Управление конкурентоспособностью туристических организаций в условиях кризиса
Также в докладе «О ситуации на российском рынке» президентом туристического холдинга «Мегаполюс Турс» Эдуардом Кузнецовым, говорится, что спрос на туристические услуги в 2009 году снизился на 40−50%, что объясняется высокой стоимостью туров. Такие причины как, снижение объемов продаж, утрата лояльности сотрудников, падение мотивации менеджмента топ-уровня, глобальное изменение маркетинговых… Читать ещё >
Управление конкурентоспособностью туристических организаций в условиях кризиса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной курсовой работы является разработка комплекса мероприятий по развитию и повышению конкурентоспособности туристической организации в условиях кризиса.
Целесообразным представляется использование комплекса подходов, методов и процедур в практике, позволяющих каждой российской организации, занимающейся обслуживанием туристов, выжить во время финансового кризиса, то есть, занять стабильное и устойчивое положение на рынке, сформировать конкурентоспособные активы и, вследствие чего, сделать российский туризм конкурентоспособным.
Важность и актуальность данной проблемы и определила цель и задачи курсовой работы.
Для реализации поставленной цели были выявлены следующие задачи:
Ш Обоснование теоретической и практической актуальности
• определение проблемы развития конкурентоспособности туристических организаций на основе анализа рынка и деятельности отдельной организации, обоснование актуальности данной тематики (графики круглые, макро и микро расчеты на рынке)
• сравнение взглядов различных авторов по данной проблеме
• создание дерева проблем Ш Определение теоретических подходов для решения класса задач
• определение различных методологий решения проблемы управления конкурентоспособностью в организации
• доказательство использования определенных методов решения проблем как один из способов устойчивого развития организации Ш Практическое применение выработанной методологии в реальных условиях Объектом данного исследования является: туристическая организация ООО «Регион-Тур».
Предметом данного исследования является: использование управленческих методов решения проблем организации для её эффективного развития.
1. Практическая и теоретическая актуальность
1.1 Характеристика внешней среды компании
Актуальность темы
: «Управление конкурентоспособностью туристических организаций в условиях кризиса» обуславливается тем, что в настоящее время, индустрия туризма является динамично-развивающейся отраслью международной торговли туристическими услугами. На протяжении финансового кризиса, многим туристическим организациям необходимо было создавать эффективные условия для развития предпринимательства в сфере туризма, а такие факторы, как отсутствие реальных инвестиций, дефицит квалифицированных кадров и отсутствие маркетинговой политики привели к необходимости создания эффективных мер для того, чтобы успешно конкурировать и быть конкурентоспособными. Следовательно, компаниям необходимо осуществлять определенный комплекс мероприятий и совершенствовать свои стратегии для успешного функционирования на рынке.
Немаловажно, что Российский туристический рынок один из первых был подвержен удару финансового кризиса, по причине того, что российский рынок туристических услуг значительно зависит от уровня финансовых возможностей иностранных туристов, что напрямую зависит от показателя экономической стабильности западных стран.
По данным Российского союза туриндустрии, Росстата, можно увидеть значительные изменения в темпе прироста туристов, выезжающих из-за границы в Россию (Табл.1).
Таблица 1. Въезд иностранных туристов в Россию в 2003;2010 гг., по странам (поездки) В соответствии с данными на таблице 1, можно сказать, что показатели по въездному туризму не столь оптимистичны. По-прежнему, наибольшим спросом пользуется туры в Россию у граждан Германии, Китая, Италии, Японии, Южной Кореи, Нидерландов, Израиля, Турции. В то же время, значительный спад туристического потока произошёл из стран Финляндии, США, Великобритании, Литвы, Испании, Швеции, Швейцарии, Норвегии, Греции и Канады.
Ниже представлен рисунок популярности нашей страны у иностранных туристов в 2010 году (Рис.1).
Рисунок 1. Въезд иностранных граждан в РФ 2010 года
Данные на рисунке 1 наглядно демонстрируют интерес иностранных туристов к нашей стране.
Важно отметить, что практически всем странам СНГ в 2010 году, необходимо предпринимать значительные усилия по преодолению кризиса в сфере туризма и стараться улучшать условия для въезда иностранных граждан.
Для дальнейшего развития въездного туризма и увеличения туристов в Россию из-за границы, необходимо укреплять международные связи и создавать более привлекательные условия для путешествий иностранных туристов. Отсюда, туристическим организациям необходимо совершенствовать свои стратегии, изменять корпоративную политику, расширять ассортимент услуг и улучшать качество предоставляемых услуг, тем самым, сформировать конкурентоспособные активы и перехватить стратегические инициативы у конкурентов.
В настоящее время проблема конкурентоспособности актуальна для национальной экономики и для ее организаций. В первую очередь это диктуется требованиями экономической безопасности самих предприятий, для поддержания которой на должном уровне необходима их высокая конкурентоспособность.
По словам Генерального секретаря UNWTO Taleb Rifai, выступая на одной из пресс-конференций, 2009 год был оценен, как «один из самых сложных периодов для туристической индустрии в долгосрочной перспективе». Чтобы избежать потери финансовых средств, туристы должны в первую очередь смотреть не на низкие цены, а на финансовую устойчивость туроператора, что говорит о необходимости активной политики в области брендинга и усиления репутации в глазах потребителей.
Также в докладе «О ситуации на российском рынке» президентом туристического холдинга «Мегаполюс Турс» Эдуардом Кузнецовым, говорится, что спрос на туристические услуги в 2009 году снизился на 40−50%, что объясняется высокой стоимостью туров. Такие причины как, снижение объемов продаж, утрата лояльности сотрудников, падение мотивации менеджмента топ-уровня, глобальное изменение маркетинговых стратегий — стали серьёзными препятствиями для организаций на пути к повышению уровня конкурентоспособности на рынке. Более того, ситуация осложняется тем, что многие туроператоры не способны отвечать по своим обязательствам перед своими партнерами, надеясь на рост оборотных средств Эдуард Кузнецов. В полном объеме кризис даст о себе знать на туристическом рынке в конце января-начале февраля. 18.11.2008. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.m-marketing.ru/crisis/152/250/.
Кроме того, согласно заявлению пресс-секреторя ВАО «Интурист» Юлии Крыловой, ещё многим компаниям придётся прекратить своё существование, так как значительный рост стоимости авиационного керосина вызовет рост стоимости путёвок, где вырастут издержки, что усилит конкурентную борьбу на рынке.
Также, по словам Юлии Крыловой, важно отметить, что большинство финансово-неустойчивых туристических компаний стремятся объединиться с более надежными холдинговыми компаниями, такие как «Интурист». Как результат, согласно большинству прогнозов, с рынка будут вынуждены уйти, как минимум, 10% турфирм, как крупные, так и мелкие туроператоры. И для того, чтобы выжить в данной сложившейся ситуации на рынке, компаниям необходимо иметь высокий уровень HR, обладать высоким уровнем финансовой устойчивости, владеть способностью трезво оценивать риски и дальнейшие перспективы Ольга Шевцова, Екатерина Шохина. На туристическом рынке появляются первые жертвы финансового кризиса. 16.01.2009. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://expert.ru/2009/01/16/turizm_krisis/.
Согласно различным мнениям и точкам зрения авторов и представителей организаций, можно согласиться с высказыванием, что на самом деле финансовый кризис стал глобальной проблемой для успешного функционирования на рынке. Спад туристического потока на рынке, снижение узнаваемости брендов многих организаций, повышение цены на керосин, отсюда, повышение издержек и снижение выручки — всё это послужило причиной снижения объёма продаж и чистой прибыли многих организаций.
Для того чтобы удержать своих постоянных клиентов, поддерживать устойчивое увеличение продаж, оптимизировать расходы и максимизировать прибыль, необходимо сконцентрироваться на пятом бизнес процессе — продажи, иными словами, удержать клиентов различными способами.
Как было описано выше, большинство организаций в силу появления финансового кризиса, испытали на себе значительные сложности и проблемы в процессе развития и были вынуждены осуществить значительные изменения внутри организации: разработать различные мероприятия по сокращению издержек и оптимизации расходов; пересмотреть уже существующие стратегии; изменить концепции продвижения продуктов или услуг; сократить персонал; изменить маркетинговую политику. Всё это осуществлялось для успешного развития и функционирования на рынке.
Большинство организаций используют различные и равносторонние методы решения своих проблем, однако, для каждой существует свой индивидуальный план действий, который был бы именно для неё более эффективный и результативный. Однако стоит отметить, что рынок устроен так, что покупатели оказывают огромное влияние на возможное развитие продуктов и услуг компании на рынке. Чтобы удовлетворять потребности клиентов, организациям необходимо исследовать рынок, прогнозировать его тенденции и разрабатывать различные методы дальнейшего развития.
Одним из таких методов является маркетинговые исследования, так как это самый верный путь к знаниям о внешней среде, в которой существуют предприятия. Полученная от неё информация играет важную роль в принятии последующих управленческих решениях, благодаря которой организация могла бы занять более благоприятную позицию на рынке. В нашем случае это будет проведение маркетинговой кампании, как часть маркетингового исследования, другими словами это рекламные мероприятия.
К примеру, одна организация выпускала рекламное обращение, продолжительность. в тридцать секунд, через некоторое время, она решила переключиться на выпуск пятнадцати секундного ролика. Однако, проводя исследование, организация выяснила, что данный переход не принесёт ей ценности, так как людям будет тяжело воспринимать такое быстрое рекламное обращение. Именно поэтому, прежде чем проводить какое-либо исследование, необходимо оценить её эффективность, так как это может быть причиной высокого риска и неэффективного использования денежных средств.
Согласно словам доцента кафедры маркетинга и рекламы Российского университета кооперации Центросоюза РФ в статье: «Современные тенденции в применении методов маркетинговых исследований», потребность в осуществлении этих исследований постепенно возрастает. В первую очередь, это связано с кризисными явлениями в экономике. Например, кризис в начале 1970;х гг. в Европе, поспособствовал повышению спроса на проведения маркетинговых исследований. Наибольший интерес представляет и то, как изменяются методики их проведения. Согласно оценкам экспертов Гильдии Маркетологов, в 2008 году, объем российского рынка маркетинговых исследований вырос на 40% по сравнению с предыдущим годом.
Из общего объема маркетинговых исследований около 65% приходится на долю количественного, чуть более 30 — качественных. Это говорит о том, что применение количественного анализа как инструмента проведения маркетингового исследования является очень важным для получения более точных результатов Гришина Вера Тихоновна. Современные тенденции в применении методов маркетинговых исследований. Журнал: «Маркетинг и маркетинговые исследования», #5, 2009 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://grebennikon.ru/article-ukbq.html.
Однако устоявшаяся конкуренция требует, чтобы представители организаций применяли более сложные инструменты маркетинговых исследований для точных результатов.
По словам старшего научного сотрудника Уральского государственного университета и аналитика компании «Экском», «среди многих специалистов по рекламе до сих пор нет единого мнения по поводу конкретности использования экономических и финансовых критериев эффективности маркетинговых исследований по изменению объёма продаж, доли рынка, прибыли и уж тем более стоимости фирмы. Невозможно точно оценить этот „вклад“ в динамику продаж. Но современные тенденции в области маркетинга позволяют нам усомниться в справедливости этого вывода. Эффективность от проведения маркетинговых кампаний можно спрогнозировать с помощью математических моделей» Шматов Георгий Артемович. Оценка эффективности рекламы методом дисконтированных денежных потоков. Журнал: «Маркетинг и маркетинговые исследования», #3, 2005 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://grebennikon.ru/article-DrW9.html.
Также, согласно статье Дмитрия Андронова — директора по маркетингу компании «Автодин», в большинстве американских компаний, норма возврата инвестиций в рекламу не достигает даже единицы. Маркетинг требует внушительных инвестиций, однако их эффективность недостаточно часто рассчитывается. А если же и рассчитываются, то результаты получаются шокирующими. Отсюда, маркетинговая активность организации может быть малоэффективна. Следует большое внимание уделить приёмам математической статистики, так как все принимаемые серьёзные решения базируются на цифрах. А их точность является показателем снижения управленческого риска, за который несёт ответственность представитель организации Андронов Дмитрий Николаевич. От эффективности рекламы к эффективности маркетинга. Журнал: «Маркетинговые коммуникации», #3, 2004 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://grebennikon.ru/article-F2oQ.html.
Согласно вышеописанным взглядам многих представителей организаций, один из методов вычисления эффективности от проведения маркетинговой кампании, как часть маркетингового исследования, является количественный анализ, так как он связан с математическими вычислениями и более эффективный для принятия дальнейших управленческих решений. Также, с помощью использования количественного метода, как инструмента, можно снизить риск принятия неверных или ошибочных решений.
Проведение маркетинговой кампании является самым целесообразным методом для эффективного введения бизнеса, что позволит получить конкурентные преимущества, выявить отношение клиентов к оказываемой организацией услуге, определить оптимальный вариант позиционирования услуг и дать оценку стратегической деятельности организации.
Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что данная тематика действительно является актуальной, что подтверждается большим количеством статей, касающейся данной проблемы и это обуславливает необходимость проведения более детального анализа на примере организации ООО «Регион-тур».
1.2 Характеристика внутренней среды компании конкурентоспособность туристический ликвидность финансовый ООО «Регион-Тур» — организация, которая занимается предоставлением туристических и транспортных услуг. На рынке компания работает с 1997 года.
Туристическая организация «Регион-Тур» является одновременно и турагентом и туроператором. То есть, фирма разрабатывает маршруты как туроператор, и продает их туристам и другим агентствам, в то же время, фирма «Регион-Тур», как турагент, приобретает туры у других фирм, и так же продает их туристам.
Также, организация специализируется на транспортном обслуживании предприятий, предоставляя полный спектр услуг в области пассажирских перевозок:
· транспортное обслуживание совещаний, конференций и семинаров;
· доставка сотрудников, посетителей и клиентов к офису, предприятию, торговому комплексу;
· встречи в аэропортах, на вокзалах, в том числе трансфер;
· перевозка участников массовых мероприятий;
· перевозка организованных групп (в том числе детские перевозки);
· другие виды транспортных услуг по Вашему желанию.
Рисунок 2. Структура основных услуг организации
В соответствии с данными на рисунке 2, видно, что компания в основном развивается за счет продаж туристических услуг. Её доля составляет 80%, в то время как доля транспортных услуг составляет 20%.
ООО «Регион-Тур» имеет 2 филиала:
· Филиал ООО «Регион-Тур» в г. Наро-Фоминск
· Филиал ООО «Регион-Тур» в г. Калуга В плане работы с международными турами, «Регион-Тур» является турагентом и сотрудничает со многими крупными туроператорами России по различным направлениям:
ь Tez Tour
ь Пегас Тур ь Coral Travel
ь ООО «Евротур и К»
Что же касается поставщиков, то компания использует различные виды предоставляемых услуг следующими поставщиками (см. таблицу 2.)
Таблица 2. Основные поставщики фирмы Организационная структура данного предприятия относится к линейно-функциональной. Этот вид структуры наиболее приемлем для турфирмы, так как она имеет небольшой штат сотрудников.
1.3 Анализ финансово-экономического положения организации
С целью получения более подробной информации о главных проблемах и недостатков компании, необходимо провести ряд финансово-экономических анализов, поскольку способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов.
Таблица 3. Вертикально-горизонтальный анализ доходности предприятия по показателям прибыли (в тыс. руб.)
По выше представленным расчетам мы можем увидеть, что по всем показателям в компании произошло снижение, и как результат, отрицательный финансовый результат. Компания понесла убытки на 40% по сравнению с базисным периодом.
Проведем оценку динамики и структуры показателей прибыли.
Рисунок 4. Удельный вес показателей прибыли к выручке от реализации товаров и услуг в 2008 и 2009 годах
В соответствии с данными на рисунке 4, отчётливо видно, что удельный вес показателей прибыли к выручке от реализации товаров значительно изменился в отчётном году по сравнению с базисным годом. Важно отметить, что показатель удельного веса себестоимости проданных товаров, в 2009 году сократился на 4,3% по сравнению с базисным периодом, однако данное снижение вызвано не повышением эффективности деятельности предприятия, а по причине сокращения объёмов продаж, вызванных финансовым кризисом. Что свидетельствует о снижении эффективности деятельности предприятия.
Рисунок 5. Удельный вес показателей прибыли к прибыли до налогообложения в 2008 и 2009 годах
Базируясь на показателях, рассчитанных выше, можно заметить небольшие изменения удельного веса прибыли от реализации в соотношении к прибыли до налогообложения в отчетном и базисном периодах. Удельный вес показателя прибыли от реализации к прибыли до налогообложения незначительно снизился в отчетном периоде по сравнению с базисным, по причине снижения удельного веса прочих операционных расходов на 0,2%.
Рисунок 6. Удельный вес показателей прибыли к прибыли до налогообложения в 2008 и 2009 годах
В соответствии с данными на рисунке 6, отчётливо видно, что в 2009 году, по сравнению с базисным годом, удельный вес показателя налога на прибыль значительно уменьшился, по причине сокращения налоговой ставки на 4%. Это положительно повлияло на компанию, так как она сэкономила 34,88 тыс. руб. Однако, данная сумма никак не отразилась в балансе компании, в первую очередь, из-за снижения объёмов продаж в период финансового кризиса.
На основании данных, полученных в результате проведения финансово-экономических анализов, можно сделать вывод, что финансовое состояние организации существенно ухудшилось по сравнению с базисным периодом. Несмотря на осуществляемые компанией усилия по управлению издержками и уменьшению своих управленческих и прочих расходов, её темп прироста чистой прибыли является отрицательным и составляет — 48,9%.
Анализ рентабельности
1. Рентабельность продукции:
Рп = ПРП / Себ*100%
Рпб = (1532 / 6540) * 100% = 23%
Рпо = (890 / 5200) * 100% = 17%
Это означает, что организации на конец года получила на 6 коп. меньше с рубля затрат на реализацию продукции по сравнению с началом года.
2. Рентабельность продаж:
Рпр = Пб / V *100%
Рпрб = (1497/ 8260)* 100% = 18%
Рпро = (872/ 6100) * 100% = 14%.
Характеризует эффективность предпринимательской деятельности. Это означает, что предприятие на конец года по сравнению с базисным получило на 4 коп. меньше прибыли с каждого рубля реализации.
3. Экономическая рентабельность (рентабельность активов):
Ра = Пб / А *100%
Раб = (1497 / 22 077) * 100% = 7%
Рао = (872 / 20 571) * 100% = 4%
Рост экономической рентабельности активов на 3% в отчётном году по сравнению с базисным, привёл к снижению эффективности предприятия в расчёте 3 копеек с рубля активов.
4. Рентабельность основного реального капитала:
РОРК= Пб /ОПФ *100%
РОРКб= (1497 / 6709) * 100% = 22%
РОРКо= (872 / 5897) * 100% = 15%
Спад рентабельности основного реального капитала на 7% в отчётном году по сравнению с базисным привёл к снижению доходов организации в расчете 7 рублей с рубля основного реального капитала.
5. Рентабельность собственного капитала:
РСкп= Пб /Скп *100%;
Скп — III раздел пассива баланса РСкпб= (1497/ 12 678) * 100% = 12%
РСкпо= (872/ 12 135) * 100% = 7%
Рентабельность собственного капитала снизилась на 5% в отчётном году по сравнению с базисным годом. Отсюда, компания получила на 5 коп. меньше прибыли с рубля собственного капитала.
6. Рентабельность собственного и долгосрочного заемного капитала:
РСДЗК= Пб /(Скп + Кдз)*100%
РСДЗКб= 1497/ (12 678 + 1095) * 100% = 11%
РСДЗКо= 872 / (12 135+ 1086) * 100% = 7%
Рентабельность собственного и долгосрочного заёмного капитала уменьшилась на 4% в компании в отчётном году по сравнению с базисным. Следует отметить, что предприятие в конце года получило на 4 коп. меньше прибыли с рубля срочного и долгосрочного заемного капитала.
Таблица 4. Показатели рентабельности продаж Проведем анализ структуры имущества предприятия и источников его формирования.
Таблица 5. Сводный сравнительно-аналитический баланс На основе данных проведённых в финансовой отчетности (формы N 1 «Бухгалтерский баланс») проведем анализ имущества предприятия и источников его формирования.
Таблица 6. Структура имущества На основе данных таблицы 6, видно, что на конец года произошли кардинальные изменения, и активы организации уменьшились на 1506 тыс. руб. У предприятия произошло резкое снижение оборотных средств на 1823 тыс. руб., в основном за счет снижения денежных средств на 1645 тыс. руб. в отчетном периоде и роста дебиторской задолженности на 1577 тыс. руб. Основной причиной снижения внеоборотных средств послужило сокращение основных средств на 812 тыс. руб., что свидетельствует о нерациональном использовании финансовых ресурсов организации.
Таблица 7. Источники финансирования Данный анализ рассматривает пассив баланса, сведения которого позволяют определить изменения заёмного и собственного капитала. По данным таблицы 6, наблюдается ситуация нестабильного характера. На конец отчетного периода отмечено некоторое уменьшение собственного капитала организации с 12 678 тыс. руб. до 12 135 тыс. руб., Однако, показатель краткосрочной задолженности предприятия существенно превосходит показатель долгосрочных обязательств, не смотря на то, что произошёл рост долгосрочной задолженности.
Рисунок 7. Структура капитала организации за отчетный период
На основании рисунка 7, можно сделать вывод, что организации необходимо краткосрочные обязательства конвертировать в долгосрочные обязательства, чтобы снизить долговую загрузку предприятия в текущий период.
Анализ ликвидности баланса Суть данного анализа заключается в возможности организации обратить свои активы в наличность и погасить свои платежные обязательства денежными средствами.
Таблица 8. Анализ ликвидности баланса Данный баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются следующее соотношения:
А1? П1
А2? П2
А3? П3
А4? П4
Как видно из таблицы 8, из четырёх соотношений выполняются все, за исключением одного. Недостаток денежных средств, в базисном и отчётном периодах, является основной причиной невыплаты наиболее срочных обязательств. В 2009 году предприятие не смогло покрыть наиболее срочные обязательства денежными средствами, так как разница между ними составила 5398 тыс. руб. Также, хочется отметить, что быстрореализуемые активы превышают краткосрочные обязательства, это означает, что предприятие в течение года имело возможность реализовать свои быстро реализуемые активы и погасить краткосрочные обязательства.
На основе полученной информации, можно сделать вывод, что состояние ликвидности организации можно охарактеризовать как относительно устойчивое, так как предприятие попадает в зону допустимого риска.
Анализ платежеспособности предприятия Таблица 9. Оценка платежеспособности Согласно результатам данного анализа, коэффициент текущей ликвидности имеет значение 1,46 по состоянию на конец периода. Но, несмотря на такой показатель, стоит отметить и положительную динамику — в отчетном году данный коэффициент вырос на 0,13 или на 9,77%.
Коэффициент быстрой ликвидности за отчетный период также оказался ниже допустимого. Это говорит о том, что у компании недостаточно ликвидных активов для погашения краткосрочных обязательств.
Коэффициент абсолютной ликвидности у организации очень низкий и составил 0,36, а на конец года вообще опустился до 0,18. Можно сделать вывод, что у предприятия наблюдается серьёзный недостаток денежных средств по состоянию на конец периода, и как видно из результатов анализа платежеспособности предприятия, в дебиторской задолженности сосредоточена наибольшая часть активов предприятия. Это прямо свидетельствует о том, что компания не в состоянии погасить краткосрочные долги, что может привести к снижению уровня ликвидности.
Таким образом, анализ ликвидности и платежеспособности организации показал, что баланс является не платежеспособным. И чтобы улучшить своё финансовое положение, организации необходим оптимальный уровень оборотных средств, для того чтобы обеспечить рост прибыли и платежеспособность предприятия.
Анализ финансовой устойчивости предприятия Следующей важной задачей финансового анализа предприятия является исследование показателей финансовой устойчивости, что дополняется расчетами финансовых коэффициентов:
Таблица 10. Показатели финансовой устойчивости В соответствии с данными в таблице 10, можно сделать следующие выводы:
— организация не злоупотребляет заёмными средствами, о данном факте говорит коэффициент капитализации, так как его значение меньше нормы 1;
— коэффициент автономии по состоянию на конец периода составил 0,59, что свидетельствует об уравновешенности заёмного и собственного капитала;
— на конец отчетного периода заметен некоторый рост коэффициента маневренности собственного капитала на 46,15%, однако данный уровень показателя считается недостаточным, поэтому предприятию следует разобраться в целесообразности вложения во внеоборотные активы;
— по состоянию на конец года произошло небольшое повышение коэффициента обеспеченности собственными источниками финансирования на 46,7% по сравнению с предыдущим годом, что говорит об улучшении финансового состояния предприятия.
— по коэффициенту финансовой устойчивости видно, что финансовое состояние организации относительно стабильное, так как Кф.у. больше нормы 0,6 и составляет на конец периода 0,64.
Согласно проведённому финансовому анализу, можно сделать следующие выводы:
1) Произошло резкое снижение чистой прибыли организации на 440,12 тыс. руб.
2) Значительно снизился объём продаж по причине возникновения финансового кризиса.
3) Участились случаи невыплат покупателями и заказчиками, что привело к росту дебиторской задолженности.
Данные анализы отражают состояние предприятия, основываясь на балансе. Сегодня же в жесткой конкурентной борьбе недостаточно полагаться только на финансовую отчётность, для более глубокого изучения состояния компании следует провести исследование, основанное на анализе её внутренней и внешней среды.
Во время кризисного периода, многим туристическим организациям следует придавать большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счет которых они могли бы повысить свою конкурентоспособность и обеспечить успех.
SWOT-анализ Фундаментом в системе менеджмента является модель стратегического управления (матрица SWOT), которая позволяет, прогнозируя будущее и отслеживая изменения во внешней и внутренней среде, выявить цели и достичь их реализации. Игнорирование таких сфер стратегического управления, как аудит внешней (изменение потребностей клиентов, поведение конкурентов и поставщиков) и внутренней среды (динамика рабочей силы, финансовое положение), может привести к увеличению рисков организации ООО «Регион-тур».
Исходя из этого, основным инструментом стратегического управления, была выбрана матрица «качественного» стратегического анализа (SWOT).
Изучение потребителей и конкурентов, а также условий конкуренции позволяет турфирме определить ее преимущества и недостатки перед соперниками, выработать успешные конкурентные стратегии и поддержать свои конкурентные преимущества. Турфирма должна знать, в какой степени она конкурентоспособна по отношению к другим субъектам данного рынка, так как высокая степень конкурентоспособности является гарантом получения высоких экономических показателей в рыночных условиях.
Как показывает практика многие аналитики и экономисты-менеджеры, работающие в режиме недопущения предприятия до кризисного состояния, используют именно этот вариант, недопонимая исследовательского предназначения SWOT-анализа.
Другие специалисты прекрасно понимают возможности SWOT-анализа, но в условиях кризиса, когда ощущается резкий дефицит времени для принятия решения по его урегулированию и давление интересантов, вынуждены проводить анализ в поверхностном варианте. Как правило, и в первом и во втором случаях исследование просто обрывается на середине, ограничившись лишь простым описанием внутренней и внешней среды предприятия, хотя именно на этом этапе самое интересное только и начинается.
ь отсутствие четкой стратегии;
ь неэффективная реклама;
ь влияние фактора сезонности на прибыль;
ь небольшой период работы на рынке;
ь низкая эффективность перехода на новые туры.
Именно неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений. Эта проблема обусловлена следующими причинами:
Ш Отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;
Ш Отсутствием четкого распределения функций и ответственности среди руководителей и персонала предприятия;
Ш Низкой квалификацией и неопытностью менеджеров;
Ш Низким уровнем ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности;
Ш Слабым финансовым менеджментом;
Ш Слабым производственным менеджментом.
2. Выработка решений по устранению неблагоприятной ситуации
2.1 Дерево задач
Основываясь на результатах, полученных в предыдущих анализах, можно сказать, что компания испытывает финансовые трудности и ей необходимо усилить свои слабые стороны, для того чтобы успешно функционировать на рынке туризма, и развиваться в конкурентной борьбе. Отсюда, нами будет построено следующее дерево задач:
Увеличение объема продаж, примерно, на 15%
Основной целью ООО «Регион-тур» является увеличение объёма продаж на 15%, за счёт роста числа покупателей.
Рост числа клиентов можно обеспечить с помощью проведения маркетинговой компании. Цель маркетинговой кампании заключается в привлечении студентов и школьников к имеющимся у компании ассортименту туров по России, путём распространения брошюр.
Прежде, чем проводить маркетинговую кампанию, необходимо установить её выгодность, другими словами, выполнить экономическое обоснование.
В результате, если прибыль от проведения маркетинговой кампании окажется больше, по сравнению с издержками на её проведение, можно считать, что проведение данного маркетингового исследования будет экономически выгодно для организации.
Разберемся, на сколько выгодно проведение маркетинговой компании, какую экономическую выгоду принесет она? Оценим рентабельность проекта.
2.2 Методология решения проблем организации
Основываясь на основной цели и поставленных задачах, компании необходимо провести маркетинговую компанию. Цель маркетинговой компании заключается в привлечении студентов и школьников к имеющимся у компании ассортименту туров по России, путём распространения брошюр. Но, для начала, необходимо провести экономическое обоснование выгодности этой маркетинговой компании.
В первую очередь, необходимо определить долю зарубежных и внутренних туров организации. Ниже на рисунке 8, представлена структура туристических услуг в компании ООО «Регион-тур».
Рисунок 8. Структура туристических услуг компании
В соответствии с данными на рисунке 8, отчетливо видно, что организация в основном развивается за счет продаж зарубежных туров, ее доля составляет 65%, по сравнению с долей внутренних туров — 35%. Однако, в силу возникновения финансового кризиса, объём продаж компании значительно снизился, соответственно, продажа туров сократилась. Именно поэтому, будет делаться акцент на продажу экскурсионных туров по России.
Прежде чем определить, какие экскурсионные туры по России предлагать школьникам и студентам, необходимо выбрать те, которые были более востребованные клиентами в прошлом году.
Однако, стоит отметить, что туры для школьников и студентов будут разные по продолжительности времени, так как школьники менее организованы и ответственность за них несётся одним руководителем из школы. Именно поэтому, школьникам будут предложены только однодневные экскурсии, а студентам от двухдневных до пятидневных экскурсий.
Более подробная информации об ассортименте туров организации представлена в Приложении 1.
На основе данных в приложении 1, видно, что общее количество предоставляемых компанией однодневных туров составляет 36. Однако, за прошлый год было осуществлено только 14 программ.
Таблица 11. Экскурсионные однодневные туры
Экскурсии | Количество отправлений (автобус) | Стоимость тура (в руб.) | Прибыль от 1 путевки, 20% | |
Музеи об истории государства | ||||
1. Музей Кремля | ||||
2. Третьяковская Галерея | ||||
3. Музей «Измайловский Кремль» | ||||
4. Обзорная экскурсия по Москве | ||||
Музеи естествознания | ||||
1. Музей Дарвина | ||||
2. Гос. музей истории космонавтики | ||||
3. Парк птиц | ||||
4. Палеонтологический музей | ||||
Народные промыслы и мастер классы по изготовлению сувениров | ||||
1. История лаковой шкатулки | ||||
2. Рождение синей Розы | ||||
3. Хрустальные перезвоны | ||||
Музеи-усадьбы Москвы и Подмосковья | ||||
1. Коломенское, Царицыно, Кусково, Остафьево | ||||
2. Середняково | ||||
3. Большие Вяземы-Захарово | ||||
ВСЕГО | ||||
Однодневные туры:
Музеи об истории государства:
1. Музеи Кремля (Алмазный фонд, оружейная Палата)
2. Третьяковская галерея — Крупнейший музей изобразительного искусства
3. Музей «Измайловский Кремль»
4. Обзорная экскурсия по Москве Музеи естествознания:
1. Музей Дарвина
2. Государственный музей истории космонавтики
3. Парк Птиц
4. Палеонтологический музей (таинственный мир древних животных и растений) Народные промыслы и мастер классы по изготовлению сувениров:
1. «История лаковой шкатулки» (Федоскино)
2. «Рождение синей розы «(Гжель, фарфор)
3. «Хрустальные перезвоны» (Музей хрусталя (выставочный зал «Галактика стекла»))
Музеи-усадьбы Москвы и Подмосковья
1. Коломенское (царь Алексей Михайлович, Петр I), Царицыно (Екатерина II), Кусково (история рода Шереметьевых), Остафьево («Русский Парнас — Н. Казамзин, П. Вяземский, А. Пушкин)
2. Середняково (музей посвящен жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова)
3. Большие Вяземы — Захарово (места, связанные с именем А.С. Пушкина) Что касается многодневных туров, то из общего количества предоставляемых компанией экскурсий, было осуществлено только 8 программ за прошлый год, это ровно половина от всего ассортимента. Однако, стоит отметить, что количество проданных многодневных туров за прошлый год выше, по сравнению с однодневными, что говорит о большем интересе к данному виду развлекательных поездок.
Таблица 12. Экскурсионные двух и трёхдневные туры
Экскурсии | Количество отправлений (автобусы) | Стоимость тура (в руб.) | Прибыль от 1 путевки, 20% | |
1. Суздаль-Владимир-Боголюбово | ||||
2. Переславль-Ростов Великий-Ярославль | ||||
3. Соловецкие острова | ||||
4. Карелия | ||||
5. Санкт-Петербург-Валаам | ||||
6. Санкт-Петербург | ||||
7. Великий Новгород-Валдай | ||||
8. Серебряное кольцо Калужской Губернии | ||||
ВСЕГО | ||||
Многодневные туры
1. Суздаль — Владимир — Боголюбово
2. Переславль — Ростов Великий — Ярославль
3. Соловецкие острова
4. Карелия
5. Санкт-Петербург — Валаам
6. Санкт-Петербург
7. Великий Новгород — Старая Русса — Валдай
8. Серебряное кольцо Калужской губернии: Боровск — Малоярославец — Калуга — Полотняный Завод Для того, чтобы определить, будет ли у организации спрос на выпущенные рекламные проспекты с турами, увеличится ли объём продаж от выпуска этих брошюр, и будет ли это результатом роста прибыли, необходимо провести анализ на основе метода Монте-Карла — оценке рисков. Данный метод основан на выявлении возможных результатов в реальной ситуации, с помощью неизвестных переменных, которые могут меняться и находиться вне нашего контроля. Мы их можем смоделировать с помощью специального программного обеспечения @Risk. Что поможет нам определить вероятность получения определенного уровня прибыли.
Реклама не нацелена, чтобы продавать товары, она работает на бренд. А бренд уже непосредственно способствует росту объёма продаж.
В нашем случае, неизвестные переменные, это: количество поездок за год — мы не можем определить, сколько дополнительных туров принесёт организации рекламная кампания; количество людей в автобусе — мы также не можем определить, сколько людей посетит определённую экскурсию. В случае, с продажей многодневных туров, данный показатель может изменяться в большую сторону, чем ситуация с однодневными турами, так как они предлагаются группе школьников из 15−25 человек, а студенты предпочитают ездить индивидуально и небольшими группами; вероятность выбора тура — мы также не можем сказать, какие именно туры будут выбраны клиентами.
Стоит отметить, что мы можем предположить лишь приблизительное значение данных переменных.
В результате, мы сможем определить возможные значения наших переменных и вероятность получения определённого уровня прибыли.
Немаловажно отметить, что при расчёте неизвестных переменных, мы предполагали прирост от количества продажи однодневных туров на 20 поездок, со стандартным отклонением на 4 поездки. А от многодневных туров с приростом на 10 поездок, со стандартным отклонением на 2 поездки.
Также, для того, чтобы определить, сколько людей будут в автобусе, нами было взято ожидаемое количество людей — 15 человек, с учётом стандартного отклонения на 5 человек для однодневных и многодневных туров.
С помощью моделирования данных переменных, была определена вероятная прибыль от продаж однодневных и многодневных туров.
Более подробная информация о расчётах и моделирований, представлена в приложении 2.
Ш Расходы на реализацию проекта Для того чтобы определить расходы на реализацию маркетинговой кампании, организации необходимо:
— определить количество брошюр, которые копания планирует напечатать. Для этого, организации необходимо определить количество школ и институтов в городе Обнинске.
— определить цену на создание брошюр
— нанять маркетолога. Так как, в компании отсутствует человек, который отвечает за маркетинг, будет целесообразно нанять маркетолога на временную должность, который будет ответственен за выполнение маркетинговой кампании. Целесообразность дальнейшего сохранения данной должности будет определено позднее.
Согласно информационному порталу — администрации города Обнинска, осуществление образовательной деятельности ведёт 9 высших учебных заведений. Институты города Обнинска представлены как местными ВУЗами, так и филиалами крупных российских ВУЗов.
Школ же в городе 15: из них 11 средних общеобразовательных, 3 специализированных учебных заведения и 1 гимназия.
Отсюда, для каждой школы нам понадобится 77 брошюрок, и для каждого ВУЗа по 100 брошюрок. В итоге, организации необходимо напечатать 2055 брошюр.
Стандартная цена за брошюру составляет 40 руб., однако, с учётом большой партии, цена за единицу уменьшается до 16 руб. В результате стоимость общего количества брошюр составит 32 880 руб.
Для того чтобы нанять маркетолога, компании необходимо добавить дополнительную вакансию в общую базу. Средняя заработная плата маркетолога составит 15 000 руб. Однако необходимо учесть его испытательный срок, периодом в 1 месяц. Именно в этот месяц маркетолог и будет заниматься реализацией маркетинговой кампаний.
В результате, можно посчитать общие расходы на реализацию проекта (см. таблицу 13).
Таблица 13. Расходы от проведения маркетинговой кампании
Расходы на реализацию проекта | Цена | |
1. Выпуск брошюр | ||
2. Наём маркетолога | ||
3. Проездной билет | ||
Итого | ||
Ш Уровень ожидаемой доходности Рисунок 9. Вероятный доход от проведения маркетинговой кампании
В соответствии с данными на рисунке 9, мы видим ожидаемую прибыль организации (mean) — 110 605 руб. Где, стандартное отклонение от этого дохода составляет 26 190 руб.
Основываясь на методе Монте-Карло, возможная максимальная прибыль компании от реализации проекта может быть 274 190 руб., а минимальная — 20 962 руб. Но данные значения находятся более чем, в трёх стандартных отклонениях от среднего ожидаемого значения, что позволяет судить о них, скорее ни как о возможных значениях, а как об ошибках. Их вероятность несравнимо мала. Определив прибыль на основании полученных данных, можно сделать вывод, что проект окупиться с вероятностью 99,8%, при издержках на данный проект равных 48 000 руб.
Получаем, что прибыль от проведения маркетинговой кампании оказалась больше, по сравнению с её издержками, свидетельствует об экономической выгодности проведения маркетинговой кампании. То есть, поставленная цель была реализована в ходе проведения маркетинговой компании.
Но, не смотря на данный показатель прибыли, кампании будет недостаточно средств, чтобы развиваться в дальнейшем на рынке туризма быстрее других, так как другие организации имеют больше конкурентных преимуществ.
Список использованных источников
1. Федеральный Закон Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: ФЗ РФ от 14.11.96 г. N 132-ФЗ. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.02.2007 N 12-ФЗ)
2. Андронов Дмитрий Николаевич. От эффективности рекламы к эффективности маркетинга. Журнал: «Маркетинговые коммуникации», #3, 2004 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://grebennikon.ru/article-F2oQ.html
3. Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учеб.пособие. М., 2008. -356с.
4. Виноградова М. В., Панина З. И. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства: учеб. пособие — 2-е изд., испр. — М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К?», 2010. — 289с.
5. Гришина Вера Тихоновна. Современные тенденции в применении методов маркетинговых исследований. Журнал: «Маркетинг и маркетинговые исследования», #5, 2009 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://grebennikon.ru/article-ukbq.html
6. Дурович А. П. Реклама в туризме. — СПб., Питер. 2007. — 296с.
7. Зайцев Л. Г. Стратегический менеджмент: Учебник. — М.: Экономистъ, 2006, -278с.
8. Ольга Шевцова, Екатерина Шохина. На туристическом рынке появляются первые жертвы финансового кризиса. 16.01.2009. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://expert.ru/2009/01/16/turizm_krisis/
9. Шматов Георгий Артемович. Оценка эффективности рекламы методом дисконтированных денежных потоков. Журнал: «Маркетинг и маркетинговые исследования», #3, 2005 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://grebennikon.ru/article-DrW9.html
10. Эдуард Кузнецов. В полном объеме кризис даст о себе знать на туристическом рынке в конце января-начале февраля. 18.11.2008. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.m-marketing.ru/crisis/152/250/
11. Яковлев Г. А. Экономика и статистика туризма: Учеб. пособие. М., 2008. — 371с.
12. http://www.turbooks.ru/ - Библиотека туризма
13. http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики Приложение 1
Тематические познавательно-развлекательные и интерактивные однодневные и многодневные туры в музеи, театры, концертные залы Москвы и Подмосковья.
ОДНОДНЕВНЫЕ ТУРЫ Музеи об истории государства:
1. Музеи Кремля (Алмазный фонд, оружейная Палата)
2. Третьяковская галерея — Крупнейший музей изобразительного искусства
3. Музей «Бородинская панорама»
4. Музей изобразительных искусств им. Пушкина — Второе по значимости после Эрмитажа собрание зарубежного изобразительного искусства
5. Музей Востока
6. Музей Великой Отечественной войны «Поклонная Гора»
7. Государственный Исторический музей
8. Музей Новодевичьего монастыря
9. Музей «Палаты бояр Романовых»
10. Музей истории Москвы
11. Музей «Измайловский Кремль»
12. Музей «Покровский собор»
13. Этномир — диалог культур
14. Мировые религии в Москве
15. Обзорная экскурсия по Москве Музеи естествознания:
1. Политехнический музей
2. Музей Дарвина
3. Зоологический музей
4. Кинологический центр
5. «В мире животных» (уголок Дурова)
6. Государственный музей истории космонавтики
7. Парк Птиц
8. Палеонтологический музей Народные промыслы и мастер классы по изготовлению сувениров:
1. «Цветы на подносе» (Жостово)
2. «История лаковой шкатулки» (Федоскино)
3. «Многоцветье красок» (Павловкий Пасад)
4. «Рождение синей розы «(Гжель)
5. «Хрустальные перезвоны» (Гусь-Хрустальный)
6. «Стеклянное чудо»
Музеи-усадьбы Москвы и Подмосковья
1. Коломенское (царь Алексей Михайлович, Петр I), Царицыно (Екатерина II), Архангельское (история рода Юсуповых), Кусково (история рода Шереметьевых), Остафьево («Русский Парнас — Н. Казамзин, П. Вяземский, А. Пушкин)
2. Середняково (музей посвящен жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова)
3. Поленово (В. Поленов, И. Репин, К. Коровин, И. Левитан)
4. Большие Вяземы — Захарово (места, связанные с именем А.С. Пушкина)
5. Шахматово (А. Блок)
6. Таруса (М. Цветаева, К Паустовский, В. Борисов-Мусатов, Н. Заболоцкий
7. Абрамцево (С. Аксаков, Мамонтов) ДВУХ И ТРЕХДНЕВНЫЕ ТУРЫ Экскурсии по городам Золотого Кольца:
1. Суздаль — Владимир — Боголюбово
2. Углич — Мышкин — Мартыново
3. Кострома — Плес
4. Тверь — Торжок — Калязин — Кашин
5. Муром — Дивеево
6. Сергиев Посад — Алексанровская Слобода (г. Александров)
7. Великий Новгород — Старая Русса — Вадлай
8. Большое Приоксоке кольцо: Поленово — Таруса — Серпухов — Приокскотеррасный заповедник
9. Серебряное кольцо Калужской губернии: Боровск — Малоярославец — Калуга — Полотняный Завод
10. Тула — Ясная Поляна
11. Санкт-Петербург
12. Санкт-Петербург — Валаам
13. Карелия
14. Соловецкие острова
15. Переславль — Ростов Великий — Ярославль
16. Селигер Приложение 2
Результаты симулирования неизвестных переменных Приложение 3
Результаты симулирования неизвестных переменных Приложение 4
Тематические познавательно-развлекательные и интерактивные однодневные и многодневные туры в музеи, театры, концертные залы Москвы и Подмосковья.
ОДНОДНЕВНЫЕ ТУРЫ Музеи об истории государства:
1. Париж и Скандинавия (Скандинавия — Париж — Германия)
2. Париж и парки развлечений (Париж — Диснейленд — Европа-парк)
3. Знакомство с Италией (Прага — Венеция — Пиза — Сиена — Рим (2 дня) — Ватикан* - Неаполь* - Помпеи* - Флоренция — Вена)
4. Вся Италия — Австрия — Германия (Вена — Верона — Пиза — Флоренция — Рим (3 дня) — Ватикан* - Неаполь* - Помпеи* - Капри* - Тиволи* - Ассизи — Сан-Марино — Венеция — Зальцбург — Мюнхен — Нюрнберг)
5. Австрия, Швейцария (Вена — Шёнбрунн* - Зальцбург — Лихтенштейн — Люцерн — Пилатус* - Интерлакен — Шильтхорн* - Берн — Грюйер — Шильонский замок* - Монтрё — Женева — Цюрих)
6. Румыния — Болгария — Греция (Сигишоара — Бран — Брашов — Синая — Шипка — Пловдив — София — Рила — Метеоры — Афины — Микены — Эпидавр — Нафплион — Олимпия — Патры — Дельфы — Салоники — Бухарест — Сибиу)
7. Знакомство с Великобританией (Познань — Берлин — Брюссель — Лондон — Виндзор* - Стоунхендж* - Кардифф* - Оксфорд — Стратфорд-на-Эйвоне — Эдинбург — Йорк — Амстердам — Ганновер)
8. Зимний отдых и горные лыжи в Польше (Варшава — Закопане (6 дней) — Краков* - Величка*)
9. Южная Франция и отдых в Испании (Марсель — Экс-ан-Прованс — Бордо — Сент Эмильон — Биарриц — Сан Себастьян* - Лурд — Коста Брава — Барселона — Каркассон — Марсель)
10. Рижские каникулы+Таллинн (Вильнюс — Рига (2 дня / 3 ночи в отеле) — Рундале * - Таллин* - Тракай*)
11. Та самая Прибалтика (маршрут Осень-Зима) (Вильнюс — Тракай* - Рига (2 дня / 2 ночи в отеле) — Юрмала* - Рундале * - Таллин — Цесис — Каунас)
12. Весна в Исландии (Рейкьявик (п-ов Рейкьянес — Голубая Лагуна — п-ов Снайфелльснес — Южное побережье — Нац. парк Скафтаффель))
13. Знакомство с Израилем (Тель-Авив — Натания — Яффо — Иерусалим — Галилея — Назарет — Тверия — Мертвое море — Тель-Авив)
14. Тайланд — Камбоджия (Бангкок — Бангпаин — Ангкор — Пхукет — о. Джеймса Бонда — Пхи-Пхи-Дон)
15. Вся Америка лайт (Нью-Йорк — Лос-Анджелес — Сан-Диего — Гранд Каньон — Брайс Каньон — Зайон — Лас-Вегас — Йосемитский заповедник — Санта-Барбара — Сан-Франциско — Нью-Йорк)
16. Мегаполисы и парки Америки (Нью-Йорк — Лос-Анджелес — Сан-Диего — Гранд Каньон — Брайс Каньон — Зайон — Лас-Вегас — Нью-Йорк)
17. Атлантика, США и Чикаго (Нью-Йорк — Чикаго — Великие озёра — Ниагарские водопады (США) — Вашингтон — Нью-Йорк)
18. Каникулы во Флориде (Нью-Йорк — Майами — Орландо — Нью-Йорк)
19. Гранд — тур «Китай» через Пекин (Пекин — Сиань — Лоян — Шаолинь — Сучжоу — Ханчжоу — Шанхай — Пекин)
20. Стамбул + Сокровища Восточной Турции (Стамбул — Малатья — Адыяман — Урфа — Мардин — Диярбакыр — Ван — Догубаязит — Карс — Эрзурум — Трабзон — Стамбул)
21. Римские Каникулы (Рим — Флоренция* - Неаполь* - Помпеи* - Тиволи*)
1. Третьяковская галерея — Крупнейший музей изобразительного искусства
2. Музей «Бородинская панорама»
3. Музей изобразительных искусств им. Пушкина — Второе по значимости после Эрмитажа собрание зарубежного изобразительного искусства
4. Музей Востока
5. Музей Великой Отечественной войны «Поклонная Гора»
6. Государственный Исторический музей
7. Музей Новодевичьего монастыря
8. Музей «Палаты бояр Романовых»
9. Музей истории Москвы
10. Музей «Измайловский Кремль»
11. Музей «Покровский собор»
12. Этномир — диалог культур
13. Мировые религии в Москве
14. Обзорная экскурсия по Москве Музеи естествознания:
1. Политехнический музей
2. Музей Дарвина
3. Зоологический музей
4. Кинологический центр
5. «В мире животных» (уголок Дурова)
6. Государственный музей истории космонавтики
7. Парк Птиц
8. Палеонтологический музей Народные промыслы и мастер классы по изготовлению сувениров:
1. «Цветы на подносе» (Жостово)
2. «История лаковой шкатулки» (Федоскино)
3. «Многоцветье красок» (Павловкий Пасад)
4. «Рождение синей розы «(Гжель)
5. «Хрустальные перезвоны» (Гусь-Хрустальный)
6. «Стеклянное чудо»
7. Музеи-усадьбы Москвы и Подмосковья
8. Коломенское (царь Алексей Михайлович, Петр I), Царицыно (Екатерина II), Архангельское (история рода Юсуповых), Кусково (история рода Шереметьевых), Остафьево («Русский Парнас — Н. Казамзин, П. Вяземский, А. Пушкин)
9. Середняково (музей посвящен жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова)
10. Поленово (В. Поленов, И. Репин, К. Коровин, И. Левитан)
11. Большие Вяземы — Захарово (места, связанные с именем А.С. Пушкина)
12. Шахматово (А. Блок)
13. Таруса (М. Цветаева, К Паустовский, В. Борисов-Мусатов, Н. Заболоцкий
14. Абрамцево (С. Аксаков, Мамонтов) ДВУХ И ТРЕХДНЕВНЫЕ ТУРЫ Экскурсии по городам Золотого Кольца:
1. Суздаль — Владимир — Боголюбово
2. Углич — Мышкин — Мартыново
3. Кострома — Плес
4. Тверь — Торжок — Калязин — Кашин
5. Муром — Дивеево
6. Сергиев Посад — Алексанровская Слобода (г. Александров)
7. Великий Новгород — Старая Русса — Вадлай
8. Большое Приоксоке кольцо: Поленово — Таруса — Серпухов — Приокскотеррасный заповедник
9. Серебряное кольцо Калужской губернии: Боровск — Малоярославец — Калуга — Полотняный Завод
10. Тула — Ясная Поляна
11. Санкт-Петербург
12. Санкт-Петербург — Валаам
13. Карелия
14. Соловецкие острова
15. Переславль — Ростов Великий — Ярославль
16. Селигер