Экспертиза при осуществлении таможенного контроля
Четвертая проблема — недопонимание многими бизнесменами роли независимой экспертизы для обеспечения успешного проведения внешнеторговых операций. Это недопонимание во многом связано с недостатком денежных средств или желанием их сэкономить Независимая экспертиза, при её правильном применении может оказывать огромную поддержку как производителям — потребителям, так и непосредственно сотрудникам… Читать ещё >
Экспертиза при осуществлении таможенного контроля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
КУРСОВАЯ РАБОТА
Экспертиза при осуществлении таможенного контроля
Актуальность выбранной темы связана с тем, что проведение экспертиз осуществляемых, как государственными, так и независимыми учреждениями и организациями является важным этапом, при осуществлении таможенного контроля. Принимая во внимание большое значение этого вида деятельности, можно было бы предположить, что в существующей литературе по этому вопросу должно быть полное согласие в том. Однако дело обстоит совсем по-другому.
Важное место в структуре таможенных органов Российской Федерации отводится Центральному экспертно-криминалистическому таможенному управлению ФТС России (ЦЭКТУ) и 10 экспертно-криминалистическим службам — региональным филиалам ЦЭКТУ, расположенным в городах Калининград, Санкт-Петербург, Брянск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Уфа, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск и Владивосток. Услуги экспертов этих подразделений становятся неоценимыми при осуществлении таможенного контроля, сопряженного с необходимостью проведения экспертно-исследовательских работ, и производстве по делам об административных правонарушениях и уголовным делам, относящимся к компетенции таможенных органов.
Всего, в 1 квартале 2008 года специалистами Управления выполнено около 9 тыс. экспертно-исследовательских работ, прежде всего в интересах таможенных органов, а также по обращениям правоохранительных и иных государственных органов. Экономический эффект, полученный по результатам проведенных в 1 квартале 2008 года экспертиз, составил более 2,1 млрд руб. Исследовано более 1,2 млн. объектов.
63% экспертно-исследовательских работ выполнено на стадии таможенного контроля.
Выносными подразделениями экспертно-криминалистических служб (ЭКС) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации выполнено 30% экспертиз от общего количества экспертиз, проведенных в интересах таможенных органов. Экспертизы по делам об административных правонарушениях составили 21,8%, на долю экспертиз по уголовным делам приходится 4,9% от общего количества экспертиз, выполненных по постановлениям таможенных органов.
В структуре выполненных экспертно-исследовательских работ основные позиции занимают: идентификационные экспертизы — 45% и товароведческие экспертизы — 34%, криминалистические экспертизы — 6,7%, на долю комплексных экспертиз приходится 6,5%, материаловедческих экспертиз — 4%, объектов интеллектуальной собственности — 1%. Доля экспертиз наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров составила 2%. Доля экспертиз на выявление наркотических средств и психотропных веществ, по результатам которых возбуждены уголовные дела, составила 32% от количества указанных экспертиз (52 экспертизы).
В 1 квартале 2008 года доля экспертиз, выявивших недостоверное декларирование товаров, составила 22,8%. Специалистами ЦЭКТУ и его филиалов проводились экспертизы объектов интеллектуальной собственности. Доля экспертиз, выявивших правонарушения (признаки контрафактности), составила 100%.
Благодаря экспертизам, проведенным на стадии таможенного контроля, в 1 квартале 2008 года было выявлено 19 316 фактов правонарушений, что в 6,6 раза больше, чем в 1 квартале 2007 г.
По результатам проведенных экспертиз возбуждено 336 дел по административным правонарушениям и 126 уголовных дел. Количество дел, возбужденных правоохранительными таможенными органами на основании результатов экспертиз по сравнению с аналогичным показателем 1 квартала 2007 года возросло на 57%. Доля экспертиз, по результатам которых возбуждены дела об административных правонарушениях и уголовные дела, составила 8,3% от количества экспертиз, назначенных таможенными органами на стадии таможенного контроля. Практически каждое третье правонарушение, выявленное экспертизой на стадии таможенного контроля, явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении либо уголовного дела.
В соответствии с названием темы курсовой работы «Экспертиза при осуществлении таможенного контроля» и выше изложенным обоснованием её актуальности автор ставит целью данной работы систематизацию теоретических знаний в области экспертной деятельности при осуществлении таможенного контроля.
Для достижения поставленной цели автор предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие экспертизы в системе таможенного контроля.
2. Изучить особенности проведения исследования проб и образцов при осуществлении таможенного контроля.
3. Рассмотреть особенности заключения эксперта.
4. Выявить значение и место независимой экспертизы.
5. Выделить факторы, создающие препятствия для развития независимой экспертизы.
1. Экспертиза в системе таможенного контроля
1.1 Общие правила проведения экспертизы
Экспертиза (от лат. Espertus — опытный) — исследование каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, технологии и т. п. с предоставлением компетентного мотивированного заключения.
Выбор показателей для экспертизы определяется целями и условиями проведения экспертиз.
В зависимости от сферы профессиональной деятельности различают несколько основных групп экспертиз: судебная, таможенная, товароведная, санитарно-эпидемиологическая, ветеринарно-санитарная и другие.
Таможенная экспертиза — процессуальное действие, назначаемое должностным лицом таможенного органа, имеющего на это полномочия, при наличии основания и оформленное в соответствии с действующим законодательством.
Таможенная экспертиза назначается в рамках таможенного контроля, при производстве дознания по уголовным делам и делам по административным правонарушениям, относящимся к области таможенного дела.
Процедуры назначения экспертиз и экспертов регламентируются статьями ТК РФ, а также соответствующими статьями КоАП РФ и УПК РФ.
В рамках судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, дознания по уголовным делам осуществляется государственная судебная экспертиза, в том числе и в области таможенного дела, которая регламентируется Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности».
Проведение экспертизы поручается, как правило, ЭКП ФТС России. Если названные учреждения не могут сделать экспертизу, проведение ее поручается государственным судебно-экспертным учреждениям, которые являются специализированными учреждениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, созданными для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы, а также иными соответствующими организациями или другими экспертами и лицами, обладающими специальными знаниями.
Основанием для назначения экспертизы является необходимость специальных знаний при решении вопросов, возникающих в процессе таможенного контроля, при производстве дознания по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях (п. 1 ст. 378 ТК РФ, ст. 195 УПК РФ, ст. 26.4 КоАП РФ).
Постановление (определение) о назначении экспертизы направляется руководителю судебно-экспертного учреждения или ЭКП ФТС России, в котором будет проводиться экспертиза.
Если экспертиза проводится иными соответствующими организациями или другими экспертами и лицами, обладающим специальными знаниями, то должностное лицо, назначившее экспертизу, должно вручить постановление (определение), необходимые материалы эксперту и разъяснить ему права и ответственность, предусмотренные ТК РФ, УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности».
Должностными лицами таможенных органов могут назначаться следующие наименования экспертиз, перечень которых не является исчерпывающим:
1) идентификационные;
2) материаловедческие;
3) товароведческие;
4) экспертизы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
5) технологические;
6) экспертизы, связанные с исследованием объектов интеллектуальной собственности, в том числе информационных продуктов;
7) искусствоведческие;
8) криминалистические, в том числе:
— трасологические (исследование следов рук, обуви, транспортных средств, орудий взлома и инструментов, производственных механизмов и инструментов на изделиях, документах);
— экспертизы пломб и запорно-пломбировочных устройств;
— экспертизы замков и иных запирающих устройств;
— экспертизы установления целого по частям;
— почерковедческая экспертиза:
9) технико-криминалистическое исследование документов:
— исследование оттисков печатей и штампов;
— исследование подписей от имени определенных лиц при технической подделке подписей;
— исследование машинописных текстов;
— установление изменений в тексте документа;
— установление содержания документа;
— исследование способа изготовления и материала документа;
10) технико-криминалистическая экспертиза подписей;
11) исследование акцизных и специальных марок;
12) экспертиза маркировочных обозначений.
ЭКП ФТС России регулярно (не реже одного раза в полгода) информируют таможенные органы региона своей деятельности о возможностях проведения ими тех или иных экспертиз, объектах исследования и вопросах, разрешаемых в процессе производства экспертиз.
Для разрешения возникших вопросов могут назначаться дополнительные, повторные, комплексные и комиссионные экспертизы.
Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения эксперта. Дополнительная экспертиза поручается тому же или другому эксперту (п. 1 ст. 380 ТК РФ).
Повторная экспертиза назначается в случаях необоснованности заключения эксперта либо наличия сомнения в его правильности. Повторная экспертиза поручается другому эксперту (п. 2 ст. 380 ТК РФ), при этом предмет и объекты исследования не меняются.
Комиссионная экспертиза назначается при необходимости привлечения к проведению экспертизы нескольких экспертов, обладающих, специальными знаниями в одной области (ст. 200 УПК РФ).
Комплексная экспертиза назначается в случаях необходимости использования при проведении экспертных исследований специальных знаний (познаний) в различных областях (ст. 201 УПК РФ).
Должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенный контроль, назначает экспертизу с согласия начальника этого органа или его заместителя путем вынесения постановления (п. 3 ст. 378 ТК РФ).
При производстве по делам об административных правонарушениях, должностное лицо, в производстве которого находится дело, выносит определение о назначении экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ).
При производстве дознания по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов, уполномоченное должностное лицо таможенного органа, проводящее дознание, признав необходимым назначение судебной экспертизы, выносит об этом постановление.
В постановлении (определении) о назначении экспертизы необходимо указывать:
— наименование экспертизы (товароведческая, идентификационная, материаловедческая, технологическая, искусствоведческая и др.);
— вид экспертизы (дополнительная, повторная, комиссионная, комплексная);
— наименование таможенного органа, должность, фамилию, инициалы должностного лица;
— основание для назначения экспертизы;
— наименование экспертного учреждения или фамилию, имя и отчество эксперта;
— вопросы, поставленные на разрешение эксперта;
— материалы, представленные на экспертизу, в том числе пробы или образцы, документы, объекты экспертизы для сравнительного исследования, иные материалы, содержащие информацию, относящиеся к предмету экспертизы, необходимые для правильного решения вопросов (при этом непосредственные объекты исследования в постановлении (определении) индивидуализируются, в частности, указываются подписи, оттиски печати, иные реквизиты документа, подлежащие исследованию, и т. п.);
— срок проведения экспертизы, который назначает должностное лицо только в процессе таможенного контроля (п. 3, 4 ст. 378 ТК РФ); причем срок проведения экспертизы определяется с учетом трудоемкости исследования или по согласованию с руководителем ЭКП ГТК/ФТС России;
— разрешение таможенного органа, назначившего экспертизу (подп. 4 п. 1 ст. 382 ТК РФ), присутствовать при проведении экспертизы и давать объяснения эксперту декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товара и (или) транспортных средств и их представителям.
В постановлении (определении) о назначении экспертизы стоящие перед экспертом вопросы должны быть конкретными, не допускать различного толкования и не выходить за пределы компетенции эксперта.
1.2 Порядок проведения исследования проб и образцов при осуществлении таможенного контроля
Для проведения исследования проб или образцов товаров должностное лицо таможенного органа выносит постановление о назначении экспертизы в соответствии со ст. 378 ТК РФ.
Экспертиза проводится экспертами экспертно-криминалистических подразделений ФТС России, а также иных соответствующих организаций или другими экспертами. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения.
Для проведения экспертизы эксперт привлекается на договорной основе. В постановлении о назначении экспертизы должны содержаться сведения о разъяснении эксперту его ответственность в соответствии со ст. 381 ТК РФ, а также декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, и их представителям прав при проведении исследований проб или образцов в соответствии со ст. 382 ТК РФ. Если отобранные пробы или образцы товаров направляются таможенным органом на исследование в экспертно-криминалистическое подразделение ФТС России, то ее руководитель:
— получает поступившие материалы и документы о назначении экспертизы и проверяет их соответствие требованиям ст. 378 ТК РФ;
— письменно поручает производство экспертизы конкретному эксперту (экспертам);
— обеспечивает условия, необходимые для проведения экспертизы: наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;
— обеспечивает соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;
— ходатайствует о продлении срока, назначенного постановлением должностного лица таможенного органа в пределах сроков (п. 4 ст. 378 ТК РФ);
— заверяет заключение эксперта печатью;
— направляет вместе с заключением эксперта все материалы таможенному органу, назначившему экспертизу.
Проводя исследования, эксперт должен принимать меры к сохранению представленных на экспертизу образцов, не допуская их порчи и повреждения, если это не вызывается характером исследования.
Эксперт дает заключение от своего имени на основании проведенных исследований в соответствии с его специальными знаниями.
Заключение
эксперта — документ, отражающий процесс и результат исследований, проведенных экспертом. В заключении эксперта указывается:
— время и место проведения исследования;
— на каком основании проводились исследования;
— кем проведены исследования;
— вопросы, поставленные перед экспертом;
— материалы и документы, представленные для производства экспертизы, а также описание объектов исследования;
— содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
— оценка результатов исследования;
— выводы эксперта (экспертов) по поставленным вопросам и их обоснование.
Если при производстве экспертизы эксперт установит существенные для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение. Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта (фотографии, схемы, графики и т. п.), прилагаются к заключению и являются его составной частью (п. 2 ст. 379 ТК РФ).
Для проведения экспертизы представляются материалы, оформленные в соответствии с законодательством РФ:
— определение или постановление о назначении экспертизы;
— акт взятия проб или образцов или протокол о взятии проб и образцов;
— документы и иные материалы, содержащие информацию, относящиеся к предмету экспертизы, необходимые для правильного решения вопросов;
— объекты исследования (пробы или образцы, транспортные средства, документы, вещественные доказательства по уголовному делу и т. д.); образцы для сравнительного исследования.
Взятие проб и образцов оформляется протоколом. Пробы или образцы, а также вещественные доказательства должны быть соответствующим образом упакованы и опечатаны ярлыками обеспечения сохранности упаковки.
Если объекты исследования не могут быть представлены в экспертное учреждение или эксперту, которым поручено проведение экспертизы, из-за габаритов или по иным причинам, то в постановлении (определении) указывается место их нахождения. Таможенный орган разрешает (при необходимости) проведение осмотра и исследования на месте.
При направлении на технико-криминалистическую экспертизу различных документов, печатей, штампов и других объектов исследования эксперту одновременно должны быть представлены образцы сравнения, а также результаты предварительно проведенных исследований.
Направляемые на экспертизу материалы, объекты исследования доставляет должностное лицо таможенного органа или используются различные виды связи.
В экспертно-криминалистические подразделения ГТК/ФТС России таможенные органы представляют три пробы: аналитическую, контрольную и арбитражную — согласно приказам ГТК/ФТС России, зарегистрированным в Минюсте России.
Каждая проба должна быть маркирована в соответствии с актом взятия проб или образцов, опломбирована, снабжена ярлыком обеспечения сохранности.
Контрольная и арбитражная пробы хранятся в ЭКП ФТС России в случае установления экспертизой несоответствия сведений о товаре для проведения повторной экспертизы в рамках дел об административном правонарушении, уголовного дела или для арбитражного суда.
Если экспертизой не выявлено несоответствия сведений о товаре, то контрольная и арбитражная пробы возвращаются должностному лицу таможенного органа, назначившему экспертизу.
Должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу, по окончании исследования проб или образцов возвращает их владельцу, за исключением случаев, когда такие пробы или образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством РФ, а также когда расходы на возврат проб или образцов превышают их стоимость.
Копии документов, представленных для проведения исследований, хранятся в ЭКП ФТС России, подлинники документов и образцы сравнения возвращаются должностному лицу таможенного органа, назначившему экспертизу.
Товар, расфасованный для розничной торговли в упаковках от 100 до 1000 г. представляется для проведения исследований в количестве трех упаковок. Товар, расфасованный для розничной торговли в упаковках свыше 1000 г., представляется для проведения исследований в количестве трех проб и с образцом упаковки. Товар, не разрушаемый в процессе экспертных исследований (шуба, телевизор и т. д.), представляется в одном экземпляре.
Отобранные таможенными органами пробы концентрированных соков и виноматериалов до поставки их в ЭКП ФТС России хранятся не более трех суток при температуре не выше плюс 2−4°С.
Постановления, определения о назначении экспертизы оформляются в соответствии с Методическими рекомендациями по назначению должностными лицами таможенных органов экспертиз и по оценке заключений эксперта.
При представлении на экспертизу материалов, оформленных с нарушением требований ТК РФ, КоАП РФ, УПК РФ и нормативных актов ФТС России, начальник ЭКП ФТС России или его заместитель в течение трех дней сообщают об этом лицу, назначившему экспертизу. Если в течение десяти дней не принимаются необходимые меры по устранению недостатков, то начальник ЭКП ФТС России вправе возвратить материалы без исполнения лицу, назначившему экспертизу.
Руководитель ЭКП ФТС России вправе возвратить без исполнения постановление или определение о назначении экспертизы, представленные для ее производства объекты исследования и материалы дела с указанием мотива отказа, такого как:
— недостаточность массы, объема и т. д. объектов исследования (или объектов для сравнительного исследования);
— ненадлежащее оформление постановления (определения) или несоответствие упаковки проб или образцов установленным требованиям;
— отсутствие в учреждении эксперта требуемой специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований.
Определен максимальный срок проведения экспертизы — 1 год. Однако если экспертиза проводится в отношении транспортных средств, такой срок сокращается до 6 месяцев. Если же срок выпуска товаров не осуществляется до получения экспертного заключения, то срок не должен превышать сроков временного хранения (как правило, 2 месяцев).
Расходы на проведение экспертиз возмещаются за счет федерального бюджета, за исключением случаев проведения экспертизы не по инициативе таможенного органа.
1.3
Заключение
эксперта
Конечной целью проведения экспертизы является установление истины, которое оформляется в форму заключения. В заключении эксперта указываются время и место проведения исследования; кем и на каком основании оно проводилось; поставленные вопросы; объекты исследований с перечислением материалов и документов. Содержание и результаты экспертизы подлежат подробному описанию с указанием примененных методов. В заключении эксперт обосновывает выводы по поставленным вопросам, а также прилагает материалы и документы, иллюстрирующие такой акт.
Заключение
эксперта — письменный документ, отражающий ход исследований, проведенных экспертом.
Если при производстве экспертизы установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, но по поводу, которых эксперту не были поставлены вопросы, то он вправе указать на них в своем заключении.
Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта (фотографии, схемы, графики и т. п.) прилагаются к заключению и являются его составной частью.
Заключения экспертов, выдаваемые по результатам проведенной экспертизы, назначенной в ходе дознания по уголовному делу, по делу об административном правонарушении, по результатам проведенной экспертизы, назначенной должностным лицом таможенного органа постановлением, вынесенным при проведении таможенного контроля, составляются по соответствующим формам.
Заключение
эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов.
Во вводной части заключения указываются:
— наименование экспертизы и ее номер;
— вид проведенной экспертизы (дополнительная, повторная, комиссионная или комплексная);
— наименование органа, назначившего экспертизу;
— сведения о предупреждении эксперта об ответственности.
Экспертом дается подписка о том, что он предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, а также за отказ и уклонение от дачи заключения;
— сведения об эксперте (экспертах) (должность, инициалы, фамилия, образование, специальность (общая и экспертная), ученая степень);
— дата поступления материалов на экспертизу в ЭКП ФТС России;
— дата подписания заключения;
— юридические основания для проведения экспертизы: постановление (определение), когда и кем оно назначено или вынесено;
— наименование поступивших на экспертизу материалов (с указанием реквизитов сопроводительных документов) и представленных объектов исследования;
— способ доставки материалов и объектов исследования в ЭКП ФТС России;
— вид упаковки, а также наличие или отсутствие на упаковке ярлыка обеспечения, сохранность упаковки объектов исследования и их реквизиты;
— сведения о предоставлении дополнительных материалов, результаты их рассмотрения;
— дата, время и место производства экспертизы;
— вопросы, поставленные перед экспертом.
Вопросы приводятся экспертом в той формулировке, в какой они даны в определении (постановлении) о назначении экспертизы. Изменение формулировок не допускается.
В случае если эксперт считает, что некоторые вопросы выходят (полностью или частично) за пределы его специальных познаний, он отмечает это в заключении, либо согласует изменение формулировок. Изменение формулировок вопросов должностным лицом, вынесшим постановление (определение) в процессе проведения экспертизы допустимо только в письменном виде, как дополнение к постановлению (определению).
При производстве повторной или дополнительной экспертиз во вводной части заключения излагаются сведения о первичных (предшествующих) экспертизах:
— кем и где они проведены;
— номер и дата заключения.
Выводы первичной экспертизы по вопросам, которые поставлены перед экспертом на повторное рассмотрение, а также мотивы назначения повторной и дополнительной экспертиз должны быть указаны в постановлении (определении) об их назначении.
При производстве комплексной и комиссионной экспертиз во вводной части заключения указывается состав экспертной комиссии. Если проведение экспертизы осуществляется несколькими экспертными учреждениями, во вводной части заключения указываются эти учреждения.
Если комплексной экспертизе предшествовало производство отдельных экспертиз, результаты которых имеют значение для решения общего вопроса, во вводной части заключения указываются данные об этих экспертизах.
В исследовательской части заключения описывается процесс исследования и его результаты, а также дается научное объяснение установленным фактам.
Каждому вопросу, разрешаемому экспертом, должен соответствовать определенный раздел исследовательской части. При необходимости одновременного исследования двух и более вопросов, тесно связанных между собой, результаты излагаются в одном разделе.
В исследовательской части излагаются:
— подробное описание проведенных исследований в порядке поставленных перед экспертом вопросов;
— состояние объектов экспертного исследования;
— методы и приемы исследований (должны быть изложены доступно для лиц, не имеющих специальных знаний);
— справочно-нормативные материалы (инструкции, постановления, приказы), используемые методические пособия и литература, которыми эксперт руководствовался при решении поставленных вопросов, с указанием даты и места их издания;
— результаты процессуальных действий (опросов, допросов, обследования, осмотров, экспериментов и др.), принятые в качестве исходных данных, а также результаты других экспертиз, если они использовались для обоснования выводов, со ссылкой на листы дела;
— ссылки на приложения и необходимые пояснения к ним;
— экспертная оценка результатов исследования, обосновывающего вывод по решаемому вопросу.
В случае если в заключении эксперт применяет специальные термины, они должны разъясняться.
Если на некоторые из поставленных вопросов не представилось возможности дать ответ, в исследовательской части эксперт (эксперты) указывает причины отказа.
Если экспертом при производстве дополнительной экспертизы были использованы результаты проведенных ранее исследований, то в исследовательской части заключения должна быть сделана ссылка на материалы первичной экспертизы.
Если результаты, полученные в ходе проведения повторной экспертизы, не совпадают с результатами предшествующих экспертиз, в исследовательской части заключения указываются причины расхождений.
При проведении комплексной экспертизы в исследовательской части заключения эксперты различных специальностей могут излагать свое мнение в форме отдельных разделов с указанием фамилии эксперта. По результатам исследований могут быть сформулированы промежуточные выводы, которые подписываются экспертами (экспертом), проводившими данную часть исследования. Обобщение и совместная оценка результатов, сделанная на итоговом совещании комиссии экспертов, отражаются в синтезирующем разделе исследовательской части, где и указываются обоснования общего вывода (выводов).
Выводы эксперта (экспертов) излагаются в виде конкретных, кратких ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой проведены исследования.
Выводы должны быть изложены четким и ясным языком, не допускающим различных толкований. В случаях, если вывод не может быть сформулирован без подробного описания результатов исследования, изложенных в исследовательской части, допускается ссылка на исследовательскую часть заключения.
Выводы, по которым эксперту (экспертам) не были поставлены вопросы, но которые были установлены им (ими) в процессе исследования, излагаются в конце заключения.
При производстве комплексной экспертизы общий вывод (выводы) подписывается экспертами, принимавшими участие в совместной оценке результатов исследований и пришедшими к единому мнению. Если эксперты не пришли к общему выводу, они формулируют самостоятельные выводы в общем заключении. Каждый эксперт обязан обосновать причины своего несогласия с мнением других членов комиссии. При формулировании самостоятельных выводов эксперты вправе учитывать результаты, полученные другими членами комиссии, указав на это в обосновании своих выводов.
Установленные экспертом обстоятельства профилактического характера и предложения по предупреждению правонарушений отражаются в конце исследовательской части заключения.
Заключение
подписывается экспертом (экспертами), проводившим экспертизу, заверяется печатью организации или учреждения, к которым относится эксперт, и направляется органу или лицу, назначившему экспертизу.
Если заключение эксперта содержит приложения, то в нем должны содержаться пояснения о приведенном иллюстративном материале; каждый лист приложений подписывается составившими их экспертами, заверяется печатью организации или учреждения, к которым относится эксперт. На приложениях проставляются номер и дата заключения, к которому они составлены.
Заключение
и приложения к нему составляются в двух экземплярах, первый из которых направляется таможенному органу, назначившему экспертизу, а второй остается в ЭКП ФТС России.
При производстве комиссионных или комплексных экспертиз заключение оформляется в количестве экземпляров, достаточном для направления органу, назначившему экспертизу, и каждой службе (структурному подразделению), принимавшей участие в производстве экспертизы.
Заключение
эксперта подлежит оценке на общих основаниях, установленных для опенки доказательств таможенным, административным и уголовно-процессуальным законодательством РФ для должностного лица таможенного органа, назначившего экспертизу или исследование.
Требования к заключению эксперта иной соответствующей организации или других экспертов, либо лиц, обладающих необходимыми специальными познаниями для дачи заключения, предусматриваются условиями договора в соответствии с законодательством РФ.
2. Независимая экспертиза в системе таможенного контроля
2.1 Значение и место независимой экспертизы
экспертиза таможенный контроль заключение В соответствии с Федеральным Законом от 7 июля 1993 г. № 5340−1 «О Торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», Торгово-промышленным палатам предоставлено право, осуществлять по заказу российских и иностранных предприятий и предпринимателей экспертизу количества, качества и стоимости товаров (грузов). Длительное время это право использовалось достаточно ограниченно. Но, постепенно, особенно в последнее время в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию понятие экспертиза и форма её использования распределились в трех основных направлениях:
— государственная экспертиза, это та, которая проводится государственными органами и инспекциями по поручению федеральных или муниципальных органов;
— общественная экспертиза, исполняющая функции защиты прав потребителя и назначаемая общественными организациями;
— независимая экспертиза, которая может проводиться по поручению как государственных, так и общественных организаций независимыми профессиональными экспертными компаниями.
При этом понятие «независимая экспертиза» означает, что эксперт не связан ни административно, ни финансово с федеральными, муниципальными органами, ни с производителем или продавцом товара, ни с надзорными и контролирующими органами, т. е. ни с кем, кто бы мог оказать влияние на его деятельность в силу заинтересованности в результатах экспертизы.
Сегодня Россия остается одной из наиболее дискриминируемых на мировом рынке стран, где, ежегодный ущерб отечественных экспортеров от антидемпинговых мер составляет 2,5 млрд. долларов. И понятно, что без надежной поддержки со стороны государства, а также бизнес-объединений страны, в том числе торгово-промышленных палат (ТПП), российские экспортеры в борьбе с сильнейшими транснациональными корпорациями не смогут быть конкурентоспособными.
Сегодня с развитием отечественной экономики и увеличением экспортно-импортного потенциала возросла роль экспертной деятельности. Расширилась сфера применения независимой экспертизы, как одной из форм подтверждения соответствия продукции положениям стандартов, условиям договоров (контрактов) на всех стадиях ее жизненного цикла. Современные реалии ставят задачи, требующие перехода на качественно новый уровень экспертизы.
Степень безопасности продукции и услуг регулируется и гарантируется государством и соответствует уровню социально-экономического развития страны. Поэтому так актуально участие независимых отечественных экспертных организаций в реализации приоритетных национальных проектов, где важное место отводится вопросам экспертизы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В частности, назрел вопрос о необходимости проведения экспертиз независимыми национальными экспертно-инспекционными организациями товаров в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД), торговли, налогообложения, таможенного дела.
На сегодняшний день наиболее востребованными являются экспертизы в отношении товаров, пересекающих территориальные границы Российской Федерации. При осуществлении таможенного контроля, оформлении товаров, сырья, оборудования, автотранспортных средств у таможенных органов и участников ВЭД возникает необходимость в разъяснении вопросов, требующих специальных знаний и привлечения соответствующих организаций для проведения экспертиз (ст. 378 Таможенного кодекса РФ).
Проводя различные виды экспертиз, независимые компетентные организации ТПП России руководствуются в своей работе действующими законодательными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, нормативно-технической документацией, стандартами ТПП России, а также нормативно-правовыми актами Федеральной таможенной службы (ФТС).
Участникам ВЭД следует иметь в виду, что независимыми экспертами проводятся экспертизы по определению состояния товара, его качественных, количественных характеристик в момент передачи на склад или со склада временного хранения.
Акты своевременно проведенной специалистами, независимых лабораторий, экспертизы служат основанием для:
· принятия обоснованных решений по закупке товаров и их грузоперевозке;
· определения налогооблагаемой базы;
· установления таможенных пошлин;
· предъявления претензий недобросовестным партнерам, в том числе и иностранным, по недостаче, некомплектности или несоответствию техническим требованиям контрактов, государственных стандартов и т. д.
Поэтому независимая экспертиза всегда остается востребованной не только предпринимательскими кругами, но и органами законодательной, исполнительной и судебной власти, правоохранительными органами.
2.2 Проблемы развития независимой экспертизы
Современные и совершенные технологии, высокопроизводительная и качественная техника, высокая организация труда — насущные требования сегодняшнего времени. Это — единственный путь к качественному и востребованному товару, когда идет естественный отсев, как производителей, так и реализаторов товаров и услуг. Выживает не просто сильнейший, выживает тот, кто производит качественнее. За рубежом этот процесс стартовал не вчера. За десятилетия существования рыночной экономики преуспевающие страны уделяли большое внимание постоянному совершенствованию качества товаров и услуг. В принципе, зарубежный потребитель так же беззащитен перед натиском недобросовестных товаропроизводителей, как и наш. Но все дело в том, что в тех странах торговать некачественным товаром — вредить самому себе. Уровень конкуренции, стимулируемый высокой покупательной способностью населения, мгновенно предоставляет потребителю новый или дополнительный выбор.
Существенными препятствиями развития рынка являются: несовершенство законодательной базы (в том числе по негосударственной экспертной деятельности) и построенная на государственной основе система сертификации товаров.
К сожалению, в общественном сознании еще не оформилось понимание проблемы качества товаров как проблемы, решаемой только с помощью правильно организованной, развитой и разветвленной независимой экспертно-инспекционной службы.
В условиях бурного развития рыночных отношений, на территории бывшего СССР, либерализации внешней торговли, ослабления административной регулирующей роли государства начинают все большее значение и развитие получать традиционно методы регулирования и контроля при проведении внешнеторговых операций. Одним из важнейших механизмов такого регулирования и контроля является негосударственная независимая и компетентная экспертиза.
Во всех странах с рыночной экономикой такая экспертиза уже давно заняла свое место и ее влияние на регулирование внешнеэкономической деятельности весьма благоприятно. В этой области действуют такие всемирно известные компании, как «Ллойд Регистр», «Бюро веритас», СЖС и другие, а также объединения инспекционных компаний, например «IFIA».
На территории СНГ также начали активно работать независимые экспертные компании («Мосэкспертиза», «Союз-экспертиза», «Восточно-Европейская независимая инспекционная компания», экспортные организации при торгово-промышленных палатах и др.). Однако их влияние пока недостаточно.
Вместе с тем потенциал независимой экспертизы для обеспечения внешнеторговых операций очень велик. При этом для участников внешнеэкономической сделки решалась бы главная задача обеспечения ее надежной реализации и безопасности партнеров, а государство было бы уверено, что участники сделки соблюдают установленные законодательством правила игры.
Что нужно сделать, как решить проблемы, чтобы экспертиза заняла достойное место в нашей экономике?
Первая проблема — нежелание многих государственных органов и отдельных чиновников давать дорогу и признавать результаты работы негосударственных, независимых экспертных и сертификационных компаний. Продолжается достаточно активный процесс создания ведомственных экспертных организаций, которые по заданию своего ведомства проводят работы. При этом нарушается главный принцип независимости — экспертная организация и заказчик экспертизы не должны быть организационно и финансово связаны между собой.
Могут быть и другие ситуации, например, в таможенных органах. Для проведения экспертизы и сертификации создаются таможенные лаборатории. Формально заказчиками экспертизы в таможенных лабораториях являются организации — участники внешнеэкономической деятельности, но обращаются они в лаборатории по обязательному к исполнению направлению таможенных органов, которые и используют в своей деятельности результаты экспертизы. То есть и в этом случае участник внешнеэкономической деятельности получает не независимую, а внутриведомственную экспертизу. Причем во многих регионах России таможенные лаборатории занимают монопольное положение в области таможенной экспертизы. Для участников внешнеэкономической деятельности это часто оборачивается очень длительными сроками проведения работ, а значит «простоями» в проведении сделок или ограничениями в использовании собственных финансовых средств. При этом возникает поле для злоупотреблений со стороны сотрудников таможни или таможенных лабораторий.
Решить эту проблему можно было бы, расширив область применения негосударственной, независимой экспертизы в целях обеспечения выполнения государственными органами своих функций по контролю и управлению. Наиболее актуальными областями для этого, по нашему мнению, являются таможенный контроль, валютный контроль, лицензирование внешнеэкономической деятельности. Именно здесь участники внешнеэкономической деятельности и бюджет государства несут наибольшие потери из-за неоперативности, предвзятости и взяточничества чиновников от экспертизы.
Вторая проблема — компетентность независимых экспертных и сертификационных организаций. При привлечении негосударственных, независимых экспертных и сертификационных организаций к обслуживанию внешнеэкономической деятельности, как в интересах участников сделок, так и в интересах государственных органов контроля и управления, компетентность является одним из важнейших факторов. Нельзя эту работу доверять неграмотным специалистам, которых в период реформ расплодилось множество. Путей для борьбы с некомпетентностью в этой области может быть много:
— принятие законодательства об основах экспертной деятельности, которое определяет области применения экспертизы, объекты экспертизы, права, обязанности и ответственность субъектов экспертной деятельности, организацию допуска организаций к экспертной деятельности, международное сотрудничество и многие другие вопросы.
— проведение работ по стандартизации экспертной деятельности. Стандарты должны конкретизировать требования к экспертам и экспертным организациям и процедурам их деятельности на основе закона. Эти стандарты могут быть как государственными, так и стандартами общественных объединений или отдельных организаций.
— развитие системы аккредитации экспертных организаций при государственных органах управления и контроля (таможенных органах, органах лицензирования, валютного контроля и т. п.). Аккредитация должна обеспечивать допуск к проведению экспертизы в интересах этих органов только экспертным организациям, отвечающим определенным требованиям по своей компетентности, наличию подготовленных кадров, методической базы, необходимого оборудования, опыта работы в заявленной области и т. п.
— сертификация систем качества оказания услуг в экспертных организациях на основе стандартов ИСО серии 9000
Таковы магистральные направления обеспечения компетентности экспертных организаций. При их реализации любой заказчик экспертизы будет уверен, что получит качественную услугу в экспертной области.
Третья проблема — обеспечение международного признания результатов экспертной деятельности российских экспертных организаций и организаций из других стран СНГ. Это проблема имеет исключительную важность для защиты государственных интересов и интересов предпринимателей, особенно при проведении внешнеторговых экспортных операций. Проверки количества и качества, экспортируемых из России товаров требуют сейчас практически все иностранные покупатели. Однако из-за отсутствия системы признания результатов нашей экспертной деятельности за границей к таким проверкам на территории России чаще всего привлекаются не российские, а иностранные экспертные (инспекционные) компании. Факты свидетельствуют, что часто эти компании отступают от принципов объективности и независимости и, проводя не совсем объективную экспертизу, защищают интересы своей страны. Такое поведение наносит немалый ущерб нашим экспортерам и экономической безопасности России.
Признание результатов нашей экспертной деятельности за границей позволяет в значительной степени решить эту проблему. Хотя при этом требуется жесткий контроль за работой наших экспертных компаний на тех принципах обеспечения компетентности и объективности, которые были изложены выше. Обеспечение признания получается через процедуры сертификации или аттестации наших экспертных организаций в известных зарубежных органах, например, TUV, UKAS, а также процедуры вступления наших организаций в международные объединения инспекционных компаний (например, IFTA) через предусмотренные для этого проверочные процедуры.
Четвертая проблема — недопонимание многими бизнесменами роли независимой экспертизы для обеспечения успешного проведения внешнеторговых операций. Это недопонимание во многом связано с недостатком денежных средств или желанием их сэкономить Независимая экспертиза, при её правильном применении может оказывать огромную поддержку как производителям — потребителям, так и непосредственно сотрудникам таможенных органов. Правильное применение негосударственной экспертной деятельности позволило бы значительно облегчить и ускорить работу таможенных органов. При должной поддержке со стороны государства деятельность независимых экспертных организаций могла бы стать неотъемлемой частью таможенного контроля. Сегодня экспертиза при таможенном контроле товаров в России осуществляется без привлечения независимых экспертов.
Из-за нынешнего положения в области независимой экспертизы возникают значительные проблемы, связанные с очень длительными сроками проведения работ, что ведет к недовольству и конфликтам со стороны производителей.
Заключение
В соответствии поставленных цели, задач и проведенного исследования автором были сделаны следующие выводы:
1. Таможенная экспертиза — процессуальное действие, назначаемое должностным лицом таможенного органа, имеющего на это полномочия, при наличии основания и оформленное в соответствии с действующим законодательством.
Таможенная экспертиза назначается в рамках таможенного контроля, при производстве дознания по уголовным делам и делам по административным правонарушениям, относящимся к области таможенного дела. Проведение экспертизы поручается, как правило, Экспертно-криминалистическим лабораториям ФТС России или поручается государственным судебно-экспертным учреждениям, которые являются специализированными учреждениям.
Для разрешения возникших вопросов могут назначаться дополнительные, повторные, комплексные и комиссионные экспертизы.
Расходы на проведение экспертиз возмещаются за счет федерального бюджета, за исключением случаев проведения экспертизы не по инициативе таможенного органа.
Целью проведения экспертизы является установление истины, которое оформляется в форму заключения.
Заключение
эксперта — письменный документ, отражающий ход исследований, проведенных экспертом.
2. Понятие «независимая экспертиза» означает, что эксперт не связан ни административно, ни финансово с федеральными, муниципальными органами, ни с производителем или продавцом товара, ни с надзорными и контролирующими органами, т. е. ни с кем, кто бы мог оказать влияние на его деятельность в силу заинтересованности в результатах экспертизы.
Сфера применения независимой экспертизы значительно расширилась, но на настоящий момент не может занять должное место в системе таможенного контроля, в связи с не готовностью как сотрудников таможенных органов, участников ВЭД, так и государства в целом.
Из-за нынешнего положения в области независимой экспертизы возникают значительные проблемы, связанные с очень длительными сроками проведения работ, что ведет к недовольству и конфликтам со стороны производителей.
Сегодня экспертиза при таможенном контроле товаров в России осуществляется без привлечения независимых экспертов. Независимая экспертиза, при её правильном применении может оказывать огромную поддержку как производителям — потребителям, так и непосредственно сотрудникам таможенных органов. Правильное применение негосударственной экспертной деятельности позволило бы значительно облегчить и ускорить работу таможенных органов. При должной поддержке со стороны государства деятельность независимых экспертных организаций могла бы стать неотъемлемой частью таможенного контроля.
Список использованных источников
1. Таможенный кодекс Российской Федерации. — М.: Юридическая литература, 2003.
2. Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности»
3. Федеральный закон от 04.07.2003 № 92-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
4. Приказ ГТК России от 04.06.2003 № 624 «Об утверждении Положения об аттестации экспертов»
5. Письмо ГТК России от 16.02.2004 № 01−06/5635 «Положение о количестве (объеме) проб или образцов товаров, необходимых для проведения исследования»
6. Гамидулаев С. Н., Соложенцев В. А., Симонова В. Н., Николаева С. Л. Основы таможенной экспертизы. Учеб. пособие. — СПБ.: РИО РТА, 2001. — 106 с.
7. Захаренко Т. А., Денисова С. А. Экспертиза качества товаров: идентификация и выявление фальсификата. Учеб. пособие. Конспекты начинающего таможенника. — СПб.: СПб филиал РТА, 2006. — 106 с.
8. Злобин И. Я. Мячин А.Н. Таможенное право: курс лекций — СПб.: РИО СПБ РТА. 2006. — 536 с.
9. Ляпустин С. Н., Сопин Л. В., Вашукевич Ю. Е., Фоменко П. В. Товароведение и таможенная экспертиза товаров животного и растительного происхождения. Учеб. пособие. — Владивосток: РИО Владивосток РТА, 2007. — 156 с.
10. Нестеров Ж. В., Андреева Е. И. Таможенная экспертиза: Учеб. пособие. — М.: РИО РТА, 2007. — 108 с.
11. Малых В. Когда нужна независимая экспертиза? Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.tppk.ru/doc/Ekspertiza.html
12. Красовский П. Независимая экспертиза товаров: перспективы развития. // Правила Игры. — 2007. — № 12. — С. 12−16.
13. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ. — М.: РИО РТА, 2004. — 98 с.