Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности… Читать ещё >
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ
1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И МЕТОДИКА АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Значение, цель и задачи и объекты исследования финансовых результатов деятельности предприятия
1.2 Объекты исследования и информационное обеспечение анализа финансовых результатов деятельности предприятия
1.3 Методика анализа финансовых результатов деятельности предприятия
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Анализ состава и динамики прибыли на примере УП «ВестОптЦентр»
2.2 Анализ показателей рентабельности на примере УП «ВестОптЦентр»
2.3 Факторный анализ рентабельности
2.4 Пути роста финансовых результатов деятельности предприятия ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Экономика по своей сущности является стимулом производительности труда, всемерного повышения эффективности производства. Однако и в этих условиях важным является определение основных направлений повышения эффективности производства, факторов, определяющих рост эффективности производства, методов его определения.
В условиях рыночной экономики предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль.
Значимость прибыли предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими организациями.
При развивающихся рыночных отношениях ориентация предприятий на получение прибыли является непременным условием для их успешной предпринимательской деятельности, критерием выбора оптимальных направлений и методов этой деятельности.
Анализ прибыли предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.
В настоящее время в условиях рыночной экономики появляется всё больше и больше предприятий. Каждое предприятие стремится, получить как можно большую прибыль при минимальных затратах. Для обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует глубоко анализировать сложившуюся ситуацию на рынке, а также внутри своего предприятия. Достижение главной цели — максимизации прибыли, возможно, только при правильном и продуманном планировании деятельности предприятия.
Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.
Анализ рентабельности предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, он призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявляет резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.
Цель анализа финансовых результатов — выявление, изучение и мобилизация резервов роста доходов и прибыли, повышения рентабельности при улучшении качества обслуживания покупателей. В процессе анализа проверяют степень выполнения планов по доходам, прибыли, рентабельности, изучают их динамику, определяют и измеряют влияние факторов на финансовые результаты от текущей (основной) и другой деятельности предприятий, выявляют и мобилизовывают резервы их роста, особенно прогнозные.
На основании вышеизложенного следует вывод, что в современных условиях актуальной задачей является анализ и всестороннее рассмотрение экономической деятельности торговой организации в условиях рыночной экономики.
Объектом исследования является УП «ВестОптЦентр».
Предметом исследования является понятие рентабельности, её показатели, виды; оценка рентабельности и пути её повышения.
Целью работы является изучение анализа финансовых результатов деятельности предприятия на основе данных УП «ВестОптЦентр».
Для осуществления цели необходимо реализовать следующие задачи:
— освоить теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
— провести анализа финансовых результатов деятельности предприятия УП «ВестОптЦентр»;
— разработать мероприятия по повышению финансовых результатов деятельности предприятия УП «ВестОптЦентр».
Работа содержит введение, основную часть, а так же заключение, список использованных источников и приложения.
В первой главе курсовой работы раскрывается сущность финансовых результатов деятельности предприятия, методика расчета и факторы изменения финансовых результатов деятельности предприятия.
Вторая глава представляет анализ финансовых результатов деятельности предприятия, а также факторов, оказывающих влияние и резервы роста для рассматриваемого предприятия.
1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И МЕТОДИКА АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ финансовый прибыль рентабельность
1.1 Значение, цель и задачи и объекты исследования финансовых результатов деятельности предприятия Результат деятельности организации оценивается системой показателей, основным из которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования организации. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы организации, но и оценить другие стороны ее деятельности.
Одной из наиболее сложных экономических категорий является прибыль.
В экономической литературе рассматриваются несколько теорий прибыли. Прибыль сложная и неоднозначная категория.
Прибыль в обобщенном виде отражает результаты хозяйственно-финансовой деятельности организации, эффективность затрат живого и овеществленного труда. Она служит важной экономической характеристикой эффективности работы организаций.
Как экономическая категория прибыль отражает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода.
Как результативный показатель она характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, рост (снижение) объемов деятельности.
Прибыль связана с осуществлением коммерческой деятельности. Это целевой, но не гарантированный показатель. Прибыль является стоимостным показателем, отражающим превышение суммарных доходов над суммарными расходами (положительное сальдо).
Роль прибыли в деятельности организации, по мнению Алексеенко Н. А., состоит в следующем:
— прибыль — основная цель деятельности организации;
— прибыль — важный источник наполнения доходной части государственного бюджета;
— прибыль — главный структурный элемент собственных финансовых средств, обеспечивающих расширенное воспроизводство активов организации;
— прибыль обеспечивает реализацию социальных программ организации;
— прибыль — финансовый источник решения экологических проблем;
— прибыль — индикатор отраслевого перелива капитала.
По мнению Головачева А. С. прибыль выступает как профицит общего (совокупного) денежного дохода над совокупными затратами на производство и реализацию продукции, т. е. над себестоимостью [3, с. 448].
В 2012 году в целях сближения законодательства Республики Беларусь в области бухгалтерского учета и отчетности с Международными стандартами финансовой отчетности было принято значительное количество новых нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, влияющих на методологический аспект учетной политики.
Прибылью признается доход, полученный организацией, уменьшенный на величину произведенных расходов. Согласно п. 5 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102, доходы и расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на [4]:
— доходы и расходы по текущей деятельности;
— доходы и расходы по инвестиционной деятельности;
— доходы и расходы по финансовой деятельности;
— иные доходы и расходы.
Руководствуясь нормами Инструкции № 102, организациям следует определиться с осуществляемыми видами деятельности (текущей, инвестиционной, финансовой, иной деятельностью) и на основании учредительных документов в учетной политике определить, какие виды деятельности будут относиться к текущей деятельности.
Согласно п. 16 Инструкции № 102 в состав иных доходов и расходов включаются доходы и расходы, связанные с чрезвычайными ситуациями, прочие доходы и расходы, не связанные с текущей, инвестиционной и финансовой деятельностью. Различают общую бухгалтерскую прибыль, рассчитываемую как разницу между доходами и бухгалтерскими издержками, экономическую, которая учитывает вмененные, альтернативные издержки и другие издержки, не учтенные в составе затрат согласно налоговому законодательству; налогооблагаемую (расчетную); чистую, остающуюся после уплаты налогов и отчислений прибыль.
Общая бухгалтерская прибыль — суммарная прибыль организации, полученная за определенный период от всех видов ее производственной и непроизводственной деятельности, зафиксированных в ее бухгалтерском балансе.
Налогооблагаемая прибыль — это расчетный показатель, определяемый для уплаты налога на прибыль. Согласно существующему законодательству рассчитывается следующим образом [3, с. 427].
При определении сумм уплачиваемых налогов необходимо руководствоваться Налоговым кодексом Республики Беларусь.
Чистая прибыль — часть прибыли, которая остается в распоряжении организации после уплаты установленных законом налогов, отчислений, обязательных платежей [5, с. 261].
Интегральным же показателем экономической эффективности реализованной продукции и активов организации выступает рентабельность. При расчете рентабельности используется общая методология определения экономической эффективности производства и капитала, которая представляет соотношение прибыли к затратам на производство и реализацию продукции. Важно усвоить, что каждый раз в качестве результата деятельности организации используется прибыль, которая является обобщенным показателем результатов деятельности организации, так как ее размер зависит от методов хозяйствования, эффективности использования всех факторов производства, активизации инновационно-инвестиционной, маркетинговой и коммерческой деятельности.
Для принятия управленческих решений обычно используется структурированная система показателей, ориентированная на определенную цель. Система показателей позволяет избежать опасности одностороннего и неполного отражения деятельности организации, поскольку отдельные показатели обладают ограниченной информационной ценностью, что может привести к неадекватной их интерпретации. Система показателей особенно важна в тех случаях, когда необходимо учесть несколько целей и установить взаимосвязи между элементами системы. При этом необходимо подчеркнуть, что неоправданно большое число показателей перегружает материалы аналитического исследования и, более того, уводит в сторону от цели анализа.
Для оценки эффективности работы организации только показателя прибыли недостаточно. Прибыль выражается в абсолютной сумме, которая не показывает, насколько эффективна деятельность организации. Для этого используют относительный показатель прибыльности хозяйственной деятельности — рентабельность [6, с. 433].
Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль. В современных рыночных условиях для того, чтобы покупатели предпочитали продукцию изготовленную данным предприятием, чтобы товары пользовались большим спросом, необходимо тщательно следить за финансовым положением, правильно организовывать производственную деятельность и прослеживать экономические показатели.
В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).
Цель анализа финансовых результатов деятельности организации — выявление и оценка резервов роста прибыли и повышения рентабельности.
Основными задачами анализа финансовых результатов являются:
— оценка уровня и динамики абсолютных и относительных показателей финансовых результатов (прибыли и рентабельности);
— изучение структуры прибыли по видам финансовых результатов;
— определение влияния различных факторов на сумму прибыли и уровень рентабельности;
— изучение распределения и использования прибыли предприятия;
— анализ относительных показателей прибыльности (анализ порога рентабельности);
— определение возможных резервов увеличения прибыли и рентабельности, а также путей их мобилизации.
1.2 Объекты исследования и информационное обеспечение анализа финансовых результатов деятельности предприятия
В «Большом экономическом словаре» под редакцией А. Н. Азрилияна приводится следующее толкование понятия «прибыль». Прибыль — обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности; определяется как разность между выручкой от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность [1, с. 625].
Прибыль в обобщенном виде отражает результаты хозяйственно-финансовой деятельности организации, эффективность затрат живого и овеществленного труда.
Она служит важной экономической характеристикой эффективности работы организаций. Как экономическая категория прибыль отражает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода.
Прежде всего, прибыль нужно рассмотреть как экономическую категорию, научную абстракцию, выражающую определенные производственные экономические отношения по поводу формирования и использования совокупного национального продукта (ВВП), стоимости и прибавочной стоимости (прибавочного продукта). В реальной же экономической жизни прибыль может принимать форму денежных средств, материальных ценностей, фондов, ресурсов и выгод. Конкретные формы проявления прибыли тесно связаны с национальным регулированием экономики. При изучении вопроса следует обратить внимание на то, что в настоящее время используется несколько понятий прибыли: бухгалтерская валовая, прибыль до налогообложения, чистая и т. д.
Алексеенко Н.А. под прибылью понимает важнейший показатель производственно-хозяйственной деятельности, который отражает ее финансовый результат и степень реализации целевой концепции [2, с. 205].
В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel — доходный, прибыльный)? это показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.
Рентабельность — это доходность, прибыльность, показатель экономической эффективности деятельности промышленной организации, отражающий конечные результаты хозяйственной деятельности [7, с. 167].
Рентабельность — это отношение суммы прибыли, получаемой за определенный период (месяц, год и т. д.), к сумме средств, вложенных в активы организации [7, с. 173].
Таблица 1.1 — Информационное обеспечение анализа краткосрочных активов
Источники формирования информации | Состав информации | |
Бухгалтерская отчетность | Отчет о прибылях и убытках Ф№ 1 «БП», Ф№ 3 «Приложение к БП», Ф№ 1-п (годовая, месячная) Отчет о движении денежных средств | |
Статистическая отчетность | ф. № 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов» | |
Первичные документы | Отчет предприятия по продукции Главная книга предприятия журнал-ордер № 10 — по статьям затрат на производство, журнал-ордер № 15 — по счетам прибылей и убытков, журнал-ордер № 11- по счетам готовой продукции, | |
Плановая информация | Ф № 22 «Сводная таблица ТЭП» Ф№ 2 КС «Отчет о выполнении плана ввода в действие объектов ОФ и использования КВ | |
Нормативно-правовая база | Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. № 19 и отдельного структурного элемента постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря 2008 г. № 187: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 111 | |
Источник: собственная разработка на основе исследования специальной экономической литературы данных учета и отчетности УП «ВестОптЦентр» за 2011;2012 гг.
1.3 Методика анализа финансовых результатов деятельности предприятия Одна из основных задач анализа — выявление резервов повышения массы получаемой прибыли и уровня рентабельности как наиболее важных показателей эффективности работы предприятия. В ходе анализа дают оценку выполнения плана по прибыли по итогам работы за каждый квартал и в целом за год, определяют положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на размеры полученной прибыли, причины их возникновения и разрабатывают мероприятия по устранению выявленных недостатков.
Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.
Таблица 1.2 — Методика анализа финансовых результатов деятельности предприятия
Этапы анализа | Показатели, факторные системы | Расчет показателей, расчет влияния факторов | |
Анализ динамики прибыли и рентабельности | Налогооблагаемая прибыль (Пн.о) где Пн. о — налогооблагаемая прибыль, руб.; Пт.д — прибыль от текущей деятельности, руб.; Пин.ф. — прибыль от инвестиционной, финансовой и иной деятельности, руб. | Расчетный показатель, определяемый для уплаты налога на прибыль | |
Коэффициент рентабельности валовой прибыли: где Rвал. пр — рентабельность продаж; Пвад — валовая прибыль отчетного периода (балансовая); В — выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг в отчетном периоде. | Показывает долю валовой прибыли в объеме продаж предприятия | ||
Рентабельность продаж. где Rпр — рентабельность продаж; Потч — прибыль отчетного периода (балансовая); В — выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг в отчетном периоде. | Рентабельность продаж представляет собой отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг. Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приносит каждый рубль выручки. | ||
Коэффициент общей рентабельности: где Rобщ — рентабельность продаж; Пч — чистая прибыль отчетного периода (балансовая); В — выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг в отчетном периоде. | Маржа чистой прибыли показывает долю чистой прибыли в объеме продаж | ||
Рентабельность капитала (активов). где Rкап — рентабельность капитала; Потч — прибыль отчетного периода (балансовая); Ак — величина активов в отчетном периоде. | Рентабельность капитала рассчитывается как отношение прибыли отчетного периода к величине активов | ||
Рентабельность собственного капитала. где Rск — рентабельность собственного капитала; Потч — прибыль отчетного периода (балансовая); Ск — величина собственного капитала в в отчетном периоде. | Рентабельность собственного капитала определяется как отношение прибыли отчетного периода к величине собственного капитала. | ||
Коэффициент окупаемости затрат: где Rз — рентабельность продукции, Прп — прибыль от реализации, Зрп — затраты по реализованной или произведенной продукции. | сколько организация имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. | ||
Оценка влияния факторов на прибыль и рентабель-ность | где В — выручка от реализации продукции, работ, услуг, — уровень затрат на рубль выручки, Рп — рентабельность основной деятельности. | Влияние факторов на изменение рентабельности организации | |
Источник: собственная разработка на основе исследования специальной экономической литературы На размер прибыли и рентабельности влияют две группы факторов: внутренние и внешние.
Внешние факторы — это факторы внешней среды существования предприятия. В большинстве случаев оно само не может на них повлиять, и, поэтому вынуждено приспосабливаться к ним.
К группе внешних факторов относятся:
— уровень развития экономики страны в целом;
— природные (климатические) факторы, транспортные и другие условия, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль у других;
— меры регулирования деятельности предприятий со стороны государства;
— не предусмотренные планом предприятия изменения цен на сырье, продукцию, материалы, топливо, энергоносители, покупные полуфабрикаты; тарифов на услуги и перевозки; норм амортизационных отчислений; ставок арендной платы; минимальной заработной платы и начислений на нее; ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятием;
— нарушение поставщиками, финансовыми, банковскими и другими организациями государственной дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.
Внутренние факторы непосредственно связаны с результатами деятельности предприятия, в основном повлиять на них может само руководство предприятия.
К группе внутренних факторов относятся:
— результаты коммерческой деятельности,
— эффективность заключенных сделок на поставку товаров,
— формы и системы оплаты труда,
— объем и структура товарооборота,
— производительность труда,
— уровень валовых доходов и издержек обращения,
— эффективность основных и оборотных средств,
— размер прочей прибыли,
— нарушения налогового законодательства.
Таким образом, функционирование предприятия независимо от видов деятельности и форм собственности в условиях рынка определяется его способностью приносить достаточный доход или прибыль. Прибыль предприятия характеризует эффективность его деятельности. Получение прибыли является непосредственной целью хозяйствующего субъекта в условиях рынка, так как она является основным источником финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающим его стабильность и развитие.
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ УП «ВЕСТОПТЦЕНТР»
2.1 Анализ состава и динамики прибыли на примере УП «ВестОптЦентр»
Рассмотрим основные источники дохода УП «ВестОптЦентр». Для этого проведем анализ прибыли. Данные представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 — Анализ структуры и динамики прибыли УП «ВестОптЦентр» за 2011;2012 гг.
Показатели | 2011 г. Сумма, млн руб. | 2012 г. Сумма, млн руб. | Абсолютное отклонение (+/-) | Темп роста, % | |
Валовая прибыль | +2068 | 146,1 | |||
Прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг | — 64 | 94,5 | |||
Прибыль (убыток) от текущей деятельности | — 64 | 94,5 | |||
Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности | — 23 | 52,1 | |||
Прибыль (убыток) до налогообложения | — 81 | 95,6 | |||
Налог на прибыль | — 111 | 74,3 | |||
Чистая прибыль | +86 | 106,3 | |||
Источник: собственная разработка на основе данных приложений А, Б Данные таблицы 2.1 и рисунка 2.1 наглядно показывают, рост валовой прибыли в 2012 году (темп роста составил 146,1%). Кроме того наблюдается рост чистой прибыли (темп роста составил 106,3%). По остальным показателям в 2012 году наблюдается снижение. Так темп роста прибыли от инвестиционной, финансовой и иной деятельности в 2012 году составил 52,15, а сумма прибыли от текущей деятельности сократилась на 64 млн руб.
Кроме того, можно сделать вывод, что основная прибыль УП «ВестОптЦентр» — это прибыль от реализации продукции, работ, услуг.
Наглядно динамика прибыли УП «ВестОптЦентр» за 2011;2012 гг. представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 — Динамика прибыли УП «ВестОптЦентр» в 2011 — 2012 гг.
Источник: собственная разработка
Углубленный анализ финансового состояния предприятия заключается в анализе ликвидности баланса — в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.
Такая группировка активов и пассивов, а также их сравнение позволяет сделать выводы о ликвидности и платежеспособности предприятия — т. е. способности предприятия отвечать по своим обязательствам не нарушая сроки (таблица 2.2).
Таблица 2.2 — Анализ ликвидности и платежеспособности УП «ВестОптЦентр» за 2011;2012 гг.
Показатель | На конец 2011 | На конец 2012 | Нормативное значение | Абсолютное отклонение | |
Коэффициент текущей ликвидности (К1) | 1,10 | 1,04 | К1>=1 | — 0,6 | |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) | 0,09 | 0,04 | К2>=0,1 | — 0,05 | |
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) | 0,48 | 0,48 | К3<=0,85 | ||
Коэффициент абсолютной ликвидности (Кабсл) | 0,06 | 0,04 | Кабсл>=0,2 | — 0,02 | |
Коэффициент оборачиваемости капитала (Кок) | ; | 3,46 | оборачиваемости капитала повысилась | ||
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Кобс) | ; | 7,66 | оборачиваемости оборотных средств повысилась | ||
Источник: собственная разработка на основе данных приложений
Коэффициент текущей ликвидности дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств. В 2012 году на рубль текущих обязательств приходится 1,04 руб. активов.
Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия; показывает, что не все краткосрочные заемные обязательства могут быть при необходимости погашены немедленно.
В целом можно сказать, что предприятие достаточно финансово устойчиво, т.к. использует в своей деятельности в основном собственный капитал. УП «ВестОптЦентр» функционирует с прибылью, имеет хорошие показатели рентабельности поэтому деятельность предприятия можно считать эффективной.
2.2 Анализ показателей рентабельности
На основе данных «Отчета о прибылях и убытках» за 2012 год построим таблицу, по которой проведем анализ данных показателей рентабельности за период 2011;2012 годы.
Система показателей экономической эффективности производства и капитала, включает следующие три группы показателей рентабельности.
1. Рентабельность продаж по прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг:
(2.1)
где Рпр — рентабельность продаж по прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг;
Пр — прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг;
В — выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг.
Рпр2011 = 1808/39 061· 100 = 4,63%
Рпр2012 = 1742/63 376· 100 = 2,75%
Таким образом, рентабельность продаж всех видов продукции снижается в течение рассматриваемого нами периода. Это снижение составило 1,88 процентных пункта в 2012 году по сравнению с 2011 годом, или 59,4% (2,75% /4,63% · 100%). Такое резкое снижение данного показателя может указывать на резкое снижение цен на продукцию при постоянных затратах или снижение спроса и соответственно увеличение затрат на единицу продукции. Также данный показатель указывает на то, что снизилась доля прибыли в выручке от продаж.
2. Рентабельность продукции:
(2.2)
где Рпр — рентабельность производства;
Пп — прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг;
С — себестоимость продукции.
Рп2011 = 1808/34 576· 100 = 5,23%
Рп2012 = 1742/56 823· 100 = 3,07%
Рентабельность продукции 2012 года снизилась на 2,16 процентных пункта (5,23% - 3,07%), или на 58,70% (3,07%/5,23% · 100%) по сравнению с 2011 годом. Снижение темпов роста и прироста данного показателя за весь период говорит о том, что себестоимость продукции УП «ВестОптЦентр» высока, что приводит к низким показателям рентабельности.
3. Рентабельность инвестиционных затрат:
(2.3)
где Риз — рентабельность инвестиционных затрат;
Пч — чистая прибыль от инвестиционной деятельности;
И — инвестиционные расходы.
Риз2011 = 48/1· 100 = 480%
Риз2012 = 25/6· 100 = 416,67%
Рентабельность из 2012 года снизилась на 63,3 процентных пункта, однако остается очень высокой (416,67%). Что говорит о удачной инвестиционной деятельности УП «ВестОптЦентр».
4. Показатели рентабельности капитала (ресурсов):
4.1. Рентабельность активов общая:
(2.4)
где Ра — рентабельность активов общая;
По — прибыль организации;
А — средняя величина активов предприятия за определенный период.
Ра2011 = 1366/11 572· 100 = 11,80%
Ра2012 = 1452/16 100,5· 100 = 9,02%
За период наблюдается спад темпов роста рентабельности активов, что указывает на повышение неэффективности использования активов.
4.2 Рентабельность внеоборотных активов:
(2.5)
где Рвн. а — рентабельность активов общая;
По — прибыль организации;
Авн — внеоборотные активы.
Рвн.а2011 = 1366/4827· 100 = 28,30%
Рвн.а2012 = 1452/7825,5· 100 = 18,55%
Изменения уровня рентабельность внеоборотных активов также как и рентабельность оборотных активов указывает на их неэффективное использование. Данный показатель за анализируемый нами период снизился приблизительно на 9,75 п.п. Это отрицательная тенденция указывает на снижение той части чистой прибыли, которая приходится на 1 рубль внеоборотных активов УП «ВестОптЦентр».
4.3. Рентабельность собственного капитала:
(2.6)
где Рск — рентабельность собственного капитала;
Пч — чистая прибыль;
СК — среднегодовая стоимость собственного капитала.
Рск2011 = 1366/5272*100 = 25,91%
Рск2012 = 1452/8335*100 = 17,42%
Снижение уровня рентабельности собственного капитала примерно на 8,49 п.п. говорит нам о том, что УП «ВестОптЦентр» использует имеющийся в распоряжении собственный капитал не рационально и неэффективно. Получившиеся результаты говорят нам о том, что снижается та часть чистой прибыли, которую предприятие получает за счет собственных средств.
4.4. Рентабельность оборотного капитала:
(2.7)
где Робс — рентабельность оборотного капитала;
По — прибыль;
ОбС — среднегодовая стоимость оборотных средств.
Робс2011 = 1366/6745*100 = 20,25%
Робс2012 = 1452/8275*100 = 17,55%
Также как и по остальным показателям в 2012 году, по рентабельности оборотного капитала наблюдается спад темпов роста, что указывает на повышение неэффективности использования активов. Рассчитанные показатели рентабельности имеющегося капитала, указывают на его эффективное использование. Снижение данных показателей не значительно.
Для удобства анализа уровня, динамики и изменений показателей рентабельности отдельных групп продукции и услуг, сведем рассчитанные выше значения показателей в таблицу 2.3, а рисунке 2.2 представим графическое отображение.
Таблица 2.3 — Динамика показателей рентабельности УП «ВестОптЦентр» в 2011;2012 гг.
Показатель | 2011 г., % | 2012 г., % | Абс. оклонение (+/-) | Темп роста, % | |
Рентабельность продаж по прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг | 4,63 | 2,75 | — 1,88 | 59,4 | |
Рентабельность инвестиционных затрат | 416,67 | — 63,3 | 86,8 | ||
Рентабельность активов общая | 11,80 | 9,02 | — 2,78 | 76,4 | |
Рентабельность внеоборотных активов | 28,30 | 18,55 | — 9,75 | 65,5 | |
Рентабельность оборотного капитала | 20,25 | 17,55 | — 2,7 | 86,7 | |
Рентабельность собственного капитала | 25,91 | 17,42 | — 8,49 | 67,2 | |
Источник: собственная разработка на основе данных приложения В Рисунок 2.2 — Динамика показателей рентабельности УП «ВестОптЦентр» в 2011;2012 гг.
Источник: собственная разработка на основе данных приложений
Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что не смотря нарост выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг в 2012 году по сравнению с 2011 годом по всем показателям рентабельности наблюдается отрицательная динамика. Снижение показателей рентабельности собственного свидетельствует о снижении эффективности использования данного ресурса организации.
2.3 Факторный анализ рентабельности
Информация о влиянии факторов на изменение рентабельности организации представлена в таблице 2.4.
Таблица 2.4 — Влияние факторов на изменение рентабельности организации УП «ВестОптЦентр» в 2012 году по сравнению с 2011 годом
Показатель | 2011 г. | 2012 г. | Абсолютное отклонение (+/-) | |
Чистая прибыль, млн руб. | +86 | |||
Среднегодовая стоимость основных средств, млн руб. | 7825,5 | — 2998,5 | ||
Среднегодовая стоимость оборотных средств, млн руб. | — 1530 | |||
Рентабельность организации, % | 11,80 | 9,02 | — 2,78 | |
Источник: собственная разработка на основе данных приложений
Рассчитаем влияние факторов на изменение рентабельности организации.
1. Влияние изменения отношения прибыли отчетного периода:
ДРо (Дп) = (П1/(ОПФ0+ОС0)· 100)-(П0/(ОПФ0+ОС0)·100) = 1452/(4827+6745)· 100 — 1366/(4827+6745)· 100 = 12,55 — 11,80 = +0,75%
2. Влияние изменения среднегодовой стоимости основных средств:
ДРо (Допф) = (П1/(ОПФ1+ОС0)· 100)-(П1/(ОПФ0+ОС0)·100) = 1452/(7825,5+6745)· 100 — 1452/(4827+6745)· 100 = 9,97 — 12,55 = -2,58%
3. Влияние изменения среднегодовой стоимости оборотных средств:
ДРо (Дос) = (П1/(ОПФ1+ОС1)· 100)-(П1/(ОПФ1+ОС0)·100) = 1452/(7825,5+8275) · 100 — 1452/(7825,5+6745)· 100 = 9,02 — 9,97 = -0,95%
Проверка: -2,58+0,75+(-0,95) = -2,78%
Рентабельность УП «ВестОптЦентр» в 2012 году по сравнению с 2011 годом снизилась на 2,78 п.п. Положительное влияние на изменение рентабельности оказал рост прибыли отчетного периода. В результате влияния данного фактора рентабельность возросла на 0,75 п.п. В результате роста среднегодовой стоимости основных и нормируемых средств рентабельность снизилась на 2,58 п.п. и 0,95 п.п. соответственно.
По данным таблицы 2.7 рассчитаем влияние факторов на изменение рентабельности внеоборотных активов в 2012 году по сравнению с 2011 годом.
1. Влияние изменения прибыли на рентабельность внеоборотных активов:
ДРп (Дпр) = (П1/ОП1· 100) — (П0/ОП1· 100) = 1452/7825,5· 100−1366/7825,5·100 = 18,55 — 17,46 = +1,09%
2. Влияние изменения внеоборотных активов:
ДРп (Дс) = (П0/ОП1· 100) — (П0/ОП0· 100) = 1366/7825,5· 100−1366/4827·100 = 17,46 — 28,30 = -10,84%
Проверка: -10,84+1,09 = -9,75%
Рентабельность внеоборотных активов в 2012 году по сравнению с 2011 годом снизилась на 9,75%, в том числе за счет увеличения прибыли — на 1,09%. Рост суммы внеоборотных активов способствовал снижению рентабельности на 10,84%.
Рассчитаем влияние факторов на изменение рентабельности продукции в 2012 году по сравнению с 2011 годом.
1. Влияние изменения прибыли от реализации на рентабельность продукции:
ДРп (Дпр) = (П1/С1· 100) — (П0/С1· 100) = 1742/56 823· 100−1808/56 823·100 = 3,07 — 3,18 = -0,11%
2. Влияние изменения полной себестоимости на рентабельность продукции:
ДРп (Дс) = (П0/С1· 100) — (П0/С0· 100) = 1808/56 823· 100 — 1808/34 576· 100 = 3,18 — 5,23 = -2,05%
Проверка: -2,05 + (-0,11) = -2,16%
Рентабельность продукции в 2012 году по сравнению с 2011 годом снизилась на 2,16%, в том числе за счет снижения прибыли — на 0,11%. Рост полной себестоимости способствовал снижению рентабельности на 2,05%.
Влияние факторов на изменение рентабельности продаж в 2012 году по сравнению с 2011 годом представлено ниже.
1. Влияние изменения прибыли от реализации на рентабельность продаж:
ДРп (Дп) = (П1/В1· 100) — (П0/В1· 100) = 1742/63 376· 100 — 1808/63 376· 100 = 2,75 — 2,85 = -0,1%
2. Влияние изменения выручки от реализации продукции (работ, услуг) на рентабельность продукции:
ДРп (ДВ) = (П0/В1· 100) — (П0/В0· 100) = 1808/63 376*100 -1808/39 061· 100 = 2,85 — 4,63 = -1,78%
Проверка: -0,1 + (-1,78) = -1,88%
Рентабельность продукции в 2012 году по сравнению с 2011 годом снизилась на 1,88%, в том числе за счет снижения прибыли — на 0,1%. Рост выручки от реализации продукции (работ, услуг) способствовал снижению рентабельности на 1,78.
Таким образом, анализ основных показателей эффективности хозяйственного механизма (выручки от реализации продукции, показателей прибыли и рентабельности), позволяет сделать вывод, что, в целом, состояние УП «ВестОптЦентр» можно характеризовать как ликвидное, прибыльное и финансово-устойчивое. По результатам хозяйственной деятельности организации за 2012 год была получена прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг на сумму 1 742 млн руб.
Причиной снижения рентабельности за 12 месяцев 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года по данным, приведенным в сопоставимые условия, послужил рост себестоимости и снижение прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг и чистой прибыли. Механизм формирования прибыли является одной из составных хозяйственного механизма, который определяет общий порядок формирования финансовых результатов деятельности организации.
2.4 Пути роста финансовых результатов деятельности предприятия Деятельность любого предприятия предполагает постоянное отслеживание и анализ хозяйственной деятельности предприятия в целях выявления проблем развития предприятия и нахождения своевременных путей совершенствования его деятельности, улучшения финансовых результатов, повышения прибыли, повышения ликвидности.
Информация, полученная благодаря анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия, позволила выявить основные направления совершенствования деятельности предприятия.
К основным направлениям совершенствования деятельности относятся:
— улучшение управления капиталом предприятия;
— выбор его оптимальной структуры;
— увеличение доли прибыли на вложенный капитал.
Этого можно добиться за счет роста чистой прибыли, осуществляя более совершенные мероприятия маркетинга, его претворение в жизнь, и более эффективный контроль за результатами. Большие резервы улучшения экономических показателей заключены в снижении себестоимости реализации услуг УП «ВестОптЦентр».
Проблема повышения нормы прибыли на вложенный капитал является основным направлением совершенствования деятельности УП «ВестОптЦентр», что позволяет оценить осуществляемую руководством предприятия управленческую деятельность. Поскольку норма прибыли на вложенный капитал, зависит от доли чистой прибыли в общем объеме продаж, то руководству УП «ВестОптЦентр» необходимо разработать мероприятия, позволяющие добиться повышения получаемой суммы чистой прибыли. Все это ведет к повышению рентабельности деятельности предприятия в целом.
Основными источниками резервов увеличения суммы прибыли являются:
— увеличение объёма производства и реализации услуг;
— увеличение уровня цен;
— снижение себестоимости реализации;
— увеличение качества предоставляемых услуг;
— поиск более выгодных рынков сбыта;
— реализация в более оптимальные сроки.
Для уточнения цены, рассчитанной на основе затратных методов, необходимо оценить влияние эластичности спроса на динамику цен. Для этого проводится анализ чувствительности потребителей к изменению цены на реализуемую продукцию. Такие расчеты позволят сделать вывод о возможности снижения или повышения цены для того, чтобы получить тот объем чистой прибыли.
Увеличения объемов потребления продукции предприятия возможно добиться за счет стимулирования сбыта. Скидки являются важным рычагом, позволяющим предприятию увеличить спрос. Предоставление скидок для потребителей возможно за счет общей экономии.
Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития предприятия, обеспечивающая превышение выручки от реализации над затратами (издержками) по ее производству и сбыту.
Значение улучшения использования основных производственных фондов многогранно и находит свое выражение в более полном согласовании экономических интересов всех участников процесса производства и заказчиков. Эффективное использование основных производственных фондов означает, прежде всего, выполнение большего количества работ без привлечения дополнительного капитала. Рассмотрим основные мероприятия, которые можно провести для улучшения использования основных производственных фондов.
1. Улучшение показателя фондоотдачи. Основной задачей любого хозяйствующего субъекта связи является увеличение создаваемого объема услуг. С учетом этого обобщающий показатель эффективности использования основных производственных фондов строится на основе соизмерения выраженного в денежной форме конечного полезного эффекта деятельности и всей совокупности, участвующих в создании этого эффекта средств труда. Исходя из экономической сущности категории эффективности показатель фондоотдача определяется сопоставлением результатов производственной деятельности и среднегодовой стоимостью используемых при этом основных фондов. В качестве результирующего показателя производства могут выступать доходы от основной деятельности или прибыль от выполнения работ и других финансовых результатов:
(2.8)
где — коэффициент использования основных производственных фондов или фондоотдача, П — прибыль от выполнения работ, Ф — среднегодовая стоимость используемых основных производственных фондов.
млн руб.
Из расчетных формул видно, что фондоотдача показывает, сколько рублей доходов или прибыли получено с каждого рубля, вложенного в основные производственные фонды.
Повышение фондоотдачи обеспечивает также экономию текущих эксплуатационных расходов за счет уменьшения суммы амортизационных отчислений, приходящихся на единицу доходов. В этом случае предприятия получают соответствующий прирост прибыли, в результате чего расширяются их возможности материального стимулирования работников, производственного и социального развития.
2. Улучшение использования основных производственных фондов способствует также накоплению собственных средств предприятия на их обновление и модернизацию.
3. Немаловажное значение имеет и такой аспект улучшения использования основных средств, как выигрыш во времени.
4. Наиболее полная реализация потенциала, заложенного в основных производственных фондах возможна при условии комплексного использования всех резервов повышения эффективности их применения в процессе выполнения работ.
Наиболее действенной и экономичной мерой улучшения использования основных средств является повышение уровня задействования имеющегося производственного потенциала, более полная реализация экстенсивных и интенсивных факторов их эксплуатации Принятое на баланс предприятия оборудование должно быть установлено и задействовано в производственном процессе в кратчайшие сроки. В противном случае оно становится «мертвым» капиталом, подвергается физическому и моральному износу без какой-либо отдачи.
Под оптимальной структурой основных средств понимается такое соотношение между отдельными их видами или такая доля активной части основных средств в общей их стоимости, при которой достигается максимально возможная фондоотдача при высоком качестве работы. Снизить общую стоимость основных средств можно за счет продажи оборудования, залежавшегося на складе. Оборудование закупалось под определенные проекты, но не подошло под технические условия предприятий — заказчиков. Стоимость этого оборудования отражена в таблице 2.5.
Таблица 2.5. — Стоимость неиспользуемого оборудования на складе УП «ВестОптЦентр»
Наименование оборудования | Количество штук | Цена за единицу, руб. | Общая стоимость, руб. | |
Сервер ИВК | 400 000,0 | 400 000,0 | ||
Мультиплексор каналов связи | 82 423,0 | 247 269,0 | ||
Модем для коммутируемых каналов ПАРУС-Е (USB-внешний) | 17 818,0 | 17 818,0 | ||
Адаптер GSM с ТС35 Terminal | 18 691,2 | 130 838,4 | ||
Устройство защитное RS-485 для кабеля Belden 3106A | 2478,0 | 19 824,0 | ||
Модем для радиоканала (М02) | 12 744,0 | 12 744,0 | ||
Модем для выделенных каналов (М34−01) (внешний) | 35 400,0 | 318 600,0 | ||
Итого | 569 554,2 | 1 147 093,0 | ||
Источник: собственная разработка на основе данных предприятия Исходя из таблицы 2.5 получаем:
гдеуровень рентабельности основной деятельности возможный при проведении предложенных мероприятий,
— среднегодовая стоимость основных и оборотных нормируемых средств соответственно возможный при проведении предложенных мероприятий.
— фактическая сумма прибыли.
Из приведенных расчетов и сравнении их с фактическим уровнем рентабельности основной деятельности, можно сделать вывод, что показатель рентабельности основной деятельности увеличится на 3,19% при проведении предложенных мероприятий (21,7% - 18,55%)
С учетом всех предложенных путей увеличения рентабельности получаем таблицу 2.6.
Таблица 2.6 — Величина показателей рентабельности УП «ВестОптЦентр» с учетом предложенных мероприятий
Показатель | Фактический уровень | Возможный уровень с учетом предложенных мероприятий | |
Рентабельность продукции | 3,07 | 3,08 | |
Рентабельность основной деятельности | 18,55 | 21,7 | |
Источник: собственная разработка
Таким образом, для каждого предприятия существуют свои пути повышения рентабельности, в том числе, снижение себестоимости выпускаемой продукции, увеличение объемов ее реализации, повышение эффективности работы на предприятии, более рациональное использование необоротный и оборотных активов, а также заемного или собственного капиталов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Функционирование предприятия независимо от видов деятельности и форм собственности в условиях рынка определяется его способностью приносить достаточный доход или прибыль. Прибыль предприятия характеризует эффективность его деятельности. Получение прибыли является непосредственной целью хозяйствующего субъекта в условиях рынка, так как она является основным источником финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающим его стабильность и развитие.
Для любого предприятия основная цель — максимизации прибыли, увеличения рыночной стоимости предприятия в интересах их владельцев. Приспособление предприятия к рыночным условиям требует как изменения выполняемых функций, так и внутренней организационной перестройки, прежде всего дополнения организационной структуры новыми звеньями, пересмотра всей системы распределения прав, полномочий и ответственности.
Финансовое состояние — это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Однако цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но еще и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявления наиболее важных аспектов и наиболее слабых позиций в финансовом состоянии именно на данном предприятии. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния конкретного предприятия в конкретный период его деятельности.
Анализ основных показателей эффективности хозяйственного механизма (выручки от реализации продукции, показателей прибыли и рентабельности), позволяет сделать вывод, что, в целом, состояние УП «ВестОптЦентр» можно характеризовать как ликвидное, прибыльное и финансово-устойчивое. По результатам хозяйственной деятельности организации за 2012 год была получена прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг на сумму 1 742 млн руб.
Причиной снижения рентабельности за 12 месяцев 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года по данным, приведенным в сопоставимые условия, послужил рост себестоимости и снижение прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг и чистой прибыли. Механизм формирования прибыли является одной из составных хозяйственного механизма, который определяет общий порядок формирования финансовых результатов деятельности организации.
К основным направлениям совершенствования деятельности относятся:
— улучшение управления капиталом предприятия;
— выбор его оптимальной структуры;
— увеличение доли прибыли на вложенный капитал.
Этого можно добиться за счет роста чистой прибыли, осуществляя более совершенные мероприятия маркетинга, его претворение в жизнь, и более эффективный контроль за результатами. Большие резервы улучшения экономических показателей заключены в снижении себестоимости реализации услуг УП «ВестОптЦентр».
Основными источниками резервов увеличения суммы прибыли являются:
— увеличение объёма производства и реализации услуг;
— увеличение уровня цен;
— снижение себестоимости реализации;
— увеличение качества предоставляемых услуг;
— поиск более выгодных рынков сбыта;
— реализация в более оптимальные сроки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Большой экономический словарь / А. Н. Азрилиян [и др.] - М.: Институт новой экономики, 1997. — 864 с.
2. Алексеенко, Н. А. Экономика промышленного предприятия: учеб. пособие / Н. А. Алексеенко, И. Н. Гурова. — Минск: Изд-во Гревцова, 2009. — 264 с.
3. Головачев, А. С. Экономика предприятия. В 2 ч. Ч. 2: учеб. пособие / А. С. Головачев. — Минск.: Выш. шк., 2008. — 464 с.
4. Об установлении форм бухгалтерской отчетности, утверждении Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. № 19 и отдельного структурного элемента постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря 2008 г. № 187: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 111 [Электронный ресурс]/ Национальный центр правовой информации Республики Беларусь — Минск, 2013. — Режим доступа: http://www.pravo.by/pdf/2012;11/2012;11(053−112).pdf — Дата доступа: 14.11.2014
5. Нехорошева, Л. Н. Экономика предприятия: учеб. пособие для вузов / Л. Н. Нехорошева. — Минск: Выш. шк., 2004. — 383 с.
6. Экономика предприятия: учеб. для вузов / К. А. Раицкий [и др.] - М: Дашков и Ко., 2002. — 1012 с.
7. Суша, Г. Е. Экономика предприятия / Г. Е. Суша — М.: Новое знание, 2003. — 384 с.
8. Экономика предприятия: Учебник для вузов / В. Я. Горфинкель [и др.] - 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 670 с.
9. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. — Минск: Новое знание, 2001. — 688 с.
10. Акулич, В. В. Факторный анализ показателей рентабельности деятельности организации и эффекта финансового рычага / В. В. Акулич. // Планово-экономический отдел. — 2008. — № 5. — С. 58−62.
11. Волков, О. И. Экономика предприятия: курс лекций / О. И. Волков, В. К. Скляренко. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 280 с.
12. Экономика предприятия отрасли: учеб.-метод. комплекс / сост. В. В. Бичанин. — Новополоцк: ПГУ, 2008. — 400 с.
13. Акулич, В. В. Современные подходы к оценке эффективности деятельности организации / В. В. Акулич. // Планово-экономический отдел. — 2008. — № 11. — С. 27−34.
14. Засмужец, С. И. Анализ рентабельности / С. И. Засмуженец. // Экономика. Финансы. Управление. — 2007. — № 2. — С. 80−84.
15. Смольский, А. П. Анализ взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли в управленческом учете / А. А. Смольский. // Планово-экономический отдел. — 2008. — № 6. С. 31−37.
16. Крейнина, М. Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки / М. Н. Крейнина. — М.: ДиС, 2005. — 316 с.
17. Любушин, Н. П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учеб.пособ. / Н. П. Любушин. — М.: «Юнити», 2005. — 471 с.
18. Русак, Е. С. Экономика предприятия / Е. С. Русак. — Минск: ТетраСистемс, 2009. — 144с.
19. Титов, В. И. Экономика предприятия: учебник / В. И. Титов. — М.: Эксмо, 2008. — 416 с.
20. Фатхутдинов, Р. А. Управленческие решения: учеб. / Р. А. Фатхутдинов. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 239 с.
21. Экономика предприятия: учеб. пособие / А. И. Ильин [и др.]; под общ. ред. А. И. Ильина. — 4-е изд., стер. — М.: Новое знание, 2006. — 698 с.
22. Экономика предприятия отрасли: учеб.-метод. комплекс для студ. спец. 1−26 02 02 «Менеджмент» / сост. В. В. Бичанин. — Новополоцк: ПГУ, 2008. — 399 с.
23. Якушкин, Е. А. Основы экономики: учеб. пособие / Е. А. Якушкин, Г. В. Германович. — Минск: РИПО, 2007. — 319 с.
24. Васильев, М. И. Прибыль как важнейший индикатор эффективного развития предприятия/ М. И. Васильев // Аспирант и соискатель. — 2005. — № 3. — С. 20−33.
25. Бланк, И. А. Управление прибылью / И. А. Бланк. — Киев: Ника Центр, Эльга, 2006. — 544 с.
26. Шамхалов, Ф. Прибыль — основной показатель результатов деятельности организации / Ф. Шамхалов. // Финансы. — 2009. — № 6. — С. 23−32.
27. Матвейчева, Е. Финансовые результаты деятельности предприятия / Е. Матвейчева, Г. Вишнинская. // Аудит и финансовый анализ. — 2010. — № 1. — С. 87−91.
28. Экономика предприятия / Э. В. Крум и др.; под общ. ред. Э. В. Крум, Т. В. Елецких — Мн.: Выш. шк., 2010. — 304 с.
29. Колпина Л. Г. Финансы предприятий: учебник / Л. Г. Колпина, Т. Н. Кондратьева, А. А. Лапко и др.; под общ. ред. Л. Г. Колпиной. — Мн.: Выш. шк., 2004. — 336 с.
30. Суша, Г. З. Доход, прибыль и рентабельность по новому бухгалтерскому учёту / Г. З. Суша. // Планово-экономический отдел. — 2004. — № 7. — С.62−67.