Правовая основа административного договора
В настоящее время в теории административного права нормативные договоры административного характера признаются источниками административного права. К их числу относят: договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; договоры о передаче полномочий между органами… Читать ещё >
Правовая основа административного договора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
План Введение Глава 1. Понятие и признаки административного договора
1.1 Понятие и публично-правовая природа административного договора
1.2 Признаки административного договора Глава 2. Содержание и виды административного договора
2.1.Содержание административного договора
2.2.Цели административного договора
2.3. Виды административного договора Заключение Источники
Введение
Данная курсовая работа посвящена изучению одной из важных форм осуществления управленческой деятельности органами исполнительной власти — административному договору. Руководствуясь этим можно предпринять попытку обосновать важность совершенствования правовых форм управленческой деятельности, в данным случае наиболее важный интерес вызывает административный договор, дальнейшее внедрение которого в повседневную практику управленческих органов приблизит их к желаемой цели.
Вызванный интерес к административно-правовым методам правового регулирования не уменьшает интереса к дальнейшему развитию и распространению договора как одного из важных действенных правовых регуляторов в жизни общества. Наблюдается не только увеличение количества используемых на практике договоров, но и появление все новых видов соглашений в самых разных отраслях права.
Сегодня государственные органы и организации заключают множество договоров и соглашений как внутриаппаратного типа, так и с негосударственными субъектами. Все более назревает необходимость теоретического осмысления правового режима таких договоров, выделение в их общей массе договорных форм публично-правового характера, исследование отраслевой и индивидуальной специфики административных договоров.
К сожалению, исследование проблем, связанных с определением понятия, признаков, форм административного договора на современном этапе в Российской Федерации осуществляется только на теоретическом (научном) уровне и не имеет своего законодательного регулирования. В России до настоящего времени не принят закон об административных договорах либо административно-процессуальный кодекс, в котором регламентировался бы административно-договорный процесс.
Отсутствие законодательного определения понятия «административный договор» обусловливается тем, что понятие «договор» является традиционным средством регулирования отношений между субъектами в отраслях частного права, в том числе в гражданском праве, которое, в свою очередь, предоставляет субъектам договорных отношений равные права при заключении договоров.
Актуализация вопроса об административном договоре связанна с следующими причинами:
1) Необходимостью создания теоретической основы будущего законодательства об административных договорах;
2) Возрастание количества заключаемых административными органами договоров, имеющих существенные расхождения в признаках с гражданско-правовыми договорами.
Целью курсовой работой является исследование возможностей договора быть формой управленческой деятельности исполнительных органов государственной власти, создание теоретических основ административного договора как института административного права.
Для достижения цели была поставлена задача следующая задача: изучить практику применения общеправовой категории договора в деятельности органов исполнительной власти.
В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе системно-правовой и сравнительный.
Глава 1. Понятие и признаки административного договора
1.1 Понятие и публично-правовая природа административного договора Особую важность приобретает проблема административного договора как одна из административно — правовых форм осуществления управленческой деятельности. Важность этой проблемы обусловлена возрастанием роли публичного права в регулировании общественных отношений, а также развитием договорных начал в публично-правовых отношениях.
Сегодня публично-правовые установления направлены не только на традиционное укрепление дисциплины, но и на повышение ответственности в сфере исполнительной власти, а также на создание правовых механизмов для решения управленческих задач, которые реализуются путем применения договорных инструментов как на уровне государственной администрации, так и на уровне органов местного самоуправления.
Публично — правовое регулирование осуществляется преимущественно на основе императивных предписаний и методов нормативной ориентации, которое оказывает властно — управленческое воздействие на волю и поведение физических и юридических лиц, побуждая и понуждая их к действию для достижения общих целей и удовлетворения публичных интересов.
На такую проблему как административный договор стоит смотреть не только с позиции материальных административно-правовых норм, которые устанавливают статутные положения, но и с позиций административно-процессуального права, так как административно-договорный процесс входит в структуру административного процесса. Нужно отметить, что административный договор представляет собой административно-процессуальное производство, которое, в первую очередь, имеет свою материальную часть.
Можно выделить некоторые особенности административного договора Бахрах Д. Н. Старилов Ю.Н.Административное право.М., 2005 г. — С.400. Во-первых, административный договор является особым видом публичных договоров и поэтому имеет специфические признаки. Во-вторых, в публично-правовом договоре могут выступать не только субъекты, обладающие властными полномочиями, но и субъекты, не являющиеся носителями властно-регулирующих функций. В-третьих, административные договоры могут содержать в качестве обязательного элемента удовлетворение общественного либо государственного интереса.
До настоящего времени не было попыток создания модели нормативного акта, который регламентировал бы механизм заключения административных договоров. Нужно отметить, отсутствие более четких научных представлений об их роли в управленческой практике, отличительных признаках, содержании, процедуре заключения и исполнения отрицательно сказалось на процессе разработки законодательного акта об административных договорах.
В качестве примера административно-договорных отношений приводится административный договор в системе образования, который заключается между органами управления и подведомственным ему образовательным учреждением. Как отмечает Т. С. Красильников, основными условиями такого управленческого договора являются взаимные обязательства образовательного учреждения и его учредителя по выполнению социального заказа на образование Красильников Т. С. Административный договор в сфере образования. М.: Новая Правовая культура, 2003 г.-С.188.
Д.Н. Бахрах определяет административный договор как «основанный на административно-правовых нормах и выработанный в публичных интересах в результате добровольного согласования воли двух либо более субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект административной власти, многосторонний акт, устанавливающий взаимные права и обязанности его участников.
По мнению А. Н. Колокольцева, административный договор — универсальный управленческий инструмент, успешно применяемый в праве европейских государств на протяжении десятков лет и апробируемый в настоящее время в России в сфере действия публично-правовых норм в рамках науки административного права для целей деятельности органов администрации Колокольцев А. Н. Стороны как признаки, определяющие понятие административного договора//Вестник.
1.2 Признаки административного договора В качестве основных признаков, которые характеризуют содержание административного договора можно выделить следующие:
1) К административным договорам можно относит договоры, которые содержат специальные обязательства, выходящие в той или иной степени за рамки обычных гражданско-правовых договорных отношений. Органы исполнительной власти являясь субъектами таких договоров преследуют цель эффективного осуществления задач публичной службы, созданной, в первую очередь, для удовлетворения государственных или общественных интересов.
2) В качестве административных договоров можно рассматривать и так называемые договоры о концессии публичной службы, с помощью которого орган исполнительной власти, а также местная администрация делегируют хозяйственным товариществам и обществам, сюда же можно отнести лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, часть своих функций и полномочий, которых связаны с обеспечением жизненно важных общественных потребностей и интересов граждан, поддержанием порядка на соответствующих территориях.
3) Административные договоры могут содержать контрольно-надзорные полномочия представителей исполнительных органов, а также экономические санкции в отношении коллективов предприятий, вступающих в договорные отношения.
4) Также к административным договорам можно отнести контракты органов исполнительной власти с предприятиями — поставщиками различных видов продукции о предоставлении последним налоговых льгот, преимуществ при получении кредитов, особых бюджетных ассигнований. Основной задачей таких решений является обеспечение поставки в установленных размерах определенной продукции и товаров.
5) Административными договорами между органами исполнительной власти и местной администрации о делегировании полномочий можно считать лишь те, которые предусматривают режим контроля со стороны делегирующего полномочия органа управления и устанавливают взаимную ответственность сторон в случае его неисполнения или ненадлежащего исполнения как органом, делегирующим соответствующие полномочия, так и органом, принимающим эти поручения к исполнении. В договоре могут устанавливаться экономические и иные санкции.
6) В административном договоре публичный режим должен предусматривать следующие положения:
а) заключения административного договора со стороны органа исполнительной власти только в пределах его компетенции и таким должностным лицом, которое обладает специальными полномочиями: руководителем органа управления либо другим должностным лицом по специальной доверенности. Договор после его заключения должен быть утвержден компетентным руководящим органом, если стороной выступает коллегиальный орган управления.
б) Если административный договор не исполняется или исполняется ненадлежащем образом, то одним из участников договорных отношений орган исполнительной власти вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке и применить к виновной стороне предусмотренные договором экономические и другие санкции;
в) Орган исполнительной власти, заключая административный договор, вправе контролировать его исполнение, знакомиться со всеми документами, проверять деятельность администрации и трудового коллектива предприятия либо учреждения, вступившего в договорные отношения. Способы осуществления контрольных функций должны быть установлены в договоре;
г) Если не нарушаются финансовые и другие существенные условия договора, то возможно одностороннее изменение договора, при внезапном возникновении соответствующих условий.
д) обжалование субъектами административно-договорных отношений и опротестование прокурорами административных договоров и административного правового режима их исполнения должно производиться в административных судах, а до их образования — в соответствующих арбитражных судах.
7. Общие требования договорного права, зафиксированные гражданским законодательством целесообразно использовать для заключения и исполнения административных договоров. Речь может идти о форме договора.
8. Как уже было сказано, административные договоры могут заключаться и в области действия социального права.
Группируя все выше сказанное можно сказать, что административный договор Котельникова Е. А. Административное право. Ростов-на-Дону., 2002 г. — С.145.:
1) Является разновидностью правового договора;
2) Устанавливает административно-правовые нормы;
3) Его правовая база содержится в конституции Российской Федерации и действующем законодательстве;
4) Один из участников является государственным органом или должностным лицом;
5) Договорные нормы рассчитаны на длительное действие;
6) Заключается в соответствии со специальной процедуры;
7) Не допускает отказ от исполнения договорных обязательств в одностороннем порядке;
8) Несоблюдение норм административного договора влечет наступление юридических последствий.
Глава 2. Содержание и виды административного договора
2.1 Содержание административного договора Содержание административного договора представляет собой Мелехова А.Ю.О некоторых аспектах содержания административного договора//Административное право и процесс.2011.№ 4.:
— в узком смысле представляет собой совокупность условий, которые закрепляют права и обязанности сторон либо административно — правовые нормы;
— в широком смысле представляет совокупность элементов договора: его объекта, предмета, целей, участников, формы, условий договора, а также процессуально — правовой режим возникновения, исполнения и прекращения административно — договорных правоотношений.
Объектом же административного договора являются общественные отношения, урегулированные административно-правовыми нормами в процессе заключения и исполнения административного договора.
Существует несколько точек зрения по поводу предмета административного договора. Некоторые авторы полагают, что это различные социальные процессы, так или иначе связанные с деятельностью государственной администрации. Другие же полагают, что предметом административного договора выступают права и обязанности сторон, возникающие в связи с осуществлением административной функции. Третьи же высказывают предположение о том, что предметом управленческого соглашения всегда выступает осуществление органами государственной власти управления обществом. Скорее всего целесообразнее под предметом административного права понимать организационноуправленческие действия органов государственного управления в целях достижения общественно значимого результата, урегулирования управленческих отношений, согласования публичного и частного интереса.
Цель административного договора выражается в том, чтобы достичь общего блага, общественно значимых результатов, осуществление управленческих действий в интересах общества и государства. Иными словами представляет собой регулирование управленческих отношений, реализация либо организация осуществления функций публичного управления и в конечном счете удовлетворение публичного либо государственного интереса.
Состав же административного договора обуславливается его юридической природой: одна из сторон договора выступает государственно — властный субъект. Другой же стороной может выступать любое частное лицо либо иной орган публичной власти. Для отдельных видов договора могут быть установлены конкретные законом участники. В ряде случаев законом может быть установлено ограничения на участие в договоре лиц с определенным статусом. В качестве примера можно привести иностранцев.
Всех субъектов управленческого процесса можно поделить на три группы в соответствии с критерием объема и содержания их прав и обязанностей. Первая группа, куда входят субъекты, наделенные исключительно властными полномочиями — это управляющая сторона. Вторая группа включает субъекты, на которых распространяется властное воздействие — управляемая сторона. Третья группу составляют субъекты, чей административноправовой статус позволяет выступать в одних административно — правовых отношениях в качестве управляющей, а в других — в качестве управляемой стороны.
В теории административного права в зависимости от сферы общественных отношений и их правового регулирования различают две категории субъектов административного договора:
1) Коллективные;
2) Индивидуальные;
К коллективным субъектам административно — договорных правоотношений относят организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые наделены правами вступать в отношения с другими субъектами в качестве единого, целого публично-правового образования. К индивидуальным субъектам относят граждан Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Административно — правовой статус, который включает в себя: наличие у сторон рассматриваемого договора административной правосубъектности — возможности быть участником административно — правовых отношений.
Под правосубъектностью, в общей теории права, традиционно понимается способность иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности. Она включает в себя правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Под административной же правоспособностью понимается вид общей правоспособности субъекта права, который представляет собой потенциальную возможность субъекта воспользоваться установленными для него административно — правовыми нормами права, свободами, а также исполнить обязанности, осуществить компетенцию и полномочия. Административная дееспособность представляет собой практическую способность реализации административной правоспособности в рамках конкретных административно-правовых отношений. Административная деликтоспособность — это возможность субъекта административного права принять на себя установленные законом меры административной или дисциплинарной ответственности, т. е. способность претерпевать отрицательные последствия совершенного правонарушения. Ряд авторов полагают, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий административного договора ответственность сторон может носить также и гражданско-правовой характер.
Условия договора административного характера определяют состав подлежащих совершению сторонами действий, требований к порядку и срокам их выполнения. Принято выделять четыре группы условий. Во-первых, условия, присущие административному договору. Во-вторых, условия, формулируемые органами публичной власти, которая другая сторона либо принимает, либо отказывается от участия в договоре. Втретьих, условия, предполагающие необходимость достижения согласия в соответствии с нормами специальных законов. В-четвертых, условия, которые обе стороны считают необходимыми для включения в договор.
Нужно отметить, что очень важно различать примерные условия административного договора и примерные административные договоры от обязательных условий договора, поскольку последние обязательны для сторон и не подлежат изменению. Если примерный административный договор служит для сторон лишь ориентиром, имеет рекомендательный характер, то типовой договор и изложенные в нем условия стороны изменить не вправе, а должны составить договор с их учетом или полностью воспроизвести текст этого типового договора. Примерные условия договора могут быть не только разработаны в виде примерных административных договоров, но и перечислены в пунктах того или иного нормативного акта.
В связи с этим, можно полагать, что действия по заключению, исполнению, изменению и расторжению административного договора целесообразно максимально регламентировать на законодательном уровне. Необходимо использовать общие требования договорного права, установленные гражданским законодательством.
Концепция административно — договорного регулирования в действующем российском законодательстве пока отсутствует. Материальными и процессуальными нормами регулируются отношения по поводу заключения, исполнения и расторжения административного договора. Совокупность указанных норм необходимо рассматривать в качестве отдельного института административного права.
2.2 Цели административного договора К публичной цели административного договора относят достижение положительного социально значимого результата. Данная цель должна закрепляться независимо от того, общественные отношения в какой управленческой сфере регулирует административный договор.
Публичная цель административного договора должна иметь социально значимую направленность, которую следует четко определять для каждого вида административного договора.
В ряде случаев в отношении целей административных договоров может применяться метод негативного регулирования, который предусматривает запрещение определенных целей и возможных результатов исполнения административных договоров. Так, административные договоры в экономической сфере должны заключаться с соблюдением требований антимонопольного законодательства: «федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается… заключать договоры и иные соглашения, осуществлять согласованные действия, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции Ст. 40 Водного кодекса РФ // СЗ РФ. 2006. N 23.; ст. 50 Лесного кодекса РФ // СЗ РФ. 2006. N 50. «
Как и в любом другом договоре, в административном договоре присутствуют две стороны. Каждая сторона административного договора имеет свой интерес: обязательный субъект воплощает публичные интересы, а относительный в большинстве случаев — частные.
Можно сказать, что цели административного договора предопределяются компетенцией властного субъекта — стороны субъекта. Реализуя с помощью административных договоров свои функции, властный субъект действует в установленных целях.
Присутствие в административном договоре различных, но не всегда совпадающих целей сторон ставит вопрос об их соотношении с целью административного договора. На стадии заключения административного договора должны учитываться все интересы сторон, которые указываются в условиях договора. Очень часто публичные и частные интересы не совпадают, однако договорные отношения имеют взаимовыгодный характер, благодаря чему становится возможным определение общей цели административного договора. Так, заключая административный договор на закупку сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, частный субъект рассчитывает на выплату справедливой и эквивалентной цены за товар. Для удовлетворения этих интересов Правительство РФ ежегодно по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации и представителями общественных объединений, выражающих интересы товаропроизводителей и потребителей, устанавливает на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд гарантированный уровень закупочных цен, обеспечивающий возмещение материальных затрат и получение дохода товаропроизводителем, достаточного для расширенного воспроизводстваст. 6 ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // СЗ РФ. 1994. N 32.
Ни при каких обстоятельствах частные цели сторон административного договора не должны ни противоречить, ни препятствовать цели административного договора. В противном случае следует заключать гражданско-правовой договор, в котором реализуются частные интересы сторон.
Следует отметить, что не во всех случаях совпадают цель административного договора и цель публично-властного субъекта. Так, публично-властный субъект может заключать административный договор в целях реализации федеральной программы, в то время как целью административного договора в данном случае будет выступать достижение того общественного блага, ради которого принималась та или иная федеральная программа.
Возможность совпадения цели административного договора и цели публично-властного субъекта не исключена, поскольку эти цели имеют единую публично-правовую природу.
Соотношение интересов сторон в договоре может быть различным. Интересы могут иметь и общую направленность, если обе стороны преследуют публичные цели. Например, при заключении соглашения государственных органов исполнительной власти о передаче полномочий сторонами договора являются публично-властные субъекты. Их интересы направлены на решение вопросов государственного управления и взаимодействия.
Цель административного договора имеет исключительно публичную направленность, так как с помощью административного договора происходит реализация публичной власти государства. Если при регулировании подобных отношений руководствоваться не общегосударственными, а узковедомственными интересами, это может привести к непоправимым негативным последствиям.
Таким образом, цель административного договора обладает рядом отличительных признаков: предполагаемый положительный социально значимый результат определяется положениями закона (отвечает требованию законности). Кроме того, следует отличать цель административного договора от целей сторон, его заключивших. Цель административного договора является независимой, самостоятельной и не изменяемой интересами сторон административного договора. Интересы государственных органов и частных субъектов не должны препятствовать реализации публичной цели административного договора Ходаковский К. В. Цель административного права//Административное право и процесс.2010.№ 4.
2.3 Виды административного договора административный договор правовой Вопросы теории административного договора получают достаточно полное освещение в юридической литературе. В работах современных ученых достаточно аргументов, которые позволяют признать административный договор самостоятельной административно-правовой формой. Многочисленные виды административных договоров, их предмет и цели определяют различные способы их заключения, специфику реального воплощения в жизнь. В этой связи возникает необходимость классификации договоров административного характера, что позволяет наглядно представить существующее их многообразие, познать особенности реализации, упорядочить их множество.
Наиболее распространенными критериями классификации административных договоров являются следующие: юридические свойства; основания заключения; субъекты договора; характер взаимоотношений между сторонами договора; предмет договора; целевая направленность Мелехова А. Ю. Виды административных договоров//Административное право и процесс.2012.№ 1.
По юридическим свойствам административные договоры принято подразделять на:
1) Правоустановительные;
2) Правоприменительные К правоустановительным, или договорам нормативного характера относят договоры, которые заключаются между органами государственной власти, обладающими нормотворческими полномочиями. Такого рода договоры всегда устанавливают административно-правовые нормы и порождают вертикальные управленческие отношения для органов, находящихся в подчинении у сторон договора. Последние, заключив административный договор нормативного характера, издают односторонний административный акт, в котором подведомственным учреждениям предписывается совершение действий, предусмотренных указанным договором. Причем чем более высокое место в государственной иерархии занимает государственный контрагент, тем выше юридическая сила нормативного договора.
В настоящее время в теории административного права нормативные договоры административного характера признаются источниками административного права. К их числу относят: договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; договоры о передаче полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; договоры о финансировании между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; договоры об обмене информацией между федеральными органами государственной власти; договоры о дружбе и сотрудничестве между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
К правоприменительным административным договорам, или договоры индивидуального характера (договоры как юридические факты) относят договоры, которые заключаются на основе норм административного права и конкретизируют эти нормы применительно к реальным управленческим отношениям. Такие договоры направлены на установление, изменение либо прекращение конкретных правоотношений, а следовательно, и на реализацию целевой функции административно-правовой нормы. Правоприменительным договорам присущ широкий круг субъектов — они могут заключаться как между двумя или более органами государственного управления, так и между органом государственного управления и частной организацией или отдельным гражданином.
Можно выделить точку зрения М. Е. Труфанова, согласно которой административные договоры по юридическим свойствам подразделяются на регламентирующие и охранительные Труфанов М. Е. Административное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. С. А. Старостина. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 206. Первые, необходимость заключения которых определена низкой эффективностью прямого управленческого воздействия компетентного субъекта, обладают нормативным содержанием и выступают в качестве источника права, заключаются для качественного урегулирования тех или иных отношений, когда требуется единое волеизъявление двух или нескольких органов, каждый из которых способен быть субъектом нормотворческой деятельности (например, административные договоры по оказанию государственных услуг, предоставлению государственных гарантий, государственных льгот и т. д.). Вторые заключаются на основе норм административного права и конкретизируют их в реальных правоотношениях, имеющих место в сфере государственного управления. Такой вид договоров призван охранять и защищать блага и ценности, составляющие законные интересы личности, общества, государства от социальных или природных факторов, способных причинить вред.
В зависимости от оснований заключения административные договоры подразделяются на три группы:
1) соглашения, вытекающие из норм административного права на основе свободного волеизъявления субъектов административных отношений;
2) плановые договоры (принимаются на основе акта применения нормы административного права);
3) договоры между субъектами административных отношений, предшествующие акту применения права.
В зависимости от круга субъектов выделяют три группы договоров административного характера:
1) договоры между государственными организациями;
2) договоры между государственными организациями и негосударственными субъектами обобществленного хозяйства;
3) договоры между государственными организациям и гражданами.
Некоторые авторы рассматривают административные договоры между:
а) двумя или более органами государственного управления;
б) органом государственного управления и государственной или частной организацией или общественным объединением;
в) органом государственного управления и гражданами;
г) негосударственными организациями, если хотя бы одной из них делегированы соответствующие государственно-властные полномочия.
Д.Н. Бахрах указывает на административные договоры Бахрах Д. Н. Административное право России. М., 2000. С. 47.:
1) внутриаппаратные, заключенные между субъектами управленческой деятельности;
2) внутриорганизационные, заключенные между субъектами, наделенными государственно-властными полномочиями;
3) внешние, заключенные уполномоченными субъектами государственной власти с гражданами, организациями (например, договор о поступлении гражданина на государственную службу; на представительство государственных интересов в акционерных обществах и др.).
В зависимости от типа правоотношений, в которых состоят стороны вне сферы действия договора, различают:
1) координационные административные договоры;
2) субординационные административные договоры.
Координационные административные договоры заключаются между субъектами, не обладающими властными полномочиями по отношению друг к другу, и затрагивают те правоотношения, которые не могут быть урегулированы с помощью административного акта. В то время как субординационные административные договоры обычно заключаются между соподчиненными сторонами в целях обеспечения согласованности действий. Другие авторы указывают на административные договоры вертикального (внутриаппаратные) и горизонтального (внеаппаратные) типа. При этом для первого типа договоров характерно главенство координирующего субъекта по отношению к координируемым объектам с некоторыми преимуществами или прерогативами, а для второго типа — несоподчиненность субъектов договора.
По характеру взаимоотношений субъектов подразделяют административные договоры на две группы:
1) административные соглашения между формально равноправными субъектами;
2) публичные соглашения между неравноправными субъектами.
В зависимости от предмета административного договора выделяют:
1) договоры о компетенции;
2) договоры о сотрудничестве (о совместной управленческой деятельности, об обмене информацией, об организации совместных мероприятий);
3) договоры о поступлении граждан на государственную службу (служебный контракт).
Д.Н. Бахрах по предметному критерию указывает на Бахрах Д. Н. Административное право России. М., 2000. С. 47.:
1) договоры о компетенции (разграничение или делегирование полномочий и предметов ведения);
2) договоры в сфере управления государственной собственностью;
3) договоры, обеспечивающие государственные нужды (именуемые в законодательстве государственными контрактами);
4) контракты с военнослужащими, студентами, агентами спецслужб;
5) финансовые и налоговые соглашения;
6) договоры о взаимодействии, сотрудничестве;
7) различного рода концессии и инвестиционные соглашения.
Он указывает и на такие виды административных договоров, как:
1) соглашения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с осведомителями;
2) договоры казачьих обществ с исполнительными органами государственной власти (о правоохранительной деятельности, об участии в охране государственной границы, предупреждении и ликвидации последствий стихийных бедствий, природоохранных мероприятий и иной деятельности);
3) договоры государственных и муниципальных учебных заведений с гражданами об оказании платных образовательных услуг;
4) договоры об административных услугах (о проведении экспертиз, санитарных, противопожарных и иных обследований, составлении заключений, необходимых для лицензирования деятельности, сертификации продукции и решения административных дел);
5) постделиктные соглашения.
В зависимости от целевой направленности выделяют договоры:
1) административно-санкционирующие и административно-юрисдикционные;
2) административные договоры по обеспечению безопасности.
К первым относят административные договоры, заключаемые органами административно-публичного обеспечения безопасности в целях предупреждения, выявления и нейтрализации вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с правомерной деятельностью физических и юридических лиц (например, соглашение о проведении государственной экологической экспертизы). Ко вторым — административные договоры, которые заключаются органами административно-публичного обеспечения безопасности в целях предупреждения, выявления и нейтрализации административных правонарушений, связанных с невыполнением или ненадлежащим выполнением общеобязательных условий и требований безопасности (например, соглашение о проведении мероприятий по контролю (надзору) за выполнением общеобязательных условий и требований безопасности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами).
Таким образом, анализируя различные точки зрения по вопросу классификации административных договоров можно сделать следующие выводы. Рассматриваемые договоры имеют сложную правовую природу. Учитывая, что предложенная классификация последних не является исчерпывающей, а основания для классификации достаточно условны, полагаем, что разделение административных договоров на виды имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно создает ту теоретико-методологическую основу, которая необходима для выработки практических рекомендаций по оптимальному их использованию в исполнительно-распорядительной (управленческой) деятельности, и особенно в условиях административной реформы.
Нужно отметить, что при совершенствовании форм и методов государственного управления появятся новые разновидности административных договоров и новые критерии их классификации, что позволит более эффективно применять договорные конструкции в управленческой деятельности.
Заключение
Договорная форма управления — сложная, комплексная проблема, находящаяся на стыке управленческой, правовой и экономической наук.
В работе было отображено теоретическое рассмотрение и анализ существующего опыта использования договорных форм в государственной, а также в хозяйственной практике различных субъектов административных отношений.
В данной работе были отображены проблемы, связанные с теорией и практикой административного договора. Главным из них является вопрос о том, должен ли административный договор в силу специфики административно-правового метода регулирования характеризоваться неравенством сторон и основываться на отношениях власти-подчинения?
Кроме того общая теория права не уделяла договору должного внимания, теоретические проблемы договорного регулирования общественных отношений традиционно относились к числу узкоотраслевых, характерных для гражданского, международного, хозяйственного, трудового права.
Но договор есть не понятие исключительно частного (гражданского) права, а универсальный феномен чисто формального качества, единое понятие общей правовой науки.
В настоящий момент назрела необходимость формирования особого комплексного правого института, условно именуемого «договорным правом», состоящего из двух частей: общей, закрепляющей единые основы и принципы договорного регулирования, и особенной, раскрывающей специфику договоров в отдельных отраслях права.
Теоретической основой такого правового образования может стать общее учение о договоре, разработанное в рамках общей теории права. Договорное право как некоторый правовой комплекс существует уже сегодня, хотя в самостоятельный правовой институт оно не оформлено. Основу договорного права составляет раздел гражданского права, именуемый обязательственным, а особенную часть — нормы отраслевого законодательства.
При изучении темы можно сделать выводы, что эффективность правового регулирования во многом зависит от того, насколько содержание правового воздействия соответствует потребностям общественных отношений, планам и тенденциям государственного строительства.
Современный уровень развития управленческих отношений, а также задачи формирования правового демократического государства, которое находит отражение в Конституции Российской Федерации, обусловливают необходимость дальнейшего совершенствования института административно-правовых форм управления, а следовательно, уточнения научных представлений о значении и содержании административного договора.
Источники Научная и учебно-методическая литература
1.Бахрах Д. Н., Старилов Ю. Н. Административное право. М., 2009 г.
2.Котельникова Е. А. Административное право. РостовнаДону., 2012 г.
3. Труфанов М. Е. Административное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. С. А. Старостина. М. 2010.
4. Красильников Т. С. Административный договор в сфере образования. М.: Новая Правовая культура, 2011 г.
Монография
1.Мелехова А. Ю. О некоторых аспектах содержания административного договора // Административное право и процесс. 2011. № 4.
2. Мелехова А. Ю. Виды административных договоров // Административное право и процесс.2012.№ 1.
3.Ходаковский К. В. Цели административного договора//Административное право и процесс.2010.№ 4.
4.Колокольцев А. Н. Стороны как признаки, определяющие понятие административного договора//Вестник.