Конституционные основы непосредственной демократии
В отличие от выборов на референдуме не происходит избрание какого либо лица (политической партии и т. д.), а придается юридическая сила решению какого-либо особо значимого вопроса. Принятое решение признается решением народа. В основном референдумы применяются для принятия особо важных законодательных актов. Зачатую распространенный поводом проведения референдума становится желание властей… Читать ещё >
Конституционные основы непосредственной демократии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Курсовая работа Конституционные основы непосредственной демократии
Построение общества, основанного на принципе народовластия, на протяжении всей истории человечества является одной из вечных ценностей. Непосредственная демократия возникла в условиях первобытнообщинного строя, когда наши предки избирали на совете племени вождей, собирали в древних городах народные вече и решали иные вопросы. Соответственно это первой исторически возникшая форма народовластия.
Современное построение демократии связано с различными трудностями.
Одной из основных проблем государства и общества является отчужденность органов власти и граждан. Зачастую органы власти решают вопросы, которые для общества не являются первоочередными, а насущные вопросы оставляют нерешенными долгое время. Для преодоления этого барьера существуют институты прямой демократии, когда народ непосредственно может принять участие в решении, как общегосударственных проблем, так и проблем своего региона или небольшого населенного пункта.
Широкое использование институтов непосредственной демократии в системе организации власти и управления дает возможность решить проблему отчуждения власти от общества, наладить двухсторонний контакт, создать модель управления, соответствующую интересам граждан.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации гражданами непосредственной демократии.
Предмет курсовой работы составляют конституционно-правовые основы непосредственной демократии.
Целью курсовой работы является изучение конституционно-правовых основ, регулирующих права граждан на прямое участие в осуществлении публичной власти.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть понятие непосредственной демократии;
2) определить виды непосредственной демократии;
3) исследовать основные институты непосредственной демократии: референдум, выборы, отзыв депутата и иные.
Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, законодательство о референдуме Российской Федерации, законодательство о выборах, и иные акты, содержащие нормы о непосредственной демократии.
При написании курсовой работы использовалась учебная литература по конституционному праву, комментарии законодательства, а также различные научные труды, посвященные конституционным основам непосредственной демократии, в частности, следующих авторов: М. М. Айзатуллов, Е. Ю. Бархатова, М. А Бучакова, Т. Е. Грязнова, С. С. Зенин, В. В. Комарова, С. И. Носов, И. П. Руденко и др.
Методологическую основу курсовой работы составили положения общей теории права, общенаучный диалектический метод, частно-научные методы исследования (анализ, синтез, системный, сравнительно-правовой, формально-юридический и др.).
1. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ
1.1 Понятие непосредственной демократии
Непосредственная демократия в России имеет глубокие исторические корни. Еще хронист эпохи императора Юстиниана писал: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве…». Кроме того, хронист указывал и форму этого правления — сходку всех членов общины, решавшую все дела единогласно.
В русских летописях также встречаются свидетельства тому, что вопрос о призвании князя решался на сходе, где славяне «почаша сами въ собе володети». Основываясь на нормах обычного права, славяне активно участвовали в управлении как общественными, так и государственными делами. Формами такого участия выступали всевозможные народные сходы, собрания, советы и, конечно, вече Зенин С. С. История развития форм участия населения в управлении общественными и государственными делами в России X — начала XX в. // История государства и права. — 2012. — N 5. — С. 15 — 18.
В соответствии со ст. 1 Конституции Российская Федерация — демократическое государство. Прежде всего, демократия выражается в народовластии.
Конституция Российской Федерации декларирует, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3).
С юридической точки зрения понятие «народ» равнозначно понятию «граждане» — это принадлежность ассоциированной совокупности людей в рамках единого государства к этому государству. Народ образует содержание государства Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л. В. Андриченко, С. А. Боголюбов, Н. С. Бондарь и др.; под ред. В. Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотренное. — М.: Норма, Инфра-М, 2011. — С. 8.
Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не делит свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было сил и использует ее исключительно в своих интересах. Народный суверенитет неделим и может иметь только одного субъекта — народ. Соответственно, осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. — М.: Проспект, 2010. — С. 4.
Таким образом, народовластие в Российской Федерации — это принадлежность всей власти ее народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами Там же.
Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ).
Народовластие осуществляется в нескольких формах:
— непосредственно. Эта форма подразумевает прямое волеизъявление народа по вопросам государственной или общественной жизни.;
— через органы государственной власти. Решение многих вопросов невозможно без участия специалистов в той или иной области, поэтому обычно власть от имени народа осуществляют государственные органы;
— через органы местного самоуправления. Действия этой формы охватывают низовой уровень отношений власти. Эта область наиболее близко соприкасается с народом.
Существует множество понятий непосредственной демократии (она же прямая демократия):
— это прямое волеизъявление особого круга субъектов по решению вопросов государственной и общественной жизни, коррекции осуществления властных функций органами власти, сопоставление воли народа с их деятельностью (Комарова В. В. Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России. — М., 2011. — С. 5.);
— прямое волеизъявление народа, принятие им решения, выбор кандидата на государственную должность без каких-либо посредников и последующего или предварительного утверждения или согласования этого решения (Айзатуллов М.М.) Айзатуллов М. М. Непосредственная демократия — как одна из форм осуществления народом своих избирательных прав // Юрист. — 2011. — N 10. — С. 43 — 46.;
— это совокупность способов и форм, при помощи которых личность или коллектив могут самостоятельно оказывать влияние на выработку государственной политики, участвовать в формировании и функционировании представительной системы, лично включаться в процесс принятия общеобязательных решений (Носов С. И. Носов С.И. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. — М.: Статут, 2011. — С. 11.);
Признаками непосредственной демократии являются:
— круг субъектов, обусловленный особыми требованиями к ним (в том числе и количеством — решение большинства);
— прямое волеизъявление;
— единство воли и субъекта ее выражения, а также осуществление власти от своего имени;
— вопросы общественной и государственной жизни;
— особые формы осуществления власти;
— конечная цель может быть троякой: императивной, регулятивной, консультативной Комарова В. В. Формы непосредственной демократии в России. — М., 2011. — С. 6.
Таким образом, непосредственная демократия является самым ярким выражением сущности власти населения. Каждый гражданин при таком политическом режиме имеет право высказываться и участвовать в принятии решений по конкретной проблеме функционирования государства. В эту группу могут быть включены: решения о пути развития страны, формировании институтов представительной демократии, а также иные вопросы, признанные значимыми.
Непосредственная демократия выполняет три функции: императивную, консультативную и регулятивную.
Императивная функция — окончательное решение определенных вопросов. Так, в ходе референдума может окончательно решаться вопрос о том принимать или нет новую конституцию. Сюда же стоит отнести такие формы императивного волеизъявления граждан, используемые на муниципальном уровне: сходы, отзыв депутата, преобразование муниципального образования и изменение его границ.
Консультативная функция — выявление, сопоставление воли народа и формируемого им органа власти (должностного лица).
Регулятивная функция — участие народа в системе общественного управления. Эту группу обуславливает наличие механизма воздействия на решения властных органов населением. В нее входят обращения граждан; правотворческая инициатива; наказы избирателей; отчеты депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления; собрания и конференции граждан Там же. — С. 7.
Таким образом, существует различие между представительным правлением и непосредственным народовластием.
Представительное правление — это деятельность сформированного народом органа (или выборного должностного лица) по выполнению определенных функций на протяжении срока полномочий. Функции представительного органа выполняет строго определенный круг избранных лиц, используя определенный набор процедур.
Непосредственное народовластие — решение населением определенных вопросов, в определенных процедурах, результат которых зависит от выполняемой функции — окончательное решение вопроса; участие в решении вопроса; выявление мнения по вопросу, который находится в компетенции властного органа.
В связи с этим различия между непосредственным и представительным правлениями проявляются по нескольким пунктам:
— субъектный состав различен;
— различны полномочия, цели и задачи представительного правления и форм непосредственного народовластия;
— неодинаков механизм осуществления.
Главное достоинство непосредственной демократии состоит в том, что благодаря ей обеспечивается наиболее полное и активное участие гражданского в управлении социальной жизнью, минимизирует отстраненность народа от институтов власти. Однако, кроме достоинств у непосредственной демократии имеются и недостатки:
— низкая компетенция граждан в вопросах, касающихся принятия отдельных решений, что связано с отсутствием у населения необходимых знаний о предмете принимаемых решений;
— низкая персональная ответственность за принимаемые решения, зачастую многие голосуют безответственно по принципу «я как все»;
— затратность многих институтов прямой демократии, особенно это касается проведения референдумов;
— подверженность решений непредсказуемым факторам, политическим и идеологическим настроениям царящим в обществе Баулина Е. И. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления // Вестник Челябинского государственного университета. — 2011. — № 3. — С. 18−23.
Но, несмотря на указанные минусы, при рассмотрении значения прямой демократии исходить учесть что:
1) приоритет личности в обществе и государстве закреплен в конституционных нормах, так как именно человек и гражданин представляет собой высшую социальную ценность (ст. 2 Конституции РФ);
2) развитие демократии не может быть продуктивным без постоянного развития гражданской самостоятельности, их решающей воли во всех процессах развития страны;
3) представительная и непосредственная демократия эффективны только если они едины и активно взаимодействуют Там же.
Таким образом, у непосредственной демократии гораздо больше достоинств, чем недостатков.
1.2 Виды непосредственной демократии
Виды (институты, формы, методы) непосредственной демократии — это способы и средства непосредственного осуществления власти народом или его частью, коррекции осуществления властных функций органами власти, сопоставление воли народа с деятельностью властных органов.
Формы непосредственной демократии должны соответствовать следующим требованиям: объединять волю, мнение большинства, имеющего право решать и участвовать в решении конкретного общественно значимого вопроса Айзатуллов М. М. Непосредственная демократия — как одна из форм осуществления народом своих избирательных прав // Юрист. — 2011. — N 10. — С. 43 — 46.
Выделяют следующие институты непосредственной демократии: референдум (всероссийский, региональный, местный), выборы, общие собрания населения (сходы), митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, народную правотворческую инициативу, обсуждения проектов важных государственных и территориальных решений и законов, деятельность политических партий, отзыв выборного народного представителя, народные петиции, опросы населения Бучакова М. А., Грязнова Т. Е. Институт непосредственной демократии в системе российской государственности // Вестник Омского Университета. — 2013. — № 2. — С. 12.
К непосредственной демократии относятся и вопросы, решаемые на уровне местного самоуправления. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2003. — N 40. — ст. 3822. расширил и установил большой перечень форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления, в который включены:
— отзыв населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления;
— голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
— сходы граждан, собрания граждан, конференции граждан;
— обращения граждан, правотворческую инициативу;
— территориальное общественное самоуправление;
— публичные слушания, опросы граждан.
Существуют различные основания классификации институтов непосредственной демократии.
Ю. А. Дмитриев, выделяет три основные группы форм прямого волеизъявления граждан:
1) референдум, выборы, общие собрания населения, характеризующие императивную функцию непосредственной демократии.
2) митинги, шествия, демонстрации, пикетирования как инструмент сопоставления воли народа и формируемого им органа власти, выполняющие регулятивную функцию.
3) народная инициатива, деятельность политических партий, отзыв депутата, сочетающие обе эти функции народного волеизъявления Дмитриев Ю. А. Можно ли повысить демократический потенциал действующей Конституции Российской Федерации? // Государство и право. — 2013. — № 12. — С. 45−53.
По источнику правового регулирования институты непосредственной демократии можно подразделить на: 1) конституционные; 2) неконституционные (иные).
В зависимости от наличия или отсутствия правовой регламентации институты непосредственной демократии делят на: 1) правовые; 2) фактические.
В. Н. Руденко по предмету правового регулирования подразделяет институты прямой демократии на: 1) регулирующие отношения по принятию гражданами управленческих решений и правотворческую деятельность граждан, 2) регулирующие прямое участие граждан в формировании системы публичной власти Руденко И. П. Прямая демократия: модели правления, конституционно-право-вые институты. — Екатеринбург, 2003. — С. 111 -114.
В зависимости от способа воздействия на общественные отношения институты непосредственной демократии могут быть: 1) правообразующие (референдум); 2) не образующие норм права (митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирование).
По отношению к кругу вынесенных на рассмотрение вопросов институты непосредственной демократии подразделяют на: 1) многоаспектные; 2) одноаспектные.
По регулярности проведения институты непосредственной демократии делятся на: 1) определенно-периодического действия; 2) неопределенно-периодического действия.
По роли граждан в процессе принятия публично-властных решений институты прямой демократии можно подразделить на:
1) «чистые» институты прямой демократии. Здесь гражданам принадлежит решающая роль на всех стадиях реализации института прямой демократии. Они в любое время могут выступить с инициативой принятия решения, участвуют в выработке вариантов его проекта, при необходимости выдвигают петицию с соответствующей инициативой, обеспечивают ее поддержку, участвуют в обсуждении проекта будущего решения и в голосовании по существу вопроса (сходы, петиционный референдум, а также некоторые разновидности народной правотворческой инициативы) Руденко И. П. Прямая демократия: модели правления, конституционно-право-вые институты. — Екатеринбург, 2003. — С. 111 -114.
2) смешанные институты прямой и представительной демократии. Здесь участие граждан в процессе принятия решения ограничено.
У них может отсутствовать право инициативы принятия какого-либо решения (выборы, большинство разновидностей референдумов).
Либо, наоборот, они могут быть наделены правом инициативы принятия решения, но право рассмотрения вопроса по существу и право принятия окончательного решения при этом может принадлежать представительному органу власти (некоторые виды народной правотворческой инициативы).
референдум всероссийский депутат народовластие
2. ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ
2.1 Референдум
В демократическом государстве все органы государственной власти, как выборные, так и назначаемые, зависят от воли избирателей.
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).
В отличие от выборов на референдуме не происходит избрание какого либо лица (политической партии и т. д.), а придается юридическая сила решению какого-либо особо значимого вопроса. Принятое решение признается решением народа. В основном референдумы применяются для принятия особо важных законодательных актов. Зачатую распространенный поводом проведения референдума становится желание властей получить одобрение какого-то своего будущего действия, когда сама власть не желает брать на себя ответственность Федотова Т. М., Афонина А. В., Ушакова А. В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О референдуме Российской Федерации». — М.: Юстицинформ, 2006. [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс». .
Референдум имеет преимущество перед представительной демократией, но при соблюдении некоторых условий:
— вопрос, выносимый на референдум, должен быть понятен любому избирателю;
— желаемые или не желаемые последствия принимаемого на референдуме решения должны быть доступно разъяснены через средства массовой информации.
Референдум может быть общероссийским (референдум РФ), региональным (референдум субъекта РФ) и местным.
Референдум Российской Федерации — это всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения (ст. 1 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации"Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -2004. — N 27. — ст. 2710.).
Избирательные права граждан и их защита осуществляется Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Федеральный закон от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2002. — N 24. — ст. 2253.
К числу субъективных прав гражданина по участию в референдуме, сформулированных в ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», относятся:
— право инициировать референдум (ст. 15, 17);
— право подписи в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума (п. 6 ст. 17);
— право быть членом комиссии референдума (ст. 27);
— право на участие в финансировании референдума (ст. 51);
— право на участие в агитации (ст. 60, 61);
— право быть наблюдателем на участке референдума (ст. 36);
— право быть уполномоченным представителем инициативной группы (ст. 34);
— право голоса, включая возможность досрочного голосования, получения открепительного талона (ст. 71, 73).
— право обжаловать решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий и иных общественных объединений, комиссий референдума, их должностных лиц, нарушающих право на участие в референдуме (п. 2, 4 ст. 44, ст. 87);
На референдум РФ могут быть вынесены вопросы государственного значения, проект новой Конституции РФ.
На референдум не могут выноситься вопросы (ст. 6 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»):
— об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ;
— о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы РФ, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы РФ либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
— об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ;
— о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
— об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
— о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств РФ;
— о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;
— о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
— об амнистии и о помиловании.
По существу запрета выносить на референдум вопросы о досрочном прекращении и о досрочных выборах органов государственной власти Конституционный Суд РФ, пояснил: «Референдум как высшее непосредственное выражение власти народа, по смыслу Конституции РФ, не может быть направлен на отрицание состоявшихся законных свободных выборов, также являющихся высшим непосредственным выражением власти народа, поскольку фактически это приводило бы к пересмотру их итогов и, как следствие, — к нарушению стабильности и непрерывности функционирования органов публичной власти» Постановление Конституционного Суда РФ от 10.06.1998 N 17-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1998. — N 25. -ст. 3002.
Референдум субъекта РФ (региональный референдум) — это референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта РФ среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено на территории субъекта РФ.
Вопросы проведения референдума субъекта РФ регулируются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также конституциями, уставами, а также законами субъектов РФ. Например, Закон г. Москвы от 18 апреля 2007 г. N 11 «О референдумах в городе Москве» Закон г. Москвы от 18.04.2007 N 11 «О референдумах в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. — 2007. — N 29.
На референдум субъекта РФ могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом.
Процедура подготовки и проведения референдума субъекта РФ в целом тождественна подобной процедуре на федеральном уровне.
В России в последние годы было проведено нескольких референдумов на уровне субъектов РФ. Все они касались объединения субъектов РФ (включение автономных округов в состав субъекта РФ). Согласно Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2001. — N 52 (1 ч.). — ст. 4916. вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 11).
В 2003;2008 гг. были проведены референдумы в заинтересованных субъектах и в результате вошли в состав отдельных субъектов 6 из 10 автономных округов РФ (Коми-Пермяцкий округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) округ, Эвенкийский округ, Корякский округ, Усть-Ордынский Бурятский округ, Агинский Бурятский округ). Также Пермская, Камчатская и Читинская области стали Пермским, Камчатским и Забайкальским краем. Количество субъектов РФ сократилось с 89 до 83 Макаров А. В. Объединение субъектов Федерации: этнонациональный и территориальный факторы в зеркале права // Государственная власть и местное самоуправление. — 2012. — N 2. — С. 3 — 10.
Местный референдум — референдум, который проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения на территории муниципального образования.
Вопросы проведения местного референдума регулируются Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправле-ния в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2003. — N 40. — ст. 3822.
Посредством местного референдума население муниципального образования имеет возможность самостоятельно принимать решения по наиболее значимым вопросам местной жизни. Предметом местного референдума могут быть только вопросы местного значения. Это вопросы, которые прямо и непосредственно связаны с интересами жизни и быта населения, проживающего на соответствующей территории.
Однако на практике институт референдума субъектов РФ и местного референдума используется крайне редко в силу значительных финансовых, временных и организационных затрат.
Таким образом, значимость референдумов проявляется в том, что они не только отражают интересы и волю народа, но и способствуют развитию самоуправления в жизни общества. Одновременно данная форма непосредственной демократии имеет воспитательный аспект, так как посредством её применения происходит рост самосознания среди населения, его самоорганизация.
2.2 Выборы
Органы государственной власти формируются либо путем выборов либо путем назначения соответствующих должностных лиц. Однако назначение должностных лиц на высшие посты в органах исполнительной власти и назначение судей осуществляются также органами, сформированными на выборной основе. Таким образом, «выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти Баглай М. В. Конституционное право. Учебник. — 9-е изд. перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2011. — С. 410.».
Выборы — это участие граждан в осуществлении публичной власти как непосредственным волеизъявлением по коренным вопросам общественной и государственной жизни при формировании представительных органов, так и избранием из своей среды путем голосования представителей для выполнения в этих органах функции в соответствии с волей и интересами граждан Комарова В. В. Формы непосредственной демократии в России. — М., 2011. — С. 47.
Законодательство о выборах (избирательное право) включает следующие акты:
1) Конституция РФ, закрепляющая основные принципы избирательного права и порядок избрания Президента РФ и депутатов Государственной Думы;
2) Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации";
3) федеральные законы: от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2003. — N 2. — ст. 171.; от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Федеральный закон от 18.05.2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2005. — N 21. — ст. 1919., от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. — 1996. — N 49. — ст. 5497.;
4) другие федеральные избирательные законы;
6) указы Президента РФ, издаваемые по вопросам организации и проведения выборов;
7) нормативные акты Центральной избирательной комиссии;
8) конституции, уставы субъектов РФ, принимаемые ими законы, акты глав администраций и избирательных комиссий, регламентирующие избирательный процесс.
Конституционно-правовое значение непосредственного действия прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления состоит в том, что законодательство должно обеспечивать для каждого гражданина возможность по собственному волеизъявлению выбирать и выдвинуться кандидатом на выборах, на которых он обладает пассивным избирательным правом и участником которых он является.
В этой связи активное внедрение в последние годы в Российской Федерации выборов в представительные органы власти по
пропорциональной избирательной системе затрудняет реализацию гражданами своих избирательных прав.
2.3 Собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования
В соответствии со ст. 31 Конституции РФ граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Право каждого гражданина на мирные публичные мероприятия и встречи является формой осуществления непосредственной демократии.
Правовое регулирование данного института осуществляется Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях // Собрание законодательства РФ. — 2004. — N 25. — ст. 2485.
Собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования представляют собой публичное мероприятие, под которым понимается открытая, мирная, доступная каждому акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (п. 1 ст. 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
Согласно Закону в отношении публичных мероприятий действует уведомительный порядок. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление может подаваться в срок не позднее 3 дней до дня его проведения.
Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» подвергается активной критике со стороны как активного населения, так и правозащитных организаций. Это связано с тем, что в Законе предусмотрены: большие штрафы за нарушения на митингах, введены обязательные работы для нарушителей, запрет приходить на митинги в масках и введены наказания за организацию фактически несанкционированных массовых акций под видом массового сбора граждан, или «гуляний» — если это повлекло нарушение общественного порядка.
Кроме того, организаторами публичного мероприятия не смогут выступать граждане, которые 2 и более раза привлекались к административной ответственности за нарушения при проведении массовых мероприятий в течение одного года.
В то же время, Закон нацелен на обеспечение безопасности митингов, шествий и иных публичных мероприятий непосредственной демократии. Закон имеет важное профилактическое значение — введение административной ответственности останавливает более тяжкие уголовные деяния.
2.5. Иные институты непосредственной демократии
В настоящее время идет активное внедрение различных форм непосредственной демократии на местном уровне.
В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» детально регламентирован порядок реализации этих форм. Итак, к формам прямого волеизъявления законодатель относит: местный референдум (ст. 22); муниципальные выборы (ст. 23); голосование по отзыву депутата, члена или выборного должностного лица органа местного самоуправления, по вопросам преобразования муниципального образования или изменения его границ (ст. 24); сход граждан (ст. 25); правотворческая инициатива в вопросах местного значения (ст. 26); организация и деятельность территориального общественного самоуправления (ст. 27); публичные слушания (ст. 28); собрания (конференции) граждан (ст.ст. 29, 30); опрос граждан (ст. 31); индивидуальные и коллективные обращения (ст. 32); иные формы участия (ст. 33).
Таким образом, в законе установлен и гарантирован обширный перечень форм непосредственной муниципальной демократии. При этом список не является исчерпывающим, соответственно граждане могут проявлять свое участие в местном самоуправлении и в иных формах, не нарушающих действующее законодательство.
Отзыв — это досрочное, принудительное прекращение полномочий депутата представительного органа муниципального образования и иного выборного лица на основе волеизъявления избирателей соответствующего избирательного округа, выраженного путем голосования. Основаниями для отзыва депутата могут быть только конкретные противоправные решения или действия (бездействие) и только в случае их подтверждения в судебном порядке. В качестве такого основания в ч. 3 ст. 45 Закона указано на нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения.
Сход — давняя организационная форма коллективного решения гражданами местных дел. Проведение схода обеспечивается главой местной администрации. Сход граждан считается состоявшимся, если в нем приняли участие и проголосовали больше половины граждан, обладающих избирательным правом проживающих на территории соответствующего муниципального образования.
Установлена обязательность участия в сходе выборных лиц местного самоуправления. Однако, если эти лица не присутствуют на сходе, правомочность его не может ставиться под сомнение.
Решение схода считается принятым, если за него проголосовало более ½ участников схода. Решения подлежат обязательному исполнению, опубликованию (обнародованию).
Правотворческая гражданская инициатива является формой участия граждан в подготовке муниципальных нормативных актов или изменению ранее принятых правовых актов. Это, по сути, вхождение в компетентный муниципальный орган с предложением принять нормативный правовой акт, а зачастую и внесение проекта такого акта. Однако неправильно относить правотворческую инициативу к разновидностям обращений граждан. Порядок осуществления правотворческой гражданской инициативы, необходимое минимальное число граждан, которые должны принять в ней участие (не более 3% жителей) определяется нормативноправовым актом представительного органа муниципального образования.
Вместе с тем следует отметить, что большинство уставов муниципальных образований также содержат статьи, посвященные правотворческой инициативе граждан. Так, ст. 9 Устава г. Королева Московской области определяет цели правотворческой инициативы граждан: внесение в городские органы местного самоуправления проектов правовых актов по вопросам местного значения; внесение в городские органы местного самоуправления предложений о рассмотрении и разрешении вопросов, относящихся к их компетенции и затрагивающих интересы населения города; проведение городского референдума; иные вопросы местного значения.
В ходе правотворческой инициативы граждане могут составить и подать на рассмотрение определенный проект нормативно-правового муниципального акта, необходимый к принятию по мнению инициативной группы граждан. Это не означает, что данный акт обязателен к принятию, но он должен быть в обязательном порядке рассмотрен органом местного самоуправления в течение 3 месяцев со дня его внесения.
По результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке правотворческой инициативы, принимается одно из следующих решений: о принятии муниципального правового акта в предложенной редакции; об отклонении муниципального правового акта; о доработке проекта правового акта с учетом замечаний и предложений Нудненко Л. А. Проблемы правовой регламентации правотворческой инициативы граждан в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. — 2010. — N 2. — С. 29 — 32.
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) — это форма самоорганизации граждан, в ходе которой они самостоятельно и под собственную ответственность решают вопросы местного значения на определенной части поселения.
Территории для осуществления ТОС: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
ТОС, это — деятельность, точнее, самодеятельность граждан:
— это состояние и умение жителей самоорганизоваться, готовность к самоуправлению и наличие для этого условий.
— это и форма непосредственной демократии для участия населения в решении вопросов местного значения.
— это общественные организации, общественные объединения, органы общественной самодеятельности.
С точки зрения конституционно-установленных прав человека и гражданина территориальное общественное самоуправление является механизмом реализации двух конституционных прав граждан: на объединение и проведение собрания по месту жительства с целью защиты общих интересов населения данной микротерритории.
На практике ТОС чаще всего образуется на территориях микрорайонов, кварталов, улиц, дворов. Например, в Новосибирске к середине 2010 г. насчитывалось 106 советов микрорайонов, 562 уличных комитета, 189 домовых комитетов, 5527 старших по домам и 10 499 старших по подъездам. Подобные системы органов и выборных лиц ТОС сложились в Краснодаре, Твери, Барнауле, Омске, Кемерове, Сургуте и других городах. В Барнауле функционирует 34 совета микрорайонов. В Омске создано 73 комитета ТОС в границах микрорайонов. В Ишиме 40% населения проживает в домах частного сектора, на территории которого действует 9 крупных органов ТОС. Также в этом городе сумели сохранить 127 квартальных комитетов, которые активно работали еще до перестройки. В Кемерове работают 79 советов общежитий, 371 старший по этажу общежития Шугрина Е. С. Судебная практика по вопросам, связанным с созданием и ликвидацией территориального общественного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2012. — N 1. — С. 20 — 25.
Существуют и различные профессиональные формы объединения территориальных общественных самоуправлений, такие как Советы ТОС, Ассоциации ТОС, Комитеты ТОС и др. Такие объединения создаются в помощь территориальным общественным самоуправлениям. Один из наиболее удачных примеров объединения ТОС — это Ассоциация органов территориального общественного самоуправления Республики Коми (АТОС РК). Ассоциация органов ТОС Республики Коми была учреждена в июня 2013 года региональными органами ТОС образованными в статусе юридического лица в форме НКО.
Публичные слушания — используется для обсуждения наиболее значимых проектов муниципальных правовых актов с жителями муниципального образования.
Целью проведения публичных слушаний является:
— обеспечение реализации прав граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории поселения, на непосредственное участие в осуществлении местного самоуправления.
Задачами публичного слушания являются:
— доведение до населения полной и точной информации о проектах правовых актов, а также вопросов, выносимых на публичное слушание;
— обсуждение и выяснение мнений населения по проектам нормативных правовых актов органов местного самоуправления и вопросам, выносимым на публичные слушания;
— оценка отношения населения к рассматриваемым проектам правовых актов, а также вопросам, выносимым на публичные слушания;
— выявление предложений и рекомендаций со стороны населения по важнейшим мероприятиям, проводимым органами местного самоуправления, затрагивающим интересы населения муниципального образования.
На публичные слушания выноситься в обязательном порядке: проект устава муниципального образования, о внесении в него изменений, проект местного бюджета, проекты планов и программ развития муниципального образования и др.
Наиболее часто и значимыми для населения являются публичные слушания, касающиеся застройки определенных территорий муниципального образования. Институт публичных слушаний по вопросам регулирования градостроительной деятельности введен Градостроительным кодексом РФ в качестве обязательного института местного самоуправления.
Результатами публичных слушаний будут два документа: протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Решения публичных слушаний являются рекомендацией для главы местной администрации. В соответствии с законодательством, он может принять решение об утверждении документации или направить ее на доработку с учетом протокола слушаний и заключения о результатах слушаний.
Конференции граждан (собрание делегатов) — это формы участия населения в местном самоуправлении.
Собрание — совместное присутствие граждан, проживающих на определенной части территории города, для обсуждения вопросов местного значения. Конференция (собрание делегатов) — совещание представителей населения, проживающего на определенной чести территории города, собравшихся для обсуждения и решения каких-либо вопросов.
Собрание — форма прямого, конференция (собрание делегатов) — опосредованного волеизъявления граждан по вопросам местного значения, жизнедеятельности определенной части территории города, принятию по ним самостоятельных и под свою ответственность решений.
Собрания граждан могут проводиться, как правило, по домам, улицам, дворам, кварталам, конференции (собрания делегатов) представителей населения — на территории жилых домов, в жилых комплексах, на иной территории проживания граждан города.
К компетенции собраний, конференций граждан (собраний делегатов) соответствующей территории относится решение следующих вопросов:
1) обсуждение вопросов местного значения;
2) информирование населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
3) осуществление территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования.
Опрос граждан — это одна из форм выявления мнения населения по вопросам местного самоуправления. Опрос проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории.
Опрос граждан должен производиться с соблюдением следующих принципов:
— жители муниципального образования участвуют в опросах на равных основаниях. Каждый участник опроса обладает одним голосом и участвует в опросе непосредственно;
— какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие запрещаются;
— участие в опросе является свободным и добровольным. В ходе опроса никто не может быть принужден к выражению своего мнения и убеждений или отказу от них;
— подготовка, проведение и установление результатов опроса осуществляются на основе принципов законности, открытости и гласности;
Опрос граждан проводится по инициативе:
— представительного органа или главы муниципального образования? по вопросам местного значения;
— органов государственной власти субъектов РФ — для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.
На практике опрос считается несостоявшимся в случае, если число граждан, принявших участие в опросе, не составило 25 процентов от общего числа граждан, имеющих право на участие в опросе. Результаты опроса носят рекомендательный характер. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.
Таким образом, местное самоуправление охватывает наиболее массовые формы народовластия, составляет одну из основ конституционного строя современной России.
Современное общество характеризуется стремительным развитием общественных отношений, где превалирующее положение занимают информационные технологии. В этой связи, отмечает В. А. Холопов, необходимо говорить о появлении новой формы участия населения в осуществлении народовластия — электронном участии Холопов В. А. Модернизация институтов непосредственной демократии в условиях информатизации: муниципальное измерение // Государственная власть и местное самоуправление. — 2011. — № 10. — С. 34. Отличительной такого участия выступает технологический фактор — свободное владение гражданином передовыми информационно-технологическими сервисами.
Так, в последнее время в России активно развивается электронная демократия.
Под электронной демократией понимается такая форма организации общественно-политической деятельности граждан, которая обеспечивает за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень взаимодействия граждан друг с другом, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и коммерческими структурами. Электронная демократия наряду с электронным правительством является одной из базовых основ информационного общества Проект «Концепция развития в РФ механизмов электронной демократии до 2020 года» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». .
Наиболее распространенными среди механизмов электронной демократии являются:
— электронное голосование (голосование по мобильному телефону, интернет-выборы и т. д.);
— механизмы сетевой коммуникации граждан и коллективного обсуждения социально значимых проблем и вопросов общественно-политической тематики в режиме on-line;
— механизмы формирования онлайн-сообществ, включая механизмы планирования и реализации гражданских инициатив и проектов коллективных действий;
— механизмы сетевой коммуникации граждан с органами власти, включая инструменты воздействия на принятие решений и гражданский контроль за деятельностью органов власти;
— механизмы общественного онлайн-управления на муниципальном уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам рассмотрения можно сделать следующие ключевые выводы.
Наиболее удачным можно признать следующее определение непосредственной (прямой) демократии — это совокупность способов и форм, при помощи которых личность или коллектив могут самостоятельно оказывать влияние на выработку государственной политики, участвовать в формировании и функционировании представительной системы, лично включаться в процесс принятия общеобязательных решений (Носов С.И.).
Непосредственная демократия имеет три виды функций: 1) императивная (окончательное решение определенных вопросов); 2) консультативная функция (выявление воли народа и формируемого решения органа власти; 3) регулятивная функция (участие народа в системе общественного управления).
Виды (институты, формы, методы) непосредственной демократии — это способы и средства непосредственного осуществления власти народом или его частью, коррекции осуществления властных функций органами власти, сопоставление воли народа с деятельностью властных органов.
Институтами непосредственной демократии являются: референдум (всероссийский, региональный, местный), выборы, общие собрания населения (сходы), митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, народную правотворческую инициативу, обсуждения проектов важных государственных и территориальных решений и законов, деятельность политических партий, отзыв выборного народного представителя, народные петиции, опросы населения и др.
Наивысшие формы выражения непосредственной демократии — референдум (общероссийский, региональный, местный) и выборы.
Выборы — это участие граждан в осуществлении публичной власти как непосредственным волеизъявлением по коренным вопросам общественной и государственной жизни при формировании представительных органов, так и избранием из своей среды путем голосования представителей для выполнения в этих органах функции в соответствии с волей и интересами граждан.
Отзыв — это досрочное, принудительное прекращение полномочий депутата представительного органа муниципального образования и иного выборного лица на основе волеизъявления избирателей соответствующего избирательного округа, выраженного путем голосования.
Собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования представляют собой публичное мероприятие, под которым понимается открытая, мирная, доступная каждому акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам.
Иными видами непосредственной демократии, используемыми на местном уровне являются: местный референдум, муниципальные выборы голосование по отзыву депутата, члена или выборного должностного лица органа местного самоуправления, по вопросам преобразования муниципального образования или изменения его границ; сход граждан, правотворческая инициатива в вопросах местного значения, организация и деятельность территориального общественного самоуправления, публичные слушания; собрания (конференции) граждан; опрос граждан; индивидуальные и коллективные обращения; иные формы участия.
Значимость непосредственной демократии состоит в том, что она не только отражают интересы и волю народа, но и способствует развитию самоуправления в жизни общества, росту его самосознания и самоорганизации. Широкое использование механизмов непосредственной демократии позволит решить проблему отчуждения власти от общества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2001. — N 52 (1 ч.). — ст. 4916.
2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -2004. — N 27. — ст. 2710.
3. Федеральный закон от 26.11.1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. — 1996. — N 49. — ст. 5497.
4. Федеральный закон от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2002. — N 24. — ст. 2253.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2003. — N 40. — ст. 3822.
6. Федеральный закон от 10.01.2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2003. — N 2. — ст. 171.
7. Федеральный закон от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях // Собрание законодательства РФ. — 2004. — N 25. — ст. 2485.
8. Федеральный закон от 18.05.2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2005. — N 21. — ст. 1919.
9. Закон г. Москвы от 18.04.2007 г. N 11 «О референдумах в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. — 2007. — N 29.
Судебная практика Конституционного Суда РФ
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 02.04.2002 N 7-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края „О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления“ и Закона Корякского автономного округа „О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе“ в связи с жалобами заявителей А. Г. Злобина и Ю.А. Хнаева» // Собрание законодательства РФ. — 2002. — N 14. — ст. 1374.
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.06.1998 г. N 17-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1998. — N 25. -ст. 3002.
12. Айзатуллов, М. М. Непосредственная демократия — как одна из форм осуществления народом своих избирательных прав // Юрист. — 2011. — N 10. С. 43 — 46.
13. Баглай, М. В. Конституционное право. Учебник. — 9-е изд. перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2011.
14. Бархатова, Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. — М.: Проспект, 2010.
15. Баулина, Е. И. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления // Вестник Челябинского государственного университета. — 2011. — № 3. — С. 18−23.
16. Бучакова, М. А., Грязнова, Т. Е. Институт непосредственной демократии в системе российской государственности // Вестник Омского Университета. — 2013. — № 2. — С. 10−15.
17. Дмитриев, Ю. А. Можно ли повысить демократический потенциал действующей Конституции Российской Федерации? // Государство и право. — 2013. — № 12. — С. 45−53.
18. Зенин, С. С. История развития форм участия населения в управлении общественными и государственными делами в России X — начала XX в. // История государства и права. — 2012. — N 5. — С. 15 — 18.
19. Комарова, В. В. Формы непосредственной демократии в России. — М., 2011.
20. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л. В. Андриченко, С. А. Боголюбов, Н. С. Бондарь и др.; под ред. В. Д. Зорькина. — 2-е изд., пересмотренное. — М.: Норма, Инфра-М, 2011.
21. Макаров, А. В. Объединение субъектов Федерации: этнонациональный и территориальный факторы в зеркале права // Государственная власть и местное самоуправление. — 2012. — N 2. — С. 3 — 10.
22. Носов, С. И. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. — М.: Статут, 2011.
23. Нудненко, Л. А. Проблемы правовой регламентации правотворческой инициативы граждан в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. — 2010. — N 2. — С. 29 — 32.
24. Проект «Концепция развития в РФ механизмов электронной демократии до 2020 года» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
25. Руденко, И. П. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты. — Екатеринбург, 2003. — С. 111 -114.
26. Федотова, Т. М., Афонина, А. В., Ушакова, А. В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О референдуме Российской Федерации». — М.: Юстицинформ, 2006. [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс».
27. Холопов, В. А. Модернизация институтов непосредственной демократии в условиях информатизации: муниципальное измерение // Государственная власть и местное самоуправление. — 2011. — № 10. — С. 32−35.
28. Шугрина, Е. С. Судебная практика по вопросам, связанным с созданием и ликвидацией территориального общественного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2012. — N 1. — С. 20 — 25.
.ur