Смена обыкновенного стрелочного перевода
Первый способ — перевозка блоков на платформах в горизонтальном положении (рис. 6а). На четырехосную платформу грузоподъемностью 60 т можно погрузить два стрелочных перевода, причем длина каждого блока не должна превышать длины платформы. Все шесть блоков располагают на одной платформе в один пакет и закрепляют их от продольного и поперечного смещения. Существенным недостатком такого способа… Читать ещё >
Смена обыкновенного стрелочного перевода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ) Кафедра «Путь и путевое хозяйство»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ по дисциплине
«Технология, механизация и автоматизация путевых работ»
СМЕНА ОБЫКНОВЕННОГО СТРЕЛОЧНОГО ПЕРЕВОДА Выполнил:
Ст. гр. СЖД-313 Дремков О.А.
Принял:
Ст. преподаватель Куртиков Р.М.
Москва — 2013
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ
1. Исходные данные
2. Выбор основного технологического оборудования
3. Разбивочные работы
4. Технология сборки стрелочного перевода на базе
5. Транспортировка блоков СП к месту укладки
6. Технология смены стрелочного перевода
6.1 Условия производства работ
6.2 Производственный состав
6.3 Перечень путевых машин, механизмов и инструментов
7. Обеспечение безопасности работ
7.1 Техника безопасности при путевых работах и взаимодействии с путевыми машинами
7.2 Обеспечение безопасности движения поездов при производстве работ
7.3 Ограждение места работ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Курсовой проект посвящен разработке организации технологии замены стрелочного перевода, с использованием современных технических средств и методов производства. На 1 км развернутой длины пути в среднем приходится 2 стрелочных перевода. Число стрелочных переводов, которые необходимо содержать в период эксплуатации, укладывать, заменять и ремонтировать, составляет сотни тысяч комплектов.
Стрелочные переводы служат для перевода железнодорожных составов и одиночных единиц подвижного состава с одного пути на другой. Когда требуется пересечь железнодорожный путь только в одном уровне, применяют глухие пересечения. Для разворота локомотива и т. п. на 1800 служат поворотные треугольники, круги, петли.
Соединения и пересечения рельсовых путей классифицируются по количеству и расположению в плане соединяемых или пересекающихся путей, типам рельсов, маркам крестовин, конструкции.
Соединения и пересечения путей могут быть представлены следующими видами:
ь одиночными стрелочными переводами;
ь перекрестными стрелочными переводами;
ь глухими пересечениями;
ь съездами;
ь стрелочными улицами;
ь сплетениями путей.
Стрелочные переводы лежат на переводных брусьях, деревянных или железобетонных, аналогичных деревянным или железобетонным шпалам, но отличающихся от них по длине.
Одиночные переводы в свою очередь подразделяются на: обыкновенные (рис.1а), симметричные (рис.1б), несимметричные (рис.1в) и криволинейные (рис.1г). Глухие пересечения бывают прямоугольные и косоугольные. Комбинации укладки стрелочных переводов и глухих пересечений представляют собой двойные стрелочные переводы, перекрестные съезды, поворотные устройства.
Рис.1
Основными элементами обыкновенного стрелочного перевода являются:
ь стрелка с переводным механизмом ь комплект крестовиной части ь соединительные пути ь переводные брусья Стрелка состоит их двух рамных рельсов, двух остряков, двух комплектов корневых устройств, переводного механизма, упорных и опорных устройств.
В комплект крестовиной части входит крестовина, два контррельса, стыковые устройства и опорные приспособления. Соединительные пути представляют собой прямолинейный и криволинейный отрезки пути, которые соединяют стрелку с крестовиной частью.
Переводные брусья — деревянные или железобетонные поперечины, на которых монтируются металлические части: стрелка, соединительные пути и крестовинная часть.
Конструкции стрелок различают по форме остряков в плане: с прямолинейными остряками, криволинейными остряками. Для укрытия острия остряка от ударов колес делается подстрожка боковой рабочей грани головки рамного рельса. В своем корне остряк соединяется с рельсом корневым скреплением. Корневые устройства бывают шкворневого, вкладышно-накладочного типа и выполняются в виде обычного болтового или сварного стыка при гибких остряках. Соединение остряков и обеспечение одновременного их перевода осуществляется стрелочными тягами.
Крестовина — предназначена для пересечения рельсовых нитей двух путей. По конструкции крестовины разделяются на две группы — жесткие и с подвижными элементами. Основными элементами крестовинного узла являются:
ь Сердечник ь 2 усовика ь 2 контррельса ь Подкладки ь Прикрепители ь Вкладыши и болты ь Рамные рельсы с контррельсами Математическим центром крестовины называется точка пересечения продолжения рабочих кантов сердечника крестовины. Практическое острие, которым заканчивается сердечник, имеет ширину 9−12 мм.
Горлом крестовины — называется сечение, где расстояние между рабочими кантами усовиков минимально (место первого перегиба усовиков). Промежуток от горла до практического острия крестовины, на котором гребни колес не направляются рельсовыми нитями, называется вредным пространством. Направление колес на этом участке осуществляется контррельсами.
Все стрелочные переводы в России и странах бывшего СССР принято характеризовать маркой крестовины, то есть тангенсом острого угла крестовины. В других странах практикуется указание самого угла, например, в градусах.
Существует пять разновидностей стрелочных переводов по маркам
крестовин: 1/22, 1/18, 1/11, 1/9 и 1/6, которые используются:
ь для безостановочного пропуска поездов, при разветвлении главного пути и в путепроводных развязках — переводы марок 1/22 и 1/18, а в обоснованных случаях 1/11;
ь для приема и отправления пассажирских поездов по боковому пути — переводы марок 1/11;
ь перекрестные и одиночные переводы, являющиеся продолжением перекрестных- 1/9;
ь для пропуска пассажирских поездов по прямому направлению — переводы марок 1/9;
ь для приема и отправления грузовых поездов по боковому пути — переводы марок 1/9;
ь симметричные — 1/6.
На железных дорогах России стрелочные переводы типа Р65, Р50 и марок 1/11, 1/9 составляют примерно 95% от общего объема стрелочных переводов.
Как правило, замена стрелочного перевода является частью усиленного капитального ремонта (УКР) или капитального ремонта (КР), а также назначается как самостоятельная плановая работа.
Критерии назначения КР стрелочного перевода представлены в таблице 1
Таблица 1
Класс пути | Пропущенный тоннаж, млн. т. | Кол-во негодных брусьев, шт | |
1−2 | до 15 | ||
15−20 | |||
более 20 | |||
КР назначается по усмотрению начальника дистанции пути | |||
Смена и укладка стрелочного перевода — это сложные и трудоёмкие путевые работы, от качества которых во многом зависит надёжность эксплуатации стрелочных переводов.
Смена стрелочного перевода может выполняться вручную (с применением кранов) и механизированным способом — это укладка блоками, с применением соответствующих грузоподъемных кранов. При ручной смене на старогодних брусьях заменяют металлические части стрелочного перевода, а затем, в зависимости от их состояния, осуществляют их одиночную или сплошную замену. Механизированная смена стрелочного перевода блоками предусматривает сплошную смену переводных брусьев и является перспективным способом производства работ, так как сокращается продолжительность окон для укладки.
Многолетние наблюдения показали, что собранные на стендах и уложенные кранами стрелочные переводы и брусья служат на 10% дольше тех, которые заменены вручную и раздельно. Это объясняется высокой точностью сборки. Одновременно повышается безопасность труда и сокращаются затраты на текущее содержание. Укладка стрелочного перевода механизированным способом может осуществляться, как блоками, так и цельнособранными переводами. В курсовом проекте подробно рассматривается комплексный процесс укладки переводов блоками. Комплексный процесс включает в себя следующие работы: сборку стрелочного перевода, транспортировку блоков к месту работы и укладку стрелочного перевода блоками. Смена стрелочного перевода механизированным способом производится с применением кранов и специальных машин. Внедрение механизации позволяет улучшить стрелочное хозяйство, повысить производительность труда и достигнуть значительного технико-экономического эффекта.
1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ Задание на разработку курсового проекта включает в себя варианты
конструкции стрелочного перевода, варианты условий производства работ и
варианты средств механизации:
Марка стрелочного перевода 1/11;
Рельсы Р65;
Существующий стрелочный перевод: брусья и шпалы деревянные на щебне Новый стрелочный перевод: брусья и шпалы железобетонные на щебне Участок работ: двухпутный, электрифицированный;
Ведущая машина — ЕДК-300/5.
Основные размеры стрелочного перевода типа Р65 марки 1/11
ь, а = 15 456 мм — расстояние от оси переднего стыка рамного рельса до центра перевода;
ь b = 19 439 мм — расстояние от центра перевода до заднего стыка крестовины по оси бокового пути;
ь а0= 12 716 мм — расстояние от начала остряка до центра перевода;
ь b0= 16 754 мм — расстояние от центра перевода до математического центра.
У крана ЕДК-300/5 грузоподъемностью 50 т есть телескопическая стрела, находящаяся в горизонтальном положении над поворотной частью крана, и может работать без демонтажа контактной сети. Он оснащен грузоподъемной траверсой и имеет две скорости подъема груза. У крана нет платформ для размещения стрелы и крюка.
2. ВЫБОР ОСНОВНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ Выбор технологического оборудования осуществляется исходя из исходных данных.
Задача: Механизированная замена обыкновенного стрелочного перевода типа Р65 марки 1/11 с деревянными брусьями и щебеночным балластом, на аналогичный, с железобетонными брусьями.
Определяющие факторы:
ь Наличие контактной сети — стрелочные перевод оборудован электрической централизацией и расположен на пути электрифицированного участка;
ь Наличие второго пути — двухпутный участок;
ь Ведущая машина — железнодорожный стреловой кран ЕДК-300/5
Способ замены стрелочного перевода: Краном ЕДК-300/5 с мест стоянок на втором пути.
Основное технологическое оборудование:
ь Сборка нового стрелочного перевода осуществляется на производственной базе с использованием трехниточного стенда системы ПТКБ ЦП МПС;
ь После деления стрелочного перевода на части, погрузка на подвижной состав осуществляется козловыми или иными кранами в строго определенной последовательности;
ь Стрелочный перевод к месту укладки транспортируется на специальных платформах;
ь Замена стрелочного перевода осуществляется краном ЕДК-300/5, а так же мотовозом МПТ-4
ь Подвоз, выгрузка и распределение щебня на стрелочный перевод, и подходы к нему выполняют хоппер-дозаторы;
ь Выправка стрелочного перевода, а также его рихтовка осуществляется машиной ВПРС-02.
3. РАЗБИВОЧНЫЕ РАБОТЫ Перед укладкой в путь стрелочных переводов необходимо выполнить разбивочные работы. Разбивочные работы на местности (на главных и станционных путях) должны обеспечить расположение переводов по проекту и в точном соответствии с типовыми эпюрами, в которых указывается положение главнейших частей стрелочных переводов: остряков, рамных рельсов, крестовин, переводной кривой и переводных брусьев. К разбивочным работам относятся: разбивка положения стрелочных переводов и глухих пересечений на местности; разбивка соединений и пересечений путей; разбивка сплетений.
Разбивка стрелочных переводов и глухих пересечений заключается в определении и закреплении на местности (на главных и станционных путях) местоположения основных точек стрелочного перевода. Основной точкой при разбивке является центр стрелочного перевода (глухого пересечения) Ц, относительно которого определяют положение всех частей перевода (глухого пересечения). При укладке следующего перевода удобнее брать за основную точку для разбивки передний стык рамных рельсов или математический центр крестовины С, положение которых уже известно. Переводные кривые разбивают по ординатам, которые указаны на соответствующих схемах разбивки (рис. 2).
Разбивка обыкновенного стрелочного перевода.
Основными документами для разбивки являются: эпюра со схемой разбивки и план путевого развития в осях. Порядок разбивки стрелочного перевода:
Рис. 2 Схема разбивки стрелочного перевода От оси станции отмеряют стальной рулеткой или лентой заданное по проекту расстояние до центра стрелочного перевода Ц, отмечают его на оси прямого пути колышком, забивая в него гвоздик, фиксирующий точно центр, и определяют направление прямого пути. Во избежание замыкания электрической цепи на электрифицированных линиях и линиях, оборудованных автоблокировкой, при измерениях расстояний стальной рулеткой или лентой нельзя укладывать их на противоположные рельсы и перекрывать изолирующие стыки.
Если вблизи имеется уложенный стрелочный перевод, расстояние центра которого от оси станции уже известно, то достаточно отмерить только разницу расстояний между центрами обоих стрелочных переводов до оси пассажирского здания. В том случае, когда положение стрелочного перевода задано ориентировочно, необходимо во избежание излишних рубок перевод расположить так, чтобы начало рамных рельсов совпало со стыками путевых рельсов. Изменение положения стрелочного перевода при этом не должно уменьшать полезную длину станционных путей.
Рис. 3 Геометрические характеристики стрелочного перевода типа Р65 марки 1/11
4. ТЕХНОЛОГИЯ СБОРКИ СТРЕЛОЧНОГО ПЕРЕВОДА НА БАЗЕ Сборка стрелочных переводов на механизированной производственной (МПБ) базе производится в секции сборки переводов на специальном сборочном стенде. Секция сборки оснащена необходимыми грузоподъемными механизмами и стеллажами, контейнерами, бункерами для хранения рельсов, брусьев и скреплений. Сборка стрелочных переводов проводится на одностороннем стенде ПТКБ ЦП МПС или на двустороннем трехниточном стенде.
Рассмотрим сборку стрелочного перевода с использованием двустороннего трехниточного стенда. Стенд (рис. 4) состоит из трех рельсовых нитей длиной по 34 м каждая, пришитых к шпалам или брусьям. На нем можно собирать правые и левые стрелочные переводы. Стенд выравнивают по уровню и устраивают настил из досок на рабочих местах монтеров пути. Для укладки концов переводных брусьев по шнуру имеется упорный брус, на котором устанавливают съемные пластинки с разметкой положения брусьев по эпюре, соответствующей типу монтируемого перевода.
Рис. 4 Двусторонний трехниточный стенд для сборки стрелочных переводов:
1 — брусья (или шпалы) стенда; 2 — разметочный брус со съемными пластинами для разметки положения брусьев по наружному рельсу бокового пути; 3 — рельсовые нити стенда; 4 — упорный брус со съемными пластинами для разметки положения брусьев по прямому пути; 5 — настил из досок.
стрелочный перевод поезд ремонтный Стендовая сборка обеспечивает точную и быструю раскладку брусьев и рельсов по эпюре, улучшает качество монтажа стрелочных переводов и увеличивает производительность труда рабочих. Для доставки и укладки на стенд переводных брусьев, шпал, рельсов и металлических частей перевода применяется козловой или полноповоротный кран. Сборку переводов на стенде выполняют с использованием электрифицированного инструмента.
Сборку стрелочного перевода выполняет бригада в составе шести монтеров пути. Работы по сборке СП подразделяются на подготовительные и основные. Стрелочный перевод собирается в течении 2-х дней. График производства работ представлен в приложении 2.
Последовательность сборки:
ь выгружают козловым краном железобетонные брусья и металлические части из подвижного состава;
ь раскладывают железобетонные брусья и шпалы на стенде согласно эпюре раскладки. При этом выравнивают брусья по маркировочным линиям, нанесенным на верхней постели брусьев со стороны наружного рельса прямого пути;
ь комплектуют закладные и клеммные болты;
ь раскладывают промежуточные скрепления (амортизирующие прокладки, подкладки, закладные и клеммные болты, элементы стыковых скреплений) по соответствующим местам, прикрепляют к брусьям подкладки закладными болтами;
ь подвозят козловым краном и укладывают на подкладки рамные рельсы с остряками, рельсы соединительных путей, крестовину, рельсы, располагаемые перед началом перевода и за крестовиной;
ь сболчивают стыки стрелочного перевода;
ь рихтуют и прикрепляют клеммными болтами к подкладкам наружную рельсовую нить прямого пути перевода, включая контррельс;
ь устанавливают по ординатам и прикрепляют к подкладкам наружную рельсовую нить переводной кривой;
ь устанавливают соответствующую ширину колеи и прикрепляют к подкладкам внутреннюю нить прямого пути; при необходимости производят регулировку положения брусьев;
ь прикрепляют к брусьям крестовину;
ь устанавливают соответствующую ширину колеи и прикрепляют к подкладкам внутреннюю рельсовую нить переводной кривой;
ь устанавливают стрелочные тяги;
ь прикрепляют клеммными болтами рельсы в начале и в конце стрелочного перевода;
ь проверяют точность сборки стрелочного перевода и при необходимости производят подгонку его отдельных частей;
ь размечают и маркируют блоки;
ь снимают рельсы (кроме рамных) и заменяют их монтажными рельсовыми рубками; готовят стрелочный перевод к погрузке на железнодорожный подвижной состав.
Собранные стрелочные переводы на базах делят на отдельные блоки, которые транспортируют к месту укладки. Блоком перевода называется разъединенная в стыках часть стрелочного перевода, удобная для погрузки на подвижной состав, перевозки и укладки на подготовленное основание. Одиночный стрелочный перевод обычно делят в стыках на три блока: стрелка — рамные рельсы с остряками, средний блок — соединительные пути и крестовинный блок — крестовина с контррельсами.
При разделении стрелочного перевода на блоки учитывают порядок его укладки и оставляют пришитыми брусья у каждого блока соответственно его противошерстной укладке, начиная с блока рамных рельсов с остряками, или пошерстной укладке, начиная с блока крестовины и контррельсов (рис. 5).
Рис. 5. Разделение стрелочного перевода на блоки:
а — противошерстная укладка; б — пошерстная укладка Выбор погрузочного крана производится по его грузоподъемности. Грузоподъемность крана обосновывается исходя из массы отдельных элементов стрелочного перевода и массы отдельных блоков собранного перевода. На сборке стрелочных переводов и на погрузке готовых блоков используется, как правило, один и тот же кран, поэтому необходимая грузоподъемность крана определяется по блоку, имеющему наибольшую массу. На механизированных производственных базах (МПБ), как правило, применяются козловые двухконсольные краны грузоподъемностью 7 и 10 т.
Приведем массу блоков обыкновенного стрелочного перевода с железобетонными брусьями (табл. 2). Масса каждого блока принята, исходя из того, что масса стрелочного перевода с железобетонными брусьями превышает в 2 раза массу стрелочного перевода с деревянными брусьями.
Таблица 2
№ | Блок | Масса, т | |
Стрелка | 17,8 | ||
Соединительный | 13,6 | ||
Крестовинный | 21,4 | ||
Козловые краны данной грузоподъемности нам не подходят, поэтому для сборки и погрузки стрелочного перевода будем применять стреловой железнодорожной кран. В таблице 3 приведены основные технические характеристики некоторых стреловых железнодорожных кранов, которые удовлетворяют условиям требуемой грузоподъемности.
Таблица 3
№ | Тип крана | Грузоподъемность, т | Вылет стрелы, м | Длина стрелы, м | |||
при наименьшем вылете стрелы | при наибольшем вылете стрелы | наименьший | наибольший | ||||
КДЭ-251 | 25/16 | 7,¾, 2 | 4,5 | ||||
ЕДК-300/5 | 6,5 | ||||||
К-251 | 25/15 | 5/3 | 4,5/4,5 | 14/14 | |||
СК-25 | 25/15 | 9/3 | 6/4,5 | 13/14 | |||
Примечание: значения грузоподъемности и вылетов даны: в числителе — с применением выносных опор, в знаменателе — без выносных опор.
Для сборки СП на базе, погрузки блоков на платформы, а также для установки на месте укладки, в данном курсовом проекте принят кран ЕДК-300/5.
5. ТРАНСПОРТИРОВКА БЛОКОВ СП К МЕСТУ УКЛАДКИ Собранные стрелочные переводы на базах делят на отдельные блоки, которые транспортируют к месту укладки. Для перевозки стрелочных переводов на обычных четырехосных платформах с использованием съемных устройств (опорных треугольных ферм) применяют следующие способы погрузки.
Первый способ — перевозка блоков на платформах в горизонтальном положении (рис. 6а). На четырехосную платформу грузоподъемностью 60 т можно погрузить два стрелочных перевода, причем длина каждого блока не должна превышать длины платформы. Все шесть блоков располагают на одной платформе в один пакет и закрепляют их от продольного и поперечного смещения. Существенным недостатком такого способа погрузки является негабаритность груза. Если расположить блоки на платформе в поперечном направлении строго симметрично, то от переводных брусьев длиной 3,25−5,50 м возникает боковая негабаритность с двух сторон платформы. При погрузке стрелочного перевода с деревянными брусьями длиной не более 4,5 м (брусья длиной более 4,5 м сняты и увязаны в отдельный пакет) создается негабаритность IV степени. Поэтому данный способ перевозки блоков применяется редко и только для объектов, расположенных вблизи от базы при условии, что доставка их не ограничена препятствиями (отсутствуют мосты с ездой понизу, не расположены вблизи пути мачты, столбы и др.).
При перевозке блоков в горизонтальном положении необходимо соблюдать требования Инструкции по перевозке на железных дорогах негабаритных грузов и погруженных на транспортеры.
Второй способ — перевозка стрелочных переводов на платформах в наклонном положении с соблюдением габарита (рис. 6б). На четырехосные платформы предварительно устанавливают съемное оборудование, представляющее собой жесткую конструкцию из шести опорных поперечных треугольных рам на каждой платформе, связей и раскосов. Рама имеет кассету для размещения в ней концов брусьев и крепится к полу платформы с каждой ее стороны болтами, а с концов — винтовыми растяжками. На каждой платформе размещают по одному комплекту стрелочного перевода с расположением блоков в следующем порядке: первым грузят стрелку, вторым — соединительный блок, третьим — крестовинный блок. Такой порядок погрузки блоков позволяет укладывать стрелочный перевод непосредственно с платформы, начиная с крестовины. При укладке перевода со стрелки необходимо первый и второй блоки снять с платформы на свободную площадку, уложить в путь стрелку, а потом средний и крестовинный блоки.
Наибольшая возможная длина переводных брусьев в блоках 4436 мм. Обычно оставляют в блоках брусья длиной 4250 мм и менее, а остальные увязывают в пакет и вместе с элементами стрелочного перевода, не вошедшими в блоки (рельсовые рубки для участков примыкания к переводу, переводной механизм, флюгарочные брусья и др.), грузят на платформу прикрытия крана, следующего в составе укладочного поезда к месту работ.
Рис. 6
Другая схема погрузки и перевозки в наклонном положении блоков стрелочного перевода (рис. 6в). Треугольные рамы устанавливают ближе к продольной оси платформы. Блоки стрелочного перевода грузят на платформу с установкой с одной стороны треугольных рам крестовинного блока, а с другой — двух других блоков. Блоки на платформе размещают симметрично относительно треугольных рам съемного оборудования. Нижние шнуровые концы брусьев каждого блока опираются на наклонные площадки упорных уголков, прикрепленных к полу платформы. Для предотвращения поперечного и продольного смещений блоки прикрепляют к вертикальным треугольным рамам стяжками из стальных канатов диаметром 14 мм. Снятые при разделении перевода на блоки крестовинные и флюгарочные брусья длиной по 5,5 м, а также закрестовинные брусья и переводной механизм грузят и закрепляют в средней части платформы между треугольными рамами. В этом случае они увеличивают боковую устойчивость платформы с грузом, понижая общий центр тяжести. Скрепления укладывают в тарные ящики и грузят на эту же платформу. Для закрепления крестовины на платформе в конце ее вместо снятых брусьев длиной 4,5 м устанавливают один инвентарный брус длиной 4,25 м, который при укладке заменяют на постоянный. После укладки перевода в путь платформу возвращают на базу вместе со съемным оборудованием и инвентарным брусом.
Перед отправлением платформ с блоками отдельным рабочим поездом или в составе укладочного поезда (вместе со звеньями рельсошпальной решетки) руководитель работ должен убедиться в правильности и надежности закрепления блоков и отдельных элементов стрелочного перевода на каждой платформе, а также в том, что разобщительные краны на платформах, оборудованных прямодействующим тормозом, а также на укладочных кранах и моторных платформах, следующих в составе поезда, приведены в положение поездного торможения.
При погрузке, закреплении и перевозке к месту работ блоков стрелочных переводов на платформах, оборудованных съемными устройствами, необходимо руководствоваться положениями, изложенными в Инструкции по закреплению пакетов звеньев рельсошпальной решетки на четырехосных платформах и о порядке следования укладочных и разборочных поездов.
Третий способ — перевозка блоков обыкновенных стрелочных переводов в полувагонах (рис. 7). При этом способе блоки грузят, в полувагон, который предварительно оборудуют съемными приспособлениями для опоры блоков, чтобы они не выходили за пределы габарита погрузки.
Рис. 7
Перевозка в полувагонах нежелательна, так как крестовинный блок грузится только с брусьями длиной до 4000−4250 мм, полувагон необходимо снабдить устройствами, обеспечивающими опирание блоков перевода без нарушения габарита погрузки, плохо используется грузоподъемность полувагона, погрузка блоков сложна и во время нее возможны повреждения полувагона.
В данном курсовом проекте, т.к. для смены стрелочного перевода принят кран ЕДК-300/5, то транспортировка к месту производства работ всех частей стрелочного перевода будет производиться на специальном подвижном составе.
Размещение и крепление стрелочного перевода и его элементов на платформах должно осуществляться в строгом соответствии с Техническими условиями погрузки и крепления грузов.
6. ТЕХНОЛОГИЯ СМЕНЫ СТРЕЛОЧНОГО ПЕРЕВОДА
6.1 Условия производства работ
1. Смена СП краном ЕДК-300/5 производится при снятом напряжении с контактной подвески.
2. Сборка нового СП и переходных звеньев, деление на блоки и разборка доставленных после замены блоков производится на базе комплектации.
3. Объем основных работ: замена металлических частей — 1 стрелочный перевод и примыкающие звенья 37,5 м., сплошная смена переводных брусьев — 1 комплект
4. СП расчленяется на 7 блоков
5. При смене СП разборка начинается со стороны стрелки, а укладка — со стороны крестовины.
6. Для производства работ формируется хозяйственный поезд, состоящий по ходу движения из следующих единиц:
ь Кран;
ь Порожняя платформа № 1;
ь Специальная наклонная порожняя платформа № 2;
ь Порожняя платформа № 3;
ь Платформа № 4 с блоками № 6,7;
ь Платформа № 5 с блоками № 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 с инвентарными рубками, при этом указанные блоки расположены брусьями вдоль платформы;
ь Специальная наклонная платформа № 6 с крестовинным блоком № 4;
ь Платформа № 7 с блоками № 3, 2, 1.
7. При снятии краном с платформы № 5 блоков 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 требуется выполнить их разворот на 90о
8. На блоках № 5.1, 5.2, 5.3 инвентарные рубки прикрепляются к переводным брусьям по наружным нитям.
9. Рельсы длиной 12.5 м. закрестовинной части (вместо рубок) укладываются в основное окно с помощью мотовоза МПТ-4.
10. Незакрепленные клеммами концы блока № 2 прикрепляются к трем брусьям при стыковании блоков № 2−3 после их укладки в путь.
11. Закрестовинная часть старого СП расшивается на месте работ; переводные брусья и шпалы собираются в пакеты на междупутье. Четыре рельса убираются мотовозом на свою платформу, а пакеты с брусьями и шпалами кран грузит на платформу № 3.
12. Работа крана должна проводиться с установкой выносных опор (аутригеров), для чего накануне производства работ руководитель работ и мастер определяют места стоянок для укладки шпальных клеток и инвентарных подкладок. Для разборки предусмотрено 5 стоянок, для установки — 6 стоянок крана.
13. После снятия РШР бульдозер срезает балласт в зоне СП, перемещает его в междупутье для уборки его грейферным краном на специальный подвижной состав.
14. После укладки новых блоков на переходных звеньях с помощью гидравлических домкратов устраиваются плавные отводы для выгрузки щебня их хоппер-дозаторов по всей ширине пути, сначала по боковому направлению, затем после очистки желобов — по прямому направлению.
15. Рихтовка уложенных новых блоков с постановкой на ось производится гидравлическими рихтовщиками перед выгрузкой балласта.
16. Выправка СП со сплошной подбивкой брусьев и шпал с одновременной рихтовкой производится машиной ВПРС-02. Подъемка брусьев закрестовинного блока осуществляется гидравлическими домкратами. Выправка машиной ВПРС-02 производится дважды: в основное окно и после обкатки стрелочного перевода поездами в следующее технологическое окно.
17. Сверление отверстий для стрелочных соединителей производится при сборке стрелочных блоков.
18. Для установки на стрелке электропривода в помощь работникам дистанции сигнализации и связи выделяются монтеры пути.
19. Перед открытием СП для движения поездов, путь должен быть приведен в состояние, обеспечивающее безопасный пропуск первых поездов по месту работ со скоростью 25 км/ч, а последующих — со скоростью: по прямому направлению 60 км/ч, по боковому — 40км/ч. Установленная скорость по СП восстанавливается после завершения всех работ.
20. При проведении основных работ в окно монтеры пути разделяются на 2 группы: первая — 8 м.п. (№№ 1−8), вторая — 6 м.п. (№№ 9−14). Через 4 часа после начала предоставления окна для монтеров пути предусмотрен перерыв продолжительностью 35 мин: вначале для 1 группы, затем для 2 группы.
21. При выполнении работ по данному технологическому процессу необходимо соблюдать требования ПТЭ, Инструкции по сигнализации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе, Инструкции по текущему содержанию пути, ПТБ.
6.2 Производственный состав Работы по замене СП выполняются бригадой в составе 14 монтеров пути, 2 бригадиров пути, 1 сварщика, 1 машиниста передвижной электростанции.
Непосредственно работой крана руководит мастер восстановительного поезда. Обслуживает кран бригада в составе 6 человек (2 машиниста, 4 стропальщика). Путевые машины обслуживают:
ь Грейферный кран — 1 машинист;
ь ВПРС-02 — 3 машиниста;
ь Мотовоз МПТ-4 — 2 машиниста;
ь Бульдозер — 1 машинист;
ь Хоппер-дозаторы — 2 машиниста;
ь Локомотив — 1 машинист.
Общее руководство работами осуществляет дорожный мастер.
6.3 Перечень путевых машин, механизмов и инструментов
1) Восстановительный кран ЕДК-300/5 — 1 шт.
2) Бульдозер с поворотным отвалом — 1 шт.
3) Грейферный кран — 1 шт.
4) Хоппер-дозатор — 2 шт.
5) Платформа 4-х осная — 7 шт.
6) Платформа специальная ППК-2Б — 2 шт.
7) Локомотив — 1 шт.
8) Машина ВПРС-02 — 1 шт.
9) Мотовоз МПТ-4 — 1 шт.
10) Сварочный агрегат — 1 шт.
11) Гидравлический рихтовщик — 4 шт.
12) Домкрат гидравлический — 8 шт.
13) Ключ гаечный путевой — 8 шт.
14) Ключ торцовый шурупный — 8 шт.
15) Ключ торцовый ПГК — 8 шт.
16) Лом лапчатый — 8 шт.
17) Клещи шпальные — 10 шт.
18) Молоток костыльный — 6 шт.
19) Молоток слесарный — 6 шт.
20) Вилы щебеночные — 14 шт.
21) Шаблон путевой — 1 шт.
22) Шаблон универсальный — 1 шт.
23) Рулетка металлическая — 1 шт.
24) Скоба для закрепления остряков — 1 комплект.
График производства работ выполнен на миллиметровке и представлен в приложении 3.
6.4 Организация работы Подготовительные работы:
6 монтеров пути (№ 9−14) начинают вырезку загрязнении балласта до середины шпальных шпиков на половине длины переходных звеньев.
8 м.п. (№ 1−8) подготавливают места въезда на путь для работы бульдозера.
6 м.п. (№ 9−14), закончив вырезку балласта на переходных звеньях, приступают к опробованию и смазке стыковых болтов, постановке дополнительных шайб, выдергивают по одному основному костылю на закрестовинной части, опробуют оставшиеся костыли.
Основные работы в окно:
После оформления закрытия стрелочного перевода и снятия напряжения к месту работ прибывает восстановительный кран ЕДК-300/5 на стоянку № 1 и приводится в рабочее положение.
8 монтеров пути освобождают блок № 1, а 6 монтеров пути (№ 9−14) снимают стрелочные и обрубают приварные рельсовые соединители.
Снятие старого стрелочного перевода краном производится в следующем порядке:
По 2-му пути под стоянку крана подается порожняя 4-х осная платформа № 1, на которую последовательно укладываются блоки, т. е. со стоянки № 1 — блок № 1; со стоянки № 2 — блок № 2, со стоянки № 3 — блок № 3.
Платформа № 1, загруженная блоками №№ 1, 2, 3, отправляется с места работ, а прибывает специальная платформа № 2 для перевозки крестовинного блока.
После освобождения блока № 4 кран со стоянки № 4 снимает с пути крестовинную часть и грузит ее на платформу № 2. Кран переезжает на стоянку № 5. Платформа № 2 с крестовинным блоком отправляется с места работ, а на путь № 1 (боковое направление) прибывает мотовоз МПТ-4 до стыка закрестовинной части.
14 монтеров пути (№ 1−14) производят расшивку блока № 5.
Краном мотовоза МПТ-4 рельсы длиной 12,5 м снимают с пути и грузят на платформу мотовоза. 14 монтеров пути собирают переводные брусья и шпалы в пакеты и краном мотовоза укладывают их на междупутье.
Мотовоз по блоку № 6 отправляется к месту выгрузки, а к месту работ прибывает порожняя платформа № 3.
8 монтеров пути (№ 1 -8) освобождают блоки № 6, 7.
Кран со стоянки № 5 поочередно снимает с пути блоки №№ 6, 7 и грузит их на платформу № 3. Платформа № 3 с блоками № 6, 7 и кран подаются назад примерно на 10−12 м и на эту платформу погружаются пакеты с брусьями, находящимся на междупутье. Груженая платформа № 3 отправляется с места работ, а кран возвращается на стоянку № 5.
После снятия рельсошпальной решетки бульдозер срезает загрязненный балласт с отвалом его в сторону междупутья и в зону стрелки.
На путь № 2 подается грейферный кран и 4-х осные платформы для уборки загрязнённого балласта.
На месте разобранной рельсошпальной решетки бульдозер производит планировку балластной призмы, a 14 монтеров пути (№ 1−14) на переходных звеньях устраивают временные отводы.
Укладка новых блоков начинается со стоянки № 5.
На путь № 2 подается платформа № 4. Со стоянки № 5 кран укладывает блоки № 6, 7 и переезжает на дополнительную стоянку.
6 монтеров пути (№ 9−14) производят сболчивание стыков уложенных блоков.
Порожняя платформа убирается, а на место работ прибывает платформа № 5 с блоками № 5.1; 5.2; 5.3; 5.4, собранными на монтажных рубках.
Кран, находясь на дополнительной стоянке, укладывает в путь закрестовинную часть, собранную на рубках. Платформа № 5 убирается с места работ. К месту работ по блоку № 7 прибывает мотовоз МПТ-4 с рельсами для замены инвентарных рубок.
6 монтеров пути (№ 9−14) ключами ПГК отвинчивают гайки клеммных болтов, снимают клеммы и сдвигают рубки внутрь колеи. Краном мотовоза производится укладка 12,5 -метровых рельсов на подкладки, а инвентарные рубки грузят на платформу мотовоза. Мотовоз по блоку № 7 отправляется с места работ.
Первая группа монтеров пути (№ 1−8) прекращает работу и отправляется на перерыв.
6 монтеров пути (№ 9−14) ключами ПГК закрепляют гайки клеммных болтов на блоке № 5, ставят накладки и сболчивают между блоками №№ 5−6, 7.
Кран продвигается на стоянку № 4. К месту работ подается платформа № 6 с крестовинным блоком. Блок краном укладывается в путь. Порожняя платформа № 6 отправляется на станцию, а к месту работ подается платформа № 7 с блоками № 3,2, 1. Кран продвигается до стоянки № 3.
Первая группа монтеров пути (№№ 1−8) приступает к работе, а вторая группа (№ 9−14) уходит на перерыв.
Кран последовательно укладывает блоки № 3, 2, 1 и на стоянке № 1 приводится в транспортное положение. Порожняя платформа № 7 и кран отправляются на станцию.
В работу включается первая группа монтеров пути (№ 1−8) гидравлическими рихтовщиками рихтуют уложенный стрелочный перевод и переходные звенья с постановкой на ось.
Выгрузка нового щебеночного балласта производится из хотя дозаторов по прямому и боковому направлениям.
14 монтеров пути (№ 1−14) очищают желоба от щебня, планируют балласт в середине колеи на стрелочном переводе и переходных звеньях.
Подъемка стрелочного перевода на закрестовинных брусьях производится гидравлическими домкратами.
Выправку стрелочного перевода с одновременной рихтовкой производит машина ВПРС-02.
6 монтеров пути (№ 3−8) оборудуют на стрелке изолирующие стыки.
2 монтера пути (№ 1−2) устанавливают стрелочные соединители.
Сварочным агрегатом производят приварку рельсовых соединителей.
Заключительные работы:
После открытия стрелочного перевода все монтеры пути оправляют балластную призму на стрелочном переводе, подтягивают болты: стыковые, горизонтальные, контррельсовые, закладные.
После обкатки стрелочного перевода поездами в технологическое окно продолжительностью 1 ч. 30 мин. машиной ВПРС-02 по существующей технологии производится повторная выправка и рихтовка стрелочного перевода и переходных звеньев с последующей оправкой балластной призмы.
7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТ Все работы по замене стрелочного перевода выполняются в соответствии с утвержденными проектами, технологическими процессами, техническими условиями, правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, а также инструкциями по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ.
7.1 Техника безопасности при путевых работах и взаимодействии с путевыми машинами Погрузочно-разгрузочные работы.
Грузы и сооружения, находящиеся рядом с действующим путём, должны быть надёжно закреплены от их развалов при проходе поездов.
От оси пути выгруженные материалы, конструкции, механизмы расположить на расстоянии:
ь при высоте груза до 1200 мм над головкой рельса — не ближе 2-х метров, ь при большей высоте — не ближе 2,5 м.
Запрещается:
Ш без присутствия руководителя работ, ответственного представителя дистанции, ограждения сигналами остановки места работ перемещать тяжеловесное оборудование;
Ш без присутствия руководителя работ перевозить грузы на машинах, путевых тележках, вагончиках.
Путевые работы.
Запрещается:
Ш оставлять инструмент, материалы на рельсах, внутри колеи, в междупутье, рядом с рельсами, сидеть на рельсах, балластной призме на расстоянии ближе 3-х метров к крайнему рельсу;
Ш садится на движущиеся вагоны, и спрыгивать с них, подлезать под вагоны;
Ш переходить путь можно только при стоящих поездах через тормозные площадки;
Ш при обходе поезда с головы или хвоста необходимо отходить от подвижного состава не менее 5-и метров.
На рабочем месте рабочие получают целевой инструктаж по технике безопасности перед началом работ. При изменении видов работ до их начала необходимо провести дополнительный инструктаж. Данные о проведении инструктажа заносятся в журнал регистрации инструктажей.
Рабочие на рабочих местах должны находиться в спецодежде соответствующей данной работе и иметь соответствующие работе защитные средства (очки, каски, комбинезоны, рукавицы, перчатки резиновые и пр.). При переносе тяжестей соблюдать предельные нормы для рабочих: 10 кг для женщин старше 18 лет; 50 кг для мужчин старше 18 лет.
Все ремонтные работы на электрических сетях, их устройствах или ближе 2-х метров к ним, а также работы по присоединению и отсоединению проводов должны проводиться при снятом напряжении.
Техника безопасности при работе с кранами.
При работе с кранами необходимо выполнять следующие требования техники безопасности работ:
1. Запрещается находиться под грузом и в районе разворота крана;
2. Запрещается разворачивать и центрировать грузы руками без помощи канатов;
3. Необходимо точно и беспрекословно выполнять команду ответственного руководителя работ, имеющего допуск и удостоверение, дающих право на производство работ кранами;
4. Запрещается производить какую-либо работу с грузом, находящегося на весу;
5. Запрещается работать с тросами без рукавиц;
6. Запрещается производить подъём не освобожденного груза (присыпан, вмёрз, завален посторонними предметами и т. п.);
7. Машинист крана и рабочие, занятые строповкой и монтажом должны быть обучены, в том числе правилам единой системы сигнализации, иметь удостоверение на право производства работ с кранами;
8. Запрещается пользоваться стропами, не имеющими бирок на них;
9. Запрещается производить какие-либо работы с грузом, превышающим грузоподъемность крана;
10. Поднимать груз без проверки надежности строповки, и подтягивать груз косым натяжением троса запрещается;
11. Стропальщики во время работы должны быть одеты в защитные каски.
7.2 Обеспечение безопасности движения поездов при производстве работ Руководитель работ следит за тем, чтобы работы не начинались до их ограждения, а сигналы не снимались до полного окончания работ, проверки состояния пути и соблюдения требования габарита. Полным окончанием работ при ремонте пути и сооружений считается выполнение их в таком объеме, который обеспечивает безопасный пропуск поездов по месту работ с установленными на период их производства скоростями. Нельзя оставлять ремонтируемый путь в состоянии, требующим ограждения сигналами уменьшения скорости, на время обеденного перерыва и после окончания рабочего дня, если это не предусматривается технологическим процессом.
Основные путевые работы выполняют с максимальным применением уплотнительных и шпалоподбивочных машин, ускоряющих стабилизацию пути.
Нормальная скорость движения поездов, но не более 100 км/час восстанавливается не позднее, чем к концу второго рабочего дня. Скорость более 100 км/час устанавливается после окончания стабилизации пути (пропуска не менее 350 тыс./т брутто) и личной проверки его состояния начальником дистанции пути.
Производство работ на участках пути, оборудованных автоблокировкой и электрической централизацией стрелок, согласовывают с начальником дистанции сигнализации и связи.
Для пропуска поезда по месту работ путь должен отвечать следующим требованиям:
а) если поезд пропускается со скоростями 80 км/час и выше, должны быть поставлены по норме промежуточные и стыковые скрепления, все шпалы и брусья должны быть поставлены на свое место и подбиты, балластная призма по ширине должна быть доведена до установленных размеров. Отводы при подъеме пути устанавливают:
· на участках со скоростями движения поездов до 100 км/час — не круче 0,003;
· от 101 до 120 км/час — 0,002;
· от 121 до 160 км/час — 0,001.
Путь не должен иметь перекосов по уровню и углов в плане;
б) если поезд пропускается по месту работ со скоростью менее 80 км/час, рельсы должны быть прикреплены на каждом конце шпалы (бруса) не менее чем двумя костылями.
7.3 Ограждение места работ Нельзя приступать к работам до ограждения мест их производства сигналами, а также снимать эти сигналы до проверки соблюдения габарита и полного приведения пути в состояние, обеспечивающее безопасность движения поездов со скоростью, установленной по месту работы.
Места производства работ, требующие остановки поездов, ограждают переносными красными сигналами с обоих сторон как на однопутных, так и на двухпутных и многопутных участках дорог независимо от того, ожидается поезд или нет. Схема ограждения зависит от протяженности фронта работ.
При фронте работ 200 м и менее на расстоянии 50 м от границы ограждаемого участка устанавливают переносные красные сигналы. От этих сигналов на расстоянии 1200 м укладывают три петарды (две на правой нитке по ходу поезда и одна на левой) и на расстоянии 200 м от первой, ближайшей к месту работ петарды в направлении от места работ ставят переносные сигналы уменьшения скорости. Сигналы уменьшения скорости и петарды охраняют сигналисты, которые стоят в 20 м от первой петарды в сторону места работ с ручными сигналами (днем с развернутым красным флагом, ночью с ручным фонарем, красный огонь которого обращен в сторону ожидаемого поезда). Красные сигналы находятся под наблюдением руководителя работ.
Если место работы находится вблизи станции и оградить его обычным порядком не представляется возможным, то со стороны перегона его ограждают так, как установлено для перегона, а со стороны станции красным сигналом, помещаемом на оси пути против выходного сигнала или против сигнального знака «граница станции» в зависимости от того, на каком пути производится работа, с укладкой трех петард, охраняемых сигналистом. Когда от места работы до входного сигнала менее 60 м, петарды со стороны станции не укладываются. В журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети делается запись о приеме поездов с остановкой на станции и об условиях дальнейшего их следования.
При производстве работ, требующих остановки поездов, на крайних и средних путях трехпутных и многопутных перегонов сигналисты должны находиться на междупутье, если его ширина не менее 6 м. Если ширина междупутья менее 6 м, то сигналисты следят за проходом поездов, находясь на обочине. В случае прохода поездов по крайнему пути, у которого стоит сигналист, и отсутствия на этом пути препятствия сигналист встречает поезд со свернутым желтым флагом.
При подходе поезда к переносному желтому сигналу машинист подает один длинный свисток локомотива и уменьшает скорость, а при подходе к сигналисту с ручным красным сигналом принимает меры к немедленной остановке поезда. В момент проезда места, где стоит сигналист с красным ручным сигналом, машинист подает сигнал остановки.
Места производства работ, требующие следования поездов с уменьшенной скоростью, на перегонах ограждаются с обеих сторон на расстоянии 50 м от границ участка работы переносными сигнальными знаками «Начало опасного места» и «Конец опасного места». От этих сигнальных знаков на расстоянии 1000 м устанавливают переносные сигналы уменьшения скорости. Точно таким же порядком ограждают места препятствий для движения поездов, требующие прохождения по ним поездов с уменьшенной скоростью.
При работе на одном из путей двухпутного участка смежный путь ограждают сигнальными знаками о подаче свистка на расстояниях от 500 до 1500 м в зависимости от местных условий.
7.4 Меры безопасности при работе с электроинструментом и передвижными электростанциями Во избежание поражения электрическим током работы на электрифицированном участке следует организовать так, чтобы рабочие и применяемые ими инструменты, приспособления, механизмы и материалы не могли быть приближены на расстояние менее 2-х метров от находящихся под напряжением элементов контактной сети и электрических проводов с напряжением более 36 В.
Если по условиям производства работ необходимо приблизиться к находящимся под напряжением частям контактной сети на расстояние менее 2-х метров, то напряжение с контактной сети снимается и она заземляется.
Электрические провода обесточиваются при напряжении более 36 В. Все ремонтные работы на электрических сетях, их устройствах или ближе 2-х метров к ним, а также работы по присоединению и отсоединению проводов должны проводиться при снятом напряжении. Переносные лампы должны быть в металлической сетке и иметь напряжение не более 12 В.
Электростанция должна устанавливаться на обочине земляного полотна на расстоянии не менее 2 м от крайнего рельса.
Металлический корпус электростанции должен быть заземлён при помощи заземлителя. забиваемого в землю на глубину не менее 1 м на расстоянии не ближе 2 м от крайнего рельса.
Корпус электрического инструмента при работе должен быть соединён с корпусом электростанции через четвёртую жилу. По мере перемещения электростанции кабель должен переноситься и укладываться в сухих местах без скручивания. При необходимости укладки магистрального кабеля через путь его нужно пропускать между шпалами под рельсы. Распределительные коробки должны быть на лёгких тележках, перемещаемых по рельсам. При переходе с электроинструментом с одного места работ на другое и при перерыве в работе напряжение в магистральном кабеле должно сниматься, а электроинструмент выключаться. При переноске инструмента запрещается держать его за рабочие части. Ручки электроинструмента должны быть изолированы. Работа с электроинструментом, имеющим замыкание на корпус или повреждение кабеля, запрещается.
1. Технология, механизация и автоматизация путевых работ / Э. В. Воробьев, К. Н. Дьяков и др. М.: Транспорт, 1990
2. Укладка и смена стрелочных переводов 2-ое издание / Максимов В. Г., Смыков Е. К. — М.: Транспорт, 1993
3. Железнодорожный путь: Учебник / Яковлева Т. Г. и др. М.: Транспорт. 1999.
4. Путевое хозяйство /И.Б. Лехно, С. М. Бельфер, и др. М.: Транспорт, 1990.
5. Методические указания по курсовому проектированию «Организация и технология смены одиночного стрелочного перевода» / Д. В. Котов, Р. М. Куртиков. М.: 2005.