Таможенная процедура экспорта товаров
Экземпляр таможенной декларации или ее копия, заверенная в установленном порядке. Заявитель вправе, в целях ускорения осуществления подтверждения фактического вывоза товаров, указать на оборотной стороне основного листа экземпляра (копии) таможенной декларации (с использованием печатающего устройства) сведения о фактически вывезенных товарах с указанием кода товаров согласно ТН ВЭД ТС… Читать ещё >
Таможенная процедура экспорта товаров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство транспорта Российской Федерации Федеральное агентство железнодорожного транспорта
«Дальневосточный государственный университет путей сообщения»
Социально-гуманитарный институт РЕФЕРАТ Дисциплина: Введение в специальность Тема: Таможенная процедура экспорта товаров Выполнил
Жеребецкий Никита Вадимович Хабаровск
Содержание Введение
1. Таможенная процедура экспорта товаров: общая характеристика
1.1 Сущность таможенной процедуры экспорта товаров
1.2 Запреты и ограничения при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта
2. Осуществление таможенного контроля при процедуре экспорта товаров
3. Порядок уплаты таможенных платежей при помещении товаров под таможенную процедуру экспорт
4. Особенности начисления и взимания таможенных сборов при экспорте Заключение Список литературы
Введение
Экспорт товаров — это специальная таможенная процедура, который характеризуется вывозом тех или иных товаров за пределы страны, то есть за ее границу, с основной целью — реализация их на внешнем рынке. Экспорт товаров является одной из наиболее востребованных таможенных процедур. Регулирование экспортных операций важно и с точки зрения контроля за осуществлением внешнеэкономической деятельности, и с позиции поддержки экономики.
Доход от экспортных операций является составной частью бюджета Российской Федерации. При этом важно учитывать, что на мировых рынках обостряется конкурентная борьба, меняются приоритеты и направления международного сотрудничества, существенно усиливается государственная поддержка национальной экономики в целях сохранения и усиления ее роли в системе международных экономических связей. С развитием международной торговли все большее значение для экономики страны приобретает результативность экспортоориентированных отраслей промышленности, конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке.
Таким образом, изучение условий помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, особенностей таможенного контроля и декларирования товаров при процедуре экспорта является весьма актуальным.
Предметом исследования являются особенности декларирования и таможенного контроля при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта.
1. Таможенная процедура экспорта товаров: общая характеристика
1.1 Сущность таможенной процедуры экспорта товаров
Ст. 212 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) определяет, что экспорт — это таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.
В отличие от остальных таможенных процедур, предполагающих вывоз товаров (временный вывоз, переработка вне таможенной территории) содержание таможенной процедуры экспорта означает «окончательный вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза. Формулируя положения об экспорте товаров, законодатель определяет, что товары, вывезенные за пределы этой территории, будут обращаться там без каких-либо ограничений. В силу этого, на лицо, поместившее товар под данную процедуру, не возлагается обязанность о его последующем обратном ввозе. По общему правилу, установленному ст. 207 ТК ТС ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры несет декларант в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза. Вместе с тем, у лица, которое фактически вывезло товары в рамках процедуры временного вывоза или переработки вне таможенной территории существует возможность поместить эти товары под процедуру экспорта с соблюдением общих условий, установленных п. 1 ст. 213 ТК ТС».
Статьей 213 ТК ТС установлены условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта:
— уплаты вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин;
— соблюдения запретов и ограничений;
— представления сертификата о происхождении товара в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза в соответствии с международными договорами государств — членов таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.
Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации (в соответствии со ст. 190 ТК ТС), а прекращается в случаях, установленных п. 2 ст. 80 ТК ТС, согласно общему порядку для всех таможенных процедур.
ТК ТС предусмотрены упрощения процедур при экспорте:
1. Сокращение и установление исчерпывающего перечня документов, представляемых экспортерами для помещения товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, под таможенную процедуру экспорта.
2. Сокращение предельных сроков выдачи разрешения на вывоз (выпуск товаров) до четырех часов в случае выпуска товаров, к которым не применяются вывозные пошлины.
3. Отказ от представления таможенным органам сведений о стоимости товаров (кроме статистической стоимости), если к товарам не применяются вывозные пошлины
4. Установление специфической ставки сборов за совершение таможенных операций, не зависящей от стоимости товаров.
5. Определение перечня товаров для применения упрощенных административных процедур при их экспорте как необлагаемые вывозными таможенными пошлинами товары групп 84 — 90 по ЕТН ВЭД ТС.
При процедуре экспорта товаров, также как впрочем, при любой другой процедуре таможенные органы могут осуществлять таможенный контроль.
Согласно подп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками в целях обеспечения таможенного законодательства ТС, и каждого отдельно из государств — членов ТС, т. е. исключительно таможенные органы уполномочены на его производство. Отдельные вопросы взаимодействия с иными государственными органами урегулированы ст. 103 ТК ТС.
На основании ст. 206 ТК ТС таможенный контроль соблюдений условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров ТС, проводится таможенными органами того государства — члена ТС, на территории которого товары выпущены в соответствии с такой таможенной процедурой.
При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства и ТС, и РФ.
При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из того, что при выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками (далее — СУР).
Основываясь на принципах построения, СУР обеспечивает организацию эффективного таможенного контроля, осуществляемого на основе выборочности. Это позволяет таможенным органам:
— сосредоточить внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов;
— увеличить возможности по выявлению и прогнозированию нарушений таможенного законодательства;
— оказать благоприятные условия лицам, осуществляющим ВЭД и соблюдающим таможенное законодательство;
— ускорить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Соглашением от 12.12.2008 г. между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О порядке таможенного оформления и таможенного контроля в государствах — участниках Таможенного союза», а также ТК ТС установлено, что товары ТС находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории ТС с момента принятия таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории ТС, и до пересечения таможенной границы ТС. Международными договорами государств — участников ТС, регулирующими таможенные правоотношения в ТС, могут определяться иные условия нахождения товаров под таможенным контролем.
1.2 Запреты и ограничения при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта Немаловажным является положение, согласно которому экспорт товаров возможен только при соблюдении запретов и ограничений, действующих на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов. Согласно абз. 8 п. 1 ст. 4 ТК ТС под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств — членов таможенного союза, решениями Комиссии ТС и нормативными правовыми актами государств — членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов таможенного союза.
Экспорт товаров должен осуществляться в соответствии с определенными требованиями, которые обозначены в законодательстве той или иной страны.
Во-первых, экспорт товаров необходимо осуществлять только в том случае, если уплачены все вывозные таможенные пошлины и внесены все необходимые таможенные платежи.
Во-вторых, экспорт товаров требует соблюдения всех мер финансовой и экономической политики, также при этом должны предусматриваться и другие требования, предусмотренные Кодексом и различными законодательными актами страны по таможенному делу.
Следует также обратить внимание на такой немаловажный момент: те товары, которые выпускаются для экспорта, должны вывозиться за пределы страны в том состоянии, в котором они были в момент принятия таможенной декларации. Исключением являются товары, изменившиеся в результате естественного износа, или товары, которые изменились, но при правильной транспортировке или хранении.
Под экспортными товарами понимают те товары, которые вывозятся с таможенной территории страны. Экспорт товаров — это вывоз за границу страны, как предметов поставки внешнеторгового типа, так и некоторые вещи, что вывозятся пассажирами в то время, когда они пересекают границу.
Экспортные товары могут стать предметом правонарушений в таможенном деле с того самого момента, как они были предъявлены таможенному органу, и вплоть до момента вывоза их с таможенной территории. В соответствии с законодательством, экспорт товаров — это и отдельные разномасштабные коммерческие операции, не связанные с вывозом товаров с таможенной территории страны.
Соглашением о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран 25 января 2008 г. в отношении экспорта предусмотрено применение следующих мер:
1) количественные ограничения, которые включают запреты и временные ограничения экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка;
2) исключительное право на экспорт отдельных видов товаров, которое осуществляется на основании лицензии;
3) лицензирование в сфере внешней торговли товарами, которое устанавливается при введении временных количественных ограничений экспорта отдельных видов товаров; а также в случае реализации разрешительного порядка экспорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, и выполнения международных обязательств;
4) наблюдение за экспортом товаров отдельных видов, осуществляемое посредством выдачи разрешений на экспорт товаров;
5) меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, которые могут вводиться, если эти меры:
— необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;
— необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растении;
— относятся к экспорту золота или серебра;
— применяются для защиты культурных ценностей и культурного наследия;
— необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов;
— связаны с ограничением экспорта отечественных материалов для обеспечения достаточным количеством таких материалов внутренней обрабатывающей промышленности в течение периодов, когда внутренняя цена на такие материалы держится на более низком уровне, чем мировая цена, в результате осуществляемого правительством плана стабилизации; необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците;
— необходимы для выполнения международных обязательств;
— необходимы для обеспечения обороны и безопасности;
— необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным обязательствам правовых актов, касающихся применения таможенного законодательства, охраны окружающей среды, защиты интеллектуальной собственности, и иных правовых актов.
В ст. 8 указанного Соглашения урегулирован вопрос о применении особых видов запретов и ограничений внешней торговли товарами. Так, «внешняя торговля товарами может быть ограничена мерами, принятие которых необходимо для участия государств в международных санкциях в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций».
Кроме этих мер могут устанавливаться количественные ограничения экспорта товаров таможенного союза.
В силу п. 3 ст. 1 Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 09 июня 2009 г. товары, в отношении которых применяются меры регулирования, включаются в единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — участниками таможенного союза (далее — единый перечень).
Единый перечень утверждается Комиссией ТС. В соответствии с решениями Комиссии ТС к товарам, запрещенным к вывозу, относятся: а) информация на печатных, аудиовизуальных и иных носителях информации, запрещенная для ввоза на таможенную территорию таможенного союза, вывоза с таможенной территории таможенного союза и транзита по таможенной территории таможенного союза; б) лесоматериалы, регенерируемая бумага, картон, макулатура, запрещенные к вывозу с таможенной территории таможенного союза; в) служебное и гражданское оружие, его основные части, и патроны к нему запрещенные для ввоза на таможенную территорию таможенного союза, вывоза с таможенной территории таможенного союза и транзита по таможенной территории таможенного союза.
Товары, в соответствии с Решениями Комиссии ТС ограниченные к перемещению через границу таможенного союза при экспорте:
а) опасные отходы, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при ввозе и (или) вывозе;
б) коллекции и предметы коллекционирования по минералогии и палеонтологии, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при вывозе;
в) дикорастущее лекарственное сырье (растения, части растений, семена, плоды), ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при экспорте;
г) дикие живые животные и отдельные дикорастущие растения, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при экспорте;
д) виды дикой фауны и флоры, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при вывозе;
е) редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных и дикорастущих растений их частей и (или) дериватов, включенных в красные книги Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при вывозе;
ж) драгоценные металлы и драгоценные камни, экспорт которых с территории таможенного союза ограничен;
з) необработанные драгоценные металлы, лом и отходы драгоценных металлов, руды и концентраты драгоценных металлов и сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы, экспорт которых с территории таможенного союза ограничен;
и) отдельные виды минерального сырья, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при вывозе (например, аметист, топаз);
к) наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию таможенного союза допускается на основании лицензий;
л) специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза и вывоз с таможенной территории таможенного союза ограничен;
м) культурные ценности, документы национальных архивных фондов, оригиналы архивных документов, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при вывозе;
н) органы и ткани человека, кровь и ее компоненты, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при ввозе и (или) вывозе;
о) служебное и гражданское оружие, его основные части и патроны к нему, ограниченное для ввоза на таможенную территорию таможенного союза, вывоза с таможенной территории таможенного союза и транзита по таможенной территории таможенного союза;
п) информация о недрах, ограниченная к перемещению через таможенную границу таможенного союза при вывозе.
Таким образом, таможенная процедура экспорта товаров связана с «полным» экспортом товаром. Экспорт товаров возможен, помимо всего прочего, только при соблюдении определенных запретов и ограничений, которые распространяются на вывоз определенных товаров. Необходимость обеспечения соблюдения запретов и ограничений при экспорте товаров обуславливают осуществление таможенными органами контроля за экспортным товаров.
2. Осуществление таможенного контроля при процедуре экспорта товаров
Как отмечалось выше, основополагающим направлением, которое обеспечивает исполнение требований внешнеэкономического регулирования и защиту национальных экономических интересов при осуществлении внешней торговли товарами, является таможенный контроль. ТК ТС устанавливает формы таможенного контроля как отдельные мероприятия производства таможенного контроля.
Уполномоченные должностные лица при выполнении таможенных операций вправе применять следующие формы таможенного контроля:
а) документальный контроль, — т. е. проверку документов и сведений (ст. 111); проверку системы учета товаров и отчетности (ст. 121) таможенную проверку (ст. 122);
б) фактический контроль, — т. е. таможенный осмотр (ст. 115); таможенный досмотр (ст. 116) таможенное наблюдение (ст. 114); проверку маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков (ст. 118); таможенный осмотр помещений и территорий (ст. 119); личный таможенный досмотр (ст. 117); учет товаров, находящихся под таможенным контролем (ст. 120);
в) устный опрос (ст. 112);
г) получение объяснений (ст. 113).
При выборе объектов и форм таможенного контроля используется СУР. Система риск — менеджмента в сфере таможенных услуг России является достаточно новым инструментом государственного регулирования внешней торговли. Свое законодательное закрепление она получила только в 2003 году в статье 358 Таможенного кодекса РФ «Принципы таможенного контроля», которая определяет главные аспекты таможенного контроля в его обновленном значении, а также устанавливает основные начала системы управления рисками. Переход таможенной службы на новые принципы осуществления деятельности в 2005 году оказал положительное влияние на экономическую составляющую таможенной и в целом государственной политики России. Применение механизмов минимизации рисков при таможенном оформлении и таможенном контроле в значительной степени стало причиной увеличения доли таможенных платежей в федеральном бюджете, которая достигла в 2005 году 41,6%, увеличившись за год более чем в 1,7 раза".
Целями применения системы управления рисками являются:
1) обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды;
2) сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;
3) выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств — членов таможенного союза:
— имеющих устойчивый характер;
— связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
— подрывающих конкурентоспособность товаров таможенного союза; затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы;
4) ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу.
Сбор, обработка и анализ информации об эффективности принятых мер по минимизации рисков и результатах применения к конкретным товарам и (или) транспортным средствам отдельных форм таможенного контроля осуществляется таможенными органами на постоянной основе.
Порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками устанавливается законодательством государств — членов таможенного союза.
Содержание установленных профилей и индикаторов риска предназначено для использования таможенными органами, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению другим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством государств — членов таможенного союза.
Специфика автоматизации в таможенном деле состоит в том, что необходимо обеспечить:
— полноту контроля, движение денежных средств и т. п.,
— предоставление достаточной информационной свободы менеджмента таможенных органов, таможенных посредников;
— понятность (визуальность) информации, документации по декларированию и перевозке таможенных грузов;
— ведение базы данных по таможенным грузам и их оформлению;
разработка АРМ (автоматизированных рабочих мест).
В России была выбрана схема создания собственной информационной системы. Начало интернет-декларированию было положено Приказом ФТС России от 24 января 2008 г. № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей „Интернет“». Данная технология была впервые применена 21 октября 2009 г. В дальнейшем, ЕАИС дорабатывалась и в настоящий момент успешно функционирует.
Таким образом, осуществление таможенного контроля основано прежде всего на системе управления рисками. В процессе повышения эффективности проведения таможенного контроля и повышения скорости обработки информации таможенные органы применяют различные информационные технологии. Технологии электронного документооборота — это универсальный ключ к оптимизации инфраструктуры и построения таможенных органов, к оптимизации информационных технологий таможенного оформления и контроля, к оптимизации внутренних финансовых потоков, в том числе и при контроле экспорта товаров.
В качестве приоритетных направлений государственной политики в области внешнеэкономической деятельности в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года указывается на содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг, обеспечение интеграции России в глобальную транспортную систему и реализацию транзитного потенциала российской экономики. В Концепции подчеркивается значимость развития торгово-экономических отношений с Китаем, Южной Кореей, Японией как наиболее сильными игроками на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности, в отношениях с Китаем отмечается важность расширения экспорта российских товаров.
Товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта и фактически вывезенные с таможенной территории таможенного союза, утрачивают статус товаров таможенного союза.
Допускается применение таможенной процедуры экспорта в целях завершения (изменения) таможенных процедур:
— переработки вне таможенной территории;
— временного вывоза.
При завершении (изменении) любой из указанных выше таможенных процедур не требуется фактического предъявления товаров таможенным органам. То есть решение о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта принимается по результатам документального контроля (проверки документов и сведений).
При экспорте предоставляется освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Например, на основании ст. 164, 165 и 183 НК допускается применение налоговой ставки 0% по НДС и акцизам в отношении товаров, экспортированных за пределы Российской Федерации.
3. Порядок уплаты таможенных платежей при помещении товаров под таможенную процедуру экспорт
При помещении товаров под таможенную процедуру экспорта подлежат уплате вывозные таможенные пошлины (если таковые установлены). Внутренние налоги подлежат возмещению. Установление таможенных пошлин на экспортируемые из ТС товары продиктовано, в первую очередь, необходимостью воспрепятствовать массовому вывозу сырьевых ресурсов государства за границу. В частности, на территории РФ это обусловило особенность российского экспортного тарифа — более 80 процентов пошлин установлены именно на сырьевые и стратегические товары.
При помещении товаров под таможенную процедуру экспорта предоставляется освобождение от уплаты, налогов либо осуществляется возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), при экспорте товаров производится возмещение налога на добавленную стоимость и акциза. Порядок подтверждения права на получение возмещения в данном случае определен статьей 165 НК РФ. Для этих целей лицу необходимо представить в налоговый орган в числе прочего грузовую таможенную декларацию (либо ее копию) с отметками российского таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта и таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска через Государственную границу РФ, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории ТС — отметки, подтверждающие осуществление фактического вывоза товаров из Российской Федерации.
Основным условием возмещения внутренних налогов в связи с экспортом товаров является подтверждение таможенным органом фактического вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, с таможенной территории ТС Подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории ТС осуществляется в соответствии с приказом ФТС от 18.12.06 № 1327 (в ред. От 25.12.09) «Об утверждении Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации)» .
Для получения подтверждения фактического вывоза товаров заявитель (заинтересованное лицо) предоставляет в таможенный орган на границе, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации, через который товары были вывезены с таможенной территории ТС, следующие документы и сведения:
— письменное заявление, подписанное руководителем организации-заявителя или лицом, им уполномоченным, и заверенное печатью организации, содержащее:
— просьбу подтвердить фактический вывоз товаров;
— способ, которым заявитель просит направить документы с отметками таможенного органа;
— налоговый орган, в который заявитель при необходимости просит направить информацию о фактическом вывозе товаров (по желанию заявителя).
В заявлении либо в приложении к нему также указываются следующие сведения:
1) наименование таможенного органа, в котором производилось таможенное оформление товаров и код данного таможенного органа (если он известен заявителю);
2) регистрационный номер таможенной декларации либо иного документа, используемого в соответствии с нормативными правовыми актами ФТС РФ в качестве таможенной декларации (далее — таможенная декларация);
3) наименование и количество товаров (в основной и дополнительной единицах измерения);
4) период вывоза товара (с указанием месяца и года), а при перевозках товаров морскими, речными, смешанного (река — море) плавания судами либо воздушными судами — ориентировочной даты фактического вывоза товаров, известной заявителю на момент подачи заявления;
5) сведения о транспортных средствах (регистрационный номер автотранспортного средства, название морского (речного) судна, бортовой номер и номер рейса воздушного судна, номер вагона, номер контейнера и т. п.), на которых товар фактически перемещался через таможенную границу Российской Федерации, известные заявителю на момент подачи заявления;
6) наименование пункта пропуска товаров через государственную границу Российской Федерации (морской (речной), воздушный порт, железнодорожная станция, автомобильный пункт пропуска), через который осуществлялся фактический вывоз товаров, известный на момент подачи заявления;
7) экземпляр таможенной декларации или ее копия, заверенная в установленном порядке. Заявитель вправе, в целях ускорения осуществления подтверждения фактического вывоза товаров, указать на оборотной стороне основного листа экземпляра (копии) таможенной декларации (с использованием печатающего устройства) сведения о фактически вывезенных товарах с указанием кода товаров согласно ТН ВЭД ТС, их наименования и количества (в основной и дополнительной единицах измерения). При этом если в таможенной декларации были заявлены товары одного кода по ТН ВЭД ТС и наименования, то сведения об их коде и наименовании не указываются. Если в одной таможенной декларации были заявлены сведения о товарах разных кодов по ТН ВЭД ТС и наименований, то при их перечислении сначала указывается порядковый номер товара из графы 32 основного и добавочных листов таможенной декларации.
8) экземпляр транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа или его копии, заверенной в установленном порядке, на основании которого товар перемещался через таможенную границу ТС (по выбору заявителя);
9) почтовый конверт с государственными знаками оплаты услуг почтовой связи и надписанным адресом заявителя (если в заявлении заявитель просит направить документы почтой);
10) почтовый конверт с государственными знаками оплаты услуг почтовой связи и надписанным адресом налогового органа, в который заявитель просит направить информацию о подтверждении фактического вывоза товаров (если заявитель просит направить информацию в налоговый орган).
По желанию заявителя сведения, указанные в заявлении и приложении к нему, могут дублироваться на магнитном носителе и представляться в таможню в электронном виде в формате.
Моментом начала действия таможенной процедуры экспорта является осуществление выпуска товаров, а моментом окончания действия таможенной процедуры является осуществление фактического вывоза товаров с таможенной территории ТС.
Например, товары были помещены под таможенную процедуру экспорта в одной из московских таможен, а вывоз товаров с таможенной территории ТС будет осуществляться через пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в регионе деятельности Брянской таможни.
Указом Президента Российской Федерации от18.08.1996 № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» (пункт 7) в качестве одного из требований таможенной процедуры экспорта определено возвращение на таможенную территорию ТС валютной выручки от экспорта товаров, работ и услуг.
В то же время, следует учитывать, что валютный контроль представляет собой разновидность государственного контроля и не является таможенным по своей сути, а возложен на таможенные органы как на агентов валютного контроля.
Таким образом, исходя из содержания таможенной процедуры экспорта и порядка проведения таможенных процедур, как представляется, можно сделать вывод, что определение в качестве требования рассматриваемой таможенной процедуры возвращение валютной выручки, не обоснованно.
При вывозе товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, помимо таможенного контроля, направленного на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации (как участника ТС) при перемещении товаров через границу Российской Федерации, применятся экспортный контроль, проводимый уполномоченными на то государственными органами и направленный на экспорт товаров, информации, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Экспортный контроль осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.1999 № 183-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 29.11.2007 N 283-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 07.05.2009 N 89-ФЗ) «Об экспортном контроле» .
4. Особенности начисления и взимания таможенных сборов при экспорте
В соответствии со ст. 63.1 Таможенного кодекса Таможенного союза за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, к которым относятся:
— таможенные сборы за таможенное оформление;
— таможенные сборы за таможенное сопровождение;
— таможенные сборы за хранение.
Применительно же к экспортной таможенной процедуре взимаются лишь таможенные сборы за таможенное оформление. Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации.
Таможенные сборы взимаются в двойном размере в случае таможенного оформления экспортируемых товаров вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов.
Порядок взимания таможенных сборов за проведение процедур таможенного оформления установлен Инструкцией от 09.11.2000 г. № 1010.
В соответствии с п. 6 данной инструкции от уплаты таможенных сборов при экспорте освобождаются:
1) российские товары, вывозимые в государства — участники Таможенного союза, по которым предусмотрено освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление;
2) товары, стоимость которых не превышает 100 евро включительно, и по которым не взимаются таможенные пошлины и налоги, и не применяются меры экономической политики;
3) товары, перемещаемые через таможенную границу РФ в рамках международных договоров РФ, освобождаемые от уплаты таможенных сборов.
Экспортные пошлины служат, в основном, для ограничения вывоза за пределы страны товаров и сырья, необходимых для ее национальной экономики, а уж потом — для пополнения доходной части бюджета.
Заключение
Исходя из содержания рассматриваемого таможенного режима лицу предоставляется полная свобода пользования и распоряжения товарами после их вывоза с таможенной территории Российской Федерации, но при этом в отношении товаров должны быть уплачены таможенная пошлина и сбор за таможенное оформление, а также соблюдены все ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и выполнены все иные условия, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Роль таможенных органов в настоящее время претерпевает существенные изменения: они должны решать задачи поддержки рационального и оптимального соотношения ввоза и вывоза товаров, интересов отдельных отраслей промышленности, обеспечения равных условий конкуренции, наполнения доходной части федерального бюджета.
С увеличением объемов международной торговли возрастает нагрузка на таможенные органы, так как, с одной стороны, предполагается повышение качества таможенного регулирования, способствующее созданию условий для эффективной защиты экономической безопасности страны, а с другой — максимальное содействие развитию внешнеторговой деятельности.
декларирование таможенный экспорт товар
1. Комментарий к таможенному кодексу Российской Федерации. Под ред. А. Н. Козырина. Издательство «Проспект» , 2004 г.- С. 45.
2. Таможенное право России: Учебник / Под ред. О. Ю. Бакаева, Г. В. Матвиенко. Москва. Юристь, 2004. С. 156.
3. Бекяшев К. А. Таможенное право. Учебник. М., 2007. — С. 143.
4. Жамишев Б. Реальные возможности Таможенного союза // Таможенное регулирование. Таможенный контроль.- 2010. — № 4.
5. Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран. — Москва. 28.01.2008 г.
6. Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 09.06.2009 г.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ст. 164, 165, 183
8. Федеральный закон от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».
9. Приказ Федеральной таможенной службы России от 24.01.2008 г. № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет».
10. Приказ ФТС России от 18.12.06 № 1327 (в ред. от 25.12.2009 г.) «Об утверждении Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации)» .
11. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-Р (ред. от 08.08.2009 г.) «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».