Музыкально-теоретический анализ хора «Ночь» (композитор И. Кузнецов и поэт Я. Коласа)
Творческий путь композитора был непростым. После окончания Волуйского педагогического училища работал директором школы в Казахстане. В 1939 году был призван в армию, участвовал в боях с белофинами и был тяжело ранен. Лечился в Ленинграде, там же поступил в музыкальное училище имени М.А. Римского-Корсакова. Занятия прервала Великая Отечественная война. И. Кузнецов был эвакуирован в Волгоградскую… Читать ещё >
Музыкально-теоретический анализ хора «Ночь» (композитор И. Кузнецов и поэт Я. Коласа) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ГУО «Гимназия-колледж искусств имени И.О. Ахремчика»
Цикловая комиссия «хоровое дирижирование»
Контрольная работа
Музыкально-теоретический анализ хора «Ночь»
(композитор И. Кузнецов и поэт Я. Коласа)
Сорокина Тимофея Владимировича Минск 2014
Содержание Глава I. Историко-эстетический анализ
§ 1. Краткая биография И. Кузнецова. Характеристика хорового творчества. Основные произведения
§ 2. Краткая биография Я. Коласа Глава II. Анализ литературного текста
§ 1. Анализ стихотворения Я. Коласа «Ночь»
§ 2. Взаимосвязь литературного текста и музыки Глава III. Музыкально-теоретический анализ
§ 1. Композиция хора «Ночь»
§ 2. Анализ средств музыкальной выразительности Заключение Библиография
Глава I. Историко-эстетический анализ
§ 1. Краткая биография И. Кузнецова. Характеристика хорового творчества. Основные произведения Кузнецов Иван Иванович (1919;1956), родился в Тимонаве Белградской области. Закончил Белорусскую государственную консерваторию по классу композиции профессоров М. И. Аладова и В. А. Белого (1953).
Заслуженный деятель искусств Беларуси (1967). Член Союза Композиторов Беларуси (1956).
Наследие белорусского композитора И. Кузнецова довольно богатое. Главное место в нем занимают вокальные и вокально-инструментальные произведения. Его сочинениям присущи теплота и эмоциональность, четкость, лирическая и жанрово-бытовая образность.
В своем искусстве Кузнецов ориентировался на крестьянский и городской фольклор. Его произведения отличаются песенным тематизмом, своеобразной ритмикой, различными приемами имитационной полифонии.
Творческий путь композитора был непростым. После окончания Волуйского педагогического училища работал директором школы в Казахстане. В 1939 году был призван в армию, участвовал в боях с белофинами и был тяжело ранен. Лечился в Ленинграде, там же поступил в музыкальное училище имени М.А. Римского-Корсакова. Занятия прервала Великая Отечественная война. И. Кузнецов был эвакуирован в Волгоградскую область, где работал до 1946 года. Потом учился в Гомельском музыкальном училище и Белорусской государственной консерватории.
В числе ранних произведений композитора — романсы и инструментальная музыка. Но основные его творческие достижения были связаны с жанрами хоровой песни и кантаты, в которых он обращался к творчеству белорусских поэтов, особенно А. Дзержинского, с которым сотрудничал многие годы. В музыке И. Кузнецова находят отражение характерные для искусства 50-ых годов темы дружбы народов, борьбы за мир, что определяли настрой нашего общества в послевоенный период.
В конце 50-ых, в результате поездки композитора в Казахстан, появились произведения, где воплощается тема освоения целинных земель: хоры «Широки поля степные» и «Земля Казахстана цветет», кантата «Поля степные» .
Вокальные произведения, написанные композитором в 60-ые, имеют лиричную окраску. Многие из их раскрывают тему Родины («Родина», «Беларусь», «Беларусь — радзімая старонка», «Живі, Беларусь!»). Глубиной чувств, поэтичностью содержания манят песни «Я выйду за аколіцу», «Ходзяць песні над ракою» .
Новые стороны творческой индивидуальности И. Кузнецова раскрываются в жанрово-бытовых и шуточных песнях: «На вечарынцы», «Скрыпка і бубен», «Бабка», «Гусак» и др. Для них характерны танцевальные ритмы, колоритность музыкальных средств и красок, юмор.
В 70-ые годы внимание композитора сосредоточено на жанрах инструментальной музыки, связанной с народными инструментами — баяном и дудкой. Пьесы для ансамбля дударей представляют собой яркие жанровые зарисовки и имеют песенно-танцевальную основу.
Творческая деятельность И. Кузнецова сочеталась с общественной: он руководил коллективами художественной самодеятельности, консультировал самодеятельных композиторов, некоторое время возглавлял музыкальную редакцию Белдзяржвыдата, являлся заместителем председателя правления СК Беларуси.
§ 2. Краткая биография Я. Коласа кузнецов колас стихотворение музыка Якуб Колас (настоящее имя и фамилия Константин Михайлович Мицкевич, 1882—1956) — белорусский советский писатель. Один из классиков и основоположников белорусской литературы. Народный поэт Белорусской ССР (1926). Академик АН Белорусской ССР (1928). Член СП СССР (1934). Заслуженный деятель науки Белорусской ССР (1944). Член ВКП (б) с 1945 года.
Родился в деревне Акинчицы (ныне территория г. Столбцы Столбцовского района Минской области, Беларуси), в семье лесника Михася Мицкевича. Окончил народную школу, затем в 1902 году Несвижскую учительскую семинарию. Работал учителем на Пинщине. В 1906 году первая публикация — стихотворение «Край родимый» в белорусской газете «Наша доля». За участие в организации нелегального учительского съезда был приговорён к заключению, которое отбывал в минской тюрьме (1908—1911). В 1912—1914 годах учительствовал в Пинске. В 1915 году эвакуировался вместе с семьёй в Подмосковье, работал учителем в Дмитровском уезде. В этом же году был мобилизован в армию. После демобилизации (1918) работал учителем в г. Обоянь Курской губернии. В мае 1921 года переехал в Минск. В дальнейшем занимался творческой и научной деятельностью (являлся одним из редакторов академического «Русско-белорусского словаря» (1953)).
Как писатель Я. Колас проявил себя во всех литературных родах (эпосе, лирике и драме), а также на их стыке (лироэпосе).
Лирика Я. Коласа довольно многогранна как в проблемно-тематическом, так и в художественно-эстетическом плане. Его стихи сыграли большую общественно-воспитательную роль в период первой русской революции и в годы господства реакции. Наполненные чувством гнева и ненависти, они звали рабочих к сплоченности, утверждали неизбежность победы над угнетателями («Врагом», «Наша возьмет», «Будь тверд»).
Созданный писателем образ героя, убежденного борца за народное дело, — значительное достижение белорусского дореволюционной литературе.
Народное начало лирики Коласа в поэтизации крестьянского труда на земле, в которой мужик — белорус черпает свою силу и которая формирует его натуру. Работа для него — источник радости, самой поэзии бытия. Данная тематика наиболее отчетливо проявилось в таких стихах поэта, как «мужицкая нива «(1907), «На поле весной» (1908), «Жатва» (1908), «полевых работников «(1908), «Пахарь» (1909), «Песни весны» (1909) .
В стихах 1914;1916 гг. («Мысли солдата», «Врагом») поэт осуждал империалистическую войну, обличал ее захватнический характер, антинародную направленность, правдиво изображал крестьянина, участника войны, его психологию.
Ведущее место в лирике Я. Коласа занимает тема художника и искусства («Не спрашивайте, не проси…», «Певец», «Родные песни», «Песняру…»). Она решена в традициях передовой, революционно-демократической литературы как тема самоотверженного служения художника народу.
Выдающимся достижением является пейзажная лирика Я.Коласа. Она пропитана чувствами искренней удовольствия красотой родного края. Многие стихи о природе — «На поле весной», «Восток солнца», «Ночь», «Отлет журавлей», «Белые волокна», «Лес» — стали хрестоматийными, вошли в золотой фонд национальной литературы. Поэт искусно создал пластичные, объемные, зрительно ощутимые изображения белорусского природы.
На слова Я. Коласа написано много крупных музыкальных произведений: опера «Новая земля» — ком. Ю. Семеняко; «В пущах Полесья» (по повести «Трясина») — ком. А. Багатыров; и др.). Колосовскую поэзию для написания песен использовали композиторы М. Чуркина («Краска», «Весна», романсы «Моей любимой», «Гуси…»), А. Туранков (романсы «Восток солнца», «Дудка», песня «Радость «) и др. Образ писателя воплотили в произведениях изобразительного искусства И. Ахремчика, М. Купава, У. Стальмашонак, В. Шаранговича, Л. Щемелев и др. художники.
Глава II. Анализ литературного текста
§ 1. Анализ стихотворения Я. Коласа «Ночь»
«Што за ноч! Што за ціш!
Змоўклі травы, краскі.
Усплыў месячык на ўзвыш Баяць сьвету казкі.
Неба слухае той сказ, Хмаркі не схіснуцца, Толькі зоркі раз-параз Ціха усьміхнуцца.
Каб сказальніка свайго Пахваліць як трэба, Нават зьнічкі ў чэсьць яго Асьвятляюць неба.
А ён, смутны вартаўнік Цёмных шатаў ночы, Засаромеўся, і зьнік Бляск яго сірочы, Зьнік у рунях і ў шаўкох Хмарачак маўклівых,
І гусьцей на землю зьлёг Гэты змрок імглівы."
Для творчества Я. Коласа характерно изображение родной природы, глубокое знание психологии белорусского крестьянства. Стихотворение представляет собой пейзажную лирику.
Образ ночи: месяц, звёзды, тишина и т. д.
В стихотворении используются метафоры и сравнения.
Месяц является главным героем стихотворения, одухотворенный образ, рассказывающий сказки. Все образы в стихотворении Коласа представлены как живые создания: это звезды, тучи, облака и небо.
Все они с восхищением внимают величию месяца. Звезды в его честь зажигают свой свет, небо и тучки, затаив дыхание, слушают его сказ.
Стихотворение состоит из 5 строф.
§ 2. Взаимосвязь литературного текста и музыки Использованный композитором текст стихотворения Якуба Коласа «Ноч» является фрагментом. В произведении представлены 4 из 5 строф. Не используется последняя строфа.
Композитор следует за автором текста и старается средствами музыкальной выразительности передать настроение поэтического текста.
Почти каждая строка стихотворения у композитора выделена особым указанием темпа и динамики, гармоническим и фактурным разнообразием.
Образ ночи «Што за ноч! Што за ціш!» представлен вступительными 4 тактами, интонационно повторенными в заключении с теми же словами.
Они как бы обрамляют это небольшое сочинение, рисуя нам образ ночи.
В начале таинственный и восхитительно упоительный в заключении произведения.
Следующий фрагмент стихотворения «Змоўклі травы, краскі. Усплыў месячык на ўзвыш Баяць сьвету казкі» музыкально вписан в контрастных первых 8 тактов, где появление месяца неожиданно красочно подчеркнуто гармонически, динамически и характером звуковедения (leggiero).
Следующие две строфы выделены новым музыкальным материалом, более развитым в мелодическом плане и постепенным ускорением темпа от poco piu mosso до Piu mosso.
«Неба слухае той сказ, Хмаркі не схіснуцца, Толькі зоркі раз-параз Ціха усьміхнуцца.
Каб сказальніка свайго Пахваліць як трэба, Нават зьнічкі ў чэсьць яго Асьвятляюць неба."
Композитор изображает небо и тучки, смеющиеся звездочки, восхищенные и как дети радующиеся появлению месяца. Отсюда использование мелких длительностей (восьмые, шестнадцатые), диссонансы (секунды) в соседних голосах, как бы сталкивающиеся бегущие «дети» звездочки к своему сказочнику месяцу. При этом, не разрушая таинственности и сказочности, композитор не использует усиление звучности, подчеркивая легкость и бесплотность образов, динамика части не превышает нюанс.
4 строфа — образ месяца, кульминация произведения у композитора.
«А ён, смутны вартаўнік Цёмных шатаў ночы, Засаромеўся, і зьнік Бляск яго сірочы»
Композитор в этом небольшом эпизоде, состоящем из 10 тактов, представляет месяц в двух контрастных образах.
«А ён, смутны вартаўнік цёмных шатаў ночы» — первые 5 тактов, образ величественного грустного «сторожа риз ночи» показаны за счет смены темпа meno mosso, контрастной и нарастающей динамики mf, poco cresc., f, затем спада до mp, гармонической красочности, фактурным разнообразием (от унисона до4-х голосия).
Следующие 6 тактов — новый «сціплы» месяц, «Засаромеўся, і зьнік Бляск яго сірочы». Композитор показывает скромность и неуловимость месяца в маленьком фрагменте, контрастном предыдущему, используя более подвижный темп Piu mosso, мелкие длительности (восьмые, шестнадцатые, триоль), динамику p.
Исчезание месяца отражено и в фактуре — от многоголосия к унисону.
5 строфу композитор не использует.
«Зьнік у рунях і ў шаўкох Хмарачак маўклівых,
І гусьцей на землю зьлёг Гэты змрок імглівы."
В заключительных 6 тактах повторены первые слова стихотворения «Што за ноч! Што за ціш!». Композитор возвращает слушателя к начальным интонациям безмолвной ночи, но в третьем такте появляется эмоциональная окраска восхищения и упоения этой безмолвной красотой, выраженная и высокой тесситурой, и триольным ритмом и заключительным четырехголосием трезвучия C dur.
Глава III. Музыкально-теоретический анализ
§ 1. Композиция хора «Ночь»
Хор «Ночь», год создания неизвестен, музыка И. Кузнецова, текст Я. Коласа, хоровой жанр — хоровая миниатюра.
Хоровая миниатюра — небольшое произведение для хора. В отличие от песни, в хоровой миниатюре более развита многоголосная хоровая фактура, часто используется полифонический склад. Многие хоровые миниатюры написаны для хора без сопровождения (для обозначения хора без сопровождения употребляется итальянский термин a cappella — «а капйлла»).
Произведение написано в простой трёхчастной форме. Первая часть — период из 12 тактов. Вторая часть контрастная, состоит из двух предложений и представляет собой период из 16 тактов. Первое предложение — poco piu mosso, 8 тактов. Второе предложение — piu mosso, 8 тактов.
Заключительная третья часть повторного строения состоит из 17 тактов и представляет собой период из двух предложений. Первое предложение из 10 тактов, второе предложение повторного строения из 7 тактов, оно интонационно повторяет первое предложение первой части.
§ 2. Анализ средств музыкальной выразительности Композитор следует за автором текста и старается средствами музыкальной выразительности передать настроение поэтического текста. Почти каждая строка стихотворения у композитора выделена особым указанием темпа и динамики, гармоническим и фактурным разнообразием.
Мелодия — общая характеристика:
Композитор использует волнообразное и поступенное мелодическое движения. Дважды в мелодии композитор использует квартовые скачки в 3 части и связаны они с образом величественного месяца, кварты подчеркнуты также ритмически (четверть с точкой) и выдержанными нотами (tenuto).
Ладовое строение мелодии: диатоничность, встречаются задержания.
Метроритм:
Метр — единый, двухдольный, размер 2/4
Ритмическое движение организовано преимущественно мелкими длительностями, восьмыми и шестнадцатыми. В начале произведения встречаются выдержанные и залигованные половинные, ровный ритм в первой части, пунктирный ритм, восьмая с точкой и шестнадцатая встречается один раз, в начале третьей части (взволнованность); триоли встречаются в каждой из частей, оживляя звучание, добавляя экспрессивности;
Темп:
Основной темп произведения автором точно не указан, но есть ремарка на белорусском языке «Павольна. Ласкава», исходя из содержания поэтического текста, выдержанных звуков и tenuto над восьмыми, можно предположить, что темп произведения достаточно медленный, около 50 — Largo.
В каждой части, в связи с содержанием, темп варьируется. Вторая часть начинается Poco piu mosso (постепенно более подвижно), второе предложение Piu mosso и здесь же poco rit.(постепенно замедляя). Третья часть Meno mosso, второе предложение Piu mosso и poco rit. Заключительное предложение в первоначальном темпе Tempo I, последние 4 такта poco rit.
Ладо-гармония:
Основная тональность произведения C dur;
Отклонения в тональности первой степени родства вторая часть (d moll гармонический, a moll), третья часть (G dur) .
В гармонии используются основные аккорды лада, часто встречающиеся секунды в вертикали носят характер скорее проходящих звуков, создающих достаточно терпкое и напряженное звучание, несколько альтерированных аккордов;
Фактура — гармоническая, с элементами имитационной полифонии (начало первой части и заключение) Динамика — анализ нюансировки проставленной композитором;
Кульминация ничем особым не выражается, разве что присутствует музыкальный термин poco rit (немного замедляя) и пианиссимо.
Мелодия как-бы угасает вместе со словами «Што за ціш! Што за ноч!».
В завершении, перед заключительным аккордом появляются триоли на последнюю долю. Последним аккордом является тоника в мелодическом расположении, обозначена фермата.
Заключение
Композитор активно использует волнообразное и поступенное мелодическое движение, отклоняется в тональности первой степени родства. Кузнецов внимательно следует за автором текста и старается средствами музыкальной красноречивости передать настроение поэтического текста. Почти каждая строка стихотворения, выделена у композитора характерным указанием темпа и динамики, гармоническим и фактурным разнообразием.
Мне понравилось это произведение. Оно не сложное, мелодия интересна, возникающие секунды всегда к месту и придают мелодии некую напряжённость, что звучит очень достойно и хорошо.
Произведение атмосферное, наполненное. Отличное творение И. Кузнецова, который сделал много для культурного развития белорусской музыки, который сочинил не только «Ночь», но и многие другие труды, предоставляя нам возможность окунуться в его творчество, исполнить его произведения.
Библиография
1. Колос белорусской нивы. Статья о творчестве Я. Коласа написанная поэтом Дмитрием Ковалёвым.
2. Мушынскі М.І. Якуб Колас: Летапіс жыцця і творчасці / Мушынскі М.І. — Мінск, 1982.
3. Кампазітары Беларусі. Т.Г. Мдзіванні, П.І. Сергеенко. Артыкул: Кузняцоў Іван Іванавіч. Мінск, Беларусь 1997.