Сенат при Петре Великом (1711-1725 гг.)
При Петре I Россия окончательно превратилась в чиновничье-дворянскую монархию с абсолютной властью императора. Ломался привычный, устоявшийся веками образ жизни; претерпевали коренные изменения все основные государственные структуры — Петр Великий твердой и уверенной рукой насаждал новые, необычные для Российского государства органы, которые день ото дня укреплялись и набирали силу. Боярскую думу… Читать ещё >
Сенат при Петре Великом (1711-1725 гг.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
http://
Сенат при Петре Великом (1711−1725 гг.)
ВВедение
При Петре I Россия окончательно превратилась в чиновничье-дворянскую монархию с абсолютной властью императора. Ломался привычный, устоявшийся веками образ жизни; претерпевали коренные изменения все основные государственные структуры — Петр Великий твердой и уверенной рукой насаждал новые, необычные для Российского государства органы, которые день ото дня укреплялись и набирали силу. Боярскую думу сменил Правительствующий сенат; приказы сохранились лишь частично, уступив место так называемым коллегиям. Также императору непосредственно была подчинена Православная церковь. Создавались регулярная армия и полиция, преобразовывалось местное управление. Существенно обновлялось и российское законодательство в первой половине XVIII века в год в среднем издавалось по 160 указов.
Актуальность темы
связана с тем, что учрежденный Петром I как орган управления во время отлучек царя, Cенат просуществовал больше любых других структур и органов власти до 1917 года. Сенат, созданный как высший орган государственной власти при императоре с начала ХIХ века осуществлял функции надзора за государственными органами, а со второй половине ХIХ века стал еще и кассационной инстанцией.
Объектом исследования является Сенат Российской Империи;
Предметом исследования является организационно-правовая деятельность Сената в 1711—1725 гг.
Целью данной работы является изучение деятельности Сената во время правления Петра I.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Выявить исторические предпосылки образования Сената, его первоначальную структуру;
2. Проанализировать изменения в Положении Сената в 1718—1725 гг. г., его полномочия;
3. Рассмотреть деятельность Сената в рассматриваемый период в различных сферах жизнедеятельности общества.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1711 года с момента образования Сената Петром I до 1726 года, когда Екатериной 1 был учрежден Верховный тайный совет.
При написании работы использованы три группы методов методологии исторического исследования. Из группы методов теоретического исследования применялся метод формализации и гипотико-дедуктивный метод, которые применялись в частности при работе с документами и источниками (протоколами заседаний Сената, Указами Петра Первого). Активно применялись в работе логически-теоретические методы научного исследования. При изучении трудов историков и исследователей применялся активно метод анализа, синтеза, обобщения.
Историография работы представлена рядом источников монографий, коллективных трудов, статей в периодической печати.
В составе сенатского делопроизводства в собственном смысле слова первое место занимают протоколы Сената. Они являются одним из основных источников данной работы. Как отмечает М. Н. Тихомиров, в них кратко отмечалась сущность решаемых дел, прения и постановления Сената по тому или иному вопросу. Запись протоколов обычно совершалась по определенной формуле: например, «слушали» такое — то дело, после чего записывается приговор («1713 года, июля в 22 день, правительствующий Сенат приказали» или «слушав сей выписки приказали»). Тихомиров М. Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века. М, 1962.-с.207
В работе использованы также Указы императора Петра Первого из О должности Генералъ-Прокурора // ПСЗ — 1. Т. VI. № 3979; 15. О порядке заседаний и делопроизводства въ Правительствующемъ Сенате, и о должности Оберъ-Фискала. // ПСЗ — 1. Т. IV. № 2331. Полного Собрания Законов Российской материалов, которые являются достоверными источниками при анализе мероприятий проводимых в Сенате.
Историографии рассматриваемой темы можно условно разделить на два периода: дореволюционный и послереволюционный. В работе используется ряд монографий, которые вышли до 1917 года и в которых на основании архивных источников, анализа протоколов Сената показана история правительственного органа в 1722—1726 годах.
В первом томе издания «История Правительствующего сената за двести лет» Добровольский Н. А. (сост)История Правительствующего сената за двести лет. 1711−1911 гг. Том 1. СПб.: Сенатская типография, 1911 г.-736с, составлением которого занималась специальная комиссия под председательством сенатора Н. А. Добровольского, изложена история Сената в первой половине XVIII века.
Объективным и несущим большое количество информации является историко-юридическое издание С. Петровского «О сенате в царствовании Петра Великого». С. Петровский «О сенате в царствовании Петра Великого». М, 1875"Университеткая типография на страстном бульваре". -328с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Sol3/33.php В работе рассматривается круг полномочий Сената; в области законодательства, военного строительства, деятельность как органа судебной власти, а также в области торгово-промышленной политики.
Краткая история Сената, а также биографии его деятелей содержатся в книге Левенсона М. Л. Левенсон М.Л. Правительствующий Сенат. СПб.: Типолитография С.- Петербургской Одиночной Тюрьмы, 1912. — 277 с.
В книгах дореволюционных историков С. Соловьева, В. Ключевского Соловьев С. История с древнейших времен. // Библиотека Гумера [Электронный ресурс]. -URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Sol3/33.php (дата посещения: 30.05.2014 г) 3. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций. Лекция 67. //Библиотекарь Ру. [Электронный реурс]-URL: http://www.bibliotekar.ru/rusKluch/67.htm (дата обращения 30.05.2014 года). имеется ряд сведений, которые касаются деятельности Сената, в частности, Ключевским рассматривается вопрос преобразования Сената после назначения П. Ягужинского обер-прокурором, анализируется процесс взаимодействия Сената и генерал-прокурора, выявляются внутренние противоречия.
Поле Октябрьской революции наметился спад в изучении Сената в том числе в рассматриваемый период. Это было вязано с подходами большевистского руководства, где приоритет отдавался изучению процессов классовой борьбы, а не изучению органов управления и власти царизма. В то же время многие исследователи продолжались работы с архивами и царскими источниками. Так в 1936 году опубликован ряд документальных источников В. Лебедевым Реформы Петра I. Сборник документов. Составитель В. И. Лебедев, Соцэкгиз, М. 1937 ;Тихомиров М. Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века. М, 1962.-с.207, а в 1956 году М. Тихомиров проанализировал целый ряд иточников дореволюционного периода России.
Бурный всплеск изучения эпохи Петра Первого, Сената как главного органа влати начался с момента Перестройки и прихода к власти М. И. Горбачева. В работе использованы монографии, исторические исследования, Е. Анисимова, С. Князькова, Д. Серова идругих историков. Крупным достижением отечественной науки стала монография Е. В. Анисимова «Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века», в которой была подвергнута анализу система высшего и центрального управления России в хронологический отрезок примерно с 1689 по 1729 г. В центре внимания ученого оказались реформы первой четверти XVIII века.
Новизна работы заключается в том, что удалось проанализировать на основании обширных источников и научной литературы узкий период в деятельности важного государственного органа Российской империи-Сената.
1. Назначение П. Ягужинкого генерал-прокурором Сената Централизация государственного аппарата при абсолютизме требовала создать специальные контрольные органы. В начале XVIII в. сложились две контрольные системы — прокуратура (во главе с генерал-прокурором Сената) и фискалитет. Уже при формировании Сената в 1711 г. при нем был учрежден фискал. Фискалам вменялось в обязанность доносить о всяких государственных, должностных и иных тяжких преступлениях и нарушениях законности в учреждениях. В их обязанность входило выступление в суде в качестве обвинителей. Однако сами фискалы не имели полномочий для контроля и надзора за законностью объяснения чиновников.
Довольно скоро оказалось, что в деятельности самой фискальной службы множество недостатков. Пользуясь весьма широкими полномочиями и не чувствуя должной ответственности, многие фискалы не прочь были поживиться за счет тех мест, при которых они состояли, погрязнув в лихоимстве и злоупотреблениях. Их стали почти открыто ненавидеть, так что само слово «фискал» люди относили к таким же бранным, как, например, «шпион», «доноситель». В 1720 г. сделан был более сильный нажим и на Сенат: Оберъ — Секретарю было предписано наблюдать «дабы в Сенате все было делано порядочно, и суетныхъ разговоровъ, крика и прочаго не было…». 2. О должности Оберъ-Секретаря // ПСЗ — 1. Т. VI. № 3519. Через год — 27 января 1721 г. — эти обязанности были возложены на военных: «по одному из Штабъ-Офицеровъ отъ Гвардии быть при Сенате, переменяясь помесячно» для наблюдения за порядком, «а ежели кто станетъ браниться или невежливо поступать, такого арестовать, и отвесть в крепость, и Нам потомъ дать знать…». Цит по: 9. Белова Т. А. Контролирующие органы Сената Петра I [Текст] / Т. А. Белова // Молодой ученый. — 2012. — № 11. — С. 326−329.
Надежды, возлагаемые Петром I на фискалов, оправдались не полностью. Кроме того, оставался без контроля и присмотра высшей государственный орган — Правительствующий сенат. Правда, иногда император поручал контролировать сенатскую деятельность своим наиболее доверенным лицам, таким, как генерал-ревизор Зотов и обер-секретарь Сената Щукин, и даже отдельным офицерам гвардии. Но эти функции они выполняли временно, эпизодически, что не удовлетворяло Петра I.
Император понимал, что нужно создать новое учреждение, стоящее как бы над Сенатом и над всеми другими государственными учреждениями. Таким органом стала прокуратура.
В указе от 12 января 1722 года он говорит: «Понеже правление сего государства, яко не распоряженного пред сим, непрестанных трудов в Сенате требует и члены сенатские, почитай все, свои коллегии имеют, того ради не могут оного снесть; сие, сначала не смотря, учинено, что ныне исправить надлежит сие и прочее к тому надлежащее как следует: 1) чтоб кроме двух воинских коллегий и Иностранной выбрать иных президентов, також в Сенат прибавить из министров, которые ныне при чужестранных дворах, дабы сенатские члены партикулярных дел не имели, но непрестанно трудились о распорядке государства и правом суде и смотрели бы над коллегиями, яко свободные от них; а ныне сами, будучи в оных, как могут сами себя судить? 2) Президенты воинских коллегий и Иностранной и Берг-коллегии должности не будут иметь ходить в Сенат, кроме нижеписанных причин: а) когда какие нужные ведомости; в) когда новый какой указ в государстве публиковать надлежит; с) когда суд генеральный; d) или какое новое дело, решения требующее; е) когда я присутствую. Понеже довольно дела будет каждому в своей коллегии. 3) Ревизион-коллегии быть в Сенате, понеже едино дело есть, что Сенат делает, и, не рассмотря, тогда учинено было» 16. Соловьев С. История с древнейших времен // Библиотека Гумера [Электронный ресурс]. -URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks|History/Sol3/33.php (lfnf gjctotybz 30/05/2014 года)
12 января 1722 г. функции контроля были возложены на специально назначенного генерал-прокурора: «Надлежитъ быть при Сенате Генералъ — Прокурору…», который был «яко око наше». Генерал — прокурор должен был «смотреть накрепко, дабы Сенатъ свою должность хранилъ и во всех делах, которые к сенатскому рассмотрению и решению подлежатъ, истинно, ревностно и порядочно, безъ потеряния времени… Также должен накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал» О должности Генералъ-Прокурора // ПСЗ — 1. Т. VI. № 3979. «Иностранцы скоро оценили новое учреждение и отметили, что генерал-прокурор П. И. Ягужинский собственно второе после государя лицо по своей силе и значению в правительстве» .Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра I. М., 1991.с.139.
первый генерал-прокурор «отличался прямотой, честностью и неподкупностью, неутомимостью в работе"[8]. Император неустанно отмечал заслуги Ягужинского. В мае 1724 года при учреждении для коронации Екатерины I роты кавалергардов он был назначен её командиром с чином капитан-поручика. 11 июля 1724 удостоен ордена Св. Андрея Первозванного. 30 августа 1725 года удостоен ордена Александра Невского[9]. Получил в вечное владение Мишин остров в устье Невы.
В качестве генерал-прокурора Ягужинский служил противовесом могущественному князю Меншикову и несколько ограничивал его аппетиты. При дворе в Ягужинском видели «обличителя и врага всех тех личных и своекорыстных стремлений», которые были свойственны «птенцам Петровым"[4]. После вступления на престол Екатерины I генерал-прокурор стал открыто ссориться с упрочившим своё положение Меншиковым, по-прежнему не пропускал ни одной придворной попойки, а во время всенощной в Петропавловском соборе взывал о защите к гробу покойного императора, так что опасались, что он может «в припадке отчаяния наложить на себя руки"[
Также наряду с введением должности генерал-прокурора Сената появилась должность обер-прокурора им становитя Скорняков-Писарев.
Таким образом, 1722 год становится знаковым в истории государственных органов власти России., с введением должности генерал-прокурора и назначении на эту Должность П. Ягужинского. Появляется новый орган в сфере надзора и контрполя-прокуратура.
2. Деятельность Сената как органа государственной власти
2.1 Полномочия генерал прокурора
27 июля 1722 император подписал Указ «О должности генерал-прокурора», которым устанавливались полномочия генерал-прокурора в области надзора за исполнением закона, а также в сфере общего руководства деятельностью сената.
Во-первых, определялось существо новой власти, П. Ягужинкий становился представителем царской власти в Сенате: «Сей чин яко око наше и стряпчий о делах государственных». Значит, это — представитель верховной власти и государства перед Сенатом. Во-вторых, генерал-прокурор становился прямым начальником сенатской канцелярии, и Сенат оставался без рук и без ног, с одними песочными часами да с правом просить суточной отсрочки «для мысли». 12. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций. Лекция //Библиотекарь Ру. [Электронный реурс]-URL: http://www.bibliotekar.ru/rusKluch/67.htm (дата обращения 30.05.2014 года
Все дела, которых не могли решить коллегии по недоумению или недостатку компетенции, также донесения губернаторов и воевод о делах, не подлежавших ведению коллегий, поступали в Сенат через руки генерал-прокурора; ему же были подчинены фискалы — главное орудие сенатского надзора. Генерал-прокурор становился между Сенатом и подчиненными ему учреждениями; надзор за всем управлением отходил от Сената к генерал-прокурору, под надзором которого состоял и сам Сенат.
По первоначальному замыслу Петра I, генерал-прокурор должен был выступать в роли высшего должностного лица в государственном аппарате, в руках которого сосредоточивался бы надзор за правильным и законным ходом управления страной, и прежде всего ее центральными учреждениями. Предполагалось, что генерал-прокурор должен стоять на страже интересов государя, государства, церкви и всех граждан, которые не могут сами защитить свои интересы.
Однако в ходе дальнейшей работы над указом о функциях прокуратуры Петр отказался от таких всеобъемлющих обязанностей генерал-прокурорской должности. Центр тяжести переносился исключительно на надзирающую роль генерал-прокурора за деятельностью всех государственных органов, и прежде всего Сената.
Основное внимание в своей прокурорской деятельности Ягужинский сосредоточил на контроле за повседневной работой Сената, за правильностью и законностью разрешения дел, их своевременным прохождением, порядком в Сенате и т. п. Стремясь к возвышению над Сенатом, Ягужинский все свои предложения, даваемые им сенаторам, обычно прикрывал авторитетом Петра, к которому был очень близок.
Первое время генерал-прокурор прилагал немало усилий, чтобы навести в Сенате элементарный порядок. Коллегиальные решения были еще чужды сознанию самолюбивых сановников. Сенаторы не привыкли считаться с чужим мнением и уважать его, поэтому в сенатском собрании зачастую возникали ссоры, крики и брань, а иногда и драки. В связи с этим 16 октября 1722 года Ягужинский написал особое «предложение» Сенату, в котором просил сенаторов воздержаться от ссор и споров, «ибо прежде всего это неприлично для такого учреждения, как Сенат».
Как отмечал историк В. О Ключевкий «…генерал-прокурор, а не Сенат, становился маховым колесом всего управления; не входя в его состав, не имея сенаторского голоса, был, однако, настоящим его президентом, смотрел за порядком его заседаний, возбуждал в нем законодательные вопросы, судил, когда Сенат поступал право или неправо, посредством своих песочных часов руководил его рассуждениями и превращал его в политическое сооружение на песке». Ключевский В. О. Указ. сочин. URL: http://www.bibliotekar.ru/rusKluch/67.htm (дата обращения 30.05.2014 года
2.2 Компетенция Сената сенат власть ягужинский После возвращения Петра из похода на Прут роль Сената не изменилась, напротив, штат служащих был увеличен, создана большая канцелярия. В Сенате сосредоточилось управление делами как губерний, так и различных приказов и канцелярий.
Реформе Сената Петр I уделял огромное внимание. «Должностную инструкцию», определявшую полномочия, структуру и делопроизводство учреждения он переписывал шесть раз! Смысл идеи Петра I был предельно прост и вытекал из идеализации им коллегиального начала в управлении. Он намеревался создать своеобразную суперколлегию — коллегию коллегий. Сенаторами должны были стать президенты коллегий, которые сами бы составили в сенатском присутствии коллегию.
По его мысли, такое устройство Сената гарантировало государство от всевозможных злоупотребления, позволило заменять его, самодержца, у руля власти на время отсутствия. Высокое положение Сената не снимало с него ответственности, он был полностью подконтролен и подотчетен государю. Петр I отменил старую практику подчинения губерний Сенату. Теперь, после коллежской реформы, губернаторы должны были подчиняться коллегиям, то есть с децентрализацией военных времен было покончено. Новая схема государственного устройства выглядела таким образом: Сенат—коллегии—губернии—уезды. Сенат был высшим правительствующим органом, облеченным доверием государя и одновременно сохранявшим за собой функцию высшего апелляционного судебного органа.
Однако план Петра I создать высший доверенный орган власти коллежского типа, состоящий из президентов коллегий, не удался. Довольно скоро оказалось, что президенты не были в состоянии заниматься и делами своих коллегий, и делами Сената. Поэтому в 1722 году царь был вынужден отказаться от своей идеи, хотя сам принцип коллегиальности при обсуждении дел в Сенате он сохранил. В существовании Сената Петр I видел тот смысл, что он должен был получать из местного и центрального аппарата дела спорные, требующие высшего арбитража, согласования между ведомствами и — это самое главное — дела, не имевшие для своего решения точной юридической нормы. И только если Сенат не мог решить дело, оно поступало на стол государя, высшего законодателя, главного судьи, верховного правителя.
При этом Петр I понимал, что вся государственная система только на иерархичности структуры и принципе коллегиальности не продержится. Опыт научил царя не доверять своим чиновникам. Поэтому в систему коллегий и Сената он закладывал контрольную, независимую службу — генерал — прокуратуру. Залог ее успешной работы Петр I видел в строгой регламентации ее деятельности и в независимости от Сената. Генерал-прокурор являлся вершиной пирамиды прокураторы: у него был заместитель — обер-прокурор, а также подчиненные ему прокуроры во всех коллегиях и судебных органах. Все компрометирующие государственных чиновников материалы через систему прокураторы должны были, не останавливаясь на промежуточных звеньях, подниматься наверх. Генерал-прокурору также подчинялись официальные тайные доносчикифискалы, сидевшие на всех уровнях управления, благодаря чему генерал-прокурор был в курсе тайных махинаций чиновников. Генерал-прокурор мог опротестовать и приостановить решение любого правительственного органа, включая и Сенат. Он же имел право непосредственного доклада Петру, что резко повышало значение самого института надзора.
Систему контроля за судопроизводством Петр придумал в 1722 году. Тогда он утвердил при Сенате должность генерал-рекетмейстера, который собирал как жалобы подданных на волокиту в разборе их дел, так и жалобы «в неправом решении», то есть в нарушении законов в Юстиц-коллегии. Наконец, еще одним «уровнем» защиты государственных учреждений от должностных преступлений, наряду с прокуратурой и рекетмейстерством, стал институт фискальства, то есть состоящих на службе государства доносчиков. Он существовал с 1711 года, но лишь в 1723 году Петр перестроил весь институт государственных доносчиков, установив иерархию фискалитета: провинциал-фискалы—-фискалы центральных учреждений и судов—-обер-фискал—-генерал-фискал со своей Фискальной конторой и прямым подчинением генерал-прокурору
Также генерал-прокурор «осуществлял надзор за деятельностью всех правительствующих мест в империи. Его орудиями были подчинённые ему фискалы с обер-фискалами во главе». Он получал от фискалов донесения, которые был обязан выставлять на обсуждение в Сенате. Генерал-прокурору также подчинялась Канцелярия с двумя обер — секретарями, приданными ему в помощники. При Сенате имелись следующие учреждения: Расправная палата, Сенатская контора в Москве, Герольдмейстер, Рекетмейстер, Губернские комиссары, коллегии и другие органы.
Сенат обязан был смотреть, чтоб молодые люди не уклонялись от воинской службы; для этого в 1721 году учреждена была должность герольдмейстера, о которой Петр собственноручно писал так: «Повинен (герольдмейстер) во всем государстве всех дворян списки иметь троякие: 1) кто у дел у каких и где; 2) кто без дел; 3) детей их, которые еще не в возрасте, также кто родится и умрет мужеского пола. И понеже у нас еще учение не гораздо вкоренилось, такожи в гражданских делах, а особливо в экономических делах почитай ничего нет; того ради пока академии исправятся, чтоб краткую школу сделать и ему вручить, дабы от всякой знатных и средних дворянских фамилий обучать экономии и гражданству; також смотреть ему, дабы в гражданстве более того от каждой фамилии не было, дабы служилых на земле и море не оскудить. И повинен ныне смотреть всех, которые кроются в домах или под именем малых детей по городам, и оных сыскивать, не маня никому под штрафом натуральной или политической смерти, но иметь всегда в ведении, когда по каким делам гражданским какие персоны попадаются». .Соловьев С. История с древнейших времен // Библиотека Гумера [Электронный ресурс]. -URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks|History/Sol3/33.php (lfnf gjctotybz 30/05/2014 года) Тогда же учреждена была должность генерал-рекетмейстера, обязанного принимать и рассматривать жалобы на медленное или несправедливое решение какой-либо коллегии; понуждать к скорейшему решению дел, докладывать Сенату о правильных жалобах, быть ходатаем за челобитчиков, особенно за безгласных, бессильных, утесненных, и представлять таких самому государю.
В конце царствования местопребывание Сената утверждено было в Петербурге, но в Москве учреждена Сенатская контора, в которой приутствовал один из сенаторов, имевший по своему званию первенствующее значение в старой столице. В 1724 году представителем правительствующего Сената в Москве был граф Матвеев. Соловьев С. Там же.
Также Сенат осуществлял деятельность в области судопроизводства. 4 апреля 1722 года, например, Сенат получил право посылать в качестве надзора за соблюдением решений центральной власти направлять в губернии по сенатору-ревизору «для усмотрения правды во всяких делах» Петровский С."О сенате в царствовании Петра Великого". М, 1875"Университеткая типография на страстном бульваре". -с.261
Таким образом, Сенат как орган власти в 1722—1726 годах решал различные вопросы, относящиеся к его компетенции, кроме надзора за соблюдением законов он решал вопросы связанные с финансами, военными делами, решал многие вопросы, касаемые внутриполитической жизни страны.
Заключение
Подводя итоги, необходимо отметить, что в 1721 года, с момента введения должности генерал-прокурора и назначения на эту должность П. Ягужинского произошли важные изменения в системе органов государственной власти России. Впервые в Российской империи появилась прокуратура, институт которой сохранился до сих пор.
Генерал-прокурор получал от фискалов донесения, которые был обязан выставлять на обсуждение в Сенате. Генерал-прокурору также подчинялась Канцелярия с двумя обер — секретарями, приданными ему в помощники. При Сенате имелись следующие учреждения: Расправная палата, Сенатская контора в Москве, Герольдмейстер, Рекетмейстер, Губернские комиссары, коллегии и другие органы.
В систему коллегий и Сената он закладывал контрольную, независимую службу — генерал — прокуратуру. Залог ее успешной работы Петр I видел в строгой регламентации ее деятельности и в независимости от Сената. Генерал-прокурор являлся вершиной пирамиды прокураторы: у него был заместитель — обер-прокурор, а также подчиненные ему прокуроры во всех коллегиях и судебных органах. Все компрометирующие государственных чиновников материалы через систему прокураторы должны были, не останавливаясь на промежуточных звеньях, подниматься наверх
Список использованных источников
и литературы
1. О должности Генералъ-Прокурора // ПСЗ — 1. Т. VI. № 3979.
2. О должности Оберъ-Секретаря // ПСЗ — 1. Т. VI. № 3519.
3. О доношении всякимъ людямъ о Государственныхъ интересахъ Царскому Величеству Самому // ПСЗ — 1. Т. V № 2726.
4. О заседании въ Сенате // ПСЗ — 1. Т. VI. № 3895.
5. О порядке заседаний и делопроизводства въ Правительствующемъ Сенате, и о должности Оберъ-Фискала. // ПСЗ — 1. Т. IV. № 2331.
6. О назначении при Сенате, доколь не будетъ выбра7. нъ Государственной Фискалъ, по одному из Штабъ-Офицеровъ Гвардии, съ переменою помесячно, и о должности оныхъ //ПСЗ — 1. Т. VI. № 3721.
7. Реформы Петра I. Cборник документов. Составитель В. И. Лебедев.-М, 1937.-276с
8. Анисимов Е. В. Государственные преобразования Петра Великого в первой четверти XVIII века.-СПб, 1997.-367с.
9. Белова Т. А. Контролирующие органы Сената Петра I [Текст] / Т. А. Белова // Молодой ученый. — 2012. — № 11. — С. 326−329.
10. Добровольский Н. А. История Правительствующего сената за двести лет. 1711−1911 гг. Том 1. СПб.: Сенатская типография, 1911 г.-736с
11. .Казанцев С. М. Прокуратура Российской империи: историко-правовое исследование: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. СПб., 2003.
12. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций. Лекция //Библиотекарь Ру. [Электронный реурс]-URL: http://www.bibliotekar.ru/rusKluch/67.htm (дата обращения 30.05.2014 года).
13. Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра I. М., 1991
14. Левенсон М. Л. Правительствующий Сенат. Типография Петербургкой Одиночной Тюрьмы, 1912.-277с.
12. Паутов А. Д. Институт фискалов в России в первой трети XVIII в.: автореф. дис. … канд. истор. наук. Омск, 2007.
13. Петровский С."О сенате в царствовании Петра Великого". М, 1875"Университеткая типография на страстном бульваре". -328с.
14. Подпись Никиты Зотова под урядом государственного фискала // Воскресенский Н. А. Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I. М.; Л., 1945. Т. I.
15. Серов Д. О. Фискальская служба и прокуратура России первой третиXVIII в.: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2010
Паутов А. Д. Институт фискалов в России в первой трети XVIII в.: автореф. дис.
16. Соловьев С. История с древнейших времен // Библиотека Гумера [Электронный ресурс]. -URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks|History/Sol3/33.php (lfnf gjctotybz 30/05/2014 года)
17. Тихомиров В. Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века. М., 1967.