Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Государство и политические партии

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Политической деятельности свойственны следующие сущностные признаки. Во-первых, использование политической власти как необходимого средства осуществления политической деятельности. Автор разделяет мнение А. Борисенкова о том, что, кто бы ни был субъектом политической деятельности и какие бы ни ставил перед собой цели, его деятельность является политической, прежде всего, потому, что… Читать ещё >

Государство и политические партии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Курсовая работа Государство и политические партии

Актуальность темы

исследования объясняется спецификой развития современной России, находящейся на стадии становления и упорядочения системы взаимоотношений между государством и партиями, на этапе, когда обе стороны постепенно начинают осознавать принципиальную значимость сотрудничества и стремиться к его воплощению в жизнь. Такое положение дел обусловливает потребность в комплексном теоретическом осмыслении государственно-партийных контактов. Только при условии получения адекватного научного знания можно оценить реальное состояние государственно-партийных отношений, проследить динамику в их развитии, разработать и предложить комплексную программу по их дальнейшему совершенствованию. Важность исследования обусловлена и особой ролью механизмов взаимосвязи, по линии «власть — общество», позволяющих разрабатывать и осуществлять наиболее оптимальную и адекватную потребностям населения государственную политику.

Целью работы выступает изучение взаимоотношений политических партий и государства.

Исходя из поставленной цели и темы работы, возникают следующие задачи:

— рассмотреть государство в политической системе общества;

— сформулировать сущность политической деятельности;

— сформулировать понятие политической партии;

— изучить функции политических партий;

— рассмотреть тенденции развития современных политических партий;

— определить роль политических партий России в гражданском обществе.

Политические партии, их общественно-политическое предназначение, правовой статус, основные принципы создания, порядок регистрации, конституционно-правовое регулирование деятельности политических партий, их участия в избирательном процессе нашли широкое отражение в трудах таких авторов, как: С. А. Авакьян, А. Н. Аверьянов, A.A. Алиев, Т. К. Байкова, И. Б. Борисов, A.A. Вешняков, А. Н. Волобуева, Е. П. Дубровина, А. Д. Ермаков, С. Е. Заславский, З. М. Зотова, A.A. Казаченко, П. М. Кандалов, JIM. Карапетян, В. В. Лапаева, В. А. Лебедев, M.JI. Луговская, В. И. Лысенко, Д. А. Малый, Г. Н. Митин, H.H. Неровная, A.B. Маркитанов, В. Е. Чиркин, Ю. А. Юдин и др.

Вопросам историко-правового становления политических партий и теоретических подходов к изучению института политических партий, правовых основ регулирования их создания и деятельности посвящены работы Д. А. Алимова, Т.Б. Бекназар-Юзбашева, Н. С. Бондаря, М. Вебера, A.A. Вешнякова, Е. П. Дубровиной, М. Дюверже, Д. П. Зеркина, В. В. Лапаевой, Г. Р. Мухаментзяновой, В. Н. Никонова, М. Я. Острогорского, Т. Парсона, Б. Н. Топорнина, Б. Н. Чичерина, A.B. Чуева, Ю. А. Юдина, Э. Юма и др. Несмотря на наличие значительного числа научных работ в изучаемой области, прослеживается дефицит в сфере исследований конституционно-правовых вопросов создания, регистрации, государственного контроля за деятельностью политических партий. Особо стоит отметить: несмотря на то, что в законодательство о политических партиях периодически вносятся соответствующие изменения, продиктованные временем, его практическое использование опережает концептуальное освещение проблемных положений, связанных как с реальной деятельностью политических партий, так и с процессами их создания. В результате возникает несоответствие между теорией и практикой, законом и процессом его воплощения.

Объект настоящего исследования включает весь комплекс взаимоотношений, возникающих между государством и политическими партиями. Предметом исследования являются основные направления, виды и формы взаимоотношений государства и партий.

1. ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

партия общество политический государство

1.1 Государство в политической системе общества

Политический способ организации общества представляет собой систему как государственных, так и негосударственных социальных институтов, которые осуществляют определённые политические функции (государственные органов, общественные объединения и граждане, которые участвуют в политическом управлении делами общества).

Государство как система занимает центральное место, что обусловлено его сущностью и признаками как социального института. Именно государство служит главным звеном управления в политике любой страны.

Можно выделить следующие социальные функции Сырых В. М. Теория государства и права. М., 2013. — C. 172:

— культурные достижения,

— общественные и социальные преимущества,

— формы досуга.

Назначение государства состоит, в первую очередь в организации управления обществом. Ни одна другая составляющая политической системы общества не имеет такого назначения.

Государство отличает от других политических институтов общества то, что ему принадлежит высшая власть в обществе. Она распространяется на все общественные партии и на всё население Государство: монография / Тихомиров Ю. А. — М.: Норма, 2013. — С. 68.

В целях организации управления социума государство реализует специальным аппаратом управления, исполнительными, законодательными и контрольно-надзорными органами, т. е. публичной властью. Никакой иной элемент политической системы не имеют таких публичных органов. в свою очередь государство имеет значительную экономическую основу для политической деятельности. В собственность государства могут входить учреждения финансово-кредитной и системы отрасли промышленности.

Существенной характеристикой страны, выступает то, что государство обладает суверенитетом, значение которого характеризуется по многим немаловажным параметрам.

Государство взаимодействует с Вишневский А. Ф., Горбаток Н. А., Кучинский В. А. Теория государства и права. Минск, 2014. — С. 142:

— государством и политическими партиями;

— государством и общественными объединениями;

— государством и органами местного самоуправления;

— государством и гражданами.

Государство, обеспечивая участие гражданина в политическом процессе, закрепляет на конституционном уровне политические права, свободы и обязанности.

Государство в различных сферах общества, выступает как политическая организация. Любая политическая деятельность связана с государственной властью.

Политическая система общества обеспечивает проведение внутренней и внешней политики, выражает и защищает интересы классов и социальных групп. Ее характер определяется социальной средой, в которой возникает и действует политическая система. Вместе с тем политическая система может обладать различными дополнительными особенностями в зависимости от духовной жизни общества, национальных традиций и менталитета. В ее состав могут входить как формально, так и фактически социальные институты, обладающие определенными политическими функциями или не имеющие их, но по своей общественной роли формирующие социальные цели жизни общества, которые преоформируются в конкретные политические функции.

Государство в политическую систему входит в целом как политическое, структурное, территориальное образование общества, а не отдельными его органами. Государство выступает важнейшим элементом политической системы общества, однако свои функции выполняет во взаимодействии с другими социальными институтами: партиями, профсоюзами, другими общественными организациями и органами местного самоуправления.

Политические системы имеют динамический характер, они эволюционируют, перестраиваются, но, как правило, возникают объективно, т.к. объективно возникает необходимость завоевания власти, ее организации, и использования в интересах всего общества.

1.2 Сущность политической деятельности

Политическую деятельность можно рассматривать как специфический вид человеческой деятельности, основывающийся на использовании политической власти и направленный на регулирование и согласование социальных интересов и отношений, самосохранение и развитие общества как целостной системы.

Сущностью политической деятельности являются целенаправленные политические действия ее субъектов по социальному конструированию и управлению общественными отношениями, по артикуляции и агрегированию групповых интересов в целях развития общественной системы и сохранения ее целостности.

Политической деятельности свойственны следующие сущностные признаки. Во-первых, использование политической власти как необходимого средства осуществления политической деятельности. Автор разделяет мнение А. Борисенкова о том, что, кто бы ни был субъектом политической деятельности и какие бы ни ставил перед собой цели, его деятельность является политической, прежде всего, потому, что осуществляющий ее использует политическую власть Борисенков А. В. О критериях политической деятельности / А. В. Борисенков // Власть. — 2012. — № 9. — С. 49−54. Обладание политической властью, ее ресурсами — первоначало политической деятельности, так как именно это определяет потенциальные возможности субъекта по определению и решению общественных и государственных задач, достижению социальных целей. До момента овладения властью и получения легитимных полномочий политическая деятельность как таковая отсутствует. Активность граждан, социальных групп в отсутствие у них политической власти может иметь политическую направленность, однако это, думается, не является достаточным основанием для определения такой активности политической деятельностью. Пребывание гражданина на митинге и участие в формировании актуальной общественной проблемы, предложений по ее решению; участие в работе собрания по выдвижению кандидата в депутаты; направление письма в органы власти и управления с предложениями по совершенствованию их деятельности; участие в выборах; участие в акциях протеста и т. п. Эти и аналогичные им формы активности, несомненно, имеют политическую окрашенность, возможно, затрагивают жизненно важные вопросы жизнедеятельности города, области, региона, общества в целом. Однако они не могут быть отнесены к политической деятельности, так как никакой политической власти указанные формы активности не осуществляют. Принятые решения, обращения, если таковые были, не являются политическими, не имеют обязательности для органов государства. Это — формы гражданской активности, формы гражданской деятельности.

Главным содержательным компонентом рассматриваемого признака политической деятельности выступают политические решения общенационального, регионального, местного уровней.

Во-вторых, политическая деятельность по своей природе является деятельностью по изменению или развитию явления в целом, будь-то город, село, область, государство.

Сердцевиной политической деятельности выступают действия по созданию и реализации программ общественного развития целостных единиц проживания народонаселения. Политическая деятельность всегда сфокусирована вокруг общих проблем, без разрешения которых общество в целом или его часть, но опять же как определенная целостность, только меньшего масштаба, успешно развиваться не может (например, такие проблемы как: развитие экономики страны (региона, области, района и т. п.); обеспечение законности и общественного порядка, развитие жилищной, транспортной и т. п. системы; сохранение благоприятной экологической среды и т. д. Государство: монография / Тихомиров Ю. А. — М.: Норма, 2013. — С. 74.

Политиков разных уровней объединяют то, что они работают с определенной целостностью, различает — объем или величина контролируемой территории. Именно поэтому политика является делом публичным. Но публичным не в том смысле, что политик работает открыто, а не тайно, а в том, что, работая публично или тайно, политик в конечном итоге идентифицирует себя с целым (государство или нация, область, город, район, политическая партия, общественно-политическое движение и т. п. Мизулин М. Ю. Плюрализм как онтологическое начало политики / М. Ю. Мизулин // Политический плюрализм в современной России: матер. сессии Академии политической науки. — М.: ЗАО «Человек и Карьера», 2011. — С. 177−179.

В-третьих, политическая деятельность — это рисковая, не гарантированная в своих результатах деятельность.

Рисковость в политической деятельности идет от объективной и субъективной неопределенности, отмечаемой «…люфтом между замыслом и конечным ее воплощением, принимающим любое истинное значение в диапазоне «запланированная выгода, прибыль, триумф — фактическая потеря, провал, фиаско» Ильин В. В. Политология: учеб. для вузов / В. В. Ильин. — М.: Книжный дом «Университет», 2014. — С. 312.

Объективная неопределенность политической деятельности обусловливается непознаваемостью, открытым характером исторического процесса, нелинейностью общественного прогресса, негарантированностью будущего. Политика осуществляется в своеобразной исторической среде, чертами которой являются динамизм, непредсказуемость, незапрограммированность, порождаемые действием пространственных и социокультурных детерминант. Практика в политической деятельности подвержена также действию случайных причин: флуктуаций — непрограммированных уклонений, возмущений, фатальностей.

Окончание ХХ — начало XXI века увеличивает потенциал объективной неопределенности политики за счет явлений и процессов глобализации, международного терроризма. В трансформирующихся обществах, к которым относится и Украина, риск в политической деятельности формируется также в результате активности всевозможных мафиозных, криминальных структур, которые пытаются использовать сложное состояние этих обществ для удовлетворения своих хищнических интересов. Указанные структуры стремятся дезорганизовать, а зачастую просто парализовать процесс реализации функций субъектов политической деятельности.

Субъективная неопределенность политики зависит от профессиональной компетентности политических лиц, принимающих политические решения. Да, политика обязывает идти на риск: не рискующий не политик. Одновременно фактор риска требует от политика осмотрительности, вдумчивости, ответственности, способности рассчитывать политическую рентабельность, предвидеть возможные варианты развития социально-политических процессов, событий.

Рассматриваемый признак политической деятельности с особой силой проявляет себя в транзитных постсоветских обществах. Это связано с тем, что имеющие здесь место противодействующие и противоборствуюшие тенденции, вносят в жизнь интенсивнее, чаще, чем в прежней, административнокомандной системе, элементы неопределенности. Развитие многопартийности, идеологического плюрализма, оппозиционной политической деятельности и т. п. создают ситуацию выбора, а ситуация выбора — это предпосылка риска. Риск в этих условиях следует рассматривать как один из существенных компонентов стиля деятельности политических кадров. Политики, готовые ради дела идти на риск, могут обеспечить получение общественно значимых результатов неординарными, новыми технологиями. Они эффективнее способны преодолевать консерватизм, догматизм, косность, психологические барьеры, препятствующие внедрению новых способов политической деятельности. Это свойство риска имеет позитивные социальные последствия, ибо ускоряет трансформацию общества и его политической системы.

В то же время риск может вести к авантюризму, волюнтаризму, субъективизму, в том случае, если в ситуации риска выбирается альтернатива, принимается решение при недостаточной и необъективной информации, при не учете всех выявленных факторов риска. В этом случае риск выступает как необходимый, нерациональный, способный вызвать дестабилизацию общественных отношений.

Исходя из того, что риск в деятельности политика — нормальное явление, нормальным должно считаться и терпимое отношение к неудачам, наступившим в результате рационального (обоснованного) риска, поэтому инициативным политикам нужны правовые, политические гарантии, исключающие в случае неудачи наказание за рисковую деятельность. Необходимо предусмотреть в законодательстве, регламентирующем политическую деятельность, категорию правомерного риска.

Введение

в законодательство положения о правомерности риска поможет определить ответственность за риск субъектов политической деятельности, установить границы, в пределах которых отрицательные последствия являются результатом обоснованного риска, а за их пределами — профессиональной некомпетентности.

В-четвертых, сущностным признаком политической деятельности является то, что она осуществляется на профессиональной основе и в качестве ведущей технологии используется политическое решение.

Совершенно очевидно, что обеспечить эффективное управление и гармоничное развитие социального организма, оставаясь на уровне дилетантских представлений, нельзя. Политическая деятельность требует немалого искусства, системы современных знаний, определенных умений, навыков, социально-нравственных качеств. Подлинным ее субъектом является индивид, не только владеющий властными полномочиями, но и умеющий, способный ими разумно распорядиться.

Таким образом, политическая деятельность, основываясь на использовании политической власти и ее ресурсов, направлена на сохранение, поддержание и обеспечение естественного типа развития общества. Это вид социальной деятельности, связанный с устройством общественной жизни, разработкой новых идей, программ и решений, эффективным представительством и защитой интересов социальных групп и слоев, сохранением общества как целостной системы.

2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ИХ ФУНКЦИИ

2.1 Понятие политической партии

Проблема определения понятия политической партии имеет и методологическое значение, так как позволяет разрешить теоретические противоречия, которые связаны, по мнению Бекназар-Юзбашева Т.Б., с неоднозначностью трактовок значения и смысла понятия партий Бекназар-Юзбашев Т. Б. Партии в буржуазных политико-правовых учениях. — М.: Наука, 2014. — С.140.

Впервые в истории российского законодательства в Федеральном законе от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» было дано юридическое определение понятия политической партии: «Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления» О политических партиях: Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 16.07.2001. № 29. Ст. 2950; Собрание законодательства РФ. 16.07.2001. № 29. Ст. 2950. Здесь подчеркивается, что политическая партия — это разновидность общественных объединений, имеющая свои отличительные черты. Как и любое объединение, политическая партия имеет свои особенности правового регулирования, которые выражаются в целях ее создания. Сама цель подчеркивает политический характер партий в отличие от иных видов общественных объединений (различного рода союзов, ассоциаций, клубов, фондов и т. д.). Главной целью политических партий является завоевание и осуществление (или участие в осуществлении) государственной власти в рамках и на основе конституции и действующего законодательства. Политические партии являются важнейшим элементом политической системы общества. Их активность может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, поведение граждан.

Однако Федеральный закон не определяет четко цели создания партий. Он скорее подчеркивает желание граждан участвовать в политической жизни общества, в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в органах государственной власти и органах местного самоуправления О политических партиях: Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 16.07.2001. № 29. Ст. 2950; Собрание законодательства РФ. 16.07.2001. № 29. Ст. 2950. Из определения, данного в Законе, следует, что партии играют лишь посредническую роль в формировании и выражении политической воли граждан. Данное понятие «политической партии» очень размытое, неконкретное. Если законодатель хотел закрепить правовое положение политических партий в системе государства и общества, он должен был это четко прописать.

Определение юридического понятия «партия» подчеркивает сущность этого термина, который обозначает «часть целого», определенную сторону какоголибо явления или процесса. Данный феномен складывается из двух составляющих: формы и материи (об этом упоминал еще Аристотель). В этом случае форма — активное начало, материя — пассивное. Формой партии выступает ее организация, структура, обособленность от других элементов общества и одновременно взаимосвязь с другими такими же обособленными группами и государством. Материя — это идеология партии, это та идея, вокруг которой сплачиваются единомышленники, и, несмотря на все трансформации формы, она остается неизменной. Поскольку политические партии составляют неотъемлемую часть общества, причем сосредотачивая в своих рядах его наиболее активную часть, они претендуют на особую роль, на доминирование среди других общественных объединений, и, в конце концов, на власть над ними. Для лидирования в обществе партии ставят перед собой политические цели и добиваются их, используя законные средства, а именно участие в выборах, формирование органов власти, принятие политических и государственных решений, их реализация. Постепенно партии входят в государственный механизм контроля за обществом.

Подобную особенность политических партий кроме юристов отмечали и социологи, и политологи. Так, М. Вебер характеризовал политическую партию как организации, целью которой является завоевание власти для своих руководителей, причем ее рядовые члены также могут получить определенные преимущества Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. — М.: Прогресс, 2010. — С. 671.

В качестве социологической категории политические партии выступают в качестве выразителей интересов и целей определенных слоев общества и социальных групп. Кроме того, политические партии активно участвуют в функционировании политической власти или оказывают на нее опосредованное влияние. Стремление интегрировать различные социальные силы вокруг своих идеалов и программ, оказывать идеологическое воздействие на население, на формирование его политического сознания — весьма характерны для политических партий. Политические партии в отличие от других групп и объединений являются органами политического представительства, аккумулируя общие взгляды, настроения, идеалы какой-либо части гражданского общества Руднева Н. И. Представительство групповых интересов в управлении общественными процессами: Дисс. на соискание ученой степени доктора наук. — Белгород, 2012. — С.27−36.

Практически все сферы функционирования любой партии подчиняются идеологии. Суть идеологической функции заключается в оказании идейного влияния на всех своих членов и сторонников, в пропаганде своих ценностей, своего мировоззрения, создании благоприятной для своей деятельности социально-психологической атмосферы в стране.

Таким образом, партии являются политическими институтами современного общества, посредством которых граждане реализуют политические права и свободы, социальные группы заявляют о своих интересах, государство взаимодействует с общественными структурами. Современные партии — это организации, складывающиеся в эпоху становления гражданского общества и демократии, всеобщего избирательного права как единственного способа легитимации власти и качественного расширения прав парламента.

2.2 Функции политических партий

Политические партии — это общественные, социально упорядоченные организации, образующиеся по принципу социокультурной общности, имеющие свои цели, задачи, устав и программу действий, на основе которых объединяются люди. Любая партия ведет борьбу за получение голосов избирателей по принципу состязательности. Структура политической партии включает в себя блоки избирателей, партийную организацию и партийный аппарат, целью политической партии является разработка политических программ, представляющих интересы различных социальных групп и слоев общества. Исходя из структуры, целей и задач можно выделить следующие функции политических партий: институциональную, агрегативную, артикулятивную, электоральную, состязательную, организационно-стратегическую.

1. Институциональная функция политических партий — это способ ее конструктивной деятельности и обеспечения рациональности, которая не зависит от конкретных лиц. Институциональная функция политических партий включает четыре основные подсистемы: разработку политической программы, создание на этой основе политической партии, программную состязательность и проведение свободных выборов; выявление первостепенных социальных нужд и проблем граждан.

2. Агрегативная функция политических партий — это выявление социально значимых интересов индивидов и запросов членов общества, которые решаются политическими средствами. Иными словами, — это проблемно-ориентированная стратегия партии, с помощью которой выявляются и типологизируются основные проблемы различных социальных групп общества.

3. Артикулятивная функция связана с выработкой конкретных способов решения социально значимых проблем. На основе классификации и селекции основных проблем общества разрабатываются специальные программы и предлагаются меры их решения.

4. Организационно-стратегическая функция партии включает в себя следующие критерии: автономность, источники финансирования, источники пополнения, характер руководства, согласованность, фракционность, вовлеченность, стратегию, тактику.

5. Состязательная функция политических партий предполагает принцип состязательности на программной основе и ответственность за свои обещания перед обществом. Эта функция обеспечивает связь между партией и избирателями на правовой основе в социокультурном про-странстве. Принцип состязательности играет роль фильтрации, устраняя неэффективные партии с политической сцены и обеспечивая поддержку конструктивнорациональной политической программы.

6. Электоральная функция обеспечивает донесение программных целей и задач до избирателей, от которых зависит их проникновение в структуры власти. Следует подчеркнуть, что все выше перечисленные функции должны осуществляться совместно, в противном случае они потеряют свой легитимный характер.

Таким образом, существует два вида политикоправовой активности граждан в пределах политической партии: участие и влияние на политико-правовые процессы, с одной стороны, и государственные институты, с другой. единственный институт гражданского общества, которому свойственны именно такие характерные черты и функции — это политические партии.

3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И СОВРЕМЕННОЕ ГОСУДАРСТВО

3.1 Тенденции развития современных политических партий

В современной России многопартийность — явление относительно новое, однако это не мешает возникновению все новых партий и укреплению прежних политических объединений. Причем если каких-то пятнадцать-семнадцать лет назад основная масса населения не особо понимала, кого, куда и зачем избирает, то современное общество уже делает свой выбор более осознанно, заставляя политические партии тщательнее выполнять свои прямые обязанности — представлять и защищать интересы граждан.

На апрель 2014 года в Российской Федерации зарегистрированы 77 политических партий и действуют 60 оргкомитетов http://izbiraem.ru/party.

В последних парламентских выборах 4 декабря 2011 года принимали участие всего семь политических партий. Это было связано с тем, что для регистрации организации в качестве политической партии ей необходимо было предоставить в Министерство Юстиции список как минимум из 40 тысяч фамилий состоящих в ней членов и иметь не менее 45 отделений по 500 и более.

Однако 4 апреля 2012 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях». Этот документ значительно упрощает процедуру создания и регистрации политических партий. В десятки раз снижена минимальная численность организации — теперь партии достаточно иметь 500 зарегистрированных членов, чтобы подать заявку на регистрацию в Министерство Юстиции.

Кроме того, новое законодательство значительно облегчает саму процедуру регистрации партий, упрощает обязательную отчетность и предусматривает другие новшества, значительно облегчающие деятельность политических партий.

В связи с этим число новых политических партий в Российской Федерации начало стремительно расти: возрождаются прежде расформированные партии, регистрируются новые. На июль 2012 года их насчитывается 35 вместо 7 участвовавших в последних выборах в Государственную Думу. Это число еще будет расти http://izbiraem.ru/party.

А какие партии нужны России наступившего века? В общих чертах они, разумеется, будут развиваться в рамках современных мировых направлений и тенденций.

Но следует учитывать и специфику, а именно:

— исторический путь российского общества и государства;

— характерные черты их взаимоотношений, а именно антиобщественное государство, антигосударственное общество и втиснутая между этими жерновами личность — заложница как нацеленного на диктат государства, так и ориентированного на консервативный традиционализм общества;

— политическую культуру российского общества;

— традиции партийного строительства в нашей стране;

— переходный и реформистский характер переживаемой страной эпохи, которой должна соответствовать партия переходного периода.

Можно предложить следующую модель современной российской партии:

— партия XXI в. должна не брать на себя все политические, экономические и социальные функции, а выполнять роль политического и идеологического института, определяющего общий вектор общественного развития страны, т. е. обозначать идеал и пути движения к этому идеалу. В противном случае она вновь увязнет в повседневности;

— партия должна выполнять роль не только соединяющего мостика между обществом и государством, но и мостика с двусторонним движением. И партия в любом случае должна находиться под контролем общества;

— современные российские партии не будут массовыми, так как время массовых партий прошло. Партии XXI в. должны быть мобильными организациями, улавливающими вызовы современности и находящимися в русле общемирового общественного развития;

С точки зрения организационной, современные партии должны включать «мозговой центр», который осмысливает тенденции развития общества и решает общие задачи. Центральные и региональные партийные структуры должны состоять из профессионалов, способных понимать и ретранслировать решения центра электорату. Современной партии следует иметь разветвленную сеть коммуникаций самых разных уровней (СМИ, партийные газеты, журналы, выход в Интернет и т. д.), обеспечивающую прямую и обратную связь с избирателями.

Мобильные местные партийные организации, состоящие из профессионалов и небольшого актива, должны выполнять функции структур, которые умеют не только заинтересовать население вопросами политики, идеологии, но и дать разного рода юридические справки, помочь в решении конкретных проблем, связать человека с местными социальными, экономическими структурами и т. д.

Следовательно, современная российская партия, особенно ее местные организации, глубоко погруженные в гражданское общество, должна заниматься не только политической, но и неполитической работой.

Если говорить о современных тенденциях развития собственно политических партий, то среди них следует выделить следующие.

1. Общее снижение роли партий, как передающего звена от гражданского общества к государству, в частности, это вытекает из:

— повышения количества и роли групп давления, действующих вне электорального поля (союзы предпринимателей, лоббистские группы, общественные организации, социальные движения, организованная преступность);

— усиления роли СМИ, особенно электронных;

— ослабления роли партийной печати, которая в XXI в. становится анахронизмом;

— снижения роли партийных научно-исследовательских институтов за счет передачи партиями заказов на многие исследования независимым НИИ;

— уменьшения доверия избирателей к политическим партиям.

2. Изменение взаимоотношений государства и политических партии, которые становятся более тесными и демонстрируют черты:

— конституционализации партий;

— все большей институционализации;

— государственного финансирования, все увеличивающейся финансовой зависимости партий от государства в связи с увеличением стоимости избирательных кампаний;

— расширения государственного контроля за партиями, повышения государственной регламентации их деятельности;

— появления картельных партий, сговаривающихся между собой и с государственными чиновниками о дележе «добычи»;

— роста коррупции в партиях.

3. Изменение такой функции политических партий, как выработка правительственного курса, проявляется в следующем:

— снижение роли программ партии как долговременных и объемных документов. Из потенциальных избирателей мало кто читает многостраничные партийные программы, рассчитанные на «перспективу». Поэтому современные партии перешли на создание платформ — наборов лозунгов и установок по актуальным, волнующим людей проблемам, которые утверждаются к каждым выборам;

— правительственный курс, партийные программы разрабатывают сегодня не партийные, а независимые, авторитетные научные центры, которые подчас обслуживают несколько конкурирующих партий. Социологические опросы и политологические исследования партии также заказывают независимым частным службам.

4. Тенденция персонализации политики заставляет партии изменяться в сторону большей гибкости и адаптивности, что проявляется в:

— ослаблении роли партийных программ, платформ и, вообще, партийных документов, усилении роли публичных выступлений лидеров партий в любых формах, но особенно — через СМИ;

— уменьшении значения личных контактов на линии «кандидатизбиратели»;

— увеличении значимости избирательных штабов;

— отборе кандидатов не только партиями, но и (через опросы, праймериз и т. п.) избирателями;

— усилении роли имиджа кандидатов, профессионализации его создания.

5. Повышение удельного веса избирательных технологий в партийной работе, что влечет за собой дальнейшую дифференциацию труда в партиях, появление таких «партийных» профессий, как имиджмейкер, спичрайтер, менеджер избирательных кампаний, партийный маркетолог, специалист по PR, референт лидера и др.

6. Усиление взаимовлияния и взаимозависимости партий. С ними происходит то же, что и с международными концернами в эпоху глобализации, когда рынки объединяются и экономическим гигантам приходится «играть» фактически на общем поле. Современные партии, стремящиеся стать народными, всеохватными, тоже оказываются на одном общем большом электоральном поле. Это увеличивает плотность партий, ведет к возрастанию числа и частоты межпартийных контактов. Кроме того:

— руководство партий сегодня главное внимание уделяет росту не членства, хотя и это немаловажно, а численности электората;

— главную задачу современные партии видят не в размежевании по идеологическим соображениям, а в борьбе за голоса избирателей;

— возрастает роль коалиционной политики.

7. Изменения организационной структуры партий проявляются в:

— переходе от кадровых, массовых и строго централизованных к партиям универсальным;

— снижении роли первичных организаций (вытекает из понижения значения членства) и повышении роли партийных комитетов;

— уменьшении значения идеологий и росте значения прагматики, политики решения конкретных проблем вместо обещаний;

— снижении роли членства и повышении роли электората;

— понижении значения строгой партийной дисциплины и организации.

8. Повышение влияния гражданского общества на политические партии. Здесь следует выделить:

— рост влияния социальных движений и общественных организаций на политические партии;

— увеличение числа контактов партий с гражданским обществом и совершенствование информированности друг о друге за счет развития информационных средств;

— развитие прямых человеческих, неформальных контактов между партиями и населением.

— повышение роли в политике организаций, ведущих опросы населения;

— сокращение дистанции между кандидатом и избирателями при помощи электронных средств коммуникации;

— размывание «своего» электората каждой партии и формирование общего электорального поля практически для всех парламентских партий, что вызывало неожиданные и резкие «перетряски» структуры партийных систем в конце XX — начале XXI в. в Японии, Италии, Индии, Мексике и других странах.

3.2 Роль политических партий России в гражданском обществе

Политическая структура современного гражданского общества чрезвычайно сложна, она включает в себя множество взаимодействующих с государством общественных объединений. Политические партии — лишь один из их видов. Следовательно, основополагающее значение для их правового регулирования имеет формулировка самого понятия «политическая партия», что позволило бы отграничить партии как специфический субъект права от всех иных видов общественных объединений. Только в зависимости от наличия или отсутствия у какого-либо объединения, признанного законом в качестве политической партии, могут быть определены его правовой статус, права и обязанности, место и роль в политической системе. Однако, как справедливо отмечает Т. Бекназар-Юзбашев, для законодателя «с давних пор затруднительно было юридически оформить институт политических партий», ибо «по своему происхождению, сфере своей деятельности, функциональному предназначению и т. д. партии в большей мере представляют собой общественно-политическую, чем государственно-правовую категорию» Бекназар-Юзбашев Т. Б. Партии в буржуазных политико-правовых учениях. — М.: Наука, 2014. — С.140.

Политические партии — это один из немногих политических институтов, рождение которых неразрывно связано с генезисом либеральной демократии. «Демократия мыслима не иначе, чем выраженная через партии», пишет, например, Г. Шатшнайдер Ачкасов В. А., Грызлов Б. В. Институты западной представительной демократии в сравнительной перспективе: Учебное пособие. — СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2006. — С. 189. Хотя политическая история знает не только демократические, системные, но и антисистемные, революционные и реакционные партии.

В современных демократических обществах, в частности в западной Европе, гражданское общество и государство интегрированы в единое целое посредством трех основных политических институций: представительной системы государственной власти, всеобщего избирательного права и политических партий. Метафора «суверенной власти народа» означает сегодня, что власть в государстве исходит от народа и осуществляется им посредством его представителей, выбираемых на строго фиксированный срок на основе всеобщих, равных и тайных выборов. Поэтому политические партии играют исключительную роль в функционировании современных представительных систем. Именно они, прежде всего, обеспечивают связь политической системы и окружающей среды, выполняя функции артикуляции (лат. аrticuiatio; articu-lare — расчленять; членораздельно, ясно произносить) и агрегации (объединять, суммировать какие-л. однородные показатели с целью получения более общих, обобщенных, совокупных показателей) социальных интересов.

Современная демократия — это демократия, основанная на принципе представительства. Требование создания многопартийной системы вытекает из стремления привести партийную структуру в соответствие с плюралистической общественной структурой современных государств. Без признания партийного плюрализма и оппозиции любая политическая система не может быть названа ни демократической, ни представительной. Однако роль представительного органа власти как выразителя «общей воли» в отличие от «воли всех» Руссо Ж.-Ж. Трактаты. — М., 1969. — С. 173. означает, что в парламенте должны быть представлены не интересы отдельных социальных групп или личностей, а общезначимые политические интересы. Именно поэтому в демократических странах основными коллективными акторами избирательного процесса и парламентского представительства являются политические партии, которые, в отличие от иных общественных объединений, предназначены не для выражения отдельных корпоративных интересов, а для выявления и учета в групповых интересах общезначимого начала и перевода их на общегосударственных уровень.

Интересна в данной связи мнение немецкого политолога Клауса фон Бейме, который среди приоритетных функции партий выделяет: определение цели, разработка идеологии и программы, стратегии действий; выражение и объединение общественных интересов; мобилизация и социализация граждан; формирование правящей элиты и состава правительства Бейме К. фон. Партии // Политология вчера и сегодня. Вып. 4. -М., 2012. — С. 64. Именно поэтому политические партии берут на себя и формулирование коллективных целей для социума, предлагая различные цели и стратегии общественного развития. Трансформируя требования и чувства социальной неудовлетворенности в позитивные политические цели, партии направляют стихийную энергию социального протеста в русло конституционной борьбы за их достижение через участие в государственном управлении. Расширяя пространство публичного политического процесса, партии стремятся преодолеть отчуждение маргинальных групп общества от политики, то есть выполняют функцию политической мобилизации. Соперничество за голоса масс подразумевает, как правило, опору на организованные массовые партии и такие партии обычно организованы иерархически и бюрократически. Партии приобретают голоса избирателей, поощряя последних идентифицировать себя с политическим имиджем партии и с ее руководством. Они упрощают стоящий перед избирателями выбор. Отсюда следующая констатация: политические партии и регулярные выборы это тесно взаимосвязанные и взаимозависимые институт демократической системы.

Отмечая особую роль и значение партий в функционировании представительной демократии, многие исследователи (причем и те, кто позитивно, и те, кто негативно оценивают данный институт) называют современное государство «партийным государством». «Партийное государство» в этом случае необходимо понимать как тип современной демократии, в которой парламент утратил свое значение в качестве института выражения суверенной воли народа: парламенты в основном лишь ратифицируют те решения, которые, в другом месте, уже приняли партии, входящие в коалицию большинство.

Чаще всего политические партии и определяются как организации, стремящиеся к выдвижению и избранию своих признанных представителей на государственные посты. Не случайно в законодательстве некоторых стран, в том числе и России, записано, что политическое объединение утрачивает правовое положение партии, если оно в течение определенного количества лет (в России — 5 лет) О политических партиях: Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 16.07.2001. № 29. Ст. 2950; Собрание законодательства РФ. 16.07.2001. № 29. Ст. 2950. не участвуют в выборах, т. е. участие в выборах не только право, но и обязанность партий. Однако участие в выборах — это лишь способ, посредством которого партии могут содействовать формированию политической воли народа и его политическому волеизъявлению, поскольку выборы это аналог непрямого принятия политических решений, так как аналогам прямого принятия решений избирателями является референдум. Так, согласно ст. 3. гл. 1 Федерального закона «О политических партия» одним из основных целей политических партий является формирование общественного мнения О политических партиях: Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 16.07.2001. № 29. Ст. 2950; Собрание законодательства РФ. 16.07.2001. № 29. Ст. 2950., т. е. согласно закону РФ партиями являются организации, содействующие формированию политической воли народа.

Современные правительства, как правило, партийные правительства, а партийные фракции определяют «лицо» современных парламентов, поскольку через партии реализуются еще две важнейшие политические функции — политического представительства и рекрутирования политической элиты Ачкасов В. А., Грызлов Б. В. Институты западной представительной демократии в сравнительной перспективе: Учебное пособие. — СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2006. — С. 189.

Выступая универсальным посредником между обществом и государством, партии становятся инструментом легитимации власти и одновременно решают одну из важнейших проблем — проблем защиты прав и свобод граждан от вмешательства государства. В сложной системе с внутренними механизмами самореформирования, каковой является общество, партии, поддерживая непрерывность политического процесса, объективно обеспечивают устойчивость обратных связей органов управления с управляемым обществом, обеспечивают гомеостазис системы Кулик А. Н. Политические партии постсоветской России: опора демократии или костыль режимной системы? // МЭиМО. № 12. 2013. — С. 48. Благодаря им система обретает эластичность, допускающую любые изменения, кроме тех, что представляют опасность для ее идентичности. Работая над преодолением отчуждения «периферийных» групп общества, партии увеличивают гибкость и маневренность политической системы.

Политические партии выступают в качестве субъекта политической социализации. Социализирующая функция партий осуществляется как в ходе избирательных компаний, в повседневной партийной деятельности, так и в процессе регулярного общения политиков с потенциальными сторонниками.

Велика роль партий в избирательном процессе.

Так, по мнению Роже-Жерар Шварценберг, партии сплачивают избирателей и кандидатов в депутаты на определенной тематической основе, теоретической или идеологической. Они проясняют и стимулируют политическую дискуссию, четко обосновывая свой выбор. Благодаря им, избиратель лучше понимает, какими идеями, какой программой руководствуется тот или иной кандидат и как он будет действовать в случае избрания. Поэтому сам акт голосования перестает быть актом поддержки конкретного человека и становится актом выбора того или иного политического направления. Эта «программная» функция очень важна. Выборы приобретают благодаря ей свой лексикон. Отсутствие этой функции ведет к злоупотреблению репрезентативной или плебисцитарной традицией.

Партии же привносят в выборы четкую тематику. Они «способствуют выражению права голоса», обогащая его своим лексиконом. Без участия партий на выборах будет использоваться лексикон плебисцитов или диктатур: безропотное подчинение или приветственные возгласы. Партии предоставляют избирателю возможность сделать свой, подлинно свободный выбор Зотова З. М. 100 лет российской многопартийности. — М.: РЦОИТ, 2006. — С. 37.

Наконец партии являются наиболее эффективным и легитимным инструментом борьбы за власть и участие в принятии значимых политических решений.

Однако надо отметить, что хотя в России деятельность политических партий и их роль в обеспечении стабильного развития общества внушают сегодня определенное разочарование, вряд ли можно говорить об их окончательном провале в качестве носителей демократии. Поэтому и утверждения политологов прежних поколений о том, что партии не играют никакой роли в посредничестве на выборах или в формирование правительства или их роль не значительна, выглядят не совсем убедительными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исторически партии формировались как представительные структуры, выражавшие определенные групповые интересы; как институты, оппозиционные государству и другим политическим объединениям; как союзы единомышленников. Эти черты, выражая относительную самостоятельность и независимость от государства политических позиций известных групп населения, способствовали восприятию партий как источников кризисов и раскола общества. Причиной в такого негативного отношения к партиям было повсеместное распространение убеждения в том, что только государство является выразителем народного суверенитета (либеральная традиция) и общей воли общества (феодально-аристократическая и монархическая традиции).

Длительные традиции существования подобного рода организаций в бывших странах «социалистического лагеря» вызвали значительное недоверие населения к политическим объединениям, и в настоящее время мешают полноценному использованию партийных институтов для возвращения людей в политическую жизнь. Правда, борьба за выбор направления общественного развития, поиск консолидирующих социум ценностей порождают мощные источники формирования новых политических партий. При этом во вновь образующихся партиях сосуществуют тенденции к их превращению как в идеологически нейтральные организации, рассчитанные на максимально широкую социальную поддержку, так и в объединения с жесткими идейными требованиями к своим членам, централизованной организацией управления и авторитарной ролью лидеров.

Однако партии, группы по интересам, да и государство в целом являются только несущей конструкцией политики при материализации пожеланий разных слоёв населения. Для понимания же не только реального механизма функционирования данных институтов, но и характера отправления индивидами своих прав и свобод принципиально важно знание политической идеологии, психологии и культуры. Именно они непосредственно определяют цели политической деятельности людей, субъективное содержание политической жизни.

Итак, в результате исторического формирования, партия заявила о себе как специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование своей политической власти. Воплощая право человека на политическую ассоциацию с другими людьми, партия отображает общегрупповые интересы и цели разнообразных (социальных, национальных, конфессиональных и проч.) слоев населения, их идеалы, ценности и идеологии. Через этот институт люди выдвигают свои групповые требования к правительству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Таким образом, партия развивает как прямые, так и обратные связи народа и правительства для развития всего общества.

Современное состояние политических партий полно всяких разногласий, противоречий и трудностей.

Во-первых, повсеместно в мире наблюдается падение влияния партий на массы, особенно коммунистических, многие из которых в конце 80-х начале 90-х годов прекратили свое существование или реорганизовались и сменили названия; неспособность правильно определить стратегию деятельности при догматизме в теории.

Во-вторых, коренным образом изменились направления деятельности многих коммунистических и социал-демократических партий: на первое место вышли проблемы борьбы за избирателей, изменились некоторые цели парламентской борьбы и партийной работы. Цели и чаяния таких партий размыты и больше не выражают интересы большей части населения. Многие формы и лозунги классовой борьбы отодвинулись на задний план.

В-третьих, идет интенсивный поиск путей повышения эффективности своей политики: основное внимание уделяется борьбе за средства массовой информации, компьютерные системы.

В-четвертых, происходит упрощение организационных структур, наблюдается стремление создать гибкие, подвижные системы управления. Ряд партий отказались от постоянного членства, регулярного сбора членских взносов, значительно сократили штатный аппарат. При всей резкой критике политических партий объективный анализ свидетельствует, что они необходимы, так как вносят реальный вклад в развитие и функционирование политической системы любого государства.

СПИСОК ИССПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. О политических партиях: Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 16.07.2001. № 29. Ст. 2950; Собрание законодательства РФ. 16.07.2001. № 29. Ст. 2950.

2. Ачкасов В. А., Грызлов Б. В. Институты западной представительной демократии в сравнительной перспективе: Учебное пособие. — СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2006.

3. Бекназар-Юзбашев Т. Б. Партии в буржуазных политико-правовых учениях. — М.: Наука, 2014. — С.140.

4. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. — М.: Прогресс, 2010. ;

5. Вишневский А. Ф., Горбаток Н. А., Кучинский В. А. Теория государства и права. Минск, 2014.

6. Государство: монография / Тихомиров Ю. А. — М.: Норма, 2013

7. Дудин А. П. Диалектика правоотношения. Саратов, 2013.

8. Ерыгина В. И. Политические партии как институт парламентаризма (из истории политико-правовой мысли России конца XIX — начала XX вв.): монография. — Белгород, 2013. — 318 с.

9. Зотова З. М. 100 лет российской многопартийности. — М.: РЦОИТ, 2006.

10. Иванников И. А. Проблемы государства и права России начала XXI века. Ростов н/Д, 2013.

11. Ильин В. В. Политология: учеб. для вузов / В. В. Ильин. — М.: Книжный дом «Университет», 2014. — 540 с.

12. Лапаева В. В. Право и многопартийность в современной России. М.: Норма, 2013.

13. Оганисьян О. С. Модернизация и политика в XXI веке. — М.: РОССПЭН, 2011. — 336 с.

14. Руднева Н. И. Представительство групповых интересов в управлении общественными процессами: Дисс. на соискание ученой степени доктора наук. — Белгород, 2012. — С.27−36.

15. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. — М., 1969.

16. Сырых В. М. Теория государства и права. М., 2013.

17. Явич Л. С. Право и общественные отношения. М., 2013.

18. Бейме К. фон. Партии // Политология вчера и сегодня. Вып. 4. -М., 2012

19. Борисенков А. В. О критериях политической деятельности / А. В. Борисенков // Власть. — 2012. — № 9. — С. 49−54.

20. Гревцов Ю. И. Правовые отношения // Общая теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. В 3 т. Т. 2. М., 2011.

21. Кулик А. Н. Политические партии постсоветской России: опора демократии или костыль режимной системы? // МЭиМО. № 12. 2013.

22. Мизулин М. Ю. Плюрализм как онтологическое начало политики / М. Ю. Мизулин // Политический плюрализм в современной России: матер. сессии Академии политической науки. — М.: ЗАО «Человек и Карьера», 2011. — С. 177−179.

.ur

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой