларин (1735−1773 гг.) пожертвовал сумму денег на строительство «народного училища», а также крестьянского банка и церкви в своем родном селе. Сам Ларин намеревался посвятить остаток жизни «наблюдению за устройством училища и его деятельностью» .

Незаурядная личность, образованный человек, он имел свою точку зрения на обучение купеческих и крестьянских детей: «грамоте российской, читать и писать по правилам грамматики; чистоте языка и слога; вере и страху Божию; арифметике и некоторым частям высших геометрических наук, для лучшего знания сей для промыслу нужной науки, служащей к счислению и поверию своих дел имущества; познанию русской торговли; и откуда и как оную производить удобнее: познанию того, как вести купеческие по бухгалтерии книги и счета». Однако осуществлению задуманного помешала его внезапная кончина.

С этим связана и своеобразная этика русского бизнеса, и такое уникальное явление, как громадные масштабы благотворительности и меценатства. Купечество играло важную роль в общественной и политической жизни России.

Особое развитие частная благотворительность приобрела в период расцвета либерализма, во времена Александра I. Большей частью благотворительностью занимались женщины, особенно императрицы. Императрица Мария Федоровна, жена Павла I, основала благотворительную организацию «Ведомство учреждений императрицы Марии», просуществовавшую до 1917 г. Жена Александра I — императрица Елизавета Алексеевна — создала общества: «Императорское человеколюбие» и «Женское Патриотическое», последнее, основанное в 1802 г, к концу 1900 г. оказало помощь 160 тыс. неимущих. При Александре I целые сословия и многие частные лица жертвовали средства на создание учебных заведений. Помогала и императрица Александра Федоровнажена последнего царя Николая II.

Профессиональным благотворителем в начале века был принц П. Г. Ольденбургский. Он 42 года жизни отдал служению обездоленным людям. В г. Петербурге он основал училище правоведения, первый ночной детский приют. Петр Георгиевич потратил на благотворительность более 1 млн. рублей. В 1889 г. на Литейном проспекте ему был поставлен памятник с надписью: «Просвещенному благотворителю», после революции 1917 г. памятник снесли.

Предприниматели занимали особое место в благотворительности, которое отражало их положение в обществе. Щедрость российских предпринимателей на благотворительность поражала соотечественников и иностранцев своим размахом. Но дело было не только в том, что купечество обладало большими деньгами. Немалую роль сыграла повышенная религиозность купечества, желание обрести благодать в жизни вечной. Еще одной причиной была отстраненность купечества от насыщенной идейной жизни. Роль, уготованная историей купечеству, не предусматривала увлечения революционными идеями, поэтому купцы выполняли свой общественный долг так, как они его понимали — через частные пожертвования в пользу тех, кто не может сам устроиться в жизни.

На Руси организованная благотворительность как общественная система помощи, призрения ближнего появляется с принятием христианства, с основанием первых монастырей. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы. Пришедшие из Греции первые иноки принесли с собой не только врачебные знания, но и представление о врачевании как о подвижническом долге монахов. На протяжении многих веков монастыри наряду с религиозной деятельностью занимались врачеванием больных. Они накапливали медицинские знания и передавали их из поколения в поколение.

1.2 Меценатство в России. Религиозные воззрения российского меценатства и благотворительности Термин «меценат» является производным от имени вельможи, жившего в Риме в I в. до н. э., Гая Цильния Мецената — знатного и щедрого покровителя наук и искусств.

Благотворительность — добровольное выделение материальных средств в помощь нуждающимся, или на какие-либо общественные нужды с ней связанные, и с готовностью отдавали немалые деньги на развитие просвещения и культуры родного Отечества.

Во-первых, тяга к знанию, образованию, книге формировала из лучших представителей дворянства, купечества, горожан ценителей науки, литературы и искусства. Знаменитые коллекционеры из семей Морозовых, Третьяковых, Рябушинских, Бахрушиных и многих других вышли из русской деревни, генетически были с ней связаны и с готовностью отдавали немалые деньги на развитие просвещения и культуры родного Отечества.

Во-вторых, немаловажную роль играла и заинтересованность российских предпринимателей в квалифицированных специалистах, а, следовательно, в распространении народного просвещения, образования, что способствовало выделению ими средств на строительство школ, училищ, университетов, библиотек и т. д.

В-третьих, благотворительность как форма помощи имущего неимущему, проявление милосердия и сострадания к ближнему являл собою нравственный принцип христианства.

Многие из семей предпринимателей являлись приверженцами старообрядческой веры и сохраняли ее традиции, что наложило отпечаток на их отношение к ближнему.

Состоятельные люди с готовностью жертвовали средства на возведение храмов, учреждение приютов, богаделен, больниц в надежде искупить свои земные грехи и обрести благодать в жизни вечной.

В четвертых, благотворительность по мере вовлечения в нее все большего числа предпринимателей стала приобретать практический характер, обеспечивая нуждающихся и обездоленных надежной профессией и доходом.

В пореформенной России при крайней поляризации богатства и бедности частная благотворительность стала надежным регулятором социальною равновесия. К тому же, система государственного призрения была не способна оказать достаточную помощь всем нуждающимся.

С конца XVIII в. появляются и другие проявления благотворительности в виде меценатства. Меценатство проявилось в виде покровительства искусству, наукам, собирании больших библиотек, коллекций, созданий художественных галерей, театров и т. д., так как культура во все времена не могла полноценно существовать без поддержки.

Меценатство на Западе — это явление, которое наряду с нравственным имело и юридическое основание (снижение налогов или освобождение от них). В России оно чаще всего было связано с религиозными, нравственными понятиями, подчинялось требованиям общественного мнения. Меценатство можно рассматривать как причуды обеспеченных людей, не знающих, куда девать деньги, а можно как способ рекламы своей деятельности. Среди предпринимателей, как и среди других слоев населения, были люди, желавшие жить какой-то другой, более духовной жизнью.

Поддержка всякого рода культурных начинаний была особенностью русской торгово-промышленной среды. Наибольшего размаха меценатство достигло во второй половине ХIХ — начале XX вв., с полным основанием можно сказать, что именно российские предприниматели создали условия расцвету национальной культуры в конце ХIХ — начале XX вв. По сути дела, третье сословие в России выполняло те функции, которые в других странах лежали на интеллигенции. А русская интеллигенция в это время бунтовала народ, строила несбыточные планы.

Несмотря на помощь, купцы-благотворители не пользовались популярностью ни среди социальных низов, ни среди интеллигенции, где традиционно царило убеждение, что предпринимательство — это разновидность мошенничества. В массовом сознании сидел стереотип купца-самодура.

Для передовой части промышленного мира в начале нашего века была свойственна тенденция к союзу «людей дела» и «людей мыли» в создании программы экономического роста.

В 1908;1913 гг. в Москве в особняках Коновалова и Рябушинского проходили так называемые «экономические беседы». Эти беседы, несомненно, способствовали расширению общественного уровня и мировоззрения российских предпринимателей, убеждая, что именно им принадлежит будущее страны. К сожалению, этим мечтам не удалось сбыться.

Российское купечество, в руках которого находилась значительная часть капитала в стране, с давних времен занималось благотворительностью и попечительством. Выходцы из народа, они сохраняли с ним духовную связь. Погоня за прибылью, связанная с душевными компромиссами, и сознание вины и ответственности перед народом, глубокая религиозность, жившая всегда в купеческой среде, и дух традиционализма составляли сущность русского, в частности московского, купечества.

Московское купечество еще в XVI в. содержало 12 богаделен, странноприимный дом для монахинь и одну больницу. Кроме благотворительных заведений Купеческого общества многие московские купцы строили и содержали на свои средства больницы, богадельни, приюты. Так, например, были построены Солдатенковская (Боткинская), Бахрушинская (Остроумовская) и детская Морозовская больницы. Скольким людям они принесли здоровье и спасли жизнь! Многие из них со временем были превращены в административные конторы. Например, в бывшей богадельне на Шаболовке сегодня размещается министерство Бахрушинская больница на Сокольничьем поле.

Недалеко от Данилова монастыря, старой Павловской больницы находился целый уголок милосердия, на месте которого сегодня располагается Институт хирургии АМН СССР им. А. В. Вишневского.

Братья Михаил, Алексей и Василий Герасимовичи Солодовниковы, крупные в Москве торговцы мануфактурным товаром, построили в 1865 г. богадельню на 150 мест. В течение первых лет она находилась на полном обеспечении основателей. Через десять лет, по высочайше утверждённому уставу, богадельня перешла в ведение Купеческой управы. Попечителем Солодовниковской богадельни много лет состоял отец К. С. Станиславского — Сергей Владимирович Алексеев. Сегодня в ней находится стоматологическая поликлиника (ул. Щипок, 6−7). На средства, собранные по добровольной подписке среди московского купечества, в 1891 г. рядом с Солодовниковской богадельней была построена больница Купеческого общества, получившая название в честь императора — Александровская. В ней лечили бесплатно больных без различия званий, состояния и пола не моложе 16 лет, христианского вероисповедания, а также страдавших хроническими заболеваниями. Фактически это был приют для хронических и неизлечимых больных, который должен был разгрузить другие купеческие богадельни от «тяжёлых» обитателей, которые по старости или неизлечимости болезни требовали постоянного ухода и частой врачебной помощи. Сегодня таких больных часто помещают в закрытые интернаты или дома престарелых.

Проектирование Александровской больницы было поручено архитектору А. С. Каминскому. Купеческим обществом он был командирован вместе с доктором П. И. Покровским за границу для того, чтобы ознакомиться с опытом строительства подобных учреждений. Они посетили Берлин, Лейпциг, Париж и другие европейские города.

Больница была поставлена на территории, принадлежавшей Купеческому обществу, лицевым фасадом в сторону улицы Щипок. В больнице было 150 коек. Сегодня в здании размещаются административные и хозяйственные службы Института им. А. В. Вишневского (ул. Серпуховская, 27, корпус 1).

Вскоре, через два года, в 1893 г., согласно завещанию московской купчихи Татьяны Гурьевны Гурьевой, пожертвовавшей некоторую сумму на строительство дома призрения на 100 человек и отдельно завещавшей 200 тысяч рублей в качестве неприкосновенного фонда для обеспечения содержания богадельни с процентов от этой суммы, на участке Солодовниковской богадельни началось строительство. По условию завещания зданию присвоили имя пожертвовательницы. Открытие дома состоялось 21 января 1896 г. Сейчас в бывшем доме призрения Гурьевой находится Ожоговый центр Института хирургии им. Вишневского. И сегодня эти старые стены служат верой и правдой людям. Но на этом рост благотворительных учреждений на Б. Серпуховской не прекратился.

В 1905 г. на территории, примыкающей к Солодовниковской и Гурьевской богадельням, была основана ещё одна, на средства, завещанные известным меценатом, основателем Третьяковской галереи, П. М. Третьяковым.

Всю жизнь и всё свое состояние Павел Михайлович отдал на собирание, сохранение произведений русского изобразительного искусства. Он не только заботился о творцах и о картинах, о сохранности, об общедоступности шедевров для народа, но и опекал семьи многих художников.

Здание, построенное по мотивам древнерусского зодчества, было очень живописным. Это работа архитектора Соловьева, который одновременно спроектировал и приют для вдов и сирот русских художников рядом с Третьяковской галереей, на устройство которого П. М. Третьяков завещал 150 тысяч рублей, и который был открыт в 1912 г.

После революции в богадельнях Купеческого общества разместилась больница им. Н. А. Семашко. В 1936 г. здесь открылись клиники Всесоюзного института экспериментальной и клинической медицины, на основе которого в 1944;м была создана Академия медицинских наук СССР.

Таким образом, на Б. Серпуховке в начале ХХ века сложился удивительный уголок милосердия, сострадания и заботы о ближних. Подобные уголки располагались на Стромынке, на Девичьем поле, в Сыромятниках, на Б. Алексеевской улице.

После революции меценатство можно охарактеризовать как стремление толстосумов увековечить себя в памяти потомков, как средство удовлетворения собственного тщеславия. Мотивы русских благотворителей и меценатов были противоречивы: для одних это был порыв души, стремление хоть как-то облегчить участь оказавшихся на обочине жизни, обогреть сирых и убогих, для других — средство усыпления собственной совести и повышения авторитета в глазах окружающих.

Современные исследователи обращаются к религиозности русских предпринимателей как основному мотиву их благотворительной деятельности. Ряд исследователей считают, что в своей благотворительной деятельности они следовали евангельской формуле: «Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключенного, тот Меня одел, Меня накормил, Меня посетил» .

Совершенно очевидно, что, помимо богатства и честолюбия, стремления выделиться, заслужить милость двора, главным источником, определившим размах меценатства, оставались внутренние побуждения российских жертвователей, обусловленные религиозным воспитанием и религиозными представлениями о душе в потустороннем мире. Большая часть пожертвований шла в пользу нищих.

Любовь к ближнему для русских предпринимателей распространялась не на действительно ближних — своих наемных рабочих, которые жестоко эксплуатировались, а на людей, для многих из которых нищенство стало профессией.

Развитие русского предпринимательства шло в русле общих тенденций развития общества, достаточно хорошо освещенных политэкономами и социологами. Можно предположить, что меценатство и благотворительность русских предпринимателей являлись не столько проявлением заботы о душе, сколько проявлением демонстративного потребления.

Вспомним, что меценатами были братья Третьяковы, Бахрушины, Морозовы, ими были Мамонтов, Сытин, Солдатенков. О меценатах уважительно говорили Лесков, Чехов, Толстой, Стасов. Благодаря меценатам только наша Москва имеет сегодня Третьяковскую галерею, Бахрушинский музей (первый в мире театральный музей), прекрасную коллекцию западноевропейской живописи в музее им. Пушкина.

О других, незаслуженно забытых, сегодня появляются новые публикации. И очень важно, чтобы в нашей истории, в народной памяти все славные имена российских благотворителей и меценатов заняли достойное место и были сохранены для потомков. Ведь об их подвижничестве свидетельствуют многие памятники культуры, известные во всем мире и представляющие славу нашей страны.

Среди них знаменитая Третьяковская галерея, собрания западной живописи. И. А. Морозова, Московский художественный театр, аэродинамическая лаборатория Д. П. Рябушинского, издательство К. Т. Солдатенкова, Училище технического рисования в Петербурге, созданное на средства А. Л. Штиглица, прекрасные здания магазинов братьев Елисеевых в Москве, Петербурге и Киеве, Театральный музей в Москве, который носит имя его создателя А. А. Бахрушина, и многие другие.

Как в центральных, так и в провинциальных городах России можно найти значительное число проявлений актов благотворительности и меценатства, забытых и известных.

В XIX—XX вв. купцы продолжали строить церкви, а в конце XIX века главное соперничество между именитыми родами развернулось под девизом «кто больше для народа сделает». Не обошлось здесь, естественно, и без тщеславия. Старший брат Владимира Рябушинского Павел, наставляя младших, говорил: «Богатство обязывает». По этой формуле жили предприниматели, по ней сверяли свою общественную деятельность. Но основной причиной благотворительности Владимир Рябушинский видел в сохранении твердой веры отцов и дедов, которые не приняли никоновской церковной реформы и остались верными старым традициям.

Предприниматели-старообрядцы в своей благотворительной деятельности руководствовались древним старообрядческим сказом об Иоанне Предтече, в котором говорилось о трех дарах и четвертой заповеди, посланных господом Богом. Первый дар — крест и молитвы, которым служат церкви и иконы в них. Следуя этому завету, купцы стремились возводить храмы и церкви. Второй дар предполагал любовь и милостыню. Ему служили богадельни, больницы, даровые столовые. Клиника купцов Морозовых на Девичьем поле в Москве представляла собой целый город. Третий дар — ночное моление, ему служила икона.

Среди купцов немало было собирателей и ценителей древних икон: Постников, Новиков, Солдатенков, Морозов, Третьяковы и многие другие. Четвертая заповедь: читальная книга. Эта заповедь также нашла последователей. Многочисленные древнерусские жития святых, собранные И. Н. Царским, послужили главным материалом для исторических исследований А. Н. Муравьева и В. О. Ключевского. Собрание А. И. Хлудова было не менее ценно. Его жемчужиной является известный византологам всего мира так называемый «Хлудовский псалтырь», драгоценный греческий памятник X—XI вв. Идейным издательством занимались Солдатенков, Сабашниковы, Ступин и другие.

Таким образом, можно смело утверждать, что религиозные воззрения являлись самым значительным фактором, побуждавшим предпринимателей к благотворительности и меценатству. Старообрядческие корни сохранялись в большей степени в семейных традициях московского купечества в сравнении со столичным, петербургским. Это сказалось и на меценатстве, которое в Москве проявлялось в более разнообразных формах и крупных денежных суммах. Об этом свидетельствует, в частности, высказывание императора Александра III при посещении им Третьяковской галереи. Государь сдержанно поблагодарил П. М. Третьякова за его собирательную деятельность и патриотическое намерение принести галерею в дар Москве, затем, обратившись к свите, гневно заметил: «Вот что один гражданин России мог сделать. Счастливая Москва! У нас в Петербурге ничего подобного нет» .

На Руси организованная благотворительность как общественная система помощи, призрения ближнего появляется с принятием христианства, с основанием первых монастырей. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы. Пришедшие из Греции первые иноки принесли с собой не только врачебные знания, но и представление о врачевании как о подвижническом долге монахов. На протяжении многих веков монастыри наряду с религиозной деятельностью занимались врачеванием больных. Они накапливали медицинские знания и передавали их из поколения в поколение. В Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, сохранились здания XVII в., в которых находились лечебницы, долгое время бывшие основным местом, где москвичи получали врачебную помощь.

Первая гражданская больница в Москве была устроена боярином Фёдором Михайловичем Ртищевым неподалёку от его двора в конце 70 — начале 80-х гг. XVII в. в районе старинной улицы Знаменки. Мне больно было смотреть, когда при строительстве нового здания Генерального штаба в пер. Янышева ломали, сносили старинные особняки, дома с вековой историей, в том числе и здание ртищевской больницы.

Москва исстари была не только городом с «сорока сороками» церквей, старинными усадьбами, причудливыми неповторимыми улочками и многоголосым торжищем, но и обителью милосердия, щедрой благотворительности. В московских благотворительных учреждениях, богадельнях, общинах сестер милосердия, детских приютах, больницах, училищах находили добро, приют и заботу многие сотни и тысячи москвичей и россиян. Имущие и бедные отдавали нуждавшимся то, что имели: одни — состояния, другие — силы и время. Они получали удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие. Они оставили нам памятники человеколюбия, доброты и милосердия. Наш долг о них помнить и их имена сохранить, приумножая деяния и добро и милосердие на московской и всей российской земле.

Сегодня мы даже часто путаем слова «милосердие» и «подаяние». Акты милосердия воспринимались и поднимались как подаяние, как подача милостыни. И, ложно поняв, люди не только отказывались, но, что самое страшное, старались оскорбить и прямо оскорбляли тех, кто проявлял к ним милосердие. Не всегда хватает у нас мудрости понять, что милосердие — не подаяние, а бескорыстная помощь более сильного более слабому, естественное проявление душевной доброты и заботы о ближнем, что ещё относительно недавно, в начале ХХ века, было присуще всему российскому народу — от богатых купцов до простых крестьян и рабочих, отдававших одни сотни тысяч, другие — свои пятаки и копейки нищим и скитальцам.

Глава 2. Благотворительность представителей сибирского купечества

2.1 Благотворительная деятельность купцов в отношении крестьянства На конец XIX — начало XX в. приходится расцвет благотворительной деятельности в Сибири. В период капитализма завершилось формирование русской нации, был открыт простор для развития производительных сил региона, особенно после проведения Транссибирской железнодорожной магистрали. Число крупных промышленных предприятий с 1861 по1893 г. возросло здесь на 73,6%, сумма производства на фабрично-заводских предприятий в 1908 г. достигла 64 млн руб. По переписи 1897 г. в Сибири насчитывалось 11,2 тыс. жителей (с членами семей), которых можно отнести к крупной и мелкой буржуазии, сконцентрировавших в своих руках огромные капиталы. Так, А. Ф. Поклевский — Козелл имел в 1890 г. состояние в 4,5 млн руб., ленский золотопромышленник М. А. Сибиряков — 4,2 млн руб., П. А. Сиверс и И. И. Базанов — от 5 до 6 млн руб., иркутские купцы Трапезниковы — 7 млн руб. и кяхтинский золотопромышленник Я. А. Немчинов — 15 млн руб. При этом многие жертвователи руководствовались в своей деятельности соображениями, лишенными всякой корысти. Однако далеко не все купцы и промышленники занимались благотворительностью из сострадания к бедным: крупные пожертвования открывали путь к чинам и наградам. Как прекрасно показал московский исследователь А. Н. Боханов, все формы благотворительности считались «государственным делом» и регулярно поощрялись. Тем самым самодержавие стремилось стимулировать развитие общественных институтов, часто не вкладывая в это дело ни копейки. благотворительность меценатство сибирский купец Большинство купцов и предпринимателей были набожными людьми, и для них характерны пожертвования убогим и на строительство церквей. Купец Трусов построил богадельню в Тюмени, братья Е.И. и В. И. Королевы — богадельню и детский приют в Томске, супруги Баевы пожертвовали 15 тыс. руб. на возведение собора Александра Невского в Новониколаевске и т. д. Но не все купцы занимались благотворительностью, о чем свидетельствуют, в частности, события в Каинске. 23 сентября 1859 г. чиновники города составили приговор об учреждении местного «учебного для девиц заведения» — одной из первых в Сибири женских школ. В этих целях они решили выделить по 0,5% из жалованья и по 1% из денежных вознаграждений. Под этим приговором подписались все служащие вплоть до беднейших фельдшеров, но к ним не присоединился ни один из 68 каинских купцов.

Объектами благотворительности среди крестьянства были переселенцы, голодающие, сироты и престарелые. Государство выделяло минимальные средства со снятием ограничений на переселения, размер средств на социальные нужды возрастал. В период с 1884 по 1893 г. из 7323 семей переселенцев, прошедших через Томскую губернию, ссуду получили 1390 семей (19%), а из 43 094 семей, осевших в Томской губернии, — 3129 (7,3%). Комитет Сибирской железной дороги увеличивал ссудную помощь новоселам. В 1894—1901 гг. из 62 234 семей, водворившихся в 1013 переселенческих поселках Сибири, такую помощь получили 53 605 семей (86%). В начале 80-х гг. правительство переходит, согласно постановлению Комитета Сибирской железной дороги от 7 декабря 1896 г., постоянной выдаче ссуды в размере 30 руб. на семью. К началу ХХ в. ссуды достигли 100 руб., но выдавались частями в течение двух — трех лет. С проведением Транссибирской железнодорожной магистрали правительство ввело единый льготный тариф для переселенцев, составлявший ¼ стоимости билета III класса.

Недостаток ассигнований побуждал сибирскую администрацию апеллировать к частной благотворительности. В начале 80-х гг. благотворительные средства переселенцам поступали лишь эпизодически. Так, в 1881 г. в д. Брагиной местные благотворители помогли 10 семьям, дети которых заболели оспой. В 1883 г. отдельные пароходовладельцы по просьбе губернатора снизили плату за проезд для переселенцев, но из-за злоупотреблений служащих льготой смогла воспользоваться лишь часть новоселов. Кое-кто из владельцев пароходов отказался понизить тариф, а некоторые даже пытались нажиться на народных страданиях. В 1883 г. судовладелец Подаруев посадил на пароход три тысячи переселенцев и вез их двадцать дней вместо восьми. В дороге они, по свидетельству современников, умирали, как мухи.

Рост переселений привел к организации специальных комитетов для оказания помощи переселенцам. В 1883 г. по инициативе тобольского губернатора В. А. Лысогорского в Тюмени возник первый Временный комитет для оказания помощи переселенцам. Комитет стремился прежде всего обеспечить новоселов помещениями. В 1883 г. пароходовладелец И. И. Игнатов на свои деньги построил казарму для 150 человек и две кухни, в 1885 г. на средства Комитета были возведены бани, больница и прачечная, в 1891 г. — еще девять бараков и еще четыре — в 1892 г. Тюменские предприниматели А. А. Бугаев, Н. И. Давыдовский, Ф. С. Колмогоров, В.А. Поклевский-Козелл, Н. Е. Решетников предоставили для размещения переселенцев дома, свободные хлебные амбары и склады. Комитет содержал врача и аптеки на пароходах. Больные обеспечивались бесплатным питанием и лечением, некоторые переселенцы получали пособия. В 1890 г. возникли общества по оказанию помощи переселенцам в Перми, Петербурге, Томске. Основанное по инициативе М. И. Сибирякова Петербургское общество вспомоществования переселенцам, состоявшее из царских сановников, отказывавшее в помощи самовольным переселенцам, было значительно консервативнее местных.

Средства в комитеты поступали из различных источников. Например, в 1890 г. редакция газеты «Русские ведомости» перечисляла Тюменскому комитету 6190 р. 40 к., по 1 тыс. руб. пожертвовали сестры Базановы, Губкин, Морозовы, 300 руб. — товарищество Вогау; 200 руб. — товарищество Викулы Морозова и 200 руб. поступило от разных лиц. С 1885 г. пароходовладельцы, проживавшие в Тюмени, взяли обязательство выплачивать Комитету по 10 коп. за каждого взятого на борт переселенца. В 1893 г. по пути передвижения переселенцев создавалась сеть врачебно-питательных пунктов, в которых они получали бесплатное питание и лечение. Тюменский комитет передал на пособия переселенцам 4583 р. 18 к. и 800 пудов муки, пожертвованных членами Комитета И. И. Игнатовым и Н. И. Давыдовским. И. М. Сибиряков прислал в Тюмень санитарный отряд из четырех студентов Военно-Медицинской академии и фельдшера с запасом медикаментов. А. Г. Мясникова, приехавшая в Сибирь на средства Сибирякова, открыла бесплатную столовую, где ежедневно питалось 350 — 600 человек. Осенью 1892 г. под руководством члена санитарного отряда студента Сущинского на средства Сибирякова построили четыре теплых барака и баню. В пользу голодающих 500 руб. перечислила А. И. Сибирякова и 200 руб. — купец Овсянников.

В оказании благотворительной помощи активно участвовала и национальная буржуазия. Купец Н. С. Сейдуков вкладывал значительные средства на оказание помощи татарскому населению. На его средства были построены все мечети Кашегальской волости Тюменского округа, он содержал Высшую мусульманскую школу, а беднякам-бухарцам Ембаевских юрт, пострадавшим от пожара, за свой счет построил двухэтажные дома.

2.2 Благотворительная деятельность сибирских купцов в сфере духовного просвещения Тяжелое положение образования, науки и культуры в современной России в условиях перехода к рыночным отношениям побуждает искать пути выхода из сложившейся ситуации. Актуален в этом отношении исторический опыт России конца XIX — начала ХХ в., когда существовала своеобразная система защиты духовной жизни общества в виде благотворительных фондов и обществ. В капиталистической России далеко не все дети могли получить образование из-за бедности и отсутствия школ, но передовая часть общества стремилась сеять «разумное, доброе, вечное», развивать образование, науку и культуру. Пожертвования на эти цели и государственные ассигнования давали возможность создать материальную и финансовую базу непроизводительной сферы и обеспечить доступ к образованию наиболее талантливым представителям неимущих слоев населения.

На нужды просвещения в Сибири вносили средства все слои общества. Наиболее крупными средствами располагали купцы и предприниматели. Не все из них давали деньги на благотворительные цели, но все же взносы этой категории населения были значительными. Благотворительную деятельность предприниматели осуществляли как в рамках общественных организаций, так и по собственной инициативе. Важную роль в этом деле сыграли общероссийские фонды содействия просвещению в Сибири. Во главе благотворительных органов в губерниях ставили губернаторов и высших сановников, а их жены возглавляли благотворительные общества и учреждения. Имена жертвователей присваивались учреждениям, в которые они вкладывали средства. Благотворители избирались почетными членами различных обществ, их награждали орденами. За особо крупные пожертвования присваивалось личное и потомственное дворянство, что очень привлекало предпринимателей. Использовались и экономические рычаги: средства, направленные на благотворительные цели, освобождались от налогов. От администрации во многом зависело благополучие фирмы, и это вынуждало не оставлять без внимания ее призывы к благотворительности.

По примерным подсчетам, удельный вес предпринимательской благотворительности различался по отдельным губерниям Сибири. В Иркутской преобладали пожертвования купцов, слава о которых шла по всей России, в Томской и Тобольской губерниях — вклады средних слоев города и деревни, но и здесь купцы и предприниматели делали крупные взносы на благотворительные цели. Наиболее значительные суммы выделяли золотопромышленники, виноделы, представители транспортных фирм, до проведения железной дороги монопольно господствовавшие в сибирской торговле, купцы-чуйцы, торговавшие с Монголией.

Самое крупное пожертвование в России сделал Г. Г. Солодовников, завещавший 20 млн руб. на строительство дешевых квартир — очень крупную по тому времени сумму, поскольку рубль был конвертируемой валютой, свободно обменивался на золото и входил в число пяти наиболее устойчивых валют мира. В Сибири самый крупный взнос сделал И. Н. Трапезников — 2 млн. 860 тыс. руб. И. И. Базанов в 1882 г. завещал 500 тыс. руб. на учебные заведения Иркутска. М. К. Сидоров израсходовал на всестороннее исследование Севера и Сибири 1,7 млн руб. И. М. Сибиряков только на пособие рабочим пожертвовал 420 тыс. руб., а его брат Александр внес 100 тыс. руб. на строительство Томского университета. В Сибири сложились купеческие и предпринимательские династии, традиционно жертвовавшие деньги на благотворительность: Асташевы, Гадаловы, Сибиряковы, Трапезниковы и др. В 1880 г. купец М. Галкин завещал 15 тыс. руб. на строительство собора в г. Омске, но вдова отказалась передавать деньги консистории. С 1863 г. по 1881 г. шла тяжба по поводу крупных пожертвований купца Трапезникова между Иркутским городским обществом и его наследниками А. Портновой и В. Сукачевым.

Предприниматели направляли деньги в различные формы благотворительности. Самой древней из них было снабжение нуждающихся пищей. В среде купечества был обычай устраивать обеды для бедных по случаю семейных событий. Организованное кормление неимущих относится к 1839 г., когда в Петербурге при Демидовском доме создали столовую для бедных. В Сибири первая подобная столовая открылась в 1864 г. в Тобольске. Наиболее распространенными формами благотворительности являлись строительство и содержание детских приютов, богаделен, ночлежных домов и домов трудолюбия, помощь школе и ученикам, строительство церквей, создание бесплатных больниц. На средства купцов открывались многие богадельни: Королевых в г. Томске, А. Я. Немчинова в Таре, Т. И. Щеголевой в Красноярске, И. М. Трапезникова в Иркутске. В конце XIX — начале ХХ в. в Сибири зарождается призрение слепых и глухих. В 1893 г. в Иркутске открыли отделение Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых и училища для них, которые на свои средства содержал иркутский купец И. С. Хаминов. В начале ХХ в. резко возросли вложения благотворителей в науку и культуру. Братья Сибиряковы финансировали исследование Сибири и Северного Ледовитого океана, М. К. Сидоров организовал обследование Севера, З. М. Цибульский внес 100 тыс. руб. на строительство Томского университета, А. Г. Кузнецов перечислил 1,5 млн руб. на строительство и сооружение технического училища. На нужды Сибири жертвовали деньги не только местные предприниматели, но и те, кто жил в Европейской России. Они вносили средства в Фонд имени Александра III, осуществлявший строительство школ и церквей в Сибири. Московские купцы Баевы перечислили в фонд 205 тыс. руб., челябинский купец А. Новиков — 300 тыс. руб. и т. д.

Широкую культурно-просветительскую деятельность, благотворительную по своему характеру, проводили городские самодеятельные драматические коллективы, действовавшие в Тобольске, Омске, Томске, Иркутске при обществах попечения о народном образовании и других общественных организациях. Бюджет этих кружков строился из сборов от доходных спектаклей, членских взносов и пособий от губернского комитета трезвости. За 1908;1909 гг. члены общества дали более десяти благотворительных спектаклей, сборы от которых использовали для нужд городских библиотек, школ и детского приюта «Ясли». Таким образом, российское правительство, местные органы всемерно поддерживали и поощряли развитие благотворительности. В центре и на местах, в том числе и в Сибири, действовали многочисленные попечительские и благотворительные общества и комитеты. Вместе с органами администрации они поощряли наиболее активных благотворителей: представляли их к орденам Станислава трех степеней и Владимира четырех степеней, к медалям «За полезные обществу труды», «За особые заслуги» .

Первоначально отношение к купеческой благотворительности со стороны населения было отрицательным, но в начале ХХ в. ситуация меняется в сторону положительной оценки. В целом же благотворительная деятельность предпринимателей Сибири характеризовалась меньшей активностью, чем в центре страны, и соответственно благотворительных учреждений здесь имелось меньше, чем в Европейской России. Независимо от мотивов, которыми они руководствовались, их филантропическая миссия облегчала тяжесть жизни бедным, способствовала развитию образования, науки и культуры.

Заключение

Большой путь прошла российская благотворительность. Появлялись различные благотворительные общества и учреждения. На 1 января 1899 года в Российской империи было 14 854 благотворительных учреждений, из них 7349 благотворительных обществ и 7505 благотворительных заведений. Наибольшее количество благотворительных учреждений имело министерство финансов и министерство юстиции.

Изучение купеческого быта показало, что в целом стремление к роскоши и «барскому» образу жизни не было типично для сибирского купечества, при этом в Сибири ориентация на быт других сословных групп была выражена в значительно меньшей степени, чем в Европейской России.

Бытовая культура купечества Енисейской губернии XIX — начала XX вв. не имела яркой сословной специфики. В то же время очевидна ориентация части гильдейцев, в основном потомственных, именно на сословные ценности. В 1860—1890-х гг. сибирское купечество постепенно отходило от народных традиций и обычаев, вырабатывало свои ценностные ориентации, нормы поведения и образ жизни. В начале ХХ века в связи с ускорением социально-экономических процессов в стране, происходит уже размывание прежних сословных границ и сословных ценностей.

Итак, мы видим, что сам уклад жизни купцов, повседневные профессиональные занятия связывали с общественной деятельностью. Быть в гуще событий, на гребне удачи купцов-предпринимателей заставляла, обуславливало их ответственность перед сословием, семьей, обществом. Нажить и сохранить свои богатства, капиталы купцам было значительно труднее, чем дворянину. Последние обладали законными традиционными привилегиями и гарантиями. Кроме того, дворяне могли иметь доходы от торговли или промышленных предприятий. И все же подлинными зачинателями меценатства российского оказались купцы, к этой деятельности подвигнутые самой историей. А от купцов меценатство распространилось во все слои общества.

До купечества меценатство было в руках дворян явлением элитарным, единичным, не массовым. Дворянство не имело такого численного охвата лиц, персон им занимающихся. В добавок оно не имело той нравственной глубины, проявившиеся в той деятельности, которое проявило купеческая среда. Меценатство для дворян было как бы особой привилегией, увлечением ради эстетического наслаждения. Купцы находили в нем не только эстетические стороны, но и утонченное милосердие, гуманность, общественную пользу.

У красноярских купцов второй половины XIX века существовал даже кодекс правил житейской мудрости служения обществу:

" 1. Помни всегда, что труд есть одно из условий нашего существования;

2. Время — деньги:

а) не теряй даром ни минуты, ставь каждую в счет б) не заставляй другого делать то, что ты можешь сделать сам в) не завидуй никогда тому, что тебе не принадлежит г) не считай ничего пустяками, обращай на все внимание д) не делай расходы на ненужные вещи;

3. Руководствуйся самым строгим порядком в своих действиях и вообще в жизни;

4. Старайся в течение своей жизни сделать столько добра, сколько возможно;

5. Трудись до последней минуты своего существования" .

Таким образом, своими делами купцы-красноярцы подтверждали верность этим высоким нормам-правилам.

1. Бочанова Г. А. Очерки истории благотворительности в Сибири во второй половине XIX — начале ХХ в., 2000. — 212 с.

2. Власов П. В. Купеческая благотворительность / П. В. Власов // История социальной работы в России: хрестоматия / сост. Г. А. Кудрявцева. — М.: Флинта: МПСИ, 2009. — 425−434 с.

3. Георгиевский П., Забелин А. и др. Анализ конфессиональных направлений развития благотворительности. М.: Вече, 2009. — 252 с.

4. Комлева Е. В. Сибирское купечество как источник формирования региональной интеллигенции (конец XVIII — начало XX вв.) / Е. В. Комлева // История Сибири, 1583−2006. Проблемы и перспективы: сб. материалов региональной молодежной научной конференции / под ред. А. К. Кириллова. — Новосибирск, ИД «Сова», 2006. — С. 96−105.

5. Мешалкин П. И. Предпринимательство и меценатство. Предпринимательство в Сибири: учеб. пособие / П. И. Мешалкин, М. Н. Одинцова. — Красноярск: СибГТУ, 2001. — 91 с.

6. Мирошникова Т. И. История социальной работы: благотворительность в Енисейской / сост. Т. И. Мирошникова, Л. Е. Ананьина, А. С. Жулаева. — Красноярск: ГОУ ВПО «СибГТУ», 2004. — 40 с.

7. О-Ун-Дар К. У. Золотопромышленность в Енисейской губернии с 1832 по 1917 г.: — Красноярск, 2004. — 27 с.

8. Перхавко В. Б. История русского купечества / В. Б. Перхавко. — М.: Вече, 2008. — 512 с.

9. Погребняк А. И. Благотворительность российского и сибирского купечества — Красноярск: КГТЭИ, 1996. — 38 с.

10. Погребняк А. И. Купцы-предприниматели Енисейской губернии: учеб. пособие / А. И. Погребняк. — Красноярск: КГТЭИ, 2002. — 368 с.

11. Туман-Никифорова И. О. Актуальность и методическая база исследования истории российского и сибирского купечества / И.О. Туман-Никифорова // 2003. — № 4. — С. 41−43.

12. Шведова Н. А. Женщины в политике: оптимистический взгляд / Н. А. Шведова // Россия и Америка в XXI в. — 2013. — № 3. — С. 67−84.

13. Штылева, Л. И. Институционализация гендерного подхода / Л. И. Штылева // Высшее образование в России. — Изд.: Высшее образование в России при Московском государственном университете печати, 2012. — № 10. — С. 108−112.

14. Юк З. М. Труд женщины и семья / З. М. Юк. — Минск: Беларусь, 2011. — 183с.

15. Юкина И. И. Русский феминизм как вызов современности / И. И. Юкина. — СПб.: Алетейя, 2014. — 544 с.

16. Юлина Н. С. Анализ теоретических основ благотворительности. — М.: Наука. — 2010. — № 6. — С. 226−241.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой