Типы легитимности.
Политология
Существуют и другие типы легитимности, например, идеологическая легитимность. Ее значение заметно возросло в связи с активным включением в политику широких слоев общества вследствие расширения их избирательных прав, образования партий, а также с развитием средств массовой коммуникации (телевидение, радио, газеты, журналы, Интернет и т. д.). Идеологическая легитимность состоит в обосновании… Читать ещё >
Типы легитимности. Политология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Убежденность населения в правомерности и справедливости существующих институтов власти, согласие подчиняться их решениям может достигаться различными способами. Исходя из того, что различные типы властвования добиваются авторитета с помощью разных ресурсов, М. Вебер предложил выделять три идеальных типа легитимности власти: традиционный, харизматический и рационально-легальный. В основу такой классификации он положил мотив подчинения[1].
Исторически первым типом легитимности власти был традиционный. В его основе лежит авторитет «вечно вчерашнего: авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение». На привычке подчиняться власти, вере в ее божественный характер и священность права престолонаследия основан авторитет вождей, монархов, царей. Традиционный тип легитимности сохранился до настоящего времени, хотя и заметно трансформировался. К нему относятся режимы королевской власти в таких странах, как Бахрейн, Саудовская Аравия, Оман, Иордания, Кувейт.
По мере того как религия утрачивала свое значение, а всеобщее избирательное право все более укреплялось и распространялось, божественное право единоличного правления заменялось разветвленной системой бюрократии и политических партий. Сдержать рост бюрократизации общественной жизни мог, по мнению Вебера, харизматический лидер. В основе харизматического типа легитимности лежат «авторитет внеобыденного личного дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека» .
Харизматический тип власти характеризуется абсолютной легитимностью, поскольку он зиждется на вере населения в исключительные качества политического деятеля. Часто образ такого лидера сознательно формируется в обществе на основе желаний и представлений, которые преобладают у большей части населения. Если у Вебера харизматический тип легитимности распространялся на власть религиозных деятелей (Моисея, Давида, Магомета, Будды), то сегодня он приписывается и светским политическим лидерам. Харизматический тип власти преобладает в переходное время, в периоды реформ и революций.
В современных условиях харизматическая легитимность власти сохраняется преимущественно в странах Африки, где харизма является формой организованного политического поклонения, т. е. своеобразной политической религией, обожествляющей личность вождя.
Рационально-легальная легитимность основывается на вере участников политической жизни в справедливость существующих правил формирования власти. Институты власти в своей деятельности подчиняются закону. Мотивом подчинения населения власти является рационально осознанный интерес избирателя, который высказывает его на выборах, голосуя за ту или иную партию, лидера. В качестве особенности данного типа легитимности Вебер называл «господство в силу „легальности“, в силу веры в обязательность легального установления… и деловой „компетентности“, обоснованной рационально созданными правилами» .
Следует заметить, что на практике в чистом виде названные идеальные типы легитимности не существуют. Они перемешаны, взаимно дополняют друг друга, поэтому правомернее говорить о смешанном типе легитимности. Так, в Великобритании доминирует рационально-легальная легитимность, поскольку власть формируется на выборах, а мотивом подчинения власти выступают интерес и вера в справедливость демократических процедур, норм, законов. По рационально-легальная легитимность в этой стране дополняется элементами традиционного господства (сохранение института монархии).
Существуют и другие типы легитимности, например, идеологическая легитимность. Ее значение заметно возросло в связи с активным включением в политику широких слоев общества вследствие расширения их избирательных прав, образования партий, а также с развитием средств массовой коммуникации (телевидение, радио, газеты, журналы, Интернет и т. д.). Идеологическая легитимность состоит в обосновании соответствия власти идеалам, представлениям, ценностям, менталитету народа. Возможности власти заметно возрастают, если она опирается на идеалы, господствующие в обществе.
- [1] Вебер M. Избранные произведения. Μ., 1990. С. 646−647.