Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Применение информационных технологий в таможенном оформлении

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определяющее значение для совершенствования современных таможенных технологий и для минимизации затрат участников ВЭД при таможенном декларировании имеет развитие системы управления рисками, предполагающей выборочность таможенного контроля на основе используемых таможенными органами индикаторов риска, проведение таможенными органами постоянной аналитической работы, осуществление выпуска товаров… Читать ещё >

Применение информационных технологий в таможенном оформлении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Возрастание роли и значения таможенного дела и в целом таможенной деятельности как инструмента внешнеэкономической деятельности тесно связанных с внутренней и внешней политикой Российской Федерации объективно обусловливают повышение активной роли таможенных органов, ее системы в осуществлении задач и функций в сфере таможенного дела.

Совокупность таможенных органов, учреждений и организаций — это сложный и разветвленный механизм, обеспечивающий решение многообразных, подчас разнородных, но, в конечном счете, объединенных функциональной общностью, единых и целостных задач.

Система таможенных органов и ее отдельные составные части играют видную и одновременно свою специфическую роль в процессе таможенной деятельности.

Помимо значения системы таможенных органов, с точки зрения обеспечения деятельности Российской Федерации, как субъекта внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, таможенные органы так же выполняют ряд функций, значимых с точки зрения обеспечения законности и правопорядка внутри Российской Федерации, так как они наделены полномочиями и в сфере правоохранительной деятельности.

Все вышеизложенное свидетельствует о достаточно существенном значении таможенных органов Российской Федерации.

Важной ролью в подготовке специалиста является практика студентов в течение всего периода их обучения в Вузе. Практика является одним из важнейших видов учебной деятельности, позволяющая подготовить будущих специалистов к практической работе, повысить уровень их профессиональной подготовки, сформировать профессиональные навыки и умения принимать решения на конкретном рабочем месте в реальных условиях. Организация практик может иметь различные формы, но в целом — это вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Практика студентов — такая же неотъемлемая часть учебного процесса, как лекции и семинары. Она является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и производится в соответствии с учебными планами и графиком учебного процесса в целях закрепления и углубления знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретения необходимых умений, навыков и опыта практической работы по изучаемой специальности. В современных условиях значение практик и стажировок возрастает.

Для студентов это один из наиболее эффективных способов вхождения будущего специалиста в профессию, для предприятия — возможность формирования кадрового резерва, а для ВУЗа — повышение качества учебного процесса и, как следствие, рост конкурентоспособности выпускников. Для работодателей это возможность познакомиться поближе со своими потенциальными сотрудниками, использовать уже сейчас имеющиеся у студентов знания и навыки.

Особенности современного этапа развития экономики, вступление России во Всемирную торговую организацию, создание и расширение Таможенного союза обусловливают выдвижение более высоких, качественно новых требований к подготовке специалистов в области таможенного дела. Важнейшим элементом профессиональной подготовки на протяжении всего периода обучения является практика студентов, позволяющая подготовить будущих специалистов к практической деятельности и самостоятельной работе, сформировать первичные профессиональные навыки и умения.

Из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что прохождение практики студентами ВУЗов является актуальным и необходимым условием для успешной реализации учебной программы.

Целью второй таможенной практики является закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении теоретического материала дисциплин профессионального цикла, приобретение профессиональных навыков и умений на должностях сотрудников таможенных органов либо предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.

Задачи второй таможенной практики включают в себя:

1. Закрепление полученных теоретических знаний на базе дисциплин математического и естественно — научного, профессионального циклов;

2. Приобретение практических умений и навыков работы в области таможенного дела и внешнеэкономической деятельности;

3. Практическое знакомство с нормативной правовой базой в сфере профессиональной деятельности.

Объектом исследования является деятельность Омской таможни.

Предметом исследования служат нормативно-правовые акты, действующие в Омской таможне, а также задания, полученные мною во время прохождения практики.

Глава 1. Теоретические основы третьей таможенной практики студентов

1.1 Содержание и задание третьей таможенной практики таможня декларирование электронный Третья таможенная практика проводится по окончании четвертого курса студентами очной формы обучения в таможенных органах либо на предприятиях, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.

Основное содержание второй таможенной практики составляет:

1. Закрепление на практике полученных знаний по существующим технологиям таможенного оформления и контроля, общими принципами перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, основ таможенного дела;

2. Закрепление навыков работы на персональном компьютере, знакомство с возможностями прикладных программ, информационно-поисковых систем для сбора информации по экономическому анализу осуществления таможенного декларирования товаров;

3. Участие в выполнении отдельных функциональных обязанностей инспектора структурного подразделения таможни без права принятия решения (под руководством руководителя практики от таможенного органа).

В процессе прохождения второй таможенной практики студен должен:

1. Ознакомиться с инструкциями по технике безопасности и информационной безопасности.

2. Ознакомиться с установленным порядком электронного документооборота и существующими типовыми инструкциями по ведению делопроизводства в таможенных органах либо на предприятиях, занимающимся внешнеэкономической деятельностью.

3. Ознакомиться с основными нормативными правовыми актами, используемыми в процессе гражданских, предпринимательских, административных, трудовых, и других правоотношений, принять участие в подготовке проектов документов в соответствии с типовыми инструкциями, действующими в таможенных органах либо в организациях, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.

4. Изучить обязанности, права и полномочия, должностных лиц структурных подразделений таможенных органов в которых студент проходит практику.

5. Изучить нормативные документы, связанные с осуществлением должностных обязанностей возложенных на структурное подразделение таможенного органа, порядка проведения таможенных операций и таможенного контроля должностными лицами таможенных органов.

6. Оформить отчет о прохождении практики и подготовиться к его защите [4, с. 22].

1.2 Деятельность студента во время прохождения практики После четвертого курса студенты ОмГТУ проходят третью таможенную практику. Практика длится три недели, по окончании которых каждый готовит отчет о прохождении этой практики.

Я проходил практику в в отделе телекоммуникаций, связи и системотехнического обеспечения средств вычислительной техники Омской таможни с 11.08.2014 г. по 29.08.2014 г. За время прохождения практики я узнал много нового.

Практика началась со знакомства с Омской таможней, а так же сотрудниками отдела в котором мне предстояло обучаться ближайшие три недели. В этот же день я прошёл инструктаж по технике безопасности. На этом первый день моей практики подошел к концу. На следующий день я посмотрел свое рабочее место и обговорил с начальником свои обязанности. В следующие десять дней пришло время проявить себя, и показать какими навыками работы на персональном компьютере я обладаю. Мне была поручена работа за компьютером. Я изучил с документами своего структурного подразделения. Также ознакомился с методическими указаниями, находящимися в подразделении. Показав, какие навыки работы на компьютере, я имею, я составил отчет и приступил к выполнению другого задания.

Следующее задание, которое я получил, было очень интересным. Я работал с нормативно-правовыми актами, распоряжениями и постановления Правительства РФ и Президента РФ, которые издаются и применяются в таможенном деле. Проработав некоторые законы, постановления и часть литературы, узнал много нового для себя в плане своей будущей профессии. На этом, к сожалению, подошло к концу время моей практики. Последнее что я сделал — это отдал на подпись дневник, который вёл в течение всей практики. Пройдя практику, я получил много ценных советов, от людей которые работают в Омской таможне, а так же закрепил знания, которые я получил во время обучения в ВУЗе.

Глава 2. Понятие и механизм информационного обмена между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности

2.1 Понятия «таможенный орган» и «участники внешнеэкономической деятельности»

Таможенные органы — одни из старейших правоохранительных органов, история возникновения и развития которых неразрывно связана с формированием государственной и таможенной границ. Таможенные органы являются частью правоохранительных органов, осуществляющих защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства. На них возлагается таможенное дело, под которым понимается таможенная политика РФ, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Таможенной границей являются пределы таможенной территории России, параметры свободных экономических зон и свободных складов.

Деятельность таможенных органов преследует как правоохранительные, так и экономические цели. Правоохранительные цели направлены на обеспечение безопасности государства, жизни и здоровья людей, окружающей природной среды. Экономические - на пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей, стимулирование отечественной экономики, защиту интересов национальных производителей путем установления квот, ограничений, таможенных тарифов.

Организация и деятельность таможенных органов определяется Таможенным кодексом ТС, а также другими законами и международными договорами. Если международным договором РФ установлены иные правила нежели предусмотренные российским таможенным законодательством, применяются правила международного договора[с35, 19 ].

В задачи таможенных органов входит участие в разработке таможенной политики России и реализация этой политики, организация и совершенствование таможенного дела, обеспечение экономической безопасности и единства таможенной территории РФ, защита экономических интересов РФ, обеспечение участия РФ в международном сотрудничестве по таможенным вопросам Таможенные органы составляют единую централизованную систему, в которую входят

— Федеральная таможенная служба;

— региональные таможенные управления РФ

— таможни

- таможенные посты.

В систему таможенных органов входят также таможенные лаборатории научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации, подведомственные ФТС.

Возглавляет систему таможенных органов Государственный таможенный комитет, которым руководит, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ. Заместители руководителя назначаются на должность Правительством РФ. При руководителе образована коллегия в качестве совещательного органа, рассматривающая важнейшие вопросы таможенного дела. В ее состав входят, помимо руководителя и его заместителей, другие руководящие работники таможенных органов. При ФТС действует также Консультативный совет по таможенной политике.

Федеральная таможенная служба осуществляет руководство нижестоящими таможенными органами. Структурно он состоит из управлений и отделов, каждый из которых осуществляет деятельность в каком-либо одном направлении. В его состав входят такие подразделения, как Управление организации таможенного контроля, Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, Правовое управление, Таможенное управление, Управление федеральных таможенных доходов, Управление таможенной статистики и анализа, Отдел валютного контроля, Отдел собственной безопасности. Относительно недавно в ФТС создан Оперативный центр, осуществляющий организацию оперативной деятельности по борьбе с преступлениями в сфере таможенного дела. ФТС осуществляет организационные и контрольные функции, определяет структуру таможенной системы, реорганизует и ликвидирует таможенные управления, таможни, определяет их правовой статус.

Участник внешнеэкономической деятельности — юридическое лицо или физическое, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, занимающиеся внешнеэкномиечской деятельностью.

Согласно законодательству Российской Федерации все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее товаров. В частности Таможенным Кодексом РФ установлено, что никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз в Россию и вывоз из страны товаров за исключением случаев, предусмотренных в ТК ТС и иных законодательных актах. Лицо, осуществляющее внешнеэкономическую деятельность, может осуществить процедуру регистрации и получить учетную карту внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД), которая позволяет значительно облегчить и ускорить процедуру таможенного оформления.

Для официально зарегистрированного участника ВЭД, нет необходимости при проведении очистки товаров каждый раз приносить в таможню копии учредительных документов, балансов, справки из банков, копии паспортов директора и бухгалтера, договор аренды на фактический адрес, свидетельства о постановке на учет в Государственной Налоговой Инспекции и т. д. В данном случае достаточно будет предъявить Учетную карту и контракт[c198, 18].

Следует иметь в виду, что учету подлежат юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Для постановки на учет и получения Учетной карты участника ВЭД (далее — Учетная карта) участник ВЭД до начала таможенного оформления должен обратиться в таможню по месту своей государственной регистрации Учетная карта служит средством идентификации участника ВЭД при осуществлении им правоотношений с таможенными органами и представляется участником ВЭД в каждом случае проведения таможенного оформления.

Постановка на учет участников ВЭД производится по их заявлению. Заявления от лиц, не подлежащих постановке на учет, к рассмотрению не принимаются.

При сдаче в отдел таможенной инспекции таможни или (отдел учета участников ВЭД службы таможенной инспекции) Управления всех необходимых документов время постановки на учет не должно превышать 5 календарных дней. В случае несвоевременного представления необходимых для постановки на учет документов срок постановки на учет увеличивается на соответствующее количество дней (до дня представления всех документов).

Документы представляются участником ВЭД в таможенный орган однократно. В случае изменения ранее представленных сведений участник ВЭД заявляет в Отдел Таможенной Инспекции таможни об изменениях не позднее 10 календарных дней.

Отсутствие Учетной карты у участника ВЭД не является основанием для отказа в таможенном оформлении товаров и транспортных средств.

В случае обращения в таможенные органы лица, не имеющего Учетной карты участника ВЭД таможенное оформление производится в соответствии с требованиями Приказов Государственного Таможенного Комитета России[5]. Подача участником ВЭД (таможенным брокером) должна сопровождаться представлением в таможенный пост документов, необходимых для таможенных целей в соответствии с перечнем:

· копия Устава (и изменений к нему со свидетельствами об их регистрации в Регистрационной палате), заверенная согласно установленному порядку;

· копия Учредительного договора (и изменений к нему со свидетельствами об их регистрации в Регистрационной палате), заверенная согласно установленному порядку, или копия Решения о создании, заверенная печатью организации;

· копия свидетельства о государственной регистрации, заверенная согласно установленному порядку;

· документы, удостоверяющие личность индивидуального предпринимателя и подтверждающие регистрацию по месту жительства;

· свидетельство или уведомление (копия и оригинал) о постановке на учет субъекта права в органах Министерства Налогов и Сборов России;

· баланс организации за последний отчетный период с отметкой налогового органа о принятии;

· справки из банков (не более месячной давности) об открытии банковских счетов (валютных и рублевых) участника ВЭД на фирменных бланках.

· справки из отдела таможенных платежей (ОТП) таможни об отсутствии задолженности по таможенным платежам, процентам, пеням, штрафам;

· справки из отдела валютного контроля (ОВК) таможни об отсутствии фактов задолженности по уплате штрафов, иных компенсаций по фактам нарушения валютного законодательства;

· справки из правоохранительного блока таможни об отсутствии задолженности по уплате штрафов по фактам нарушения таможенного законодательства[9].

2.2 Общая характеристика информационного обмена между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности В настоящее время решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств утверждена Концепция создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза от 19 ноября 2010 г. N 60. Согласно этой Концепции основные задачи создания интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза связаны с созданием систем и технологий, необходимых для обмена информацией между таможенными органами. В частности, к задачам этой системы отнесены:

— создание и ведение единой системы нормативно-справочной информации внешней и взаимной торговли Таможенного союза;

— формирование интегрированной информационной структуры межгосударственного обмена данными и электронными документами на таможенной территории Таможенного союза;

— создание общих для государств-членов интегрирующих элементов и пополняемых централизованных информационных ресурсов;

— организация информационного взаимодействия органов государств-членов для обеспечения полноты собираемости таможенных платежей, налогов и сборов;

— обеспечение возможности реализации механизмов предварительного информирования и электронного декларирования;

— организация информационного взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль (фитосанитарный, ветеринарный, санитарно-карантинный, транспортный, экспортный и другие) на таможенной территории Таможенного союза;

— обеспечение информационного взаимодействия на основе межгосударственных и межведомственных соглашений;

— обеспечение органов, осуществляющих государственный контроль, информацией, необходимой и достаточной для осуществления всех видов государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу ТС;

— обеспечение персональной идентификации и разграничения доступа к информации на принципах унификации;

— обеспечение доступа к нормативным правовым актам государств — членов Таможенного союза области внешней и взаимной торговли.

Уполномоченными органами по созданию национальных сегментов интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза согласно решению Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 19 ноября 2010 г. N 60 определены:

— Министерство связи и информатизации Республики Беларусь (Официальный сайт Министерства связи и информатизации Республики Беларусь);

— Министерство связи и информации Республики Казахстан (Официальный сайт Министерства связи и информации Республики Казахстан);

— Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации).

Таким образом, положения об интегрированной информационной системе внешней и взаимной торговли Таможенного союза имеют непосредственное отношение к обмену информацией между таможенными органами государств — членов Таможенного союза, поскольку определяют создание основного элемента инфраструктуры такого обмена[14].

2.3 Подходы к совершенствованию механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности

Формирование Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, ратификация Россией Киотской конвенции и последовательное внедрение в российское законодательство о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) принципов Всемирной торговой организации привели к значительному изменению механизма таможенного регулирования ВЭД на национальном уровне. Одними из наиболее принципиальных нововведений стали формирование комплекса мер по минимизации административных барьеров при перемещении товаров через таможенную границу и активизация взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов, в том числе:

1) закрепление в качестве основных критериев работы таможенных органов сокращения издержек участников ВЭД при совершении таможенных операций;

2) привлечение участников ВЭД и некоммерческих объединений лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, к определению эффективности мер таможенного регулирования ВЭД;

3) внедрение широко применяемого в Европейском союзе института уполномоченного экономического оператора — участника ВЭД, использующего упрощенный порядок перемещения товаров через таможенную границу и их таможенного декларирования;

4) существенное сокращение сроков проведения таможенного контроля и выпуска товаров при импорте и установление минимальных сроков таможенного контроля при экспорте товаров, не облагаемых таможенными пошлинами;

5) активное развитие современных таможенных технологий (электронного декларирования, в том числе с использованием сети Интернет, предварительного информирования), направленных на минимизацию взаимодействия должностных лиц таможенных органов и участников ВЭД, а также ускорение сроков таможенной очистки товаров.

В условиях востребованности новых форм взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД разрабатываются новые формы и методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля. Одним из ключевых факторов, определяющих направления развития современных таможенных технологий и способствующих сокращению издержек участников ВЭД, является технология электронного декларирования товаров, получившая значительное развитие за последние годы.

Вместе с тем существующая система электронного декларирования товаров характеризуется рядом специфических черт, минимизирующих положительные эффекты от ее применения, таких как:

— предоставление участником ВЭД при электронном декларировании таможенной декларации с приложением описи документов, на основании которых она заполнена, с возможностью запроса конкретных документов по усмотрению проверяющего должностного лица таможенного органа;

— несопряженность электронных программных средств, применяемых участниками ВЭД при осуществлении внешнеэкономических сделок (в том числе формировании коммерческой и товаросопроводительной документации) с программными средствами электронного декларирования;

— неразработанность технологии автоматического выпуска товаров[c87, 16].

С 2010 г. в таможенных органах РФ применяется технология удаленного выпуска товаров, предусматривающая таможенное декларирование товаров внутреннему таможенному органу при одновременном фактическом размещении товаров и транспортных средств на приграничном складе временного хранения и осуществлении обмена информацией между этими таможенными органами в электронном виде.

Важнейшим этапом внедрения системы удаленного выпуска стало создание в 2011 г. нового типа таможенных постов — центров электронного декларирования, наделенных компетенцией по принятию таможенных деклараций по сети Интернет и ограниченных в полномочиях по проведению фактического таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу. В настоящее время удаленный выпуск применяется по принципу «связок» постов декларирования (центров электронного декларирования, а также ряда внутренних таможенных постов) с постами фактического нахождения товаров (в основном с пограничными таможенными постами)[4].

Определяющее значение для совершенствования современных таможенных технологий и для минимизации затрат участников ВЭД при таможенном декларировании имеет развитие системы управления рисками, предполагающей выборочность таможенного контроля на основе используемых таможенными органами индикаторов риска, проведение таможенными органами постоянной аналитической работы, осуществление выпуска товаров в автоматическом режиме с минимальным вмешательством должностных лиц таможенных органов. Однако потенциал системы управления рисками в современных условиях практически нивелирован отсутствием системного межведомственного информационного обмена между государственными контролирующими органами, а также использованием товароориентированного подхода к ее реализации. В основу системы управления рисками заложены преимущественно товарные признаки (заниженная таможенная стоимость, схожесть с товарами с пониженным налогообложением, наличие объектов интеллектуальной собственности и т. п.), применяемые в качестве основания для проведения углубленного таможенного контроля. Оценка участников ВЭД при разработке профилей риска в настоящее время практически не осуществляется.

Анализ практики внедрения современных технологий таможенного контроля показывает, что, несмотря на позитивные тенденции, имеет место ряд недостатков, которые сводятся к следующему:

1) система таможенного контроля характеризуется отсутствием субъектно-ориентированного подхода к проведению проверочных мероприятий на основе дифференциации участников ВЭД в зависимости от риска несоблюдения ими таможенного законодательства;

2) применяемая система управления рисками не позволяет полностью автоматизировать процессы таможенного контроля и тем самым минимизировать непосредственные контакты между участниками ВЭД и таможенными органами;

3) отсутствуют единые для всех государственных контролирующих органов базы данных и программные средства, позволяющие минимизировать объем информации, запрашиваемой таможенными органами у участников ВЭД, за счет организации межведомственного взаимодействия;

4) действующая технология электронного декларирования предоставляет чрезмерно широкие полномочия таможенным органам, не способствует единообразию применения таможенного законодательства при запросе таможенными органами дополнительных документов в ходе проведения проверочных мероприятий, не приводит к снижению издержек участников ВЭД от использования данной технологии[7].

Современные требования к организации таможенного регулирования ВЭД, а также необходимость унификации процессов таможенного контроля в государствах — членах Таможенного союза, на взгляд авторов, требуют реализации кардинально иного, субъектно-ориентированного подхода к проведению таможенного контроля. Такой подход предполагает комплексную оценку всех лиц, осуществляющих ВЭД, их категорирование в целях дифференциации применяемых форм таможенного контроля, сокращение перечня документов, представляемых при таможенном декларировании товаров в электронной форме, для добросовестных участников ВЭД при одновременном ужесточении ответственности за предоставление таможенным органам недостоверных сведений.

Реализация подхода к организации системы таможенного контроля на основе категорирования участников ВЭД предполагает в качестве главного преимущества минимизацию требований к документальному обеспечению процедуры таможенного декларирования товаров и исключение наиболее затратных форм таможенного контроля для законопослушных участников ВЭД. Одновременно данный подход предполагает существенную трансформацию системы постконтроля, которая в данных условиях приобретает решающее значение для обеспечения полноты уплаты таможенных платежей в бюджет, достоверности классификации товаров, соблюдения установленных запретов и ограничений[1].

В настоящее время постконтроль реализуется через деятельность специализированных подразделений таможенного контроля после выпуска товаров. Вместе с тем мероприятия по контролю за товарами после их выпуска проводятся также иными подразделениями таможенных органов (подразделениями таможенной стоимости, товарной номенклатуры и происхождения товаров, торговых ограничений и экспортного контроля), у которых данные полномочия четко не прописаны и, как правило, сопряжены с проведением ведомственного контроля за нижестоящими таможенными органами. При этом выбор участников ВЭД осуществляется каждым структурным подразделением самостоятельно исходя из ограниченного объема информации о наличии признаков нарушения таможенного законодательства.

Такая практика приводит к размытости и неопределенности процесса таможенного контроля после выпуска товаров и не способствует комплексной организации данной работы. В этих условиях необходимо прежде всего обеспечить исключение дублирования функций таможенного контроля после выпуска различными функциональными подразделениями таможенных органов путем их централизации в подразделениях таможенного контроля после выпуска товаров[6].

Реализация предлагаемого подхода по категорированию участников ВЭД предполагает отнесение постконтроля к исключительной компетенции подразделений таможенного контроля после выпуска товаров: контроль таможенной стоимости, страны происхождения товаров, правильности классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, предоставление льгот по уплате таможенных платежей и освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, предоставление тарифных преференций в отношении товаров и т. п., а также принятие решений по отмене или изменению не соответствующих законодательству решений, принятых таможенными органами на этапе таможенного декларирования товаров.

В компетенции функциональных подразделений таможенных органов при этом необходимо оставить принятие решений по отмене или изменению не соответствующих законодательству решений нижестоящих таможенных органов или их должностных лиц в рамках ведомственного контроля, для установления которых не требуется проведения дополнительной проверки достоверности сведений, связанной с получением дополнительных документов и сведений у декларанта или третьих лиц, помимо тех, что предоставлены декларантом на этапе таможенного декларирования товаров[4].

Таким образом, основные направления совершенствования механизма таможенного регулирования ВЭД в России включают:

1) минимизацию непосредственных контактов таможенных органов и участников ВЭД за счет таможенного декларирования товаров в центрах электронного декларирования, повсеместного внедрения технологии удаленного выпуска товаров;

2) сокращение требований к документальному подтверждению сведений, заявляемых участниками ВЭД при перемещении товаров через таможенную границу, применение субъектно-ориентированного подхода к анализу и управлению рисками несоблюдения таможенного законодательства, предполагающее создание системы категорирования участников ВЭД и дифференцированного подхода к выбору форм таможенного контроля как на этапе декларирования товаров, так и при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров;

3) совершенствование механизма таможенного контроля после выпуска товаров путем:

— исключения дублирования функций между структурными подразделениями;

— совершенствования внутриведомственного и межведомственного взаимодействия подразделений таможенного контроля после выпуска товаров с правоохранительными и налоговыми органами;

4) унификацию системы управления рисками и организации таможенного контроля после выпуска товаров в государствах — членах Таможенного союза, организацию информационного обмена по вопросам используемых индикаторов риска, критериев отбора участников ВЭД для проведения проверочных мероприятий, выявление схем уклонения от уплаты таможенных платежей, наиболее часто встречающихся нарушениях таможенного законодательства Таможенного союза[10].

Реализация указанных выше направлений будет способствовать снижению издержек и минимизации административного воздействия на участников ВЭД как на этапе декларирования товаров, так и на этапе проведения таможенными органами контроля после выпуска товаров при одновременном повышении его эффективности за счет применения современных информационных технологий, концентрации полномочий, кадрового и информационно-аналитического обеспечения таможенного контроля, совершенствования взаимодействия государств — членов Таможенного союза.

2.4 Применение электронного декларирования в Омской таможне Сегодня в мировой практике электронное декларирование является прогрессивным направлением совершенствования процедуры таможенного декларирования товаров. ФТС Россия также перешла на эту форму декларирования, возможность которой оговорена ст. 124 Таможенного кодекса Российской Федерации.

5 февраля 2013 г. начал действовать специализированный таможенный пост — Омский таможенный пост (центр электронного декларирования (ЦЭД).

ЦЭД создан для целей совершения таможенных операций в отношении товаров, декларируемых с использованием информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет».

Особенностью работы этого таможенного поста является то, что инспектор ЦЭД обрабатывает документы и сведения, заявленные в электронной декларации, в то время как контроль самих товаров осуществляет инспектор в регионе деятельности другого таможенного органа, где размещен товар.

На протяжении 2011;2012 г. г. в регионе деятельности таможни активно развивалась технология удаленного выпуска товаров на базе таможенного поста Аэропорт Омск. Поскольку технология удаленного выпуска — это один основных инструментов реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, Омская таможня выступила с инициативой по расширению этой практики в регионе своей деятельности. Результатом проведенной работы явилось создание Омского таможенного поста (центра электронного декларирования), что в полной мере соответствует положениям Концепции и станет логическим завершением этапа подготовки для перехода на стопроцентное таможенное декларирование в электронном виде.

Технология удаленного выпуска товаров, базирующаяся на передаче данных через Интернет, позволяет производить таможенное декларирование без привязки предприятий к таможенным постам и местам нахождения товаров, а также обеспечивает пропуск товаров и транспорта с минимальными временными затратами для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), оптимизирует транспортно — логистические схемы доставки товаров.

Внедрение электронной формы декларирования является неотъемлемой частью проекта модернизации информационных систем таможни и таможенных органов ФТС России, реализация которого позволит поднять информационные технологии на качественно новый уровень. Это направление нашло отражение в Концепции развития таможенных органов ФТС России[9].

Обмен информацией между декларантами и таможенными инспекторами исключительно в электронном виде способствует: ускорению процедур таможенного оформления товаров и транспортных средств; уменьшению влияния субъективных факторов на процедуру таможенного оформления и таможенного контроля, а также увеличению товарооборота и как следствие ускорение поступления таможенных платежей в государственный бюджет;

Электронное декларирование делает процесс таможенного оформления прозрачным, формализует контакт с таможенным инспектором и, таким образом, минимизирует влияние субъективного фактора ошибок или злоупотреблений при проведении таможенных операций. В результате, существенно улучшается обслуживание участников внешнеэкономической деятельности, активизируется товарооборот внешней торговли и, следовательно, растут таможенные платежи в государственный бюджет.

Оформление товаров и транспортных средств в электронном виде (ЭД1) в различных таможенных органах позволяет уже сейчас сократить процедуру таможенного оформления[11].

Если в начале 2011 года процент Интернет-деклараций составлял порядка 56%, то на сегодняшний день 98% всех таможенных деклараций регистрируется и выпускается в электронном виде. Рост электронного декларирования обусловлен реальным облегчением и ускорением прохождения таможенных операций для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Система электронного декларирования делает возможным проведение таможенных процедур в режиме удаленного доступа, когда филиал или иное подразделение предприятия находятся в другом регионе, чем таможенный орган.

Несомненно, сложившаяся экономическая обстановка многим предприятиям не позволяет внедрить систему электронного декларирования, так как она требует больших финансовых затрат на первоначальном этапе. В связи с этим развитие технологий таможенного оформления и контроля переходит на сравнительно новый уровень информационно обмена — таможенные органы постепенно внедряют наиболее выгодную форму электронного декларирования с использованием международной ассоциации сетей «Интернет» .

В рамках реализации приказа ФТС России от 24.01.2008 № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет» в Находкинской таможне и на всех ее 5 таможенных постах уже установлены и настроены транспортные сервера для организации транспортной технологической подсистемы именно для принятия электронных таможенных деклараций через Интернет (ЭД2).

Несмотря на то, что для применения данного вида декларирования участнику внешнеэкономической деятельности придется выполнить ряд мероприятий и со своей стороны (сертификация и аттестация программных средств, средств защиты информации и электронно-вычислительной техники), внедрение в практику электронного декларирования посредством сети Интернет позволит в значительной степени оптимизировать деятельность малого и среднего бизнеса.

Предоставление сведений в электронном виде имеет ряд преимуществ:

— открытый интерфейс обмена. Возможность использовать различное программное обеспечение;

— разработка участником ВЭД собственной системы на основании Спецификации обмена;

— использование коммерческого программного обеспечения, доработанного разработчиком под требования спецификации обмена;

— исчезает программа — посредник для осуществления информационного обмена в рамках электронного декларирования;

— остается традиционная схема работы;

— использование существующих общедоступных каналов доступа в сеть Интернет;

— нет необходимости в построении отдельных дорогостоящих каналах связи;

— расширяемость и универсальность системы предоставляет возможность направлять сведения в различные таможенные органы;

— низкие затраты при расширении функциональности системы.

Имея официальный договор с ЦИТТУ ФТС России, информационный оператор обеспечивает защищенный в соответствии с требованиями информационной безопасности ФТС России канал передачи данных, поддерживает официально принятые форматы сообщений, технологию обмена данными между ЦИТТУ ФТС России и участником внешнеэкономической деятельности[12].

Информационный оператор — это организация, которая предоставляет канал передачи информации и обеспечивает выполнение требований безопасности при пересылке сведений от участника ВЭД до ЦИТТУ ФТС России при работе в системах электронного декларирования и предварительного информирования через сети Интернет, который выступает в качестве официального посредника между участником ВЭД и таможенным органом.

Применение электронного декларирования подтверждает преимущества новых технологий и сводит к минимуму время прохождения таможенных процедур, что позволяет сократить процедуру таможенного оформления. Только совместными усилиями и желанием мы сможем выйти на передовой цивилизованный и безопасный информационный обмен.

Заключение

Постоянное усложнение характера внешнеэкономической деятельности сопровождается адекватным увеличением объемов информации о товарах, условиях их поставки и оплаты, других сведений, пересылаемых участниками ВЭД в таможенные органы РФ. Возрастают объемы информации, которой обмениваются таможенные органы с другими заинтересованными государственными и коммерческими структурами.

В то же время увеличение масштабов ВЭД ведёт и к увеличению рисков экономических нарушений в сфере таможенного законодательства. Данные факторы вызывают рост объёма информационной нагрузки, связанной с субъектами и объектами ВЭД, на таможенные органы и существенно усложняют принятие решений при осуществлении таможенного контроля.

Вследствие этого возникают противоречия между возможностями таможенных органов по таможенному оформлению и контролю товаров и потребностями участников ВЭД в ускорении товарооборота и снижении издержек.

Применение информационных технологий в таможенном оформлении выражается в двух аспектах:

— предварительное информирование таможенных органов о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы;

— декларирование товаров посредством подачи декларации на товары в электронной форме, а также представление при таможенном оформлении документов, подтверждающих заявленные в декларации на товары сведения, в электронной форме.

В соответствии со стандартным правилом 7.4 Генерального приложения к Киотской конвенции национальное законодательство должно предусматривать:

электронные способы обмена коммерческой информацией в качестве альтернативы требованиям представления документов на бумажном носителе;

сочетание электронных методов и методов удостоверения подлинности и идентичности документов на бумажном носителе;

право таможенной службы оставлять у себя информацию для использования в таможенных целях и при необходимости для обмена такой информацией посредством электронных средств обмена коммерческой информацией с другими таможенными администрациями и иными юридически правомочными сторонами.

Сегодня практически все инновационные таможенные технологии, рекомендованные Всемирной таможенной организацией, такие как предварительное информирование и декларирование, электронное декларирование и удаленный выпуск, таможенный контроль, основанный на управлении рисками и применении неинтрузивных методов таможенного контроля, трансграничный информационный обмен в системах «таможня — таможня» и «таможня — бизнес», повсеместно внедряются таможенными органами России.

Безусловно, одним из главных направлений повышения качества таможенных услуг является переход на современные информационные таможенные технологии: предварительное информирование, электронное декларирование, электронное сопровождение таможенных грузов с использованием системы «ГЛОНАСС», развитие информационно-логистических центров в федеральных округах и регионах России, системное взаимодействие этих центров между собой и с таможенными органами в целом, применение информационного обмена на наиболее проблемных направлениях международного товарооборота для обеспечения безопасности и облегчения процедур, обеспечение соответствия наших систем учета информационным системам зарубежных стран.

Система электронного декларирования с использованием сети Интернет дает значительные преимущества, так как реально позволяет интегрировать информационные системы таможенных представителей и участников ВЭД с информационной системой таможенных органов и дает возможность удаленного декларирования товаров участниками ВЭД в любой таможенный орган. При электронном декларировании процесс оформления и контроля становится прозрачным. Экономический эффект от применения электронной формы декларирования заключается в первую очередь в сокращении времени и финансовых издержек, связанных с простоем транспортных средств, хранением товаров.

Электронная форма декларирования товаров в международной таможенной практике используется с начала 1980;х гг. Как показывает опыт зарубежных стран, декларирование товаров в электронной форме является важнейшим фактором ускорения и упрощения процессов таможенного оформления и таможенного контроля.

Для совершенствования информационного обмена в условиях Таможенного Союза необходимо решать следующие вопросы:

— определение на общепринятой в Таможенном союзе основе перечня сведений Таможенного союза, которые необходимо относить к конфиденциальным, и возможной их градации;

— разработка общих технических стандартов в области информационного взаимодействия и информационной безопасности;

— взаимная возможность использования таможенными органами государств — участников Таможенного союза национальных секретных технологий и средств, обеспечивающих защиту информации;

— организация допуска сотрудников таможенных органов государств-участников к общим конфиденциальным сведениям, в том числе к национальной государственной тайне, определение общих подходов к ответственности за нарушение конфиденциальности информации;

— определение порядка проведения контроля выполнения и эффективности принятых мер по защите информации;

— определение порядка возложения ответственности таможенных органов Таможенного союза перед участниками внешнеэкономической деятельности за сохранность конфиденциальности представляемых ими сведений и др.

Для решения обозначенных проблемных вопросов обоснованно предлагается рассмотреть возможность создания органа по управлению вопросами обеспечения безопасности информации Таможенного союза, наделения его полномочиями и возможностями их реализации, а также организовать разработку нормативно-правовой основы таможенной деятельности в области информационной безопасности на территории Таможенного союза.

Следует отметить, что проведение научных исследований в целях обеспечения информационной безопасности деятельности Таможенного союза с привлечением ученых и специалистов всех государств-участников является в настоящее время необходимым.

Библиографический список

1. «Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) // «Собрание законодательства РФ», 08.08.2011, N 32, ст. 4810 (опубликовано без Специальных приложений)

2. «Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве» (подписан в г. Москве 26.02.1999) || «Собрание законодательства РФ», 15.10.2001, N 42, ст. 3983

3 «Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010) // «Собрание законодательства РФ», 13.12.2010, N 50, ст. 6615.

4. «Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 06.12.2011) „О таможенном регулировании в Российской Федерации“ // Собрание законодательства РФ», 29.11.2010, N 48, ст. 6252

5. «Положения об отделе телекоммуникаций, связи и системотехнического обеспечения средств вычислительной техники» Омской таможни от 11.06.2014 г

6. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная поручением Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212// «Российская газета», N 34, 16.02.2008

7. Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2009 N 1555-р (ред. от 28.12.2011) «О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти» // «Собрание законодательства РФ», 26.10.2009, N 43, ст. 5155.

8. Распоряжение Правительства РФ от 13.05.2010 N 722-р «О подписании Соглашения о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза» // Собрание законодательства РФ. 17.05.2010. N 20. Ст. 2523.

9. Приказ ФТС России от 25.05.2010 № 1000 «Об утверждении руководства по эксплуатации технических средств», приказа Сибирского таможенного управления от 02.12.2013 № 195-АХ «О списании технических средств и средств связи»

10. Андреев В. А. Информационное обеспечение системы управления рисками ФТС России и повышение экономической эффективности ее функционирования. М.: Вестник Российской таможенной академии. — 2010; № 2.

11. Анохина О. Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза (поглавный). Москва: Проспект, 2011.

12. Бондаренко А. В. Направления совершенствования механизма информационного взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД при перемещении товаров железнодорожным транспортом // Микроэкономика. — М.: Изд-во ОАО «Институт микроэкономики», 2012. — № 1.

13. Воронцова Н. А. Правовые основы создания и функционирования межгосударственного механизма интеграционных процессов в Евразийском экономическом сообществе: Монография. М.: РИО РТА, 2003.

14. Ермакова В. В. Правовые основы информационного взаимодействия государств-членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС // Информационное право. 2010. N4.

15. Первые итоги // Российская бизнес-газета. 2010. N 769

16. Погодина И. В. Обеспечение информационной безопасности таможенных органов РФ // Таможенное дело. 2011. N 2. С. Декабрь.

17. Сомов Ю. И. Вопросы обеспечения информационной безопасности на единой таможенной территории Таможенного союза // Таможенное дело. 2009. N 3.

18. Ступников А. Таможню реформируют, таможню информируют // ЭЖ-Юрист. 2011. N 13. .

19. Ступников А. А. Применение информационных технологий в таможенном оформлении: реалии и перспективы // Право и экономика. 2011. N 8. С. 70

20. Электронный прогресс // Таможенное обозрение. 2008. N 10.

Приложение 1

Приложение 2

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой