Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Тенденции развития современной эстрады

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Шоу-бизнес основан на эксплуатации популярности выдающихся исполнителей и артистов («звезд»), на имеджмейкерстве (создании имиджа) как разновидности предпринимательской деятельности. Имидж звезды современного шоу-бизнеса включает набор черт, которые обеспечивают ее «индивидуальность»: здесь и особая — продуманная манера (точнее, манерность) исполнения, и «вычисленное», «видеоклиповое» поведение… Читать ещё >

Тенденции развития современной эстрады (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский университет культуры и искусств Факультет Музыкального искусства эстрады Реферат по Массовой культуре Тенденции развития современной эстрады Работу выполнила:

студентка гр. 29 261

Макарова. А. А.

Работу проверила (а):

Рыбакова М. Г.

СанктПетербург

Введение

В настоящее время и России, наряду с радикальными политическими, экономическими, социальными преобразованиями, происходят серьезные изменения в области культуры, искусства и общественного сознания. В этих условиях музыкальное искусство эстрады занимает особую нишу в художественной культуре России. Этому способствует интенсивное развитие средств массовой информации и телекоммуникационных технологий. Возникла опасность шумового загрязнения; большое количество музыки сомнительного качества, охотно подхватываемой молодежью, особенно подростками, не обладающими способностью отличить подлинное искусство от подделки. Сегодня эстрада, эстрадная музыка в какой-то степени подменила собой идеологию и является мощным методом воздействия на молодежь. Сила и широта ее влияния приобретает космические масштабы. В связи с этим в последние десятилетия наблюдается повышенный интерес ученых, исследователей к данному виду искусства, к его истокам, истории становления, вопросам теории и терминологии, к определению роли и места этого вида искусства в художественной культуре России — как целостном мире искусств.

Искусство эстрады представляет собой огромный пласт музыки, который к настоящему времени принято рассматривать как явление массовой культуры, с одной стороны, и как феномен музыкального искусства, с другой. Понятия массовой музыкальной культуры, популярной музыки, элитарного музыкального искусства в этом направлении музыки настолько взаимосвязаны и переплетены, что порой невозможно провести разделяющую их грань.

Академическое отечественное музыкознание до недавнего времени не воспринимало всерьез эстрадную (массовую, популярную) музыку. Этого направления в музыке как бы не существовало. В учебниках и учебных пособиях для музыкальных училищ и консерваторий, в музыковедческих журналах было явно недостаточно информации и научных публикаций, посвященных этой сфере музыкальной деятельности.

За последние полевка мы являемся свидетелями наиболее масштабного омассовления сферы музыки за всю историю ее существования. Этот процесс обладает многими специфическими особенностями, характерными для ползучей экспансии, осуществляемой в XX в. массовой культурой по отношению практически ко всем видам искусства и любым областям совокупной деятельности социализированного индивида. Музыка в своих самых разнообразных проявлениях заявляет о себе практически во всех сферах жизни современного общества, что позволяет говорить о подлинной музыкальной пандемии. Неизменно возрастает общественная роль музыки, ежедневные и все более масштабные «вливания» которой во многом обеспечивают устойчивое функционирование социального организма. По существу, происходящие качественные изменения привели к формированию ранее не существовавшего социокультурного образования — звучащего, озвученного, «омузыкаленного» социума.

Обретение музыкой нового социального статуса, возрастание социального значения присущей ей компенсаторной функции, выполнение важной роли в омассовлении современного общества и одновременное омассовление самого музыкального искусства, настоятельно требуют своего осмысления.

Глава 1. Музыка, как предмет потребления

Термин «потребительская музыка» указывает на одну из самых существенных черт анализируемого явления — музыка выступает как объект массового потребления. «Утилитарная применимость такой музыки — обслуживание клиента. Она управляет покупателем». Вызывая у слушателя все новую и новую потребность в себе самой, подобного рода музыка не только не способствует, но и препятствует возникновению у него стремления к существенным изменениям в своем «музыкальном рационе»: мы знаем, что многие люди, старея, сохраняют удивительную и в то же время вполне объяснимую верность музыкальным предпочтениям своей юности и молодости, одновременно нередко изменяя — и существенно — свои пристрастия в области высокого искусства.

«Атомарной единицей» потребительской музыки является так называемый шлягер — (от нем. Schlager — «ходкий, хорошо продающийся товар») песня танцевального характера, в основе которой лежит текст любовного содержания. Интересно отметить, что однокоренной немецкий глагол schlagen в качестве основных имеет значения «бить, колотить, вколачивать», что выражает сущностную черту обсуждаемого масскультовского понятия. Дело в том, что от этого глагола естественным образом перебрасывается смысловой «мостик» к самому «действу», с ним связанному, т. е. к акту исполнения, которое опирается на жесткую ритмическую фигуру, обычно повторяемую на значительном или даже на предельном уровне громкости. Иными словами, музыканты «бьют» и «колотят» и по своим инструментам — буквально, и по ушам своих слушателей — в переносном смысле. З, а время своего существования шлягер претерпел определенные изменения, связанные с упрощением поэтики, мелодики, гармонии, ритмики. Наряду с сознательно примитивизируемым текстом, музыкальной эклектичностью и предельной структурной простотой отличительными чертами шлягера являются его вненациональный характер и использование определенного набора клише. Понятие «шлягер» становится синонимом понятий «стандарт», «шаблон». Например, припев типичного американского шлягера состоит из 32 тактов и завершается bridge (англ. — мост), т. е. связкой, ведущей к повторению куплета. Схема задана, и перед нами отлаженное производство «культуры», поставленной на поток.

Предистория поп-музыки связана с музыкой американских негров (ритм-энд-блюз, биг-бит, соул, госпел). Поп-музыка, став явлением культуры для молодежи, объединила функции как серьезной, так и легкой музыки.

Сам термин «эстрада» возник в отечественном искусствознании в начале 20 века и объединял все разновидности искусства легко воспринимаемых жанров. Понятие «эстрада» существует только у нас.

Слово «эстрада» происходит от латинского «strata», что означает «настил», «помост», «возвышенная площадка». Этот смысл сохранился и в наши дни, но очевидно, что не единственный. Ведь и «театр» в первоначальном значении не более чем «место для зрелища». В словаре Даля — это только помост, возвышенная площадка, например, для музыки". В словаре Ушакова дано и другое значение этого слова: «искусство малых форм, область зрелищно-музыкальных представлений на открытой сцене» .

В суждениях Е. М. Кузнецова, ученого и практика, много сделавшего для осмысления истории и теории эстрады и цирка, можно увидеть наиболее емкое определение эстрадного искусства:

" Эстрадное искусство объединяет разнообразные жанровые разновидности, общность которых заключается в легкой приспособляемости к различным условиям публичной демонстрации, в кратковременности действия, в концентрированности его художественных выразительных средств, содействующей яркому выявлению творческой индивидуальности исполнителя, а в области жанров, связанных с живым словом, — в злободневности, острой общественно-политической актуальности затрагиваемых тем, в преобладании элементов юмора, сатиры и публицистики". Кузнецов Е. М. Из прошлого русской эстрады. М., 1958 (http://www.ruscircus.ru/cgi/encyc?func=text&sellet=%CA&selword=2158)

За рубежом в Западной Европе и Америке, — это мюзик-холлы, варьете, кабаре, шоу и т. д. Эстрадному искусству свойственны такие качества, как открытость, лаконизм, импровизация, праздничность, оригинальность, зрелищность. Развиваясь как искусство праздничного досуга, эстрада всегда стремилась к необычности и разнообразию. Само ощущение праздничности создавалось за счёт внешней зрелищности, игры света, смены живописных декораций, изменения формы сценической площадки и т. д.

В России большое распространение получила как профессиональная, так и самодеятельная эстрада. Широкое понятие «эстрады», включает не только различные формы музыкальной эстрады, но и художественное слово, конферанс, акробатику, цирковые элементы, самодеятельные формы творчества.

Несмотря на то, что эстраде свойственно многообразие форм и жанров, её можно подразделить на три группы: -концертная эстрада (ранее называвшаяся «дивертисментная») объединяет все виды выступлений в эстрадных концертах; -театральная эстрада (камерные спектакли театра миниатюр, театров-кабаре, кафе-театров или масштабное концертное ревю, мюзик-холл, с многочисленным исполнительским составом и первоклассной сценической техникой); -праздничная эстрада (народные гуляния, праздники на стадионах, насыщенные спортивными и концертными номерами, а также балы, карнавалы, маскарады, фестивали и т. д.).

Характерной чертой музыкантов — участников бесчисленных ансамблей поп-музыки являлось и является принципиальное нежелание получать специальное музыкальное образование. В этом можно увидеть выражение некоего «снобизма снизу», подчеркнутого и даже преувеличенного нонконформизма музыкантов, с презрением относящихся как к общепризнанными нормам быта буржуазного общества, так и к довольно строгим требованиям, предъявляемым академическим искусством к любому профессиональному исполнителю. Молодой человек начинает свою музыкальную карьеру, обладая музыкальными способностями, выучившись определенному набору исполнительских приемов и штампов и объединившись с себе подобными. При этом он не без основания рассчитывает, во-первых, на невзыскательность и отнюдь не большую, чем у него самого, общую музыкальную культуру той аудитории, перед которой ему предстоит выступать; во-вторых, на то, что качество его исполнения благодаря совершенной в техническом отношении и сверхмощной аппаратуре, которую должен иметь в своем распоряжении каждый солист или ансамбль, вряд ли будет способен оценить слушатель, подавленный и физически, и психически, оглушенный обрушившимися на него десятками децибелл; в-третьих, на превращение того или иного исполнителя в поп-звезду предприниматели в шоу-бизнесе затрачивают огромные средства, которые надеются возместить в случае успеха своего подопечного.

Первоначально в поп-музыке еще сохраняются восходящие к джазу импровизационные традиции, в силу чего создаваемые в ее рамках произведения «обычно не обладают структурной завершенностью, не звучат в живом исполнении одинаково даже дважды, что приближает их к традициям устной культуры, где импульсивность каждого отдельного исполнения приобретает ведущее значение. Произведения поп-музыки — это свободные вокально-инструментальные формы, развертывающиеся в виде потока импровизации. Нарочитая примитивность интонационных формул, многократные повторения той или иной попевки, свободная фразировка на фоне активной метроритмической пульсации создают большую напряженность, ошеломляют, оглушают и одурманивают слушателей, нередко доводя как исполнителей, так и аудиторию до гипнотического состояния» Михайлов Дж. К. Поп-музыка // Музыкальная энциклопендя: В 6 т. М., 1978.

Подобное состояние чаще всего достигается с помощью самых примитивных средств, в частности сверхмощного звучания, и поп-музыка чуть ли не полностью отказывается от широко распространенной в эстрадной (в буквальном смысле слова легкой) музыке интимной манеры исполнения, столь ярко демонстрируемой французскими шансонье. Ее заменяет пение подчеркнуто непрофессиональными, «необработанными» голосами, с использованием открытого звука, сознательно искажаемого звукоизвлечения и неестественных тесситур (высотный уровень исполнения музыкальной партии). По существу поп-музыка отказывается от попыток установить контакт с отдельным слушателем. Ей нужна только толпа, которую образуют «деиндивидуализированные индивиды».

Глава 2. Современная музыкальная ситуация

Эстрадная музыка с 20-х годов прошлого века находится в центре внимания деятелей культуры и искусства, исследователей в различных областях знания, выступая как предмет полемики на страницах периодической печати и споров в научных кругах. На протяжении всей истории отечественного эстрадного искусства отношение к нему неоднократно менялось. В отечественной науке сложилась традиция рассматривать эстрадное искусство, и в этом контексте джаз, а затем и рок-музыку, как проявления массовой культуры, которые становились объектом исследования в рамках социологии, социальной психологии и других общественных наук. Интерес культурологов и политологов к проблемам современной эстрады и социокультурным явлениям, порождаемых ею, не ослабевает и сегодня.

Ориентация России после 1991 года на систему общеевропейских политических и культурных ценностей, мощная экспансия через СМИ и индустрию звукозаписи западной рок-музыки в отечественное культурное пространство окончательно вытесняют старую, советскую терминологию из журналистского и научного обихода.

В последнее десятилетие почти не говорят и не пишут об эстраде, эстрадной музыке. Общепринятой становится западноевропейская и американская терминология: поп-музыка, шлягер, рок-музыка и все это определяется как массовые жанры музыки, массовая культура, то, что заполняет радиои телеэфир, звучит на дискотеках, распространяется на кассетах и компакт-дисках, обозначается «поп-хит». В последнее время происходит переосмысление старой и возникновение новой терминологии, появилась возможность использовать общепринятые во всем мире термины.

Сегодня главному потребителю масскульта — стремящемуся лишь к развлечению слушателю, именуемого как «человек-масса», довольно чуждо критическое, а точнее, аналитическое отношение к воспринимаемым музыкальным произведениям.

Современный человек-масса скептически относится к утверждениям о необходимости сознательно мыслить; он чаще всего полностью удовлетворен теми отношениями, которые установились у него с миром музыки, и вообще доволен своей посредственностью, естественно, не признавая ее наличия; он высмеивает непонятное и относится к нему свысока; понятным он признает лишь то, что воспринимается им практически исключительно на психофизиологическом уровне. Развлекающийся слушатель оказывается в принципиально по-иному организованном пространстве и ведет себя соответствующим образом: слушатели-зрители (современное концертное шоу можно назвать скорее объектом зрительного восприятия, чем слухового) пританцовывают, подпрыгивают в такт музыке, хлопают, кричат, смеются или даже плачут, утрачивая контроль над своими чувствами.

Пассивный развлекающийся слушатель оказывает заметное влияние на музыкальную ситуацию в обществе. Современная потребительская музыка, как и в давно прошедшие времена, оказалась полностью подчиненной тексту. Знание шлягера — это, прежде всего знание его текста, запоминанию которого должны способствовать музыкальные штампы и стандартизованные обороты. При этом подавляющее большинство исполняемых текстов не имеет ничего общего с поэзией: они глупы и банальны, шокируют убожеством своего содержания, совершенно беспомощны в поэтическом отношении. Множество подобных текстов отличают ироничность, подчеркнутая несерьезность и деланность, претензии на интимность и задушевность нередко выливаются в откровенную пошлость и тривиальность. В связи с коммерциализацией массовой музыкальной культуры все большую роль играют менеджеры, становящиеся главными действующими лицами шоу-бизнеса. Появляются новые понятия «музыкальный менеджмент», «менеджер шоу-бизнеса», «продюсирование».

Применение все более изощренных в технических возможностях музыкальных инструментов, все более сложной и совершенной техники превращает выступления хорошо оснащенных ансамблей в «видеоряд», сопровождаемый потоком звуков, обрушивающихся на аудиторию благодаря сверхмощной аппаратуре. Техника в своей экспансии по отношению к потребительской музыке (а в настоящее время можно говорить и о гораздо более значительной части музыкальной области, подвергшейся ее влиянию) пошла еще дальше: сейчас сама звукозапись выступает как одна из форм создания новых произведений. Появился новый тип композитора, который в одном лице объединяет процессы творчества, исполнения и реализации продукции. Можно говорить о композиторе-менеджере, который теперь все подчиняет реализации товара.

Иначе говоря, главным механизмом, диктующим «правила игры» в шоу-бизнесе, является рынок. Объект искусства выступает как товар; субъект, его воспринимающий — как потребитель. Восприятие искусства превращается в товарно-денежный обмен, регулятором и стимулятором которого служит реклама.

В результате чего пространство, изначально принадлежавшее в музыке человеку, стремительно уменьшается. Собственно человек изгоняется из мира потребительской музыки, уступая место технике — аппаратуре, техническим приемам звукозаписи и воспроизведения. Пытаясь остаться в этом мире, человек вынужден уподобляться техническому устройству, отказываться от тех человеческих свойств, которые являются избыточными в мире «искусственного искусства», где господствует Шлягер, обслуживаемый видящими в нем источник прибыли Техникой и Рынком.

Глава 3. Шоу-бизнес. Особенности российского шоу-бизнеса. Музыкальные реалити-шоу

ШОУ-БИЗНЕС (show business) — коммерческая деятельность в сфере развлекательных зрелищ.

В узком смысле слова шоу-бизнесом называют исполнение музыкальных номеров, рассчитанных на массовую аудиторию. Однако в более широком смысле слова к шоу-бизнесу относят не только музыкальную эстраду, но и многие другие близкие к ней по функциональному назначению виды деятельности: киноиндустрию, зрелищные спортивные состязания, развлекательные телепередачи, конкурсы красоты и даже музыкальное радиовещание. Наконец, в предельно расширительном истолковании говорят, что шоу-бизнес — это реклама, оптовая торговля и индустрия музыкальных и информационных программ, производство и тиражирование фильмов, фонограмм и аудиовизуальной продукции, коммерческая организация эстрадных групповых и индивидуальных выступлений актеров, певцов, торговля авторскими и смежными правами, создание музыкальных и видео-клипов, рекламных фильмов, буклетов, афиш, проспектов и прочего.

Для шоу особый смысл имеет тщательно продуманное и непременно экстравагантное оформление сцены, которое зачастую отличают нарочито организованная хаотичность, выставление напоказ того, что раньше тщательно маскировали и прятали (этот прием, как можно предположить, был позаимствован из арсеналов авангардистского искусства — изобразительного, театрального, архитектурного, например брута-лизма 1960—1970;х гг.). Следует несколько слов сказать и о внешнем виде музыканта.

Шоу-бизнес основан на эксплуатации популярности выдающихся исполнителей и артистов («звезд»), на имеджмейкерстве (создании имиджа) как разновидности предпринимательской деятельности. Имидж звезды современного шоу-бизнеса включает набор черт, которые обеспечивают ее «индивидуальность»: здесь и особая — продуманная манера (точнее, манерность) исполнения, и «вычисленное», «видеоклиповое» поведение на сцене, и в высшей степени яркие, броские, экстравагантные, нередко шокирующие костюмы — от стоящих огромных денег нарядов до специально и продуманно изодранных и замызганных тельняшек, маек или просто обнаженного тела артистов, и соответствующие костюмам, т. е. отличающиеся столь же удивительной изощренностью и сложностью, парики и прически или же их полное отсутствие: музыкант может быть в шляпе, с непричесанными и по внешнему виду давно не мытыми волосами, наконец, обрит наголо, и т. п. Над созданием имиджа «запускаемой в производство» поп-звезды работает отряд специалистов в области моды, косметики, пластики и т. п.

Главным лицом становится не артист, а продюсер (от англ. produce — продавать), который не только финансирует проекты, но и диктует артистам имидж и репертуар, подбирает техническое обеспечение, ведет переговоры со СМИ и т. д. Исполнители выступают как наемные работники, подчиняющиеся указаниям предпринимателя-продюсера и получающие, как правило, не слишком высокие гонорары. Успех любого шоу-проекта зависит от его соответствия изменчивым вкусам зрителей, поэтому продюсер должен не только быть специалистом по инвестициям и рекламе, но и глубоко разбираться в массовой культуре, «чувствовать зрителя».

Разнообразные световые, цветовые, шумовые, «атмосферические» и прочие эффекты призваны ошеломить, подавить, оглушить, короче, вызвать у слушателей состояние «балдения», «кайфа». «Эффект затуманивания сознания [ ] взят на вооружение легкой музыкой и социализирован ею. Тонкое воздействие этой музыки, с помощью которой образуется привычка, находится в самом странном противоречии с грубыми раздражителями. И потому легкая музыка является идеологией еще прежде всякого намерения, которое, может быть, сознательно вкладывается в нее или в ее беспомощные тексты» Адорно Т. В. Социология музыки // Избранное., СПб, 1998. Не оправданные ни музыкой, ни текстом исполняемого шлягера телодвижения и перемещения по сцене солиста, «подтанцовки» или даже всех музыкантов ансамбля, мельтешение разодетых и полураздетых тел также имеют своей целью способствовать возникновению именно состояния «кайфа». Современное музыкальное шоу — это оглушающее и ослепляющее театрализованное представление, где собственно музыке, вокалу, профессиональному исполнительству остается все меньше места и уделяется все меньше внимания; это шоу, которое предваряется, сопровождается и одухотворяется рекламой.

В России шоу-бизнес довольно молод относительно мировой практики. Само понятие «шоу-бизнес» появилось в нашей стране только с переходом к рыночным отношениям. До перестройки шоу-бизнеса не существовало как такового, поскольку в рамках административно-командной системы было невозможно выполнение одного из самых главных условий сферы шоу-бизнеса — осуществление коммерческой деятельности в полном смысле этого слова. шоу бизнес музыка эстрадный Сегодня российский шоу-бизнес развивается в строгом соответствии с законами рыночной экономики. Мелкие компании либо исчезают, либо скупаются более крупными. Крупные игроки, в свою очередь, все плотнее занимают рыночные ниши, не оставляя свободного места новичкам.

В течение последнего десятилетия прошлого века в нашей стране формируется система музыкального поп-рок-бизнеса с частными студиями звукозаписи, продюсерскими центрами, музыкальными радиостанциями (Радио-Рокс, Рокси, Европа Plus, Радио «хит», Эльдорадио, Максимум, Love радио, Русское радио, радио «Балтика», Мелодия, Русский шансон и др.) и музыкальными каналами телевидения (MTV, МузТВ). В русскоязычном Интернете с каждым годом появляется все больше информации о рок-культуре в целом, о зарубежной и отечественной рок-музыке. Большую популярность приобретают музыкальные Интернет-клубы, особый интерес представляет наличие в Интернете зарубежных сайтов на русском языке.

Проблемой для российского шоу-бизнеса (как и для мирового) остаются «пираты», тиражирующие аудиои видео-записи с нарушением авторских прав. По оценкам Международной ассоциации производителей фонограмм, в конце 1990;х — начале 2000;х в России доля пиратской продукции на аудиорынке составляла 60−75%, с развитием сети интернет в России с 2003 по 2007 год уровень пиратства не сдал своих позиций и составил 73%. После проведения антипиратской кампании в 2004 году было закрыто около 60 тыс. сайтов и 447 серверов пиринговых сетей, распространяющих нелегальный контент. В прошедшем году члены ассоциации IFPI инициировали 7 тысяч исков к частным и юридическим лицам, осуществляющим незаконное распространение музыки в Интернет. Орлов. С. Музыкальное пиратство в России: страсти накаляются (http://www.rusdoc.ru/articles/10 788/)

Производство «звезд» происходит тремя путями. Бывает, что талантливые артисты сами повышают свое мастерство, зарабатывая деньги клубными концертами, на свои деньги записывают успешный альбом и лишь затем подписывают контракт с какой-либо известной фирмой. Другой вариант — это поиск продюсерами потенциально хитовых исполнителей наугад (в частных клубах, в записях, поступающих «самотеком» в звукозаписывающие компании). Основным вариантом, однако, является конкурс исполнителей под конкретный продюсерский проект, когда не исполнитель ищет подходящего продюсера, а, наоборот, продюсер выбирает подходящего претендента на роль «звезды».

В последнее десятилетие на Российском телевидении проводилось и регулярно проводится огромное количество разнообразных проектов, нацеленных на создание новых «звезд». В основном, все они являются нашими версиями западных проектов, подобной направленности. Среди наиболее популярных можно назвать такие, как «Стань звездой», «Народный артист», «Фабрика звезд». Подобные музыкальные проекты проходят так же и в сети интернет.

В октябре 2002 Первый канал запустил реалити-шоу, призванного, по задумке создателей, сделать из обычных молодых людей известных певцов и музыкантов. За шесть лет на канале вышло 7 выпусков «Фабрики звёзд». Под руководством Игоря Матвиенко, Максима Фадеева, Александра Шульгина, Игоря Крутого, Виктора Дробышева, Аллы Пугачевой и Валерия Меладзе были созданы такие творческие коллективы как «Корни», «Фабрика», «Серебро», «КГБ», «Тутси». Проект подготовил и немало сольных исполнителей. Участники новой «Фабрики звезд» окажутся в жёстких условиях. — Time Out, № 33, 20 августа 2007 года. (http://www.timeout.ru/journal/feature/1588/)

Известный деятель российского шоу-бизнеса Александр Шульгин, музыкальный продюсер «Фабрики звезд-3» на Первом, убежден: именно на «Фабрике» сейчас происходит формирование нового типа эстрадной звезды: «-…Нам это в диковинку точно так же, как два года назад было в диковинку для 56 стран мира. С исторической точки зрения мы ничуть не отстаем в этом смысле. Искусственность «Фабрики» заключается в том, что жизнь там как раз более насыщена событиями, чем в реальности. То, чему в жизни артист учится в лучшем случае год-полтора, на «Фабрике» ужато до трех месяцев. В сутки ребята получают профессиональной «чистой информации» по 15 — 16 часов. В реальной жизни этого достичь было бы совершенно невозможно из-за банальной лености любого, даже талантливого человека. На «Фабрике» создан такой график, чтобы человек постоянно насыщался и развивался. А то, что это происходит на глазах у всей страны, в сущности, ничего не меняет. ]

— Года через два мы будем иметь принципиально иную картину на эстраде. В Англии (по состоянию на январь прошлого года) из «Топ-10» национального хит-парада четыре первых места занимали артисты из местных «Фабрик звезд». В Испании весь «Топ-10″ - выходцы из телешоу. Далее приведу данные самых успешных продаж синглов в Англии: сингл Элтона Джона памяти принцессы Дианы — 200 тысяч копий. А первый сингл проекта Hear’n’Say, вышедшего из местной „Фабрики звезд“, — 600 тысяч копий. Участники двух других аналогичных телепроектов продали по 4,5 и соответственно 4,2 миллиона синглов внутри Англии. Для сравнения: Мадонна столько же дисков продала в масштабах ВСЕГО мира… Понимаете, появление телефабрик — это не случайность на обочине шоу-процесса, а самая что ни на есть закономерность. Игры закончились. „Фабрика звезд“ — это генеральная линия развития нынешней мировой эстрады. Телеконкурсы возобновляют практику выявления звезд национального масштаба, что в последние десять лет было большой проблемой». Третья «Фабрика». Игры закончились.- Журнал «Огонек», № 41, 11 Ноября 2003 года

(http://blog.shulgin.com/blog.post.comment/)

В 2005 году это шоу было признано самым прибыльным телевизионным проектом. Создатели программы зарабатывали на СМС-голосованиях. Так, прибыль от СМС-розыгрышей только одной из «Фабрик» превысила $ 1 млн. Пасьетский, Д.Разыгрались. — Российские вести, № 42 (1797), 22 ноября 2005 года. (http://rosvesty.ru/1797/economics/) Доход приносит и выпуск журнала «Фабрика». По окончании очередного телевыпуска в продаже оказывались компакт-диски с записью участников, расходившиеся тиражами до 500 тыс. экземпляров. После шоу участники ездили в турне по стране. На первых концертах удалось заработать $ 1,5−2 млн, вторая и третья «Фабрики» принесли около $ 1,5 млн, сборы четвёртой достигли $ 2,5−3 млн. Кононенко, М. «Фабрика звёзд» — самый прибыльный проект в российском шоу-бизнесе. Кому он приносит доход? — Русский Форбс, август 2005.(http://newsmusic.ru/news3_1037.htm)

Фабрика звезд — лицензионная калька с придуманного голландской компанией Endemol телешоу Fame Academy. Но от своего прародителя российский проект отличается коренным образом, что и отмечено в названии. Организаторов Fame Academy («Академия славы») участники шоу интересуют только во время записи программы — после завершения проекта каждый «студент» может распоряжаться полученными знаниями по своему усмотрению. А «Фабрика звезд» готовит товар, из которого владельцы производства будут извлекать прибыль вплоть до истечения срока годности.

В 2004 году телеканал ВГТРК «Россия» запустил новое музыкальное шоу, схожее по формату с программой «Стань звездой», но предусматривавшее выбор только одного победителя, — «Народный артист». Участники «Стань звездой» теряли товарищей, как на войне. Скоро их останется только 50. — сайт телеканала Россия (http://www.rutv.ru/) Проект выходил на канале трижды, до 2006 года. Степанова, Н. Фабрики народных артистов. — Известия, 15 марта 2006 года. (http://www.izvestia.ru/tv/article3089292/) По экспертным оценкам, первые музыкальные реалити-шоу на втором телеканале создали сильную конкуренцию «Фабрике звёзд». Первый канал предпринял ряд контрмер, выглядевших подобием холодной войны ВГТРК, например перекупил ведущих шоу «Стань звездой» Фёклу Толстую и Ивана Урганта. Кузина, М. ЭРНСТ & ДОБРОДЕЕВ. — Профиль, № 5 (467), 13 февраля 2006 года. (http://www.profile.ru/items/?item=17 924)

Заключение

Шоу-бизнес в России за 17 лет своего бурного развития, к сожалению, так и не сумел стать легитимной цивилизованной структурой в отличие от своих «коллег» в Европе и США. И именно проблема музыкального пиратства и нарушение авторских прав в целом являются серьезным препятствием, стоящим на пути вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Большой урон исполнители и правообладатели несут за счет распространения контрафактной аудиои видео — продукции, продажи которой занимают ведущие позиции теневого рынка.

В кризисные времена все изменилось. В рекорд-бизнесе существенно уменьшился запас капитала, и компании стали активно искать начинающих артистов, на которых, при минимальных вложениях, можно (не без некоторого риска, конечно) заработать стабильную прибыль. Соответственно, можно сделать вывод, что в моменты финансовой нестабильности у начинающих исполнителей больше всего шансов заключить контракт с рекорд-компанией.

На пути развития шоу-бизнеса в нашей стране много преград — слабая законодательная база, несовершенная налоговая политика, слабая экономика (в том числе слабая покупательская способность населения).

И все же, несмотря на определенные трудности за последние годы рекорд-бизнес в России действительно стал более профессиональным, появились специалисты высокого класса. Но сегодня, сегодня, когда можно говорить о полном признании эстрадно-джазовой стилистики мастерами классической музыки как серьезного направления в музыкальном искусстве, возникает потребность не в единичных профессионалах, а в создании специальной системы подготовки специалистов в этой области музыки. Иными словами, появилась необходимость в создании отечественной профессиональной школы в стилистике эстрадно-джазовой, массовой поп-музыки.

Постепенно в российском шоу-бизнесе стали проявляться и общемировые закономерности.

Российский шоу-бизнес сегодня — это страна, которой нет на географических картах, но все знают о ней, ибо каждый, даже ребенок, знает почти всех ее жителей. И каждый попавший туда старается занять теплое прибыльное местечко на ее просторах. Кому-то это удается, и он становится почетным жителем, а кто-то лишь временным обитателем. И эта страна сурова и безжалостна ко всем без исключения. Но борьба за право на место жительства идет серьезная. Ведь каждый день приходится сражаться за это место. Даже и удержаться не всегда удается. Ведь есть звезды временные, у которых звезда быстро гаснет, а есть те, у которых наоборот все ярче и ярче горит, удивляя, радуя нас.

Михайлов Дж. К. Поп-музыка // Музыкальная энциклопедия: В 6 т. — М., 1978.

Кузнецов Е. М. Из прошлого русской эстрады. — М., 1958

Адорно Т. В. Социология музыки // Избранное. — СПб, 1998.

Рыбакова Е. Л. Развитие музыкального искусства эстрады в современной России: традиции, перспективы исследования. — СПб, 2007.

Мировая политика и идейные парадигмы эпохи: Сб. статей. — СПб., 2004

Парадигмы культуры XXI века в исследованиях молодых ученых: Сб. статей. — СПб., 2009.

Массовая культура: Учебное пособие / К. З. Акопян, А. В. Захаров, С. Я. Кагарлицкая и др. — М., 2004.

Кузнецов Е. М. Из прошлого русской эстрады. М., 1958 (http://www.ruscircus.ru/)

Третья «Фабрика». Игры закончились.- Журнал «Огонек», № 41, 11 Ноября 2003 года (http://blog.shulgin.com/blog.post.comment/)

Пасьетский, Д.Разыгрались. — Российские вести, № 42 (1797), 22 ноября 2005 года. (http://rosvesty.ru/1797/economics/)

Кононенко, М. «Фабрика звёзд» — самый прибыльный проект в российском шоу-бизнесе. Кому он приносит доход? — Русский Форбс, август 2005.(http://newsmusic.ru/news3_1037.htm)

Участники «Стань звездой» теряли товарищей, как на войне. Скоро их останется только 50. — сайт телеканала Россия (http://www.rutv.ru/)

Степанова, Н. Фабрики народных артистов. — Известия, 15 марта 2006 года. (http://www.izvestia.ru/tv/article3089292/)

Кузина, М. ЭРНСТ & ДОБРОДЕЕВ. — Профиль, № 5 (467), 13 февраля 2006 года. (http://www.profile.ru/items/?item=17 924)

Политика — вершина шоу-бизнеса. — М.: Алкигамма, 2001. http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-85 966.htm

Участники новой «Фабрики звезд» окажутся в жёстких условиях. — Time Out, № 33, 20 августа 2007 года. (http://www.timeout.ru/journal/feature/1588/)

Орлов. С. Музыкальное пиратство в России: страсти накаляются (http://www.rusdoc.ru/articles/10 788/)

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой