Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Политико-управленческие аспекты развития контроля в современных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Число работ, посвященных хотя бы отчасти вопросам контроля, довольно велико. К этой проблеме в контексте решения задач управления обращались Ф. У. Тейлор, Г. Эмерсон, А. Файоль, Л. Урвик, Дж.Д.Муни, А. К. Рейли, М. П. Фоллетт, Д. Э. Мэйо, А. Маслоу, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг, Р. Хекман, Г. Одцхэм, Л. Портер, П. Дракер, Р. Акофф, С. Бир, Д. Форрестер, Р. Н. Энтони, Ч. Барнард, Л. Урвик, М. Вебер… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Управленческая функция контроля ее содержание и политические аспекты
    • 1. Формулировка понятия контроля, место контроля в управлении, контроль и современная организация
    • 2. Политика и полгггический контроль, политические аспекты управленческого контроля
    • 3. Психологические аспекты управленческого контроля
    • 4. Самоорганизация и самоконтроль, культура как элемент самоконтроля
  • Глава 2. Контроль в современных условиях
    • 1. Контроль в условиях неопределенности, парадоксы и контроль
    • 2. Проблемы построения и использования систем контроля в органах управления современных организаций
    • 3. Особенности контроля в современной государственной организации
    • 4. Создание и функционирование системы контроля в условиях крупной государственной структуры (конкретный пример)

Политико-управленческие аспекты развития контроля в современных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена теоретической и практической значимостью проблемных вопросов, связанных с тенденциями и особенностями развития управленческого контроля в условиях современного политизированного мира.

Управленческая практика имеет древние традиции, при этом она всегда была неразрывно связана с контролем, во многом зависела от него и зачастую определялась им. Однако, представление об управленческом контроле, в своем современном виде, стало формироваться только с конца прошлогоначала нынешнего века, с появлением и осознанием менеджмента как науки, как особой области систематизированных знаний.

Понятия «политика», «управление», «контроль» формировались вместе с развитием человеческого сообщества и претерпели разнообразные метаморфозы в своем развитии от практически полного их взаимоотождествления до полной самостоятельности понятий, находящихся в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости друт от друга.

Контроль неразрывно связан с такими функциями управления, как планирование, организация, мотивация, с такими понятиями, как лидерство, власть и личное влияние, коммуникации, принятие решений, психология, корпоративная культура и т. д. В свою очередь политика пронизывает все стороны жизни человека, связанные с межличностными отношениями и руководством людьми.

Поэтому совершенно ясно, что говорить о контроле, в его современном понимании, не принимая во внимание его политические аспекты, значит не учитывать его стратегическую основу и подменять смысловое содержание.

Несмотря на то, что, осуществляя функцию кошроля, субъекты сознательно регулируют свои действия во имя достижения заранее поставленной цели, управленческая деятельность и отношения в процессе контроля объективно обусловлены. Именно через них практически реализуются объективные тенденции развития, социально-политических и экономических условий, которые, в свою очередь, определяют рамки и ограничения целенаправленной деятельности субъектов управления. Таким образом, управление не может быть самодостаточном, оно также есть производное системы самоорганизации и контролируется ею.

В условиях происходящих в современном мире изменений и нарастающих кризисных явлений более устойчивыми становятся динамические социальные системы, не стремящиеся к подавлению возмущения любого вида, но допускающие колебания относительно вектора равновесного состояния. Обратные связи между структурными единицами (за счет контроля и самоконтроля) возвращают систему (управленческие отношения) в исходное состояние, или система, развиваясь, плавно переходит от одного относительно равновесного состоянр! в другое.

Современное управление представляет собой все более сложную систему, элементы которой, в силу неоднозначности и специфики выполняемых задач, обретают все большую автономию и своеобразие, фундаментом которых являются рыночные отношения и организационная культура. Традиционное управление, доминирующее в обществе и основанное на жесткой иерархической структуре и формальном контроле, рассматривает иные формы и подходы как отклонения от нормы. Вследствие этого необходимо поставить вопрос: каким должен быть современный контроль в процессе управления, чтобы он отвечал потребностям динамической самоорганизации социальных систем? Что в управленческих отношениях является стимулом свободного самоопределения, а следовательно и процесса выхода из кризиса для общества? Ответ лежит в сфере придания политической направленности и политического характера как в целом управленческим, так и контролирующим функциям.

Понятие политики имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности, связанные с руководством и управлением людьми. Контроль, в силу высокой степени изменчивости, динамичности современных процессов, должен быть органичной частью системы управления на основе развития обратных связей и самоконтроля. Политический аспект управления и контроля предполагает согласование целей, особенностей и своеобразия подсистем управления как объективных характеристик их деятельности, вырабатывает направление и приоритеты в развитии.

Поэтому политическое управление и политический контроль предполагают не столько передачу властного импульса, управленческого решения объекту управления, сколько распределение власти, т. е. ответственности между субъектами деятельности на основе принципа субсидиарное&trade-.

Необходимость переосмысления принципов контроля в современных организациях актуальна вне зависимости от применяемых инструментов управления и преобладающей формы собственности. В организациях с государственной формой собственности осмысление вопросов, связанных с контролем, скорее даже наиболее важно, так как они менее зависят от условий среды, более инертны и подвержены влиянию политики. Вот почему интересен проанализированный в данной работе пример изменения и создания фактически новой системы контроля в такой крупной государственной структу ре, которой является штаб Северного флота руководящий и координирующий работу большого количества разнообразных крупных подразделений и взаимодействующий с различными государственными, частными и общественными организациями как внутри страны, так и за ее пределами.

Динамизм происходящих трансформаций как в управлении так и в политике с каждым годом все возрастает, меняется их характер и направленность, все большее значение приобретает контроль — элемент, позволяющий организации определить и осознать свое место в системе государства, а учитывая процессы глобализации общественного развития, отражающие постоянно растущую взаимосвязанность и зависимость всех стран мира, и в целом в мировой системе. Поэтому рассмотрение контроля в контексте происходящих изменений как политического, так и управленческого характера наиболее важно и интересно.

Число работ, посвященных хотя бы отчасти вопросам контроля, довольно велико. К этой проблеме в контексте решения задач управления обращались Ф. У. Тейлор, Г. Эмерсон, А. Файоль, Л. Урвик, Дж.Д.Муни, А. К. Рейли, М. П. Фоллетт, Д. Э. Мэйо, А. Маслоу, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг, Р. Хекман, Г. Одцхэм, Л. Портер, П. Дракер, Р. Акофф, С. Бир, Д. Форрестер, Р. Н. Энтони, Ч. Барнард, Л. Урвик, М. Вебер, М. С. Мортон, Д. Р. Хемптон, Ч. Саммер, Р. Уэббер, Р.Р.МакДэниэл, К. Бланшар, В. Врум, Ф. Йен он, Р. Блэйк, Дж. Мутон, Л. Грейнер, Р. Шляйфер, Г. Саймон, И. Ансофф, Дж. Томпсон, Д. Гэлбрайт, П. Лоренс, Дж. Лорше, Г. Саланчик, Р. Стюарт, М. Портер, Д. Коттер, В. Сате, Д. Габарро, Т. Дил, А. Кеннеди и многие другие.

Интересные исследования проблем в области управленческого контроля, особенно в условиях тоталитарной политической системы, имели место в нашей стране в работах А. А. Богданова, И. А. Витке, А. К. Гастева, О. А. Ерманского, П. М. Керженцева, Е. Ф. Розмировича, Е. Преображенского, Ш. Двойлацкого, В. Осницкого, Л. Крицмана, А. И. Берга, Л. В. Конторовича, АТвишиани, В. С. Немчинова, В. Г. Афанасьева и многих других.

Безусловно, основоположником научного подхода к разработке проблем контроля является Анри Файоль. Выработанный им подход к осуществлению контроля как к функции управления, предназначенной в первую очередь для слежения за выполнением планов и распоряжений, лежит в основе большинства последующих исследований, рассматривающих вопросы управленческого контроля.

Большое влияние на исследование проблем, связанных с осмыслением роли и задач политики, политического в функционировании организаций, взаимосвязей политики, управления и контроля, пониманием политических аспектов управленческого контроля, имеют труды М.Вебера.

Вопросам, определяющим соотношение лидерства и контроля, посвящена наиболее известная дихотомия менеджмента: теория X и теория У Д.МакГрегора.

Важное значение для понимания современных подходов к осуществлению контроля имели исследования в области психологии межличностных отношений М. П. Фоллетт и Д. Э. Мэйо.

Довольно большое внимание разработке концепции организационной культуры и связанных с ней проблем контроля уделено в работах В. Сате, Т. Питерса, Р. Уогермана, Г. Ховстида, У.Оучи.

Особое значение имели исследования контроля качества У. Шухарта, Э. Деминга, Дж. Джерана, К.Исикавы.

Развитие в 70-х годах концепции контроллинга, в первую очередь как инструмента финансового контроля, помогло в определенной степени решить задачи текущего контроля и позволить управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей в функционировании предприятий.

Однако, несмотря на большой объем, многообразие, разноплановость и разнородность этих исследований, их результаты, как правило, не связаны между собой, узконаправленны и не составляют целостной концепции контроля, позволяющей успешно решать проблемы современного управления, учитывать изменения, происходящие в окружающей среде, и динамичное развитие самого механизма контроля на практике.

К тому же, при определенной разработанности проблем, связанных с управленческим контролем, применение на практике результатов исследований несет в себе определенные трудности. Зачастую очевидные результаты экспериментальных исследований и научных разработок с трудом укладываются в рамки существующих систем контроля, из-за достаточно большой степени их неопределенности, чрезмерной сложности и непредсказуемости с одной стороны, а также вследствие достаточной трудности практической реализации с другой стороны.

Любая проблема приобретает политическое значение или характер, если ее решение прямо или косвенно связано с вопросами политической власти, конфликта по поводу ее распределения и осуществления. Политика означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то внутри государства, организации или между группами людей, которых они в себя включают, а управленческий контроль часто сам понимается как одна из форм власти, некий механизм власти или принадлежность субъекту, обладающему властью.

Несмотря на безусловную необходимость, учет политической составляющей контроля в формализованных системах проблематичен из-за сложности или даже невозможности ее измерения, а следовательно, и трудности сопоставимости полученных результатов. К тому же, цели и задачи контроля часто рассматриваются как существующие сами по себе и не увязываются с конкретной, прежде всего политической ситуацией, при этом не учитываются динамика и направление ее развития, а также влияние на изменение самой системы контроля. Поэтому очень часто политические аспекты вообще не учитываются ни при создании систем контроля, ни в процессе осуществления контроля.

Основной целью диссертационной работы является исследование политико-управленческих и некоторых специальных проблем контроля в современной организации, существующей в условиях постоянно меняющейся окружающей среды. Акцентируется внимание на исследовании таких составляющих осуществления контроля, как организационная, профессиональная, национальная культурарассматриваются психологические особенности взаимоотношения людей при ведении контроляисследуются значение и роль самоконтроля в жизни организации, рассматриваются вопросы создания и функционирования систем контроля в условиях динамично меняющейся окружающей среды.

При достижении указанной цели диссертантом решались следующие задачи:

— показать роль и место контроля в управлении, рассмотреть значение и влияние на него политики в процессе функционирования современной организации;

— рассмотреть психологические аспекты контроля, взаимоотношения между людьми в организации при его осуществлении, в зависимости от формального и неформального статуса лиц, ответственных за его ведение, предложить возможные решения, направленные на предотвращение и сглаживание конфликтов, неизбежно возникающих при осуществлении контроля;

— исследовать природу культурной среды организации и ее влияние на процесс осуществления контроля, проанализировать механизм возникновения и действия самоконтроля, рассмотреть его значение и роль в условиях успешного функционирования организации, а также при преодолении возникающих кризисных ситуаций;

— рассмотреть проблему осуществления контроля в условиях быстроиз-меняющейся внешней и внутренней среды организации, возникающие при этом парадоксы и предложить возможные пути их преодоления;

— исследовать проблемы построения, развития и использования систем контроля в условиях современной организации, рассмотреть особенности и специфику ведения контроля в рамках современной государственной структуры при все возрастающей роли политики.

Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод познания. При разработке и обосновании основных положений диссертации применялся системный подход и сравнительный исторический анализ.

При написании диссертации использовались работы российских и зарубежных авторов по управлению, политологии, политической психологии и социологии, периодические научные издания, книги, написанные известными менеджерами и предпринимателями, а также данные, полученные автором в процессе участия в проекте по совершенствованию системы контроля на Северном флоте.

Научная новизна настоящей диссертации состоит в том, что она является комплексным исследованием проблем контроля, возникающих в современной организации в условиях реально существующей ситуации, в контексте определенных политических отношений, при этом сама система контроля рассматривается не как статичная, а как динамично развивающаяся составляющая.

Автор рассматривает как влияние различных функциональных элементов управления на механизм контроля, так и обратное комплексное воздействие контроля на них и на существование организации в целом, при этом особое внимание уделяется человеку как главной и определяющей цели и одновременно средству осуществления контроля.

Новые положения могут быть сведены к следующему:

— проанализирована роль и значение политики при осуществлении контроля, выявлено, что контроль в современных условиях носит характер политического согласования относительно автономных процессов;

— выявлена необходимость переноса центра тяжести с традиционных форм и методов контроля на самоконтроль, главными составляющими которого является организационная культура, и нахождение баланса взаимоотношений между контролем и самоконтролем;

— рассмотрен контроль в условиях неустойчивой, быстроизменяющейся окружающей среды, требующий учета изменяющихся параметров внешней и внутренней среды и самой системы, а также учета динамики и направления развития этих параметров;

— исследованы психологические отношения, возникающие между людьми в процессе контроля в зависимости от доминирующего типа личности людей, в результате рассмотренных вариантов взаимоотношений выведена таблица конфликтности;

— проанализирован процесс практического осуществления контроля в современных условиях, учитывающий необходимость контроля непредсказуемых, часто парадоксальных событий;

— рассмотрен процесс создания и проведен анализ функционирования системы контроля в современных российских условиях на примере системы контроля действующей в штабе Северного флота.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Политические аспекты как в управлении в целом, так и при осуществлении контроля в частности, являются определяющими для успешного функционирования организации, а в государственных структурах их роль становится доминирующей.

2. Организация управленческого контроля в современных организациях требует перестройки психологии руководителей организации и понимания психологических особенностей людей, взаимодействующих в системе контроля, комплексного учета факторов, влияющих на организацию, динамики и характера их изменения.

3. Создание систем контроля в организации и их успешное функционирование в современных условиях требует политического осмысления происходящих процессов, целостного, комплексного восприятия системы контроля.

4. Контроль в современных условиях носит не столько нормативный, сколько адаптационный характер, его успешность определяется выбором применяемой стратегии адаптации.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования включают ряд перспективных направлений дальнейших разработок вопросов в рамках управления и политологии. Материалы работы могут быть использованы при подготовке спецкурсов по ряду дисциплин общественно-политического цикла, а также применены непосредственно на практике руководителями различных уровней в процессе управления организациями и подразделениями. 9.

Исследование может оказаться полезным в плане переоценки некоторых подходов и взглядов на роль, задачи и функции управленческого контроля.

Апробация результатов исследования получила отражение в разработке и использовании системы контроля в такой крупной государственной структуре, которой является штаб Северного флота, и показала свою действенность и эффективность в течение 1994 — 1998 годов.

Основные положения диссертации были обсуждены и одобрены на кафедре политологии Северо-Западной академии государственной службы.

Материалы исследований рассматривались на Международной научнопрактической конференции «Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для государственной службы в России: опыт и перспективы». Северо-Западная академия государственной службы (Санкт — Петербург, июнь 1995 года) — использованы в главах посвященных рассмотрению работы избирательного штаба в книге «На пути к победе или как стать народным избранником». В соавторстве с О. Н. Кузьминым — Изд. Северо-Западной академии государственной службы. 1998.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Многочисленные и разнообразные по подходам и содержанию теории и школы управления, крупные ученые помогли значительно расширить представление об управлении и контроле и их политических аспектах, сформулировать их принципы, определить задачи и функции, разработать механизмы и методы их реализации. Огромная научная, практическая, информационная база, накопленная за тысячелетия, бесценный опыт менеджеров, усилия многих ученых, исследователей создали ту основу, базируясь на которой можно реально решать и совершенно новые проблемы.

Вместе с тем, любая научная теория — это место напряженного взаимодействия сложности и простоты. Теория должна абстрагироваться от частностей с тем, чтобы прийти к обобщениям, которые, в свою очередь, соответствовали бы возможно большему числу частных случаев. В результате действительный опыт отразить никогда не удается. Самое трудное — найти оптимальное сочетание сложности, реального опыта и простоты научной схемы. В управлении в его нынешнем состоянии этот баланс нарушен.

Так, в современных условиях решение проблем управленческого контроля предполагает нарушение принципов классической теории. В определенных обстоятельствах это уместно и даже целесообразно, однако, следует остерегаться того, чтобы это не привело к абсолютному отрицанию основополагающих принципов.

Контроль в условиях современной организации, несмотря на развивающуюся динамику происходящих процессов, изменение функций, составляющих управленческую деятельность, продолжает играть не меньшее, если не большее, значение, чем это было десятилетие или столетие назад. Количественный состав элементов, определяющих его эффективность, продолжает непрерывно расти. Кроме контроля параметров внешней и внутренней среды и контроля за функционированием организации, появляется реальная необходимость политического контроля и контроля за функционированием самих систем контроля.

Современный управленческий контроль — контроль в условиях быстро изменяющейся, подвижной окружающей среды — выдвигает совершенно другие требования и подходы к его осуществлению. Сложность, изменчивость, неопределенность условий, в которых он ведется, делают необходимыми не только совершенствование уже существующих форм и методов контроля, но и поиск новых, нестандартных, порой парадоксальных решений.

На одно из самых важных мест выходит рассмотрение вопросов политического контроля и управленческого контроля с позиций его политических аспектов.

Для того, чтобы быть эффективным и результативным, контроль должен не только реагировать на изменения, но и быть сам связан с изменениями, уметь адаптироваться к быстрой смене происходящих процессов, воспринимать и применять новые формы работы, противостоять различным видам давления.

Продолжающийся рост объемов и сложности контролируемой информации заставляет искать более совершенные пути и способы ведения контроля, задействовать механизмы самоконтроля, которые лежат в основе действия механизма самосохранения любой организации. Определяющее значение в действенности самоконтроля имеет организационная культура, без ее учета говорить об эффективности контроля в современных условиях практически невозможно.

Проведенное исследование еще раз подтвердило вывод, что при осуществлении контроля, создании систем контроля простых решений не бывает.

Стремление решить возникающие проблемы управления и контроля путем разделения их на составные части, увеличения размеров и количества контролирующих организаций, как правило, ведет еще к большему беспорядку и хаосу.

Говоря об управлении и контроле, мы имеем в виду не просто управление и контроль какой-то организацией, не какими-то отдельными ее составляющими, или исполнение каких то отдельных фушадай. Контроль — это, в первую очередь, обеспечение деятельности организации как целостной системы.

Процессы глобализации общественного развития, отражающие постоянно растущую взаимосвязанность и взаимозависимость всех процессов происходящих в мире делают, особенно важным рассмотрение вопросов осуществления контроля в крупных, часто четко не структурированных, организациях. С ростом размеров организации значительно сложнее и противоречивее становятся происходящие в ней процессы и, соответственно, контроль за их осуществлением.

Управление и контроль — это не что иное, как управление и контроль людьми и за людьми. Эффективность любого управленческого процесса зависит от понимания этого процесса людьми.

Любые управление и контроль, не говоря уже о высокоэффективных управлении и контроле, представляют собой очень личностный сплав сознания и действия. Руководитель всегда является активным элементом существующей системы контроля. В современных условиях для того, чтобы добиться эффективного управления менеджеру необходимо сочетать богатое глубокое и личное сочетание квалифицированного управления и контроля с последовательным взглядом на природу окружающего нас мира.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Д., Медведев В. П. Менеджмент как система управления хозяйственной деятельностью. М.: Знание, 1992. — Вып.1 — 96 е., Вып.2 — 80 с.
  2. Л.К. Законы психологии в помощь менеджеру. Новосибирск: 1992.- 112 с.
  3. Л.К. и др. Психология управления / Аверченко Л. К., За-лесов Г. М., Мокшанцев Р. И., Николаенко В. М. М.: ИНФРА-М, 1997. — 150 с.
  4. К. О науке организации. М.: Экономика, 1972. — 191 с.
  5. Г. М. Социальная психология. М.: 1988. — 228 с.
  6. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. -519 с.
  7. А.И. Человек и бизнес. Путь совершенства. -М.: Барс, 1990. 228 с.
  8. A.M. и др. Психология управления / Бандурка A.M., Бочарова С. П., Землянская Е. В. Харьков: Фортуна-пресс, 1998. — 464 с.
  9. A.B. Психология предпринимательской деятельности. -Таллинн: ЭМОНО-Р, 1994. 104 с.
  10. Г. Овладение политикой планирования. М.: УНИВЕРС, 1994. — 304 с.
  11. Бизнес и менеджер / Сост. Дараховский И. С. и др. М.: Азимут Центр, 1992. — 448 с.
  12. Бир С. Кибернетика и управление производством. М.: Наука, 1965. -391с.
  13. P.P., Моутон Д. С. Научные методы управления. Киев: Нау-кова думка, 1990. — 248 с.
  14. A.A. Тектология. Всеобщая организационная наука: В 2 т. М.: Экономика, 1989. — 2 т.
  15. К. Основы стратегического менеджмента. М.: Банки и Биржи, 1997. — 174 с.
  16. У. Менеджмент в организации. М.: Инфра-М, 1997, — 342с.
  17. М. Город. Обнинск: Институт муниципального управления, 1996. — 102 с.
  18. М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1991. — 704 с.
  19. П. Искусство менеджмента. М.: Новости, 1993. — 224 с.
  20. Л.В., Семеновская В. К. Деловое общение. Л.: 1980. — 116 с.
  21. Вопросы практической психодиагностики и консультирования в ввузе / Под общ. ред. H.H. Обозова Л.: Изд. ЛГУ, 1984. — 153 с.
  22. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991. 320 с.
  23. В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984. — 223 с.
  24. А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. М.: Экономика, 1972. — 478 с.
  25. А.К. Трудовые установки. М.: Экономика, 1973. — 343 с.
  26. Д.М. Организация и управление.- М.: Наука, 1972. 536с.
  27. В.В. Менеджмент: системные основы. Железнодорожный Моск. области: ТОО НПЦ «Крылья», 1996. — 216 с.
  28. В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. М.: Сувенир, 1993. — 488 с.
  29. Государственная власть и предприятие: от команды к партнерству / Под общ. ред. Ю. Н. Осипова М.: Международные отношения, 1991.-368 с.
  30. Грейсон Дж.К.мл., О Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991. — 319 с.
  31. Н.В. Опыт построения социально-психологической типологии производственных конфликтов и восприятия. Л.: 1977. -234 с,
  32. Э. С. Высокоэффективный менеджмент. М.: Филинъ, 1996. -280с.
  33. В.В. Менеджмент слаженной команды. Новосибирск: РИПЭЛ, 1995. -216 с.
  34. Е. В. Выход из кризиса. Тверь: Альба, 1994. — 497 с.
  35. Л. Психология малых групп. -М.: 1979. 186 с.
  36. П. Ф. Управление нацеленное на результаты. М.: Технологическая школа бизнеса, 1992. — 192 с.
  37. В.В. и др. Введение в теорию конфликта / Дружинин В. В., Конторов Д. С., Конторов М. Д. М.: Радио и связь, 1989. -286с.
  38. Д. У. Основополагающие идеи в менеджменте, уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. М.: Дело, 1996. — 272 с.
  39. А. Взгляд психолога на активность человека. М.: Луч, 1991. — 159 с.
  40. A.A. Как избежать конфликта. Труд, контакты, эмоции. Л.: 1980. — 186 с.
  41. ЗагладинН.В. Политология: проблемы развития. М.: 1990. — 319 с.
  42. В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: 1990. — 167 с.
  43. В.А. Политическая психология. М.: Философское общество СССР, 1990.-218 с.
  44. А.Б. и др. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций / Идрисов А. Б., Картышев C.B., Постников A.B. М.: Филинь, 1996. — 272 с.
  45. Ильин В. В, Панарин A.C. Философия политики. М.: Изд. МГУ, 1994. — 282 с.
  46. Ю.В. Человеческое измерение политики: теоретико-философские аспекты проблемы. М.: Луч, 1993. — 222 с.
  47. А. П. Кадры управления в корпорациях США. М.: Наука, 1988. — 144 с.
  48. . Менеджмент в условиях рыночной экономики. Теория и практика. Минск: ЭНИС, 1992. — 283 с.
  49. Д.П., Суименко E.H. Психология единоначалия и коллегиальности. М.: Мысль, 1979. — 254 с.
  50. . Деловая стратегия: (Концепция, содержание, символы). -М.: Экономика, 1993. 367 с.
  51. ., Седерберг С. Вызов лидеров. М.: Дело, 1996. — 352 с,
  52. A.M. и др. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / Карминский A.M., Оленев Н. И. Примак А.Г., Фалько С. Г. М.: Финансы и ст атистика, 1998. — 256 с.
  53. Э. История моей жизни. М.: Манускрипт, 1994. — 224 с.
  54. В.И. Психология и управление. М.: 1990. — 286 с.
  55. Л.У. Качественный менеджмент в бесприбыльной сфере. -СПб.: Просвещение, 1994. 175 с.
  56. Ю.А., Дмитриев О Н. Эффективные технологии маркетинга. -М.: Машиностроение,!994. 560 с.
  57. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления М.: Наука, 1994. — 295 с.
  58. Г. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М.: 1991. -124 с.
  59. Р.Л. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1996. — 384 с.
  60. Ф.А. Современный менеджмент. М.: Финвест, 1991. -48с.
  61. И.А. Психотехнологии и эффективный менеджмент М.: Технологическая школа бизнеса, 1992. — 189 с.
  62. Курс для высшего управленческого персонала. М.: Экономика, 1971.-807 с.
  63. И.Д. Практический менеджмент. М.: Элник, 1995. — 246 с.
  64. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  65. В.В. Экономическое эссе: теории, исследования, факты. -М.: 1990. 228 с.
  66. А.Л. Деловые игры в управлении. Л.: Лениздат, 1989. -172 с.
  67. Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело, 1996. — 544 с.
  68. Э. Контроллинг как система мышления и управления. М.: Финансы и статистика, 1993. — 96 с. 141 1
  69. Т. Вирусная теория менеджмента. М.: Стандарты и качество, 1997. — 32 с. '
  70. Ш. Экономика для менеджеров: десять важных инструментов для руководителя. М.: Дело, 1996.|- 416 с.
  71. K.P., Брю C.JI. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. М.: Республика, 1992. — 2|т.
  72. Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. М.: Финансы и статистика, 1992. — 208 с.
  73. С.Д. Профессионалы в управлении. JL: Лениздат, 1991. — 144 с.
  74. А. Дальние пределы человеческий психики. СПб.: Евразия, 1997. — 430 с.
  75. У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: ИНФРА-М, 1996. — 256 с.
  76. А. Сделано в Японии. История фирмы «Сони». М.: Прогресс, 1993. — 413 с. 1
  77. A.C., Гаджиев Н. Г. Контроль в условиях рыночной экономики. М.: Финансы и статистика, 1994. — 176 с.
  78. H.H. Психология конфликта и способы его разрешения. -СПб.: Школа практической психологии, 1993. 46 с.
  79. H.H. Психологическая культура отношений. СПб.: Школа практической психологии, 1993. — 31 с.
  80. H.H. Психология делового общения. СПб.: Школа практической психологии, 1993. — 32 с.
  81. H.H. Психология межличностный отношений. Киев: 1990. -64 с,
  82. H.H. Типы личности, темперамент и характер СПб.: Школа практической психологии, 1993 — 35 с.
  83. H.H., Щекин Г. В. Психология работы с людьми. Киев: Политиздат Украины, 1990. — 203 с.
  84. А.М. Управление: Искусство общения. М.: 1983. — 197 с.
  85. Организация управления. М. Экономика, 1972. — 231 с.
  86. Основы политической науки / Под общ. ред. В. П. Пугачева. М.: Знание, 1993. — 223 с.
  87. Основы политологии / Под ред. А.Боднара. -М.: 1990. 328 с.
  88. Основы управления персоналом / Под ред. Б. М. Генкина М.: Высшая школа, 1996. — 346 с.
  89. В.М. Управленческое общение. М.:1990. — 243 с.
  90. И.В. Учиться управлять. М!.: Экономика, 1983. — 168 с.
  91. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1981.-351 с. |
  92. С., Уотермен Г. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986. — 156 с.
  93. К.К. Система психологии и теория отражения. М.. 1982. -316 с.
  94. Психология управления / Под. ред. М. В. Удальцова Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. -46 с.
  95. Развитие систем управления: системная методология, организационные формы, информационная технология / Сборник научных трудов Львов: ВНИИМИУС, 1989. — 96 с.
  96. .А. Основы бизнеса. М.: Ось-89, 1996. — 192 с.
  97. C.B. Предмет политологии и ее место в системе социальных наук. -М.: 1993. 297 с.
  98. В.М., Федотова М. А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. М.: Перспектива, 1995. — 98 с.
  99. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. -1997. № 6. — С. 4−12.
  100. Аврамов Е, Гурков И. Адаптация промышленных предприятий к рыночным условиям //Вопросы экономики. 1996. — № 11. — С. 145 152.
  101. .Х. Управление, собственность и государственное регулирование экономики // Российский экономический журнал. 1993. -№ 4. — С. 56−61.
  102. Ф., Ананьин О., Вайскопф Т., Гудвин Н. Экономика в контексте // Вопросы экономики. 1997. — № 2. — С. 134−147.
  103. Н. Эволюция систем и организационное проектирование // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 4. — С. 73−78.
  104. В. Стратегическая эффективность управленческих решений // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 5. -С.117−122.
  105. Ю.Б., Горжанкина C.B. Теории «Научного менеджмента» и «Административного управления» в ретроспективе // Менеджмент в России и за рубежом. 1997. — № 1. — С. 87−93.
  106. Д. Особенности управления социотехнической системой в современных условиях // Проблемы теории и практики управления. 1998. -№ 5. — С, 96−100.
  107. М., Кузнецов П., Фоминых А. Корпоративное управление глазами директората // Вопросы экономики. 1997. — № 5. — С. 84−101.
  108. А. Государственные предприятия, типы и механизм функционирования // Вопросы экономики. 1994. — № 8. — С. 59−68.
  109. В. Управление информационными хранилищами предприятий // Экономика и жизнь. 1998. — № 8. — С. 23.
  110. В. Элементы неопределенности в переходный период // Политические исследования. 1993. — № 1 — С. 44 — 51.
  111. В.Л., Малых В. Л., Муравьев A.B. Принцип структурной независимости организации контроля управленческих решений // Автоматизация и современные технологии. 1993. — № 12. — С. 3034.
  112. М.В., Кузнецов В. В. Неоклассическая теория контроля над капиталом // Мировая экономика и международные отношения. -1989.-№ 6.-С. 54−57.
  113. Бойцова В В., Бойцова Л. В. Контроль за исполнительной властью в Великобритании: правовой институт омбудсмена // Политические исследования. 1993. — № 1. — С. 183−188.
  114. И.А. ФРГ: Государственная служба как сфера управления // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 1. — С. 58−62.
  115. Д.Д., Веснин В. Р. Из истории менеджмента // Социально -политический журнал. 1993. — № 3. — С. 83−93.
  116. A.A. Контроллинг потенциала прибыли предприятия /У Бизнес и учет в России. 1994. — № 1. — С. 39−42.
  117. В и ленский А. Парадоксы государственной поддержки частного бизнеса/7 Вопросы экономики. 1997. — № 6. — С. 104−112.
  118. А. Японские парадоксы // Вопросы экономики. 1993. -№ 8.-С. 126−133.
  119. Н. Вопросы управления /7 Проблемы теории и практики управления. 1991. — № 4. — С. 87−91.
  120. К.С. Основы политологии: программа, концепция // Мировая экономика и международные отношения. 1992. — № 10. — С. 2226.
  121. Л.Я. Психология в политике от объяснения к воздействию // Вопросы психологии. — 1994. — № 1. — С. 70−80.
  122. В. Эволюционная теория менеджмента: Новый взгляд на будущее российского бизнеса // Консультант директора. 1997. — № 12. — С. 32−40.
  123. . Оценка качества управления технологическими ресурсами // Проблемы теории и практики управления. 1993. — № 2 — С. 116−117.
  124. . Технологический менеджмент от теории к практике // Проблемы теории и практики управления. 1994. — № 2. — С. 107 114.
  125. В. От чего зависит действенность государственного управления // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 1. -С.48, 54−57.
  126. Р. Комплекс средств управления сложными организациями // Проблемы теории и практики управления. 1994. — № 2. — С. 101 106.
  127. Р. Координация структурных параметров предприятия // Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 4. — С.66−71.
  128. Н., Кудашев А. Финансовый менеджмент: эволюция взглядов и уточнение предмета // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 1. — С.116−118.
  129. А. Оптимизация государственного управления в переходном обществе // Проблемы теории и практики управления. 1997. -№ 4. — С.60−65.
  130. А. Социология и эволюция власти // Проблемы теории и практики управления. 1999. 1. — С.67−73.
  131. О.Н., Ковальков Ю. А. Опыт разработки, адаптации и внедрения интеллектуальных информационных технологий.// Научно-технический сборник Информатика Сер. Автоматизированные системы управления. — 1992. — Вып.4. — С. 10 — 25.
  132. Н. Управление экономикой при -многообразии форм собственности // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 1. — С.80−85.
  133. Дудинска 3., Милза М. Управленческие информационные системы // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 2. — С. 114 120.
  134. B.C. Семь граней современного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 1997. — № 1. — С. 3−13.
  135. Жанне Ж.-П. Международный менеджмент: эра глобального мышления // Проблемы теории и практики управления. 1993. — № 2. -С. 84−88.
  136. Т. Качественные аспекты информации в органах государственного управления. // Проблемы теории и практики управления. -1991.- № 6 С. 38−42.
  137. А. Целевая функция управления самостоятельными предприятиями // Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 1.-С. 86−89.
  138. Заутер-Закс С. Управление предприятием с ориентацией на окружающую среду // Проблемы теории и практики управления. 1993. -JSb 1. — С. 110−116.
  139. Заутер-Закс С. Эволюционная теория организации // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 1. — С. 81−86.
  140. О. Корпоративные формы управления в промышленности // Российский экономический журнал. 1994. — № 3. — С. 50−55.
  141. В., Попова Т. Управленческий учет как основа системы управления предприятием // Экономика и жизнь. 1998. — № 2. -С.23.
  142. А. Япония: административная реформа и государственный аппарат // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 5. -С.70−75.
  143. JI. Принятие управленческих решений с учетом риска // Проблемы теории и практики управления. 1993. — № 3 — С.69−72.
  144. О.И. Культура организации И Социально-политический журнал. 1997. — № 2. — С. 141−148.
  145. К.А. Креативный и эвристический менеджмент // Российский экономический журнал. 1995. — № 11. — С. 78−83.
  146. А. Управление государственной службой в Японии // Президентский контроль. 1998. — № 2. — С. 43−49.
  147. С. Менеджмент в хозяйственных структурах // Проблемы теории и практики управления. 1992. — № 2. — С.101−105.
  148. Ю. Государственное воздействие на экономику в странах мира /7 Внешняя торговля. 1994. — № 7−8. — С. 58−59.
  149. Г. Опыт управления: успехи и неудачи // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 1. — С, 42−47.
  150. Д. Культурные различия и управление // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 3. — С. 87−90.
  151. Кочеврин К).Б. Крупная корпорация как объект исследования // Мировая экономика и международные отношения. 1988. — № 11. -С. 19−34.
  152. А. Управленческие революции: Из истории менеджмента // Социалистический труд. 1991. — № 1. — С. 49−54.
  153. А. Государственные руководители и менеджеры предприниматели: сравнение черт личности // Проблемы теории и практики управления. — 1996. — № 4. — С. 64−67.
  154. В.И. Регулирование капиталистической экономики в 80-е годы // Мировая экономика и международные отношения. 1988. -№ 8 — С. 56−67.
  155. Ю. Развитие методологии менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 4. — С. 110−114.
  156. И. Менеджмент элемент человеческой культуры. // Профессионал. — 1992. — № 7. — С. 18−19.
  157. В., Николаев А. Значение государственных корпораций для Российской экономики // Вопросы экономики. 1993. — № 4. — С. 116−124.
  158. В.П. Китай на пороге Ш тысячелетия // Российский экономический журнал. 1993. — № 4. — С. 68−73.
  159. Д. Контроль и отчетность в государственных ведомствах // Проблемы теории и практики управления. 1994. — № 3. — С. 95−97.
  160. Г. Основные тенденции и концепции управления на стыке веков // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 1. -С. 76−80.
  161. Г. Самоуправление в системе управления // Российский экономический журнал. 1996. — № 10. — С. 48 — 58.
  162. Лексин В, Мильнер Б, Швецов А. Экономические отношения и управление в условиях федерализма // Вопросы экономики. 1994. -№ 9. — С. 17−29.
  163. ЕЛ. Взаимодействие административного аппарата и хозяйственной системы в Японии // Мировая экономика и международные отношения. 1989. — № 1. — С. 122−132.
  164. Леонтьева В. Л' Г осу дарственный сектор в рыночной экономике // Проблемы теории и практики управления, 1995. -¦ № 5. — С.24−30.
  165. Л. Идея государственного управления экономикой: уроки истории //Вопросы экономики. 1997. — Ns 6. — С. 91−96.
  166. М.И. Создание системы управления персоналом организации // Управление персоналом. 1997. — № 7. — С. 14−20.
  167. М.И. Управление предприятием в условиях кризиса /У Директор 1997. — N° 10. — С. 34−36.
  168. Г. От хаоса к теории хаоса // Бизнес уик. 1993. — № 5. — С. 35.
  169. Мак-Брайд X. Проблема культуры в процессе реформирования государственною сектора в Австралии // Проблемы теории и практики управления. 1993. — № 3. — С. 79−82.
  170. И.С. Информационные системы в процессах управления: Аналитический обзор /7 Проблемы информатизации. 1992. — вып. З- С. 16−22.
  171. X. Государство и предприятия // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 1. — С. 63−65.
  172. . Качество управления важный фактор экономической безопасности /7 Вопросы экономики. — 1994. — № 12. — С. 54−64.
  173. . Кризис управления // Вопросы экономики. 1993. — № 1.- С. 79 91.
  174. . Крупные корпорации основа подъема и ускоренного развития экономики // Вопросы экономики. — 1998. — № 9. — С.66 -76.
  175. . Управление промышленностью: проблемы и решения // Вопросы экономики. 1993. — № 9. — С. 30−41.
  176. . Управление: пути преодоления кризиса // Вопросы экономики. 1997. — № 6. — С. 36−47.
  177. Я. Перестройка системы государственных предприятий // Вопросы экономики. 1994 — № 8. — С. 85−87.
  178. А. Множественность организационных структур управления // Вопросы экономики. 1990. — № 3. — С. 99−105.
  179. P.M. Проблема измерения экономической эффективности информации // Российский экономический журнал. 1995. -№ 2. — С. 63−66.
  180. А. Контроль за издержками производства. Использование информационных систем // Консультант директора. 1996. — № 8. -С.15−18.
  181. Никифоров Г. С. Сливкин Ю.Н., Психология менеджмента // Вестник ЛГУ. 1991. — Сер б. — Вып. 2. — С.
  182. А. Управление предприящями государственной и смешанной форм собственности во Франции // Вопросы экономики. -1993. -№ 10. С. 30−37.
  183. С. Крупные корпорации и государство/УОткрытая политика 1996. — № 7−8. — С. 85 — 86.
  184. В. Роль государства в современной экономической системе // Вопросы экономики. 1993. — № 11. — С. 33−41.
  185. Ы. Стратегическое управление внешним информационным .потоком //Проблемы теории и практики управления. 1994. — № 6. -С, 99−104.
  186. Платонов К. К, Казаков В. Г. Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии // Социально-психологический климат коллектива. М.: 1980. — С. 13−28.
  187. . Характер и проблемы государственного регулирования экономики // Проблемы теории и практики управления. -1997. -№ 5. -С, 34−38.
  188. А., Русинов Ф. Генезис менеджмента и управления /У Высшее образование в России. 1995. — № 2. — С. 64−71.
  189. О., Кэри Д. Стремление к совершенству // Бизнес уик. 1992. -№ 11. -С, 20−26.
  190. Я. Классификация видов управления // Проблемы теории и практики управления. 1994. — № 4. — С. 91−98.
  191. Я. Организационная культура руководителя // Проблемы теории и практики управления. 1993. — № 4. — С. 107−112.
  192. М. Оптимальная сложность управленческих структур // Проблемы теории и практики управления. 1994. — № 5. — С.74−79.
  193. Beimis W. The 4 Competencies of Leadership // Training and Development Journal, 1984. August.
  194. Berki R.H. The History of Political Thought: A Short Introduction. London New York, 1977.
  195. Bowiditch J.L. A Primer on Organization Behavior. John Wiley & Sons, 1990.
  196. Claude S. George, Jr., The History of Management Thought. Englewood Cliffs, N. J. :Prentice~Hall, 1972.
  197. DrukerP.F. Management: Tasks. Responsibilities, Practices. New York: Harper and Row, 1973.
  198. Easton D. A. Framework for Political Analysis. Engelwood, Cliffs, 1965.
  199. Fayol H. General and Industrial Administration. New York: Pitman,! 949.
  200. Fielder F.E. A Theory of Leadership. McGraw-Hill, 1967.
  201. Gibson L., Ivancevich M., Donnelly Jr.H. Organizations. Irwin, 1991.
  202. Glueck W.F. Business Policy and Strategic Management. N.Y.: McGraw Hill, 1980.
  203. Held D. Political Theory and the Modern State. Essays on State Power and Democracy. Stanford/Cal/Univ.press. 1989.
  204. Hellriegel D., Slocum Jr.J. W., Woodman R.W. Organizational Behavior. West Publishing Company, 1995.
  205. HerzbergF., Maunsner В., SnydermanB. The motivation to work. N.Y.: Wiley, 1959.3 .15. Hofstede G. Cultural Constraints in Management Theories // Academy of Management Executive. 1993. Vol.7. 1 1.
  206. Lane H. W., Distefano J.J. International Management Behavior. NELSON, 1988.
  207. Likert R. The Human Organization. McGraw-Hill, 1967
  208. Maslow A.N. Motivation and Personality. New York: Harper and Row, 1970.154
  209. Mayo G.E., The Human Problems of an Industrial Society. New York. Macmillan, 1933-
  210. Mayo G.E., The Social Problems of an Industrial Society. Boston, 1945-
  211. McClelland D. The Achieving Society. Princenton, N.J.: Van Nostrand, 1961.
  212. McGregor D.M. The Human Side of Enterprise. New York: McGraw-Hill, 1960.
  213. Mintzberd H. The nature of managerial work. Englewood Cliffs. N.J.:1. Prentice Hall 1980.
  214. Minlzberg II. Power in and around Organization. Prentice Hall, 1983.
  215. Newman W.H., Constructive Control: Design and Use of Control Systems. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1975.
  216. Ponton G., Gil) P. Introduction so Politics. Oxford, 1982.
  217. Robey D. Designing Organizations. IRWIN, 1986.
  218. Roethlisberger F J. Men in Organizations. Cambridge, 1968.
  219. Sathe V. Culture and Related Corporate Realities. Richard D. Irvin, Inc., 1985.
  220. Skinner B.F. Science and Human Behavior. MacMiilan Publishing. Inc., 1953.
  221. Smith A. An Inquiry into the Nature and Cause of the Wealth of Nations. New York. Modem Library, 1937.
  222. Taylor F.W., The Principles of Scientific Management.: New York. Harper&Row, 1947.
  223. The Blackwell Encyclopedia of Political Institutions. Oxford New York, 1987.
  224. Thompson A. A .Jr. Strickland III A.S. Strategic Management: Concepts and Cases. 3rd ed. Piano, Tex: Business Publications, 1984.
  225. Tucker R. Politics and leadership. Columbia, 1981.
  226. Weber M. The theory of social and economic organization. New York: Oxford University Press, 1947.1. ТАБЛИЦЫ
Заполнить форму текущей работой