Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Правоохранительная деятельность правоохранительных органов

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Содержанием иных юридически значимых административных действий полиции является применение правовых норм к конкретным обстоятельствам или лицам, но без издания индивидуальных актов, непосредственно влекущих юридические последствия. К подобным действиям относятся такие, которые в силу указания в законе выступают в качестве необходимого условия для принятия правового акта управления и наступления… Читать ещё >

Правоохранительная деятельность правоохранительных органов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Петровский колледж»

(СПб ГБОУ СПО «Петровский колледж»)

КУРСОВАЯ РАБОТА Правоохранительная деятельность правоохранительных органов Выполнила Халилова Дилдора Завкиддиновна студентка 1013 группы специальность: 30 503 Правоведение Руководитель:

А.Б. Мартынчук Санкт-Петербург, 2013

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Прогрессивное развитие государства зависит от стабильности общественных отношений, защищенности интересов личности, общества и государства и требует повышения эффективности работы всех правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел.

В настоящее время актуальны задачи по выработке государственной стратегии и тактики борьбы с преступностью, поиска принципиально новых, нестандартных подходов к организации правоохранительной деятельности. Таким образом, необходима разработка новых и совершенствование старых форм и методов правоохранительной деятельности для эффективной борьбы с преступностью.

Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в сфере охраны права, защиты правопорядка.

Предмет исследования: институт правоохранительной деятельности органов внутренних дел.

Цель исследования — раскрыть содержание юридических понятий «правоохранительная деятельность», «форма правоохранительной деятельности», «метод правоохранительной деятельности», а также рассмотреть виды форм правоохранительной деятельности и методов правоохранительной деятельности.

Задачи исследования:

1. рассмотреть понятие правоохранительной деятельности;

2. рассмотреть признаки правоохранительной деятельности;

3. рассмотреть понятие форм правоохранительной деятельности;

4. изучить виды форм правоохранительной деятельности;

5. рассмотреть понятие методов правоохранительной деятельности;

6. изучить виды методов правоохранительной деятельности.

Теоретическая основа исследования: в качестве источников исследования в настоящей работе использовались Батычко В. Т., Бекетов О. И., Ветров Н. И., Гуценко К. Ф., Мягкова Е. Л. и другие.

Нормативно-правовая база исследования: в качестве источников исследования в настоящей работе использовались нормативно-правовые акты, такие как Конституция Российской Федерации; Уголовный кодекс Российской Федерации; Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» и другие нормативно-правовые акты.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, перечня общепринятых сокращений и библиографии.

Глава 1. Понятие правоохранительной деятельности органов внутренних дел

1.1 Понятие правоохранительной деятельности Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. По мнению Гуценко К. Ф. «правоохранительная деятельность — властно-организующая деятельность компетентных органов и лиц, направленная на охрану прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка в обществе».

В соответствии со ст. 1 Конституции РФ «Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Фундаментальная роль права, зафиксированная в ч.2 ст. 17 Конституции РФ, выражается в том, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения», а в соответствии со ст. 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Мягкова Е.Л. считает, что «всякая деятельность, в том числе и правоохранительная, включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности». [12, c.10].

Целью правоохранительной деятельности является охрана самого права.

Независимо от того, выражается ли право в форме нормативных, например, ГК РФ или правоприменительных актов, таких как, судебное решение — приговор, определение суда, устанавливает ли правовой статус, правосубъектность граждан, например, согласно п. 1 ст.13 СК РФ «брачный возраст устанавливается по достижении 18 лет», определяет ли компетенцию государственных органов, например, глава 3 ФЗ РФ «О полиции» — содержит «Обязанности и права полиции».

Важнейшее предназначение правоохранительной деятельности — обеспечение режима законности.

По мнению Дмитриева Ю. А. «основополагающие конституционные положения служат правовой базой формирования принципа законности, то есть обязательного соблюдения и выполнения предписаний Конституции РФ и действующего законодательства всеми органами государства, общественными организациями и гражданами. Принцип законности находит свое воплощение в отношениях и связях, определяющих правопорядок в государстве».

Результатом действия режима законности является правопорядок — общественный порядок, основанный на праве и сложившийся в результате осуществления и принципами законности.

Батычко В.Т. считает, что «понимание правопорядка включает, в частности, такие компоненты, как верховенство Конституции, законов и соответствие им всех других нормативно-правовых актов; соблюдение норм права всеми участниками общественных отношений; равная и реальная ответственность перед обществом и государством всех, кто нарушил закон, чьи-либо субъективные права или не исполнил юридические обязанности; применение права и государственного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами в целях предупреждения, пресечения и устранения нарушений.

Законность и правопорядок выступают непременным условием эффективной деятельности государственных и иных общественных организаций, обеспечивают охрану прав и свобод человека и гражданина, формируют у членов общества высокий уровень правосознания и правовой культуры.

Савюк Л.К. считает, что «правоохранительная деятельность как средство достижения указанной цели — это деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности, рассмотрению дел в судах, других юрисдикционных органах, исполнению решений юрисдикционных органов, проведению в жизнь карательных и право-восстановительных мер.

Когда говорят о правоохранительной деятельности как процессе, имеют в виду ее планирование, координацию, осуществление принятых решений и контроль за их выполнением".

Из приведенного выше определения следует два общих положения.

Во-первых, в связи с многообразием задач и особенностями правоохранительная деятельность может осуществляться как государственными структурами, такими как органы юстиции, органы внутренних дел, так и негосударственными организациями, например, адвокатурой, частными охранными организациями; в рамках как централизованных, таких как прокуратура, Государственный Наркологический Контроль, так и действующих автономно, например, судом, органами охраны порядка местного самоуправления; не только гласно, но и с использованием негласных методов работы.

Во-вторых, при многообразии организационных форм и методов работы во всех случаях и для всех органов и организаций, осуществляющих охрану права, постоянным остается обязательное соблюдение конституционных принципов охраны права. Основными такими принципами являются:

1. принцип законности;

2. принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;

3. принцип равенства граждан и юридических лиц перед законом.

Таким образом, по мнению Мягковой Е. Л. «правоохранительная деятельность — это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями, путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур. [12, c.10].

1.2 Признаки правоохранительной деятельности Исходя из определения правоохранительной деятельности, по мнению Тонкова Е. П. «можно выделить следующие существенные признаки правоохранительной деятельности»:.

1. осуществление этой деятельности лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К юридическим мерам воздействия принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом.

Так, в уголовном процессе, в частности, таким государственным принуждением являются такие меры процессуального принуждения, как меры, предусмотренные главой 12 УПК РФ: задержание подозреваемого, личный обыск подозреваемого; меры пресечения, например, подписка о невыезде согласно ст. 102 УПК РФ, залог, положения применения которого раскрываются в ст. 106 УПК РФ, заключение под стражу, сущность которого изложена в ст. 108 УПК РФ и другие меры пресечения, применяемые для недопущения попыток обвиняемого скрыться от дознания, предварительного следствия или суда, продолжать заниматься преступной деятельностью, угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Также, например, в качестве меры административного наказания граждане за совершение соответствующего административного правонарушения могут быть лишены специальных прав, например, права управления транспортным средством — в случае вождения автомобиля в нетрезвом состоянии, ответственность предусмотрена ст. 12.8 КоАП РФ или превышения установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 км/час, ответственность за совершение правонарушения предусмотрена ч. 4 ст. 12.9 КоАП РФ; права охоты — в случае осуществления ее без надлежащего на то разрешения или в запрещенных местах либо в запрещенные сроки, запрещенными орудиями или способами, ответственность предусмотрена ст. 8.37 КоАП РФ.

2. соответствие применяемых в ходе ее осуществления юридических мер воздействия предписаниям закона или иного правового акта.

Примером может служить ст. 44 УК РФ, которая устанавливает обязательный для суда перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке с учетом их характера и сравнительной тяжести и классифицируемых по определенным принципам. Суд в правоприменительной деятельности обязан неукоснительно строго придерживаться только этого перечня и не может выйти за пределы данной системы, произвольно изменив основания, условия или порядок назначения того или иного вида наказания, вида исправительного учреждения. Так, «по приговору Верховного Суда Республики Тыва от 30 марта 2010 года У. осужден по п. „в“ ч. 4 ст. 290 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к 3 годам лишения свободы со штрафом в размере 100 000 рублей и с лишением права занимать руководящие должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в органах местного самоуправления, сроком на 2 года. Судебная коллегия признала приговор в части назначения У. дополнительного наказания в виде штрафа незаконным по следующим основаниям. Санкция ч. 4 ст. 290 УК РФ предусматривает альтернативное применение штрафа в качестве дополнительного вида наказания. Судом не учтено, что при назначении наказания по статьям уголовного закона, предусматривающим возможность применения дополнительного наказания по усмотрению суда, в приговоре должны быть указаны основания его применения с приведением соответствующих мотивов. В данном случае суд в приговоре не обосновал назначение У. дополнительного наказания в виде штрафа. Более того, в приговоре суд, принимая решение об освобождении У. от уплаты процессуальных издержек, признал его имущественно несостоятельным. Исходя из изложенного, Судебная коллегия изменила приговор и исключила назначенное У. дополнительное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей».

Ветров Н.И. считает, что «указанные в законе виды наказаний позволяют суду на основе закона и с учетом опыта судебной практики эффективно использовать различные меры воздействия на подсудимого, сочетая имущественные лишения, ограничения собственных личных неимущественных неотъемлемых прав и интересов, воздействия на психологическую структуру личности, ограничения возможностей профессионального и иного поведения в будущем».

3. реализация правоохранительной деятельности в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур.

Например, ст. 240 УПК РФ установлено требование непосредственности и устности исследования судом доказательств, подлежащее обязательному исполнению. Нарушение установленных законом конкретных правил и процедур может повлечь отмену судебного решения.

4. возложение реализации правоохранительной деятельности на специально уполномоченные государственные органы — правоохранительные органы, наделенные властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства. Правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах. Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях может квалифицироваться как преступление, например, такие статьи УК РФ, как ст. 288, ст. 330.

Являясь структурным элементом государственного аппарата, правоохранительные органы в своей деятельности в большей части реализуют меры специального характера, которые прямо и непосредственно воздействуют на правонарушителей. Когда неуважение к правам и свободам граждан связано с нарушением конкретных правовых норм о юридической ответственности, когда возникает необходимость пресечения таких действий, раскрытия преступлений, изобличения виновных лиц, это могут осуществить соответствующим образом подготовленные сотрудники, а также специалисты, обладающие познаниями в других отраслях науки и практики.

Эти меры связаны с деятельностью правоохранительных органов и иных организаций, осуществляющих контроль над правонарушениями, преступлениями.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для правоохранительной деятельности характерным является, во-первых, применение мер юридической ответственности; во-вторых, ее реализация органом, специально на то уполномоченным государством; также важнейшим предназначением правоохранительных органов является обеспечение режима законности.

Также приведенная выше характеристика данного вида деятельности с учетом ее конкретного содержания и объема выполняемых функций позволяет решить вопрос об основных направлениях и органах, а также организациях, обеспечивающих охрану права.

исполнительный распорядительный полиция

Глава 2. Правовая характеристика правоохранительной деятельности органов внутренних дел

2.1 Понятие и виды форм правоохранительной деятельности Бекетов О. И. считает, что «под формой правоохранительной деятельности органов внутренних дел понимаются однородные по своему характеру и правовой природе внешне выраженные группы действий либо их результат, посредством которых осуществляются функции».

Разнообразие функций и задач, решаемых в процессе правоохранительной деятельности органов внутренних дел, обстановки и условий, в которых она протекает, обусловливает применение различных форм.

Также в зависимости от юридических последствий формы правоохранительной деятельности органов внутренних дел можно разделить на правовые, неправовые и иные юридически значимые действия.

Правовыми формами правоохранительной деятельности ОВД являются правоустановительная и правоприменительная деятельность.

Правовой формой правоустановительной правоохранительной деятельности ОВД является издание нормативных актов управления, правоприменительной — издание индивидуальных актов управления. Соответственно по юридическим свойствам акты управления ОВД подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Под нормативным правовым актом понимается письменный документ, изданный в соответствии с установленными требованиями правомочным на то должностным лицом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, рассчитанный на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер должны пройти государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, после чего подлежат обязательному официальному опубликованию.

Несоблюдение этих двух требований означает, что правовые акты, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, в соответствии со ст. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 «не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний». 6].

Применение норм права на основе и во исполнение закона есть основное содержание исполнительно-распорядительной деятельности полиции, главное и определяющее ее выражение вовне. Практически оно состоит в осуществлении полицией административных функций и находит выражение в издании индивидуальных актов управления.

Под индивидуальным правовым актом понимают основной вид актов управления полиции. К ним относятся такие, в которых содержатся указания, адресованные конкретному субъекту, и рассчитанные на однократное применение. Их назначение состоит в применении норм права к конкретному случаю, лицу.

К примеру, к таким актам относится выдача разрешений, лицензий гражданам и организациям, которая влечет возникновение новых прав и обязанностей. Так, полиция в соответствии с законодательством выдает лицензии на приобретение, разрешения на хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, а также на открытие и функционирование объектов, где они обращаются.

Важное значение среди индивидуальных актов управления полиции имеет регистрация юридически значимых фактов. Регистрация — это официальное констатирование в соответствующих записях или отметках полиции определенных фактов, имеющих непосредственное отношение к обеспечению установленного порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности, в целях их учета, документального оформления и последующего контроля. Службы полиции общественной безопасности в соответствии с действующим законодательством регистрируют автои мототранспорт индивидуальных владельцев, а также предприятий, учреждений и организаций, огнестрельное оружие. С фактом регистрации нормы права связывают определенные юридические последствия, например, право на управление конкретным транспортным средством, то есть его эксплуатацию, право на хранение, ношение и использование огнестрельного оружия, реализацию других субъективных прав.

Индивидуальные правовые акты можно классифицировать по различным основаниям.

Так, по сфере применения индивидуальные акты управления подразделяются на:

1. внутриорганизационные. Путем издания внутриорганизационных актов управления вышестоящие органы и должностные лица полиции руководят подчиненными аппаратами и сотрудниками, осуществляют расстановку кадров, конкретизируют функциональные обязанности сотрудников, применяют меры поощрения, налагают дисциплинарные взыскания и тому подобное.

2. внешневластные. В своей внешневластной деятельности акты полиции являются средством реализации юридически властных государственных предписаний, формой закрепления действий работников полиции, решения поставленных перед ними задач. Посредством актов управления полиция осуществляет свои функции, в них находит выражение процесс исполнительной и распорядительной деятельности.

Также в зависимости от характера и целей их принятия индивидуальные правовые акты подразделяются на:

1. регулятивные или оперативно-исполнительные;

2. охранительные или юрисдикционные.

Под неправовой формой подразумеваются организационные и материально-технические действия, выражающиеся в изучении, обобщении и распространении положительного опыта, в обучении исполнителей, их инструктировании, оказании практической помощи исполнителям на местах и другие. ОВД имеют самостоятельное функциональное предназначение в рамках правоохранительного функционального элемента государственного механизма. Однако эффективное решение возложенных на них задач иногда возможно только при осуществлении тесного взаимодействия с другими государственными и негосударственными правоохранительными организациями.

Взаимодействие ОВД с другими правоохранительными и правозащитными структурами в процессе осуществления ими правоохранительной деятельности может осуществляться в форме координации и субординации. Координационное взаимодействие осуществляется между одноуровневыми государственными правоохранительными органами. Сферами координационного взаимодействия являются профилактическая деятельность, а также деятельность по выявлению, пресечению и раскрытию преступных деяний. Субординационное взаимодействие осуществляется в сфере контрольно-надзорной деятельности, а также в области правосудия. К субординационному типу взаимодействия также может быть отнесено взаимодействие между государственными правоохранительными структурами и негосударственными правоохранительными организациями.

В отличие от правовых форм правоохранительной деятельности полиции неправовые формы сами по себе не влекут за собой возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений для лиц, к которым они обращены. Юридическим результатом этих форм является сам факт их осуществления. Они являются необходимыми элементами любой управленческой деятельности.

К неправовым формам правоохранительной деятельности ОВД относятся:

1. организационные действия;

2. материально-технические действия.

Организационные действия выражаются в подготовке и проведении служебных совещаний, собраний, инструктажей, в организации взаимодействия между сотрудниками, подразделениями в целом между собой и гражданами, а также объединениями граждан, проведении совместных мероприятий, в изучении, обобщении и распространении положительного опыта, в обучении исполнителей, оказании практической помощи исполнителям на местах, разработке научно обоснованных рекомендаций. Данные действия направлены на работу с личным составом подразделений и гражданами. В ходе этих организационных действий до адресата доводится необходимая управленческая информация, осуществляется непосредственное взаимодействие субъекта и объекта управления.

К материально-техническим действиям относятся такие операции, совершение которых является обязательной предпосылкой для принятия того или иного управленческого решения при осуществлении правоприменительной и правоустановительной деятельности, например такие операции, как сбор и обработка информации, учет выполненной работы, составление справок, подготовка отчетов, ведение делопроизводства, адресно-справочная работа.

Эти действия играют важную роль в получении, обработке, передаче и хранении информации, ведении статистического и оперативного учетов. Посредством их производится подготовка всевозможных справок, обзоров, ориентировок, размножение различных материалов, хранение и оформление документов, ведутся картотеки на определенные категории лиц, осуществляется хозяйственное и техническое обслуживание подразделений и служб, выдача, прием табельного оружия, специальных средств принуждения и специальных технических средств.

В большинстве случаев порядок осуществления перечисленных действий и операций урегулирован нормами права, а сами они входят в число служебных обязанностей сотрудников полиции. Поэтому за уклонение от совершения этих действий и операций, нарушение установленного порядка и правил их осуществления, виновные могут быть привлечены к установленной законом ответственности, например, дисциплинарной.

Содержанием иных юридически значимых административных действий полиции является применение правовых норм к конкретным обстоятельствам или лицам, но без издания индивидуальных актов, непосредственно влекущих юридические последствия. К подобным действиям относятся такие, которые в силу указания в законе выступают в качестве необходимого условия для принятия правового акта управления и наступления указанных правовых последствий. Примерами таких действий, ежедневно совершаемых службами полиции и их сотрудниками, являются: документирование определенных фактов, выявленных и установленных в процессе контрольно-надзорной и административно-юрисдикционной деятельности, например, выдача служебных удостоверений личности сотрудникам полиции, составление протокола об административном правонарушении, подготовка актов и заключений по окончании проведения проверки деятельности подконтрольных объектов или конкретной информации, служебное аттестование, принятие присяги и другие действия.

Для иных юридически значимых административных действий полиции правовое значение имеет сам факт их совершения.

2.2 Понятие и виды методов правоохранительной деятельности По мнению Каплунова А. И. «методы правоохранительной деятельности ОВД представляют собой совокупность способов и средств, с помощью которых сотрудники полиции воздействуют на сознание и поведение лиц, с которыми им приходится вступать в правовые отношения в процессе осуществления возложенных на них служебных обязанностей».

При осуществлении правоохранительной деятельности для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности полиция использует такие традиционные и проверенные временем методы, как убеждение и принуждение.

Данные методы — это общие, то есть универсальные методы государственного управления, характерные для исполнительной власти, а также для всех сторон ее деятельности, и в особенности для деятельности полиции.

Но в механизме управленческого воздействия убеждение стоит на первом месте, как наиболее демократичный и гуманный метод.

Метод убеждения состоит в активном моральном, психологическом, материальном воздействии на сознание и поведение людей в целях воспитания у них осознанного исполнения требований правовых и других социальных норм.

Как метод правоохранительной деятельности убеждение — это такое воздействие, которое обеспечивает добровольное соблюдение гражданами и организациями норм права и требований сотрудников полиции.

Убеждение в деятельности ОВД служит достижению следующих целей:

1. воспитания у граждан стойкой привычки правомерного поведения;

2. предупреждения противоправных проступков;

3. воздействия на правонарушителей.

Метод убеждения в своей основе является средством воспитания.

Сущность убеждения состоит в том, что оно является методом воздействия на общественные отношения, а его содержание включает комплекс различных воспитательных и организационных мер воздействия на сознание людей, а через сознание — на их поведение.

Меры убеждения, применяемые ОВД, объединяются в несколько групп, которые называют видами или формами убеждения. Так, среди мер убеждения наиболее часто применяются разъяснение, обоснование, обсуждение, критика, поощрение, показ положительных примеров и многое другое. Выбор и использование перечисленных элементов всегда носит активный и творческий характер.

Меры воспитательного характера можно объединить в три группы:

1. Меры, обеспечивающие нравственное и правовое воспитание. К ним относятся: воспитательная работа среди населения; проведение бесед с гражданами, склонными к совершению правонарушений; разъяснение действующего законодательства.

2. Меры общественного воздействия — это товарищеское влияние трудового коллектива, общественной организации на нарушителя.

3. Меры поощрения, то есть меры морального и материального стимулирования. Применяются в отношении граждан и внештатных сотрудников полиции, активно участвующих в охране общественного порядка, и в отношении сотрудников ОВД, образцово исполняющих свои служебные обязанности.

Принуждение в правоохранительной деятельности ОВД является таким воздействием, которое обеспечивает исполнение конкретными лицами установленных правил поведения независимо от того, желают они следовать этим правилам или нет. Оно направлено на то, чтобы заставить лицо совершить какие-либо действия либо отказаться от совершения каких-либо действий вопреки его желанию.

Исходя из целей применения, способов обеспечения правопорядка и общественной безопасности, специфики возникающих при этом правоотношений и особенностей применяемых мер принуждения, последние подразделяются на четыре группы:

1. меры предупреждения;

2. меры пресечения;

3. меры административно-процессуального обеспечения;

4. меры административной ответственности.

Так, «Постановлением Московского городского суда от 4 мая 2010 г., вынесенным по итогам предварительного слушания, С., обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного п. „а“ ч. 4 ст. 290 УК РФ, продлен срок содержания под стражей на 2 месяца, то есть до 11 июля 2010 г., в то время как в период нахождения в следственном изоляторе состояние ее здоровья ухудшилось, она перенесла два инсульта, в марте 2010 г. была переведена в медицинский изолятор, документы обследования направлены на судебно-медицинскую экспертизу для определения группы инвалидности. Судебная коллегия внесла изменение в постановление, изменив меру пресечения С. с заключения под стражу на подписку о невыезде и надлежащем поведении.».

Также, учитывая содержание внешневластной правоохранительной деятельности полиции, по способу охраны правопорядка и характеру воздействия каждого метода на общественные отношения в дополнение к указанным общим, то есть универсальным методам можно выделить следующие специальные методы правоохранительной деятельности ОВД:

1. осуществление административного надзора;

2. применение прямого принуждения;

3. оказание полицейской помощи;

4. выдача полицейского разрешения;

5. государственная регистрация;

6. лицензирование.

Административный надзор, как специальный метод, — это узкоспециализированное наблюдение сотрудниками полиции за точным соблюдением гражданами, должностными лицами, организациями общеобязательных правил с использованием в предусмотренных законом случаях административного принуждения. Административный надзор осуществляется путем наблюдения, выявления, патрулирования, посещения, проверок и иными путями. Административный надзор может сочетаться с другим методом полицейской деятельности — принуждением.

Оказание полицейской помощи представляет собой особый способ охраны субъективных прав граждан, например таких, как права на жизнь, здоровье, медицинскую помощь. Особенность полицейской помощи состоит в том, что она в отличие от других видов государственной помощи может предоставляться гражданам и организациям как по их просьбе, добровольно, так и без их согласия, то есть принудительно. Принудительная помощь, к примеру, может иметь место в действиях полиции в следующих случаях: при обнаружении пьяных граждан, находящихся в бессознательном состоянии или имеющих травмы и повреждения.

Выдача разрешения — способ обеспечения общественной безопасности, при котором в условиях существования общего запрета на определенные действия всех лиц, отдельные граждане получают от компетентных органов разрешение на такого рода действия, например, разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия.

Государственная регистрация, как метод правоохранительной деятельности, — способ охраны правопорядка и общественной безопасности, применяемый путем признания права заинтересованного лица на какое-либо социальное благо, к примеру, на такие блага, как место жительства, имущество, предпринимательскую деятельность и записи об этом в специальном государственном документе: реестре, журнале и прочее. Такая запись разрешает заинтересованному лицу, а именно гражданину либо организации пользоваться зарегистрированным правом, то есть имуществом.

Лицензирование — один из способов охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности, используемый государством, которое путем выдачи гражданину или юридическому лицу удостоверения на право заниматься определенным видом деятельности предполагает со стороны компетентных органов наблюдение за ним. Полиция осуществляет лицензирование частной детективной и охранной деятельности, приобретения физическими и юридическими лицами оружия.

Специальные методы производны от универсальных методов ОВД — убеждения и принуждения, возникают и формируются на их основе, специализируют их в своей специфической сфере деятельности, будучи ими предопределены.

Все названные специальные методы используются в правоохранительной деятельности ОВД наравне с универсальными, общими методами в качестве способов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, гарантируют гражданам и организациям реализацию их законных прав и интересов.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что выбор форм и методов правоохранительной деятельности ОВД всегда обусловлен характером поставленных перед ними задач.

Формы и методы правоохранительной деятельности ОВД по обеспечению реализации прав и свобод граждан не противопоставлены друг другу, а находятся в тесной взаимосвязи. Если форма дает представление о структуре деятельности, тех путях, которыми орган взаимодействует на объект, то метод показывает, какими приемами и средствами орган реализует свои полномочия. Поэтому система методов всегда находится в прямой зависимости от содержания полномочий органа.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что правоохранительная деятельность — деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями, путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур; которая характеризуется специфическими признаками, отступление от которых или их нарушение недопустимо и может явиться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Основными задачами ОВД являются обеспечение общественной безопасности; борьба с противоправными посягательствами на жизнь, здоровье, честь, достоинство, свободы и интересы граждан, а также интересы предприятий, учреждений и организаций; организация и проведение профилактики правонарушений; охрана общественного порядка, а также ряд других задач.

Для успешного решения представленных задач разработаны формы и методы правоохранительной деятельности ОВД, и в зависимости от поставленных перед правоохранительными органами задач сотрудники ОВД используют те или иные формы и методы.

В зависимости от юридических последствий формы правоохранительной деятельности ОВД можно разделить на правовые, неправовые и иные юридически значимые действия — это является главным критерием, по которым классифицируются формы правоохранительной деятельности ОВД.

Основными методами правоохранительной деятельности ОВД являются убеждение и принуждение. Они выражаются в разнообразных вариантах, что дает основание для выделения более конкретных видов методов правоохранительной деятельности.

Рекомендации и предложения.

1. Разработать эффективные системы взаимодействия ОВД с другими субъектами, вступающими в данные правоотношения.

2. Разработать единый нормативно-правовой акт «О формах правоохранительной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», который будет содержать общие положения, связанные с формами правоохранительной деятельности ОВД.

3. Также разработать единый нормативный правовой акт, который будет содержать общие положения о методах правоохранительной деятельности ОВД с указанием причин использования тех или иных методов «О методах правоохранительной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

Перечень принятых сокращений КоАП Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ОВД Органы внутренних дел РФ Российской Федерации УК РФ Уголовный кодекс Российской Федерации УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации ФЗ РФ Федеральный Закон Российской Федерации

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ от 25 декабря 1993 года (с изменениями от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Российская газета», 25.12.1993, № 237

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 года № 223-ФЗ (ред. От 02.07.2013) // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, № 1, ст. 16.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (ред. От 21.10.2013) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 года № 174-ФЗ (ред. От 21.10.2013) // «Российская газета», 22.12.2001, № 249.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года № 195-ФЗ (ред. От 21.102 013) // «Российская газета», 31.12.2001, № 256.

6. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (ред. 02.02.2013) // «Собрание законодательства РФ», 27.05.1996, № 22, ст. 2663.

Учебная и научная литература

7. Батычко В. Т. «Правоохранительные органы в вопросах и ответах», 2010 г., с. 4.

8. Бекетов О. И., Бочаров С. Н., Каплунов А. И., Кокорев А. Н., Маслов А. Е., Опарин В. Н., Телегин А. С., Цуканов Н. Н. «Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая», учебник, М., ЦОКР МВД России, 2011 г., с. 130, с. 146.

9. Ветров Н. И. «Уголовное право. Общая часть», учебник, Москва, издательство Академии МВД РФ, 2010 г., с. 273.

10. Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. «Правоохранительные органы», учебник, Зерцало-М, Москва, 2010 г., с. 24.

11. Дмитриев Ю. А., Шапкин М. А., Шумилов Ю. И. «Правоохранительные органы Российской Федерации», учебник, «Омега-Л», 2009 г., с. 3.

12. Мягкова Е. Л. «Правоохранительные органы», конспект лекций, «Институт экономики и права», 2010 г., с. 10.

13. Савюк Л. К. «Правоохранительные органы», учебник, НОРМА, Москва, 2009 г., с. 19, с. 27.

14. Тонков Е. П., Кнайкин В. С. «Правоохранительные органы Российской федерации», учебное пособие, Белгород, изд-во БелГУ, 2010 г., с. 23.

Материал судебной практики

15. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ «Обзор кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за первое полугодие 2010 года» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», 2011 г., № 1.

16. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ «Обзор кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за второе полугодие 2010 года» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», 2011 г., № 6.

.ur

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой