Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Доказательства и доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При анализе обстоятельств дел об административных правонарушениях должностные лица уполномоченных органов применяют широкий арсенал приемов и методов доказывания. Так, фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, могут быть установлены, в том числе… Читать ещё >

Доказательства и доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Автономная некоммерческая организация Калининградский бизнес-колледж Отделение неочных форм обучения Реферат По дисциплине: Административное право На тему:

Доказательства и доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях Выполнила Клюкина А.Б.

Студентка группы 14-ЗП-2

Проверила: Пономарева В.А.

Калининград — 2015 г.

1. Общая характеристика обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, и доказательств

2. Характеристика отдельных видов доказательств по делу об административном правонарушении

3. Основные понятия и термины Заключение Список использованных источников Приложение

Как известно, «производство по делам об административных правонарушениях понимается как совокупность осуществляемых органами (должностными лицами) на основе закона процессуальных действий, состоящих в рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях (собственно административная юрисдикция), а также в применении мер административно-процессуального обеспечения».

Производство по каждому делу об административном правонарушении реализуется на основе установления объективной истины, что возможно осуществить исключительно при помощи доказательств, которые служат средством обоснованности правильного решения по делу.

При этом направленность на укрепление законности в нашем государстве определяет повышение уровня требований к обоснованности применения мер государственного принуждения, в том числе при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях.

В связи с чем в данном реферате рассмотрены основные аспекты, касающиеся сбора, исследования и оценки доказательств по делам об административных правонарушениях.

1. Общая характеристика обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, и доказательств

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.2. КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат следующие обстоятельства:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением (например, при квалификации мелкого хищения, ст. 7.27 КоАП РФ);

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Эти данные устанавливаются:

§ протоколом об административном правонарушении,

§ иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ (например, протоколом изъятия и т. д.),

§ объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,

§ показаниями потерпевшего, свидетелей,

§ заключениями эксперта,

§ иными документами,

§ показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Следует обратить внимание на правила, закрепленные в статье 26.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Оценка доказательств»: «Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу".

Согласно статье 26.9. «Поручения и запросы по делу об административном правонарушении» КоАП РФ, для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, должностному лицу соответствующего территориального органа.

Поручение либо запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса.

Взаимодействие органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, с компетентными органами иностранных государств и международными организациями осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Наряду с перечисленным, в соответствии со статьей 26.10. «Истребование сведений» КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.

Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.

Далее мы рассмотрим отдельные виды доказательств.

правовой доказательство административный правонарушение

2. Характеристика отдельных видов доказательств по делу об административном правонарушении

При анализе обстоятельств дел об административных правонарушениях должностные лица уполномоченных органов применяют широкий арсенал приемов и методов доказывания. Так, фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, могут быть установлены, в том числе, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего и свидетелей. Согласно положениям статьи 26.3. КоАП РФ, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

Информация, содержащаяся в личных доказательствах (носитель физическое лицо) предварительно воспринята сознанием человека и переработана им. Поэтому личные доказательства всегда имеют субъективный характер. Предметные доказательства (носитель материальные объекты) объективны и не зависят от индивидуальных особенностей.

Заметим, что обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении могут быть установлены в процессе осуществления экспертизы. В соответствии со статьей 26.4. КоАП РФ, в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы (см. приложение). Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы. В определении указываются:

1) основания для назначения экспертизы;

2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. При этом вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

Следует также четко соблюдать правило, согласно которому до направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

Заключение

эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением должно быть мотивировано.

Кроме того, статья 26.5. «Взятие проб и образцов» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закрепила, что должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фотои киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 КоАП РФ.

Значимое место в системе доказывания имеют вещественные доказательства. Как определено в статье 26.6. КоАП РФ, под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы. Вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об административном правонарушении.

О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении или в ином протоколе, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

Информация о событии административного правонарушения может быть установлена целым рядом доказательств, в том числе документами.

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. В том числе к документам могут быть отнесены материалы фотои киносъемки, звукои видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

Подчеркнем, что судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

В случаях, если документы обладают признаками, указанными в статье 26.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, такие документы являются вещественными доказательствами (статья 26.7. КоАП РФ).

Как отмечается специалистами «По смыслу комментируемой статьи различаются документы, которые могут быть признаны доказательствами по делу об административном правонарушении, и документы, обладающие признаками вещественных доказательств. Указанные документы должны быть материализованы, т. е. представлены в виде вещи, являющейся носителем информации. Под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления и документом (документированной информацией) является зафиксированная на материальном носителе информация, позволяющая ее идентифицировать.

В качестве доказательств признаются также показания специальных технических средств. Согласно статье 26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенном в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ.

Для каждого дела предметом доказывания будут только ему присущие обстоятельства.

Кроме того, следует соблюдать пределы доказывания. Исследование избыточной информации задерживает принятие решения, что порой может повлечь негативные последствия.

3. Основные понятия и термины

Вещественные доказательства по делу об административном правонарушении — орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Производство по делам об административных правонарушениях понимается как совокупность осуществляемых органами (должностными лицами) на основе закона процессуальных действий, состоящих в рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях (собственно административная юрисдикция), а также в применении мер административно-процессуального обеспечения.

Специальные технические средства — измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.

Заключение

Решение задач административного производства осуществляется посредством доказывания, которое включает в себя выявление, процессуальное оформление и исследование доказательств.

Доказательства являются необходимыми средствами решения задач производства по делам об административных правонарушениях. Сведения об обстоятельствах, входящих в предмет доказывания, образуют содержание доказательств. Из смысла и содержания данного реферата вытекают следующие черты, присущие доказательствам по делу об административном правонарушении:

1. доказательство должно содержать фактические данные, а не оценочное суждение или мнение о действиях людей, о событиях и т. д.

2. данные должны относиться к данному конкретному делу, т. е. подтверждать или опровергать определенное обстоятельство, подлежащего доказыванию

3. получения и формы закрепления доказательства должны соответствовать виду доказательства и источнику фактических данных

4. не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Список использованных источников

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ // Собр. законодательства Российской Федерации. 2001. № 1 (Ч. 1). Ст. 1.

Административно-процессуальное право: курс лекций. — М.: ЦОКР МВД России, 2009.

Административное право: учебник / Под общ. ред. А. И. Каплунова. — М.: ДГСК МВД России, 2011.

Анохина С. Ю. Образцы материалов дел об административных правонарушениях: учебно-методическое пособие / С. Ю. Анохина. — Барнаул: БЮИ МВД России, 2010.

Султанов Э. М. Образцы процессуальных документов по делам об административных правонарушениях: учеб. пособие / Э. М. Султанов, М. В. Султанова. — Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2008.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // РГ от 19.04.2005 г. № 80.

Анохина С. Ю. Особенности возбуждения дела об административном правонарушении, зафиксированном работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фотокиносъемки, видеозаписи: учебно-методическое пособие / С. Ю. Анохина, Д. А. Газизов, А. В. Мягков.- Барнаул: БЮИ МВД России, 2010.

Нежибецкая И. Е. Профилактика и пресечение правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств, осуществляемые участковым уполномоченным милиции / И. Е. Нежибецкая. — Краснодар: Краснодар. ун-т МВД России, 2009.

Приложение

Определение

О назначении экспертизы по делу об административном правонарушении

«» 200 г. Город (поселок, село) Я (наименование органa внутренних дел, специальное звание, фамилия, инициалы сотрудника) рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №, УСТАНОВИЛ: (обстоятельства дела, основания для назначения экспертизы) руководствуясь ст.ст. 26.4, 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить по делу № об административном правонарушении, совершенном

«» 200 г., экспертизу.

2. Проведение экспертизы поручить

3. Поставить перед экспертами следующие вопросы:

4. Представить для проведения экспертизы следующие материалы:

5. Рассмотрение дела отложить на «» 200 г.

Определение направить для исполнения (наименование органа или фамилия, инициалы должностного лица) Сотрудник органа внутренних дел (подпись) Определение получил «» 200 г. «» час. «» мин.

подпись должностного лица

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой