Охрана труда в аптечных предприятиях
Необходимо отметить, что требования к аптекам зависят от вида имеющихся у них лицензий на фармацевтическую деятельность. Если лицензия аптеки предусматривает работу с сильнодействующими и ядовитыми веществами (включенными соответственно в Список № 1 и Список № 2 Постоянного комитета по контролю наркотиков), к ней предъявляются повышенные требования в сфере безопасности. Если же аптека… Читать ещё >
Охрана труда в аптечных предприятиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
" Казанский государственный медицинский университет"
Министерства здравоохранения Российской Федерации
МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ Курсовая работа Специальность: фармация ПМ 03 «Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией при отсутствии специалиста с высшим образованием»
МДК 03.01. «Организация деятельности аптеки и её структурных подразделений»
Охрана труда и техника безопасности в аптечных предприятиях
Работу выполнила:
Халилова Фирюза Хадиевна
Руководитель: Буховец А.В.
2015 г.
- Введение
- Глава 1
- Ответственность
- Нормативные документы
- Безопасность жизни работников аптечных предприятий
- Глава 2
- Заключение
- Список литературы
- Приложения
Цели:
Исследовать системы безопасности работников аптеки
Задачи:
1. изучить нормативную документацию по технике безопасности
2. выявить аспекты безопасности эксплуатации здания аптеки
3. проанализировать соблюдение техники безопасности работниками аптеки
Актуальность темы. Одним из главных направлений социальной политики России, в соответствии со Ст. 37 Конституции Российской Федерации, является «обеспечение оптимальных условий труда, отвечающих требованиям безопасности» работников различных отраслей, в том числе для фармацевтических работников. Охрана труда работников в аптечных организациях является важнейшим мероприятием, направленным на повышение их работоспособности, улучшение условий труда и защиту здоровья.
Существующие нормативные и распорядительные документы по охране труда и технике безопасности носят общий характер и касаются всех сфер трудовой деятельности. Однако указанные документы не учитывают специфических особенностей фармацевтической деятельности. В документах по ОТ и ТБ не рассмотрены и не учитываются проблемы организации рабочих мест, проведения в условиях аптечных организаций инструктажей по технике безопасности, в том числе пожарной безопасности, а также характерно не полное соответствие социального пакета и выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ) условиям труда фармацевтических работников.
экологическая безопасность аптека надзор
Глава 1
Охрана труда — это система законодательных актов, социально — экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека.
Практическая деятельность в области охраны труда является важнейшей обязанностью директора (заведующего) аптеки. Именно на директора аптеки возлагается ответственность за охрану труда работников.
Обучение работников аптеки безопасным методам труда является одной из его обязанностей. Большое значение придается разработке инструкций по технике безопасности, которые вводятся в действие после согласования с профсоюзной организацией и утверждения руководителем.
Содержание инструкции должно быть последовательным и включать: вводную часть, общие и специальные требования (обязанности перед началом работы, во время работы, в аварийных ситуациях, по окончанию работы) и заключение.
Во вводной части содержатся сведения об охране труда, указание о необходимости строгого выполнения инструкции работающими в данной должности.
Общие требования содержат перечень обязанностей работников, меры безопасности, приемы поведения при несчастных случаях, поломке оборудования и др.
Ответственность
Инструкции разрабатываются по должностям, в соответствии с выполняемой работой. Периодически инструкции пересматриваются. Невыполнение их рассматривается как нарушение дисциплины и виновные привлекаются к ответственности согласно правилам внутреннего распорядка. На директора аптеки возлагается обязанность за проведение инструктажа по технике безопасности.
Специальные требования:
1) Обязанности до начала работы. В этом разделе излагаются т требования к аптечным работникам по личной подготовке к трудовому процессу, ознакомлению с необходимой документацией.
2) Обязанности во время работы. Этот раздел отражает меры безопасности при выполнении конкретных работ. Обязанности по окончанию работы отражают требования безопасности при отключении приборов и аппаратуры, уборке рабочего места.
По характеру и времени проведения инструктаж подразделяют на: вводный, первичный, повторный. Вводный инструктаж проводят со всеми принимаемыми на работу, со студентами-практикантами. Он содержит общие положения по охране труда, соблюдение которых исключает возможность воздействия на аптечных работников опасных и вредных факторов. Регистрация его ведется в соответствующем журнале по определенной форме.
Первичный инструктаж на рабочем месте — проводится с каждым вновь принятым в аптеку, переводимым с одного рабочего места на другое, студентами по практике. Посвящен он обучению безопасным приемам на конкретном рабочем месте. Повторный (периодический) инструктаж проводится не реже, чем раз в шесть месяцев со всеми работающими с целью проверки и повышения уровня знаний правил и инструкций по охране труда индивидуально или группой работников однотипных должностей.
Регистрация осуществляется в соответствующем журнале. Каждый член трудового коллектива должен знать о мерах ответственности за нарушение правил безопасности и инструкций.
Дисциплинарная ответственность — заключается в дисциплинарном взыскании, применяется непосредственно при обнаружении проступка, но не позднее чем через месяц со дня обнаружения и не позднее шести месяцев со дня совершения проступка.
Административная ответственность выражается в наложении взыскания или штрафа на руководящих работников, на которых возложена обязанность по обеспечению выполнения правил безопасности КЗОТа.
Материальная ответственность — состоит в возмещении за ущерб здоровью потерпевшему.
Уголовная ответственность — при несчастном случае с людьми.
Нормативные документы
Сборник документов по охране труда для аптек предназначен для оказания помощи руководителям и инженерам (ответственным) по охране труда в организации охраны труда в организации.
Сборник документов составлен на основе штатного расписания и имеющегося оборудования ОАО «Фармация», г. Владивосток.
Сборник документов составлен на основе требований государственных нормативно — правовых актов и включает образцы документов и нормативные акты по охране труда, позволяющие организовать систему охраны труда на аптечных складах и в частной или государственной аптеке в полном объеме.
Образцы документов по охране труда включают:
Локальные акты: (Положения: по организации работы в области охраны труда; о персонале фирмы; о порядке обучения и проверки знаний охраны труда работников предприятия; о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников; Правила внутреннего трудового распорядка; План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда; Программа вводного инструктажа для управленческого персонала и рабочих; Программа первичного инструктажа на рабочем месте; Программа обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда руководителей подразделений и специалистов; Программа обучения по охране труда работников рабочих профессий; Учебный план обучения и проверки знаний по охране труда работников предприятия и другие).
Приказы по охране труда.
1) Инструкции по охране труда для персонала.
2) Инструкции по охране труда при обслуживании оборудования.
3) Акты, списки, ведомости и графики по охране труда.
4) Протоколы. Карты.
Журналы по охране труда (электронный вариант).
1) Образцы документов для организации пожарной безопасности на предприятии.
2) Образцы документов, необходимых для расследования несчастных случаев.
3) Образцы документов, необходимых при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.
4) Образцы документов для организации экологической безопасности.
5) Бланки и удостоверения по охране труда.
В состав нормативных актов входят:
1) Законодательные акты Российской Федерации.
2) Постановления Правительства РФ.
3) Постановления Минтруда России.
4) Документы Фонда социального страхования.
5) Правила Ростехнадзора (Госгортехнадзора) и Госэнергонадзора России.
6) Правила и приказы Минздравсоцразвития (Минздрава) России.
7) Санитарные правила и нормы.
8) Правила безопасности.
9) Строительные правила и нормы.
10) Государственные стандарты.
11) Документы по бухгалтерии.
Государственное регулирование вопросов безопасности в аптечном деле осуществляется в настоящее время законодательными и подзаконными актами самого разного уровня. Здесь и федеральные законы, и законы некоторых субъектов РФ, и нормативные акты (приказы, инструкции, письма) соответствующих ведомств.
Особое место среди этих федеральных ведомств занимает Министерство здравоохранения РФ. Функции Минздрава России, прямо или косвенно касающиеся регламентации и контроля вопросов безопасности в аптечном деле, перечислены в «Положении о Министерстве здравоохранения Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства № 284 от 29 апреля 2002 г.
В соответствии с Положением Минздрав России уполномочен разрабатывать и утверждать:
государственные санитарно-эпидемиологические правила;
правила отпуска лекарственных средств;
квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам (согласованные с Минтруда России);
порядок создания специальных комиссий по контролю за оборотом наркотических средств в аптечных организациях (согласованный с МВД РФ);
порядок проведения медицинских осмотров, в том числе обязательных, работников отдельных профессий.
Кроме того, Минздрав осуществляет:
экспертизу экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности производства ЛС;
выдачу (в установленных законодательством случаях) заключений при лицензировании отдельных видов деятельности;
лицензирование видов деятельности, входящих в компетенцию Минздрава;
организационно-методическое руководство медико-санитарным обеспечением населения при чрезвычайных ситуациях.
За Минздравом России закреплены в числе других следующие контрольно-надзорные функции:
государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
надзор за фармацевтической деятельностью;
контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в пределах своей компетенции.
Как видим, функции Минздрава России, имеющие отношение к регламентации вопросов безопасности в аптечном деле, весьма широки. Поэтому большинство подзаконных актов, которыми руководствуются аптеки в этой сфере, исходит именно из Министерства здравоохранения РФ.
Необходимо отметить, что требования к аптекам зависят от вида имеющихся у них лицензий на фармацевтическую деятельность. Если лицензия аптеки предусматривает работу с сильнодействующими и ядовитыми веществами (включенными соответственно в Список № 1 и Список № 2 Постоянного комитета по контролю наркотиков), к ней предъявляются повышенные требования в сфере безопасности. Если же аптека осуществляет отпуск лекарственных средств, отнесенных к наркотическим, эти требования еще выше. Далее мы покажем, какое огромное количество документов регламентирует оборот таких веществ.
Аптеки, сохранившие у себя производственные отделы, вынуждены следовать дополнительным требованиям к таким производствам.
На практике различия в требованиях государственных органов зависят еще и от формы собственности и времени создания аптечного предприятия. Муниципальные и бывшие муниципальные (акционерные с участием государства) аптеки испытывают к себе максимальное внимание различных проверяющих органов. Они по привычке сдают всю необходимую (и не очень) отчетность вышестоящим и контрольным органам, подвергаются регулярным проверкам, аккуратно ведут всю документацию.
Вновь создаваемые частные аптеки при этом несколько обделены «пристальным вниманием» государственных инстанций. Тем не менее, руководители таких аптек, обычно умудренные опытом, полученным при работе в муниципальной аптечной сети, предпочитают следовать нормативам, не дожидаясь проверки.
Что касается крупных частных аптечных сетей, их взаимоотношения с контролирующими органами строятся по законам крупного бизнеса. Впрочем, можно отметить, что, проектируя сеть аптек «с нуля», проще предусмотреть их соответствие всевозможным нормативам. А иногда еще проще зайти с другой стороны: принять участие в составлении того или иного норматива и тем оградить свой бизнес от неожиданностей.
Необходимо отметить, что в последние два года произошли (и продолжают происходить) серьезные подвижки в сторону снижения административного давления на розничный фармацевтический бизнес. Принятый 8 августа 2001 г. в рамках программы дебюрократизации экономики Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» хотя и сохранил фармдеятельность в списке подлежащих обязательному лицензированию, проложил дорогу к значительному упрощению самой процедуры.
Руководители аптек весьма положительно восприняли тот факт, что, например, к заявлению на получение самой простой лицензии «аптека готовых форм» (без производственного отдела) в Москве теперь надо приложить только 7 видов документов. При переоформлении же лицензии — всего 5 из них (плюс копию старой лицензии).
Принятый в конце 2002 г. Федеральный закон «О техническом регулировании» также имеет непосредственное отношение к теме этой статьи. Концепция новой системы технического регулирования (системы обязательных технических требований и стандартов в отношении продукции, услуг и производственных процессов), основы которой закладывает этот закон, основывается на идеологии ограничения и упорядочения вмешательства государства в деятельность экономических субъектов.
В соответствии с этим законом планируется разработать и принять порядка семи законодательных документов нового типа — общих технических регламентов. Эти документы в виде федеральных законов установят требования к безопасности, обязательные для соблюдения при всех видах деятельности. Из них наиболее актуальны для аптек будут регламенты, посвященные:
безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий;
пожарной безопасности;
биологической безопасности;
экологической безопасности.
Помимо общих регламентов, вопросы безопасности будут регулировать специальные технические регламенты, устанавливающие требования только к отдельным видам продукции и деятельности, создающим риск причинения вреда выше обычного (учтенного общими техническими регламентами).
Так как фармацевтическая деятельность относится именно к таким областям повышенного риска, будут свои регламенты и у фармотрасли. Многие нормы и правила должны быть здесь более жесткими, чем определенные для экономики в целом.
Но в любом случае никакие государственные органы не будут иметь права предъявлять отличающиеся, завышенные по сравнению с закрепленными в общих и специальных технических регламентах требования в сфере безопасности.
В регламентах также будут предусмотрены механизмы контроля за исполнением обязательных требований и уполномоченные на это органы. В этой сфере функции и полномочия государства должны быть тоже четко регламентированы и не могут превышаться ни ведомствами, ни местными органами власти. Новая концепция подразумевает принцип «один норматив — один контрольный орган», т. е. должно быть исключено дублирование или противоречивость требований проверяющих инстанций.
Разработчики закона «О техническом регулировании», действовавшие под эгидой Президента Российской Федерации, считают, что в дальнейшей разработке новой системы должны в первую очередь принять участие не госорганы, а субъекты экономики и общественность. Положения Закона дают им для этого все права. Именно это должно помочь избежать законодательного закрепления необоснованных норм и избыточного контроля уже в новой системе технического регулирования.
Будем надеяться, что новая система технического регулирования облегчит жизнь руководителям аптек, позволит сократить время «общения» со всевозможными инстанциями, четче планировать деятельность и развитие своего предприятия. Но для этого фармсообщество должно принять активное участие в разработке новых отраслевых документов.
И тогда новая система предоставит руководителям и специалистам аптек возможность полнее сосредоточиться на своей основной миссии — лекарственном обеспечении населения.
Требования к аптекам в сфере противопожарной безопасности не очень отличаются от применяемых к другим хозяйственным субъектам, имеющим торговые и складские помещения. Тем не менее, регламентируются они отраслевым документом «Правила пожарной безопасности для учреждений здравоохранения» ППБО 07−91, утвержденным Минздравом СССР 30 августа 1991 г.
Вот основное, что интересует при проверке аптеки контролирующие инстанции: наличие автоматической пожарной сигнализации, количество и своевременная перезарядка огнетушителей, вывешены ли на специальном стенде план эвакуации и правила по противопожарной безопасности, проводится ли регулярный инструктаж персонала по этим вопросам.
Но имеются еще специфические ведомственные документы, к примеру, приказы Минздрава России № 203 от 27 мая 1999 г. «О мерах пожарной безопасности» и № 318 от 5 ноября 1997 г. «Об утверждении «Инструкции о порядке хранения и обращения в фармацевтических (аптечных) организациях с лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, обладающими огнеопасными и взрывоопасными свойствами» .
Надзор за исполнением аптеками предписанных норм и правил противопожарной безопасности осуществляют соответствующие территориальные управления (в Москве — управления административных округов) Государственной противопожарной службы в составе МЧС РФ.
В сфере санитарной безопасности соответствующий режим в аптеке регламентируется «Инструкцией по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)», утвержденной приказом Минздрава № 309 от 21 октября 1997 г.
Другим важнейшим документом является приказ Минздравмедпрома РФ № 90 от 14 марта 1996 г. «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» .
Проверяющей инстанцией являются территориальные органы Минздрава России. Санитарно-гигиенические обследования проводят соответствующие территориальные центры Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В сфере техники безопасности и охраны труда фармработников основополагающим (и настольным для руководителя аптеки) документом является, разумеется, «Трудовой кодекс Российской Федерации», принятый 30 декабря 2001 г., № 197-ФЗ.
В отношении техники безопасности и охраны труда провизоров и фармацевтов регламентирующими документами являются также постановления Правительства РФ, а также документы Министерства труда и социального развития и Министерства здравоохранения РФ.
Основные из них: письмо Минздрава России № 2510/5581−98−32 от 24 июня 1998 г. «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» и Постановление Минтруда России № 68 от 29 декабря 1997 г. «Об утверждении типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты» .
Оборот лекарственных средств, которые могут реализовываться через аптеки и содержат наркотические и психотропные вещества, регламентируется более чем 30 документами. Среди них две международные конвенции — Единая конвенция «О наркотических средствах» 1961 г. с поправками от 1972 г. и Конвенция от 21 февраля 1971 г. «О психотропных веществах». Эти конвенции включают списки соответствующих веществ, оборот которых находится под международным контролем.
Фундаментом законодательства РФ в данной сфере являются три федеральных закона: «О лекарственных средствах» от 22 июня 1998 г., «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. и «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г., а также «Основы законодательства об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г.
Конкретизация требований и мер по отдельным аспектам оборота таких лекарственных средств осуществляется в постановлениях Правительства РФ. Таких постановлений по меньшей мере шесть. Среди последних по времени — два постановления, касающиеся лицензирования аптек, принятые в 2002 г. Это Постановление № 135 от 11 февраля 2002 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановление № 454 от 21 июня 2002 г. «О лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» .
Некоторые постановления Правительства РФ в этой сфере затрагивают аптеки лишь частично. По наиболее важным из них, которые необходимо знать и выполнять руководителю аптеки, изданы приказы Министерства здравоохранения РФ.
Постановление Правительства РФ № 541 от 30 мая 1998 г. «Об утверждении положения о выдаче лицензий на использование объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» было подкреплено приказом Минздрава России № 625 от 5 октября 1998 г.
Постановление Правительства РФ № 577 от 28 июля 2000 г. «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с этой деятельностью» в отношении аптек расшифровывается приказом Минздрава России № 139 от 27 апреля 2001 г.
Непосредственно аптек, осуществляющих продажу наркотических и сильнодействующих веществ, касаются также следующие документы Минздрава:
приказ № 328 от 23 августа 1999 г. «О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)» ;
приказ № 330 от 12 ноября 1997 г. «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических лекарственных средств» (издан в развитие приказа Минздрава СССР № 523 от 3 июля 1968 г. «О порядке хранения, учета, прописывания, отпуска и применения ядовитых, наркотических и сильнодействующих лекарственных средств»);
инструкция «О системе фармацевтического контроля наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств, используемых на территории Российской Федерации», утвержденная Минздравом России 10 июня 1997 г.
Допуск сотрудников аптек к работе с такими веществами регламентируют Постановление Правительства РФ № 892 от 6 августа 1998 г. «Об утверждении правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами» и приказ Минздрава России № 397 от 5 ноября 1999 г. «О перечне должностей фармацевтических работников и учреждений (организаций) с правом отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам» .
Списки сильнодействующих и ядовитых веществ, оборот которых ограничен, утверждаются протоколами заседаний Постоянного комитета по контролю наркотиков (ПККН), работающего в соответствии с перечисленными выше международными конвенциями и законами РФ. Изменение в действующие списки вносятся периодически принимаемыми «дополнениями», имеющими такую же юридическую силу, как и сами списки.
Аптекам, имеющим производственные отделы, необходимо также знать и исполнять соответствующие положения приказа Минздрава № 308 от 21 октября 1997 г. «Об утверждении инструкции по изготовлению в аптеках жидких лекарственных форм» .
Имеются также «Типовые требования по технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации помещений с хранением наркотических средств» .
Оборот этилового спирта (синтетический этиловый спирт, в отличие от ферментативного, протоколом ПККН № 2/71−99 от 14 апреля 1999 г. из списка сильнодействующих переведен в список ядовитых веществ) регулируется отдельными регламентирующими документами разного уровня, которых имеется не менее десятка.
Дополнительные требования к аптекам, отпускающим наркотические, психотропные и прочие сильнодействующие препараты, приводят не только к значительному ужесточению фармпорядка в аптеке, но и к дополнительным расходам на обеспечение соответствующего уровня безопасности. Возможно, для тех немногих аптек, которые сохраняют у себя отпуск этих лекарственных средств, требуется адресная государственная поддержка. В противном случае они оказываются в заведомо неравных условиях конкуренции на розничном фармацевтическом рынке.
Безопасность жизни работников аптечных предприятий
Различные аспекты понятия «безопасность» в отношении аптек можно сгруппировать по таким основным пунктам: противопожарная безопасность; санитарная безопасность; техника безопасности и охрана труда; безопасность эксплуатации зданий и прилегающих территорий; экологическая безопасность; противокриминальный аспект безопасности; а также безопасность оборота наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ и участие аптек в обеспечении безопасности граждан при вступление в действие мероприятий ГО и ЧС.
Среди требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации и ее субъектов к аптекам, особое место занимают те, что касаются безопасности граждан и государства. Эти требования — предмет постоянной «головной боли» руководителей аптек, а значит, заслуживают серьезного разговора в специализированной прессе.
Регламентация в сфере безопасности необходима, но сама система требований должна быть понятной, «прозрачной» и непротиворечивой. Система же контроля за соблюдением этих требований должна быть не только эффективной (с точки зрения государства), но и соответствовать уровню развития экономики, не создавать для муниципалитетов и бизнеса непреодолимых препятствий в развитии отечественной аптечной сети.
Каждое рабочее место в аптеке должно быть снабжено инструкцией по технике безопасности и охране труда. Инструкция подлежит согласованию с профсоюзной организацией предприятия (если есть) или советом трудового коллектива и действительна в течение 5 лет.
Проверка соблюдения требований техники безопасности и охраны труда работников аптек осуществляется инспекторами по охране труда комитетов здравоохранения (городов, областей и др. административных образований РФ).
Имеется Постановление Правительства РФ № 78 от 28 января 2000 г. «О Федеральной инспекции труда», о Трудовой инспекции говорится и в новом «Трудовом кодексе РФ», но в опрошенных нами аптеках представители такой проверяющей инстанции пока не появлялись.
Безопасность эксплуатации здания аптеки и прилегающей к ней территории имеет несколько аспектов. Необходимость содержать в чистоте и порядке прилегающую к аптеке территорию регламентируется и противопожарными, и санитарными правилами, и местными органами власти. Уборка осуществляется (в Москве) либо по договору с соответствующей Дирекцией единого заказчика, либо своими силами. Инспектирует территорию обычно территориальный орган местной власти (в Москве — управа муниципального округа).
Надзор за эксплуатацией здания (помещения) аптеки осуществляется в обычном порядке органами (инспекциями) государственного технического надзора за нежилыми помещениями соответствующего города РФ.
Надзор за экологической безопасностью аптек выразился в появлении нового проверяющего органа — Экологической полиции. Пока, правда, не совсем понятно, на основании каких документов экологи имеют право предъявлять свои претензии к аптекам. Тем не менее, некоторую активность в Москве они уже проявляют. Проверялось, по опыту аптек, следующее: наличие договоров на утилизацию люминисцентных ламп; прохождение диспансерных осмотров персоналом (особенно флюорографии).
Если по первому пункту компетенция Экологической полиции не вызывает сомнений, то отношение этого органа к проблеме борьбы с распространением туберкулеза явно нуждается в разъяснении со стороны властей.
Противокриминальный аспект безопасности имеет различия для аптек в зависимости от имеющихся у них лицензий. Аптека обычно заключает договор на охрану с местным подразделением Вневедомственной охраны Министерства внутренних дел РФ. В случае отсутствия у аптеки лицензий на работу с сильнодействующими (сюда входят и психотропные), ядовитыми и, конечно, наркотическими веществами отношения аптеки с Вневедомственной охраной носят сугубо коммерческий, договорной характер. В принципе, аптека может осуществлять свою охрану и другими путями, например, заключив договор с частным охранным предприятием.
Но если аптека работает с ЛС, содержащими списочные сильнодействующие, ядовитые и, тем более, наркотические вещества, Вневедомственная охрана МВД является еще и контролирующим органом по соблюдению аптекой соответствующих нормативов безопасности. Она выдает заключения для получения аптекой соответствующих лицензий. Естественно, в таких условиях аптеке проще удовлетворить требованиям, работая по договору охраны именно с государственной организацией.
Такое совмещение функций, а также то, что в последние годы требования в области безопасности ужесточились, а их исполнение обходится гораздо дороже, и вынуждает аптеки к массовому отказу от продления лицензий на работу с подобными ЛС. Это может привести и уже приводит к ухудшению лекарственного обеспечения населения, когда выписанное врачом лекарство очень трудно найти.
Участие аптек в обеспечении безопасности граждан при вступление в действие мероприятий ГО и ЧС прежде всего подразумевает использование ресурсов имеющихся аптек по прямому назначению — для лекарственного обеспечения пострадавшего населения. Для этого имеются планы эвакуации аптек (как персонала, так и ЛС определенного списка) в соответствующие места и развертывания их там. Отдельные аптеки имеют мобилизационные задания.
Ответственными за эти мероприятия назначаются крупные головные (в Москве — окружные) аптеки в каждой местности. В такой аптеке, служащей своего рода опорным пунктом, имеется сотрудник, отвечающий за данную сферу деятельности, а также все необходимые документы по данной тематике.
Однако речь в данном случае идет о муниципальных и акционированных аптеках. Частные аптеки практически не учитываются в подобных планах.
Разумеется, руководитель аптеки не может лично заниматься всеми вопросами безопасности, изложенными в этой статье. Поэтому он обычно приказом назначает лиц, ответственных за тот или иной аспект безопасности, из числа сотрудников аптеки. Иногда в достаточно крупном аптечном предприятии проще принять на работу специального сотрудника (обычно из числа отставных военных), который и будет заниматься координацией большинства вопросов безопасности. Тем не менее, руководитель продолжает персонально отвечать за выполнение требований безопасности в своей аптеке.
Глава 2
Охрана труда, как система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая различные мероприятия и средства, занимает важное место в полноценном функционировании любого субъекта хозяйствования. Положение с организацией и обеспечением охраны труда на производстве и техники безопасности при проведении отдельных видов работ продолжает оставаться сложным. Ежегодно на предприятиях и в организациях республики при выполнении работ травмируется свыше 10 тысяч человек, из них около 300 человек погибает, свыше 700 человек получают тяжелые травмы. Проверки предприятий и анализ материалов расследования несчастных случаев показывают, что свыше 70% нарушений требований охраны труда происходит по организационным причинам, причем из них около 50% вследствие некомпетентности руководителей и специалистов, недисциплинированности и незнания персоналом элементарных требований охраны труда и техники безопасности при проведении работ с повышенной опасностью. Принятие и реализация федеральных законов, других нормативных правовых актов (в том числе субъектами РФ), целевых программ (в том числе отраслевых) об улучшении условий и охране труда позволяет обеспечить систему нормативно-правового регулирования в данной сфере. Регулирование норм охраны труда в аптеках должно проводиться в соответствии с законодательными актами и нормативными документами, регламентирующими данную деятельность. Объект исследования — государственная аптека № 123. Предмет изучения — организация охраны труда в государственной аптеке № 123.
Заключение
В условиях аптеки чрезвычайно важна техника безопасности и охрана труда. Для этого были разработаны документы (приказы, стандарты и т. д). Основными являются следующие:
— инструкции по охране труда для персонала;
— инструкции по охране труда при обслуживании оборудования;
— акты, списки, ведомости и графики по охране труда;
— санитарные правила и нормы;
— правила безопасности;
— государственные стандарты.
Безопасность эксплуатации здания аптеки и прилегающей к ней территории имеет несколько аспектов. Необходимость содержать в чистоте и порядке прилегающую к аптеке территорию регламентируется и противопожарными, и санитарными правилами, и местными органами власти. Уборка осуществляется либо по договору с соответствующей Дирекцией единого заказчика, либо своими силами. Инспектирует территорию обычно территориальный орган местной власти.
Надзор за эксплуатацией здания (помещения) аптеки осуществляется в обычном порядке органами (инспекциями) государственного технического надзора за нежилыми помещениями соответствующего города РФ.
Надзор за экологической безопасностью аптек выразился в появлении нового проверяющего органа — Экологической полиции.
Проверка соблюдения требований техники безопасности и охраны труда работников аптек осуществляется инспекторами по охране труда комитетов здравоохранения. Имеется Постановление Правительства РФ № 78 от 28 января 2000 г. «О Федеральной инспекции труда», о Трудовой инспекции говорится и в новом «Трудовом кодексе РФ», но в опрошенных нами аптеках представители такой проверяющей инстанции пока не появлялись.
По исследованиям в аптеке № 123 мы проанализировали соблюдение техники безопасности работниками аптеки. Проверки предприятий и анализ материалов расследования несчастных случаев показывают, что свыше 70% нарушений требований охраны труда происходит по организационным причинам, причем из них около 50% вследствие некомпетентности руководителей и специалистов, недисциплинированности и незнания персоналом элементарных требований охраны труда и техники безопасности при проведении работ с повышенной опасностью.
1. Кабакова, Т. И. Актуальные вопросы охраны труда и техники безопасности работников аптек / Т. И. Кабакова, И. С. Максимов // Аптека — 2007: тез. докл. мед. — фармац. конгр. 23−26 окт. 2007 г. — М., 2007. — С.38−39.
2. Максимов, И. С. Социологическое исследование фармацевтических работников по вопросам охраны труда и техники безопасности в аптеках / И. С. Максимов, Т. И. Кабакова // Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции: сб. науч. тр. / Пятигорская ГФА. — Пятигорск, 2008. — Вып.63. — С.618−620.
3. Максимов, И. С. Анализ использования нормативной базы по охране труда и технике безопасности в аптечных учреждениях / И. С. Максимов, Т. И. Кабакова, Т. Г. Ковалева // Разработка, исследование и маркетинг новой
фармацевтической продукции: сб. науч. тр. / Пятигорская ГФА. — Пятигорск, 2008. — Вып.63. — С.620−621.
4. Максимов, КС. Особенности использования средств индивидуальной защиты в аптечных предприятиях / И. С. Максимов, Т. Н. Кабакова, Т. Г. Ковалева // Человек и лекарство: тез. докл.15 Рос. нац. конгр.14−18 апр. 2008 г. — М., 2008. — С.661.
5. Кабакова, Т. И. Охрана труда и техника безопасности в аптечной организации: нормативно-правовая база / Т. И. Кабакова, И. С. Максимов // Новая аптека. Эффективное управление. — 2008. — № 10. — С.55−57.
6. Кабакова, Т. И. Охрана труда и техника безопасности в аптечной организации: результаты анкетирования фармацевтических работников (начало) / Т. И. Кабакова, И. С. Максимов // Новая аптека. Эффективное управление. — 2008. — № 11. — С.47−49.
7. Кабакова, Т. И. Анализ состояния вопросов по охране труда и технике безопасности в аптечных предприятиях Ставропольского края и Карачаево-Черкесской республики / Т. И. Кабакова, И. С. Максимов // Кластерные подходы в современной фармации и фармацевтическом образовании: сб. материалов междунар. науч. — практ. конф. 20−21 нояб. 2008 г. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. — С.94−96.
8. Кабакова, Т. И. Охрана труда и техника безопасности в аптечной организации: результаты анкетирования фармацевтических работников (продолжение) / Т. И. Кабакова, И. С. Максимов // Новая аптека. Эффективное управление. — 2008. — № 12. — С.43−45.
9. Кабакова, Т. И. Охрана труда и техника безопасности в аптечной организации: результаты анкетирования фармацевтических работников (окончание) / Т. И. Кабакова, И. С. Максимов // Новая аптека. Эффективное управление. — 2009. — № 1. — С.54−56.
10. Кабакова, Т. И. Кластерный подход к изучению состояния вопросов охраны труда и техники безопасности в аптечных организациях различных форм собственности / Т. И. Кабакова, И. С. Максимов // Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции: сб. науч. тр. / Пятигорская ГФА. — Пятигорск, 2009. — Вып.64. — С.609−611.
11. Максимов, И. С. Результаты самоатгестации рабочих мест провизоров-специалистов, работающих за персональными компьютерами / И. С. Максимов // Вестник Рос. Военно-мед. академии. — 2009. — № 1 (25). — Приложение. — Ч.1. — С.180−181.
12. Кабакова, Т. И. Приоритетные факторы по охране труда и технике безопасности фармацевтических работников / Т. И. Кабакова, И. С, Максимов // Фармакоэкономика. — 2009. — Т.2, № 3. — С.61.
13. Кабакова, Т. И. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (начало) / Т. И. Кабакова, И. С. Максимов, И. Н. Морозова // Новая аптека. Эффективное управление. — 2009. — № 10. — С.55−57.
14. Использование информационных технологий и некоторые аспекты охраны труда провизоров-специалистов в аптечных учреждениях Ставропольского края и Карачаево-Черкесской республики / Т. И. Кабакова [и др. [; под ред.В. А. Казначеева // Дни науки: науч. тр. № 32. — Пятигорск: Изд-во «Технолог, ун-т», 2009. — Ч. VHI. — С.39−43.
15. Максимов, И. С. Изучение благоприятных возможностей и внешних угроз, влияющих на охрану труда в аптечных предприятиях / И. С. Максимов, Т. И. Кабакова // Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции: сб. науч. тр. / Пятигорская ГФА. — Пятигорск, 2010. — Вып.65. — С.619−621.
16. Кабакова, Т. И. Алгоритм проведения аттестации рабочих мест в аптечной организации /' Т. И. Кабакова, И. С. Максимов, И. Н. Морозова // Новая аптека. Эффективное управление. — 2010. — № 3. — С.51−59.
17. Кабакова, Т. И. Актуальные вопросы аттестации рабочих мест специалистов, работающих за персональными электронно-вычислительными машинами / Т. И. Кабакова, И. С. Максимов, Т. Г. Ковалева // Социально-экономические и правовые механизмы развития Северо-Кавказского региона: материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Пятигорск, 2010,-Т. L — С.107−113.
Приложения
Приложение 1.
График проведения аттестации рабочих мест по условиям труда аптечных учреждений ГУП «Таттехмедфарм»
№ п/п | № аптеки | Количество аттестуемых рабочих мест (карт аттестации) | Дата проведения аттестации рабочих мест | Примечание (местонахождение обьекта) | |
Аптека № 57 | Январь 2011 г. | г. Казань | |||
Аптека № 361 | Январь 2011 г. | г. Казань | |||
Аптека № 17 | Январь 2011 г. | г. Казань | |||
Аптека № 20 | Февраль 2011 г. | г. Казань | |||
Аптека № 187 | Февраль 2011 г. | г. Казань | |||
ЦРА № 71 | Февраль 2011 г. | п. г. т. Апастово | |||
Аптека № 350 | Март 2011 г. | г. Казань | |||
Аптека № 13 | Март 2011 г. | г. Казань | |||
ЦРА № 41 | Март 2011 г. | г. Чистополь | |||
Аптека № 15 | Апрель 2011 г. | г. Казань | |||
Аптека № 16 | Апрель 2011 г. | г. Казань | |||
Аптека № 299 | Апрель 2011 г. | г. Казань | |||
ЦРА № 157 | Май 2011 г. | Пестречинский район | |||
ЦРА № 110 | Май 2011 г. | Высокогорский район | |||
ЦРА № 154 | Май 2011 г. | Каско-Устинский район | |||
ЦРА № 289 | Июнь 2011 г. | г. Нижнекамск | |||
Аптека № 405 | Июнь 2011 г. | г. Набережные Челны | |||
Аптека № 417 | Июнь 2011 г | г. Набережные Челны | |||
ЦРА № 94 | Июль 2011 г. | Нурлатский район | |||
ЦРА № 151 | Июль 2011 г. | г. Буинск | |||
ЦРА № 65 | Июль 2011 г. | г. Зеленодольск | |||
Аптека № 428 | Август 2011 г. | г. Набережные Челны | |||
Аптека № 368 | Август 2011 г. | г. Казань | |||
ЦРА № 29 | Август 2011 г. | Арский район | |||
Аптечный склад | Сентябрь 2011 г. | ул. Тихорецкая, 11 | |||
Аптека № 371 | Октябрь 2011 г. | г. Казань | |||
Аптека № 2 | Октябрь 2011 г. | г. Казань | |||
Аптека № 77 | Октябрь 2011 г. | г. Казань | |||
Приложение 2.
за 2010 год
Представляют: | Сроки представления — на 5-й день после отчётного периода | Форма № 1 - охрана труда Утверждена Постановлением Кабинета Министров РТ от 4.12.2001 г. № 851 | ||
Наименование отчитывающейся организации: ГУП " Медицинская техника и фармация Татарстана" (ГУП " Таттехмедфарм" ) | ||||
Почтовый адрес: 420 054, г. Казань, ул. Тихорецкая, д.11 | ||||
Код отчитывающейся организации по ОКПО: 50 638 713 | ||||
Раздел 1. " Состояние производственного травматизма" | ||||
Наименование показателя | Ед. измер. | № строки | За отчетн. период | |
Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более | чел. | |||
Из стоки 11 численность пострадавших со смертельным исходом | чел. | |||
Число человеко-дней нетрудоспособности у постродавших с утратой трудоспособгости на 1 рабочий день и более, временная нетрудоспособгость которых закончилось в отчётном периоде | чел. — дн. | |||
Раздел 2. " Состояние условий труда" | ||||
Занятые в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам | чел. | |||
Занятые тяжелым физическим трудом | чел. | |||
Работающие на оборудовании, не отвечающим требованиям безопасности | чел. | |||
Раздел 3. " Аттестация рабочих мест по условиям труда" | ||||
Общее количество рабочих мест | единиц | |||
Количество рабочих мест, на которых проведена аттестация по условиям труда, в том числе: | единиц | |||
с классом 1 и 2 | единиц | |||
с классом 3.1 | единиц | |||
с классом 3.2 | единиц | |||
с классом 3.3 | единиц | |||
с классом 3.4 | единиц | |||
с 4 классом | единиц | |||
Количество рабочих мест аттестованных по травмобезопасности с классом 3 | единиц | |||
Численность работников занятых на аттестованных рабочих местах | чел. | |||